Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
4 ИЮЛЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 25 (77) и -------------С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я Д о р о г а , к о т о р а я н а с в ы б и р а е т Владимир Бибиков МИНСК В БЕЛАРУСИ намереваются вве сти плату за проезд по автодоро ге М1-Е30 «Брест — Минск — граница России» для всех вла дельцев транспорта. Напомним, что эта 610-кило- метровая магистраль, пронизы вающая Беларусь, связывает З а падную Европу с центром Рос сии. В народе ее по старинке на зывают «олимпийской» в память о том, что к московской Олимпиа де 1980 года значительная часть дороги обрела новое русло — по две полосы движения в каждую сторону, разделенные травяным газоном. Впрочем, от тех времен, кроме названия, мало что оста лось. Трасса была ощутимо р е конструирована за последние 10 лет (около половины средств на это получено за счет кредита Ев ропейского банка реконструкции и развития). Одним из условий его предоставления и было в в е дение платы за проезд по обнов ленной дороге. Стоит ли она дополнительных денег? Ведь средства на содер жание и строительство дорог «заложены» в цену автомобиль ного топлива, взимаются в виде налога с субъектов хозяйствова ния и т.д. Специалисты республи канского унитарного предпри ятия «Белавтострада» уверены, что дополнительные затраты оп равдали себя и были направлены не только на увеличение ком фортности проезда, но и безо пасности дорожного движения, особенно в зимнее время. Трасса практически не имеет транспорт ных пересечений в одном уровне, оснащ ена информационными указателями, так что почти везде можно держать максимально разрешенную скорость — 100 ки лометров в час (сейчас предпри нимаются меры для увеличения скоростного режима до 120 кило метров в час). Дорога экономит не только время, но и деньги. Как подсчитали специалисты, для трехосного грузовика, например, — 7 центов на каждый километр. Похоже, это не просто слова. Иначе бы, думаю, не было до вольно существенного прироста автомобилей, проезжающих по трассе именно за плату. К приме ру, если в мае 2000 года их было без малого 56 тысяч, то в мае ны нешнего — почти 76 тысяч. Вели ки ли сборы с владельцев транс порта? Самые низкие в Европе. Впрочем, для очень бережливых почти параллельно идет ещ е од на — бесплатная трасса, но, ра зумеется, не столь комфортная для езды. Первые транзитные автомо били за плату пошли через Бела русь в 1996 году, затем настал черед раскошелиться и отечест венным перевозчикам,использу ющим грузовики с тремя и более осями. Сегодня иностранцу, что бы проехать на легковом автомо биле от Бреста до границы с Рос сией, надо заплатить 6 долларов. Согласитесь, за удовольствие прокатиться с ветерком — недо рого. Однако по проекту доку мента, который уже одобрен бе лорусским Министерством транспорта и коммуникаций и сейчас находится на согласова нии в других министерствах, впредь предусматривается взи мать плату независимо от вида транспорта и его национальной регистрации. Так что даже бело русскому мотоциклисту придется раскошелиться. Причем предпо лагается, что плата будет взи маться на каждом пункте контро ля. Понятно, что и у местных жи телей, и у зарубежных автопуте шественников подобные перспе ктивы не вызывают энтузиазма. Но, как пояснил директор по эко номике республиканского пред приятия «Белавтострада» Нико лай Кирбай, иначе не обойтись, поскольку получаемых из бюд жета средств, увы, не хватает д а же на поддержание трассы на должном уровне, не говоря уже о погашении кредита ЕБРР (пла тить осталось ещ е около 5 лет). Введение платы за проезд с оте чественных автомобилистов в целом позволило бы, таким обра зом, несколько поправить фи нансовую ситуацию. В подтверждение Николай Иванович развернул схематиче скую карту дороги, отражающую ее техническое состояние. Увы, на сегодняшний день оно далеко от идеального. Проведенная в период с 1995 по 2000 год модернизация за счет кредита ЕБРР позволила приблизить состояние почти 270 километров дороги (в двух на правлениях) к европейским стан дартам. Однако со временем под действием погодных факторов и нагрузок от проходящего транс порта она разрушается. Тем бо л ее что значительно увеличился транзит большегрузных автомо билей. Все это приводит к тому, что поддерживать дорогу в над леж ащ ем состоянии становится все труднее. И несмотря на то что ежегодно предприятие «Б елав тострада» производит ремонт покрытия на 200 — 300 километ рах трассы, около 230 километ ров дороги (в одном направле нии) требует неотложного капи тального ремонта. Так что понят но, почему существующее поло жение дел не удовлетворяет ни пользователей, ни интересы го сударства. Чтобы вывести дорогу на со ответствующий уровень, необхо димо 100 — 110 миллионов дол ларов. Они пойдут в том числе и на реконструкцию примерно 30- километрового участка перед границей с Россией. Причем эта сумма учитывает только затраты на обновление собственно доро ги. Между тем современная маги страль, каковой является автодо рога М1-Е30, — хозяйство куда более обширное. К примеру, в режиме реального времени ра ботает 12 метеопостов, с кото рых информация по 6 парамет рам передается в центральную диспетчерскую службу в Минске и затем рассылается в каждое ДЭУ. На основе этих данных ав томатизированная система поз воляет прогнозировать погодные условия на ближайшие 4 часа, в том числе образование гололе да. В зависимости от погодных условий компьютер выдает дис петчерской службе рекоменда ции о методах обработки проез жей части. Подобной системы, как сказали белорусские дорож ники, в СНГ пока нигде больше нет, и они готовы поделиться ин женерными наработками с рос сийскими коллегами, предпола гающими модернизировать свой участок международного транс портного коридора № 2 Па риж — Берлин — Варшава — Москва — Н. Новгород, частью которого и является автомагист раль М1-Е30. Еще одна изюминка — 7 авто матических пунктов учета интен сивности движения. Они опреде ляют не только класс транспорт ного средства, но и его скорость. А в связи с переходом магистра ли на повышенный скоростной режим актуальными становятся контроль и управление транс портным потоком с помощью ви деонаблюдения, информацион ных табло, знаков с переменной информацией. Естественно, эксплуатация подобной системы требует средств, которые, впрочем, оку паются скоростью и безопасно стью доставки грузов и пассажи ров. Ну а если ЧП все-таки про изошло — через каждые 5 кило метров на магистрали располо жены колонки экстренной тел е фонной связи. Таким образом уже телефонизировано 77 про центов дороги. Хотелось бы уста новить аппараты чаще, по обеим сторонам трассы, но где взять деньги? Тем более что местные вандалы только за месяц разби ли 4 колонки. Особый разговор — придо рожный сервис. З а последние де сять лет вдоль главной автостра ды Беларуси появились и гости ницы, и современные СТО с АЗС, в основном негосударственные. Если исходить из строительных норм и правил 1985 года, дейст вующих, кстати, в Беларуси до сих пор, то сегодня, когда трасса загружена лишь процентов на 30, таких предприятий хватает. Но что будет через несколько лет, когда, по прогнозам, транзитный поток возрастет? Этот вопрос се годня волнует и дорожников, и предпринимателей, и местные власти. Как видим, крупнейшая авто магистраль, связывающая Б ела русь и Россию, превращается се годня в типичное рыночное пред приятие. А значит, есть уверен ность, что она будет отвечать требованиям тех, кто ею пользу ется. » Пункт контроля: заплатил — можешь ехать дальше. Б е л а р у с ь с о с т о я л а с ь к а к с а м о с т о я т е л ь н о е г о с у д а р с т в о Окончани е. Начало на Iстр. — В последние дни, как нико гда, много разговоров, в том числе и в СМ И , о возникших проблемах в белорусско-рос сийской интеграции, о разных взглядах сторон на строи тельство Союзного государ ства. В том числе речь ведут о возможной потере Беларусью своего суверенитета в резуль тате интеграции... — Вы правы, в эти дни выска зано много суждений и криво- толков о белорусско-российском единении. Большинство участ вующих в дискуссии согласны в одном: Союз наших стран состо ялся, он приносит добрые плоды для обоих народов и имеет пер спективы. Как известно, интерес к союзной теме повысился в свя зи с высказываниями Владими ра Путина в московском меди цинском центре имени Бакуле ва. Суждений по этому поводу вы сказано много, порой проти воречивых, резких. Но против ники единения двух братских на родов вновь ошиблись. Как за я вил Александр Лукашенко, мы не раз становились свидетелями попыток вбить клин между Б ела русью и Россией. «Союз нужен простым людям, а не президен там. Альтернативы ему нет», — подчеркнул он. Белорусская сторона высту пает з а живой и действенный механизм Сою за, не «м ертве чину». З д ес ь нет и речи о том, что мы предлагаем нечто вроде Советского Сою за. У белорус ско-российского Сою за иной уровень единения, это тесн ей ш ее экономическое и политиче ское единение двух государств, сохраняющих в Сою зе свой су верени тет и н езависим ость. Главное — не остановиться, пройдет врем я, и потомки нас оценят именно по нашим д е лам. Относительно суверенитета и независимости Беларуси наша позиция однозначна — они со храняются и будут сохранены в полной мере. Зам етьте, в Дого воре о создании Союзного госу дарства сказано недвусмыслен но: наш Союз базируется на принципах суверенного равенст ва государств-участников, доб ровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обя зательств. Для белорусского на рода всегда было ясно: наличие столь мощного союзника, как Россия, — один из основных ф акторов обеспечения н езави симости и национальной б е зо пасности нашей страны. Скажу так: в Союзном государстве не зависимость Беларуси лишь только укрепится, обе страны от объединения получат больше возможностей для своей сам о стоятельности и роста государ ственного авторитета на между народной арене. В обеих наших странах с удо влетворением восприняты вы сказывания Владимира Путина на недавней его пресс-конф е ренции в Кремле. Он, в частно сти, заявил, что у него нет ника ких разногласий с Александром Лукашенко по поводу создания Союзного государства, что они договорились встретиться в бли жайшее время и еще раз прокон сультироваться по данному воп росу. — Приходилось слышать рас хожее мнение, что введение единого рубля принесет выго ду только Беларуси, что Рос сия, дескать, в Союзе будет дотировать экономику вашей республики. Так ли это? — Уже не раз нами подчерки валось: Б еларусь никогда не стави л а и не ставит цель р е шать свои проблемы з а счет российских финансовых, при родных и иных ресурсов. Мы го товы строить Союз только на равноправной, взаим овы год ной основе. Р азв е может Б ел а русь стать нахлебницей у росси ян, если сегодня это самый р аз витый индустриальный регион на постсоветском пространст ве?! В промышленности мы производим 96 процентов от производимых микросхем, 60 • процентов тяжелых грузовиков, 25 процентов удобрений, 36 процентов холодильников, 33 процента телевизоров. Не гово рю уже о тракторах. Наша р ес публика, согласно данным ООН, зан им ает сам ое высокое место среди стран СНГ по инде ксу человеческого развития и по индексу валового внутренне го продукта, который, кстати, у нас стабильно растет. Белорусы сносно обеспечи вают себя продуктами питания собственного производства. Ежедневная норма потребле ния калорий на душу населения у нас выше, чем в Канаде, Япо нии, Финляндии, Эстонии и странах СНГ. По уровню гра мотности взрослого населения республика находится в одном ряду с высокоразвитыми ст р а нами. Число ученых и техниче ских специалистов, заним аю щихся научно-исследователь скими, опытно-конструкторски ми работами, на тысячу человек в Б еларуси почти на уровне с США и выше, чем в Англии, Ав стрии, Италии, Испании, Гре ции, Португалии. Кстати, наш земляк, лауреат Нобелевской премии, вице-президент Р ос сийской академии наук Ж орес А лф еров считает: в Беларуси экономика основана преимуще ственно на использовании нау коемких отраслей промышлен ности. Даже и неспециалистам ясно, что Россия получает значитель ные выгоды от экономического сближения с Беларусью . Преж де всего территория нашей рес публики представляет собой своего рода мост, геополитиче ское соединение, которое суще ственным образом укрепляет позиции России не только в Ев ропе, но и во всем мире. Сейчас около 75 процентов российского экспорта в Европу идет через Беларусь. Ч ерез нее на Зап ад транспортируется 80 процентов нефти. Раньш е Беларусь не случай но называли «сборочным цехом СССР». И белорусские, и рос сийские производства нужда ются в сохранении и развитии хозяйственных связей. Это ор ганические связи единого н а роднохозяйственного комплек са. У тысяч российских пред приятий «сборочный конвейер» по-прежнему находится в Б ел а руси. Например, покупая трак торы в Беларуси, Россия о б ес печивает занятость своим граж данам , поскольку Минский тр а кторный зав о д тесно коопери рован с российскими заводами. И если остановится его конвей- ш Минск, 3 июля, День независимости. ер, то следом встанет около 120 предприятий в России. Тот же трактор МТЗ — по сути со вм е стный белорусско-российский продукт, поскольку российская доля в его стоимости превыш а ет 50 процентов. И в целом про дукция машиностроения Б ел а руси — в основном наш совм е стный продукт. Судите сами. Белорусская промышленность в 2001 году прои звела продук ции на сумму около 10 млрд, долларов, российская доля в ней оценивается более чем в 3 млрд, долларов. Именно поэтому надо см е л ее идти на создани е совм ест ных торгово-промышленных корпораций, холдингов и других интегрированных структур, что позволило бы товаропрои зво дителям наших стран, не конку рируя между собой, выходить с совместным продуктом на рын ки третьих стран. И еще. У наших двух стран не только производство интегри ровано, интегрирован и рынок потребления. На долю России сейчас приходится почти 60 процентов общ его внеш нетор гового оборота Беларуси. В свою очередь республика явля ется первым торговым партне ром России в рамках СНГ и з а нимает второе место во всей ее внешней торговле после Герма нии. Уверен, наши братские наро ды едины в стремлении р азв и вать всестороннюю глубокую экономическую интеграцию, строить на ее основе могучее Союзное государство. Беседу вел Анатолий ГУРАЛЬ. Белорусская сторона выступает за живой и действенный механизм Союза, не «мертвечину». Убелорусско-российского Союза иной уровень единения, это теснейшее экономическое и политиче ское единение двух государств, сохраняющих в Союзе свой суверенитет и независимость. Ф и л и а л « с о ю з н о г о з н а ч е н и я » З д есь готовят завтрашних специалистов социальной сферы вузы сою за Павел П ротасов МИНСК_______________________________ ПРОГРАММОЙ первоочередных мер по реализации Договора о создании Союзного государства предусмотрена разработка еди ных подходов к системе соци альной защиты граждан Белару си и России. А введение единых образовательны х стандартов позволит готовить высококвали фицированных специалистов для работы в социально-трудо вой сф ере. Потребность в них огромна. Ведь именно в таких профильных работниках нужда ются слабозащ ищ енные граж дане: пенсионеры, многодетные семьи, матери-одиночки. До не давнего времени целевая подго товка таких кадров в Беларуси практически не велась. В августе 1§98 года был от крыт филиал Московского госу дарственного социального уни верситета (МГСУ) в Минске. Это единственное специализиро ванное высшее учебное зав ед е ние в образовательном про странстве Союзного государст ва, которое готовит за счет со юзного бюджета специалистов для работы в социальной сфере. Набор студентов ведется в соответствии с договором о под готовке специалистов с высшим образованием между МГСУ и Министерством труда и социаль ной защиты потрем специально стям: «Психология», «Юриспру денция» и «Социальная рабо та». Сегодня в филиале обуча ются 400 студентов. План набо ра формируется исходя из по требностей учреждений и орга низаций системы социальной защиты. Выпускников дневной формы обучения организация, по направлению которой они учились, обязуется трудоустро ить по специальности. О престижности «союзного вуза» говорит тот факт, что кон курс абитуриентов на одно место за все эти годы не опускается ни же трех человек. И количество желающих в нем учиться посто янно растет. По словам ректора МГСУ в Минске Сергея Полетае ва, в университете целенаправ ленно «растят» собственные пре подавательские кадры — лучшие в сфере. Для этого многие напра вляются на обучение в аспиран туру и докторантуру в Москву. Так что перспективы солидные. И для самого вуза, и для социаль ной сф еры страны. Ведь кадры, как известно, решают все. Р ы н о ч н ы й п л а ц д а р м создан под Брестом для инвестиционных потоков с Запада и Востока Ф едор Муха БРЕСТ ИДЕЯ создания свободной эко номической зоны на территории Беларуси впервые начала реаль но воплощаться в начале девяно стых годов прошлого столетия в Бресте. Правда, только пять лет назад СЭЗ «Брест» обрела офи циальный статус и юридические права, позволяющие привлекать в приграничный город инвесто ров для создания здесь на льгот ных таможенно-налоговых усло виях новых производств. Сегодня СЭЗ «Брест» — это семь тысяч гектаров земли в го роде над Бугом и его окрестно стях, где развернул свои произ водства мощный «интернацио нальный» капитал. Около сотни резидентов со всех концов мира открыли в Бресте свое дело. Примеру Брестчины последова ли другие областные центры рес публики, включая столицу. Но такого социально-эконо мического эфф екта, как, напри мер, в Китае, белорусские сво бодные зоны, в том числе и са мая мощная по производствен ным объемам — брестская, не дали. В отличие от Китая, где капи тал со стороны приходил на со вершенно свободное рыночное пространство, брестская СЭЗ вырастала не на пустом месте. Приглашая в зону инвесторов и гарантируя им льготы в таможен ном и налоговом отношении, бе лорусы должны были подумать о том, чтобы этот шаг не поставил на колени собственного произво дителя. Ведь предлагаемы е ре зидентам преимущества в ры ночной игре весьм а сущ ествен ны — освобождение в течение первых пяти лет от налога на прибыль от собственного произ водства, снижение подоходного налога при соблюдении опреде ленных экспортных условий, бес пошлинный ввоз сырья. Эти и другие поблажки дают возмож ность инвесторам производить более дешевые, чем у соседей по региону, товары. Вот почему по добными преимуществами в кон курентной борьбе на белорус ском рынке сэзовцы могут вос пользоваться только при соблю дении определенных правил иг ры. Они просты, и суть их в од ном — предлагаемы е инвесто рами проекты должны вписы ваться в правительственную программу импортозамещения. То есть желательно, чтобы день ги вкладывались в такие произ водства, которых в стране нет. Причем важно не только, что бу дет выпускать построенный в СЭЗ новый цех, но и как он это будет делать. В этом отношении показательно совместное не мецко-белорусское предпри ятие, прославившее сухопутную Брестчину как поставщика про дукции морей и океанов. О бра ботанная и упакованная здесь норвежская сельдь с высокотех нологичных линий отправляется не только во все концы республи ки. Фирменную этикетку брест- чан знают в Москве, Мадриде, Буэнос-Айресе, Бейруте и других столицах мира. Построив на территории СЭЗ в пригороде Бреста свою базу и основательно взявшись за дело, СП дало работу местным строи телям, транспортникам, не гово ря уже о нескольких сотнях рабо чих мест с приличной зарплатой в собственной структуре. Бело русскому рынку рыбной продук ции оно задало совершенно но вый тон, подняв его на солидный международный уровень. Пред приятия, торгующие по старинке бочковой селедкой и грудами мо роженого хека, СП заставило уй ти в тень. Белорусская экономика и потребитель от этого только вы играли. Хотя, конечно, не всем как отечественным, так и зару бежным переработчикам мор ской рыбы такой расклад при шелся по нраву. Подобного р аз вития событий опасаются и дру гие монополисты, чувствующие себя пока хозяевами в той или иной производственно-рыночной нише. Вот почему дальнейш ее развитие брестской и других СЭЗ тормозят порой ведомственные амбиции. Прикрываясь лозунгом защиты отечественного произво дителя, чиновники придумывают по ходу игры новые правила, ста раясь избежать конкурентного соперничества, навязываемого резидентами зон. В таких случаях администра ция СЭЗ «Брест» берет на себя роль своеобразного профсою за по защите интересов приглашен ных инвесторов. Так бывает, ко гда происходит их регистрация, требующая грамотной правовой и экономической экспертизы представленных бизнес-планов. В штате администрации доста точно специалистов, готовых з а щитить права резидентов на пра вительственном уровне, когда ведомственные нововведения противоречат существующему законодательству и ставят палки в колеса тем, кто уже разместил в брестской зоне свой капитал. Есть у идеи создания свобод ных экономических зон и прин ципиальные оппоненты. Главный их козырь — мнение, будто бы СЭЗ способствует уклонению от дельных субъектов хозяйствова ния от налогов и на пополнение государственной казны не рабо тает. Но подобные доводы и предположения разбиваются о статистику. Если бы не было СЭЗ «Брест», то в городе над Бу гом не появилось бы з а пять лет более полутора тысяч новых ра бочих мест, а держ авная казна не стала бы ежегодно пополнять ся налоговыми отчислениями, равными бюджетным платежам одного среднестатистического района Беларуси. Бюджетные доходы от работы предприятий СЭЗ более чем в шесть раз пере крывают расходы на ее создание и развитие. Отдача от каждого рабочего места в виде выпущен ной продукции в несколько раз выше показателя по стране. З а пять лет существования СЭЗ «Брест» в экономику региона ин вестировано около 50 миллио нов долларов. И почти половин! этих денег пришло на Брестчину за последние два года. В этом году у брестской СЭЗ открылось второе дыхание. Сов мин республики разрешил при дать статус свободной экономи ческой зоны пустующим произ водственным площадям не скольких крупнейших предпри ятий Бреста, где появились цеха новых резидентов зоны. Нача лось освоение инвесторами з а городных территорий в районе брестского аэропорта. Кстати, российский капитал по объемам инвестирования в брест скую СЭЗ пока лишь третий после немецкого и белорусского. Росси яне не намного опережают поля ков, чехов, других западных рези дентов. Это объясняется тем, что в зоне преобладает вектор «За пад — Восток». Брестчина спо собствует передвижению товаров в восточном направлении, явля ясь удобным мостиком на рынок СНГ для западных инвесторов. Таким же удобным каналом СЭЗ «Брест» могла бы быть для экс пансии российского капитала в обратном направлении, на рынки стран Западной Европы. Конечно, сегодня такие планы могут пока заться далекими от нынешних экономических реалий. Но под ле жачий камень, говорят, и вода не течет. А начинать их осуществле ние российским предпринимате лям удобнее всего в пригранич ном Бресте. Нужно только внима тельнее присмотреться к тому ин вестиционному плацдарму, кото рый создали здесь белорусы. н о в о с т и М о г и л е в с к и м к у р т к а м н е с т р а ш н ы м у р м а н с к и е м о р о з ы З а в е рш и л с я д е л о в о й ви зи т в Могилев п р е д с т а ви телей админи страции М урманской об л асти и М урманского м ор ско го п а р о ход с тв а России . По ездка состоялась по приглашению и при поддержке Могилевской промышленной компании, включаю щей крупнейшие промышленные предприятия об ласти. Цель визита — расширение торгово-экономических связей между Мурманском и Могилевом. Результа том переговоров стала предварительная догово ренность о поставках Могилевских товаров в Мур манск. Во время пребывания в Могилеве члены российской делегации посетили металлургический завод , ЗАО «Веснянка», специализирующееся на производстве верхней одежды — пальто, курток и плащей, завод «Могилевтрансмаш», молочный з а вод и мясокомбинат. «Союз-инфо» К а ж д о м у о к р у г у — п р е д с т а в и т е л ь с т в о с о ю з н ы х с т р у к т у р Во всех ф е д е р а л ь н ы х окру гах Р о ссии могут по я ви ть ся п р е д с т а в и т е л ь с т в а П остоянного ком и т е т а С ою зно го го су д ар с тв а . Такое предложение планируется внести на очередное заседани е сою з ного Совета Министров, которое пройдет в конце августа — начале сентября этого года. О б суж д е -' ние данной идеи будет проходить в рамках рассмо трения вопроса об активизации сотрудничества между Беларусью и российскими регионами, а так же федеральными округами Российской Ф ед ер а ции. Соб. инф.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz