Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ 30 июля 2002 г., Ns 146 (21774) ПОРТРЕТ КТО ЖДЕТ ИНВЕСТОРА... (Окончание. Начало на 1*й стр .) На «Цен тролите», например, не первый год рас считывают именно с помощью административных уси лий привлечь западные инвестиции для открытия сте кольного производства по современной технологии. Но пока там ждут, местный рынок, скорее всего, будет уже заполнен этим товаром из соседних областей или регионов. Так что надо действовать. И прежде всего, ориентируясь на опыт преуспев ших. Допустим, «Стинола», Лебедянского машиностро ительного завода, «Свободного сокола», Елецкого за вода тракторных гидроагрегатов, компании «Стаг- док»... Сильное впечатление на участников форума про извело, кстати, выступление коммерческого директо ра ОАО «Лебедянский инструментальный завод» Ва лерия Ярошевича. Он убедительно объяснил, как мож но развивать новые и перспективные направления в бизнесе с помощью инвестора. Причем инвестора не иностранного, а своего, отечественного. Еще один «плюс» таких совещаний: шанс устано вить деловые отношения с нужными партнерами. Хотя бы с банковскими структурами. Так, генеральный ди ректор «Липецккомбанка» Антонина Копаева предла гала сотрудничество в реализации лизинговых опе раций, а главный региональный менеджер «Гута-бан ка» Александр Леликов говорил о решении финансо вых проблем и выходе из кризиса с помощью облига ций займа и иных банковских технологий. На мой взгляд, однако, плодотворный контакт тут возможен лишь на базе обоснованной, способной дать эконо мический эффект бизнес-политики предприятия. Виктор МАНАЕНКОВ. БРАТТЫМНЕИЛИНЕБРАТ? 'T ' Что-то не п оделили м еж ду собой д в а родных б р ата в и зм алк овск ом с е л е Быково. Около часа ночи, судя по всем у, мужчины по взд о р и л и . Схватив нож, старш ий и з них, р а нее судимый 39-летний Сергей, ударил в грудь м ладш его. Удар о к аза л с я на р ед к о сть при цельным и приш елся прям о в с е р д ц е . От по лученного ранения б р ат С ергея скончался на м е ст е. Д о стал о сь и ж ен е хозяи н а д о м а : р а з буш евавш ийся глава с е м е й с т в а полоснул и е е ножом , но, к счастью , р ан ен и е о к аза л о с ь не см ертельным . Женщина госпи тали зирова на. Начато р ас сл е д о в а н и е. ЗАСТРЕЛИЛСЯИЗ ОХОТНИЧЬЕГО РУЖЬЯ + Р астет список ж ертв летних суицидов. Один из последних случ аев зар еги стр и р о в ан в Грязях. З д е с ь в св о ем д о м е покончил жизнь сам оубий ством 3 1 -летний мужчина. Что то л кнуло его на такой шаг, н еи звестн о . Около 7 часов утра он зар яди л охотничье ружье «Сай га» и вы стрелил в с е б я . Никаких п р ед см ер т ных зап и со к не н айд ено. По некоторым д а н ным, погибший зан им ался предприним атель ской д еятельн остью . П рокуратура проводит проверку. ПОХИЩЕННЫЙОРДЕНСЫЩИКИ НАШЛИ ^ На станции Х воростянка Д обринского района кто-то обокрал д ом м естного п ен сио н ер а. Пока хозяин жилищ а о тсутствовал, к нему, разб и в окно, кто-то за б р а л с я . П равда, поживиться у 7 8 -летн его в е тер а н а, видим о, бы ло н ечем , и все ц ен н ое, что см о г найти злоумыш ленник, так это военны е награды : орден Великой Отечественной войны и нагруд ный зн ак «Гвардеец». К чести м естных сыщ и ков, они бы стро вычислили воришку. Вм есте с краденым он был за д е рж ан . ХЛЕБНОЕ. УЛИЦА. ДВА«СТВОЛА» “Y" Н еслабой находкой могли похвастать ся на днях сотрудники уголовного р озы ска хлевенского РОВД. В ходе оп ерати вно-розы с кных мероприятий районны е сыщики обнару жили р ев о л ьв ер си стемы «наган» с 7 п атр о нами и газовый пистолет, п еределан ны й под боевой и такж е снаряж енный почти полной обойм ой . Надо зам ети ть, случай не и з р я д о вых: подобны е находки в сел ьско й глубинке случаю тся нечасто. К акие-либо подробности о происхождении оружия и их прежних х о зя е вах не и звестны . По некоторой инф орм ации , об а «ствола» оперативники обнаружили веч е ром в кустах на одной и з улиц рай ц ен тр а. ДОМУШНИКАМНРАВИТСЯУЛИЦА СМУРГИСА + Крупная квартирная краж а со в ерш ен а на днях в Липецке на улице Смургиса. Ночью в квартиру одного и з зд еш н и х д ом о в ч е р ез окно за л е зл и воры и похитили 100 тысяч руб л ей . Кром е того, полуночные граби тели з а б рали с соб ой т е л ев и зо р , в и д ео п л ей ер и м агнитофон. Кстати, в этом м икрорайоне н а лету домушников подвергли сь ещ е три квар тиры. НАГРЯЗИНСК0МРЫНКЕ- НЕЗЕВАЙ + Ж ертвой гряЗинских воров-карм анни - ков стал на минувш ей н е д е л е сотрудник о т д е л а вн евед ом ств ен н о й охраны одного из РОВД Т амбовской области, в полдень на про дово л ьствен н ом рынке гор о д а у з а з е в а в ш е гося стр аж а поряд ка н еи зв естны е ловкачи умыкнули из сумки барсетку. Потеря д л я там - ёовчанин а о к аза л а сь ощ утимой. Кроме 5 ты сяч рублей позабы вш ий о бди тельн ости м и лиционер лишился личных и служебных доку м ен тов. О п рои зош едш ем тут ж е сообщ или на м е ст о раб оты п о ст р ад авш е го . В ед ется поиск исчезнувш ей барсетки. ПРОСПАЛИ... ТОННУСГУЩЕНКИ ^ Не п о в езл о двум ж и телям К раснод ар- ского края, перевозившим через нашу область тран зи том партию продовольственны х то в а ров. О становивш ись в Ельце, кубанцы не п о заб о ти л и сь должным о б р азом о сохранности св о его груза и поплатили сь з а это . Под п о кровом темноты неизвестные злоумышленники сбили н авесной зам о к на д в ер я х их р е ф р и ж ератора и похитили оттуда 23 бочки сгущ ен ного м олок а. Общий в е с пропажи состави л б о л е е тонны. ВНУЧОКУБАБУЛИКОМПЬЮТЕР УКРАЛ ^ Не по-родственному обош елся со своей бабуш кой 16-летний житель Л ипецка. Он по д о б р ал ключи к е е к вартире и умыкнул отту д а компью тер. Р асц ени в это как кражу, п ен си он ерка о б р ати л ась в милицию с за я в л е н и ем привлечь собственного внука к ответствен ности. Чем в с е закончи тся, ск а зать трудно, но страж и порядка, как и полож ено, в зя ли сь з а вы ясн ени е о бстоятельств случивш егося. ОРУДИЕВОЗМЕЗДИЯ - ТРЕХЛИТРОВЫЙБАЛЛОН ' t ' В одном и з се л Д анковского район а п о ссори ли сь д в е м естны е жительницы . При чина ссо ры н еи зв естн а. З а то и звестн о, чем закончилось вы яснение отнош ений. Ф ин аль ным аккордом дам ского разгов ора по душ ам с т а л а тр ехли тровая стеклянн ая бан ка, кото рой о дн а ж енщ ина у д ар и л а по голове д р у гую. Хулиганская выходка д а л а основания по стр ад авш ей обрати ться в милицию . П рово ди тся р ассл е д о в а н и е. С луж ба н о в о с т е й « Л и п е ц к о й газет ы ». У н аш и х юных ко л л ег-п р ак ти - кан тов из В оронеж ского у н и в е р ситета п р о д о лж а е тс я ж а р к о е — в п р ям ом и п ер ен о сн ом смысле сло в а — с таж ер ск о е л ето . С ж у р н а листкой Ольгой Востриковой чи т а т е л и «ЛГ» у ж е з н а к о м ы — е е о ч ер к о вы й м а т е р и а л «М узыка н а с к в о зн я к е » м н о ги е п р о ч и т а л и с Е вгения ЗИМИНА. у в л е ч е н и е м . С е го д н я э с т а ф е т у подруги , а з а о д н о и р у б р и к у «Портрет н а ф о н е в р е м ени» п е р ех в а ты в а е т Евгения З им и н а . В 2000 году Ж еня о кон ч и л а о д н у из ш к ол г о р о д а Л и п ец к а. Не сом н еваем ся, что е е д ебю т в «ЛГ» т а кж е п ривлеч ет вним ани е читателей . — Ой, да ну ее, эту «Ан тенну». А еще? — Возьмите «Добрый ве чер!». — Спасибо! — Пожалуйста! — Анто нина Васильевна улыбается, потом заходит в кладовку. Оттуда говорит, что цены на печать не низкие, а зарабо ток у людей — не высокий. Потому часто берут прессу в соответствии не со своими интересами, а с кошельком. — Вот и предлагаю, — обще часто, если не сказать постоянно, советует, что по читать. Впрочем, как почти все газетные киоскеры. Но де лает она это не по принципу «почитайте то, что я читаю». Сначала она вежливо поин тересуется, местные ли, цен тральные ли газеты человек хочет приобрести. А потом выложит перед клиентом не сколько изданий — выбирай те. Можно даже пролистать (да-да!). И все это ненавязчи во. В случае, если вы ничего ца, сунув газету под мышку, уходит. — Для себя никогда ничего не возьмет. А вот мой муж не читает газет вовсе. Я? Я — не все. Да и те, которые читаю... Раньше как? — у Антонины Васильевны мяг кий, добрый «бабушкин» го лос. — Можно было одну прочитать, остальные и не разворачивать . Сегодня сколько газет ни прочитаешь, одно и то же везде по-разно му толкуется. Писать журна листы, конечно, свободнее В газетном киоск е .оч ен ь д уш н о . Не 'с п а с а е т д а ж е приоткры тая д в е р ц а , а к о н д иц и он е р , к а к вы п оним а ете, в таких м естах — ф ан тас ти к а, к а к » и сыр «Хохланд» из н а в я зч и в о й т е л е р е к л ам ы . Антонина В асильевна до стает с полки длиннющ ий градусник в к о р о б о ч к е : 38 по Ц ельсию ... Чем не тропики? — Это еще ничего! — бод ро говорит она. — Вчера уже утром 42 градуса было. Я удивляюсь ее оптимиз му. Сидит человек в прожа ренном металлическом киос ке, за стеклом — суета жут кая, на все лады «охают», «бухают», «грохают* маши ны, трамваи, автобусы, а ей — р адостно и интересно жить. Вот только бы жара спала. В маленькое окошко за глядывает застенчиво улыба ющаяся женщина: — Здрасьте! «Золушку* можно посмотреть? Есть там что, нет? — Можно-можно! — под хватывается Антонина Васи льевна и снимает с витрины журнал. — Ой, да выпуск не очень-то хороший. Вам ведь за этот месяц? — Да-да. — Пожалуйста! Женщина пролистывает журнал, говорит спасибо и ... уходит. — А я знала, что не ку пит, — поворачивается ко мне Антонина Васильевна. — Она вообще покупает только «полную* «Бурду» (поясне ние автора: «Бурду* для пол ных) да ежемесячную газету о здоровье. Если человек го ворит: «Дайте посмотреть», — обычно он только смотрит. Покупает тот, который спра- 4 шивает: «Газета такая-то све жий номер?» Наблюдение — точное. Проверенное временем. Ан тонина Васильевна Губина работает в газетном киоске возле магазина «Меркурий* с 1998 года. Устроилась сюда спустя два года после того, как вышла на пенсию. Но и до этого Антонина Васильев на с 1964 года работала в «Роспечати» (тогда еще «Со юзпечати»), — Угадать, что приобре тет подошедший покупатель? Нет, это сложно. Можно, ко нечно, предположить, на ка кую сумму будет покупка — по внешнему виду и по воз расту. Но что купит — не все гда. Бывает, подходит элеган тно одетый, аккуратный муж чина, здоровается и вежли во спрашивает... жуткий , страшный криминал. Или подбегает сорванец лет деся ти и просит один из тех жур налов, что я своей спиной загораживаю , — углядел- таки! А я ему: «Мальчик, тебе еще рано такое читать. Купи вон «Золотой ключик». А он мне (тут Антонина Ва сильевна меняет голос, под страивая его под детский): «А я для мамы!» За спиной киоскера, дей ствительно, висит газета с... как бы сказать помягче?.. С Л И ДОБРЫЕ ГЛАЗА Р а б о т а в м у з е е о со б ен н а я . О н а з а б и р а е т у тебя много сил, но з а то в о зн а г р аж д а е т радостью откры тий, встреч с лю дьм и п одч ас н еобы кнов енным и . Д а в н о со б и р а л а с ь оставлять о таких зн аком ств ах хотя бы д н е вн и к о вы е запи си , д а руки не д о х о д и л и . Но в этот р а з н е м о гл а уд ерж аться. И З Д Н Е В Н И К А Д И Р Е К Т О Р А М У ЗЕ Я В н есп равед ли вом , б е ссо в естн ом м и р е? После школы она добилась своего: поступила в Армянский государственный педагогический институт имени Хачатура Абовя- на на факультет изобразительно го искусства. Потом преподавала в школе, занималась живописью, Р аство р и л ась в жизни лживой, Уничтожилась. Может, я д аж е не р ож д ал ась? Ночами ей снился один и тот же сон, странный, мистический. Будто приходит к ней художник, будто из эпохи Возрождения. Он Однажды мне позвонила незнакомка и высоким голосом, с ярким кавказским акцентом, торопливо и сбивчиво от вол нения выпалила нечто, чему я, признаюсь, не могла поверить. Ей, видите ли, удалось каким- то способом прочесть текст Леонардо да Винчи, сопровож дающий один из рисунков в альбоме репродукций,—текст, написанный таинственными письменами. Что это? Розыг рыш? Плод разыгравшейся фантазии? Но было что-то в моей собеседнице на другом конце провода, что не позволи ло просто так от нее отмахнуть ся. Она просила помощи, по скольку не знала, что ей делать со своим открытием, просила о встрече. Я сдалась. И вот она в Доме Мастера. Имя — Армине Хачатрян. Не большого роста, скромно и со вкусом одетая! с красивыми черными глазами, простая, от крытая, естественная. Рядом с ней — темноголовый мальчик лет десяти, утомленный жарой. Он изнывает от нетерпения, от влекая мать от разговора, а она строго, быстрыми гортанными фразами урезонивает его. Армине говорила темпера ментно, порой самоиронично. Проявила осведомленность в истории искусства. Очень точ но и выразительно отозвалась о творчестве моего любимого художника Виктора Семенови ча Сорокина, чьи картины ви дела впервые. Постепенно я по няла: она человек нелегкой судьбы, несомненно, творчес кого склада, неугомонный, не ЗАГАДКАЛЕОНАРДО сдающийся, умеющий ценить ду ховность в себе и других. Что касается открытия... Ко нечно, легче всего сказать: «Это го не может быть!». Но вдруг?.. История знает немало примеров, когда к открытиям приходили вроде бы случайно. Только экспер тиза ученых могла бы опроверг нуть или подтвердить догадку Армине. Не собираюсь решать за них. Не хочу поражать доверчиво го читателя сенсацией тысячеле тия. Но мне приятно представить интересного, неординарного че ловека. Вот что поведала о себе Армине Хачатрян. Родилась в Араратской доли не, в селе Далар Арташатского района Армянской ССР. С ранне го детства тянулась к искусству, особенно влекла скульптура. «Бу дешь Мухиной», — поддразнива ли ее в художественной школе. Но в ее семье, в среде, где царил культ денег, никому не нравилась ее мечта стать художницей. Девоч ке, где упрямством, где хитростью, приходилось отстаивать право на учебу в художественной школе. Тогда и зародилась потребность изливать душу в стихах, доверяя бумаге самое сокровенное: Живу на с в о б о д е, Но за к о в а н а в цепи. Когда освобож усь от них :4 -■ : ■ прикладным искусством, участво вала в выставках и готовилась стать студенткой Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина. Но так случилось, что она вышла замуж. И надо же: в новой семье ее мечта опять не нашла поддержки. Дети, заботы, казалось, навсегда отодвинули то, кчему стремилась так упорно. На ее глазах рушилось государство, люди переживали голод и холод, страдали о судьбе родины. Во что превратили мою страну, Любимую Армению мою! От собственной зем л и оторвали , Наш собственны й д ом обокрали . Н еобитаемо стало теп ерь. Тогда-то, от боли и обиды, Армине оставила родные края, переехала в Липецк. Здесь все пришлось начинать с нуля, вить новое гнездо. Но ее мучили внут ренние противоречия: Что н ад ел а л а я: Смирилась с судьбою , О ставила живопись и мечты . В кого я п р ев р ати л ась? Вм есто м р ам о р а — Пыль от глины. Не творю — невидим ой ст ал а. убеждает ее снова взяться за ки сти, грозит бедой, если она не по слушается. Сон не давал покоя, и, подчинившись ему, Армине при обретает этюдник, чтобы занять ся живописью. А для поддержки духа покупает книгу о Леонардо да Винчи. Дома, с наслаждением рас сматривая альбом, она вспомина ет поучение Леонардо, адресован ное художникам: «Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя кар тина вся в целом предмету, сри сованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри. Прежде все го, бери зеркало себе в учителя, и именно плоское зеркало». Ей это так близко! В родительском доме был трельяж, и девочка любила рассматривать отражения в нем вещей и картинок. «Чтобы понять великих мастеров, нужно изучать их секреты, стараться следовать их советам», —думала Армине. И, увидев аннотированный рисунок «Сердце», поднесла к нему зер кальце. Она долго, очень долго всмат ривалась в зеркальное отражение рукописи через лупу... И с удив лением начала понимать сначала отдельные слова, потом фразы. Постепенно ей становилась яс ным содержание всего текста. Смысл его таков: П и ли ,н ач али говорить 5-го года июня 8-го числа, как победил ох (стоны) си л ьн ее стал. Вы зн а е т е каждый ох (стон), нервничаю, жмет, щ емит внутри. Дойду, горестно заплачу. Зам олчу, см ерть мне. В другом углу того же ри сунка художник записал, поче му у него начался сердечный приступ. Кратко это можно из ложить так: Леонардо слышит весть о сестре отца, и это из вестие очень огорчает его; он описывает, как, где и что про исходило. —Неужели никто до меня не прочитал этого? —недоумева ла Армине.—Аможет, я не пер вая? Или людям просто не по падались книги с хорошими репродукциями текстов? Про верить бы себя, познакомив шись с другими рукописями. Но они мне недоступны. В библио теке—не нашла. Конечно, труд но поверить в случившееся. Но чтобы не верить, тоже нужно удостовериться. Думаю, что каждый человек должен отве чать за сказанное слово. Аесли не уверен, лучше промолчать, — говорит Армине Хачатрян. Сколько еще неразгадан ных тайн! На каком языке писал под рисунками Леонардо? По чему он зашифровал свою ру копись? Вопросы, вопросы... Может быть, найти ответы поможет подсказка Армине? Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед, д и р е к т о р ! М узея-м астерской народ- L ного художника России В.С. Сорокина. г. Липецк. стали. Но нужно тонко, тон ко писать, осторожно, нужно бояться обидеть человека, обидеть близких. В крими нальных сводках, к примеру. Все это очень больно... — «Утренний Липецк» свежий?! — в окошко загля дывает старичок. Он говорит, пытается перекричать иду щий мимо трамвай. — Нет, с той недели. Но вый через два дня придет. — Как «с той недели»? Не может быть! Да у вас уже новый! — все еще кричит де душка, хотя трамвай давно ушел. А н тонин а В асильевна добродушно показывает вы ходные данные — она права. — A -а. Тогда оставьте мне экземплярчик свежего... — Конечно, конечно. Он мог бы и не говорить это. Антонина Васильевна помнит всех своих постоян ных покупателей. И помнит все, что каждый из них по купает. Постоянным клиен там оставляет газеты и жур налы и без напоминаний: они даже и не подозревают, что под прилавком в отдельной стопочке лежат газеты, при готовленные специально для них. — Какие сейчас покупа тели? Да нет, не грубые, не озлобленные, — смягчает мой вопрос Антонина Васи льевна, — просто привыкли хныкать и плакаться. Ведь по сути, неплохо живем ... Итого 34 рубля 50 коп, по жалуйста... Ну, неплохо жи вем мы. Мы... — слова киос кера «забивает» трамвайный стук колес. Я хочу переспро сить, но в киоск заходит ин кассатор. Наспех прощаясь, я вынуждена уйти. ...Через несколько минут — я на автобусной останов ке. И — какой контраст! — Ты заходишь, нет? — кричит мне бойкая бабулька с огромными сумками через плечо. — Растопырилась! — ко сится на меня дед. Я пячусь назад, люди толкают меня вперед — «за ходи!». Но мне не этот трол лейбус нужен! Я даже номер не рассмотрела. Пока пробираюсь через толпу, вырывая свою сумку, слышу только недовольные вздохи и ойканья, вижу не довольные лица. — Смотреть надо! — кри чит заходящ ая последней женщина крупных размеров. — А ну, проходим в се редку, проходим! «Спасибо, — мысленно отвечаю я им всем сразу, — я вас всех тоже очень люб лю!» Евгения ЗИМИНА, студентка третьего курса факультета журналистики ВГУ. ЗАСТЕКЛОМКИОСКА,.. сильно неодетой девушкой. Или очень слабо, скудно оде той. Кстати, на витринах — издания с подобными облож ками лежат друг на дружке так, что видны только лого типы. Но Антонине Василь евне и их надо реализовы вать: зарплата-то начисляет ся от продаж. Единственное, что она может сделать и де лает: детям «клубничку* не показывает. Взрослые-то, яс ное дело, чего только не ви дели. А этим бы «Веселые картинки», а не откровенные «ню» и не менее откровенные позы. — Сама-то я их никогда не читаю. Даже не открываю! Честно говоря, удивительно: другие киоскеры признава лись мне, что берут такие га зеты даже домой почитать, на работе, мол, как-то неудоб но. Я же ничего не посове тую покупающим их! Ну что я порекомендую прочитать из газеты, например, «Спид- инфо»? — риторически зак лючает Антонина Васильев на. — У вас газетка с про граммкой на эту недельку есть? — в окошке появляет ся соломенная шляпка. — «А нтенна»... П ож а луйста, — продавец подает выпуск. Просовывается рука, приподнимает номер и отбра сывает: говорит Антонина Васильев на, выходя из кладовки с пачкой газет, — пенсионерам «Молодежный вестник», са мую дешевую газету с про граммой, рубль тридцать пять. Берут. Вообще же в среднем га зеты покупают рублей на 10- 15. Бывает, конечно, и на 150, но это редко. Опять же молодежь выручает, дорогие глянцевые журналы — ее страсть. Обычно поступает таковых в киоск пять штук. К слову, это много: в киос ках на, так сказать, мало людных остановках киоскеры получают всего по одному эк земпляру. Да и на него не все гда удается найти покупате ля. Моя собеседница расска зывает забавный случай, ког да папа с семилетним сы нишкой выбирали маме в подарок журнал. — Давай «Бурду», — го ворит один. — Все женщины «Бурду» любят. — Нет, — отвечает вто рой, — не подойдет. — Но у нее же и машин ка есть! — А шить она не умеет. Ты только ей не говори. Конечно, Антонина Васи льевна помогла им решить проблему. Потом даже бла годарить приходили. Антонина Васильевна во не выберете, — не нагрубит. А если выберете из этой кипы одну, то она вам продаст ее как самому дорогому поку пателю . Именно поэтому одна моя знакомая специ ально заезжает в этот киоск купить чтиво, хотя живет она аж в трех остановках от него. И уж , конечно, на ее оста новке тоже есть киоск «Рос печати».’ — Мне не нравится и не хочется, — объясняет она — покупать прессу у тетенек, которые целый день очков не снимают и даже не глядят на клиента. А газету и сдачу подают с таким, знаете, ви дом: мол, извиняйся, дерз кая, что оторвала от чтения. — Что я думаю, когда мне грубят в магазинах? — Антонина Васильевна, обма хиваясь платочком, задумы вается. Но тут же быстрень ко вскакивает, чтобы обслу жить покупателя: — Четыре рубля, пожа луйста. А потом мне: — Я думаю, как много людей хороших сидят без работы. — «Спортивную газету», — шепчет усталый голос женщины, у которой по две авоськи в каждой руке. — Для мужа, — поясня ет шепотом Антонина Васи льевна, когда покупательни- £ 1 П О А З А Н А В Е С С Е З О Н А ■Р Е Й Т Ц # 1 1 В И | 1 *Я ГЕАТР СМЕЕТСЯ ВМЕСТЕ С МОЛЬЕРОМ, ПОТОМУ ЧТО ВЕРЕН СЕВЕ С егодн я п р ед в ари тел ьны м , п р ед п р ем ь ер ны м п о к а зом м о л ь ер о в ск о й к ом едии «Ж орж Д ан д ен , или О д у р ач енны й муж» Л ипецкий а к ад ем и ч е ск и й театр д р ам ы им ени Л.Н . Толстого з а в е рш а е т свой 81-й сезон . Он был щ е д р н а «круглы е» д аты . Начался с п р а зд н о в ан и я 80-летия к о л л ек ти в а . З а т ем в ф е в р а л е исполнилось четверть в е к а со дня п р и х о д а в т еа тр его л и д е р а н а р о д н о го арти ста России В л ад им и р а П а х ом о в а . А совсем н е д а в н о о тм еч ал о с ь 60 -лети е худож ественн о го р у ков оди тел я. П о зд р а в л ен и я приним али и з а с л уж ен ны е артисты России З и н а и д а Р ум ян ц ев а и Н иколай Чебы кин . К ром е того, н аш а труппа в д в а дц а ты й р а з выступила н а ставш ем теп ер ь м еж д у н а р о дны м ч ехов ском ф ес ти в ал е в М елихове, которы й и родил ся , в зн ачительной м е р е б л а г о д а р я лип ч ан ам . Перечисляя сезонные вехи, нельзя не упомянуть, что театр, удачно вписавший ся не только в отечественный (две высо кие награды на конкурсе «Окно в Рос сию»), но и международный европейский контекст, продолжает привлекать внима ние за рубежом. Доказательство этому — приезды к нам испанского архитектора Маноло Нуньеса и директора Марсельс кого фестиваля искусств Ришара Марте на. Первый предложил, по принятым во многих странах мира принципам, превра тить театр и пространство вокруг него в масштабный культурно-досуговый центр. Второй, отсмотрев три спектакля, наме рен пригласить липчан на берега Среди земноморья. Далее — традиционные Липецкие те атральные встречи. На сей раз тема их была обозначена глобально: «А.П. Чехов и мировой театр». С нею, собственно, со относится и спектр выпущенных за сезон спектаклей. Премьер по Чехову на сей раз, прав да, не было. Впрочем, в репертуаре все еще справедливо считать новинками во девильные «Две свадьбы* и трагикоме дию Ю. Бычкова «Любить пересмешни ка», посвященную Чехову. Обе эти рабо ты, к слову, были показаны в Мелихово, а последняя и на сцене знаменитой сто личной «Школы современной пьесы». Что касается других постановок, то афиша обогатилась своеобразными ин сценировками русских сказок «Финист — Ясный Сокол», «По щучьему велению», а также «Алиса в стране чудес» — спек такль назывался «Шоу мартовского зай ца» и был адресован подросткам. Увиде ли липчане и яркие версии отечественной («Кабала святош» М. Булгакова) и миро вой классики («Привидения» Г. Ибсена, мольеровский «Жорж Данден»). Из со временных пьес были впервые показаны «Молодые люди» Р. Белецкого. Сказки режиссера Елены Олениной получились красочными, нарядными, во многом благодаря опытнейшим художни кам Ольге Твардовской и Владимиру Ма- кушенко, не посчитавшим «зазорным» с увлечением поработать над спектаклями для малышей. Привлекательность «Шоу мартовского зайца» определялась в це лом успешной сценической адаптацией трудноватого даже для чтения (во всяком случае, в серии «Литературные памятни ки») произведения Л. Кэрролла. К тому же здесь был найден остроумный ход «от противного»: Алиса жила, присутствова ла на сцене... лишь голосом, что словно раскрепостило, подстегнуло остальных персонажей, которые вольничали, ерни чали, общались с публикой. «Привидения* — для кого-то неожи данно, для кого-то закономерно — выя вили, оказывается, до наших дней сохра нившуюся энергетику драматургии Г. Ибсена. Мелодраматические и почти де тективные слагаемые пьесы соединились на сцене в выразительное, стильное зре лище. «Молодые люди» у Н. Чебыкина по лучились отнюдь не монументальной, а, я бы сказал, «моментальной» постанов кой, наподобие анекдотической истории. Молодым героям недостает женского об щества. Когда же, наконец, после теле фонного вызванивания, появляется де вушка, то легкомысленные игры ребят бы стренько заканчиваются... Спектакль мил, симпатичен, стремителен — тем и хорош. «Кабала святош» и «Жорж Данден*. Начавшись с пьесы о Мольере и завер шившись пьесой самого великого коме диографа, театр эффектно закольцевал свой 81-й сезон. Почему именно Мольер, зачем Мольер? Видимо, он созвучен В. Пахомову как истинный, до мозга кос тей человек театра. В «Кабале...» в зна чительной мере свита играет короля. Мир сцены, закулисья предстает не слишком складной и счастливой, но тем не менее — единой творчески-житейской семьей. Тут невольно напрашиваются, пусть и чуть окрашенные иронией, параллели с четвертьвековыми усилиями В. Пахомо ва по созданию цельного театрального организма. Конечно, спектакль по отно шению к действительности — игра, отда ющая провокативностью, пародийностью и травестированием, переиначиванием, когда все ставится с ног на голову. В «Жорже Дандене* игра вообще перево дится в водевильно-фарсовую плоскость. Ничего удивительного. Театр, отнюдь не собираясь расставаться со своим про шлым (а зачем?), продолжает смеяться. Ибо смех — всегда живительная, чудо действенная, регенерирующая сила, сви детельство неисчерпаемого прочного твор ческого запаса, который так пригодится в следующем сезоне. Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из «Шоу мартовс кого зайца». к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz