Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
у I Ж И П Е 1 1 К А Я кЛШЯЯШ ввШШШШШШ * Ш г а з е т а 15 июня 2 0 0 2 Г., № 116 (21744) П Р О Г Р А М М А РАЗВИТИЯПРОМЫШЛЕННОСТИЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИНА 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГОДЫ Постановление третьейсессии Липецкого областного Советадепутатов третьего созыва № 36-пс от30.05.2002 г. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА2002-2005 ГОДЫ Р а с см о т р ев проект Программы развития промышленности Липецкой о бл а сти на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы , пр едставл енны й а дм и н и стр ац и ей о б л а с ти , руководствуя сь стать ей 3 0 Устава Липецкой о бл а с ти Р о ссий ск ой Ф ед ер а ц и и и учитывая р еш ен и е комитета обл а с тн о г о С о в ета д еп утат ов по эк он омик е , обл а с тн ой Совет д еп утат ов постановляет : 1 . Утвердить П рограмму ра звития промыш л енности Липецкой о б л а с ти на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы (п р и л а г а ет ся ) . 2 . Н а стоящ ее п о ст ан овл ени е вступает в си л у с о дня е г о п одпи сания . П р е д с е д а т е л ь о бл а с тн о г о Совета д еп утат ов А. САВЕНКОВ. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1 . Название: «Программа развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 годы» (Далее — Программа). 2 . Основания дл я разработки Программы: Закон Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» (№ 144 -0 3 от 14.06.2001г.), распо ряжение главы администрации Липецкой области «О разработке программы развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 годы» (№ 695-р от 23.08.2001г.). 3 . Государственный заказчик : администрация Липецкой области. 4 . Разработчик Программы: управление промышленности администрации области. 5 . Цели и зад ач и Программы: Цель Программы: — создание необходимых условий для роста конкурентоспособности продукции промышленных предприятий области; — повышение деловой активности промышленных предприятий; — увеличение объемов промышленного производства и инвестиций в промышленность области; — развитие внутриобластной кооперации промышленных предприятий; — создание многосекторной социально ориентированной рыночной экономики. Главная задача — формирование материальной, научно-технологической, финансово-экономической и соци альной базы, позволяющей выйти на устойчивый экономический рост и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области. 6 . Срок выполнения программы : 2002-2005 гг. 7 . Исполнители Программы: — управление промышленности администрации Липецкой области; — управление экономики администрации Липецкой области; — управление труда и занятости населения администрации Липецкой области; — управление инвестиций и международных связей администрации Липецкой области; — управление начального профессионального образования администрации Липецкой области; • — комитет экологии администрации Липецкой области; — управление финансов администрации Липецкой области. 8 . Основные направления Программы: — Повышение качества продукции и услуг, конкурентоспособности предприятий. — Подготовка кадров для промышленности. — Инвестиционная политика. — Внедрение научно-технических разработок, техническое перевооружение и инновации в промышленности. — Повышение эффективности работы предприятий на рынках России, стран ближнего и дальнего зарубежья. — Повышение экологической безопасности. 9 . О бъ ем и источники финансирования Программы: — областной бюджет — всего 5316 тыс. руб., в т.ч. 2002год — 972 тыс. руб. 2003 год — 1404 тыс.руб. 2004 год — 1214 тыс.руб. 2005 год — 1726 тыс.руб. Показатели финансирования определяются и отражаются в составе областного бюджета на очередной финан совый год. — Иные источники, не запрещенные законом. 1 0 . Ож идаемы е конкретные результаты : в2002годуувеличениеобъемовпромышленногопроизводства неменее чемна 1,5%, в 2005году — на 13%куровню2001 года. 1 1 . Си ст ем а ор гани зации контроля — ежегодноерассмотрениенаСоветеадминистрацииобласти. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является достижение устойчивой стабильной работы и после дующего развития промышленного производства, улучшение на этой основе социально-экономических условий жизни населения области. Для е е решения на уровне области нужны активная промышленная политика и конкрет ная программа. Необходимость разработки Программы развития промышленности Липецкой области обусловлена: — отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне; — высокой значимостью промышленного комплекса в экономике области; — продолжающимися экономическими трудностями в промышленном комплексе области; — остротой социальных, кадровых, экологических и прочих проблем. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 1 9 9 5 -2 0 0 1 гг. Последнее десятилетие двадцатого столетия характеризуется резким снижением объемов производства, неус тойчивой работой предприятий промышленности Липецкой области. Наибольшая острота явлений приходится на середину девяностых годов. Падение объемов производства в 1997 году к уровню 1990 года составило 40%, в том числе в черной металлур гии — 23%, машиностроении и металлообработке — 82 %, промышленности строительных материалов — 68%, легкой промышленности — 77%. Почти прекратилось производство станков, тракторов, культиваторов. Среди круп ных и средних предприятий промышленности —40% былиубыточными. В целом по промышленности норма прибы ли на 1 рубль товарной продукции составляла 5,5 копенки. Четверть предприятий области оказалась на грани ликвидации. Среди них такие крупные предприятия, как ОАО «Липецкий тракторный завод», ОАО «Липецкая метал лургическая компания «Свободный сокол», ОАО «Центролит», ОАО «Липецкий станкостроительный завод», ОАО «Елецкожа», ОАО «Липецкий трубный завод» и др . Работники этих и многих других предприятий находились в неоплачиваемых отпусках. Спад производства, снижение доходности в ряде отраслей сопровождались ростом всех видов неплатежей. Большинство предприятий оказались неконкурентоспособными. Износ основных фондов на начало 2001 года составил более 54%. Самый высокий износ основных фондов в черной металлургии — около 60%, промышленности строительных материалов — 57 %, электроэнергетике — 50%. Недостаточное обновление основ ных средств, снижение объемов технического перевооружения и реконструкции на предприятиях привело к падению конкурентоспособности продукции, ухудшению финансового положения. Использование производственных мощностей на большинстве предприятий остается пока на уровне 30 -50 %, часть из них выведена из строя, разукомплектована, амортизационные отчисления на их содержание тяжелым грузом ложатся на себестоимость производимой продукции. Многие предприятия испытывали острый недостаток оборотных средств, что в свою очередь сказалось на состоянии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, по заработной плате, с кредиторами. Повышение цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий, опережающее уровень инфляции в промышленности, привело к снижению доходности энергоемких производств. Начиная с мая 1999 года промышленное производство стало расти. Рост производства наблюдался практичес ки во всех основных отраслях промышленности области. За 1999 год индекс физического объема составил 113% к уровню предыдущего года, в 2000 году — 109,1%, в 2001 году — 103%. Улучшение финансового состояния позволило многим предприятиям возобновить работу по внедрению более современных технологий, приобретать прогрессивное оборудование, выходить на кооперацию с передовыми зару бежными фирмами. С учетом факторов, способных оказать существенное влияние на развитие промышленности области в бли жайшие годы, целесообразно сосредоточить внимание на реализации следующих основных направлений: — повышении качества продукции и услуг , конкур ен тоспособности предприятий; — подготовк е кадров дл я промыш ленности ; — вн едр ении научно -технических р а зр а б о т ок , т ехнич еском п ер ев оор уж ени и и инновации в пр о мыш л енн ости ; — повышении эфф ективности работы предприятий на рынках Р о с си и , стран ближн его и д альн его зар убеж ья ; — повышении экологич еской б е з о п а с н о с т и . ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ В Липецкой области проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг рассматрива ется как стратегическая задача. Основные приоритеты в этом направлении были определены Региональной программой качества на период 2000-2001 гг. Реализация Программы позволила сделать первые шаги в повышении конкурентоспособности пред приятий. Следует продолжить р аботу по сл ед ующ им направлениям : 1. Создание в области организационных, экономических и социальных условий для устойчивого постоянного улучшения качества продукции и услуг. 2. Установление на областном уровне стимулов для предприятий, выпускающих высококачественную конкурен тоспособную продукцию, осуществляющих сертификацию систем обеспечения качества. 3. Пропаганда выгоды для предприятий активной работы по повышению качества и е е результатов. 4 . Обеспечение условий для обучения и стажировки руководителей и специалистов предприятий по всем на правлениям менеджмента качества. Поставленные цели предполагают решение ряда практических задач: — сосредоточить усилия органов государственной власти области, производителей товаров и услуг, ученых вузовской и промышленной науки на решении проблем повышения конкурентоспособности продукции; — определить главным инструментом повышения конкурентоспособности продукции преобразование систем управления предприятиями на принципах менеджмента качества; — повысить качество и надежность выпускаемой продукции за счет создания и сертификации эффективных систем качества, ведущих к ориентации производства на запросы потребителей; — организовать подготовку специалистов в высших и специальных учебных заведениях и переподготовку пер сонала предприятий по овладению современными методами организации производства, обеспечения качества; — оказать содействие в активизации работы проектно-конструкторских и технологических организаций, их бо лее активному участию в разработке и организации производства новой высокоэффективной, конкурентоспособной продукции. Для р еш ения эти х з а д а ч осущ ествить сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение ежегодных областных конкурсов за качество и звание «Лучший менеджер года по качеству» ежегодно 2 0 0 2 г. - 600 т.руб. 2003 г. — 670 т. руб. 2004 г. —720 т. руб. 2005 г. - 780 т. руб. Областной бюджет Управление промышленности администрации области совместно с Липецкой торгово-промышленной палатой (ЛТПП) и Центром стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) (по согласованию) 2. Ежегодное проведение конференции по качеству в рамках Всемирного Дня качества ноябрь каждого года - - Управление промышленности администрации области совместно с ЦСМС и ЛТПП (по согласованию) 3. Координация работ по подготовке и переподготовке для предприятий и организаций области специалистов в области качества, в том числе: -подготовка экспертов по внутреннему аудиту системы качества на предприятиях и оценке предприятий при подготовке к конкурсу на премию главы администрации области за качество; —обучение персонала и руководителей высшего звена предприятий и организаций области основам менеджмента и качества ежегодно Управления промышленности, труда и занятости населения администрации области, ЦСМС, совместно с учебными заведениями (по согласованию) 4. Создание условий для внедрения на предприятиях и в организациях систем управления качеством на базе стандартов ИСО 9000 и подготовка их к сертификации в аккредитованных системах 2 0 0 2 - 2005 гг. Управление промышленности администрации области ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Предусматривается обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответ ствии с требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса. Программа предусматривает разработку и реализацию областной концепции содействия предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве с ежегодным подведением итогов, реализацию мер поддержки организаций в области развития персонала и ставит своей главной целью рациональное использова ние профессионального потенциала работников, обеспечение их эффективной деятельности. Для р еш ения эти х з а д а ч осущ ес тви ть сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Определение базовых предприятий в каждом городе (районе) по организации и отработке системы управления подготовкой персонала 2 0 0 2 год - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей (по согласованию) 2. Организация и проведение анализа потребности в рабочей силе и имеющихся возможностей для удовлетворения спроса на рабочую силу за счет различных источников комплектования по городам и районам Ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 3. Формирование заказов работодателей на целевую подготовку специалистов и рабочих кадров по заявкам предприятий ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 4. Внедрение положений по созданию «режима привлекательности» через систему коллективно-договорного регулирования для работников, привлекаемых к обучению по профессиям, пользующимся повышенным спросом у оаботодателей Постоян но - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 5. Разработка балансовых расчетов распределения выпускников общеобразовательных школ текущего года по каналам учебы и тоудоустройства Ежегодно - - Департаменр образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 6 . Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди рабочих массовых профессий Ежегодно 2 0 0 2 г.- 1 2 0 т.руб 2003г.-150т.руб 2004г. -180т.руб 2005г. -200т.руб Областной бюджет Управления промышленности, труда и занятости населения, начального профессионального образования администрации Липецкой области 7. Обеспечить активное участие предприятий в областном конкурсе «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан» в номинации «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки» Ежегодно 2 0 0 2 г. - 2 2 т.руб 2003 г. - 24 т. руб 2004г. -24т.руб 2005г. -26т.руб Областной бюджет Управление труда и занятости населения администрации области совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 8 . Разработать систему стимулирования работодателей и работников по повышению поофессионального мастерства 2 0 0 2 г. Управление труда и занятости населения совместно с Федерацией профсоюзов области 9. Разработать и принять областное тарифное соглашение между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей 2 0 0 2 г. - - Управление труда и занятости населения администрации Липецкой области совместно с Федерацией профсоюзов, объединением работодателей (по согласованию) 10. Выпускать информационные бюллетени по вопросам состояния рынка труда Постоян но Управление труда и занятости населения совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области, центрами занятости населения городов и районов (по согласованию) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ, ГАРАНТИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ГРАЖДАН В 2002-2005 годах предстоит закрепить достигнутые позитивные тенденции в развитии социально-трудовых отношений, сохранить социальную стабильность, повысить эффективность организации работы по охране труда. Органам государственной власти области, местного самоуправления, социальным партнерам на местах необ ходимо переориентировать на новую ступень развития деятельность созданных объединений работодателей, тер риториальных координационных Советов профсоюзов, прежде всего для проработки территориальных и отрасле вых систем управления защитой трудовых прав граждан. Актуальным перспективным направлением при совершенствовании системы защиты трудовых прав граждан остается заключение и реализация коллективных договоров, в том числе и на малых предприятиях. Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, рабо тодателей и профсоюзов остается создание безопасных условий труда работающим на основе усиления взаимо действия по реализации на территории области государственной политики в сф ер е охраны труда, Рекомендаций областной практической конференции «Охрана труда — общая забота». Для р еш ения эти х за д а ч о сущ естви ть сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать проект областного трехстороннего соглашения на 2003-2005гг., обеспечить его заключение и реализацию 2 0 0 2 год - - Администрация области 2. Провести областную научно- практическуЮ конференцию по созданию территориальной системы защиты трудовых прав граждан. 2 0 0 2 год Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию). 3. Проводить семинары, распространять и обобщать опыт по вопросам: —охраны труда; 2 0 0 2 - 2005 годы Управление труда и занятости населения администрации области —аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда; —внедрения системы ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятии; —подъема культуры производства. В соответствии с государственными требованиями проводить работу по организации системы управления охраной труда на уровне предприятия. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Инвестиционная политика и структурная перестройка народного хозяйства области настоятельно требуют увеличения объемов инвестиций. Необходимость проведения активной инвестиционной политики связана с во з можностями привлечения инвестиций, созданием новых рабочих мест и обеспечением социально-экономичес кой стабильности в области. Основным инструментом, посредством которого будут направляться инвестиции на эти цели, останутся приоритетные инвестиционные проекты. Определяющим моментом в повышении управляемости экономически ми процессами в области является решение проблем финансового обеспечения, стимулирование привлекаемых инвестиций. Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций является работа по получе нию инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и компаний под конкретные проекты. Ограниченность финансовых ресурсов области не позволяет проводить комплексную широкомасштабную структурную перестройку экономики, поэтому необходим выбор ограниченного числа приоритетных направлений из перечня наиболее значимых и эффективных. В ближайшей перспективе отбор приоритетных направлений будет базироваться на следующих критериях: значимость, эффективность проекта, увеличение налоговых пос туплений в бюджет в наиболее короткие сроки, создание новых рабочих мест, использование местных сырьевых ресурсов, соблюдение условий охраны окружающей среды. Приоритетные проекты определяются на конкурсной основе по различным отраслям промышленности. Для р еш ени я эти х з а д а ч осущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение международных инвестиционных конференций «Липецкая область: развитие через инвестиции» (один раз в два года). 2003г. 2005г. 2003г.-300т.руб. 2005г.-400т.руб. Областной бюджет Управления инвестиций и международных связей, экономики, промышленности администрации области 2. Подготовка обновленного сборника инвестиционных проектов предприятий области, отвечающих требованиям международных стандартов. Ежегодно до 1 января Управления инвестиций международных связей, экономики, промышленности администрации области 3. Организация участия представителей предприятий и организаций Липецкой области в инвестиционных российских и зарубежных выставках и презентациях, конференциях и семинарах. Постоян но 2 0 0 2 г.-50т.руб. 2003 г.-60 т. руб. 2004 г. -70 т. руб. 2005 г. -80 т. руб. Областной бюджет Администрация области 4. Активно проводить работу по поддержке и привлечению инвестиций для обеспечения организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности и оказания практической помощи предприятиям в доведении инвестиционных проектов предприятий до требований международных стандартов. Постоян но Управления инвестиций и международных связей, промышленности, экономики администрации области 5. Установление и поддержка прямых контактов потенциальных инвесторов с промышленными предприятиями области . Постоян но Управления инвестиций и международных связей, промышленности администрации области. 6 . Проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ, распространение информации об области в сети ИНТЕРНЕТ. Постоян но Управления инвестиций и международных отношений, промышленности администрации области 7. Проведение семинаров с руководителями экономических служб предприятий по вопросам инвестиционной деятельности. Ежегодно Администрация области Конечная эффективность программы выразится в расширении номенклатуры, росте объемов производства и реализации продукции предприятиями области. Для р еш ения эти х з а д а ч с л е д у е т о сущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ И ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Важной составной частью промышленной политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. На пер е дний план выходят в настоящее время проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная полити ка должна быть направлена на решение конкретных задач по: —доведению в кратчайшие сроки выпускаемой предприятиями области продукции д о конкурентоспособного уровня; — поиску и организации производств для выпуска новых видов продукции, получаемых с использованием большей доли производственного потенциала области. Инновационная политика и научно-техническая деятельность призваны обеспечить увеличение валового внут реннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта товаров. О собое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех б е з исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий можно кардинально повлиять на улучше ние состояния окружающей среды . Решение проблем экологии и энергосбережения в промышленности активно поддерживается международ ными фондами. Поэтому научные и опытно -конструкторские разработки могут финансироваться за их счет, что позволит не только решить финансовые проблемы науки, но и выйти в данных направлениях на новые техноло гические процессы и виды продукции. Предприятия пр омыш л енности о сущ ествл яю т т ехн и ч е ск о е п е р е в о о р уж ен и е и реконструкцию в • соо тв ет ств и и с со б с тв ен ны м и м ер оприятиями и пр о гр амм ам и , р а зр або т анны м и на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы . ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКАХ РОССИИ, БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С целью повышения эффективности работы промышленных предприятий на рынках необходимо провести исследования существующей структуры производственно-финансовых связей предприятий области, сравнитель ный анализ ввозимой продукции и продукции, производимой предприятиями области. Н е о б х о д им о : — создать условия для увеличения объемов реализации промышленной продукции, производимой областны ми товаропроизводителями на внутриобластном рынке, и защиты внутриобластного рынка от некачественных, завозимых и реализуемых по демпинговым ценам товаров; — развивать внутриобластную производственную кооперацию с максимальным использованием внутренних производственных ресурсов предприятий; — развивать механизмы сотрудничества областных предприятий в пределах цепочек «производство — пот ребление» с целью минимизации издержек при прохождении товара от производителя д о покупателя, в том числе с привлечением банков для страхования продаж по схем е факторинга, вексельной схем е и т. п.; — повышать качество, конкурентоспособность промышленных товаров, производимых в области; — стимулировать вывоз и экспорт промышленной продукции, произведенной предприятиями области, на рынки России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Реализация поставленных задач даст возможность организовать производственные цепочки с максимально возможным участием предприятий области, а значит, позволит улучшить ситуацию с занятостью в промышлен ности, расширить налогооблагаемую базу. Увеличение экспорта промышленной продукции обеспечит стабильную работу предприятий и будет стимули ровать повышение конкурентоспособности продукции. Наименование мероприятий Срок исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1. Разработать меры по стимулированию развития производственно-сбытовой кооперации промышленных предприятий области, организовать проведение мониторинга о поставке продукции по областной кооперации. IVкв. 2002 г. Управления промышленности, экономики администрации области 2. Сформировать реестр свободных площадей и незадействованных основных фондов, расположенных на промышленных предприятиях, с целью размещения новых производств. III кв. 2002г. Управление промышленности администрации области 3. Содействовать созданию условий для привлечения малых предприятий к производственно-технологической кооперации. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 4. Создание банка данных участников рынка консультационной и информационной поддержки предприятий. 2 0 0 2 г. Управления экономики и промышленности администрации области 5. В рекламно-выставочной деятельности содействовать: Постоянно Управления инвестиций и международных связей, промышленности, торговли и общественного питания администрации области —в проведении и участии предприятий в постоянно действующих специализированных выставках-ярмарках; —в использовании Интернета для рекламы и продвижения продукции липецких предприятий на товарных рынках, для создания виртуальной выставки инвестиционных проектов Липецкой области; —в формировании постоянно действующей виртуальной выставки производителей товаров и услуг Липецкой области. III квартал 2002 г. 2 0 0 2 г. Управление промышленности администрации области совместно с ЛТПП (по согласованию) 7.Проводить семинары со специалистами предприятий по маркетингу, менеджменту. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 8 . Принять участие в реализации на территории области Федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 гг.» Постоянно Управления промышленности, экономики, торговли и общественного питания администрации области 9. Проведение семинаров, круглых столов по обмену мнениями и опытом, обсуждению проектов нормативных актов. Ежеквартально Управления экономики, промышленности администрации области 10. Способствовать предприятиям области в использовании Федеральной интегрированной базы данных «Контрагент-М» для информирования российских и зарубежных потребителей о поставляемых товарах и услугах. Постоянно Управление экономики администрации области Реализация мероприятий позволит: увеличить деловую активность в промышленности, расширить номенкла туру, рост объемов производства и реализации продукции, улучшить ситуацию с занятостью, расширить рынки сбыта промышленной продукции, формировать устойчивые производственно-сбытовые структуры в промышлен ности области, расширить налогооблагаемую базу. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В условиях перехода Российской Федерации к устойчивому развитию промышленная политика должна быть совместима с экологической и экономической политикой области. Основой такой политики в деятельности пред приятий должен быть эколого-экономический подход в оценке достижения ожидаемых результатов, при этом о с о б о е внимание необходимо уделять экологической переориентации промышленности в соответствии с тр ебо ваниями рационального использования природных и энергетических ресурсов, экологической чистоты и б е зоп а с ности производства и продукции, минимального загрязнения окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности должно основываться на: — снижении влияния промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, рек и недр; — внедрении ресурсосберегающей , безотходной и малоотходной технологии; — расширенном использовании вторичных ресурсов , обезвреживании и захоронении отходов. Для р еш ения эти х з а д а ч о сущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : Наименование мероприятий Сроки исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать Программу «Охрана окружающей среды Липецкой области на период на 2 0 0 2 - 2 0 1 0 гг.» 2 0 0 2 г. Комитет экологии администрации области 2. Проведение конференции «О проблемах оздоровления окружающей среды на промышленных предприятиях» Ежегодно 2 0 0 2 г , - 1 2 0 т.руб. 2003 г,-130 т.руб. 2004 Г.-140 т.руб. 2005 г.-150 т.руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 3. Проведение семинаров (учебы) с руководителями и специалистами предприятий по внедрению новых «чистых» технологий 1 раз в полугодие 2 0 0 2 г.- 60 т.руб. 2003 г. -70 т. руб. 2004 г. -80 т. руб. 2005 г. -90 т. руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 4. Организация и проведение семинаров, тренингов для координации деятельности предприятий, обобщения и передачи опыта,- выработки плана действий по вопросам экологически безопасного развития. Ежегодно Комитет экологии и управление промышленности администрации области, комитет природных ресурсов (по согласованию). Всесоюзное общество охраны природы (по согласованию) В результате реализации разработанных предприятиями области мероприятий ожидается: — уменьшить выбросы от стационарных и передвижных источников на 17 тыс. тонн; — уменьшить сбр о с недостаточно чищенных сточных вод в водоемы на 30 млн. куб м; — увеличить объем оборотного водоснабжения на 50 млн.куб.м с целью снижения забора воды на техни ческие цели из поверхностных водоемов. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГГ. Переход к современной модели устойчивого экономического роста может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами условий развития. Исходя из теории социальных альтернатив, опр е деляющих выбор вероятных вариантов социально-экономического развития области, предпочтение отдано вари анту интенсивного развития региона. Показатели Единица измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. оценка прогноз прогноз прогноз Объем промышленной продукции (работ и услуг) в фактических ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость и акциза) —в целом млн. руб. в ценах соответствующих лет 76135,0 88078,00 100568,00 114223,00 в % к предыдущему году 101,50 103,20 103,80 104,20 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 1 , 1 0 1 1 2 , 1 0 1 1 0 , 0 0 109,00 в том числе по отраслям: электроэнергетика, млн. руб. в ценах соответств. лет 6043,80 7264,00 8584,0 10057,0 в % к предыдущему году 95,00 1 0 1 , 0 0 1 0 1 , 0 0 1 0 1 , 0 0 индекс-дефлятор,в % к пред, году 128,00 117,00 116,00 116,00 черная металлургия, млн. руб. в ценах соответств. лет 40631,80 44760,00 48643,00 53624,00 в % к предыдущему году 1 0 1 , 0 0 1 0 2 , 0 0 103,50 104,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 104,00 108,00 105,00 106,00 химическая и нефтехимическая промышленность, млн. руб. в ценах соответств. лет 571,20 653,80 741,40 840,70 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 105,00 105,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 108,00 109,00 108,00 108,00 машиностроение и металлообработка, млн. руб. в ценах соответств. лет 10129,40 12590,90 14681,0 17042,40 в % к предыдущему году 98,00 1 1 0 , 0 0 106,00 106,50 индекс-дефлятор, в % к пред, году 108,50 113,00 1 1 0 , 0 0 109,00 промышленность строительных материалов. млн.руб. в ценах соответств. лет 1718,40 20000,0 2288,00 2594,60 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 103,00 104,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 119,00 113,00 1 1 0 , 0 0 108,00 легкая промышленность, млн.руб. в ценах соответств. лет 488,80 559,50 688,50 766,30 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 106,00 115,00 115,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 2 , 0 0 108,00 107,00 106,00 пищевая промышленность, включая мукомольно-крупяную, млн.руб. в ценах соответств. лет 13984,40 16532,40 19043,00 21662,20 в % к предыдущему году 1 1 1 , 0 0 102,80 103,40 103,60 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 2 0 , 0 0 115,40 111.40 109,80 прочие отрасли. млн.руб. в ценах соответств. лет 2567,20 3717,40 5899,10 7635,80 в % к предыдущему году 98,00 103,00 105,00 106,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 186,60 140,60 151,10 1 2 2 , 1 0 Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности про дукции и технического уровня, обеспечение роста объемов производства, замещ ение импортной продукции, фор мирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. Основу стратегии развития промышленности составит ориентация в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники на копления, которые позволят закрепить стартовые условия экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики и выйти на модель устойчивого развития. Продолжится реализация региональной программы качества, основной целью которой является создание организационных, экономических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг. В плане реализации системного эколого-экономического подхода планируется развернуть на предприятиях работу по совершенствованию существующих технологических процессов при минимальных финансовых, эн ер гетических и сырьевых издержках, в результате которой должна улучшиться экологическая'обстановка на пред приятиях и в целом в области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промыш ленности и перейти к экономическому росту, осуществлять целенаправленную деятельность по повышению эф фективности производства. Она ориентирована на создание благоприятных условий для работы промышленных предприятий в переходный период с наименьшими социально-экономическими издержками. Реализация Программы даст возможность на основе углубления интеграции хозяйственных связей пред приятий и повышения уровня менеджмента обеспечить освоение новых видов продукции и стабилизировать производство, полнее загрузить производственные мощности и проводить техническое перевооружение. Постепенно будет формироваться рациональная структура активов предприятий. Это позволит увеличить налоговые поступления и обеспечить стабильное наполнение бюджета. Возрастет число работающих в отраслях промышленности, что положительно скажется на уровне жизни населения. Программа предполагает конкретизацию важнейших направлений развития в виде бизнес-планов, меропри ятий, включаемых ежегодно в Программу социально-экономического развития Липецкой области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz