Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

№ 147(21775) м а ш и ■ Ш •' ■ V '5 5:?НЙ; ' 5' ' . ■ ■ ■' -:** J'ii ЙЖ' i*'• ■ '■•■ л: II 'l i i ■II ШИКАЛ •/Я газета Г t l " Л ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Я И Щ О Й ОБЛАСТИ (2002 - 2010 ГОДЫ)» (Продолжение. Начало на 4-й стр.) Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по области составляют 388,3 тыс. тонн и представлены 202 ве­ ществами различных классов опасности: 1 класс опасности — 9 веществ, доля в общем количестве выбросов 0,0015 %; 2 класс опасности — 35 веществ, или 6%; 3 класс — 41, или 12% (из них 50% диоксида серы); 4 класс опасности — 35, или 80% (из них 99% оксида углерода); 2% составляют вещества, имеющие ориентировоч­ ный безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вно­ сят: ОАО «НЛМК» (93%), ОАО «Липецкцемент» (0,9%), Ли­ пецкая ТЭЦ-2 (0,7%). В основном выбросы представлены газообразными и жид­ кими веществами — 91%, твердыми — 9%. Подавляющая часть газообразных и жидких веществ — это выбросы оксида углерода, они составляют 86% (ОАО «НЛМК* — 95,5%). Кроме того, в выбросах присутствуют диоксид серы— 6% (ОАО «НЛМК* — 93,9%, локомотивное депо г. Елец — 1%, Липецкая ТЭЦ-2 — 0,86%); диоксид азо­ та — 6% (18 предприятий, в том числе ОАО «НЛМК* — 72,2%, Липецкая ТЭЦ-2 — 9,8%, Елецкая ТЭЦ — 1,8%, ОАО «Ли- пецкцемент* — 1,8%, Донское УМГ — 1,5% и др.); угле­ водороды — 0,5%; летучие органические соединения — 0,4% и прочие вещества. Выбросы твердых загрязняющих веществ представлены 45 видами пыли, 39 видами соединений металлов и неметаллов. В Липецкой области в 2001 году образовалось 1514,0 тыс. тонн загрязняющих веществ от стационарных источников. На очистку поступило 1213 тыс. тонн и 1126 тыс. тонн уловлено газоочистными и пылеулавливающими установками, эффек­ тивность очистки которых составляет 93,0%. Без очистки в атмосферу выброшено 300,5 тыс. тонн загрязняющих веществ. По области 96% от выбросов загрязняющих веществ прихо­ дится на г. Липецк. В атмосферу города промышленными пред­ приятиями выбрасываются такие вредные вещества, как ок­ сид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, сероводо­ род, хлористый водород, фтористый водород, толуол, ксилол, бензол, этилбензол, цианиды, аммиак, кадмий, свинец, цинк, ртуть, пыль различного происхождения, хром и его соедине­ ния, бенз(а)пирен и другие. На ОАО «НЛМК* по г. Липецку приходится 95% выбро­ сов в атмосферу от стационарных источников (350,2 тыс. тонн). На комбинате отмечено неудовлетворительное состояние тех­ нологического оборудования коксохимического производства, неэффективность газоочисток на литейных дворах доменного цеха № 1. В поверхностные водные объекты Липецкой области сбра­ сывается свыше 200 млн. куб. м сточных вод. На долю про­ мышленности приходится 135,7 млн. куб. м, из них загряз­ ненные недостаточно очищенные сточные воды составляют 115,8 млн. куб. м (85,3%); загрязненные без очистки стоки - 0,095 (0,1%); нормативно-очищенные — 11,7 (8,6%); норма­ тивно-чистые сточные воды — 8,1 млн. куб. м (6,0%). Таким образом, 19,8 млн. куб. м (14,6%) сточных вод являются очищенными до установленных нормативов, осталь­ ные 85,4% сбрасываются как недостаточно очищенные из-за неэффективности работы очистных сооружений. Основными причинами являются износ очистных сооружений, их пере­ грузка, недостаточность финансирования для проведения ре­ конструкции и строительства новых сооружений. Положение усугубляется тем, что большой объем сточных вод промыш­ ленных предприятий поступает на очистные сооружения го­ родского коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Существенное влияние на загрязнение водных ресурсов оказывают предприятия перерабатывающей промышленнос­ ти (молзаводы, спиртзаводы), металлургии и машинострое­ ния. Недостаточно эффективно работают очистные сооружения ОАО «НЛМК*, не решены вопросы строительства 2-й очереди очистных сооружений, не все звенья технологической очист­ ки введены в эксплуатацию, что оказывает негативное влия­ ние на реку Воронеж. Данные аналитического контроля свидетельствуют о пре­ вышении санитарных норм вредных веществ в сточных водах по ВПК в 10 и более раз, фосфатам — в 10 раз, иону аммония — в 12 и более раз, нефтепродуктам — в 2 раза, фенолу — в 11,5 раза, цинку, меди — в 2-4 раза, нитритам — до 8 раз. Анализ сточных вод, сбрасываемых молочными и сырза- водами, показывает постоянное превышение норм ПДК для рыбохозяйственных водоемов: по ВПК — 5-500 раз, нитри­ там — до 2,5 раза, азоту аммонийному — до 50 раз, фосфа­ там — до 170 раз, содержание жиров достигает 639 мг/л, при норме «отсутствие*. В то же время очистные сооружения на этих предприятиях отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии. Так, не достроены очистные сооружения на Чер- навском маслосырзаводе. На Тербунском сыродельном заво­ де очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии, почти полностью разрушены. Сточные воды без очистки сбра­ сываются в реку В. Олымчик. На ОАО «Лакто* в поселке Добринка очистные сооруже­ ния не работают и сточные воды сбрасываются в болото и далее в реку Плата. Из-за отсутствия очистных сооружений сбрасывают за­ грязненные сточные воды в поверхностные водоемы Станов- лянский маслодельный завод, Октябрьский филиал Усманс- кого сырзавода. Требуется реконструкция очистных сооруже­ ний Данковского, Долгоруковского, Лев-Толстовского, Волов- ского молочных заводов. В области отмечается загрязнение промышленными пред­ приятиями подземных вод. ОАО «НЛМК* загрязняет водо­ носный горизонт левобережной части города фенолами, рода- нидами, цианидами, солями аммония и нефтепродуктами. Площадь очага загрязнения составляет свыше 40 кв. км. АО «Силан* загрязняет водоносный горизонт г. Данкова фенола­ ми. Площадь очага этого загрязнения составляет 16 кв. км. Существенное влияние на загрязнение водоемов оказыва­ ют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, сбросы которых составляют 51,8 млн. куб. м (25,7 % от общего ко­ личества сбросов): загрязненные недостаточно очищенные сточ­ ные воды — 30,3 млн. куб. м (58,5%); нормативно-очищен­ ные — 21,5 млн. куб. м (41,5%). Из существующих очистных сооружений нормативное ка­ чество очистки обеспечивают очистные сооружения г. Грязи. Недостаточно эффективно работают очистные сооружения г. Усмани и г. Чаплыгина, что связано с их недостаточной мощ­ ностью, несовершенством технологии очистки, необходимос­ тью проведения ремонта и реконструкции действующего обо­ рудования. В районных центрах Долгоруково, Добринка, Доброе, Во- лово, Измалково канализационные сети и очистные сооруже­ ния биологической очистки отсутствуют, необходимо их про­ ектирование и строительство. В с. Хлевное и поселке Лев Толстой ведется строительство очистных сооружений. Объем сбрасываемых сточных вод от сельскохозяйствен­ ного производства составляет 13,5 млн. м3; нормативно-чис­ тые — 13,4 млн. м3 (99,3%), нормативно-очищенные — 0,03 (0,2%), загрязненные без очистки — 0,07 (0,5%). Существенный вклад в загрязнение поверхностных и под­ земных водных ресурсов Липецкой области вносят: государ­ ственные унитарные предприятия «Данковское* Данковского района, «Калининское* Добровского района; птицефабрика ОГУП «Солидарность*, СХПК «Маевка*, СХЙК «Луч* Елец­ кого района; ОГУП «Троицкое*, ОГУП «Рудничное*, АО «Пти­ цефабрика «Липецкая*, ОГУП «Красный Колос*, ОГУП «За­ веты Ильича* Липецкого района. В результате отсутствия очистных сооружений на данных предприятиях или их аварийного состояния происходит сброс неочищенных стоков, загрязненных органическими и хими­ ческими веществами в высоких концентрациях, в водные объекты или на рельеф, что значительно загрязняет водонос­ ный горизонт и ухудшает качество добываемой воды. Комплекс добываемых полезных ископаемых включает железные руды, используемые в черной металлургии, хими­ чески чистые крепкие доломиты, пригодные для конвертор­ ных огнеупоров, флюсов металлургических, доломитовой муки, строительного щебня и облицовочного камня; извест­ няки технологические для сахароварения, цемента, конвер­ торной и строительной извести, известняковой муки, глины керамические, цементные и кислотоупорные пески, строитель­ ные для бетонов и растворов, стекольные, цветные для пес- копласта и силикатные. На базе месторождений этих полез­ ных ископаемых в области действует около 50 горнодобыва­ ющих предприятий, заводов стройиндустрии, строительной керамики и др., в том числе крупные: АО «Доломит*, Студе- новская акционерная горнодобывающая компания, цемент­ ный и силикатный заводы, Олыпанецкий, Рождественский и Хмелинецкий карьеры. При разработке твердых полезных ископаемых и их пере­ работке в атмосферу выбрасывается большое количество пыли и выхлопных газов, в недра просачиваются горюче-смазоч­ ные материалы, часто уничтожается почвенно-растительный слой. Образуется большое количество отходов горнодобываю­ щего производства —шламы, дресва, низкокачественная про­ дукция, которые складируются в отвалах и не используются при рекультивации. Деятельность карьеров оказывает влияние на подземные водоносные горизонты. В области ведется разработка на 40 крупных и более 300 кустарных карьерах. Кроме того, имеет­ ся большое количество мелких выработок, используемых на­ селением для своих нужд. Нелимитируемый водоотвод приводит к истощению под­ земных водоносных горизонтов. Все эти факторы негативно влияют на окружающую сре- ДУ- Немаловажную роль в загрязнении окружающей природ­ ной среды играет автотранспорт. Ежегодное увеличение коли­ чества автотранспортных средств сопровождается возрастани­ ем объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Большая часть автотранспорта сосредоточена в городах Ли­ пецк, Елец, Данков. Выбросы от автотранспортных средств составляют свыше 225,3 тыс. тонн в год (36,7% от выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, в том числе оксида углерода 163,8 тыс. т/год (72,7%), углеводоро­ дов 34,5 тыс. т/год (15,3%), оксида азота 18,5 тыс.т/год (8,2%), сажи 3,6 тыс. т/год (1,6%), диоксида серы 4,9 тыс. т/ год (2,2%), бенз(а)пирена 0,13 т/год. Использование в Липецкой области преимущественно не­ этилированного бензина практически исключает выбросы опас­ ного, загрязняющего вещества — свинца. Наблюдается сни­ жение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3-4 раза сокращаются выбро­ сы углеводородов, полностью исключаются выбросы соедине­ ний свинца, в 8-10 раз снижается дымность отработавших газов. В настоящее время на сжиженном нефтяном газе рабо­ тают более 10 тыс. автомобилей. Влияние на состав атмосферного воздуха оказывает каче­ ство автодорожного покрытия, поэтому строительство и ре­ конструкция автодорог имеет большое значение. Серьезной экологической проблемой, требующей безотла­ гательного решения, являются отходы производства и потреб­ ления. В Липецкой области ежегодно образуется более 5 млн. тонн отходов 98 видов. 77% отходов используются на пред­ приятиях, в основном это шлаки и шламы металлургичес­ кие, пыль и окалина металлургическая первичная. Около 11% токсичных обезвреживается и 15% подлежит захоронению. 97% образующихся токсичных отходов относится к 4-му классу опасности, около 3% — к 3 классу, 0,04% — ко 2 классу и 0,001% — 1 классу опасности. Специализированными предприятиями по утилизации от­ ходов: ОАО «ЭКОС-Л*, НПП «Химмотолог», «Экоспектр* еже­ годно обезвреживается свыше 20% от общего количества обез­ вреженных токсичных отходов. ОООНПП «Экоспектр* утилизирует промышленные отхо­ ды 4 класса опасности: жидкие хромсодержащие отходы галь­ ванического производства, хромфосфатные шламы, ванадий­ содержащие отходы, твердые никельсодержащие отходы галь­ ванического производства, которые вторично используются в металлургическом процессе. НПП «Химмотолог* утилизирует маслосодержащие сто­ ки, шламы, эмульсии и осадки, производя из них товарную продукцию, также утилизирует маслоэмульсионные стоки, отработанные масла, бочки из-под пластичной смазки. В результате переработки маслосодержащих отходов по­ лучают качественные эмульсолы, консервационные жидкости, котельное топливо. ОАО «ЭКОС-Л* разработана технология утилизации нефтемаслосодержащих отходов, позволяющая снизить их токсичность со 2 класса опасности до 4. В г. Ельце утилизацией отходов занимается фирма «Элла­ да*, перерабатывающая одноразовые шприцы, твердые отхо­ ды полиэтилена и полипропилена и ТОО «Протеин», перера­ батывающее кожевенные отходы. На сегодняшний день к числу нерешенных вопросов от­ носятся: утилизация активного ила очистных сооружений, переработка упаковочной полиэтиленовой тары, авторезины с металлокордом, демеркуризация ламп дневного света. В местах хранения накоплено около 45 млн. тонн отхо­ дов, в том числе 12 млн. тонн токсичных отходов. 96% всех токсичных отходов размещены на территории ОАО «НЛМК». Переработка ранее накопленных отходов ведется медлен­ но (около 2% в год). Не менее остро в области стоит вопрос размещения и утилизации бытовых отходов. Свалки в г. Ли­ пецке (площадь свалки 36,6 га) и в г. Ельце (24,5 га) эксплу­ атируются без проектов, перегружены, их дальнейшая экс­ плуатация может привести к загрязнению почвы и водонос­ ных горизонтов. Не отвечают санитарным требованиям свал­ ки в г. Данкове, поселке Лев Толстой, селе Доброе, поселках Добринка, Тербуны. В г. Липецке ведется строительство пред­ приятия по переработке ТБО, рассчитанного на переработку 200 тыс. тонн в год бытового мусора с извлечением вторич­ ных материалов: металла, картона, текстиля и др. Начато строительство новых полигонов ТБО в г. Грязи и г. Усмани. Подготовлен проект по строительству полигона в с. Волово. Из-за недостаточного финансирования строительство данных объектов ведется очень медленными темпами. 1.5. Социально-экономическое состояние Липецкой области Липецкая область занимает территорию площадью 24,1 тыс.кв.км. Численность населения — 1,25 млн. человек, плот­ ность населения— 51,9 чел. на 1 км2. В состав области вхо­ дят 8 городов: Липецк, Грязи, Данков, Елец, Задонск, Лебе­ дянь, Усмань, Чаплыгин. Промышленное производство является основой экономи­ ческого потенциала области, на его долю приходится 60% валового регионального продукта. Промышленный комплекс области состоит из 207 крупных предприятий и носит много­ отраслевой характер. Основную долю промышленной продук­ ции составляет продукция черной металлургии (чугун, сталь, прокат), машиностроения и металлообработки (металлорежу­ щие станки, тракторы, санитарно-техническое оборудование, насосы), химической промышленности (смолы, лаки, азотные удобрения), а также пищевой промышленности. Основные промышленные центры — г. Липецк и г. Елец. Металлургический комплекс области представлен ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат*, ОАО «Свобод­ ный Сокол*, АО «Доломит*, АО «Стагдок». 2/3 валовой про­ дукции области приходится на черную металлургию. Черная металлургия является одной из важнейших отрас­ лей хозяйства и служит базой для развития машиностроения и металлообработки, строительства и других производств. Основными центрами машиностроения являются г. Ли­ пецк и г. Елец. Предприятия машиностроения находятся так­ же в городах Данков, Грязи, Усмань, Лебедянь. В Липецкой области наибольшее распространение получи­ ли тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Химическая промышленность области представлена кок­ сохимическим производством ОАО «НЛМК*, Данковским химическим заводом «Силан*. К предприятиям стройиндустрии относятся ОАО «Липецк- цемент*; ОАО «Липецкий комбинат силикатных изделий* и др. Во всех городах области имеются комбинаты по производ­ ству сборного железобетона. Большая часть продукции всей стройиндустрии выпускается на местном сырье. Пищевая промышленность представлена в основном са­ харными заводами, мясокомбинатами в городах: Липецке, Ельце, Грязях, Данкове, Усмани; молкомбинатами в Липец­ ке, Ельце, Волово, Грязях, Усмани, Лебедяни, Льве Толстом, Данкове и других районных центрах. В области имеются фрук- тоовощеконсервные предприятия в Елецком, Грязинском, Ле­ бедянском, Добринском районах. В Липецке и Ельце произ­ водят крахмал, спирт. Благоприятные климатические условия, наличие чернозе­ мов, которые составляют 85% всей территории области, спо­ собствуют развитию растениеводства, которое является осно­ вой сельскохозяйственного производства. В области насчиты­ вается свыше 350 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и около 1400 крестьянских (фермерских) хо­ зяйств. Традиционными направлениями сельскохозяйствен­ ного производства являются: птицеводство, свиноводство, раз- ведение крупного рогатого скота, производство картофеля, зерновых, сахарной свеклы. Липецкая область имеет развитую инфраструктуру. Эксп­ луатационная длина железнодорожных путей общего пользо­ вания — 782 км, протяженность автомобильных дорог с твер­ дым покрытием — 7 тыс. км (98% общей протяженности). По насыщенности автомобильных дорог область входит в пер­ вую десятку регионов России. Современные автомобильные магистрали связывают Липецк со всеми сопредельными об­ ластными центрами, а также с трассами федерального значе­ ния: Москва — Ростов, Москва — Волгоград. По территории области проходит нефтепродуктогазопровод федерального зна­ чения Ставрополь — Москва, общей протяженностью 810 км. 2. Основн ые приоритеты и направления природоохранной деятельности Программы Ос но в н ые приоритеты Основными приоритетами в решении экологических про­ блем региона являются снижение техногенной нагрузки про­ мышленности, жилищно-коммунального, сельского хозяйства и автотранспорта на окружающую природную среду и здоро­ вье человека, сохранение природных комплексов области, повышение экологической культуры населения. Направле н ия природоохра нной д еятель но сти: — улучшение качества окружающей природной среды; — предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую при­ родную среду; — поддержка особо охраняемых территорий; — сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; — экологическое воспитание и образование. 3. Механизм реализации Программы 3.1. Управление реализацией Программы Государственным заказчиком Программы является адми­ нистрация Липецкой области. Государственный заказчик осу­ ществляет координацию Программы с основными направле­ ниями и приоритетами правительственной политики Россий­ ской Федерации, принятие Программы к исполнению, рас­ пределение бюджетных ассигнований между программными и непрограммными потребностями, внесение изменений в дей­ ствующую Программу, создание условий для формирования и реализации Программы. Текущее управление Программой осуществляет комитет экологии администрации области. Руководителем Програм­ мы является председатель комитета экологии администрации области. Орган управления Программой выполняет следующие фун­ кции: — участвует в разработке Программы, уточняет и коррек­ тирует мероприятия в соответствии с наличием материально- технических ресурсов, строительных мощностей и другими аналогичными факторами; — осуществляет оценку затрат и разрабатывает в установ­ ленном порядке сводные бюджетные заявки; — контролирует использование финансовых средств и ма­ териальных ресурсов, выделенных на реализацию программ­ ных мероприятий; — участвует (в отдельных случаях проводит самостоятель­ но) в оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, в экологической экспертизе крупных природоохранных мероприятий, проектов строительства и развития промышлен­ ных и иных объектов в части соблюдения экологических норм и правил; — вносит предложения по направлениям хозяйственной деятельности и социальной политике в целях обеспечения экологической безопасности и нормальных условий жизни населения в регионе; — предлагает и реализует форму управления проектами; — координирует деятельность участников реализации Про­ граммы, регулирует разногласия, возникающие в ходе ее вы­ полнения; — обеспечивает распределение и перераспределение финан­ совых средств; — контролирует своевременность и качество выполнения этапов и мероприятий Программы; — осуществляет государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности, находящи­ мися на территории области; привлекает виновных лиц к ад­ министративной и иным видам ответственности. Управление Программой обеспечивается с помощью ад­ министративно-правовых и экономических рычагов. Реализация Программы осуществляется на основе догово­ ров, заключаемых с исполнителями в установленном поряд­ ке комитетом экологии администрации области. Орган управ­ ления Программой устанавливает механизм, способы и усло­ вия финансирования, открывает финансирование и осущест­ вляет контрольные функции. 3.2. Финансирование Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляет­ ся за счет областного, местных бюджетов, средств природо- пользователей (прочих средств). Финансирование из областного бюджета производится за счет платы за загрязнение окружающей среды, поступающей в областной бюджет, и средств, выделяемых на капитальное строительство. Использование средств местных бюджетов и природопользователей предусмотрено в соответствии с пред­ ложениями органов местного самоуправления и хозяйствую­ щих субъектов области. Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 2549948,9 тыс. рублей (в ценах 2001 года), в том числе 256014,3 тыс. рублей — средства областно­ го бюджета, 64625,0 тыс. рублей — средства местных бюдже­ тов, 2229309,6 тыс. рублей — средства природопользовате­ лей (прочие средства) (таблица 1). Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят про­ гнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в уста­ новленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета. Органы местного самоуправления при подготовке бюджетов на очередной год предусматривают в них необходи­ мые затраты на реализацию Программы. Значительная часть программных мероприятий будет профинансирована за счет собственных средств предприятий. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик в установленном порядке уточняет объемы финан­ сирования программных мероприятий с учетом средств мест­ ных бюджетов и средств природопользователей. Таблица 1 Объемы и источники финансирования областной долгосрочной программы «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)» Тыс. рублей (в це н ах 2001 г.) И сточники ф и н ан си р о ван и я О б ъ ем ф и н ан си р . на В том ч и сл е по го д ам р еал и зац и и : в е сь п ер и о д р еал и зац и и 2 0 0 2 го д 2 0 0 3 год 2 0 0 4 го д 2 0 0 5 -2 0 1 0 годы В СЕГО п о П р о г р а м м е 2 5 4 9 9 4 8 ,9 3 4 7 8 0 7 ,1 2 3 8 4 8 6 3 ,7 8 5 9 4 3 4 6 ,4 1 2 2 2 9 3 1 ,6 В т о м ч и с л е : О б л а с т н о й б ю д ж е т 2 5 6 0 1 4 ,3 5 5 5 7 0 ,7 4 8 9 4 3 ,6 4 4 8 6 3 ,6 1 0 6 6 3 6 ,4 М е с т н ы й б ю д ж е т 6 4 6 2 5 ,0 1 1 7 9 8 ,0 1 2 4 4 4 ,0 1 3 5 6 4 ,0 2 6 8 1 9 ,0 С р е д с т в а п р и р о д о п о л ь з о в а т . (п р о ч и е с р е д с т в а ) 2 2 2 9 3 0 9 ,6 2 8 0 4 3 8 ,4 2 3 2 3 4 7 6 ,1 8 5 3 5 9 1 8 ,8 1 0 8 9 4 7 6 ,2 В том ч и сл е по п о дп р о гр ам м ам : Регулирование качества окружающей природной среды В сего: 2 3 8 0 4 6 1 ,3 2 9 8 8 8 8 ,2 2 3 5 2 0 7 2 ,6 8 56 3 8 0 3 ,3 1165697,1 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 165381,7 3 8 2 1 9 ,3 2 4 3 7 0 ,0 2 2 5 4 0 ,0 8 0 2 5 2 ,4 М естны й бю дж ет 3 2 9 8 5 ,0 6 7 9 5 ,0 6 4 4 0 ,0 7 5 6 0 ,0 12190,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е с р е д ст в а) 2 1 8 2 0 9 4 ,6 2 5 3 8 7 3 ,9 2 3 2 1 2 6 2 ,6 8 5 3 3 7 0 3 ,3 1 073254,7 Отходы В сего: 147581,1 4 5 7 7 6 ,4 3 0 0 6 8 ,6 2 8 1 2 0 ,6 4 3 6 1 5 ,5 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 72574,1 14675,9 22274,1 20324,1 15300,0 М естны й б ю дж ет 3 1 6 0 0 ,0 5 0 0 0 ,0 6 0 0 0 ,0 6 0 0 0 ,0 14600,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ател (п рочи е с р е д ст в а) 4 3 4 0 7 ,0 2 6 1 0 0 ,5 1794,5 1796,5 13715,5 Поддержка особо охраняемых территорий В сего: 8 8 8 0 ,0 1547,0 1102,0 8 5 2 ,0 5379 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 6 5 7 0 ,0 1280,0 8 8 0 ,0 6 3 0 ,0 3 7 8 0 ,0 М естны й бю дж ет С р ед ства п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е ср е д ст в а) 23 1 0 ,0 2 67,0 2 2 2 ,0 2 2 2 ,0 1599,0 Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений В сего: 2 4 1 4 ,0 3 6 6 ,0 3 6 6 ,0 3 6 6 ,0 1316,0 В т.ч. о б л астн о й б ю дж ет 1 200,0 2 0 0 ,0 2 0 0 ,0 2 0 0 ,0 6 0 0 ,0 М естны й б ю дж ет С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е ср е д ст в а) 1 214,0 166,0 166,0 166,0 7 16,0 Экологическое воспитание и образование В сего: 10612,5 1229,5 1254,5 1 204,5 6 9 2 4 ,0 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 1 0 2 88,5 1195,5 1219,5 1169,5 6 7 0 4 ,0 М естны й бю дж ет 4 0 ,0 3,0 4 ,0 4,0 29,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е с р е д ст в а) 2 8 4 ,0 31,0 3 1 ,0 3 1 ,0 191,0 Финансирование работ по Программе осуществляется че­ рез орган управления Программой. При необходимости орган управления Программой рассматривает вопрос и вносит пред­ ложение о корректировке этапов реализации Программы, о внесении изменений по статьям расходов на Программу в пре­ делах утвержденных ассигнований, о привлечении дополни­ тельных финансовых ресурсов. Орган управления Програм­ мой в установленный срок представляет соответствующим органам государственной власти отчеты об использовании средств, выделенных на реализацию Программы. 4. Контроль за ходом реализации Программы Контроль за реализацией Программы осуществляется на всех этапах в форме постоянного мониторинга с использо­ ванием специальной оперативной отчетности и авторского надзора. Контроль за выполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Про­ граммы. Государственный заказчик с участием управления экономики администрации области организует в установ­ ленном порядке экспертные проверки хода ее реализации. Текущий детальный контроль осуществляет орган управле­ ния областной экологической программой. Контроль осуществляется в установленные сроки с пе­ риодичностью не менее одного раза в год, а также по разо­ вым запросам администрации Липецкой области. Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке. Отчет о результатах кон­ троля направляется в органы государственной власти обла­ сти, принявшие Программу. Реализация Программы осуществляется в рамках дей­ ствующего законодательства. 5. Эффективность Программы Реализация областной долгосрочной программы «Охра­ на окружающей природной среды Липецкой области (2002- 2010 годы)» позволит снизить отрицательное влияние про­ мышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяй­ ства на окружающую среду, улучшить экологическую об­ становку в области, создать более комфортные условия для проживания населения. Программа оценивается по результатам ее реализации в экологической, экономической и социальной сферах. Реализация подпрограммы «Регулирование качества ок­ ружающей природной среды» будет характеризоваться сле­ дующими результатами. За счет проведения промышленными предприятиями об­ ласти воздухоохранных мероприятий: перехода на эколо­ гически безопасные технологии, строительства новых и по­ вышения эффективности работы действующих газоочист­ ных установок и сооружений на 1 этапе уменьшение объе­ мов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух со­ ставит 15 тыс. тонн. При этом в г. Липецке будут достигну­ ты предельно допустимые выбросы (ПДВ) по окиси углеро­ да, оксидам азота, нафталину, аммиаку, сероводороду, бен­ золу, цианидам. К концу 2 этапа планируется достижение ПДВ в атмосферу по всем контролируемым вредным веще­ ствам. Мероприятия по снижению вредного влияния автотран­ спорта на окружающую природную среду приведут к умень­ шению выбросов в атмосферный воздух токсичных соеди­ нений: бенз(а)пирена, альдегидов, оксидов азота и углеро­ да на 2 тыс. тонн. Для осуществления оперативного контроля и регулиро­ вания качества окружающей природной среды в течение сро­ ка реализации Программы будет проводиться развитие сис­ темы комплексного мониторинга состояния окружающей среды в области. Запланировано установить 2 новых и мо­ дернизировать 4 действующих поста контроля загрязнения атмосферного воздуха. Укрепление материально-техничес­ кой базы по контролю за качеством окружающей природ­ ной среды позволит повысить уровень контроля и расши­ рить перечень определяемых вредных веществ в выбросах и сбросах предприятий области. Выполнение предприятиями области водосберегающих и водоохранных мероприятий приведет к увеличению объе­ ма оборотного водоснабжения на 50 млн. куб. м, сокраще­ нию сброса недостаточно очищенных сточных вод в водо­ емы области на 30 млн. куб. м. Проектирование, строительство новых и реконструкция существующих очистных сооружений и канализационных сетей в городах и районах области приведут к прекраще­ нию сброса неочищенных и недостаточно-очищенных сточ­ ных вод в поверхностные водоемы и на рельеф местности, что значительно уменьшит, а по реализации мероприятий 2 этапа Программы практически полностью прекратит за­ грязнение водоносных горизонтов области. Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии, посадка противоэрозионных насаждений предот­ вратит развитие эрозионных процессов почв области. Вне­ сение в почву органических и минеральных удобрений, за- лужение малопродуктивных земель и другие мероприятия будут способствовать повышению почвенного плодородия, обеспечат увеличение содержания гумуса в почве на 0,2%. Применение для борьбы с вредителями и болезнями эколо­ гически безопасных препаратов, предотвращение загрязне­ ния земель минеральными удобрениями, отходами будут способствовать сохранению земельных ресурсов области. В ходе реализации мероприятий подпрограммы «Отхо­ ды» на предприятиях области будут снижены объемы скла­ дируемых отходов. Внедрение новых технологий их перера­ ботки на 1 этапе позволит уменьшить количество ранее на­ копившихся токсичных отходов на 750 тыс. тонн, ежегод­ но утилизировать до 7 тыс. тонн и возвращать в производ­ ство до 560 тыс. тонн отходов. Для снижения загрязнения окружающей природной сре­ ды бытовыми отходами и уменьшения занимаемой >ими пло­ щади на 1 этапе Программы будет окончено строительство станции приема, сортировки и брикетирования твердых бы­ товых отходов (ТБО) в г. Липецке, что позволит перераба­ тывать до 200 тыс. тонн бытовых отходов в год с извлече­ нием и дальнейшей переработкой вторичных материалов. Строительство полигонов ТБО в г. Грязи, г. Усмани, с. Во­ лово обеспечит ежегодное захоронение на каждом полиго­ не до 5 тыс. тонн твердых бытовых отходов. На 2 этапе Программы запланировано проектирование полигонов ТБО в Добринском, Добровском, Долгоруковском, Чаплыгинс- ком районах, окончание строительства полигонов ТБО в Краснинском, Тербунском, Хлевенском, Лебедянском рай­ онах, поселке Лев Толстой. Реализация мероприятий подпрограмм «Поддержка особо охраняемых территорий» и «Сохранение редких и исчезаю­ щих видов животных и растений» обеспечит развитие сис­ темы особо охраняемых природных территорий, охрану био­ логического и ландшафтного разнообразия, сохранение ред­ ких и исчезающих видов животных и растений области. Реализация мероприятий подпрограммы «Экологическое воспитание и образование» будет способствовать повыше­ нию экологической культуры всех слоев населения облас­ ти, вовлечению его в систему всеобщего и комплексного экологического образования. Экономическая эффективность Программы может быть оценена путем сравнения затрат средств из областного бюд­ жета на ее реализацию с бюджетными доходами, получае­ мыми от поступления платы за загрязнение окружающей природной среды. В период реализации Программы прогноз­ ное поступление платы в фордое налогов за загрязнение ок­ ружающей природной среды составит 324000 тыс. рублей. Таким образом, бюджетные доходы, получаемые от эколо­ гических налогов, в 1,3 раза перекрывают бюджетные за­ траты на реализацию Программы. Социальная эффективность Программы характеризует­ ся улучшением условий проживания населения, снижени­ ем риска заболеваний, обусловленных воздействием фак­ тора загрязнения окружающей природной среды, сохране­ нием генетического фонда и возможностей для жизни бу­ дущих поколений. 6. Перечень мероприятий по реализации Программы Перечень мероприятий по реализации Программы состав- ,лен с учетом предложений органов местного самоуправле­ ния и природопользователей. (Продолжение на 6-й стр.) * »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz