Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

23 января 2002 г., № 14 (21642) ШИПЕЦКАЯ • я г а з е т а 2 C J Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . ВЗГЛЯД ПРОВИНЦИАЛКИ t s Фотоколлаж Дмитрия ЛУКИНА. Русская душа —это то, что всегда было и будет загадкой. Даже для самих русских. Мы создаем и уничтожаем, потом раскаиваемся, жалеем и начи­ наем восстанавливать, хотя до конца не понимаем, нужно ли это... Центр Москвы. Совсем недалеко находится древний Кремль. Много уж е написано, сказано и показано по теле­ видению о новоприобретен- ном нашей столицей Храме Христа Спасителя. Средства на него собирались всем миром. И вот некогда стер­ тый с лица земли памятник восстановлен . Грандиоз­ ность с неким оттенком су­ ровости этого комплекса поражает. Белый, с золоты­ ми куполами, устремленный в небо, Храм приковывает к себе взгляды всех выхо­ дящих из метро. Ощущение, что из-под земли попадаешь сразу на небо. Люди у вхо­ да в храм кажутся такими маленькими. А из поля зре­ ния как будто бы даже вы­ падает символ фирменного автомагазина «Mersedess». Воодушевленному внеш­ ним великолепием челове­ ку хочется увидеть, что же внутри. Но чем ближе под­ ходишь к храму, тем все больше рассеивается, куда- то улетучивается ореол ве­ личия, торжественности. Ос­ тается только давление мощной конструкции. В две­ рях вас встретят сразу два человека: монахиня, бессло­ весно просящая пожертво­ вания, и охранник в форме явно американского поли­ смена, весело беседующий по рации. Как будто Бог уже не доверяет вовсе «своим детям»... Внутри — публика до аб­ сурдности разношерстная. Есть даже негр, который с трудом выговаривает по-рус­ ски «шпасибо», и тот молит­ ся. Охранники шныряют туда-сюда, каждый на сво­ их пяти квадратных метрах. Верующие суетятся, детей приобщают, повязывают им на головы косынки, хотя в отсутствии платка вас никто не упрекнет — храм-то де­ мократический, по всем за­ падным стандартам. Но нет, на мой взгляд, здесь чего-то главного, едва приоткры того простым смертным, какой-то особой ауры, привлекающей веру­ ющих ... Все красиво, эф­ фектно, денег не пожале­ ли ... Каждые три метра — урны: стеклянные, очевид­ но, для рублей, и деревян­ ные — наверное, для валю­ ты. Винтовые лестницы «под старину» ведут еще в одну церковь, прямо под главным храмом. В ней все также роскошно, но того, что зовется «русской ду ­ шой», не чувствуется. Да оно и немудрено: ведь бук­ вально через дверь распола­ гается музей-выставка об истории Храма. И там про­ дают рисунки. Есть несколь­ ко торговых точек с религи­ озной литературой и прочим товаром. А на мраморных досках увековечены имена спонсоров — крупных ком­ паний и отдельных деятелей шоу-бизнеса. Это заставляет вспомнить неведомый, види­ мо, новым строителям обы­ чай, когда те, кто давал на церковь деньги, старались оставаться неизвестными, не рекламировали своей щедро­ сти и религиозности... Храм — место, где все, независимо от социального положения, равны перед Бо­ гом. Так было всегда. Но правомерно ли говорить об этом равенстве сегодня, если под Храмом находится трехъярусная стоянка для «рабочих* автомобилей и там располагаются отнюдь не отечественные «шестер­ ки»? Как может назвать «братом» неимущего прихо­ жанина служащий здесь ба­ тюшка? Да и как вообще вести речь о вере, если, по существу, Храм превращен в музей? Осталось только вход сделать платным ... Восстановили... А для чего? Чтобы все могли поглазеть? Чтобы туда ходили, как на новомодную тусовку? Поспевать за модой мы научились. Взорвали, потом вновь отстроили. Вывод: мы снова стали верующими и богобоязненными. Вчера не верили, платили партвзно­ сы, а сегодня-то уже все уве­ ровали, крестимся, свечки ставим. А завтра, глядишь, опять взорвем, когда эта мода устареет. А через пять­ десят лет опять построим. Русские — они же работя­ щие. Но если совсем всерьез, то не дает покоя один гроз­ ный вопрос: зачем мы так упорно губим себя духовно, не боимся выглядеть смеш­ ными в глазах остального мира, уважение которого так стремимся завоевать? Храм, конечно, при жела­ нии и деньгах можно пос­ троить. Но что строим и что продолжаем разрушать мы в себе самих? Юлия КОЛПАКОВА, студентка-заочница гуманитарной академии Московского государственного социального университета. г. Липецк. нормальные людиНЕВЫМРУТ. • g - g if | ЩЩ о т ц ы И ДЕТИ Н и к о л а й Д Р О Т Ь Е В : — Конечно, не очень при­ ятно увидеть на скамейке возле дома подростков, рас­ пивающих спиртные напит­ ки, потягивающих «кося­ чок» с травкой. Они играют в карты, дикими воплями и бранью комментируя ход игры. Какой-нибудь прохо­ жий скажет: «Разве мы та­ кими были? Что с ними про­ исходит? Бедная наша Рос­ сия, страна без будущего!». Прохожий, забывший о сво­ ей юности, остановись! Вни­ мательно осмотрись по сто­ ронам, нет ли на соседних скамейках твоего сына или дочери. Не надо мрачных прогнозов. В дни вашей юнос­ ти вы тоже были разными. И сейчас не все подростки торчат у подъездов. Кто-то склонился над умной кни­ гой, кто-то решает сверх­ сложную задачу на компью­ тере, кто-то помогает по дому любимой бабушке. Всякое поколение, в какое бы вре­ мя оно ни жило, я делю на три группы. Первая — люди, которых называют «совестью эпохи». Это и декабристы, и диссиденты, и Окуджава, и Сахаров. Вторая группа — «нормальные*. Они тихо ­ мирно работают, воспитыва­ ют детей. Чаще всего — это далеко не богатые граждане. Но именно они являются здо­ ровой основой общества, хра­ нителями ценностей и тради­ ций. К этой группе я отношу учителей, врачей, уважаю­ щих свой труд рабочих. А вот третья группа — это «поте­ рянные». У этих нет нрав­ ственных принципов. Живут в свое удовольствие, погоня за которым часто приводит к беде. Они не думают о стра­ даниях и боли, которые при­ чиняют окружающим. Такие были всегда. Есть сейчас. К сожалению, в наше время представителей третьей груп­ пы в силу разных обстоя­ тельств становится все боль­ ше и больше. Именно они задают стиль поведения мо­ лодежи. Думаю, так будет не всегда. Это сейчас клёво быть крутым и узколобым, а завт­ ра будет мода на умных и образованных. Нормальные люди не вымрут, как дино­ завры. И мы не только вы­ живем, но и сможем пойти дальше своих родителей. Бу­ дущее за сильными, образо­ ванными и трудолюбивы­ ми... А н д р е й И В А Н О В : — Конфликт поколений существовал всегда. Взрос­ лые люди не могут слушать музыку, которая нравится подросткам, их раздражают прически и наряды молоде­ жи. Все эти рокеры, рэппе­ ры, металлисты вызывают у них тихий ужас . В семье юного человека «угнетают»: указывают, что ему делать, как одеваться и т. д. Подрос­ тку кажется, что он уже до­ статочно взрослый и не нуж­ дается в этих подсказках. Со­ всем другая атмосфера в кру­ гу сверстников. Там можно чувствовать себя свободным, независимым, крутым. Да, серьга в ухе или в носу! Ну и что? Это способ самовыраже­ ния, возможность проявить индивидуальность. Смотреть надо не только на эти побря­ кушки, но и на внутренний мир молодого человека. Тог­ да рухнет «стена непонима­ ния», о которой поет группа «Алиса*. Я думаю, что нам тоже надо постараться взрос­ лых понять и... простить. Они всё делают из добрых побуж­ дений. Просто им очень хо­ чется придать «лицу нашего поколения» более цивильный вид! Правда, они забывают о том, что можно выглядеть джентльменом (внешне) и быть при этом бандитом (по сути). Так что не сережки и заклёпки главное, а то, что в душе у каждого! А л е к с а н д р Т РУ БИ Ц И Н : — На меня больше всего влияет моя семья, в кругу которой происходят самые важные события моей жизни. КАКДИНОЗАВРЫ Еще Януш Корчак говорил о двух неравноправных «классах» —взрослых и детях. По его мнению, дети — всегда страдающая сторона, лишенная прав и призна­ ния. Взрослые же считают их своей собственностью и не способны понять, тем более принять мысли, взгляды, позиции «племени младого, незнакомого». Интересно, а что думают по этому поводу совре­ менные мальчишки и девчонки? Как смотрят они на извечный конфликт поколений? Наш внештатный автор, учитель истории и общест- вознания липецкой школы N° 3 Галина Иванова пред­ ложила для «Очага» высказывания своих учеников- одиннадцатиклассников и собственный комментарий к ним. Вероятно, это вас заинтересует, читатель. С чем- то можно соглашаться, с чем-то спорить, главное —не оставаться равнодушным... т ш ШжЖ ным христианином я не могу, к сож але­ нию. Но в то , что душа настоящего че­ ловека неподвластна вр ем ени , я свято верю. Для юных сегодня не лучшие времена. Кто-то уже в 16 лет живет на развали ­ нах, материальных и нравственных. Отсут­ ствие реальной воз­ можности получить нормальное образова­ ние или профессию, занять досуг достой­ ными делами толка­ ют к наркотик ам , нарушению закона. Молодые парни, чьи-то не- состоявшиеся мужья и отцы, уходят воевать в Чечню. Од­ ного можно просить: «Боже, вразуми!». Говорят, что люди, живущие во времена кризи­ сов и реформ, вырастают очень сильными, волевыми, целеустремленными. Ведь сильный человек это не тот, кто многое может себе позво­ лить! Это тот, кто от многого м ож ет о тка зать ся . Надо учиться отказываться от чуж­ дого нам, наносного, времен­ ного. Надо готовить себя к тому, чтобы встать у руля. Это должны сделать люди с чис­ тыми душами и в белых-бе- лых одеждах! О к с а н а К А Л И Н И Ч Е В А : — Что можно сказать о се годн яш н ей м ол од еж и ? Есть ли у неё идеалы? Куда, к чему она стремится? Одно­ значного ответа нет. Для час­ ти юношей и девушек сим­ волом удачно сложившейся Мои бабушка и дедушка — главные воспитатели, беско­ нечно уваж аемы е мною люди. На их юность наложи­ ла отпечаток война, выпало немало трудностей. Но они су­ мели не озлобиться на мир, не зачерстветь. Дедушки уже нет на свете, а я всё вспоми­ наю наши долгие разговоры, когда получал ответы даже на незаданные вопросы. Жить рядом с такими близкими людьми, общаться с ними — это дар Божий, времена эти буду помнить вечно. По природе своей я чело­ век домашний, стремлюсь к уединению. Наверно, винова­ та в этом не только природа. Просто я уже понимаю, что общество способно приносить человеку только страдания. Пусть даже не общество в целом, а отдельные его пред­ ставители: грубые, неумные, жестокие. Против таких не выстоят ни милосердие, ни доброта, ни порядочность. В 16 лет я во многом успел раз­ увериться, не хочу получать очередные грустные «уроки жизни». В свободное время я привожу в порядок семей­ ный архив, пробую писать стихи и прозу. Делаю это не для славы, а как духовное за­ вещание потомкам. Я счи­ таю, что каждый должен отыскать в себе лучшее и раз­ вивать именно его. Для об­ щего блага. Для взрослых мы — последняя надежда на достойную жизнь! Я думаю, мы не подведем. И разум, и сила есть и у нашего поколе­ ния. Д м и т р и й М О КРОУСОВ : — Радоваться жизни, без­ заботно улыбаться — как хо­ чется именно этого в моло­ дости! Кто-то считает, что при нашей непростой жизни это невозможно. Нудных быто­ вых и житейских проблем куча. Иногда хоть волком вой. Но и сегодня рядом со мной живут люди, которые не впадают в уныние. Ни на кого не надеясь, они «дела­ ют жизнь* своими руками, помогают одним своим при­ сутствием поверить в воз­ можность побеждать обстоя­ тельства. Значит, молодость не возраст, а состояние души. Надо стараться сохранять это в себе как можно дольше. Назвать себя сильно верую­ щим человеком или пример- жизни являются вещи: ма­ шины, яхты, квартиры. Их больше всего занимают раз­ влечения и удовольствия. Они болтаются по улицам, ничего не делая, чтобы при­ близиться к своей мечте. Ви­ димо, рассчитывают, что всё свалится с неба. Другие упорно учатся, за­ видуя при этом старшему по­ колению. Ведь мамам и па­ пам поступить в институт было проще: трудись, и это приблизит тебя к цели. К тому же атмосфера в общес­ тве была иная. Отношения между людьми строились на уважении, помощи друг дру­ гу, взаимовыручке. Мне ка­ жется, что именно эти качес­ тва цементируют общество, делают его сильным. К тому же они составляют издавна то, что принято называть «русской душой». Почему мы забыли об этом? Про лучшее в нашей жизни забыли? Я думаю, что причиной явля­ ется изменение государствен­ ного устройства. Демократия приносит больше свободы гражданам. А свободу мно­ гие у нас понимают лишь как права, забывая об обя­ занностях. Наши бабушки и дедушки жертвовали собой, отдавали здоровье, молодость ради светлого будущего. Они хотели счастья не только для себя, любимых, но и для нас, тогда ещё не появившихся на свет. Вот они-то были и есть по-настоящему красивые люди. И лица у них одухо­ творенные! Как жаль, что та­ кие лица встреча­ ются теперь так редко! А н а с т а с и я Г А Р Б У З О В А : — Хорошо было в детстве — тепло и уютно под роди­ тельским крылыш­ ком. Никаких гло­ бальных проблем и мучительных во­ просов. Но наступи­ ла юность, время выбора, который может повлиять на всю твою жизнь . Можно заниматься спортом , пением , готовиться к пос­ туплению в инсти­ тут. А можно взять сигаре­ ту, закинуть ногу на ногу и послать весь мир куда по­ дальше. Не совершать оши­ бок в юности трудно, хочет­ ся все узнать и попробовать. Это уж е потом , в зрелые годы, может выясниться, что невинные юношеские забавы обернулись болезнью, бедой. Каждый выбирает свой путь, так было всегда. Я думаю, что и среди тех, кто, поддав­ шись глупой моде, курит «травку», немало хороших людей. Просто оказались они в такой среде, где в одиноч­ ку не выстоять. Легче и бе­ зопаснее прогнуться, подчи­ ниться, чтобы выжить. А вообще мы не такие «дубовые», как думают неко­ торые взрослые. Вспомните прошлую Всемирную олим­ пиаду. Почти все первые мес­ та заняли наши ребята. Это чего-то стоит? Мы умеем быть патриотами, нас волну­ ет завтрашний день страны. Просто старшее поколение за­ бывает нас об этом спросить. Раньше у молодежи перед гл а зам и были прим еры . Люди, чьи дела хотелось ос­ мысливать, повторять.А сей- час с кого нам «делать жизнь»? С березов- ских и Гусинских? Не хочется, да и не получится. А вот тем взрослым, которые рядом, хотелось бы кое-что посоветовать. Будьте нам друзьями — нам не нужны надсмотрщики. Объ­ ясняйте нам всё, что происходит в мире, советуйтесь, говорите с нами обо всем. Мы хотим быть интерес­ ными, важными со­ беседниками для вас. Показывайте нам на примерах, на каких основах строить от­ ношения. Не на рын­ ке же нам учиться «искусству жить сре­ ди людей»! Мы к размышлениям, бе­ седам, спорам готовы. Отсут­ ствует только ваш интерес! И р и н а П О Л И В К И Н А : — Старшее поколение об­ виняет молодежь во всех смертных грехах. По мнению взрослых, наша жизнь — это прогуливание школы, хамст­ во' на улицах, глупые «хи- хи» в автобусах, бутылочка пива в руке. Но представите­ лей старшего поколения раз­ дражает не только это. Не­ давно видела по телевизору такой сюжет: пенсионер, раз­ мышляя о сегодняшней жиз­ ни, говорит и о молодежи. Не даем мы, оказывается, старикам спокойно жить. Лезем везде и всюду. У пар­ ня ещё молоко на губах не обсохло, а он уже на иномар­ ке рассекает воздух и звонит по сотовому. А их поколение живет беднее некуда и пер­ спектив никаких. Но ведь в таком положении старших нет нашей вины. Застой, на­ чавшиеся реформы, разорив­ шие народ, тоже не наша «заслуга» . Это скорее мы должны счет предъявлять за «детство счастливое наше*. Но речь не о том. За того пар­ ня на иномарке пожилому, умудренному жизнью, надо бы порадоваться: человек нашел свое место в жизни. Успешно трудится во благо своё и Отечества, платит на­ логи и «спит спокойно». Нет, так отреагировать даже не приходит в голову пенсионе­ ру. Сразу осудил и заклей­ мил. За что же нас так? Не­ ужели нет в нас хорошего? Или вы видеть его не хоти­ те? Между тем среди предста­ вителей моего поколения много талантливых, целеус­ тремленных, ярких людей. Нам не надо к новой жизни приспосабливаться — мы другой не знали. Поэтому и дела у нас идут успешнее. Не злитесь, а порадуйтесь за нас! Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ. КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ КАЖДОЕПОКОЛЕНИЕБОЛЬШЕПОХЖОЕНАЭПОД ВКОТОРОЙЖИЕВТЧ,ЕМНАСВИОХРОДИТЕЛЕЙ Посмотрим правде в глаза. Мы жи вем в такое время, когда главным вос­ питателем нового поколения являются не родители и учителя, а телевидение и другие средства массовой информации. Для молодого человека телевизор — не просто показывающая и говорящая ко­ робка, а окно в мир. В другую, взрос­ лую, жизнь, где всё сложнее, во мно­ гом непонятнее, чем это видится на школьных уроках. Когда можно сказать о человеке, что он стал взрослее? Видимо', тогда, когда он начинает строить себя по той моде­ ли, образцу, идеалу, который выбрал сам. Из чего же им, нынешним подрост­ кам, выбирать? Набор телевизионных «радостей* невелик. Убийства, пред­ ательства, ненависть, кровь. Такое ощу­ щение, что иного в жизни ничего нет. В промежутках между всем этим — рек­ лама. Навязчивая, агрессивная, нега- тивно-парализующая. Она буквально впечатывает в сознание человека мыс­ лительные и нравственные стандарты. Персонажи рекламных роликов крушат, догоняют, отнимают, кричат, плюют, чтобы получить желаемое. За пивом эти «крутые» парни посылают, разумеется, самого умного. Они легко называют «биб­ лейские» заповеди: «Не дай себе засо­ хнуть!», «Жизнь хороша, когда пьешь не спеша!». Меньше всего они думают о тех людях, которые их окружают. Теле­ визионный стандарт поведения прост и понятен: «Бери от жизни всё!*. Следо­ вать ему легко, он не требует усилий. Но мир показного телевизионного бла­ гополучия и мир повседневных реальнос­ тей расходятся друг с другом. Бездухов­ ность, завистливая погоня за «добычей» неизбежно наполняют жизнь разочаро­ ванием и досадой, вытравливают беско­ рыстную доброту, тепло, чувство, что ты не лишний. Говорим о немотивированной жесто­ кости молодежи. Говорим, не задумыва­ ясь о том, что человек реализует себя не в пустом социальном пространстве. Ре­ бенок принимает, буквально впитывает существующие в обществе нормы, пра­ вила, представления. В нашем случае об­ щество доносит эти нормы через средства массовой информации. Я понимаю, что телевидение — это не только шоу, но и бизнес. Но не понимаю, почему это не должно совмещаться с понятиями «от­ ветственность» и «цивилизованность». Кто-то скажет: «Так делают везде». Не соглашусь. У американцев, напри­ мер, существует специальный комитет из наиболее авторитетных и уважаемых граждан, специально следящий за со­ держанием рекламной продукции . Сколько бы денег ни вложили авторы в создание ролика, он не появится на эк­ ранах, если содержит элементы насилия, агрессии или унижает какую-то часть населения. В США вообще разработана общегосударственная программа по вос­ питанию целомудрия у молодежи. Люди заботятся о моральном облике своего общества. Не пора ли и нам задуматься об этом? Смирившись с бесконтрольной теле­ визионной агрессией, возвеличиванием вещей и обесцениванием личности, мы обрекаем себя и свою молодежь на ду­ ховное сиротство. В основе мироощуще­ ния у нашего народа всегда были со­ страдание, сердечность, душевное тепло. Этим мы жили и будем жить! Незачем нам отрекаться от себя. Галина ИВАНОВА, учитель липецкой средней школы № 3. Ш > Ш ЗВЕНИТ имшкольныйзвонок На эт ом снимке — педагогическая д и ­ настия С енц овы х и з Д о б р и н ск о г о р а й о ­ на, насчитывающая 311 л ет учительского ст аж а . Ее о с н о в а т е л и — д в е с е с т ры и бр ат . Мария Яковлевна С енц ова (в ц ентре) — учитель математики и физики с 4 0 -л е т ­ ним с т аж ем . Ее сын Яков п р е п о д а е т ф и ­ зику, дочь Алла — биологию . На ниве про ­ св ещ ен и я трудя т ся с е с т р а В ал ентина , зять В ал ер и й ( о б а м ат ем ати к и ) , внучка Ирина, завуч П етр овск ой с р е д н е й шко­ лы. Это первая ветвь дин астии Сенцовых. Начало в тор ой п о л ож ен о М ихаилом Дм и три евич ем Р одионовы м (третий с л е ­ ва), учителем технологии. Интерес к школе он п ер ед ал по н асл ед ств у двум своим д о ­ ч ерям — С в е т л ан е и Лю б о в и , учителям физкультуры и тр удового обучения . Не на­ рушил с е м е й н о й тр а ди ц и и и внук Алек ­ с ан др , который с е г о д н я дир ек т ор школы. . П р ед ст ави т ел ьн и ц а тр е т ь ей ветви — Антонина Ф илипповн а Ры бин а (кр ай н яя справа ) , п р еп о д а в а т ел ь р усск ого языка и лит ературы , стоявш ая у и стоков л и п е ц ­ кого опыта. По е е стоп ам пошла дочь Ма­ рия, которая с е г о д н я о б у ч а е т и н о с т р ан ­ ному языку с т уд ен тов ЛГТУ. П ои стин е: учителями н е ст ан овят ся , а р ож д аю т ся . . . (Соб. инф.) Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ КАККОир ССОБАКИ Историю эту мы в с е м ь е в сп ом и н а ­ ем часто . В р о д е бы о животных он а , н е о лю дях , — н о что м ож е т быть ч е л о ­ в е ч н е е ж е л а н и я прийти на п ом ощ ь т о м у , кто в э т о м н уж д а е т с я ? В п р о ­ чем , су д и т е сам и . Наш п е с Бим в с е г д а т ер п е ть не м ог кошек. Ничего у д и в и т е л ь н о г о : больш инство со б ак такие . Но однаж ды он н а с оч ен ь удивил . Н ачалось с т о го , что мы стали зам ечать : Бим ун о си т к уда -то св ою е д у , а с а м оч ен ь п о х у д ел . Я р еш ила з а ним п р о сл еди ть и нашла Бима, л еж ащ е г о з а конурой , а ря дом бы ло чт о -т о с е р о е . П одош ла бл иж е и у в и д ел а . . . больную кошку. У н е е была сл ом ан а лапка. Вот, оказывается , п оч е ­ му похудел наш п е с , вот кого он кормил в с е э т о время! Конечно, мы с р о ди т ел ям и р еш или оставить кошку у с е б я , н азвали е е Муськой. Она уж е вы зд ор о в ел а , п о -п р е ­ ж н ем у оч ен ь др уж и т с Б им ом . А тот о п ек а е т и защ ищ а е т е е . Если к то -л и бо хоть в шутку о б и ди т Муську, Бим кида ­ ет ся с грозным рычанием на п ом ощ ь п одр уг е . Такая вот и ст ори я . . . А м о л о д е ц все -таки наш Бим! Инна ИСАКОВА, член юношеского корпункта «ЛГ» при чаплыгинской средней школе № 1. ■ммммш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz