Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Ш Ш Ш Ш 88Ш 88 ДИАЛОГИ«ЛГ» З А Ч Т О С ТАВЯТ « Д В О Й К У » Я н е б у д у н азы в а ть н ом ер ш колы , в которой ш ш ш ш шт _____--------------ч ж® п р ои зош л а эта история, и ф ам илию учителя, который щ Щ И Щ И Ш ШШшШШШ ||§ |$ £ Щ 0 §Шк. Д | | п о д а л иск в суд з а н е за к о н н о е , н а его взгляд, 1 1 1 1 1 J j j 4 i F В™ ШгШ И l i P i l l уво л ьн ен и е. И не только потому, что р еш ени я суд а Ш ш И Д И Ж т ■ Щ И в И » Ш Щ п о к а нет, но и потому, что лично мне каж ется, wMm,ШтШж шкШш. в ШШ, И Я ЩШж Я J S выяснить истину в д ан н о й ситуации почти ' ШШ ЩЩт ШШШ Ж Щ Ж щЩщ, В Ш н ев о зм ож н о . Нет, суд, кон ечно , р азб ер е тся в щ i ll ЩШ И Щ И I I Щ ® правомочности претен зий п ед аго га. Но это будут Ш Щ § J f И Щ Шшшшш Ж Щ W kJim jg| лиш ь внеш ние, ф о рм а л ь ны е стороны конф ликта. Щ И Ш Ш Ж И Р ШШ ШШ Й§ С ама ж е ситуация зак лю ч ае тся в сл едующ ем . ^ ™ 888 ШШ W Учитель истории Н. р а б о т а е т в этой ш к о л е с 1985 го д а. С 1998-го на него н ачин аю т поступать ж а л о бы роди тел ей . Суть ж а л о б сводится к одном у : р е б ен о к боится у р о к о в истории, н е хочет н а них идти. У кого- то в этот д ен ь утром откры вается рво та, кто-то не спит ночь. Родители ж алую тся, что учитель о б р ащ а е т с я с детьми грубо , м ож ет унизить п е р е д колл ек ти вом . Оценки по истории к р ай н е ни зкие — в основном «тройки». В о д н ом классе родители д а ж е п о тр еб о в али зам ени ть этого учителя н а другого. Когда читаеш ь эти ж а л о бы , то склады вается вп еч а тлени е, что п е р е д тобой просто и зверг. О д н ак о из перво го за с е д ан и я суд а м н е у д а л о с ь понять, что в качестве свидетелей присутствуют родители реб ят, которы е по истории п лохо успеваю т. Но, согласитесь, н ем а л о в аж н о зн ать и м н ен и е отличников. Я встретилась с д е в о ч к о й , ко то р а я училась у Н. н а протяж ении пяти лет. Вот б у к в ал ьн о д о словно е е слов а: «Уроки истории у нас проходи ли оч ен ь интересно. Он д а в а л н ам м ассу дополни тельно го м а т е р и а л а , слуш ать бы л о о д н о удовольстви е. К аж д ая тем а «р а зж е вы в ал а с ь » так , что, я считаю , учитель им ел п р а в о тр еб о в ать зн аний и хор ош и х ответов. Я никогда его н е б о ял ась и ш л а н а у р о ки с радостью . Не припомню , чтобы Н. о ск орбл ял учеников». С каж ем прямо: т а к и е д и ам е тр а л ь н о проти воп олож ны е оц ен ки ш кольников уж е н аводя т на р азм ыш л ени я . Из р а з г о в о р а с д ев о ч к о й я п он я л а: Н. был оч ен ь п рин ц ип и ал ен , то есть мог зап ро сто поставить отличнику «тройку» и троечнику «пятерку». На вопрос «Почему п р е о б л а д аю т «тройки»?» лю бой учитель в ам ответит: «Потому, что они не учат». Но м ож н о спросить и ин ач е: а почем у они вас так см ертельно боятся? Впрочем , у слыш ав р а с ск а з об этой истории, м о я дочь вспомнила свой ш кольный опыт: «Я тож е д о д р ож и б о ял ас ь у р о к о в гео граф ии , н а к а н у н е кон трольны х не м о гл а уснуть. Но это потому, что я бы л а зан я т а м у зы кой и н е х о т ел а тратить н а к акую -то гео граф ию столько вр ем ени , сколько т р е б о в а л а учительниц а. Если бы тр а ти л а , то все з н а л а бы и н е боялась» . Согласитесь, в этом тож е есть свой р е зо н . Так кто ж е из д етей п р ав ? Кто так ой Н. — сам о д у р или принципи ал ьно тр ебов ател ьны й п едаго г? Боюсь, что одно зн ачн о го ответа н а этот вопрос мы с в ам и нико гда не получим —у к аж д о го р е б е н к а он будет свой. О д н ак о вся эта история, вклю чая позицию отличников, д ем он стрирует н ам тот кризис, которы й п ер еж и в а е т сегодня российская ш к о л а и п ед аго ги к а. О нем , об этом кри зи се, я и р еш и л а поговорить с супругами К авериным и , Зи н аи дой Н и колаевн ой и Ю рием В асильевичем , чей сумм арны й педагогический стаж составляет девяносто лет. мьях, как правило, по одно­ му ребенку, а для воспита­ ния очень важен коллектив. — В том-то и дело, что по одному. А единственного ребенка стараются макси­ мально оградить от проблем и отрицательных эмоций. Дети в большинстве семей элементарно не приучены к ТРУДУ» инфантильны — им бы «тусоваться» да «оттяги­ ваться». А учитель требует именно труда, концентрации внимания, напряжения. Да не хотят они напрягаться! Я считаю, что надо ставить те оценки, которых ученики заслуживают, без оглядки на разные показатели. А не переписывать за них конт­ рольные, не исправлять —Прежде всего, надо по­ мнить, что причины плохих отметок могут быть самыми разными. Всвое время я мог­ ла за одну и ту же работу поставить отличнику «двой­ ку», а двоечнику «четверку». Потомучтодля двоечника это достижение, а для отлични­ ка—провал. Одного надо по­ ощрить, а другого — заста­ вить работать вполнуюсилу. Помню, в тот раз пришел разгневанный папа отлични­ цы: «Как так может быть?» Но когда я ему объяснила, он сказал:«Вы абсолютно правы». И больше уже не вмешивался в учебный про­ цесс. Хорошо иметьдело сро­ дителями, которые озабоче­ ны знаниями ребенка, а не его оценками. —Сегодня вообще пошла новая мода: родители актив­ но вмешиваются вшкольный учебный процесс. Причем за­ частую это принимает такие формы, которые иначе как злом не назовешь. Почему- то большинство родителей за­ бывают о том, что главное воспитание ребенок получа­ ет в семье. Чуть что — все претензии к школе. Но вы встречали хоть раз родителя, который бы пришел и ска­ зал: «У моего ребенка все «пятерки», и меня это насто­ раживает. Я боюсь, что его знания не соответствуют это­ му уровню»? Приходят толь­ ко в том случае, если ребе­ нок плохо учится. Приходят с жалобами и скандалами, а не за советом. Приходят требовать оценок, а не зна­ ний. Всвое время ко мне по­ дошел один папа и спросил: «Как там у моего сына с фи­ зикой?» Я ему в ответ: «Правда, а как у вашего сына с физикой?» — «Но ведь это вы учитель физи­ ки...» — «Да, но учит-то он уроки дома». Увы, сегодня всю ответственность пере­ кладывают на школу. Но ведь педагог не может за ученика выучить уроки. За­ частую получается так: чем выше требования учителя, тем меньше его любят и тем ниже успеваемость. — А вам не кажется, что таких педагогов не любят не только ученики, но и ад­ министрация школ? Ведь они всю статистику портят... — В том-то и дело, что вся наша школьная система подчинена пресловутым «по­ казателям». Это было и про­ должается. От учителя хоро­ ших оценок требует дирек­ тор, от директора —городс­ кое управление образования, от ГУНО—областной депар­ тамент. Причем называется этот показатель «качество знаний». Простите, но мно­ го ли общего между отмет­ ками и знаниями? Если я хочу спокойно жить, я буду всем ставить «четверки» и «пятерки». И меня все лю­ бить будут. — Вот-вот. А не потому ли у нас сегодня столько ме­ далистов, которым для по­ ступления в вуз требуются репетиторы? —Наверняка причина и вэтом. Но и учителя винить нельзя. Ему ведь эти пока­ затели требуются и для ат­ тестации на категорию. А от категории зависит зарплата. Вот и выбирай между зар­ платой и принципиальнос­ тью. Учителей загнали в угол, из которого пока не видно выхода. И его не бу­ дет, пока не изменится сис­ тема критериев. Что такое тот же открытый урок? Это не более чем показуха. Один раз провел —и можешь че­ тыре года жить спокойно. —А вот я хочу коснуть­ ся другой стороны пробле­ мы. У меня была коллега- педагог, которая первого сентября говорила: «Иду влюблять учеников в свой предмет». Но влюблялись они прежде всего внее —та­ кой она была человек. А влюбившись, уже не могли не готовиться к урокам—не хотели ее расстраивать. Если я вижу запись в дневнике «ваш ребенок весь урок смотрел в окно», то это «двойка» учителю, а не уче­ нику. Значит, таким был урок. Когда нашсын возвра­ щался из Афганистана, он, не доехав до Липецка, вы­ шел в Ельце и пошел к лю­ бимому учителю. Понимае­ те, я скорее прощу педагогу недостаточно высокий про­ фессиональный уровень, чем нелюбовь к детям. Может, я неправа, но бездушный «профи» может искалечить на всюжизнь души детей. И что тогда толку от знаний? А вот об этой любви к де­ тям, о призвании мы сегод­ ня и забыли. Почему сейчас в педагогические вузы при­ нимают людей, которые за­ ведомо не хотят работать в школах? А если и пойдут работать, то не дай Бог. И высокая зарплата этой про­ блемы не решит — будут рваться вшколу только ради денег. Мы как-то забываем, что именно учитель может помочь ребенку обрести чув­ ство собственного достоин­ ства, самоуважения. Может научить сострадать чужим бедам и проблемам. Тут и родители зачастую бессиль­ ны, поскольку сегодня в се- ошибки в выпускных сочи­ нениях. — Но вот тут-то и начи­ нают возникать конфликты у родителей с педагогами. Ведь ни один родитель не согласится признать, что его ребенок ленив или не раз­ вит... —Яуже говорил, что ро­ дитель должен идти в шко­ лу не со скандалом, а за со­ ветом. Вот сократили вомно­ гих школах ставки психоло­ гов, да это и правильно: та­ кие психологи и в самом деле не очень нужны. Но в идеале-то должен существо­ вать и действовать «тре­ угольник»: родитель, учи­ тель, психолог. И именно психолог должен професси­ онально разобраться в ис­ тинных причинах конфлик­ та, помочь найти из него вы­ ход и педагогу, и ребенку. И тогда не надо будет под­ ключать к этому админист­ рацию с ее «волевыми» и, как правило, формальными решениями. Но для этого люди должны уметь слу­ шать друг друга, обладать элементарной культурой. Но все это, к сожалению, в иде­ але. И этот идеал не будет достигнут, пока государство не осознает: учитель —клю­ чевая фигура общества. Именно от него, от школь­ ного учителя, во многом за­ висит то, каким будет это общество. Именно от профес­ сии учителя зависят все ос­ тальные: врачи, инженеры, летчики. Елена БРЕДИС. л и п е ц к о г о П о д с т е п и К РА СН И Н С КИ И РАЙОН Собственный корресп он дент «Л и п ец кой газеты» Е вгений КАРПУХИН сообщ ает : «ЧУДО-ПТИЦА» НАД ПШЕНИЧНЫМ ПОЛЕМ Н евед о м ая д л я ж и телей с е л а Д егте в о е «чудо-птица» в зм етн у л ась н ад пш еничным п о­ л е м и вы тряхнула на зрею щ ую ниву густое о б ­ л ак о яд охим и катов. З ач ар о ван н ы й ш о ф е р «ав­ тозап равщ ика» крякнул от удовольстви я: —М олодец , п о-сн ай п ерски ц ел ь накры л. О том , что в СПК «Рассвет» д р уж ат с п е р е ­ д о в о й техн ологи ей и пожинаю т щ ед р ы е плоды , всей округе и звестн о. В аж н ейш ее зв е н о —хим - защ и т а р астен и й о т б о л е зн ей , в р е д и те л ей и сорняков. Многие годы тут привлекали в помощ ь д о р о го сто ящ ую се л ь х о за в и а ц и ю . В э т о т р а з свои услуги пред лож и ли сел ьч ан ам д е л ь т а п л а ­ неристы одного и з столичны х ави аклубов. В х о ­ зя й с т в е клюнули на вы годную по ц ен е наживку и, как потом о к аза л о с ь , более кач ествен н ую . У д е л ь т ап л ан а м ного п р еи м ущ еств. Ему н е т р е ­ бу ется в зл е тн ая п о л о са, р а б о т а е т он на м алы х вы сотах, практически исклю чая сн о с хим п реп а- р ато в. О дной зап р авк и х в а тае т на 3 0 гектаров. Б уквально з а счи тан ны е часы в х о зя й с тв е защ и ти л и от всех б е д 150 0 гектар о в х л еб о в, д а в п о во д другим п о сл ед о в ать это м у п рим еру. В ДНИ КУЛЬТУРЫ ПЕЛИ И ПЛЯСАЛИ ^ З а в ерш и л и сь п р о д о лж авш и еся в р ай о н е б о л е е двух м е с я ц е в Дни культуры с е л и д е р е ­ вень. Они сп о со б ство вал и п од д ерж ке и популя­ ри зац и и культуры во всех е е п роявлен и ях, р а з ­ витию н арод н ого тв о р ч еств а, укреп лен ию м а ­ тери альн ой б азы очагов культуры. В о тч ете о полож ении д е л на культурном ф ро н те приняли участие практически в с е учреж ­ ден и я культуры, п оказав неубы вающ ий тво р ч ес­ кий п о тен ц и ал . П рограмм у Д н ей со стави л и не только кон ц ертны е н о м ер а, но и м н о го ч и сл ен ­ ны е вы ставки н аро д н о -п р и к л ад н о го и х у д ож е­ ственного творчества, конкурсы, хороводы . Р а с ­ кош ели ли сь на п ризы и угощ ения руководители сельхозкооп ерати вов. По убеж д ен ию вед ущ его сп ец и ал и с та р а й ­ о тд е л а культуры Л. Сладких, д а ж е в столь п раг­ м ати ч еск и е в р е м е н а сел ьски й лю д н е п отерял тво р ч еск о го духа, не р азу ч и л ся п о-русски ш и ­ роко и р азд о л ь н о в е се л и т ь с я . И в это м — гл ав­ ный итог Д ней культуры. ПОЧЕТНЫЕ ДИПЛОМЫ - ХЛЕБОПЕКАМ + Новой у д ач ей за в ерш и л ся д л я коллекти ­ в а х л е б о з а в о д а м е с т н о го р а й п о о б л а с т н о й см о тр-кон курс на лучш ее се л ь с к о е п р ед п р и я ­ ти е по культуре и эст ети к е п р о и зв о д ст в а. Вто­ рой го д кряду краснинские х леб оп еки за в о е в ы ­ ваю т п ер в о е м есто и Почетный д и п л о м о б л п о ­ тр еб сою за. С егодня п р ед п р и яти е вы п ек ает д о тр ех д е ­ сятков н аи м ен о ван и й хлеб обулочны х и кон ди ­ терски х и зд ел и й —от черного рж аного х л еб а д о лим он ны х пряников, а е щ е поит сел ьч ан х л е б ­ ным к васо м . И в это м году хл еб о п еки п о р а д о ­ вали покуп ателей новыми вы со к о кач ествен ны ­ ми и зд ел и ям и и з слоен ого те ста , благо о б з а в е ­ л и сь новейш ей тестораскаточн ой м аш иной. К стати, с р а зу двух п ри зовы х д и п л о м о в у д о ­ сто и л о сь и с а м о р ай п о. Так о ц ен и л о жю ри его торговую и о р ган и зац и он н о-техн и ческую д е я ­ тельн ость. Не остал и сь б е з почетных грам от ру­ ководи тели и п ередови ки п р о и зво д ств. ЗАЩИТИТЬ ЗДО РОВ ЬЕ РЕБЕНКА В п оряд ке контроля С овет рай адм и н и ст- рац и и об су д и л х о д р еа л и зац и и рай он н ой п р о ­ граммы «Здоровый ребенок». О тм ечались как по­ зи ти вны е, так и н егативны е м ом ен ты . В ч астн о­ сти, в р ай о н е н ем ал о д е л а е т с я д л я укреп лен и я м атер и ал ь н о й б а зы ш кол и д е т с а д о в , креп н ет техн и ческая о сн ащ ен н о сть ЦРБ, за м е т н о ак ти ­ ви зи ровалась сп ортивно-оздоровительная р аб о ­ та. З а п о сл ед н и е п о л то р а года на эти ц ели рай- бю дж ет вы д ел и л почти в о с ем ь м лн. рублей . В принятом постановлении главный упор с д е ­ лан на уси лен и е леч еб н о-п роф и лакти ческой р а ­ боты и, в частн ости , на со в ерш ен ств о в ан и е пи­ тания д е т е й , борьбы с инф екционным и з а б о л е ­ ван и ям и . Б о льш и е планы по ком п ью тери зац и и школ, пропаганде гигиены, духовной и ф и зи ч ес­ кой з а к а л к е д е т е й . П ереподготовку и гиги ен и ­ ч еско е обучение пройдут руководители и учите­ ля ш кол, сп ец и ал и сты других о б р азо ватель ны х учреждений. Вся зап л ан и р о в ан н ая с в я зк а во п р о со в п о­ тр е б у е т н ем алы х с р е д с т в . П оэтом у члены С о­ вета р ек о м ен д о в ал и в л астям , н е о тк л ады вая д е л о в долгий ящ ик, п родум ать си стем у ф и н ан ­ си р о ван и я п р о гр ам м ы «Зд оровы й ребенок» 2 0 0 3 год. У КОГО ИДУТ ДЕЛА Н ефтяная ком п ани я «ЮКОС» в своей п р о гр амм е стратегического развития считает д л я себя в аж н ейш им н ап р а в л ен и е , с в я зан н о е с м о д е р н и зац и е й н еф теб азо во го хо зяй ства. Эта п р о гр ам м а п р е д п о л а га е т н е строительство мн ож еств а крупны х стаци он арны х об ъ ек то в , к а к п р ак ти к о в ал о с ь р а н е е , а в п ервую о ч е р е д ь д о в е д е н и е топ ли в оп р о во д ящ ей сети д о ев роп ей ско го уро вн я и б о л е е эфф ективного е е и сп ол ьзов ани я с уч етом эконом ич еских ф ак то р о в . В связи с этим наме­ чено сокращение тех подразделений ОАО «Липецкнефтепродукт», которые из-за неэффек­ тивности, низкой рента­ бельности и неудовлетво­ рительного технического оснащения уже не отве­ чают современным техно­ логическим и экологичео ким требованиям. На последнее обстоятель­ ство, в частности, обра­ тил внимание на недав­ нем расширенном заседа­ нии правления НК «ЮКОС» в Липецке его председатель Михаил Хо­ дорковский. Он сказал, что некоторые нефтехра­ нилища за долгие годы эксплуатации прогнили на­ столько (к счастью, это не относится к липецким — прим, автора), что их содер­ жимое держится буквально на глиняной подушке. Именно поэтому экологичес­ кому фактору компания «ЮКОС* намерена уделять первостепенное значение. Сегодня гораздо выгод­ нее и перспективнее иметь в структуре специальные мобильные подразделения, которые продают клиентам и доставляют нефтепродук­ ты как мелким оптом, так и в розницу. Чтобы этот ме­ ханизм работал четко, опе­ ративно и надежно, весной этого года и было создано новое предприятие — ЗАО НК «ЮКОС»: к у р с НА О П Т И М И ЗА Ц ИЮ ■I— ш шшшшше —/ ш мав мшш м мш » i ш /xffiШЩю .| у, § Щ ' Ц «Липецк-Терминал М*-. Его возглавил Николай Ивано­ вич Бобров — человек с большим опытом работы в данной отрасли, знающий технологию производстба и умеющий принимать реше­ ния вжестких рыночных ус­ ловиях. Задачу ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М* он видит в том, чтобы прежде всего бесперебойно и в короткий срок поставлять клиентам нефтепродукты. И для этого на новом предприятии есть необходи­ мые условия: оно распола­ гает мощным парком бензо­ возов. Особый акцент сде­ лан на большегрузные авто­ мобили, каждый из которых может вывезти за один рейс до 25 тонн топлива. Как за­ верил Н. Бобров, в планах ЗАО «Липецк-Терминал М* приобретение еще несколь­ ких таких бензовозов. С учетом возрастающего с каждым годом спроса в об­ ласти на ГСМ и для уско­ ренной их доставки до мес­ та назначения такой шаг ру­ ководства нового подразде­ ления ОАО «Липецкнефте продукт* логичен, целесооб разен и работает на то, что бы по возможности макси мально удовлетворить инте ресы клиентов и еще в боль шей степени укрепить пози ции НК «ЮКОС* на мест ном рынке нефтепро­ дуктов. Важнейшая сфера деятельности ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М» — эксплуатация нефтеба­ зового хозяйства обла­ сти. Ведь курс на совре­ менные автозаправоч­ ные комплексы с мини­ терминалами и на мо­ бильный транспорт во­ все не означает, что ряд районов области вооб­ ще останется без склад­ ских емкостей для го­ рюче-смазочных мате­ риалов. По-прежнему на нефтебазах предпри­ ятия будет осуществ­ ляться их отпуск, а также прием нефтепро­ дуктов как железнодо­ рожным транспортом, так и трубопроводом. При этом следует подчерк­ нуть, что в ходе недавнего корпоративного мероприя­ тия вЛипецке руководитель НК «ЮКОС» Михаил Хо­ дорковский и глава админи­ страции области Олег Коро­ лев в частной беседе дого­ ворились о том“, что наше нефтебазовое хозяйство в целях развития региональ­ ной экономики не подверг­ нется основательному со­ кращению, и это следует считать гарантом дальней­ шего взаимовыгодного со­ трудничества компании с Липецкой областью. В ЗАО «Липецк-Терми­ нал М» работает и един­ ственная в области лабора­ тория по определению каче­ ства нефтепродуктов. Она аккредитована Госстандар­ том России и отвечает совре­ менным технологическим требованиям, что позволяет вести рабочий процесс на ка­ чественно высоком уровне. В целом же в компании наме­ чена также большая и тща­ тельно разработанная про­ грамма по модернизации кор­ поративных нефтебаз. Она предполагает, с одной сторо­ ны, дальнейшее строитель­ ство мини-терминалов, АЗС европейского класса и т.д. В Липецкой области, на­ пример, изменится в ско­ ром времени и внешний вид резервуарных парков, подъездных путей, произ­ водственных помещений и административных зда­ ний. Сдругой стороны — это и оптимизация всех технологических опера­ ций, без чего трудно рас­ считывать на успех и дви­ жение вперед. Кстати, именно об этом шел серьезный разговор на расширенном заседании правления НК «ЮКОС» в Липецке, иименно этатема являетсянынчевчислепри­ оритетных направлений в бизнес-политике НК «ЮКОС». Приятно конста­ тировать, что ЗАО «Ли­ пецк-Терминал М» в этом направлении уже много де­ лает. Что является как раз хорошим примером вопло­ щения проекта НК «ЮКОС» по опти­ мизации логисти­ ческих транспорт- § ных схем для сни- § жения затрат на § хранение идостав- Ц кунефтепродуктов § непосредственно в | хозяйство или | клиенту в отдель- || ности. На фото: гене- || ральный дирек- 1 тор ЗАО «Липецк- If Терминал М»> Ни- || колай Иванович 1 Бобров; те самые §| знаменитые двад- | цатипятитонники. g Виктор 1 МАНАЕНКОВ. 1 Лиц. Д-061088 вы- g дана Минэнерго РФ, !| per. № ИМ 881 от § 08.02.02 г. Ж И П Е Ц К А Я • Ж г а з е т а Ф Ю Р Р Е А Л И З М ? «ПОДПОЛЬЩИКИ» ИЗГАДИЛИ ЗАБОРЫ Ранний рассвет привел в изумление жителей Измалко- во. Черно-красные листовки со свастикой появились за ночь на столбах, памятниках иадминистративныхучрежде­ ниях. Именем «воинствую­ щей церкви Христовой» (?1) лидерыдвижения такназыва­ емого Русского национально­ гоединстваприглашалиселян в ряды РНЕ. Подобного в ли­ пецкой глубинке не припом­ нят. Возмущенные свастикой жители над призывами долго не размышляли — листовки отдирали и рвали. Хотя сде­ лать это было не так просто — клеем эмиссары РНЕ во­ оружились самым-самым. По­ этому после ответной акции жителей повсеместно вместах агитации остались нестирае­ мые отметины, в том числе и на недавно отремонтирован­ ных зданиях. В районном от­ деле милиции полагают, что листовкиРНЕ—делорукпри­ езжих, вэтупору вИзмалков- ском крае их немало, в том числе из столицы и Подмос­ ковья. Тем не менее «гости* оказались вкурсе райцентров- ских реалий—ночнуювылаз­ ку приурочили к базарному дню, когда главная улица Из- малково точно муравейник. Не учли заезжие лишь со­ знательность селян и их от­ ветную реакцию: «Этим бы клеем да на ж... фашисту ли­ стовку!» Последний раз пере­ жившие войну измалковцы виделифашистскуюсвастику на своей земле в декабре 1941-го... Андрей ДЕМЕНТЬЕВ. ПЕРШ Ш О В №ЦОМОН № 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) А потом было подведение итогов, а точнее — обмен мнениями. Так, один из ораторов бросил реплику: мол, уси­ ление мер материального поощрения — это возвращение к социализму. Олег Ко­ ролев возражает: мол, не надо «переина­ чивать» хорошее дело. Так работает За­ падная Европа, и мы должны не только сохранять, но и усиливать систему ма­ териального поощрения. Вот уже в про­ шлом году стали награждать лучшего комбайнера области легковой автомаши­ ной —хорошо. Надо идти дальше, вру­ чать легковую автомашину и лучшему руководителю хозяйства, и лучшему сельскому главе. В общем, для каждой категории, имеющей отношение к жат­ ве, разработать действенную систему по­ ощрения. Глава областной администрации дал руководителям сельхозуправления пору­ чение просчитать, какую площадь нам целесообразно засевать тритикале, и на основе этих расчетов разработать отдель­ ную областную программу по названной культуре. Заостряется внимание районных глав на необходимости взять под особый кон­ троль технологию уборки и подработки пивоваренного ячменя, ибо тут —гаран­ тированный сбыт продукции. Еще одно поручение сельхозуправле- нию — согласовать объемы площадей, которые будут поливаться французской дождевальной техникой. Использование такой техники будет осуществляться в рамках сотрудничества с фирмой «Сюк- ден», отношения с которой крепнут. Анализируется готовность уборочной техники. Один за другим заслушивают­ ся главырайонных администраций. Под­ вергаются анализу такие факты. В Доб- ринском районе нагрузка на зерноубо­ рочный комбайн —одна из самых низ­ ких в области. Тем не менее он привле­ кает дополнительно технику, заключив договоры с ее владельцами. А есть рай­ оны, где нагрузка на комбайн в отдель­ ных хозяйствах доходит до 500 с лиш­ ним гектаров, однако с заключением до­ говоров на аренду техники там медлят. В ряде хозяйств попросту намерены сэ­ кономить на арендной плате, считая ее чрезмерной. Олег Королев назвал вер­ ным добринский подход, заметив: те, кто, не обладая достаточной собственной технической мощью, жалеет сейчас 6 центнеров с гектара в качестве арендной платы за комбайн, рискует потерять все 12 центнеров из-за промедления с убор­ кой. Олег Петрович добавил: среди за­ падных фермеров не принято вообще об­ заводиться собственными комбайнами, которые стоят огромных денег, а исполь­ зуются 10 дней в году. Там предпочита­ ют нанять уборочную технику со сторо­ ны. На подведении итогов было подчерк­ нуто: не случайно глав районных адми­ нистраций возили в добринские хозяй­ ства, еще недавно отстающие, но набрав­ шие силу после реорганизации. Ведь са­ мое актуальное сейчас — использовать этот опыт, спасти убыточные ныне хо­ зяйства. В целом по области прогресс заметен. Если в 2000 году аграрный сек­ тор дал 11 миллиардов рублей товарной продукции, в 2001-м —14 миллиардов, то в 2002-м, по прогнозам, уже 20 мил­ лиардов. И еще один знак. В область идут ин­ весторы. Подтверждение тому —разви­ вающееся сотрудничество с фирмой «Сюкден». В то же время, отмечалось на семи­ наре, мы не можем растягивать процесс подтягивания отстающих на неопреде­ ленное время. Ситуация развивается та­ ким образом, что уже через год придет­ ся принимать тяжелое решение по тем, кто не желает шагать в ногу со време­ нем. «Сверка часов» на добринском поле была призвана побудить районных глав еще раз задуматься о том, что делать с такими хозяйствами. Вячеслав ИСКОРНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz