Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

у I Ж И П Е 1 1 К А Я кЛШЯЯШ ввШШШШШШ * Ш г а з е т а 15 июня 2 0 0 2 Г., № 116 (21744) П Р О Г Р А М М А РАЗВИТИЯПРОМЫШЛЕННОСТИЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИНА 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГОДЫ Постановление третьейсессии Липецкого областного Советадепутатов третьего созыва № 36-пс от30.05.2002 г. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА2002-2005 ГОДЫ Р а с см о т р ев проект Программы развития промышленности Липецкой о бл а сти на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы , пр едставл енны й а дм и н и стр ац и ей о б л а с ти , руководствуя сь стать ей 3 0 Устава Липецкой о бл а с ти Р о ссий ск ой Ф ед ер а ц и и и учитывая р еш ен и е комитета обл а с тн о г о С о ­ в ета д еп утат ов по эк он омик е , обл а с тн ой Совет д еп утат ов постановляет : 1 . Утвердить П рограмму ра звития промыш л енности Липецкой о б л а с ти на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы (п р и л а г а ет ся ) . 2 . Н а стоящ ее п о ст ан овл ени е вступает в си л у с о дня е г о п одпи сания . П р е д с е д а т е л ь о бл а с тн о г о Совета д еп утат ов А. САВЕНКОВ. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1 . Название: «Программа развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 годы» (Далее — Программа). 2 . Основания дл я разработки Программы: Закон Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» (№ 144 -0 3 от 14.06.2001г.), распо­ ряжение главы администрации Липецкой области «О разработке программы развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 годы» (№ 695-р от 23.08.2001г.). 3 . Государственный заказчик : администрация Липецкой области. 4 . Разработчик Программы: управление промышленности администрации области. 5 . Цели и зад ач и Программы: Цель Программы: — создание необходимых условий для роста конкурентоспособности продукции промышленных предприятий области; — повышение деловой активности промышленных предприятий; — увеличение объемов промышленного производства и инвестиций в промышленность области; — развитие внутриобластной кооперации промышленных предприятий; — создание многосекторной социально ориентированной рыночной экономики. Главная задача — формирование материальной, научно-технологической, финансово-экономической и соци­ альной базы, позволяющей выйти на устойчивый экономический рост и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области. 6 . Срок выполнения программы : 2002-2005 гг. 7 . Исполнители Программы: — управление промышленности администрации Липецкой области; — управление экономики администрации Липецкой области; — управление труда и занятости населения администрации Липецкой области; — управление инвестиций и международных связей администрации Липецкой области; — управление начального профессионального образования администрации Липецкой области; • — комитет экологии администрации Липецкой области; — управление финансов администрации Липецкой области. 8 . Основные направления Программы: — Повышение качества продукции и услуг, конкурентоспособности предприятий. — Подготовка кадров для промышленности. — Инвестиционная политика. — Внедрение научно-технических разработок, техническое перевооружение и инновации в промышленности. — Повышение эффективности работы предприятий на рынках России, стран ближнего и дальнего зарубежья. — Повышение экологической безопасности. 9 . О бъ ем и источники финансирования Программы: — областной бюджет — всего 5316 тыс. руб., в т.ч. 2002год — 972 тыс. руб. 2003 год — 1404 тыс.руб. 2004 год — 1214 тыс.руб. 2005 год — 1726 тыс.руб. Показатели финансирования определяются и отражаются в составе областного бюджета на очередной финан­ совый год. — Иные источники, не запрещенные законом. 1 0 . Ож идаемы е конкретные результаты : в2002годуувеличениеобъемовпромышленногопроизводства неменее чемна 1,5%, в 2005году — на 13%куровню2001 года. 1 1 . Си ст ем а ор гани зации контроля — ежегодноерассмотрениенаСоветеадминистрацииобласти. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является достижение устойчивой стабильной работы и после­ дующего развития промышленного производства, улучшение на этой основе социально-экономических условий жизни населения области. Для е е решения на уровне области нужны активная промышленная политика и конкрет­ ная программа. Необходимость разработки Программы развития промышленности Липецкой области обусловлена: — отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне; — высокой значимостью промышленного комплекса в экономике области; — продолжающимися экономическими трудностями в промышленном комплексе области; — остротой социальных, кадровых, экологических и прочих проблем. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 1 9 9 5 -2 0 0 1 гг. Последнее десятилетие двадцатого столетия характеризуется резким снижением объемов производства, неус­ тойчивой работой предприятий промышленности Липецкой области. Наибольшая острота явлений приходится на середину девяностых годов. Падение объемов производства в 1997 году к уровню 1990 года составило 40%, в том числе в черной металлур­ гии — 23%, машиностроении и металлообработке — 82 %, промышленности строительных материалов — 68%, легкой промышленности — 77%. Почти прекратилось производство станков, тракторов, культиваторов. Среди круп­ ных и средних предприятий промышленности —40% былиубыточными. В целом по промышленности норма прибы­ ли на 1 рубль товарной продукции составляла 5,5 копенки. Четверть предприятий области оказалась на грани ликвидации. Среди них такие крупные предприятия, как ОАО «Липецкий тракторный завод», ОАО «Липецкая метал­ лургическая компания «Свободный сокол», ОАО «Центролит», ОАО «Липецкий станкостроительный завод», ОАО «Елецкожа», ОАО «Липецкий трубный завод» и др . Работники этих и многих других предприятий находились в неоплачиваемых отпусках. Спад производства, снижение доходности в ряде отраслей сопровождались ростом всех видов неплатежей. Большинство предприятий оказались неконкурентоспособными. Износ основных фондов на начало 2001 года составил более 54%. Самый высокий износ основных фондов в черной металлургии — около 60%, промышленности строительных материалов — 57 %, электроэнергетике — 50%. Недостаточное обновление основ­ ных средств, снижение объемов технического перевооружения и реконструкции на предприятиях привело к падению конкурентоспособности продукции, ухудшению финансового положения. Использование производственных мощностей на большинстве предприятий остается пока на уровне 30 -50 %, часть из них выведена из строя, разукомплектована, амортизационные отчисления на их содержание тяжелым грузом ложатся на себестоимость производимой продукции. Многие предприятия испытывали острый недостаток оборотных средств, что в свою очередь сказалось на состоянии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, по заработной плате, с кредиторами. Повышение цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий, опережающее уровень инфляции в промышленности, привело к снижению доходности энергоемких производств. Начиная с мая 1999 года промышленное производство стало расти. Рост производства наблюдался практичес­ ки во всех основных отраслях промышленности области. За 1999 год индекс физического объема составил 113% к уровню предыдущего года, в 2000 году — 109,1%, в 2001 году — 103%. Улучшение финансового состояния позволило многим предприятиям возобновить работу по внедрению более современных технологий, приобретать прогрессивное оборудование, выходить на кооперацию с передовыми зару­ бежными фирмами. С учетом факторов, способных оказать существенное влияние на развитие промышленности области в бли­ жайшие годы, целесообразно сосредоточить внимание на реализации следующих основных направлений: — повышении качества продукции и услуг , конкур ен тоспособности предприятий; — подготовк е кадров дл я промыш ленности ; — вн едр ении научно -технических р а зр а б о т ок , т ехнич еском п ер ев оор уж ени и и инновации в пр о ­ мыш л енн ости ; — повышении эфф ективности работы предприятий на рынках Р о с си и , стран ближн его и д альн его зар убеж ья ; — повышении экологич еской б е з о п а с н о с т и . ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ В Липецкой области проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг рассматрива­ ется как стратегическая задача. Основные приоритеты в этом направлении были определены Региональной программой качества на период 2000-2001 гг. Реализация Программы позволила сделать первые шаги в повышении конкурентоспособности пред­ приятий. Следует продолжить р аботу по сл ед ующ им направлениям : 1. Создание в области организационных, экономических и социальных условий для устойчивого постоянного улучшения качества продукции и услуг. 2. Установление на областном уровне стимулов для предприятий, выпускающих высококачественную конкурен­ тоспособную продукцию, осуществляющих сертификацию систем обеспечения качества. 3. Пропаганда выгоды для предприятий активной работы по повышению качества и е е результатов. 4 . Обеспечение условий для обучения и стажировки руководителей и специалистов предприятий по всем на­ правлениям менеджмента качества. Поставленные цели предполагают решение ряда практических задач: — сосредоточить усилия органов государственной власти области, производителей товаров и услуг, ученых вузовской и промышленной науки на решении проблем повышения конкурентоспособности продукции; — определить главным инструментом повышения конкурентоспособности продукции преобразование систем управления предприятиями на принципах менеджмента качества; — повысить качество и надежность выпускаемой продукции за счет создания и сертификации эффективных систем качества, ведущих к ориентации производства на запросы потребителей; — организовать подготовку специалистов в высших и специальных учебных заведениях и переподготовку пер­ сонала предприятий по овладению современными методами организации производства, обеспечения качества; — оказать содействие в активизации работы проектно-конструкторских и технологических организаций, их бо ­ лее активному участию в разработке и организации производства новой высокоэффективной, конкурентоспособной продукции. Для р еш ения эти х з а д а ч осущ ествить сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение ежегодных областных конкурсов за качество и звание «Лучший менеджер года по качеству» ежегодно 2 0 0 2 г. - 600 т.руб. 2003 г. — 670 т. руб. 2004 г. —720 т. руб. 2005 г. - 780 т. руб. Областной бюджет Управление промышленности администрации области совместно с Липецкой торгово-промышленной палатой (ЛТПП) и Центром стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) (по согласованию) 2. Ежегодное проведение конференции по качеству в рамках Всемирного Дня качества ноябрь каждого года - - Управление промышленности администрации области совместно с ЦСМС и ЛТПП (по согласованию) 3. Координация работ по подготовке и переподготовке для предприятий и организаций области специалистов в области качества, в том числе: -подготовка экспертов по внутреннему аудиту системы качества на предприятиях и оценке предприятий при подготовке к конкурсу на премию главы администрации области за качество; —обучение персонала и руководителей высшего звена предприятий и организаций области основам менеджмента и качества ежегодно Управления промышленности, труда и занятости населения администрации области, ЦСМС, совместно с учебными заведениями (по согласованию) 4. Создание условий для внедрения на предприятиях и в организациях систем управления качеством на базе стандартов ИСО 9000 и подготовка их к сертификации в аккредитованных системах 2 0 0 2 - 2005 гг. Управление промышленности администрации области ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Предусматривается обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответ­ ствии с требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса. Программа предусматривает разработку и реализацию областной концепции содействия предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве с ежегодным подведением итогов, реализацию мер поддержки организаций в области развития персонала и ставит своей главной целью рациональное использова­ ние профессионального потенциала работников, обеспечение их эффективной деятельности. Для р еш ения эти х з а д а ч осущ ес тви ть сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Определение базовых предприятий в каждом городе (районе) по организации и отработке системы управления подготовкой персонала 2 0 0 2 год - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей (по согласованию) 2. Организация и проведение анализа потребности в рабочей силе и имеющихся возможностей для удовлетворения спроса на рабочую силу за счет различных источников комплектования по городам и районам Ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 3. Формирование заказов работодателей на целевую подготовку специалистов и рабочих кадров по заявкам предприятий ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 4. Внедрение положений по созданию «режима привлекательности» через систему коллективно-договорного регулирования для работников, привлекаемых к обучению по профессиям, пользующимся повышенным спросом у оаботодателей Постоян­ но - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 5. Разработка балансовых расчетов распределения выпускников общеобразовательных школ текущего года по каналам учебы и тоудоустройства Ежегодно - - Департаменр образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 6 . Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди рабочих массовых профессий Ежегодно 2 0 0 2 г.- 1 2 0 т.руб 2003г.-150т.руб 2004г. -180т.руб 2005г. -200т.руб Областной бюджет Управления промышленности, труда и занятости населения, начального профессионального образования администрации Липецкой области 7. Обеспечить активное участие предприятий в областном конкурсе «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан» в номинации «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки» Ежегодно 2 0 0 2 г. - 2 2 т.руб 2003 г. - 24 т. руб 2004г. -24т.руб 2005г. -26т.руб Областной бюджет Управление труда и занятости населения администрации области совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 8 . Разработать систему стимулирования работодателей и работников по повышению поофессионального мастерства 2 0 0 2 г. Управление труда и занятости населения совместно с Федерацией профсоюзов области 9. Разработать и принять областное тарифное соглашение между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей 2 0 0 2 г. - - Управление труда и занятости населения администрации Липецкой области совместно с Федерацией профсоюзов, объединением работодателей (по согласованию) 10. Выпускать информационные бюллетени по вопросам состояния рынка труда Постоян­ но Управление труда и занятости населения совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области, центрами занятости населения городов и районов (по согласованию) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ, ГАРАНТИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ГРАЖДАН В 2002-2005 годах предстоит закрепить достигнутые позитивные тенденции в развитии социально-трудовых отношений, сохранить социальную стабильность, повысить эффективность организации работы по охране труда. Органам государственной власти области, местного самоуправления, социальным партнерам на местах необ ­ ходимо переориентировать на новую ступень развития деятельность созданных объединений работодателей, тер­ риториальных координационных Советов профсоюзов, прежде всего для проработки территориальных и отрасле­ вых систем управления защитой трудовых прав граждан. Актуальным перспективным направлением при совершенствовании системы защиты трудовых прав граждан остается заключение и реализация коллективных договоров, в том числе и на малых предприятиях. Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, рабо­ тодателей и профсоюзов остается создание безопасных условий труда работающим на основе усиления взаимо­ действия по реализации на территории области государственной политики в сф ер е охраны труда, Рекомендаций областной практической конференции «Охрана труда — общая забота». Для р еш ения эти х за д а ч о сущ естви ть сл е д ую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать проект областного трехстороннего соглашения на 2003-2005гг., обеспечить его заключение и реализацию 2 0 0 2 год - - Администрация области 2. Провести областную научно- практическуЮ конференцию по созданию территориальной системы защиты трудовых прав граждан. 2 0 0 2 год Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию). 3. Проводить семинары, распространять и обобщать опыт по вопросам: —охраны труда; 2 0 0 2 - 2005 годы Управление труда и занятости населения администрации области —аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда; —внедрения системы ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятии; —подъема культуры производства. В соответствии с государственными требованиями проводить работу по организации системы управления охраной труда на уровне предприятия. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Инвестиционная политика и структурная перестройка народного хозяйства области настоятельно требуют увеличения объемов инвестиций. Необходимость проведения активной инвестиционной политики связана с во з­ можностями привлечения инвестиций, созданием новых рабочих мест и обеспечением социально-экономичес­ кой стабильности в области. Основным инструментом, посредством которого будут направляться инвестиции на эти цели, останутся приоритетные инвестиционные проекты. Определяющим моментом в повышении управляемости экономически­ ми процессами в области является решение проблем финансового обеспечения, стимулирование привлекаемых инвестиций. Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций является работа по получе­ нию инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и компаний под конкретные проекты. Ограниченность финансовых ресурсов области не позволяет проводить комплексную широкомасштабную структурную перестройку экономики, поэтому необходим выбор ограниченного числа приоритетных направлений из перечня наиболее значимых и эффективных. В ближайшей перспективе отбор приоритетных направлений будет базироваться на следующих критериях: значимость, эффективность проекта, увеличение налоговых пос­ туплений в бюджет в наиболее короткие сроки, создание новых рабочих мест, использование местных сырьевых ресурсов, соблюдение условий охраны окружающей среды. Приоритетные проекты определяются на конкурсной основе по различным отраслям промышленности. Для р еш ени я эти х з а д а ч осущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение международных инвестиционных конференций «Липецкая область: развитие через инвестиции» (один раз в два года). 2003г. 2005г. 2003г.-300т.руб. 2005г.-400т.руб. Областной бюджет Управления инвестиций и международных связей, экономики, промышленности администрации области 2. Подготовка обновленного сборника инвестиционных проектов предприятий области, отвечающих требованиям международных стандартов. Ежегодно до 1 января Управления инвестиций международных связей, экономики, промышленности администрации области 3. Организация участия представителей предприятий и организаций Липецкой области в инвестиционных российских и зарубежных выставках и презентациях, конференциях и семинарах. Постоян­ но 2 0 0 2 г.-50т.руб. 2003 г.-60 т. руб. 2004 г. -70 т. руб. 2005 г. -80 т. руб. Областной бюджет Администрация области 4. Активно проводить работу по поддержке и привлечению инвестиций для обеспечения организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности и оказания практической помощи предприятиям в доведении инвестиционных проектов предприятий до требований международных стандартов. Постоян­ но Управления инвестиций и международных связей, промышленности, экономики администрации области 5. Установление и поддержка прямых контактов потенциальных инвесторов с промышленными предприятиями области . Постоян­ но Управления инвестиций и международных связей, промышленности администрации области. 6 . Проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ, распространение информации об области в сети ИНТЕРНЕТ. Постоян­ но Управления инвестиций и международных отношений, промышленности администрации области 7. Проведение семинаров с руководителями экономических служб предприятий по вопросам инвестиционной деятельности. Ежегодно Администрация области Конечная эффективность программы выразится в расширении номенклатуры, росте объемов производства и реализации продукции предприятиями области. Для р еш ения эти х з а д а ч с л е д у е т о сущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ И ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Важной составной частью промышленной политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. На пер е ­ дний план выходят в настоящее время проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная полити­ ка должна быть направлена на решение конкретных задач по: —доведению в кратчайшие сроки выпускаемой предприятиями области продукции д о конкурентоспособного уровня; — поиску и организации производств для выпуска новых видов продукции, получаемых с использованием большей доли производственного потенциала области. Инновационная политика и научно-техническая деятельность призваны обеспечить увеличение валового внут­ реннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта товаров. О собое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех б е з исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий можно кардинально повлиять на улучше­ ние состояния окружающей среды . Решение проблем экологии и энергосбережения в промышленности активно поддерживается международ­ ными фондами. Поэтому научные и опытно -конструкторские разработки могут финансироваться за их счет, что позволит не только решить финансовые проблемы науки, но и выйти в данных направлениях на новые техноло­ гические процессы и виды продукции. Предприятия пр омыш л енности о сущ ествл яю т т ехн и ч е ск о е п е р е в о о р уж ен и е и реконструкцию в • соо тв ет ств и и с со б с тв ен ны м и м ер оприятиями и пр о гр амм ам и , р а зр або т анны м и на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы . ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКАХ РОССИИ, БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С целью повышения эффективности работы промышленных предприятий на рынках необходимо провести исследования существующей структуры производственно-финансовых связей предприятий области, сравнитель­ ный анализ ввозимой продукции и продукции, производимой предприятиями области. Н е о б х о д им о : — создать условия для увеличения объемов реализации промышленной продукции, производимой областны­ ми товаропроизводителями на внутриобластном рынке, и защиты внутриобластного рынка от некачественных, завозимых и реализуемых по демпинговым ценам товаров; — развивать внутриобластную производственную кооперацию с максимальным использованием внутренних производственных ресурсов предприятий; — развивать механизмы сотрудничества областных предприятий в пределах цепочек «производство — пот­ ребление» с целью минимизации издержек при прохождении товара от производителя д о покупателя, в том числе с привлечением банков для страхования продаж по схем е факторинга, вексельной схем е и т. п.; — повышать качество, конкурентоспособность промышленных товаров, производимых в области; — стимулировать вывоз и экспорт промышленной продукции, произведенной предприятиями области, на рынки России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Реализация поставленных задач даст возможность организовать производственные цепочки с максимально возможным участием предприятий области, а значит, позволит улучшить ситуацию с занятостью в промышлен­ ности, расширить налогооблагаемую базу. Увеличение экспорта промышленной продукции обеспечит стабильную работу предприятий и будет стимули­ ровать повышение конкурентоспособности продукции. Наименование мероприятий Срок исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1. Разработать меры по стимулированию развития производственно-сбытовой кооперации промышленных предприятий области, организовать проведение мониторинга о поставке продукции по областной кооперации. IVкв. 2002 г. Управления промышленности, экономики администрации области 2. Сформировать реестр свободных площадей и незадействованных основных фондов, расположенных на промышленных предприятиях, с целью размещения новых производств. III кв. 2002г. Управление промышленности администрации области 3. Содействовать созданию условий для привлечения малых предприятий к производственно-технологической кооперации. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 4. Создание банка данных участников рынка консультационной и информационной поддержки предприятий. 2 0 0 2 г. Управления экономики и промышленности администрации области 5. В рекламно-выставочной деятельности содействовать: Постоянно Управления инвестиций и международных связей, промышленности, торговли и общественного питания администрации области —в проведении и участии предприятий в постоянно действующих специализированных выставках-ярмарках; —в использовании Интернета для рекламы и продвижения продукции липецких предприятий на товарных рынках, для создания виртуальной выставки инвестиционных проектов Липецкой области; —в формировании постоянно действующей виртуальной выставки производителей товаров и услуг Липецкой области. III квартал 2002 г. 2 0 0 2 г. Управление промышленности администрации области совместно с ЛТПП (по согласованию) 7.Проводить семинары со специалистами предприятий по маркетингу, менеджменту. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 8 . Принять участие в реализации на территории области Федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 гг.» Постоянно Управления промышленности, экономики, торговли и общественного питания администрации области 9. Проведение семинаров, круглых столов по обмену мнениями и опытом, обсуждению проектов нормативных актов. Ежеквартально Управления экономики, промышленности администрации области 10. Способствовать предприятиям области в использовании Федеральной интегрированной базы данных «Контрагент-М» для информирования российских и зарубежных потребителей о поставляемых товарах и услугах. Постоянно Управление экономики администрации области Реализация мероприятий позволит: увеличить деловую активность в промышленности, расширить номенкла­ туру, рост объемов производства и реализации продукции, улучшить ситуацию с занятостью, расширить рынки сбыта промышленной продукции, формировать устойчивые производственно-сбытовые структуры в промышлен­ ности области, расширить налогооблагаемую базу. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В условиях перехода Российской Федерации к устойчивому развитию промышленная политика должна быть совместима с экологической и экономической политикой области. Основой такой политики в деятельности пред­ приятий должен быть эколого-экономический подход в оценке достижения ожидаемых результатов, при этом о с о б о е внимание необходимо уделять экологической переориентации промышленности в соответствии с тр ебо ­ ваниями рационального использования природных и энергетических ресурсов, экологической чистоты и б е зоп а с ­ ности производства и продукции, минимального загрязнения окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности должно основываться на: — снижении влияния промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, рек и недр; — внедрении ресурсосберегающей , безотходной и малоотходной технологии; — расширенном использовании вторичных ресурсов , обезвреживании и захоронении отходов. Для р еш ения эти х з а д а ч о сущ естви ть с л е д ую щ и е м ероприятия : Наименование мероприятий Сроки исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать Программу «Охрана окружающей среды Липецкой области на период на 2 0 0 2 - 2 0 1 0 гг.» 2 0 0 2 г. Комитет экологии администрации области 2. Проведение конференции «О проблемах оздоровления окружающей среды на промышленных предприятиях» Ежегодно 2 0 0 2 г , - 1 2 0 т.руб. 2003 г,-130 т.руб. 2004 Г.-140 т.руб. 2005 г.-150 т.руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 3. Проведение семинаров (учебы) с руководителями и специалистами предприятий по внедрению новых «чистых» технологий 1 раз в полугодие 2 0 0 2 г.- 60 т.руб. 2003 г. -70 т. руб. 2004 г. -80 т. руб. 2005 г. -90 т. руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 4. Организация и проведение семинаров, тренингов для координации деятельности предприятий, обобщения и передачи опыта,- выработки плана действий по вопросам экологически безопасного развития. Ежегодно Комитет экологии и управление промышленности администрации области, комитет природных ресурсов (по согласованию). Всесоюзное общество охраны природы (по согласованию) В результате реализации разработанных предприятиями области мероприятий ожидается: — уменьшить выбросы от стационарных и передвижных источников на 17 тыс. тонн; — уменьшить сбр о с недостаточно чищенных сточных вод в водоемы на 30 млн. куб м; — увеличить объем оборотного водоснабжения на 50 млн.куб.м с целью снижения забора воды на техни­ ческие цели из поверхностных водоемов. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГГ. Переход к современной модели устойчивого экономического роста может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами условий развития. Исходя из теории социальных альтернатив, опр е­ деляющих выбор вероятных вариантов социально-экономического развития области, предпочтение отдано вари­ анту интенсивного развития региона. Показатели Единица измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. оценка прогноз прогноз прогноз Объем промышленной продукции (работ и услуг) в фактических ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость и акциза) —в целом млн. руб. в ценах соответствующих лет 76135,0 88078,00 100568,00 114223,00 в % к предыдущему году 101,50 103,20 103,80 104,20 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 1 , 1 0 1 1 2 , 1 0 1 1 0 , 0 0 109,00 в том числе по отраслям: электроэнергетика, млн. руб. в ценах соответств. лет 6043,80 7264,00 8584,0 10057,0 в % к предыдущему году 95,00 1 0 1 , 0 0 1 0 1 , 0 0 1 0 1 , 0 0 индекс-дефлятор,в % к пред, году 128,00 117,00 116,00 116,00 черная металлургия, млн. руб. в ценах соответств. лет 40631,80 44760,00 48643,00 53624,00 в % к предыдущему году 1 0 1 , 0 0 1 0 2 , 0 0 103,50 104,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 104,00 108,00 105,00 106,00 химическая и нефтехимическая промышленность, млн. руб. в ценах соответств. лет 571,20 653,80 741,40 840,70 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 105,00 105,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 108,00 109,00 108,00 108,00 машиностроение и металлообработка, млн. руб. в ценах соответств. лет 10129,40 12590,90 14681,0 17042,40 в % к предыдущему году 98,00 1 1 0 , 0 0 106,00 106,50 индекс-дефлятор, в % к пред, году 108,50 113,00 1 1 0 , 0 0 109,00 промышленность строительных материалов. млн.руб. в ценах соответств. лет 1718,40 20000,0 2288,00 2594,60 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 103,00 104,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 119,00 113,00 1 1 0 , 0 0 108,00 легкая промышленность, млн.руб. в ценах соответств. лет 488,80 559,50 688,50 766,30 в % к предыдущему году 1 0 0 , 0 0 106,00 115,00 115,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 2 , 0 0 108,00 107,00 106,00 пищевая промышленность, включая мукомольно-крупяную, млн.руб. в ценах соответств. лет 13984,40 16532,40 19043,00 21662,20 в % к предыдущему году 1 1 1 , 0 0 102,80 103,40 103,60 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 2 0 , 0 0 115,40 111.40 109,80 прочие отрасли. млн.руб. в ценах соответств. лет 2567,20 3717,40 5899,10 7635,80 в % к предыдущему году 98,00 103,00 105,00 106,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 186,60 140,60 151,10 1 2 2 , 1 0 Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности про­ дукции и технического уровня, обеспечение роста объемов производства, замещ ение импортной продукции, фор­ мирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. Основу стратегии развития промышленности составит ориентация в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники на­ копления, которые позволят закрепить стартовые условия экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики и выйти на модель устойчивого развития. Продолжится реализация региональной программы качества, основной целью которой является создание организационных, экономических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг. В плане реализации системного эколого-экономического подхода планируется развернуть на предприятиях работу по совершенствованию существующих технологических процессов при минимальных финансовых, эн ер ­ гетических и сырьевых издержках, в результате которой должна улучшиться экологическая'обстановка на пред ­ приятиях и в целом в области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промыш­ ленности и перейти к экономическому росту, осуществлять целенаправленную деятельность по повышению эф ­ фективности производства. Она ориентирована на создание благоприятных условий для работы промышленных предприятий в переходный период с наименьшими социально-экономическими издержками. Реализация Программы даст возможность на основе углубления интеграции хозяйственных связей пред­ приятий и повышения уровня менеджмента обеспечить освоение новых видов продукции и стабилизировать производство, полнее загрузить производственные мощности и проводить техническое перевооружение. Постепенно будет формироваться рациональная структура активов предприятий. Это позволит увеличить налоговые поступления и обеспечить стабильное наполнение бюджета. Возрастет число работающих в отраслях промышленности, что положительно скажется на уровне жизни населения. Программа предполагает конкретизацию важнейших направлений развития в виде бизнес-планов, меропри­ ятий, включаемых ежегодно в Программу социально-экономического развития Липецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz