Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

« Л Г » 26 я н в а р я 2 0 0 2 г . , № 1 7 ( 2 1 6 4 5 ) И ПРАВЫЕ, И ЛЕВЫЕ.,, (Окончание. Начало на 5-й стр.) 22. Липецкое региональное отделение общероссийского полити­ ческого движения «Вподдержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (16.06.99 г.) 23. Липецкое региональное отделение общероссийского полити­ ческого общственного движения «За равноправие и справедливость» (28.06.99 г.) 24. Городская организация Липецкого регионального отделения об­ щероссийской политической общественной организации «Отечество» (28.07.99 г.) 25. Липецкое региональное отделение общероссийского обществен­ но-политического движения «Консервативное движение «Новая сила» (01.09.99 г.) 26. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации (политическая партия) «Российская партия социальной демократии» (25.05.99 г.) 27. Липецкое областное отделение общероссийского политического общественного движения «Инженерный прогресс России» (07.09.99 г.) 28. Липецкое региональное отделение общероссийского политичес­ кого общественного движения «Возрождение и единство» (13. 09.99 г) 29. Липецкое региональное отделение всероссийского обществен­ но-политического движения «Духовное наследие» (08.10.99 г.) 30. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации (политическая партия) «Экологичес­ кая партия» России «Кедр» (зеленые) (13.10.99 г.) 31. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Российская консервативная партия предпринимателей» (28.10.99 г.) 32. Липецкое региональное отделение общероссийского полити­ ческого общественного движения «Россия молодая» (22.11.99 г.) 33. Липецкое региональное отделение общероссийской обществен­ ной политической организации «Партия пенсионеров» (10.12.99 г.) 34. Липецкое региональное отделение общероссийской обществен­ ной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (29.12.99 г.) 35. Липецкое областное общественно-политическое движение «Сла­ вянский союз» (24.03.2000 г.) 36. Липецкое региональное отделение общероссийского полити­ ческого общественного движения «Антикриминальное содружество «Ро­ дина» (10.04.2000 г.) 37. Липецкая региональная организация общероссийской полити­ ческой общественной организации «Российская партия будущего» (28.04.2000 г.) 38. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Объединение «Яблоко» (26.04.96 г. 17.12.99 г.) 39. Елецкая городская организация Липецкого регионального от­ деления общероссийской организации (политическая партия) «Рос­ сийский общенародный союз» (17.08.99 г.) 40. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Российская Объединенная Социал- Демократическая партия» (РОСДП) (07.07.2000 г.) 41. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Союз казачьих формирований» (21.08.2000 г.) 42. Липецкая областная политическая общественная организация «Рабочий контроль» (11.10.2000 г.) 43. Липецкая региональная организация общероссийской полити­ ческой общественной организаций —партия «Единство» (04.10.2000 г.) 44. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Союз правых сил» (24.10.2000 г.) w45. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Партия мира и единства»( 24.10.2000 г.) 46. Хлевенская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 47. Добровская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 48. Елецкая местная организация Липецкой региональной органи­ зации общероссийской политической общественной организации — партия «Единство» (26.01.2001 г.) 49. Краснинская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 50. Становлянская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа­ ции-партия «Единство» (26.01.2001 г.) 51. Данковская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 52. Чаплыгинская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа­ ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 53. Грязинская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 54. Местная организация г. Липецка Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 55. Добринская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 56. Липецкая местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 57. Тербунская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 58. Воловская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 59. Местная организация г. Ельца Липецкой региональной органи­ зации общероссийской политической общественной организации — партия «Единство» (26.01.2001 г.) 60. Лебедянская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 61. Долгоруковская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа­ ции—партия «Единство» (26.01.2001 г.) 62. Усманская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 63. Задонская местная организация Липецкой региональной орга­ низации общероссийской политической общественной организации —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 64. Измалковская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа­ ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 65. Лев-Толстовская местная организация Липецкой региональной организации общероссийской политической общественной организа­ ции —партия «Единство» (26.01.2001 г.) 66. Липецкое региональное отделение политической общественной организации «Российская партия защиты женщин» (21.03.2001 г.) 67. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации — Консервативная партия России (25.06.2001 г.) 68. Липецкое региональное отделение общероссийского Лево-Де­ мократического политического общественного движения «Россия» (29.06.2001 г.) 69. Липецкое региональное отделение общероссийской политичес­ кой общественной организации «Партия «Миллиондрузей» (18.07.200 г.) 70. Липецкое региональное отделение общероссийского политичес­ кого общественного движения «Либеральная Россия» (27.11.2001 г.) 71. Липецкое региональное отделение политической партии «На­ родная партия РФ» (18.12.2001 г.) Отдел регистрации и правового контроля Управления Минюста России по Липецкой области ТЮРЬМА ПО -РУССКИ ... (Окончание. Начало на 5-й стр.) —назрела необходимость проведения комплекса мероприятий по повышениюэффективности трудового использования осужденных, интег­ рированиюпромышленного потенциала системы в экономику области; —вулучшении жилищных условий нуждаются 619 сотрудников УИН. Каксчитают разработчики программы, вслучае ее успешной реали­ зации удастся решить ряд назревших вопросов по приведению усло­ вий содержания заключенных всоответствие с требованиями междуна­ родных стандартов. Причем речь идет лишь о программе-минимум. Что планируется сделать преходе всего? Среди наиболее важныхпун­ ктов подготовленного документа следует выделить следующие; —реконструкция следственных изоляторов и тюрем, режимных и вспомогательных помещений; —улучшение условий для лиц, содержащихся в следственных изо­ ляторах и тюрьмах; —строительство жилья для сотрудников УИНобщей площадью 2,6 тыс. кв. метров; —создание дополнительных рабочих мест и привлечение ктруду 2260 осужденных; —ежегодный рост объемов промышленного производства не менее 1 процента каналогичному периоду прошлого года. А теперь о главном —финансовом обеспечении программы. Для проекта (он рассчитан на пять лет) потребуется чуть более 173 милли­ онов рублей. Из этой суммы около половиныУИНнадеется получить за счет местной казны. Учитывая трудности с формированием областного бюджета, можно только догадываться, насколько непросто будет изыс­ кивать необходимые средства. Не исключено, что под программу вооб­ ще не выделят ни копейки, и она останется на бумаге. Сейчас проект 18-страничного документа находится вобладминист­ рации. Хочется, чтобы при его рассмотрении учли одно обстоятельство. Недавние события в Новоульяновской колонии строгого режима, а чуть раньше в столичных «Бутырках», в очередной раз продемонстрировали, вкакомплачевном положении находятся российские тюрьмы. Слава Богу, влипецких уголовно-исправительных учреждениях до массовых побе­ гов пока дело не доходило, но где гарантии, что при нынешнем техни­ ческом состоянии следственных изоляторов и тюрем подобные ЧПне случатся иу нас. Пришло время серьезно подумать об областной пени­ тенциарной системе, об условиях содержания там осужденных и арес­ тованных. Тюрьма по-русски требует перемен. Подготовил Владимир ВОЛОДИН. Б Р О Ш Е Н Н Ы Е И З А Б Ы Т Ы Е (Окончание. Начало на 5-й стр.) Социально-реабилитационный центр в Задонске рассчи­ тан на реабилитацию двадцати пяти человек. Пять подрост­ ков в настоящее время уже стоят здесь на учете. Им оказы­ вается необходимая помощь, с ними работают психологи, юристы. Семьи, в которых проживают эти несовершеннолет­ ние, — под патронажем служб социальной защиты. По сло­ вам Владимира Якушева, в Центр может прийти любой под­ росток, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. При­ чем сотрудникам органов социальной защиты совершенно неважно, из благополучной семьи ребенок или нет. Как толь­ ко от него или его попечителей поступает заявление, семья, в которой проживает подросток, ставится на учет. Понятно, что доведенный до отчаянья ребенок вряд ли придет в приют сам. Позаботиться о его судьбе в данном случае могут и взрослые. Кстати, согласно новому Семейно­ му кодексу РФ, любой, кто узнал, что несовершеннолетний находится без попечения родителей или является безнадзор­ ным, может обратиться в органы опеки и попечительства, которые работают в каждом районе области. В данном слу­ чае специалисты (инспектора по охране детства) идут в се­ мью и определяют, что можно предпринять для исправле­ ния ситуации в отношении ребенка или его родителей. Те, кто попадает в центры социальной реабилитации, оказыва­ ются прежде всего в приемном отделении. Здесь предостав­ ляют первичную психологическую помощь, выясняют со­ стояние здоровья ребенка, место его постоянного прожива­ ния. Затем он попадает в диагностическое отделение, где устанавливается дальнейший режим пребывания. При необ­ ходимости подросток направляется в стационар, где получа­ ет комплекс реабилитационных мероприятий. ЧЕМ ЖИВЕТ СЕМЬЯ В большинстве случаев неблагополучие ребенка связа­ но, конечно же, с его семьей. Вследствие ухудшения соци­ ального положения большинства населения, роста безра­ ботицы количество неблагополучных семей в области неук­ лонно возрастает. Если в 1992 году на учете в органах внут­ ренних дел области состояло 814 родителей, то в 2001 году их количество увеличилось в три раза. Катастрофически возросло число материалов, связанных с лишением роди­ тельских прав (оформлено, соответственно, 536 и 1149). В то же время при взаимодействии милиции с другими ве­ домствами профилактика неблагополучных семей несколько активизировалась. Наряду с оказанием семьям социальной помощи на ос­ новании федерального закона принимаются меры по отно­ шению к безответственным родителям. Только в прошед­ шем году, по словам начальника подразделения по делам несовершеннолетних УВД области майора милиции Ната­ льи Калугиной, за неисполнение обязанностей по воспита­ нию детей к административной ответственности привлече­ но 1625 родителей (1204 в 2000 г.). За действия, связан­ ные с жестоким обращением с детьми, в отношении десяти родителей возбуждены и направлены в суд уголовные дела по ст. 156 УК РФ. В целях своевременной изоляции подро­ стков от негативного влияния на них горе-родителей в 2001 году милицией совместно с органами опеки и попечитель­ ства подготовлено и направлено в суд 573 материала по лишению родительских прав. Для более эффективного про­ филактического воздействия на неблагополучных родите­ лей, злоупотребляющих спиртными напитками, подготов­ лено 150 материалов по ограничению их дееспособности. В настоящее время на учете в подразделениях по делам не­ совершеннолетних органов внутренних дел области состоят 2546 неблагополучных родителей. В данных семьях про­ живают более тысячи подростков, состоящих на учете в милиции за различные правонарушения. В прежние времена государственные органы делили вос­ питательные функции с родителями в обязательном поряд­ ке. В Конституции РСФСР 1978 года забота о воспитании детей, подготовке их к общественно полезному труду роди­ телям вменялась в обязанность. В ныне действующих пра­ вовых документах о таких обязательствах не упоминается. Резкое расслоение населения по уровню жизни привело к тому, что в категорию низкодоходных попали в основном многодетные и неполные семьи, для которых большое зна­ чение имеет государственная поддержка. К примеру, в орга­ низации летнего отдыха и оздоровлении детей и подростков. Ежегодно в области проводится межведомственная ком­ плексная операция «Подросток», в ходе которой органами и учреждениями системы профилактики осуществляются ме­ роприятия по выявлению несовершеннолетних и семей, ока­ завшихся в социально опасном положении, защите их прав, оказанию им различных видов помощи. Принимаются по­ становления главы администрации области об организации и порядке проведения летней оздоровительной кампании. В области организуется отдых и оздоровление детей-сирот, де- тей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением. Органы внутренних дел во взаимо­ действии с комитетом по делам молодежи активно занима­ ются вопросом организации летнего отдыха, занятости несо­ вершеннолетних. Что примечательно, в нашей области, в од­ ной из немногих, сохранена сеть оздоровительных лагерей и не допущено их перепрофилирования. На постоянном контроле милиции особая категория несо­ вершеннолетних — самовольно ушедшие из дома и образова­ тельных учреждений. В 2001 году на территории области за­ регистрировано 249 фактов самовольных уходов подростков. В основе бродяжничества лежат безнадзорность подрост­ ков, отсутствие контроля за ними со стороны родителей, а также заболевания детей, связанные с психическим расстрой­ ством. В процентном отношении причинная связь самоволь­ ных уходов подростков выглядит следующим образом: склон­ ность к бродяжничеству — 36,7%, отклонения в психике — 9,2%, конфликты в семье — 28,5%, бесконтрольность со стороны родителей — 13,8%, другие причины — 11,8% КРИМИНАЛ ПРЕДЛАГАЕТ ВАКАНСИИ Как сообщили в УВД области, совместными усилиями ор­ ганов внутренних дел и учреждений системы профилактики состояние криминогенной обстановки в области в минувшем году удалось в какой-то мере стабилизировать. По итогам минувшего года подростковая преступность снизилась на во­ семь процентов, количество преступлений, совершенных не­ совершеннолетними, уменьшилось с 1067 до 982. В текущем году в структуре подростковой преступности отмечено сниже­ ние количества краж, разбоев, фактов изнасилования, вымо­ гательства, уничтожения имущества, хулиганских проявле­ ний. Сократилось число преступлений, совершаемых незаня­ той общественно полезным трудом молодежью, меньше со­ вершено уголовно наказуемых деяний подростками в состоя­ нии алкогольного опьянения. Вместе с тем неблагоприятная обстановка, связанная с криминальной активностью несовер­ шеннолетних, складывается в Задонском, Грязинском, Чап- лыгинском, Добринском, Данковском районах. Одна из причин приведения на скамью подсудимых — не­ занятость подростков. В прошлом году в совершении преступ­ лений приняли участие 218 несовершеннолетних — не рабо­ тающих и не учащихся, что составляет 25 процентов от обще­ го количества участников преступлений. Отдельная катего­ рия несовершеннолетних не желает работать из-за низкой оплаты труда либо предпочитает оставаться на иждивении родителей. Существуют проблемы с трудоустройством подрос- тков-правонарушителей. Несовершеннолетние, состоящие на учетах в органах внутренних дел, не выдерживают конкурен­ ции на «рынке труда», а центры занятости порой лишены возможности воздействовать на руководителей предприятий. ИЗОЛИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ В соответствии с федеральным законом РФ сотрудника­ ми подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел используются возможности Центра времен­ ной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, ко­ торый располагается в Усмани. В минувшем году в ЦВИНП было помещено восемьдесят подростков.. В их числе направ­ ляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения, самовольно ушедшие из специальных учебно-восйитатель- ных учреждений, совершившие общественно опасные дея­ ния, правонарушения, влекущие административную ответ­ ственность, не проживающие на территории Липецкой обла­ сти, а также подростки, личность которых не установлена. Примечательно, что с 1999 года с целью защиты прав и ин­ тересов несовершеннолетних, профилактики повторных пре­ ступлений вопросы, связанные с помещением несовершен­ нолетних в ЦВИНП, переданы в компетенцию судов. Центр временной изоляции несовершеннолетних право­ нарушителей — одно из учреждений системы профилактики преступности несовершеннолетних, обеспечивающее кругло­ суточный прием и временное содержание несовершеннолет­ них. Цель помещения их сюда — защита жизни, здоровья и предупреждение повторных правонарушений. Из ЦВИНПа несовершеннолетних возвращают, как правило, родителям или направляют в спецучреждения. Кстати, последние на территории нашей области пока отсутствуют (несовершенно­ летние правонарушители направляются в Тульскую, Курс­ кую области). В настоящее время решается вопрос об откры­ тии подобного учреждения в Липецкой области, в селе Час­ тая Дубрава на базе бывшего профучилища № 18. Как сооб­ щили в УВД области, здесь планируется открыть спецшколу (для подростков до 14 лет) и спецПУ (для подростков до 18 лет). Необходимость в их открытии связана с тем, что подро­ стковая преступность омолаживается. Ежегодно около пя­ тисот несовершеннолетних участвуют в совершении обще­ ственно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности. КТО ВИНОВАТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? Души детей и подростков в последнее время ожесточи­ лись, свидетельствует руководитель подразделения по делам несовершеннолетних УВД области майор милиции Наталья Калугина. Все чаще преступления и правонарушения совер­ шаются ими с особой дерзостью и жестокостью. Почему? Сказывается, очевидно, неблагополучие в семьях. Подавля­ ющее большинство родителей озабочены добычей хлеба на­ сущного, многие нищенствуют. На этой почве в семьях воз­ никают конфликтные ситуации, что безусловно сказывается на психике детей. Отдельные ситуации приводят несовершен­ нолетних к суициду. За последние два месяца такие случаи по области зафиксированы уже трижды. Учитывая социально-экономическую обстановку в стра­ не, можно прогнозировать, что криминальная активность подростков в ближайшее время не снизится. Однако в на­ шей области благодаря принимаемым мерам ситуация вы­ глядит достаточно обнадеживающей. Важнейшей задачей правоохранительных и социальных учреждений области на сегодняшний день является проведение комплекса мер, свя­ занных с объявленной Государственной Думой амнистией в отношении несовершеннолетних и женщин. В ходе амнис­ тии из мест лишения свободы по России будут освобождены около 10 тысяч подростков и 14 тысяч женщин. В нашей области только из воспитательной колонии г. Усмани будет освобождено порядка 80 несовершеннолетних (около трети от их общего числа). Понятно, что многим освобожденным без соответствую­ щей поддержки будет непросто в трудоустройстве на рабо­ ту, организации обучения в образовательных учреждени­ ях, оформлении необходимой документации и т.д. И здесь органы исполнительной власти обязаны оказать ребятам всяческую поддержку. Не должны оставаться в стороне и различного рода фонды, в уставах которых предусмотрена помощь детям. Только общими усилиями удастся решить такую позорную для любой страны проблему, как беспри­ зорность и бесправие детей. Иначе каким будет наше буду­ щее? Александр БОЧКАРЕВ. К 200-ЛЕТИЮ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАГОННОГО КОМИССАРИАТА ЮСТИЦИИ (Продолжение. Начало в номере за 12 января) 10 ноября 1917 г. П.И. Стучка доложил свой проект декрета на заседании ВЦИК. Од­ нако члены ВЦИК не были согласны с ря­ дом его положений. Решено было создать комиссию из членов разных фракций ВЦИК, которая и занялась редактированием про­ екта для представления его в СНК. При об­ суждении проекта в СНК 16 ноября была создана комиссия (в ее состав вошел и Стуч­ ка), на которую возлагалась переработка про­ екта. Проект, составленный на основе перво­ начально представленного П.И. Стучкой, нео­ днократно обсуждался во ВЦИК и СНК, и 22 ноября он был принят Совнаркомом. Длительное рассмотрение и переработка проекта объясняются несогласием с рядом его положений, в частности с коренной лом­ кой старых юридических учреждений, ста­ рого законодательства, в том числе регули­ рующего порядок избрания местных судей. В своих статьях П. И. Стучка писал, что основные разногласия касались того, как суд обойдется без законов. Предлагали упразд­ нить старые суды после создания новых за­ конов. По глубокому убеждению Стучки, это было невозможно, так как создание новых законов — процесс длительный, судебные же Й феждения настроены контрреволюционно. екоторые товарищи склонялись в сторону декрета, но предлагали упразднить не все суды одновременно, и «одни предлагали на­ чать снизу, другие сверху, т. е. с Сената, и Ж одолжать дело упразднения постепенно. лсль явно несостоятельная и лишенная ра­ зумного основания». Принятый Декрет ушэазднял все суды, кроме местных, которым были переданы дела мировой подсудности, т. е. незначительные. Мировые судьи не лишались права быть из­ бранными в местный суд. Второе существенное изменение относи­ лось к запрещению использовать законы свергнутых правительств. Статья 5 Декрета предоставляла местным судам право руко­ водствоваться законами свергнутых прави­ тельств постольку, поскольку они не проти­ воречат революционной совести и револю­ ционному правопорядку. В связи с внесен­ ными в проект изменениями пришлось пол­ ностью отказаться от преамбулы. Третье существенное изменение касалось порядка избрания местных судов. Согласно Декрету местные суды избираются впредь на основании прямых демократических выбо­ ров, а до назначения таковых — временно местными Советами. Таким образом, времен­ ные революционные суды заменялись посто­ янными местными судами. Местные суды решали все гражданские дела ценой до 3000 руб. и уголовные дела, если обвиняемому угрожало наказание не свыше двух лет ли­ шения свободы. Функции кассационной ин­ станции, рассматривающей гражданские дела, по которым присуждено денежное взыскание на сумму свыше 100 руб. или ли­ шение свободы свыше 7 дней, возлагались на уездный суд местных судей, с в столицах — на столичный съезд местных судей. Про­ изводство предварительного следствия по делам, подсудным местным судам, времен­ но поручалось единолично местным судьям с последующим коллегиальным подтверж­ дением постановления о задержании. Для борьбы с контрреволюцией, мародер­ ством, саботажем, злоупотреблениями тор­ говцев, промышленников, чиновников и про­ чих, лиц учреждались революционные три­ буналы, избираемые Советами. На Наркомюст легла нелегкая задаче пре­ творения Декрета в жизнь. Сказывалось от­ сутствие кадров, саботаж представителей ста­ рой интеллигенции и служащих. 5 декабря 1917 г. П.И. Стучка разослал всем район­ ным Советам Петрограда предписание, в ко­ тором предлагалось немедленно приступить к открытию местных судов, выборам мест­ ных судей, а также комиссаров для закры­ тия камер мировых судей и для принятия в ведение местных судов их дел и производств. Положения Декрета о суде N° 1 получи­ ли дальнейшую конкретизацию в Декрете о суде № 2. Наряду с местными судами, полу­ чившими название народных, оно предусмат­ ривало создание окружных народных судов, избираемых местными Советами для рас­ смотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов по­ стоянные члены последних на общем собра­ нии избирали членов областного суда. В сто­ лице утверждался верховный народный кон­ троль для достижения единообразия касса­ ционной практики. Значительно расширялась компетенция следственных комиссии. К их ведению Дек­ рет отнес предварительное следствие по уго­ ловным делам, превышающим подсудность местного суда. Декрет положительно решил вопрос об уча­ стии общественного обвинения и защиты в судебном следствии. С этой целью при Сове­ тах создавалась коллегия правозаступников. Выступая 22 апреля 1918 г. на Первом Всероссийском съезде губернских и област­ ных комиссаров юстиции, Д. И. Курский дал высокую оценку Декрету о суде N° 1, пра­ вильно разрешившему коренной вопрос о структуре нового суда. Д. И. Курский, оценивая участие левых эсеров в правительстве, обращал внимание на то, что к ломке прежних буржуазных су- дов^Наркомюст того времени отнесся с «боль­ шой осторожностью и деликатностью», со­ хранив отдельные суды для прежней миро­ вой подсудности — местные суды и отдель­ ные окружные народные суды — для более крупных гражданских и уголовных дел. В Наркомюсте этого периода, по словам Д. И. Курского, не были еще до конца изжиты «иллюзии буржуазной демократии». Имеет­ ся в виду стремление строить выборность судей на основе всеобщего, прямого, равно­ го и тайного избрания. Левые эсеры входили в СНК, ВЦИК, ряд ответственных органов и комиссариатов. Между ними и большевиками постоянно воз­ никали разногласия. 15 марта 1918 г. от­ крылся IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, на котором был ратифициро­ ван Брестский мирный договор. В знак про­ теста левые эсеры вышли из состава советс­ кого правительства. ЦК левых эсеров при­ нял решение об отзыве своих представите­ лей с ответственных постов в советских орга­ нах. Это означало уход с поста Народного комиссара юстиции И. 3. Штейнберга. 18 марта 1918 г. руководство Нарком- юстом было возложено на П. И. Стучку. Его заместителем временно был назначен П. А. Красиков. 26 марта членом коллегии Нар- комюста становится Дмитрий Иванович Кур­ ский, 29 марта — Николай Александрович Черлюнчакевич, ранее возглавлявший орга­ низацию местного народного суда в Москве, а 10 мая — Павел Александрович Чегодаев. 9 апреля на пост заместителя Наркома юс­ тиции назначается Курский. НКЮ сосредоточил внимание на решении принципиальных вопросов организации су­ дебных органов, мест лишения свободы, на оп­ ределении основных начал карательной поли­ тики и подготовке первых советских кодексов. В марте 1918 г. на территории РСФСР предусматривалось создание следующих ор­ ганов юстиции: местных народных судов, ок­ ружных народных судов, областных народ­ ных судов, революционных трибуналов, след­ ственных комиссий, комиссий правозаступ­ ников. Организация этих органов возлагалась на Народный комиссариат юстиции. С 21 по 25 апреля 1918 г. в Москве про­ водился I Всероссийский съезд губернских и областных комиссаров юстиции, на кото- § ом были подведены итоги деятельности [аркомюста и его местных органов по со­ зданию суда, других органов юстиции, на­ лаживанию деятельности по отправлению правосудия. Основной вопрос съезда — со- Ел выступления руководящих деятелей Нарком- юста и доклады с мест. В основном докладе Наркомюста, от име­ ни которого выступил Д. И. Курский, про­ водилось идея постепенного расширения под­ судности местного народного суда и созда­ ния единого народного суда. Участники съезда высказались за созда­ ние в ближайшем будущем единого народ­ ного суда для всех дел, как уголовных, так и гражданских; за немедленное увеличение подсудности местного суда, за расширение компетенции следственных комиссий. Особо стоял вопрос об организации и де­ ятельности революционных трибуналов. Было принято решение сохранить трибуна­ лы только в губернских городах и крупных центрах, расширить их компетенцию, отме­ нить их деление на трибуналы по борьбе с контрреволюцией и трибуналы по делам пе­ чати, учредить при них, наряду со следствен­ ными комиссиями, коллегию обвинителей. Участники съезда высказались также за образование нотариальных отделов при ме­ стных Советах, создание института судебных исполнителей и передачу в ведение НКЮ ко­ миссий по делам несовершеннолетних. Деятельность НКЮ не исчерпывалась организационными вопросами: через свои ме­ стные органы Наркомюст осуществлял над­ зор за соблюдением законности деятельнос­ ти советских учреждений; надзирал за про­ ведением расследований по уголовным делам органами дознания, осуществлял контроль за соблюдением законности в деятельности ВЧК и революционных трибуналов. Народный ко­ миссариат юстиции проводил в жизнь нача­ ла, положенные в основу карательной поли­ тики социалистического государства, в его ведении находились все места лишения сво­ боды. Но Наркомюст возлагалась системати­ зация и кодификация законодательства. Основные задачи, стоящие перед Народ­ ным комиссариатом юстиции того времени, сформулированы Д. И. Курским в его речи на И Всероссийском съезде областных и гу­ саре г. П единого народного суда и руководства им; налаживание работы следственного аппара­ та, законотворческая деятельность и изда­ ние руководящих разъяснений по примене­ нию законодательство; систематизация ко­ дификация законодательства. Однако центральное место в деятельнос­ ти Комиссариата в то время занимает под­ готовка к созданию единого народного суда. (П родолж ен и е с л е д у ет ) Подготовлено отделом регистрации и правового контроля Управления Минюста России по Липецкой области. бернских комис ов юстиции, проходившем 2-0 июля 1918 прежде всего это создание О Н И Н А П И С А Л И З А К О Н Ы П о с л е з а в с ф щ и в ш и х с я п р а з д н и к о в н а б и р а е т о б о р о т ы з а к о н о т в о р ч е с к и й п р о ц е с с . З н а к о м и м с н е к о т о р ы м и п р и н я т ы м и н о р м а т и в н о - п р а в о в ы м и д о к у м е н т а м и М А Л Е Н Ь К И М И С Т А Р Е Н Ь К И М Заботиться о будущем страны, то есть о детях, в принципе, можно разными способа­ ми: строить спортивные школы и оздорови­ тельные центры, витамины выдавать, посо­ бия увеличивать и пр. Но это как-то неинте­ ресно. Да и затратно. Чудный путь выбрало наше родное правительство: «В целях улуч­ шения физического развития детей, подрос­ тков и молодежи» приняло оно положение по мониторингу этого самого физического развития, который «представляет собой сис­ тему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу физического развития де­ тей, подростков и молодежи*. Ну что тут добавить? Наблюдать и прогнозировать, ко­ нечно, надо, но насколько это повлияет на ситуацию с ухудшением генофонда? ( П о ст а н о вл ен и е П р а в и т е л ь ст в а РФ «Об общ ероссийской си ст ем е м он ит о­ р и н га сост ояния, ф изического здоровья н асел ен и я, ф и зи ч еского р а зв и т и я д е­ т ей, п одрост ков и молодеж и» № 9 1 6 от 29.12.2001 г. «Р оссий ская га зет а » , 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) Льготное лечение, отпуска, санаторно- курортные путевки и проезд предусмотрены гражданам, пострадавшим от радиации на Семипалатинском полигоне. Читайте соот­ ветствующий закон. (Ф ед ерал ьны й за к о н «О со ц и а л ьн ы х га р а н т и я х граж дан ам , п одвергш им ся р а д и а ц и о н н о м у в о зд е й ст в и ю в с л е д ­ ст ви е я д ер н ы х и сп ы т а н и й н а С еми­ п а л ат и н ск ом п оли гон е» № 2-Ф З от 0 1 .0 1 .2 0 0 2 г. «РГ », 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) О Д А Р Е Н Н Ы М И Т А Л А Н Т Л И В Ы М Специально для вундеркиндов разработан специальный порядок реализации сокращен­ ных и ускоренных программ профессиональ­ ного и среднего профессионального образо­ вания. В соответствии с этим Порядком обу­ чение осуществляется по индивидуальному учебному плану и графику сдачи зачетов и экзаменов. Любопытно также, что срок обу­ чения умниц и умников в учебном заведе­ нии могут сократить только на один год. (П р и к а з М и н и ст е р ст в а о б р а зо ва н и я РФ «О б ут верж дении П о р я д к а р е а л и ­ за ц и и со к р ащ ен н ы х и у с к о р е н н ы х ос­ н о вн ы х проф есси ональны х и о б р а зо ва ­ т ел ьн ы х п рограмм средн его проф есси­ он ал ьн ого об разован и я» № 3 6 5 4 от 14.1.2001 г. «РГ», 1 5 .0 1 .2 0 0 2 г .) С О Х Р А Н И М П Р И Р О Д У П О Т О М К А М Принят на радость «зеленым» новый за­ кон «Об охране окружающей среды*. В до­ кументе говорится о правовых режимах ох­ раны пригородных объектов и их учете, от­ ветственности за нарушение экологического законодательства и т.д. ( Ф едерал ьны й за к о н «О б о х р а н е о к р у ­ ж а ю щ е й с р е д ы » JV® 7 -Ф З от 0 1 .0 L 2 0 0 2 г. «РГ», 1 2 .0 1 .2 0 0 2 г .) Я Б Ы В А Р М И Ю П О Ш Е Л По^а странно выглядит государственное реформирование армии в области призыва на военную службу. С одной стороны, обе­ щают профессионально-контрактную армию, с другой — принятие закона об альтернатив­ ной службе. Впрочем, речь не об этом. Про­ сто Указом Президента теперь предусмотре­ на еще одна отсрочка от призыва — для свя­ щеннослужителей. Правда,'количество таких отсрочек в год возможно не более 300, для этого надо иметь соответствующий сан, да еще духовная организация должна доказать невозможность заменить вас в вашей долж­ ности другим лицом. (У к а з П р е зи д е н т а РФ «О п р ед о ст а в­ л ен и и свящ ен н осл уж ит ел ям от сроч ­ ки от п р и зы в а н а во е н н ую сл уж б и» № 2 4 от 1 4 .0 1 .2 0 0 2 1 6 .0 1 .2 0 0 2 г.) Законы и нормативно-правовые акты читала Мария ТОКАРЕВА. г. « Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz