Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

В ГОСТЯХ У «ДВ» - ОЧЕНЬ УСПЕШНЫЙ ПРОДЮСЕР СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ В о течественном киноми - S e имя продюсера Сергея ельянова очень весомо. Свой первый фильм «День ангела» он снял практиче­ ски подпольно. Затем были «Д ухов день» с Ю ри ем Ш евчуком в главной роли и «Время печали» с Петром М амоновым и В алерием Приемыховым. В 1992 году совместно с режиссером Алексеем Балабановым и продюсером Василием Гри­ горьевым Сельянов создает в П итере к и н о ком п а н ию СТВ и занимается продюси­ рованном ч уж и х картин - «Блокпост», «Особенности н ацион аль ной ры б а л к и » , «Брат» и «Брат-2», «М ама, не горюй!», «Сестры», д о к у ­ м ентальны х, ко р о тком е т­ р аж ны х и эксперименталь­ ных лент, которые демонст­ рировались на кинофести­ валях в К а н н а х , Берлине, Венеции и получили н ем а­ ло наград . В п о с л е д н е е врем я С ельянов п р о д ю си р о в а л са м ы е н аш ум ев ­ ш ие наш и ленты - «В ойну» Б а л а ­ б а н о в а и «Кукушку» Рогож кина, и этим у ж е с к а за н о оч ен ь м н ого. Р е ж и с с ер о в тянет к н ем у как м агнитом , он и чувствую т в нем сильную , н еза в и си м у ю личность. «Вылитый Челкаш !» - услы ш ала о т и м ен и того р е ж и с с е р а . А лет двести н а з а д С ер гей С ельянов, р ом антик лихих р еш ен и й и п ев ец ф и н а н со в ы х п о т о к о в , д у м а ю , стал бы вы дающ им ся ф л и б у ст ь е­ р о м . - Режиссер становится про­ дюсером от стремления к неза­ висимости? - Р а зу м еется . Для п р о и зв о д ст ­ ва кино оч ен ь в аж н о дел ать т о, что п о -н а сто я щ ем у хочется, а не т о, что н а д о или что п о карм ану. Кино т р е б у е т о гр о м н о й энергии, к отор ой б е з стр асти п р о ст о не бы в ает. Н о я-то был п р о д ю с е р о м с с а м о г о н а ч а л а , с лю бительских р а б о т - пом н ю , нуж но бы ло н а й ­ ти ср е д с т в а купить к а м ер у , п лен­ ку... Для сцены в р е с т о р а н е ну­ ж ен п о крайней м е р е рубль, что­ бы е г о там заплатить, а это с ер ь ­ езн ы е тогда были деньги для ш кольника... Купить к а м ер у я п л ан и р ов ал , выиграв деньги в сп о р т л о т о . Н о т о в а р и щ п о д ск а ­ за л б о л е е зд р а в у ю мысль: пойти н а С танцию юных техников, где бы ла киностудия. Н е б о г весть какие, н о кинокам еры , д р у го е о б о р у д о в а н и е - сегодн я п р ови н ­ циальном у м альчиш ке б е з связей и ср едст в прийти но студию с улицы и начать сним ать кино п р о ст о немы слим о... Так я з а д е ­ лал ся ю ным техником . П о т о м сним ал кино в П олитехнич еском институте, руководил там студи­ ей , и эт о столько вр ем ен и отн и ­ м а л о , что п о сл е тр етьего курса я уш ел. П оступил во ВГИК. Так что п р о д ю с е р о м я был в сегда. - Принято думать, что глав­ ный в кино - режиссер?.. - К ино д е л а е т р е ж и с с ер , о н - еди н ств ен н ы й а в т о р ф и л ь м а. К лю чевая п р о б л е м а п р о д ю с е р а - п р ав и л ь н о вы брать п р о ек т , п о д д ер ж а т ь что-то в а ж н о е , з н а ­ ч и м ое. Э т о м оя отв етств ен н ость, в м о м ен т в ы б о р а я оди н ок. Н е в ы бер у - и ф ильм а в о о б щ е не б у д ет ! Такая ф атал ьн ая н е о б р а ­ тим ость - и эт о оч ен ь а з а р т н о и оч ен ь к р аси в о. У р е ж и с с е р а - то ж е с в ы б о р о м а к т ер а : есл и ак­ т ер вы бран п рави л ьн о, фильм в се р а в н о получится. А вот есл и р е ж и с с е р ош и б ся , н е н а то го глаз полож и л, пусть д а ж е а к т ер зам еч ател ьн ы й и сы гр ает б л ест я ­ щ е, эт о у ж е никак н е исправиш ь. Будущ ий фильм в а ж н о услыш ать: услыш иш ь прави л ьн о - о н т е б е в се с а м п о д ск а ж ет, и в се п ол у­ чится б е з конф ликтов, в заи м н ого с а м о у т в е р ж д е н и я р е ж и с с е р о в , а к т ер о в и п р о д ю с е р о в . - Какое кино любите кок зри­ тель? - К ино я л ю б л ю р а з н о е , глав­ н о е , чтобы о н о бы ло с д е л а н о из о с о б о г о , к и н ем а то гр а ф и ч еск о го в ещ ест в а . М о ж н о за п и са т ь на пленку театральны й спектакль, или п р оч есть п е р е д к а м ер о й р о ­ м а н , или пройти п о за л а м Э р м и ­ т а ж а с к а м ер о й , н о эт о б у д ет не кино. К ино - о с о б о е и ск усство, у н его ест ь св о и , н ев о зм о ж н ы е где-то е щ е и д о конца н е и зуч ен ­ ные и зо б р а зи т ел ь н ы е ср ед ст в а . К и н ем а т о гр а ф и ч еск о е в ещ ест в о - т о, что м о ж н о получить только ср е д с т в а м и кино и никакими другим и. Чтобы н е за д е т ь нико­ го, н а зо в у великих итальянцев - Ф ел л и н и , Б ертолуччи и в н аи ­ бо л ь ш ей степ ен и А н тон ион и , кто в эт о м продвинулся. С л о в а зд е сь отды хаю т, эт о чувствуеш ь кончи­ ками п альцев, н а у р о в н е си гн а­ лов каких-то... - Вы не вмешиваетесь в съем­ ки по ходу дело? - Ни в к оем сл уч ае! Я с т а р а ­ ю сь быть р я дом . Н о зд е сь грань: чтобы н е бы ло диктата м о е г о и чтобы в се н е ск ати лось к о б с л у ­ ж и ванию р е ж и с с е р а . С о т р у д н и ­ чество! А есл и нуж но вм еш и- >юор i. Ил» правильный с д ел а н , и и р еж и с­ с е р о ш и б ся , или п р о д ю с е р , б о л ь ш о го зн ач ен и я для зрителя эт о н е и м еет. - В Голливуде, говорят, про­ дюсер всегда главный: это пере­ снять, то переделать, концовку изменить, актера поменять... - Д а , в Голливуде в се дей ств и ­ тельн о ток и п р о и сх о д и т - там кино п р о д ю с е р с к о е , о р е ж и с с ер н е и м еет никаких п р ав и п ол уч а­ ет з а эт о д о в о л ь н о бо л ь ш и е деньги. З а т о, что н е и м еет ника­ ких п р ав ... К стати, только там ки­ н ои н дустр и я п о -н а ст о я щ ем у и п р о ц в ет а ет , так они за в о е в а л и м ир. М еня эт о с о в е р ш е н н о н е п р ел ь щ а ет , м о ж ет, п о том у, что я как р а з был р е ж и с с е р о м , у м еня н ет таких ам биц и й . - Известный пример - « Бело­ русский вокзал », когда Инна Макарова хотела сниматься в роли медсестры, и государство в лице «продюсера» Фурцевой сильно ее поддерживало. Режис­ сер настаивал, чтобы это была Нина Ургант. Съемки несколько раз останавливали, тогда Анд­ рей Смирнов написал письмо на самый верх, что вообще отказы­ вается продолжать роботу. Он победил только потому, что сня­ то к тому моменту было больше половины - много денег уже по­ тратили... - В о п р о с в том , п р ав ли я как п р о д ю с е р , о ч е н ь к о н к р ет н о й практикой п о д т в ер ж д а ет ся . Если я г о в о р ю сплош ь глупости, р е ­ ж и с с ер м еня сл у ш а ет и фильмы п олучаю тся п л охи е, т о вы бы с о м ной зд е с ь и н е в стречали сь. А р а з п ол уч ается - с т а л о быть, я ф ильму н е вр аг и оч ен ь хочу, чтобы о н получился хор ош и м ... М и ф ологич еск ая ф и гур а ж и р н о ­ го п р о д ю с е р а с тол стой си га ­ р о й , которы й вы тирает о р еж и с­ с е р а ноги, - эт о н е н а ш е и н е е в ­ р о п е й с к о е , у н а с др угой рынок. У н а с нет к о н в ей ер а , каждый фильм - эт о ручная р а б о т а . - Вы часто жалуетесь: вклады­ ваешь W0 рэ - получаешь 50, и зрителя нет, и прокат еле жив... Человеку стороннему ясно, что либо вы, извините, лукавите, ли­ бо это не бизнес, а просто хоб­ би такое за счетдругих. - Д а , к и н о б и зн ес в Р осси и убы точ ен , как бы мы в се н е н а ­ дея л и сь н а л учш ее. Н о в се м о ж ­ н о п р ео д о л ет ь , когда есть л ю ­ бо в ь . В о-первы х, сущ ест в у ет в се- таки п о д д ер ж к а го су д а р ст в а , к о­ т о р а я п о зв о л я ет покры ть п ри ­ м е р н о треть розницы м еж ду с т о ­ и м остью ф ильм а и д о х о д о в от е г о ры ночной р еа л и за ц и и . О н а н е в сем п р о ек т а м о к азы в ается , н о б е з н е е бы л о бы м иним ум в д в а р а з а тя ж ел ее. В о-вторы х, у н а с есть подпитка о т коллекции - мы сдел а л и н е к о т о р о е к оличест­ в о ф ильм ов в п р ош л ом , к оторы е п р о д о л ж а ю т п р одав ать ся . Н ак о-. н ец , приходится деньги н а кино и за р а б а т ы в а т ь - как-то п р и ум н о­ ж ать активы ком пании н а ф о н д о ­ в ом ры нке или е щ е как-то. - Чтодля вас деньги? Возмож­ ность самовыразиться?.. - Д еньги н а д о лю бить! Н е в то м см ы сл е, что хапоть. Н е-ет ... Н уж н о чувствовать, как он и с еб я ведут. Как есть м истика зем л и , м истика крови, м истика лю бв и , так и у д ен е г есть своя м истика, своя т а й н а . Вот есть за к о н д е ­ н еж н о го о б о р о т а . К огда ты с а м плывеш ь в эт о м п о т о к е, н а ч и н а ­ еш ь чувствовать новы е степ ен и св о б о д ы . Если у тебя есть о б о ­ р о т и п а р а л л ел ь н о п р ои зв оди тся н еск ол ь к о ф и л ьм ов, о н и друг другу п о м о га ю т. Есть у п р а в л ен ­ ч еск и е р еш ен и я , котор ы е п о зв о ­ ляю т п р о д о л ж а т ь сним ать кино. К о р о ч е, п р о и зв ест и оди н фильм и н е потер ять деньги почти н е ­ в о зм о ж н о . А р а б о т а я си ст ем н о , живя этим и выпуская р егул я р н о фильмы , в п ол н е р е а л ь н о выжить и даже развиваться. И хотя мы все время кому-то должны, это абсолютно нормально, ведь кре­ диты - двигатель всего. Только останавливаться нельзя... - Послушатьвас•-простока­ кая-топес нь пес н ей!АвотАлек­ са нд рМитазаявляет: ки нон а­ ше - воровское, живетоткатом, н икакойпродюсерреаль ной сто­ имостипроектов н ипод каким видом н еоткроет, это н еЗапад, где все прозрач но . Кок, кстати, отразится н авашейжиз н иотме­ н атойсамой н алоговойльготы, котораяпозволялавроссийском ки ноот мыватьде нь ги? - Фильмов будет, наверное, сниматься меньше. А что касает­ ся западных цифр, не надо к ним относиться серьезно. Сколько там денег на самом деле истра­ чено, есть коммерческая тайТю и в Америке, и где хотите. Кстати, о «серых» схемах: в тех же США единственный вид легальной дея­ тельности, где ты можешь прини­ мать наличные деньги и ими рас­ плачиваться, - это... кино. Если ты пришел купить машину и выло­ жил $ 18,000 «живыми», ты или наркоторговец, или торговец оружием, либо кинематогра­ фист! Сразу начинают на тебя косо смотреть, а ты им говоришь спокойно: я из кино. - A-а, ну то­ гда нет вопросов! И во Франции та же картина, очень много раз­ ных не вполне пристойных схем. В кино в той или иной степени везде присутствует какой-то элемент авантюризма, лихих ре­ шений. - Кстати, олихихреше н иях. Некоторые в «Брате-2»улавли­ вают продолже н ие традиций Тарковскогоили, скажем, Стру­ гацких: смыслжиз н ивтом, что­ бы в н ечеловеческих условиях оставатьсячеловеком. Развечто а нт ураж«Соляриса»и«Сталке­ ра» фа нт астический, а сегод н я выйдиво нз а порог илипросто откройглаза-итыужев н ече­ ловеческих условиях. Вытоже прете нд уете н а такие высокие параллелииличест но приз н ае­ тесь, чтосделалипросто«стре­ лялку»дляпривыкшегокбоеви­ камзрителя ? - А б с о л ю т н о с о г л а се н с п а ­ р ал л ел ь ю . Э т о фильм о д о с т о и н ­ ств е, и в с т р а н е , где в се у н и ж е­ ны и н а р о д как был м у со р о м , так и о с т а ет с я , в так ом кино есть о ст р а я н ео б х о д и м о ст ь . Есть л ю ­ ди, есть ст ер ж ен ь , и в сегд а м о ж ­ н о п р ави л ьн о с е б я п о в ести , что­ бы стоять р о в н о и н е п р ед а в а т ь в с е б е ч ел о в ек а , которы й в се- таки звучит го р д о . У н о с н е п р о ­ т ест а н т ск о е о б щ е с т в о , где ц ен ­ ность личности с ф о р м и р о в а л а с ь д а в н о , и есть в этом п л а н е о п р е ­ деленны й вакуум . - Вым но гоездитепомируи видели, что, покамырассужда­ емпрорусскуюдушуиособый путь, а стра н авмассе ворует, пьетиотсыпается, весьпродви­ н утыймирвкалывает, иэтоттруд за доблесть почитает.. Может, вычто-топо н яли, глядя н а н ассо сторо н ы, - почему мытакие раз н ые? - В идно, ч то-то у них у с т р о е ­ н о п р а в и л ь н ее в го л о в е, б л а г о ­ д а р я ч ем у он и б о л е е эф ф ек тив­ ны. А у русских - с л а б а я воля. Н а с л ед и е ли эт о р а б с т в а или как-то гео гр а ф и ч еск и о п р е д е л е ­ н о - эт о у ж е сл едую щ и й в о п р о с. С к азать , чтобы я за в и д о в а л , с к а ­ ж ем , н ем ц а м или ф р а н ц у за м или хотел бы жить в кок ой -то у с­ п еш н ой е в р о п ей ск о й с т р а н е , не м огу, я - о т с ю д а , м н е там ч его- то б у д е т н е хватать и оч ен ь сильно. Беседовала Гузель АГИШЕВА. СЮЖЕТЫ ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ 7 3 -л е т н и й ж и т ел ь г о р о д а Ш ахты Ф е д о т и й В а си л ь ев и ч , за д у м а в ш и с ь о д н а ж д ы о б р е н ­ н о м м и р е , р еш и л о ф о р м и т ь з а ­ в е щ а н и е н а су п р у гу . Н о в с т а ­ р и к ов ск и х б у м а г а х о б н а р у ж и ­ л а с ь н ест ы к о в о ч к а : в п а с п о р т е о н зн а ч и л ся Ф е д о т и е м , а в св и ­ д е т е л ь с т в е о б р а к е - Ф е д о т о м . П о с л а л и б е д н я г у в з а г с - и с­ правля ть о ш и б к у ю н о ст и . О т ­ с ю д а с т а р и к а п о с л а л и е щ е р а з - т е п е р ь у ж е в с у д , в с о о т в е т с т ­ вии с р е ш е н и е м к о т о р о г о э т о у в а ж а е м о е у ч р е ж д е н и е м о гл о бы в н ести в с в и д ет е л ь ст в о о б р а к е п о п р а в к у . В о з в р а щ а е т с я Ф е д о т и й В а ­ си л ьев и ч с в о ж д е л е н н о й б у м а ­ гой в за г с , а з д е с ь - п е р е п о л о х . О к а зы в а е т с я , п о к а д ед у л я б е ­ гал п о с у д а м , чиновники п о с л а ­ ли з а п р о с в глухую д ер ев у ш к у , где в с в о е в р ем я ж ен и л ся В а - сильич: б ы л о ли т а к о е д е л о ? Н а что из д е р е в н и отв ети ли : в книгах з а п и с е й а к т о в т а к о й б р а к н е за р е г и с т р и р о в а н . Н е у т о м и м ы м р а б о т н и к а м з а г с а н и ч его н е о с т а в а л о с ь , как п о с л а т ь п и сь м о е щ е и н а м а л у ю р о д и н у г о р е м ы ч н о г о п е н с и о н е р а с п р о с ь б о й п о д ­ т в ер д и т ь хотя бы ф а к т р о ж д ё - ния. Т еп е р ь в с е ж дут: а вдруг и эт а с т р о к а в б и о г р а ф и и н е п о д т в ер д и т ся ? С т а л о бы ть, и н е р о ж а л а е г о м а ть с о в с е м . И н а кой ч е р т т о г д а и з а в е щ а н и е сочинять?! Хачик ХУТЛУБЯН. Р о с т о в с к а я о б л а с т ь . ТЕЛО - ТРУБА! С п а с а т е л и Н о р и л ь ск а п р и ­ няли си гн ал : и з в ен т и л я ц и о н н о й ш ахты н а д ев я т о м э т а ж е д о н о ­ сятся крики о п о м о щ и . О к а з а ­ л о с ь , к а к о й -т о л ю б о зн а т е л ь н ы й г р а ж д а н и н , с п у ск а я сь п о т р у б е с ч е р д а к а , н а м е р т в о за ст р я л . Д о с т а т ь б е д н я г у м о ж н о б ы л о , лиш ь п р о д е л а в д ы р у в с т е н е к в а р т и р ы . Х о з я е в а с к р е п я с е р д ц е р а з р е ш и л и д о л б и т ь с т е ­ н у, н о в э т о в р ем я «узник» у с ­ п ел п р о ск о л ь зн у т ь е щ е н а д в а м е т р а вн и з. П р и ш л о сь п р о р у ­ б а т ь л а з и в эт о й к в а р т и р е... Т еп ер ь п р е д с т о и т б о л ь ш о й р е м о н т з а к а зен н ы й с ч ет - с п а се н н ы й о к а з а л с я б о м ж е м . Олег РОДИН. Н О Р И Л Ь С К . В С Е П С Ы П О П А Д А Ю Т В Р А Й НО КАК И ГДЕ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПОХОРОНИТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ? Конечно, негоже сравнивать собак и людей. Но это только с точки зрения тех, кто не страдал, схоронив своего питомца, по мнению психологов, боль утраты при этом ничуть не меньше, чем от потери члена семьи. И, естественно, любящий хозяин никогда не выбросит прах в мусорный контейнер, а поста­ рается предать тельце верного друга земле. Н о у н е г о н и ч е г о н е п о л у ч и т с я . Н а ­ п р и м е р , в П и т е р е н е т ни о д н о г о л е г а л ь ­ н о г о к л а д б и щ а ж и в о т н ы х , х о т я р а з г о в о ­ ры о б э т о м в е л и с ь д а в н о . Д в а г о д а н а ­ з а д д а ж е у т в е р д и л и п р о е к т « с о б а ч ь е г о п о г о с т а » , к о т о р ы й м о г бы р а з м е с т и т ь с я н а п р а в о м б е р е г у р е к и О х т ы , в н е ж и ­ л о м р а й о н е . П р е д п о л а г а л о с ь , ч т о с о ­ б а к , к о ш е к и х о м я к о в б у д у т к р е м и р о ­ в а т ь , х о р о н и т ь в и н д и в и д у а л ь н ы х или б р а т с к и х м о г и л к а х . З д е с ь т а к ж е х о т е л и п о с т р о и т ь з а л д л я п р о щ а л ь н ы х ц е р е м о ­ н и й , м а г а з и н с в е н к а м и и о г р а д к а м и , к л а д б и щ е зн а м е н и т ы х ж и в о т н ы х . Увы , р у к и н е д о ш л и . А п р о б л е м а о с т а л о с ь . П о с а м ы м с к р о м н ы м п о д с ч е т а м , в П и т е р е п р о ж и ­ в а е т о к о л о м и л л и о н а д о м а ш н и х п и т о м ­ ц е в . И х с р е д н я я п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ж и зн и - о к о л о д е с я т и л е т , с т а л о бы ть , к а ж д ы й г о д в м е г а п о л и с е у м и р а е т 1 0 0 ты сяч з в е р е й . Х о р о н и т ь их н е л ь зя - н а я зы к е к о м м у н а л ь н ы х с л у ж б п о д о б н ы е к л а д б и щ а н а з ы в а ю т с я « с к о т о м о г и л ь н и ­ к а м и » и о р г а н и з у ю т с я в н а р у ш е н и е с а ­ н и т а р н ы х н о р м . Н о ж и в о т н ы х в с е -т а к и з а к а п ы в а ю т в з е м л ю . Т а й н о , п о ч т и в о ­ р о в с к и . В е д ь в с е , ч т о м о ж е т п р е д л о ж и т ь г о р о д , - э т о с ж е ч ь в а ш у л ю б и м у ю с о б а ­ ку в к р е м а т о р и и в е т е р и н а р н о й с т а н ц и и в м е с т е с д е с я т к а м и н е с ч а с т н ы х , п о р о ю н е д о б и т ы х б е з д о м н ы х п с о в и к о ш ек . А ч а с т н а я о р г а н и з а ц и я з а п р о с и т з а у с л у ­ гу н е с к о л ь к о с о т е н р у б л е й и в ы д а с т у р ­ н у с п р а х о м . Н о и е е н е г д е за р ы т ь . Т ем н е м е н е е , в г о р о д е в о з н и к а ю т н е л е г а л ь н ы е к л а д б и щ а ж и в о т н ы х . О д н о и з н и х н а х о д и т с я в д а ч н о м п о с е л к е К о - м а р о в о , д р у г о е , с р а в н и т е л ь н о н о в о е , б а з и р у е т с я н а у л и ц е С а л о в а , н е д а л е к о о т ж е л е з н о д о р о ж н о г о п о л о т н а . Б о л ь ­ ш и н с т в о м о г и л о к у х о ж е н ы и о б н е с е н ы о г р а д о й , н а г о р к а х з е м л и в о д р у ж е н ы п р а в о с л а в н ы е к р е с т ы , а р я д о м л е ж а т с о б а ч ь и м и с к и , н а м о р д н и к и , п о в о д к и , л е с е н к и дл я х о м я ч к о в и к о л ь ц а д л я п о ­ п у г а е в . Н а н е к о т о р ы х х о л м и к а х е с т ь м р а ­ м о р н ы е плиты с в ы се ч е н н ы м и н а н их и м е н а м и , н а д р у г и х - о б ы ч н ы е д о с к и с в ы ж ж ен н ы м и с о л н ц е м и л у п о й к л и ч к а м и . Н о н а д п и с и в с е г д а т р о г а т е л ь н ы е : « Л ю ­ б и м о й с о б а ч е н ь к е Д а к к а р у » , « В е н д и , с а м а я д о б р а я , с а м а я у м н а я , с а м а я в е р ­ н а я , мы т е б я н и к о г д а н е з а б у д е м ! » , « Д о л л и , л ю б и м т е б я , в с е р д ц е ты в с е г д а с н а м и » , « Б а р с и к у . З а ч е м м н е р а й , е с ­ л и т а м н е б у д е т м о е г о к о т а ? » Н е т с о м ­ н е н и й , г о р е х о з я е в б е з м е р н о - и н е п о д ­ д е л ь н о . Т а к ж е , как и о т ч а я н и е ц е л о й б р и г а д ы ж е л е з н о д о р о ж н ы х р а б о ч и х , с х о р о н и в ш и х н е д а л е к о о т р е л ь с о в с в о ю с о б а к у . П а с с а ж и р ы п р о н о с я щ и х с я м и м о п о ­ е з д о в ви дя т э т о т х о л м , о г р а д у и с в е ж и е б у к е т ы ц в е т о в . С р е д и п у т е ш е с т в е н н и ­ к о в у ж е х о д я т л е г е н д ы о б е з д о м н о м г о ­ л о д н о м р е б е н к е , к о т о р ы й у м е р п р я м о у п о л о т н а , н а р у к а х у с в о е й б е с п у т н о й , в н е з а п н о н а ш е д ш е й с я м а т е р и . О д н а к о н а с а м о м д е л е з д е с ь п о к о и т с я Б и м к а , в с е о б щ а я л ю б и м и ц а п у т е й ц е в . П о их с л о в а м , э т о б ы л е д и н с т в е н н ы й п е с в м и ­ р е , к о т о р ы й у м е л у л ы б а т ь с я и б ы л п р и ­ я т е н д л я в с е х . - Н у п р е д с т а в ь т е с е б е р а б о ч и х - ж е - л е з н о д о р о ж н и к о в ! - г о в о р я т о н и . - З д о ­ р о в ы е , зл ы е м у ж и к и , у к а ж д о г о с в о я с у д ь б а , и н о г д а мы д е р е м с я и п ь е м с и л ь ­ н о , и в д р у г п о я в л я е т с я т а к о е м а л е н ь ­ к о е , к р и в о н о г о е , у ш а с т о е с у щ е с т в о и... у л ы б а е т с я . Н у з а п а л а н а м в д у ш у э т а с о б а ч к а . Л ю б и м и ц а д о р о ж н и к о в п о г и б л а н е н а р е л ь с а х , а о т р ук с л у ч а й н о г о п р о х о ­ ж е г о . П у т е й с к у ю Б и м к у п о х о р о н и л и з а ­ в е р н у т о й в ж ел т ы й ж е л е з н о д о р о ж н ы й ж и л е т . И н е з а б ы л и . М н о г и е м у ж и к и б ы ­ в а ю т з д е с ь п о ч т и к а ж д ы й д е н ь - у х а ж и ­ в а ю т з а м о г и л к о й , п р о п а л ы в а ю т с о р ­ няки, п о л и в а ю т ц в еты и р а з м ы ш л я ю т о ч е л о в е ч е с к о й ч е р с т в о с т и . Т а ж е ч е р с т в о с т ь с т а л а п р и ч и н о й д р а м ы н е ск о л ь к и х д е с я т к о в п е т е р б у р ж ­ ц е в , п р и ш е д ш и х п о п л а к а т ь н а д с в о и м и В а с я м и , Г р е т а м и , М у р к а м и , С а б и н а м и и Д и к а м и . О д н о и з н е л е г а л ь н ы х к л а д ­ б и щ п о м е ш а л о ч т о -т о с т р о и т ь , и п а ­ м я тн и к и , о г р а д к и , ф о т о г р а ф и и и к р ест ы о к а з а л и с ь п о д к а т к о м б у л ь д о з е р а . С е й ­ ч а с з а э т о ни с к о г о н е в зы щ еш ь , т е м б о л е е ч т о з а х о р о н е н и я б ы л и « к о н т р а ­ б а н д н ы м и » , и, п о п р о б о в а в п о к а ч а т ь п р а в а , м о ж н о з а п р о с т о н а р в а т ь с я н а ш т р а ф . Т о л ь к о л ю д я м н е д е н е г ж а л к о . - Б е л о ч к а , д е т о ч к а м о я л ю б и м а я ! - у б и в а л а с ь н а д р а з о р е н н о й м о г и л к о й к а к а я -т о б а б у ш к а . О к а з а л о с ь , ч т о , к р о ­ м е э т о й с о б а ч о н к и , у н е е у ж е д а в н о н и ­ к о г о н е б ы л о . К о г д а п е с и к , д о т я н у в д о 1 4 л е т , у м е р , с т а р у ш к а с л е г л а , е д в а к он ц ы н е о т д а л а . И в д р у г п р и с н и л а с ь Б е л к а и ч е л о в е ч ь и м г о л о с о м за я в и л а : « Н е з а б ы в а й м е н я , и я т е б я п о д д е р ж у !» И в о т м о г и л к а п о р у ш е н а . О ч у в с т в а х б а б у ш к и и г о в о р и т ь н е ч е г о . Н о в е д ь и у ч и н о в н и к о в , о т к о т о р ы х з а в и с и т с т р о ­ и т е л ь с т в о к л а д б и щ а д о м а ш н и х ж и в о т ­ ны х, и м е ю т с я д о м а ш н и е п и т о м ц ы . И эти о ф и ц и а л ь н ы е л ю д и п р е к р а с н о з н а ю т ц е н у с о б а ч ь е - к о ш а ч ь е й л ю б в и и п р е ­ д а н н о с т и . Т ак ч т о ж е , с т о л ь к о л е т п р о ­ ж и ть б о к о б о к , и - н а п о м о й к у ? Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. « К А П А Б Ы Л А С В Я Т А Я . . . » ТАК НАЗЫВАЛИ ЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПОЭТЫ АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ И АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ НАШИ ЛЮДИ Вгороде Вязники Владимир* ской области, на родине поэта Алексея Фатьянова, прошел Фатьяновский песенный празд­ ник. В разные годы на него приезжали Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Гур­ ченко, Олег Газманов... При та­ ком успехе фатьяновских песен сейчас удивительно, что твор­ ческая судьба поэта складыва­ лась негладко. Единственный прижизненный сборник стихов вышел во Владимирском книж­ ном издательстве за два года до смерти Фатьянова. Он был издан аараниями главного ре­ дактора Владимирского книж­ ного издательства Капитолины Афанасьевой. П р о К ап у го в о р и л и , что у н е е чутье н а х о р о ш и х п о эт о в и что о н а видит ч е р е з годы и р а с ­ стоя н и я . О т к у д а б ы ? Е е п а п а бы л д и р е к т о р о м к уста м едн ы х р у д н и к о в н о У р а л е , м а м а уч и ­ т е л ь с т в о в а л о . В о В л а д и м и р о н а п р и е х а л а п о с л е войны п о д н и ­ м а ть о б л а с т н о е к н и ж н о е и з д а ­ т ел ь ст в о . О н о в ы п уск ал о р а з ­ н у ю л и т е р а т у р у , и К а п а п о н е ­ в о л е з н а л а толк в о м н оги х о б ­ л а ст я х , н а ч и н а я с т а н к о с т р о е ­ ния и за к а н ч и в а я к р о л и к о в о д с т ­ в о м . Н о л у ч ш е в с е г о о н а п о н и ­ м а л а в п о эт а х . О д н а ж д ы к н ей п р и ш ел В л а д и м и р С о л о у х и н : «Я н а п и са л книгу, и зд а й т е м ен я ». «Вы п р ек р а сн ы й п о эт , - о т в е т и ­ л а К а п а . - Н о н а т ех 2 0 п е ч а т ­ ных л и ст а х , что н а д о для в а ш ей книги, я м о гу и зд а т ь 2 0 п о эт о в ! И п о т о м у в а с д о с т а т о ч н о си л , ч тобы п р о б и т ь ся в М о с к в е , я ж е виж у». К а п а , как в с е г д а , о к а з а ­ л а с ь п р а в а - сто л и ч н ы е и з д а ­ т ел ь ст в а в с к о р е ст а л и о х о т н о п еч а т а т ь С о л о у х и н а . Н а с ч е т Ф а т ь я н о в а к К а п е п о д о ш е л е г о д р у г, в л а д и м и р ­ ский п и са т ел ь С е р г е й Н икитин: « Н а д о бы п о д д е р ж а т ь А л еш у » . В се в и д ел и , что с Ф а т ь я н о в ы м п о с т у п а ю т н е х о р о ш о . Его п есн и « Н а с о л н е ч н о й п о л я н о ч к е» « С о ­ л о в ь и » , «Г ори т св еч и о г а р о ч е к » , « Н а кры леч ке т в о е м » , «В г о р о д ­ с к о м с а д у » п е л а вся с т р а н а , н о н и гд е н е н а зы в а л о сь имя а в т о ­ р а . П о с л е в ы х о да н а эк р ан ы ф и л ь м а « В е с н а н а З а р е ч н о й у л и ц е» м о м е н т а л ь н о с т а л а п о ­ п у л я р н о й п есн я , с п ет а я т а м Н и ­ к о л а е м Ры бниковы м , о д н а к о в т и т р а х ф а м и л и и Ф а т ь я н о в а н е б ы л о . М а л о кто з н а е т , что п о о б ­ р а з о в а н и ю Ф а т ь я н о в бы л а к т е ­ р о м , о н ок он ч и л т е а т р а л ь н у ю ш к ол у при Ц е н т р а л ь н о м т е а т р е С о в е т ск о й А р м и и . А п о о к о н ч а ­ нии е г о за ч и сл и л и в А н са м б л ь п есн и и пляски О р л о в с к о г о в о ­ е н н о г о о к р у га . П еч а т а т ь ся о н н а ч а л в о р л о в с к о й м о л о д е ж к е . Н а х о д я сь п о с л у ж б е в О р е н б у р ­ ге, п р ед л о ж и л о к р у ж н о й а р м е й ­ ск о й г а з е т е стихи «Т альяночка». И х п еч а т а т ь н е за х о т е л и , с к а з а ­ л и , что о н н е п о н и м а е т п о л о ж е ­ ния н а ф р о н т е . Н о б а я н и с т а н ­ с а м б л я п о л о ж и л стихи н а м узы ­ ку - и п е с н ю за п е л и . Е е услы ш ал н а х о д я щ и й ся в т о в р ем я в О р е н б у р г е В аси л и й С о л о в ь ев - С е д о й . И н а п и са л с в о ю м узы ку. А з а о д н о п р ед л о ж и л и д р у г о е н а з в а н и е п е с н е - « Н а с о л н е ч ­ н о й п ол я н оч к е». У их д о л г о л е т ­ н е г о с о д р у ж е с т в а х о р о ш и й итог - о к о л о о б п е с е н . О д н а и з них - « С о л о в ь и » с т а л а л ю б и м о й п е с ­ н ей м а р ш а л а Ж у к о в а . ...П о с л е войны н а р о д п о в а ­ лил н а в т о р у ю с е р и ю ф и л ь м а « Б ол ьш ая ж и зн ь» (п е р в у ю р е ­ ж и с с е р Л е о н и д Л у к о в снял в 1 9 4 0 году). Т ам и гр ал и п р е ­ к р а сн ы е ак тер ы - М а р к Б е р н е с , Б о р и с А н д р е е в , И в а н П ел ь т ­ ц е р , П е т р А л ей н и к о в . С п е ц и ­ а л ь н о для ф и л ь м а бы ли н а п и с а ­ ны п есн и , ф а т ь я н о в ск у ю «Три г о д а ты м н е с н и л а сь » з а п е л и тут ж е. Н о 4 с ен т я б р я 1 9 4 6 го д а б ы л о о б н а р о д о в а н о с п е ц и а л ь ­ н о е п о с т а н о в л е н и е ЦК ВКП (б), гд е д о с т а л о с ь н е то л ь к о ф и л ь­ м у , н о и а в т о р а м п е с е н : « В в е­ д ен н ы е в ф и л ьм п есн и (к о м п о зи ­ т о р Н .Б о г о с л о в с к и й , а в т о р ы ст и х о в А .Ф а т ь я н о в , В .А гап ов ) п роникнуты к а б а ц к о й м е л а н х о ­ л и ей и чужды с о в е т с к и м л ю дя м ». ...В о В л а д и м и р ск о м к н и ж н ом и зд а т ел ь с т в е Ф а т ь я н о в а и зд а л и о ч е н ь б ы с т р о - К а п а А ф а н а с ь е ­ в а в о л е ю гл а в н о го р е д а к т о р а з а л е з л а в р е зе р в н ы й ф о н д , к о ­ т ор ы й в с е г д а о ст а в л я л и н а с л у ­ ч ай в н е о ч е р е д н ы х с ъ е з д о в или п л ен у м о в . К ниж ка выш ла н е в и ­ д а н н ы м для п о э т и ч е с к о г о с б о р ­ ника т и р а ж о м - 2 5 ты с. э к зе м п ­ л я р о в . У м ер Ф атья н ов 1 3 сен т я б р я 1 9 5 9 го д а в М о ск в е, е м у б ы л о в сег о 4 0 лет. Н а к а н у н е з а н е ­ винный ск а н д а л в о в л а д и м и р ­ ск ой гостин и ц е е г о исклю чили из С о ю з а п и са т ел ей с р о к о м н а 6 м еся ц ев . П о эт о м у п и са тел и о т к а ­ за л и сь вы ставлять у с е б я гр о б . С о л о в ь е в -С е д о й п р и гр ози л ск а н ­ д а л о м - и п р о щ а н и е с Ф а т ь я н о ­ вым в се-так и о р г а н и зо в а л и . Ф а т ь я н о в ск и й п е с е н н ы й п р а зд н и к н а ч а л и п р о в о д и т ь в В язн и к ах с 1 9 7 3 г о д а с т а р а н и я ­ м и вдовы п о э т а Галины Н и к о л а ­ евны . О н а с к о н ч а л а с ь то л ь к о ч то, с р а з у ж е п о с л е т о г о , как в В язниках о т зв у ч а л и п е сн и Ф а т ь ­ я н о в а . Б о л е л а т я ж ел о д а в н о , н о д е р ж а л а с ь д о п о с л е д н е г о , б у д ­ т о н е х о т е л а о м р а ч а т ь п р а з д ­ ник т р а у р н о й в есть ю . А у Капы А ф а н а с ь е в о й с в о е , о т д е л ь н о е м е с т о в э т о й и ст о р и и - ф а т ь я н о в ск и й с б о р н и к с т и с­ н е н и е м б р о н з о в о й ф о л ь го й . ...О н а в с т а е т и п о д а е т м н е д р у г у ю и зя щ н у ю книж ечку. Н а ти тул ьн ом л и с т е ч ер н ы м п о б е ­ л о м у : « М н о г о у в а ж а е м о й К а п и ­ т о л и н е Л е о н и д о в н е , м и л о й К а ­ п е - п е р в о й в о в с е х см ы сл а х , л ю б и м о й - т о ж е , с а м о й о т в а ж ­ н о й ж е н щ и н е и р е д а к т о р у м о е й п е р в о й в м и р е книжки, f l . VI.6 0 . А н д р е й В о зн е се н с к и й » . В о з н е с е н с к о г о п р и в езл и в о В л а д и м и р б о г е м н ы е К апины д р у зь я . Н а п о э т и ч е с к о м в е ч е р е в п е д а г о г и ч е с к о м и н сти туте е г о п р и н и м а л и в о с т о р ж е н н о , как н о в о г о м е с с и ю . П о с л е в е ч е р а В о з н е с е н с к о г о п о д в е л и к К а п е. - В о з н е с е н с к о г о мы и зд а л и как о б ы ч н о г о п о э т а , - р а с с к а ­ зы в а е т о н а . - С н а ч а л а вклю чи­ ли е г о в п ер сп ек ти в н ы й п л а н , п о т о м в г о д о в о й . Т о ест ь о н ш ел в о ч е р е д ь . Н о п о ск о л ь к у и зд а т ел ь с т в о б ы л о о б л а с т н ы м , т о для о б к о ­ м а , где у т в е р ж д а л и с ь планы , т р е б о в а л о с ь о п р а в д а т ь п о я в л е ­ н и ем в сп и ск а х м о с к о в с к о г о п о ­ эт а . О д н а привязкр^ к м е с т н о ­ сти в б и о г р а ф и и В о з н е с е н с к о г о и м е л а с ь - е г о п р а д е д А н д р е й П а л и с а д о в бы л а р х и м а н д р и т о м в М у р о м е . Н о в т е в р е м е н а в сп о м и н а т ь п р о т а к о г о р о д с т ­ в ен н и к а - т о л ь к о и сп о р т и ть д е ­ л о . Н аш л и д р у г о й ф а к т - р е б е н ­ к о м В о зн е с е н с к и й в м е с т е с м а ­ т е р ь ю н а х о д и л ся в эв а к у а ц и и в г о р о д е К и рж ач В л а д и м и р ск о й о б л а с т и . О б к о м н е в о з р а з и л . « М о за и к а » выш ла в я н в а р е 6 0 -г о т и р а ж о м 5 тысяч эк зе м п ­ л я р о в . Р а зл ет е л ся т и р а ж м о л н и ­ е н о с н о , и в с к о р е с т о и в ш у ю 1 р у б л ь книжку у ж е п р о д а в а л и и п о к у п а л и з а 3 0 р у б л е й . С ам ы й д о р о г о й п о д о р о к в н е б о г а т о м К а п и н о м д о м е - о т В о з н е с е н ­ ск о го : х р у ст а л ь н а я в а з а в с е р е ­ б р я н о й о п р а в е . О н и п о д р у ж и ­ л и сь. О н сл а л е й а ф и ш и с в о и х вы ступлений т о в Т у р у х а н ск е, т о в Л уж н и к ах, о т б и в а л т е л е г р а м ­ мы , н а п р и м ер : « С его д н я ч и та ю т о л ь к о для т е б я » . А о д н а ж д ы о н а п о л у ч и л а с л е д у ю щ у ю д е п е ­ шу: «Ш л ю а п ел ьси н ы для д е т е й . В с т р е ч а й п о е з д № ... в а г о н № ...» И п о с р е д и н оч и К а п а ш л а к в о к за л у п р и н и м а т ь о т п р о в о д н и ц ы а в о с ь к у с а п е л ь с и ­ н а м и для с в о и х д е т е й . В т о м ж е 6 0 -м го д у К а п а п о ­ е х а л а н а с о в е щ а н и е М и н и с т е р ­ ст в а культуры Р о с с и и . Его с о ­ б р а л и , чтобы о б р у г а т ь в ы ш ед­ ш ую в д а л ь н е в о с т о ч н о м и з д а ­ т ел ь ст в е книгу о Ф а д е е в е . П р о ­ ви н ц и ал ьн ы е и зд а т ел и п р о я в л я ­ ли ч у д е с а г е р о и зм а : д а л ь н е в о ­ сточ н и к и , н а п р и м е р , р а с с к а з а ­ ли п р а в д у о см е р т и А л е к с а н д р а Ф а д е е в а . Ч то т о т н е у м е р о т б о л е з н и с е р д ц а , как зн а ч и л о с ь в н е к р о л о г е , п о д п и с а н н о м р у ­ к о в о д и т ел я м и п а р ти и и г о с у д а р ­ с т в а , а за с т р е л и л с я . П о с л е Д а л ь н е г о В о ст о к а в о ш ед ш и й в р а ж м и н и ст р культуры П о п о в п ер ек л ю ч и л ся н а В л ади м и р : к а ­ к о е -т о к о зя в о ч н о е и зд а т ел ь с т в о и з д а е т к а к о го -т о т а м В о з н е с е н ­ ск о го . Ч то э т о з а б е с к о н е ч н ы е «я» - «Я п а р е н ь с К а л у ж ск о й , я я в н о н е п р о м а х ...» ? Ч то э т о з а « п ел ь м ен и сли пш и хся век »? И к а к а я -т о б е р е м е н н а я , д а е щ е и б л е д н а я ? У Капы п о т ек л и п о щ ек а м сл езы . Н о о н а в с т а л а и за с т у п и л а с ь з а п о э зи ю и п о эт и ­ ч е с к и е о б р а з ы . П о с л е э т о г о с о в е щ а н и я е е б ы ст р ен ь к о «уш ли» в о б л а с т ­ н у ю т и п о г р а ф и ю . И п о э т о в с т а ­ л о отк р ы вать н ек о м у . В 1 9 7 8 го д у в о В л а д и м и р ­ с к о й ф и л а р м о н и и и г р а л а с ь « П о эт о р и я » В о з н е с е н с к о г о . М у ­ зы ку к н ей н а п и с а л Р о д и о н Щ ед р и н . В сей к о м п а н и е й - З о я Б о г у с л а в с к а я , В о з н е с е н с к и й , Щ е д р и н - о н и вышли из го ст и ­ ницы , и К а п а п о в е л а их ч е р е з Так выглядели герои нашей истории - Капа Афанасьева и Андрюша Вознесенский - в пору «Мозаики»... м и л и ц ей ск и е к о р д о н ы к з а д н е м у в х о д у в ф и л а р м о н и ю . К о гд а о н и п о сту ч а л и т у д а , в п р и отк р ы тую д в е р ь в ы сун ул ась в о л о с а т а я р у ­ ка и с о в сей м о ч и т о л к н у л а Щ е д р и н а так , что о н у п а л н а грудь ш ед ш ей з а ним Б о г у с л а в ­ ск о й . «К ч ер т у эту св я тую Р усь, - с к а з а л Щ ед р и н . - Я у е з ж а ю » . В с в о е й п о в е с т и « О » В о з н е ­ сен ск и й п и ш ет, что к огд а Зы ки­ н а п о д к о л о к о л а п е л а в « П о э - т о р и и » « М а т ер ь В л а д и м и р ск а я е д и н с т в е н н а я ...» , о н а п о к л о н и ­ л а с ь К а п е . « Х у д о ж е с т в е н н о е п р е у в е л и ч е н и е , - у т в е р ж д а е т К а п а . - Н а с а м о м д е л е о н а у р о н и л а листоч к и с т е к с т о м и н а к л о н и л а сь их п о д н и м а т ь » . З а ­ т о д о с т о в е р н о д р у г о е : п о с л е чтения н а эт о м ж е в е ч е р е с в о и х ст и х о в В о зн е с е н с к и й с б е ж а л с о сц ен ы в за л , п о д о ш е л к К а п е и п о ц е л о в а л е й руку. О н п и ш ет в « О » : « К а п а б ы л а святая». С т ех п о р , как выш ла « М о з а ­ и к а», в с е в л а д и м и р ск и е поэты сч и т а ю т , что н е п р е л о ж н а я о б я ­ за н н о с т ь В о з н е с е н с к о г о - п р и ­ н и м ать их у с е б я . С а м о е и н т е­ р е с н о е , что с о р о к с л и ш н и м л е т В о з н е с е н с к и й с п о к о р н о с т ь ю н е с е т э т о т к р ест. О д н а ж д ы к н е м у в П е р е д е л к и н о п р и е х а л п о эт п о ф а м и л и и , вы н е п о в е р и ­ т е , П а с т е р н а к . В о з н е с е н с к и й п о и н т е р е с о в а л с я о К а п е. П а с ­ т е р н а к о т в ет и л , что К а п а ж и в ет с к р о м н о . «А н р и , - с к а з а л а З о я Б о гу сл а в ск а я , - д а в а й п о ш л ем е й п а л ь то » . В о зн е с е н с к и й в о ­ о д у ш ев и л ся . «Ч то вы! - з а м а х а л р у к а м и П а с т е р н а к . - Р а з в е вы за б ы л и , к акая К а п а г о р д а я ? О н а ж е с м е р т е л ь н о о б и д и т ся » . К а п а н а с а м о м д е л е о ч е н ь р а с ­ с т р о и л а с ь , к о гд а п о л у ч и л а о т В о з н е с е н с к о г о д ен еж н ы й п е р е ­ вод: «Н у з а ч е м о н э т о с д е л а л ? » А я п о д у м а л а , что б л а г о д а р ­ н о сть - р е д к о е ч у в ств о для п о э ­ т о в , п о гл ощ ен н ы х с в о и м внут­ р е н н и м м и р о м . В о д и н и з н е д а в н и х п р и е з д о в В о з н е с е н с к о г о в о В л а д и м и р К а ­ п а в с е так ж е с и д е л а в з а л е н а .с а м о м п о ч е т н о м м е с т е . Нина АРТЕМОВА. В Л А Д И М И Р . Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловойвторник» Издание зарегистрировано :Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания :и средств массовых коммуникаций Per. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адресредакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-йэтаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы : (095) 257-37-83. C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtomik@adi.ru £ «Деловойвторник». Перепечаткабез согласованиясредакциейнедопускается. Приобретение прав©наперепечаткуииспользованиематериаловтел./факс(095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. :1^ бУГ ' * ТрУ^ * выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий кппГпп ' (KW 1 (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятский край» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула) ^Курска Бпм^птпгтпнГ^win? ' ^азета* (Липецк) «На смену!» (Екатеринбург) «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий путь» (Смоленск^ «Республик (Челябин^ГTBeM^pHL^epM6 ТатРрСГан* (КазаньЬ«Северный курьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Челябинский рабочий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz