Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

шммммщщт Ц И П Е Ц К А Я t Л г а з е т а пос тоянно озабочен вопросом, что происходит с нашей куль­ турой... Понятно, что она пе­ реживает тот же период —малоприят­ ный и малоплодотворный — который переживает и весь народ. А народ, как я понимаю, был, помимо его воли, ра­ зорван, разгорожен границами и тамож­ нями и, одновременно, было уничтоже­ но уникальное культурное пространст­ во союзного государства! Знаете, когда сегодня окидываешь взглядом прожи­ тую жизнь, то становится мучительно больно за то, что нарушена вот эта сер­ дцевина бытия нашего — культурное пространство. А уже попутно уничто­ жено и экономическое, и политическое, и правовое, и хозяйственное! Я считаю, что все это нанесло огромный, без пре­ увеличения, непоправимый вред всем людям на одной шестой части Земли, которую называли великим Советским Союзом. Ну как сегодня можно «обри­ совать контуры» нашей культуры без учета особенностей национальных куль­ тур? Как представить, к примеру, наш театр без грузинского театра? Я уж не говорю о драматургии и литературе! Здесь неизбежны те же вопросы: куда девать Ч. Айтматова, И. Друцэ, Н. Дум- бадзе? ‘ Раныпе-то шел процесс взаимообо- гащения, все это составляло какой-то единый сплав. Вспомним хотя бы наш кинематограф... Конечно, все самое луч­ шее тогда аккумулировались в Москве и Ленинграде. Но были киностудии «Таджикфильм», «Молдова-фильм», «Киргизфильм», Одесская киностудия, на которой я вырос под руководством Хуциева. Это же был совершенно уди­ вительный ми^! И всюду художники гордились своей самобытностью, пони­ мали вкус национального колорита, своей проблематикой — вплоть до ми­ ровых проблем. И в то же время это была единая культура, единый гума­ низм. А потомразрушители, игнорируя волю народа, высказанную на референ­ думе, «переименовали» страну... Я не идеализирую того, что было, я пони­ маю, что существовали какие-то слож­ ности во взаимоотношениях, были пе­ регибы, было недовольство одних дру­ гими и т.д. Но должен сказать, что даже на примерах театра, которым я руково­ жу четверть века, видно, как все изме­ нилось в худшую сторону. Когда толь­ ко начинались межнациональные кон­ фликтымежду бывшими союзными рес-. публиками, на взаимоотношениях дея­ телей культуры, на отношении зрите­ лей к театру эти события никак не от­ ражались. В первые годы «перестрой­ ки», еще до развала Союза, мы были на Украине (вДнепропетровске, Одессе и других городах), вКишиневе, вВиль­ нюсе. В Вильнюсе уже тогда мы виде­ ли толпы^операторов зарубежных теле­ компаний, которые снимали митинги на площадях по поводу... событий по­ лувековой давности! Партактивисты возмущались наличием Пакта о нена­ падении и секретного протокола между СССР и Германией. А мы в эти же дни играли свои спектакли в самом центре Вильнюса, буквально в сотне метров от площадей, на которых бурлили митин­ ги. Илитовские зрители буквально ва­ лом валили на спектакли нашего теат­ ра! Я помню, как принимали чеховско­ го «Дядю Ваню», как принимали со­ временные пьесы Злотникова. Аншла­ ги были! Вот так же тепло приветство­ вали нас и молдаване, деятели кино и телевидения. Заметьте, в Молдавии было снято около десятка фильмов по нашим спектаклям. Это все было. Совсем недавно. Мои а£тисты тому свидетели. вот в наши дни, в июне этого года, я отправился на Украину .на встречу с другом детства, вы­ дающимся испанским архитектором, всемирно известнымМаноло Нуньесом. Впреддверии нашего 60-летия нас при­ гласили одесские власти. Едем, чтобы сделать передачи на телевидении, выс­ тупить в газетах, повстречаться с дру­ зьями... И попадаем на таможни! И я, у которого родители похоронены вОдес­ се, где до сих пор живут и работают две сестры и дочь, я заполняю на границе —между Белгородом иХарьковом, как на границе с Германией, —я заполняю так называемую иммиграционную кар­ точку. Вы что-нибудь^слышали подоб­ ное? Карточка—такой желтый паскуд­ ный талон, на вопросы которого надо давать ответы на украинском языке. Хорошо, что я могу говорить по-укра­ ински свободно («размовлять як хош»). А что в этом случае делать моим друзь­ ям, которые не понимают, что там на­ писано? Какое терпение надо иметь, что­ бывыдержать все эти унизительные ос­ мотры, досмотры, все эти паспортные проверки. И все «устроено» для того лишь, чтобы пересечь вот эту полосу земли между __ > Белгородом и Харь­ ковом. А что происхо­ дит на Украине? Здесь насильствен­ но изгоняется рус­ ский язык! Моя сестра всю жизнь преподает на Ук­ раине в средней школе русский язык и литерату­ ру. И вот теперь, когда ее коллеги начинают требо­ вать зарплату, им заявляют: «А кому вынужны? А кому вашязык и литература требуются? Си­ дите дома, ваш язык никому не нужен*. От Ук­ раины не отста­ ет Латвия: в Риге закрыли русские театры, разогна­ ловека А - ярмарку, где ломились столы, где ра­ достные люди пели, плясали, танцева­ ли —все это было красиво, с потряса­ ющей музыкой Дунаевского. Так ведь советское кино соревновалось с Голли­ вудом и создавало мечту, создавало об­ раз красивого, гармонично развитого че­ . где сегодняшний социальный за­ каз? Это ведь только кажется, что *его якобынет. Вспомните резуль­ таты последнего опроса выпускников, проведенного 25 июня этого года, вдень традиционных балов на Красной пло­ щади. Эти результаты ужасают! При всем юморе и цинизме 17-летних, глав­ ная мечта девушек —стать проститут­ ками. Одна говорит, что соседке очень повезло: она не просто проститутка, а в «Метрополе* работает, обслуживает ин­ туристов —она путана! Девушки моего класса старались подражать Терешко­ вой, девочки послевоенного поколения восхищались мужеством Зои Космоде­ мьянской. А теперь мечта современных девушек —стать проститутками, пута­ нами. А подростки готовятся стать рэ­ главная опасность?, я ответил прямо: «Жалкое и унизительное заигрывание нынешних российских властей с Аме­ рикой наносит громадный, в первую очередь —моральный, урон нашей ду­ ховности, культуре и экономике*. Мне давно абсолютно ясно, чьими агентами являются Горбачев, Яковлев, Гайдар, Явлинский и вся остальная компания... И потому, преодолевая их влияние, надо осознавать реальные угрозы в на­ циональном масштабе. А я думаю, что нам угрожает одичание... Вы посмот­ рите, как умело подменяются не толь­ ко ценности, «выработанные* советской властью, но и наши национальные при­ оритеты—наша коллективистская сущ­ ность, наша соборность. Вместо них — оголтелый индивидуализм. Никогда не забуду снятый по американской новел­ ле фильм «Последний дюйм*. Летчик с мальчиком потерпели катастрофу над пустыней и выбирались из природной ловушки. За кадром звучала потряса­ ющая песня. Тогда, в детстве, я не по­ нимал, вчем дело? Летчик замечатель­ В л а д и м и р П А Х О М О В : Г Г Г П н о ; Д И Т Ь Д ( И ли один из лучших театров—Рижский ТЮЗ под руководством Адольфа Ша­ пиро. Подобные примеры можно приво- ;ить до бесконечности. рошлым летом я даже входил в инициативную группу по воссоз­ данию российско-украинского культурного пространства—общего для двух славянских народов. Одесса стала инициатором этого начинания и поста­ вила вопрос перед Киевом и перед Мос­ квой о воссоздании разрушенного. Вна­ чале все было впечатляюще. В Москве собрали осенью мощную конференцию, возглавил ее некто демократ-«яблоч­ ник* Игрунов. От Одессы вошли вид­ ные ученые, политики, экономисты, де­ ятели культуры—МихаилЖванецкий, Роман Карцев, Иосиф Райхельгауз. Меня пригласили. Все было красиво. И Одесский Русский театр, где я начинал терсь эоссийским куль о р И но пр< в : мальчишкой свою ак кую карьеру был как бы избран р ш турным центром на Украине. И вот в феврале этого года в Одессу прибыли Кучма, Черномырдин, собра­ лись «знаменитые одесситы*. Предпо­ лагалось открытие этого самого куль­ турного центра. Но на эту встречу меня не пропустили на границе из-за паспорта с гербом Советского Союза... Прошло еще полгода. Центром и не «пахнет*! Слова и торжественные речи умолкли. Да и к чему этот центр? Ведь выборывОдесской области благополуч- ошли. се сказанное —ответ на вопрос о том, что беспокоит меня больше всего. Душа болит! Ведь разруше­ на уникальная культура, состоявшая из множества составляющих националь­ ных культур, —беспрецедентное явле­ ние в мировой цивилизации! Но и забот, конечно, хватает. Ведь дела в российской культуре, в российс­ ком искусстве обстоят весьма непрос­ то. Оно и понятно, ведь общий полити­ ческий климат, отсутствие главной идеи вроссийском обществе не может не ска­ заться на литературе, искусстве, кине­ матографе, искусстве в целом. Вспоминаю время, когда Ельцин и компания только пришли к власти. В нашем театре на одном из первых «дерьмократических* сборищ я попы­ тался задать прямой вопрос руководя­ щей «камарилье*, которая, к счастью, недолго была у руля области: вы все время орете о том, что главное — раз- 8 ушить все, что было сделано за 80 лет. пять —до основанья! Ну разрушится. А что потом? Что вы собираетесь стро­ ить? Меня, как художника, волновал (и продолжает волновать до сих пор) ^ один вопрос: какой социальный за­ каз общества вы даете культуре и искусству? Какого человека вы хо­ тите воспитать? А значит, какого героя или антигероя. Что вы хоти­ те от нас получить? На меня смотрели, как на су- ! масшедшего, кажется, даже не по- i нимали, о чем я спрашиваю. И вот сейчас, спустя годы, об­ ратите внимание, каждый вечер нам показывают зачем-то историю Голливуда. Говорят, что Голливуд создал американскуюнацию. Гол­ ливуд получил заказ на «амери­ канскую мечту*. Но ведь и Со­ ветская власть, «Мосфильм*, «Ленфильм* выполняли анало­ гичный заказ и сделали это не хуже, чем Голливуд. Наше кино создало «советскую мечту*. Вспомним фильм «Цирк* и пес­ ню «Широка страна моя ро­ дная»... Да, не было такой стра­ ны, где «так вольно дышит че­ ловек*. Но какая прекрасная мечта! Какая замечательная идея была внедрена вумыи сер­ дца советских людей. Ах, как издевались над «Кубанскими казаками* Пырьева! Да, была голодуха послевоенная, да, жрать было нечего, а там по­ казывали какую-то сказочную кетирами, «новыми русскими*. Вот, оказывается, какой социальный заказ выполняется! Исполнить составленный исподтишка «Кодекс строителя бандит­ ского капитализма», как в свое время требовали исполнять «Кодекс строите­ ля коммунизма*. Но не тот менталитет у нашего народа! И хотя «испорчен*, как они считают, этот народ за 80 лет, да не очень-то хотят родители отдавать своих детей в проститутки, врэкетиры, в бандиты. Но... все происходит постепенно. Все телевидение, весь кинематограф, эстра­ да, частично —подчеркиваю—театры и средства массовой информации пос­ тоянно все эти годы внедряли в созна­ ние молодых людей и жителей нашей страны, что это не так уж плохо, не так страшно, что это увлекательно. Когда-то великий русский философ Николай Федоров (кстати, он препо­ давал в Липецке) сказал (и я это буду поманить до конца дней своих), что са­ мый великий грех — это предать дело своих отцов. Однако предавали... Раньше боя­ лись даже детям своим сказать о ро- дителях-дворянах, теперь вдруг оказы­ вается, что у всех бабушки и дедушки сплошь дворяне! Еще вчера похваля­ лись «партейными* родителями, а се­ годня скрывают, что отец был комму­ нистом. А я вот горжусь, что мой отец создавал советскую власть в городе Липецке. Он, действительно, был од­ ним из первых секретарей Липецкого уездного комитета комсомола и созда­ вал молодежную организацию. И, ко­ нечно, я не могу предать дело своего отца, я не хочу совершить смертный грех! А что выделывают господа вроде Гайдара? Разве они не предали, не оп­ левали, не разрушили дело своих от­ цов? А что дали взамен? Они дали со­ циальный заказ своей культуре, свое­ му искусству, своим подручным воспе­ вать «Бандитский Петербург», воспе­ вать «Улицы разбитых фонарей*. Ка­ залось бы, ах, как интересно, как ув­ лекательно! И вроде все менты симпа­ тичные, а преступники еще симпатич­ нее... Когда с «баронами* что-нибудь случается, плакать хочется, как их жалко! А тут еще семитская ноточка так красиво подсунута, мол, бедные евреи, что они вытерпели при советс­ кой власти! Ивсе это делается не толь­ ко осознанно и идеально, но прежде всего в угоду Соединенным Штатам. М еня на днях попросили ответить на анкету общества «Наследни­ ки Александра Невского*. На вопрос, откуда России грозит самая но пел, а в песне той звучало рефре­ ном: «Какое мне дело до всех до вас, а вам —до меня?* Вот суть американс­ кой морали! Нам нет никакого дела до других, а другим не должно быть ника­ кого дела до нас. Но это —антимораль! Когда в России случался пожар и сго­ рала у крестьянина изба, то на следую­ щий день собирались всеммиром и ста­ вили новый дом погорельцам. С точки зрения сегодняшней морали, которую нам предложили и уже почти внедри­ ли, —какое мне дело до всех до вас?! Сгорел, ну и гори! Выходи из тяжелого положения как можешь. J I ля того, чтобыуничтожить нацию, / | —я говорю как русский человек — осталось сделать немного. За­ хотели разрушить армию — разруши­ ли, надо разрушить экономику — и с этой задачей справились. Чтобы разру­ шить культуру, надо уничтожить рус­ ский язык, разрушить православную религию... Вы посмотрите, что они де­ лают! Папа Римский без ведома госу­ дарства и Русской православной церк­ ви создал на территории России като­ лические приходы, куда, как пылесо­ сом, втягивается молодежь. А ведь вся наша культура выросла из правосла­ вия, в том числе и театр. Под маркой «свободы совести* мы наблюдаем ка­ толическую агрессию на исконно пра­ вославные территории России. То на­ ших ребят тащат в ислам, то —в катб- лицизм. На Россию хлынули ордымис­ сионеров. А что касается русского язы­ ка, то и здесь все идет по известному сценарию. На телевидении уже почти не слышно нормальной русской речи: Здесь уже не говорят: «К Путину при­ ехал Бушна встречу», Слышим: на сам­ мит, на уикэнд. И это каждый день, с утра до ночи, звучит по радио, по теле­ видению. Что, Де Голль был идиот, ког­ да после войны запретил во Франции по телевидению, по радио употребление иностранных слов, и в первую очередь —английских? Когда он ограничил до минимума и установил квоты на показ американских кинофильмов? Делал он это для того, чтобы не погибло фран­ цузское национальное кино! Посмотри­ те, что творится у нас... Самовлюблен­ ный деятель Никита Михалков все вре­ мя рассказывает о том, как надо возро­ ждать российский кинематограф. И в это же самое время мы наблюдаем, что все кинотеатры скуплены. Не будем да­ леко ходить за примерами. Где липец­ кие кинотеатры? Водном—«Торнадо*, в другом — «Перекресток*, в третьем — «Маска*, то есть стриптиз-клуб, в четвертом — киноконцертный зал (не " совсем худший вариант). А что показывают вкинотеатрах? Аме­ риканские фильмы. Звездные войны, боевики, ужастики —все идет! Где вы видели в прокате российское кино? Нет его. А Де Голль этого не допускал. У нас же одни сплошные завывания о возрождении российского кино, о его миссии завоевывать умы и сердца молодежи... А что в театре? Кому даются так называемые гранты, всякие премии, всякие «золотые маски* и прочие пакости? Кому это все дается? Это дается тем, кто раз­ рушает, кто привносит в нашу культуру все самое пошлое, все самое антигуманное... И как же тяжело приходится людям, ко­ торые продолжают, вопреки все­ му, оставаться приверженцами не только русской литературы, не только русской культуры, но и мировой литературы! Когда-то одна журналистка — не буду упоминать ее фами­ лию —меня все время стыдила и говорила: «Владимир Михай­ лович, что вы все время жалуе­ тесь на недостаток средств на пос­ тановки, почему вы не хотите взять у Сороса грант?* Я отве­ тил: «Не знаю, за что он вамдает гранты, но я знаю одно — ни­ когда этот филантроп Сорос просто так, из любви к России, из любви к ее та­ лантливому народу и культуре не будет раздавать американские деньги, он обя­ зательно поставит какие-то условия*. Да, господин Сорос дает такие грантыв области театрального искусства. А зна­ ете, какие пьесы надо поставить для того, чтобы получить грант? Поясняю. В этом списке нет ни Пушкина, ни Го­ голя, ни Толстого, ни Чехова. Там — деньг: Я : гнуснейшие авторы. В том рекоменду емом списке и наши есть, современ­ ные, достаточно молодые. Я, кстати, знаю некоторых из них. А еще —це­ лый ряд американских авторов. Вот почему все это чистейшей воды идео­ логия, причем направленная на рас­ тление умов, сердец и душ нашей мо­ лодежи. И только поэтому я никогда не позволял себе польститься и клю­ нуть на американскую наживку. Хотя есть идругие случаи. КогдаНи­ киту Михалкова журналисты спро­ сили, как он может агитировать за Березовского (при выборе депутатов Госдумы), последовал ответ: мол, он мне даст деньги, а я на эти деньги сниму фильм, деньги, мол, не пах­ нут. Ошибается господин Михалков! Д и пахнут! И очень пахнут! максималист, возможно. Но я не верю таким людям, кото- ■ рые говорят, что Сорос или Бере­ зовский дадут мне денег, я поставлю за эту подачку шедевр, которым буду вос­ питывать молодое поколение россиян. Это неправда! Художник, истинный ху­ дожник должен знать, на чем деньги можно зарабатывать, а на чем — ни­ когда нельзя! Вот на таких принципах я стоял 40 лет назад, когда учился в ГИТИСе, и сейчас стою. Это не значит, что я закостенел, что мои взгляды не стали шире, что я не радуюсь многим позитивным изменениям в моей стра­ не. Я, к примеру, теперь могу по при­ глашению моего друга главного архи­ тектора Парижа, великого испанского архитектора Маноло Нуньеса, сесть на самолет и полететь в Барселону или в Париж. Замечательно! Свобода —пре­ выше всего. Итехнический прогресс — замечательная штука. Вон и у нас в те­ атре сплошь компьютерная техника. Но поверьте, можно работать и в «бедном* театре. Правда, тогда он развивает фан­ тазию, но сильно укорачивает жизнь. В Барселоне я побывал в лучшем теат­ ре Европы. Чудо XX века! Его постро­ ил^Нуньес. А я там подумал: «Мне та­ кой театр не нужен». Потому что он усыпляет фантазию художника, кото­ рый становится неким роботом. Ска­ жем, мне нужен водопад. Оператор на­ бирает на клавиатуре компьютера команду и, пожалуйста, «эффект водо­ пада* — стена воды падает на сцену. Все готово, все под рукой, ни над чем думать не надо. И вот тогда-то начина­ ет работать универсальный набор тех­ нических приспособлений. И пропада­ ет фантазия, и пропадает изобретатель­ ность, и исчезает дух творчества. Я, по­ лучается, за «бедный* театр с богатой фантазией, за безопасный театр, в ко­ тором установлена современная систе­ ма пожаротушения, вкотором регуляр­ но проводится текущий и капитальный ремонты. А такой театр и без соросовс- ких денег может обойтись. Нельзя ху­ дожнику обойтись без души, нельзя жить без нее! Как быни кричали почи­ татели забугорной культуры, что нет ни­ какой русской души — есть! И не мо­ жет не быть. И не в противопоставле­ нии душе французской или испанской, не внахождении преимуществ над кем- то или в чванстве, пет! л всегда с лю­ бовью ставил и ставлю пьесы Моль­ ера, Т. Уильямса, не забывая Остров­ ского, Толстого, Чехова. Не должен ху­ дожник кичиться национальной при­ надлежностью. Но я против того, что кому-то дано право унижать российс­ кий менталитет, российские обычаи, российскую православную религию, унижать наше достоинство! А мы, к сожалению, допустили все это. И, к сожалению, продолжаем потакать на­ шим «новымдрузьям*. От этого ста­ новится больно. Н одолжен заметить, что процесс выздоровления начался! И тот .дух коллективизма, дух соборно­ сти, высокой духовности, который ис- покон веков существовал в России, пе­ ребарывает вот эту жуткую болезнь, вот эту «бубоннуючуму», которуюнам при­ вили через культуру, через искусство, через чуждую религию, через культ на­ силия, жестокости. Все равно болезнь перебарывается! И это видно не только на российском уровне, но и в масштабе зрительного зала нашего театра, пото­ му что, пресытившисьсценами насилия, жестокости, порнографии втелевидении и кино, молодые зрители буквально с открытым ртом смотрят спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош*, где развертывается борьба личности с ти­ ранией и мракобесием; затаив дыхание сочувствуют и сопереживают трагичес­ кой любви в пьесе «Кровавая свадьба». Они откликаются на спектакль замеча­ тельно! После долгого болезненного пе­ рерыва они, наши юные друзья, наши дети возвращаются в нормальную жизнь. Они приходят на спектакли по пушкинским сюжетам. Мы играем ва­ риант «Евгения Онегина» —спектакль «Я помню чудное мгновенье». Как за­ мечательно школьники следят за сю­ жетом «Евгения Онегина». И думается мне, что люди, которые десять лет пы­ таются уничтожить все российское, явно неграмотные, ибо, выбросив из школьных программ многие произведе­ ния русских классиков, «помогли» те­ атру: теперь школьники на спектакле с еще большим интересом следят за раз­ витием событий. «Возвратится ли Тать­ яна к Онегину?», «Чем закончится ду­ эль Онегина с Ленским?» Но, разуме­ ется, лучше бы ребята в школе учили «Евгения Онегина», запоминали бына­ изусть вечные строфы великого поэта. Радует, что процесс выздоровления идет — через родительские гены дети получили стремление к светлому, пре­ красному в мире. Несмотря на титани­ ческие усилия господ-разрушителей. И это вселяет в меня веру в то, что наше дело не погибло, наши усилия прине­ сут прекрасные плоды, что дело не без­ надежно —вот еще немного, еще чуть- чуть и оно будет, не сомневаюсь, очень востребовано. Оно будет очень востре­ бовано, и не правительством, и не свер­ ху, оно уже сегодня начинает быть вос­ требованным простыми, нормальными людьми и, прежде всего, молодыми людьми, что очень важно. )^авершая наш разговор, я с удов- -"^летворением сообщаю, что в на- шем театре мывоспитываемболь­ шую группу молодых людей, которые пришли из школ, вузов, из той жиз­ ни, которуюотравлялидесять-пятнад­ цать лет, пришли из зоны нравствен­ ного бедствия. Замечу, пришли не из стерильной обстановки. Очень хоро­ шие ребята, но они, не по своей вине, не усвоили тот пласт культуры, без которого нельзя представить образо­ ванного современного человека. Они не видели фильмов с участием Ми­ хаила Ульянова, на фотоснимках не узнают Смоктуновского («Кто это?»), а Гафт для них —сплош­ ная загадка. Я уже не говорю о Лак­ шине... А ведь это не просто выдающи­ еся артисты, но люди, за которыми сто­ яла эпоха «Председателя», маршала Жукова, Гамлета, князя Мышкина... И вот этот слой^культуры остался для молодых людей землей неизвест­ ной. Но огромная вера ижелание понять, докопаться до сути —что же происхо­ дит в жизни, в театральном процессе — у этих молодых людей есть. Я им даже немножко завидую. Как трога­ тельно они относятся друг к другу, как умеют поддержать в трудную минуту! Замечательное растет поколение. Рядом циники, рядом наркоманы, рядом «но­ вые русские*... А к нам после набора пришли необыкновенной души молодые люди. Кто-то станет актером, кто-то бу­ дет квалифицированным зрителем... И они —лучше нас! Их в свое время мно­ гого лишили —настоящих книг, заме­ чательных фильмов, прекрасных спек­ таклей. Я не социолог, но, думается, что мы наблюдаем явления, которые заложены на генетическом уровне, ибо их деды, родители прошли великуювой­ ну, учились в замечательной советской школе. Меня и моих сверстников учили за­ мечательные люди, фронтовики. Они ходили в сапогах, выцветших гимнас­ терках. Их уроки остались в душе на всюжизнь. Не про­ сто уроки —уроки жизни. Я родился в 42-м, войну не видел, но помню, как ребята подрывались после войнына ми­ нах, фугасах, помню колонны пленных немецких солдат и офицеров. На недав­ ней встрече с одноклассниками мой друг Нуньес —он закончил 8 классов в Одессе, а затем уехал в Испанию — с беспокойством в голосе спросил: —А где Иван Филиппович? Иван Филиппович — директор на— шей школы, фронтовик, святой чело­ век, ему уже за восемьдесят, но для нас он остается Учителем до сего дня. Нас учили наши родители и педаго­ ги, которые вернулись с победой с фрон­ тов Великой Отечественной войны, не эгана или Чечни, сколько бысегодня ни пытались фальсификаторы всех и всячес- .ких мастей испохабить нашу ис­ торию, распространить в умах вирус неверия—всуе трудитесь, господа. Про­ игрыш вам обеспечен. Несомненно, процесс выздоровления российского общества будет мучитель­ ным, сложным, с неизбежными времен­ ными утратами. Всюсвоюсознательнуюжизнь я сто­ ял и буду стоять на твердом основании гуманизма, добра, веры. Именно поэтому я работаюврусском театре, в центре России, а не за рубе­ жом. Яуверен, что нашнарод достоин ве­ ликой культуры, великого искусства, великой нравственности и уважения к себе. Монолог юбиляра записал из Аф Й ю о Михаил КОРОЛЬКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz