Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
4 ИЮЛЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 25 (77) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я --------- Ш В а л е н т и н Р а с п у т и н : Ч и н о в н и к и з а б ы л и о л ю д я х персона ИРКУТСК ВЖИВЫХ в Сибири из современ ных писателей-классиков остал ся только Валентин Распутин. Но его голос почти не слышен. Я приехал в Иркутск, чтобы встретиться с ним. Узнать о при чинах его своеобразного затвор ничества. Ведь после появления повести «Пожар» в последующие семнадцать лет он напомнил о своем существовании всего лишь несколькими рассказами. — О чем разговаривать?! З а чем?! Кому это сейчас нужно! — категорично звучал из телеф он ной трубки голос Распутина. — Я больше двадцати лет занимался публицистикой. Ничего не изм е нилось. С большим трудом, но мы все же договорились встретиться на следующий день, правда, с его непременным условием: «Не больше пятнадцати минут на весь разговор». К с а м о м у с е б е Распутин принял меня недо верчиво. Для ангарцев это харак терно. Сначала прощупают твои намерения, а потом или найдут мягкий предлог указать на дверь, или одарят хлебосольным госте приимством. Мы беседуем о Сибири, а ме жду нами незримо сидит насто роженная птица общения. Чувст вуется: одно неверное слово, словно хруст ветки под ногой, и она стремглав бросится в небес ную синь открытого окна. Нако нец душевные камертончики све рены. Утром едем в Усть-Уду. Затесь первая (затесями си биряки-старожилы называют з а рубки на память). З а Распутиным не заезж аем, он приходит к авто бусу пешочком с тяжелым грузом книг. Свою ношу, как крест, все гда несет сам, не позволяя даже близкому окружению подыгры вать его известности. — Валентин Григорьевич, у меня такое чувство, что сей час вы, как Игреня из «Пос леднего срока», выезжаете на характере. — Может быть. Сомнения, по правде говоря, посещают часто. Уныние тоже случается. Иногда и безнадежность полная бывает. Но нельзя... Нельзя этому подда ваться. И главное — нельзя свое мрачное настроение высказы вать публично. Это же сказы ва ется на других. — Тяжело вам было проби ваться к признанию из своей родной Аталанки? — А у меня все как-то само со бой получалось. Школа. Универ ситет. Еще до его окончания на чал работать в иркутской моло дежной газете, где была по-на стоящему творческая обстанов ка. Из одиннадцати журнали стов — семь членов Союза писа телей. Все писали рассказы и я писал. Потом «молодежка» в Красноярске... — Вы начинаете рассказывать биографию... — А что вы хотите услышать?! Ну была у меня ломка. После де ревни работа в газетах потребо вала нивелировки языка. И мне приходилось поддаваться на это. Ломать себя. Но очень скоро я опамятовался и понял, что это не мое. И как только я вернулся к родному языку, мне стало гораз до легче... До таежной Усть-Уды мы доб рались часов за пять. Именно здесь он заканчивал школу. Об этом периоде у него есть почти документальный рассказ «Уроки французского», по которому был снят одноименный фильм. Распу тин шутит по этому поводу: «Те перь, когда мне хотят сделать приятное,говорят: читали-чита ли ваши «Уроки...» и начинают сообщать киношные подробно сти, которых нет в рассказе». Поразительно, но его бывшая учительница французского во лей судьбы оказалась во Фран ции. Случайно заш ла в париж ский книжный магазин, увидела на обложке «В. РАСПУТИН», от крыла книгу ради любопытства и тут же прочитала ее на одном ды хании. Спустя десятилетия они встретились в Москве воочию. В родную школу Распутин не заглядывал почти пятьдесят лет. Когда заш ел, память тут же под сказала, казалось бы, совсем з а бытое... Сохранились даже ис тертые временем деревянные ступеньки. Вот только большин ство из тех, с кем он когда-то по ним поднимался, ушли из жизни. И он потом с горечью скажет уже многократно проговоренное: «Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем вину перед учителя ми? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами после». «После» все деревни по верх ней Ангаре спешно переселили. Людей посрывали с мест. Их род ные земли оказались на дне ис кусственного моря. Братская ГЭС тогда гремела на всю стра ну. Слезы и боль ангарцев были заглушены грохотом турбин. А Валентин Распутин возвращался в свою новую Аталанку по новому «морю». Помнит до сих пор, как пароход «Фридрих Энгельс» под ходил к берегу буквально по л е су, раздвигая кроны деревьев. Их ведь не вырубили, так и оставив на дне. Все делали в спешке. Сорок лет уже прошло, как надругались над красавицей Ан гарой. Но разумности прошед шие годы нам не прибавили. В «море» — зараженная рыба. Во да насыщена вредными сброса ми до такой степени, что появи лись «ртутные» заливы и отмели. А на дне до сих пор продолжают стоять «окаменевшие» листвен ницы, как кресты над исковер канными судьбами людей. — Я все время спрашиваю се бя,— говорит Распутин,— что же так тянет сюда? Ведь никогда здесь, на Ангаре, не было легкой жизни. Всегда было трудно. А по сле перестройки она стала сов сем гнетущей. То есть физически жизнь может раньше была и ху же, но нравственно, духовно... Та кое ощущение, что украли у нас за прошедшие годы Россию. Приезжаешь в свою Аталан ку... Последний раз там был в сентябре. Грязища непролазная. А я в ботиночках заявился. Да в них пройти там нельзя. Какой там коммунизм, как обещали рань ше! Какой там капитализм с его благами, как обещают сегодня. Просто пройти по улице нельзя из конца в конец. Какое там светлое будущее! Надолбы вот такие сто ят. На брюхо ляжешь, п ерева лишься на другую сторону и дальш е пошел. Лесовозы все разбивают. Деревянные тротуа ры ломают. Неухоженность страшная. Я там поживу и уез жаю на иркутский асфальт. По том на московский. Уж в столице совсем хорошо. Строят красиво сейчас. Лицо, правда, свое Моск ва потеряла, но зато европейский облик обрела. Тротуары с мылом кое-где даже моют. А что ж меня все тянет в Аталанку? Да потому что родное там. Родина потому что. И без этого как-то и не жи вется. Но это только с возрастом начинаешь остро чувствовать. Я повидал мир. Поездил, мо жет, даже с избытком. Было что посмотреть, было чему удивлять ся... Но только здесь ближе всего находишься к самому себе, к сво ей сути. И человек остается чело веком только тогда, когда он со храняет связи со своей землей. Когда помнит о ней. Он может уе хать куда-то, работать далеко, потому что не всегда находится дело по способностям на родной земле. Но если он о ней забывает — это погибель. Человек переро ждается. Происходит его мута ция. Он может состояться про фессионально. Но если он поры вает со своими корнями — он по рывает и со своим родительст вом. — На всех встречах ваши зем ляки с тревогой спрашивали о том, что происходит сейчас с молодежью... — А потому что все беды дока тились уже и до глубинки. Здесь тоже почувствовали, как рвется связь поколений. Сейчас идет на шествие на нашу страну. Я гово рю не об иноземном нашествии. Я говорю о духовном нашествии. Ведь какую свистопляску устрои ли вокруг наших главных нравст венных ценностей! Дошло до то го, что из любви захотели сд е лать какую-то помойку. Я единст венно за своих аталанских «ра довался», когда не стало элект ричества и они не могли смотреть телевизор. Из него особенно столько грязи было вылито на свой народ, чего не делало ни од но другое государство. Так р аз вращать, так испоганивать все светлое... Как собирать теперь сердца и души? Конечно, водка и наркотики несут страшные беды. Мы сами себя одурманиваем. Но не менее страшно и другое. Мы стреми тельно становимся обществом потребителей. «Купи-продай» се годня — самая главная проф ес сия. Почти все задействовано на это. Огромнейшие отрасли рабо тают на удовлетворение наших прихотей. Сами взращиваем свою бездуховность и теряем че рез детей наше будущее. Я все время всматриваюсь в лица людей. К семнадцати годам на них уже все прописано. И пос леднее время все больше и боль ше вижу у молодежи равноду шие... Извините, грубо скажу, ту пые лица. И не потому что ничего не понимают. А они с какой-то окорью. Как корой покрыты. Мы сбились с пути. И вернуть ся к настоящему сейчас — наи труднейшее дело. Может, на столько трудное, что если и мож но его с чем-то сравнить, так только с тем, что нам пришлось преодолеть в Великой Отечест венной войне. И, может, легче было победить фашистов, чем врага, который внутри нас самих. Я дважды был в Америке. Прожил там около двух месяцев. Слава богу, насмотрелся. Сов сем другой народ. Только я не хо чу сказать, что мы лучше. Во мно гих отношениях — хуже. Но мы остаемся больше людьми. Мы ещ е умеем плакать по- настоя щему и любить по-настоящему, без выгоды и расчета. И такими нам лучше и оставаться всегда. Мы должны начать возвра щаться к России. Затесь вторая. В честь приез да писателя в детском приюте приготовили кедровые саженцы для закладки аллеи. Перед са- мым,началом одна из организа торов, все внимательно осмот рев, выбросила из мешка «бра кованный» кедрик. Распутин это го не видел. А когда подошел, по добрал с земли росточек со сло манной вершинкой и пошел его сажать вместе с сиротской ребят ней. Ж и в и и п о м н и По тому, как уничтожалась на родная самобытность, Распутин не видит большой разницы меж ду Октябрьской революцией и пе рестройкой. Совершенно понят но, почему от него отмежевались скороспелые «демократы». Для него это была «не власть, а на пасть». Но почему его в свое вре мя не предали ан аф ем е комму нисты — неясно абсолютно. Распутин ещ е в «застойные годы» стал своеобразным ангар ским диссидентом. То, что он тог да написал, соцреализмом не яв лялось. А в 1980 году он принял в церк ви обряд крещения, что по тем временам расценивалось вер ховной идеологией, как «духов ное закабаление человека и его опускание до уровня ничтожест ва перед Богом». Сегодня Распутин может по ставить свою подписьрядом с ро счерками депутатов-коммуни- стов под обращением против «реформ смерти». И тут же как бы заберет швартовый с полити ческого причала, напомнив, что народ «слишком много сил и жертв отдал в XX веке порядку, оказавш емуся нежизнеспособ ным по той причине, что он не мог считать Россию своей духовной родиной. Была власть, и сильная, было огромное социальное об легчение, но отвержение души и Бога сделало народ сиротой». Свой среди чужих. Чужой сре ди своих. Это Солженицын, как бы уточ няя местоположение Валентина Распутина, назовет его «нравст- венником». Но ни голос первого, ни второго народ сегодня практи чески не слышит. Или не хочет слышать? — Валентин Григорьевич, по чему писатели оказались в об щественной «тени», ведь два предыдущих века они были в России «властителями дум»? — Прежде чем попасть в «тень», сначала многие из них во всю разваливали Союз... Участ вовали в деле, которое не может быть писательским. Поэтому и оказались затем в небрежении. Во многом мы сами виноваты... Наверное, слишком часто гово рили о необходимых вещах... До затвердения... Все пошло на смарку... И эта боль... Вот эта ог лушенность — она сказалась на многих. З а короткий историче ский миг число читателей сокра тилось чуть ли не в тысячу раз. Не считать же, право, за читателей глотателей душещипательных пустот, от которых сегодня пух нет книжный бизнес. Это нарко тические таблетки в книжной обертке... И их любителей нужно относить к наркоманам, а не к чи тателям. В храме все же другой язык, чем на улице. До этого в на шей словесности Смердяковы могли быть литературными геро ями, но не могли быть автора ми... Мне кажется, что сегодняш нее вызывающее бесстыдство литературы пройдет, как только читатель потребует к себе уваже ния. Затесь третья. В Юголоке на Сцену вышла бабушка Екатерина Петровна Пушмина. Вежливо по здоровалась с «товарыщами». И начала «сказывать», как однаж ды загоревала о погубленной ан гарской красоте. А подруга возь ми и спроси: «А ты Распутина знашь? Наш парень, обо всем этом пишет». И стала бабушка Катя в семьдесят лет учиться са ма грамоте. Да не с букваря нача ла, а с распутинской книги «Живи и помни». Несколько месяцев ее одолевала: «Не напрасно сердце билось — прочитала!» С казала это. Поклонилась. И заш агала в радости на свое мес то. — Валентин Григорьевич, ко гда вы говорите о народе, все время обобщаете. Когда гово рите с народом, словно его жалеете. Д аж е своим земля кам не сказали ни одного рез кого слова... — Тут нужно отделять одно от другого. Только в Советской эн циклопедии легкомысленно на зывали народом все население страны. А на самом деле это рос сийская коренная порода нации, 8 Валентин Распутин: «Старость многое огрубляет в человеке, вы стужает его...» трудящаяся, говорящая на род ном языке и сохранившая свою самобытность. И жив этот народ. И его долготерпение не надо при нимать за его отсутствие. В нем вся наша мудрость. И народ не хочет больше ошибаться. Боится порывов, чтобы не дойти до са моистребления. Можно гневаться, что в дерев нях сегодня спиваются. Что лю дям нечем заняться. Что они те ряют себя. Есть о чем говорить... Но сам народ ругать нельзя. Это все равно что мать. Только устал он уже от всех этих мытарств. А теперь вот нас потихоньку начинают встраивать в глобали стский порядок. Молодежь не случайно бунтует против него в Европе. Это бунт против вырав нивания, когда сущность каждо го народа уничтожается. Разру шаются все его культурные осо бенности. Это нивелирующий мир. Тяжело становится от таких мыслей. Потому что мы все вре мя — из огня да в полымя. — Кто-то из учителей вас спросил: почему нас так не любит Москва? И вы ответи ли... — Да, не любит. Хотя в отдель ные периоды ее поддержку мы чувствовали. Сегодня ф едераль ная власть старается забирать слишком много. Забы вая отда вать. Вот в Усть-Уде опять боль шая задолженность по зарплате. А Москва будто бы этого не ви дит. Занимается в основном по литическими разборками. Народ в глубинке брошен. К нему ведь никто и не обращ ается. Власти разговаривают сами с собой. А когда с нашим народом по-чело вечески — он творит такие чуде са, что другим и не снились. Сегодня государство волнует прежде всего самоутверждение. И складывается такое впёчатле- ние, что страна ничем иным не занимается, как только выбора ми. Этой избирательной свисто пляске все подчинено. Она про ходит постоянно. Выборы отни мают огромнейшие средства... По-моему, такая демократия очень накладна. Пока карманы дырявые, руководителей мест ных администраций нужно назна чать. Избирать надо только Пре зидента страны. Выборы Россию уже обессилили. Кому от этого становится луч ше, когда формальное соблюде ние прав человека доводит народ до бесправного состояния? Затесь четвертая. Разговари ваем с главой района Владими ром Денисовым. Он сетует, что весь бюджет расходуется на вы плату зарплаты. На развитие ни чего не остается. Не живут, а вы живают. Лесозаготовительные предприятия с трудом находят рабочих среди местного населе ния. 70—80 процентов трудоспо собных уже не работники. Водка сгубила. Вот и получается, по Распутину, что настоящего наро да в Усть-Удинском районе толь ко треть. Сам он этого не гово рил. Но вывод из его рассужде ний напрашивается очевидный. С в я з у ю щ е е з в е н о На третий день у Распутина появилась приятная усталость. Словно душа родиной откры лась. З а автографами — оче редь. Земляки приходят с его книжками, изданными в разные годы, и терпеливо выстаивают каждый раз по тридцать — сорок минут. Потом начинается фото графирование на память. «Тран жирство времени», как называет Мы со в сем другой народ. Мы остаем ся больш е лю дьми . Мы ещ е ум еем плакать по-настоящ ем у и любить по-настоящ ем у, б е з выгоды и расчета. И такими нам лучше и оставаться всегда. этот процесс Распутин, наконец завершено. Возвращаемся в Ир кутск. Сквозь жару, рыжую пыль и метель из бабочек. — Мне ваши земляки расска зали, что пять лет назад при нимали вас в Усть-Уде намно го-намного сдержаннее. А сейчас с таким уважением и доверительностью, что поза видуешь... — Появилось другое отноше ние. Тут, может,сказывается то, что в девяностые годы меня ведь немало кляли. И такие статьи до земляков наверняка доходили. И на меня смотрели не то чтобы с сожалением, а даже и с сострада нием. Особенно не вникая, прав я или нет. Наблюдали: додавят ме ня или не додавят. А сейчас меня начинают признавать заново. И это как чудо. Признавали при той, при старой,власти. Признавали широко. И теперь начинают. И вот это постоянство позиции, на верное, начинает уважаться. — Вы заметили, что во время встреч вам не задали ни одно го «политического» вопроса? — Заметил! И вот это как раз и внушает надежду, что мы меня емся. Не так быстро, как хотелось бы, но меняемся. Вся эта полити зация нашей жизни... Дурная по литизация исковеркала не только жизнь «больших», но и «малень ких» людей. Совсем недавно на этой политике все были помеша ны. — Валентин Григорьевич, а бывает, что просто не с кем поговорить? Словно один в целом мире? — Последние годы — так оно и есть. Близких людей становит ся все меньше и меньше. Ста рость, она ведь не делает челове ка красивее. В любом отноше нии — ни внешне, ни внутренне. Старость, она многое огрубляет в человеке. Выстужает его. У меня сейчас очень небольшой круг лю дей, с кем можно говорить о чем угодно. — Часто подходите к своим колокольчикам? К ак-то вы «проговорились», что общае тесь с ними, если довольны собой. — Не часто. Но иногда подхо жу. Посмотрю на них. Полюбу юсь. Поглажу их, чтобы откликну лись перезвоном. Поправлю свое настроение... Это как детская за бава. Правда, я их только в зр е лые годы стал собирать. Люблю смотреть на них, прежде чем на чинаю работу. — Сейчас что-то пишете? — Только что вышел мой но вый рассказ... Работаю и над большой вещью, но идет с тру дом. l Затесь пятая. В Усть-Уде по местной инициативе открыли выставку в честь прошедшего юбилея Распутина. Посмотреть свеженькие экспозиции зазвали Валентина Григорьевича. Чувст ва у него смешались. Он как бы увидел сторонний взгляд на са мого себя. «А это зачем?! — уди влялся он, увидев в уголке совет скую атрибутику с трудами Ста лина: —Державник я все-таки в другом понимании». А когда его объявили «ангарским Ломоносо вым», он смеялся так, как нико гда больше за всю поездку. «Гос подь с вами? Ну какой я... Это что вы такое учудили...» — Валентин Григорьевич, се годня, по крайней мере в При- ангарье, вас начали читать да же те, кто до этого не был ва шим почитателем... — Читают, потому что я их зе мляк. Аможет быть, кто-то прове ряет, исписался я или еще нет. У меня ведь тоже существует свое образная ревность к своим друзьям-писателям. Читаю их но вые книги, хотя сейчас их значи тельно меньше. Но есть люди, на писанное которыми я никогда не пропущу. — Астафьев был в их числе? Хотя осведомленные иркутяне посоветовали мне вообще не касаться этой темы в разгово ре с вами... — Кто вам сказал, что у меня было плохое отношение к Ас тафьеву?! Я его всегда высоко ценил как писателя. А все эти по литические дрязги... Никому они не нужны. Со временем о них ни кто даже и не вспомнит. И мы долго-долго молчим. Ав тобус ревет на подъеме. С тру дом, из последних сил поднима ясь на возвышенность. В конце концов мы встанем. Из-под капо та пойдет пар. Водитель скажет: «Ремень полетел!» Понимание, что исчезло связующее звено, возникло не в дороге, а только то гда, когда остановились. А остановились мы прямо на перевале. Затесь шестая. Несколько дней назад Валентина Распутина наградили одним из высших зна ков отличия Русской православ ной церкви — орденом Препо добного Сергия Радонежского II степени. Вел беседу Олег Н^ХАЕВ. Ч е л о в е к , к о т о р ы й з н а е т о ж и з н и в с е ветеран Петр Б елявский МИНСК ИМЯ БЕЛОРУССКОГО врача- невропатолога Игнатия Антонова известно во всем мире. В 1997 го ду Международная исследова тельская комиссия присудила Иг натию Петровичу звание «Чело век года», а Международный био графический центр принял реше ние о внесении фамилии Антоно ва в престижнейшее издание «2000 выдающихся людей столе тия». Академик НАН Беларуси, член-корреспондент Российской АМН, заслуженный деятель науки и лауреат Государственной пре мии Республики Беларусь в обла сти медицины Игнатий Петрович Антонов в свои 79 по-прежнему работает главным консультантом в БелНИИ неврологии, нейрохи рургии и физиотерапии, которым бессменно руководил 36 лет. 3 июля академик и бывший фронтовик Игнатий Антонов не пременно надевает свой парад ный пиджак — весь в орденах и медалях. Каждая из наград, слов но отлитый в металле сгусток па мяти — Сталинградская битва, Курская дуга, освобождение род ной Беларуси... ...Декабрь 1942 года. В районе Сталинграда танковый корпус, в котором воевал военфельдшер И. Антонов, прорвался в глубокий тыл противника. Четверо суток танкисты сражались с превосхо дящими силами противника, удерживая завоеванные пози ции. В подвале одного из разру шенных домов молодой воен фельдш ер организовал мед пункт, а сам под непрерывным ог нем врага выносил с поля боя ра неных и обожженных танкистов, прикрывая их своим телом. Тогда он спас жизнь 28 гвардейцам. Ко гда на пятый день боев был полу чен приказ выйти из окружения и соединиться с наступающими ча стями армии, с помощью санита ров удалось разместить тяжело раненых воинов в кузовах авто машин и на броне танков. Соеди нение вырвалось из окружения, люди были спасены. З а этот под виг лейтенант медицинской служ бы И. Антонов получил свою пер вую боевую награду — орден Красной Звезды. ...Лето 1944-го. Под сокруши тельными ударами Красной Ар мии враг стремительно отступает на запад. Танковый корпус гене рала Бурдейного, в котором слу- ■ Игнатий Антонов. жил старший фельдшер батальо на И. Антонов, успешно форсиро вал реку Березину и двигался в направлении Минска. 2 июля под Смолевичами был убит командир одного из танков. Итогда его мес то занял Антонов. Ранним утром 3 июля танки взвода под командованием Нико лая Колычева, которому позже было присвоено звание Героя Со ветского Союза, ворвались на се верную окраину Минска. Третьей шла боевая машина гвардии старшего лейтенанта Антонова. Уже на подходе к центру города в его танк угодил снаряд. А когда командир открыл люк и спрыгнул на землю, рядом разорвался еще один. Антонов чудом остался жив. Залечив раны в медсанбате, он догнал свой корпус уже на терри тории Литвы. З а мужество и отвагу при ос вобождении Беларуси и ее столи цы Антонов был награжден орде ном Отечественной войны II сте пени. После победного салюта Игна тий Антонов снова засел за учеб ники и вскоре был зачислен сту дентом лечебного факультета Минского мединститута. Защ и тил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором. З а лучшую работу в области нев рологии Академией медицинских наук СССР ему была присуждена престижная * премия имени В.М.Бехтерева. Большим вкла дом в медицинскую науку стали исследования профессора Анто нова и его учеников по лечению острых нарушений мозгового кровообращения — инсультов. Под его руководством защищены 23 докторские и 44 кандидатские диссертации. И сегодня врачи проходят «школу Антонова», уче ного и фронтовика, который, ка жется, познал в этой жизни все. В м а л я р к е , у Н а у м а Олег Б елоусов МИНСК ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИМ пацаном подхватила Наума военная волна и понесла-покатила... Где-то на фронте затерялся отец, партий ный работник, и осталась у го мельского паренька на руках се мья. Он старший. Доволокла Шту- тиных война до Кубани, там оста новилась, дала передышку. Пришла страшная весть — по гиб отец. И рванул Наум в добро вольцы. В армию не взяли, вручи ли лопату — давай, пацан, копай землю... Земля в Сальских степях была тяжелая, копать окопы в полный профиль было трудно. Да еще мо розы. По ночам в саманной коша ре, переоборудованной под ка зарму, зуб на зуб не попадал. Прижмешься к верблюжьему теп лому брюху и ворочаешься с боку на бок— отогреваешь то спину, то живот, который от голодухи све ло... Окопы не пригодились, обош ли немцы оборону и пошли даль ше, в глубь России. Добрался На ум до своей семьи. Черный, то щий, злой... Погрузил женщин в эшелоны — опомнился на Урале. Тут, может, злость, назапашенная в мерзлых степях, помогла. Мо жет, язык хорошо подвешенный, может, то, что в Гомеле успел окончить семилетку. Но попал На ум в школу младшего офицерско го состава. Три месяца поучил ся— и на фронт... — Что же тебе, Наум, так лей тенанта и не присвоили?.. — Какого лейтенанта? О чем ты говоришь. Всю нашу школу немцы смешали с землей за одну ночь. Оставшихся в живых разо брали по другим частям, было не до званий. Так что кончил я войну старшим сержантом. Семь ране ний, четыре тяжелых. День Побе ды в госпитале встречал под Мо сквой, в Марьиной Роще. Собрал нас комиссар госпиталя, ходячих: «Ребята, говорит, по случаю Дня Победы отпускаем вас на бого служение в храм Василия Бла женного, а потом по семьям вас разберут, которые иногород ние». Приехали за нами на подводах. Я на костылях, рука в лубках, аэ ропланами их называли, тоже по ехал. Как красиво в соборе было, как торжественно! Потом приеха ли в семью. Знаешь, кажется мне, все, что у них было, эти люди по тратили на праздник... Наум открывает шкаф, доста ет парадный пиджак, на котором иконостас орденов и медалей, глубоко вздыхает: «Одними вос поминаниями живу...» С Наумом Штутиным разгова ривать нужно осторожно. Прики дывается простачком, а между де лом то вопрос неудобный запус- ® Наум Штутин. тит, то историю расскажет — хоть стой, хоть падай. — До войны бабушка получала переводы из фунтов стерлингов, после войны переводы приходить перестали. — И замолкает, ожи дая вопроса... — От кого переводы, Наум?.. — От брата своего, Вейцмана. — Какого Вейцмана? — Ну того самого, первого пре зидента Израиля. — Брось... — Что, брось... Дедушка мой по маме был известный на весь Гомель фотограф, вот фотогра фия — дедушка вместе с дядей Вейцманом. Наум Штутин — миф и легенда киностудии «Беларусьфильм». Бригадир постановщиков, маляр, штукатур, мастер на все руки, он был знаком, дружил со многими знаменитыми артистами — с Ев стигнеевым, Кудрявцевым, Туро вым, Марухиным, Степановым... В его знаменитой «малярке» на первом этаже, между тремя па вильонами студии, кто только не перебывал. Слушать Наума— на слаждение. Киношные байки — обхохочешься. Только про войну рассказы вать не любит. — Не приставай, Олег. Не хочу про это вспоминать... Иной раз мороз по коже продирает, за кого нас командиры наши считали, сколько пацанов положили зря. Приказано взять высотку — и вол нами, атака за атакой. А на той вы сотке один немец с пулеметом— и косит, косит, косит. А мы лезем как проклятые. Заметил, те, кто в самом деле хлебнул войны под самую зав яз ку, вспоминать ее не любят, боят ся будить воспоминания. Крова вое, страшное было дело — не приведи Господь! Сижу у Наума дома, перебира ем фотографии. Неисповедима судьба человеческая — вот она вся... Маленький мальчик на ру ках у мамы, школьник, солдат в госпитале, молодой человек в об нимку со знаменитым артистом, старик с мудрыми, печальными глазами — прошла жизнь, как мгновение, как дым... С праздником тебя, Наум!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz