Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
29 июня 2002 г., № 125 (21753) : " ■ . : напшшшшммшшп|Н шшмишмяшшммшшмшшш ШШ1Ш11111Ш1ШР|1 1 | ■ ш и шш Л И П Е Ц К А Л « я г а з е т а тжт Ч ШШШМ А Л О Г О В Ы И У Р 1 Ь Е Р В ы п у с к п о д г о т о в л е н п р е с с - с л у ж б о й У п р а в л е н и я М Н С Р о с с и и п о Л и п е ц к о й о б л а е т ИТОГИ? «ПРОЦВЕТАТЬ МОГУТ ЛИШЬ щ в ш За пять месяцев текущего года налоговыми органами области мобилизовано в бюджет более 3 миллиардов 673 миллионов рублей. Из них 2 миллиарда 945 миллионов остались в казне области. Это 114,5 процента к этому же периоду прошлого года. Рост достигнут, несмотря на то, что крупнейший наш налогоплательщик — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» —снизил платежи более чем на 25 процентов. Все ж е остальные (без «НЛМК») дали увеличение платежей на 36,5 процента. Наиболее сложно в этом году идут поступления налога на прибыль. Прави тельство четко выдержива ет линию на снижение на- лотового бремени на про- | изводителя. Ставка налога : на прибыль с этого года снизилась с 35 до 24 про центов, кроме того, значи тельно расширен перечень расходов предприятия, уменьшающих налогообла гаемую прибыль. Учитывая это, налого вые органы стремились максимально полно соби рать начисленные суммы. В итоге удалось добиться небольшого роста поступ ления этого налога в тер риториальный бюджет — на 11,5 миллиона рублей. Однако поступившая сум ма в 938 миллионов руб лей составляет лишь 77 процентов от заложенного в областной бюджет объе ма налога на прибыль. По нашим оценкам, при планировании бюдже- Цта не были в достаточной 'мере учтенызаконодатель- | ные изменения. Между тем ’изменения и дополнения к 25-й главе Налогового ко декса, принятые Госдумой 24 мая, также направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на предприятия. Вперспекти ве это должно привести к оживлению производства, росту его объемов и, как следствие, к увеличению налоговых отчислений. Од нако перспектива эта не такая близкая... Одним из самых весо мых платежей для мест ных бюджетов является налог на доходы физичес ких лиц. Поступления по нему составили 749 милли онов рублей, что на 205 миллионов больше, чем за 5 месяцев прошлого года. Темп роста этого показате ля —39 процентов —опе режает темп роста заработ ной платы—35 процентов. Наибольший рост по ступления налога на дохо ды достигнут в сельских районах области — 50,5 процента. А вДолгоруков ском, Елецком и Тербунс- ком районах он увеличил ся вдвое, в Лебедянском, Лев-Толстовском, Чаплы- гинском районах — в 1,8 раза. Существует итакая про блема, как недоимка по | налогу на доходыфизичес- | ких лиц. Начало она берет |с середины 90-х годов, ког- I да выплата заработной пла- §1ты работникам многих предприятий производи лась в виде натуральной оплаты продукцией соб ственного производства. При этом из-за финансово го положения предприятия сознательно шли на неуп лату подоходного налога, в результате чего у многих сложилась значительная задолженность. Около 70 процентов задолженности по налогу на доходы физи ческих лиц приходится на сельскохозяйственные предприятия,где зачастую и сегодня выплата заработ ной платы производится в виде натуральной оплаты |труда. | Одним из резервов по- | полнения местных бюдже тов является также налог на имущество физических лиц. Всобственности граж дан области находится бо лее 450 тысяч строений, из них 441 тысяча имеют ин вентаризационнуюоценку, а 9 тысяч —не оценены и, следовательно, не облага ются налогом. Для более полного привлечения граждан к уплате налога на имущество глава адми- | нистрации области в апре- 'ле 1999 года принял поста- | новление «Омерах по упо рядочению ввода в эксплу атацию и госу дарственной ре гистрации объек тов жилья и со циально-бытово го назначения». На его основе ве дется постоянная работа по выяв лениюжилых до мов, дач, гара жей, строитель ство которых уже закончено, но они не сданы в эксплуатацию. В результате выявлено 2163 неучтенных объекта. Из них на настоящий момент оцене но около двух тысяч, в ре зультате дополнительно при влечено к налогообложению 1522 гражданина, начислено более 127 тысяч рублей на лога на имущество физичес ких лиц, из которых боль шая часть — 117 тысяч — взыскана. Немаловажным источни ком пополнения доходной части областного и местных бюджетов является налог с продаж. Его сумма с начала года составила 123 миллиона рублей, что несколько мень ше (на 3 процента) по срав нениюс соответствующимпе риодом прошлого года. Ос новной причиной снижения поступлений стали законода тельные изменения объекта налогообложения. Втекущем году при расчетах с юриди ческими лицами этот налог вообще не взимается. Не взи мается он и в том случае, если при продаже товаров или оказании услуг физичес ким лицам расчет ведется по безналичной системе. К сожалению, до настоя щего времени в районах и городах области не реализу ется такая возможность по вышения поступлений, как сбор налога с продаж с орга низаций ипредпринимателей из других субъектов Россий ской Федерации, реализую щих товары на территории нашей области. Так как За коном «О налоге с продаж в Липецкой области» обязан ность по приему налога от этой категории плательщи ков возложена на органыме стного самоуправления, а налог вносится при оплате места торговли, было бынаи более рациональным, на наш взгляд, возложить обязан ность по сбору данного нало гана администрации рынков. При сложившейся ситуа ции, учитывая взятый госу дарством курс на снижение налоговой нагрузки на про изводителя, нельзя пренебре гать никакими резервами пополнения бюджета. Нало говые органы в этой связи большое внимание уделяют контролю за своевременнос тью и полнотой уплаты на логов. По итогам налоговых проверок с начала года до полнительно начислено в бюджет, с учетом штрафных санкций, 463 миллиона руб лей. Наиболее эффективны ми являются контрольные мероприятия, проведенные совместно с органами нало говой полиции. Так, из 51 со вместной проверки наруше ния законодательства уста новлены в 50. Одним из основных на правлений контрольной рабо ты текущего года является противодействие хищениюде нежных средств под видом возмещения из бюджета на лога на добавленную сто имость, как при экспортных операциях, такипривнутрен них оборотах. С начала года по результатам мероприятий налогового контроля, прове денных совместно с налоговой полицией, отказано в возме щении налога на добавлен ную стоимость в сумме 39,5 миллиона рублей. Наши проверки показы вают, что число нарушителей налогового законодатель- КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ ИНСПЕКЦИЯ КРУГОМПРАВА... «Н аш а о р г а н и з а ц и я оформила р ест р у кт ури за цию з а д о лж е н н о ст и по пени и штрафам на шесть лет , задолженности по на логам не имеет. Инспекция МНС обязывает платить 1 /24 часть рест рукт уриро в а н н о й з а д о лж е н н о ст и ежеквартально. П рава ли она? Ведь в постановлении правительства РФ от 03. 09 .1999 № 1002 (р е д . от 2 3 .1 0 .2 0 0 1 ) ск а зан о , что пени списываются при свое временной оплате недоим ки по налогам . С. Сафонова, г. Липецк» . —Как следует из текста вопроса, реструктуризация организацией оформлена только на пени и штрафы. В этом случае задолженность может погашаться в течение 10 лет с поэтапной выплатой долга. Для этого необходимы решение налогового органа и утвержденный график плате жей. Всоответствии с пунктом 6 «Порядка проведения ре структуризациикредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по на численным пеням и штра фамперед федеральным бюд жетом» график погашения задолженности по обязатель ным платежам в федераль ный бюджет предусматрива ет платежи равными долями один раз в квартал. А пункт 5 этого документа устанавли вает, что если реструктуриза ция задолженности проведе на только по пеням и штра фам, то при своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет втечение двух лет по представлению налогового органа производится списа ние половины долга по пе ням иштрафам. При полном и своевременном ежеквар тальном внесении текущих налоговых платежей в феде ральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации списывается оставшаяся сум ма задолженности. Вероятно, у организации сложилось ошибочное мне ние, что, оформив впрошлом году реструктуризацию за долженности по пеням и штрафам и своевременно уп лачивая текущие платежи, она может уже претендовать на полное списание задол женности по пеням и штра фам. Однако такое списание возможно в случае, если организация в течение четы- ХОТИТЕЖИТЬ ПЛАТЕЖИ ВОЗВРАТИТЕДОЛГИ ства, к сожалению, не ста новится меньше. Поэтому контроль мы будем посто янно ужесточать. Другое направление ра боты по увеличению соби раемости налогов — сни жение задолженности в бюджет. Значительная часть налоговых долгов предприятий отсрочена в связи с реструктуризацией задолженности. Это более 500 миллионов рублей, ко торые предприятия будут выплачивать в течение не скольких лет. В первом квартале из этой суммы уже поступи ло 20 миллионов. Кроме того, за пользование бюд жетными средствами, как это предусмотрено законом о реструктуризации, посту пило еще около 6 милли онов рублей. Такие же по ступления ожидаются и во втором квартале. Неурегулированная за долженность, то есть недо имка, на начало июня со ставила 223 миллиона руб-1 лей. К должникам бюдже-! та, не пошедшим на реет-! руктуризацию, мы приме-! няем все законодательные меры принудительного взыскания долгов, в ре зультате чего с начала года в бюджет поступило около I 540 миллионов. Это и вы-; ставление инкассовых по ручений, и приостановле ние операций по счетам на логоплательщиков, и арест! имущества с последующей его реализацией в счет по гашения недоимки. Особое внимание мы| уделяем адресной работе с ! налогоплательщиками. В1 текущем году проведено уже более 1200 собеседо ваний с руководителями предприятий и более 300' | проверок финансово-хо зяйственной деятельности должников по выявлению резервов снижения недоим-' ' ки. Эти меры пополнили| бюджет еще на 400 мил-Ц лионов рублей. Как видите, приводит-! ся и принуждать, и угова ривать вносить платежи в; бюджет, хотя своевремен-! ная уплата налогов —кон-! ституционная обязанность 1 каждого. Но, ксожалению, за те двенадцать лет, что! существует нынешняя на-! лотовая система, в нашем! обществе еще не сформиро-! валось понимание, что со-! крытые от налогообложе ния средства — это хшце-; ние из бюджета. Образно! говоря, перекладывание в! свой карман из нашего об щего кармана тех денег, которые должны идти на: зарплаты бюджетникам, здравоохранение, образо-1 вание, выплату пенсий, выполнение различных со-! циальных программ. Поэтому курс на усиле ние налогового админист рирования, который взятр государством параллельно. с программой снижения $л налогового бремени, будетШ неукоснительно выдержи-1| ваться. На долговременноеЩ процветание могут рассчи- р тывать только добросовес- Ц тные налогоплательщики. |§ Владимир БЕРБЕНЕЦ, 11 руководитель областного Управления МНСРоссии. | | рех лет уплачивает ежеквар тально, согласно утвержден ному налоговыморганом гра фику, суммыреструктуриро ванной задолженности и те кущие налоговые платежи. Таким образом, требова ние налоговых органов о ежеквартальной оплате за долженности по пеням и штрафам является правомер ным и обоснованным. « О г р а н и ч и в а ет с я ли срок бесспорного взыскания с ю ри ди ч еских лиц н едо имок и пени по нало гам в бюджет? Какими ст атья ми Налогового кодекса РФ можно руководст воват ься при во зникновении этого вопроса? Н. Нестерова , г. Елец». —Налоговый кодекс Рос сийской Федерации (НК) не устанавливает предельный сроквзыскания недоимки, но его отдельные положения определяют порядок и сроки ее возможного взыскания. Согласно ст.23 части 1НК (в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 154- ФЗ «О внесении изменений и дополнений вчасть первую Налогового кодекса Россий ской Федерации»), налого плательщик обязан втечение четырех лет сохранять дан ные бухгалтерского учета и документы, необходимые для исчисления и уплаты нало гов, а также подтверждаю щие доходы (расходы) и уп лаченные налоги. В соответствии со ст. 45 части 1НКнеисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате нало га является основанием для направления налогоплатель щику требования о внесении платежей. После окончания срока, установленного в таком тре бовании, но не позднее 60 дней налоговый орган может вынести решение о принуди тельном взыскании налога с налогоплательщика за счет денежных средств, находя щихся на его счетах в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК. Кроме того, при неуплате или неполной уплате налога налоговый орган может взыскать налог за счет иму щества, в том числе за счет наличных денежных средств организации впределах сум мы, указанной в требовании об уплате налога. В таком случае решение налогового органа о взыска нии налога за счет имущества налогоплательщика направ ляется судебному приставу- исполнителю, который про водит процедуру взыскания в соответствии с Федеральным законом «Об исполнитель ном производстве». Нина ТИШКОВА, начальник отдела ИМНС России по Советскому району г. Липецка. ФЕСТИВАЛЬ В начале девяностых годов в условиях нестабильной экономической ситуации на многих предприятиях из-за тяжелого финансового положения зарплату нередко получали по решениям арбитражных судов и комиссий по трудовым спорам. Причем это делалось без перечисления в бюджет положенного подоходного налога. Создавшаяся в результате этого задолженность у многих организаций осталась непогашенной до сих пор. В этом году налоговые органы Липецка дополнительно проверили около сотни предприятий для выявления такой задолженности. В 62 организациях проверки проведены со вместно с управлением финансов и комитетом по экономике городской администрации. Общая сумма задолженности по налогу на доходыфизических лиц составила 61 миллион руб лей. Наиболее крупными должниками перед бюджетом оказа лись акционерные общества «Липецкий тракторный завод» —восемь миллионов рублей, «Липецкий завод пусковых дви гателей» —пять миллионов, «Энергостроитель» —более че тырех миллионов, ЛОЭЗ «Гидромаш» —около двух милли онов. Городская административная комиссия по недоимке рас смотрела материалы по 54 предприятиям Липецка. Были со ставлены графики погашения задолженности, по которым налоговые органыконтролируют поступление платежей. Око ло десяти миллионов старых долгов уже пополнили бюджет областного центра. Однако руководители не всех предприятий ответственно отнеслись к сложившейся ситуации. На ряде из них не со блюдаются сроки внесения текущих платежей и погашения долгов прошлых лет. В результате задолженность по налогу на доходы физических лиц не только не снижается, но и воз растает. Такое произошло в акционерном обществе «Спецстрой», которое вместе с филиалами увеличило с начала года задол женность по этому налогу на 200 тысяч рублей, доведя ее до 4,8 миллиона рублей. На такую же сумму увеличился долг у акционерного общества «Стройдеталь* и составляет 1,7 мил лиона рублей. Более того, ОАО «Стройдеталь» задолжало не только в бюджет, оно не рассчитывается вовремя и с недавно созданными предприятиями ЗАО СУ-1 «Стройдеталь» и ЗАО ПКЦ «Стройдеталь», где является основным заказчиком. В результате чего и эти предприятия увеличили задолженность по налогу с 300 тысяч рублей до полумиллиона. Закрытое акционерное общество «Липецксантехмонтаж» и созданные на его базе предприятия ООО«СТМК», ООО«Ли пецкий сантехник», ЗАО «Сантехник» имели на 1 января задолженность в 700 тысяч рублей, а к 1 июня увеличили ее до 800 тысяч. Для тех, кто не рассчитывается с бюджетом добровольно, законодательством предусмотрены меры принудительного взыскания недоимки. Одна из них —арест имущества и реа лизация его в счет погашения долгов. По двум предприятиям эта мера уже предпринята: арестовано имущество на 8,7 мил лиона рублей, львиная доля из которых приходится на ОАО «ЛТЗ» —8 миллионов рублей. Работа по взысканию недоплаченных сумм налога на до ходы физических лиц будет бескомпромиссно продолжаться. Всем налогоплательщикам, имеющим задолженность по это му налогу, хотелось бы напомнить, что он в основном посту пает в местный бюджет. И эти недоплаты оборачиваются не хваткой средств на социальные программы, на многочислен ные нужды по обустройству родного города —нашего общего дома. МарияМАТВЕЕВА, заместитель руководителя ИМНС России по Центральному району г. Липецка. НАЛОГОВИКИ КОНТРОЛИРУЮТ ВОРОТА На стадионе «Динамо» со стоялось первенство коллек тивов физической культуры управлений силовых ведомств по мини-футболу, в котором приняло участие одиннадцать команд, в том числе и коман да областного налогового уп равления. В общем итоге спортсме ны из УМНС России по Ли пецкой области завоевали призовое третье место и были награждены Дипломом. В составе команды высту пили работники управления МНС, инспекций по Октябрь скому району города Липец ка, Добринскому, Лебедянскому, Липецкому районам области. На снимках: пенальти, которое вратарь на логовиков Александр Копылов успешно отра зил, пробивают сотрудники УИН; лучший за- ПОЮЩИИ СОВЕТНИК Сдвадцать первого по двад цать третье июня в Воронежской области прошел традиционный фестиваль авторской песни «Па рус надежды», который собрал более пяти тысяч участников и любителей бардовской песни из разных уголков России. Вноминации «Поют чиновни- РЕЙДз ки» выступил советник налоговой службы III ранга управления МНС Российской Федерации поЛипец кой области автор-исполнитель Геннадий Лукин. Липецкий налоговик стал од ним из призеров популярного в стране фестиваля. Виктор ЯЧМЕНЬ. Ф ото автора . жтжттмжштж КОЛЬ ЕСТЬДОХОД - ПЛАТИЬТ ОБЯЗАН Для контроля за правильностью и своевременностью уплаты предпринимателями и предприятиями налога с продаж налоговые органы регулярно проводят рейды. С начала года проверено 246 торговых точек, осуще ствляющих торговлю в г. Липецке. 70 из них были офор млены на юридические и 176 —на физические лица. Входе таких проверок обыч но выявляется разное. Так, к при меру, было установлено, что 76 предпринимателей, бывших ра нее плательщиками налога с про даж, в текущем году изменили форму собственности (перереги стрировались в юридические лица и теперь работают на патен те). Врезультате в бюджет не по ступило 3,7 миллиона рублей. Постоянно проводятся рейды на липецких рынках. Об их итогах говорят такие цифры. Из 176 про веренных физических лиц 57 вы писаны требования о явке в ИМНС по месту регистрации за отсут ствие квитанций по уплате и рас четупо налогус продаж на момент проверки. Нарушителям выписа ныштрафы, после уплаты которых в бюджетдополнительно поступи ло 28 тысяч рублей. В ходе рейдов были обнару жены такие нарушения Закона о ККМ, как неприменение кассово го аппарата при расчете с поку пателями, занижение фактичес кой выручки по сравнению со сня тыми фискальными отчетами и декларациями по НДС. Чтобы установить истину, на логовые органы на территории города Липецка используют раз ные приемы в своей работе. К примеру, проводят фотографиро вание рабочего времени (хроно метраж выручки, полученной с применением ККМ). Кстати, ре зультаты бывают очень интерес ные. К примеру, в день прове дения хронометража выручка обычно в три-четыре раза выше, чем в обычные, непроверяемые Дни. Хитрецы, всеми правдами и неправдами пытающиеся сокрыть свои истинные доходы, должны знать, что сделать это нелегко. Все нарушения, обнаруженные во время рейдов, будут обязатель но учитываться при документаль ных проверкахдеятельности пред- принимателей-нарушителей. К ним, кстати, в первую очередь и придут проверяющие. Николай ЧИЧИКИН, начальник о т д ел а УМНС РФ по Липецкой области . ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОТСРОЧКА. КАКЕ ПОЛУЧИТЬ? Анализ финансово-хо- ;зяйственной деятельности \ предприятий показывает, !что доля взаимозачетов !между организациями ос- 1тается еще значительной. :Бартерные сделки приво- !дят к дефициту денежных! !средств, что не позволяет! !предприятиямсвоевремен- .;но оплачивать начислен ные налоги и сборы. Если платежи не внесены во время, то за каждый ка лендарный день просроч ки начисляются пени в размере одной трехсотой . действующей в это время I ставки рефинансирования' Центрального банка Рос сийской Федерации. Кроме того, своевре-1 менная уплата текущих налогов является глав- | | нымусловием проведения ' | реструктуризации задол- : женности вбюджет, на ко торую многие предприя тия пошли в прошлом | 1году. Несоблюдение этого ( условия уже привело к | .тому, что по шести пред- : приятиям областного цен тра по результатам 1квар-1 тала решения о предостав- 1лении права на реструкту ризацию задолженности в бюджет отменены. И те перь им придется в при- I нудительном порядке га- | сить своидолги. Для кого- |то это может обернуться банкротством... Налоговым законода- I тельством предусмотрена | возможность изменения | срока уплаты налога как в отношении всей подле жащей уплате суммы, так | и ее части. Принять решение об изменении срока уплаты по федеральным налогам и сборам может Мини- | стерствофинансов Россий ской Федерации, а по ре- 1гиональным и местным | налогам — финансовые | органы субъекта Российс кой Федерации и муници пального образования. Отсрочка или рассроч ка по уплате налога дает- ’ ся на срок от одного до шести месяцев с единовре менной или поэтапной уп латой налогоплателыци- х.ком суммы задолженнос ти. Они могут быть предо ставлены при наличии || хотя бы одного из следу ющих оснований: —причинения ущерба ! в результате стихийного бедствия, технологичес кой катастрофы; —задержки финанси рования из бюджета; —угрозы банкротства | в случае единовременной выплаты им налога; —в случае, если иму щественное положение | физического лица исклю- !чает возможность едино- !временной уплатыналога; —если производство и ;реализация товаров носит |сезонный характер; — при наличии иных :оснований, предусмотрен- !ных Таможенным кодек- 1сом России. Заявление о предос тавлении отсрочки и рас срочки по уплате налога !подается в соответствую- !щий уполномоченный ;орган. Копия заявления в I ®десятидневный срок на правляется в налоговый орган. Решение о предостав лении отсрочки или рас срочки по уплате налога I или об отказе в ее предос тавлении принимается уполномоченным органом .в течение одного месяца со дня получения заявле- | ния и вступает вдействие 1с указанного в нем дня. Валентина КУДАЕВА, | начальник отдела ИМНСРоссии по | Правобережному району I г. Липецка. я СПОРТ щитник команды начальник отдела на логообложения физических лиц УМНС России по Липецкой области Александр Колупанов. Фото Геннадия ЛУКИНА. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДЕНЬГИВБЮДЖЕТ И... ИЗБЮДЖЕТА На протяжении первых четырех месяцев года нало говые органы проводили кампанию по приему дек лараций. Всего за это вре мя о своих доходах отчита лись более 47 тысяч граж дан, что почти на 12 тысяч больше, чем в прошлом году. Среди декларантов увеличилось на три тысячи число инди ви д у ал ьны х , предпринимателей. Из 43 тысяч, состоящих на нало говом учете, декларацию либо заявление о доходах, в зависимости от применяе мой системы налогообложе ния, подали 36 тысяч. Однако в основном количе ство отчитавшихся в налоговых органах по итогам 2001 года граждан увеличилось за счет лиц, получающих имущественные и социальные налоговые вычеты. Такихдеклараций поступило око ло 10 тысяч. Общая сумма нало га, подлежащая возврату налого плательщикам, составила более 35 миллионов рублей, 22 милли она из них уже возвращено. За весь прошлый год сумма возвра та подекларациям не превысила трех миллионов рублей. Эти налоговые вычеты пред ставляются физическим лицам только на основании подаваемых в инспекции деклараций о дохо дах. Но в отличие от тех, для кого подача деклараций о доходах яв ляется обязательной —то есть индивидуальных предпринимате лей, лица, занимающиеся част ной практикой, и лица других категорий, а также граждане, претендующие на возврат нало га, вправе представить деклара циюодоходах втечение трех лет. Важным является и то, что воз врат производится в течение од ного месяца со дня подачи заяв ления в налоговую инспекцию. Предусмотренные налоговым законодательством льготы позво ляют гражданам получить обрат но часть денежных средств, за траченных на приобретение жи лья, учебу или лечение. Александр КОЛУПАНОВ, начальник отд ела Управления МНС России по Липецкой области .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz