Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

2 июля 2002 г., № 126 (21754) ДИАЛОГИ «ЛГ» 11 1 7Л i ШШ$ Ш ' B y V ж ш В ЭТОМ УБЕЖДЕН ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА «НАСЛЕДНИКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ , АКАДЕМИК НИКОЛАЙ МАСЛОВ. С НИМ БЕСЕДУЕТ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» АЛЕКСАНДР КОСЯКИН — Николай Васильевич, пред­ лагаю вам поразмышлять над та­ ким историческом фактом: святой благоверный князь Дмитрий Дон­ ской, прославивший Русь на поле Куликовом, — прямой потомок, правнук святого благоверного кня­ зя Александра Невского. Что это — случайные ветви на генеалоги­ ческом древе российской государ­ ственности? —В нашей отечественной исто­ рии вынайдете массу подобных, как выих называете, случайностей. На самом деле все и всегда предопре­ делено свыше. Если же вникнуть в эту генеалогию, то увидим сплош­ ные закономерности, которые — суть продолжение святоотеческих традиций и кровных заветов. Вот кем был князь Александр? Племян­ ником благоверного Андрея Бого- любского, внуком князя Всеволо­ да Большое Гнездо, правнуком ос­ нователя МосквыЮрия Долгоруко­ го, праправнуком великого Яросла­ ва Мудрого. Так что Дмитрий Дон­ ской не просто продолжил тради­ ции предков — в нем играла их кровь! А главное — всех этих зна­ менитых русичей вела по жизни Божья воля. Именно так и надо от­ носиться к «совпадениям» в исто­ рии. Вот, кпримеру, начало наступ­ ления наших войск под Москвой 6 декабря 1941 года случилось вдень памяти Александра Невского — разве это простое совпадение? Исе­ годня, если уж мызаговорили о пре­ емственности, разве не востребова­ ныдцр государственника и христи­ анское смирение князя, его дипло­ матический талант и преданность Православной Вере? —Ивсе же важно разобраться, как нам сегодня относиться к бла­ говерному князю? Как к полковод­ цу? Герою? Политику? Собирате­ лю земли русской? Святому, про­ славленному Церковью? Но все эти ипостаси характеризуют, согласи­ тесь, этого поистине великого гражданина своей Родины как бы с одной стороны —канонической, лик Александра —на иконе, к ко­ торой подходить надо благоговей­ но. Но ведь он был, ко всему, обыч­ ным человеком, наверняка допус­ кавшим ошибки. Да и порядок в своей вотчине наводил не только жестко, но жестоко: наказывал не­ покорных (для их же, как считал, блага), даже носы отрубал... Так вот, как быть с этими фактами биографии: может, сознательно опустить — на войне, мол, как на войне?.. —Ну да, мыпривыкли к черно­ белым вариантам «написания» Ис­ тории, где все делятся всего на две категории: героев и злодеев. Но все люди, и канонизированные святые в том числе, конечно, при жизни мирской и грешили, и ошибались, только их покаяние было прониза­ но особым светом, а чувство ответ­ ственности за судьбу Родины и по­ ступки имели, безусловно, боже­ ственную силу. Если же говорить о чисто чело­ веческих проявлениях, то лично мне близки мужество и мудрость Александра. Ездить всякий раз в Орду, как в последний раз, сохра­ нять при этом собственное достоин­ ство и чистоту православной Веры (что смогли оценить даже язычни­ ки-ханы), помнить каждую секун­ ду, что за тобой святая Русь, —это подвиг. Между прочим, Александр тогда был еще молодым человеком, а когда разбил шведов на Неве (что явилось исторической, на века, по­ бедой и знамением для славян), ему едва исполнилось двадцать лет! — Вот, к слову, об истории. Меня, по правде сказать, несколь­ ко озадачила ваша, Николай Васи­ льевич, полемика на последних Рождественских чтениях с прото­ иереемМитрофановым, преподава­ телем Санкт-Петербургской духов­ ной академии, по поводу «белого» движения в гражданскую войну. Помните его посыл: и белая, икрас­ ная армии состояли из русских крещеных людей, но в одной де­ лом духовного воспитания военно­ служащих занималось православ­ ное духовенство, как это было ве­ ками в России, а в другой — ко­ миссары и особисты. То есть «белая идея», по мыс­ ли докладчика, созревшая в духе русского Православия, была по сути идеей религиозной. Как-то не ожидалось, что это вызовет ваши возражения... — Мои возражения были по по­ воду самого подхода к драматичес­ кому периоду нашей общей исто­ рии. Ведь совсем недавно офици­ альным, всеобъясняющим толкова­ телем тех событий был задорный куплет: «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка... иного нет у нас пути»... Сегодня предлагается затянуть другую песню... Но кто же серьезно изучал «белое движение», эмиграцию, чтобы брать их идеи за образец подражания для молодежи, каково отношение к этому глубо­ ких православных людей и, самое главное, выработано ли общецер­ ковное отношение? Нельзя в таких вещах суетиться. Вот многие сегодня говорят: «До революции все было по-другому». Признавая губительную для Рос­ сии сущность Октября, я все же, правды ради, спрошу: а что было до революции и почему произошла эта революция? Не от падения ли нравов, не от оскудения ли веры, не от пренебрежения ли высокими идеалами? Давайте уж договари­ вать, давайте уважительнее отно­ ситься к своей истории. У нас до 1917 года в центре Москвы на дву­ надесятый праздник и десяти чело­ век в некоторых храмах не было. А печально знаменитые семинарс­ кие бунты, прокатившиеся по всей России? Теперь мы толкуем о ка­ ких-то людях, которые пришли, сделали революцию и разрушили нашу веру. Знаете, как саранча: прилетела-улетела. Тогда как объяснить, что сплошь православ­ ный народ, русский мужик с крес­ том на шее, охотно пошел рубить на паперти иконы, грабить, уби­ вать? Что, умопомрачение нашло? Нет, к сожалению, все не совсем так. Все гораздо глубже. И это тоже часть нашей истории, в которой надо еще очень внимательно раз­ бираться. —Конечно, искажение истории, как и замалчивание каких-то, на взгляд современных ортодоксов, фактов ее, безнравственно по сути. Но подвиги новгородского князя, во всяком случае ратные подвиги, у основной массыисториков сомне­ ний не вызывали. Помнится, еще в 1967, кажется, Министерство культуры объявляло конкурс на проект монумента в честь победы русских на Чудском озере. И вот, как говорится, прошли годы... Воз и ныне там. Как к этому относиться? А ведь, зная историю, выказывая уважение к ней, сохраняя память, мы созидаем будущее. — Вот и я о том же: о каком возрождении духовности можно го­ ворить в стране, где безнравствен­ но само отношение к собственной истории? И потом, вы не совсем правы, когда говорите об однознач­ ной оценке ратных подвигов Алек­ сандра Ярославича. Были и есть любители перетряхнуть-перелице- вать свое прошлое. И со своего за­ бора кукарекнуть: «А ничего и не было!» И сразу, как это водится в петушином царстве, с разных кон­ цов доносится: «Ку-ка-ре-ку!» Знаете, однажды немецкий пуб­ лицист Пауль фон Рорбах опубли­ ковал статью, в которой утверждал, что никакого Ледового побоища вовсе не было, а русский летопи­ сец просто раздул небольшой погра­ ничный конфликт в огромное сра­ жение. И выдал основание: русские, мол, и сами не знают, где произош­ ла битва. Представьте, в этом пос­ леднем утверждении немец оказал­ ся прав! И только после этого, да и то, подозреваю, по команде сверху, зашевелились наши историки. С не­ малыми трудами общими усилия­ ми был найден знаменитый Воро­ ний камень (главный ориентир), после чего нанесли на карту и гра­ ницы Узмени, которая оказалась са­ мым узким местом Чудского озе­ ра. Так что же — спасибо немцу? — Кстати, к юбилею Ледового побоища в одной центральной га­ зете вышел материал с подзаголов­ ком: «Нужен ли нам культ Алек­ сандра Невского?» Там автор тоже утверждал, что ничего не случи­ лось в тринадцатом веке, что мно­ го чего выдумали летописцы. А се­ годня разгорается спор на тему: а была ли вообще Куликовская бит­ ва? — А если перекинуть мостик в недавнее прошлое, то и тут увидим просто дикие примеры: многие на Западе уверены в том, что победа над фашизмом ковалась не на берегах Волги, а в... Африке. Все это, впро­ чем, говорит не только об элементар­ ных недоработках отечественной на­ уки, неуважении к своей истории или беззубости нашей пропаганды — это- то как раз лежит на поверхности. Есть вещи более глубокие и серьезные... —Что вы имеете в виду? — Сегодня мы лихорадочно ищем идеалы, но все больше почему-то за кордоном. С ног сбились в поисках... национальной идеи, предыдущий наш президент даже спецкомиссию создал и срок установил: чтоб к следующему понедельнику идея лежала на моем столе!.. Грустно взирают на все это наши великие предки, наши небесные отцы, оставившие нам бесценное наследство — Веру Христову. Загляните в лето­ писи (кстати, мы не спешим перево­ дить их —все больше зарубежной ма­ кулатурой интересуемся): новгородско­ му князю предлагали, причем назой­ ливо, помощь против немцев, шведов и татар католики. За что же? А за от­ каз от Православия. Но Александр по­ нимал, что принятие чужеземной веры будет концом Отечества. Таков был идеал. А потом пришел преподобный Сергий и стал идеалом русского наро­ да XIV столетия: Русь снова смиренно стояла на коленях перед алтарями, но не покорялась врагу и созидала воин­ ствующую Церковь по отношению к противникам нашей веры. Ибыло вре­ мя, когда идеалы, по выражению Дос­ тоевского, срослись с душой России. А что же сегодня? Я запомнил сло­ ва Святейшего Патриарха, сказанные по этому поводу: «Если мы не вста­ нем, не поймем, что мы—воинствую­ щая Церковь, нас может и не быть вскоре, потому что Богу мы не нужны такие...» Что же мы крутим-вертим всякие завитушки вокруг правды? Мы разобщены и маловерны — вот горь­ кая реальность и причина вечных на­ ших проблем. Не на голом же месте появляются всякие-разные миссионе­ ры из-за рубежа, сектанты всех мас­ тей, неспроста и католики снова пре­ тендуют на души и умы русских лю­ дей... Не пора ли заглянуть в самих себя, прислушаться к голосу собствен­ ной совести? Многие наши беды, и прошлые и сегодняшние, — от забвения трех бо­ гословских добродетелей: Веры, На­ дежды, Любви. И какая любовь, если злобу, ненависть мы накапливаем из поколения в поколение — вплоть до очередной вселенской заварухи, назо­ ви ее хоть войной, хоть революцией, хоть реформами. У святых отцов чи­ таем: «Христианин, делающий боль­ но другому, хуже сатаны. Потому что сатана сатане не делает больно. А мы должны любить друг друга. Любовью созидается общество, еюдержится кре­ пость общества». Смотрел как-то по телевизору выс­ тупление министра иностранных дел Израиля. Так вот, он сказал прямо: моя задача —как министра и как еврея — сделать так, чтобыкаждому евреювлю­ бом уголке планеты жилось хорошо. А мы часто даже не здороваемся друг с другом. Но при этом все время надеем­ ся на чудо: вот-вот кто-то явится и ре­ шит все наши проблемы. Но ведь гово­ рили русские провидцы, что будущее России окажется в зависимости от нравственности ее руководителей. — Но они же говорили и другую вещь: все начальство поставляется Бо­ гом подчиненным для их же пользы и по достоинству их... —Вот именно: каждый народ дос­ тоин тех правителей, которых он за­ служивает. Но когда же мы поймем, что если начальник ЖЭКа сектант,* если депутат, если министр безбожни­ ки, то трудно рассчитывать на какие- то перемены клучшему. Что говорили предки? Когда государство с Церковью —тогда это сила. Если правительство нравственное, то его труд обеспечен поддержкой народа, тогда оно поведет его шаг за шагом к нравственному со­ вершенствованию. И тогда мы не бу­ дем гадать, кто и сколько украл мил­ лионов и кому что продал из отчего дома... И еще у наших великих пред­ тече есть такая мысль: в нравственно­ духовном возрождении каждого со­ крыта великая тайна возрождения об­ щества в целом. Каждого! А мы стоим в тенечке и ждем, когда же колбасу подвезут дешевую... —Ваше общество называется «На­ следники Александра Невского». Об­ щество молодое, наследие богатое, да и принадлежит оно многим в России. Как и чем вынамерены распоряжать­ ся? —Поправлю вас: это наследие при­ надлежит России. Всей. Идавно. Пер­ вым и лучше всех распорядился им Дмитрий Донской на Куликовом поле. Потом Петр Первый задумал учредить орден имени Александра Невского (его идея), но не успел. Первые награжде­ ния произвела Екатерина. Причем уже тогда россияне ценили не только во­ инский подвиг новгородца, но и дипломатический, и нравственно-ду­ ховный. Орденом награждали и пол­ ководцев, и светских людей «за гражданские заслуги». Совсем не случайно восстановлен орден после большого перерыва был в самый разгар Великой Отечественной вой­ ны — в июле сорок второго года: Сталин понял, какой нравственной силы для русского воинства может быть эта награда. Она вернула на­ шему солдату генетически заложен­ ный идеал воина-христианина. Общество «Наследники Алексан­ дра Невского» создано для объеди­ нения усилий граждан России — ревнителей воинской славы Отече­ ства, для воспитания патриотизма, уважения к традициям предков, прославления героизма русского на­ рода. В его рядах более семи тысяч человек. Теплые отношения у нас сложи­ лись со многими воинскими частя­ ми, разными епархиями и прихо­ дами Русской Православной Церк­ ви. «Наследники» принимают уча­ стие в международных, республи­ канских, региональных конферен­ циях и форумах, посвященных про­ блемам просвещения, возрождения русской национальной культуры. Совместно с Министерством образо­ вания мы проводим ежегодно Глин­ ские чтения. При обществе создан Союз православных педагогов, для лучших учреждены стипендии. Кстати, в числе первых номинантов были учителя из Липецка, с кото­ рыми мы давно и плодотворно со­ трудничаем. — Недавно в Липецке появи­ лась региональная организация вашего общества. Что вы можете сказать о ней? — Липецкое общество «Наслед­ ники Александра Невского»— орга­ низация юридически самостоятель­ ная. Возглавляет его человек в на­ ших кругах достаточно известный — директор «Липецкоблтехинвента- ризации» Владимир Иванович Ака­ тов, и это дает основания считать, что у липчан все получится. Более того, нам кажется, что и начали липецкие коллеги с самого главно­ го — с объединения под одним фла­ гом, вокруг1одной идеи православ­ ных педагогов. И идея проведения «Тихоновских чтений» на липецкой земле — прекрасная идея! Ведь тру­ ды Угодника Божиего, слово пас­ тыря сегодня востребованы как ни­ когда, а книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям Святителя Тихона За­ донского» рекомендована Феде­ ральным экспертным советом Ми­ нистерства образования России к широкому применению в педагоги­ ческой практике во всех учебных заведениях страны. Воспитание человека определя­ ет судьбу нации, а духовно-нрав­ ственное начало — это тот стер­ жень, к которому садовник (госу­ дарство) должен привязывать пока еще слабенькое, растущее дерево. Очень важно, что наш президент в число приоритетов внутренней по­ литики включил нравственную бе­ зопасность страны, о которой преж­ де и речи не заходило. Более того, принята новая государственная док­ трина образования с тем самым стержнем , о котором я сказал выше. —А могли бы вы привести ка­ кой-нибудь простой, наглядный пример того, как эта самая докт­ рина должна работать? — В Глинской пустыни, извест­ ной своим аскетизмом, было много воспитанников — беспризорных де­ тей. И старцы, заботясь об их ду­ шах, готовили ребят к мирской жизни. Главной методой при этом был труд, труд, труд. Так вот, са­ мых маленьких там посылали рас­ пугивать ворон, которые якобы уничтожали посевы. И каждый дол­ жен был отчитаться о проделанной работе. Воронам-то не было ника­ кого вреда, а вот малышам была одна польза, каждый понимал, что он трудится на общее дело. Я отве­ тил на ваш вопрос? Т П Ш Е Ц К А Я Г ' Я г а з е т а £ ИСТОРИЯ РОДА РАХМАНИНОВЫХ + Р од ов ое гн езд о дворян Рахманиновых — предков великого ком пози тора — в о с с о з ­ дали там бовские краеведы . Этом у событию был посвящен литературно-музыкальный праз­ дник в с е л е Зн ам ен ск ом , гд е жили п р а д ед , д е д и отец Сергея Васильевича Рахманинова, прославивш его русскую культуру на весь мир. «Представители зн ам ен и того р од а были щ едр о одарены музыкальными талантами, ц е­ нили классику и народны е песни», — говорит организатор праздника, руководитель облад- тного Рахманиновского центра Светлана Кос­ тюкова. Еще в XVIII веке п р а д ед Сергея Ва­ сильевича Александр Герасимович Рахмани­ нов с супругой Марией Аркадьевной со зд а л и в св о ем имении З н ам ен к е, в глуши Т ам бовс­ кой губернии, первый крестьянский хор из своих крепостных. Выдающимися пианистами были д е д композитора Аркадий Александр о­ вич и отец Василий Аркадьевич, успеш но вы­ ступавшие п е р е д гостями св о ей усадьбы , а также в с о се д н и х губерниях и д аж е в Москве. История р од а Рахманиновых отраж ена в документах, рисунках, фотографиях, н ай ден ­ ных в архивах, подаренны х ныне живущими представителями р о д а . Впервы е были пока­ заны зрителям групповое ф ото знам енитой хоровой капеллы во главе с рук оводителем Аркадием Рахманиновым —д е д о м композито­ ра, портреты местных жителей, учителей, при­ хожан сельск ой церкви. Были з д е с ь и эк сп о­ наты из м узея-усадьбы ком позитора в с о с е д ­ ней Ивановке, где С ергей Васильевич жил и работал четверть века вплоть д о эмиграции из Р оссии в 1 9 1 7 году. ПРОШАЙ. «ВОЛГА»! + Ч ер ез 6 -7 л ет «Волга» уй д ет с автом о­ бильного рынка, заявил п р ези д ен т ОАО «ГАЗ» Николай Пугин. Горьковский автозавод сдел ал окончатель­ ный выбор в сторону п р ои зводства д о ст у п ­ ных для потреби телей легковых автомобилей класса «Д». Своим стратегическим партнером он выбрал итальянский концерн «Фиат», с ко­ торым предприятие связываю т годы со тр у д ­ ничества. По словам Пугина, автом обили принципи­ ально новые и конкурентоспособны е на миро­ вом рынке, востребованы и российским п о­ тр еби тел ем . Представители Горьковского ав­ тозавода провели в Италии переговоры с п р ед­ ставителями «Фиата» и обсуди л и п ерспекти­ ву созд ан и я совм естн ого пр ои зводства. КАРТОФЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ БОИТСЯ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА + Ученые России и США получили генети­ чески модифицированные сорта картофеля, з а ­ щищенные от колорадского жука, сообщил д и ­ ректор центра «Биоинженерия» Российской ака­ д ем и и наук (РАН) академик Константин Скря­ бин. По его словам , технология была р а зр а б о ­ тана ам ериканской компанией «Монсанто». Р оссийские ученые применили е е для получе­ ния генетически модифицированных местных сортов картофеля. В р езуль тате традици он ­ ные сорта картофеля в Р оссии — «луговской», «елизавета» и «невский» теп ер ь защищ ены от* колорадского жука. Скрябин отм етил, что полученный ген ети ­ чески модифицированный картофель «сам себя защ ищ ает от колорадского жука». П отребует­ ся около 2 лет для изучения б и о безоп асн ост и новых сортов. ТУЛЯКАМ КАРДИОСТИМУЛЯТОРЫ ВШИВАЮТ БЕСПЛАТНО + Д о 1 6 0 кардиостимуляторов е ж е м е ­ сячно вшивают хирурги кардиологического от­ д ел ен и я областн ой больницы . Операция эта сложная и довольн о дорогая — она стои т д о двух тысяч доллар ов, однако о ч ер ед ь на н ее, состоящ ая из жителей не сам ой богатой Туль­ ской обл асти , распи сан а д о конца августа. Местным ж е пациентам операция не стоит ни копейки. «Среди регионов России мы еди н ­ ственны е, кто д е л а е т такие операции б е с ­ платно», — расск азал а к орресп онденту ИТАР- ТАСС главный кардиолог обл асти Алевтина Туртина. По е е словам , затраты взяли на с еб я Ф онд обязател ьн ого м едицинского страхования и областн ой бю дж ет, в котором дол я р асход ов на здр ав оохр ан ен и е увеличена за п осл ед н и е годы в несколько р аз. Кроме того, м едикам активно помогают местные предприятия —так, они бесплатно оборудовали кабинет функцио­ нальной диагностики в областной больнице. БАНАНЫ О Т ... ВЕНЕРИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ^ Американский ученый задум ал вывести при помощи генной инженерии бананы, защ и ­ щ ающие от венерических забол еван и й , п е р е ­ даваемы х половым путем . Как р асск азал р е ­ портерам вирусолог из Рочестерского универ­ си тета Р обер т Р оуз, он р аботает сей ч а с над техн ологией изм ен ения генной структуры б а ­ нана путем встраивания в н ее защ итного гена против пораж ающ его человека вируса папи- ломы . По его сл овам , есть основания н а д е ­ яться, что это удастся сдел ат ь в теч ен и е двух лет. На вопр ос, почему он выбрал в качестве с р ед ст в а борьбы с венерическими з а б о л е в а ­ ниями им енно бананы, Р оуз ответил: «Потому что в се их любят». П оверьте, д обав и л он, б а ­ наны — эт о лучше, чем уколы. Кроме того, бананы растут в основном в тех регионах, где п апилом атоз доставл яет больш ие пр облемы . В С оединенны х Штатах от различных в ен ер и ­ ческих забол ев ан и й , п ер ед ав аем ы х половым путем , страдаю т 2 0 млн. человек. По оценкам Р оуза, его генетически изм ен енны е бананы будут доступны общ ественности примерно ч е­ р е з пять лет. (По информации ИТАР-ТАСС | ТЕАТР «ЖЕНИТЬБА» НАОБОРОТ Когда м ен я пригласили н а спектакль «Б еспри данник» студентов Л ип ецко го училищ а искусств, я был ув ер ен , что они сы граю т его ещ е р а з-д р у го й , и р еш и л : у в иж у п о стан о вк у п о зд н е е . «П рокаты ­ в али » ж е студенты н е е д и н ож ды свою версию «Дядюшкиного сна». Но тут о к а ­ за л с я д р у гой сл у ч ай . «Б еспри данник» бы л п о к а з а н один -един ственны й р а з в качестве государственного э к зам е н а . Я п о д о с а д о в а л н а у п ущ енны й ш ан с и... посмотрел «Бесприданника» в видео­ запи си . О н а, п о -м о ем у , д а е т в о зм ож ­ ность по достоинству оценить постанов­ ку , о сущ ествленную н а сцене те атр а ку ­ ко л , ко торую н а вр ем я в р асп о р яж ен и е эк зам енующ их ся предоставил его гл ав­ ный р еж и ссер н а р о д ны й артист России В адим Ж уков. Спектакль создан по пьесе известного драматурга Людмилы Разумовской (ее самое репертуарное произведение — «До­ рогая Елена Сергеевна»), «Беспридан­ ник», практически нисколько не перекли­ каясь с «Бесприданницей» Островского, весьма напоминает гоголевскую «Же­ нитьбу», «совершенно невероятное собы­ тие в двух действиях». Только у Л. Разу­ мовской, в отличие от классика, речь идет не о женихах, а о невестах. Четыре геро­ ини при посредничестве сотрудницы брач­ ной фирмы «Один плюс» Вики жаждут выйти замуж за почти шестидесятилет­ него Ивана Кузьмича Чернохвостова. Да, герой не первой свежести, но и героини тоже немолоды, их возрастные парамет­ ры — от 45 до 75... Дело происходит в наши дни. Оттого пьеса до отказа набита их приметами, женщины же представляют различные поколения (Вике — всего 25 лет) и соци­ альные слои. «Бесприданник», — веро­ ятно, не самое удавшееся произведение Л. Разумовской. Ее стремление лихо зак­ рутить и раскрутить интригу сделало пье­ су в чем-то надуманной. Читая ее, порой мысленно восклицаешь: «Не верю!». Од­ нако выпускники училища (со специали­ зацией «Любительское театральное твор­ чество») во главе с руководителем курса Татьяной Солнцевой поверили-таки в нравственный и социальный смысл пье­ сы. Она — и в этом ее определенная но­ визна, острота — не о конфликте отцов, детей и внуков. Она — о том, что все ее персонажи, по сути, одним миром маза­ ны, и подгнившую «эстафетную палоч­ ку» советских поколений вполне готова принять, использовав в собственных ин­ тересах, нынешняя молодежь в лице Вики. Исполнители ролей словно не замеча­ ют искусственности и натяжек. За «об­ ладание» ничем не обладающего Ивана Кузьмича темпераментно — последний шанс! — вступают дамы, которым впол­ не впору пришелся бы более достойный и (или) обеспеченный жених. Иван же Кузьмич слишком обыкновенен, если не сказать — примитивен. Впрочем, Нико­ лай Коноплянников пытается «найти в плохом хорошее», показывает героя с яв­ ным сочувствием. Других два, в целом положительно обрисованных персонажа — бывшая передовая доярка баба Паша (Оксана Золотухина) и библиотекарша То- мусик (Юлия Новгородцева). Это легко узнаваемые типажи, их непрестижные ныне профессии и определили зашорен- ность сознания, по поводу чего, однако, можно посожалеть и никак уж не возму­ щаться. Баба Паша соблазняет жениха эколо­ гически чистыми — и сытными — усло­ виями сельской жизни. Томусик «жмет» на порядочность избранника и интелли­ гентно-книжную основу семейных вече­ ров. Как-то безбоязно, порой до разуха­ бистости, сыграна Евгенией Воробьевой бизнесвумен Фроська, хотя «новой рус­ ской», по идее, лучше бы подошло иное поименование — Ариадна Сергеевна. Ан нет, перед нами — именно Фроська: про­ стецкая, несдержанная, идущая напро­ лом. Ну а Вика (Валентина Бабкина) — вполне «хищное дитя века»! Для нее ме­ сто в брачной фирме, разумеется, лишь трамплин для грядущего супружеского благополучия. Есть еще и 60-летняя мо­ лодящаяся писательница Марго (Зинаи­ да Гитман), которую не без основания на­ зывают актрисой и у которой «страсть к издательству себя». Двоякую задачу решали в «Беспридан- нике» студенты училища искусств, ведо­ мые Т. Солнцевой и Евгенией Зубаревой (спектакль — ее дипломная работа как режиссера). Во-первых, они примерива­ лись, основательно и всерьез, к возраст­ ным ролям. С чем, необходимо заметить, молодые исполнители удачно справились с помощью Светланы Кислициной, глав­ ного гримера Академического театра дра­ мы им. Л. Толстого. Если выпускникам придется работать по специализации, то им, сыгравшим такие роли, будет легче понять любого актера их будущей люби­ тельской труппы. Наконец, они выбрали пьесу Л. Разумовской не случайно. Их заинтересовала, убедила, повторюсь, нравственно-социальная идея «Беспри­ данника»: люди-то сами по себе непло­ хи, да вот обстоятельства до сих пор ос­ тавляют желать лучшего. И получил­ ся не сценический анекдот, не комедия положений, но почти трагикомедия ха­ рактеров, способных противостоять жес­ ткой действительности лишь символичес­ ки, организовав в финале нечто вроде сплоченной скульптурной группы. Константин КЛЮТКИН. «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯНЕУВЕЛИЧИТ РОЖДАЕМОСТЬ ВРОССИИ...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Александр ЛЯЧИН, под­ полковникзапаса: — Когда я прихожу на Центральный рынок вЛипец­ ке, мне кажется, что значи­ тельную часть населения на­ шего русского города состав­ ляют кавказцы. Когда посе­ щаю Петровский рынок, у меня создается впечатление, что львиная доля приходит­ ся на корейцев и цыган... В общем — интернационал. Все эти люди живут в Липецке как на постоянной, так и на временной основе. А вот как их будут переписывать (и бу­ дут ли вообще?) — не знаю. В области плюс ко всему около 1500 бесквартирных военнослужащих, да еще чле­ ны их семей, которые могут быть и не прописаны. Как их считать? Офицера можно най­ ти на службе. А как быть с бомжами, которые нигде не живут? Так что у переписчи­ ков наверняка будут пробле­ мы... Борис ЦВЕТАЕВ, ветеран Великой Отечественной вой­ ны(Грязинский район): — Великая Отечественная война унесла миллионы жиз­ ней советских людей. Но пос­ ле нее население СССР с каж­ дым годом увеличивалось. И вот теперь в России, судя по данным СМИ, численность, как в годы войны, снова по­ шла на убыль. Ежегодно те­ ряем до миллиона человек. Печально это. В переписи я вижу всего- навсего механический акт, который подведет черту под данным вопросом на опреде­ ленном рубеже. Хорошо бы, если наши правители, наря­ ду с этим, приняли конкрет­ ные меры по улучшению жизни народа. Ведь если она улучшится, станет стабиль­ ной, то и молодые люди бу­ дут решительней вступать в брак, создавать семьи, заво­ дить детей. Наверное, станет меньше разводов, и матери перестанут бросать на произ­ вол судьбы своих несовершен­ нолетних чад. Нужно воз­ рождать села и деревни. У страны, где из года в год на­ лицо убыль населения, нет будущего. Такую страну со временем некому будет ук­ реплять и, в случае чего, за­ щищать... Опрос провел ВладимирОСИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz