Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
I I I 11111 ■ ШИПЕЦКАЯ •/Ж газета ШИШ ЙШМ1НЙ ш т ш ш ш к 18 июн я 2002 г., № 117 (21745) В ыносит ь с а м ы е в а ж н ы е в о п р о сы н а п о с л е д н и е д н и р а б о ты в е с е н н е й с е с с и и Г о с у д а р с т в е н н о й Д ум ы с т а л о у н а с т р а д и ц и е й . На у р а , н а с п е х « п р о д а в л и в а л с я » в п р о ш л о м г о д у З ем е л ь н ы й к о д е к с : н а у л и ц е ж а р к о п р и п е к а л о с о л н ы ш к о , и и ны е д е п у т а ты о б е и м и р у к а м и г о л о с о в а л и з а з а к о н , п о л о ж и в ш и й н а ч а л о р а с п р о д а ж е р о с с и й с к и х з е м е л ь . В п р е д д в е р и и л е т н и х к а н и к у л и з а м о р с к и х — з а г о с у д а р с т в е н н ы й сч ет — в о я ж е й б у д е т п р и н им а т ь ся в о в т о р о м ч т ен и и и з а к о н «О б о б о р о т е з е м е л ь с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о н а з н а ч е н и я » . О н о и п о н я т н о , в с п еш к е и за н я т о ст и — а з а ию н ь Д у м е п р е д с т о и т « о т р а б о т а т ь » о к о л о 1 3 0 з а к о н о в ! — н аш и м и з б р а н н и к а м я в н о н е д о д и с к у с с и й и в с е н а р о д н о г о о б с у ж д е н и я , и д е ю к о т о р о г о о н и и о т к л о н и л и н е д а в н о п ри о ч е р е д н о м с в о е м г о л о с о в а н и и . 1 Д о в т о р о г о ч тен и я з а к о н а о с т а л о с ь в с е г о н и ч е г о , в ч е р а и ст ек с р о к п о д а ч и п р е д л о ж е н и й и з а м е ч а н и й к п р а в и т е л ь с т в е н н о м у в а р и а н т у з а к о н о п р о е к т а , п о л у ч и в ш е м у н а и б о л ь ш у ю п о д д е р ж к у д е п у т а т о в . П о ч е м у Д у м а о т д а л а п р е д п о ч т е н и е и м е н н о п р а в и т е л ь с т в е н н о м у в а р и а н т у ? Д е й с т в и т е л ь н о ли Р о сси я г о т о в а к ц и в и л и з о в а н н о м у р еш е н и ю з е м е л ь н о г о в о п р о с а , п о д к о и м п о д р а з у м е в а е т с я п о ч е м у - т о е д и н с т в е н н о к у п л я - п р о д а ж а з е м л и ? А м о ж е т , н о вы й з а к о н — п р и г о в о р в с е м у р о с с и й с к о м у к р е ст ь я н ст в у , и н а ш у з е м л ю ск упят с п е к у л я н ты , л а т и ф у н д и с ты -и н о с т р а н ц ы ? Ч и та т ел ям н а в е р н я к а н е б е зы н т е р е с н о б у д е т у з н а т ь , ч то д у м а ю т п о э т о м у п о в о д у п р е д с т а в и т е л и р а з л и ч н ы х ф р а к ц и й и д е п у т а т с к и х о б ъ е д и н е н и й Г о с д ум ы , что г о в о р и л и о н и н а о б с у ж д е н и и н а з в а н н о г о и с т о р и ч е ск и м з а к о н а «О б о б о р о т е з е м е л ь с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о н а з н а ч е н и я » и к а к и е и зъ яны ви дя т о н и в э т о м з а к о н е , к о т о ры й в с в о е м ч и ст ом , б а з и с н о м , т а к с к а з а т ь , в и д е н е у д о в л е т в о р я е т д а ж е з а п и с н ы х с т о р о н н и к о в ч а с т н о й с о б с т в е н н о с т и н а з е м л ю , н е г о в о р я у ж о к а т е г о р и ч е с к и х п р о т и в н и к а х т а к о в о й в л и ц е к о м м у н и с т о в , а г р а р и е в и ча сти н е з а в и с и м ы х д е п у т а т о в ? С оставит ь с в о е м н е н и е о п о з и ц и и п р е д с т а в и т е л е й т е х и ли и ны х ф р а к ц и й п о о б с у ж д а е м о м у в о п р о с у п о м о ж е т н а м в естн и к « Д у м с к а я п а н о р а м а » , п о м а т е р и а л а м к о т о р о г о и п о д г о т о в л е н а п у б л и к у е м а я с е г о д н я п о д б о р к а и з вы ст у п л ен и й н а р о д н ы х и з б р а н н и к о в . В и к гр р ПЛ ЕСКАЧЕВСКИЙ, п р ед сед ат ел ь комитета Г осдумы п о собст венности (ф р а к ц и я «Единство»): СЕЛУНЕОБХОДИМПОЛНОЦЕННЫЙ ИНСТИТУТ Ш Развиват ься сегодня селу не дают две п роблемы. Первая — отсутствие предпринимател ьской среды: финансирования, кредитования, страхования и так далее. Вторая — отсут ствие института со бственности. Главным инструментом обо рота земел ь вообще-то являе тся ипотека , а не продажа. Вла деющее землей ли цо , желающее и спол ьзовать эту землю, ее, как правило, не продает. Продают нищие, голытьба, пья ницы — те, кто сам не в состоянии обработать эту землю... Но владелец земли должен привлечь ресурсы, чтобы ее обработать, получать доход. Есть только один законный инструмент для их привлечения, помимо так называемых бюджетных дотаций, — это внебюджетное финансирование, ипотека. А она возможна только в том случае, если суще ствует полноценный институт собственности, а не какие- либо суррогаты, как сейчас у нас, — земельные доли и тому подобные вещи... В и кт о р ВОЛОДИН '< р ук о во д ит ел ь ф р а к ц и и «Отечест во — в с я Россия»: ВОМНОГИХ РЕГИОНАХЗЕМЛЯ УЖЕ ШМШЯШШНЙН......................................................... На протяжении десяти лет земля продается и покупает ся по тридцати региональным законодательным актам. Хо телось бы, чтобы Дума сегодня окончательно определилась и приняла решение по этому судьбоносному вопросу. Мы считаем возможным принять за основу вариант пра вительства, но есть ряд принципиальных замечаний фрак ции. Во-первых, в рамках законопроекта нужно обязательно сохранить арендные отношения наряду с возможностью пра ва собственности на землю. Следующая позиция — предотвратить коррупцию. Нуж но определить сроки, в течение которых земля, переданная бесплатно, не может перепродаваться. Если в срок менее трех лет гражданин берет и ее продает, деньги от сделки должны идти государству. Мы считаем, что нужно обязательно прописать и такую позицию: в случае неиспользования земли по назначению — ее возврат. Если урожайность очень низкая, например, в два раза, чем средняя по району, нужно обязательно изымать землю у такого землепользователя. И конечно, нужно защитить малоземельные регионы. Им нужно дать право вводить собственные нормативы по мак симальным объемам продажи земли. Если для средней по лосы такой.нормой может быть где-то 35 процентов, то для малоземельных регионов нужно все эти вопросы решать отдельно. А л е к с а н д р ПОНОМАРЕВ. за меститель п р ед сед ат еля комитета Г осдум ы п о а гр а р ны м в о п р о с а м (ф р а к ц и я КПРФ) : СЕЛЬСКОЕХОЗЯЙСТВО СТРАНЫНАХОДИТСЯ ВКРИТИЧЕСКОМСОСТОЯНИИ Когда год назад мы рассматривали проект Земельного кодекса, многие тогда убеждали народ, что положение о купле-продаже земель будет затрагивать всего 2,5 процента земельного фонда страны и совершенно не коснется земель сельскохозяйственного назначения. Но прошел год, и в Гос думу представлен законопроект «Об обороте земель сельс кохозяйственного назначения* более либеральный, чем Зе мельный кодекс. Меж тем 91 процент сельского населения страны высту пает против купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Казалось бы, президент и правительство долж ны руководствоваться мнением народа, но они действуют вопреки ему. Президент неоднократно говорил, что испол нительная власть своими действиями, поступками должна объединить народ. Однако правительственный законопро ект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения* вносит раскол в российское общество. И все это происходит тогда, когда сельское хозяйство страны находится в крити ческом состоянии. Какие же цели преследует внесенный правительством за конопроект? Они сводятся к следующему. Во-первых, со здание условий для перехода земельных участков к эффек тивным собственникам. Во-вторых, привлечение инвести ций в АПК. В-третьих, установление общих правил, ограни чений в сделках купли-продажи земельных участков. Учеными и практиками давно установлено, что не фор ма собственности является определяющей в эффективности ведения производства. Например, в Голландии и Израиле земля на 92-96 процентов находится в аренде, а результаты эффективности работы в сельском хозяйстве самые высокие в мире. Эффективность зависит от двух факторов. Первый — что бы производитель сам распоряжался произведенным про дуктом, а второй — чтобы государство поддерживало свое го, отечественного, товаропроизводителя. Что произошло в нашей стране после проведенной при ватизации в промышленности? Что, туда инвестиции по текли рекой? Да ничего подобного! Всего 2,5 процента вло жено инвестиций в промышленность от суммы банковского капитала в России. Что произойдет, если пашня станет пред метом купли-продажи? Как у всякого товара, у нее появит ся цена, которая полностью или частично переносится в сто имость конечного продукта. Значит, зерно, сахарная свек ла, подсолнечник, корма, а также продукция животновод ства или переработки станут дороже. Менее конкурентоспо собной будет и отечественная продукция... Альтернативный вариант решения земельного вопроса разработан в законопроекте Агропромышленной группы и фракции Компартии Российской Федерации. Концепция это го законопроекта построена на аренде земель сельхозназна чения. Это самый приемлемый вариант для нашей страны... Уже есть опыт в некоторых регионах России, когда круп ные агропромышленные формирования высокоэффективно обрабатывают десятки тысяч гектаров земель на арендной основе. А государство обязано поддерживать отечественного то варопроизводителя, как это делается в других странах мира. В л а д и м и р ПЛОТНИКОВ. ч л е н комитета Г осдумы п о а гр а р ны м в о п р о с а м (А гр о п р о м ы ш лен н а я депут ат ская гр уп п а ) : ВСЯ РОССИЙСКАЯ ПАШНЯ УЙДЕТ ЗА2,5 МИЛЛИАРДАДОЛЛАРОВ? Хитрость правительственного варианта состоит прежде всего в том, чтобы ускорить переход российской земли в руки иностранцев. Не случайно на первое место в статье 2 вынесена декларация о равенстве прав иностранцев и граж дан Российской Федерации при участии в обороте земли. И это в условиях, когда подавляющее большинство на селения Российской Федерации, около 80 процентов, вооб ще не имеет накоплений, а у 99 процентов крестьян нет средств для элементарного выживания... Почему мы спешим, почему не хотим шаг за шагом про водить реформы, связанные с преобразованием на земле? На аукционах в Саратове 1 гектар российской пашни стоил меньше 10 долларов. Если посчитать по этой цене всю зем лю в России, всю российскую пашню, то получится пример но 2,5 миллиарда долларов. Столько капитала за месяц утекает с территории Россий ской Федерации. Разве можем мы в этих условиях спешить к свободной купле-продаже? Это просто чудовищно, кощун ственно и недопустимо! , Очень тевожит подход, связанный с обозначением земель ных участков в натуре. Кровавые стычки во все времена были именно на меже... Г р и го р и й ТОМЧИН, п р ед сед ат ел ь комитета Г осдумы п о э к о н о м и ч е с к о й полит ике и предприн им ат ельст ву (ф р а к ц и я СПС): ЗЕМЛЯ - ЭТОСРЕДСТВО Мы, к сожалению, привыкли к такому толкованию по нятия «земля» как поверхность... Но по самой природе ис пользованная сельскохозяйственная земля — это не повер хность, это средство производства. Пределы собственности при свободной продаже зем ли — это целевое назначение, ее нужно контролировать. Необходимо внести требования о сохранении земли оп ределенного качества. Меня очень беспокоит предложе ние фракции «ОВР* о том, чтобы судить по средней уро жайности. Это как? В каждом районе есть и овраги, и неудобья, мы что, будем позволять чиновнику отбирать землю, если на ней не может быть средней урожайнос ти?.. Я не понимаю высказываний, что земля, купленная ино странным физическим или юридическим лицом, становит ся землей иностранного государства. Это либо полная без грамотность, либо — политиканство... А л е к с а н д р ЧЕРШИНЦЕВ, ч л е н ко митета Г осдумы п о безопасност и (депутатская гр у п п а «Р оссийские р еги о ны » ) : НЕОБХОДИМОФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА Мы считаем, что принятие обсуждаемого закона обязатель но должно быть увязано с принятием закона о финансовом оз доровлении сельского хозяйства. Необходимо жестко упорядо чить права собственников земли с учетом как минимум годово го временного отрезка, чтобы люди могли четко определиться. Должны быть резко ужесточены вопросы оборота землц. для иностранцев... Мы также считаем, что, обозначая комплекс разных воп росов, надо четко и однозначно сказать, что оборот сельхоз- земли должен быть только для производства сельскохозяй ственной продукции и ни для чего более. Виктор ПОХМЕЛКИН. ч л е н ко митета Г осдумы п о законодат ельст ву (от н е за в и с и м ы х депутато в): ЗЕМЛЯ НЕДОЛЖНАПРИНАДЛЕЖАТЬ ЧИНОВНИКАМ Мы рассматриваем важнейшую для страны политичес кую проблему. Речь идет о будущей социальной структуре нашего села. Или мы сохраним маргинальную полупьяную деревню, управляемую агрочиновниками, с остатками кре постного права, или там будут свободные люди, владельцы, собственники земли, наемные работники, которые будут получать хорошее вознаграждение за свой труд. Я не сторонник нынешнего правительства и его курса: я не считаю его либеральным. Но представленный правитель ством вариант является все-таки не только самым профес сиональным, но и самым либеральным. Есть несколько принципиальных соображений, которые должны быть учтены при принятии за основу правитель ственного законопроекта. Первое. В федеральном законе должен содержаться ис черпывающий перечень запретов и ограничений в отноше нии землевладельцев и землепользователей. Крайне опасно предоставлять соответствующее право субъектам РФ. Второе. Приоритетное право государственных органов, государственных чиновников на землю совершенно непри емлемо. Я трижды избирался в своем округе и трижды честно выступал за частную собственность на землю, за цивилизо ванный земельный оборот. Уверяю вас, что если отказаться от демагогии, а честно, открыто разговаривать с людьми, то они все поймут... В л а д и м и р ЖИРИНОВСКИЙ. за меститель п р ед сед ат еля Г осдумы (ф р а к ц и я ЛДПР) : ДЕЛО НЕ ВТОМ, КАКМЫКНОПКИ НАЖМЕМ... Мы могли бы удовлетворить и левых, и правых, и цент ристов, если бы заложили в закон норму, что начинаем дро бить землю по кусочкам, прежде чем ее позволим купить кому-то. Ясно, что купят богатые. Купят сразу много. Это людей настораживает... Я не голосовал за Земельный кодекс. И сейчас я бы удовольствием поддержал другой проект. Но дело не в том, как мы кнопки нажмем. Мы приняли тысячу законов, но 40 процентов из них необоснованны, так говорят наши уче ные. Вот о чем надо думать... А л е к с е й МИХАЙЛОВ. ч л е н ко митета Г осд ум ы п о б юдж ету и н а л о га м (ф р а к ц и я «Я блоко») : КРЕСТЬЯНИНДОЛЖЕН РАСПОРЯЖАТЬСЯЗЕМЛЕЙ, АНЕФИКТИВНЫМИ БУМАЖКАМИ Наша страна богата чрезвычайно. Пашня, судьбу кото рой мы сейчас обсуждаем, стоит триллионы долларов, и в то же время она не стоит ничего. Потому что пока земля бесхозна, она не имеет собственника. Так получит земля собственника или не получит? От этого зависит, будет она эффективно использоваться или нет. А что происходит у нас? Треть нашей пашни разделена по зе мельным долям. Но в то же время только 5 процентов из них выделены в натуре. Сегодня мы или окончательно пре вратим земельную долю в ваучер, в фиктивную бумажку, или все-таки придумаем какой-нибудь простой, ясный и четкий механизм, который позволит выделить землю в ш туре. Чтобы крестьянин распоряжался землей, а не фиктив ными бумажками. Земля в каждом колхозе может быть разделена на те или иные относительно равные куски и затем просто разыграна с помощью лотереи... Много говорилось об иностранцах. Давайте посмотрим на эту проблему открытыми глазами. Можно запретить. Какой будет результат? Простая двухходовка: иностранцы будут покупать наши предприятия, которые владеют зем лей... Нашей фракции не нравятся все семь законопроектов. Мы считаем, что, если мы хотим вывести оборот земли из тени, хотим, чтобы земля получила справедливую оценку и чтобы она была эффективно использована, нам нужна более решительная либерализация земельных отношений... Вади м БУЛАВИНОВ. ч л е н комитета Г осдумы п о пром ы ш ленност и ; строительст ву и н а у к о е м к и м т ехнологиям (депутатская гр у п п а «Н а р о д ны й депутат») : А Н^?ЕВ0Е»ПЕРВ0Е# Нельзя идеализировать, конечно, рассматриваемый нами закон. Он не решит все проблемы сельского хозяйства. Здесь правильно говорили, что предстоит решать проблему дол гов, техники, диспаритета цен. Но когда нет федерального закона, регионы сами принимают собственные нормативные акты, а это гораздо страшнее. Этот процесс может вызвать цепную реакцию. Правительственный вариант — не лучший из предложен ных, просто все прекрасно понимают, что на противостоя нии правительства и Думы далеко не уедешь, пользы стране не принесешь. Была попытка найти компромисс. Это даже не первое чтение, а нулевое. Концепция там только одна — частная собственность. Но для чего, как, на каких условиях, в каких размерах — это вопросы уже второго чтения... У в с е н а р о д н о г о о б с у ж д е н и я есть о д н а о со б ен н о ст ь : е г о н ел ь зя зап р ети ть . А за к о н о б о б о р о т е с е л ь х о з з ем е л ь за т р а ги в а ет н а ст ол ь к о в аж ны е стороны крестьянской ж и з н и , с ам м н о г о в е к о вой у к л а д е е , что остаться р а в н о д уш ным к н ем у м о ж е т р а з в е что ч ел о в ек со в с ем бесстрастный и н е д а л е к и й . О б суж д а е т ся за к о н и у н а с, в Л ип ец к ой о бл а с ти : н а ст р а н и ц а х г а зет , н а у л и ц а х и , к ак в с е г д а , н а к у хн я х . О д н а к о и н о г д а т ем а п о д н и м а е т ся и н а выс ш ем , так ск а за ть , у р о в н е . О д н о и з т аки х о б с у ж д е н и й иници и р о в а л н е д а в н о д е п у т а т Г о с у д а р ств енной Д умы Л ев Яркин, ныне ярый ст ор он н и к Н а р о д н о й партии и чл ен д еп у т а т ск ой группы «Н ар одны й д е п у тат», п риш едш и й «в н а р о д » , в е р н е е , при звавш ий е г о в л и ц е участников о б щ е с т в е н н о -п о л и т и ч е с к и х о б ъ е д и н е ний Л и п ец к а к с в о е м у «к р у г л ом у сто л у » с о д н о й -е д и н с т в ен н о й ц елью : сп а сти з а к о н ... — Что бы вам ни говорили о том, что продавать землю — значит продавать ро дину, не верьте, это все блеф! — начал свою страстную речь Лев Николаевич и, види мо, посчитав дело сделанным, приступил к изложению механизма подачи в Госдуму за мечаний, мнений и предложений, которые стараниями «нардепов* и лично его долж ны ко второму чтению закона принять вид поправок и способствовать его дальнейше му продвижению на пути к окончательно му и бесповоротному принятию Госдумой. — Закон нужен! — громыхал Лев Ни колаевич и грозился заставить Думу голо совать за поправки. 58 голосов у «Народ ного депутата*, поправки внесут и другие сторонники частной собственности на зем лю и ее распродажи, коих в «Единстве», «ОВР*, СПС, «Регионах России* предоста точно. Так что действительно «заставят* Думу, то есть самих себя, проголосовать за собственные поправки. Так ведь зато закон примут... Однако липчане, оказывается, подыгры вать Льву Яркину и озвучивать разложен ные перед ними отпечатанные «условия до работки закона ко второму чтению* с пе речнем соответствующих положений, изло женных в Заявлении депутатской группы А ЧТО Д У М А Ю Т В ГЛУБИН КЕ ? ПОПРАВКИ ПРИНЯЛИ, ЗАКОН - НЕТ • н «Народный депутат*, не собирались. Ибо сам закон вызывает у каждого здравомысляще го человека, патриота своей земли и страны с дорогим его сердцу названием Россия впол не понятное чувство брезгливости и оттор жения. И совсем это не блеф и не чушь собачья — любовь к Родине и земле предков, как пытался было уверить всех Лев Николаевич. Однако этот номер у него не прошел, рос сийская глубинка живет еще совсем други ми понятиями. Столичный политический бо монд, в который совершенно органично, с его-то опытом и взглядами на жизнь, влил ся народный депутат Лев Яркин, и русские провинциалы, всеми корнями своими врос шие в родную землю, говорят на разных язы ках. Он им про частную собственность, про оборот — а они ему про акции и «прихвати- зацию*; он им про цену на землю, а они ему про экологию и независимость1России; он им про поправки, а они ему про мораторий на закон на четверть века и запрет на него! Хотя сами по себе поправки ни у кого не вызывают возражений: да, не продавать зем лю иностранцам и лицам без гражданства, да, ограничить максимальную площадь сель хозземель, одновременно находящихся в соб ственности лица и расположенных на тер ритории одного административного района субъекта РФ вплоть до пяти процентов от общей площади сельхозугодий в этом райо не; да, прописать условия аренды сельхоззе мель — ведь это тоже оборот, как сказал один из депутатов при обсуждении закона в ходе его первого чтения. Почему же закон направ лен исключительно на продажу? В Израиле, Голландии более 90 процен тов земель находится в собственности госу дарства (представляете, какой ажиотаж под нялся бы вокруг «святых мест* Израиля, вздумай он их продать?! А мы свои святые места готовы запросто уступить по дешев ке), а сельское хозяйство там, с арендой-то, уж куда эффективнее... У нас же бросили крестьянина на произ вол судьбы, задавили его диспаритетом цен, определили ему место в «черной дыре*, а теперь, когда оказывается, что молока и мяса мы производим столько, сколько произво дили в 1958 и 1953 году соответственно, по головье КРС соответствуют 1885, свиней — 1936, а овец и коз — вообще 1750 году (!), объявили сельское хозяйство неэффектив ным, а землю — плохо работающей: ну так продавать ее скорее! Однако вряд ли стоит надеяться, что с введением этого закона наши селяне будут покупать землю и она начнет «работать». Промышленность приватизировали — а ни инвестиций, ни объемов за десять лет как не было, так и нет. С другой стороны, мож но назвать, например, Бразилию, где зем ля свободно продается и покупается и где один процент населения владеет более чем половиной бразильских земель, обрабаты вается из которых всего 0,14 процента. Зато большая часть крестьян земли не име ет и нищенствует. Этого мы хотим добить ся? И кто нам сказал, что собственники зем ли будут платить наемным работникам, в ко торых превратятся наши бывшие колхозни ки, хорошее вознаграждение? Чтобы быстро разбогатеть, а это главная цель всякой при ватизации, надо платить им как раз помень ше, а еще не вкладывать в производство ни гроша. Потому-то у нас износ оборудования в промышленности достиг угрожающих раз меров, а средняя зарплата отстает от зару бежных пособий по безработице. У нашего сельского хозяйства одна про блема — практически полное отсутствие го сударственной поддержки. Как будто пре словутые западные фермеры, благополучие которых, кстати, весьма иллюзорно, суще ствуют сами по себе. Меж тем промышлен но развитые страны ежегодно выплачива ют около 368 миллиардов долларов своим сельхозпроизводителям: по миллиарду в день! А наши крестьяне держатся на плаву и зачастую умудряются какую-то рентабель ность «вытягивать» — и это с постоянной «подножкой» селу, как, например, нынеш нее подорожание горючего перед уборочной страдой. В общем, условия для принятия закона об обороте сельхозземель созданы в стране искусственно — прозвучало за «круглым столом» у Яркина. А значит, это кому-то надо. Другой вопрос: что получит крестья нин? Самая главная техническая, так сказать, проблема заключается в том, что большин ство из 130 миллионов гектаров земель, ко торыми владеют наши крестьяне, не выде лено в натуре, то есть не обозначено на кар те значками и на земле колышками и ме жой. Люди не знают, где их земля, какова ее стоимость и как ее в таком случае про давать. Подразумевается, что земли будут ску паться «скопом», без выделения земельных долей? Если это так, а не иначе, страшно представить себе, что будет, если начать на делять селян конкретными участками. У нас за огородную межу веками дерутся, а при таком разделе что ждет страну? Гражданская война, революция, ком пактное расселение нерусских народов и по теря целостности России и православия, экологическая трагедия, всплеск безрабо тицы, еще большее обнищание села, «ин тервенция» Запада — вот только часть впол не ожидаемых последствий принятия за кона об обороте земли, которые прогнози ровались за «круглым столом*. Поправки, конечно же, пройдут, и за кон благополучно будет принят во втором чтении усилиями наших «спасителей и ра детелей». Вот только при чем тут народ и инициатива снизу, которую старательно ин сценируют проводники правительственных идей? Видимо, для протокола... Эмма МЕНЬШИКОВА. шоошшшшоошштмоешоотмсшкмштмв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz