Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
К А К Э Т О Д Е Л А Е Т С Я И Т Я Н Е Т С Я Р У К А К Д В О Р Ц У . . . « П Р И В А Т И З А Ц И Я » ЗНАМ ЕНИТЫХ Д ВО РЦ О ВО -П А РК О ВЫ Х ЗАПОВЕДНИКОВ В ЛИВАДИИ И АЛУПКЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ Шок кровавого украин ского лета, когда на ш ах тах Донбасса и аэродром е под Львовом только з а один последний месяц по гибли больше двухсот че ловек, - именно это время вы б р ал а администрация президента Леонида Куч мы, чтобы тихо и незам ет но возобновить процесс приватизации самых зн а менитых дворцов Южного берега Крыма. Приватизация дворцово-пар ковых заповедников в Ливадии и Алупке началась прошлой зи мой. Перед новогодними празд никами Киев впервые официаль но потребовал, чтобы южно крымские дворцы были переданы в ведение управления делами президента Украины. Именно тогда, 1 января, в республике вступил в силу новый Земельный кодекс. Буквально вы битый из Верховной Рады и тут же подписанный Леонидом Куч мой, этот закон позволяет част ным лицам путем несложных юридических операций привати зировать огромные земельные участки. На украинских чернозе мах уже появились сверхкрупные латифундии. Но вот что особен но интересно. Новый Земельный кодекс разрешил иметь в част ной собственности «архитектур ные ансамбли и комплексы». Если Воронцовский и Лива- дийский дворцы-музеи действи тельно получат статус прези дентских дач, де-юре они пере станут быть общенациональной культурно-исторической ценно стью. Значит, очень скоро могут стать чьей-то частной собствен ностью. Чьей конкретно - на Ук раине это знает каждый... Провернуть дело до конца той зимой не удалось. Забурли ли крымчане, в Алупке было со здано общественное движение «Отстоим Воронцовский дво рец!» О «дворцовых» претензиях Леонида Кучмы рассказали ве дущие московские СМИ. Россия начала понимать, что теряет грандиозное культурно-истори ческое наследие императорско го дома Романовых и семьи Во ронцовых-Дашковых. Для Леонида Даниловича та кой шум оказался не ко време ни. Зимой холодно, без дешево го сибирского газа не обойтись. А главное, на носу были выборы в Верховную Раду. Сам прези дент, глава его администрации Владимир Литвин зачастили в Москву. Львами Воронцовского дворца эти добрые хлопцы ре шили заняться позже. Время при шло летом, когда пошла перма нентная июльская панихида. На экстренное летнее засе дание собралась Ассоциация заповедников и музеев Крыма. Да, директора музеев автоно мии никогда прежде не съезжа лись так - все вместе. Повод чрезвычайный: премьер-министр Украины Анатолий Кинах в чет вертом по счету правительст венном послании окончательно потребовал отдать Алупкинский заповедник «Воронцовский дво рец» и Ливадийский дворец-му зей управлению президентской администрации. Аргументация Кинаха проста, как удар солдатского сапога. Алупкинский и Ливадийский «объекты» - государственная собственность, они целиком и полностью принадлежат украин скому государству. Стало быть, Киеву решать, что с ними делать дальше. Примеры такого решения уже есть. Мы с вами вряд ли когда увидим крылатых львов Юсуповского дворца в Мисхоре. Бывший мэр Ялты Владимир Марченко согласился отдать уникальный дворец украинским властям «для проведения между народных мероприятий». Теперь это режимный объект, закрытое место отдыха правительственной элиты. Естественно, никаких экс курсий. Что происходит за стро го охраняемой оградой, как пе ределано здание, куда девались исторические музейные ценно сти и кто здесь реальный хозяин - спрашивать бесполезно. У по нятия «собственность управле ния делами президента» на Ук раине очень вольная трактовка. - Разве мы думали, чем обернутся наши обращения в Киев за финансовой поддержкой музеев. Вот они и «помогают», - разводит руками заместитель председателя крымского Совми на Владимир Казарин. До последнего времени из Симферополя в Киев следовал один ответ: «Передача дворцов Южного берега невозможна ни при каких условиях». Но ситуа ция меняется. Нынешней весной нагло, чисто силовым путем был устранен с политической арены председатель Верховного бюве та Крыма Леонид Грач. Первый документ новоизбранного и на смерть перепуганного парла мента автономии - письмо к Куч ме с согласием голосовать за любое предложение, исходящее от украинского президента. А потом никто не удивился, когда большинство здешних парламен тариев проголосовало за годо- 1910 -е гг. Император Николай II в Крыму посещ ает выставку «Товары Крымского татарского производства» вой бюджет, даже не имея на на международной трассе как руках текста этого документа. протест против санитарного за- Сегодня практически все вла- прета торговать на пляжах, стные структуры автономии на- Меджлис передал прессе свое требование: ходятся под полным контролем Киева. Единственная трудность в решении «дворцового вопроса» - протесты общественности. Од ними омоновскими дубинками уже не обойдешься, слишком ве лик может быть резонанс. Зна чит, нужны союзники в самом крымском обществе. ...В июле неподалеку от Алуш ты на трассе Ялта - Симферо поль случилось то, чего давно уже не видел солнечный полуост ров. Организованные отряды крымско-татарского меджлиса перекрыли трассу, на несколько часов заблокировав все движе ние. Даже правительственные кортежи не позволяют себе тако го беспредела. Больше десяти ты сяч проезжавших по главной ку рортной трассе людей были вы нуждены ждать, пока утихнет бес нующаяся татарская толпа. На асфальте под палящим солнцем полдня стояли автобусы, машины, троллейбусы. Многие курортники опоздали на поезда и самолеты. Тем временем несколько со тен активистов меджлиса со все го Крыма штурмовали горис полкомы в Алуште и Судаке. Разбили стекла, избили сотруд ников... Чего хотят татары? Нельзя же серьезно воспринимать акцию основное «Выде лить 2.372 участка для индивиду ального строительства по регио ну Алушта». Вот ответ - им нуж на земля! Причем не где-нибудь в выгоревшей степи, а на бла гословенном Южном берегу, притягивающем, как магнит. Итак, две с лишком тысячи участков под застройку и при усадебное хозяйство. Хотя офи циально на нынешний июль в Алуштинской зоне проживает только 985 татарских семей. Зе мля будет выделена. Лидеры не законного меджлиса, основные организаторы акции на симфе ропольской трассе - они же чле ны вполне официального Совета крымско-татарского народа при президенте Украины. Киевский «папа» возьмет дворцы Апупки и Ливадии, а та тары получат земли под Алуш той. Так они и поделили Крым. Впрочем, есть здесь ненуж ное обеим сторонам. Например, стоящая в центре Симферополя стела-обелиск генерал-аншефу князю Василию Долгорукому. На стеле надпись: «В память рус ским воинам, освободившим Крым в 1771 году от турецких захватчиков». Вот что пишет орган меджли са газета «Къырым»: «Мы поднимали вопрос об этом памятнике во время исто рического шествия, когда на площади Симферополя собра лось 50 тысяч крымских татар. Снести памятник Долгорукому совсем не трудно - набросить на шпиль трос и с помощью одной- двух мощных машин потянуть. Тогда возникли другие дела. Но сейчас, да поможет нам Аллах, мы его уничтожим». Уничтожать придется много, и не только исторические релик вии. Киевский ставленник, новый министр экономики Крыма Арсе ний Яценюк известен тем, что запретил употребление русского языка в документах Совмина ав тономии. А теперь у него новый проект. Выступая по государст венному телевидению, он посе товал на нерентабельность здешнего сельского хозяйства. Министр убежден - нужно свер нуть традиционное сельхозпро- изводство в степном Крыму. Что будут делать 300 тысяч сельско го русскоязычного населения? Пан Яценюк прямым текстом предлагает выселить этих лю дей!.. Освободившиеся территории будут отведены под «высокорен табельное татарское овцеводст во и хлопковые плантации». Сергей ИЛЬЧЕНКО. СИМФЕРОПОЛЬ. С О С Е Д И КА Р Т У П АМ И Р А «ПЕРЕПИШУТ» Руководитель Центра «Архив- Памир: история исследований» (Щвейцария) Маркус Хаузер намерен составить и издать но вую карту Памира. Как сооб щил сам ученый-картограф по прибытии в Душанбе, карта бу дет содержать обновленные фи зико-географические и природ но-климатические данные. Кро ме того, на нее будут нанесены линии новых дорог, координаты объектов инфраструктуры и древних археологических памят ников Памира. Как заявил Хау зер, он выпустит карту в Швей царии на собственные средства. Умед БАБАХАНОВ. ДУШАНБЕ. ПРИДЕТСЯ П ЕШ КО М ... В Минске подорожал проезд в общественном транспорте. Стоимость одной поездки в трамвае, троллейбусе, автобу се и метро возросла на 25 процентов и равна теперь 150 белорусским рублям вместо 120 (8,1 против 6,5 цента). С начала же года общ ее повыше ние проездных тарифов соста вило 87,5 проц. Кроме того, в белорусской столице отменен единый проездной на все виды транспорта, что также увеличи ло затраты минчан на поездки по городу. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. У Н И К А Л Ь Н А Я Н А Х О Д К А Археологическая экспедиция П авлодарского государствен ного университета обнаружила в Экибастузском районе на б е регу речки Шидерты захороне ние III-I веков до нашей эры. Найденные учеными останки знатного воина указывают на принадлежность к культуре, следы которой прежде не нахо дили на севере республики и, в частности, в Прииртышье. Алла БАТАНОВА. ПАВЛОДАР. ТУРКМ ЕНЫ Р А С П А КО В А Л И ЧЕМ О Д АНЫ По сведениям Национально го института статистики и ин формации, за прошедший с ию ля минувшего года период на селение Туркмении увеличилось на 5 процентов и составило 5 млн. 725,2 тыс. человек. О б щему росту численности насе ления республики способствует прежде всего снижение темпов внешней миграции. Лариса БОЕВА. АШХАБАД. Ж У Л И К О В П О Л Н О И В А М Е Р И К Е ПРЕЗИДЕНТ БУШ УЖЕСТОЧАЕТ КОНТРОЛЬ ЗА АМ ЕРИКАНСКИМ И КО РПО РАЦИЯМ И Итак, президент США Джордж Буш подписал до кумент, ужесточающий кон троль за деятельностью ам е риканских корпораций. Вве дение дополнительных мер стало следствием серии фи нансовых скандалов, кото рые не только подорвали доверие клиентов к заоке анским компаниям, прежде всего телекоммуникацион ным, но и вызвали серьез ные потрясения на между народных финансовых рын ках. Как выразился один е в р о пейский банкир, американцы всегда ставили в прим ер ос тальному миру прозрачность своего би зн еса, но в данном случае они продем онстри ро вали искусство жонглирова ния бухгалтерией. Но если честно признать ся, махинации, использован ные для втирания очков кре диторам и акцион ерам , про сты, как азб у к а. Н априм ер, компания «Сентениал Текно- лоджиз» из ш тата М ассачу сетс, сп ец и али зи рующ аяся на производстве компьютер ных карт, когда почувствова ла, что д ел а идут из рук вон плохо и инвесторы вот-вот почуют н еладн ое, взяла и и зо б р ел а новый продукт - воображ аемы й . О сязаемыми были лишь сф аб ри кованны е счета, отраж ающ и е динами ку продаж , одн ако роль но вого то в а р а на сам ом деле играли корзины с фруктами, которые руководство компа нии посылало своим друзьям и знакомым. Когда м ахин а ция вскрылась, стоимость а к ций «С ентениал Текнолод- жиз» уп ала с 55 ,5 до трех д олларов, а инвесторы ли шились нескольких миллио нов долларов. В течение ряда лет компа ния «Америка О нлайн» зап и сывала с е б е в актив б е с платно рассы лаемы е по поч те или р асп ростран яемы е в м агазин ах дискеты подклю чения к Интернету. Каждый отосланный экземпляр реги стрировался как новый а б о нент, хотя большинство дис кет до компьютеров так и не дошли, и в лучшем случае использовались детьми как игрушки. Ф и рм а «Тайм Уор нер», в свою очеред ь, имити р о в а л а деловую активность, пересылая рекламны е м ате риалы из одного филиала в другой. П ер еб р асы в ан и е д е нег с одного счета на другой в финансовых отчетах фикси р овалось как получение дол госрочных кредитов. С пом о щью несложных бухгалтер ских манипуляций даж е р а с ходы можно, как о к азало сь, превратить в прибыль. С к а жем, фирм а д е л ает за к а з на 10 тыс. д о лларов, а затем аннулирует его. И эти неис пользованные 10 тысяч уже фигурирую т в докум ен тах как доход. Н ем ало вскрылось и п р о сто корыстных преступлений. Так, в бюджете «Адельфия Коммюникейшнз» о б р а з о в а лась дыра в три миллиона дол л ар о в только потому, что руководство и сп о л ь зо в а л о счета компании для личных инвестиций. А руководитель телекоммуникационной ком пании «Глоубал Кроссинг» Гари Винник обналичил при надлеж авш ие ему акции на сумму 734 млн. д о л л ар о в бу квально н ак ан у н е к р ах а предприятия. Теперь ам ери кански е биз несмены обязаны письменно и под присягой гар ан ти р о вать правильность б ал ан со в своих компаний. Но дов ер и е уже утрачено. П осле ск ан д а лов европейские финансисты изъяли из ам ери канской эко номики б о л е е 5 0 0 м иллиар дов д о л л а р о в инвестиций. Американцы вернули из Ев ропы прим ерно столько же. Теперь встает вопрос, что д ел ать с освободи вш им ся триллионом наличности. О д ни специалисты говорят, что часть уйдет в сф еру недви жимости, другие не исключа ют новых спекуляций. Леонид ТИМОФЕЕВ. Б Е Л А Р У С Ь ЗА П Р А В Л Я Е Т С Я М Е Г А Н О М Б Е Л О Р У С С К И Й Р Е П О Р Т А Ж Поразительно, но первый в мире двигатель внутреннего сгорания работал на газе. Те* перь вот, век спустя, человече ство вновь мало-помалу уходит от использования нефтепродук тов как автомобильного топли ва и тянется к природному газу, который в качестве моторного топлива принято называть ком примированным природным газом (КПГ). Процесс понятен: к 2010 году стоимость 1 тонны традиционно- гт в 2-3 рс ше стоимости 1 тыс. куб. м при- го топлива буде ю за вы- родного газа (при этом 1 л бен зина по своей теплотворной способности равен 1 куб. м га за). А есть еще экологический мотив. Сегодня на метане в ми ре работает около 1 млн. авто машин, уже в скором времени их число увеличится в 6-7 раз. В России 36 регионов заключили договора с Газпромом, в кото рых предусмотрен перевод авто транспорта на гозомоторное то пливо. А что же Беларусь? Развитая газотранспортная система рес публики дает ей немалые выго ды. В отличие от рынка нефте продуктов поставки тут стабиль ны, а цены более постоянны. Не смотря на это, Беларусь насчи тывает сегодня не более 6 тысяч газобаллонных автомашин. Лет десять назад их было в три раза больше, а загрузка автогазоза- правочных компрессорных стан- ций(АГНКС) в среднем составля ла более 72 процентов. Сейчас не превышает 25 процентов. Причина - прекращение произ водства газобаллонных автомо билей, отсутствие средств на пе реоборудование транспорта, а главное - значительный спад гру зоперевозок. Но и в этой непростой обста новке 24 АГНКС сохранены и эксплуатируются в 17 городах, которые расположены на основ ных транспортных направлениях республики. Существующие ны не мощности позволяют Бел- трансгазу осуществлять 9 тысяч заправок и замещать таким об разом 350 тонн традиционного жидкого моторного топлива. А с момента появления в республике АГНКС и перехода части авто транспорта на газ было заме щено 567,8 тысячи тонн жидких нефтяных топлив - железнодо рожный состав из 11 тысяч цис терн, который вытянулся бы ки лометров этак на 150. А ведь КПГ дешевле самого простого бензина А-76! На ны нешнюю посевную Минсельхоз проду Беларуси необходимо бы ло изыскать деньги на закупку 296,6 тыс. тонн дизтоплива и 107,9 тыс. тонн бензина. Это 75 млн. дол. При переводе тех ники на гоз половину этих средств можно было бы напра вить на другие нужды. Кроме яв ной экономии в цене, есть еще один нюанс: в полтора раза увеличивается ресурс двигателя, меньше ремонта, в два раза меньше требуется масла и све чей зажигания. Почему же автопарки и пред приятия не спешат переводить свою технику на газ? Многие до конца еще не понимают преиму ществ газомоторного топлива. Отпугивают затраты на пере оборудование автотранспорта. Надо обучать персонал. И, на конец, мешает нынешний поря док налогообложения, при кото ром автопредприятия фактиче ски не заинтересованы в исполь зовании более дешевого топли ва. Затраты на него входят в се бестоимость транспортных услуг, затем в тариф... В общем, полу чается - это не головная боль автотранспортников. Но между тем переход на газ - редкая воз можность сделать белорусские товары более приемлемыми по цене как на внутреннем, так и на внешнем рынках (снижение издержек!). Говорят, снижают эффектив ность газобаллонных грузовиков сами... газовые баллоны: они, мол, тяжелые, получается, сами себя возят. Но ведь, помимо ме таллических, сейчас выпускаются и металлопластиковые, легиро ванные баллоны. Они, кстати, легче бензобаков, а по прочно сти не уступают металлическим газовым баллонам. Но, кстати, и металлические баллоны несут выгоду. Коэффициенты использо вания грузоподъемности и про бега автомобиля определяют размер полезной работы под вижного состава. В среднем они составляют 0,5 - 0,6. Это озна чает, что 40-50 процентов грузо подъемности не используется. Выходит, половина или почти по ловина нашего автотранспорта перевозит воздух, тратя на это дорогостоящий бензин. Можно не сомневаться, что при нынеш нем спаде грузоперевозок таких «полупорожних» пробегов стало куда больше. Но даже, если вдруг количество грузоперево зок значительно увеличится, есть немало грузов, особенно при перевозках по городу, которые не столько весят, сколько зани мают объем. Это перевозка продуктов питания и товаров на родного потребления, поливомо ечные, мусороуборочные и сне гоуборочные автомобили, авто вышки и прочий коммунальный транспорт. В целом ряде сельских хо зяйств уже просчитали и получи ли выгоду от использования газа в качестве моторного топлива. Самый яркий пример - колхоз им. Д. И. Черняховского Кареличско- го района Гродненской области, где на протяжении 5 лет эксплуа тируют 60 грузовых машин и ав тобусов. Для бесперебойной за правки своих газобаллонных ма шин колхозники приобрели два передвижных автогазозаправщи- ка (ПАГЗ). В ночное время они заправляются на Несвижской АГНКС, что расположена в 20 км. от хозяйства, и уже к на чалу рабочего дня начинают за правку колхозных автомобилей. Только за один год работы сво его транспорта на КПГ в Черня ховском получили прибыль, поз воляющую дополнительно приоб рести свыше 105 тонн бензина. Благодаря усилиям Белтранс- газа и Новогрудского завода га зовой аппаратуры газовое обо рудование для перевода авто мобилей на КПГ выпускают те перь и в Беларуси. А вот своего производства газовых баллонов в республике нет. Их закупают в России и Украине. Несмотря на это, установка газобаллонного оборудования на автомашины чрезвычайно выгодна. Переобо рудование легкового транспор та типа «ГАЗ-3110» окупается через 30 тыс. км. пробега, грузо вого, как «ГАЗ-Зо07» и «ГАЗ- 3302» через 21,6 тыс. км., а для «ЗИЛ-138А» еще меньше. При условии, что в среднем за раб о чий день автомобиль преодоле вает расстояние в 100 км., уста новка на него, казалось бы, до рогостоящей аппаратуры полно стью окупается через год для легковых и через 6 - 6,5 месяца для грузовых автомашин. Использование КПГ выгодно не только экономически, но еще и экологически, что особенно важно для жителей крупных го родов. По данным специалистов, /0 процентов всех вредных вы бросов в городскую атмосферу составляют выхлопные газы ав томобилей, а в крупных городах они доходят до 80-90. Напри мер, в Минске, при общих вы бросах 280 тысяч тонн ежегодно на долю автотранспорта прихо дится около 200 тысяч тонн. Это примерно по 115 кг. на каждого минчанина. Один только «Ика рус» за год «выплевывает» свы ше 20 тонн канцерогенных ве ществ. Да-да, это именно те хи мические вещества, которые способствуют появлению у чело века раковых и иных опухолей. Немногим лучше обстановка в других белорусских городах. Причем, по донным экологов республики, выброс вредных ве ществ ежегодно увеличивается на 38 тысяч тонн. С учетом пос ледствий аварии на ЧАЭС выхо дит поистине смертельный кок тейль. Работа автомобилей на ком примированном природном газе сокращает выброс по наиболее вредным компонентам в 1 , 5 - 5 раз по сравнению с бензином-и в 10(!) раз по сравнению с ди зельным топливом. В сравнении с бензином также снижаются вы бросы химически активных угле водородов на 90 процентов, на 99 - угарного газа, на 33 - угле кислого газа. Выбросы окиси уг лерода падают в 3-4 раза, оки слов азота - на 15-20 процен тов, в 8-10 раз уменьшается дымность выхлопных газов. А с применением нейтрализаторов газовые движки укладываются не только в ныне действующие в Ев ропе нормативы выбросов, но и в более жесткие стандарты, ко торые еще только разрабатыва ются. Сейчас Беларусь стоит перед выбором: жить по старинке или шагнуть в XXI век. Современные тенденции предполагают приня тие закона об альтернативном топливе и соответствующую комплексную программу. По движки в этом направлении уже техника» разраб отан а програм ма «Использования газа в каче стве альтернативного топлива для автотракторной техники на 2002 - 2005 годы». Но даже в эпоху метана, компримирован ный природный газ должен не противостоять традиционным то пливам, а дополнять их. Для это го надо лишь использовать уже наработанный мировой опыт, приспособив его к условиям Бе ларуси. Например, во Франции, че ловеку, покупающему автомо биль с газовым двигателем, госу дарство выделяет безвозмезд ную ссуду в 5 тысяч франков. В США пошли еще дальше. Нало говые льготы предусмотрены не только при покупке автомобиля, но и при покупке оборудования, использующего и производящего альтернативные виды топлива. Размеры льгот колеблются от 2 тысяч до 50 тысяч долларов для автомобилей и 100 тысяч долла ров при сооружении газозапра вочных станций. Кроме того, предусмотрены федеральные и штатные дотации, низкопроцент ные ссуды, а также отсрочка в платежах при приобретении ав томобилей, школьных и транзит ных автобусов, работающих на альтернативном топливе. Наряду с этим там же в США, как, кста ти, и в Канаде, непокорных ожидают жуткие штрафы. К при меру, если в гараже 50 автомо билей, то 25 надо перевести на экологически чистое топливо. Переоборудовал 26 машин - премия, 20 - за каждую недоста ющую ежемесячно будут взыски вать по 10 тыс. долларов. Такой добровольно-обязательный пе реход дает потрясающие ре зультаты. Уверен, скупой скажет, что «это не наш метод», и что такое пригодно только для «за жиревшего» Запада. Может быть, но в Беларуси скупой пла тит трижды: сразу за нефтепро дукты, потом за не менее доро гие лекарства и, наконец, за ри туальные услуги. Республике нужна программа по использованию альтернатив ного топлива. И чтобы она за р а ботала в полную силу, необхо димо не просто декларировать желания, а развернуть адресные региональные программы по об ластям и районам. Для их фи нансирования надо привлекать те же коммерческие банки, кото рым «рекомендовали» вчера и «рекомендуют» сегодня кредито вать село для закупок дорого стоящих нефтепродуктов. В ито ге сельская продукция остается по-прежнему затратной, а не возврат кредитов в прошлом го ду составил 150 млрд. бел. руб. Учитывая экономическую выгоду работы автотранспорта на КПГ, банки могут пойти на выдачу кредитов и ссуд под закупку и установку газобаллонного обо рудования, а также передачи та кого оборудования сельским хо зяйствам в лизинг. Помимо региональных про грамм, привлекательно выглядят и городские программы наподо бие московской, в рамках кото рой правительство Лужкова сов местно с Газпромом взялось пе ревести на КПГ коммунальный и общественный транспорт. Нача ло этому в Беларуси уже поло жено. По заказу «Белтрансгаза» Минский автозавод изготовил автобус «МАЗ» с газодизельным двигателем. О сталось только профинансировать это направ ление. Переход на более чистые ви ды топлива неизбежен. Вопрос лишь в том, когда он произой дет. Если сегодня, то еще не все потеряно. Валерий ГРУЗИНОВ. МИНСК. ВТОРНИК « э ■m m б АВГУСТА 2002 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz