Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
истоки ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ «ТЫ ПРОСТИ ЕМУ ГРЕХИ, ГОСПОДИ!..» ...Люблю храмы! Люблю смотреть на них, люблю особенно. Но всякий раз ловлю себя на мысли, что разрушенный храм мне ближе. То ли чувствует сердце что-то, или душу родство сбли жает; восхищают они меня, восхищают велико лепием. Сорвали штукатурку—но величие то же! Расстреляли в упор — но они прекрасны. Пре вратили в склады —но они остаются домом, Бо жьим Домом. Дивится сердце обычаям древним —жертву на постройку церкви с миру собирать. Отправят человека по деревням да по весям и наказ дают, чтобы каждую копеечку, нищего или вдовы какой, берегли яко зеницу ока. Исо всего свету монеточки —к освященному месту горне му. Да в казну текут жертвой народною. Там при каждом медяке надежды людские и посильные молитвы —до неба. Кто бы слышал их, кто бы понял?.. Отдала ты, мать, последние денежки ради сына своего или дочери, чтобы слышал Боженька слёзы мамкйны, чтобы малым камушком в оградке каменной, но при церкви, при доме, при Боге. Устрой, миленький, жизнь их вольную; сохрани их, Господи, от смерти лю той, научи, Господи, уму-разуму. Рядом с камуш ком —плач родительский, похоронкою беда —у отца с матерью. —Ты прости ему грехи, Господи! Да во цар ствии твоём помяни погибшего. Исольются вдруг рукой мастера голоса сер д е ц—души Божии. —Помоги нам, Господи, умирает сын... —А у нас отец пропал без вести... — Помоги дочери моей, Господи, помоги стать ей матерью... —Ты услышь, Господи, помоги нам! И прижмёшься порой к стенам каменным просто так, по велению сердца! Иуслышишь всё —всё, что писано, всё, что сказано, что намоле но. И стоят церкви —камень к камушку, вопиют к небу скорбью-радостью. И видна душа, серд це слышится, и узнать тебя, Господи, возможно. Поклон тебе, Матушка, поклон тебе, Обитель Небесная, —здесь надежды и души наши —ря дышком, друг к дружке — в обители. А ведь в них стреляли, взрывали, похабили!.. Я про на дежды наши, про сердца, про души... Ром ан АЛЕКСЕЕВ. МЕРКНЕТ В ЗАЛЕ СВЕТ, И (НОВА з а м е р р ы й м и р . . . Некий стареющий французский господин однажды философ ски заметил, что в пятнадцать лет танцы —удовольствие, в двад цать —предлог, в сорок —тягость. Однако если бы он побывал в Ельце на концерте народного ансамбля «Ельчаночка» Ольги Малолеткиной, то сам себя бы и опроверг! «Ельчаночке» 35 лет от роду, а танцы ей, представьте, до сих пор не в тягость. в середине восьмидесятых двад цатилетняя выпускница Орловского хо реографического училища Ольга Ма- лолеткина возвращалась в родной го род с новеньким дипломом и твердой целью не на словах, а на деле «при внести культуру в массы». Почти в то же время танцевальный коллектив, где ей предстояло работать, переживал не лучшие в своей жизни времена. Имея почетное звание народного, он остал ся без руководителя, а скоро и без крыши над головой: Дом культуры, где занималась «Ельчаночка», отдали те атру «Бенефис». Итанцорам пришлось уходить. —Многие ребята оставили танцы, —вспоминает руководитель ансамбля Ольга Александровна. — В 1995 году нас взял ксебе городской Дворец куль туры «Эльта», и это стало нашим спа сением! У нас появился хороший ре петиционный зал, а мне же едва не с нуля пришлось набирать новый состав, и такие перемены всего за полгода до подтверждения звания народного! В назначенный срок из области прибыла авторитетная комиссия. «Об аттестации и речи не может быть!» — буквально читалось в ее глазах. Но ель- чане не были бы ельчанами, если бы зажигательно не исполнили мексикан ский танец и задорно не пустились бы в русский перепляс, а потом велича во, словно лебеди, не поплыли бы по сцене в медленном красивом танце. Гости диву дались. Дебют молодого хореографа состоялся! Ее коллектив подтвердил звание народного. Как рождается танец? Бывает, что он приходит ночью. Во сне или когда просто не спится. Мысли вдруг нахлы нут, унося то в далекую Аргентину, то в сады Молдавии или в тенистую бе резовую рощу. В такие минуты Ольга хватает магнитофон с фонограммой и, чтобы не мешать домашним, запира ется в ванной, рисуя на листе бумаги элементы будущего номера. В репертуаре «Ельчаночки» не толь ко русские, но и несколько танцев на родов мира: испанский, венгерский, венесуэльский, белорусский, аргентин ский и другие. Над костюмами к каж дому из них чаще всего Малолеткина колдует сама, перечитывая тома лите ратуры, просматривая оригинальные модели. Педагог не просто ставит танец, она знакомит своих воспитанников с культурой народов. Бывает, чтобы по нять манеру исполнения, схватить ха рактер танца, ребята подолгу спорят, засиживаясь не только во Дворце, но и у Малолеткиной дома, где так или иначе все подчинено его Величеству Танцу! В начале 90-х Ольге Александров не несказанно, по ее словам, повезло: она побывала на семинаре в ансамбле самого Моисеева! Незабываемые встречи с великими педагогами и се годня помогают в работе. Она на кры льях возвращалась в Елец. С новыми впечатлениями, идеями, фонограмма ми и дефицитной для того времени ли тературой. Как стать звездой? «Ельчаночка» знает цену победам на региональных, всероссийских и международных кон курсах-фестивалях. Ее «Матрешка-то- потуха», «Сударушка», «Калинка», «Кру жевница» и, конечно же, коронная «Елецкая матаня» покоряли зрителей не только в России, но и в Польше, где елецких танцоров с особой теплотой принимали зрители. Только миг гремят аплодисменты, а высокая техника исполнения, артис тичность постигаются годами. Упорным трудом. Из занятия в занятие. Еже дневные тренировки до седьмого пота у станка, слезы и срывы, растянутые мышцы и порой нечеловеческая уста лость. А еще — железная дисциплина. Когда на сцене одновременно кружатся и отплясывают под восемьдесят чело век, тут уж не до упрямства или чьих-то капризов. Время идет, ребята взрослеют, и неминуемо наступает расставание. Вы росшие в «Ельчаночке», они уходят, уно ся с собой воспоминания не только о концертах и репетициях, но и веселых капустниках, общих днях рождения, мно годневных летних походах с палатками и непременно с Ольгой Александровной — даже если она отправилась в свой законный очередной отпуск... Для своих питомцев Малолеткина больше чем педагог. Она помогает им становиться чуточку лучше их сверстни ков. А когда наступает новый сентябрь и Дворец культуры распахивает двери для будущих певцов и танцоров, Ольга Александровна встречает новых учени ков. Иначинается беззаветное служение Искусству. Тот, кто прошел через мно гочасовые изматывающие тренировки, испытал краткий миг благодарных зри тельских оваций и познал неповторимый запах кулис, обязательно вернется вновь. Когда-то в «Ельчаночке» занима лась десятиклассница Лариса Муравь ева, а сегодня в младшей группе учится танцевать ее дочка. Как когда-то маму, маленькую Женечку первым па обучает хореограф Ольга Малолеткина. Мила ТОМИНА. На сним ке: на сц е н е тан ц ев а л ь ный коллектив «Ельчаночка». ГОРОД ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ!» — «Орел д а Кромы — п е р вые воры , а Елец — в сем во рам отец!» — э та лесков ск ая ф р а за стал а почти что пого воркой. Как глава адм и ни ст р ац и и , как коренной ельча- нин, вы р а з д е л я е т е е е «па фос»? Н аверное, и в Ельце су щ е с тв у е т со л и д ны й с е к то р тен евой экономики (как и по всей Р оссии), но к р им ин аль ным городом он не стал , не было «крутых» р азб о р о к и д е л еж а соб ственности с п е р е стр ел к ам и ... — Ну, прежде всего, о лес ковской крылатой фразе. Есть в ней, мне кажется, другой смысл. Елец —форпост на южных рубе жах Руси, здесь столетиями про тивостояли степным захватчикам. Народ исторически тут выживал отборный, дерзкий, умеющий по стоять за себя. И, естественно, под защиту его стекался разного рода люд — беглые крестьяне, «криминальный элемент», говоря современным языком. Одним словом —лихие ребята. Так вот Елец никого не выдавал, такие ухари нужны были здесь. Вот по чему Елец —«всем ворам отец», то есть защитник. Эта особен ность жива и посейчас, не слу чайно говорят: «Кто елецких тро нет, тому худо будет!» Унас осо бый норов... Что касается теневой эконо мики, теневого бизнеса, то раз он в России существует, значит, кому-то это выгодно. Назовем его по старорусски — «промыс лом». Хотя эта беда Елец мино вала, несмотря на то, что город — крупный железнодорожный узел, рядом — федеральная ав тотрасса, здесь тюрьма, две НТК. Я считаю, что ельчане, в подав ляющем большинстве, заняты серьезным бизнесом, серьезным делом и оставляют занятие «про мыслом» другим... — Елец — второй по з н а чимости го р о д области п о с л е Л ипецка. И есл и культур н о -и сто р и ч ес к и й , духовный потенциал его н есои зм ерим с лю бы м другим го р о д ом , то что можно ск а зать о вк л ад е ельчан в экономику области ? —Елец и в ранге областного центра не подкачал бы, в этом вряд ли кто сомневается. Но так сложилось, что ельчане строили и развивали Воронеж и Воронеж скую область, Орел и Орловскую область, теперь вот полвека тру димся на благо Липецкой облас ти. Бюджет ее, в огромной доле, формируют два города —Липецк и Елец. Это факт, отнюдь не ума ляющий труд и вклад остальных жителей и районов. Мы делаем все возможное, чтобы наши предприятия работа ли, чтобы росла доходная часть городского бюджета... Это непро сто, ведь у нас сегодня в доход ной части большая доля акцизов, а рынок переполнен завозным товаром, предприятия же в тис ках налогов и дефиците оборот ных средств... Раз в две недели проводим координационный совет по ра боте с недоимиДиками, с долж никами, смотрим, чем им по мочь, в чем их недоработки и т.д. Выходы из любых ситуаций ищем сообща. И они, как пра вило, отыскиваются —в спорах, доказательствах, сложении инте ресов. — В ас, н ав ер н о е , можно уже отнести к ф и гуре и стори ческой, если им еть в виду, что вы п оследний городской го ло ва прош лого века и первый н ач ала нового. Этот ф акт из и ст о р и и уж е н е вы ч е р к неш ь. Но как вы сам и -то сч и таете, ел ьч ан е в вас не ош иблись? —О делах моих будут су дить люди. Что же касается должности.;. Мое понимание такое: если власть восприни мать серьезно, то это — тяж кое бремя. Я за два срока на этой должности не щадил ни своего времени, ни здоровья. Для меня критерий был и ос тается один: я должен быть чист перед людьми и совес тью. И что бы ни говорили и ни писали обо мне «свобод ные» журналисты, я перед го родом и ельчанами —честен! Никогда не воспользовался должностью, не замарал рук о бюджетные деньги... Да, можно было бы для родного города сделать боль ше. Но, учтем, мне пришлось работать в принципиально но вых, сложных, непростых ус ловиях—учиться на ошибках, преодолевать лжекритику и наветы. С годами опыт возра стал, возрастали и результа ты... Выбор выбором, но тут, видно, еще и судьба —возгла вить городское хозяйство в трудное время. И я счастлив, что выбор пал на меня. Наде юсь, что я не заслужил слов упрека за спиной. А честную, открытую критику я уважаю... —Если судить по ваш ей жизненной ф и л о соф и и , то и на зем л я к о в у в ас взгляд осо бы й ... —Да, ельчане —люди ми лосердные к слабым, требо вательные к себе.О человеке судят по делам его. Какими и должны быть русские, право славные люди! Потому и Елец красив, что духовно богаты сами ельчане... Нашу б е с е д у п р ер в ал телеф онны й звонок. Как я понял, по д е л у неотложному. Городской голова д евяти со тл етн его Ельца, ш агнувш его в XXI век, уже ч е р е з минуту был ц ел и ком погружен в д е та л и какой-то хозяй ственной проблемы , одной и з ты сяч на дню . И р еш ал е е с тем ж е ж аром и а з а р том , с каким только что рассуж д ал о вечном . «Не д а в а й остынуть ситуации! Б ультерьером в гры зай ся, но д е л о д о веди д о нужного результата!» —приказы вал он невидим ому со б есед н и к у ... Ну р а з в е такой характер оцениш ь какими-то «мэрскими» м ер к ам и ? И уж тем б о л е е со в се м глупо прим енять к нему н елепо зв у ч ащ ее — «м эр Ельца»... Б есед о в ал В ладимир ПЕТРОВ. ЛЫЖНЮ! 1 Ш П О Н ПгаХААДЕ СРЕДИ РОДНИКОВ ПРОКЛАДЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ГО РОДА ЛЫЖНАЯ1 Принявшая, казалось, на себя весь жар лета, наша редакцион ная машина, петляя и снова вы руливая по старинным улицам столь же старинной Черной сло боды, уносила нас по раскален ному асфальту на незнакомую окраину, где по равнине и овра гам, теряясь в буйной зелени, в тенистую прохладу леса убегала новая лыжная трасса. Летом о лыжах? — удивится читатель, как удивились и мы с фотокорреспондентом Ольгой Беляковой,узнав о предстоящей поездке ккорпусу, в котором зи мой откроется лыжная база для профессионалов и любителей этого вида спорта. «Да есть ли такие в Ельце, когда не только в школах, но и в большинстве се мей пара лыж стала реликвией?» —засомневались мы. «А вы все- таки посмотрите. Ипро Гурковых разузнайте», — благословил на дорогу глава администрации го рода Виктор Соковых. Новая база, которую подни мают всем городом, уже ждет отделочников. Двухэтажный кор пус с полуподвальным помеще нием будут сдавать в конце лета, а зимой здесь откроются прокат, судейская, комментаторская и медицинская комнаты, две боль шие раздевалки с душевыми ка бинами, просторный холл с бу фетом и столиками для чаепития. Словом, все, что необходимо для тренировок спортсменов и отды ха ельчан. Проект этого гостеприимно го дома придумал архитектор Бо рис Рыбкин, он и подарил его го роду. Это не первое спортивное сооружение Бориса Васильевича. Спорткомплекс «Локомотив», стадион с одноименным названи ем и нынешний красавец-стади он «Труд» — тоже воплощенные его идеи. Отом, что пришло время Ель цу иметь хорошую лыжную базу и настоящую трассу, властям ска зала семья Гурковых. А мэра и не надо уговаривать: он двумя ру ками «за»! И не скрывает своего пристрастия кважному для горо да объекту, с которым связыва ет надежду на здоровый образ жизни своих земляков. Семья Гурковых, например, иной жизни для себя не представ ляет. Дружную и спортивную, ее знают не только в родном горо де. Глава семейства Валерий Дмитриевич, учитель физкульту ры начальной школы №6, бегает на лыжах, сколько себя помнит. Он не раз выступал за сборную Ельца на областных соревнова ниях и ни разу не проигрывал. Как и его супруга Лариса, работница психоневрологического диспан сера. Их старшая дочь Оксана — гордость не только мамы, папы и младшей сестренки Наташки, но и ЕГУ имени Бунина, где она учится на третьем курсе начфа- ка. Оксана —чемпионка области в свободном и классическом сти ле, призер лыжного марафона, проходившего в этом году в Во ронеже. Победы даются нелегко. Ког да вечерами подружки собира ются и обсуждают проблемы моды и кавалеров, Оксана кило метры пробегает на роллежных лыжах, отрабатывая ход. Такие летние тренировки помогают держать форму, но для профес сиональной подготовки нужна специальная лыжная дорожка с перепадами. Несколько раз в неделю, поднимаясь в шесть утра, в семь, Оксана уже мчится автобусом в Воронеж. Ей это не обходимо. В организации поез док помогает горспорткомитет. А тем временем подрастает еще одна лыжница — Наташка. Она еще учится в начальной шко ле, но уже успела поучаствовать с родителями в Твери на сорев нованиях «Здоровая семья», где команда Гурковых представляла Липецкую область среди регио нов Центрального федерально го округа. И очень неплохо выс тупила. Надо ли объяснять, что ког да в мэрии поддержали их идею, семья в полном составе первой взялась помогать, «втянув» в это дело своих друзей, таких же за ядлых лыжников Рудневых. Вме сте прокладывали маршрут бу дущей лыжной трассы. С прегра дами, перепадами. Шли с лопа тами и топорами. Вырубали д е ревья, кустарники. Потом шес тиметровой ширины путь целый месяц «утюжил» бульдозер. Пло щадь, отведенная для лыжного спорта, огромная —семнадцать гектаров. Отвели ее на бывшей пасеке известных елецких куп цов Валуйских, у которых когда- то здесь был фонтан. Теперь его нет, но есть родники, которые звонко бьют из-под земли вдоль трассы. Чтобы зимой чистить трас су, город передал базе два «Бу рана», а чтобы метелями и сне гопадом ее засыпало меньше, Бурковы и Рудневы в прошлом году посадили десятки деревь ев. Правда, спасти от местных жителей и их животных не уда лось. Этой весной, выкопав бо лее девятисот (!) ямок, два с е мейства снова упрямо сажали саженцы, поливали, оберегали. Около двухсот выделил комби нат благоустройства и озелене ния, а остальные семьсот (!) ис кали в лесу среди молодых д е ревьев. Да разве эти чудаки не достойны книги рекордов Гин несса?! Между тем посаженная ими аллея тянется ксолнцу. Незамет но пробежит время, наступит зима, когда, встав на лыжи, мимо нее, навстречу ветру, по мчатся сотни ельчан. Лю дм ила ЗАХАРЕНКО. Ф ото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. На сн им к е: стр о и тся н о вая лыж ная б а з а . С порить с народной мудростью - дело, как известно, неблагодарное и, в общем-то, неблагородное. А она, эта мудрость, гласит: солдатами не рождаются, ими — становятся. Можно продолжить эту логическую цепочку еще десятком профессий, в числе которых вы не встретите, например, живописцев. Потому как художником как раз нужно родиться. Наша героиня, Екатерина Борисова, в новый, XXI, век вступила, перевернув очередную страницу в своей судьбе, начав карьеру художника по кружевам в фирме «Елецкие кружева». Заметим, профессия редкая. А кто-то может до бавить, что и непрестижная по нынешним временам. О пре емственности, традициях и возвращении ккорням больше разговоров, нежели дела, а молодежь сегодня старается получить диплом более выгодный —юриста, экономиста, банкира, менеджера. А художник —это для избранных. Логично было бы предположить, что, однажды посетив старинный центр народного промысла, коим испокон века является Елец, молодая девушка навсегда решает связать свою судьбу с кружевом. Нет, уроженка древнего Мценска, выпускница худграфа Орловского государственного универ ситета приезжала в старинный город знакомиться с исто рией его «узорчатого инея», ведь на ее родине историчес кая нить плетения кружева оказалась оборванной, а сам народный промысел, как ни странно, мало изучен. Так что проводить научные исследования будущему ученому ока залось непросто, и в своей кандидатской диссертации она обратилась ктеме елецкого кружевоплетения, тоже, кста ти, мало изученного. Первые упоминания о нем она полу чила из старинной книги Давыдовой, которая в конце во семнадцатого века путешествовала по всем губерниям и описывала города, в том числе и Елец. Таким его пред ставляла и Катя, когда ступила на елецкую землю. Встреча с Ельцом определила судьбу молодого худож ника. Директор фирмы «Елецкие кружева» Юрий Сосов в тот памятный приезд предложил будущему кандидату наук не только интересную работу, но и, что немаловажно, жи лье. А совсем скоро в новом коллективе Екатерина встре тила свою «вторую половинку» и стала ельчанкой. Катя, как она признается сама, еще в начале пути. А с него в первой половине девяностых сошли многие признан ные художники. Кому оно было нужно тогда, это легкое красивое кружево, если рядом рушились куда более мощ ные отрасли?! Почти десятилетний кризис обернулся боль шими кадровыми потерями для коллектива. А ведь даже в военное лихолетье кружевницы ни на день не остановили производство. В конце двадцатого века оно чуть было не оказалось под угрозой закрытия. И все-таки фирма выстояла. Выстояла во многом бла годаря энергии и опыту ее генерального директора Юрия Сосова. Сам он, человек по профессии далекий от при кладного искусства, придя на предприятие, удивился: ро дина елецкого кружевного промысла —и без своих худож ников?! Где они, сегодняшние Пелагеи Петровы, Анны Ва- сенковы, Дарьи Матюхины и другие искусницы, хранившие секреты старинных кружев, передававшие их другим поко лениям и приносившие славу Ельцу и России на междуна родных выставках в Париже, Брюсселе? Поехали по округе, искали по всей стране. Кто-то со гласился переехать в Елец, а кого-то — и тут ничего не поделаешь —уговорили работать по контракту. Рядом с Борисовой сегодня работают молодые худож ники Светлана Фадеева, Юлия Гриднева. Это в их фанта зиях зарождаются замыслы будущих воздушных картин, невесомых кольчуг, роскошных панно и скатертей, соткан ных, будто из тонких паутинок. — Бывает, эскиз во сне может присниться. Только ночное видение сохранить, а тем более воплотить, очень сложно, — признается Екатерина Борисова. — Худож ник, отпуская на волю свою фантазию, должен не забы вать о рамках-ограничителях, существующих в нашей профессии. Прежде всего, это касается технологии ис полнения. Мы не открываем Америки — в руках масте риц те же, что и две сотни лет назад, коклюшки, на сколке —знакомые элементы орнамента. И та же традиция из далекой и почти забытой старины. Конечно, более сме лыми стали сочетания, решения тех или иных фрагмен тов, образующих единое целое. Разнообразнее, чем у наших предков, стали и нити. Мы используем синтети ческие, золотые, бисер, метанит. А может, кружево —это музыка, пыталась понять я, слушая рассказы специалистов. Ведь создание рисунка сродни волшебной мелодии, исполняемой невидимым оркестром в воображении композитора. На бумаге эти чудесные звуки скрипок и флейт предстают в неповто римом, волнующем сочетании знакомых всем семи нот. Но музыкант в творческом процессе имеет возможность устранить фальшь, поправить звучание, вычеркнув на бумаге «фа» или «соль», а художник, создавая неповто римый кружевной орнамент, должен идти вместе с мас терицей до самой последней сцепки, следуя витиевато му узору сколка, воссоздавая цельный рисунок под ча рующую песнь звонких деревянных коклюшек. Как было это и сто, и двести лет назад. Итогда замедляется, казалось бы, неумолимый ход времени, замирает в своем бесконечном полете ска зочная птица и останавливается на лугу олень. И ка пелька росы застыла на ветвях вековечного леса на том платке, что выплела почитай две сотни лет назад юная мастерица. Но стоит только слегка повести плечами, как колыхнется волнами-складами невесомая паутинка- шаль, и дрогнет воздушная картина, и придет в движе ние сказочный мир... Какже ошибаются те, кто утверждает, что существует мода на кружево! Нет, кружево не вписывается в стан дарты подиума. Тесно ему в рамках сезона осень —зима. Оно —не на сезон и не на два. Оно сначала овладевает вашим вниманием и потом подчиняет себе целиком, вы свечивая весь внутренний мир человека каким-то но вым, невиданным доселе цветом. Кружево бесценно! Ба нально, скажете? А имеют ли цену полевые ромашки белой россыпью по зеленому лугу? А хрустальный би сер росы, скатившийся по гладкой листве на рассвете июньского дня? Так есть ли цена у прекрасного?.. —Каждое кружево, конечно, должно быть единствен ным и неповторимым, — говорит Екатерина Борисова. — Поэтому мы создаем и ручные изделия. Недавно к нам в гости приезжали московские артисты. Много по ездившие по свету и много повидавшие, они называли наши работы уникальными. Мы и сами не можем при выкнуть к рождающейся красоте. И это объяснить не возможно. О фирме «Елецкие кружева» слава идет по всей Рос сии. Сюда обращаются разные заказчики. Иутонченные эстеты, знающие толк в коллекционных работах, и «но вые русские», способные заплатить любую цену, чтобы потом невзначай бросить в разговоре: «Да я тут на днях прикупил картинку». Тем более, что «прикупить» есть что, ведь в ассортименте насчитывается более 250 образцов на любой вкус. И каждое изделие не разочарует своих поклонников. Будь то свингеры, жакеты, платья, костю мы, шляпы и даже... пальто. А скатертей, постельного и женского белья —не перечесть. Легкие, воздушные. Кста ти, наши соотечественницы, знающие толк в красоте, давно поняли, что ушло то время, когда в веке семнад цатом кружево считалось неотъемлемой частью туалета только заграничных кавалеров. В нынешнем ажурная дымка — привилегия исключительно женщин. Шляпки, пелерины, перчатки, блузы, шарфы... Носите! Не бой тесь быть красивыми! Ведь недаром же один восточный мудрец изрек, что половиной своей красоты женщины обязаны портнихам. Мыже добавим —кружевницам тоже. Ну а если вы все-таки не решаетесь примерить на себя этот вечный образ, загляните туда, где время по вернуло вспять. Побродите по залам Елецкого краевед ческого или Загорского государственного историко-ху дожественного музея-заповедника, побывайте в Москов ском государственном музее прикладного искусства. Там вы увидите старинные елецкие кружева, в которых и че рез столетия вы ощутите тепло рук наших прапрабабу шек. М илада ФЕДЮКИНА. На сним ке: вот оно какое, п р о сл ав л ен н о е кру ж ево елец кое! вн ят шиш подмостки ■■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz