Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

у I Ж И П Е 1 1 К А Я кЛШЯЯШ ввШШШШШШ * Ш г а з е т а 15 июня 2 0 0 2 Г., № 116 (21744) П Р О Г Р А М М А РАЗВИТИЯПРОМЫШЛЕННОСТИЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИНА 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГОДЫ Постано вление трет ьейсессии Липецкого областного Со ветадепутатов трет ьего созы ва № 36-пс от30.05.2002 г. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА2002-2005 ГОДЫ Р а ссм отр ев проект Программы развития промышленности Липецкой области на 2 0 0 2 - 2 0 0 5 годы , пред ставленны й адм инистрацией обл асти , ру ководствуяс ь статьей 3 0 Устава Липецкой о бл асти Р оссийской Ф едер ац и и и учитывая р еш ен и е комитета областн ого С о­ вета депутатов по эконом ике , обл а стн ой Совет депутатов постановляет: 1. Утвердит ь П рограмму развития промыш ленности Липецкой о бл асти на 2 0 0 2 -2 0 0 5 годы (при лагает ся). 2. Н астоящ ее п остановление вступает в силу со дня его подписания. П р ед сед а т ел ь о бл астн ого Совета депутатов А. САВЕН К ОВ. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Название: «Программа развития промышленности Липецкой области на 2002 -2005 годы» (Далее — Программа). 2. Основания для разработки Программы: Закон Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» (№ 144 -03 от 14.06.2001г.), ра спо­ ряжение главы администрации Липецкой области «О разработке программы развития промышленности Липецкой области на 2002 -2005 годы» (№ 695-р от 23.08.2001г.). 3. Го сударственный заказчик: администрация Липецкой области. 4. Разработчик Программы: управление промышленности администрации области. 5. Цели и задачи Программы: Цел ь Программы: — создание нео бходимых условий для роста конкурентоспособности продукции промышленных предприятий области; — повышение деловой активности промышленных предприятий; — увеличение объемов промышленного производства и инвестиций в промышленност ь о бласти; — развитие внутриобластной кооперации промышленных предприятий; — создание многосекторной социал ьно ориентированной рыночной экономики. Главная задача — формирование материальной, научно-технологической, финансово-экономической и соци­ альной базы , позволяющей выйти на у стойчивый экономический рост и обеспечит ь рациональное размещение производительных сил на территории о бласти. 6. Срок выполнения программы: 2002 -2005 гг. 7. И сполнители Программы: — управление промышленности администрации Липецкой области; — управление экономики администрации Липецкой области; — управление труда и занятости населения администрации Липецкой области; — управление инвестиций и международных связей администрации Липецкой области; — управление начал ьного профессионального о бразования администрации Липецкой области; • — комитет экологии администрации Липецкой области; — управление финансов администрации Липецкой области. 8. Основные направления Программы: — Повышение качества продукции и услуг , конкурентоспособности предприятий. — Подготовка кадров для промышленности. — Инвестиционная политика. — Внедрение научно -техниче ских разработок , техниче ское перевооружение и инновации в промышленности. — Повышение эффективности работы предприятий на рынках России , стран ближнего и дал ьнего зару беж ья. — Повышение экологической безопасности. 9. О бъем и источники финансирования Программы: — областной бюджет — всего 5316 тыс. руб. , в т.ч. 2002год — 972 ты с. руб. 2003 год — 1404 тыс.руб. 2004 год — 1214 тыс.руб. 2005 год — 1726 тыс.руб. Показатели финансирования определяются и отражаются в составе областного бюджета на очередной финан­ совый год. — Иные источники , не запрещенные за коном. 10. Ож идаемы е конкретные резул ьтаты: в2002годуувеличениеобъе мо впро мышленногопроиз водства не менее чемна 1,5%, в 2005году — на 13%куровню2001 года. 11. Система организации контроля — ежегодноерасс мотрениенаСо ветеад министрацииобласти. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является достижение устойчивой ста бил ьной ра боты и после­ дующего развития промышленного производства , улуч шение на этой основе социал ьно-экономических условий жизни населения о бласти. Для ее решения на уровне области нужны активная промышленная политика и конкрет­ ная программа. Необходимост ь разра ботки Программы развития промышленности Липецкой области обусловлена: — отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федерал ьном уровне; — высокой значимостью промышленного комплекса в экономике о бласти; — продолжающимися экономическими трудностями в промышленном комплексе области; — остротой социал ьных, кадровых, экологических и прочих про блем. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦ К ОЙ ОБЛАСТИ В 1995 -2001 гг. Последнее десятилетие двадцатого столетия характеризуется резким снижением объемов производства , неу с­ тойчивой работой предприятий промышленности Липецкой области. Наибол ьшая острота явлений приходится на середину девяностых годов. Падение о бъемов производства в 1997 году к уровню 1990 года составило 40% , в том чи сле в черной металлур­ гии — 23% , ма шиностроении и металлообработке — 82 % , промы шленности строител ьных материалов — 68%, легкой промышленности — 77%. Почти прекратилось производство станков, тракторов, культиваторов. Среди круп­ ных и средних предприятий промышленности —40% былиубыточными. В целом по промышленности норма прибы­ ли на 1 рубл ь товарной продукции составляла 5 ,5 копенки. Четверт ь предприятий о бласти оказалас ь на грани ликвидации. Среди них такие крупные предприятия, как О АО «Липецкий тракторный завод» , ОАО «Липецкая метал­ лургическая компания «Свободный сокол» , ОАО «Центролит» , ОАО «Липецкий станкостроител ьный завод», О АО «Елецкожа », ОАО «Липецкий трубный завод» и др. Работники этих и многих других предприятий находилис ь в неоплачиваемых отпусках. Спад производства, снижение доходности в ряде отраслей сопровождались ростом всех видов неплатежей. Большинство предприятий оказались неконкурентоспосо бными. Износ основных фондов на начало 2001 года составил более 54%. Самый высокий износ основных фондов в черной металлургии — около 60% , промы шленности строител ьных материалов — 57 % , эле ктроэнергетике — 50%. Недостаточное обновление основ­ ных средств , снижение объемов технического перевооружения и реконструкции на предприятиях привело к падению конкурентоспособности продукции , ухуд шению финансового положения. Испол ьзование производственных мощностей на бол ьшинстве предприятий остается пока на уровне 30- 50 % , ча ст ь из них выведена из строя, разукомплектована, амортизационные отчисления на их содержание тяжелым грузом ложатся на се бестоимост ь производимой продукции. Многие предприятия испытывали острый недостаток о боротных средств , что в свою очеред ь сказалось на состоянии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды , по заработной плате, с кредиторами. Повышение цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий , опережающее уровен ь инфляции в промышленности, привело кснижению доходности энергоемких производств. Начиная с мая 1999 года промышленное производство стало расти. Рост производства на блюдался практичес­ ки во всех основных отраслях промышленности области. За 1999 год индекс физического объема составил 113% к уровню предыдущего года , в 2000 году — 109,1%, в 2001 году — 103%. Улуч шение финансового состояния позволило многим предприятиям возобновит ь ра боту по внедрению более современных технологий , приобретат ь прогрессивное о борудование , выходит ь на кооперацию с передовыми зару­ бежными фирмами. С учетом факторов , способных оказат ь существенное влияние на развитие промышленности о бласти в бли­ жайшие годы , целесообразно сосредоточит ь внимание на реализации следующих основных направлений: — повышении качества продукции и услуг, конкурентоспосо бности предприятий; — подготовке кадров для промыш ленности; — внедрении научно -техниче ских разработок , техниче ском перевооруж ении и инновации в про­ мыш ленности; — повышении эфф ективности работы предприятий на рынках России , стран ближнего и дал ьнего зару беж ья; — повышении экологической безоп асн ости . ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУ КЦИИ И УСЛУГ, К ОН КУРЕНТ ОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ В Липецкой области проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг рассматрива­ ется как стратегическая задача. Основные приоритеты в этом направлении были определены Регионал ьной программой качества на период 2000-2001 гг. Реализация Программы позволила сделать первые шаги в повышении конкурентоспосо бности пред­ приятий. Следует продолжит ь ра боту по следующ им направлениям: 1. Создание в области организационных , э кономических и социал ьных условий для устойчивого постоянного улучшения качества продукции и услуг. 2. Установление на о бластном уровне стимулов для предприятий , выпу скающих высококачественную конкурен­ тоспособную продукцию , о существляющих сертификацию систем обеспечения качества. 3. Пропаганда выгоды для предприятий активной работы по повышению качества и ее резул ьтатов. 4. О беспечение условий для обучения и стажировки руководителей и специалистов предприятий по всем на­ правлениям менеджмента качества. Поставленные цели предполагают решение ряда практических задач: — сосредоточит ь усилия органов государственной власти о бласти , производителей товаров и у слуг , ученых вузов ской и промышленной науки на решении проблем повышения конкурентоспособности продукции; — определит ь главным инструментом повышения конкурентоспосо бности продукции преобразование систем управления предприятиями на принципах менеджмента качества; — повысит ь качество и надежность выпускаемой продукции за счет создания и сертификации эффективных систем качества, ведущих к ориентации производства на запросы потре бителей; — организоват ь подготовку специалистов в высших и специальных уче бных заведениях и переподготовку пер­ сонала предприятий по овладению современными методами организации производства , обе спечения качества; — оказат ь содействие в активизации ра боты проектно - конструкторских и технологических организаций , их бо­ лее а ктивному участию в разработке и организации производства новой высокоэффективной , конкурентоспособной продукции. Для реш ения этих задач осущ ествит ь следую щ ие мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение ежегодных областных конкурсов за качество и звание «Лучший менеджер года по качеству» ежегодно 2 0 0 2 г. - 600 т.руб. 2003 г. — 670 т. руб. 2004 г. —720 т. руб. 2005 г. - 780 т. руб. Областной бюджет Управление промышленности администрации области совместно с Липецкой торгово-промышленной палатой (ЛТПП) и Центром стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) (по согласованию) 2. Ежегодное проведение конференции по качеству в рамках Всемирного Дня качества ноябрь каждого года - - Управление промышленности администрации области совместно с ЦСМС и ЛТПП (по согласованию) 3. Координация работ по подготовке и переподготовке для предприятий и организаций области специалистов в области качества, в том числе: -подготовка экспертов по внутреннему аудиту системы качества на предприятиях и оценке предприятий при подготовке к конкурсу на премию главы администрации области за качество; —обучение персонала и руководителей высшего звена предприятий и организаций области основам менеджмента и качества ежегодно Управления промышленности, труда и занятости населения администрации области, ЦСМС, совместно с учебными заведениями (по согласованию) 4. Создание условий для внедрения на предприятиях и в организациях систем управления качеством на базе стандартов ИСО 9000 и подготовка их к сертификации в аккредитованных системах 2 0 0 2 - 2005 гг. Управление промышленности администрации области ПОДГОТОВК А КАДР ОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Предусматривается обеспечит ь расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответ­ ствии с тре бованиями рыночной экономики и перспективами научно -техниче ского прогресса. Программа предусматривает разработку и реализацию областной концепции содействия предприятиям в профессионал ьном развитии персонала на производстве с ежегодным подведением итогов, реализацию мер поддержки организаций в о бласти развития персонала и ставит своей главной цел ью рациональное использова­ ние профессионального потенциала ра ботников , обе спечение их эффективной деятел ьности. Для реш ения этих за д а ч осущ ествить сл едую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Определение базовых предприятий в каждом городе (районе) по организации и отработке системы управления подготовкой персонала 2 0 0 2 год - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей (по согласованию) 2. Организация и проведение анализа потребности в рабочей силе и имеющихся возможностей для удовлетворения спроса на рабочую силу за счет различных источников комплектования по городам и районам Ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 3. Формирование заказов работодателей на целевую подготовку специалистов и рабочих кадров по заявкам предприятий ежегодно - - Управления труда и занятости населения, начального профессионального образования, Департамент образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 4. Внедрение положений по созданию «режима привлекательности» через систему коллективно-договорного регулирования для работников, привлекаемых к обучению по профессиям, пользующимся повышенным спросом у оаботодателей Постоян­ но - Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 5. Разработка балансовых расчетов распределения выпускников общеобразовательных школ текущего года по каналам учебы и тоудоустройства Ежегодно - - Департаменр образования и науки совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 6 . Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди рабочих массовых профессий Ежегодно 2 0 0 2 г.- 120 т.руб 2003г.-150т.руб 2004г. -180т.руб 2005г. -200т.руб Областной бюджет Управления промышленности, труда и занятости населения, начального профессионального образования администрации Липецкой области 7. Обеспечить активное участие предприятий в областном конкурсе «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан» в номинации «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки» Ежегодно 2 0 0 2 г. - 2 2 т.руб 2003 г. - 24 т. руб 2004г. -24т.руб 2005г. -26т.руб Областной бюджет Управление труда и занятости населения администрации области совместно с органами местного самоуправления (по согласованию) 8 . Разработать систему стимулирования работодателей и работников по повышению поофессионального мастерства 2 0 0 2 г. Управление труда и занятости населения совместно с Федерацией профсоюзов области 9. Разработать и принять областное тарифное соглашение между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей 2 0 0 2 г. - - Управление труда и занятости населения администрации Липецкой области совместно с Федерацией профсоюзов, объединением работодателей (по согласованию) 10. Выпускать информационные бюллетени по вопросам состояния рынка труда Постоян­ но Управление труда и занятости населения совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области, центрами занятости населения городов и районов (по согласованию) ОБЕСПЕ ЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ , ГАРАНТИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ГРАЖДАН В 2002 -2005 годах пред стоит закрепит ь достигнутые позитивные тенденции в развитии социально-трудовых отношений, сохранить социальную ста бил ьность, повысить эффективность организации ра боты по охране труда. Органам государственной власти области , ме стного самоуправления , социал ьным партнерам на местах нео б­ ходимо переориентироват ь на новую ступень развития деятельность созданных о бъединений работодателей , тер­ риториал ьных координационных Советов профсоюзов, прежде всего для прора ботки территориал ьных и отрасле­ вых систем управления защитой трудовых прав граждан. Актуальным перспективным направлением при совершенствовании системы защиты трудовых прав граждан остается заключение и реализация коллективных договоров, в том числе и на малых предприятиях. Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, рабо­ тодателей и профсоюзов остается создание безопасных условий труда работающим на основе усиления взаимо­ действия по реализации на территории области государственной политики в сфере охраны труда, Рекомендаций областной практической конференции «Охрана труда — общая забота». Для реш ения этих задач осущ ествить сл едую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать проект областного трехстороннего соглашения на 2003-2005гг., обеспечить его заключение и реализацию 2 0 0 2 год - - Администрация области 2. Провести областную научно- практическуЮ конференцию по созданию территориальной системы защиты трудовых прав граждан. 2 0 0 2 год Управление труда и занятости населения совместно с органами местного самоуправления (по согласованию). 3. Проводить семинары, распространять и обобщать опыт по вопросам: —охраны труда; 2 0 0 2 - 2005 годы Управление труда и занятости населения администрации области —аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда; —внедрения системы ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятии; —подъема культуры производства. В соответствии с государственными требованиями проводить работу по организации системы управления охраной труда на уровне предприятия. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Инвестиционная политика и структурная перестройка народного хозяйства области настоятельно требуют увеличения объемов инвестиций. Необходимость проведения активной инвестиционной политики связана с воз­ можностями привлечения инвестиций, созданием новых рабочих мест и обеспечением социально-экономичес­ кой стабильности в области. Основным инструментом, посредством которого будут направляться инвестиции на эти цели, останутся приоритетные инвестиционные проекты. Определяющим моментом в повышении управляемости экономически­ ми процессами в области является решение проблем финансового обеспечения, стимулирование привлекаемых инвестиций. Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций является работа по получе­ нию инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и компаний под конкретные проекты. Ограниченность финансовых ресурсов области не позволяет проводить комплексную широкомасштабную структурную перестройку экономики, поэтому необходим выбор ограниченного числа приоритетных направлений из перечня наиболее значимых и эффективных. В ближайшей перспективе отбор приоритетных направлений будет базироваться на следующих критериях: значимость, эффективность проекта, увеличение налоговых пос­ туплений в бюджет в наиболее короткие сроки, создание новых рабочих мест, использование местных сырьевых ресурсов, соблюдение условий охраны окружающей среды. Приоритетные проекты определяются на конкурсной основе по различным отраслям промышленности. Для реш ения этих задач осущ ествить сл едую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполн. Объем финансирования Источник финансирования Исполнители 1 2 3 4 5 1. Проведение международных инвестиционных конференций «Липецкая область: развитие через инвестиции» (один раз в два года). 2003г. 2005г. 2003г.-300т.руб. 2005г.-400т.руб. Областной бюджет Управления инвестиций и международных связей, экономики, промышленности администрации области 2. Подготовка обновленного сборника инвестиционных проектов предприятий области, отвечающих требованиям международных стандартов. Ежегодно до 1 января Управления инвестиций международных связей, экономики, промышленности администрации области 3. Организация участия представителей предприятий и организаций Липецкой области в инвестиционных российских и зарубежных выставках и презентациях, конференциях и семинарах. Постоян­ но 2 0 0 2 г.-50т.руб. 2003 г.-60 т. руб. 2004 г. -70 т. руб. 2005 г. -80 т. руб. Областной бюджет Администрация области 4. Активно проводить работу по поддержке и привлечению инвестиций для обеспечения организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности и оказания практической помощи предприятиям в доведении инвестиционных проектов предприятий до требований международных стандартов. Постоян­ но Управления инвестиций и международных связей, промышленности, экономики администрации области 5. Установление и поддержка прямых контактов потенциальных инвесторов с промышленными предприятиями области . Постоян­ но Управления инвестиций и международных связей, промышленности администрации области. 6 . Проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ, распространение информации об области в сети ИНТЕРНЕТ. Постоян­ но Управления инвестиций и международных отношений, промышленности администрации области 7. Проведение семинаров с руководителями экономических служб предприятий по вопросам инвестиционной деятельности. Ежегодно Администрация области Конечная эффективность программы выразится в расширении номенклатуры, росте объемов производства и реализации продукции предприятиями области. Для реш ения этих задач сл ед у ет осущ ествить сл едую щ и е мероприятия: ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ И ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Важной составной частью промышленной политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. На пере­ дний план выходят в настоящее время проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная полити­ ка должна быть направлена на решение конкретных задач по: —доведению в кратчайшие сроки выпускаемой предприятиями области продукции до конкурентоспособного уровня; — поиску и организации производств для выпуска новых видов продукции, получаемых с использованием большей доли производственного потенциала области. Инновационная политика и научно-техническая деятельность призваны обеспечить увеличение валового внут­ реннего продукта за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта товаров. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий можно кардинально повлиять на улучше­ ние состояния окружающей среды. Решение проблем экологии и энергосбережения в промышленности активно поддерживается международ­ ными фондами. Поэтому научные и опытно -конструкторские разработки могут финансироваться за их счет, что позволит не только решить финансовые проблемы науки, но и выйти в данных направлениях на новые техноло­ гические процессы и виды продукции. П редприятия промыш ленности осущ ествляю т техническое п ер евоор уж ен и е и реконструкцию в • соответствии с собственны м и м ероприятиями и програм м ами, разработанны ми на 2 0 0 2 -2 0 0 5 годы . ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКАХ РОССИИ, БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С целью повышения эффективности работы промышленных предприятий на рынках необходимо провести исследования существующей структуры производственно-финансовых связей предприятий области, сравнитель­ ный анализ ввозимой продукции и продукции, производимой предприятиями области. Н еобходим о: — создать условия для увеличения объемов реализации промышленной продукции, производимой областны­ ми товаропроизводителями на внутриобластном рынке, и защиты внутриобластного рынка от некачественных, завозимых и реализуемых по демпинговым ценам товаров; — развивать внутриобластную производственную кооперацию с максимальным использованием внутренних производственных ресурсов предприятий; — развивать механизмы сотрудничества областных предприятий в пределах цепочек «производство — пот­ ребление» с целью минимизации издержек при прохождении товара от производителя до покупателя, в том числе с привлечением банков для страхования продаж по схеме факторинга, вексельной схеме и т. п.; — повышать качество, конкурентоспособность промышленных товаров, производимых в области; — стимулировать вывоз и экспорт промышленной продукции, произведенной предприятиями области, на рынки России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Реализация поставленных задач даст возможность организовать производственные цепочки с максимально возможным участием предприятий области, а значит, позволит улучшить ситуацию с занятостью в промышлен­ ности, расширить налогооблагаемую базу. Увеличение экспорта промышленной продукции обеспечит стабильную работу предприятий и будет стимули­ ровать повышение конкурентоспособности продукции. Наименование мероприятий Срок исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1. Разработать меры по стимулированию развития производственно-сбытовой кооперации промышленных предприятий области, организовать проведение мониторинга о поставке продукции по областной кооперации. IVкв. 2002 г. Управления промышленности, экономики администрации области 2. Сформировать реестр свободных площадей и незадействованных основных фондов, расположенных на промышленных предприятиях, с целью размещения новых производств. III кв. 2002г. Управление промышленности администрации области 3. Содействовать созданию условий для привлечения малых предприятий к производственно-технологической кооперации. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 4. Создание банка данных участников рынка консультационной и информационной поддержки предприятий. 2 0 0 2 г. Управления экономики и промышленности администрации области 5. В рекламно-выставочной деятельности содействовать: Постоянно Управления инвестиций и международных связей, промышленности, торговли и общественного питания администрации области —в проведении и участии предприятий в постоянно действующих специализированных выставках-ярмарках; —в использовании Интернета для рекламы и продвижения продукции липецких предприятий на товарных рынках, для создания виртуальной выставки инвестиционных проектов Липецкой области; —в формировании постоянно действующей виртуальной выставки производителей товаров и услуг Липецкой области. III квартал 2002 г. 2 0 0 2 г. Управление промышленности администрации области совместно с ЛТПП (по согласованию) 7.Проводить семинары со специалистами предприятий по маркетингу, менеджменту. Постоянно Управления промышленности, экономики администрации области 8 . Принять участие в реализации на территории области Федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 гг.» Постоянно Управления промышленности, экономики, торговли и общественного питания администрации области 9. Проведение семинаров, круглых столов по обмену мнениями и опытом, обсуждению проектов нормативных актов. Ежеквартально Управления экономики, промышленности администрации области 10. Способствовать предприятиям области в использовании Федеральной интегрированной базы данных «Контрагент-М» для информирования российских и зарубежных потребителей о поставляемых товарах и услугах. Постоянно Управление экономики администрации области Реализация мероприятий позволит: увеличить деловую активность в промышленности, расширить номенкла­ туру, рост объемов производства и реализации продукции, улучшить ситуацию с занятостью, расширить рынки сбыта промышленной продукции, формировать устойчивые производственно-сбытовые структуры в промышлен­ ности области, расширить налогооблагаемую базу. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В условиях перехода Российской Федерации к устойчивому развитию промышленная политика должна быть совместима с экологической и экономической политикой области. Основой такой политики в деятельности пред­ приятий должен быть эколого-экономический подход в оценке достижения ожидаемых результатов, при этом особое внимание необходимо уделять экологической переориентации промышленности в соответствии с требо­ ваниями рационального использования природных и энергетических ресурсов, экологической чистоты и безоп ас­ ности производства и продукции, минимального загрязнения окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности должно основываться на: — снижении влияния промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, рек и недр; — внедрении ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологии; — расширенном использовании вторичных ресурсов, обезвреживании и захоронении отходов. Для реш ения этих задач осущ ествить сл едую щ и е мероприятия: Наименование мероприятий Сроки исполнения Объем финансиров. Источник финансиров. Исполнители 1 2 3 4 5 1. Разработать Программу «Охрана окружающей среды Липецкой области на период на 2 0 02-2010 гг.» 2002 г. Комитет экологии администрации области 2. Проведение конференции «О проблемах оздоровления окружающей среды на промышленных предприятиях» Ежегодно 2002 г ,-120 т.руб. 2003 г,-130 т.руб. 2004 Г.-140 т.руб. 2005 г.-150 т.руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 3. Проведение семинаров (учебы) с руководителями и специалистами предприятий по внедрению новых «чистых» технологий 1 раз в полугодие 2002 г.- 60 т.руб. 2003 г. -70 т. руб. 2004 г. -80 т. руб. 2005 г. -90 т. руб. областной бюджет Комитет экологии, управление промышленности администрации области 4. Организация и проведение семинаров, тренингов для координации деятельности предприятий, обобщения и передачи опыта,- выработки плана действий по вопросам экологически безопасного развития. Ежегодно Комитет экологии и управление промышленности администрации области, комитет природных ресурсов (по согласованию). Всесоюзное общество охраны природы (по согласованию) В результате реализации разработанных предприятиями области мероприятий ожидается: — уменьшить выбросы от стационарных и передвижных источников на 17 тыс. тонн; — уменьшить сброс недостаточно чищенных сточных вод в водоемы на 30 млн. куб м; — увеличить объем оборотного водоснабжения на 50 млн.куб.м с целью снижения забора воды на техни­ ческие цели из поверхностных водоемов. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2 0 0 2 -2 0 0 5 ГГ. Переход к современной модели устойчивого экономического роста может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами условий развития. Исходя из теории социальных альтернатив, опре­ деляющих выбор вероятных вариантов социально-экономического развития области, предпочтение отдано вари­ анту интенсивного развития региона. Показатели Единица измерения 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. оценка прогноз прогноз прогноз Объем промышленной продукции (работ и услуг) в фактических ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость и акциза) —в целом млн. руб. в ценах соответствующих лет 76135,0 88078,00 100568,00 114223,00 в % к предыдущему году 101,50 103,20 103,80 104,20 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 1 ,1 0 1 1 2 ,1 0 1 1 0 ,0 0 109,00 в том числе по отраслям: электроэнергетика, млн. руб. в ценах соответств. лет 6043,80 7264,00 8584,0 10057,0 в % к предыдущему году 95,00 1 0 1 ,0 0 1 0 1 ,0 0 1 0 1 ,0 0 индекс-дефлятор,в % к пред, году 128,00 117,00 116,00 116,00 черная металлургия, млн. руб. в ценах соответств. лет 40631,80 44760,00 48643,00 53624,00 в % к предыдущему году 1 0 1 ,0 0 1 0 2 ,0 0 103,50 104,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 104,00 108,00 105,00 106,00 химическая и нефтехимическая промышленность, млн. руб. в ценах соответств. лет 571,20 653,80 741,40 840,70 в % к предыдущему году 1 0 0 ,0 0 105,00 105,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 108,00 109,00 108,00 108,00 машиностроение и металлообработка, млн. руб. в ценах соответств. лет 10129,40 12590,90 14681,0 17042,40 в % к предыдущему году 98,00 1 1 0 ,0 0 106,00 106,50 индекс-дефлятор, в % к пред, году 108,50 113,00 1 1 0 ,0 0 109,00 промышленность строительных материалов. млн.руб. в ценах соответств. лет 1718,40 20000,0 2288,00 2594,60 в % к предыдущему году 1 0 0 ,0 0 103,00 104,00 105,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 119,00 113,00 1 1 0 ,0 0 108,00 легкая промышленность, млн.руб. в ценах соответств. лет 488,80 559,50 688,50 766,30 в % к предыдущему году 1 0 0 ,0 0 106,00 115,00 115,00 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 1 2 ,0 0 108,00 107,00 106,00 пищевая промышленность, включая мукомольно-крупяную, млн.руб. в ценах соответств. лет 13984,40 16532,40 19043,00 21662,20 в % к предыдущему году 1 1 1 ,0 0 102,80 103,40 103,60 индекс-дефлятор,в % к пред, году 1 2 0 ,0 0 115,40 111.40 109,80 прочие отрасли. млн.руб. в ценах соответств. лет 2567,20 3717,40 5899,10 7635,80 в % к предыдущему году 98,00 103,00 105,00 106,00 индекс-дефлятор, в % к пред, году 186,60 140,60 151,10 1 2 2 ,1 0 Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности про­ дукции и технического уровня, обеспечение роста объемов производства, замещ ение импортной продукции, фор­ мирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. Основу стратегии развития промышленности составит ориентация в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники на­ копления, которые позволят закрепить стартовые условия экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики и выйти на модель устойчивого развития. Продолжится реализация региональной программы качества, основной целью которой является создание организационных, экономических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг. В плане реализации системного эколого-экономического подхода планируется развернуть на предприятиях работу по совершенствованию существующих технологических процессов при минимальных финансовых, энер­ гетических и сырьевых издержках, в результате которой должна улучшиться экологическая'обстановка на пред­ приятиях и в целом в области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промыш­ ленности и перейти к экономическому росту, осуществлять целенаправленную деятельность по повышению эф ­ фективности производства. Она ориентирована на создание благоприятных условий для работы промышленных предприятий в переходный период с наименьшими социально-экономическими издержками. Реализация Программы даст возможность на основе углубления интеграции хозяйственных связей пред­ приятий и повышения уровня менеджмента обеспечить освоение новых видов продукции и стабилизировать производство, полнее загрузить производственные мощности и проводить техническое перевооружение. Постепенно будет формироваться рациональная структура активов предприятий. Это позволит увеличить налоговые поступления и обеспечить стабильное наполнение бюджета. Возрастет число работающих в отраслях промышленности, что положительно скажется на уровне жизни населения. Программа предполагает конкретизацию важнейших направлений развития в виде бизнес-планов, меропри­ ятий, включаемых ежегодно в Программу социально-экономического развития Липецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz