Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
2 июля 2002 г., № 126 (21754) ДИАЛОГИ «ЛГ» 11 1 7Л i ШШ$ Ш ' B y V ж ш В ЭТОМ УБЕЖДЕН ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА «НАСЛЕДНИКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ , АКАДЕМИК НИКОЛАЙ МАСЛОВ. С НИМ БЕСЕДУЕТ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» АЛЕКСАНДР КОСЯКИН — Николай Васильевич, пред лагаю вам поразмышлять над та ким историческом фактом: святой благоверный князь Дмитрий Дон ской, прославивший Русь на поле Куликовом, — прямой потомок, правнук святого благоверного кня зя Александра Невского. Что это — случайные ветви на генеалоги ческом древе российской государ ственности? —В нашей отечественной исто рии вынайдете массу подобных, как выих называете, случайностей. На самом деле все и всегда предопре делено свыше. Если же вникнуть в эту генеалогию, то увидим сплош ные закономерности, которые — суть продолжение святоотеческих традиций и кровных заветов. Вот кем был князь Александр? Племян ником благоверного Андрея Бого- любского, внуком князя Всеволо да Большое Гнездо, правнуком ос нователя МосквыЮрия Долгоруко го, праправнуком великого Яросла ва Мудрого. Так что Дмитрий Дон ской не просто продолжил тради ции предков — в нем играла их кровь! А главное — всех этих зна менитых русичей вела по жизни Божья воля. Именно так и надо от носиться к «совпадениям» в исто рии. Вот, кпримеру, начало наступ ления наших войск под Москвой 6 декабря 1941 года случилось вдень памяти Александра Невского — разве это простое совпадение? Исе годня, если уж мызаговорили о пре емственности, разве не востребова ныдцр государственника и христи анское смирение князя, его дипло матический талант и преданность Православной Вере? —Ивсе же важно разобраться, как нам сегодня относиться к бла говерному князю? Как к полковод цу? Герою? Политику? Собирате лю земли русской? Святому, про славленному Церковью? Но все эти ипостаси характеризуют, согласи тесь, этого поистине великого гражданина своей Родины как бы с одной стороны —канонической, лик Александра —на иконе, к ко торой подходить надо благоговей но. Но ведь он был, ко всему, обыч ным человеком, наверняка допус кавшим ошибки. Да и порядок в своей вотчине наводил не только жестко, но жестоко: наказывал не покорных (для их же, как считал, блага), даже носы отрубал... Так вот, как быть с этими фактами биографии: может, сознательно опустить — на войне, мол, как на войне?.. —Ну да, мыпривыкли к черно белым вариантам «написания» Ис тории, где все делятся всего на две категории: героев и злодеев. Но все люди, и канонизированные святые в том числе, конечно, при жизни мирской и грешили, и ошибались, только их покаяние было прониза но особым светом, а чувство ответ ственности за судьбу Родины и по ступки имели, безусловно, боже ственную силу. Если же говорить о чисто чело веческих проявлениях, то лично мне близки мужество и мудрость Александра. Ездить всякий раз в Орду, как в последний раз, сохра нять при этом собственное достоин ство и чистоту православной Веры (что смогли оценить даже язычни ки-ханы), помнить каждую секун ду, что за тобой святая Русь, —это подвиг. Между прочим, Александр тогда был еще молодым человеком, а когда разбил шведов на Неве (что явилось исторической, на века, по бедой и знамением для славян), ему едва исполнилось двадцать лет! — Вот, к слову, об истории. Меня, по правде сказать, несколь ко озадачила ваша, Николай Васи льевич, полемика на последних Рождественских чтениях с прото иереемМитрофановым, преподава телем Санкт-Петербургской духов ной академии, по поводу «белого» движения в гражданскую войну. Помните его посыл: и белая, икрас ная армии состояли из русских крещеных людей, но в одной де лом духовного воспитания военно служащих занималось православ ное духовенство, как это было ве ками в России, а в другой — ко миссары и особисты. То есть «белая идея», по мыс ли докладчика, созревшая в духе русского Православия, была по сути идеей религиозной. Как-то не ожидалось, что это вызовет ваши возражения... — Мои возражения были по по воду самого подхода к драматичес кому периоду нашей общей исто рии. Ведь совсем недавно офици альным, всеобъясняющим толкова телем тех событий был задорный куплет: «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка... иного нет у нас пути»... Сегодня предлагается затянуть другую песню... Но кто же серьезно изучал «белое движение», эмиграцию, чтобы брать их идеи за образец подражания для молодежи, каково отношение к этому глубо ких православных людей и, самое главное, выработано ли общецер ковное отношение? Нельзя в таких вещах суетиться. Вот многие сегодня говорят: «До революции все было по-другому». Признавая губительную для Рос сии сущность Октября, я все же, правды ради, спрошу: а что было до революции и почему произошла эта революция? Не от падения ли нравов, не от оскудения ли веры, не от пренебрежения ли высокими идеалами? Давайте уж договари вать, давайте уважительнее отно ситься к своей истории. У нас до 1917 года в центре Москвы на дву надесятый праздник и десяти чело век в некоторых храмах не было. А печально знаменитые семинарс кие бунты, прокатившиеся по всей России? Теперь мы толкуем о ка ких-то людях, которые пришли, сделали революцию и разрушили нашу веру. Знаете, как саранча: прилетела-улетела. Тогда как объяснить, что сплошь православ ный народ, русский мужик с крес том на шее, охотно пошел рубить на паперти иконы, грабить, уби вать? Что, умопомрачение нашло? Нет, к сожалению, все не совсем так. Все гораздо глубже. И это тоже часть нашей истории, в которой надо еще очень внимательно раз бираться. —Конечно, искажение истории, как и замалчивание каких-то, на взгляд современных ортодоксов, фактов ее, безнравственно по сути. Но подвиги новгородского князя, во всяком случае ратные подвиги, у основной массыисториков сомне ний не вызывали. Помнится, еще в 1967, кажется, Министерство культуры объявляло конкурс на проект монумента в честь победы русских на Чудском озере. И вот, как говорится, прошли годы... Воз и ныне там. Как к этому относиться? А ведь, зная историю, выказывая уважение к ней, сохраняя память, мы созидаем будущее. — Вот и я о том же: о каком возрождении духовности можно го ворить в стране, где безнравствен но само отношение к собственной истории? И потом, вы не совсем правы, когда говорите об однознач ной оценке ратных подвигов Алек сандра Ярославича. Были и есть любители перетряхнуть-перелице- вать свое прошлое. И со своего за бора кукарекнуть: «А ничего и не было!» И сразу, как это водится в петушином царстве, с разных кон цов доносится: «Ку-ка-ре-ку!» Знаете, однажды немецкий пуб лицист Пауль фон Рорбах опубли ковал статью, в которой утверждал, что никакого Ледового побоища вовсе не было, а русский летопи сец просто раздул небольшой погра ничный конфликт в огромное сра жение. И выдал основание: русские, мол, и сами не знают, где произош ла битва. Представьте, в этом пос леднем утверждении немец оказал ся прав! И только после этого, да и то, подозреваю, по команде сверху, зашевелились наши историки. С не малыми трудами общими усилия ми был найден знаменитый Воро ний камень (главный ориентир), после чего нанесли на карту и гра ницы Узмени, которая оказалась са мым узким местом Чудского озе ра. Так что же — спасибо немцу? — Кстати, к юбилею Ледового побоища в одной центральной га зете вышел материал с подзаголов ком: «Нужен ли нам культ Алек сандра Невского?» Там автор тоже утверждал, что ничего не случи лось в тринадцатом веке, что мно го чего выдумали летописцы. А се годня разгорается спор на тему: а была ли вообще Куликовская бит ва? — А если перекинуть мостик в недавнее прошлое, то и тут увидим просто дикие примеры: многие на Западе уверены в том, что победа над фашизмом ковалась не на берегах Волги, а в... Африке. Все это, впро чем, говорит не только об элементар ных недоработках отечественной на уки, неуважении к своей истории или беззубости нашей пропаганды — это- то как раз лежит на поверхности. Есть вещи более глубокие и серьезные... —Что вы имеете в виду? — Сегодня мы лихорадочно ищем идеалы, но все больше почему-то за кордоном. С ног сбились в поисках... национальной идеи, предыдущий наш президент даже спецкомиссию создал и срок установил: чтоб к следующему понедельнику идея лежала на моем столе!.. Грустно взирают на все это наши великие предки, наши небесные отцы, оставившие нам бесценное наследство — Веру Христову. Загляните в лето писи (кстати, мы не спешим перево дить их —все больше зарубежной ма кулатурой интересуемся): новгородско му князю предлагали, причем назой ливо, помощь против немцев, шведов и татар католики. За что же? А за от каз от Православия. Но Александр по нимал, что принятие чужеземной веры будет концом Отечества. Таков был идеал. А потом пришел преподобный Сергий и стал идеалом русского наро да XIV столетия: Русь снова смиренно стояла на коленях перед алтарями, но не покорялась врагу и созидала воин ствующую Церковь по отношению к противникам нашей веры. Ибыло вре мя, когда идеалы, по выражению Дос тоевского, срослись с душой России. А что же сегодня? Я запомнил сло ва Святейшего Патриарха, сказанные по этому поводу: «Если мы не вста нем, не поймем, что мы—воинствую щая Церковь, нас может и не быть вскоре, потому что Богу мы не нужны такие...» Что же мы крутим-вертим всякие завитушки вокруг правды? Мы разобщены и маловерны — вот горь кая реальность и причина вечных на ших проблем. Не на голом же месте появляются всякие-разные миссионе ры из-за рубежа, сектанты всех мас тей, неспроста и католики снова пре тендуют на души и умы русских лю дей... Не пора ли заглянуть в самих себя, прислушаться к голосу собствен ной совести? Многие наши беды, и прошлые и сегодняшние, — от забвения трех бо гословских добродетелей: Веры, На дежды, Любви. И какая любовь, если злобу, ненависть мы накапливаем из поколения в поколение — вплоть до очередной вселенской заварухи, назо ви ее хоть войной, хоть революцией, хоть реформами. У святых отцов чи таем: «Христианин, делающий боль но другому, хуже сатаны. Потому что сатана сатане не делает больно. А мы должны любить друг друга. Любовью созидается общество, еюдержится кре пость общества». Смотрел как-то по телевизору выс тупление министра иностранных дел Израиля. Так вот, он сказал прямо: моя задача —как министра и как еврея — сделать так, чтобыкаждому евреювлю бом уголке планеты жилось хорошо. А мы часто даже не здороваемся друг с другом. Но при этом все время надеем ся на чудо: вот-вот кто-то явится и ре шит все наши проблемы. Но ведь гово рили русские провидцы, что будущее России окажется в зависимости от нравственности ее руководителей. — Но они же говорили и другую вещь: все начальство поставляется Бо гом подчиненным для их же пользы и по достоинству их... —Вот именно: каждый народ дос тоин тех правителей, которых он за служивает. Но когда же мы поймем, что если начальник ЖЭКа сектант,* если депутат, если министр безбожни ки, то трудно рассчитывать на какие- то перемены клучшему. Что говорили предки? Когда государство с Церковью —тогда это сила. Если правительство нравственное, то его труд обеспечен поддержкой народа, тогда оно поведет его шаг за шагом к нравственному со вершенствованию. И тогда мы не бу дем гадать, кто и сколько украл мил лионов и кому что продал из отчего дома... И еще у наших великих пред тече есть такая мысль: в нравственно духовном возрождении каждого со крыта великая тайна возрождения об щества в целом. Каждого! А мы стоим в тенечке и ждем, когда же колбасу подвезут дешевую... —Ваше общество называется «На следники Александра Невского». Об щество молодое, наследие богатое, да и принадлежит оно многим в России. Как и чем вынамерены распоряжать ся? —Поправлю вас: это наследие при надлежит России. Всей. Идавно. Пер вым и лучше всех распорядился им Дмитрий Донской на Куликовом поле. Потом Петр Первый задумал учредить орден имени Александра Невского (его идея), но не успел. Первые награжде ния произвела Екатерина. Причем уже тогда россияне ценили не только во инский подвиг новгородца, но и дипломатический, и нравственно-ду ховный. Орденом награждали и пол ководцев, и светских людей «за гражданские заслуги». Совсем не случайно восстановлен орден после большого перерыва был в самый разгар Великой Отечественной вой ны — в июле сорок второго года: Сталин понял, какой нравственной силы для русского воинства может быть эта награда. Она вернула на шему солдату генетически заложен ный идеал воина-христианина. Общество «Наследники Алексан дра Невского» создано для объеди нения усилий граждан России — ревнителей воинской славы Отече ства, для воспитания патриотизма, уважения к традициям предков, прославления героизма русского на рода. В его рядах более семи тысяч человек. Теплые отношения у нас сложи лись со многими воинскими частя ми, разными епархиями и прихо дами Русской Православной Церк ви. «Наследники» принимают уча стие в международных, республи канских, региональных конферен циях и форумах, посвященных про блемам просвещения, возрождения русской национальной культуры. Совместно с Министерством образо вания мы проводим ежегодно Глин ские чтения. При обществе создан Союз православных педагогов, для лучших учреждены стипендии. Кстати, в числе первых номинантов были учителя из Липецка, с кото рыми мы давно и плодотворно со трудничаем. — Недавно в Липецке появи лась региональная организация вашего общества. Что вы можете сказать о ней? — Липецкое общество «Наслед ники Александра Невского»— орга низация юридически самостоятель ная. Возглавляет его человек в на ших кругах достаточно известный — директор «Липецкоблтехинвента- ризации» Владимир Иванович Ака тов, и это дает основания считать, что у липчан все получится. Более того, нам кажется, что и начали липецкие коллеги с самого главно го — с объединения под одним фла гом, вокруг1одной идеи православ ных педагогов. И идея проведения «Тихоновских чтений» на липецкой земле — прекрасная идея! Ведь тру ды Угодника Божиего, слово пас тыря сегодня востребованы как ни когда, а книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям Святителя Тихона За донского» рекомендована Феде ральным экспертным советом Ми нистерства образования России к широкому применению в педагоги ческой практике во всех учебных заведениях страны. Воспитание человека определя ет судьбу нации, а духовно-нрав ственное начало — это тот стер жень, к которому садовник (госу дарство) должен привязывать пока еще слабенькое, растущее дерево. Очень важно, что наш президент в число приоритетов внутренней по литики включил нравственную бе зопасность страны, о которой преж де и речи не заходило. Более того, принята новая государственная док трина образования с тем самым стержнем , о котором я сказал выше. —А могли бы вы привести ка кой-нибудь простой, наглядный пример того, как эта самая докт рина должна работать? — В Глинской пустыни, извест ной своим аскетизмом, было много воспитанников — беспризорных де тей. И старцы, заботясь об их ду шах, готовили ребят к мирской жизни. Главной методой при этом был труд, труд, труд. Так вот, са мых маленьких там посылали рас пугивать ворон, которые якобы уничтожали посевы. И каждый дол жен был отчитаться о проделанной работе. Воронам-то не было ника кого вреда, а вот малышам была одна польза, каждый понимал, что он трудится на общее дело. Я отве тил на ваш вопрос? Т П Ш Е Ц К А Я Г ' Я г а з е т а £ ИСТОРИЯ РОДА РАХМАНИНОВЫХ + Р од ов ое гн езд о дворян Рахманиновых — предков великого ком пози тора — в о с с о з дали там бовские краеведы . Этом у событию был посвящен литературно-музыкальный праз дник в с е л е Зн ам ен ск ом , гд е жили п р а д ед , д е д и отец Сергея Васильевича Рахманинова, прославивш его русскую культуру на весь мир. «Представители зн ам ен и того р од а были щ едр о одарены музыкальными талантами, ц е нили классику и народны е песни», — говорит организатор праздника, руководитель облад- тного Рахманиновского центра Светлана Кос тюкова. Еще в XVIII веке п р а д ед Сергея Ва сильевича Александр Герасимович Рахмани нов с супругой Марией Аркадьевной со зд а л и в св о ем имении З н ам ен к е, в глуши Т ам бовс кой губернии, первый крестьянский хор из своих крепостных. Выдающимися пианистами были д е д композитора Аркадий Александр о вич и отец Василий Аркадьевич, успеш но вы ступавшие п е р е д гостями св о ей усадьбы , а также в с о се д н и х губерниях и д аж е в Москве. История р од а Рахманиновых отраж ена в документах, рисунках, фотографиях, н ай ден ных в архивах, подаренны х ныне живущими представителями р о д а . Впервы е были пока заны зрителям групповое ф ото знам енитой хоровой капеллы во главе с рук оводителем Аркадием Рахманиновым —д е д о м композито ра, портреты местных жителей, учителей, при хожан сельск ой церкви. Были з д е с ь и эк сп о наты из м узея-усадьбы ком позитора в с о с е д ней Ивановке, где С ергей Васильевич жил и работал четверть века вплоть д о эмиграции из Р оссии в 1 9 1 7 году. ПРОШАЙ. «ВОЛГА»! + Ч ер ез 6 -7 л ет «Волга» уй д ет с автом о бильного рынка, заявил п р ези д ен т ОАО «ГАЗ» Николай Пугин. Горьковский автозавод сдел ал окончатель ный выбор в сторону п р ои зводства д о ст у п ных для потреби телей легковых автомобилей класса «Д». Своим стратегическим партнером он выбрал итальянский концерн «Фиат», с ко торым предприятие связываю т годы со тр у д ничества. По словам Пугина, автом обили принципи ально новые и конкурентоспособны е на миро вом рынке, востребованы и российским п о тр еби тел ем . Представители Горьковского ав тозавода провели в Италии переговоры с п р ед ставителями «Фиата» и обсуди л и п ерспекти ву созд ан и я совм естн ого пр ои зводства. КАРТОФЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ БОИТСЯ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА + Ученые России и США получили генети чески модифицированные сорта картофеля, з а щищенные от колорадского жука, сообщил д и ректор центра «Биоинженерия» Российской ака д ем и и наук (РАН) академик Константин Скря бин. По его словам , технология была р а зр а б о тана ам ериканской компанией «Монсанто». Р оссийские ученые применили е е для получе ния генетически модифицированных местных сортов картофеля. В р езуль тате традици он ные сорта картофеля в Р оссии — «луговской», «елизавета» и «невский» теп ер ь защищ ены от* колорадского жука. Скрябин отм етил, что полученный ген ети чески модифицированный картофель «сам себя защ ищ ает от колорадского жука». П отребует ся около 2 лет для изучения б и о безоп асн ост и новых сортов. ТУЛЯКАМ КАРДИОСТИМУЛЯТОРЫ ВШИВАЮТ БЕСПЛАТНО + Д о 1 6 0 кардиостимуляторов е ж е м е сячно вшивают хирурги кардиологического от д ел ен и я областн ой больницы . Операция эта сложная и довольн о дорогая — она стои т д о двух тысяч доллар ов, однако о ч ер ед ь на н ее, состоящ ая из жителей не сам ой богатой Туль ской обл асти , распи сан а д о конца августа. Местным ж е пациентам операция не стоит ни копейки. «Среди регионов России мы еди н ственны е, кто д е л а е т такие операции б е с платно», — расск азал а к орресп онденту ИТАР- ТАСС главный кардиолог обл асти Алевтина Туртина. По е е словам , затраты взяли на с еб я Ф онд обязател ьн ого м едицинского страхования и областн ой бю дж ет, в котором дол я р асход ов на здр ав оохр ан ен и е увеличена за п осл ед н и е годы в несколько р аз. Кроме того, м едикам активно помогают местные предприятия —так, они бесплатно оборудовали кабинет функцио нальной диагностики в областной больнице. БАНАНЫ О Т ... ВЕНЕРИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ^ Американский ученый задум ал вывести при помощи генной инженерии бананы, защ и щ ающие от венерических забол еван и й , п е р е даваемы х половым путем . Как р асск азал р е портерам вирусолог из Рочестерского универ си тета Р обер т Р оуз, он р аботает сей ч а с над техн ологией изм ен ения генной структуры б а нана путем встраивания в н ее защ итного гена против пораж ающ его человека вируса папи- ломы . По его сл овам , есть основания н а д е яться, что это удастся сдел ат ь в теч ен и е двух лет. На вопр ос, почему он выбрал в качестве с р ед ст в а борьбы с венерическими з а б о л е в а ниями им енно бананы, Р оуз ответил: «Потому что в се их любят». П оверьте, д обав и л он, б а наны — эт о лучше, чем уколы. Кроме того, бананы растут в основном в тех регионах, где п апилом атоз доставл яет больш ие пр облемы . В С оединенны х Штатах от различных в ен ер и ческих забол ев ан и й , п ер ед ав аем ы х половым путем , страдаю т 2 0 млн. человек. По оценкам Р оуза, его генетически изм ен енны е бананы будут доступны общ ественности примерно ч е р е з пять лет. (По информации ИТАР-ТАСС | ТЕАТР «ЖЕНИТЬБА» НАОБОРОТ Когда м ен я пригласили н а спектакль «Б еспри данник» студентов Л ип ецко го училищ а искусств, я был ув ер ен , что они сы граю т его ещ е р а з-д р у го й , и р еш и л : у в иж у п о стан о вк у п о зд н е е . «П рокаты в али » ж е студенты н е е д и н ож ды свою версию «Дядюшкиного сна». Но тут о к а за л с я д р у гой сл у ч ай . «Б еспри данник» бы л п о к а з а н один -един ственны й р а з в качестве государственного э к зам е н а . Я п о д о с а д о в а л н а у п ущ енны й ш ан с и... посмотрел «Бесприданника» в видео запи си . О н а, п о -м о ем у , д а е т в о зм ож ность по достоинству оценить постанов ку , о сущ ествленную н а сцене те атр а ку ко л , ко торую н а вр ем я в р асп о р яж ен и е эк зам енующ их ся предоставил его гл ав ный р еж и ссер н а р о д ны й артист России В адим Ж уков. Спектакль создан по пьесе известного драматурга Людмилы Разумовской (ее самое репертуарное произведение — «До рогая Елена Сергеевна»), «Беспридан ник», практически нисколько не перекли каясь с «Бесприданницей» Островского, весьма напоминает гоголевскую «Же нитьбу», «совершенно невероятное собы тие в двух действиях». Только у Л. Разу мовской, в отличие от классика, речь идет не о женихах, а о невестах. Четыре геро ини при посредничестве сотрудницы брач ной фирмы «Один плюс» Вики жаждут выйти замуж за почти шестидесятилет него Ивана Кузьмича Чернохвостова. Да, герой не первой свежести, но и героини тоже немолоды, их возрастные парамет ры — от 45 до 75... Дело происходит в наши дни. Оттого пьеса до отказа набита их приметами, женщины же представляют различные поколения (Вике — всего 25 лет) и соци альные слои. «Бесприданник», — веро ятно, не самое удавшееся произведение Л. Разумовской. Ее стремление лихо зак рутить и раскрутить интригу сделало пье су в чем-то надуманной. Читая ее, порой мысленно восклицаешь: «Не верю!». Од нако выпускники училища (со специали зацией «Любительское театральное твор чество») во главе с руководителем курса Татьяной Солнцевой поверили-таки в нравственный и социальный смысл пье сы. Она — и в этом ее определенная но визна, острота — не о конфликте отцов, детей и внуков. Она — о том, что все ее персонажи, по сути, одним миром маза ны, и подгнившую «эстафетную палоч ку» советских поколений вполне готова принять, использовав в собственных ин тересах, нынешняя молодежь в лице Вики. Исполнители ролей словно не замеча ют искусственности и натяжек. За «об ладание» ничем не обладающего Ивана Кузьмича темпераментно — последний шанс! — вступают дамы, которым впол не впору пришелся бы более достойный и (или) обеспеченный жених. Иван же Кузьмич слишком обыкновенен, если не сказать — примитивен. Впрочем, Нико лай Коноплянников пытается «найти в плохом хорошее», показывает героя с яв ным сочувствием. Других два, в целом положительно обрисованных персонажа — бывшая передовая доярка баба Паша (Оксана Золотухина) и библиотекарша То- мусик (Юлия Новгородцева). Это легко узнаваемые типажи, их непрестижные ныне профессии и определили зашорен- ность сознания, по поводу чего, однако, можно посожалеть и никак уж не возму щаться. Баба Паша соблазняет жениха эколо гически чистыми — и сытными — усло виями сельской жизни. Томусик «жмет» на порядочность избранника и интелли гентно-книжную основу семейных вече ров. Как-то безбоязно, порой до разуха бистости, сыграна Евгенией Воробьевой бизнесвумен Фроська, хотя «новой рус ской», по идее, лучше бы подошло иное поименование — Ариадна Сергеевна. Ан нет, перед нами — именно Фроська: про стецкая, несдержанная, идущая напро лом. Ну а Вика (Валентина Бабкина) — вполне «хищное дитя века»! Для нее ме сто в брачной фирме, разумеется, лишь трамплин для грядущего супружеского благополучия. Есть еще и 60-летняя мо лодящаяся писательница Марго (Зинаи да Гитман), которую не без основания на зывают актрисой и у которой «страсть к издательству себя». Двоякую задачу решали в «Беспридан- нике» студенты училища искусств, ведо мые Т. Солнцевой и Евгенией Зубаревой (спектакль — ее дипломная работа как режиссера). Во-первых, они примерива лись, основательно и всерьез, к возраст ным ролям. С чем, необходимо заметить, молодые исполнители удачно справились с помощью Светланы Кислициной, глав ного гримера Академического театра дра мы им. Л. Толстого. Если выпускникам придется работать по специализации, то им, сыгравшим такие роли, будет легче понять любого актера их будущей люби тельской труппы. Наконец, они выбрали пьесу Л. Разумовской не случайно. Их заинтересовала, убедила, повторюсь, нравственно-социальная идея «Беспри данника»: люди-то сами по себе непло хи, да вот обстоятельства до сих пор ос тавляют желать лучшего. И получил ся не сценический анекдот, не комедия положений, но почти трагикомедия ха рактеров, способных противостоять жес ткой действительности лишь символичес ки, организовав в финале нечто вроде сплоченной скульптурной группы. Константин КЛЮТКИН. «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯНЕУВЕЛИЧИТ РОЖДАЕМОСТЬ ВРОССИИ...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Александр ЛЯЧИН, под полковникзапаса: — Когда я прихожу на Центральный рынок вЛипец ке, мне кажется, что значи тельную часть населения на шего русского города состав ляют кавказцы. Когда посе щаю Петровский рынок, у меня создается впечатление, что львиная доля приходит ся на корейцев и цыган... В общем — интернационал. Все эти люди живут в Липецке как на постоянной, так и на временной основе. А вот как их будут переписывать (и бу дут ли вообще?) — не знаю. В области плюс ко всему около 1500 бесквартирных военнослужащих, да еще чле ны их семей, которые могут быть и не прописаны. Как их считать? Офицера можно най ти на службе. А как быть с бомжами, которые нигде не живут? Так что у переписчи ков наверняка будут пробле мы... Борис ЦВЕТАЕВ, ветеран Великой Отечественной вой ны(Грязинский район): — Великая Отечественная война унесла миллионы жиз ней советских людей. Но пос ле нее население СССР с каж дым годом увеличивалось. И вот теперь в России, судя по данным СМИ, численность, как в годы войны, снова по шла на убыль. Ежегодно те ряем до миллиона человек. Печально это. В переписи я вижу всего- навсего механический акт, который подведет черту под данным вопросом на опреде ленном рубеже. Хорошо бы, если наши правители, наря ду с этим, приняли конкрет ные меры по улучшению жизни народа. Ведь если она улучшится, станет стабиль ной, то и молодые люди бу дут решительней вступать в брак, создавать семьи, заво дить детей. Наверное, станет меньше разводов, и матери перестанут бросать на произ вол судьбы своих несовершен нолетних чад. Нужно воз рождать села и деревни. У страны, где из года в год на лицо убыль населения, нет будущего. Такую страну со временем некому будет ук реплять и, в случае чего, за щищать... Опрос провел ВладимирОСИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz