Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

1! Р 1 1 1 1 1 1 1 Н н ян Л И П Е Ц К А Я г а з е т а ;а |1 | " : ; " : 1 ШШ 29 июня 2002 г., № 125 (21753) С П Е Ц С Л У Ж Б Ы : 8 5 ЛЕТ НА С Т Р А Ж Е ОТЕЧЕСТВА ш и п ! вот чертежи той самой лодки, о которой мы с вами говорили, - Петр Иванович протянул старшему мастеру мебельной фабрики, которого привез с собой в Елецкий отдел КГБ, лист бумаги. — Сообразите что к чему?.. Это и стало финалом операции, в ко­ торой самое непосредственное участие принимал Барков. «Чертежи» оказались ... постановлением об аресте этого стар­ шего мастера — работника «тише воды, ниже травы», как характеризовало его ру­ ководство фабрики. На самом деле мас­ ка добропорядочности скрывала бывше­ го матерого карателя, добровольно пе­ решедшего в услужение немцев, коман­ дира созданного фашистскими спецслуж­ бами отряда из трехсот предателей Ро­ дины. Гитлеровский пособник зверство­ вал на оккупированной территории Ленин­ градской, Псковской и Новгородской об­ ластей, лично расстрелял секретаря рай­ кома — комиссара партизанского отря­ да. Отрубил голову своему однокашнику, с которым когда-то сидел за одной партой в елецкой школе слободы Аргамач —его, попавшего в плен офицера-медика, ка­ ратель встретил на своем пути Случай­ но- Конечно, задержание предателя было эффектным, под стать эпизодам из филь­ мов о чекистах. Но это только внешняя сторона. В ходе операции Петр Иванович все продумал до мелочей. И история с лодкой, которую он попросил сработать на фабрике «для органов», —тоже не эк­ спромт. Зачастивший на предприятие че­ кист мог вызвать подозрение у мастера. Арестовывать же его нужно было тихо. Не дома, не на работе, не на улице. Па­ лач, у которого руки по локоть в крови, мог пойти на все. Кстати, свой арест он воспринял с олимпийским спокойствием. Пи один мус­ кул, вспоминает Барков, не дрогнул на его лице. То ли устал от страшного груза про­ шлого, то ли самому надоело двойное обличье. Лишь молвил: —А я-то думал, Петр Иванович, что все забыто... Не будем вдаваться в подробности, как чекист вышел на карателя. Во всяком случае любителям романтики скажем, что с пистолетом он его не выслеживал и в засадах не сидел. Оперативная работа была куда прозаичнее. Достаточно ока­ залось, на первый взгляд, мелкой, не­ значительной зацепки в личном деле ра­ ботника фабрики и его поведении... А далее —чисто рутинная, под стать кан­ целярской, бумажная работа: документы, запросы, ответы. Этот случай с выявлением карателя был на слуху ельчан в начале 60-х годов прошлого века. Но мало кто знает, что опять же благодаря чекисту Баркову в то непростое время было возвращено чес­ тное имя того самого плененного и уби­ того карателем военврача. (В ходе рас­ следования выяснилось, что врач пред­ ложит своему однокашнику отравить ох­ рану и бежать из плена). Специальным постановлением трибунала Ленинградс­ кого военного округа, где рассматрива­ лось дело «мастера» убийств на оккупи­ рованной территории, военврач был при­ знан не военнопленным, а защитником Родины. А родные в Ельце наконец-то узнали о трагической судьбе пропавшего без вести в войну сына. * * ★ Вообще-то, без преувеличения, слу­ жебная биография провинциального «опера» спецслужбы Петра Ивановича Баркова тянет на детективный роман. (Хотя, обывательски рассуждая, какие могут быть посягательства на государ­ ственную безопасность в том же тихом Ельце иль заштатных райцентрах Астра­ ханской области, где также когда-то про­ ходил службу наш герой? Какие уж тут происки иностранных разведок, диверсан­ тов и прочего контингента. Если бы...). По прошествии лет на примере Бар­ кова мы познакомим читателей с уже не являющимися секретными результатами будничной работы спецслужбы. Чтобы знали, даром здесь хлеб не ели и не едят. Еще один эпизод, связанный с разоб­ лачением изменника Родины, но несколько раньше, в период службы Баркова в аст­ раханском городке Ахтубинске. Кстати, сам Петр Иванович признался мне, что этот случай для него наиболее памятный в оперативно-розыскной работе. Был арестован бывший редактор га­ зеты штаба так называемой Российской освободительной армии, воевавшей на стороне врага под командованием пре- дателя-генерала Власова. Удивительно, что и после войны этот человек оказался редактором... ахтубинской газеты, распо­ лагая полным доверием местного партий­ ного руководства, хотя сам в партии не состоял. Откуда-то с Кавказа его привез в городок первый секретарь —поднимать местную газету, которой до этого не вез­ ло на редакторов. Что насторожило Баркова во вновь на- | значенном — пусть останется професси­ ональной тайной. Только въедливая опе­ ративная и аналитическая работа чекис- та не прошла даром — из КГБ СССР на ;?• запрос об этом редакторе пришел ответ: “ данная личность находится в розыске, в ходе суда над изменниками-генералами РОА Власовым и Малышкиным те дава­ ли на него показания... Редактор-власо­ вец был арестован после заседания бюро райкома партии, на котором рассматри­ вался вопрос о ... работе местной газе­ ты. ★ * ★ А теперь о происках разведок в ти- ^ н а ц и о н а л ь н о й М Ш БЕЗОПАСНОСТИ И з о в т о б и о г р е ^ И И ^ Я к о в Н И К й Ф С Б в о х с т д в к е : «После ойНвойны но кой ®теч®>У.дарственной бе- органы государе жеНО зопасности было Вебной д е _ пресечение Р рь, иност- ятельности увь1ЯВление ранных розв Д НЫ' преда- изменников Роди лиц „не- ^ „ ИйьГхРиа{ » е « к Г ^ с п в и : - е и - Е Т в % о в е г с Хки х ФР-°!Г При выполнеиии этих войск. Пр мною проде р а б о т а - » хом Ельце. С ними тоже приходилось сталкиваться елецким чекистам и пре­ секать их. Участвовал в этом и Бар­ ков. Было это в те годы, когда в го­ роде западными немцами строился сахарный завод. Выяснилось, что ряд ведущих «фирмачей» принадлежали к спецслужбам, занимались в этой ко­ мандировке шпионажем —их интере­ совали железнодорожные и промыш­ ленные объекты, которые с высоких точек они фотографировали явно не на память о достопримечательностях древнего града. Кроме того, в кон­ тейнерах с оборудованием на завод приходила антисоветская литература. С высоты сегодняшнего времени последнее — не такой уж криминал, как в те социалистические шестиде­ сятые годы. Зато было и другое — это оборудование зачастую оказыва­ лось нестандартным. Что тоже заин­ тересовало Баркова и его коллег. Бла­ годаря и их усилиям по окончании строительства завода западногерман­ ской фирмой были возмещены тех­ нические рекламации. На 100 тысяч марок. Нельзя не упомянуть и о таком мо­ менте. В поле зрения елецких чекис­ тов оказался на стройке завода ин­ женер фирмы. Установили, он —быв­ ший кадровый работник спецслужбы фашистской Германии, вместе с лю­ бимчиком Гитлера Отто Скорцени уча­ ствовал в дерзком похищении арес­ тованного итальянскими партизанами диктатора Муссолини. И вряд ли слу­ чайным было присутствие в Ельце пусть отставного, но профессионала- разведчика. Ведь, как выяснили впос­ ледствии чекисты, ряд специалистов ФРГ перед поездкой в Союз подроб­ но инструктировался на предмет шпи­ онажа, изучения методов работы со­ ветской контрразведки. ...Беседуем с Петром Ивановичем в его скромной квартире. «Апартамен­ ты», конечно, не по чину. Даже теле­ фон не с городским номером, а же­ лезнодорожным —по ведомственной линии, ельчане знают, не всегда доз­ вонишься. Полковник достает свой архив. Десятки Почетных грамот и медалей за безупречную службу. Одна медаль величиной с чайное блюдце. Настоль­ ная. В честь 60-летия ВЧК-КГБ. Та­ кой в Липецкой области были удос­ тоены лишь трое — два самых луч­ ших чекиста и тогдашний первый сек­ ретарь обкома КПСС. Три грамоты подписаны лично председателем КГБ при Совете Министров СССР Ю. Ан­ дроповым. Читаю на одной из них — «...За успешное выполнение служеб­ ных обязанностей по обеспечению го­ сударственной безопасности в пери­ од подготовки и проведения 26 съез­ да КПСС». —Вы были на съезде? —спраши­ ваю у Баркова. — Нет, не был. _ ? — А разве нельзя обеспечивать эту безопасность, не выезжая из Ель­ ца? —хитро улыбается мой собесед­ ник. — Могу лишь сказать, что была предотвращена крупная провокация. Не могу удержаться от каверзно­ го вопроса, так сказать, с учетом «ра­ зоблачений» демократической поры и прошлой истории спецслужбы: —Адиссиденты, антисоветски на­ строенные граждане... И с такими ведь имели дела? — Мы выполняли приказ предсе­ дателя Андропова — бороться за каж­ дого советского человека, — не тушу­ ясь отвечает Петр Иванович. —Если и работали с такими гражданами, то все ограничивалось профилактической бе­ седой и предупреждением. Никого паль­ цем не тронули —не посадили, не упек­ ли в «психушку» по политическим моти­ вам. Никто меня и моих коллег по служ­ бе ни в чем не сможет упрекнуть. Дей­ ствовали по тем законам и их не нару­ шали. Того же и нынешним работникам правоохранительных органов желаю! Хотя какие уж там диссиденты у нас! — продолжает, смеясь. — Вот помню случай .с одним секретарем парторга­ низации. И сдуру, и спьяну такое при­ рисовал Леониду Ильичу... А потом за­ печатал художество в конверт и послал по почте в одну из организаций. Когда мы вышли на этого автора, он сам не мог толком объяснить свой поступок. Никаких репрессий к «антисоветчику», конечно, не был ★о. ★ ★ Сотрудники Елецкого отдела УФСБ по Липецкой области отрекомендовали мне своего старшего товарища, как опытнейшего чекиста, у которого было и есть чему поучиться. Вдумчивости, организованности, ответственности. До ухода на пенсию он вел в отделе наи­ более сложные в оперативной разра­ ботке дела. Слыл специалистом по сек­ там, которые прежде тоже входили в круг интересов службы госбезопасно­ сти. Сейчас этим ФСБ не занимается. Свобода совести!.. —Только как быть, — спрашивает Петр Иванович, — с расплодившимися за десятилетие демократических ре­ форм и нашумевшими по России сек­ тами Муна, «Белого братства», «Аум Сенрике», Виссариона и прочими? Сколько жизней сограждан покореже­ но ими, сколько людей подвергаются откровенным психическим атакам. Разве это не угроза федеральной безопасно­ сти?.. Да еще когда за этими явно эк­ стремистскими религиозными органи­ зациями стоят зарубежные «благоде­ тели»? А работа спецслужбы по этой линии начисто парализована. Что, ра­ зумеется, не ее вина. Надо заметить, что ученики у Петра Ивановича и других ветеранов-чекистов были достойными. После ухода Барко­ ва на пенсию его место заместителя начальника отдела занял Александр Измоденов — будущая гордость елец­ кого подразделения. Ныне Александр Валентинович служит в Москве, он — генерал-лейтенант ФСБ. Не могу умолчать и о таком факте, характеризующем Петра Ивановича Бар­ кова не только, как «опера», но и чело­ века, живущего по принципу: увидел безобразие —не проходи мимо. Однаж­ ды в одном из сельских районов, «об­ служиваемых» елецким отделом, ему стали известны нелицеприятные фак­ ты «воспитательной работы» руководи- телей-хозяйственников с пьянствующим элементом. Кулаком в зубы — и весь разговор. А жаловаться алкаш не пой­ дет. Да и кому жаловаться в глубинке? Заинтересоваться бы этими случаями милиции. Только вмешался сотрудник КГБ. Собрал достаточно материала, ко­ торый и выложил на самом высоком уровне. Первому секретарю райкома не поздоровилось... А мог бы Барков и не вмешиваться. Только, наверное, госу­ дарственная безопасность для него понятие более широкое и нравственное, выходящее за рамки чисто служебной деятельности. Тридцать шесть лет отдал Петр Ива­ нович чекистской службе. А до этого была война, учеба в военном училище, ранение —машина с курсантами попа­ ла под бомбежку, длительное лечение в госпитале — шрам остался на всю жизнь. Была работа в Водопьяновском райвоенкомате Воронежской области. В победном 45-м решением бюро райко­ ма комсомола Баркова и направили на работу в органы государственной бе­ зопасности. Такая вот удивительная биография. Были в ней предотвраще­ ние терактов и покушения на первого секретаря (это в Астраханской облас­ ти), пресечение разглашения государ­ ственных тайн, участие в охране пер­ вых лиц государства и зарубежных ли­ деров, в предупреждении деятельности иностранных спецслужб на стратегичес­ ких объектах, задержание преступника, убившего трех милиционеров... Можно продолжать и далее, послужной список обширный. Каждый эпизод—сюжет для отдельного рассказа. * * * ... После делового разговора мы выпили с Петром Ивановичем по стоп­ ке —он хозяин радушный —за знаком­ ство и новые победы его действующих коллег на незримом чекистском фрон­ те. На прощание мой герой угостил клуб­ никой со своей дачи. Клубника замеча­ тельная. Но, к сожалению, такую сотруд­ никам ФСБ выращивать только на пен­ сии. На огороды-дачи времени у них не находится. Ветеран подтвердил: служ­ ба в госбезопасности в прямом смыс­ ле —дни и ночи. А неослабный конт­ роль за безопасностью государства расслабляться никак не дает. Даже в тихом провинциальном Ельце. Игорь ВОЛГИН. Ф ото Ивана СТЯГОВА. Р .8 . 3 0 июня полковнику ФСБ отставке Петру Ивановичу Баркову исполняется 8 0 л е т . «ЛГ» п о з д р а в ­ ляет е го с ю б и л е ем и ж ел а е т чеки- с ту -в е т ер ан у зд о р о в ь я , с ем е й н о г о б л а гоп ол учи я , б о д р о с т и д у х а и . . . до бры х урож аев на д а ч е . ЭТАЗАГАДОЧНАЯДЕВУШКАНАДЯ Состоялся очередной , 51-й, Межгосударственный кинотелевидеорынок, который на этот р а з проходил в г. Сочи. Приобретенные на нем «Липецкоблкинофон- дом» фильмы частично вошли в июльский репертуар киноконцертного зал а «Октябрь». Это американская лента «Ванильное небо» (режиссер Кэмерон Кроу) с участием Тома Круза, Пенелопы Крус и Курта Рассела. Первая со­ вместная работа Кроу и Кру­ за — «Джерри Мэгуайр» — имела огромный успех. Не­ удивительно, что режиссер и актер решили вместе сделать свой второй фильм. «Мыдолго искали проект, на котором могли быпорабо­ тать вместе, —рассказывает Круз, —но дальше разгово­ ров и размышлений дело не продвигалось. Но однажды я посмотрел испанский психо­ логический триллер «Открой глаза». Он мне очень понра­ вился, и я купил права на римейк». Отдав должное ис­ панскому фильму, Кроу, Круз и продюсер Вагнер ре­ шили создать свою версию, что довольно часто бывает в Голливуде. Герой Тома Круза Дэвид мечется между двумя девуш­ ками — одну только что встретил и полюбил, с дру­ гой давно поддерживает близкие отношения. Лишь во сне, да и то не всегда, он бывает самим собой. Но по­ пав в автокатастрофу Дэвид наконец серьезно задумыва­ ется о своей жизни... «Ванильное небо» в чем- то похоже на «Человека дож­ дя», —говорит Круз. —Ког­ да мыснимали тотфильм, он казался нам забавным и тро­ гательным». Круз предска­ зывает, что с «Ванильным небом» произойдет то же са­ мое. Что касается самого поня­ тия «Ванильное небо», то, как утверждают авторы, — это небо мечтыисчастливых сно­ видений. Криминальная комедия «Именинница» (режиссер Джез Баттеруорт) вкакой-то мере показывает представле­ ние Голливуда о нынешней России. Русский, по их мне­ нию, значит —опасный, не­ предсказуемый. При этом он загадочен, романтичен и сек­ суален. ...Застенчивый банковс­ кий служащий Джон (Бен Чаплин) давно ищет ту един­ ственную, которая скрасила бы его серую жизнь. После долгих безуспешных попы­ ток, он, наконец, решился на отчаянный шаг — выписал невесту через брачное аген­ тство прямо с интернет-сай­ та «Из России с любовью». Прошло немного времени, и он в Лондонском аэропорту встречает рейс Аэрофлота, с которым должна прилететь загадочная русская девушка Надя. ...Она ни слова не говорит по-английски и кажется Джону именно той девуш­ кой, какую он искал продол­ жительное время. Завязыва­ ется бурный роман. Но вско­ ре, на день рождения невес­ ты, как бы между прочим появляются два незнакомых субъекта. Называют себя дво­ юродными братьями именин­ ницы, требуют за Надю вы­ куп. Так Джон становится заложником в руках россий­ ских бандитов... Надю играет известная австралийская актриса, по­ стоянно работающая вГолли­ вуде, Николь Кидман. Кри­ тики, в целом положительно оценившие фильм, все же считают, что русскую Надю Николь играет уж слишком раскованно (ее героиня по­ стоянно курит, пьет водку, ругается матом...). Видный американский режиссер Роб Коэн («Днев­ ной свет», «Черепа») поста­ вил молодежный боевик «Форсаж». В нем снимались актеры Вин Дизел, Пол Уокер, Мишель Родригес, Джордана Брюстер. ...Полицейский Брайан расследует серию угонов большегрузных трейлеров. В преступлении подозреваются профессиональные гонщики, которые обычно вночное вре­ мя на опустевших улицах З автра в Липецком академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого премьера — «Молодые люди» по пьесе Родиона Белецкого. Постановку осуществил заслуженный артист России Николай Чебыкин. В ролях, конечно ж е , молодые актеры —Александра Погребняк, Сергей Денисов, Евгений Азманов, Максим Проняев. А оформила спектакль тоже молодая московская художница Марина Хазова. С нею и встретился обозреватель «ЛГ». — Марина, какие задачи ты решала, работая вместе с Николаем Петровичем Че- быкиным над спектаклем? —Пора, которую пережи­ вают наши герои, — между детством, юностью и взросло­ стью, промежуточная, нео­ пределенная. Поэтому и оформление спектакля «отда­ ет» зыбкостью, непрочнос­ тью, чем-то неустоявшимся. Качающееся окно, крутя­ щийся стол и так далее. С костюмами все вроде бы про­ ще, понятнее. Они современ­ ны — и все тут. Но сегодня выбор их огромен. И это со­ здало проблемы. Во что же одеть каждого персонажа, чтобы его внешность отража­ ла его характер? В общем, остается сказать банальное: как у меня с Николаем Петровичем и ак­ терами получи­ лось, судить зри­ телям. — «Молодые люди» — уже твой четвертый спектакль в ли­ пецком театре. Какой из них дал­ ся тебе легче ос­ тальных, на од­ ном дыхании? — Пожалуй, первый — «Прин­ цесса на гороши­ не». Это был по­ чти экспромт, ко­ торый мы вместе с режиссером Ле­ ной Олениной ре­ ализовали бук­ вально за две не­ дели. Декорация и костюмы делались быстро, по какому- то, можно сказать, наитию, спонтанно — и в результате у нас, по-моему, совсем не­ плохо получилось. С «Щел­ кунчиком» же главная слож­ ность состояла в большом объеме работы — надо было «сочинить» много костюмов. Но ничего, справилась. — Хочу спросить насчет еще одного твоего липецко­ го спектакля — «Шоу мар­ товского зайца» на основе «Алисы в стране чудес». Удивилась ли ты, что там звучит лишь голос Алисы, а самой ее, так сказать, во плоти и крови, нет? —Удивилась поначалу. Я ведь в воображении уже и ко­ стюмчик Алисы нарисовала. И вдруг узнаю — Алиса на сцене не появится. Но знае­ те, такая идея Лены мне со­ всем скоро показалась очень интересной. Возникла задача оправдать отсутствие герои­ ни, как-то заполнить про­ странство, опустевшее из-за невидимой Алисы. Сценогра- ИНТЕРВЬЮ НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ДЕЛОМУЖСКОЕ, фия вспектакле, высами ви­ дели, самая «минималистс­ кая», зато его атмосфера во многомзависит от цвета, фор­ мы, «игры» костюмов. — Скажи, пожалуйста, а что ты успела сделать в сто­ личном театре «Школа со­ временной пьесы», который возглавля ет твой отец , Иосиф Райхельгауз? —Моимдебютом тамста­ ли «Записки русского путе­ шественника» знаменитого с недавних пор Евгения Гриш­ ковца. Основная «фишка» состояла втом, что зрителям казалось, будто никаких де­ кораций и специально подо­ бранных костюмов вспектак- скии , давнии соратник Юрия Любимова с Таганки? —Да. Ион меня даже по­ хвалил, хотя Давид Львович — далеко не любитель раз­ давать комплименты. «Го­ род» лично для меня стал оптимальным вариантом со­ здания спектакля. — То есть? —Ну, считается, что де­ корации—это все-таки муж­ ское дело, тогда как костю­ мы —женское. Да, есть те­ атральные художницы, кото­ рые выполняютдля постанов­ ки все «от и до». Но лучшие сценографы, согласитесь, мужчины: Боровский, Шей- нцис, Левенталь, Кочергин, ле нет. На самом деле все на­ оборот: костюмы «со смыс­ лом», подоконники, превра­ щавшиеся вкупейные полки, и масса других придумок. Очень1сложным —и бешено дорогим — вышло решение спектакля, который мыдела­ ли с главным художником театра Борисом Лысиковым. —«Прекрасное лекарство от тоски» по пьесе Семена Злот­ никова с экс-примой-балери- нойБольшого театра Людми­ лой Семеняка и Альбертом Филозовым. Оформление строилось на системе зеркал. Их вообще мало кто исполь­ зовал на драматической сце­ не. В качестве консультанта мыпригласили Игоря Кио, и тот схватился за голову, по­ просил показать макет, что­ быпрояснить, что же мыта­ кое нафантазировали. После­ дний мой спектакль — «Го­ род», вновь по пьесе Гриш­ ковца. Здесь я делала только костюмы, адекорацию—Да­ вид Боровский. — Легендарный Боров- Крымов, Сумбаташвили. Тут необходим ну просто не жен­ ский ум. Конечно, мне инте­ ресно стараться придумы­ ватькакие-то доселе невидан­ ные декорации, и все же ко­ стюмы мне «ближе», они у меня получаются более орга­ нично, чтоли. Потом, худож­ ники, как правило, и не лю­ бят этим делом заниматься. В лучшем случае, они опре­ деляют концепцию, имея ря­ дом ассистента по костюмам,, который и доводит их до окончательной готовности. — Тогда ты должна по­ дыскивать себе «партнера»... —Наверное. Пока я осо­ бо над этимне задумывалась. Пока я хочу работать лишь с ДавидомБоровским, гениаль­ ным художником... Интервью вел Константин КЛЮТКИН. На снямке: рядом с Еле­ ной Олениной (справа) не какая-нибудь там школьни­ ца, а как раз она, художник Марина Хазова. «ОКТЯБРЬ» В ИЮЛЕ Лос-Анджелеса устраивают гонки. Полицейский Брайан, вы­ дающий себя за опытного гонщика, стремится войти в доверие к главному подозре­ ваемому — главарю банды угонщиков Доменику. Брай­ ан считает, что в этом ему должна помочь его усовер­ шенствованная машина, на которой он постоянно побеж­ дает всех участников ночных гонок. Вроли главаря бандыгон­ щиков Доменика —молодой актер Вин Дизел. Еще год назад его имя никому ниче­ го не говорило, а сегодня за участие в фильмах ему пла­ тят не менее 10 млн. долла­ ров. Поговаривают также, что скоро он будет играть противникаШварценеггера в новой версии «Терминатора» — «Терминатор-3». В заключение обзора не­ сколько слов о детском ре­ пертуаре. В первой половине июня будут показаны четыре аме­ риканских фильма для детей: «Деннис-мучитель», «Дети шпионов», «Титан после ги­ бели земли» и «Космический десант». Обзор подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ. ЦИРК СЛИШКОММНОГОКЛУОНОВ?.. Программа Московского цирка-шапито, который, как обычно, расположился в Ли­ пецке у Дворца спорта «Звездный», напо­ минает... авиарейс. Довольно долгая (для меня с 24-го микрорайона) дорога к исход­ ному пункту почти равна «началу полета», то есть 45-минутному первому отделению шоу. Затем получасовой перерыв, считай, один к одному со временем пребывания в промежуточном аэропорту. И, наконец, зак ­ лючительная часть полета —минут 40 вто­ рого отделения. Как положено, зрители прак­ тически не видят представите­ лей служб, организовавших рейс, —администрацию цирка. Зато постоянно на виду — мо­ лодые вышколенные стюарды- клоуны. Они «вышколены» во всех отношениях. Здесь ваМне какие-то ряженые во что попа­ ло, лишь бы посмешнее. Нет, перед нами — джентльмены. Алексей Емелин — во фраке, будто собрался на чопорное раШ, а не веселить публику. Вы­ полняющий функции «рыжего» Сергей Загорский одет попро­ ще, без фрака, но тем не ме­ нее — в белом жилете и чер­ ных брюках. И ведут себя ребята соот­ ветственно —не глупо, не при­ дуриваясь. После открывшего программу Василия Кудзинова (эквилибр на стульях) они ос­ тавляют четыре стула из семи, задействованных в номере, са­ жают на них—на колени один к другому — четверых зрителей, потом убирают стулья, и... «квартет-композиция» все рав­ но остается на месте, не рушит­ ся! Неплохо, совсем неплохо придумано. В следующем ант- ре клоунского дуэта выясняет­ ся: Загорский, вынесший под­ нос с шампанским и бокалами, играет роль слуги. Он лишь облизывается, тогда как Еме­ лин со смаком вкушает благо­ родный напиток. Разумеется, «рыжий» находит-таки выход из положения идопивает содержи­ мое бутылки. Ну, а номер с лы­ жами, когда на них отбивают чечетку и выполняют акроба­ тические трюки, можно назвать просто виртуозным! Главный сюрприз «стюар­ ды», лауреаты международных конкурсов, артисты столичного цирка на Цветном бульваре, вместе с командиром экипажа приготовили к фи­ налу. Они его завер­ шают пародийным иллюзионным но­ мером с двумя ас­ систентками. При­ знаться, я слегка опешил: неужели это конец и под за­ навес не будет ни­ какого «нормально­ го» аттракциона? Ведь все-таки цирк —не пародийное искусство (если исключить какие-либо специаль­ ные программы). Цирк, как мне кажется, Прежде всего —воз­ вышенная песнь человеческой отваге, сноровке, изобретатель­ ности. Атут— пародия и точка. Выходит, опять все как в авиации — забота о том,чтобы полет прошел без сердечных за­ мираний, чтобы зрители не по­ пали в «яму», чтобы не пере­ хватило дыхания от сложно-рис­ ковых трюков? По словам веду­ щего шоу Романа Коробко, точ­ но так же прошлой осенью за­ канчивались представления на Цветном бульваре по случаю 80- летия Юрия Никулина. Возмож­ но. Не видел, не знаю. Но та про­ грамма, хоть там и участвовали мастера разных жанров, веро­ ятно, не случайно посвящена была памяти великого клоу­ на. Так что в ней оставить последнее слово за коверными было уместно... Короче, самые шумные (стэп с лыжами), самые элегантные, самые коммуникабельные (с приглашением зрителей на ма­ неж) А. Емелин с С. Загорским предстали не заполнителями пауз, а основными действующи­ ми лицами циркового дивертис­ мента у «Звездного». Нет, поми­ мо них приятным было знаком­ ство с Оксаной Севастьяновой (дрессированные собачки и пла­ стический этюд), Ириной Про- стецовой (на редкость непри­ нужденный хула-хуп), трио Куд- зиновых (эдакий акробатобалет с удавами), Екатериной*н*йА«*- хайлом ЮсуповымиДрессиро­ ванные обезьяны!* Но созда­ лось такое ощущение, что все они сыграли роли второго пла­ на, что клоуны их переиграли. Влюбом цирковом шоу одна из наиболее острых проблем — коверные. Если они баналь­ ны, трафаретны, натужны, по­ просту несмешны, тогда про­ грамма провальная. В «Супер­ шоу-7» получилось иначе. Кло­ унского, нередко блистатель­ ного по мастерству оказалось слишком много для одного представления. Это, разумеет- -ся, не говорит ни «за», ни «про­ тив» него. Кому-то именно та­ кой «перекос» понравится. В любом случае — посмотреть на гостей стоит. Шапито рас­ положено в очень выгодном для привлечения зрителей месте (в отличие от недавно гастролиро­ вавшего у нас «Арго»— его ме­ сто возле Октябрьского рынка совсем не центровое). А будут аншлаги — значит, и клоунов, и остальных артистов оказалось в самый раз. Константин КЛЮТКИН. Фото Николая ЧЕРКАСОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz