Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
23 января 2002 г., № 14 (21642) ШИПЕЦКАЯ • я газета 2 C J Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . ВЗГЛЯД ПРОВИНЦИАЛКИ ts Фотоколлаж Дмитрия ЛУКИНА. Русская душа —это то, что всегда было и будет загадкой. Даже для самих русских. Мы создаем и уничтожаем, потом раскаиваемся, жалеем и начи наем восстанавливать, хотя до конца не понимаем, нужно ли это... Центр Москвы. Совсем недалеко находится древний Кремль. Много уж е написано, сказано и показано по теле видению о новоприобретен- ном нашей столицей Храме Христа Спасителя. Средства на него собирались всем миром. И вот некогда стер тый с лица земли памятник восстановлен. Грандиоз ность с неким оттенком су ровости этого комплекса поражает. Белый, с золоты ми куполами, устремленный в небо, Храм приковывает к себе взгляды всех выхо дящих из метро. Ощущение, что из-под земли попадаешь сразу на небо. Люди у вхо да в храм кажутся такими маленькими. А из поля зре ния как будто бы даже вы падает символ фирменного автомагазина «Mersedess». Воодушевленному внеш ним великолепием челове ку хочется увидеть, что же внутри. Но чем ближе под ходишь к храму, тем все больше рассеивается, куда- то улетучивается ореол ве личия, торжественности. Ос тается только давление мощной конструкции. В две рях вас встретят сразу два человека: монахиня, бессло весно просящая пожертво вания, и охранник в форме явно американского поли смена, весело беседующий по рации. Как будто Бог уже не доверяет вовсе «своим детям»... Внутри — публика до аб сурдности разношерстная. Есть даже негр, который с трудом выговаривает по-рус ски «шпасибо», и тот молит ся. Охранники шныряют туда-сюда, каждый на сво их пяти квадратных метрах. Верующие суетятся, детей приобщают, повязывают им на головы косынки, хотя в отсутствии платка вас никто не упрекнет — храм-то де мократический, по всем за падным стандартам. Но нет, на мой взгляд, здесь чего-то главного, едва приоткры того простым смертным, какой-то особой ауры, привлекающей веру ющих... Все красиво, эф фектно, денег не пожале ли... Каждые три метра — урны: стеклянные, очевид но, для рублей, и деревян ные — наверное, для валю ты. Винтовые лестницы «под старину» ведут еще в одну церковь, прямо под главным храмом. В ней все также роскошно, но того, что зовется «русской ду шой», не чувствуется. Да оно и немудрено: ведь бук вально через дверь распола гается музей-выставка об истории Храма. И там про дают рисунки. Есть несколь ко торговых точек с религи озной литературой и прочим товаром. А на мраморных досках увековечены имена спонсоров — крупных ком паний и отдельных деятелей шоу-бизнеса. Это заставляет вспомнить неведомый, види мо, новым строителям обы чай, когда те, кто давал на церковь деньги, старались оставаться неизвестными, не рекламировали своей щедро сти и религиозности... Храм — место, где все, независимо от социального положения, равны перед Бо гом. Так было всегда. Но правомерно ли говорить об этом равенстве сегодня, если под Храмом находится трехъярусная стоянка для «рабочих* автомобилей и там располагаются отнюдь не отечественные «шестер ки»? Как может назвать «братом» неимущего прихо жанина служащий здесь ба тюшка? Да и как вообще вести речь о вере, если, по существу, Храм превращен в музей? Осталось только вход сделать платным ... Восстановили... А для чего? Чтобы все могли поглазеть? Чтобы туда ходили, как на новомодную тусовку? Поспевать за модой мы научились. Взорвали, потом вновь отстроили. Вывод: мы снова стали верующими и богобоязненными. Вчера не верили, платили партвзно сы, а сегодня-то уже все уве ровали, крестимся, свечки ставим. А завтра, глядишь, опять взорвем, когда эта мода устареет. А через пять десят лет опять построим. Русские — они же работя щие. Но если совсем всерьез, то не дает покоя один гроз ный вопрос: зачем мы так упорно губим себя духовно, не боимся выглядеть смеш ными в глазах остального мира, уважение которого так стремимся завоевать? Храм, конечно, при жела нии и деньгах можно пос троить. Но что строим и что продолжаем разрушать мы в себе самих? Юлия КОЛПАКОВА, студентка-заочница гуманитарной академии Московского государственного социального университета. г. Липецк. н о р м а л ь н ы е люди НЕ ВЫМРУТ. • g - g if | ЩЩ о т ц ы И ДЕТИ Н и к о л а й Д Р О Т Ь Е В : — Конечно, не очень при ятно увидеть на скамейке возле дома подростков, рас пивающих спиртные напит ки, потягивающих «кося чок» с травкой. Они играют в карты, дикими воплями и бранью комментируя ход игры. Какой-нибудь прохо жий скажет: «Разве мы та кими были? Что с ними про исходит? Бедная наша Рос сия, страна без будущего!». Прохожий, забывший о сво ей юности, остановись! Вни мательно осмотрись по сто ронам, нет ли на соседних скамейках твоего сына или дочери. Не надо мрачных прогнозов. В дни вашей юнос ти вы тоже были разными. И сейчас не все подростки торчат у подъездов. Кто-то склонился над умной кни гой, кто-то решает сверх сложную задачу на компью тере, кто-то помогает по дому любимой бабушке. Всякое поколение, в какое бы вре мя оно ни жило, я делю на три группы. Первая — люди, которых называют «совестью эпохи». Это и декабристы, и диссиденты, и Окуджава, и Сахаров. Вторая группа — «нормальные*. Они тихо мирно работают, воспитыва ют детей. Чаще всего — это далеко не богатые граждане. Но именно они являются здо ровой основой общества, хра нителями ценностей и тради ций. К этой группе я отношу учителей, врачей, уважаю щих свой труд рабочих. А вот третья группа — это «поте рянные». У этих нет нрав ственных принципов. Живут в свое удовольствие, погоня за которым часто приводит к беде. Они не думают о стра даниях и боли, которые при чиняют окружающим. Такие были всегда. Есть сейчас. К сожалению , в наше время представителей третьей груп пы в силу разных обстоя тельств становится все боль ше и больше. Именно они задают стиль поведения мо лодежи. Думаю, так будет не всегда. Это сейчас клёво быть крутым и узколобым, а завт ра будет мода на умных и образованных. Нормальные люди не вымрут, как дино завры. И мы не только вы живем, но и сможем пойти дальше своих родителей. Бу дущее за сильными, образо ванными и трудолюбивы ми... А н д р е й И В А Н О В : — Конфликт поколений существовал всегда. Взрос лые люди не могут слушать музыку, которая нравится подросткам, их раздражают прически и наряды молоде жи. Все эти рокеры, рэппе ры, металлисты вызывают у них тихий уж ас. В семье юного человека «угнетают»: указывают, что ему делать, как одеваться и т. д. Подрос тку кажется, что он уже до статочно взрослый и не нуж дается в этих подсказках. Со всем другая атмосфера в кру гу сверстников. Там можно чувствовать себя свободным, независимым, крутым. Да, серьга в ухе или в носу! Ну и что? Это способ самовыраже ния, возможность проявить индивидуальность. Смотреть надо не только на эти побря кушки, но и на внутренний мир молодого человека. Тог да рухнет «стена непонима ния», о которой поет группа «Алиса*. Я думаю, что нам тоже надо постараться взрос лых понять и... простить. Они всё делают из добрых побуж дений. Просто им очень хо чется придать «лицу нашего поколения» более цивильный вид! Правда, они забывают о том, что можно выглядеть джентльменом (внешне) и быть при этом бандитом (по сути). Так что не сережки и заклёпки главное, а то, что в душе у каждого! А л е к с а н д р Т РУ БИ Ц И Н : — На меня больше всего влияет моя семья, в кругу которой происходят самые важные события моей жизни. КАК ДИНОЗАВРЫ Еще Януш Корчак говорил о двух неравноправных «классах» —взрослых и детях. По его мнению, дети — всегда страдающая сторона, лишенная прав и призна ния. Взрослые же считают их своей собственностью и не способны понять, тем более принять мысли, взгляды, позиции «племени младого, незнакомого». Интересно, а что думают по этому поводу совре менные мальчишки и девчонки? Как смотрят они на извечный конфликт поколений? Наш внештатный автор, учитель истории и общест- вознания липецкой школы N° 3 Галина Иванова пред ложила для «Очага» высказывания своих учеников- одиннадцатиклассников и собственный комментарий к ним. Вероятно, это вас заинтересует, читатель. С чем- то можно соглашаться, с чем-то спорить, главное —не оставаться равнодушным... т ш ШжЖ ным христианином я не могу, к сож але нию . Но в то, что душа настоящего че ловека неподвластна в р ем ени , я свято верю. Для юных сегодня не лучшие времена. Кто-то уже в 16 лет живет на развали нах, материальных и нравственных. Отсут ствие реальной воз можности получить нормальное образова ние или профессию, занять досуг достой ными делами толка ют к наркотик ам , нарушению закона. Молодые парни, чьи-то не- состоявшиеся мужья и отцы, уходят воевать в Чечню. Од ного можно просить: «Боже, вразуми!». Говорят, что люди, живущие во времена кризи сов и реформ, вырастают очень сильными, волевыми, целеустремленными. Ведь сильный человек это не тот, кто многое может себе позво лить! Это тот, кто от многого м ож ет о тка зать ся . Надо учиться отказываться от чуж дого нам, наносного, времен ного. Надо готовить себя к тому, чтобы встать у руля. Это должны сделать люди с чис тыми душами и в белых-бе- лых одеждах! О к с а н а К А Л И Н И Ч Е В А : — Что можно сказать о сего дн яш н ей м ол о д еж и ? Есть ли у неё идеалы? Куда, к чему она стремится? Одно значного ответа нет. Для час ти юношей и девушек сим волом удачно сложившейся Мои бабушка и дедушка — главные воспитатели, беско нечно уваж аемы е мною люди. На их юность наложи ла отпечаток война, выпало немало трудностей. Но они су мели не озлобиться на мир, не зачерстветь. Дедушки уже нет на свете, а я всё вспоми наю наши долгие разговоры, когда получал ответы даже на незаданные вопросы. Жить рядом с такими близкими людьми, общаться с ними — это дар Божий, времена эти буду помнить вечно. По природе своей я чело век домашний, стремлюсь к уединению. Наверно, винова та в этом не только природа. Просто я уже понимаю, что общество способно приносить человеку только страдания. Пусть даже не общество в целом, а отдельные его пред ставители: грубые, неумные, жестокие. Против таких не выстоят ни милосердие, ни доброта, ни порядочность. В 16 лет я во многом успел раз увериться, не хочу получать очередные грустные «уроки жизни». В свободное время я привожу в порядок семей ный архив, пробую писать стихи и прозу. Делаю это не для славы, а как духовное за вещание потомкам. Я счи таю, что каждый должен отыскать в себе лучшее и раз вивать именно его. Для об щего блага. Для взрослых мы — последняя надежда на достойную жизнь! Я думаю, мы не подведем. И разум, и сила есть и у нашего поколе ния. Д м и т р и й М О КРОУСОВ : — Радоваться жизни, без заботно улыбаться — как хо чется именно этого в моло дости! Кто-то считает, что при нашей непростой жизни это невозможно. Нудных быто вых и житейских проблем куча. Иногда хоть волком вой. Но и сегодня рядом со мной живут люди, которые не впадают в уныние. Ни на кого не надеясь, они «дела ют жизнь* своими руками, помогают одним своим при сутствием поверить в воз можность побеждать обстоя тельства. Значит, молодость не возраст, а состояние души. Надо стараться сохранять это в себе как можно дольше. Назвать себя сильно верую щим человеком или пример- жизни являются вещи: ма шины, яхты, квартиры. Их больше всего занимают раз влечения и удовольствия. Они болтаются по улицам, ничего не делая, чтобы при близиться к своей мечте. Ви димо, рассчитывают, что всё свалится с неба. Другие упорно учатся, за видуя при этом старшему по колению. Ведь мамам и па пам поступить в институт было проще: трудись, и это приблизит тебя к цели. К тому же атмосфера в общес тве была иная. Отношения между людьми строились на уважении, помощи друг дру гу, взаимовыручке. Мне ка жется, что именно эти качес тва цементируют общество, делают его сильным. К тому же они составляют издавна то, что принято называть «русской душой». Почему мы забыли об этом? Про лучшее в нашей жизни забыли? Я думаю, что причиной явля ется изменение государствен ного устройства. Демократия приносит больше свободы гражданам. А свободу мно гие у нас понимают лишь как права, забывая об обя занностях. Наши бабушки и дедушки жертвовали собой, отдавали здоровье, молодость ради светлого будущего. Они хотели счастья не только для себя, любимых, но и для нас, тогда ещё не появившихся на свет. Вот они-то были и есть по-настоящему красивые люди. И лица у них одухо творенные! Как жаль, что та кие лица встреча ются теперь так редко! А н а с т а с и я Г А Р Б У З О В А : — Хорошо было в детстве — тепло и уютно под роди тельским крылыш ком. Никаких гло бальных проблем и мучительных во просов. Но наступи ла юность, время выбора, который может повлиять на всю твою жизнь. Можно заниматься спортом , пением , готовиться к пос туплению в инсти тут. А можно взять сигаре ту, закинуть ногу на ногу и послать весь мир куда по дальше. Не совершать оши бок в юности трудно, хочет ся все узнать и попробовать. Это уж е потом , в зрелые годы, может выясниться, что невинные юношеские забавы обернулись болезнью, бедой. Каждый выбирает свой путь, так было всегда. Я думаю, что и среди тех, кто, поддав шись глупой моде, курит «травку», немало хороших людей. Просто оказались они в такой среде, где в одиноч ку не выстоять. Легче и бе зопаснее прогнуться, подчи ниться, чтобы выжить. А вообще мы не такие «дубовые», как думают неко торые взрослые. Вспомните прошлую Всемирную олим пиаду. Почти все первые мес та заняли наши ребята. Это чего-то стоит? Мы умеем быть патриотами, нас волну ет завтрашний день страны. Просто старшее поколение за бывает нас об этом спросить. Раньше у молодежи перед гл а зам и были прим еры . Люди, чьи дела хотелось ос мысливать, повторять.А сей- час с кого нам «делать жизнь»? С березов- ских и Гусинских? Не хочется, да и не получится. А вот тем взрослым, которые рядом, хотелось бы кое-что посоветовать. Будьте нам друзьями — нам не нужны надсмотрщики. Объ ясняйте нам всё, что происходит в мире, советуйтесь, говорите с нами обо всем. Мы хотим быть интерес ными, важными со беседниками для вас. Показывайте нам на примерах, на каких основах строить от ношения. Не на рын ке же нам учиться «искусству жить сре ди людей»! Мы к размышлениям, бе седам, спорам готовы. Отсут ствует только ваш интерес! И р и н а П О Л И В К И Н А : — Старшее поколение об виняет молодежь во всех смертных грехах. По мнению взрослых, наша жизнь — это прогуливание школы, хамст во' на улицах, глупые «хи- хи» в автобусах, бутылочка пива в руке. Но представите лей старшего поколения раз дражает не только это. Не давно видела по телевизору такой сюжет: пенсионер, раз мышляя о сегодняшней жиз ни, говорит и о молодежи. Не даем мы, оказывается, старикам спокойно жить. Лезем везде и всюду. У пар ня ещё молоко на губах не обсохло, а он уже на иномар ке рассекает воздух и звонит по сотовому. А их поколение живет беднее некуда и пер спектив никаких. Но ведь в таком положении старших нет нашей вины. Застой, на чавшиеся реформы, разорив шие народ, тоже не наша «заслуга». Это скорее мы должны счет предъявлять за «детство счастливое наше*. Но речь не о том. За того пар ня на иномарке пожилому, умудренному жизнью, надо бы порадоваться: человек нашел свое место в жизни. Успешно трудится во благо своё и Отечества, платит на логи и «спит спокойно». Нет, так отреагировать даже не приходит в голову пенсионе ру. Сразу осудил и заклей мил. За что же нас так? Не ужели нет в нас хорошего? Или вы видеть его не хоти те? Между тем среди предста вителей моего поколения много талантливых, целеус тремленных, ярких людей. Нам не надо к новой жизни приспосабливаться — мы другой не знали. Поэтому и дела у нас идут успешнее. Не злитесь, а порадуйтесь за нас! Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ. КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ КАЖДОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА Э П О Д В КОТОРОЙ ЖИВЕТ, ЧЕМ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ Посмотрим правде в глаза. Мы жи вем в такое время, когда главным вос питателем нового поколения являются не родители и учителя, а телевидение и другие средства массовой информации. Для молодого человека телевизор — не просто показывающая и говорящая ко робка, а окно в мир. В другую, взрос лую, жизнь, где всё сложнее, во мно гом непонятнее, чем это видится на школьных уроках. Когда можно сказать о человеке, что он стал взрослее? Видимо', тогда, когда он начинает строить себя по той моде ли, образцу, идеалу, который выбрал сам. Из чего же им, нынешним подрост кам, выбирать? Набор телевизионных «радостей* невелик. Убийства, пред ательства, ненависть, кровь. Такое ощу щение, что иного в жизни ничего нет. В промежутках между всем этим — рек лама. Навязчивая, агрессивная, нега- тивно-парализующая. Она буквально впечатывает в сознание человека мыс лительные и нравственные стандарты. Персонажи рекламных роликов крушат, догоняют, отнимают, кричат, плюют, чтобы получить желаемое. За пивом эти «крутые» парни посылают, разумеется, самого умного. Они легко называют «биб лейские» заповеди: «Не дай себе засо хнуть!», «Жизнь хороша, когда пьешь не спеша!». Меньше всего они думают о тех людях, которые их окружают. Теле визионный стандарт поведения прост и понятен: «Бери от жизни всё!*. Следо вать ему легко, он не требует усилий. Но мир показного телевизионного бла гополучия и мир повседневных реальнос тей расходятся друг с другом. Бездухов ность, завистливая погоня за «добычей» неизбежно наполняют жизнь разочаро ванием и досадой, вытравливают беско рыстную доброту, тепло, чувство, что ты не лишний. Говорим о немотивированной жесто кости молодежи. Говорим, не задумыва ясь о том, что человек реализует себя не в пустом социальном пространстве. Ре бенок принимает, буквально впитывает существующие в обществе нормы, пра вила, представления. В нашем случае об щество доносит эти нормы через средства массовой информации. Я понимаю, что телевидение — это не только шоу, но и бизнес. Но не понимаю, почему это не должно совмещаться с понятиями «от ветственность» и «цивилизованность». Кто-то скажет: «Так делают везде». Не соглашусь. У американцев, напри мер, существует специальный комитет из наиболее авторитетных и уважаемых граждан, специально следящий за со держанием рекламной продукции. Сколько бы денег ни вложили авторы в создание ролика, он не появится на эк ранах, если содержит элементы насилия, агрессии или унижает какую-то часть населения. В США вообще разработана общегосударственная программа по вос питанию целомудрия у молодежи. Люди заботятся о моральном облике своего общества. Не пора ли и нам задуматься об этом? Смирившись с бесконтрольной теле визионной агрессией, возвеличиванием вещей и обесцениванием личности, мы обрекаем себя и свою молодежь на ду ховное сиротство. В основе мироощуще ния у нашего народа всегда были со страдание, сердечность, душевное тепло. Этим мы жили и будем жить! Незачем нам отрекаться от себя. Галина ИВАНОВА, учитель липецкой средней школы № 3. Ш > Ш ЗВЕНИТ имшкольный звонок На этом сним ке — педагогическая д и настия С енцовы х и з Д обр и н ск ого р а й о на, насчитывающая 311 лет учительского стаж а. Ее осн ов ател и — д в е сестры и брат. Мария Яковлевна С енцова (в центре) — учитель математики и физики с 4 0 -л ет ним стаж ем . Ее сын Яков п р еп о д а ет ф и зику, дочь Алла — биологию . На ниве про св ещ ен и я трудятся с е с т р а Валентина, зять В алерий (о б а м атем атики), внучка Ирина, завуч П етровской ср е д н е й шко лы. Это первая ветвь династии Сенцовых. Начало второй п ол ож ен о М ихаилом Дм итриевичем Родионовы м (третий с л е ва), учителем технологии. И нтерес к школе он п ередал по наследству двум своим д о черям — С ветлан е и Лю бови, учителям физкультуры и трудового обучения. Не на рушил сем ей н о й тради ц ии и внук Алек сандр, который сегодня директор школы. . П р едставительница третьей ветви — Антонина Ф илипповна Ры бина(крайняя справа), преподаватель русского языка и литературы , стоявш ая у истоков л и п ец кого опыта. По е е стопам пошла дочь Ма рия, которая сего д н я обуч ает и ностр ан ному языку студентов ЛГТУ. П оистине: учителями не становятся, а р ож даю тся... (Соб. инф.) Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ КАК К О и р С СО БА КИ Историю эту мы в се м ь е вспом ин а ем часто. В р оде бы о животных она, не о лю дях, — но что м ож ет быть ч ел о в е ч н е е ж е л а н и я прийти на пом ощ ь т о м у , кто в эт о м н уж дается? В п р о чем, суди те сам и. Наш п е с Бим в сегд а терпеть не м ог кошек. Ничего у д и в и т е л ь н о г о : больш инство собак такие. Но однаж ды он нас очень удивил. Н ачалось с того, что мы стали зам ечать: Бим ун осит куда-то св ою ед у , а са м очень похудел. Я реш ила за ним п роследить и нашла Бима, л еж ащ его за конурой, а рядом бы ло что-то с е р о е . П одош ла бл иж е и ув и дел а... больную кошку. У н ее была сл ом ан а лапка. Вот, оказы вается, поче му похудел наш пес, вот кого он кормил в се это время! Конечно, мы с родителям и реш или оставить кошку у себ я , назвали е е Муськой. Она уж е вы здоровела, п о -п р е ж нем у очень друж ит с Б им ом . А тот оп екает и защ ищ ает е е . Если кто-либо хоть в шутку оби ди т Муську, Бим кида ется с грозным рычанием на пом ощ ь подруге. Такая вот и стория... А м о л о д ец все-таки наш Бим! Инна ИСАКОВА, член юношеского корпункта «ЛГ» при чаплыгинской средней школе № 1. ■ммммш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz