Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

1 А В Г У С Т А 20 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 2 9 ( 8 1 ) II_____ С О Ю З Б е л а р у с ь -Р о с с и я С в о б о д н ы й п о л е т н а д г н е з д о м р е т р о г р а д о в « П л а ч Я р о с л а в н ы » с е н а т о р ы п р е с е к а л и в з а р о д ы ш е взгляд на проблему Евгений Арсюхин САРАТОВ НА СТРАНИЦАХ «СОЮЗа» мы не раз рассказывали о положе­ нии в авиастроении в России и Беларуси, совместных проек­ тах стран-соседей. Проблем в отрасли хватает. Сегодняшние заметки корреспондента нашей газеты посвящены взаимоотно­ шениям производственников и власти, в частности саратов­ ских директоров заводов и рос­ сийских сенаторов. Недавно сенаторы из Коми­ тета Совета Федерации по про­ мышленной политике, вероят­ но, впервые за всю историю российского парламентаризма голосовали за пакет предло­ женных Правительством РФ энергетических законов на вы­ соте нескольких тысяч метров — на борту самолета Як-42, ле­ тевшего из Москвы в Саратов. В повестке дня так и было напи­ сано: «Вылет из Москвы, в воз­ духе — рассмотрение законо­ проектов». А про остальное говорили уже на земле, где заседание продолжилось. Комитет верх­ ней палаты по промполитике в последнее время показывает заметную активность, форми­ руя свое видение амбициозной промышленной политики в бли­ жайшее десятилетие. Однако, как вскоре стало ясно, энерге­ тика, малый бизнес, авиапром, «оборонка» связаны двумя про­ стыми словами: «правила иг­ ры». А они меняются. Директо­ ра местных заводов пришли по­ плакаться в сенаторские жи­ летки, прежде столь гостепри­ имные для директорских слез. Но сенаторы «плач Ярославны» пресекали в зародыше. В чем же суть дела? Дирек­ торский корпус, представлен- — А чего инвесторы к вам не идут? Оказывается, были, принес­ ли 150 миллионов долларов, да им в Росавиакосмосе что-то не так сказали, они и ушли. Сена­ тор не поверил: — Наверное, подсчитали, вот и убежали. Инвесторы не бывают впечатлительными. Обсуждение продолжилось, и замминистра А. Свинаренко подвел черту: — Корень ваших проблем — в том, что рынок российских авиаперевозок сжался до полу­ тора процентов от мирового. Самолет стоит столько, сколько платит за билет пассажир, а не сколько стоят купленные вами детали и труд ваших рабочих. Если самолет не окупается, его не берут. Никаких льгот ино­ странным самолетам нет, все прежние решения на этот счет отменены. Ставка ввозных по­ шлин на иностранные суда сни­ зилась до 20 процентов плюс НДС, но этого вполне достаточ­ но, чтобы защитить рынок. А программа авиализинга не нра­ вится тем, кто в нее не вошел. Обе попавшие в нее компании будут делать самолет для реги­ ональных перевозок, и Ту-334 появится не так уж и нескоро. Концентрация усилий требует хирургии, и те, кого «отрезали», остаются без денег. Из дальнейшего собравшие­ ся узнали:закона о гособорон­ заказе больше не будет, а будет один закон о госзакупках,кото­ рый вместит в себя четыре доку­ мента. Вообще законы измени­ лись и стали жестче. А. Свина­ ренко признал, что директор­ ский корпус не б ез оснований жаждет 40-процентого аванси­ рования оборонного заказа, но Бюджетный кодекс позволяет авансировать только 20. По сло­ вам замминистра, особый под­ ход к «оборонке», за который В о т т а к и е п р а в и л а : н е ж а л о в а т ь с я н а д о , а р у ч к у в р у к и и з а к о н ы п и с а т ь . Е с л и б ю д ж е т н е и с п о л н я е т с в о и х о б я з а т е л ь с т в , н у ж н о п о с т а в и т ь г о с у д а р с т в о в р а м к и г р а ж д а н с к о й о т в е т с т в е н н о с т и . И н е п л а т и т ь н а л о г и в р а з м е р е у щ е р б а . ный в Саратовской области авиационными и оборонными предприятиями, жаждет пре-- ференций, льгот и особой под­ держки. Это не ново. Нова ре­ акция на это властей: то, что вы «оборонка», еще не есть ин­ дульгенция. Поддержка будет, но в чисто рыночном ключе, и лишь тем, кто в рынок вписал­ ся. Взять авиаторов и конкретно Саратовский авиазавод, кото­ рый делает Яки. Сенаторов ту­ да свозили: в огромном цехе стояли двадцать машин разной степени сборки, между ними перемещалось столько же ра­ бочих. В цехе поменьше соби­ рали катера, там работа кипе­ ла. Як-42 и его новая модифи­ кация Як-42Д рассчитаны на рейсы средней протяженности, причем, по словам заводчан, качество самолетов удалось подтянуть к стандартам, кото­ рые ЕС примет еще только в 2006 году. Между тем россий­ ское Правительство сделало ставку на самолет Ту-334, кото­ рый якобы появится не раньше 2009 года. Первого заместителя мини­ стра промышленности Андрея Свинаренко, приехавшего в Са­ ратов, просили переориентиро­ ваться на Як-42Д. В государст­ венную программу поддержки эта машина не попала. И вооб­ ще упомянутая программа, как считают, — слабая копия умер­ шей программы 1992 года. Ряд федеральных структур готовы помочь заводу, но просят за это часть акций. А предприятие особо гордо тем, что в его акти­ вах нет доли государства и, как говорили заводчане, «под ви­ дом госчиновников к нам не приходили специалисты по рас­ членению мощностей». Еще за ­ водчане упрекали Правитель­ ство за то, что оно поощряет по­ купку зарубежных машин, сни­ жая импортные тарифы. И Са­ ратовский завод душат налога­ ми: «Мы платим 17 миллионов рублей в год за землю под сво­ им опытным аэродромом. Сни­ мите с нас этот налог». Губернатор области Дмит­ рий Аяцков при таких словах поежился: из этих денег 12 мил­ лионов идет в местную казну... Председатель Комитета Со­ вета Федерации по промыш­ ленной политике Валентин З а ­ вадников поставил вопрос реб­ ром: ратует директорский корпус, не всегда на пользу самой отрасли: так, чисто оборонное предпри­ ятие рискует остаться без инве­ сторов, поскольку те неохотно имеют дело с «ящиками», зачас­ тую черными. И последнее, о чем упоминал А. Свинаренко: — Вы требуете простить на­ логи. Юрьева дня не будет! Это решение, даже если Прави­ тельство с ним выйдет, торпе­ дируют те, кто налоги платит исправно. Реструктуризация — другое дело, она, собственно, уже идет. Сказанное вовсе не значит, что государство отвернулось от директоров. А. Свинаренко при­ звал их сигнализировать, где именно таможенная политика государства наносит им вред, но присылать точные расчеты и обоснования, а не писать жало­ стливые письма. И тогда прави­ тельственная комиссия по з а ­ щитным мерам отреагирует бы­ стро. Без расчетов — не имеет права. Позицию Минпрома поддер­ жал Рамазан Абдулатипов — сенатор от Саратовской облас­ ти: — Год назад я встречался с директорами. Они обещали представить юридически сфор­ мулированные поправки в зако­ нодательство, но не сделали ни­ чего. Вот такие правила: не жало­ ваться надо, а ручку в руки и за ­ коны писать. Впрочем, я бы слу­ кавил, если бы сказал, что Со­ вет Федерации готов во всем подыгрывать Правительству. Валентин Завадников считает: «Если бюджет не исполняет своих обязательств, нужно по­ ставить государство в рамки гражданской ответственности». И не платить налоги в размере ущерба: «Минфин будет напря­ гаться, но что делать?» Про на­ логовое же законодательство В. Завадников поведал, что ос­ новной ход, который ждут от Правительства сенаторы, — это всяческое упрощение. Губернатор Саратовской об­ ласти Дмитрий Аяцков, послу­ шав эти умные слова, просиял и сказал: — Вот почему я первым вы­ шел из состава Совета Федера­ ции. Там профи должны рабо­ тать,— такие вот. И похлопал Завадникова по плечу. Директора расходились молча. Кс тати Авиакомпания «Волга—Днепр» и Пермский моторный завод подписали на проходящем в Великобритании авиасалоне «Фарнборо-2002» соглашение о реализации программы ремо­ торизации самолетов Ил-76. «Эта программа предполагает ос­ нащение самолетов Ил-76 новыми двигателями ПС-90А раз­ работки АО «Авиадвигатель», — сообщил президент авиаком­ пании «Волга—Днепр» Алексей Исайкин. По его словам, за­ мена двигателей позволит самолетам Ил-76 находиться в ком­ мерческой эксплуатации еще минимум 15 лет. «И нтерф акс». Памятник решено демонтировать резонанс ИТАР — ТАСС ТАЛЛИН ВПОСЛЕДНЕМномере «СОЮЗа» мы поместили информацию «Так кто же Европу освобождал?» о ре­ шении установить в центре эстон­ ского города Пярну барельефа эс­ тонцам, воевавшим в годы Второй мировой войны на стороне нацист­ ской Германии. И вот новое сооб­ щение— из Таллина. Мэрия эстонского города Пяр­ ну дала указание демонтировать памятник эстонским солдатам, воевавшим на стороне нацист­ ской Германии. Он был установ­ лен 23 июля в центре города, и его торжественное открытие должно было состояться на следующей неделе. На памятнике высечена надпись: «Всем эстонским солда­ там, павшим в освободительной войне 1940—1945 гг. за родину и свободную Европу». По словам вице-мэра города Тайми Вильгас, все «спорные детали» памятника будут храниться в мэрии до выяс­ нения его автора и изменения надписи. Что касается возможных изменений барельефа, на кото­ ром изображен солдат в форме СС с автоматом, то это, по словам пресс-секретаря пярнуской мэ­ рии, является «предметом перего­ воров». Сообщение о том, что в цент­ ре известного эстонского курор­ та установлен памятник такого рода, вызвало резкую критику общественности. Так, резко от­ реагировал глава правительства Сийм Каллас, считающий, что появление этого монумента мо­ жет иметь нежелательные пос­ ледствия. : ЭКОНОМЯКЗ ; У к а ж д о г о н а д о р о г е с в о й и н т е р е с А д о л ж е н б ы т ь о б щ и й Р адик Амиров МОСКВА 24—26 ИЮЛЯ в Минске и Ви­ тебске состоялось совещание рабочей группы экспертов Ко­ ординационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединен­ ной транспортной системы Бе­ ларуси и России. Комиссию, ку­ да вошли руководители не­ скольких ведомств, возглавля­ ли: от Беларуси — заместитель руководителя Министерства транспорта и коммуникаций Николай Верховец, от россий­ ской рабочей группы — первый замминистра транспорта РФ Анатолий Насонов. К началу совещания между сторонами возникли несколько вопросов, требующих нем ед­ ленного решения. Ведь не сек­ рет: транспортные магистрали Союзного государства надо ис­ пользовать с максимальной вы­ годой. И не следует тут забы ­ вать о собственных интересах в этом направлении с учетом наиболее выгодных вариантов для экономики России и Бела­ руси. — Нам необходимо догова­ риваться, — сказали коррес­ понденту «СОЮЗа» в Мини­ стерстве транспорта и комму­ никаций Беларуси. — Для рос­ сиян стратегически важна на­ ша территория. И в то же время нам экономически выгодна Россия, и белорусские грузопе- ревозчики обеими руками за то, чтобы продолжать взаимо­ действовать с российскими партнерами. Рано или поздно мы придем к более расширен­ ному сотрудничеству. И потому все, что в наших же интересах, необходимо принимать во вни­ мание и реализовывать совме­ стные планы на будущее. На заседании Координаци­ онной комиссии немало време­ ни ушло на обсуждение вопро­ са об отмене платы с россий­ ских перевозчиков за проезд по дороге Брест — Москва. Как за­ ранее предполагалось, плату с россиян отменят. Однако, как подчеркнула белорусская сто­ рона, пока все останется по- прежнему. И россияне за про­ езд будут продолжать платить. Хотя, отметили хозяева фору­ ма, «для выравнивания пози­ ций белорусов и россиян» под­ готовлен проект, находящийся сейчас на согласовании, по ко­ торому введение платы за про­ е зд по трассе Брест — Москва предусматривается со всех владельцев автомобилей, за ­ регистрированных на террито­ рии Беларуси. Во время встречи стороны не могли не затронуть ход вы­ полнения совместных меропри­ ятий по формированию и об ес­ печению объединенной транс­ портной системы Союзного го­ сударства. Одним из важных моментов является, как было подчеркнуто экспертной комис­ сией, подготовка информаци­ онных материалов, результатов реальной работы, а также вы­ полнение плана для представ­ ления в Совет Министров и По­ стоянный Комитет Союзного государства. Как отмечали уча­ стники экспертной комиссии, сегодня принимаемые меры со­ здают благоприятные условия, в том числе и тарифные показа­ тели, для создания единой транспортной системы России и Беларуси. — Вы удовлетворены итога­ ми совещания экспертов Коор­ динационной комиссии? — по­ интересовался я у начальника управления внешнеэкономиче­ ских связей Минтранса и ком­ муникаций Беларуси Сергея Кучинского. I — Нет. Если я будут удовле­ творен ее итогами, то мне надо уходить на пенсию, — ответил он. — Нужен стимул для даль­ нейшей работы, а выводами любой работы вряд ли можно быть удовлетворенными на сто процентов. Что же касается са­ мого заседания, то нам пока не удалось выработать согласо­ ванную позицию с таможенни­ ками. Мы выступали единой ко­ мандой вместе с российскими щих проблемах между Россией и Беларусью, значит означало бы говорить неправду. Наобо­ рот, взаимовыгодное сотрудни­ чество, которое было особо подчеркнуто делегациями мин- трансов в Минске и Витебске не раз и не два, как говорится, на­ лицо. Эксперты ведомств при­ няли к сведению: на перегово­ рах двух минтрансов по поводу дальнейшего сотрудничества достигнута договоренность об установлении разрешений для белорусских перевозчиков на российском рынке на нынеш­ ний год. Этот договор не подле­ жит пересмотру, а значит, соот­ ношение российских и белорус­ ских перевозчиков грузов на российском рынке будет соот­ ветственно 60 и 40 процентов. По всей видимости, такая про­ порция сохранится и в будущем году. В Минске и Витебске были предъявлены и взаимные пре­ тензии. Российская делегация П р е т е н з и и , к о т о р ы е б ы л и в ы с к а з а н ы в х о д е в с т р е ч н а К о о р д и н а ц и о н н о й к о м и с с и и п о т р а н с п о р т у ,— р а б о ч и е м о м е н т ы . В с е о н и р е ш а е м ы . О б о в с е м м о ж н о д о г о в о р и т ь с я . коллегами из аналогичного ве­ домства в плане облегчения и согласования нормативных баз по таможенному сопровожде­ нию перевозчиков. И в России, и в Беларуси допускаются не­ которые вольности. Хотя мы четко определили пути разре­ шения этой задачи и к ближай­ шему заседанию должны при­ нять окончательное решение. Но время не терпит, и грузопе- ревозчик сталкивается с дан­ ными проблемами каждый день. Сергей Кучинский, в частно­ сти, посетовал, что, к сожале­ нию, сегодня для сопровожде­ ния грузов не хватает таможен­ ников, а привлечение для этого коммерческих структур чрева­ то дороговизной. Если сейчас таможенные службы берут с перевозчика в среднем одйн доллар на километр, то ком­ мерческие службы требуют ни­ как не меньше двух долларов. А расстояния у нас немалые! И получается следующая карти­ на: российский бизнесмен рас­ считывает выложить для тамо­ женного сопровождения одну сумму, а на самом деле получа­ ется в два раза больше. Вот и растет себестоимость его това­ ра. — В России для подобных сопровождений все больше привлекаются коммерческие службы, а у нас действует вое­ низированная охран а,создан ­ ная при МВД республики, — продолжил С. Кучинский. — Нам удалось-значительно сни­ зить тарифы на сопровождение грузов. Это не может не радо­ вать прежде всего россиян, ведь для них, перевозчиков,тут большой плюс. Хотя вынужден признать, что вопросов, касаю­ щихся взаимодействия с тамо­ женниками, еще предостаточ­ но. И решать их необходимо. Вместе с тем утверждать, что стороны говорят только лишь о постоянно возникаю- высказала свою озабоченность тем, что почти все российские автомобили в случае, если сум­ ма платежей превышает 50 ты­ сяч долларов, ставятся под кон­ вой и попадают под таможен­ ное сопровождение. Тогда как белорусские перевозчики по­ падают в такую ситуацию толь­ ко в одном случае — когда пе­ ревозчики являются нарушите­ лями. Россияне попросили уст­ ранить это неравенство. Экс­ пертная комиссия Беларуси то­ же высказала ряд замечаний в адрес российских коллег, тоже касающихся таможенного со ­ провождения грузов и других вопросов. Стороны пришли к общему мнению: после детального ана­ лиза претензии будут устране­ ны. Иначе можно ли говорить о создании и деятельности еди­ ной транспортной системы Со­ юзного государства! В целях изучения спроса на перевозки грузов в направле­ нии портов Калининградской области белорусская сторона намерена провести монито­ ринг, в нем предполагается участие Минтранса и Государ­ ственного таможенного коми­ тета Беларуси. Его итоги будут оглашены на очередном за с е ­ дании рабочей группы минтран­ сов России и Беларуси осенью этого года. По окончании работы за с е ­ дания минтрансы России и Бе­ ларуси внесли несколько пред­ ложений для активизации сов­ местных решений. Например, в ближайшее время немалое внимание будет уделено науч­ ным работам, более шире пред­ ставлены экономические связи транспортных российско-бело­ русских предприятий при рабо­ те с партнерами из третьих стран. Особое внимание сосре­ доточено на подготовке новых нормативных актов, касающих­ ся налоговых и таможенных за ­ конодательств, правил перево- Границе тоже нужен ® Груз по трассе Б р е ст— Москва долж ен пройти без потерь и помех. зок грузов, государственных стандартов. Кстатй, научные организации, участвующие в этом направлении, в будущем году пройдут строгий конкурс­ ный отбор и только после «отсе­ ва» будут представлены Коор­ динационной комиссии для дальнейшей своей деятельно­ сти. Сама же программа по на­ учным работам рассчитана вплоть до 2010 года при финан­ сировании минтрансов Белару­ си и России. — Каковы впечатления по итогам заседания экспертной комиссии? — задали мы пос­ ледний вопрос Сергею Кучин- скому. — Нами сделан шаг вперед, и шаг этот, надеемся, будет по достоинству оценен нашими перевозчиками. Без подобных встреч нам не решить общих задач. Конечно, не все удалось согласовать и прийти к общему знаменателю. Однако опера­ тивные вопросы нами все же решены. По словам Сергея Николае­ вича, активизировалась работа с таможенными органами. А это большой плюс. Да и российские перевозчики за последнее вре­ мя заметно повысили свою роль. У них и автомобильный парк заметно улучшился, и то­ варооборот в стране пошел в гору. Созданные совместные предприятия Беларуси и ряда государств дальнего зарубежья сегодня прорабатывают свои возможности на российском рынке. Все это в сумме не мо­ жет не сказаться на количест­ венном показателе грузопере­ возок. Значит, вопрос этот не­ обходимо решить как можно скорее. — Все вопросы, рассматри­ ваемые на данном заседании, касаются развития единой транспортной системы, — от­ метил Эдуард Мокаев, зам ес­ титель начальника Департа­ мента экономики Постоянного комитета Союзного государст­ ва. — И претензии, которые бы­ ли высказаны в ходе встреч, — рабочие моменты. Все они ре­ шаемы. Обо всем можно дого­ вориться. — Какие конкретные шаги будут предприняты в ближай­ шем будущем? — Например, администра­ ции Калининградской области совместно с заинтересованны­ ми министерствами и ведомст­ вами Беларуси и России пору­ чено в трехмесячный срок за ­ вершить проработку вопроса о подготовке Программы о раз­ витии портового комплекса са­ мого западного российского региона. Финансовая сторона вопроса тоже практически ре­ шена: деньги будут выделены из бюджета Союзного государ­ ства, потому как выполнение программы — поручение Сове­ та Министров Союзного госу­ дарства. Как видим, развитие эконо­ мических связей России и Бе­ ларуси на подъеме. Это не мо­ жет не радовать. Только через расширение двусторонних свя­ зей можно говорить о едином Союзном государстве. ремонт Окончание. Начало на стр. I. Руководство отделения погра­ ничного контроля «Варшавский мост» и представители таможен­ ных органов уверяют, что по окончании реконструкции пункт пропуска станет украшением транспортного коридора М1/Е30, связывающего ряд европейских столиц. « К о з л о в и ч и » Открытие этого грузового по­ гранперехода состоялось в 1978 году — накануне Олимпиады. То­ гда поток машин был небольшим до 20 фур в сутки при расчет­ ной пропускной способности в 50—100 транспортных единиц. Резкое увеличение нагрузки про­ изошло в начале 90-х — как ре­ зультат падения «железного за­ навеса» и быстрого развития ча­ стного предпринимательства в бывших советских республиках. В сутки на «Козловичах» оформ­ лялось до 1000 машин только в одну сторону! Пункт пропуска бук­ вально задыхался. Открывшиеся несколько лет назад терминалы «Совавто- Брест» и «Брестгрузавтосер- вис», предназначенные для тамо­ женного оформления следующих через границу тяжелых грузови­ ков, несколько разрядили обста­ новку. Но вместе с этим — осо­ бенно после того, как аналогич­ ный терминал в прошлом году за­ работал и на польской стороне, в Корощине, — существенно за ­ медлили процедуру контроля. Машину, которая едет на восток, сначала досматривают польские таможенники в Корощине, затем — пограничники в «Кукурыках». На белорусском берегу Западно­ го Буга «ритуал» повторяется в обратном порядке: сперва по­ гранконтроль в «Козловичах», потом таможенное оформление на терминале «Брестгрузавто- сервис». Ближе к концу недели, в среду или четверг, очередь на въезд мо­ жет достигать восьми и более ки­ лометров. Связано это с тем, что в Европе действуют ограничения на движение TI R Жс по центральным дорогам в дневное время и по вы­ ходным. В Беларуси такого пока нет, поэтому водители-«дально- бойщики» стараются успеть на уик-энд кнам. Вдругое время оче­ реди редко вытягиваются больше чем на 3—5 километров. В нор­ мальном режиме работы «Козло­ вичи» могут «переварить» около 500 машин в день. Оптимальное решение этих и многих других проблем видится в строительстве большого терми­ нала «Козловичи-2» — в непо­ средственной близости от грани­ цы, сразу за пунктом пропуска. Собственно работы здесь уже на­ чаты. В «Козловичах-2» водители получат все виды сервиса, а глав­ ное — пограничное и таможенное оформления будут осуществлять­ ся в одном месте. Параллельно, можно надеять­ ся, будет произведена реконст­ рукция самих «Козловичей». Точнее,окончена,поскольку на­ чалась она в то же время, что и на «Варшавском мосту». И, как шутят пограничники, преврати­ лась в стройку века: из XX пере­ кочевала в XI. Причина банальна — отсутствие финансовых средств. Правда, несколько не­ дель назад в «Козловичах» по­ бывали председатели государст­ венных таможенных комитетов России и Беларуси Михаил Ва­ нин и Александр Шпилевский. Обещали выделить необходи­ мые деньги. « Д о м а ч е в о » и « П е с ч а т к а » Эти пограничные переходы расположены в стороне от магист­ рали М1/Е30. Работать они нача­ ли в 1995 году и призваны были, ( насколько получится, разгрузить «Варшавский мост». «Домачево» имеет статус международного пункта пропуска и расположен на польской территории. Изначально он был рассчитан на обслужива­ ние всех видов автотранспорта. Но в связи с отсутствием на бело­ русской стороне соответствую­ щих подъездных путей — к по­ гранпереходу ведет лишь узкая асфальтовая дорожка, на которой с трудом может развернуться не­ большой автомобиль, — прини­ мает только легковые машины и микроавтобусы, включая грузо­ вые. Использует «Домачево» в ос­ новном приграничное население Беларуси и Польши. Очереди на выезд длиной в среднем до полу­ тора километров сейчас, в жару, выстраиваются по будням и бли­ же кночи, а в светлое время суток и выходные практически отсутст­ вуют. Маленькое кафе и пирожко­ вая на обочине, а также туалет ти­ па «сортир», расположенный в стороне от дороги, составляют тот сервис, которым довольствуются сегодня водители и пассажиры. По инициативе председателя Гос­ комитета пограничных войск Бе­ ларуси Александра Павловского и при поддержке местных властей в «Домачево» скоро должно на­ чаться строительство новых па­ вильонов для пограничных и та­ моженных служб. Не более загружен и немногим лучше оборудован межгосударст­ венный пункт пропуска «Песчат­ ка». Пересекать границу в нем мо­ гут только граждане Беларуси и Польши — владельцы легковых автомобилей. Не исключено, что в ближай­ шем будущем на брестском участ­ ке белорусско-польской границы откроется еще один пункт пропус­ ка — пешеходный. Об этом кор- респонденту«СОЮЗа» рассказал заместитель начальника Брест­ ской погрангруппы полковник Ва­ силий Горбатенко. Идея весьма популярна ВБеларуси, особенно в городе над Бугом — здесь ее ак­ тивно обсуждают и пограничники, и областное руководство. Однако решить данный вопрос, разумеет­ ся, можно только в двустороннем порядке, с участием поляков, ко­ торые сейчас больше озабочены предстоящим вступлением в Ев­ росоюз. Сроки ввода в эксплуатацию терминала «Козловичи-2», как со­ общил В. Горбатенко, будут из­ вестны уже кконцутекущего года. ЕС обещает щедро профинанси­ ровать эту стройку. Реконструк­ ция «Варшавского моста» должна завершиться в декабре 2003 года. Возможно, тогда мы и получим приграничный сервис самых вы­ соких стандартов. В юбилей дружба крепче Николай Киреев КАЛУГА 2002 год — юбилейный для горо- дов-побратимов: белорусскому Борисову Минской области не­ давно исполнилось 900 лет, а его младший брат Малоярославец Калужской области вот-вот отме­ тит свое 600-летие. Договор о сотрудничестве ме­ жду этими старинными городами, славными своей историей, успеш­ но претворяется в жизнь по всем направлениям. Обмен делегация­ ми на разных уровнях, встречи творческой интеллигенции, вы­ ставки работ художников, дело­ вые связи учреждений культуры и образования, проведение торго­ вых ярмарок — все это взаимо- обогащает братские отношения. Они, в свою очередь, находят от­ ражение в выпусках совместной газеты «Единство», которая изда­ ется в Малоярославце. Доброй традицией стало обсу­ ждение опыта работы органов ме­ стного самоуправления. На днях группа депутатов Малояросла- вецкой городской Думы по при­ глашению горисполкома и город­ ского Совета Борисова приняла участие в очередном заседании этого представительного органа власти побратима. Рассмотрены вопросы укрепления и развития сотрудничества в сфере экономи­ ки, социальной политики, культу­ ры, информационного обмена. Такие братские отношения, счита­ ют депутаты обоих городов, явля­ ются частью интеграционного процесса по созданию Союзного государства. По итогам рабочего визита было принято совместное заяв­ ление.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz