Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ 30 июля 2002 г., Ns 146 (21774) ПОРТРЕТ КТО ЖДЕТ ИНВЕСТОРА... (Окончание. Начало на 1*й стр .) На «Цен тролите», например, не первый год рас­ считывают именно с помощью административных уси­ лий привлечь западные инвестиции для открытия сте­ кольного производства по современной технологии. Но пока там ждут, местный рынок, скорее всего, будет уже заполнен этим товаром из соседних областей или регионов. Так что надо действовать. И прежде всего, ориентируясь на опыт преуспев­ ших. Допустим, «Стинола», Лебедянского машиностро­ ительного завода, «Свободного сокола», Елецкого за­ вода тракторных гидроагрегатов, компании «Стаг- док»... Сильное впечатление на участников форума про­ извело, кстати, выступление коммерческого директо­ ра ОАО «Лебедянский инструментальный завод» Ва­ лерия Ярошевича. Он убедительно объяснил, как мож­ но развивать новые и перспективные направления в бизнесе с помощью инвестора. Причем инвестора не иностранного, а своего, отечественного. Еще один «плюс» таких совещаний: шанс устано­ вить деловые отношения с нужными партнерами. Хотя бы с банковскими структурами. Так, генеральный ди­ ректор «Липецккомбанка» Антонина Копаева предла­ гала сотрудничество в реализации лизинговых опе­ раций, а главный региональный менеджер «Гута-бан­ ка» Александр Леликов говорил о решении финансо­ вых проблем и выходе из кризиса с помощью облига­ ций займа и иных банковских технологий. На мой взгляд, однако, плодотворный контакт тут возможен лишь на базе обоснованной, способной дать эконо­ мический эффект бизнес-политики предприятия. Виктор МАНАЕНКОВ. БРАТТЫМНЕИЛИНЕБРАТ? 'T ' Что-то не п оделили м еж ду собой д в а родных б р ата в и зм алк овск ом с е л е Быково. Около часа ночи, судя по всем у, мужчины по­ взд о р и л и . Схватив нож, старш ий и з них, р а ­ нее судимый 39-летний Сергей, ударил в грудь м ладш его. Удар о к аза л с я на р ед к о сть при­ цельным и приш елся прям о в с е р д ц е . От по­ лученного ранения б р ат С ергея скончался на м е ст е. Д о стал о сь и ж ен е хозяи н а д о м а : р а з ­ буш евавш ийся глава с е м е й с т в а полоснул и е е ножом , но, к счастью , р ан ен и е о к аза л о с ь не см ертельным . Женщина госпи тали зирова­ на. Начато р ас сл е д о в а н и е. ЗАСТРЕЛИЛСЯИЗ ОХОТНИЧЬЕГО РУЖЬЯ + Р астет список ж ертв летних суицидов. Один из последних случ аев зар еги стр и р о в ан в Грязях. З д е с ь в св о ем д о м е покончил жизнь сам оубий ством 3 1 -летний мужчина. Что то л ­ кнуло его на такой шаг, н еи звестн о . Около 7 часов утра он зар яди л охотничье ружье «Сай­ га» и вы стрелил в с е б я . Никаких п р ед см ер т­ ных зап и со к не н айд ено. По некоторым д а н ­ ным, погибший зан им ался предприним атель­ ской д еятельн остью . П рокуратура проводит проверку. ПОХИЩЕННЫЙОРДЕНСЫЩИКИ НАШЛИ ^ На станции Х воростянка Д обринского района кто-то обокрал д ом м естного п ен сио­ н ер а. Пока хозяин жилищ а о тсутствовал, к нему, разб и в окно, кто-то за б р а л с я . П равда, поживиться у 7 8 -летн его в е тер а н а, видим о, бы ло н ечем , и все ц ен н ое, что см о г найти злоумыш ленник, так это военны е награды : орден Великой Отечественной войны и нагруд­ ный зн ак «Гвардеец». К чести м естных сыщ и­ ков, они бы стро вычислили воришку. Вм есте с краденым он был за д е рж ан . ХЛЕБНОЕ. УЛИЦА. ДВА«СТВОЛА» “Y" Н еслабой находкой могли похвастать­ ся на днях сотрудники уголовного р озы ска хлевенского РОВД. В ходе оп ерати вно-розы с­ кных мероприятий районны е сыщики обнару­ жили р ев о л ьв ер си стемы «наган» с 7 п атр о ­ нами и газовый пистолет, п еределан ны й под боевой и такж е снаряж енный почти полной обойм ой . Надо зам ети ть, случай не и з р я д о ­ вых: подобны е находки в сел ьско й глубинке случаю тся нечасто. К акие-либо подробности о происхождении оружия и их прежних х о зя е­ вах не и звестны . По некоторой инф орм ации , об а «ствола» оперативники обнаружили веч е­ ром в кустах на одной и з улиц рай ц ен тр а. ДОМУШНИКАМНРАВИТСЯУЛИЦА СМУРГИСА + Крупная квартирная краж а со в ерш ен а на днях в Липецке на улице Смургиса. Ночью в квартиру одного и з зд еш н и х д ом о в ч е р ез окно за л е зл и воры и похитили 100 тысяч руб­ л ей . Кром е того, полуночные граби тели з а ­ б рали с соб ой т е л ев и зо р , в и д ео п л ей ер и м агнитофон. Кстати, в этом м икрорайоне н а­ лету домушников подвергли сь ещ е три квар­ тиры. НАГРЯЗИНСК0МРЫНКЕ- НЕЗЕВАЙ + Ж ертвой гряЗинских воров-карм анни - ков стал на минувш ей н е д е л е сотрудник о т­ д е л а вн евед ом ств ен н о й охраны одного из РОВД Т амбовской области, в полдень на про­ дово л ьствен н ом рынке гор о д а у з а з е в а в ш е ­ гося стр аж а поряд ка н еи зв естны е ловкачи умыкнули из сумки барсетку. Потеря д л я там - ёовчанин а о к аза л а сь ощ утимой. Кроме 5 ты ­ сяч рублей позабы вш ий о бди тельн ости м и ­ лиционер лишился личных и служебных доку­ м ен тов. О п рои зош едш ем тут ж е сообщ или на м е ст о раб оты п о ст р ад авш е го . В ед ется поиск исчезнувш ей барсетки. ПРОСПАЛИ... ТОННУСГУЩЕНКИ ^ Не п о в езл о двум ж и телям К раснод ар- ского края, перевозившим через нашу область тран зи том партию продовольственны х то в а ­ ров. О становивш ись в Ельце, кубанцы не п о­ заб о ти л и сь должным о б р азом о сохранности св о его груза и поплатили сь з а это . Под п о­ кровом темноты неизвестные злоумышленники сбили н авесной зам о к на д в ер я х их р е ф р и ­ ж ератора и похитили оттуда 23 бочки сгущ ен­ ного м олок а. Общий в е с пропажи состави л б о л е е тонны. ВНУЧОКУБАБУЛИКОМПЬЮТЕР УКРАЛ ^ Не по-родственному обош елся со своей бабуш кой 16-летний житель Л ипецка. Он по­ д о б р ал ключи к е е к вартире и умыкнул отту­ д а компью тер. Р асц ени в это как кражу, п ен ­ си он ерка о б р ати л ась в милицию с за я в л е н и ­ ем привлечь собственного внука к ответствен­ ности. Чем в с е закончи тся, ск а зать трудно, но страж и порядка, как и полож ено, в зя ли сь з а вы ясн ени е о бстоятельств случивш егося. ОРУДИЕВОЗМЕЗДИЯ - ТРЕХЛИТРОВЫЙБАЛЛОН ' t ' В одном и з се л Д анковского район а п о ссори ли сь д в е м естны е жительницы . При­ чина ссо ры н еи зв естн а. З а то и звестн о, чем закончилось вы яснение отнош ений. Ф ин аль­ ным аккордом дам ского разгов ора по душ ам с т а л а тр ехли тровая стеклянн ая бан ка, кото­ рой о дн а ж енщ ина у д ар и л а по голове д р у ­ гую. Хулиганская выходка д а л а основания по­ стр ад авш ей обрати ться в милицию . П рово­ ди тся р ассл е д о в а н и е. С луж ба н о в о с т е й « Л и п е ц к о й газет ы ». У н аш и х юных ко л л ег-п р ак ти - кан тов из В оронеж ского у н и в е р ­ ситета п р о д о лж а е тс я ж а р к о е — в п р ям ом и п ер ен о сн ом смысле сло ­ в а — с таж ер ск о е л ето . С ж у р н а ­ листкой Ольгой Востриковой чи ­ т а т е л и «ЛГ» у ж е з н а к о м ы — е е о ч ер к о вы й м а т е р и а л «М узыка н а с к в о зн я к е » м н о ги е п р о ч и т а л и с Е вгения ЗИМИНА. у в л е ч е н и е м . С е го д н я э с т а ф е т у подруги , а з а о д н о и р у б р и к у «Портрет н а ф о н е в р е ­ м ени» п е р ех в а ты в а е т Евгения З им и н а . В 2000 году Ж еня о кон ч и л а о д н у из ш к ол г о р о д а Л и п ец к а. Не сом н еваем ся, что е е д ебю т в «ЛГ» т а кж е п ривлеч ет вним ани е читателей . — Ой, да ну ее, эту «Ан­ тенну». А еще? — Возьмите «Добрый ве­ чер!». — Спасибо! — Пожалуйста! — Анто­ нина Васильевна улыбается, потом заходит в кладовку. Оттуда говорит, что цены на печать не низкие, а зарабо­ ток у людей — не высокий. Потому часто берут прессу в соответствии не со своими интересами, а с кошельком. — Вот и предлагаю, — обще часто, если не сказать постоянно, советует, что по­ читать. Впрочем, как почти все газетные киоскеры. Но де­ лает она это не по принципу «почитайте то, что я читаю». Сначала она вежливо поин­ тересуется, местные ли, цен­ тральные ли газеты человек хочет приобрести. А потом выложит перед клиентом не­ сколько изданий — выбирай­ те. Можно даже пролистать (да-да!). И все это ненавязчи­ во. В случае, если вы ничего ца, сунув газету под мышку, уходит. — Для себя никогда ничего не возьмет. А вот мой муж не читает газет вовсе. Я? Я — не все. Да и те, которые читаю... Раньше как? — у Антонины Васильевны мяг­ кий, добрый «бабушкин» го­ лос. — Можно было одну прочитать, остальные и не разворачивать . Сегодня сколько газет ни прочитаешь, одно и то же везде по-разно­ му толкуется. Писать журна­ листы, конечно, свободнее В газетном киоск е .оч ен ь д уш н о . Не 'с п а с а е т д а ж е приоткры тая д в е р ц а , а к о н д иц и он е р , к а к вы п оним а ете, в таких м естах — ф ан тас ти к а, к а к » и сыр «Хохланд» из н а в я зч и в о й т е л е р е к л ам ы . Антонина В асильевна до стает с полки длиннющ ий градусник в к о р о б о ч к е : 38 по Ц ельсию ... Чем не тропики? — Это еще ничего! — бод­ ро говорит она. — Вчера уже утром 42 градуса было. Я удивляюсь ее оптимиз­ му. Сидит человек в прожа­ ренном металлическом киос­ ке, за стеклом — суета жут­ кая, на все лады «охают», «бухают», «грохают* маши­ ны, трамваи, автобусы, а ей — р адостно и интересно жить. Вот только бы жара спала. В маленькое окошко за­ глядывает застенчиво улыба­ ющаяся женщина: — Здрасьте! «Золушку* можно посмотреть? Есть там что, нет? — Можно-можно! — под­ хватывается Антонина Васи­ льевна и снимает с витрины журнал. — Ой, да выпуск не очень-то хороший. Вам ведь за этот месяц? — Да-да. — Пожалуйста! Женщина пролистывает журнал, говорит спасибо и ... уходит. — А я знала, что не ку­ пит, — поворачивается ко мне Антонина Васильевна. — Она вообще покупает только «полную* «Бурду» (поясне­ ние автора: «Бурду* для пол­ ных) да ежемесячную газету о здоровье. Если человек го­ ворит: «Дайте посмотреть», — обычно он только смотрит. Покупает тот, который спра- 4 шивает: «Газета такая-то све­ жий номер?» Наблюдение — точное. Проверенное временем. Ан­ тонина Васильевна Губина работает в газетном киоске возле магазина «Меркурий* с 1998 года. Устроилась сюда спустя два года после того, как вышла на пенсию. Но и до этого Антонина Васильев­ на с 1964 года работала в «Роспечати» (тогда еще «Со­ юзпечати»), — Угадать, что приобре­ тет подошедший покупатель? Нет, это сложно. Можно, ко­ нечно, предположить, на ка­ кую сумму будет покупка — по внешнему виду и по воз­ расту. Но что купит — не все­ гда. Бывает, подходит элеган­ тно одетый, аккуратный муж­ чина, здоровается и вежли­ во спрашивает... жуткий , страшный криминал. Или подбегает сорванец лет деся­ ти и просит один из тех жур­ налов, что я своей спиной загораживаю , — углядел- таки! А я ему: «Мальчик, тебе еще рано такое читать. Купи вон «Золотой ключик». А он мне (тут Антонина Ва­ сильевна меняет голос, под­ страивая его под детский): «А я для мамы!» За спиной киоскера, дей­ ствительно, висит газета с... как бы сказать помягче?.. С Л И ДОБРЫЕ ГЛАЗА Р а б о т а в м у з е е о со б ен н а я . О н а з а б и р а е т у тебя много сил, но з а то в о зн а г р аж д а е т радостью откры тий, встреч с лю дьм и п одч ас н еобы кнов енным и . Д а в н о со б и р а л а с ь оставлять о таких зн аком ств ах хотя бы д н е вн и к о вы е запи си , д а руки не д о х о д и л и . Но в этот р а з н е м о гл а уд ерж аться. И З Д Н Е В Н И К А Д И Р Е К Т О Р А М У ЗЕ Я В н есп равед ли вом , б е ссо в естн ом м и р е? После школы она добилась своего: поступила в Армянский государственный педагогический институт имени Хачатура Абовя- на на факультет изобразительно­ го искусства. Потом преподавала в школе, занималась живописью, Р аство р и л ась в жизни лживой, Уничтожилась. Может, я д аж е не р ож д ал ась? Ночами ей снился один и тот же сон, странный, мистический. Будто приходит к ней художник, будто из эпохи Возрождения. Он Однажды мне позвонила незнакомка и высоким голосом, с ярким кавказским акцентом, торопливо и сбивчиво от вол­ нения выпалила нечто, чему я, признаюсь, не могла поверить. Ей, видите ли, удалось каким- то способом прочесть текст Леонардо да Винчи, сопровож­ дающий один из рисунков в альбоме репродукций,—текст, написанный таинственными письменами. Что это? Розыг­ рыш? Плод разыгравшейся фантазии? Но было что-то в моей собеседнице на другом конце провода, что не позволи­ ло просто так от нее отмахнуть­ ся. Она просила помощи, по­ скольку не знала, что ей делать со своим открытием, просила о встрече. Я сдалась. И вот она в Доме Мастера. Имя — Армине Хачатрян. Не­ большого роста, скромно и со вкусом одетая! с красивыми черными глазами, простая, от­ крытая, естественная. Рядом с ней — темноголовый мальчик лет десяти, утомленный жарой. Он изнывает от нетерпения, от­ влекая мать от разговора, а она строго, быстрыми гортанными фразами урезонивает его. Армине говорила темпера­ ментно, порой самоиронично. Проявила осведомленность в истории искусства. Очень точ­ но и выразительно отозвалась о творчестве моего любимого художника Виктора Семенови­ ча Сорокина, чьи картины ви­ дела впервые. Постепенно я по­ няла: она человек нелегкой судьбы, несомненно, творчес­ кого склада, неугомонный, не ЗАГАДКАЛЕОНАРДО сдающийся, умеющий ценить ду­ ховность в себе и других. Что касается открытия... Ко­ нечно, легче всего сказать: «Это­ го не может быть!». Но вдруг?.. История знает немало примеров, когда к открытиям приходили вроде бы случайно. Только экспер­ тиза ученых могла бы опроверг­ нуть или подтвердить догадку Армине. Не собираюсь решать за них. Не хочу поражать доверчиво­ го читателя сенсацией тысячеле­ тия. Но мне приятно представить интересного, неординарного че­ ловека. Вот что поведала о себе Армине Хачатрян. Родилась в Араратской доли­ не, в селе Далар Арташатского района Армянской ССР. С ранне­ го детства тянулась к искусству, особенно влекла скульптура. «Бу­ дешь Мухиной», — поддразнива­ ли ее в художественной школе. Но в ее семье, в среде, где царил культ денег, никому не нравилась ее мечта стать художницей. Девоч­ ке, где упрямством, где хитростью, приходилось отстаивать право на учебу в художественной школе. Тогда и зародилась потребность изливать душу в стихах, доверяя бумаге самое сокровенное: Живу на с в о б о д е, Но за к о в а н а в цепи. Когда освобож усь от них :4 -■ : ■ прикладным искусством, участво­ вала в выставках и готовилась стать студенткой Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина. Но так случилось, что она вышла замуж. И надо же: в новой семье ее мечта опять не нашла поддержки. Дети, заботы, казалось, навсегда отодвинули то, кчему стремилась так упорно. На ее глазах рушилось государство, люди переживали голод и холод, страдали о судьбе родины. Во что превратили мою страну, Любимую Армению мою! От собственной зем л и оторвали , Наш собственны й д ом обокрали . Н еобитаемо стало теп ерь. Тогда-то, от боли и обиды, Армине оставила родные края, переехала в Липецк. Здесь все пришлось начинать с нуля, вить новое гнездо. Но ее мучили внут­ ренние противоречия: Что н ад ел а л а я: Смирилась с судьбою , О ставила живопись и мечты . В кого я п р ев р ати л ась? Вм есто м р ам о р а — Пыль от глины. Не творю — невидим ой ст ал а. убеждает ее снова взяться за ки­ сти, грозит бедой, если она не по­ слушается. Сон не давал покоя, и, подчинившись ему, Армине при­ обретает этюдник, чтобы занять­ ся живописью. А для поддержки духа покупает книгу о Леонардо да Винчи. Дома, с наслаждением рас­ сматривая альбом, она вспомина­ ет поучение Леонардо, адресован­ ное художникам: «Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя кар­ тина вся в целом предмету, сри­ сованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри. Прежде все­ го, бери зеркало себе в учителя, и именно плоское зеркало». Ей это так близко! В родительском доме был трельяж, и девочка любила рассматривать отражения в нем вещей и картинок. «Чтобы понять великих мастеров, нужно изучать их секреты, стараться следовать их советам», —думала Армине. И, увидев аннотированный рисунок «Сердце», поднесла к нему зер­ кальце. Она долго, очень долго всмат­ ривалась в зеркальное отражение рукописи через лупу... И с удив­ лением начала понимать сначала отдельные слова, потом фразы. Постепенно ей становилась яс­ ным содержание всего текста. Смысл его таков: П и ли ,н ач али говорить 5-го года июня 8-го числа, как победил ох (стоны) си л ьн ее стал. Вы зн а е т е каждый ох (стон), нервничаю, жмет, щ емит внутри. Дойду, горестно заплачу. Зам олчу, см ерть мне. В другом углу того же ри­ сунка художник записал, поче­ му у него начался сердечный приступ. Кратко это можно из­ ложить так: Леонардо слышит весть о сестре отца, и это из­ вестие очень огорчает его; он описывает, как, где и что про­ исходило. —Неужели никто до меня не прочитал этого? —недоумева­ ла Армине.—Аможет, я не пер­ вая? Или людям просто не по­ падались книги с хорошими репродукциями текстов? Про­ верить бы себя, познакомив­ шись с другими рукописями. Но они мне недоступны. В библио­ теке—не нашла. Конечно, труд­ но поверить в случившееся. Но чтобы не верить, тоже нужно удостовериться. Думаю, что каждый человек должен отве­ чать за сказанное слово. Аесли не уверен, лучше промолчать, — говорит Армине Хачатрян. Сколько еще неразгадан­ ных тайн! На каком языке писал под рисунками Леонардо? По­ чему он зашифровал свою ру­ копись? Вопросы, вопросы... Может быть, найти ответы поможет подсказка Армине? Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед, д и р е к т о р ! М узея-м астерской народ- L ного художника России В.С. Сорокина. г. Липецк. стали. Но нужно тонко, тон­ ко писать, осторожно, нужно бояться обидеть человека, обидеть близких. В крими­ нальных сводках, к примеру. Все это очень больно... — «Утренний Липецк» свежий?! — в окошко загля­ дывает старичок. Он говорит, пытается перекричать иду­ щий мимо трамвай. — Нет, с той недели. Но­ вый через два дня придет. — Как «с той недели»? Не может быть! Да у вас уже новый! — все еще кричит де­ душка, хотя трамвай давно ушел. А н тонин а В асильевна добродушно показывает вы­ ходные данные — она права. — A -а. Тогда оставьте мне экземплярчик свежего... — Конечно, конечно. Он мог бы и не говорить это. Антонина Васильевна помнит всех своих постоян­ ных покупателей. И помнит все, что каждый из них по­ купает. Постоянным клиен­ там оставляет газеты и жур­ налы и без напоминаний: они даже и не подозревают, что под прилавком в отдельной стопочке лежат газеты, при­ готовленные специально для них. — Какие сейчас покупа­ тели? Да нет, не грубые, не озлобленные, — смягчает мой вопрос Антонина Васи­ льевна, — просто привыкли хныкать и плакаться. Ведь по сути, неплохо живем ... Итого 34 рубля 50 коп, по­ жалуйста... Ну, неплохо жи ­ вем мы. Мы... — слова киос­ кера «забивает» трамвайный стук колес. Я хочу переспро­ сить, но в киоск заходит ин­ кассатор. Наспех прощаясь, я вынуждена уйти. ...Через несколько минут — я на автобусной останов­ ке. И — какой контраст! — Ты заходишь, нет? — кричит мне бойкая бабулька с огромными сумками через плечо. — Растопырилась! — ко­ сится на меня дед. Я пячусь назад, люди толкают меня вперед — «за­ ходи!». Но мне не этот трол­ лейбус нужен! Я даже номер не рассмотрела. Пока пробираюсь через толпу, вырывая свою сумку, слышу только недовольные вздохи и ойканья, вижу не­ довольные лица. — Смотреть надо! — кри­ чит заходящ ая последней женщина крупных размеров. — А ну, проходим в се­ редку, проходим! «Спасибо, — мысленно отвечаю я им всем сразу, — я вас всех тоже очень люб­ лю!» Евгения ЗИМИНА, студентка третьего курса факультета журналистики ВГУ. ЗАСТЕКЛОМКИОСКА,.. сильно неодетой девушкой. Или очень слабо, скудно оде­ той. Кстати, на витринах — издания с подобными облож­ ками лежат друг на дружке так, что видны только лого­ типы. Но Антонине Василь­ евне и их надо реализовы­ вать: зарплата-то начисляет­ ся от продаж. Единственное, что она может сделать и де­ лает: детям «клубничку* не показывает. Взрослые-то, яс­ ное дело, чего только не ви­ дели. А этим бы «Веселые картинки», а не откровенные «ню» и не менее откровенные позы. — Сама-то я их никогда не читаю. Даже не открываю! Честно говоря, удивительно: другие киоскеры признава­ лись мне, что берут такие га­ зеты даже домой почитать, на работе, мол, как-то неудоб­ но. Я же ничего не посове­ тую покупающим их! Ну что я порекомендую прочитать из газеты, например, «Спид- инфо»? — риторически зак­ лючает Антонина Васильев­ на. — У вас газетка с про­ граммкой на эту недельку есть? — в окошке появляет­ ся соломенная шляпка. — «А нтенна»... П ож а­ луйста, — продавец подает выпуск. Просовывается рука, приподнимает номер и отбра­ сывает: говорит Антонина Васильев­ на, выходя из кладовки с пачкой газет, — пенсионерам «Молодежный вестник», са­ мую дешевую газету с про­ граммой, рубль тридцать пять. Берут. Вообще же в среднем га­ зеты покупают рублей на 10- 15. Бывает, конечно, и на 150, но это редко. Опять же молодежь выручает, дорогие глянцевые журналы — ее страсть. Обычно поступает таковых в киоск пять штук. К слову, это много: в киос­ ках на, так сказать, мало­ людных остановках киоскеры получают всего по одному эк­ земпляру. Да и на него не все­ гда удается найти покупате­ ля. Моя собеседница расска­ зывает забавный случай, ког­ да папа с семилетним сы­ нишкой выбирали маме в подарок журнал. — Давай «Бурду», — го­ ворит один. — Все женщины «Бурду» любят. — Нет, — отвечает вто­ рой, — не подойдет. — Но у нее же и машин­ ка есть! — А шить она не умеет. Ты только ей не говори. Конечно, Антонина Васи­ льевна помогла им решить проблему. Потом даже бла­ годарить приходили. Антонина Васильевна во­ не выберете, — не нагрубит. А если выберете из этой кипы одну, то она вам продаст ее как самому дорогому поку­ пателю . Именно поэтому одна моя знакомая специ­ ально заезжает в этот киоск купить чтиво, хотя живет она аж в трех остановках от него. И уж , конечно, на ее оста­ новке тоже есть киоск «Рос­ печати».’ — Мне не нравится и не хочется, — объясняет она — покупать прессу у тетенек, которые целый день очков не снимают и даже не глядят на клиента. А газету и сдачу подают с таким, знаете, ви­ дом: мол, извиняйся, дерз­ кая, что оторвала от чтения. — Что я думаю, когда мне грубят в магазинах? — Антонина Васильевна, обма­ хиваясь платочком, задумы­ вается. Но тут же быстрень­ ко вскакивает, чтобы обслу­ жить покупателя: — Четыре рубля, пожа­ луйста. А потом мне: — Я думаю, как много людей хороших сидят без работы. — «Спортивную газету», — шепчет усталый голос женщины, у которой по две авоськи в каждой руке. — Для мужа, — поясня­ ет шепотом Антонина Васи­ льевна, когда покупательни- £ 1 П О А З А Н А В Е С С Е З О Н А ■Р Е Й Т Ц # 1 1 В И | 1 *Я ГЕАТР СМЕЕТСЯ ВМЕСТЕ С МОЛЬЕРОМ, ПОТОМУ ЧТО ВЕРЕН СЕВЕ С егодн я п р ед в ари тел ьны м , п р ед п р ем ь ер ны м п о к а зом м о л ь ер о в ск о й к ом едии «Ж орж Д ан д ен , или О д у р ач енны й муж» Л ипецкий а к ад ем и ч е ск и й театр д р ам ы им ени Л.Н . Толстого з а в е рш а е т свой 81-й сезон . Он был щ е д р н а «круглы е» д аты . Начался с п р а зд н о в ан и я 80-летия к о л л ек ти в а . З а т ем в ф е в р а л е исполнилось четверть в е к а со дня п р и х о д а в т еа тр его л и д е р а н а р о д н о го арти ста России В л ад им и р а П а х ом о в а . А совсем н е д а в н о о тм еч ал о с ь 60 -лети е худож ественн о го р у ков оди тел я. П о зд р а в л ен и я приним али и з а с л уж ен ны е артисты России З и н а и д а Р ум ян ц ев а и Н иколай Чебы кин . К ром е того, н аш а труппа в д в а дц а ты й р а з выступила н а ставш ем теп ер ь м еж д у н а р о дны м ч ехов ском ф ес ти в ал е в М елихове, которы й и родил ся , в зн ачительной м е р е б л а г о д а р я лип ч ан ам . Перечисляя сезонные вехи, нельзя не упомянуть, что театр, удачно вписавший­ ся не только в отечественный (две высо­ кие награды на конкурсе «Окно в Рос­ сию»), но и международный европейский контекст, продолжает привлекать внима­ ние за рубежом. Доказательство этому — приезды к нам испанского архитектора Маноло Нуньеса и директора Марсельс­ кого фестиваля искусств Ришара Марте­ на. Первый предложил, по принятым во многих странах мира принципам, превра­ тить театр и пространство вокруг него в масштабный культурно-досуговый центр. Второй, отсмотрев три спектакля, наме­ рен пригласить липчан на берега Среди­ земноморья. Далее — традиционные Липецкие те­ атральные встречи. На сей раз тема их была обозначена глобально: «А.П. Чехов и мировой театр». С нею, собственно, со­ относится и спектр выпущенных за сезон спектаклей. Премьер по Чехову на сей раз, прав­ да, не было. Впрочем, в репертуаре все еще справедливо считать новинками во­ девильные «Две свадьбы* и трагикоме­ дию Ю. Бычкова «Любить пересмешни­ ка», посвященную Чехову. Обе эти рабо­ ты, к слову, были показаны в Мелихово, а последняя и на сцене знаменитой сто­ личной «Школы современной пьесы». Что касается других постановок, то афиша обогатилась своеобразными ин­ сценировками русских сказок «Финист — Ясный Сокол», «По щучьему велению», а также «Алиса в стране чудес» — спек­ такль назывался «Шоу мартовского зай­ ца» и был адресован подросткам. Увиде­ ли липчане и яркие версии отечественной («Кабала святош» М. Булгакова) и миро­ вой классики («Привидения» Г. Ибсена, мольеровский «Жорж Данден»). Из со­ временных пьес были впервые показаны «Молодые люди» Р. Белецкого. Сказки режиссера Елены Олениной получились красочными, нарядными, во многом благодаря опытнейшим художни­ кам Ольге Твардовской и Владимиру Ма- кушенко, не посчитавшим «зазорным» с увлечением поработать над спектаклями для малышей. Привлекательность «Шоу мартовского зайца» определялась в це­ лом успешной сценической адаптацией трудноватого даже для чтения (во всяком случае, в серии «Литературные памятни­ ки») произведения Л. Кэрролла. К тому же здесь был найден остроумный ход «от противного»: Алиса жила, присутствова­ ла на сцене... лишь голосом, что словно раскрепостило, подстегнуло остальных персонажей, которые вольничали, ерни­ чали, общались с публикой. «Привидения* — для кого-то неожи­ данно, для кого-то закономерно — выя­ вили, оказывается, до наших дней сохра­ нившуюся энергетику драматургии Г. Ибсена. Мелодраматические и почти де­ тективные слагаемые пьесы соединились на сцене в выразительное, стильное зре­ лище. «Молодые люди» у Н. Чебыкина по­ лучились отнюдь не монументальной, а, я бы сказал, «моментальной» постанов­ кой, наподобие анекдотической истории. Молодым героям недостает женского об­ щества. Когда же, наконец, после теле­ фонного вызванивания, появляется де­ вушка, то легкомысленные игры ребят бы­ стренько заканчиваются... Спектакль мил, симпатичен, стремителен — тем и хорош. «Кабала святош» и «Жорж Данден*. Начавшись с пьесы о Мольере и завер­ шившись пьесой самого великого коме­ диографа, театр эффектно закольцевал свой 81-й сезон. Почему именно Мольер, зачем Мольер? Видимо, он созвучен В. Пахомову как истинный, до мозга кос­ тей человек театра. В «Кабале...» в зна­ чительной мере свита играет короля. Мир сцены, закулисья предстает не слишком складной и счастливой, но тем не менее — единой творчески-житейской семьей. Тут невольно напрашиваются, пусть и чуть окрашенные иронией, параллели с четвертьвековыми усилиями В. Пахомо­ ва по созданию цельного театрального организма. Конечно, спектакль по отно­ шению к действительности — игра, отда­ ющая провокативностью, пародийностью и травестированием, переиначиванием, когда все ставится с ног на голову. В «Жорже Дандене* игра вообще перево­ дится в водевильно-фарсовую плоскость. Ничего удивительного. Театр, отнюдь не собираясь расставаться со своим про­ шлым (а зачем?), продолжает смеяться. Ибо смех — всегда живительная, чудо­ действенная, регенерирующая сила, сви­ детельство неисчерпаемого прочного твор­ ческого запаса, который так пригодится в следующем сезоне. Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из «Шоу мартовс­ кого зайца». к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz