Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
В ГОСТЯХ У «ДВ» - ГЕРОЙ РОССИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК- ИСПЫТАТЕЛЬ, ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА АНАТОЛИЙ КВОЧУР «Колокол» - такое краси вое название носит одна из фигур высшего пилотажа. А летчик, который довел этот трюк до совершенства, - он, Анатолий Квочур. - Ан ат олий Н и к о л а е в и ч , п о ч е м у в д р у г - « к о л о к о л » ? Есть л и в н а з в а н и и этой ф и гу р ы какой-то м рачны й п о д текст, п о д ч е р к и ваю щ и й о п а с ность? - Д а н е т , к а к о й у ж т у т п о д т е к с т . « К о л о к о л » - э т о к о г д а с а м о л е т н а б и р а е т с к о р о с т ь , п о т о м о с т а н а в л и в а е т с я в е р т и к а л ь н о и з а т е м н а ч и н а е т с к о л ь з и т ь х в о с т о м в н и з . В а м е р и к а н с к о й т е р м и н о л о г и и т а к д о с л о в н о и п е р е в о д и т с я - « с к о л ь ж е н и е н а х в о с т » . А е с л и с м о т р е т ь с б о к у , в п р о ф и л ь н а э т о д в и ж е н и е - б у д т о с а м о л е т с в е р х н е й т о ч к и к о л о к о л а с п о л з а е т и д а л ь ш е о п р о к и д ы в а е т с я н а н о с . Е щ е к о г д а я у ч и л с я в у ч и л и щ е , о п ы т н ы е и н с т р у к т о р ы « к о л о к о л » п о к а з ы в а л и . Н о э т о б ы л о с к о л ь ж е н и е н а х в о с т с б е с п о р я д о ч н ы м п а д е н и е м . П о т о м я и с а м в ы п о л н я л « к о л о к о л » п о ч т и к аж ды й д е н ь , р а б о т а я н а с е р и й н о м з а в о д е . - А п о ч ем у же в о зн и к л о соч ет ани е « к о л о к о л а К воч у - р а » ? - Я п е р в ы м в ы п о л н и л « к о л о к о л » н а б о е в о м р е а к т и в н о м и с т р е б и т е л е - н е н а с п о р т и в н о м с а м о л е т е . Д а е щ е н а м а л о й в ы с о т е , о т ш л и ф о в а л е г о , д о в е л д о с о в е р ш е н с т в а . У ж е н е б ы л о б е с п о р я д о ч н о г о п а д е н и я - и с т р е б и т е л ь п л а в н о п е р е х о д и л в г о р и з о н т а л ь н о е п о л о ж е н и е . В ер п р о б л е м а в у с т о й ч и в о с т и д в и г а т е л я . В е д ь р е а к т и в н ы й д в и г а т е л ь н е л ю б и т , к о г д а п о с т у п а е т о б р а т н а я с т р у я в о з д у х а . О н м о ж е т з а г л о х н у т ь , р и с к о ч е н ь в е л и к . П о э т о м у п о к а з а т ь « к о л о к о л » с т а л о в о з м о ж н о л и ш ь н а с а м о л е т а х ч е т в е р т о г о п о к о л е н и я - М и Г - 2 9 , н а п р и м е р . Д в и г а т е л ь бы л н а с т о л ь к о м о щ н ы м , ч т о н е б о я л ся н и к а к и х о б т е к а н и й , ни д а ж е с к о л ь ж е н и я н а х в о с т . Д в и г а т е л ь в с е э т о в ы д е р ж и в а л . В о т , с о б с т в е н н о , и с у т ь в с е й э т о й в о з д у ш н о й а к р о б а т и к и . М ы в е д ь н е т о л ь к о у д а л ь п о к а з ы в а е м , С К О Л Ь К О В О З М О Ж Н О ' с т и с а м о л е т а п о д ч е р к и в а е м . М о ж н о д о л г о р у к а м и р а з м а х и в а т ь , р а с с к а з ы в а т ь , к а к а я у н а с з а м е ч а т е л ь н а я м а ш и н а . А б ы в а е т д о с т а т о ч н о о д н о й ф и гуры в н е б е , ч т о б ы с п е ц и а л и с т у в с е с т а л о я с н о . - Чья р о л ь з д е с ь , п ри к о н ст р уи р о вани и п о к а зат ел ьн ой п ро граммы ,- важ нее : конструк тора или пилота? - З д е с ь п р о ц е с с н е р а з р ы в ный , э т а п а р т и я и с п о л н я е т с я т о л ь к о д у э т о м . П о я с н ю н а т о м ж е « к о л о к о л е » . Г о т о в я с ь п о к а з а т ь е г о н а а в и а с а л о н е в Ф а р н б о р о , в А н г л и и , мы с т о л к н у л и с ь с н е п р и я т н ы м я в л е н и е м - и с т р е б и т е л ь , п а д а я н о с о м в н и з , н а ч и н а л в р а щ а т ь с я в п р а в о . Т о г д а к о н с т р у к т о р ы п р е д л о ж и л и и с п о л ь з о в а т ь р а з н у ю тягу у д в и г а т е л е й , п о с к о л ь к у н а э т о м М и Г е д в и г а т е л я д в а . С п е р в ы х ж е и с п ы т а н и й с т а л о я с н о : э т о р а б о т а е т . - И и м ен н о в Ф а р н б о р о в аш «ко л о к о л » стал с е н с а ц и е й с а л о н а . . . - В с е х п о р а з и л о и с п о л н е н и е н а м а л ы х в ы с о т а х . Д л я т а к о й ф и г у р ы э т о б о л ь ш о й р и с к . Мы с к о н с т р у к т о р а м и д о л г о в ы б и р а л и у г о л н а к л о н а . Н а б о л ь ш о й в ы с о т е э т о н е в а ж н о . Н о м ы - т о р е ш и л и с п у с т и т ь ся н и ж е 1 . 0 0 0 м е т р о в . О т р а б о т а л и ч е т к о т е х н и к у п и л о т и р о в а н и я н а 8 0 0 м е т р о в , а п о с к о л ь к у д е л о б ы л о в А н г л и и , о т р а б о т а л и и п о п р а в к у н а м е т е о у с л о в и я . В о б щ е м , о д и н п о к а з я вы п о л н и л н а 5 0 0 м е т р о в . - Вы си л ьн о р и с к о в а л и ? З а чем ? - В с е б ы л о п р о с ч и т а н о . Н о э т о бы л и д е й с т в и т е л ь н о э м о ц и о н а л ь н ы е п о л е т ы . М а л е й ш а я о п л о ш н о с т ь у п и л о т а или в т е х н и к е - и н е х в а т и л о бы вы со ты и с п р а в и т ь . К с т а т и , о р г а н и з а т о р ы п р о т и в и л и с ь вы п о л н е н и ю м а н е в р а , п о с к о л ь к у н и к т о н и к о г д а р а н ь ш е н е д е л а л э т о г о н а б о е в ы х и с т р е б и т е л я х . В к а ч е с т в е а р г у м е н т а п р и ш л о с ь д е м о н с т р и р о в а т ь в и д е о з а п и с и , п р е д ъ я в и т ь с в и д е т е л ь с т в а с о т н и т а к и х м а н е в р о в , р а с с к а з а т ь о б у с т о й ч и в о с т и с и л о в о й у с т а н о в к и . . . Т а к ч т о н и к а к и х а в а н т ю р . Е с ли г о в о р и т ь в с е о т о м ж е « к о л о к о л е » , т о ф р а н ц у з ы чуть п о з ж е с т а л и д е л а т ь т о ж е с а м о е н а с в о е м « М и р а ж е » . Н о о н п л о х о н ь к о т а к у н и х п о л у ч а л с я - с а м о л е т в с е в ы п а д а л в п р а в о . . . - В мире существуют р а з ные школы в ысшего п илотажа - французская, английская, американская, русская. Какая лучшая? - Здесь нет однозначного ответа. Известное заблужде ние: наши лучше французов и т.д. Французская и английская школы шли примерно ровно - открывали новые элементы, осваивали их раньше других. Многие элементы высшего пи лотажа носят французские названия, «эмельсман», на пример. Но есть и «петля Не стерова»... Каждая школа от личается своим почерком, ме тодикой в освоении. По изы сканности французам и сего дня нет равных. В спортивном пилотаже американцы сейчас сильно преуспевают. - Ну. а русская школа? - У нас в России мощная школа высшего пилотажа - мы, на всякий случай напом ню, выиграли в Мировой вой не. На реактивных самолетах случилось и мощное противо стояние между нашими и аме риканскими летчиками в Ко рее. Наша спортивная сбор ная и отдельные летчики заво евывали первые места на чемпионатах мира. Наши все гда впереди по ряду важных компонентов: по динамике, по отточенности исполнения. Мы это продемонстрировали на самолетах четвертого поколе ния. - Что отличает американ цев? - Американцы всегда ус тойчиво присутствуют на внешнем рынке. На всех авиасалонах. Там, где у них есть рыночный интерес, они всегда себя покажут. Напри мер, истребитель четвертого поколения Ф-16 они показы вали всегда. И ведь есть о б ратная связь: Ф-16 из этого поколения - самый продавае мый самолет. Более полутора тысяч машин, по-моему. - А самый продаваемый - российский? - Из четвертого поколения - МиГ-29. Его продали в два раза больше, чем Су-27. Так что с точки зрения маркетин га, наши демонстрации игра ют очень большую роль. - И что здесь зависит от летчика? - Его профессионализм за ключается в том, чтобы силь но подать преимущества и не показать слабые стороны. Летчик все должен сделать для того, чтобы восхитить по тенциального покупателя. Но при этом надо демонстриро вать абсолютную уверенность в том, что делаешь. Если ви дят - двигатель останавлива ется, программа на грани фо ла - это обратный эффект. - Анатолий Николаевич, в Интернете висят предложе ния: в Жуковском за опреде ленную плату можно пройти с летчиком все фигуры высшего пилотажа, сидя в кабине вто рого пилота. Это бизнес или баловство? - Я к этому отношусь отри цательно. Во-первых, это не наше дело. Мы окончили по два-три вуза не для того, что бы кому-то удовольствие за деньги доставлять, кровь бу доражить. Ведь для нас, спе циалистов, работающих в Жу ковском, это слишком про стой полет, пустоватое зада ние. Оно унизительно для лет- чика-испытателя. - А р иск в таких коммерче ских п олетах существует? - Конечно. О собенно когда допускают всевозможные пе регибы. Например, летит (так было!) 12-летняя девочка. Я могу утверждать: если бы, не дай Бог, пришлось катапуль тироваться, то эта девочка погибла бы или сильно иска лечилась. Потому что обору дование не рассчитано на та кой вес и на такой размер че ловека. Или летал чуть ли не восьмидесятилетний старик - американец. Конечно, перед полетом он представил все медицинские справки. Но в таком возрасте организм способен на всевозможные сюрпризы. В общем, эти день ги пахнут не очень здорово. - Но ведь вы и сами неод нократно выполняли ознако мительные полеты с разными пассажирами... - Это другое дело. Эти спе циалисты, летчики в том чис ле, занимаются продвижени ем на внешний рынок нашей авиатехники. Им важно са мим почувствовать самолет, знать нюансы. Есть такие о з накомительные полеты, кото рые я считаю за честь. На пример, я летал с космонав том Германом Титовым. Он, когда ушел в космонавтику, в течение 22 лет не летал на истребителе. Я, во-первых, получил огром ое удовольст вие, что с таким человеком полетел. Во-вторых, убедился в том, что он был очень хоро шим летчиком - летал, будто этих 22 лет вовсе на земле не было... Мне посчастливилось летать с генерал-полковником Москвитиновым - на его 70 и 75-летие. Этот великий во всех смыслах человек и пол ководец был командующим авиацией ПВО СССР. Он со хранил все летные навыки. Для меня - это пример для подражания. - А как сейчас дела у л ю бимой вами фирмы «МиГ»? - Там поменялось руковод ство - пришел выходец с фир мы «Су» Николай Никитин. И сразу появились внешние рынки. Стало лучше с прода жей самолетов. Больше моди фикаций. Считаю, что «МиГ» имеет все шансы удержаться на плаву. Есть кооперация с фирмой «Туполев» - по вопро су создания гражданского са молета. Это ведь сегодня обя зательное условие выжива ния, поскольку очень нестаби лен рынок военной продук ции. В этом смысле хороший пример дают американцы. Посмотрите: у богатых аме риканцев из семи крупных авиационных фирм остались две крупнейшие. Они подели ли между собой мировой ры нок. Укрупняются - чтобы ре сурсы мобилизовать. А мы все боролись между собой. - Анатолий Николаевич, вы од из руководителей ЛИИ, некогда мощного научного центра авиации России, а се годня... - А сегодня ЛИИ тихо уми рает. Ведь главное его назна чение - это проведение опе режающих летных исследова ний и обеспечение летных ис пытаний. Во времена Союза все, что получало путевку в жизнь, поднималось на на шем аэродроме. Теперь мы живем днем сегодняшним. В авиации так нельзя. Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА. СЮЖЕТЫ О ВРЕДЕ НЕЖНЫХ ПИСЕМ Н е о б ы ч н у ю в ы м о г а т е л ь н и ц у з а д е р ж а л а м ил и ц и я в Х а б а р о в с к е . Ж е н щ и н а б а л ь з а к о в с к о г о в о з р а с т а р е ш и л а п р о д а т ь ж е н а т о м у п р е д п р и н и м а т е л ю , с к о т о р ы м , к ак г о в о р и т с я , в и н т им н о й с в я з и н е с о с т о я л а . . . их п е р е п и с к у . О п а с а я с ь н а р уш и т ь с п о к о й с т в и е в с е м ь е , б е д о л а г а - п р е д п р и н и м а т е л ь д в аж ды е й з а п л а тил . Н о к о г д а о н а и в т р е т и й р а з п о т р е б о в а л а к р у п н ую с у м м у , у а в т о р а з л о п о л у ч н ы х п и с е м л о п н у л о т е р п е н и е , и о н о б р а ти л ся в м и л и ц и ю . « З а м н о г о л е т н ю ю п р а к т и к у я в п е р в ы е с т а л к и в а ю с ь с т а к и м в и д о м ш а н т а ж а » , - у д и в л я е т с я о ф и ц е р М и х а ил Г л о зм а н . А д е л о б ы л о т ак . Х а б а р о в ч а нин п р о ч и т а л в р у б р и к е « З н а к о м с т в а » о б ъ я в л е н и е и р еш и л о тк л и кн у т ь ся . П о с л е н е ск о л ь к и х п и с е м , как в о д и т с я , б ы л а н а з н а ч е н а в с т р е ч а . Н о д а м а , увы , н е п р и г л я н у л а с ь . К а з а л о с ь бы , и и с т о р и и к о н е ц . Н о п и с ь м а о с т а л и с ь . И д а м о ч к а в ы м а н и л а у п р е д п р и н и м а т е л я с н а ч а л а 8 0 0 д о л л а р о в , п о т о м - 1 5 тысяч р у б л е й . З а т е м ш а н т а ж и с т к а с т а л а р а з м а х и в а т ь е г о ф о т о г р а ф и е й с а в т о г р а ф о м . . . В о з б у ж д е н о у г о л о в н о е д е л о п о ф а к т у в ы м о г а т е л ь с т в а . Вячеслав ВИКТОРОВ. Х А Б А Р О В С К . БИВНИ МАМОНТА ГРУЗЯТ БОЧКАМИ С о т р у д н и к и Р а в а - Р у с с к о й т а м о ж н и Л ь в о в с к о й о б л а с т и з а д е р ж а л и н а у к р а и н с к о - п о л ь с к о й г р а н и ц е м аш и н у с д в ум я ф р а г м е н т а м и б и в н я м а м о н т а в е с о м п о в о с е м ь с л иш н и м кг. К ак о п р е д е л и л и э к с п е р ты , п о д о б н ы е б и в н и с о х р а н и л и с ь т о л ь к о в р а й о н а х в е ч н о й м е р з л о ты н а с е в е р е С и б и р и . С т о и м о с т ь о д н о г о к и л о г р а м м а р е д к о й к о н т р а б а н д ы - о к о л о пяти тысяч д о л л а р о в . Юрий КИРИЛЛОВ. Л Ь В О В . ГОРОДОК АЛЕКСАНДРОВ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛЕ ПОЛОН СТИХАМИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ОН «ВИТАМИН ДРАГУНСКОГО», ОКАЗЫВАЕТСЯ, НЕОБХОДИМ НЕ ТОЛЬКО ДЕТЯМ, НО И «Вы, идущие мимо меня/К не мо им и сомнительным чарам ,/ Если б знали вы, сколько огня,/ Сколько жизни, растраченной даром...» В о ч е р е д н о й р а з з д е с ь п о с е л и л с я ц в е т а е в с к и й ф е с т и в а л ь п о э з и и . П о ч е м у и м е н н о в А л е к с а н д р о в е ? У л и т е р а т у р о в е д о в е с т ь т а к о й т е р м и н - « а л е к с а н д р о в с к о е л е т о М а р и н ы Ц в е т а е в о й » , п о а н а л о г и и с Б о л д и н с к о й о с е н ь ю П у ш к и н а . В л е т о 1 9 1 6 г о д а о н а н а п и с а л а в А л е к с а н д р о в е в е с ь ц и к л с т и х о в ( з а и с к л ю ч е н и е м п е р в о г о ) , п о с в я щ е н н ы й А х м а т о в о й , ц и к л с т и х о в о М о с к в е и е щ е м н о г о д р у г и х з а м е ч а т е л ь н ы х с т и х о т в о р е н и й . О т о м , ч т о М а р и н а Ц в е т а е в а н е о д н о к р а т н о п р и е з ж а л а в А л е к с а н д р о в , з д е с ь у з н а л и т о л ь к о в с е м и д е с я т ы х , к о г д а б ы л и о п у б л и к о в а н ы в о с п о м и н а н и я А н а с т а с и и Ц в е т а е в о й . О с е н ь ю 1 9 1 5 г о д а А н а с т а с и я И в а н о в н а в ы ш л а з а м у ж з а М а в р и к и я А л е к с а н д р о в и ч а М и н ц а и п е р е е х а л а к н е м у в А л е к с а н д р о в , к у д а о н , и н ж е н е р , б ы л п р и з в а н н а в о е н н у ю с л у ж б у . В о т к а к о н а о п и с ы в а е т с в о и о щ у щ е н и я о т г о р о д а : « . . . Г о р о д о к А л е к с а н д р о в - б ы в ш а я А л е к с а н д р о в с к а я с л о б о д а , г д е в е к а н а з а д ц а р ь И в а н Г р о з н ы й у б и л с ы - н а - ц а р е в и ч а . Я с т о ю н а д с е р о й у з е н ь к о й р е ч к о й , н а д к о т о р о й у н ы л ы е , с е р ы е , в р я д , к а к в о с н е , и з б у ш к и , о г л я д ы в а ю с ь н а с к у ч н ы е р я д ы л а б а з о в с о с к л а д а м и н а в и с я ч и х о г р о м н ы х з а м к а х , н а п о д ъ е м в г о р у , г д е з а б е л о й о г р а д о й - м о н а с т ы р ь , а в д р у г у ю с т о р о н у - н а в о з н а я з а с т о й н а я ж и ж а б а з а р н о й п л о щ а д и и р е д к и е п р о х о ж и е » . Н о л е т о м г о р о д п р е о б р а ж а л а з е л е н ь и с и р е н ь . М а р и н а н е о д н о к р а т н о п р и е з ж а л а к с е с т р е , е й н р а в и л с я э т о т м и р н ы й д о м и к в т и х о м г о р о д к е , в н е М о с к в ы ! В Р о с с и и б ы л и с м у т н ы е д н и , Ц в е т а е в у т е р з а л а р а з л у к а с м у ж е м , т р е в о г а з а н е г о , а у с е с т р ы в А л е к с а н д р о в е о н а ! л у ч ш е в с е г о о т д ы х а л а д у ш о й . В 1 9 9 1 г о д у в э т о м Марина Цветаева и Анастасия Цветаева с мужьями Сергеем Эфроном и Маврикием Минцем и детьми Алей и Андрюшей. Александров, 1916 год. д о м е о т к р ы л с я с а м ы й п е р в ы й в м и р е М у з е й М а р и н ы Ц в е т а е в о й . Я т о л к а ю т я ж е л ы е д е р е в я н н ы е в о р о т а . « Т е с а м ы е , - г о в о р и т д и р е к т о р м у з е я Л е в Г о т г е л ь ф , - Ч т о п о м н я т п р и к о с н о в е н и е р у к М а р и н ы Ц в е т а е в о й » . С ю д а , в А л е к с а н д р о в , к Ц в е т а е в о й п р и е з ж а л О с и п М а н д е л ь ш т а м . Ц в е т а е в с к о е э с с е « И с т о р и я о д н о г о п о с в я щ е н и я » - о б э т о й в с т р е ч е . А М а н д е л ь ш т а м у е х а л в К о к т е б е л ь и н а п и с а л : « Н е в е р ю в о с к р е с е н ь я ч у д у , п о к л а д б и щ у г у л я л и м ы . Ты з н а е ш ь , м н е з е м л я п о в с ю д у н а п о м и н а е т т е х о л м ы » . И е щ е : « В э т о й т е м н о й д е р е в я н н о й и ю р о д и в о й с л о б о д е с т а к о й м о н а ш к о ю т у м а н н о й о с т а т ь с я - з н а ч и т б ы т ь б е д е » . О ч е н ь и з в е с т н а я ф о т о г р а ф и я а л е к с а н д р о в с к о г о п е р и о д а с е с т е р Ц в е т а е в ы х - М а р и н а и А н а с т а с и я , и х м у ж ь я С е р г е й Э ф р о н и М а в р и к и й М и н ц и д е т и А л я и А н д р ю ш а . О н и в м е с т е н а с н и м к е в п о с л е д н и й р а з . П о з ж е у М а р и н ы п о я в я т с я И р и н а и М у р , у А н а с т а с и и - А л е ш а , н о в м е с т е о н и у ж е н и к о г д а н е с о б е р у т с я . И н и к о г д а н е б у д у т т а к б е з м я т е ж н ы и х л и ц а , к а к н а э т о й ф о т о г р а ф и и , с н я т о й в А л е к с а н д р о в е в 1 9 1 6 - м . А л е к с а н д р о в с к и й п е р и о д Ц в е т а е в о й з а к о н ч и л с я н е с ч а с т ь е м - в м а е 1 9 1 7 - г о о т н е п р а в и л ь н о п о с т а в л е н н о г о д и а г н о з а у м е р М и н ц . П о ч т и с л е д о м д р у г а я т р а г е д и я - в и ю л е в п я т ь д н е й о т д и з е н т е р и и у г а с м л а д ш и й с ы н А н а с т а с и и Ц в е т а е в о й А л е ш а . А п о т о м г р я н у л о к т я б р ь с к и й п е р е в о р о т , п р о п а л б е з в е с т и С е р г е й Э ф р о н . . . О н п о к и н у л Р о с с и ю в м е с т е с о с т а т к а м и Д о б р о в о л ь ч е с к о й а р м и и , н о Ц в е т а е в а у з н а л а о б э т о м н е с к о р о . В э м и г р а ц и и о н с т а л а г е н т о м Н К В Д . Б р о д с к и й с к а з а л о б Э ф р о н е : « К о л и М а р и н а е г о л ю б и л а , т о н е м н е е г о с у д и т ь » . Б р о д с к и й с ч и т а л Ц в е т а е в у п е р в ы м п о э т о м XX в е к а . Э ф р о н б ы л т р е т ь и м , к т о ш а г н у л с а л е к с а н д р р в с к о г о с н и м к а , - е г о р а с с т р е л я л и в о к т я б р е 1 9 4 1 г о д а н а Л у б я н к е . Д в у м я м е с я ц а м и р а н ь ш е в в е ч н о с т ь у ш л а М а р и н а , п о к о н ч и в с с о б о й в э в а к у а ц и и в Е л а б у г е . А е е с т и х и п р о д о л ж а ю т ж и т ь и з в у ч а т ь . О н а з н а л а , ч т о и м е н н о т а к и б у д е т : « М о и м с т и х а м , к а к д р а г о ц е н н ы м в и н а м , н а с т а н е т с в о й ч е р е д . . . » В э т и д н и в с е м л ю б и т е л я м т в о р ч е с т в а Ц в е т а е в о й с т а л п р и ю т о м а л е к с а н д р о в с к и й Д о м - м у з е й п о э т е с с ы . Нина АРТЕМОВА. В л а д и м и р с к а я о б л а с т ь . ДОБ РЫЕ ЛИЦА П о е х а л и мы н е д а в н о з а г о р о д н а э л е к т р и ч к е . О ч е н ь м е д л е н н а я н а м п о п а л а с ь э л е к т р и ч к а . П о л з е т е л е - е л е . Ж а р к о , д у ш н о . В с е и зм а я л и с ь - и м о л о д ы е и с т а р ы е , а о с о б е н н о д е т и . П р о т и в м е н я н а л а в к е с и д е л м о л о д о й м у ж ч и н а с д в ум я м а л ь ч и к а м и л е т п о п я т ь -ш е с т ь . М а л ь ч и к и с е р ь е з н ы е , а п а п а у них в е с е л ы й . Л и ц о у н е г о т о н к о е , с и м п а т и ч н о е , г л а з а н а с м еш л и в ы е и о ч е н ь д о б р ы е . О д н о г о м а л ь ч и к а , как я п о нял , з в а л и С е в о й , а д р у г о г о - М и ш е й . Н а С е в к е б ы л а ф у т б о л ка с о р а н ж е в ы м у т е н к о м , в н и з у о н а н е м н о г о з а д р а л а с ь и с т а л а в и д н а д е т с а д о в с к а я н аш и в к а - т а к и е и в н а ш е в р ем я д е л а л и , ч т о бы д е т и н е п е р е п у т а л и с в о и в ещ и , а в о с п и т а т е л и н е п е р е п у т а л и д е т е й . Н а н а ш и в к е п о ч е м у - т о б ы л о н а п и с а н о « В иш н я к о в а С в е т а » . С е в к а и г р а л в п о л и ц е й с к о г о и в р ем я о т в р е м е н и с п р а ш и в а л п а п у : «Ты м е н я б о иш ь ся ?» - Н е б о ю с ь . - А ты б о й с я ! И С е в к а м а х а л п е р е д н о с о м у п апы с л о ж е н н ы м в д в о е т е т р а д н ы м л и с т к о м , н а к о т о р о м б ы л о н а п и с а н о н е ч т о у г р о ж а ю щ е е : «POL IC I Ф р а н ц у с к и й п а с п о р т . Б О Н ЖУР М О П ЕЛЬ .» А М иш к а в я л о л и с т а л книж ку «П р и к л ю ч е н и я с у п е р г е р о е в » и о д н о в р е м е н н о с о с а л б у ты л к у с п е п с и - к о л о й . И н о г д а о н с м о т р е л в о к н о и б о р м о т а л : «Х оть бы о д н а л ю д и ш к а . . .» Л ю д е й м е л ь к а л о м н о г о , о с о б е н н о н а с т а н ц и я х , н о М и ш к е н у ж е н бы л к т о -т о д р у г о й . - Ты д о л ж е н о т м е н я у л е т а т ь , - у г о в а р и в а л С е в к а о т ц а , - н у , д о с т а в а й с в о и р а с к л а д н ы е кры лья! В в а г о н з а ш е л п р о д а в е ц и с т а л п р е д л а г а т ь с р е д с т в а о т п л о д о ж о р к и и д ы м о в ы е ш аш к и « Г р о м - 2 » . Т е т е н ь к а , ч т о с и д е л а р я д о м с о м н о й и ч и т а л а « Т а й н у з а в е щ а н и я С а в е л и я К р а м а р о в а » , о т л о ж и л а г а з е т у и п о т я н у л а с ь к п р о д а в ц у : «И м н е , и м н е о т п л о д о ж о р к и ! » В с л е д з а п р о д а в ц о м в в а г о н з а ш е л п а р е н ь в к е п к е и с г и т а р о й . О н о т ч а я н н о б и л п о с т р у н а м и к р и ч а л : « П о л е м , п о л е м , п о л е м , б е л ы м , б е л ы м п о л е м дым ! В о л о с бы л ч е р н е е с м о л и , с т а л с е д ы м ! . .» П о т о м п а р е н ь сн ял к еп к у и п о ш е л с н е й п о в а г о н у . И с т а л о в и д н о , ч т о о н и п р а в д а п оч ти с е д о й , и м н о г и е , к то э т о з а м е тил , с т а л и к и д а ть в к еп к у к о п е еч к и . П а п а д а л С е в к е м о н е т к у , и о н т о ж е б р о с и л е е в к епку . Тут мы з а м е т и л и , ч т о п о е з д н и к у д а н е и д е т , а с т о и т г д е - т о н а гл у х ой с т а н ц и и . И с т а л о т а к ж а р к о , ч т о о т е ц д у н у л С е в к е в у х о и м е ч т а т е л ь н о с к а з а л : - К ак п р и е д е м - т а к в б а н ю . Т е б я м а м а - х л о п - и в т а з и к ! . . О т ж а р ы или е щ е о т ч е г о - т о у с т а р уш к и и з с ум к и у п о л з к о т е н о к , с о в с е м м а л е н ь к и й . С е в к а п о д х в а т и л к о т е н к а и о т д а л с т а р уш к е , к о т о р а я у ж е о б н а р у ж и л а п р о п а ж у и б е с п о м о щ н о ш а р и л а в с у м к е . - Откуда вы такие хорошие? - спросила старушка, принимая котенка. - Мы-то? - переспросил Сев ка. - Мы - соколики... - Не соколики, - поправил отец, - а из Сокольников. А электричка-то стоит, не шевелится. Зашла контролер, все загалдели на нее, почему, мол, стоим, график нарушаем. Она объясняет: «Шпалы меня ют, ремонт пути...» Тут все взрослые разволно вались, и я разволновался: «Нашли время менять шпалы!..» Контролерша не сдавалась: «Вы бы видели эти шпалы - од но гнилье!» - Что мы - шпал не видели!.. - зашумел народ. Мишка оторвался от пепси- колы и сказал: «Вот приедем, и я буду уплетать все, как тигро вая акула...» А Севка тем временем ус нул, положив голову на отцов ские колени. Он не услышал, как электричка свистнула и тро нулась, а потом понеслась так, что ветер залетал в вагон и приятно лохматил волосы. А я почему-то вспомнил о Драгунском, удивительном пи сателе, который сочинял очень смешные истории о самых обыкновенных мальчишках. Я стал вспоминать рассказы Вик тора Драгунского про Дениску Кораблева и его друзей - как они зопускали ракету, как опо здали на урок и вдохновенно врали учительнице про пожар. А как Дениска рассказывал на уроке стихи Некрасова и про главную реку Америки под названием Мисиписи... Интересно, Севка с Мишкой читали Драгунского? Вот папа их, ясное дело, читал, он и по хож на Дениску, только уже большого. Мишка тоже задре мал на лавке, подобрав ноги к животу, и не слышал, как мы проехали станцию «94-й кило метр», как проносили мороже ное в картонном ящике и от этого ящика шел холодный ды мок... Я почему-то подумал, что вот Драгунский наверняка бы скра сил дорогу Севке с Мишкой, а может, и всем пассажирам. Он показывал бы им фокусы, рас сказывал истории про пиратов и индейцев... Наверное, я сильно роняю сейчас себя в глазах взрослых читателей: Они подумают: ав тор совсем впал в детство, вос торгается Драгунским, которого мы сто лет назад прочитали!.. Очевидно, сейчас я уроню се бя еще ниже: книгами Драгун ского я увлекся одновременно со своими детьми, то есть когда мне было за тридцать. А в сво ем детстве я Драгунского как-то пропустил. Была у меня, конеч но, книжечка за пять копеек «Он живой и светится», но рас сказов о всех Денискиных про делках у меня не было. Да вы шло еще так, что от Носова, от Незнайки и Пончика, я чуть ли не в одно лето прыгнул к Дос Вообще-то «витамин Драгунского» надо принимать в нежном возрасте. Но можно и потом - никогда не поздно. т о е в с к о м у , к Н е т о ч к е Н е з в а н о в о й и С о н е М а р м е л а д о в о й . С п а с и б о д о ч к а м - о н и , п о л ю б и в Д р а г у н с к о г о , в е р н у л и м н е э т у п р о п у щ е н н у ю г л а в у м о е г о д е т с т в а . Мы ч и т а л и « Д е н и скины р а с с к а з ы » в сл у х , п о с т о р а з с л уш а л и к а с с е т у , г д е их чи т а е т с а м а в т о р . К с т а т и , ч и т а е т з д о р о в о - н и к а к о м у а р т и с т у т а к н е п р о ч и т а т ь . С р а з у ч у в с т в у е т ся: б л е с т я щ и й р а с с к а з ч и к . Д а ж е у д и в и т е л ь н о , п о ч е м у о н н е о с т а в и л м е м у а р о в . О б ы ч н о п и с а т е л ь с к и е в о с п о м и н а н и я м а л о и н т е р е с н ы д е т я м , н о м е м у а р ы Д р а г у н с к о г о в с е м м а л ь ч иш к а м бы п о н р а в и л и с ь . П о д у м а т ь т о л ь к о : р о д и л с я в Н ь ю -Й о р к е ! У чил ся н а а к т е р а , и г р а л в к и н о , с о ч и н я л п е с н и , р а б о т а л в ц и р к е ! А е щ е у с п е л п о р а б о т а т ь и ш о р н и к о м , и л о д о ч н и к о м , и г р у з ч и к о м . . . П е р в ую д е т с к у ю к н иж к у В и к т о р К Э з еф о в и ч Д р а г у н с к и й вы п у с ти л , к о г д а е м у б ы л о у ж е с о р о к в о с е м ь л е т . О к а з ы в а е т с я , н и к о г д а н е п о з д н о с т а т ь н а с т о я щ и м п и с а т е л е м . В п р о ш л о м г о д у м о с к о в с к а я б и б л и о т е к а им . А .П . Г а й д а р а п р о в е л а о п р о с д е т е й и в з р о с лых. Н а д о б ы л о н а з в а т ь л у чш и х д е т с к и х п и с а т е л е й XX в е к а и л у ч ш и е д е т с к и е книжки . В и к т о р Д р а г у н с к и й з а н я л п о ч е т н о е т р е т ь е м е с т о п о с л е Н и к о л а я Н о с о в а и К о р н е я Ч у к о в с к о г о , а « Д е ни скины р а с с к а з ы » в ош л и в пя т е р к у л учш и х д е т с к и х книг XX в ек а ! Критики г о в о р я т , ч т о л у ч ш и е р а с с к а з ы у Д р а г у н с к о г о - б е с ф а б у л ь н ы е . В и с т о р и я х Д р а г у н с к о г о в с е п р о и с х о д и т п р я м о п о д о к н о м , в о д в о р е , а н е г д е - н и б у д ь н а А м а з о н к е или ф а н т а с т и ч е с к и х п л а н е т а х . А т а к и е и с т о р и и , у т в е р ж д а ю т к р и т и к и , о о ы ч н о н е п о л ь з у ю т с я с п р о с о м у д е т е й . И п о э т о м у о г р о м н ы й у с п е х Д р а г у н с к о г о у т р е х п о к о л е н и й м а л е н ь к и х ч и т а т е л е й н е о б ъ я с н и м . Т а и н с т в е н н о е я в л е н и е п р и р о ды ! И з в с е х р а с с к а з о в о Д е н и с к е м н е п о ч е м у - т о б о л ь ш е в с е г о н р а в и т с я « З а п а х н е б а и м а х о р о ч к и » . В р ем я о т в р е м е н и м е н я п р о с т о т я н е т п е р е ч и т а т ь э т о т р а с с к а з или п о с л у ш а т ь , как е г о ч и т а е т н а к а с с е т е Д р а гун ский . О ч е в и д н о , т а м ск ры т к а к о й - т о н е о б х о д и м ы й м н е ви т а м и н . В о з м о ж н о , я н е д о п о л у чил е г о в д е т с т в е . . ..И с н о в а Д е н и с к а с м а м о й б е г у т п о ж у х л о й т р а в е а э р о д р о м а с т я ж е л е н н ы м ч е м о д а н о м , с а д я т с я н а т е л е г у , а д е д у ш к а В аля д е р г а е т в ож ж и , и л о ш а д ь т р о г а е т с я . « П о в с ю д у б ы л о с и н е е н е б о , т е л е ж к а с к р и п е л а , и а х , как в к у с н о п а х л о п о л е м , д е г т е м и м а х о р о ч к о й . . .» Дмитрий ШЕВАРОВ. У ч р ед и т ел ь и И з д а т е л ь «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» И з д а н и е з а р е г и с т р и р о в а н о РФ п о д е л а м М инистерством п еч а ти , т е л е р а д и о в е щ а н и я и ср ед ств м а с с о вы х к ом м у н и к а ц и й Per. ПИ N 9 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, «.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtornik@adi.ru © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятский край» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «На смену!» (Екатеринбург), «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий путь» (Смоленск), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Республика Татарстан» (Казань), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь). _ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Р АЗ Г ОВОР НАЧИСТОТУ - п о к о м з в о н и т « К О Л О К О Л К В 0 Ч У Р А » ? ТОЧКА НА КАРТЕ ПРЕОБРАЖАЕТ ЗЕЛЕНЬ И СИРЕНЬ... Ж И В О Й и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz