Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Ш Ш Ш Ш 88Ш 88 ДИАЛОГИ«ЛГ» З А Ч Т О С ТАВЯТ « Д В О Й К У » Я н е б у д у н азы в а ть н ом ер ш колы , в которой ш ш ш ш шт _____--------------ч ж® п р ои зош л а эта история, и ф ам илию учителя, который щ Щ И Щ И Ш ШШшШШШ ||§ |$ £ Щ 0 §Шк. Д | | п о д а л иск в суд з а н е за к о н н о е , н а его взгляд, 1 1 1 1 1 J j j 4 i F В™ ШгШ И l i P i l l уво л ьн ен и е. И не только потому, что р еш ени я суд а Ш ш И Д И Ж т ■ Щ И в И » Ш Щ п о к а нет, но и потому, что лично мне каж ется, wMm,ШтШж шкШш. в ШШ, И Я ЩШж Я J S выяснить истину в д ан н о й ситуации почти ' ШШ ЩЩт ШШШ Ж Щ Ж щЩщ, В Ш н ев о зм ож н о . Нет, суд, кон ечно , р азб ер е тся в щ i ll ЩШ И Щ И I I Щ ® правомочности претен зий п ед аго га. Но это будут Ш Щ § J f И Щ Шшшшш Ж Щ W kJim jg| лиш ь внеш ние, ф о рм а л ь ны е стороны конф ликта. Щ И Ш Ш Ж И Р ШШ ШШ Й§ С ама ж е ситуация зак лю ч ае тся в сл едующ ем . ^ ™ 888 ШШ W Учитель истории Н. р а б о т а е т в этой ш к о л е с 1985 го д а. С 1998-го на него н ачин аю т поступать ж а л о бы роди тел ей . Суть ж а л о б сводится к одном у : р е б ен о к боится у р о к о в истории, н е хочет н а них идти. У кого- то в этот д ен ь утром откры вается рво та, кто-то не спит ночь. Родители ж алую тся, что учитель о б р ащ а е т с я с детьми грубо , м ож ет унизить п е р е д колл ек ти вом . Оценки по истории к р ай н е ни зкие — в основном «тройки». В о д н ом классе родители д а ж е п о тр еб о в али зам ени ть этого учителя н а другого. Когда читаеш ь эти ж а л о бы , то склады вается вп еч а тлени е, что п е р е д тобой просто и зверг. О д н ак о из перво го за с е д ан и я суд а м н е у д а л о с ь понять, что в качестве свидетелей присутствуют родители реб ят, которы е по истории п лохо успеваю т. Но, согласитесь, н ем а л о в аж н о зн ать и м н ен и е отличников. Я встретилась с д е в о ч к о й , ко то р а я училась у Н. н а протяж ении пяти лет. Вот б у к в ал ьн о д о словно е е слов а: «Уроки истории у нас проходи ли оч ен ь интересно. Он д а в а л н ам м ассу дополни тельно го м а т е р и а л а , слуш ать бы л о о д н о удовольстви е. К аж д ая тем а «р а зж е вы в ал а с ь » так , что, я считаю , учитель им ел п р а в о тр еб о в ать зн аний и хор ош и х ответов. Я никогда его н е б о ял ась и ш л а н а у р о ки с радостью . Не припомню , чтобы Н. о ск орбл ял учеников». С каж ем прямо: т а к и е д и ам е тр а л ь н о проти воп олож ны е оц ен ки ш кольников уж е н аводя т на р азм ыш л ени я . Из р а з г о в о р а с д ев о ч к о й я п он я л а: Н. был оч ен ь п рин ц ип и ал ен , то есть мог зап ро сто поставить отличнику «тройку» и троечнику «пятерку». На вопрос «Почему п р е о б л а д аю т «тройки»?» лю бой учитель в ам ответит: «Потому, что они не учат». Но м ож н о спросить и ин ач е: а почем у они вас так см ертельно боятся? Впрочем , у слыш ав р а с ск а з об этой истории, м о я дочь вспомнила свой ш кольный опыт: «Я тож е д о д р ож и б о ял ас ь у р о к о в гео граф ии , н а к а н у н е кон трольны х не м о гл а уснуть. Но это потому, что я бы л а зан я т а м у зы кой и н е х о т ел а тратить н а к акую -то гео граф ию столько вр ем ени , сколько т р е б о в а л а учительниц а. Если бы тр а ти л а , то все з н а л а бы и н е боялась» . Согласитесь, в этом тож е есть свой р е зо н . Так кто ж е из д етей п р ав ? Кто так ой Н. — сам о д у р или принципи ал ьно тр ебов ател ьны й п едаго г? Боюсь, что одно зн ачн о го ответа н а этот вопрос мы с в ам и нико гда не получим —у к аж д о го р е б е н к а он будет свой. О д н ак о вся эта история, вклю чая позицию отличников, д ем он стрирует н ам тот кризис, которы й п ер еж и в а е т сегодня российская ш к о л а и п ед аго ги к а. О нем , об этом кри зи се, я и р еш и л а поговорить с супругами К авериным и , Зи н аи дой Н и колаевн ой и Ю рием В асильевичем , чей сумм арны й педагогический стаж составляет девяносто лет. мьях, как правило, по одно му ребенку, а для воспита ния очень важен коллектив. — В том-то и дело, что по одному. А единственного ребенка стараются макси мально оградить от проблем и отрицательных эмоций. Дети в большинстве семей элементарно не приучены к ТРУДУ» инфантильны — им бы «тусоваться» да «оттяги ваться». А учитель требует именно труда, концентрации внимания, напряжения. Да не хотят они напрягаться! Я считаю, что надо ставить те оценки, которых ученики заслуживают, без оглядки на разные показатели. А не переписывать за них конт рольные, не исправлять —Прежде всего, надо по мнить, что причины плохих отметок могут быть самыми разными. Всвое время я мог ла за одну и ту же работу поставить отличнику «двой ку», а двоечнику «четверку». Потомучтодля двоечника это достижение, а для отлични ка—провал. Одного надо по ощрить, а другого — заста вить работать вполнуюсилу. Помню, в тот раз пришел разгневанный папа отлични цы: «Как так может быть?» Но когда я ему объяснила, он сказал:«Вы абсолютно правы». И больше уже не вмешивался в учебный про цесс. Хорошо иметьдело сро дителями, которые озабоче ны знаниями ребенка, а не его оценками. —Сегодня вообще пошла новая мода: родители актив но вмешиваются вшкольный учебный процесс. Причем за частую это принимает такие формы, которые иначе как злом не назовешь. Почему- то большинство родителей за бывают о том, что главное воспитание ребенок получа ет в семье. Чуть что — все претензии к школе. Но вы встречали хоть раз родителя, который бы пришел и ска зал: «У моего ребенка все «пятерки», и меня это насто раживает. Я боюсь, что его знания не соответствуют это му уровню»? Приходят толь ко в том случае, если ребе нок плохо учится. Приходят с жалобами и скандалами, а не за советом. Приходят требовать оценок, а не зна ний. Всвое время ко мне по дошел один папа и спросил: «Как там у моего сына с фи зикой?» Я ему в ответ: «Правда, а как у вашего сына с физикой?» — «Но ведь это вы учитель физи ки...» — «Да, но учит-то он уроки дома». Увы, сегодня всю ответственность пере кладывают на школу. Но ведь педагог не может за ученика выучить уроки. За частую получается так: чем выше требования учителя, тем меньше его любят и тем ниже успеваемость. — А вам не кажется, что таких педагогов не любят не только ученики, но и ад министрация школ? Ведь они всю статистику портят... — В том-то и дело, что вся наша школьная система подчинена пресловутым «по казателям». Это было и про должается. От учителя хоро ших оценок требует дирек тор, от директора —городс кое управление образования, от ГУНО—областной депар тамент. Причем называется этот показатель «качество знаний». Простите, но мно го ли общего между отмет ками и знаниями? Если я хочу спокойно жить, я буду всем ставить «четверки» и «пятерки». И меня все лю бить будут. — Вот-вот. А не потому ли у нас сегодня столько ме далистов, которым для по ступления в вуз требуются репетиторы? —Наверняка причина и вэтом. Но и учителя винить нельзя. Ему ведь эти пока затели требуются и для ат тестации на категорию. А от категории зависит зарплата. Вот и выбирай между зар платой и принципиальнос тью. Учителей загнали в угол, из которого пока не видно выхода. И его не бу дет, пока не изменится сис тема критериев. Что такое тот же открытый урок? Это не более чем показуха. Один раз провел —и можешь че тыре года жить спокойно. —А вот я хочу коснуть ся другой стороны пробле мы. У меня была коллега- педагог, которая первого сентября говорила: «Иду влюблять учеников в свой предмет». Но влюблялись они прежде всего внее —та кой она была человек. А влюбившись, уже не могли не готовиться к урокам—не хотели ее расстраивать. Если я вижу запись в дневнике «ваш ребенок весь урок смотрел в окно», то это «двойка» учителю, а не уче нику. Значит, таким был урок. Когда нашсын возвра щался из Афганистана, он, не доехав до Липецка, вы шел в Ельце и пошел к лю бимому учителю. Понимае те, я скорее прощу педагогу недостаточно высокий про фессиональный уровень, чем нелюбовь к детям. Может, я неправа, но бездушный «профи» может искалечить на всюжизнь души детей. И что тогда толку от знаний? А вот об этой любви к де тям, о призвании мы сегод ня и забыли. Почему сейчас в педагогические вузы при нимают людей, которые за ведомо не хотят работать в школах? А если и пойдут работать, то не дай Бог. И высокая зарплата этой про блемы не решит — будут рваться вшколу только ради денег. Мы как-то забываем, что именно учитель может помочь ребенку обрести чув ство собственного достоин ства, самоуважения. Может научить сострадать чужим бедам и проблемам. Тут и родители зачастую бессиль ны, поскольку сегодня в се- ошибки в выпускных сочи нениях. — Но вот тут-то и начи нают возникать конфликты у родителей с педагогами. Ведь ни один родитель не согласится признать, что его ребенок ленив или не раз вит... —Яуже говорил, что ро дитель должен идти в шко лу не со скандалом, а за со ветом. Вот сократили вомно гих школах ставки психоло гов, да это и правильно: та кие психологи и в самом деле не очень нужны. Но в идеале-то должен существо вать и действовать «тре угольник»: родитель, учи тель, психолог. И именно психолог должен професси онально разобраться в ис тинных причинах конфлик та, помочь найти из него вы ход и педагогу, и ребенку. И тогда не надо будет под ключать к этому админист рацию с ее «волевыми» и, как правило, формальными решениями. Но для этого люди должны уметь слу шать друг друга, обладать элементарной культурой. Но все это, к сожалению, в иде але. И этот идеал не будет достигнут, пока государство не осознает: учитель —клю чевая фигура общества. Именно от него, от школь ного учителя, во многом за висит то, каким будет это общество. Именно от профес сии учителя зависят все ос тальные: врачи, инженеры, летчики. Елена БРЕДИС. л и п е ц к о г о П о д с т е п и К РА СН И Н С КИ И РАЙОН Собственный корресп он дент «Л и п ец кой газеты» Е вгений КАРПУХИН сообщ ает : «ЧУДО-ПТИЦА» НАД ПШЕНИЧНЫМ ПОЛЕМ Н евед о м ая д л я ж и телей с е л а Д егте в о е «чудо-птица» в зм етн у л ась н ад пш еничным п о л е м и вы тряхнула на зрею щ ую ниву густое о б л ак о яд охим и катов. З ач ар о ван н ы й ш о ф е р «ав тозап равщ ика» крякнул от удовольстви я: —М олодец , п о-сн ай п ерски ц ел ь накры л. О том , что в СПК «Рассвет» д р уж ат с п е р е д о в о й техн ологи ей и пожинаю т щ ед р ы е плоды , всей округе и звестн о. В аж н ейш ее зв е н о —хим - защ и т а р астен и й о т б о л е зн ей , в р е д и те л ей и сорняков. Многие годы тут привлекали в помощ ь д о р о го сто ящ ую се л ь х о за в и а ц и ю . В э т о т р а з свои услуги пред лож и ли сел ьч ан ам д е л ь т а п л а неристы одного и з столичны х ави аклубов. В х о зя й с т в е клюнули на вы годную по ц ен е наживку и, как потом о к аза л о с ь , более кач ествен н ую . У д е л ь т ап л ан а м ного п р еи м ущ еств. Ему н е т р е бу ется в зл е тн ая п о л о са, р а б о т а е т он на м алы х вы сотах, практически исклю чая сн о с хим п реп а- р ато в. О дной зап р авк и х в а тае т на 3 0 гектаров. Б уквально з а счи тан ны е часы в х о зя й с тв е защ и ти л и от всех б е д 150 0 гектар о в х л еб о в, д а в п о во д другим п о сл ед о в ать это м у п рим еру. В ДНИ КУЛЬТУРЫ ПЕЛИ И ПЛЯСАЛИ ^ З а в ерш и л и сь п р о д о лж авш и еся в р ай о н е б о л е е двух м е с я ц е в Дни культуры с е л и д е р е вень. Они сп о со б ство вал и п од д ерж ке и популя ри зац и и культуры во всех е е п роявлен и ях, р а з витию н арод н ого тв о р ч еств а, укреп лен ию м а тери альн ой б азы очагов культуры. В о тч ете о полож ении д е л на культурном ф ро н те приняли участие практически в с е учреж ден и я культуры, п оказав неубы вающ ий тво р ч ес кий п о тен ц и ал . П рограмм у Д н ей со стави л и не только кон ц ертны е н о м ер а, но и м н о го ч и сл ен ны е вы ставки н аро д н о -п р и к л ад н о го и х у д ож е ственного творчества, конкурсы, хороводы . Р а с кош ели ли сь на п ризы и угощ ения руководители сельхозкооп ерати вов. По убеж д ен ию вед ущ его сп ец и ал и с та р а й о тд е л а культуры Л. Сладких, д а ж е в столь п раг м ати ч еск и е в р е м е н а сел ьски й лю д н е п отерял тво р ч еск о го духа, не р азу ч и л ся п о-русски ш и роко и р азд о л ь н о в е се л и т ь с я . И в это м — гл ав ный итог Д ней культуры. ПОЧЕТНЫЕ ДИПЛОМЫ - ХЛЕБОПЕКАМ + Новой у д ач ей за в ерш и л ся д л я коллекти в а х л е б о з а в о д а м е с т н о го р а й п о о б л а с т н о й см о тр-кон курс на лучш ее се л ь с к о е п р ед п р и я ти е по культуре и эст ети к е п р о и зв о д ст в а. Вто рой го д кряду краснинские х леб оп еки за в о е в ы ваю т п ер в о е м есто и Почетный д и п л о м о б л п о тр еб сою за. С егодня п р ед п р и яти е вы п ек ает д о тр ех д е сятков н аи м ен о ван и й хлеб обулочны х и кон ди терски х и зд ел и й —от черного рж аного х л еб а д о лим он ны х пряников, а е щ е поит сел ьч ан х л е б ным к васо м . И в это м году хл еб о п еки п о р а д о вали покуп ателей новыми вы со к о кач ествен ны ми и зд ел и ям и и з слоен ого те ста , благо о б з а в е л и сь новейш ей тестораскаточн ой м аш иной. К стати, с р а зу двух п ри зовы х д и п л о м о в у д о сто и л о сь и с а м о р ай п о. Так о ц ен и л о жю ри его торговую и о р ган и зац и он н о-техн и ческую д е я тельн ость. Не остал и сь б е з почетных грам от ру ководи тели и п ередови ки п р о и зво д ств. ЗАЩИТИТЬ ЗДО РОВ ЬЕ РЕБЕНКА В п оряд ке контроля С овет рай адм и н и ст- рац и и об су д и л х о д р еа л и зац и и рай он н ой п р о граммы «Здоровый ребенок». О тм ечались как по зи ти вны е, так и н егативны е м ом ен ты . В ч астн о сти, в р ай о н е н ем ал о д е л а е т с я д л я укреп лен и я м атер и ал ь н о й б а зы ш кол и д е т с а д о в , креп н ет техн и ческая о сн ащ ен н о сть ЦРБ, за м е т н о ак ти ви зи ровалась сп ортивно-оздоровительная р аб о та. З а п о сл ед н и е п о л то р а года на эти ц ели рай- бю дж ет вы д ел и л почти в о с ем ь м лн. рублей . В принятом постановлении главный упор с д е лан на уси лен и е леч еб н о-п роф и лакти ческой р а боты и, в частн ости , на со в ерш ен ств о в ан и е пи тания д е т е й , борьбы с инф екционным и з а б о л е ван и ям и . Б о льш и е планы по ком п ью тери зац и и школ, пропаганде гигиены, духовной и ф и зи ч ес кой з а к а л к е д е т е й . П ереподготовку и гиги ен и ч еско е обучение пройдут руководители и учите ля ш кол, сп ец и ал и сты других о б р азо ватель ны х учреждений. Вся зап л ан и р о в ан н ая с в я зк а во п р о со в п о тр е б у е т н ем алы х с р е д с т в . П оэтом у члены С о вета р ек о м ен д о в ал и в л астям , н е о тк л ады вая д е л о в долгий ящ ик, п родум ать си стем у ф и н ан си р о ван и я п р о гр ам м ы «Зд оровы й ребенок» 2 0 0 3 год. У КОГО ИДУТ ДЕЛА Н ефтяная ком п ани я «ЮКОС» в своей п р о гр амм е стратегического развития считает д л я себя в аж н ейш им н ап р а в л ен и е , с в я зан н о е с м о д е р н и зац и е й н еф теб азо во го хо зяй ства. Эта п р о гр ам м а п р е д п о л а га е т н е строительство мн ож еств а крупны х стаци он арны х об ъ ек то в , к а к п р ак ти к о в ал о с ь р а н е е , а в п ервую о ч е р е д ь д о в е д е н и е топ ли в оп р о во д ящ ей сети д о ев роп ей ско го уро вн я и б о л е е эфф ективного е е и сп ол ьзов ани я с уч етом эконом ич еских ф ак то р о в . В связи с этим наме чено сокращение тех подразделений ОАО «Липецкнефтепродукт», которые из-за неэффек тивности, низкой рента бельности и неудовлетво рительного технического оснащения уже не отве чают современным техно логическим и экологичео ким требованиям. На последнее обстоятель ство, в частности, обра тил внимание на недав нем расширенном заседа нии правления НК «ЮКОС» в Липецке его председатель Михаил Хо дорковский. Он сказал, что некоторые нефтехра нилища за долгие годы эксплуатации прогнили на столько (к счастью, это не относится к липецким — прим, автора), что их содер жимое держится буквально на глиняной подушке. Именно поэтому экологичес кому фактору компания «ЮКОС* намерена уделять первостепенное значение. Сегодня гораздо выгод нее и перспективнее иметь в структуре специальные мобильные подразделения, которые продают клиентам и доставляют нефтепродук ты как мелким оптом, так и в розницу. Чтобы этот ме ханизм работал четко, опе ративно и надежно, весной этого года и было создано новое предприятие — ЗАО НК «ЮКОС»: к у р с НА О П Т И М И ЗА Ц ИЮ ■I— ш шшшшше —/ ш мав мшш м мш » i ш /xffiШЩю .| у, § Щ ' Ц «Липецк-Терминал М*-. Его возглавил Николай Ивано вич Бобров — человек с большим опытом работы в данной отрасли, знающий технологию производстба и умеющий принимать реше ния вжестких рыночных ус ловиях. Задачу ЗАО «Ли пецк-Терминал М* он видит в том, чтобы прежде всего бесперебойно и в короткий срок поставлять клиентам нефтепродукты. И для этого на новом предприятии есть необходи мые условия: оно распола гает мощным парком бензо возов. Особый акцент сде лан на большегрузные авто мобили, каждый из которых может вывезти за один рейс до 25 тонн топлива. Как за верил Н. Бобров, в планах ЗАО «Липецк-Терминал М* приобретение еще несколь ких таких бензовозов. С учетом возрастающего с каждым годом спроса в об ласти на ГСМ и для уско ренной их доставки до мес та назначения такой шаг ру ководства нового подразде ления ОАО «Липецкнефте продукт* логичен, целесооб разен и работает на то, что бы по возможности макси мально удовлетворить инте ресы клиентов и еще в боль шей степени укрепить пози ции НК «ЮКОС* на мест ном рынке нефтепро дуктов. Важнейшая сфера деятельности ЗАО «Ли пецк-Терминал М» — эксплуатация нефтеба зового хозяйства обла сти. Ведь курс на совре менные автозаправоч ные комплексы с мини терминалами и на мо бильный транспорт во все не означает, что ряд районов области вооб ще останется без склад ских емкостей для го рюче-смазочных мате риалов. По-прежнему на нефтебазах предпри ятия будет осуществ ляться их отпуск, а также прием нефтепро дуктов как железнодо рожным транспортом, так и трубопроводом. При этом следует подчерк нуть, что в ходе недавнего корпоративного мероприя тия вЛипецке руководитель НК «ЮКОС» Михаил Хо дорковский и глава админи страции области Олег Коро лев в частной беседе дого ворились о том“, что наше нефтебазовое хозяйство в целях развития региональ ной экономики не подверг нется основательному со кращению, и это следует считать гарантом дальней шего взаимовыгодного со трудничества компании с Липецкой областью. В ЗАО «Липецк-Терми нал М» работает и един ственная в области лабора тория по определению каче ства нефтепродуктов. Она аккредитована Госстандар том России и отвечает совре менным технологическим требованиям, что позволяет вести рабочий процесс на ка чественно высоком уровне. В целом же в компании наме чена также большая и тща тельно разработанная про грамма по модернизации кор поративных нефтебаз. Она предполагает, с одной сторо ны, дальнейшее строитель ство мини-терминалов, АЗС европейского класса и т.д. В Липецкой области, на пример, изменится в ско ром времени и внешний вид резервуарных парков, подъездных путей, произ водственных помещений и административных зда ний. Сдругой стороны — это и оптимизация всех технологических опера ций, без чего трудно рас считывать на успех и дви жение вперед. Кстати, именно об этом шел серьезный разговор на расширенном заседании правления НК «ЮКОС» в Липецке, иименно этатема являетсянынчевчислепри оритетных направлений в бизнес-политике НК «ЮКОС». Приятно конста тировать, что ЗАО «Ли пецк-Терминал М» в этом направлении уже много де лает. Что является как раз хорошим примером вопло щения проекта НК «ЮКОС» по опти мизации логисти ческих транспорт- § ных схем для сни- § жения затрат на § хранение идостав- Ц кунефтепродуктов § непосредственно в | хозяйство или | клиенту в отдель- || ности. На фото: гене- || ральный дирек- 1 тор ЗАО «Липецк- If Терминал М»> Ни- || колай Иванович 1 Бобров; те самые §| знаменитые двад- | цатипятитонники. g Виктор 1 МАНАЕНКОВ. 1 Лиц. Д-061088 вы- g дана Минэнерго РФ, !| per. № ИМ 881 от § 08.02.02 г. Ж И П Е Ц К А Я • Ж г а з е т а Ф Ю Р Р Е А Л И З М ? «ПОДПОЛЬЩИКИ» ИЗГАДИЛИ ЗАБОРЫ Ранний рассвет привел в изумление жителей Измалко- во. Черно-красные листовки со свастикой появились за ночь на столбах, памятниках иадминистративныхучрежде ниях. Именем «воинствую щей церкви Христовой» (?1) лидерыдвижения такназыва емого Русского национально гоединстваприглашалиселян в ряды РНЕ. Подобного в ли пецкой глубинке не припом нят. Возмущенные свастикой жители над призывами долго не размышляли — листовки отдирали и рвали. Хотя сде лать это было не так просто — клеем эмиссары РНЕ во оружились самым-самым. По этому после ответной акции жителей повсеместно вместах агитации остались нестирае мые отметины, в том числе и на недавно отремонтирован ных зданиях. В районном от деле милиции полагают, что листовкиРНЕ—делорукпри езжих, вэтупору вИзмалков- ском крае их немало, в том числе из столицы и Подмос ковья. Тем не менее «гости* оказались вкурсе райцентров- ских реалий—ночнуювылаз ку приурочили к базарному дню, когда главная улица Из- малково точно муравейник. Не учли заезжие лишь со знательность селян и их от ветную реакцию: «Этим бы клеем да на ж... фашисту ли стовку!» Последний раз пере жившие войну измалковцы виделифашистскуюсвастику на своей земле в декабре 1941-го... Андрей ДЕМЕНТЬЕВ. ПЕРШ Ш О В №ЦОМОН № 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) А потом было подведение итогов, а точнее — обмен мнениями. Так, один из ораторов бросил реплику: мол, уси ление мер материального поощрения — это возвращение к социализму. Олег Ко ролев возражает: мол, не надо «переина чивать» хорошее дело. Так работает За падная Европа, и мы должны не только сохранять, но и усиливать систему ма териального поощрения. Вот уже в про шлом году стали награждать лучшего комбайнера области легковой автомаши ной —хорошо. Надо идти дальше, вру чать легковую автомашину и лучшему руководителю хозяйства, и лучшему сельскому главе. В общем, для каждой категории, имеющей отношение к жат ве, разработать действенную систему по ощрения. Глава областной администрации дал руководителям сельхозуправления пору чение просчитать, какую площадь нам целесообразно засевать тритикале, и на основе этих расчетов разработать отдель ную областную программу по названной культуре. Заостряется внимание районных глав на необходимости взять под особый кон троль технологию уборки и подработки пивоваренного ячменя, ибо тут —гаран тированный сбыт продукции. Еще одно поручение сельхозуправле- нию — согласовать объемы площадей, которые будут поливаться французской дождевальной техникой. Использование такой техники будет осуществляться в рамках сотрудничества с фирмой «Сюк- ден», отношения с которой крепнут. Анализируется готовность уборочной техники. Один за другим заслушивают ся главырайонных администраций. Под вергаются анализу такие факты. В Доб- ринском районе нагрузка на зерноубо рочный комбайн —одна из самых низ ких в области. Тем не менее он привле кает дополнительно технику, заключив договоры с ее владельцами. А есть рай оны, где нагрузка на комбайн в отдель ных хозяйствах доходит до 500 с лиш ним гектаров, однако с заключением до говоров на аренду техники там медлят. В ряде хозяйств попросту намерены сэ кономить на арендной плате, считая ее чрезмерной. Олег Королев назвал вер ным добринский подход, заметив: те, кто, не обладая достаточной собственной технической мощью, жалеет сейчас 6 центнеров с гектара в качестве арендной платы за комбайн, рискует потерять все 12 центнеров из-за промедления с убор кой. Олег Петрович добавил: среди за падных фермеров не принято вообще об заводиться собственными комбайнами, которые стоят огромных денег, а исполь зуются 10 дней в году. Там предпочита ют нанять уборочную технику со сторо ны. На подведении итогов было подчерк нуто: не случайно глав районных адми нистраций возили в добринские хозяй ства, еще недавно отстающие, но набрав шие силу после реорганизации. Ведь са мое актуальное сейчас — использовать этот опыт, спасти убыточные ныне хо зяйства. В целом по области прогресс заметен. Если в 2000 году аграрный сек тор дал 11 миллиардов рублей товарной продукции, в 2001-м —14 миллиардов, то в 2002-м, по прогнозам, уже 20 мил лиардов. И еще один знак. В область идут ин весторы. Подтверждение тому —разви вающееся сотрудничество с фирмой «Сюкден». В то же время, отмечалось на семи наре, мы не можем растягивать процесс подтягивания отстающих на неопреде ленное время. Ситуация развивается та ким образом, что уже через год придет ся принимать тяжелое решение по тем, кто не желает шагать в ногу со време нем. «Сверка часов» на добринском поле была призвана побудить районных глав еще раз задуматься о том, что делать с такими хозяйствами. Вячеслав ИСКОРНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz