Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ВЫПУСК N ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО ПАПАША РЕФОРМАТОРОВ Юрию БАТАЛИНУ - 75. Кт о задумывал рыночные преобразования в России? Мно гие полагают, что Гайдар с Чу байсом. На самом деле рефор мы задумывались еще в ту пору, когда будущие «молодые рефор маторы» в свободное от диссер таций время упражнялись в красноречии на семинарах. Экономическое свооодомыс- лие рождалось не теми, кто изу чал жизнь по чужим книгам. Те, кто каждодневно занимался хо зяйственной рутинной работой, лучше других видели, какие ме ханизмы экономики устарели и подлежат замене. Видели мно гие, но реально что-то меняли, экспериментировали, проклады вали путь новым отношениям единицы. Только благодаря им теплилась надежда на то, что страна выйдет из тупика. Таким первопроходцем был Юрий Петрович Баталин. Он придумал и внедрил в хозяйст венную практику бригадный подряд, полный хозрасчет, само финансирование. Скажете, это не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню? Может быть. Но без тех новаций мы не продвинулись бы к рынку ни на шаг. Мне довелось поработать рядом с Баталиным - и я видел, как он оказался папашей для многих известных сегодня ре форматоров. Многие, наверное, помнят известного всей стране бригади- ра-строителя Николая Травкина. Он первым внедрил бригадный подряд и заслуженно стал Геро ем Труда. А ведь «сделал» Трав кина именно Баталин, который в ту пору возглавлял Госкомитет по труду. А стал бы министром труда Г.Меликян, если бы ему не довелось поработать помощни ком у зампредседателя Совмина Союза Ю.Баталина? И кто зна ет, появился бы в России такой известный экономист и политик, кок Г.Явлинский, если бы судьба не забросила его из науки в ко митет, возглавляемый Батали ным. Под его руководством пора ботал даже Ельцин, после сво его изгнания из Политбюро и московского горкома. У Баталина есть то, чего так не хватает многим нынешним реформаторам, - огромный хо зяйственный опыт, аналитиче ский талант, умение выработать стратегию, способность подоб рать людей, нужных для ее во площения в жизнь. Но самое главное - чувство завтрашнего дня. А ведь вчера ему исполни лось 75! Павел ВОЩАНОВ. N 2 2 6 (379) 3 0 и ю л я 2 0 0 2 г о д а К С Л А В Н ОМ У Ю БИЛЕЮ КОСТРОМЫ ГО РОДСКИ Е ВЛАСТИ ЗАТЕЯЛИ Ж ЕЧЬ СТАРЫЕ Д О М А . А СЕВЕРЯНАМ НА ТО РЖ ЕСТВО П РИ ВЕ ЗЛИ СТРИПТИ З. Н А КОЙ ЧЕРТ ЛЮ Д Я М ТАКИЕ П Р А З Д Н И К И ? Древняя Кострома, где взо шел на царствование род Ро мановых и откуда уводил в бо лото польских шляхтичей на родный герой Иван Сусанин, готовится встретить 850-летие. Торжества в честь юбилея начнутся в конце августа, а от гремят аж к началу второй не дели сентября. Для местных властей нынче нет дела более важного, чем достойно подгото виться к длительному празднику, в котором пообещали принять участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, певец Александр Розенбаум, министр культуры Михаил Швыдкой, ви це-премьер Валентина Матви енко. А главное - старейший рус ский город на Волге ожидает визита самого президента Вла димира Путина. В связи с этим в костромской мэрии даже соз дали специальное управление, которое так и называется - по подготовке и проведению юби лея. Возглавившему это празд ничное управление Геннадию Бабенко не позавидуешь: не большой провинциальный горо док и так задыхается от соци альных проблем, огромных дол гов энергетикам и безденежья, а тут - такие торжества. - На федеральную казну на дежды мало, - вздыхает Бабен ко. - Спасибо,- помогает мос ковский мэр Юрий Лужков. Вот, например, за счет столицы строим школу для детей с нару шениями опорно-двигательной системы. Строительство начали несколько лет назад, еще при Ельцине. А поспеть со сдачей объекта хотелось бы к визиту Путина... Ожидается, что Владимир Путин, как и четыре года назад Борис Ельцин, прилетит в Кост рому на маленьком самолете. Однако местные власти не ис ключают возможности приезда президента и на машине. Поэ тому на всякий случай при шлось выделять средства и на ремонт дороги от аэропорта к центру города, и на восстанов ление вдрызг разбитого шоссе Ярославль - Кострома. Бригады дорожных рабочих трудятся день и ночь. Новым асфальтом уже покрылся мост через Волгу. Без устали машут кистями и ко стромские маляры, которым по ставлена задача освежить фа сады всех домов по основным маршрутам следования высоких гостей. Но нет никакой гарантии, что Путин или, к примеру, Мат виенко не заглянут в такой уго лок Костромы, где уже давно не ступала нога маляра-штукату- ра. Больше половины всех до мов в этом городе - ветхие строения времен еще Николая II. В таких покосившихся домиш ках не то что жить - ходить по близости небезопасно. Чуть за зеваешься - на голову упадет кусок штукатурки или рухнет подгнившая кровля. Совсем не давно так нелепо в Костроме погиб прохожий. Огораживать все опасные дома - не хватит ни лесов, ни брезентовой тка ни. Нет денег и на ремонт. Как быть? Выход, как водится, под сказала сама жизнь. - В июле у нас в Костроме сгорело 27 ветхих домов, что вдвое больше, чем за тот же период прошлого года, - поде лились подозрительной стати стикой в городском управлении пожарной охраны. - А с начала года пожары полыхали аж 248 раз! И вправду: на какую кост ромскую улочку ни свернешь - всюду обгорелые остовы ста рых домишек да бараков, вез де пепелища. - Вот недавно в поселке Вет- лужском мужик подпалил свой дом, который тут же и сгорел дотла, будто спичка, - привел пример сотрудник пресс-служ бы Костромского УВД Алек сандр Крылов. О дальнейшей судьбе под жигателя известно лишь, что его направили на излечение в пси хиатрическую больницу. Но с этим сотрудники органов явно поторопились, потому как, сда ется, мужик из поселка Ветлуж- ского вовсе не дурак. А совсем даже наоборот. - Мэр Костромы Борис Ко робов принял решение постро ить для многочисленных пого рельцев новый дом, - сказал по секрету начальник управления по подготовке юбилея Костро мы Геннадий Бабенко. - Только если вы об этом будете писать, то по возможности запрячьте эту. информацию куда-нибудь поглубже в текст, чтобы не так бросалась в глаза костромским читателям. А то ведь эдак все начнут палить свои старые де ревянные домишки, чтобы на халяву получить жилплощадь со всеми удобствами! Из истории древней Костро мы известно, что этот город много раз губили пожары и другие стихийные бедствия. На пример, при нашествии татаро- монгол, во времена Великой смуты при Лже-Дмитрии, а так же в канун Первой мировой войны. Ходят легенды, что посе тивший Кострому в 1913 году государь-император Николай II расщедрился на помощь городу из нехилой в ту пору госказны. Миловали костромичей и дру гие цари. Взять государя Миха ила Романова, который на все времена освободил земляков Ивана Сусанина от всех видов налогов. Традицию царедарения про должил и президент Борис Ель цин. Побывавший здесь в июне 1998 года Борис Николаевич поддержал казенными финан сами восстановление сгорев шей школы в селе Нежитино под Костромой и строительство жилого дома для учителей. Не остались в долгу и костромичи: местные пекари преподнесли в дар Ельцину кулич, по форме напоминавший статную фигуру президента. Нынче Костроме также есть чего попросить у федерального Центра. Но и есть что проде монстрировать взамен. Так, на Большой костромской мануфак туре поставлен на поток выпуск льняных панно в деревянных рамках с изображением прези дента Владимира Путина. Правда, общую благополуч ную картину подпортили пожа ры, веерные отключения элект ричества, задержки с выплата ми зарплат бюджетникам, а также то, что жители городско го поселка Первомайский вот уже несколько лет подряд ма ются без канализации и горя чей воды. Кострома нуждается в речном вокзале, средствах для обеспечения льгот ветера нам и даже для реставрации памятника Сусанину. А в ос тальном - настроение в Костро ме вполне предпраздничное. Раз уж в городских закромах отыскались заначки на много дневный праздник и приглаше ние звезд эстрады, значит, древний город идет верной эко номической дорогой по пути увеличения ВВП и грядущего обгона Португалии. Дмитрий СЕВРЮКОВ. Костромская область. В Усинске компания «Север ная нефть» отпраздновала пер вую тонну, добытую на место- ождении Вал Гамбурцева в ольшеземельской тундре. Вообще-то компания числит ся в солидных должниках у бюд жета Ненецкого автономного округа (за нефтяниками - около 24 миллионов долларов). Имеет «Северная нефть» и немалые долги по зарплате, выплате от пускных своим рабочим. Но по широте и размаху праздник должен был поразить северян в самое сердце. Два чартерных Ту-134 принесли на центральную площадь Усинска большую агитбригаду во главе с нестареющим Александром Буйновым и группой «Блестя щие». Заводил публику Отар Кушанашвили - по его сигналу весь вечер многотысячная тол па нефтяников и их домочадцев кричала хором здравицы «Се верной нефти». А самый неизгладимый след на скромной северной земле оставило выступление стриптиз- группы. Симаптичные стрипти зеры и стритизерши, нисколько не смущаясь присутствием на площади сотен подростков и семейных пар с маленькими детьми, демонстрировали свои прелести и имитировали «сово купление» на сцене. Не жалея живота своего старались соз дать атмосферу праздника для жителей приполярного города, которым голое тело и вправду в диковинку. Ведь основную часть года усинские женщины и мужики проводят в пимах и ма лицах по причине мороза. Не всем, правда, праздник тела пришелся по душе. Многие непродвинутые нефтяники выну ждены были покинуть его, уведя своих ребятишек подальше от греховных соблазнов. Настоятель местного право славного храма иеромонах Ми хаил и вовсе публично заявил: - Горожанам было предложе но бесстыдное, циничное, не пристойное зрелище. Но глав ное, организаторы буквально изнасиловали тех, кто пришел на праздник. В самом деле, если руко водству «Северной нефти» по случаю праздника так захоте лось скоромного, почему бы не организовать раздевание в более камерной обстановке? Например, на буровой, дав шей ту самую первую нефть. Здесь по крайней мере рабо тают одни совершеннолетние мужики. А еще лучше - выдали бы зарплату. Того, кто живет от получки до получки, это воз буждает куда сильнее стрипти зерш. Владимир ОВЧИННИКОВ. УСИНСК. Усинск, праздник первой нефти на новом месторождении. Гуляй, рванина? КАРТИНКИ ИЗ ГЛУБИНКИ ХРУСТАЛЬНАЯ МЕТЛА Не всякому п о везет уст роиться дворником н а М о нетный двор. Не всякому подф артит и выиграть кон курс дворников, где главный приз - п оездк а з а границу. Этот конкурс объявлен в Альметьевске (Татарстан) в канун 50-летия го р о д а, а восхитительный приз у ста новила некая туристическая ф ирм а. Куда и н а чем от правится лучший дворник, п р ав д а, не со о бщ ается . Ну, мож ет, полетит в П ариж на сам о л е те (не н а м етле же!). З а т о в городской газете п о д р о б н о излагаю тся усло вия состязания. О к а зы в а е т ся, з а дворниками Альметь евск а будет строго следить солидная комиссия из п р ед став и тел ей го р о д ск о й и р ай он н ой администраций, а такж е - раб о тн и к о в сам о го могучего предприятия реги о н а О А О «Татнефть». Судя по всему, при се р ье зн о м о т нош ении к делу раб о ты у комиссии будет столько, что ей придется п ро сы п аться р а н ьш е д в о р н и к о в . Ведь уже р а з р а б о т а н а си стем а начисления б ал л о в , обязы вающ ая комиссию еж ен е дельно за с е д а т ь и б о л е е го д а н ап ряж енн о подсчиты вать полученные д в о р н и к а ми зам ечан и я. Учитываться будут и зах лам л ен и е п о д в а лов, и загр ом ож д ен и е подъ ездов, и сжигание м у со р а во дворах. Дворники п р е дупреждены: д в а зам ечан и я - минус один бал л , три з а м ечания - минус д в а б а л л а , четыре зам ечан и я - минус пять (одна н ад еж да, что у наблю дающ их будет минус шесть, и они не все разгл я дят). Что ж, пусть одни метут, другие считают баллы , т р е тьи пишут о б этом в газетах. Лишь бы чисто было, и лишь бы в результате кто-то из дворников заслуж енно явил ся (не запылился) получать награду. Хотя, конечно, вся кое д ел о лучше делать, как говорил герой кинокомедии, б е з шума и пыли. И если дворни кам просто хор ош о платить з а р а б о т у (так п л а тить, чтобы они могли съ ез дить з а границу на свои деньги), то не понадобится никаких юбилейных затей , чтобы подмести город. О д н а к о с затеями у нас всегда было лучше, чем с зар п л ато й . Так, ещ е пять лет н а з а д в го р о д е Кирове был о р г а н и зо в а н конкурс для дворников с призом под н азв ан и ем «Золотая метла». А ситуация с за р п л а то й не улучшилась по сей день, и н ед ав н о кировские д ворн и ки, не распи сы вавш и еся в ведом ости уже четыре м еся ц а и н ап равлявш и е ж алобы в различны е инстанции, о б ратились к п рок урору о б л а сти (прокурор зд есь новый, и они надею тся, что «новая м етла» будет мести по-но вому). Ну а в А льм етьевске д в орн и ки -кон к урсан ты не видели зарп латы с м ая - три м есяц а. С оставляет же о н а у б о р ц о в з а чистоту 1 .6 0 0 -1 .8 0 0 рублей в месяц. Чистыми, разум еется. Борис БРОНШТЕЙН. ТАТАРСТАН. ПОЧЕМУ? ПОДАРОК НЕ ВПИСАЛСЯ ВРАМКИ ПРИЛИЧИЯ ПОСТРОЕННЫЙ М О С К ВО Й П А Р О М « С А Х А Л И Н - 6 » О К А ЗА Л С Я НА МЕЛИ У пирса Феодосийской во енно-морской базы пришвар тован океанский паром «Саха лин-6». Москва подарила этот огромный корабль своей род ной земле - Крыму. Предпо лагалось, он свяжет восточные ворота солнечного полуостро ва, город и порт Керчь, с рос сийской Кубанью. Но вот уже третий месяц паром стоит не движимо, керченский марш рут для него закрыт. Зато с большим интересом присмат риваются к новому черномор скому транспортнику офице ры НАТО. «Сахалин-6» ушел с Дальне го Востока еще в начале мар та. Преодолел желтые проливы до Сингапура, Индийский оке ан, Суэцкий канал, Босфор и Дарданеллы. Два раза пересек экватор. К маю потрепанный штормами, но непобежденный дизель-электроход вошел в Чер ное море. Вплоть до прибытия к Крымскому побережью счита лось, что закупленный прави тельством Москвы паром будет работать на Керченской пере праве. Непонятно, немыслимо - од нако только у крымских берегов выяснилось, что паром-гигант не сможет курсировать в Кер ченском проливе. Для здешнего мелководья его осадка слиш ком велика!.. Сравнить керченские глуби ны и размеры парома - элемен тарно даже для дилетантов, ни чего не смыслящих в морском деле. Почему такой расчет не был сделан еще до отправки «Сахалина-6»? Кому нужно бы ло потратить очень большие деньги на заведомо нереальный проект? Любой справочник мог под сказать, что осадка московско го подарка без малого семь метров. А у причалов керчен ского порта «Крым» самая большая глубина - всего 5,1 ме тра. Послать паром сюда - все равно что отправить его на мель. А в кубанском порту «Кавказ» глубины и того мень ше - четыре с половиной мет ра... На встрече корабля пред ставитель Московской мэрии Владимир Щербаков обнаде жил: «Заход судна в Керчь воз можен, если будут подготовле ны соответствующие техниче ские условия». Остается уточ нить, какие именно. Главное, необходимо расчистить порты и дно залива, чтобы по нему мог ло ходить судно грузоподъемно стью две тысячи тонн. Углуби- тельные работы дорогие, стоят миллионы долларов, а специа листы до сих пор не решили, реально ли это вообще. Ясно одно - в бюджете Крыма «дон ных» денег не найти. Кроме того, здесь нет высо ких причалов, пригодных для восьмиметрового борта «Саха- лина-6». Значит, нужно строить погрузочную «горку» и подъезд ные пути. Обнищавшая за по следнее десятилетие Керчь мо жет об этом только мечтать. Переправу Крым - Кубань открыли в далеком 1957-м. Ка ждые двадцать минут через Керченский пролив шли средне тоннажные паромы с грузовыми и пассажирскими железнодо рожными вагонами, автомоби лями и автобусами. Люди и гру зы - сплошной поток, от берега до берега, пятьдесят лет .под ряд. Но грянули новые времена. Морская перевозка пассажир ских и грузовых вагонов было прекращена еще при Горбаче ве, когда экономика Союза за трещала по швам. Объявление украинской независимости до вершило процесс. Сейчас ком пания «Керченская паромная переправа» имеет всего три ав томобильно-пассажирских па рома. Из них в море ходит только один, раз в три часа, и тот зачастую полупустой. О с тальные на приколе, просто не нужны. В нынешнем году на пере праве начали платить зарпла ту. Деньги появились после то го, как продали последний же лезнодорожный паром «Се вер»... Возить тут нечего. В авто номной Республике Крым спад промышленного производства, по итогом пяти месяцев бюджет уже недополучил от промыш ленности больше 10 миллионов долларов налоговых поступле ний. Странно, ведь в соседних Вот он, наш сувенир на память: паром «Сахалин-6». областях индустриального юго- востока Украины дела вроде бы налаживаются. Однако Кры му украинское руководство от вело иную роль: курортного ан клава с деградированной эко номикой. / Знаете, каким в этой кризис ной ситуации было одно из пер вых распоряжений нового мини стра экономики Крыма, киев ского протеже Арсения Яценю ка? Перевести всю переписку Минэкономики на украинский язык. Интеллект сотрудников, не освоивших «державну мову», он оценивает на уровне нуля. Тем временем российско-крым ские инвестиционные проекты рушатся один за другим. Крымчане могут радоваться, что к нынешнему июлю отдыха ющих здесь больше прошлогод него. Курортные деньги все равно уйдут в тень. Сезон ско ро закончится, грянет зима - и автономия опять будет унижен но просить помощи у Киева. Тотальная экономическая зави симость стала лучшим средст вом контроля над непокорным русскоязычным Крымом. ...А что до «Сахалина-6», океанский паром скорее всего останется прописан в Феодо сии. Говорят, отсюда он будет ходить в Новороссийск. Такой маршрут тоже можно было бы считать переправой между Кры мом и Краснодарским краем, если бы не ошеломляющее расстояние в 112 миль. Есть очень серьезная ин формация, что вскоре россий ское судно будет окончательно передано в собственность крымских структур. Во всяком случае вопрос использования военных причалов Феодосий ской базы Черноморского фло та России уже согласован, оформление документов закан чивается. Новые владельцы не скрыва ют намерений дать столь мощ ному транспортному средству максимальную нагрузку. Это значит, паром будет совершать рейсы по всей акватории Чер ного моря. Определены основ ные маршруты - Турция и Болга рия, что полностью соответст вует программе европейской интеграции правительства Л.Кучмы. О российском напра влении вспоминают все реже. По словам управделами Ф ео досийского горисполкома Вик тора Болоцкого, проблема пе- емещения «Сахалина-6» в ерчь сегодня вообще не поднимается. Как известно, на последней встрече с сэром Джорджем Ро бертсоном украинский прези дент подтвердил готовность своей страны участвовать во всех операциях Североатлан тического блока. В случае не обходимости натовцы с удо вольствием используют новый черноморский транспортник, способный перевозить трейле ры и железнодорожные плат формы, автомобили и пассажи ров. Звучит фантасмагорично, но московский подарок серьез но укрепил военно-морские си лы НАТО на Черном море, расширил их стратегические возможности. Сергей ИЛЬЧЕНКО. СИМФЕРОПОЛЬ. из почты«дв» КАКОЕ-ТО ТУПОЕ РАВНОДУШИЕ... Уважаемая редакция! Волей-неволей приходится с большим вниманием следить за дискуссиями вокруг Калининградской области. Вижу, с какой напористостью старается защитить интересы России президент Путин. Но такое впечатление, что он одинок - об щественному мнению, большинству политиков наплевать на все, что происходит. А наши местные «дуньки» не прочь от делить область отРоссии, не понимая, что им уготована по четная обязанность по кручению хвостов у крупного рогато го скота. Местному населению вообще все до лампочки: пьянство, наркота. Какое-то тупое, обреченное равноду шие... КУЧИН Михаил Михайлович. КАЛИНИНГРАД. ОНИ - О НАС О ПОЛЬЗЕ РОЗОВЫХ о ч к о в «Индепендент»: «Недоста ток нашего восприятия Рос сии заключается в отсутствии сбалансированной информа ции. За последние 10 лет эко номический, социальный и культурный ландшафт в Моск ве и Центральной России преобразился. Москва ныне превратилась в одну из са мых оживленных столиц к вос току от Лондона. Там посто янно появляются новые теат ры, кафе и рестораны. Мож но без опаски гулять по горо ду в ночное время. Продукты, одежда и другие товары поя вились и доступны в количест ве, не виданном 10 лет на зад. Право выбора и свобо да слова воспринимаются как нечто само собой разумею щееся. Вы можете припарко вать машину в центре Моск вы и не опасаться, что ее разберут на части. Улицы чи ще и лучше освещены, чем в Лондоне. Продавцы в целом стали вежливее...» О ТЯГЕ К ЗЕМЛЕ «Нью-Йорк тайме»: «При вязанность россиян к земле настолько глубока и инстинк тивна, что попытки приступить к распродаже приходящих в упадок коллективных ферм расстраивают даже тех, кто понимает, что дела в стране пойдут гораздо лучше при на личии системы частного фер- построен специально для ра бочих уранового завода Ми нистерства обороны, но че- I мерского хозяйства. Многие из крупных общинных ферм | бездействуют, являясь обан- ■ кротившимися остатками кор- I румпированной и громоздкой ■ системы, созданной более 70 I лет назад Сталиным. Сейчас ■ президент Владимир Путин I проталкивает важный закон, ■ который разрешит продажу I сельскохозяйственных земель ■ российским гражданам или I частным компаниям. Без по- ■ добной кардинальной земель- I ной реформы российскому " сельскому хозяйству никогда I не удастся выкарабкаться из * «болота советской летаргии». | О РЫБКЕ ИЗ ПРУДА | «Гардиан»: «Пригорск был | рез двадцать лет в помещени- a ях предприятия разместилась ■ женская тюрьма. Детский сад I - пустая бетонная коробка. I Высотные жилые дома стоят I без воды, окон, отопления. ■ Зимой температура здесь па- I дает до минус тридцати. Ро- ■ маненко без работы уже 11 I лет. Чтобы свести концы с ■ концами, ему приходится, на- I рушая законы, ловить рыбу в ■ местном пруду. Соседи давно I уехали. Пригорск располо- ■ жен на 500 км южнее Крас- I ноярска. Когда-то в городе * жили 8.000 человек. Теперь I осталось 1.500. Сверхдержа- ■ ва рухнула, а вместе с ней и I Пригорск». * ___________________ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz