Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
« Л Г » 26 я н в а р я 2 0 0 2 г . , № 1 7 ( 2 1 6 4 5 ) И ПРАВЫЕ, И ЛЕВЫЕ.,, (Окончание. Начало на 5-й стр.) 22. Липецкое региональное отделение общероссийского полити ческого движения «Вподдержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (16.06.99 г.) 23. Липецкое региональное отделение общероссийского полити ческого общственного движения «За равноправие и справедливость» (28.06.99 г.) 24. Городская организация Липецкого регионального отделения об щероссийской политической общественной организации «Отечество» (28.07.99 г.) 25. Липецкое региональное отделение общероссийского обществен но-политического движения «Консервативное движение «Новая сила» (01.09.99 г.) 26. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации (политическая партия) «Российская партия социальной демократии» (25.05.99 г.) 27. Липецкое областное отделение общероссийского политического общественного движения «Инженерный прогресс России» (07.09.99 г.) 28. Липецкое региональное отделение общероссийского политичес кого общественного движения «Возрождение и единство» (13. 09.99 г) 29. Липецкое региональное отделение всероссийского обществен но-политического движения «Духовное наследие» (08.10.99 г.) 30. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации (политическая партия) «Экологичес кая партия» России «Кедр» (зеленые) (13.10.99 г.) 31. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Российская консервативная партия предпринимателей» (28.10.99 г.) 32. Липецкое региональное отделение общероссийского полити ческого общественного движения «Россия молодая» (22.11.99 г.) 33. Липецкое региональное отделение общероссийской обществен ной политической организации «Партия пенсионеров» (10.12.99 г.) 34. Липецкое региональное отделение общероссийской обществен ной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (29.12.99 г.) 35. Липецкое областное общественно-политическое движение «Сла вянский союз» (24.03.2000 г.) 36. Липецкое региональное отделение общероссийского полити ческого общественного движения «Антикриминальное содружество «Ро дина» (10.04.2000 г.) 37. Липецкая региональная организация общероссийской полити ческой общественной организации «Российская партия будущего» (28.04.2000 г.) 38. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Объединение «Яблоко» (26.04.96 г. 17.12.99 г.) 39. Елецкая городская организация Липецкого регионального от деления общероссийской организации (политическая партия) «Рос сийский общенародный союз» (17.08.99 г.) 40. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Российская Объединенная Социал- Демократическая партия» (РОСДП) (07.07.2000 г.) 41. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Союз казачьих формирований» (21.08.2000 г.) 42. Липецкая областная политическая общественная организация «Рабочий контроль» (11.10.2000 г.) 43. Липецкая региональная организация общероссийской полити ческой общественной организаций —партия «Единство» (04.10.2000 г.) 44. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Союз правых сил» (24.10.2000 г.) w45. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Партия мира и единства»( 24.10.2000 г.) 46. Хлевенская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 47. Добровская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 48. Елецкая местная организация Липецкой региональной органи зации общероссийской политической общественной организации — партия «Единство» (26.01.2001 г.) 49. Краснинская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 50. Становлянская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа ции-партия «Единство» (26.01.2001 г.) 51. Данковская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 52. Чаплыгинская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 53. Грязинская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 54. Местная организация г. Липецка Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 55. Добринская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 56. Липецкая местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 57. Тербунская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 58. Воловская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 59. Местная организация г. Ельца Липецкой региональной органи зации общероссийской политической общественной организации — партия «Единство» (26.01.2001 г.) 60. Лебедянская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 61. Долгоруковская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа ции—партия «Единство» (26.01.2001 г.) 62. Усманская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 63. Задонская местная организация Липецкой региональной орга низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 64. Измалковская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 65. Лев-Толстовская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 66. Липецкое региональное отделение политической общественной организации «Российская партия защиты женщин» (21.03.2001 г.) 67. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации — Консервативная партия России (25.06.2001 г.) 68. Липецкое региональное отделение общероссийского Лево-Де мократического политического общественного движения «Россия» (29.06.2001 г.) 69. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес кой общественной организации «Партия «Миллиондрузей» (18.07.200 г.) 70. Липецкое региональное отделение общероссийского политичес кого общественного движения «Либеральная Россия» (27.11.2001 г.) 71. Липецкое региональное отделение политической партии «На родная партия РФ» (18.12.2001 г.) Отдел регистрации и правового контроля Управления Минюста России по Липецкой области ТЮРЬМА ПО -РУССКИ ... (Окончание. Начало на 5-й стр.) —назрела необходимость проведения комплекса мероприятий по повышениюэффективности трудового использования осужденных, интег рированиюпромышленного потенциала системы в экономику области; —вулучшении жилищных условий нуждаются 619 сотрудников УИН. Каксчитают разработчики программы, вслучае ее успешной реали зации удастся решить ряд назревших вопросов по приведению усло вий содержания заключенных всоответствие с требованиями междуна родных стандартов. Причем речь идет лишь о программе-минимум. Что планируется сделать преходе всего? Среди наиболее важныхпун ктов подготовленного документа следует выделить следующие; —реконструкция следственных изоляторов и тюрем, режимных и вспомогательных помещений; —улучшение условий для лиц, содержащихся в следственных изо ляторах и тюрьмах; —строительство жилья для сотрудников УИНобщей площадью 2,6 тыс. кв. метров; —создание дополнительных рабочих мест и привлечение ктруду 2260 осужденных; —ежегодный рост объемов промышленного производства не менее 1 процента каналогичному периоду прошлого года. А теперь о главном —финансовом обеспечении программы. Для проекта (он рассчитан на пять лет) потребуется чуть более 173 милли онов рублей. Из этой суммы около половиныУИНнадеется получить за счет местной казны. Учитывая трудности с формированием областного бюджета, можно только догадываться, насколько непросто будет изыс кивать необходимые средства. Не исключено, что под программу вооб ще не выделят ни копейки, и она останется на бумаге. Сейчас проект 18-страничного документа находится вобладминист рации. Хочется, чтобы при его рассмотрении учли одно обстоятельство. Недавние события в Новоульяновской колонии строгого режима, а чуть раньше в столичных «Бутырках», в очередной раз продемонстрировали, вкакомплачевном положении находятся российские тюрьмы. Слава Богу, влипецких уголовно-исправительных учреждениях до массовых побе гов пока дело не доходило, но где гарантии, что при нынешнем техни ческом состоянии следственных изоляторов и тюрем подобные ЧПне случатся иу нас. Пришло время серьезно подумать об областной пени тенциарной системе, об условиях содержания там осужденных и арес тованных. Тюрьма по-русски требует перемен. Подготовил Владимир ВОЛОДИН. Б Р О Ш Е Н Н Ы Е И З А Б Ы Т Ы Е (Окончание. Начало на 5-й стр.) Социально-реабилитационный центр в Задонске рассчи тан на реабилитацию двадцати пяти человек. Пять подрост ков в настоящее время уже стоят здесь на учете. Им оказы вается необходимая помощь, с ними работают психологи, юристы. Семьи, в которых проживают эти несовершеннолет ние, — под патронажем служб социальной защиты. По сло вам Владимира Якушева, в Центр может прийти любой под росток, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. При чем сотрудникам органов социальной защиты совершенно неважно, из благополучной семьи ребенок или нет. Как толь ко от него или его попечителей поступает заявление, семья, в которой проживает подросток, ставится на учет. Понятно, что доведенный до отчаянья ребенок вряд ли придет в приют сам. Позаботиться о его судьбе в данном случае могут и взрослые. Кстати, согласно новому Семейно му кодексу РФ, любой, кто узнал, что несовершеннолетний находится без попечения родителей или является безнадзор ным, может обратиться в органы опеки и попечительства, которые работают в каждом районе области. В данном слу чае специалисты (инспектора по охране детства) идут в се мью и определяют, что можно предпринять для исправле ния ситуации в отношении ребенка или его родителей. Те, кто попадает в центры социальной реабилитации, оказыва ются прежде всего в приемном отделении. Здесь предостав ляют первичную психологическую помощь, выясняют со стояние здоровья ребенка, место его постоянного прожива ния. Затем он попадает в диагностическое отделение, где устанавливается дальнейший режим пребывания. При необ ходимости подросток направляется в стационар, где получа ет комплекс реабилитационных мероприятий. ЧЕМ ЖИВЕТ СЕМЬЯ В большинстве случаев неблагополучие ребенка связа но, конечно же, с его семьей. Вследствие ухудшения соци ального положения большинства населения, роста безра ботицы количество неблагополучных семей в области неук лонно возрастает. Если в 1992 году на учете в органах внут ренних дел области состояло 814 родителей, то в 2001 году их количество увеличилось в три раза. Катастрофически возросло число материалов, связанных с лишением роди тельских прав (оформлено, соответственно, 536 и 1149). В то же время при взаимодействии милиции с другими ве домствами профилактика неблагополучных семей несколько активизировалась. Наряду с оказанием семьям социальной помощи на ос новании федерального закона принимаются меры по отно шению к безответственным родителям. Только в прошед шем году, по словам начальника подразделения по делам несовершеннолетних УВД области майора милиции Ната льи Калугиной, за неисполнение обязанностей по воспита нию детей к административной ответственности привлече но 1625 родителей (1204 в 2000 г.). За действия, связан ные с жестоким обращением с детьми, в отношении десяти родителей возбуждены и направлены в суд уголовные дела по ст. 156 УК РФ. В целях своевременной изоляции подро стков от негативного влияния на них горе-родителей в 2001 году милицией совместно с органами опеки и попечитель ства подготовлено и направлено в суд 573 материала по лишению родительских прав. Для более эффективного про филактического воздействия на неблагополучных родите лей, злоупотребляющих спиртными напитками, подготов лено 150 материалов по ограничению их дееспособности. В настоящее время на учете в подразделениях по делам не совершеннолетних органов внутренних дел области состоят 2546 неблагополучных родителей. В данных семьях про живают более тысячи подростков, состоящих на учете в милиции за различные правонарушения. В прежние времена государственные органы делили вос питательные функции с родителями в обязательном поряд ке. В Конституции РСФСР 1978 года забота о воспитании детей, подготовке их к общественно полезному труду роди телям вменялась в обязанность. В ныне действующих пра вовых документах о таких обязательствах не упоминается. Резкое расслоение населения по уровню жизни привело к тому, что в категорию низкодоходных попали в основном многодетные и неполные семьи, для которых большое зна чение имеет государственная поддержка. К примеру, в орга низации летнего отдыха и оздоровлении детей и подростков. Ежегодно в области проводится межведомственная ком плексная операция «Подросток», в ходе которой органами и учреждениями системы профилактики осуществляются ме роприятия по выявлению несовершеннолетних и семей, ока завшихся в социально опасном положении, защите их прав, оказанию им различных видов помощи. Принимаются по становления главы администрации области об организации и порядке проведения летней оздоровительной кампании. В области организуется отдых и оздоровление детей-сирот, де- тей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением. Органы внутренних дел во взаимо действии с комитетом по делам молодежи активно занима ются вопросом организации летнего отдыха, занятости несо вершеннолетних. Что примечательно, в нашей области, в од ной из немногих, сохранена сеть оздоровительных лагерей и не допущено их перепрофилирования. На постоянном контроле милиции особая категория несо вершеннолетних — самовольно ушедшие из дома и образова тельных учреждений. В 2001 году на территории области за регистрировано 249 фактов самовольных уходов подростков. В основе бродяжничества лежат безнадзорность подрост ков, отсутствие контроля за ними со стороны родителей, а также заболевания детей, связанные с психическим расстрой ством. В процентном отношении причинная связь самоволь ных уходов подростков выглядит следующим образом: склон ность к бродяжничеству — 36,7%, отклонения в психике — 9,2%, конфликты в семье — 28,5%, бесконтрольность со стороны родителей — 13,8%, другие причины — 11,8% КРИМИНАЛ ПРЕДЛАГАЕТ ВАКАНСИИ Как сообщили в УВД области, совместными усилиями ор ганов внутренних дел и учреждений системы профилактики состояние криминогенной обстановки в области в минувшем году удалось в какой-то мере стабилизировать. По итогам минувшего года подростковая преступность снизилась на во семь процентов, количество преступлений, совершенных не совершеннолетними, уменьшилось с 1067 до 982. В текущем году в структуре подростковой преступности отмечено сниже ние количества краж, разбоев, фактов изнасилования, вымо гательства, уничтожения имущества, хулиганских проявле ний. Сократилось число преступлений, совершаемых незаня той общественно полезным трудом молодежью, меньше со вершено уголовно наказуемых деяний подростками в состоя нии алкогольного опьянения. Вместе с тем неблагоприятная обстановка, связанная с криминальной активностью несовер шеннолетних, складывается в Задонском, Грязинском, Чап- лыгинском, Добринском, Данковском районах. Одна из причин приведения на скамью подсудимых — не занятость подростков. В прошлом году в совершении преступ лений приняли участие 218 несовершеннолетних — не рабо тающих и не учащихся, что составляет 25 процентов от обще го количества участников преступлений. Отдельная катего рия несовершеннолетних не желает работать из-за низкой оплаты труда либо предпочитает оставаться на иждивении родителей. Существуют проблемы с трудоустройством подрос- тков-правонарушителей. Несовершеннолетние, состоящие на учетах в органах внутренних дел, не выдерживают конкурен ции на «рынке труда», а центры занятости порой лишены возможности воздействовать на руководителей предприятий. ИЗОЛИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ В соответствии с федеральным законом РФ сотрудника ми подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел используются возможности Центра времен ной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, ко торый располагается в Усмани. В минувшем году в ЦВИНП было помещено восемьдесят подростков.. В их числе направ ляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения, самовольно ушедшие из специальных учебно-восйитатель- ных учреждений, совершившие общественно опасные дея ния, правонарушения, влекущие административную ответ ственность, не проживающие на территории Липецкой обла сти, а также подростки, личность которых не установлена. Примечательно, что с 1999 года с целью защиты прав и ин тересов несовершеннолетних, профилактики повторных пре ступлений вопросы, связанные с помещением несовершен нолетних в ЦВИНП, переданы в компетенцию судов. Центр временной изоляции несовершеннолетних право нарушителей — одно из учреждений системы профилактики преступности несовершеннолетних, обеспечивающее кругло суточный прием и временное содержание несовершеннолет них. Цель помещения их сюда — защита жизни, здоровья и предупреждение повторных правонарушений. Из ЦВИНПа несовершеннолетних возвращают, как правило, родителям или направляют в спецучреждения. Кстати, последние на территории нашей области пока отсутствуют (несовершенно летние правонарушители направляются в Тульскую, Курс кую области). В настоящее время решается вопрос об откры тии подобного учреждения в Липецкой области, в селе Час тая Дубрава на базе бывшего профучилища № 18. Как сооб щили в УВД области, здесь планируется открыть спецшколу (для подростков до 14 лет) и спецПУ (для подростков до 18 лет). Необходимость в их открытии связана с тем, что подро стковая преступность омолаживается. Ежегодно около пя тисот несовершеннолетних участвуют в совершении обще ственно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности. КТО ВИНОВАТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? Души детей и подростков в последнее время ожесточи лись, свидетельствует руководитель подразделения по делам несовершеннолетних УВД области майор милиции Наталья Калугина. Все чаще преступления и правонарушения совер шаются ими с особой дерзостью и жестокостью. Почему? Сказывается, очевидно, неблагополучие в семьях. Подавля ющее большинство родителей озабочены добычей хлеба на сущного, многие нищенствуют. На этой почве в семьях воз никают конфликтные ситуации, что безусловно сказывается на психике детей. Отдельные ситуации приводят несовершен нолетних к суициду. За последние два месяца такие случаи по области зафиксированы уже трижды. Учитывая социально-экономическую обстановку в стра не, можно прогнозировать, что криминальная активность подростков в ближайшее время не снизится. Однако в на шей области благодаря принимаемым мерам ситуация вы глядит достаточно обнадеживающей. Важнейшей задачей правоохранительных и социальных учреждений области на сегодняшний день является проведение комплекса мер, свя занных с объявленной Государственной Думой амнистией в отношении несовершеннолетних и женщин. В ходе амнис тии из мест лишения свободы по России будут освобождены около 10 тысяч подростков и 14 тысяч женщин. В нашей области только из воспитательной колонии г. Усмани будет освобождено порядка 80 несовершеннолетних (около трети от их общего числа). Понятно, что многим освобожденным без соответствую щей поддержки будет непросто в трудоустройстве на рабо ту, организации обучения в образовательных учреждени ях, оформлении необходимой документации и т.д. И здесь органы исполнительной власти обязаны оказать ребятам всяческую поддержку. Не должны оставаться в стороне и различного рода фонды, в уставах которых предусмотрена помощь детям. Только общими усилиями удастся решить такую позорную для любой страны проблему, как беспри зорность и бесправие детей. Иначе каким будет наше буду щее? Александр БОЧКАРЕВ. К 200-ЛЕТИЮ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАГОННОГО КОМИССАРИАТА ЮСТИЦИИ (Продолжение. Начало в номере за 12 января) 10 ноября 1917 г. П.И. Стучка доложил свой проект декрета на заседании ВЦИК. Од нако члены ВЦИК не были согласны с ря дом его положений. Решено было создать комиссию из членов разных фракций ВЦИК, которая и занялась редактированием про екта для представления его в СНК. При об суждении проекта в СНК 16 ноября была создана комиссия (в ее состав вошел и Стуч ка), на которую возлагалась переработка про екта. Проект, составленный на основе перво начально представленного П.И. Стучкой, нео днократно обсуждался во ВЦИК и СНК, и 22 ноября он был принят Совнаркомом. Длительное рассмотрение и переработка проекта объясняются несогласием с рядом его положений, в частности с коренной лом кой старых юридических учреждений, ста рого законодательства, в том числе регули рующего порядок избрания местных судей. В своих статьях П. И. Стучка писал, что основные разногласия касались того, как суд обойдется без законов. Предлагали упразд нить старые суды после создания новых за конов. По глубокому убеждению Стучки, это было невозможно, так как создание новых законов — процесс длительный, судебные же Й феждения настроены контрреволюционно. екоторые товарищи склонялись в сторону декрета, но предлагали упразднить не все суды одновременно, и «одни предлагали на чать снизу, другие сверху, т. е. с Сената, и Ж одолжать дело упразднения постепенно. лсль явно несостоятельная и лишенная ра зумного основания». Принятый Декрет ушэазднял все суды, кроме местных, которым были переданы дела мировой подсудности, т. е. незначительные. Мировые судьи не лишались права быть из бранными в местный суд. Второе существенное изменение относи лось к запрещению использовать законы свергнутых правительств. Статья 5 Декрета предоставляла местным судам право руко водствоваться законами свергнутых прави тельств постольку, поскольку они не проти воречат революционной совести и револю ционному правопорядку. В связи с внесен ными в проект изменениями пришлось пол ностью отказаться от преамбулы. Третье существенное изменение касалось порядка избрания местных судов. Согласно Декрету местные суды избираются впредь на основании прямых демократических выбо ров, а до назначения таковых — временно местными Советами. Таким образом, времен ные революционные суды заменялись посто янными местными судами. Местные суды решали все гражданские дела ценой до 3000 руб. и уголовные дела, если обвиняемому угрожало наказание не свыше двух лет ли шения свободы. Функции кассационной ин станции, рассматривающей гражданские дела, по которым присуждено денежное взыскание на сумму свыше 100 руб. или ли шение свободы свыше 7 дней, возлагались на уездный суд местных судей, с в столицах — на столичный съезд местных судей. Про изводство предварительного следствия по делам, подсудным местным судам, времен но поручалось единолично местным судьям с последующим коллегиальным подтверж дением постановления о задержании. Для борьбы с контрреволюцией, мародер ством, саботажем, злоупотреблениями тор говцев, промышленников, чиновников и про чих, лиц учреждались революционные три буналы, избираемые Советами. На Наркомюст легла нелегкая задаче пре творения Декрета в жизнь. Сказывалось от сутствие кадров, саботаж представителей ста рой интеллигенции и служащих. 5 декабря 1917 г. П.И. Стучка разослал всем район ным Советам Петрограда предписание, в ко тором предлагалось немедленно приступить к открытию местных судов, выборам мест ных судей, а также комиссаров для закры тия камер мировых судей и для принятия в ведение местных судов их дел и производств. Положения Декрета о суде N° 1 получи ли дальнейшую конкретизацию в Декрете о суде № 2. Наряду с местными судами, полу чившими название народных, оно предусмат ривало создание окружных народных судов, избираемых местными Советами для рас смотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов по стоянные члены последних на общем собра нии избирали членов областного суда. В сто лице утверждался верховный народный кон троль для достижения единообразия касса ционной практики. Значительно расширялась компетенция следственных комиссии. К их ведению Дек рет отнес предварительное следствие по уго ловным делам, превышающим подсудность местного суда. Декрет положительно решил вопрос об уча стии общественного обвинения и защиты в судебном следствии. С этой целью при Сове тах создавалась коллегия правозаступников. Выступая 22 апреля 1918 г. на Первом Всероссийском съезде губернских и област ных комиссаров юстиции, Д. И. Курский дал высокую оценку Декрету о суде N° 1, пра вильно разрешившему коренной вопрос о структуре нового суда. Д. И. Курский, оценивая участие левых эсеров в правительстве, обращал внимание на то, что к ломке прежних буржуазных су- дов^Наркомюст того времени отнесся с «боль шой осторожностью и деликатностью», со хранив отдельные суды для прежней миро вой подсудности — местные суды и отдель ные окружные народные суды — для более крупных гражданских и уголовных дел. В Наркомюсте этого периода, по словам Д. И. Курского, не были еще до конца изжиты «иллюзии буржуазной демократии». Имеет ся в виду стремление строить выборность судей на основе всеобщего, прямого, равно го и тайного избрания. Левые эсеры входили в СНК, ВЦИК, ряд ответственных органов и комиссариатов. Между ними и большевиками постоянно воз никали разногласия. 15 марта 1918 г. от крылся IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, на котором был ратифициро ван Брестский мирный договор. В знак про теста левые эсеры вышли из состава советс кого правительства. ЦК левых эсеров при нял решение об отзыве своих представите лей с ответственных постов в советских орга нах. Это означало уход с поста Народного комиссара юстиции И. 3. Штейнберга. 18 марта 1918 г. руководство Нарком- юстом было возложено на П. И. Стучку. Его заместителем временно был назначен П. А. Красиков. 26 марта членом коллегии Нар- комюста становится Дмитрий Иванович Кур ский, 29 марта — Николай Александрович Черлюнчакевич, ранее возглавлявший орга низацию местного народного суда в Москве, а 10 мая — Павел Александрович Чегодаев. 9 апреля на пост заместителя Наркома юс тиции назначается Курский. НКЮ сосредоточил внимание на решении принципиальных вопросов организации су дебных органов, мест лишения свободы, на оп ределении основных начал карательной поли тики и подготовке первых советских кодексов. В марте 1918 г. на территории РСФСР предусматривалось создание следующих ор ганов юстиции: местных народных судов, ок ружных народных судов, областных народ ных судов, революционных трибуналов, след ственных комиссий, комиссий правозаступ ников. Организация этих органов возлагалась на Народный комиссариат юстиции. С 21 по 25 апреля 1918 г. в Москве про водился I Всероссийский съезд губернских и областных комиссаров юстиции, на кото- § ом были подведены итоги деятельности [аркомюста и его местных органов по со зданию суда, других органов юстиции, на лаживанию деятельности по отправлению правосудия. Основной вопрос съезда — со- Ел выступления руководящих деятелей Нарком- юста и доклады с мест. В основном докладе Наркомюста, от име ни которого выступил Д. И. Курский, про водилось идея постепенного расширения под судности местного народного суда и созда ния единого народного суда. Участники съезда высказались за созда ние в ближайшем будущем единого народ ного суда для всех дел, как уголовных, так и гражданских; за немедленное увеличение подсудности местного суда, за расширение компетенции следственных комиссий. Особо стоял вопрос об организации и де ятельности революционных трибуналов. Было принято решение сохранить трибуна лы только в губернских городах и крупных центрах, расширить их компетенцию, отме нить их деление на трибуналы по борьбе с контрреволюцией и трибуналы по делам пе чати, учредить при них, наряду со следствен ными комиссиями, коллегию обвинителей. Участники съезда высказались также за образование нотариальных отделов при ме стных Советах, создание института судебных исполнителей и передачу в ведение НКЮ ко миссий по делам несовершеннолетних. Деятельность НКЮ не исчерпывалась организационными вопросами: через свои ме стные органы Наркомюст осуществлял над зор за соблюдением законности деятельнос ти советских учреждений; надзирал за про ведением расследований по уголовным делам органами дознания, осуществлял контроль за соблюдением законности в деятельности ВЧК и революционных трибуналов. Народный ко миссариат юстиции проводил в жизнь нача ла, положенные в основу карательной поли тики социалистического государства, в его ведении находились все места лишения сво боды. Но Наркомюст возлагалась системати зация и кодификация законодательства. Основные задачи, стоящие перед Народ ным комиссариатом юстиции того времени, сформулированы Д. И. Курским в его речи на И Всероссийском съезде областных и гу саре г. П единого народного суда и руководства им; налаживание работы следственного аппара та, законотворческая деятельность и изда ние руководящих разъяснений по примене нию законодательство; систематизация ко дификация законодательства. Однако центральное место в деятельнос ти Комиссариата в то время занимает под готовка к созданию единого народного суда. (П родолж ен и е с л е д у ет ) Подготовлено отделом регистрации и правового контроля Управления Минюста России по Липецкой области. бернских комис ов юстиции, проходившем 2-0 июля 1918 прежде всего это создание О Н И Н А П И С А Л И З А К О Н Ы П о с л е з а в с ф щ и в ш и х с я п р а з д н и к о в н а б и р а е т о б о р о т ы з а к о н о т в о р ч е с к и й п р о ц е с с . З н а к о м и м с н е к о т о р ы м и п р и н я т ы м и н о р м а т и в н о - п р а в о в ы м и д о к у м е н т а м и М А Л Е Н Ь К И М И С Т А Р Е Н Ь К И М Заботиться о будущем страны, то есть о детях, в принципе, можно разными способа ми: строить спортивные школы и оздорови тельные центры, витамины выдавать, посо бия увеличивать и пр. Но это как-то неинте ресно. Да и затратно. Чудный путь выбрало наше родное правительство: «В целях улуч шения физического развития детей, подрос тков и молодежи» приняло оно положение по мониторингу этого самого физического развития, который «представляет собой сис тему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу физического развития де тей, подростков и молодежи*. Ну что тут добавить? Наблюдать и прогнозировать, ко нечно, надо, но насколько это повлияет на ситуацию с ухудшением генофонда? ( П о ст а н о вл ен и е П р а в и т е л ь ст в а РФ «Об общ ероссийской си ст ем е м он ит о р и н га сост ояния, ф изического здоровья н асел ен и я, ф и зи ч еского р а зв и т и я д е т ей, п одрост ков и молодеж и» № 9 1 6 от 29.12.2001 г. «Р оссий ская га зет а » , 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) Льготное лечение, отпуска, санаторно- курортные путевки и проезд предусмотрены гражданам, пострадавшим от радиации на Семипалатинском полигоне. Читайте соот ветствующий закон. (Ф ед ерал ьны й за к о н «О со ц и а л ьн ы х га р а н т и я х граж дан ам , п одвергш им ся р а д и а ц и о н н о м у в о зд е й ст в и ю в с л е д ст ви е я д ер н ы х и сп ы т а н и й н а С еми п а л ат и н ск ом п оли гон е» № 2-Ф З от 0 1 .0 1 .2 0 0 2 г. «РГ », 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) О Д А Р Е Н Н Ы М И Т А Л А Н Т Л И В Ы М Специально для вундеркиндов разработан специальный порядок реализации сокращен ных и ускоренных программ профессиональ ного и среднего профессионального образо вания. В соответствии с этим Порядком обу чение осуществляется по индивидуальному учебному плану и графику сдачи зачетов и экзаменов. Любопытно также, что срок обу чения умниц и умников в учебном заведе нии могут сократить только на один год. (П р и к а з М и н и ст е р ст в а о б р а зо ва н и я РФ «О б ут верж дении П о р я д к а р е а л и за ц и и со к р ащ ен н ы х и у с к о р е н н ы х ос н о вн ы х проф есси ональны х и о б р а зо ва т ел ьн ы х п рограмм средн его проф есси он ал ьн ого об разован и я» № 3 6 5 4 от 14.1.2001 г. «РГ», 1 5 .0 1 .2 0 0 2 г .) С О Х Р А Н И М П Р И Р О Д У П О Т О М К А М Принят на радость «зеленым» новый за кон «Об охране окружающей среды*. В до кументе говорится о правовых режимах ох раны пригородных объектов и их учете, от ветственности за нарушение экологического законодательства и т.д. ( Ф едерал ьны й за к о н «О б о х р а н е о к р у ж а ю щ е й с р е д ы » JV® 7 -Ф З от 0 1 .0 L 2 0 0 2 г. «РГ», 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) Я Б Ы В А Р М И Ю П О Ш Е Л По^а странно выглядит государственное реформирование армии в области призыва на военную службу. С одной стороны, обе щают профессионально-контрактную армию, с другой — принятие закона об альтернатив ной службе. Впрочем, речь не об этом. Про сто Указом Президента теперь предусмотре на еще одна отсрочка от призыва — для свя щеннослужителей. Правда,'количество таких отсрочек в год возможно не более 300, для этого надо иметь соответствующий сан, да еще духовная организация должна доказать невозможность заменить вас в вашей долж ности другим лицом. (У к а з П р е зи д е н т а РФ «О п р ед о ст а в л ен и и свящ ен н осл уж ит ел ям от сроч ки от п р и зы в а н а во е н н ую сл уж б и» № 2 4 от 1 4 .0 1 .2 0 0 2 1 6 .0 1 .2 0 0 2 г.) Законы и нормативно-правовые акты читала Мария ТОКАРЕВА. г. « Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz