Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

К А К Э Т О Д Е Л А Е Т С Я И Т Я Н Е Т С Я Р У К А К Д В О Р Ц У . . . « П Р И В А Т И З А Ц И Я » ЗНАМ ЕНИТЫХ Д ВО РЦ О ВО -П А РК О ВЫ Х ЗАПОВЕДНИКОВ В ЛИВАДИИ И АЛУПКЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ Шок кровавого украин ­ ского лета, когда на ш ах­ тах Донбасса и аэродром е под Львовом только з а один последний месяц по­ гибли больше двухсот че­ ловек, - именно это время вы б р ал а администрация президента Леонида Куч­ мы, чтобы тихо и незам ет­ но возобновить процесс приватизации самых зн а­ менитых дворцов Южного берега Крыма. Приватизация дворцово-пар­ ковых заповедников в Ливадии и Алупке началась прошлой зи­ мой. Перед новогодними празд­ никами Киев впервые официаль­ но потребовал, чтобы южно­ крымские дворцы были переданы в ведение управления делами президента Украины. Именно тогда, 1 января, в республике вступил в силу новый Земельный кодекс. Буквально вы­ битый из Верховной Рады и тут же подписанный Леонидом Куч­ мой, этот закон позволяет част­ ным лицам путем несложных юридических операций привати­ зировать огромные земельные участки. На украинских чернозе­ мах уже появились сверхкрупные латифундии. Но вот что особен­ но интересно. Новый Земельный кодекс разрешил иметь в част­ ной собственности «архитектур­ ные ансамбли и комплексы». Если Воронцовский и Лива- дийский дворцы-музеи действи­ тельно получат статус прези­ дентских дач, де-юре они пере­ станут быть общенациональной культурно-исторической ценно­ стью. Значит, очень скоро могут стать чьей-то частной собствен­ ностью. Чьей конкретно - на Ук­ раине это знает каждый... Провернуть дело до конца той зимой не удалось. Забурли­ ли крымчане, в Алупке было со­ здано общественное движение «Отстоим Воронцовский дво­ рец!» О «дворцовых» претензиях Леонида Кучмы рассказали ве­ дущие московские СМИ. Россия начала понимать, что теряет грандиозное культурно-истори­ ческое наследие императорско­ го дома Романовых и семьи Во­ ронцовых-Дашковых. Для Леонида Даниловича та­ кой шум оказался не ко време­ ни. Зимой холодно, без дешево­ го сибирского газа не обойтись. А главное, на носу были выборы в Верховную Раду. Сам прези­ дент, глава его администрации Владимир Литвин зачастили в Москву. Львами Воронцовского дворца эти добрые хлопцы ре­ шили заняться позже. Время при­ шло летом, когда пошла перма­ нентная июльская панихида. На экстренное летнее засе­ дание собралась Ассоциация заповедников и музеев Крыма. Да, директора музеев автоно­ мии никогда прежде не съезжа­ лись так - все вместе. Повод чрезвычайный: премьер-министр Украины Анатолий Кинах в чет­ вертом по счету правительст­ венном послании окончательно потребовал отдать Алупкинский заповедник «Воронцовский дво­ рец» и Ливадийский дворец-му­ зей управлению президентской администрации. Аргументация Кинаха проста, как удар солдатского сапога. Алупкинский и Ливадийский «объекты» - государственная собственность, они целиком и полностью принадлежат украин­ скому государству. Стало быть, Киеву решать, что с ними делать дальше. Примеры такого решения уже есть. Мы с вами вряд ли когда увидим крылатых львов Юсуповского дворца в Мисхоре. Бывший мэр Ялты Владимир Марченко согласился отдать уникальный дворец украинским властям «для проведения между­ народных мероприятий». Теперь это режимный объект, закрытое место отдыха правительственной элиты. Естественно, никаких экс­ курсий. Что происходит за стро­ го охраняемой оградой, как пе­ ределано здание, куда девались исторические музейные ценно­ сти и кто здесь реальный хозяин - спрашивать бесполезно. У по­ нятия «собственность управле­ ния делами президента» на Ук­ раине очень вольная трактовка. - Разве мы думали, чем обернутся наши обращения в Киев за финансовой поддержкой музеев. Вот они и «помогают», - разводит руками заместитель председателя крымского Совми­ на Владимир Казарин. До последнего времени из Симферополя в Киев следовал один ответ: «Передача дворцов Южного берега невозможна ни при каких условиях». Но ситуа­ ция меняется. Нынешней весной нагло, чисто силовым путем был устранен с политической арены председатель Верховного бюве­ та Крыма Леонид Грач. Первый документ новоизбранного и на­ смерть перепуганного парла­ мента автономии - письмо к Куч­ ме с согласием голосовать за любое предложение, исходящее от украинского президента. А потом никто не удивился, когда большинство здешних парламен­ тариев проголосовало за годо- 1910 -е гг. Император Николай II в Крыму посещ ает выставку «Товары Крымского татарского производства» вой бюджет, даже не имея на на международной трассе как руках текста этого документа. протест против санитарного за- Сегодня практически все вла- прета торговать на пляжах, стные структуры автономии на- Меджлис передал прессе свое требование: ходятся под полным контролем Киева. Единственная трудность в решении «дворцового вопроса» - протесты общественности. Од­ ними омоновскими дубинками уже не обойдешься, слишком ве­ лик может быть резонанс. Зна­ чит, нужны союзники в самом крымском обществе. ...В июле неподалеку от Алуш­ ты на трассе Ялта - Симферо­ поль случилось то, чего давно уже не видел солнечный полуост­ ров. Организованные отряды крымско-татарского меджлиса перекрыли трассу, на несколько часов заблокировав все движе­ ние. Даже правительственные кортежи не позволяют себе тако­ го беспредела. Больше десяти ты­ сяч проезжавших по главной ку­ рортной трассе людей были вы­ нуждены ждать, пока утихнет бес­ нующаяся татарская толпа. На асфальте под палящим солнцем полдня стояли автобусы, машины, троллейбусы. Многие курортники опоздали на поезда и самолеты. Тем временем несколько со­ тен активистов меджлиса со все­ го Крыма штурмовали горис­ полкомы в Алуште и Судаке. Разбили стекла, избили сотруд­ ников... Чего хотят татары? Нельзя же серьезно воспринимать акцию основное «Выде­ лить 2.372 участка для индивиду­ ального строительства по регио­ ну Алушта». Вот ответ - им нуж­ на земля! Причем не где-нибудь в выгоревшей степи, а на бла­ гословенном Южном берегу, притягивающем, как магнит. Итак, две с лишком тысячи участков под застройку и при­ усадебное хозяйство. Хотя офи­ циально на нынешний июль в Алуштинской зоне проживает только 985 татарских семей. Зе­ мля будет выделена. Лидеры не­ законного меджлиса, основные организаторы акции на симфе­ ропольской трассе - они же чле­ ны вполне официального Совета крымско-татарского народа при президенте Украины. Киевский «папа» возьмет дворцы Апупки и Ливадии, а та­ тары получат земли под Алуш­ той. Так они и поделили Крым. Впрочем, есть здесь ненуж­ ное обеим сторонам. Например, стоящая в центре Симферополя стела-обелиск генерал-аншефу князю Василию Долгорукому. На стеле надпись: «В память рус­ ским воинам, освободившим Крым в 1771 году от турецких захватчиков». Вот что пишет орган меджли­ са газета «Къырым»: «Мы поднимали вопрос об этом памятнике во время исто­ рического шествия, когда на площади Симферополя собра­ лось 50 тысяч крымских татар. Снести памятник Долгорукому совсем не трудно - набросить на шпиль трос и с помощью одной- двух мощных машин потянуть. Тогда возникли другие дела. Но сейчас, да поможет нам Аллах, мы его уничтожим». Уничтожать придется много, и не только исторические релик­ вии. Киевский ставленник, новый министр экономики Крыма Арсе­ ний Яценюк известен тем, что запретил употребление русского языка в документах Совмина ав­ тономии. А теперь у него новый проект. Выступая по государст­ венному телевидению, он посе­ товал на нерентабельность здешнего сельского хозяйства. Министр убежден - нужно свер­ нуть традиционное сельхозпро- изводство в степном Крыму. Что будут делать 300 тысяч сельско­ го русскоязычного населения? Пан Яценюк прямым текстом предлагает выселить этих лю­ дей!.. Освободившиеся территории будут отведены под «высокорен­ табельное татарское овцеводст­ во и хлопковые плантации». Сергей ИЛЬЧЕНКО. СИМФЕРОПОЛЬ. С О С Е Д И КА Р Т У П АМ И Р А «ПЕРЕПИШУТ» Руководитель Центра «Архив- Памир: история исследований» (Щвейцария) Маркус Хаузер намерен составить и издать но­ вую карту Памира. Как сооб­ щил сам ученый-картограф по прибытии в Душанбе, карта бу­ дет содержать обновленные фи­ зико-географические и природ­ но-климатические данные. Кро­ ме того, на нее будут нанесены линии новых дорог, координаты объектов инфраструктуры и древних археологических памят­ ников Памира. Как заявил Хау­ зер, он выпустит карту в Швей­ царии на собственные средства. Умед БАБАХАНОВ. ДУШАНБЕ. ПРИДЕТСЯ П ЕШ КО М ... В Минске подорожал проезд в общественном транспорте. Стоимость одной поездки в трамвае, троллейбусе, автобу­ се и метро возросла на 25 процентов и равна теперь 150 белорусским рублям вместо 120 (8,1 против 6,5 цента). С начала же года общ ее повыше­ ние проездных тарифов соста­ вило 87,5 проц. Кроме того, в белорусской столице отменен единый проездной на все виды транспорта, что также увеличи­ ло затраты минчан на поездки по городу. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. У Н И К А Л Ь Н А Я Н А Х О Д К А Археологическая экспедиция П авлодарского государствен­ ного университета обнаружила в Экибастузском районе на б е­ регу речки Шидерты захороне­ ние III-I веков до нашей эры. Найденные учеными останки знатного воина указывают на принадлежность к культуре, следы которой прежде не нахо­ дили на севере республики и, в частности, в Прииртышье. Алла БАТАНОВА. ПАВЛОДАР. ТУРКМ ЕНЫ Р А С П А КО В А Л И ЧЕМ О Д АНЫ По сведениям Национально­ го института статистики и ин­ формации, за прошедший с ию­ ля минувшего года период на­ селение Туркмении увеличилось на 5 процентов и составило 5 млн. 725,2 тыс. человек. О б ­ щему росту численности насе­ ления республики способствует прежде всего снижение темпов внешней миграции. Лариса БОЕВА. АШХАБАД. Ж У Л И К О В П О Л Н О И В А М Е Р И К Е ПРЕЗИДЕНТ БУШ УЖЕСТОЧАЕТ КОНТРОЛЬ ЗА АМ ЕРИКАНСКИМ И КО РПО РАЦИЯМ И Итак, президент США Джордж Буш подписал до­ кумент, ужесточающий кон­ троль за деятельностью ам е­ риканских корпораций. Вве­ дение дополнительных мер стало следствием серии фи­ нансовых скандалов, кото­ рые не только подорвали доверие клиентов к заоке­ анским компаниям, прежде всего телекоммуникацион­ ным, но и вызвали серьез­ ные потрясения на между­ народных финансовых рын­ ках. Как выразился один е в р о ­ пейский банкир, американцы всегда ставили в прим ер ос­ тальному миру прозрачность своего би зн еса, но в данном случае они продем онстри ро­ вали искусство жонглирова­ ния бухгалтерией. Но если честно признать­ ся, махинации, использован­ ные для втирания очков кре­ диторам и акцион ерам , про­ сты, как азб у к а. Н априм ер, компания «Сентениал Текно- лоджиз» из ш тата М ассачу­ сетс, сп ец и али зи рующ аяся на производстве компьютер­ ных карт, когда почувствова­ ла, что д ел а идут из рук вон плохо и инвесторы вот-вот почуют н еладн ое, взяла и и зо б р ел а новый продукт - воображ аемы й . О сязаемыми были лишь сф аб ри кованны е счета, отраж ающ и е динами­ ку продаж , одн ако роль но­ вого то в а р а на сам ом деле играли корзины с фруктами, которые руководство компа­ нии посылало своим друзьям и знакомым. Когда м ахин а­ ция вскрылась, стоимость а к ­ ций «С ентениал Текнолод- жиз» уп ала с 55 ,5 до трех д олларов, а инвесторы ли­ шились нескольких миллио­ нов долларов. В течение ряда лет компа­ ния «Америка О нлайн» зап и ­ сывала с е б е в актив б е с ­ платно рассы лаемы е по поч­ те или р асп ростран яемы е в м агазин ах дискеты подклю­ чения к Интернету. Каждый отосланный экземпляр реги­ стрировался как новый а б о ­ нент, хотя большинство дис­ кет до компьютеров так и не дошли, и в лучшем случае использовались детьми как игрушки. Ф и рм а «Тайм Уор­ нер», в свою очеред ь, имити­ р о в а л а деловую активность, пересылая рекламны е м ате­ риалы из одного филиала в другой. П ер еб р асы в ан и е д е­ нег с одного счета на другой в финансовых отчетах фикси­ р овалось как получение дол­ госрочных кредитов. С пом о­ щью несложных бухгалтер­ ских манипуляций даж е р а с ­ ходы можно, как о к азало сь, превратить в прибыль. С к а­ жем, фирм а д е л ает за к а з на 10 тыс. д о лларов, а затем аннулирует его. И эти неис­ пользованные 10 тысяч уже фигурирую т в докум ен тах как доход. Н ем ало вскрылось и п р о ­ сто корыстных преступлений. Так, в бюджете «Адельфия Коммюникейшнз» о б р а з о в а ­ лась дыра в три миллиона дол л ар о в только потому, что руководство и сп о л ь зо в а л о счета компании для личных инвестиций. А руководитель телекоммуникационной ком­ пании «Глоубал Кроссинг» Гари Винник обналичил при­ надлеж авш ие ему акции на сумму 734 млн. д о л л ар о в бу­ квально н ак ан у н е к р ах а предприятия. Теперь ам ери кански е биз­ несмены обязаны письменно и под присягой гар ан ти р о ­ вать правильность б ал ан со в своих компаний. Но дов ер и е уже утрачено. П осле ск ан д а­ лов европейские финансисты изъяли из ам ери канской эко­ номики б о л е е 5 0 0 м иллиар­ дов д о л л а р о в инвестиций. Американцы вернули из Ев­ ропы прим ерно столько же. Теперь встает вопрос, что д ел ать с освободи вш им ся триллионом наличности. О д ­ ни специалисты говорят, что часть уйдет в сф еру недви­ жимости, другие не исключа­ ют новых спекуляций. Леонид ТИМОФЕЕВ. Б Е Л А Р У С Ь ЗА П Р А В Л Я Е Т С Я М Е Г А Н О М Б Е Л О Р У С С К И Й Р Е П О Р Т А Ж Поразительно, но первый в мире двигатель внутреннего сгорания работал на газе. Те* перь вот, век спустя, человече­ ство вновь мало-помалу уходит от использования нефтепродук­ тов как автомобильного топли­ ва и тянется к природному газу, который в качестве моторного топлива принято называть ком­ примированным природным газом (КПГ). Процесс понятен: к 2010 году стоимость 1 тонны традиционно- гт в 2-3 рс ше стоимости 1 тыс. куб. м при- го топлива буде ю за вы- родного газа (при этом 1 л бен­ зина по своей теплотворной способности равен 1 куб. м га­ за). А есть еще экологический мотив. Сегодня на метане в ми­ ре работает около 1 млн. авто­ машин, уже в скором времени их число увеличится в 6-7 раз. В России 36 регионов заключили договора с Газпромом, в кото­ рых предусмотрен перевод авто­ транспорта на гозомоторное то­ пливо. А что же Беларусь? Развитая газотранспортная система рес­ публики дает ей немалые выго­ ды. В отличие от рынка нефте­ продуктов поставки тут стабиль­ ны, а цены более постоянны. Не­ смотря на это, Беларусь насчи­ тывает сегодня не более 6 тысяч газобаллонных автомашин. Лет десять назад их было в три раза больше, а загрузка автогазоза- правочных компрессорных стан- ций(АГНКС) в среднем составля­ ла более 72 процентов. Сейчас не превышает 25 процентов. Причина - прекращение произ­ водства газобаллонных автомо­ билей, отсутствие средств на пе­ реоборудование транспорта, а главное - значительный спад гру­ зоперевозок. Но и в этой непростой обста­ новке 24 АГНКС сохранены и эксплуатируются в 17 городах, которые расположены на основ­ ных транспортных направлениях республики. Существующие ны­ не мощности позволяют Бел- трансгазу осуществлять 9 тысяч заправок и замещать таким об­ разом 350 тонн традиционного жидкого моторного топлива. А с момента появления в республике АГНКС и перехода части авто­ транспорта на газ было заме­ щено 567,8 тысячи тонн жидких нефтяных топлив - железнодо­ рожный состав из 11 тысяч цис­ терн, который вытянулся бы ки­ лометров этак на 150. А ведь КПГ дешевле самого простого бензина А-76! На ны­ нешнюю посевную Минсельхоз­ проду Беларуси необходимо бы­ ло изыскать деньги на закупку 296,6 тыс. тонн дизтоплива и 107,9 тыс. тонн бензина. Это 75 млн. дол. При переводе тех­ ники на гоз половину этих средств можно было бы напра­ вить на другие нужды. Кроме яв­ ной экономии в цене, есть еще один нюанс: в полтора раза увеличивается ресурс двигателя, меньше ремонта, в два раза меньше требуется масла и све­ чей зажигания. Почему же автопарки и пред­ приятия не спешат переводить свою технику на газ? Многие до конца еще не понимают преиму­ ществ газомоторного топлива. Отпугивают затраты на пере­ оборудование автотранспорта. Надо обучать персонал. И, на­ конец, мешает нынешний поря­ док налогообложения, при кото­ ром автопредприятия фактиче­ ски не заинтересованы в исполь­ зовании более дешевого топли­ ва. Затраты на него входят в се­ бестоимость транспортных услуг, затем в тариф... В общем, полу­ чается - это не головная боль автотранспортников. Но между тем переход на газ - редкая воз­ можность сделать белорусские товары более приемлемыми по цене как на внутреннем, так и на внешнем рынках (снижение издержек!). Говорят, снижают эффектив­ ность газобаллонных грузовиков сами... газовые баллоны: они, мол, тяжелые, получается, сами себя возят. Но ведь, помимо ме­ таллических, сейчас выпускаются и металлопластиковые, легиро­ ванные баллоны. Они, кстати, легче бензобаков, а по прочно­ сти не уступают металлическим газовым баллонам. Но, кстати, и металлические баллоны несут выгоду. Коэффициенты использо­ вания грузоподъемности и про­ бега автомобиля определяют размер полезной работы под­ вижного состава. В среднем они составляют 0,5 - 0,6. Это озна­ чает, что 40-50 процентов грузо­ подъемности не используется. Выходит, половина или почти по­ ловина нашего автотранспорта перевозит воздух, тратя на это дорогостоящий бензин. Можно не сомневаться, что при нынеш­ нем спаде грузоперевозок таких «полупорожних» пробегов стало куда больше. Но даже, если вдруг количество грузоперево­ зок значительно увеличится, есть немало грузов, особенно при перевозках по городу, которые не столько весят, сколько зани­ мают объем. Это перевозка продуктов питания и товаров на­ родного потребления, поливомо­ ечные, мусороуборочные и сне­ гоуборочные автомобили, авто­ вышки и прочий коммунальный транспорт. В целом ряде сельских хо­ зяйств уже просчитали и получи­ ли выгоду от использования газа в качестве моторного топлива. Самый яркий пример - колхоз им. Д. И. Черняховского Кареличско- го района Гродненской области, где на протяжении 5 лет эксплуа­ тируют 60 грузовых машин и ав­ тобусов. Для бесперебойной за­ правки своих газобаллонных ма­ шин колхозники приобрели два передвижных автогазозаправщи- ка (ПАГЗ). В ночное время они заправляются на Несвижской АГНКС, что расположена в 20 км. от хозяйства, и уже к на­ чалу рабочего дня начинают за­ правку колхозных автомобилей. Только за один год работы сво­ его транспорта на КПГ в Черня­ ховском получили прибыль, поз­ воляющую дополнительно приоб­ рести свыше 105 тонн бензина. Благодаря усилиям Белтранс- газа и Новогрудского завода га­ зовой аппаратуры газовое обо­ рудование для перевода авто­ мобилей на КПГ выпускают те­ перь и в Беларуси. А вот своего производства газовых баллонов в республике нет. Их закупают в России и Украине. Несмотря на это, установка газобаллонного оборудования на автомашины чрезвычайно выгодна. Переобо­ рудование легкового транспор­ та типа «ГАЗ-3110» окупается через 30 тыс. км. пробега, грузо­ вого, как «ГАЗ-Зо07» и «ГАЗ- 3302» через 21,6 тыс. км., а для «ЗИЛ-138А» еще меньше. При условии, что в среднем за раб о­ чий день автомобиль преодоле­ вает расстояние в 100 км., уста­ новка на него, казалось бы, до­ рогостоящей аппаратуры полно­ стью окупается через год для легковых и через 6 - 6,5 месяца для грузовых автомашин. Использование КПГ выгодно не только экономически, но еще и экологически, что особенно важно для жителей крупных го­ родов. По данным специалистов, /0 процентов всех вредных вы­ бросов в городскую атмосферу составляют выхлопные газы ав­ томобилей, а в крупных городах они доходят до 80-90. Напри­ мер, в Минске, при общих вы­ бросах 280 тысяч тонн ежегодно на долю автотранспорта прихо­ дится около 200 тысяч тонн. Это примерно по 115 кг. на каждого минчанина. Один только «Ика­ рус» за год «выплевывает» свы­ ше 20 тонн канцерогенных ве­ ществ. Да-да, это именно те хи­ мические вещества, которые способствуют появлению у чело­ века раковых и иных опухолей. Немногим лучше обстановка в других белорусских городах. Причем, по донным экологов республики, выброс вредных ве­ ществ ежегодно увеличивается на 38 тысяч тонн. С учетом пос­ ледствий аварии на ЧАЭС выхо­ дит поистине смертельный кок­ тейль. Работа автомобилей на ком­ примированном природном газе сокращает выброс по наиболее вредным компонентам в 1 , 5 - 5 раз по сравнению с бензином-и в 10(!) раз по сравнению с ди­ зельным топливом. В сравнении с бензином также снижаются вы­ бросы химически активных угле­ водородов на 90 процентов, на 99 - угарного газа, на 33 - угле­ кислого газа. Выбросы окиси уг­ лерода падают в 3-4 раза, оки­ слов азота - на 15-20 процен­ тов, в 8-10 раз уменьшается дымность выхлопных газов. А с применением нейтрализаторов газовые движки укладываются не только в ныне действующие в Ев­ ропе нормативы выбросов, но и в более жесткие стандарты, ко­ торые еще только разрабатыва­ ются. Сейчас Беларусь стоит перед выбором: жить по старинке или шагнуть в XXI век. Современные тенденции предполагают приня­ тие закона об альтернативном топливе и соответствующую комплексную программу. По­ движки в этом направлении уже техника» разраб отан а програм­ ма «Использования газа в каче­ стве альтернативного топлива для автотракторной техники на 2002 - 2005 годы». Но даже в эпоху метана, компримирован­ ный природный газ должен не противостоять традиционным то­ пливам, а дополнять их. Для это­ го надо лишь использовать уже наработанный мировой опыт, приспособив его к условиям Бе­ ларуси. Например, во Франции, че­ ловеку, покупающему автомо­ биль с газовым двигателем, госу­ дарство выделяет безвозмезд­ ную ссуду в 5 тысяч франков. В США пошли еще дальше. Нало­ говые льготы предусмотрены не только при покупке автомобиля, но и при покупке оборудования, использующего и производящего альтернативные виды топлива. Размеры льгот колеблются от 2 тысяч до 50 тысяч долларов для автомобилей и 100 тысяч долла­ ров при сооружении газозапра­ вочных станций. Кроме того, предусмотрены федеральные и штатные дотации, низкопроцент­ ные ссуды, а также отсрочка в платежах при приобретении ав­ томобилей, школьных и транзит­ ных автобусов, работающих на альтернативном топливе. Наряду с этим там же в США, как, кста­ ти, и в Канаде, непокорных ожидают жуткие штрафы. К при­ меру, если в гараже 50 автомо­ билей, то 25 надо перевести на экологически чистое топливо. Переоборудовал 26 машин - премия, 20 - за каждую недоста­ ющую ежемесячно будут взыски­ вать по 10 тыс. долларов. Такой добровольно-обязательный пе­ реход дает потрясающие ре­ зультаты. Уверен, скупой скажет, что «это не наш метод», и что такое пригодно только для «за­ жиревшего» Запада. Может быть, но в Беларуси скупой пла­ тит трижды: сразу за нефтепро­ дукты, потом за не менее доро­ гие лекарства и, наконец, за ри­ туальные услуги. Республике нужна программа по использованию альтернатив­ ного топлива. И чтобы она за р а ­ ботала в полную силу, необхо­ димо не просто декларировать желания, а развернуть адресные региональные программы по об­ ластям и районам. Для их фи­ нансирования надо привлекать те же коммерческие банки, кото­ рым «рекомендовали» вчера и «рекомендуют» сегодня кредито­ вать село для закупок дорого­ стоящих нефтепродуктов. В ито­ ге сельская продукция остается по-прежнему затратной, а не­ возврат кредитов в прошлом го­ ду составил 150 млрд. бел. руб. Учитывая экономическую выгоду работы автотранспорта на КПГ, банки могут пойти на выдачу кредитов и ссуд под закупку и установку газобаллонного обо­ рудования, а также передачи та­ кого оборудования сельским хо­ зяйствам в лизинг. Помимо региональных про­ грамм, привлекательно выглядят и городские программы наподо­ бие московской, в рамках кото­ рой правительство Лужкова сов­ местно с Газпромом взялось пе­ ревести на КПГ коммунальный и общественный транспорт. Нача­ ло этому в Беларуси уже поло­ жено. По заказу «Белтрансгаза» Минский автозавод изготовил автобус «МАЗ» с газодизельным двигателем. О сталось только профинансировать это направ­ ление. Переход на более чистые ви­ ды топлива неизбежен. Вопрос лишь в том, когда он произой­ дет. Если сегодня, то еще не все потеряно. Валерий ГРУЗИНОВ. МИНСК. ВТОРНИК « э ■m m б АВГУСТА 2002 ГОДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz