Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
шммммщщт Ц И П Е Ц К А Я t Л г а з е т а пос тоянно озабочен вопросом, что происходит с нашей куль турой... Понятно, что она пе реживает тот же период —малоприят ный и малоплодотворный — который переживает и весь народ. А народ, как я понимаю, был, помимо его воли, ра зорван, разгорожен границами и тамож нями и, одновременно, было уничтоже но уникальное культурное пространст во союзного государства! Знаете, когда сегодня окидываешь взглядом прожи тую жизнь, то становится мучительно больно за то, что нарушена вот эта сер дцевина бытия нашего — культурное пространство. А уже попутно уничто жено и экономическое, и политическое, и правовое, и хозяйственное! Я считаю, что все это нанесло огромный, без пре увеличения, непоправимый вред всем людям на одной шестой части Земли, которую называли великим Советским Союзом. Ну как сегодня можно «обри совать контуры» нашей культуры без учета особенностей национальных куль тур? Как представить, к примеру, наш театр без грузинского театра? Я уж не говорю о драматургии и литературе! Здесь неизбежны те же вопросы: куда девать Ч. Айтматова, И. Друцэ, Н. Дум- бадзе? ‘ Раныпе-то шел процесс взаимообо- гащения, все это составляло какой-то единый сплав. Вспомним хотя бы наш кинематограф... Конечно, все самое луч шее тогда аккумулировались в Москве и Ленинграде. Но были киностудии «Таджикфильм», «Молдова-фильм», «Киргизфильм», Одесская киностудия, на которой я вырос под руководством Хуциева. Это же был совершенно уди вительный ми^! И всюду художники гордились своей самобытностью, пони мали вкус национального колорита, своей проблематикой — вплоть до ми ровых проблем. И в то же время это была единая культура, единый гума низм. А потомразрушители, игнорируя волю народа, высказанную на референ думе, «переименовали» страну... Я не идеализирую того, что было, я пони маю, что существовали какие-то слож ности во взаимоотношениях, были пе регибы, было недовольство одних дру гими и т.д. Но должен сказать, что даже на примерах театра, которым я руково жу четверть века, видно, как все изме нилось в худшую сторону. Когда толь ко начинались межнациональные кон фликтымежду бывшими союзными рес-. публиками, на взаимоотношениях дея телей культуры, на отношении зрите лей к театру эти события никак не от ражались. В первые годы «перестрой ки», еще до развала Союза, мы были на Украине (вДнепропетровске, Одессе и других городах), вКишиневе, вВиль нюсе. В Вильнюсе уже тогда мы виде ли толпы^операторов зарубежных теле компаний, которые снимали митинги на площадях по поводу... событий по лувековой давности! Партактивисты возмущались наличием Пакта о нена падении и секретного протокола между СССР и Германией. А мы в эти же дни играли свои спектакли в самом центре Вильнюса, буквально в сотне метров от площадей, на которых бурлили митин ги. Илитовские зрители буквально ва лом валили на спектакли нашего теат ра! Я помню, как принимали чеховско го «Дядю Ваню», как принимали со временные пьесы Злотникова. Аншла ги были! Вот так же тепло приветство вали нас и молдаване, деятели кино и телевидения. Заметьте, в Молдавии было снято около десятка фильмов по нашим спектаклям. Это все было. Совсем недавно. Мои а£тисты тому свидетели. вот в наши дни, в июне этого года, я отправился на Украину .на встречу с другом детства, вы дающимся испанским архитектором, всемирно известнымМаноло Нуньесом. Впреддверии нашего 60-летия нас при гласили одесские власти. Едем, чтобы сделать передачи на телевидении, выс тупить в газетах, повстречаться с дру зьями... И попадаем на таможни! И я, у которого родители похоронены вОдес се, где до сих пор живут и работают две сестры и дочь, я заполняю на границе —между Белгородом иХарьковом, как на границе с Германией, —я заполняю так называемую иммиграционную кар точку. Вы что-нибудь^слышали подоб ное? Карточка—такой желтый паскуд ный талон, на вопросы которого надо давать ответы на украинском языке. Хорошо, что я могу говорить по-укра ински свободно («размовлять як хош»). А что в этом случае делать моим друзь ям, которые не понимают, что там на писано? Какое терпение надо иметь, что бывыдержать все эти унизительные ос мотры, досмотры, все эти паспортные проверки. И все «устроено» для того лишь, чтобы пересечь вот эту полосу земли между __ > Белгородом и Харь ковом. А что происхо дит на Украине? Здесь насильствен но изгоняется рус ский язык! Моя сестра всю жизнь преподает на Ук раине в средней школе русский язык и литерату ру. И вот теперь, когда ее коллеги начинают требо вать зарплату, им заявляют: «А кому вынужны? А кому вашязык и литература требуются? Си дите дома, ваш язык никому не нужен*. От Ук раины не отста ет Латвия: в Риге закрыли русские театры, разогна ловека А - ярмарку, где ломились столы, где ра достные люди пели, плясали, танцева ли —все это было красиво, с потряса ющей музыкой Дунаевского. Так ведь советское кино соревновалось с Голли вудом и создавало мечту, создавало об раз красивого, гармонично развитого че . где сегодняшний социальный за каз? Это ведь только кажется, что *его якобынет. Вспомните резуль таты последнего опроса выпускников, проведенного 25 июня этого года, вдень традиционных балов на Красной пло щади. Эти результаты ужасают! При всем юморе и цинизме 17-летних, глав ная мечта девушек —стать проститут ками. Одна говорит, что соседке очень повезло: она не просто проститутка, а в «Метрополе* работает, обслуживает ин туристов —она путана! Девушки моего класса старались подражать Терешко вой, девочки послевоенного поколения восхищались мужеством Зои Космоде мьянской. А теперь мечта современных девушек —стать проститутками, пута нами. А подростки готовятся стать рэ главная опасность?, я ответил прямо: «Жалкое и унизительное заигрывание нынешних российских властей с Аме рикой наносит громадный, в первую очередь —моральный, урон нашей ду ховности, культуре и экономике*. Мне давно абсолютно ясно, чьими агентами являются Горбачев, Яковлев, Гайдар, Явлинский и вся остальная компания... И потому, преодолевая их влияние, надо осознавать реальные угрозы в на циональном масштабе. А я думаю, что нам угрожает одичание... Вы посмот рите, как умело подменяются не толь ко ценности, «выработанные* советской властью, но и наши национальные при оритеты—наша коллективистская сущ ность, наша соборность. Вместо них — оголтелый индивидуализм. Никогда не забуду снятый по американской новел ле фильм «Последний дюйм*. Летчик с мальчиком потерпели катастрофу над пустыней и выбирались из природной ловушки. За кадром звучала потряса ющая песня. Тогда, в детстве, я не по нимал, вчем дело? Летчик замечатель В л а д и м и р П А Х О М О В : Г Г Г П н о ; Д И Т Ь Д ( И ли один из лучших театров—Рижский ТЮЗ под руководством Адольфа Ша пиро. Подобные примеры можно приво- ;ить до бесконечности. рошлым летом я даже входил в инициативную группу по воссоз данию российско-украинского культурного пространства—общего для двух славянских народов. Одесса стала инициатором этого начинания и поста вила вопрос перед Киевом и перед Мос квой о воссоздании разрушенного. Вна чале все было впечатляюще. В Москве собрали осенью мощную конференцию, возглавил ее некто демократ-«яблоч ник* Игрунов. От Одессы вошли вид ные ученые, политики, экономисты, де ятели культуры—МихаилЖванецкий, Роман Карцев, Иосиф Райхельгауз. Меня пригласили. Все было красиво. И Одесский Русский театр, где я начинал терсь эоссийским куль о р И но пр< в : мальчишкой свою ак кую карьеру был как бы избран р ш турным центром на Украине. И вот в феврале этого года в Одессу прибыли Кучма, Черномырдин, собра лись «знаменитые одесситы*. Предпо лагалось открытие этого самого куль турного центра. Но на эту встречу меня не пропустили на границе из-за паспорта с гербом Советского Союза... Прошло еще полгода. Центром и не «пахнет*! Слова и торжественные речи умолкли. Да и к чему этот центр? Ведь выборывОдесской области благополуч- ошли. се сказанное —ответ на вопрос о том, что беспокоит меня больше всего. Душа болит! Ведь разруше на уникальная культура, состоявшая из множества составляющих националь ных культур, —беспрецедентное явле ние в мировой цивилизации! Но и забот, конечно, хватает. Ведь дела в российской культуре, в российс ком искусстве обстоят весьма непрос то. Оно и понятно, ведь общий полити ческий климат, отсутствие главной идеи вроссийском обществе не может не ска заться на литературе, искусстве, кине матографе, искусстве в целом. Вспоминаю время, когда Ельцин и компания только пришли к власти. В нашем театре на одном из первых «дерьмократических* сборищ я попы тался задать прямой вопрос руководя щей «камарилье*, которая, к счастью, недолго была у руля области: вы все время орете о том, что главное — раз- 8 ушить все, что было сделано за 80 лет. пять —до основанья! Ну разрушится. А что потом? Что вы собираетесь стро ить? Меня, как художника, волновал (и продолжает волновать до сих пор) ^ один вопрос: какой социальный за каз общества вы даете культуре и искусству? Какого человека вы хо тите воспитать? А значит, какого героя или антигероя. Что вы хоти те от нас получить? На меня смотрели, как на су- ! масшедшего, кажется, даже не по- i нимали, о чем я спрашиваю. И вот сейчас, спустя годы, об ратите внимание, каждый вечер нам показывают зачем-то историю Голливуда. Говорят, что Голливуд создал американскуюнацию. Гол ливуд получил заказ на «амери канскую мечту*. Но ведь и Со ветская власть, «Мосфильм*, «Ленфильм* выполняли анало гичный заказ и сделали это не хуже, чем Голливуд. Наше кино создало «советскую мечту*. Вспомним фильм «Цирк* и пес ню «Широка страна моя ро дная»... Да, не было такой стра ны, где «так вольно дышит че ловек*. Но какая прекрасная мечта! Какая замечательная идея была внедрена вумыи сер дца советских людей. Ах, как издевались над «Кубанскими казаками* Пырьева! Да, была голодуха послевоенная, да, жрать было нечего, а там по казывали какую-то сказочную кетирами, «новыми русскими*. Вот, оказывается, какой социальный заказ выполняется! Исполнить составленный исподтишка «Кодекс строителя бандит ского капитализма», как в свое время требовали исполнять «Кодекс строите ля коммунизма*. Но не тот менталитет у нашего народа! И хотя «испорчен*, как они считают, этот народ за 80 лет, да не очень-то хотят родители отдавать своих детей в проститутки, врэкетиры, в бандиты. Но... все происходит постепенно. Все телевидение, весь кинематограф, эстра да, частично —подчеркиваю—театры и средства массовой информации пос тоянно все эти годы внедряли в созна ние молодых людей и жителей нашей страны, что это не так уж плохо, не так страшно, что это увлекательно. Когда-то великий русский философ Николай Федоров (кстати, он препо давал в Липецке) сказал (и я это буду поманить до конца дней своих), что са мый великий грех — это предать дело своих отцов. Однако предавали... Раньше боя лись даже детям своим сказать о ро- дителях-дворянах, теперь вдруг оказы вается, что у всех бабушки и дедушки сплошь дворяне! Еще вчера похваля лись «партейными* родителями, а се годня скрывают, что отец был комму нистом. А я вот горжусь, что мой отец создавал советскую власть в городе Липецке. Он, действительно, был од ним из первых секретарей Липецкого уездного комитета комсомола и созда вал молодежную организацию. И, ко нечно, я не могу предать дело своего отца, я не хочу совершить смертный грех! А что выделывают господа вроде Гайдара? Разве они не предали, не оп левали, не разрушили дело своих от цов? А что дали взамен? Они дали со циальный заказ своей культуре, свое му искусству, своим подручным воспе вать «Бандитский Петербург», воспе вать «Улицы разбитых фонарей*. Ка залось бы, ах, как интересно, как ув лекательно! И вроде все менты симпа тичные, а преступники еще симпатич нее... Когда с «баронами* что-нибудь случается, плакать хочется, как их жалко! А тут еще семитская ноточка так красиво подсунута, мол, бедные евреи, что они вытерпели при советс кой власти! Ивсе это делается не толь ко осознанно и идеально, но прежде всего в угоду Соединенным Штатам. М еня на днях попросили ответить на анкету общества «Наследни ки Александра Невского*. На вопрос, откуда России грозит самая но пел, а в песне той звучало рефре ном: «Какое мне дело до всех до вас, а вам —до меня?* Вот суть американс кой морали! Нам нет никакого дела до других, а другим не должно быть ника кого дела до нас. Но это —антимораль! Когда в России случался пожар и сго рала у крестьянина изба, то на следую щий день собирались всеммиром и ста вили новый дом погорельцам. С точки зрения сегодняшней морали, которую нам предложили и уже почти внедри ли, —какое мне дело до всех до вас?! Сгорел, ну и гори! Выходи из тяжелого положения как можешь. J I ля того, чтобыуничтожить нацию, / | —я говорю как русский человек — осталось сделать немного. За хотели разрушить армию — разруши ли, надо разрушить экономику — и с этой задачей справились. Чтобы разру шить культуру, надо уничтожить рус ский язык, разрушить православную религию... Вы посмотрите, что они де лают! Папа Римский без ведома госу дарства и Русской православной церк ви создал на территории России като лические приходы, куда, как пылесо сом, втягивается молодежь. А ведь вся наша культура выросла из правосла вия, в том числе и театр. Под маркой «свободы совести* мы наблюдаем ка толическую агрессию на исконно пра вославные территории России. То на ших ребят тащат в ислам, то —в катб- лицизм. На Россию хлынули ордымис сионеров. А что касается русского язы ка, то и здесь все идет по известному сценарию. На телевидении уже почти не слышно нормальной русской речи: Здесь уже не говорят: «К Путину при ехал Бушна встречу», Слышим: на сам мит, на уикэнд. И это каждый день, с утра до ночи, звучит по радио, по теле видению. Что, Де Голль был идиот, ког да после войны запретил во Франции по телевидению, по радио употребление иностранных слов, и в первую очередь —английских? Когда он ограничил до минимума и установил квоты на показ американских кинофильмов? Делал он это для того, чтобы не погибло фран цузское национальное кино! Посмотри те, что творится у нас... Самовлюблен ный деятель Никита Михалков все вре мя рассказывает о том, как надо возро ждать российский кинематограф. И в это же самое время мы наблюдаем, что все кинотеатры скуплены. Не будем да леко ходить за примерами. Где липец кие кинотеатры? Водном—«Торнадо*, в другом — «Перекресток*, в третьем — «Маска*, то есть стриптиз-клуб, в четвертом — киноконцертный зал (не " совсем худший вариант). А что показывают вкинотеатрах? Аме риканские фильмы. Звездные войны, боевики, ужастики —все идет! Где вы видели в прокате российское кино? Нет его. А Де Голль этого не допускал. У нас же одни сплошные завывания о возрождении российского кино, о его миссии завоевывать умы и сердца молодежи... А что в театре? Кому даются так называемые гранты, всякие премии, всякие «золотые маски* и прочие пакости? Кому это все дается? Это дается тем, кто раз рушает, кто привносит в нашу культуру все самое пошлое, все самое антигуманное... И как же тяжело приходится людям, ко торые продолжают, вопреки все му, оставаться приверженцами не только русской литературы, не только русской культуры, но и мировой литературы! Когда-то одна журналистка — не буду упоминать ее фами лию —меня все время стыдила и говорила: «Владимир Михай лович, что вы все время жалуе тесь на недостаток средств на пос тановки, почему вы не хотите взять у Сороса грант?* Я отве тил: «Не знаю, за что он вамдает гранты, но я знаю одно — ни когда этот филантроп Сорос просто так, из любви к России, из любви к ее та лантливому народу и культуре не будет раздавать американские деньги, он обя зательно поставит какие-то условия*. Да, господин Сорос дает такие грантыв области театрального искусства. А зна ете, какие пьесы надо поставить для того, чтобы получить грант? Поясняю. В этом списке нет ни Пушкина, ни Го голя, ни Толстого, ни Чехова. Там — деньг: Я : гнуснейшие авторы. В том рекоменду емом списке и наши есть, современ ные, достаточно молодые. Я, кстати, знаю некоторых из них. А еще —це лый ряд американских авторов. Вот почему все это чистейшей воды идео логия, причем направленная на рас тление умов, сердец и душ нашей мо лодежи. И только поэтому я никогда не позволял себе польститься и клю нуть на американскую наживку. Хотя есть идругие случаи. КогдаНи киту Михалкова журналисты спро сили, как он может агитировать за Березовского (при выборе депутатов Госдумы), последовал ответ: мол, он мне даст деньги, а я на эти деньги сниму фильм, деньги, мол, не пах нут. Ошибается господин Михалков! Д и пахнут! И очень пахнут! максималист, возможно. Но я не верю таким людям, кото- ■ рые говорят, что Сорос или Бере зовский дадут мне денег, я поставлю за эту подачку шедевр, которым буду вос питывать молодое поколение россиян. Это неправда! Художник, истинный ху дожник должен знать, на чем деньги можно зарабатывать, а на чем — ни когда нельзя! Вот на таких принципах я стоял 40 лет назад, когда учился в ГИТИСе, и сейчас стою. Это не значит, что я закостенел, что мои взгляды не стали шире, что я не радуюсь многим позитивным изменениям в моей стра не. Я, к примеру, теперь могу по при глашению моего друга главного архи тектора Парижа, великого испанского архитектора Маноло Нуньеса, сесть на самолет и полететь в Барселону или в Париж. Замечательно! Свобода —пре выше всего. Итехнический прогресс — замечательная штука. Вон и у нас в те атре сплошь компьютерная техника. Но поверьте, можно работать и в «бедном* театре. Правда, тогда он развивает фан тазию, но сильно укорачивает жизнь. В Барселоне я побывал в лучшем теат ре Европы. Чудо XX века! Его постро ил^Нуньес. А я там подумал: «Мне та кой театр не нужен». Потому что он усыпляет фантазию художника, кото рый становится неким роботом. Ска жем, мне нужен водопад. Оператор на бирает на клавиатуре компьютера команду и, пожалуйста, «эффект водо пада* — стена воды падает на сцену. Все готово, все под рукой, ни над чем думать не надо. И вот тогда-то начина ет работать универсальный набор тех нических приспособлений. И пропада ет фантазия, и пропадает изобретатель ность, и исчезает дух творчества. Я, по лучается, за «бедный* театр с богатой фантазией, за безопасный театр, в ко тором установлена современная систе ма пожаротушения, вкотором регуляр но проводится текущий и капитальный ремонты. А такой театр и без соросовс- ких денег может обойтись. Нельзя ху дожнику обойтись без души, нельзя жить без нее! Как быни кричали почи татели забугорной культуры, что нет ни какой русской души — есть! И не мо жет не быть. И не в противопоставле нии душе французской или испанской, не внахождении преимуществ над кем- то или в чванстве, пет! л всегда с лю бовью ставил и ставлю пьесы Моль ера, Т. Уильямса, не забывая Остров ского, Толстого, Чехова. Не должен ху дожник кичиться национальной при надлежностью. Но я против того, что кому-то дано право унижать российс кий менталитет, российские обычаи, российскую православную религию, унижать наше достоинство! А мы, к сожалению, допустили все это. И, к сожалению, продолжаем потакать на шим «новымдрузьям*. От этого ста новится больно. Н одолжен заметить, что процесс выздоровления начался! И тот .дух коллективизма, дух соборно сти, высокой духовности, который ис- покон веков существовал в России, пе ребарывает вот эту жуткую болезнь, вот эту «бубоннуючуму», которуюнам при вили через культуру, через искусство, через чуждую религию, через культ на силия, жестокости. Все равно болезнь перебарывается! И это видно не только на российском уровне, но и в масштабе зрительного зала нашего театра, пото му что, пресытившисьсценами насилия, жестокости, порнографии втелевидении и кино, молодые зрители буквально с открытым ртом смотрят спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош*, где развертывается борьба личности с ти ранией и мракобесием; затаив дыхание сочувствуют и сопереживают трагичес кой любви в пьесе «Кровавая свадьба». Они откликаются на спектакль замеча тельно! После долгого болезненного пе рерыва они, наши юные друзья, наши дети возвращаются в нормальную жизнь. Они приходят на спектакли по пушкинским сюжетам. Мы играем ва риант «Евгения Онегина» —спектакль «Я помню чудное мгновенье». Как за мечательно школьники следят за сю жетом «Евгения Онегина». И думается мне, что люди, которые десять лет пы таются уничтожить все российское, явно неграмотные, ибо, выбросив из школьных программ многие произведе ния русских классиков, «помогли» те атру: теперь школьники на спектакле с еще большим интересом следят за раз витием событий. «Возвратится ли Тать яна к Онегину?», «Чем закончится ду эль Онегина с Ленским?» Но, разуме ется, лучше бы ребята в школе учили «Евгения Онегина», запоминали бына изусть вечные строфы великого поэта. Радует, что процесс выздоровления идет — через родительские гены дети получили стремление к светлому, пре красному в мире. Несмотря на титани ческие усилия господ-разрушителей. И это вселяет в меня веру в то, что наше дело не погибло, наши усилия прине сут прекрасные плоды, что дело не без надежно —вот еще немного, еще чуть- чуть и оно будет, не сомневаюсь, очень востребовано. Оно будет очень востре бовано, и не правительством, и не свер ху, оно уже сегодня начинает быть вос требованным простыми, нормальными людьми и, прежде всего, молодыми людьми, что очень важно. )^авершая наш разговор, я с удов- -"^летворением сообщаю, что в на- шем театре мывоспитываемболь шую группу молодых людей, которые пришли из школ, вузов, из той жиз ни, которуюотравлялидесять-пятнад цать лет, пришли из зоны нравствен ного бедствия. Замечу, пришли не из стерильной обстановки. Очень хоро шие ребята, но они, не по своей вине, не усвоили тот пласт культуры, без которого нельзя представить образо ванного современного человека. Они не видели фильмов с участием Ми хаила Ульянова, на фотоснимках не узнают Смоктуновского («Кто это?»), а Гафт для них —сплош ная загадка. Я уже не говорю о Лак шине... А ведь это не просто выдающи еся артисты, но люди, за которыми сто яла эпоха «Председателя», маршала Жукова, Гамлета, князя Мышкина... И вот этот слой^культуры остался для молодых людей землей неизвест ной. Но огромная вера ижелание понять, докопаться до сути —что же происхо дит в жизни, в театральном процессе — у этих молодых людей есть. Я им даже немножко завидую. Как трога тельно они относятся друг к другу, как умеют поддержать в трудную минуту! Замечательное растет поколение. Рядом циники, рядом наркоманы, рядом «но вые русские*... А к нам после набора пришли необыкновенной души молодые люди. Кто-то станет актером, кто-то бу дет квалифицированным зрителем... И они —лучше нас! Их в свое время мно гого лишили —настоящих книг, заме чательных фильмов, прекрасных спек таклей. Я не социолог, но, думается, что мы наблюдаем явления, которые заложены на генетическом уровне, ибо их деды, родители прошли великуювой ну, учились в замечательной советской школе. Меня и моих сверстников учили за мечательные люди, фронтовики. Они ходили в сапогах, выцветших гимнас терках. Их уроки остались в душе на всюжизнь. Не про сто уроки —уроки жизни. Я родился в 42-м, войну не видел, но помню, как ребята подрывались после войнына ми нах, фугасах, помню колонны пленных немецких солдат и офицеров. На недав ней встрече с одноклассниками мой друг Нуньес —он закончил 8 классов в Одессе, а затем уехал в Испанию — с беспокойством в голосе спросил: —А где Иван Филиппович? Иван Филиппович — директор на— шей школы, фронтовик, святой чело век, ему уже за восемьдесят, но для нас он остается Учителем до сего дня. Нас учили наши родители и педаго ги, которые вернулись с победой с фрон тов Великой Отечественной войны, не эгана или Чечни, сколько бысегодня ни пытались фальсификаторы всех и всячес- .ких мастей испохабить нашу ис торию, распространить в умах вирус неверия—всуе трудитесь, господа. Про игрыш вам обеспечен. Несомненно, процесс выздоровления российского общества будет мучитель ным, сложным, с неизбежными времен ными утратами. Всюсвоюсознательнуюжизнь я сто ял и буду стоять на твердом основании гуманизма, добра, веры. Именно поэтому я работаюврусском театре, в центре России, а не за рубе жом. Яуверен, что нашнарод достоин ве ликой культуры, великого искусства, великой нравственности и уважения к себе. Монолог юбиляра записал из Аф Й ю о Михаил КОРОЛЬКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz