Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Ш Ш Ш Ш 8 8 Ш 8 8 ДИАЛОГИ«ЛГ» ЗА ЧТО СТАВЯТ «ДВОЙКУ» Я не буду называть номер школы, в которой ш ш ш ш шт _____-------------ч ж® произошла эта история, и фамилию учителя, который щ Щ И Щ И Ш ШШшШШШ ||§ |$£ Щ 0 §Шк. Д | | подал иск в суд за незаконное, на его взгляд, 1 1 1 1 1 J j j 4 i F В™ ШгШ И l i P i l l увольнение. И не только потому, что решения суда Ш ш И Д И Ж т ■ Щ И в И » Ш Щ пока нет, но и потому, что лично мне кажется, wMm,ШтШж шкШш. в ШШ, И Я ЩШж Я J S выяснить истину в данной ситуации почти ' ШШ ЩЩт ШШШ Ж Щ Ж щЩщ, В Ш невозможно. Нет, суд, конечно, разберется в щ i l l ЩШ И Щ И I I Щ ® правомочности претензий педагога. Но это будут Ш Щ § J f И Щ Шшшшш Ж Щ W kJim jg| лишь внешние, формальные стороны конфликта. Щ И Ш Ш Ж И Р ШШ ШШ Й§ Сама же ситуация заключается в следующем. ^ ™ 888 ШШ W Учитель истории Н. работает в этой школе с 1985 года. С 1998-го на него начинают поступать жалобы родителей. Суть ж алоб сводится к одному: ребенок боится уроков истории, не хочет на них идти. У кого- то в этот день утром открывается рвота, кто-то не спит ночь. Родители жалуются, что учитель обращается с детьми грубо, может унизить перед коллективом. Оценки по истории крайне низкие —в основном «тройки». В одном классе родители д аж е потребовали заменить этого учителя на другого. Когда читаешь эти жалобы , то складывается впечатление, что перед тобой просто изверг. Однако из первого заседания суда мне удалось понять, что в качестве свидетелей присутствуют родители ребят, которые по истории плохо успевают. Но, согласитесь, немаловажно знать и мнение отличников. Я встретилась с девочкой, которая училась у Н. на протяжении пяти лет. Вот буквально дословно ее слова: «Уроки истории у нас проходили очень интересно. Он д ав ал нам массу дополнительного материала , слушать было одно удовольствие. Каждая тема «разжевывалась» так, что, я считаю, учитель имел право требовать знаний и хороших ответов. Я никогда его не боялась и шла на уроки с радостью. Не припомню, чтобы Н. оскорблял учеников». Скажем прямо: такие диаметрально противоположные оценки школьников уже наводят на размышления. Из разговора с девочкой я поняла: Н. был очень принципиален, то есть мог запросто поставить отличнику «тройку» и троечнику «пятерку». На вопрос «Почему преобладаю т «тройки»?» любой учитель вам ответит: «Потому, что они не учат». Но можно спросить и иначе: а почему они вас так смертельно боятся? Впрочем, услышав рассказ об этой истории, моя дочь вспомнила свой школьный опыт: «Я тоже до дрожи боялась уроков географии, накануне контрольных не могла уснуть. Но это потому, что я была занята музыкой и не хотела тратить на какую-то географию столько времени, сколько требовала учительница. Если бы тратила, то все зн ала бы и не боялась». Согласитесь, в этом тоже есть свой резон. Так кто ж е из детей прав? Кто такой Н. —самодур или принципиально требовательный педагог? Боюсь, что однозначного ответа на этот вопрос мы с вами никогда не получим —у каждого ребенка он будет свой. Однако вся эта история, включая позицию отличников, демонстрирует нам тот кризис, который переживает сегодня российская школа и педагогика. О нем, об этом кризисе, я и решила поговорить с супругами Кавериными, Зинаидой Николаевной и Юрием Васильевичем, чей суммарный педагогический стаж составляет девяносто лет. мьях, как правило, по одно­ му ребенку, а для воспита­ ния очень важен коллектив. — В том-то и дело, что по одному. А единственного ребенка стараются макси­ мально оградить от проблем и отрицательных эмоций. Дети в большинстве семей элементарно не приучены к ТРУДУ» инфантильны — им бы «тусоваться» да «оттяги­ ваться». А учитель требует именно труда, концентрации внимания, напряжения. Да не хотят они напрягаться! Я считаю, что надо ставить те оценки, которых ученики заслуживают, без оглядки на разные показатели. А не переписывать за них конт­ рольные, не исправлять —Прежде всего, надо по­ мнить, что причины плохих отметок могут быть самыми разными. Всвое время я мог­ ла за одну и ту же работу поставить отличнику «двой­ ку», а двоечнику «четверку». Потомучтодля двоечника это достижение, а для отлични­ ка—провал. Одного надо по­ ощрить, а другого — заста­ вить работать вполнуюсилу. Помню, в тот раз пришел разгневанный папа отлични­ цы: «Как так может быть?» Но когда я ему объяснила, он сказал:«Вы абсолютно правы». И больше уже не вмешивался в учебный про­ цесс. Хорошо иметьдело сро­ дителями, которые озабоче­ ны знаниями ребенка, а не его оценками. —Сегодня вообще пошла новая мода: родители актив­ но вмешиваются вшкольный учебный процесс. Причем за­ частую это принимает такие формы, которые иначе как злом не назовешь. Почему- то большинство родителей за­ бывают о том, что главное воспитание ребенок получа­ ет в семье. Чуть что — все претензии к школе. Но вы встречали хоть раз родителя, который бы пришел и ска­ зал: «У моего ребенка все «пятерки», и меня это насто­ раживает. Я боюсь, что его знания не соответствуют это­ му уровню»? Приходят толь­ ко в том случае, если ребе­ нок плохо учится. Приходят с жалобами и скандалами, а не за советом. Приходят требовать оценок, а не зна­ ний. Всвое время ко мне по­ дошел один папа и спросил: «Как там у моего сына с фи­ зикой?» Я ему в ответ: «Правда, а как у вашего сына с физикой?» — «Но ведь это вы учитель физи­ ки...» — «Да, но учит-то он уроки дома». Увы, сегодня всю ответственность пере­ кладывают на школу. Но ведь педагог не может за ученика выучить уроки. За­ частую получается так: чем выше требования учителя, тем меньше его любят и тем ниже успеваемость. — А вам не кажется, что таких педагогов не любят не только ученики, но и ад­ министрация школ? Ведь они всю статистику портят... — В том-то и дело, что вся наша школьная система подчинена пресловутым «по­ казателям». Это было и про­ должается. От учителя хоро­ ших оценок требует дирек­ тор, от директора —городс­ кое управление образования, от ГУНО—областной депар­ тамент. Причем называется этот показатель «качество знаний». Простите, но мно­ го ли общего между отмет­ ками и знаниями? Если я хочу спокойно жить, я буду всем ставить «четверки» и «пятерки». И меня все лю­ бить будут. — Вот-вот. А не потому ли у нас сегодня столько ме­ далистов, которым для по­ ступления в вуз требуются репетиторы? —Наверняка причина и вэтом. Но и учителя винить нельзя. Ему ведь эти пока­ затели требуются и для ат­ тестации на категорию. А от категории зависит зарплата. Вот и выбирай между зар­ платой и принципиальнос­ тью. Учителей загнали в угол, из которого пока не видно выхода. И его не бу­ дет, пока не изменится сис­ тема критериев. Что такое тот же открытый урок? Это не более чем показуха. Один раз провел —и можешь че­ тыре года жить спокойно. —А вот я хочу коснуть­ ся другой стороны пробле­ мы. У меня была коллега- педагог, которая первого сентября говорила: «Иду влюблять учеников в свой предмет». Но влюблялись они прежде всего внее —та­ кой она была человек. А влюбившись, уже не могли не готовиться к урокам—не хотели ее расстраивать. Если я вижу запись в дневнике «ваш ребенок весь урок смотрел в окно», то это «двойка» учителю, а не уче­ нику. Значит, таким был урок. Когда нашсын возвра­ щался из Афганистана, он, не доехав до Липецка, вы­ шел в Ельце и пошел к лю­ бимому учителю. Понимае­ те, я скорее прощу педагогу недостаточно высокий про­ фессиональный уровень, чем нелюбовь к детям. Может, я неправа, но бездушный «профи» может искалечить на всюжизнь души детей. И что тогда толку от знаний? А вот об этой любви к де­ тям, о призвании мы сегод­ ня и забыли. Почему сейчас в педагогические вузы при­ нимают людей, которые за­ ведомо не хотят работать в школах? А если и пойдут работать, то не дай Бог. И высокая зарплата этой про­ блемы не решит — будут рваться вшколу только ради денег. Мы как-то забываем, что именно учитель может помочь ребенку обрести чув­ ство собственного достоин­ ства, самоуважения. Может научить сострадать чужим бедам и проблемам. Тут и родители зачастую бессиль­ ны, поскольку сегодня в се- ошибки в выпускных сочи­ нениях. — Но вот тут-то и начи­ нают возникать конфликты у родителей с педагогами. Ведь ни один родитель не согласится признать, что его ребенок ленив или не раз­ вит... —Яуже говорил, что ро­ дитель должен идти в шко­ лу не со скандалом, а за со­ ветом. Вот сократили вомно­ гих школах ставки психоло­ гов, да это и правильно: та­ кие психологи и в самом деле не очень нужны. Но в идеале-то должен существо­ вать и действовать «тре­ угольник»: родитель, учи­ тель, психолог. И именно психолог должен професси­ онально разобраться в ис­ тинных причинах конфлик­ та, помочь найти из него вы­ ход и педагогу, и ребенку. И тогда не надо будет под­ ключать к этому админист­ рацию с ее «волевыми» и, как правило, формальными решениями. Но для этого люди должны уметь слу­ шать друг друга, обладать элементарной культурой. Но все это, к сожалению, в иде­ але. И этот идеал не будет достигнут, пока государство не осознает: учитель —клю­ чевая фигура общества. Именно от него, от школь­ ного учителя, во многом за­ висит то, каким будет это общество. Именно от профес­ сии учителя зависят все ос­ тальные: врачи, инженеры, летчики. Елена БРЕДИС. липецкого Подстепи КРАСНИНСКИИ РАЙОН Собственный корресп он дент «Л и п ец кой газеты» Е вгений КАРПУХИН сообщ ает : «ЧУДО-ПТИЦА» НАД ПШЕНИЧНЫМ ПОЛЕМ Неведомая для жителей се л а Д егтевое «чудо-птица» взметнулась над пшеничным по­ л ем и вытряхнула на зреющую ниву густое об ­ лако ядохимикатов. Зачарованный ш оф ер «ав­ тозаправщика» крякнул от удовольствия: —Молодец, по-снайперски цель накрыл. О том , что в СПК «Рассвет» дружат с п ер е ­ довой технологией и пожинают щ едры е плоды, всей округе известно. Важнейшее звено —хим- защ ита растений от боле зней , вредителей и сорняков. Многие годы тут привлекали в помощь дорогостоящую сельхо завиацию . В это т р а з свои услуги предложили сельчанам дел ьт ап л а ­ неристы одного из столичных авиаклубов. В хо­ зяйстве клюнули на выгодную по цене наживку и, как потом оказалось , более качественную . У дельтаплана много преимуществ. Ему не тр е ­ буется взлетная полоса , р або тает он на малых высотах, практически исключая снос химпрепа- ратов. Одной заправки хватает на 30 гектаров. Буквально з а считанные часы в хозяйстве защитили от всех б ед 1500 гектаров хлебов, д а в повод другим последовать этому примеру. В ДНИ КУЛЬТУРЫ ПЕЛИ И ПЛЯСАЛИ ^ Заверш ились продолжавшиеся в районе бол е е двух м есяц ев Дни культуры сел и д е р е ­ вень. Они способствовали поддержке и популя­ ризации культуры во всех е е проявлениях, р а з ­ витию народного творчества , укреплению м а ­ териальной базы очагов культуры. В отчете о положении д е л на культурном фронте приняли участие практически все учреж­ дения культуры, показав неубывающий творчес­ кий потенциал . Программу Дней составили не только концертные ном ера , но и многочислен­ ные выставки народно-прикладного и художе­ ственного творчества, конкурсы, хороводы. Р ас ­ кошелились на призы и угощения руководители сельхозкооперативов. По убеждению ведущего специалиста р ай ­ отдела культуры Л. Сладких, даж е в столь праг­ матические врем ена сельский лю д не потерял творческого духа, не разучился по-русски ши­ роко и раздольно веселиться . И в этом — глав­ ный итог Дней культуры. ПОЧЕТНЫЕ ДИПЛОМЫ - ХЛЕБОПЕКАМ + Новой удачей заверш ился для коллекти­ ва х л е б о з а в о д а м естно го райпо обл астной смотр-конкурс на лучшее сел ьско е предприя­ тие по культуре и эстетике производства . Вто­ рой год кряду краснинские хлебопеки заво евы ­ вают первое м есто и Почетный диплом облпо ­ требсоюза. Сегодня предприятие выпекает до трех д е ­ сятков наименований хлебобулочных и конди­ терских изделий —от черного ржаного хлеба до лимонных пряников, а ещ е поит сельчан хл еб ­ ным квасом . И в этом году хлебопеки порадо ­ вали покупателей новыми высококачественны­ ми изделиями из слоеного теста , благо о б з а в е ­ лись новейшей тестораскаточной машиной. Кстати, ср а зу двух призовых дипломов удо ­ стоилось и сам о райпо. Так оценило жюри его торговую и организационно-техническую д е я ­ тельность. Не остались б е з почетных грамот ру­ ководители и передовики производств. ЗАЩИТИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В порядке контроля Совет райадминист- рации обсудил ход реали зации районной про­ граммы «Здоровый ребенок». Отмечались как по­ зитивные, так и негативные моменты . В частно­ сти, в районе нем ало д е л а е т ся для укрепления м атериальной базы школ и де тс ад о в , крепнет техническая оснащенность ЦРБ, зам етно акти­ визировалась спортивно-оздоровительная рабо­ та. З а последние полтора года на эти цели рай- бюджет выделил почти восемь млн. рублей. В принятом постановлении главный упор сд е ­ лан на усиление лечебно-профилактической р а ­ боты и, в частности, на соверш енствование пи­ тания детей , борьбы с инфекционными з а б о л е ­ ваниями. Большие планы по компьютеризации школ, пропаганде гигиены, духовной и физичес­ кой закалке де тей . Переподготовку и гигиени­ ческое обучение пройдут руководители и учите­ ля школ, специалисты других образовательных учреждений. Вся запланированная связка вопросов по­ требует немалых ср едс тв . Поэтому члены Со­ вета реком ендовали властям , не откладывая дел о в долгий ящик, продумать систему финан­ сирования программы «Здоровый ребенок» 2003 год. УКОГОИДУТДЕЛА Нефтяная компания «ЮКОС» в своей программе стратегического развития считает для себя важнейшим направление , связанное с модернизацией нефтебазового хозяйства. Эта программа предполагает не строительство множества крупных стационарных объектов, как практиковалось ран ее , а в первую очередь доведение топливопроводящей сети до европейского уровня и более эффективного ее использования с учетом экономических факторов. В связи с этим наме­ чено сокращение тех подразделений ОАО «Липецкнефтепродукт», которые из-за неэффек­ тивности, низкой рента­ бельности и неудовлетво­ рительного технического оснащения уже не отве­ чают современным техно­ логическим и экологичео ким требованиям. На последнее обстоятель­ ство, в частности, обра­ тил внимание на недав­ нем расширенном заседа­ нии правления НК «ЮКОС» в Липецке его председатель Михаил Хо­ дорковский. Он сказал, что некоторые нефтехра­ нилища за долгие годы эксплуатации прогнили на­ столько (к счастью, это не относится к липецким — прим, автора), что их содер­ жимое держится буквально на глиняной подушке. Именно поэтому экологичес­ кому фактору компания «ЮКОС* намерена уделять первостепенное значение. Сегодня гораздо выгод­ нее и перспективнее иметь в структуре специальные мобильные подразделения, которые продают клиентам и доставляют нефтепродук­ ты как мелким оптом, так и в розницу. Чтобы этот ме­ ханизм работал четко, опе­ ративно и надежно, весной этого года и было создано новое предприятие — ЗАО НК«ЮКОС»: курс НАОПТИМИЗАЦИЮ ■ I— ш шшшшше —/ ш мав мшшммш » i ш /xffiШЩю .| у, § Щ ' Ц «Липецк-Терминал М*-. Его возглавил Николай Ивано­ вич Бобров — человек с большим опытом работы в данной отрасли, знающий технологию производстба и умеющий принимать реше­ ния вжестких рыночных ус­ ловиях. Задачу ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М* он видит в том, чтобы прежде всего бесперебойно и в короткий срок поставлять клиентам нефтепродукты. И для этого на новом предприятии есть необходи­ мые условия: оно распола­ гает мощным парком бензо­ возов. Особый акцент сде­ лан на большегрузные авто­ мобили, каждый из которых может вывезти за один рейс до 25 тонн топлива. Как за­ верил Н. Бобров, в планах ЗАО «Липецк-Терминал М* приобретение еще несколь­ ких таких бензовозов. С учетом возрастающего с каждым годом спроса в об­ ласти на ГСМ и для уско­ ренной их доставки до мес­ та назначения такой шаг ру­ ководства нового подразде­ ления ОАО «Липецкнефте продукт* логичен, целесооб разен и работает на то, что бы по возможности макси мально удовлетворить инте ресы клиентов и еще в боль шей степени укрепить пози ции НК «ЮКОС* на мест ном рынке нефтепро­ дуктов. Важнейшая сфера деятельности ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М» — эксплуатация нефтеба­ зового хозяйства обла­ сти. Ведь курс на совре­ менные автозаправоч­ ные комплексы с мини­ терминалами и на мо­ бильный транспорт во­ все не означает, что ряд районов области вооб­ ще останется без склад­ ских емкостей для го­ рюче-смазочных мате­ риалов. По-прежнему на нефтебазах предпри­ ятия будет осуществ­ ляться их отпуск, а также прием нефтепро­ дуктов как железнодо­ рожным транспортом, так и трубопроводом. При этом следует подчерк­ нуть, что в ходе недавнего корпоративного мероприя­ тия вЛипецке руководитель НК «ЮКОС» Михаил Хо­ дорковский и глава админи­ страции области Олег Коро­ лев в частной беседе дого­ ворились о том“, что наше нефтебазовое хозяйство в целях развития региональ­ ной экономики не подверг­ нется основательному со­ кращению, и это следует считать гарантом дальней­ шего взаимовыгодного со­ трудничества компании с Липецкой областью. В ЗАО «Липецк-Терми­ нал М» работает и един­ ственная в области лабора­ тория по определению каче­ ства нефтепродуктов. Она аккредитована Госстандар­ том России и отвечает совре­ менным технологическим требованиям, что позволяет вести рабочий процесс на ка­ чественно высоком уровне. В целом же в компании наме­ чена также большая и тща­ тельно разработанная про­ грамма по модернизации кор­ поративных нефтебаз. Она предполагает, с одной сторо­ ны, дальнейшее строитель­ ство мини-терминалов, АЗС европейского класса и т.д. В Липецкой области, на­ пример, изменится в ско­ ром времени и внешний вид резервуарных парков, подъездных путей, произ­ водственных помещений и административных зда­ ний. Сдругой стороны — это и оптимизация всех технологических опера­ ций, без чего трудно рас­ считывать на успех и дви­ жение вперед. Кстати, именно об этом шел серьезный разговор на расширенном заседании правления НК «ЮКОС» в Липецке, иименно этатема являетсянынчевчислепри­ оритетных направлений в бизнес-политике НК «ЮКОС». Приятно конста­ тировать, что ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М» в этом направлении уже много де­ лает. Что является как раз хорошим примером вопло­ щения проекта НК «ЮКОС» по опти­ мизации логисти­ ческих транспорт- § ных схем для сни- § жения затрат на § хранение идостав- Ц кунефтепродуктов § непосредственно в | хозяйство или | клиенту в отдель- || ности. На фото: гене- || ральный дирек- 1 тор ЗАО «Липецк- If Терминал М»> Ни- || колай Иванович 1 Бобров; те самые §| знаменитые двад- | цатипятитонники. g Виктор 1 МАНАЕНКОВ. 1 Лиц. Д-061088 вы- g дана Минэнерго РФ, !| per. № ИМ 881 от § 08.02.02 г. Ж И П Е Ц К А Я • Ж г а з е т а ФЮ Р РЕА ЛИ ЗМ ? «ПОДПОЛЬЩИКИ» ИЗГАДИЛИ ЗАБОРЫ Ранний рассвет привел в изумление жителей Измалко- во. Черно-красные листовки со свастикой появились за ночь на столбах, памятниках иадминистративныхучрежде­ ниях. Именем «воинствую­ щей церкви Христовой» (?1) лидерыдвижения такназыва­ емого Русского национально­ гоединстваприглашалиселян в ряды РНЕ. Подобного в ли­ пецкой глубинке не припом­ нят. Возмущенные свастикой жители над призывами долго не размышляли — листовки отдирали и рвали. Хотя сде­ лать это было не так просто — клеем эмиссары РНЕ во­ оружились самым-самым. По­ этому после ответной акции жителей повсеместно вместах агитации остались нестирае­ мые отметины, в том числе и на недавно отремонтирован­ ных зданиях. В районном от­ деле милиции полагают, что листовкиРНЕ—делорукпри­ езжих, вэтупору вИзмалков- ском крае их немало, в том числе из столицы и Подмос­ ковья. Тем не менее «гости* оказались вкурсе райцентров- ских реалий—ночнуювылаз­ ку приурочили к базарному дню, когда главная улица Из- малково точно муравейник. Не учли заезжие лишь со­ знательность селян и их от­ ветную реакцию: «Этим бы клеем да на ж... фашисту ли­ стовку!» Последний раз пере­ жившие войну измалковцы виделифашистскуюсвастику на своей земле в декабре 1941-го... Андрей ДЕМЕНТЬЕВ. ПЕРШШОВ №ЦОМОН № 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) А потом было подведение итогов, а точнее — обмен мнениями. Так, один из ораторов бросил реплику: мол, уси­ ление мер материального поощрения — это возвращение к социализму. Олег Ко­ ролев возражает: мол, не надо «переина­ чивать» хорошее дело. Так работает За­ падная Европа, и мы должны не только сохранять, но и усиливать систему ма­ териального поощрения. Вот уже в про­ шлом году стали награждать лучшего комбайнера области легковой автомаши­ ной —хорошо. Надо идти дальше, вру­ чать легковую автомашину и лучшему руководителю хозяйства, и лучшему сельскому главе. В общем, для каждой категории, имеющей отношение к жат­ ве, разработать действенную систему по­ ощрения. Глава областной администрации дал руководителям сельхозуправления пору­ чение просчитать, какую площадь нам целесообразно засевать тритикале, и на основе этих расчетов разработать отдель­ ную областную программу по названной культуре. Заостряется внимание районных глав на необходимости взять под особый кон­ троль технологию уборки и подработки пивоваренного ячменя, ибо тут —гаран­ тированный сбыт продукции. Еще одно поручение сельхозуправле- нию — согласовать объемы площадей, которые будут поливаться французской дождевальной техникой. Использование такой техники будет осуществляться в рамках сотрудничества с фирмой «Сюк- ден», отношения с которой крепнут. Анализируется готовность уборочной техники. Один за другим заслушивают­ ся главырайонных администраций. Под­ вергаются анализу такие факты. В Доб- ринском районе нагрузка на зерноубо­ рочный комбайн —одна из самых низ­ ких в области. Тем не менее он привле­ кает дополнительно технику, заключив договоры с ее владельцами. А есть рай­ оны, где нагрузка на комбайн в отдель­ ных хозяйствах доходит до 500 с лиш­ ним гектаров, однако с заключением до­ говоров на аренду техники там медлят. В ряде хозяйств попросту намерены сэ­ кономить на арендной плате, считая ее чрезмерной. Олег Королев назвал вер­ ным добринский подход, заметив: те, кто, не обладая достаточной собственной технической мощью, жалеет сейчас 6 центнеров с гектара в качестве арендной платы за комбайн, рискует потерять все 12 центнеров из-за промедления с убор­ кой. Олег Петрович добавил: среди за­ падных фермеров не принято вообще об­ заводиться собственными комбайнами, которые стоят огромных денег, а исполь­ зуются 10 дней в году. Там предпочита­ ют нанять уборочную технику со сторо­ ны. На подведении итогов было подчерк­ нуто: не случайно глав районных адми­ нистраций возили в добринские хозяй­ ства, еще недавно отстающие, но набрав­ шие силу после реорганизации. Ведь са­ мое актуальное сейчас — использовать этот опыт, спасти убыточные ныне хо­ зяйства. В целом по области прогресс заметен. Если в 2000 году аграрный сек­ тор дал 11 миллиардов рублей товарной продукции, в 2001-м —14 миллиардов, то в 2002-м, по прогнозам, уже 20 мил­ лиардов. И еще один знак. В область идут ин­ весторы. Подтверждение тому —разви­ вающееся сотрудничество с фирмой «Сюкден». В то же время, отмечалось на семи­ наре, мы не можем растягивать процесс подтягивания отстающих на неопреде­ ленное время. Ситуация развивается та­ ким образом, что уже через год придет­ ся принимать тяжелое решение по тем, кто не желает шагать в ногу со време­ нем. «Сверка часов» на добринском поле была призвана побудить районных глав еще раз задуматься о том, что делать с такими хозяйствами. Вячеслав ИСКОРНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz