Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

29 января 2002 г., № 18 (21646) щшш ДИАЛОГИ «ЛГ» / “Ч ИЩИТЕ ГЕРОЕВ — Елена Григорьевна, вы занимались теорией культуры управления. В чем ее суть? — Суть — элементарная: нельзя брать человека на вы­ сокую должность, особенно если дело касается гумани­ тарной сферы, «с улицы», ему необходимы определен­ ные ступени подготовки. Раньше у нас существовал кадровый резерв, и, думаю, необходимо вернуться к это­ му. Была и разумная прак­ тика повышения человека в должности или в звании только после получения им дополнительного образова­ ния и повышения квалифи­ кации. На чем вообще-то основы­ вается культура управления? Ее фундамент — прочная об­ ратная связь. Власть, ото­ рванная от реального произ­ водства или той же гумани­ тарной сферы, не может при­ нять верного управленческо­ го решения. Обратная связь как раз и гарантируется сформировавшейся в Санкт- Петербурге системой обще­ ственно-государственного уп­ равления в культуре. Мне приятно, что спустя почти десять лет после того, как я эту систему опробовала, ее пытаются вновь использо­ вать — опять же в Санкт-Пе­ тербурге. А теперь вот заин­ тересовались и в Липецке... В комитете по культуре Петербурга разыскали старые наши наработки, оценили их экономическую отдачу, весо­ мость управленческого эф­ фекта. К примеру, в руковод­ стве сектором культуры при­ нимают участие видные дея­ тели культуры, руководители соответствующих учрежде­ ний, ученые. Они эксперты, которые формируют позицию чиновников. Согласитесь: каким бы умным и образо­ ванным чиновник ни был, все равно он не способен знать все, что происходит в «ни­ зах». Его решение должно быть воспринято — потому что, согласно положениям социальной психологии, если исполнители не согласны с решением «верхов», они сде­ лают все, чтобы оно не было реализовано. Только согла­ сие исполнителей, только если они твои союзники, бу­ дет эффект. — Модель общества, ко­ торое нам предлагается строить, давно уже апроби­ рована в ОША, оно имену­ ется «обществом потребле­ ния». Заглотни на бегу лип­ кий шоколадный батончик — запей на улице сладкой водичкой — посмотри по те­ левизору передачу «на день­ ги» — заскочи в ночное за­ ведение «оттянуться» — по­ броди до утра в Интернете... Но выясняется: уровень бо­ гатства, беззаботности и сы­ тости общества вовсе не тож­ дествен уровню его культу­ ры. В большинстве своем мы не достигли и не скоро дос­ тигнем материальных «вы­ сот» американцев, но нам усиленно их рекламируют. А кто даст ответ на извечный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» — Мастера культуры так же расколоты, как расколо­ то все общество. Одна его часть считает, что народу нужна высокая и благород­ ная цель, способствующая духовному развитию граж­ дан. Другие уверяют: необхо­ димо обеспечивать комфорт­ ное и беззаботное существо­ вание. «А что мы можем сде­ лать?» — наигранно пожи­ мают они плечами. Это не­ правда! Выступая как-то на собра­ нии неправительственных организаций, я высказала мысль, что отечественная интеллигенция способна сде­ лать очень и очень много. Она всегда была совестью народа. Именно в среде ин­ теллигенции оформлялась в слово, в ясное требование " воля народа. Народ от боли кричит, но сам выразить свою боль и найти ответ на вопрос о том, в чем причина его бед, не всегда может. Помочь — помните Маяковского? — «улице безъязыкой» — долг интеллигенции. Да, мы рас­ колоты. Но лучшая, ответ­ ственная часть интеллиген­ ции сегодня этот долг стре­ мится исполнить. Пусть су­ ществует прикормленный се­ годня слой, он уютно чув­ ствует себя при всех властях и всех режимах. Учтем: эта «элита» досталась нам от прошлых времен. Их громкие имена и карьеры были сде­ ланы пятнадцать или двад­ цать лет назад, той своей из­ вестностью они спекулируют и сейчас. Есть и новая «эли­ та* — эстрадные исполните­ ли, «звезды», что обслужи­ вают массовую культуру. А вот коренная российская ин­ теллигенция — врачи, учите­ ля, интеллигенция техничес­ кая и военная — оказались в тяжелейшем материальном положении, хуже ее живут только крестьяне. Самая большая ее боль — это не заработная плата. Самое страшное для нее — ненуж­ ность обществу, невостребо- « З А П Е К Л О М » и л и « М Ы Л Ь Н Ы Х О П Е Р А Х » • м ОБ ЭЛИТЕ И КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ РАЗМЫШЛЯЕТ ИЗВЕСТНАЯ АКТРИСА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ЕЛЕНА ДРАПЕКО ванность обществом. Врачи, библиотекари, учителя, младшие научные сотрудни­ ки получали мало всегда. Но получали компенсацию — социальную значимость, до­ статочный социальный ста­ тус. Сегодня этот статус уничтожен. И вообще элитой стал слой финансистов — даже не производителей, а примитивных перекупщиков. Все это в конечном счете ведет к тому, что интеллиген­ ция вновь пытается объеди­ ниться. Социальная анемия, обрушившаяся на нас после 1993 года, сменяется актив­ ностью, происходит консоли­ дация групп — на уровне фондов поддержки конкрет­ ной отрасли науки или ис­ кусства, общественных объе­ динений по социальной за­ щите работников отдель­ ной... сферы. Подчас люди делают вид, будто полностью деполитизированы, хотя на самом деле ставят своей за­ дачей оборону от государ­ ства. Вначале — логично — они хотели встроиться в го­ сударственную систему, но она их отталкивает. После чего общественные организа­ ции начинают свою борьбу. Обращаются к парламенту, мировой общественности в поисках путей выживания. Наша интеллигенция се­ годня не безмолвствует и не бездействует. Но трагедия, особенно для творческой ее части, — потеря ценностных ориентиров, способности фор­ мировать идеалы. Соответ­ ственно утрачивается и ува­ жение общества, рядового зрителя, рядового читателя, поскольку они не находят для себя в произведениях искусства нравственной опо­ ры. Вот это и нужно менять. — Вы видите в ближай­ шем будущем возможность объединения этих фондов и движений в единое целое? — Не только вижу, но и пытаюсь этот процесс иници­ ировать. Я руковожу органи­ зацией патриотической ин­ теллигенции — это «Духов­ ное наследие Родины», ассо­ циация региональных орга­ низаций «Духовного насле­ дия». Когда Алексей Подбе­ резкин изменил свою поли­ тическую окраску и пошел против Народно-патриотичес­ кого союза России, регио­ нальные филиалы, создавав­ шиеся под лозунгом государ­ ственного патриотизма, от своего лидера отказались. Еще в августе 1999 года в Санкт-Петербурге мы собра­ ли конференцию региональ­ ных организаций. Тогда же и решили объединиться: вы­ работали новый устав, при­ думали новое название. В ассоциацию могут входить все, поддерживающие нашу идею. — Как же она звучит? — Государственные пат­ риотизм, интересы государ­ ственной безопасности Рос­ сии, развитие и поддержка гуманитарной сферы, защи­ та интеллигенции. Мы стали одним из учредителей ново­ го Народно-патриотического союза России, съезд которо­ го не так давно прошел в Москве. В нашу организацию входят в основном работни­ ки высшей школы, среднего профессионально-техничес­ кого образования, военные, деятели культуры. В самой же организации работает клуб историков: они определили своей главной целью борьбу против произ­ вольной, конъюнктурной пе­ реоценки исторических собы­ тий и роли различных поли­ тических деятелей, издают литературу. Есть клуб моло­ дых историков. В него вхо­ дят студенты, интересующи­ еся реальной, а не искажен­ ной нынешними трактовате- лями историей. Действует организация по проведению общегражданских акций — это в основном режиссеры, артисты, музыканты. — Лермонтов в стихот­ ворении «Дума» сказал о лю­ д я х , потерявш их сп о со б ­ ность понимать и отстаивать общественные интересы, что они «к добру и злу постыд­ но равнодушны». У нас та­ ковые сегодня в меньшин­ стве? — Они есть. Их немало. Особенно обидно видеть в их числе людей, игравших геро­ ев на сцене и на экране, ге­ роев, которым хотелось под­ ражать. К сожалению, иные из тех, кто представал в об­ лике столь ярких личностей, сами оказались не орлами, а попугаями, лишь исполняв­ шими роль. Но, слава Богу, есть и другие деятели искусства, кто в жизни, а не только на сце­ не или в кино подтвердил верность высоким идеалам. Василий Лановой, Николай Губенко, Любовь Виролай­ нен, Вера Васильева, Татья­ на Доронина, Людмила Зай­ цева, Наталья Варлей, Ари­ старх Ливанов, великий рус­ ский композитор, недавно от нас ушедший Валерий Гаври­ лин — первый лауреат пре­ мии НПСР «Вечная Россия». Последнее свое произведение он не закончил. Это симфо­ ния, посвященная событиям октября 1993 года. Сейчас есть Всероссийский фести­ валь памяти Валерия Гаври­ лина. На первый фестиваль в Петербург специально при­ ехали Большой театр, чтобы исполнить балет «Анюта», Ирина Богачева и Лина Мкртчян — с вокальными произведениями. Этот творческий форум стал самым крупным фести­ валем года, и мы договори­ лись с Министерством куль­ туры о том, что отныне он становится традиционным и будет проходить каждые два года. В Вологде, в родных местах композитора, совме­ стно с губернатором и облас­ тным отделом культуры был проведен свой фестиваль Ва­ лерия Гаврилина, его именем названо музыкальное учили­ ще. Вот все это мы и делаем. Но рассказывать об этом я могу очень долго. Мы ведь еще провели, например, фес­ тиваль в память о великой русской певице Анастасии Вяльцевой. Она умерла еще до революции, но ее по сей день помнят и любят — и не только за ее замечательный вокальный талант и красоту, но и за общественную дея­ тельность. Именно она с Фе­ дором Шаляпиным собирала деньги для экспедиции на Северный полюс, дала день­ ги на строительство четырех сгоревших деревень у себя на родине, подарила Петербур­ гу четыре больших дома, что­ бы разместить в них приют для незаконнорожденных детей. Вяльцева была чело­ веком ответственным перед своим временем, была лич­ ностью. Трижды мы прово­ дили мероприятия в ее па­ мять. И трижды были пере­ полненные залы. — Многие свои выступ­ ления вы начинаете с раз­ мышлении о культуре, что неудивительно. А заверша­ ете большинство интервью нелицеприятными оценками приватизации. Пожалуйста, обоснуйте логику этой связ­ ки: «культура — справедли­ вость». — По законодательству вся собственность в области государственной культуры выведена за рамки привати­ зации. Именно поэтому нам удалось сохранить театры, музеи, библиотеки. В этот закон не попал мой любимый кинематограф, отчего многие киностудии и кинотеатры просто прекратили свое суще­ ствование. Но сейчас мы ви­ дим новую попытку привати­ зации. И на сей раз покуша­ ются уже на учреждении и собственность всей культуры, причем нас уверяют, что пе­ репрофилирования учрежде­ ний не произойдет. Верится с трудом. То же самое нам говорили, когда приватизи­ ровали кинотеатры — сего­ дня в них расположены ав­ тосалоны, казино, мебель­ ные магазины. В Санкт-Пе­ тербурге в одном из киноте­ атров даже обосновался не­ кий храм «новых иеговис­ тов*. Уничтожена сельская киносеть. В провинцию не поступают новые, особенно российские, фильмы, бедные кинотеатры в регионах не в состоянии приобретать ленты на рынке. — В октябре прошлого года в Москве состоялась конференция «Российская элита. Ее группы, цели и за ­ дачи». Говоря об отечествен­ ной элите, митрополит Смо­ ленский и Калининградский Кирилл объяснил: «У нас считается, что элита — это тот, кто богатый, кто часто появляется на телеэкране и кто может безнаказанно тво­ рить бесчестные и амораль­ ные поступки». После чего добавил, что истинной эли­ той церковь считает святых и миллионы наших соотече­ ственников, жертвующих со­ бой: солдат и офицеров, вра­ чей и учителей. Не сомне­ ваюсь, что вы разделите — может, даже расширите — это понимание. Но вот что интересно: не так давно нам показали очередную переда­ чу, так называемое «ток- шоу», жанр, где смешивают­ ся самолюбование ведущих и диалоги на уровне кухни в коммуналке. Хозяйка пере­ дачи «вытащила» на почет­ ное место дочерей двух на­ ших политиков либераль­ ных взглядов и принялась рассуждать о том, считают ли они себя частью высше­ го общества. Но Бог им су­ дья. Скажите, а вы считаете себя частью «высшего обще­ ства»? И вообще, что это та­ кое в нынешней России? — На мой взгляд, элита — это люди, способные фор­ мировать идеологию и обще­ ственное мцение. Люди, к которым прислушивается об­ щество. В моем понимании, это люди передовые. Элита общества в представлении либералов — совершенно другое. Это люди, обладаю­ щие определенными матери­ альным ресурсами, а значит, и возможностями влиять на исполнительную и законода­ тельную власть в нужном им русле. Нынешние «пиарщи­ ки» честно заявляют, что за деньги можно из гуся в од­ ночасье сделать элитарного политика. Но в обществе уже выработалось противоядие от этих «пиаровских» телевизи­ онных приемов, появилось пренебрежительное отноше­ ние к тем, кто незаслуженно мозолит нам глаза на теле­ экране. В среде интеллиген­ ции уважают профессиона­ лов. Именно мастерство обес­ печивает человеку уважение сограждан. Ну а для массо­ вого зрителя телевидение се­ годня — это опиум. Поисти­ не — опиум для народа. Идет подрыв нравственных и мо­ ральных устоев страны, цен­ ность человека определяется уже не его личностными ка­ чествами, а отношением к нему, скажем, руководите­ лей государства или финан­ совой элиты. — По последним сообще­ ниям, в Москве стало актив­ но действовать православное движение «За нравственное в о зр ож д ени е О течества». Его участникам приписыва­ ют, к примеру, борьбу с рек­ ламой, которую они счита­ ют аморальной. Это тоже борьба за культуру или жест отчаяния? — Конечно, жест отчая­ ния. Крик народа никто не слышит. Во всех инстанциях лежат сотни тысяч обраще­ ний сограждан, касающихся содержания телепередач. Ведь наше традиционное об­ щество — люди с несломлен­ ной нравственностью, воспи­ танной тысячелетием христи­ анской культуры. Русские — это истинно верующие, на­ род, который либо верует, либо не верует вообще ни во что. Поэтому в борьбе против посягательства на нравствен­ ные нормы — надежда Рос­ сии. — Вы абсолютно правы в том, что людям всегда ну­ жен герой, образ героя, со­ зданного актером. Каким вы этого героя или героиню се­ годня видите? Скажем, под­ ходит ли на его роль «брат» из фильма Бодрова? Или кто- нибудь из так называемого «проекта «За стеклом»? — Для меня был и будет героем коммунист Евгения Урбанского. Фильм, если кто не помнит, так и назывался: «Коммунист». Это человек из народа, человек такой же, как все. Но его отличает от всех только одно: он идет первым. Ответственность, когда высшей ценностью яв­ ляется не твоя жизнь, а жизнь твоего народа — для меня это и есть коммунист. Вот характер моего героя. Этот человек не требует для себя особых привилегий в связи со своей принадлежно­ стью к правящей партии, он не имеет ничего, кроме ответ­ ственности. Такие люди пер­ выми поднимались в атаку в годы Великой Отечественной. И сегодня именно они находят в себе силы проти­ востоять государственной машине — даже не будучи коммунистами. Мы говорим не об идеологии, а о порядоч­ ности. Герой не тот, который на кухне бранит существую­ щий порядок в присутствии своей жены. Герой тот, кто в состоянии активно воздей­ ствовать на других — лич­ ным примером, а не призы­ вами. Беседовал Виктор ГРИБАЧЕВ. г. Москва. На снимке: Елена Драпе- ко с членами делегации Ли­ пецкой области на торже­ ствах на поле Куликовом ле­ том 2001 года. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. И П Е Ц К А Я газета ГРАБИТЕЛИ ПРИШЛИ В МАСКАХ + Дерзкому ограблению подвергся на днях один из липецких частных предпринимателей. Вернее, жертвой нападения стал не он, а его двое работников. Около 10 часов ночи в поме­ щение, арендуемое предпринимателем (оно находится в ДК «Парус»), ворвались четверо неизвестных в масках. Они связали находив­ шихся там мужчин и отобрали у них два сото­ вых телефона и 28 тысяч рублей. Крупную денежную сумму в результате ог­ рабления потеряла и липчанка В. Нападение на жилище женщины произошло около 10 ча­ сов утра. Бандиты нагрянули в то время, ког­ да она находилась дома. Угрожая расправой, налетчики заставили В. отдать имевшиеся у нее почти 15 тысяч долларов. ОТБИРАЮТ КУРТКИ СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ 'T' В областном центре не прекращаются нападения на горожан с целью завладения их верхней одеждой. Как правило, злоумышлен­ ники стараются действовать в вечернее вре­ мя, но есть случаи, когда ограбления происхо­ дили и средь бела дня. С 18-летнего парня трое любителей чужой зимней одежды сняли, куртку в два часа дня прямо на улице. Примерно в такое же время в подъезде жилого дома был ограблен 15-лет­ ний школьник. У него трое незнакомцев ото­ брали кожаную куртку. ТРЕХКВАРТИРНЫЙ ДОМ ОСТАЛСЯ БЕЗ КРЫШИ + В минувшую среду около 15 часов в деревне Киньшино Добринского района заго­ релся трехквартирный жилой дом. Огнем была уничтожена кровля здания и внутренние меж­ квартирные перегородки, изготовленные из дерева. К счастью, обошлось без человечес­ ких жертв. По предварительным данным, пожар воз­ ник из-за короткого замыкания электропровод­ ки в квартире одного из жильцов. Проводится расследование. ПОКУРАЖИЛИСЬ НАД БЕЗЗАЩИТНЫМИ СТАРУШКАМИ "Т" В чаплыгинском селе Демкино за одну ночь подверглись нападению неустановленных пока грабителей сразу три местные жительни­ цы. Вдома двух из них злоумышленники суме­ ли попасть после того, как выломали оконные рамы. Помочь одиноким пожилым женщинам было некому, и ночные визитеры чувствовали себя в полной безопасности. Добычей бандитов стали скромные сбере­ жения пенсионерок —всего 430 рублей. Уод­ ной старушки налетчики сумели поживиться лишь продуктами. Сообщить о случившемся в милицию удалось лишь к вечеру следующего дня. Уходя, грабители связали свои жертвы. СТАЛ ПАССАЖИРОМ - БЕРЕГИ КОШЕЛЕК Аксиома: в общественном транспорте берегите свои кошельки от ловких воров-кар- манников. На прошлой неделе в трамвае 13-го марш­ рута их жертвой стала липчанка М. Злоумыш­ ленники похитили из ее сумки около 1.700 дол­ ларов и несколько тысяч рублей. Остается только гадать, каким образом ворам удалось узнать о наличии у женщины такого количества денег. Или это случайность? СТОРОЖ СПИРТ НЕ УСТЕРЕГ. ■ + Вобластном психоневрологическом дис­ пансере совершена кража со взломом. Инци­ дент имел место в один из выходных дней. Хотя здание медучреждения вроде бы охраня­ ется, наличие сторожа тем не менее не смути­ ло воришек. Они выбили дверь и забрались в один из кабинетов. Видимо, визитеры знали, куда лезли: их добычей стали три литра спир­ та и кое-какие медикаменты. НЕТ КЛЮЧА - И НОЖНИЦЫ СОЙДУТ "Т" Спомощью ножниц сумел открыть дверь автомобиля ВАЗ-2107, припаркованного у Цен­ трального рынка в Липецке, и похитить из него автомагнитолу некто Д., 24 лет, ранее суди­ мый. Скрыться с добычей вору не удалось — его задержала милиция. Вместе с похищенной магнитолой у неза­ дачливого воришки изъято и «орудие производ­ ства» —ножницы. Служба новостей «Липецкой газеты». L i О КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ ДЕБЮТ МАСТЕРА ВДОМЕ МАСТЕРА П остоянные посетители Д ом а Мастера — н аро дн о го х у д ож н и к а России Виктора С еменовича Сорокина — уж е привыкли встречаться там «У кам елька». Это веч ера-знаком ства, как правило, с юными музыкантами. А в минувший четверг началась ещ е о д н а , паралл ельн ая , серия концертов, у ж е с участием зр елы х проф ессиональных исполнителей. Для этого сотрудники Д ом а Мастера заручились п о д д ерж к ой руководства Липецкой государственной ф иларм онии . И цикл соответственно назван — «Ф илармонические веч ера» . Их открыла новая для Липецка певица, зас­ луженная артистка РФ Татьяна Горошко. Ранее меломаны получили лишь фрагментарное пред­ ставление о ее мастерстве, когда Т. Горошко, в числе других солистов, выступала на сцене об­ ластного Дворца культуры с оркестрами Госте- лерадио России, Воронежского театра оперы и балета и «Санкт-Петербург Камерата». Ав Доме Мастера она показала сольную программу и про­ демонстрировала свои возможности как универ­ сальная сопрановая певица: от «Ликуйте, торже­ ствуйте!» (часть «Мотета» Моцарта) до лиричес­ кой арии Лауретты и драматической арии Тоски из опер Пуччини «Джанни Скикки» и «Тоска». Кроме того, она увлекла слушателей в мир рус­ ских классических (Чайковский, Рахманинов) и старинных романсов, явив череду выразитель­ ных новелл-картинок. После концерта, безусловно убедившего в плодотворности проекта Дома Мастера и филар­ монии, Т. Горошко сказала, что она многим обя­ зана концертмейстеру Валерию Маркину, кото­ рый впервые аккомпанировал ей. Пианисту при­ шлось перерыть массу музыкальной литерату­ ры, чтобы вместе с певицей сделать безошибоч­ ный выбор произведений для ее сольного де­ бюта в Липецке. По словам же художественного руководителя филармонии Наталии Мекаевой, выступление Т. Горошко в камерной аудитории —это как бы прелюдия к «бенефису» перед ши­ роким зрителем в Академическом театре драмы или в областном ДК. По такому случаю предпо­ лагается приезд из Москвы оркестра, руководи­ мого Мурадом Кажлаевым, с которым Татьяну Горошко связывает давняя и тесная творческая дружба. Ну, а что касается «Филармонических вече­ ров», то их намечено проводить примерно раз в месяц. Константин КЛЮТКИН. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ О ХЛЕБЕ И ПЕСНЕ Уже в первые дни января 2 002 года в московских и зданиях появился ряд публикаций о наш ей о бл а сти ... Бакланов Ю. Кто трактор в поле поведет? (В Липецке состоялась выездная коллегия Мини­ стерства образования РФ по вопросам профес­ сионального образования). Сел. жизнь. № 1-2 (янв.). Балабин В. И на небе, и на земле. (Липец, обл. организация РОСТО). Патриот. № 1 (янв). Бирюков Ю. «Ой, мороз, мороз...»: в России, особенно в глубинке, редко какое застолье об­ ходится без этой песни. (Версия о том, что М.П. Морозова из г. Липецка является автором трех куплетов песни «Ой, мороз, мороз»). Труд. 4 янв. Новохатский В. Воздушный ас оставил след на земле. (О подвиге летчика липец, авиацент­ ра, полковника А. Петрова). Парламент, газ. 4 янв. (№ 1). Орлова В. Прокурор —защитник общества. (О помощнике прокурора Липец, обл. Н.В. Гар- машовой). Аргументы и факты. № 1-2 (янв.). Шелихова В. Апочему бы вам не переехать в Липецк?. Здесь и без работы не останешься, и на пенсию прожить легче. (О строит, фирме ЗАО СУ-11 «Липецкстрой»), Рос. газ. 15 янв. Подготовила библиограф областной универсальной научной библиотеки Наталья ПЕНДЮРИНА. КОНКУРС Н А « в з л е т н о й п о л о с е » - СТИХИ И ПРОЗА школьников ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «РОССИЯ, РУСЬ, ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!», ОБЪЯВЛЕННОГО СТУДИЕЙ МОЛОДЫХ ЛИПЕЦКИХ ПОЭТОВ «ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЛАСТИ В номинации «Поэзия» первое место едино­ гласно отдано Кате Волковой, 13-летней школьни­ це из села Васильевка Липецкого района. Ее ли­ ричные, выразительные стихи о природе уже сло­ жились в отдельный сборник, который можно из­ давать. Со вторым местом поздравляем 12-летне­ го Антона Соколикова, ученика Средне-Лукавской школы Грязинского района. Похвальны гуманисти­ ческая и патриотическая настроенность юного ав­ тора, а также его свежий, образный взгляд на ок­ ружающую повседневность. Третье место заслужен­ но получил пятиклассник Васильевской средней школы Воловского района Женя Горбовский. Его произведения также дышат любовью к родной зем­ ле и интересом ко всему, что вокруг. В номинации «Проза» отличился коллектив ли­ пецкой школы-интерната для слепых и слабовидя­ щих детей: первое, второе, третье места распре­ делились соответственно между его воспитанни­ ками—восьмиклассниками Катей Кузьминской (за актуальную сказку «Король Никотин и королева Сигарета»), Егором Кисловым (за рассказ «После грозы») и Женей Стоякиным (за рассказ «Спасен­ ный голубь»), Атакже был отмечен публицистический мате­ риал совсем незрячего Антона Алтухова о засилье иностранных слов в нашей речи. Только прекрас­ ная русская литература да педагоги школы-интер­ ната, пишет Антон, помогли ему пережить внезап­ но свалившееся на него несчастье слепоты. И он спрашивает: «Почему зрячие люди не видят, как содержателен русский язык? Почему они позволя­ ют вводить в нашу речь поток иностранных слов, не согревающих душу россиян теплом историчес­ кой памяти?» В номинации «Красная книга слов» (составле­ ние словаря местных диалектизмов, вышедших из употребления) первое и второе места также получи­ ли учащиеся названного интерната—Таня Лунева и Егор Меркулов: каждый собрал около 250 интерес­ ных слов. Третье место не отдано никому. В номинации «Что в имени твоем?» (художе­ ственный рассказ или легенда о возникновении на­ звания родного села, поселка, города) пальму пер­ венства взяла воспитанница детской литературной студии^Волшебный апельсин» Липецкой областной детской библиотеки 15-летняя Ксения Ананьева, уча­ щаяся школы-лицея № 44, за легенду о возникнове­ нии названия села Яблоново. Второе место —у 11- летней Лены Коробинкой из 14-й средней школы г. Липецка за легенду о поселке Белый Конь. Третье место не присуждалось. Юные лауреаты стали очными и заочными уче­ никами студии «Взлетная полоса». Они получат па­ мятные призы —книги липецких авторов с их авто­ графами. Адействующая при Липецкой писательс­ кой организации Союза писателей России студия «Взлетная полоса», подивившись обилию юных та­ лантов на липецкой земле, приняла решение сде­ лать такой конкурс ежегодным. В 2002 году он прой­ дет по следующим номинациям: стихи или проза на свободные темы, философское эссе о своей жизни, сатира и юмор на актуальные темы. Их можно при­ сылать по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, писательская организация, студия «Взлетная поло­ са». Александра ТАМБОВСКАЯ, член Союза писателей России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz