Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 ! Р 1 1 1 1 1 1 1 Н н ян Л И П Е Ц К А Я г а з е т а ;а |1 | ": ; " : 1 ШШ 29 июня 2002 г., № 125 (21753) С П Е Ц С Л У Ж Б Ы : 8 5 Л Е Т Н А С Т Р А Ж Е О Т Е Ч Е С Т В А ш и п ! вот чертежи той самой лодки, о которой мы с вами говорили, - Петр Иванович протянул старшему мастеру мебельной фабрики, которого привез с собой в Елецкий отдел КГБ, лист бумаги. — Сообразите что к чему?.. Это и стало финалом операции, в ко торой самое непосредственное участие принимал Барков. «Чертежи» оказались ... постановлением об аресте этого стар шего мастера — работника «тише воды, ниже травы», как характеризовало его ру ководство фабрики. На самом деле мас ка добропорядочности скрывала бывше го матерого карателя, добровольно пе решедшего в услужение немцев, коман дира созданного фашистскими спецслуж бами отряда из трехсот предателей Ро дины. Гитлеровский пособник зверство вал на оккупированной территории Ленин градской, Псковской и Новгородской об ластей, лично расстрелял секретаря рай кома — комиссара партизанского отря да. Отрубил голову своему однокашнику, с которым когда-то сидел за одной партой в елецкой школе слободы Аргамач —его, попавшего в плен офицера-медика, ка ратель встретил на своем пути Случай но- Конечно, задержание предателя было эффектным, под стать эпизодам из филь мов о чекистах. Но это только внешняя сторона. В ходе операции Петр Иванович все продумал до мелочей. И история с лодкой, которую он попросил сработать на фабрике «для органов», —тоже не эк спромт. Зачастивший на предприятие че кист мог вызвать подозрение у мастера. Арестовывать же его нужно было тихо. Не дома, не на работе, не на улице. Па лач, у которого руки по локоть в крови, мог пойти на все. Кстати, свой арест он воспринял с олимпийским спокойствием. Пи один мус кул, вспоминает Барков, не дрогнул на его лице. То ли устал от страшного груза про шлого, то ли самому надоело двойное обличье. Лишь молвил: —А я-то думал, Петр Иванович, что все забыто... Не будем вдаваться в подробности, как чекист вышел на карателя. Во всяком случае любителям романтики скажем, что с пистолетом он его не выслеживал и в засадах не сидел. Оперативная работа была куда прозаичнее. Достаточно ока залось, на первый взгляд, мелкой, не значительной зацепки в личном деле ра ботника фабрики и его поведении... А далее —чисто рутинная, под стать кан целярской, бумажная работа: документы, запросы, ответы. Этот случай с выявлением карателя был на слуху ельчан в начале 60-х годов прошлого века. Но мало кто знает, что опять же благодаря чекисту Баркову в то непростое время было возвращено чес тное имя того самого плененного и уби того карателем военврача. (В ходе рас следования выяснилось, что врач пред ложит своему однокашнику отравить ох рану и бежать из плена). Специальным постановлением трибунала Ленинградс кого военного округа, где рассматрива лось дело «мастера» убийств на оккупи рованной территории, военврач был при знан не военнопленным, а защитником Родины. А родные в Ельце наконец-то узнали о трагической судьбе пропавшего без вести в войну сына. * * ★ Вообще-то, без преувеличения, слу жебная биография провинциального «опера» спецслужбы Петра Ивановича Баркова тянет на детективный роман. (Хотя, обывательски рассуждая, какие могут быть посягательства на государ ственную безопасность в том же тихом Ельце иль заштатных райцентрах Астра ханской области, где также когда-то про ходил службу наш герой? Какие уж тут происки иностранных разведок, диверсан тов и прочего контингента. Если бы...). По прошествии лет на примере Бар кова мы познакомим читателей с уже не являющимися секретными результатами будничной работы спецслужбы. Чтобы знали, даром здесь хлеб не ели и не едят. Еще один эпизод, связанный с разоб лачением изменника Родины, но несколько раньше, в период службы Баркова в аст раханском городке Ахтубинске. Кстати, сам Петр Иванович признался мне, что этот случай для него наиболее памятный в оперативно-розыскной работе. Был арестован бывший редактор га зеты штаба так называемой Российской освободительной армии, воевавшей на стороне врага под командованием пре- дателя-генерала Власова. Удивительно, что и после войны этот человек оказался редактором... ахтубинской газеты, распо лагая полным доверием местного партий ного руководства, хотя сам в партии не состоял. Откуда-то с Кавказа его привез в городок первый секретарь —поднимать местную газету, которой до этого не вез ло на редакторов. Что насторожило Баркова во вновь на- | значенном — пусть останется професси ональной тайной. Только въедливая опе ративная и аналитическая работа чекис- та не прошла даром — из КГБ СССР на ;?• запрос об этом редакторе пришел ответ: “ данная личность находится в розыске, в ходе суда над изменниками-генералами РОА Власовым и Малышкиным те дава ли на него показания... Редактор-власо вец был арестован после заседания бюро райкома партии, на котором рассматри вался вопрос о ... работе местной газе ты. ★ * ★ А теперь о происках разведок в ти- ^ н а ц и о н а л ь н о й М Ш БЕЗОПАСНОСТИ И з о в т о б и о г р е ^ И И ^ Я к о в Н И К й Ф С Б в о х с т д в к е : «После ойНвойны но кой ®теч®>У.дарственной бе- органы государе жеНО зопасности было Вебной д е _ пресечение Р рь, иност- ятельности увь1ЯВление ранных розв Д НЫ' преда- изменников Роди лиц „не- ^ „ ИйьГхРиа{ » е « к Г ^ с п в и : - е и - Е Т в % о в е г с Хки х ФР-°!Г При выполнеиии этих войск. Пр мною проде р а б о т а - » хом Ельце. С ними тоже приходилось сталкиваться елецким чекистам и пре секать их. Участвовал в этом и Бар ков. Было это в те годы, когда в го роде западными немцами строился сахарный завод. Выяснилось, что ряд ведущих «фирмачей» принадлежали к спецслужбам, занимались в этой ко мандировке шпионажем —их интере совали железнодорожные и промыш ленные объекты, которые с высоких точек они фотографировали явно не на память о достопримечательностях древнего града. Кроме того, в кон тейнерах с оборудованием на завод приходила антисоветская литература. С высоты сегодняшнего времени последнее — не такой уж криминал, как в те социалистические шестиде сятые годы. Зато было и другое — это оборудование зачастую оказыва лось нестандартным. Что тоже заин тересовало Баркова и его коллег. Бла годаря и их усилиям по окончании строительства завода западногерман ской фирмой были возмещены тех нические рекламации. На 100 тысяч марок. Нельзя не упомянуть и о таком мо менте. В поле зрения елецких чекис тов оказался на стройке завода ин женер фирмы. Установили, он —быв ший кадровый работник спецслужбы фашистской Германии, вместе с лю бимчиком Гитлера Отто Скорцени уча ствовал в дерзком похищении арес тованного итальянскими партизанами диктатора Муссолини. И вряд ли слу чайным было присутствие в Ельце пусть отставного, но профессионала- разведчика. Ведь, как выяснили впос ледствии чекисты, ряд специалистов ФРГ перед поездкой в Союз подроб но инструктировался на предмет шпи онажа, изучения методов работы со ветской контрразведки. ...Беседуем с Петром Ивановичем в его скромной квартире. «Апартамен ты», конечно, не по чину. Даже теле фон не с городским номером, а же лезнодорожным —по ведомственной линии, ельчане знают, не всегда доз вонишься. Полковник достает свой архив. Десятки Почетных грамот и медалей за безупречную службу. Одна медаль величиной с чайное блюдце. Настоль ная. В честь 60-летия ВЧК-КГБ. Та кой в Липецкой области были удос тоены лишь трое — два самых луч ших чекиста и тогдашний первый сек ретарь обкома КПСС. Три грамоты подписаны лично председателем КГБ при Совете Министров СССР Ю. Ан дроповым. Читаю на одной из них — «...За успешное выполнение служеб ных обязанностей по обеспечению го сударственной безопасности в пери од подготовки и проведения 26 съез да КПСС». —Вы были на съезде? —спраши ваю у Баркова. — Нет, не был. _ ? — А разве нельзя обеспечивать эту безопасность, не выезжая из Ель ца? —хитро улыбается мой собесед ник. — Могу лишь сказать, что была предотвращена крупная провокация. Не могу удержаться от каверзно го вопроса, так сказать, с учетом «ра зоблачений» демократической поры и прошлой истории спецслужбы: —Адиссиденты, антисоветски на строенные граждане... И с такими ведь имели дела? — Мы выполняли приказ предсе дателя Андропова — бороться за каж дого советского человека, — не тушу ясь отвечает Петр Иванович. —Если и работали с такими гражданами, то все ограничивалось профилактической бе седой и предупреждением. Никого паль цем не тронули —не посадили, не упек ли в «психушку» по политическим моти вам. Никто меня и моих коллег по служ бе ни в чем не сможет упрекнуть. Дей ствовали по тем законам и их не нару шали. Того же и нынешним работникам правоохранительных органов желаю! Хотя какие уж там диссиденты у нас! — продолжает, смеясь. — Вот помню случай .с одним секретарем парторга низации. И сдуру, и спьяну такое при рисовал Леониду Ильичу... А потом за печатал художество в конверт и послал по почте в одну из организаций. Когда мы вышли на этого автора, он сам не мог толком объяснить свой поступок. Никаких репрессий к «антисоветчику», конечно, не было. ★ ★ ★ Сотрудники Елецкого отдела УФСБ по Липецкой области отрекомендовали мне своего старшего товарища, как опытнейшего чекиста, у которого было и есть чему поучиться. Вдумчивости, организованности, ответственности. До ухода на пенсию он вел в отделе наи более сложные в оперативной разра ботке дела. Слыл специалистом по сек там, которые прежде тоже входили в круг интересов службы госбезопасно сти. Сейчас этим ФСБ не занимается. Свобода совести!.. —Только как быть, — спрашивает Петр Иванович, — с расплодившимися за десятилетие демократических ре форм и нашумевшими по России сек тами Муна, «Белого братства», «Аум Сенрике», Виссариона и прочими? Сколько жизней сограждан покореже но ими, сколько людей подвергаются откровенным психическим атакам. Разве это не угроза федеральной безопасно сти?.. Да еще когда за этими явно эк стремистскими религиозными органи зациями стоят зарубежные «благоде тели»? А работа спецслужбы по этой линии начисто парализована. Что, ра зумеется, не ее вина. Надо заметить, что ученики у Петра Ивановича и других ветеранов-чекистов были достойными. После ухода Барко ва на пенсию его место заместителя начальника отдела занял Александр Измоденов — будущая гордость елец кого подразделения. Ныне Александр Валентинович служит в Москве, он — генерал-лейтенант ФСБ. Не могу умолчать и о таком факте, характеризующем Петра Ивановича Бар кова не только, как «опера», но и чело века, живущего по принципу: увидел безобразие —не проходи мимо. Однаж ды в одном из сельских районов, «об служиваемых» елецким отделом, ему стали известны нелицеприятные фак ты «воспитательной работы» руководи- телей-хозяйственников с пьянствующим элементом. Кулаком в зубы — и весь разговор. А жаловаться алкаш не пой дет. Да и кому жаловаться в глубинке? Заинтересоваться бы этими случаями милиции. Только вмешался сотрудник КГБ. Собрал достаточно материала, ко торый и выложил на самом высоком уровне. Первому секретарю райкома не поздоровилось... А мог бы Барков и не вмешиваться. Только, наверное, госу дарственная безопасность для него понятие более широкое и нравственное, выходящее за рамки чисто служебной деятельности. Тридцать шесть лет отдал Петр Ива нович чекистской службе. А до этого была война, учеба в военном училище, ранение —машина с курсантами попа ла под бомбежку, длительное лечение в госпитале — шрам остался на всю жизнь. Была работа в Водопьяновском райвоенкомате Воронежской области. В победном 45-м решением бюро райко ма комсомола Баркова и направили на работу в органы государственной бе зопасности. Такая вот удивительная биография. Были в ней предотвраще ние терактов и покушения на первого секретаря (это в Астраханской облас ти), пресечение разглашения государ ственных тайн, участие в охране пер вых лиц государства и зарубежных ли деров, в предупреждении деятельности иностранных спецслужб на стратегичес ких объектах, задержание преступника, убившего трех милиционеров... Можно продолжать и далее, послужной список обширный. Каждый эпизод—сюжет для отдельного рассказа. * * * ... После делового разговора мы выпили с Петром Ивановичем по стоп ке —он хозяин радушный —за знаком ство и новые победы его действующих коллег на незримом чекистском фрон те. На прощание мой герой угостил клуб никой со своей дачи. Клубника замеча тельная. Но, к сожалению, такую сотруд никам ФСБ выращивать только на пен сии. На огороды-дачи времени у них не находится. Ветеран подтвердил: служ ба в госбезопасности в прямом смыс ле —дни и ночи. А неослабный конт роль за безопасностью государства расслабляться никак не дает. Даже в тихом провинциальном Ельце. Игор ь ВОЛГИН. Ф ото Ивана СТЯГОВ А. Р .8 . 3 0 июня полковнику ФСБ отставке Петру Ивановичу Баркову исполняется 8 0 л ет. «ЛГ» п о зд р а в ляет его с ю б и л еем и ж ел а ет чеки - сту -в етер а н у зд о р о в ь я , с ем е й н о г о б л агоп ол учи я , б о д р о с т и д у х а и ... добры х урож аев на д а ч е. ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ ДЕВУШКА НАДЯ Состоялся очередной , 51-й, Межгосударственный кинотелевидеорынок, который на этот р а з проходил в г. Сочи. Приобретенные на нем «Липецкоблкинофон- дом» фильмы частично вошли в июльский репертуар киноконцертного зал а «Октябрь». Это американская лента «Ванил ьное не бо» (режиссер Кэмерон Кроу) с участием Тома Круза, Пенелопы Кру с и Курта Ра ссела. Первая со вместная работа Кроу и Кру за — «Джерри Мэгуайр» — имела огромный у спех. Не удивител ьно, что режиссер и актер решили вместе сделать свой второй фильм. «Мыдолго искали проект, на котором могли быпорабо тат ь вместе, —рассказывает Круз, —но дальше разгово ров и размышлений дело не продвигалось. Но однажды я посмотрел испанский психо логический триллер «Открой глаза». Он мне очень понра вился, и я купил права на римейк». Отдав должное ис панскому фильму, Кроу, Круз и продюсер Вагнер ре шили создать свою версию, что довольно часто бывает в Голливуде. Герой Тома Круза Дэвид мечет ся между двумя девуш ками — одну тол ько что встретил и полю бил , с дру гой давно поддерживает близкие отношения. Лиш ь во сне, да и то не всегда, он бывает самим собой. Но по пав в автокатастрофу Дэвид наконец сер ьезно задумыва ется о своей жизни... «Ванильное не бо» в чем - то похоже на «Челове ка дож дя» , —говорит Круз. —Ког да мы снимали тотфил ьм, он казался нам за бавным и тро гател ьным». Круз предска зывает, что с «Ванильным не бом» произойдет то же са мое. Что касается самого поня тия «Ванил ьное не бо» , то, как утверждают авторы , — это небо мечтыи счастливых сно видений. Криминал ьная комедия «Именинница» (режиссер Джез Баттеруорт) вкакой -то мере по казывает представле ние Голливуда о нынешней России. Русский , по их мне нию, значит —опа сный , не пред сказуемый. При этом он загадочен , романтичен и сек суален. ...Застенчивый банковс кий служащий Джон (Бен Чаплин) давно ищет ту един ственную , которая скрасила бы его серую жизн ь. После долгих безуспешных попы ток , он, на конец , ре шился на отчаянный шаг — выписал невесту через брачное аген тство прямо с интернет - сай та «Из России с любов ью». Прошло немного времени, и он в Лондонском аэропорту встречает рейс Аэрофлота , с которым должна прилетет ь загадочная русская девушка Надя. ...Она ни слова не говорит по-английски и кажется Джону именно той девуш кой, какую он искал продол жительное время. Завязыва ется бурный роман. Но вско ре , на ден ь рождения невес ты, как бы между прочим появляются два незнакомых субъекта. Называют себя дво юродными брат ьями именин ницы, тре буют за Надю вы куп. Так Джон становится заложником в руках россий ских бандитов... Надю играет известная австралийская актриса , по стоянно работающая вГолли вуде , Ни кол ь Кидман. Кри тики, в целом положительно оценившие фильм, все же считают, что русскую Надю Николь играет уж слишком раскованно (ее героиня по стоянно курит , п ьет водку, ругается матом...). Видный американский режиссер Ро б Коэн («Днев ной свет» , «Черепа») по ста вил молодежный боевик «Форсаж». В нем снималис ь актеры Вин Дизел, Пол Уокер, Мишель Родригес, Джордана Брюстер. ...Полицейский Брайан расследует серию угонов бол ьшегрузных трейлеров. В преступлении подозреваются профессиональные гонщики, которые о бычно вночное вре мя на опустевших улицах З автра в Липецком академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого премьера — «Молодые люди» по пьесе Родиона Белецкого. Постановку осуществил заслуженный артист России Николай Чебыкин. В ролях, конечно ж е, молодые актеры —Александра Погребняк, Сергей Денисов, Евгений Азманов, Максим Проняев. А оформила спектакль тоже молодая московская художница Марина Хазова. С нею и встретился обозреватель «ЛГ». — Марина , какие задачи ты решала , работая вме сте с Николаем Петровичем Че - бы киным над спектаклем? —Пора, которую пережи вают наши герои, — между детством, юностью и взросло стью, промежуточная, нео пределенная. Поэтому и оформление спектакля «отда ет» зыбкостью, непрочнос тью, чем-то неустоявшимся. Качающееся окно, крутя щийся стол и так далее. С костюмами все вроде бы про ще, понятнее. Они современ ны — и все тут. Но сегодня выбор их огромен. И это со здало проблемы. Во что же одеть каждого персонажа, чтобы его внешность отража ла его характер? В общем, остается сказать банальное: как у меня с Николаем Петровичем и ак терами получи лось, судить зри телям. — «Молодые люди» — уже твой четвертый спектакл ь в ли пецком театре. Какой из них дал ся те бе легче ос тал ьных, на од ном дыхании? — Пожалуй, первый — «Прин цесса на гороши не». Это был по чти экспромт, ко торый мы вместе с режиссером Ле ной Олениной ре ализовали бук вально за две не дели. Декорация и костюмы делались быстро, по какому- то, можно сказать, наитию, спонтанно — и в результате у нас, по-моему, совсем не плохо получилось. С «Щел кунчиком» же главная слож ность состояла в большом объеме работы — надо было «сочинить» много костюмов. Но ничего, справилась. — Хочу спросить насчет еще одного твоего липецко го спектакля — «Шоу мар товского зайца» на основе « Алисы в стране чудес». Удивилас ь ли ты, что там звучит лишь голос Алисы , а самой ее , та к сказат ь, во плоти и крови, нет? —Удивилась поначалу. Я ведь в воображении уже и ко стюмчик Алисы нарисовала. И вдруг узнаю — Алиса на сцене не появится. Но знае те, такая идея Лены мне со всем скоро показалась очень интересной. Возникла задача оправдать отсутствие герои ни, как-то заполнить про странство, опустевшее из-за невидимой Алисы. Сценогра- ИНТЕРВЬЮ НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ДЕЛО МУЖСКОЕ, фия вспектакле, высами ви дели, самая «минималистс кая», зато его атмосфера во многомзависит от цвета, фор мы, «игры» костюмов. — Скажи, пожалуйста, а что ты успела сделать в сто личном театре «Школа со временной пьесы», который во зглавля ет твой отец , Иосиф Райхельгауз? —Моимде бютом там ста ли «Записки русского путе шественника» знаменитого с недавних пор Евгения Гриш ковца. Основная «фишка» состояла втом , что зрителям казалос ь, будто никаких де кораций и специал ьно подо бранных костюмов вспектак - скии , давнии соратник Юрия Любимова с Таганки? —Да. Ион меня даже по хвалил , хотя Давид Л ьвович — далеко не лю бител ь раз давать комплименты. «Го род» лично для меня стал оптимальным вариантом со здания спектакля. — То есть? —Ну, считается, что де корации—это все-таки муж ское дело, тогда как костю мы —женское. Да, есть те атральные художницы, кото рые выполняютдля постанов ки все «от и до». Но лучшие сценографы, согласитесь, мужчины: Боровский, Шей- нцис, Левенталь, Кочергин, ле нет. На самом деле все на о борот: костюмы «со смыс лом» , подо конники , превра щав шиеся вкупейные полки , и ма сса других придумок. Очен ь1 сложным —и бешено дорогим — вышло решение спектакля , который мыдела ли с главным художником театра Борисом Лысиковым. —«Прекрасное лекарство от тоски» по п ьесе Семена Злот никова с экс-примой- балери - ной Бол ьшого театра Людми лой Семеняка и Ал ь бертом Филозовым. Оформление строилос ь на системе зеркал. Их воо бще мало кто испол ь зовал на драматической сце не. В качестве консультанта мыпригласили Игоря Кио, и тот схватился за голову, по просил показать макет, что быпрояснит ь, что же мыта кое нафантазировали. После дний мой спектакль — «Го род», вновь по пьесе Гриш ковца. Здесь я делала только костюмы, адекорацию—Да вид Боровский. — Легендарный Боров- Крымов, Сум баташвили. Тут необходим ну просто не жен ский ум. Конечно, мне инте ре сно старат ься придумы ватькакие-то доселе невидан ные декорации, и все же ко стюмы мне « ближе» , они у меня получают ся более орга нично , чтоли. Потом , худож ни ки , как правило , и не лю бят этим делом занимат ься. В лучшем случае, они опре деляют концепцию, имея ря дом ассистента по костюмам,, который и доводит их до окончательной готовности. — Тогда ты должна по дыскивать се бе «партнера»... —Наверное. Пока я осо бо над этим не задумывалас ь. Пока я хочу ра ботат ь лишь с ДавидомБоровским, гениаль ным художником... Интервью вел Константин КЛЮТКИН. На снямке: рядом с Еле ной Олениной (справа) не какая -нибуд ь там школьни ца, а как раз она, художник Марина Хазова. «ОКТЯБРЬ» В ИЮЛЕ Лос- Анджелеса устраивают гонки. Полицейский Брайан , вы дающий себя за опытного гонщика , стремится войти в доверие к главному подозре ваемому — главарю банды угонщиков Доменику. Брай ан считает , что в этом ему должна помоч ь его усовер шенствованная машина, на которой он постоянно по беж дает всех участников ночных гонок. Вроли главаря бандыгон щиков Доменика —молодой актер Вин Дизел. Еще год назад его имя никому ниче го не говорило , а сегодня за участие в фил ьмах ему пла тят не менее 10 млн. долла ров. Поговаривают также, что скоро он будет играт ь противникаШварценеггера в новой версии «Терминатора» — «Терминатор-3». В заключение о бзора не скол ько слов о детском ре пертуаре. В первой половине июня будут показаны четыре аме риканских фил ьма для детей: «Деннис-мучитель», «Дети шпионов», «Титан после ги бели земли» и « Ко смический десант». Обзор подготовил Юрий РАЗУМОВС КИЙ. ЦИРК СЛИШКОМ МНОГО КЛОУНОВ?.. Программа Московского цирка-шапито, который, как обычно, расположился в Ли пецке у Дворца спорта «Звездный», напо минает... авиарейс. Довольно долгая (для меня с 24-го микрорайона) дорога к исход ному пункту почти равна «началу полета», то есть 45-минутному первому отделению шоу. Затем получасовой перерыв, считай, один к одному со временем пребывания в промежуточном аэропорту. И, наконец, зак лючительная часть полета —минут 40 вто рого отделения. Как положено, зрители прак тически не видят представите лей служб, организовавших рейс, —администрацию цирка. Зато постоянно на виду — мо лодые вышколенные стюарды- клоуны. Они «вышколены» во всех отношениях. Здесь ваМне какие-то ряженые во что попа ло, лишь бы посмешнее. Нет, перед нами — джентльмены. Алексей Емелин — во фраке, будто собрался на чопорное раШ, а не веселить публику. Вы полняющий функции «рыжего» Сергей Загорский одет попро ще, без фрака, но тем не ме нее — в белом жилете и чер ных брюках. И ведут себя ребята соот ветственно —не глупо, не при дуриваясь. После открывшего программу Василия Кудзинова (эквилибр на стульях) они ос тавляют четыре стула из семи, задействованных в номере, са жают на них—на колени один к другому — четверых зрителей, потом убирают стулья, и... «квартет-композиция» все рав но остается на месте, не рушит ся! Неплохо, совсем неплохо придумано. В следующем ант- ре клоунского дуэта выясняет ся: Загорский, вынесший под нос с шампанским и бокалами, играет роль слуги. Он лишь облизывается, тогда как Еме лин со смаком вкушает благо родный напиток. Разумеется, «рыжий» находит-таки выход из положения идопивает содержи мое бутылки. Ну, а номер с лы жами, когда на них отбивают чечетку и выполняют акроба тические трюки, можно назвать просто виртуозным! Главный сюрприз «стюар ды», лауреаты международных конкурсов, артисты столичного цирка на Цветном бульваре, вместе с командиром экипажа приготовили к фи налу. Они его завер шают пародийным иллюзионным но мером с двумя ас систентками. При знаться, я слегка опешил: неужели это конец и под за навес не будет ни какого «нормально го» аттракциона? Ведь все-таки цирк —не пародийное искусство (если исключить какие-либо специаль ные программы). Цирк, как мне кажется, Прежде всего —воз вышенная песнь человеческой отваге, сноровке, изобретатель ности. Атут— пародия и точка. Выходит, опять все как в авиации — забота о том,чтобы полет прошел без сердечных за мираний, чтобы зрители не по пали в «яму», чтобы не пере хватило дыхания от сложно-рис ковых трюков? По словам веду щего шоу Романа Коробко, точ но так же прошлой осенью за канчивались представления на Цветном бульваре по случаю 80- летия Юрия Никулина. Возмож но. Не видел, не знаю. Но та про грамма, хоть там и участвовали мастера разных жанров, веро ятно, не случайно посвящена была памяти великого клоу на. Так что в ней оставить последнее слово за коверными было уместно... Короче, самые шумные (стэп с лыжами), самые элегантные, самые коммуникабельные (с приглашением зрителей на ма неж) А. Емелин с С. Загорским предстали не заполнителями пауз, а основными действующи ми лицами циркового дивертис мента у «Звездного». Нет, поми мо них приятным было знаком ство с Оксаной Севастьяновой (дрессированные собачки и пла стический этюд), Ириной Про- стецовой (на редкость непри нужденный хула-хуп), трио Куд- зиновых (эдакий акробатобалет с удавами), Екатериной*н*йА«*- хайлом ЮсуповымиДрессиро ванные обезьяны!* Но созда лось такое ощущение, что все они сыграли роли второго пла на, что клоуны их переиграли. Влюбом цирковом шоу одна из наиболее острых проблем — коверные. Если они баналь ны, трафаретны, натужны, по просту несмешны, тогда про грамма провальная. В «Супер шоу-7» получилось иначе. Кло унского, нередко блистатель ного по мастерству оказалось слишком много для одного представления. Это, разумеет- -ся, не говорит ни «за», ни «про тив» него. Кому-то именно та кой «перекос» понравится. В любом случае — посмотреть на гостей стоит. Шапито рас положено в очень выгодном для привлечения зрителей месте (в отличие от недавно гастролиро вавшего у нас «Арго»— его ме сто возле Октябрьского рынка совсем не центровое). А будут аншлаги — значит, и клоунов, и остальных артистов оказалось в самый раз. Кон стантин КЛЮТКИН. Фото Ни колая ЧЕР КА СОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz