Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ 30 июля 2002 г., Ns 146 (21774) ПОРТРЕТ КТОЖДЕТИНВЕСТОРА.. (Окончание. Начало на 1*й стр.) На «Центролите», например, не первый год рас считывают именно с помощью административных уси лий привлечь западные инвестиции для открытия сте кольного производства по современной технологии. Но пока там ждут, местный рынок, скорее всего, будет уже заполнен этим товаром из соседних областей или регионов. Так что надо действовать. И прежде всего, ориентируясь на опыт преуспев ших. Допустим, «Стинола», Лебедянского машиностро ительного завода, «Свободного сокола», Елецкого за вода тракторных гидроагрегатов, компании «Стаг- док»... Сильное впечатление на участников форума про извело, кстати, выступление коммерческого директо ра ОАО «Лебедянский инструментальный завод» Ва лерия Ярошевича. Он убедительно объяснил, как мож но развивать новые и перспективные направления в бизнесе с помощью инвестора. Причем инвестора не иностранного, а своего, отечественного. Еще один «плюс» таких совещаний: шанс устано вить деловые отношения с нужными партнерами. Хотя бы с банковскими структурами. Так, генеральный ди ректор «Липецккомбанка» Антонина Копаева предла гала сотрудничество в реализации лизинговых опе раций, а главный региональный менеджер «Гута-бан ка» Александр Леликов говорил о решении финансо вых проблем и выходе из кризиса с помощью облига ций займа и иных банковских технологий. На мой взгляд, однако, плодотворный контакт тут возможен лишь на базе обоснованной, способной дать эконо мический эффект бизнес-политики предприятия. Виктор МАНАЕНКОВ. БРАТ ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ БРАТ? 'T ' Что-то не поделили между собой два родных брата в измалковском сел е Быково. Около часа ночи, судя по всему, мужчины по вздорили. Схватив нож, старший из них, ра нее судимый 39-летний Сергей, ударил в грудь младшего. Удар оказался на редкость при цельным и пришелся прямо в сердц е . От по лученного ранения брат Сергея скончался на м есте. Досталось и жене хозяина дома : р а з бушевавшийся глава семейства полоснул и ее ножом, но, к счастью, ранение оказалось не смертельным. Женщина госпитализирова на. Начато расследование. ЗАСТРЕЛИЛСЯ ИЗ ОХОТНИЧЬЕГО РУЖЬЯ + Растет список жертв летних суицидов. Один из последних случаев зарегистрирован в Грязях. Здесь в своем дом е покончил жизнь самоубийством 31 -летний мужчина. Что тол кнуло его на такой шаг, неизвестно. Около 7 часов утра он зарядил охотничье ружье «Сай га» и выстрелил в себя . Никаких предсмерт ных записок не найдено. По некоторым дан ным, погибший занимался предприниматель ской деятельностью. Прокуратура проводит проверку. ПОХИЩЕННЫЙ ОРДЕН СЫЩИКИ НАШЛИ ^ На станции Хворостянка Добринского района кто-то обокрал дом местного пенсио нера. Пока хозяин жилища отсутствовал, к нему, разбив окно, кто-то забр ался . Правда, поживиться у 78-летнего ветерана, видимо, было нечем, и все ценное, что смог найти злоумышленник, так это военные награды: орден Великой Отечественной войны и нагруд ный знак «Гвардеец». К чести местных сыщи ков, они быстро вычислили воришку. Вместе с краденым он был задержан . ХЛЕБНОЕ. УЛИЦА. ДВА «СТВОЛА» “Y" Неслабой находкой могли похвастать ся на днях сотрудники уголовного розыска хлевенского РОВД. В ходе оперативно-розыс кных мероприятий районные сыщики обнару жили револьвер системы «наган» с 7 патро нами и газовый пистолет, переделанный под боевой и также снаряженный почти полной обоймой. Надо заметить, случай не из рядо вых: подобные находки в сельской глубинке случаются нечасто. Какие-либо подробности о происхождении оружия и их прежних хозяе вах не известны. По некоторой информации, оба «ствола» оперативники обнаружили вече ром в кустах на одной из улиц райцентра. ДОМУШНИКАМ НРАВИТСЯ УЛИЦА СМУРГИСА + Крупная квартирная кража совершена на днях в Липецке на улице Смургиса. Ночью в квартиру одного из здешних домов через окно залезли воры и похитили 100 тысяч руб лей . Кроме того, полуночные грабители з а брали с собой телевизор , видеоплейер и магнитофон. Кстати, в этом микрорайоне на лету домушников подверглись еще три квар тиры. НА ГРЯЗИНСК0М РЫНКЕ - НЕ ЗЕВАЙ + Жертвой гряЗинских воров-карманни- ков стал на минувшей неделе сотрудник от д ел а вневедомственной охраны одного из РОВД Тамбовской области, в полдень на про довольственном рынке города у за зев а вш е гося стража порядка неизвестные ловкачи умыкнули из сумки барсетку. Потеря для там- ёовчанина оказалась ощутимой. Кроме 5 ты сяч рублей позабывший о бдительности ми лиционер лишился личных и служебных доку ментов. О произошедшем тут же сообщили на м есто работы пострадавш его . Ведется поиск исчезнувшей барсетки. ПРОСПАЛИ... ТОННУ СГУЩЕНКИ ^ Не повезло двум жителям Краснодар- ского края, перевозившим через нашу область транзитом партию продовольственных това ров. Остановившись в Ельце, кубанцы не по заботились должным образом о сохранности своего груза и поплатились з а это. Под по кровом темноты неизвестные злоумышленники сбили навесной замок на дверях их реф ри жератора и похитили оттуда 23 бочки сгущен ного молока. Общий вес пропажи составил более тонны. ВНУЧОК У БАБУЛИ КОМПЬЮТЕР УКРАЛ ^ Не по-родственному обошелся со своей бабушкой 16-летний житель Липецка. Он по добрал ключи к е е квартире и умыкнул отту да компьютер. Расценив это как кражу, пен сионерка обратилась в милицию с заявлени ем привлечь собственного внука к ответствен ности. Чем все закончится, сказать трудно, но стражи порядка, как и положено, взялись з а выяснение обстоятельств случившегося. ОРУДИЕ ВОЗМЕЗДИЯ - ТРЕХЛИТРОВЫЙ БАЛЛОН ' t ' В одном из сел Данковского района поссорились две местные жительницы. При чина ссоры неизвестна. Зато известно, чем закончилось выяснение отношений. Финаль ным аккордом дамского разговора по душам стала трехлитровая стеклянная банка, кото рой одна женщина ударила по голове дру гую. Хулиганская выходка дала основания по страдавшей обратиться в милицию. Прово дится расследование. С луж б а н о в о ст е й « Л и п е ц к о й га зеты » . У наших юных коллег-практи- кантов из Воронежского универ ситета продолжается ж арко е — в прямом и переносном смысле сло ва — стажерское лето. С журн а листкой Ольгой Востриковой чи татели «ЛГ» уж е зн акомы — е е очерковый материал «Музыка на сквозняке» многие прочитали с Е в ге н и я ЗИМИНА. у в л е ч е н и ем . Сегодня эстаф ету подруги, а заодно и рубрику «Портрет на фоне вре мени» перехватывает Евгения Зимина. В 2000 году Женя окончила одну из школ города Липецка. Не сомневаемся, что е е дебют в «ЛГ» также привлечет внимание читателей. — Ой, да ну ее, эту «Ан тенну». А еще? — Возьмите «Добрый ве чер!». — Спасибо! — Пожалуйста! — Анто нина Васильевна улыбается, потом заходит в кладовку. Оттуда говорит, что цены на печать не низкие, а зарабо ток у людей — не высокий. Потому часто берут прессу в соответствии не со своими интересами, а с кошельком. — Вот и предлагаю, — обще часто, если не сказать постоянно, советует, что по читать. Впрочем, как почти все газетные киоскеры. Но де лает она это не по принципу «почитайте то, что я читаю». Сначала она вежливо поин тересуется, местные ли, цен тральные ли газеты человек хочет приобрести. А потом выложит перед клиентом не сколько изданий — выбирай те. Можно даже пролистать (да-да!). И все это ненавязчи во. В случае, если вы ничего ца, сунув газету под мышку, уходит. — Для себя никогда ничего не возьмет. А вот мой муж не читает газет вовсе. Я? Я — не все. Да и те, которые читаю... Раньше как? — у Антонины Васильевны мяг кий, добрый «бабушкин» го лос. — Можно было одну прочитать, остальные и не разворачивать . Сегодня сколько газет ни прочитаешь, одно и то же везде по-разно му толкуется. Писать журна листы, конечно, свободнее В газетном киоске .очень душно. Не 'спасает д аж е приоткрытая дверца , а кондиционер, как вы понимаете, в таких местах —фантастика, как » и сыр «Хохланд» из навязчивой телерекламы . Антонина Васильевна достает с полки длиннющий градусник в коробочке: 38 по Цельсию... Чем не тропики? — Это еще ничего! — бод ро говорит она. — Вчера уже утром 42 градуса было. Я удивляюсь ее оптимиз му. Сидит человек в прожа ренном металлическом киос ке, за стеклом — суета жут кая, на все лады «охают», «бухают», «грохают* маши ны, трамваи, автобусы, а ей — р адостно и интересно жить. Вот только бы жара спала. В маленькое окошко за глядывает застенчиво улыба ющаяся женщина: — Здрасьте! «Золушку* можно посмотреть? Есть там что, нет? — Можно-можно! — под хватывается Антонина Васи льевна и снимает с витрины журнал. — Ой, да выпуск не очень-то хороший. Вам ведь за этот месяц? — Да-да. — Пожалуйста! Женщина пролистывает журнал, говорит спасибо и ... уходит. — А я знала, что не ку пит, — поворачивается ко мне Антонина Васильевна. — Она вообще покупает только «полную* «Бурду» (поясне ние автора: «Бурду* для пол ных) да ежемесячную газету о здоровье. Если человек го ворит: «Дайте посмотреть», — обычно он только смотрит. Покупает тот, который спра- 4 шивает: «Газета такая-то све жий номер?» Наблюдение — точное. Проверенное временем. Ан тонина Васильевна Губина работает в газетном киоске возле магазина «Меркурий* с 1998 года. Устроилась сюда спустя два года после того, как вышла на пенсию. Но и до этого Антонина Васильев на с 1964 года работала в «Роспечати» (тогда еще «Со юзпечати»), — Угадать, что приобре тет подошедший покупатель? Нет, это сложно. Можно, ко нечно, предположить, на ка кую сумму будет покупка — по внешнему виду и по воз расту. Но что купит — не все гда. Бывает, подходит элеган тно одетый, аккуратный муж чина, здоровается и вежли во спрашивает... жуткий , страшный криминал. Или подбегает сорванец лет деся ти и просит один из тех жур налов, что я своей спиной загораживаю , — углядел- таки! А я ему: «Мальчик, тебе еще рано такое читать. Купи вон «Золотой ключик». А он мне (тут Антонина Ва сильевна меняет голос, под страивая его под детский): «А я для мамы!» За спиной киоскера, дей ствительно, висит газета с ... как бы сказать помягче?.. С ЛИ ДОБРЫЕ ГЛАЗА Р абота в музее особенная. Она забирает у тебя много сил, но зато вознаграждает радостью открытий, встреч с людьми подчас необыкновенными. Давно собиралась оставлять о таких знакомствах хотя бы дневниковые записи, д а руки не доходили . Но в этот р а з не могла удержаться. И З Д Н Е В Н И К А Д И Р Е К Т О Р А М У ЗЕ Я В несправедливом, бессовестном мире? После школы она добилась своего: поступила в Армянский государственный педагогический институт имени Хачатура Абовя- на на факультет изобразительно го искусства. Потом преподавала в школе, занималась живописью, Растворилась в жизни лживой, Уничтожилась. Может, я даже не рождалась? Ночами ей снился один и тот же сон, странный, мистический. Будто приходит к ней художник, будто из эпохи Возрождения. Он Однажды мне позвонила незнакомка и высоким голосом, с ярким кавказским акцентом, торопливо и сбивчиво от вол нения выпалила нечто, чему я, признаюсь, не могла поверить. Ей, видите ли, удалось каким- то способом прочесть текст Леонардо да Винчи, сопровож дающий один из рисунков в альбоме репродукций,—текст, написанный таинственными письменами. Что это? Розыг рыш? Плод разыгравшейся фантазии? Но было что-то в моей собеседнице на другом конце провода, что не позволи ло просто так от нее отмахнуть ся. Она просила помощи, по скольку не знала, что ей делать со своим открытием, просила о встрече. Я сдалась. И вот она в Доме Мастера. Имя — Армине Хачатрян. Не большого роста, скромно и со вкусом одетая! с красивыми черными глазами, простая, от крытая, естественная. Рядом с ней — темноголовый мальчик лет десяти, утомленный жарой. Он изнывает от нетерпения, от влекая мать от разговора, а она строго, быстрыми гортанными фразами урезонивает его. Армине говорила темпера ментно, порой самоиронично. Проявила осведомленность в истории искусства. Очень точ но и выразительно отозвалась о творчестве моего любимого художника Виктора Семенови ча Сорокина, чьи картины ви дела впервые. Постепенно я по няла: она человек нелегкой судьбы, несомненно, творчес кого склада, неугомонный, не ЗАГАДКАЛЕОНАРДО сдающийся, умеющий ценить ду ховность в себе и других. Что касается открытия... Ко нечно, легче всего сказать: «Это го не может быть!». Но вдруг?.. История знает немало примеров, когда к открытиям приходили вроде бы случайно. Только экспер тиза ученых могла бы опроверг нуть или подтвердить догадку Армине. Не собираюсь решать за них. Не хочу поражать доверчиво го читателя сенсацией тысячеле тия. Но мне приятно представить интересного, неординарного че ловека. Вот что поведала о себе Армине Хачатрян. Родилась в Араратской доли не, в селе Далар Арташатского района Армянской ССР. С ранне го детства тянулась к искусству, особенно влекла скульптура. «Бу дешь Мухиной», — поддразнива ли ее в художественной школе. Но в ее семье, в среде, где царил культ денег, никому не нравилась ее мечта стать художницей. Девоч ке, где упрямством, где хитростью, приходилось отстаивать право на учебу в художественной школе. Тогда и зародилась потребность изливать душу в стихах, доверяя бумаге самое сокровенное: Живу на свободе, Но закована в цепи. Когда освобожусь от них :4 -■ : ■ прикладным искусством, участво вала в выставках и готовилась стать студенткой Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина. Но так случилось, что она вышла замуж. И надо же: в новой семье ее мечта опять не нашла поддержки. Дети, заботы, казалось, навсегда отодвинули то, кчему стремилась так упорно. На ее глазах рушилось государство, люди переживали голод и холод, страдали о судьбе родины. Во что превратили мою страну, Любимую Армению мою! От собственной земли оторвали, Наш собственный дом обокрали. Необитаемо стало теперь. Тогда-то, от боли и обиды, Армине оставила родные края, переехала в Липецк. Здесь все пришлось начинать с нуля, вить новое гнездо. Но ее мучили внут ренние противоречия: Что наделала я: Смирилась с судьбою, Оставила живопись и мечты. В кого я превратилась? Вместо мрамора — Пыль от глины. Не творю —невидимой стала. убеждает ее снова взяться за ки сти, грозит бедой, если она не по слушается. Сон не давал покоя, и, подчинившись ему, Армине при обретает этюдник, чтобы занять ся живописью. А для поддержки духа покупает книгу о Леонардо да Винчи. Дома, с наслаждением рас сматривая альбом, она вспомина ет поучение Леонардо, адресован ное художникам: «Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя кар тина вся в целом предмету, сри сованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри. Прежде все го, бери зеркало себе в учителя, и именно плоское зеркало». Ей это так близко! В родительском доме был трельяж, и девочка любила рассматривать отражения в нем вещей и картинок. «Чтобы понять великих мастеров, нужно изучать их секреты, стараться следовать их советам», —думала Армине. И, увидев аннотированный рисунок «Сердце», поднесла к нему зер кальце. Она долго, очень долго всмат ривалась в зеркальное отражение рукописи через лупу... И с удив лением начала понимать сначала отдельные слова, потом фразы. Постепенно ей становилась яс ным содержание всего текста. Смысл его таков: Пили,начали говорить 5-го года июня 8-го числа, как победил ох (стоны) сильнее стал. Вы знаете каждый ох (стон), нервничаю, жмет, щемит внутри. Дойду, горестно заплачу. Замолчу, смерть мне. В другом углу того же ри сунка художник записал, поче му у него начался сердечный приступ. Кратко это можно из ложить так: Леонардо слышит весть о сестре отца, и это из вестие очень огорчает его; он описывает, как, где и что про исходило. —Неужели никто до меня не прочитал этого? —недоумева ла Армине.—Аможет, я не пер вая? Или людям просто не по падались книги с хорошими репродукциями текстов? Про верить бы себя, познакомив шись с другими рукописями. Но они мне недоступны. В библио теке—не нашла. Конечно, труд но поверить в случившееся. Но чтобы не верить, тоже нужно удостовериться. Думаю, что каждый человек должен отве чать за сказанное слово. Аесли не уверен, лучше промолчать, — говорит Армине Хачатрян. Сколько еще неразгадан ных тайн! На каком языке писал под рисунками Леонардо? По чему он зашифровал свою ру копись? Вопросы, вопросы... Может быть, найти ответы поможет подсказка Армине? Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед, директор ! Музея-мастерской народ- L ного художника России В.С. Сорокина. г. Липецк. стали. Но нужно тонко, тон ко писать, осторожно, нужно бояться обидеть человека, обидеть близких. В крими нальных сводках, к примеру. Все это очень больно... — «Утренний Липецк» свежий?! — в окошко загля дывает старичок. Он говорит, пытается перекричать иду щий мимо трамвай. — Нет, с той недели. Но вый через два дня придет. — Как «с той недели»? Не может быть! Да у вас уже новый! — все еще кричит де душка, хотя трамвай давно ушел. А н тонин а В асильевна добродушно показывает вы ходные данные — она права. — A -а. Тогда оставьте мне экземплярчик свежего... — Конечно, конечно. Он мог бы и не говорить это. Антонина Васильевна помнит всех своих постоян ных покупателей. И помнит все, что каждый из них по купает. Постоянным клиен там оставляет газеты и жур налы и без напоминаний: они даже и не подозревают, что под прилавком в отдельной стопочке лежат газеты, при готовленные специально для них. — Какие сейчас покупа тели? Да нет, не грубые, не озлобленные, — смягчает мой вопрос Антонина Васи льевна, — просто привыкли хныкать и плакаться. Ведь по сути, неплохо живем ... Итого 34 рубля 50 коп, по жалуйста... Ну, неплохо жи вем мы. Мы... — слова киос кера «забивает» трамвайный стук колес. Я хочу переспро сить, но в киоск заходит ин кассатор. Наспех прощаясь, я вынуждена уйти. ...Через несколько минут — я на автобусной останов ке. И — какой контраст! — Ты заходишь, нет? — кричит мне бойкая бабулька с огромными сумками через плечо. — Растопырилась! — ко сится на меня дед. Я пячусь назад , люди толкают меня вперед — «за ходи!». Но мне не этот трол лейбус нужен! Я даже номер не рассмотрела. Пока пробираюсь через толпу, вырывая свою сумку, слышу только недовольные вздохи и ойканья, вижу не довольные лица. — Смотреть надо! — кри чит заходящ ая последней женщина крупных размеров. — А ну, проходим в се редку, проходим! «Спасибо, — мысленно отвечаю я им всем сразу, — я вас всех тоже очень люб лю!» Евгения ЗИМИНА, студентка третьего курса факультета журналистики ВГУ. ЗАСТЕКЛОМКИОСКА,. сильно неодетой девушкой. Или очень слабо, скудно оде той. Кстати, на витринах — издания с подобными облож ками лежат друг на дружке так, что видны только лого типы. Но Антонине Василь евне и их надо реализовы вать: зарплата-то начисляет ся от продаж. Единственное, что она может сделать и де лает: детям «клубничку* не показывает. Взрослые-то, яс ное дело, чего только не ви дели. А этим бы «Веселые картинки», а не откровенные «ню» и не менее откровенные позы. — Сама-то я их никогда не читаю. Даже не открываю! Честно говоря, удивительно: другие киоскеры признава лись мне, что берут такие га зеты даже домой почитать, на работе, мол, как-то неудоб но. Я же ничего не посове тую покупающим их! Ну что я порекомендую прочитать из газеты, например, «Спид- инфо»? — риторически зак лючает Антонина Васильев на. — У вас газетка с про граммкой на эту недельку есть? — в окошке появляет ся соломенная шляпка. — «А нтенна» ... П ож а луйста, — продавец подает выпуск. Просовывается рука, приподнимает номер и отбра сывает: говорит Антонина Васильев на, выходя из кладовки с пачкой газет, — пенсионерам «Молодежный вестник», са мую дешевую газету с про граммой , рубль тридцать пять. Берут. Вообще же в среднем га зеты покупают рублей на 10- 15. Бывает, конечно, и на 150, но это редко. Опять же молодежь выручает, дорогие глянцевые журналы — ее страсть. Обычно поступает таковых в киоск пять штук. К слову, это много: в киос ках на, так сказать, мало людных остановках киоскеры получают всего по одному эк земпляру. Да и на него не все гда удается найти покупате ля. Моя собеседница расска зывает забавный случай, ког да папа с семилетним сы нишкой выбирали маме в подарок журнал. — Давай «Бурду», — го ворит один. — Все женщины «Бурду» любят. — Нет, — отвечает вто рой, — не подойдет. — Но у нее же и машин ка есть! — А шить она не умеет. Ты только ей не говори. Конечно, Антонина Васи льевна помогла им решить проблему. Потом даже бла годарить приходили. Антонина Васильевна во не выберете, — не нагрубит. А если выберете из этой кипы одну, то она вам продаст ее как самому дорогому поку пателю . Именно поэтому одна моя знакомая специ ально заезжает в этот киоск купить чтиво, хотя живет она аж в трех остановках от него. И уж , конечно, на ее оста новке тоже есть киоск «Рос печати».’ — Мне не нравится и не хочется, — объясняет она — покупать прессу у тетенек, которые целый день очков не снимают и даже не глядят на клиента. А газету и сдачу подают с таким, знаете, ви дом: мол, извиняйся, дерз кая, что оторвала от чтения. — Что я думаю, когда мне грубят в магазинах? — Антонина Васильевна, обма хиваясь платочком, задумы вается. Но тут же быстрень ко вскакивает, чтобы обслу жить покупателя: — Четыре рубля, пожа луйста. А потом мне: — Я думаю, как много людей хороших сидят без работы. — «Спортивную газету», — шепчет усталый голос женщины, у которой по две авоськи в каждой руке. — Для мужа, — поясня ет шепотом Антонина Васи льевна, когда покупательни- £1 П О А З А Н А В Е С С Е З О Н А ■ Р Е Й Т Ц # 1 1 В И | 1*Я ГЕАТР СМЕЕТСЯ ВМЕСТЕСМОЛЬЕРОМ, ПОТОМУЧТОВЕРЕНСЕВЕ С егодня предварительным, предпремьерным показом мольеровской комедии «Жорж Данден, или Одураченный муж» Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого заверш ает свой 81-й сезон. Он был щедр на «круглые» даты. Начался с празднования 80-летия коллектива. Затем в феврале исполнилось четверть века со дня прихода в театр его лидера народного артиста России Владимира Пахомова. А совсем недавно отмечалось 60-летие художественного руководителя. Поздравления принимали и заслуженные артисты России Зинаида Румянцева и Николай Чебыкин. Кроме того, наша труппа в двадцатый р а з выступила на ставшем теперь международным чеховском фестивале в Мелихове, который и родился, в значительной м ере благодаря липчанам. Перечисляя сезонные вехи, нельзя не упомянуть, что театр, удачно вписавший ся не только в отечественный (две высо кие награды на конкурсе «Окно в Рос сию»), но и международный европейский контекст, продолжает привлекать внима ние за рубежом. Доказательство этому — приезды к нам испанского архитектора Маноло Нуньеса и директора Марсельс кого фестиваля искусств Ришара Марте на. Первый предложил, по принятым во многих странах мира принципам, превра тить театр и пространство вокруг него в масштабный культурно-досуговый центр. Второй, отсмотрев три спектакля, наме рен пригласить липчан на берега Среди земноморья. Далее — традиционные Липецкие те атральные встречи. На сей раз тема их была обозначена глобально: «А.П. Чехов и мировой театр». С нею, собственно, со относится и спектр выпущенных за сезон спектаклей. Премьер по Чехову на сей раз, прав да, не было. Впрочем, в репертуаре все еще справедливо считать новинками во девильные «Две свадьбы* и трагикоме дию Ю. Бычкова «Любить пересмешни ка», посвященную Чехову. Обе эти рабо ты, к слову, были показаны в Мелихово, а последняя и на сцене знаменитой сто личной «Школы современной пьесы». Что касается других постановок, то афиша обогатилась своеобразными ин сценировками русских сказок «Финист — Ясный Сокол», «По щучьему велению», а также «Алиса в стране чудес» — спек такль назывался «Шоу мартовского зай ца» и был адресован подросткам. Увиде ли липчане и яркие версии отечественной («Кабала святош» М. Булгакова) и миро вой классики («Привидения» Г. Ибсена, мольеровский «Жорж Данден»). Из со временных пьес были впервые показаны «Молодые люди» Р. Белецкого. Сказки режиссера Елены Олениной получились красочными, нарядными, во многом благодаря опытнейшим художни кам Ольге Твардовской и Владимиру Ма- кушенко, не посчитавшим «зазорным» с увлечением поработать над спектаклями для малышей. Привлекательность «Шоу мартовского зайца» определялась в це лом успешной сценической адаптацией трудноватого даже для чтения (во всяком случае, в серии «Литературные памятни ки») произведения Л. Кэрролла. К тому же здесь был найден остроумный ход «от противного»: Алиса жила, присутствова ла на сцене... лишь голосом, что словно раскрепостило, подстегнуло остальных персонажей, которые вольничали, ерни чали, общались с публикой. «Привидения* — для кого-то неожи данно, для кого-то закономерно — выя вили, оказывается, до наших дней сохра нившуюся энергетику драматургии Г. Ибсена. Мелодраматические и почти де тективные слагаемые пьесы соединились на сцене в выразительное, стильное зре лище. «Молодые люди» у Н. Чебыкина по лучились отнюдь не монументальной, а, я бы сказал, «моментальной» постанов кой, наподобие анекдотической истории. Молодым героям недостает женского об щества. Когда же, наконец, после теле фонного вызванивания, появляется де вушка, то легкомысленные игры ребят бы стренько заканчиваются ... Спектакль мил, симпатичен, стремителен — тем и хорош. «Кабала святош» и «Жорж Данден*. Начавшись с пьесы о Мольере и завер шившись пьесой самого великого коме диографа, театр эффектно закольцевал свой 81-й сезон. Почему именно Мольер, зачем Мольер? Видимо, он созвучен В. Пахомову как истинный, до мозга кос тей человек театра. В «Кабале...» в зна чительной мере свита играет короля. Мир сцены, закулисья предстает не слишком складной и счастливой, но тем не менее — единой творчески-житейской семьей. Тут невольно напрашиваются, пусть и чуть окрашенные иронией, параллели с четвертьвековыми усилиями В. Пахомо ва по созданию цельного театрального организма. Конечно, спектакль по отно шению к действительности — игра, отда ющая провокативностью, пародийностью и травестированием, переиначиванием, когда все ставится с ног на голову. В «Жорже Дандене* игра вообще перево дится в водевильно-фарсовую плоскость. Ничего удивительного. Театр, отнюдь не собираясь расставаться со своим про шлым (а зачем?), продолжает смеяться. Ибо смех — всегда живительная, чудо действенная, регенерирующая сила, сви детельство неисчерпаемого прочного твор ческого запаса, который так пригодится в следующем сезоне. Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из «Шоу мартовс кого зайца». к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz