Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
№ 147(21775) м а ш и ■ Ш •' ■ V '5 5:?НЙ; ' 5' ' . ■ ■ ■' -:** J'ii ЙЖ' i*'• ■ '■•■ л: II 'l i i ■II ШИКАЛ •/Я газета Г t l " Л ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Я И Щ О Й ОБЛАСТИ (2002 - 2010 ГОДЫ)» (Продолжение. Начало на 4-й стр.) Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по области составляют 388,3 тыс. тонн и представлены 202 ве ществами различных классов опасности: 1 класс опасности — 9 веществ, доля в общем количестве выбросов 0,0015 %; 2 класс опасности — 35 веществ, или 6%; 3 класс — 41, или 12% (из них 50% диоксида серы); 4 класс опасности — 35, или 80% (из них 99% оксида углерода); 2% составляют вещества, имеющие ориентировоч ный безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вно сят: ОАО «НЛМК» (93%), ОАО «Липецкцемент» (0,9%), Ли пецкая ТЭЦ-2 (0,7%). В основном выбросы представлены газообразными и жид кими веществами — 91%, твердыми — 9%. Подавляющая часть газообразных и жидких веществ — это выбросы оксида углерода, они составляют 86% (ОАО «НЛМК* — 95,5%). Кроме того, в выбросах присутствуют диоксид серы— 6% (ОАО «НЛМК* — 93,9%, локомотивное депо г. Елец — 1%, Липецкая ТЭЦ-2 — 0,86%); диоксид азо та — 6% (18 предприятий, в том числе ОАО «НЛМК* — 72,2%, Липецкая ТЭЦ-2 — 9,8%, Елецкая ТЭЦ — 1,8%, ОАО «Ли- пецкцемент* — 1,8%, Донское УМГ — 1,5% и др.); угле водороды — 0,5%; летучие органические соединения — 0,4% и прочие вещества. Выбросы твердых загрязняющих веществ представлены 45 видами пыли, 39 видами соединений металлов и неметаллов. В Липецкой области в 2001 году образовалось 1514,0 тыс. тонн загрязняющих веществ от стационарных источников. На очистку поступило 1213 тыс. тонн и 1126 тыс. тонн уловлено газоочистными и пылеулавливающими установками, эффек тивность очистки которых составляет 93,0%. Без очистки в атмосферу выброшено 300,5 тыс. тонн загрязняющих веществ. По области 96% от выбросов загрязняющих веществ прихо дится на г. Липецк. В атмосферу города промышленными пред приятиями выбрасываются такие вредные вещества, как ок сид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, сероводо род, хлористый водород, фтористый водород, толуол, ксилол, бензол, этилбензол, цианиды, аммиак, кадмий, свинец, цинк, ртуть, пыль различного происхождения, хром и его соедине ния, бенз(а)пирен и другие. На ОАО «НЛМК* по г. Липецку приходится 95% выбро сов в атмосферу от стационарных источников (350,2 тыс. тонн). На комбинате отмечено неудовлетворительное состояние тех нологического оборудования коксохимического производства, неэффективность газоочисток на литейных дворах доменного цеха № 1. В поверхностные водные объекты Липецкой области сбра сывается свыше 200 млн. куб. м сточных вод. На долю про мышленности приходится 135,7 млн. куб. м, из них загряз ненные недостаточно очищенные сточные воды составляют 115,8 млн. куб. м (85,3%); загрязненные без очистки стоки - 0,095 (0,1%); нормативно-очищенные — 11,7 (8,6%); норма тивно-чистые сточные воды — 8,1 млн. куб. м (6,0%). Таким образом, 19,8 млн. куб. м (14,6%) сточных вод являются очищенными до установленных нормативов, осталь ные 85,4% сбрасываются как недостаточно очищенные из-за неэффективности работы очистных сооружений. Основными причинами являются износ очистных сооружений, их пере грузка, недостаточность финансирования для проведения ре конструкции и строительства новых сооружений. Положение усугубляется тем, что большой объем сточных вод промыш ленных предприятий поступает на очистные сооружения го родского коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Существенное влияние на загрязнение водных ресурсов оказывают предприятия перерабатывающей промышленнос ти (молзаводы, спиртзаводы), металлургии и машинострое ния. Недостаточно эффективно работают очистные сооружения ОАО «НЛМК*, не решены вопросы строительства 2-й очереди очистных сооружений, не все звенья технологической очист ки введены в эксплуатацию, что оказывает негативное влия ние на реку Воронеж. Данные аналитического контроля свидетельствуют о пре вышении санитарных норм вредных веществ в сточных водах по ВПК в 10 и более раз, фосфатам — в 10 раз, иону аммония — в 12 и более раз, нефтепродуктам — в 2 раза, фенолу — в 11,5 раза, цинку, меди — в 2-4 раза, нитритам — до 8 раз. Анализ сточных вод, сбрасываемых молочными и сырза- водами, показывает постоянное превышение норм ПДК для рыбохозяйственных водоемов: по ВПК — 5-500 раз, нитри там — до 2,5 раза, азоту аммонийному — до 50 раз, фосфа там — до 170 раз, содержание жиров достигает 639 мг/л, при норме «отсутствие*. В то же время очистные сооружения на этих предприятиях отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии. Так, не достроены очистные сооружения на Чер- навском маслосырзаводе. На Тербунском сыродельном заво де очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии, почти полностью разрушены. Сточные воды без очистки сбра сываются в реку В. Олымчик. На ОАО «Лакто* в поселке Добринка очистные сооруже ния не работают и сточные воды сбрасываются в болото и далее в реку Плата. Из-за отсутствия очистных сооружений сбрасывают за грязненные сточные воды в поверхностные водоемы Станов- лянский маслодельный завод, Октябрьский филиал Усманс- кого сырзавода. Требуется реконструкция очистных сооруже ний Данковского, Долгоруковского, Лев-Толстовского, Волов- ского молочных заводов. В области отмечается загрязнение промышленными пред приятиями подземных вод. ОАО «НЛМК* загрязняет водо носный горизонт левобережной части города фенолами, рода- нидами, цианидами, солями аммония и нефтепродуктами. Площадь очага загрязнения составляет свыше 40 кв. км. АО «Силан* загрязняет водоносный горизонт г. Данкова фенола ми. Площадь очага этого загрязнения составляет 16 кв. км. Существенное влияние на загрязнение водоемов оказыва ют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, сбросы которых составляют 51,8 млн. куб. м (25,7 % от общего ко личества сбросов): загрязненные недостаточно очищенные сточ ные воды — 30,3 млн. куб. м (58,5%); нормативно-очищен ные — 21,5 млн. куб. м (41,5%). Из существующих очистных сооружений нормативное ка чество очистки обеспечивают очистные сооружения г. Грязи. Недостаточно эффективно работают очистные сооружения г. Усмани и г. Чаплыгина, что связано с их недостаточной мощ ностью, несовершенством технологии очистки, необходимос тью проведения ремонта и реконструкции действующего обо рудования. В районных центрах Долгоруково, Добринка, Доброе, Во- лово, Измалково канализационные сети и очистные сооруже ния биологической очистки отсутствуют, необходимо их про ектирование и строительство. В с. Хлевное и поселке Лев Толстой ведется строительство очистных сооружений. Объем сбрасываемых сточных вод от сельскохозяйствен ного производства составляет 13,5 млн. м3; нормативно-чис тые — 13,4 млн. м3 (99,3%), нормативно-очищенные — 0,03 (0,2%), загрязненные без очистки — 0,07 (0,5%). Существенный вклад в загрязнение поверхностных и под земных водных ресурсов Липецкой области вносят: государ ственные унитарные предприятия «Данковское* Данковского района, «Калининское* Добровского района; птицефабрика ОГУП «Солидарность*, СХПК «Маевка*, СХЙК «Луч* Елец кого района; ОГУП «Троицкое*, ОГУП «Рудничное*, АО «Пти цефабрика «Липецкая*, ОГУП «Красный Колос*, ОГУП «За веты Ильича* Липецкого района. В результате отсутствия очистных сооружений на данных предприятиях или их аварийного состояния происходит сброс неочищенных стоков, загрязненных органическими и хими ческими веществами в высоких концентрациях, в водные объекты или на рельеф, что значительно загрязняет водонос ный горизонт и ухудшает качество добываемой воды. Комплекс добываемых полезных ископаемых включает железные руды, используемые в черной металлургии, хими чески чистые крепкие доломиты, пригодные для конвертор ных огнеупоров, флюсов металлургических, доломитовой муки, строительного щебня и облицовочного камня; извест няки технологические для сахароварения, цемента, конвер торной и строительной извести, известняковой муки, глины керамические, цементные и кислотоупорные пески, строитель ные для бетонов и растворов, стекольные, цветные для пес- копласта и силикатные. На базе месторождений этих полез ных ископаемых в области действует около 50 горнодобыва ющих предприятий, заводов стройиндустрии, строительной керамики и др., в том числе крупные: АО «Доломит*, Студе- новская акционерная горнодобывающая компания, цемент ный и силикатный заводы, Олыпанецкий, Рождественский и Хмелинецкий карьеры. При разработке твердых полезных ископаемых и их пере работке в атмосферу выбрасывается большое количество пыли и выхлопных газов, в недра просачиваются горюче-смазоч ные материалы, часто уничтожается почвенно-растительный слой. Образуется большое количество отходов горнодобываю щего производства —шламы, дресва, низкокачественная про дукция, которые складируются в отвалах и не используются при рекультивации. Деятельность карьеров оказывает влияние на подземные водоносные горизонты. В области ведется разработка на 40 крупных и более 300 кустарных карьерах. Кроме того, имеет ся большое количество мелких выработок, используемых на селением для своих нужд. Нелимитируемый водоотвод приводит к истощению под земных водоносных горизонтов. Все эти факторы негативно влияют на окружающую сре- ДУ- Немаловажную роль в загрязнении окружающей природ ной среды играет автотранспорт. Ежегодное увеличение коли чества автотранспортных средств сопровождается возрастани ем объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Большая часть автотранспорта сосредоточена в городах Ли пецк, Елец, Данков. Выбросы от автотранспортных средств составляют свыше 225,3 тыс. тонн в год (36,7% от выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, в том числе оксида углерода 163,8 тыс. т/год (72,7%), углеводоро дов 34,5 тыс. т/год (15,3%), оксида азота 18,5 тыс.т/год (8,2%), сажи 3,6 тыс. т/год (1,6%), диоксида серы 4,9 тыс. т/ год (2,2%), бенз(а)пирена 0,13 т/год. Использование в Липецкой области преимущественно не этилированного бензина практически исключает выбросы опас ного, загрязняющего вещества — свинца. Наблюдается сни жение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3-4 раза сокращаются выбро сы углеводородов, полностью исключаются выбросы соедине ний свинца, в 8-10 раз снижается дымность отработавших газов. В настоящее время на сжиженном нефтяном газе рабо тают более 10 тыс. автомобилей. Влияние на состав атмосферного воздуха оказывает каче ство автодорожного покрытия, поэтому строительство и ре конструкция автодорог имеет большое значение. Серьезной экологической проблемой, требующей безотла гательного решения, являются отходы производства и потреб ления. В Липецкой области ежегодно образуется более 5 млн. тонн отходов 98 видов. 77% отходов используются на пред приятиях, в основном это шлаки и шламы металлургичес кие, пыль и окалина металлургическая первичная. Около 11% токсичных обезвреживается и 15% подлежит захоронению. 97% образующихся токсичных отходов относится к 4-му классу опасности, около 3% — к 3 классу, 0,04% — ко 2 классу и 0,001% — 1 классу опасности. Специализированными предприятиями по утилизации от ходов: ОАО «ЭКОС-Л*, НПП «Химмотолог», «Экоспектр* еже годно обезвреживается свыше 20% от общего количества обез вреженных токсичных отходов. ОООНПП «Экоспектр* утилизирует промышленные отхо ды 4 класса опасности: жидкие хромсодержащие отходы галь ванического производства, хромфосфатные шламы, ванадий содержащие отходы, твердые никельсодержащие отходы галь ванического производства, которые вторично используются в металлургическом процессе. НПП «Химмотолог* утилизирует маслосодержащие сто ки, шламы, эмульсии и осадки, производя из них товарную продукцию, также утилизирует маслоэмульсионные стоки, отработанные масла, бочки из-под пластичной смазки. В результате переработки маслосодержащих отходов по лучают качественные эмульсолы, консервационные жидкости, котельное топливо. ОАО «ЭКОС-Л* разработана технология утилизации нефтемаслосодержащих отходов, позволяющая снизить их токсичность со 2 класса опасности до 4. В г. Ельце утилизацией отходов занимается фирма «Элла да*, перерабатывающая одноразовые шприцы, твердые отхо ды полиэтилена и полипропилена и ТОО «Протеин», перера батывающее кожевенные отходы. На сегодняшний день к числу нерешенных вопросов от носятся: утилизация активного ила очистных сооружений, переработка упаковочной полиэтиленовой тары, авторезины с металлокордом, демеркуризация ламп дневного света. В местах хранения накоплено около 45 млн. тонн отхо дов, в том числе 12 млн. тонн токсичных отходов. 96% всех токсичных отходов размещены на территории ОАО «НЛМК». Переработка ранее накопленных отходов ведется медлен но (около 2% в год). Не менее остро в области стоит вопрос размещения и утилизации бытовых отходов. Свалки в г. Ли пецке (площадь свалки 36,6 га) и в г. Ельце (24,5 га) эксплу атируются без проектов, перегружены, их дальнейшая экс плуатация может привести к загрязнению почвы и водонос ных горизонтов. Не отвечают санитарным требованиям свал ки в г. Данкове, поселке Лев Толстой, селе Доброе, поселках Добринка, Тербуны. В г. Липецке ведется строительство пред приятия по переработке ТБО, рассчитанного на переработку 200 тыс. тонн в год бытового мусора с извлечением вторич ных материалов: металла, картона, текстиля и др. Начато строительство новых полигонов ТБО в г. Грязи и г. Усмани. Подготовлен проект по строительству полигона в с. Волово. Из-за недостаточного финансирования строительство данных объектов ведется очень медленными темпами. 1.5. Социально-экономическое состояние Липецкой области Липецкая область занимает территорию площадью 24,1 тыс.кв.км. Численность населения — 1,25 млн. человек, плот ность населения— 51,9 чел. на 1 км2. В состав области вхо дят 8 городов: Липецк, Грязи, Данков, Елец, Задонск, Лебе дянь, Усмань, Чаплыгин. Промышленное производство является основой экономи ческого потенциала области, на его долю приходится 60% валового регионального продукта. Промышленный комплекс области состоит из 207 крупных предприятий и носит много отраслевой характер. Основную долю промышленной продук ции составляет продукция черной металлургии (чугун, сталь, прокат), машиностроения и металлообработки (металлорежу щие станки, тракторы, санитарно-техническое оборудование, насосы), химической промышленности (смолы, лаки, азотные удобрения), а также пищевой промышленности. Основные промышленные центры — г. Липецк и г. Елец. Металлургический комплекс области представлен ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат*, ОАО «Свобод ный Сокол*, АО «Доломит*, АО «Стагдок». 2/3 валовой про дукции области приходится на черную металлургию. Черная металлургия является одной из важнейших отрас лей хозяйства и служит базой для развития машиностроения и металлообработки, строительства и других производств. Основными центрами машиностроения являются г. Ли пецк и г. Елец. Предприятия машиностроения находятся так же в городах Данков, Грязи, Усмань, Лебедянь. В Липецкой области наибольшее распространение получи ли тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Химическая промышленность области представлена кок сохимическим производством ОАО «НЛМК*, Данковским химическим заводом «Силан*. К предприятиям стройиндустрии относятся ОАО «Липецк- цемент*; ОАО «Липецкий комбинат силикатных изделий* и др. Во всех городах области имеются комбинаты по производ ству сборного железобетона. Большая часть продукции всей стройиндустрии выпускается на местном сырье. Пищевая промышленность представлена в основном са харными заводами, мясокомбинатами в городах: Липецке, Ельце, Грязях, Данкове, Усмани; молкомбинатами в Липец ке, Ельце, Волово, Грязях, Усмани, Лебедяни, Льве Толстом, Данкове и других районных центрах. В области имеются фрук- тоовощеконсервные предприятия в Елецком, Грязинском, Ле бедянском, Добринском районах. В Липецке и Ельце произ водят крахмал, спирт. Благоприятные климатические условия, наличие чернозе мов, которые составляют 85% всей территории области, спо собствуют развитию растениеводства, которое является осно вой сельскохозяйственного производства. В области насчиты вается свыше 350 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и около 1400 крестьянских (фермерских) хо зяйств. Традиционными направлениями сельскохозяйствен ного производства являются: птицеводство, свиноводство, раз- ведение крупного рогатого скота, производство картофеля, зерновых, сахарной свеклы. Липецкая область имеет развитую инфраструктуру. Эксп луатационная длина железнодорожных путей общего пользо вания — 782 км, протяженность автомобильных дорог с твер дым покрытием — 7 тыс. км (98% общей протяженности). По насыщенности автомобильных дорог область входит в пер вую десятку регионов России. Современные автомобильные магистрали связывают Липецк со всеми сопредельными об ластными центрами, а также с трассами федерального значе ния: Москва — Ростов, Москва — Волгоград. По территории области проходит нефтепродуктогазопровод федерального зна чения Ставрополь — Москва, общей протяженностью 810 км. 2. Основн ые приоритеты и направления природоохранной деятельности Программы Ос но в н ые приоритеты Основными приоритетами в решении экологических про блем региона являются снижение техногенной нагрузки про мышленности, жилищно-коммунального, сельского хозяйства и автотранспорта на окружающую природную среду и здоро вье человека, сохранение природных комплексов области, повышение экологической культуры населения. Направле н ия природоохра нной д еятель но сти: — улучшение качества окружающей природной среды; — предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую при родную среду; — поддержка особо охраняемых территорий; — сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; — экологическое воспитание и образование. 3. Механизм реализации Программы 3.1. Управление реализацией Программы Государственным заказчиком Программы является адми нистрация Липецкой области. Государственный заказчик осу ществляет координацию Программы с основными направле ниями и приоритетами правительственной политики Россий ской Федерации, принятие Программы к исполнению, рас пределение бюджетных ассигнований между программными и непрограммными потребностями, внесение изменений в дей ствующую Программу, создание условий для формирования и реализации Программы. Текущее управление Программой осуществляет комитет экологии администрации области. Руководителем Програм мы является председатель комитета экологии администрации области. Орган управления Программой выполняет следующие фун кции: — участвует в разработке Программы, уточняет и коррек тирует мероприятия в соответствии с наличием материально- технических ресурсов, строительных мощностей и другими аналогичными факторами; — осуществляет оценку затрат и разрабатывает в установ ленном порядке сводные бюджетные заявки; — контролирует использование финансовых средств и ма териальных ресурсов, выделенных на реализацию программ ных мероприятий; — участвует (в отдельных случаях проводит самостоятель но) в оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, в экологической экспертизе крупных природоохранных мероприятий, проектов строительства и развития промышлен ных и иных объектов в части соблюдения экологических норм и правил; — вносит предложения по направлениям хозяйственной деятельности и социальной политике в целях обеспечения экологической безопасности и нормальных условий жизни населения в регионе; — предлагает и реализует форму управления проектами; — координирует деятельность участников реализации Про граммы, регулирует разногласия, возникающие в ходе ее вы полнения; — обеспечивает распределение и перераспределение финан совых средств; — контролирует своевременность и качество выполнения этапов и мероприятий Программы; — осуществляет государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности, находящи мися на территории области; привлекает виновных лиц к ад министративной и иным видам ответственности. Управление Программой обеспечивается с помощью ад министративно-правовых и экономических рычагов. Реализация Программы осуществляется на основе догово ров, заключаемых с исполнителями в установленном поряд ке комитетом экологии администрации области. Орган управ ления Программой устанавливает механизм, способы и усло вия финансирования, открывает финансирование и осущест вляет контрольные функции. 3.2. Финансирование Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляет ся за счет областного, местных бюджетов, средств природо- пользователей (прочих средств). Финансирование из областного бюджета производится за счет платы за загрязнение окружающей среды, поступающей в областной бюджет, и средств, выделяемых на капитальное строительство. Использование средств местных бюджетов и природопользователей предусмотрено в соответствии с пред ложениями органов местного самоуправления и хозяйствую щих субъектов области. Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 2549948,9 тыс. рублей (в ценах 2001 года), в том числе 256014,3 тыс. рублей — средства областно го бюджета, 64625,0 тыс. рублей — средства местных бюдже тов, 2229309,6 тыс. рублей — средства природопользовате лей (прочие средства) (таблица 1). Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят про гнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в уста новленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета. Органы местного самоуправления при подготовке бюджетов на очередной год предусматривают в них необходи мые затраты на реализацию Программы. Значительная часть программных мероприятий будет профинансирована за счет собственных средств предприятий. При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик в установленном порядке уточняет объемы финан сирования программных мероприятий с учетом средств мест ных бюджетов и средств природопользователей. Таблица 1 Объемы и источники финансирования областной долгосрочной программы «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)» Тыс. рублей (в це н ах 2001 г.) И сточники ф и н ан си р о ван и я О б ъ ем ф и н ан си р . на В том ч и сл е по го д ам р еал и зац и и : в е сь п ер и о д р еал и зац и и 2 0 0 2 го д 2 0 0 3 год 2 0 0 4 го д 2 0 0 5 -2 0 1 0 годы В СЕГО п о П р о г р а м м е 2 5 4 9 9 4 8 ,9 3 4 7 8 0 7 ,1 2 3 8 4 8 6 3 ,7 8 5 9 4 3 4 6 ,4 1 2 2 2 9 3 1 ,6 В т о м ч и с л е : О б л а с т н о й б ю д ж е т 2 5 6 0 1 4 ,3 5 5 5 7 0 ,7 4 8 9 4 3 ,6 4 4 8 6 3 ,6 1 0 6 6 3 6 ,4 М е с т н ы й б ю д ж е т 6 4 6 2 5 ,0 1 1 7 9 8 ,0 1 2 4 4 4 ,0 1 3 5 6 4 ,0 2 6 8 1 9 ,0 С р е д с т в а п р и р о д о п о л ь з о в а т . (п р о ч и е с р е д с т в а ) 2 2 2 9 3 0 9 ,6 2 8 0 4 3 8 ,4 2 3 2 3 4 7 6 ,1 8 5 3 5 9 1 8 ,8 1 0 8 9 4 7 6 ,2 В том ч и сл е по п о дп р о гр ам м ам : Регулирование качества окружающей природной среды В сего: 2 3 8 0 4 6 1 ,3 2 9 8 8 8 8 ,2 2 3 5 2 0 7 2 ,6 8 56 3 8 0 3 ,3 1165697,1 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 165381,7 3 8 2 1 9 ,3 2 4 3 7 0 ,0 2 2 5 4 0 ,0 8 0 2 5 2 ,4 М естны й бю дж ет 3 2 9 8 5 ,0 6 7 9 5 ,0 6 4 4 0 ,0 7 5 6 0 ,0 12190,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е с р е д ст в а) 2 1 8 2 0 9 4 ,6 2 5 3 8 7 3 ,9 2 3 2 1 2 6 2 ,6 8 5 3 3 7 0 3 ,3 1 073254,7 Отходы В сего: 147581,1 4 5 7 7 6 ,4 3 0 0 6 8 ,6 2 8 1 2 0 ,6 4 3 6 1 5 ,5 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 72574,1 14675,9 22274,1 20324,1 15300,0 М естны й б ю дж ет 3 1 6 0 0 ,0 5 0 0 0 ,0 6 0 0 0 ,0 6 0 0 0 ,0 14600,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ател (п рочи е с р е д ст в а) 4 3 4 0 7 ,0 2 6 1 0 0 ,5 1794,5 1796,5 13715,5 Поддержка особо охраняемых территорий В сего: 8 8 8 0 ,0 1547,0 1102,0 8 5 2 ,0 5379 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 6 5 7 0 ,0 1280,0 8 8 0 ,0 6 3 0 ,0 3 7 8 0 ,0 М естны й бю дж ет С р ед ства п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е ср е д ст в а) 23 1 0 ,0 2 67,0 2 2 2 ,0 2 2 2 ,0 1599,0 Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений В сего: 2 4 1 4 ,0 3 6 6 ,0 3 6 6 ,0 3 6 6 ,0 1316,0 В т.ч. о б л астн о й б ю дж ет 1 200,0 2 0 0 ,0 2 0 0 ,0 2 0 0 ,0 6 0 0 ,0 М естны й б ю дж ет С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е ср е д ст в а) 1 214,0 166,0 166,0 166,0 7 16,0 Экологическое воспитание и образование В сего: 10612,5 1229,5 1254,5 1 204,5 6 9 2 4 ,0 В т.ч. о б л астн о й бю дж ет 1 0 2 88,5 1195,5 1219,5 1169,5 6 7 0 4 ,0 М естны й бю дж ет 4 0 ,0 3,0 4 ,0 4,0 29,0 С р ед ств а п р и р о д о п о л ьзо в ат. (п рочи е с р е д ст в а) 2 8 4 ,0 31,0 3 1 ,0 3 1 ,0 191,0 Финансирование работ по Программе осуществляется че рез орган управления Программой. При необходимости орган управления Программой рассматривает вопрос и вносит пред ложение о корректировке этапов реализации Программы, о внесении изменений по статьям расходов на Программу в пре делах утвержденных ассигнований, о привлечении дополни тельных финансовых ресурсов. Орган управления Програм мой в установленный срок представляет соответствующим органам государственной власти отчеты об использовании средств, выделенных на реализацию Программы. 4. Контроль за ходом реализации Программы Контроль за реализацией Программы осуществляется на всех этапах в форме постоянного мониторинга с использо ванием специальной оперативной отчетности и авторского надзора. Контроль за выполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Про граммы. Государственный заказчик с участием управления экономики администрации области организует в установ ленном порядке экспертные проверки хода ее реализации. Текущий детальный контроль осуществляет орган управле ния областной экологической программой. Контроль осуществляется в установленные сроки с пе риодичностью не менее одного раза в год, а также по разо вым запросам администрации Липецкой области. Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке. Отчет о результатах кон троля направляется в органы государственной власти обла сти, принявшие Программу. Реализация Программы осуществляется в рамках дей ствующего законодательства. 5. Эффективность Программы Реализация областной долгосрочной программы «Охра на окружающей природной среды Липецкой области (2002- 2010 годы)» позволит снизить отрицательное влияние про мышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяй ства на окружающую среду, улучшить экологическую об становку в области, создать более комфортные условия для проживания населения. Программа оценивается по результатам ее реализации в экологической, экономической и социальной сферах. Реализация подпрограммы «Регулирование качества ок ружающей природной среды» будет характеризоваться сле дующими результатами. За счет проведения промышленными предприятиями об ласти воздухоохранных мероприятий: перехода на эколо гически безопасные технологии, строительства новых и по вышения эффективности работы действующих газоочист ных установок и сооружений на 1 этапе уменьшение объе мов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух со ставит 15 тыс. тонн. При этом в г. Липецке будут достигну ты предельно допустимые выбросы (ПДВ) по окиси углеро да, оксидам азота, нафталину, аммиаку, сероводороду, бен золу, цианидам. К концу 2 этапа планируется достижение ПДВ в атмосферу по всем контролируемым вредным веще ствам. Мероприятия по снижению вредного влияния автотран спорта на окружающую природную среду приведут к умень шению выбросов в атмосферный воздух токсичных соеди нений: бенз(а)пирена, альдегидов, оксидов азота и углеро да на 2 тыс. тонн. Для осуществления оперативного контроля и регулиро вания качества окружающей природной среды в течение сро ка реализации Программы будет проводиться развитие сис темы комплексного мониторинга состояния окружающей среды в области. Запланировано установить 2 новых и мо дернизировать 4 действующих поста контроля загрязнения атмосферного воздуха. Укрепление материально-техничес кой базы по контролю за качеством окружающей природ ной среды позволит повысить уровень контроля и расши рить перечень определяемых вредных веществ в выбросах и сбросах предприятий области. Выполнение предприятиями области водосберегающих и водоохранных мероприятий приведет к увеличению объе ма оборотного водоснабжения на 50 млн. куб. м, сокраще нию сброса недостаточно очищенных сточных вод в водо емы области на 30 млн. куб. м. Проектирование, строительство новых и реконструкция существующих очистных сооружений и канализационных сетей в городах и районах области приведут к прекраще нию сброса неочищенных и недостаточно-очищенных сточ ных вод в поверхностные водоемы и на рельеф местности, что значительно уменьшит, а по реализации мероприятий 2 этапа Программы практически полностью прекратит за грязнение водоносных горизонтов области. Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии, посадка противоэрозионных насаждений предот вратит развитие эрозионных процессов почв области. Вне сение в почву органических и минеральных удобрений, за- лужение малопродуктивных земель и другие мероприятия будут способствовать повышению почвенного плодородия, обеспечат увеличение содержания гумуса в почве на 0,2%. Применение для борьбы с вредителями и болезнями эколо гически безопасных препаратов, предотвращение загрязне ния земель минеральными удобрениями, отходами будут способствовать сохранению земельных ресурсов области. В ходе реализации мероприятий подпрограммы «Отхо ды» на предприятиях области будут снижены объемы скла дируемых отходов. Внедрение новых технологий их перера ботки на 1 этапе позволит уменьшить количество ранее на копившихся токсичных отходов на 750 тыс. тонн, ежегод но утилизировать до 7 тыс. тонн и возвращать в производ ство до 560 тыс. тонн отходов. Для снижения загрязнения окружающей природной сре ды бытовыми отходами и уменьшения занимаемой >ими пло щади на 1 этапе Программы будет окончено строительство станции приема, сортировки и брикетирования твердых бы товых отходов (ТБО) в г. Липецке, что позволит перераба тывать до 200 тыс. тонн бытовых отходов в год с извлече нием и дальнейшей переработкой вторичных материалов. Строительство полигонов ТБО в г. Грязи, г. Усмани, с. Во лово обеспечит ежегодное захоронение на каждом полиго не до 5 тыс. тонн твердых бытовых отходов. На 2 этапе Программы запланировано проектирование полигонов ТБО в Добринском, Добровском, Долгоруковском, Чаплыгинс- ком районах, окончание строительства полигонов ТБО в Краснинском, Тербунском, Хлевенском, Лебедянском рай онах, поселке Лев Толстой. Реализация мероприятий подпрограмм «Поддержка особо охраняемых территорий» и «Сохранение редких и исчезаю щих видов животных и растений» обеспечит развитие сис темы особо охраняемых природных территорий, охрану био логического и ландшафтного разнообразия, сохранение ред ких и исчезающих видов животных и растений области. Реализация мероприятий подпрограммы «Экологическое воспитание и образование» будет способствовать повыше нию экологической культуры всех слоев населения облас ти, вовлечению его в систему всеобщего и комплексного экологического образования. Экономическая эффективность Программы может быть оценена путем сравнения затрат средств из областного бюд жета на ее реализацию с бюджетными доходами, получае мыми от поступления платы за загрязнение окружающей природной среды. В период реализации Программы прогноз ное поступление платы в фордое налогов за загрязнение ок ружающей природной среды составит 324000 тыс. рублей. Таким образом, бюджетные доходы, получаемые от эколо гических налогов, в 1,3 раза перекрывают бюджетные за траты на реализацию Программы. Социальная эффективность Программы характеризует ся улучшением условий проживания населения, снижени ем риска заболеваний, обусловленных воздействием фак тора загрязнения окружающей природной среды, сохране нием генетического фонда и возможностей для жизни бу дущих поколений. 6. Перечень мероприятий по реализации Программы Перечень мероприятий по реализации Программы состав- ,лен с учетом предложений органов местного самоуправле ния и природопользователей. (Продолжение на 6-й стр.) * »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz