Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
о шрш щ м т ш ш ш : ммт . ШИПЕЦКАЯ г а з е т а щж 20 июня 2002 г., № 119 (21747) ------------------------------------------------ ОФИЦИАЛЬНО - Постановление третьей сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 43-пс от30.05.2002 г. 0СОСТАВЕПРАВЛЕНИЯОБЛАСТНОГО ФОНДАОБЯВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГОардховдния Рассмотрев обращение администрации области о соста ве правления областного фонда обязательного медицинс кого страхования, руководствуясь Постановлением Верхов ного Совета Российской Федерации от 24 .02 .93 г. № 4543- 1 «О порядке финансирования обязательного медицинско го страхования граждан на 1993 год», учитывая предло жение комитета областного Совета депутатов по социальным вопросам, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить правление областного фонда обязательно го медицинского страхования в следующем составе: Борцов Николай Иванович — генеральный директор ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский», де путат областного Совета депутатов Герасимов Владимир Алексеевич — глава администра ции Становлянского района, депутат областного Совета де путатов Голощапов Александр Тихонович — главный врач му ниципального учреждения здравоохранения «Стоматологи ческая поликлиника* г. Ельца, президент общественной организации Липецкой области «Ассоциация стоматологов* (по согласованию) Гучек Павел Анатольевич — заместитель главы адми- нисгоации области (по согласованию) Климов Николай Петрович — глава администрации Чап- лыгинского района (по согласованию) Коломыцева Нина Михайловна — первый заместитель начальника Главного управления Центрального банка Рос сии по Липецкой области (по согласованию) Лебедев Николай Васильевич — главный врач област ной клинической больницы, депутат областного Совета де путатов Ли Александр Алексеевич — начальник управления здравоохранения администрации г. Липецка (по согласо ванию) Лошаков Георгий Александрович — председатель Ли пецкого регионального отделения профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (по согласованию) Мачнева Александра Тарасовна — председатель област ного комитета профсоюза агропромышленного комплекса (по согласованию) Мурузов Василий Христофорович — начальник управ ления здравоохранения администрации области (по согла сованию) Панова Маргарита Михайловна — директор областного фонда обязательного медицинского страхования (по согла сованию) Путилин Павел Иванович — директор ГСХ «Петровс кий», депутат областного Совета депутатов (по согласова нию) Семушин Сергей Алексеевич — генеральный директор ООО «Страховая компания АСКО-МЕД, Липецк (ОМС)* (по согласованию) Щеглеватых Вячеслав Михайлович — начальник управ ления финансов администрации области (по согласованию) Явных Вячеслав Иванович — начальник управления со циальной защиты населения, администрации области (по согласованию). 2. Считать утратившим силу постановление областного Совета депутатов от 18 .04 .2001г. № 604-пс «О составе прав ления областного фонда обязательного медицинского стра хования». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ М И Г Р А Ц И Я : М И Н А ЗА М Е Д Л Е Н Н О Г О Д Е Й С Т В И Я ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Вырулив к так называемой производственной базе, обне сенной кладбищем заржавевшего металла, останавливаем ся. По пути Лидия Николаевна успевает рассказать о после дних злоключениях с землей. Местные власти вернули ее в фонд перераспределения Елецкого района. Но безуспешно искали настоящего хозяина — никто не бросился возрож дать запущенную землю да еще с многомиллионными дол гами «Колоса», кредитором которого выступило опять ЗАО «Россахизвестняк». Даже несмотря на «телодвижения Мос квы», до хрипоты спорившей в Думе о купле-продаже зе мель сельскохозяйственного назначения, охотников на нее не оказалось. Но земля есть земля. Умные люди цену ей знают. Тут еще слух прошел, что в недрах под Йово-Олыпанцем лежат огромные запасы высококачественного песка, который мож но использовать в производстве железобетона. Да и феде ральная дорога «Москва — Дон» будет проходить рядом с селом. Тоже своя выгода есть. * * * Стоит ли удивляться, что именно «Россахизвестняк» вновь засуетился вокруг этой земли? Постановлением главы елецкой райадминистрации он получил ее в аренду на пять лет. Правда, с оговорками: что и как делать на ней по го дам. Доверчивый деревенский народ снова поверил, потому что устал от безнадеги. Сколько комиссий приезжало, но до до кументов так и не докопались: село вроде есть, а вроде его и нет. Люди устали от безделья, безденежья, унижений, полу чая за работу по литру молока и несколько буханок на день. Теперь свою надежду они связывают с новым генераль ным директором ЗАО «Россахизвестняк* Вячеславом Пова- ляевым, сменившим Дмитрия Должикова, о котором обма нутое село доброго слова не скажет. Но и Вячеслав Борисо вич к их судьбе заметного интереса не проявляет. Обещание создать сельхозпредприятие ничем не подкреплено. Почему ничего не получается? — спрашиваем людей. В ответ слышим: «Не знают в карьере, что делать с землей. Однажды пригнали два К-700, вспахали гектаров пятьсот. У нас глаза загорелись от радости: наконец-то! Но на том все и кончилось. Пошли к директору — не бросайте, говорим, даль ше надо культивировать, удобрения вносить. Зачем же тог да деньги тратили? Просили карьер помочь сотни две гекта ров засеять озимыми. Мы могли бы найти семена в соседних хозяйствах под новый урожай, нам не отказали бы. Дирек тор нам в ответ: «У меня нет средств на горючее*. Наверное, в этом тоже была правда, ведь карьер и сам сидел на бобах и едва избежал банкротства. Пустующие земли просили сдать в аренду, и желающие с такими предложениями в Ново-Олыпанец обращались. Но любые попытки действовать пресекались окриком из карье ра: «Не командуйте чужим добром, это наше!* Между тем оно, это добро, тает на глазах. Животных кормить нечем. Бэдэенки едва держатся на ногах. Когда кре стьяне в очередной раз пошли за помощью, у ходоков спро сили: «А какую прибыль могут дать ваши коровы весной?* Тогда затею с животноводством в карьере посчитали неперс пективной и, недолго думая, решили было сдать скотинку на мясокомбинат. Еле отстояли... Лидия Сенчакова до сих пор не может простить себе того, что не обратилась с иском в суд о наказании за жестокое обращение с животными. Однажды прошлой зимой она при ехала на ферму и увидела, что коров кормят соломой, пере мешанной с кусками мерзлой земли, собранной прямо с за снеженных полей. Свои закрома были пусты, тогда как пе ремолотый турецкими комбайнами в труху драгоценный корм остался на земле. Многое на ней сгинуло. В единственном оставшемся коровнике, по словам доя рок, условия для животных были страшные: из разморожен ных поилок вода лилась им под ноги. Отощавшие буренки в мороз стояли по брюхо в воде. Вот почему, когда карьер решил передать оставшееся стадо в Задонский район, из жа лости к животным никто не возразил. Между тем стельных коров грузили и везли за десятки километров. Не все телята родились живыми... Следом за скотом в чужие края поехали и люди. Но не по своей воле. «Почему мы должны работать в Задонском районе, если на своей земле наши руки нужны? — возмуща ются они. — Теперь нас перегоняют в какую-то новую агро фирму. Несогласных грозят уволить, пугая то китайцами, то вьетнамцами, которые якобы дешевле обойдутся карьеру. Мы остались без земли, без техники и стада — нас про сто-напросто ограбили! И так издеваются уже десять лет». Кое-кто из селян попытался найти всему свое объясне ние, вспомнив про разрушенную в 1917 году церковь, из которой тогда талицкую больницу сделали. Люди не защи тили храм, потому, мол, и наказаны. Даже дождик обходит стороной Ново-Олыпанец. ...С Лидией Сенчаковой мы возвращались в Елец уже другой дорогой, которая привела нас к ЗАО «Россахизвест няк*. Начальства на месте не оказалось, что, наверное, было и к лучшему. Два года назад в том же кабинете предше ственник Вячеслава Поваляева, казалось, искренне бил себя в грудь, обещал не бросать село. Что в нем происходит се годня, мы увидели своими глазами... Тамара ФЕДЮНИНА, соб. корр. «Липецком газеты». Елецкий район. Б ольш ой р е зон ан с в ближ н ем за р у б еж ь е получил Закон о российском гражданстве. Интерес к н ем у у наших соотечественников огр ом ен . Ведь десять лет н а з а д н а сел ени е распавшегося государства в одн оч ась е превратилось в р аздел ённы й н а р о д . В многонациональной стране п одобны е пробл емы требую т несиюминутных р еш ений , обя зательного учёта множественных факторов , осторожных п о д х о д о в . Наруш ен дем ографический бал ан с . Н асел ение стареет . Никак не реш ается давн о назревш ий русский вопрос . Нарастают экономические пробл емы . В социальной жизни всё о стр ее даю т о с е б е знать столкновения различающихся культуральных особенн ост ей и социальных притязаний мигрантов. Как карточные домики , рассыпаются национальны е мифы ... Эта проблема начинает утомлять населе ние. Ведь, с одной стороны, с высоких три бун неоднократно было заявлено, что граж дане бывшего СССР, обладающие одной культурой и менталитетом с россиянами, — «подарок для России*. С другой стороны, этот «подарок» уже вызывает массу проблем, связанных не только с размещением и тру доустройством, но и социальными межэтни ческими трениями. На национальной почве вызревают будущие трагические конфликты. Не случайно новый закон о гражданстве принимался трудно. Звучали разные оцен ки, вплоть до резких, требующих прекра тить превращение России в отстойник для маргиналов. Теперь в профилактических целях от претендентов на гражданство по требуются знание русского языка и непре менный отказ от прежнего гражданства. Лица, не способные доказать законность сво их доходов за пять последних лет прожива ния в России, из числа претендентов исклю чаются. Основанием для отказа в получе нии гражданства считается также любое умышленное преступление. И, наконец, с момента получения вида на жительство бу дет отсчитываться пятилетний срок общего ценза. Б ытует мнение, что демографический кризис, в который вступила Россия, можно преодолеть за счёт иммигран тов. Однако есть одно «но*. Хоть убей, не едут к нам просвещённые и цивильные ев ропейцы со своими чадами и домочадцами. Разве что украинцы да немного белорусов. Зато волна переселенцев и торговцев из За кавказья и с Востока буквально наводнила центральную Россию — Московскую, Липец кую, Воронежскую, Белгородскую, Ростов скую, Краснодарскую области, особенно сто лицу. Нехотя сегодня признают, что и кита- изация Восточной Сибири и Дальневосточ ного региона оказалась не слишком уж удач ным экспериментом. Мечты о притоке силь ных, здоровых, способных и высококвали фицированных соотечественников из ближ него зарубежья так и остались мечтами. А вот национальные проблемы усилились. Бои местного значения, которые устраивают мо лодые скинхеды в Москве и Петербурге с вы ходцами с Кавказа и из Средней Азии, толь ко обозначают наметившуюся непростую тен денцию в развитии внутренних межнацио нальных отношений. Большинство аналитиков, исходя из на ционального соотношения в современной России (85% русских, 15% населения дру гих национальностей и этносов), строит свою теоретически-кабинетную концепцию разви тия единой культуры России без учёта мно жественных культуральных и, прежде все го, религиозных факторов, определяющих глубокие различия в мировосприятии раз ных социально-этнических групп. Так, без основательно считается, что из Казахстана, Таджикистана, других бывших республик СССР к нам едут русские с той же самой культурой, традиционными ценностями и на циональным мировосприятием, что и у со отечественников в европейской части Рос сии. Отнюдь. Отторгнутое от веры и тради ции русскоязычное население южных и вос точных республик, постоянно испытывая влияние азиатских нравов и обычаев, жило совсем в другом культурном измерении. Это привело к утрате исторических корней и при- I вычек. Вольно или невольно среди русских, | проживавших в окраинных республиках СССР, шла идентификация и самоиденти фикация по принципу «свой-чужой среди чу- не знают и не понимают. Но, как известно, наши границы «прозрачны*. Вдобавок иммиг рационная политика совершенно не принима ет во внимание объективные факторы. Японцы желают друзьям: «Не дай Бог вам жить в период перемен». И они правы. Про изошедшие на наших глазах государственно исторические реформы наряду с позитивными переменами вызвали существенные изменения в укладе жизни коренных россиян — иерар- фонда это — очередное потрясение. Мы единственный народ в мире, который на протяжении последнего столетия, начи ная с 1917 года, неоднократно изгонял свою элиту. Она формируется веками и составля ет здоровое ядро любой нации. Зато мы дли тельно привлекали в центр России людей ок раин. Это особый сложный и малоизучен ный трагический вопрос. До его решения ещё не близко. Однако если миграцию считать жих*, что закономерно — особенно для тех государств, где жизнь течёт по законам кла нов. Эти факторы определяли характер раз нообразных поведенческих реакций. Диапа зон их широк. В памяти свежи и горделивое самолюбование — «русские — мозговая эли та, золотые руки», и порождающие комп лекс социальной неполноценности обидные ярлыки — «русские оккупанты». Не сбро сишь со счетов и атмосферу двуязычия. Всё в совокупности наложило свой особый отпе чаток на характер вынужденных переселен цев. Исподволь выработались сложные при вычки решать вопросы путём многоходовых комбинаций с опорой на «своих», как это делается в мафиозных сообществах. Един ственной культурной скрепой остался язык общения, что и породило феномен «русско- язычия» — язык один, культуры разные. Вот и вышло как у Блока: «Да, азиаты мы!» а обиженных воду возят». Тай гла сит русская поговорка. К сожале- .нию, некоторые из прибывающих к нам из ближнего зарубежья переселенцев претендуют на исключительность — «особые профессионализм, умения, здоровье». И го сударству приходится давить на эмоции сво их граждан. На протяжении десятилетия от русских по отношению к вынужденным миг рантам требовали войти в положение бежен цев, пожалеть, оказать им помощь в адап тации на исторической родине, которую те 1 и г «н; .хической структуре общества и системе цен ностей. Они затронули все базисные потреб ности личности, вплоть до главных: пищевых, половых, репродуктивных, территориальных, а также национальной и культурной иденти фикации, профессиональной самореализации, самоуважения и ряд других. Эти социально- экономические перемены вызвали небывалый рост невротизации населения и на протяже нии ряда лет сопровождались значительным увеличением разных дезадаптивных рас стройств, абсолютным и относительным рос том психопатологии и социопатий. По имеющимся официальным данным, со впадающим с оценками независимых экспер тов ВОЗ, в настоящее время в России в квали фицированной психолого-психиатрической по мощи нуждается около 15-20 процентов насе ления, т.е. около 25 миллионов человек. Сле дует признать, что экономическая и психичес кая депрессия — не только созвучные терми ны. Они взаимосвязаны гораздо сильнее, чем это признавалось ранее, и даже больше, чем нам бы этого хотелось, включая влияние мас совой социальной депрессивности на саму воз можность оживления экономики. Это напрямую относится к прибывающим в Россию иммигрантам. Какой бы высокой квалификацией они ни обладали, им довелось пережить сильнейшие стрессы. Для психичес кого здоровья нации с учётом качественных характеристик нынешнего российского гено- за благо для России, для русских, то нацио- ; нальное согласие, национальная идея, гео политические интересы так и останутся для нас утопией со всеми вытекающими послед ствиями. В нашем случае давно следует говорить о качественно ином подходе к пробле ме, основанном не на гуманистических концепциях, а на предотвращении социаль ной опасности, исходящей от мигрантов, ко торая специфически транслируется на пос ледующие поколения. Большинство вынуж денных переселенцев, лишившихся привыч ного социального и психологического ком форта, так или иначе ощущают себя оби женными и обделёнными. Больше того, вольно-невольно они переносят свои пробле мы на окружающих, местное население, их приютившее. Это закономерно. И бесполез но вздыхать, что в чужой монастырь со сво им уставом не ходят. Ведь прибывшим с окраин, не знающим коренных традиций, наши законы и традиции не писаны. Отсюда и культуральные напряги. Сколько време ни пройдёт, пока потомки мигрантов укоре нятся, почувствуют себя родными на нашей земле, впитают культуру? Но вопрос еще и в другом — выдержит ли русская культура новое испытание? Русская культура — не художественная самодеятельность и не выступления знаме нитых русскоговорящих сатириков. В рос сийских городах уже складываются земля чества и общины русскоязычных выходцев из Казахстана, Таджикистана, так же, впро чем, как китайские, вьетнамские, кавказс кие, цыганские общины. В них царят свои обычаи, где сплочённость и деньги — пре выше всего. Не в последнюю очередь миг ранты влияют на криминализацию общества, распространение эпидемий, в том числе СПИД, распространение наркотиков. Дале ко за примерами ходить не нужно. Так, из нашей области ежегодно депортируют не сколько десятков сезонных рабочих с Укра ины, а беженцы-таджики стали разносчика ми малярии. Цыганские кланы собирают дань с наркоманов. Интересы таких мигран тов постоянно приходят в противоречие с ин тересами коренных жителей. Тут никакие этические правила, складывающиеся столе тиями и десятилетиями, не действуют. На ступает череда стихийных конфликтов. Но такие же столкновения постоянно происхо дят в Германии по отношению к туркам и выходцам из Казахстана, так называемым русским немцам, в Ирландии, в Испании, в самой Турции да и в других странах. Есть эта проблема и в США. Важно главное: сколько бы жалостно мы ни вздыхали, рядясь в тогу гуманистов, этот вопрос открыт. Остаётся подождать массо вого выявления обиженных и посмотреть, на ком будут воду возить. Елена ФРОЛОВА. г. Липецк. НУЖНЫ ЛИ МЫ ТЕБЕ, РОССИЯ? 0 ПОЛОЖЕНИИ МИГРАНТОВ, ИСХОДЯ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА, РАЗМЫШЛЯЕТ КАНДИДАТ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ГЕОГРАФИИ ЛИПЕЦКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЮРИЙ КАРАНДЕЕВ — Ксенофобия — явление не новое. Миг рантов, пришлых не любили во все времена, не любят их и сегодня. Причина нелюбви, я думаю, — в страхе. Коренные жители смотрят на приезжих как на конкурентов на рынке тру да, чиновники — как на лишнюю докуку, на рушающую их спокойную жизнь. Впрочем, не будем обобщать. Есть и примеры бескорыстной помощи бе женцам и переселенцам со стороны как мест ных жителей, так и представителей власти. На фоне бездействия государства эта помощь осо бенно заметна и ценна. Руководители хозяйств выделяют участки под строительство домов, стройматериалы, односельчане — живность для разведения. И таких фактов немало в нашей области. При этом люди, как правило, охотно помогают тем, кто сам не сидит сложа руки в ожидании, когда ему все преподнесут на блю дечке. Думаю, что ученые, возвращающиеся на историческую родину, должны представлять особую ценность для России. Особенно в эпоху так называемой «утечки мозгов* за границу. У нас в университете несколько ученых и пре подавателей, приехавших из бывших респуб лик. В основном из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Причины переезда в Россию в целом похожи: преследования со стороны пред ставителей суверенных государств по нацио нальному и языковому признаку. Большинство из них, покинув обжитые ме ста, смирилось с какими-то потерями. Кто-то вынужден был, поддавшись давлению, оставить хорошую квартиру, кому-то «повезло* продать жилье за гроши. А переехав, обустраивались как могли. У многих есть официальный статус вынужденного переселенца. Он дает право хоть на небольшую беспроцентную ссуду на строи тельство жилья. Я приехал из Кривого Рога. И поскольку наши покладистые российские политики дого ворились переселенцев из Украины не призна вать вынужденными, то мне беспроцентная жилищная ссуда «не светит*. Почему я уехал? Да по той же причине, что и другие переселенцы. Родился на Ставропо лье. По окончании Ленинградского педагоги ческого института и аспирантуры работал в Во логодском пединституте, с экспедициями мно го поездил по России, Средней Азии и Казах стану. А в 1984 году меня пригласили на рабо ту в Криворожский пединститут. Дали нашей семье трехкомнатную квартиру. Наладился быт. Казалось, все нормально. Но после распада СССР атмосфера в рес публике стала меняться. Националистические настроения в украинском обществе быстро рас пространились с запада республики. Началось с межнациональных конфликтов на бытовом уровне («балакай по-украинськи или мотай у свою Россию*), закончилось широкомасштаб ной политикой языкового вытеснения. У нас в вузе, например, с 1992 года стали требовать от ученых и преподавателей чтения лекций на украинском языке. Я честно пытался вы полнять соответствующие предписания. Кста ти, это получалось даже далеко не у всех «щи- рых» украинцев. Но к русским были особен но пристрастны. Наши тексты лекций «пра вились* с карандашом в руках. Правка со провождалась громкой критикой и насмеш ками. Да, наверное, в текстах на неродном языке у меня были огрехи. Но реакция на них была оскорбительной. Впрочем, дело не только в такого рода давлении. Короче, по степенно у меня созрело решение уехать. Семь лет назад узнал, что есть вакансия по моему профилю в Липецком пединститу те. Приехал. Меня очень хорошо приняли. Работал сначала Преподавателем, вскоре был назначен заведующим кафедрой. Тогдашний ректор Вера Федоровна Чернова отнеслась с пониманием к моим жилищным проблемам, поселила в общежитии, как и многих других преподавателей без жилья. Мой сын после Крымского университета заканчивает аспиран туру и тоже будет преподавать. Так что мы — не иждивенцы, а, надеюсь, вполне полезные России люди. Это не значит, что все у меня складывает ся гладко. Посудите сами. Мне за пятьдесят, а постоянного, нормального жилья нет. Это только в молодости можно весело напевать «Я пока что живу в общежитии...* А когда понимаешь, что жить тебе в общежитии не только всерьез и надолго, а вероятнее всего, всю оставшуюся жизнь, и то, если сможешь работать до конца дней своих, становится как- то не до веселья. Квартиру в Кривом Роге про дать невозможно, разве только за гроши, на какие здесь и дверь не купишь. Конечно, есть примеры, когда в России вузовским ученым дают квартиры. В Орле, в Белгороде напри мер. Да и в нашей области в Елецком универ ситете есть такая практика. Понимаю, как это непросто. Но хотя бы помогали приобретать жилье на какие-то льготные кредиты, учиты вая нашу «рыночную» зарплату. Я решился рассказать о себе, поскольку считаю, что мое положение, мои проблемы типичны для многих. Впрочем, повторюсь: устраиваются по-раз ному. Большинство понимает: прежде всего надо рассчитывать на себя. Однако создается впечатление, что в Россию свободно может въехать кто угодно, только не русские. Полу чить гражданство для них — без проблем. Глав ное условие — платежеспособность. Я имею в виду не смешанные пары, которые встречают ся среди мигрантов, хоть и не так часто (такие браки, кстати, тоже болезненная тема для от дельного разговора), а в первую очередь тру довую миграцию. Она стремится поскорее ле гализоваться в России, правдами-неправдами в кратчайшие сроки, принимая российское гражданство, но при этом не платя налоги со своей «коммерческой» деятельности, плодя криминал, с участием национальных диаспор, беря под свой контроль рынки и всевозмож ные злачные места. Вот такую миграцию, счи таю, просто необходимо ограничивать, как это давно уже сделали, например, в США и Гер мании, где строгий миграционный контроль наряду с квотой на въезд и помощью бежен цам уже давно отрегулированы. У нас же про должают изобретать велосипед, бесконечно дискутируя эту проблему. А в итоге эта неопределенность, этот раз рыв между словами и делами оборачиваются беспомощностью, беззащитностью людей. Ле гальные русские мигранты в России (я имею в виду тех, кто приехал на постоянное место жительства) на каждом шагу сталкиваются с чиновничьей непробиваемостью. Меня просто поразил случай из сюжета программы «Вре мена*. В армию призвали юношу из много детной семьи русских переселенцев из Казах стана. Он отслужил, как говорится, верой и правдой два года в Чечне, не будучи... граж данином России! Более того: по возвращении юноши домой его семья, равно как и он сам, продолжают хождение по чиновничьим инстан циям в попытках получить гражданство, ко торое по букве существующего закона поче му-то им не положено. Да мало ли таких случаев! Иногда неволь но задаешься вопросом: нужны ли мы тебе, Россия? Если да, то принимай нас. Мы — та кие же русские. И нам ты нужна и дорога. Среди нас много православных верующих. Только судьба нас разнесла кого куда. Кого по распределению на работу после вузов, кого на стройку, кого на целину, кого на армейс кую службу. Мы сохранили язык, нацио нальные традиции и культуру, обогатив все это знаниями иной культуры. У нас нет нена висти или презрения к другим нациям и их обычаям, мы умеем жить в дружбе с другими народами. Если мы нужны тебе, Россия, то принимай нас. Мы — те, кто послужит тебе и сполна вернет все долги. Записала Ольга БОЧКОВА. ПО СЛ ЕСЛ О ВИ Е - РЕДАКЦИИ Вероятно, у тех, кто пережил войну, можно было бы расспросить, как уживались в те трагические годы эвакуированные разных националь ностей, люди из разных краев и об ластей, оказавшихся под оккупаци ей, с коренным населением тыловых городов и сел. Как с ними делились последним, как находили им уголок в тесной избе или квартире, как вме сте работали для фронта и ждали Победы. Сегодня все иначе. Нас разъе диняли, разводили, противопостав ляли друг другу и добились своего. И вот уже автор одной из предло женных вниманию читателей публи каций считает, что даже русские по национальности мигранты из бывших советских республик как бы уже и не вполне русские. Авсе, кого стро нули с места события последних по лутора десятилетий, —маргиналы. Вместе с тем вопросы, постав ленные в этом письме, разумеется, серьезны и резонны. Чего больше от беженцев и переселенцев для Рос сии —пользы или вреда? Есть ли у государства и общества реальные возможности «просеять» миграцию, остановив криминал? Способна ли власть помочь новым гражданам России обрести работу, крышу над головой, почувствовать себя не чу жими, а своими? Пока рассуждения, как мы ви дим, сводятся к чистому прагматиз му: выгодно-не выгодно, оправдан но-неоправданно. Этические сообра жения, гуманитарные мотивы выно сятся за скобки. Пристало ли хрис тианскому обществу отказывать в приюте и поддержке гонимым, без домным? Нет ли у России нравствен ного долга перед людьми, не по сво ей вине потерявшими родину? Раз ве над этим и размышлять уже не стоит? Не отрицая обоснованность тре воги, звучащей в заметках «Самый дорогой «подарок», мы все-таки по лагаем, что спор надо было бы вес ти о другом. Как создать стартовые условия, чтобы мигранты сумели не просто выжить, но и стать макси мально полезными на вновь обретен ной родине предков? Есть ли надеж да, что коррумпированные или бес совестно равнодушные чиновники поумерят свои аппетиты и не будут по собственному произволу опускать или поднимать шлагбаум перед рус скими, которые хотят получить рос сийское гражданство? Кстати, пос леднее условие, быть может, глав ное в решении проблемы. Хватит ли для этого политической воли и силы у государства? Или дело ограничит ся поминаемым в сегодняшних пуб ликациях законом, каковой те же чи новники с давно приобретенной сно ровкой будут поворачивать как дыш ло? 'V"- /■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz