Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
19 января 2 0 0 2 г., № 12 (21640 ) ЦИП ЕЦ КАЯ • я га зе та i Чтобы читателю было по нятно, объясняю коротко нынешнюю ситуацию: от дельного предмета по сексу альному просвещению в школьных учебных програм мах нет. Зато «элементы по лового воспитания» будут ♦ рассредоточены» по разным предметам, причем с перво го класса: в природоведении, ОБЖ, литературе. Кстати: название проекта «Половое воспитание российских школьников» «имеет смысл изменить на «Воспитание здо рового образа жизни детей и подростков» или «Репродук тивное здоровье школьников России». Это фраза из годо вого отчета исполнительного директора проекта, который был направлен в Фонд наро донаселения ООН. Чувству ете? Западные партнеры на все готовы, даже название из менить, если оно так уж шо кирует непродвинутый рос сийский народ. Но проект все равно непременно реали з о в а т ь . Тем более, что и со ответствующее решение Мин- образа имеется. А все необ ходимые мероприятия прово дятся при наиактивнейшем участии Российской ассоци ации планирования семьи. Непросвещенный чита тель удивится: откуда у ка питалистов такой альтруизм, да еще в отношении далекой России? Приведу цитату из передачи, прошедшей по од ному из центральных кана лов отечественного ТВ: «По планам ООН через 30 лет Россия должна выйти на пер вое место в мире по убыли населения». Это у них стра тегия такая — регулирование рождаемости. Они просчита ли: для полного благоденст вия на земле должен остать ся «золотой миллиард». По нятно, что состоять он будет преимущественно из амери канцев и представителей За падной Европы. А сократить ся население должно, естес твенно, за счет стран треть его мира. К которым Россия уже давно относится. Вот почему во всех этих проек тах и программах такое вни мание уделяется методам контрацепции. Опять же — неосвоенный еще рынок сбыта для презервативов и таблеток, подзаработать мож но. Вероятно, я бы не стала вновь об этом писать, если бы и в нашей области не на шлись господа, решившие активно включиться в реали зацию упомянутого проекта. Очень, к слову сказать, ува жаемые люди, ученые, чи новники, — даже называть неловко, кто именно, язык не поворачивается. Всем инте ресующимся могу сообщить лично. Так вот, эти господа, пару лет назад, одни сочини ли, другие одобрили и изда ли методические рекоменда ции по нравственно-половому воспитанию школьников. Полагаю, что в ближайшее время они будут доведены до учителей, если этого еще не произошло. «Снаружи» — все очень пристойно и даже красиво: постоянные упоминания о нравственном климате семьи, СЕКСЛИКБЕЗ — КОНТРАБАНДОЙ ЗЕМЛЯКИ ВОТ ЭТО ЛАЖ! 65 лет из 79 прожитых сотрудничает с долгору ковской районной газетой «Сельские зори» учитель, краевед и следопыт Нико лай Иванович Филимонов. За эти годы он написал сот ни очерков, зарисовок, кор респонденций. И не только, впрочем, для родной «рай онки». Материалы селько ра печатались в «Учитель ской газете», «Комсомоль ской правде», «Красной звезде* и других централь ных изданиях. Он — автор ряда исследований, вошед ших в книги «Герои липец кой земли* (о Героях Со циалистического Труда), «Липчане в Великой Побе де*. Несмотря на солидный возраст, Николай Иванович продолжает работать — руководит первичной орга низацией Всероссийского общества слепых. Благода ря его трудам, пополнился новыми материалами руко писный сборник «В боях за родину*. В обществе сле пых выходит единственная в своем роде стенгазета «Восовец», которую Фили монов редактирует многие годы. (Соб. инф.) ТЕОРИЯ - НА УРО Ч то наша жизнь? Б орьба. Классик сказал иначе, но применительно к нынешней реальности это им енно так. Еще несколько лет н а за д российская общественность бурно р а довал а сь и гордилась, что п о д е е н апором наши зак он одат ели были вынуждены запретить вв ед ени е в школьные программы сексуального лик б еза . Фактически за все годы р еф орм это был первый случай, когда н ар о д выступил единым фронтом и сказал свое т в ер до е «нет», которое н ев о зм ож н о было не услышать. Наивные! Мы дум али , что п о б едили . Смею напомнить: деньги победить нельзя. Большие деньги — в особенности . А в этой программ е, уж поверьте, крутятся сотни тысяч дол л ар ов . И оттуда, «и з-за бугра», и из карм ана наших налогоплательщ иков. ж . П Р А Ш К О а п а н е л и ? о необходимости формиро вать уважительные отноше ния между подростками и разными поколениями. Даже о целомудрии и добродетели. Короче, весь необходимый «джентльменский набор» или «набор* для пансиона благородных девиц. Но вот о чем рекомендуется говорить с первоклашками: к приме ру, изучить названия всех частей тела женщины и муж чины, в том числе, связанных с выделительными функция ми. Рекомендуется «положи тельная оценка телесных чувств и телесных выраже ний чувств». Каково? Мы-то, отсталые, думали, что чувст ва относятся к душе, а к телу — ощущения. Ан нет! А что понимается под «телес ным выражением чувств» у шестилеток? Рукопожатия? , Объятья? Поцелуи? Авторы рекомендаций этого не рас шифровывают. Видимо, ос тавляя на усмотрение учите ля. Во втором классе необхо димо разобраться в различии полов и в особенностях поло вого размножения в мире ра стений и животных. При чем нас предусмотрительно предостерегают: «Совершен но бесполезным окажется труд педагога, если его рас сказ о размножении живого начнется с пестиков и тычи нок и закончится ими же. Ребенок так и не получит от вета на вопрос «Откуда бе рутся дети?» Так что, доро гие учителя, кончайте детям лапшу на уши вешать, пере ходите от тычинок к половым актам. На этом же этапе у детей надо развить «умение оценивать и ценить телесную красоту»! Она ведь, сами по нимаете, важнее красоты ду шевной. А мы-то все талды чим: что есть красота? «Со суд она, в котором пустота, или огонь,мерцающий в сосу де?» Боже мой, какая непро- двинутость! Представляю себе оценивающие взгляды второклассников, которые они бросают на молоденькую учительницу. В третьем классе уже под робно изучается этап внутри утробного развития, режим беременной женщины и про цесс рождения. Долой аистов и капусту! Ребенок четко до лжен представлять себе мес то, откуда он появился. В третьем же классе детишкам необходимо рассказать о мо тивах и способах (!) планиро вания семьи. Если я правиль но догадываюсь, то речь до лжна идти о контрацепции. На следующий год, то есть в девять лет, с девочками »надо начинать говорить о менстру альном цикле. Чтобы заранее готовились. А то ведь мамы об этом правильно не расска жут — у них образования не хватит. Кстати, в пятых-шес тых классах и мальчикам рекомендуется дать общие представления о менструаци ях. Читаю я эти методичес кие рекомендации и круглой идиоткой себя чувствую. Спрашивается, ну чего я воз мущаюсь откровенными пос тельными сценами в кино фильмах, которые крутят по ТВ в самое удобное для де тей время? Зачем твержу о тотальном развращении мо лодежи современной низко пробной эстрадой и бульвар ными изданиями? Все, ви дать, от собственной непро свещенности и непродвину- тости. Отстала от жизни. Зато липецкие авторы посо бия идут с ней в ногу. А по тому пишут: «Осуществляя половое просвещение детей младшего школьного возрас та, воспитатель и родители не должны ограждать их от на блюдения телесных проявле ний пола (поцелуй, ласка мужчин и женщин в телепе редачах, кинофильмах, на картинах и т.п.)». С девято го класса рекомендуется уже говорить о поллюциях, мастурбации, сексуальных меньшинствах. Причем ни каких оценочных советов наши ученые методисты не дают: пусть учитель сам оце нивает, что хорошо, что пло хо, исходя из собственных взглядов. Однако хватит цитат. Их достаточно, чтобы все окру жающие их разглагольство вания о целомудрии и воспи тании нравственности вы глядели лишь формальным антуражем. Ширмой. Впро чем, может, тут нет ничего ужасного? И не стоит «ого род городить», начиная за ново бороться против столь новаторских проектов? Мо жет, мы чего-то недопонима ем, а, в сущности, все это без обидно и даже полезно? В прошлом году по одно му из центральных каналов прошла передача о детском порнобизнесе. Пересказы вать ее страшно. Смотреть — невыносимо. Скажу толь ко, что российскими крими нальными кругами создана организация «Голубая орхи дея», которая специализиру ется на создании и распрос транении детского порно. Через Интернет она работа ет практически на все стра ны мира. На этих же сайтах, кроме фотографий, имеются адреса, по которым можно «получить» ребенка. В бук вальном смысле. Зарубеж ные педофилы считают Рос сию самой безопасной для своих утех страной. В США даже за хранение кассеты с детским порно грозит от пяти лет лишения свободы. За производство и распрос транение — до 30 лет. Там закон и государство стоят на защите подростка до 18 лет. А наши законодатели в 1998 году «снизили» возраст для юридического понятия «ма лолетний» с 16 до 14 лет. Причем вся Дума проголосо вала практически единоглас но, за исключением одного- единственного депутата от фракции «Яблоко». Теперь начиная с 14 лет с ребенком можно делать все что угод но, если только он на это со гласен. Годятся и садизм, и мазохизм, и гомосексуаль ные отношения. Россия ста ла раем для педофилов! И никакой ответственности. Вы не уловили, какое от ношение имеют все эти кош мары к половому воспитанию в школе? А вот какое. Что бы ребенок «захотел», его надо к этому подготовить, соответственно воспитать. С самого детства внушить, что все нормально, естественно. Убрать из сознания все табу, весь стыд, традиционные представления о том, что прилично и что неприлично. Несколько лет назад я уже писала об этом: когда учи тель начинает «по програм ме» говорить с детьми на эти темы, он как бы выдает им карт-бланш для практичес ких действий. Кстати, по про гнозам специалистов, если и дальше все так пойдет, то через семь лет Россию ожи дает детская сексуальная революция. Но, может быть, она уже идет? Ее предвестия наблю даются и в школах Липец ка. В позапрошлом году был случай , когда младших школьников их старшие то варищи склоняли к гомосек суальным связям. В про шлом году глухонемых де вочек силой заставляли вступать в половую связь. Уже в этом году разразился скандал по поводу сексуаль ной связи учителя с девя тиклассницей. Это только то, о чем я узнаю почти случай на. Боюсь, что статистика гораздо страшнее. Один знакомый педагог сказал: «Да к девятому клас су они уже буквально на электризованы сексуальной энергией, от них искры ле тят». Что ж, давайте выпус тим эту энергию на свободу, обучив их «безопасному сек су». Чтоб не заразились и чтоб деток не рожали. Прав да, некоторые специалисты считают, что излишняя со средоточенность на половой сфере тормозит интеллекту альное развитие. Ну да за чем нам интеллектуалы? Я не знаю, что можно сде лать. К счастью, мой ребе нок уже покинул стены шко лы. Как-то ненароком, без акцентации на «вопросах пола», сформировалась впол не духовно самостоятельная, зрелая в свои 15 лет лич ность. На мой взгляд — бла годаря любви к литературе и классической музыке. И без всякого полового просве щения у нее нормальные жизненные установки: чело век должен иметь любимое дело и любимую семью, де тей. Чего же боле? Дорогие земляки, помни те: вы имеете ПРЕИМУ ЩЕСТВЕННОЕ право на вос питание ваших детей, кото рое закреплено законом. Если школьные программы противоречат вашим нрав ственным и религиозным установкам, вы ДОЛЖНЫ отстаивать свои права через суд. Если же Министерство образования включит «эле менты полового воспитания» в новый госстандарт, то надо подавать в суд на Министер ство. Никто не защитит нас и наших детей, кроме нас самих. Чаще просматривай те их школьные тетради, чаще расспрашивайте, о чем говорят с ними на уроках. Смотрите, какие анкеты им предлагается заполнять. Чтобы вовремя забить трево гу, поскольку теперь уже и в школе ребенок не может быть в безопасности. Какой толк от официальных опеку нов образования и детства, вы уже поняли. Мы не мо жем надеяться на наше го сударство. Несколько лет назад нам удалось одержать маленькую победу. Ее мож но упрочить, если сегодня не отвернуться равнодушно, а объединить усилия. Елена БРЕДИС. ЮБИЛЕЙ У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ м- ожет быть, п а ст ерн а - к о в ск а я строчка, выне- сенная в заголо- больно ца- рапнет журна- листа Николая Я В Н | , % Загнойко. Для 1. него слово i «плен», в отли- Н р Н ||^ J чие от большин- .... / ства из нас, име- Ш B : XT а* ет отнюдь не ме- поэтическую ок раску. Ему дове лось пережить плен настоящий, р е а л ь н ы й , страшный. Его земляки помнят, с какой тревогой следили мы все в течение долгих трех месяцев за судьбой коррес пондента ИТАР- ТАСС, оказавше гося в руках че ченских боеви ков. Николай мужественно выдержал это испытание и вер нулся в родной город. А медаль «За отвагу», скорее со лдатская, а не журналистская, напоминает ему все-таки не о мучительных днях и неделях неволи, а о том, что и как он сумел рассказать россиянам о тяжких буднях че ченской войны. А что касается плена времени, то Николай Иванович, как и подобает журналисту, никогда не пытался от него освободиться. Он был и остался добросовестным и чест ным летописцем, хроникером современности. Признаться, готовясь поздравить нашего друга и кол легу с юбилеем, мы не без удивления узнали, что когда- то, очень давно, Николай жил в Якутии, там он учитель ствовал,' там впервые взялся за перо. Такое ощущение, что он всегда был липчанином, сколь бы далеко от Липец ка ни уводили его журналистские пути-дороги, какими бы длительными ни были его командировки. Он наш товарищ, хотя уже немногие старожилы ре дакции, немногие читатели знают: Николай Загнойко со всем молодым работал в редакции «Ленинского знамени» (ныне «Липецкая газета»). А потом редактировал област ную молодежную газету, курировал прессу в секторе пе чати обкома КПСС, кстати, так и не став для нас чиновни ком, начальником, сохранив не формальные, а чисто дру жеские связи с коллегами по газетному цеху. И вот уже без малого два десятка лет Николай — корреспондент ИТАР-ТАСС по Липецкой области, а с недавнего времени и руководитель агентства «Липецк-Инфоцентр», чьи сооб щения регулярно появляются на страницах «ЛГ*. Он пре красный профессионал, что подтвердило и присвоенное ему звание лауреата премии Союза журналистов России. Но, если честно, для нас особенно дороги не его талан тливые публикации, а способность в трудный час быть рядом с теми, кто нуждается в помощи. Когда нашу газе ту пытались ошельмовать, ликвидировать, когда августов ские временщики решили командовать редакцией, грозя, в случае неповиновения, разгоном коллектива, именно в доме Николая Загнойко мы обдумывали план действий, искали способы сопротивления. Не связанный с нами ни какими обязательствами или профессиональными интере сами, он помогал нам, поддерживал нас, хотя порою и не во всем с нами соглашался. И для этого тоже требовалось мужество, которое позже понадобилось ему на войне и в плену... Ну вот, пожалуй, и все, если говорить о юбиляре ко- отко. А более пространно и подробно о времени и о себе гиколай уже успел рассказать сам. Да еще и расскажет — ведь жизнь продолжается, пальцы уверенно сжимают перо, а опыт, впечатления от встреч и событий, которым он был свидетелем, наверняка требуют воплощения в строч ки новых очерков и репортажей. Журналисты «ЛГ». рс Н РАКУРС Где-то там прячется М ороз Иванович?.. Ф отоэтюд Ольги БЕЛЯКОВОЙ. fcЧеловек и его дело РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ «ОДНО ХУЛИ ГАН ЬЕ» Д а , так и было одн аж ды ск а зан о Виктору З ай ц ев у посл е просм о тра спектакля инспектирующими товарищами от педагогики. А им- то уж известны в р айцентр е все хулиганистые, задиристы е и н еу с п евающ и е. Но Виктора Ивановича оц ен к а эта н е смутила. Коль ребята с увл еч ени ем занимаются в его драматич еском круж к е — выходит, н е такие уж они неисправимы е. Впрочем , это д а ж е н е круж ок при и змалковском Д ом е школьника, статус объ единения на порядок выше — детский театральный колл ек тив, удостоенный по линии Министерства н ар о дн о го обр а зов ан и я зв а ния о б р а зц о в о го . А свою рож дествен скую , написанную по библейским сюж етам , сказку «Вифлеемская зв е зд а » , е е автор и р еж и ссер В. Зайцев показывал с детской труппой в Ельце, Липецке, Москве. И оценки п ол у чал самы е вы сокие... - ' - ■< шввиявян ЭКЗАМЕН для у ч и т е л я Настоящий учитель, ка кой бы груз ни лежал на его плечах, готов сделать все, чтобы было легко, светло и радостно ребенку. Именно такие педагоги, неравно душные, с завидным запа сом энергии и любви к свое му делу, участвовали в кон курсе «Учитель года-2002* в Долгоруковском районе. Это и Людмила Матвеева, учитель начальных классов Екатериновской средней школы, увлекающаяся поэ зией, живописью, художес твенной лепкой, спортом и собственным примером до казавшая, что путь к серд цам детей лежит через игру, сказку, фантазию, творчес тво. И Лариса Матвиенко из Грызловской средней школы. Лариса Петровна — мудрый, талантливый человек, с кото рым интересно работать и об щаться. А если к этому при бавить ее чудесный голос, зву чащий на районных фестива лях и конкурсах, то стоит ли удивляться тому, как отно сятся к ней земляки. А Оль га Смирнова преподает ан глийский в Долгоруковской средней школе. Она замеча тельный клацсный руководи тель, увлекается книгами, те атром, спортом, ведет в шко ле группу «Здоровье». Финалу конкурса пред шествовали уроки. Их конку ренты давали в Долгоруковс кой средней школе в незна комых классах. Это самый ----------------К О Н К У Р С -| сложный этап. Но, по мне нию жюри, все показали себя настоящими професси оналами. По достоинству оце нены были и видеоролики, сделанные учителями. И вот — последняя точка. На сце не районного Дома культу ры — настоящий праздник. На протяжении двух с поло виной часов зал волновался, переживал, поддерживал участников. И, наконец, вер дикт жюри: победителем стала Ольга Смирнова. Она будет защищать честь рай она на зональном конкурсе в конце января в с. Хлевное. Валентина КОНДРАТОВА, начальник отдела народного образования администрации Долгоруковского района, заместитель председателя жюри. В Измалково Виктор Ива нович работает с детьми бо лее десяти лет. Начинал в районном Доме культуры, где активно привлекал ребят к участию в подготовке утрен ников, к постановке праз дничных действ — календар ных мероприятий. И, как сам сейчас признается, удовлет ворения ему это не приноси ло — дело хотя и нужное, но рутинное, к тому же выбива ло оно из творческого про цесса, которому он отдавал всю душу. В начале девяностых В. Зайцев руководил еще и «взрослым* драмкружком. После постановки филатовс- кой «Сказки о Федоте-стрель- це, молодом удальце* его са модеятельный коллектив был удостоен звания наро дного драматического теат ра. Но достигнув успеха, не ожиданно для всех Зайцев ушел из «культуры* в сфе ру народного образования. В измалковский Дом школьни ка. Конечно, на то были ка кие-то свои причины. Как и был чисто творческий инте рес к режиссерской работе с «племенем младым», но уже знакомым худруку. Не слу чайно же он прошел курсы специализации при Всерос сийском экспериментальном центре «Школьный театр- студия*. — А начинал с постано вок детских шоу, — вспоми нает сегодня Виктор Ивано вич, —Это, если хотите, было наше измалковское ноу-хау. Готовили их к районным праздникам. Но от простого переходили к более сложно му. К серьезному. К пушкин скому юбилею поставили «Сказку о царе Салтане*. В Липецке на областном кон курсе показали — третье мес то заняли. — В свой драмкружок я никого не отбираю — ребята сами приходят, — продолжа ет В. Зайцев. — Человек сто в нем. От первоклассников до подростков. С малышами ставлю небольшие сценки на экологические сюжеты. Ко нечно, не все остаются в на шем театре. Кто-то уходит в другие кружки. Но если к пятому классу от первона чального набора остается че ловек десять — это хорошо. Никого к себе не зазываю и никого от себя не прогоняю. Кто приходит — всем рад. И если приходят не самые пай- мальчики — тоже неплохо. Значит, у нас им интересно. Во всяком случае, бесцельно по улицам не слоняются. А волшебная сила искусства, она ведь тоже укрепляет и совершенствует детские души. «Вифлеемская звезда» — спектакль мажорный, праз дничный. В нем даже царю И Ироду не на шлось места, красочный, му зыкальный. Хор ангелов представлен в нем воспитанниками музыкаль ной школы. Кстати, постанов ку одобрительно восприняли служители церкви. И в Ель це, и в Москве, куда измал- ковская студия возила свою «Звезду» на детский фести валь, проводимый камерным театром «Русская драма* со вместно с Московской епар хией. — Спасибо нашему облас тному депутату Владимиру Александровичу Архипенко — помог организовать эту поездку, — говорит В. Зай цев. — Семь незабываемых дней провели мои ребята в столице. На других посмот рели и себя показали. Прав да, разные «весовые* катего рии были на сцене «Русской драмы». Измалковский кру жок и тут же — ребята из студии Олега Табакова. Но задумка и воплощение «Виф леемской звезды» понрави лись. Хотя и отметили, что, мол, недостает еще актерско го мастерства вашим юным воспитанникам. Только они по возрасту самыми младши ми на том конкурсе оказа лись. Это тоже о чем-то гово рит. Но после той московской поездки сделал для себя Вик тор Иванович и такой вывод: надо больше работать над этикой юных измалковских «Качаловых* и «щепкиных». По-деревенски несобранные, они не совсем вписывались своим поведением и уровнем культуры в столичную сре ду их сверстников. Зато как радовались творческому ус пеху своего режиссера и на ставника! А у него новые планы — готовит постановку «Страш ного сна» Владимира Янсю- кевича. Спектакль, насыщен ный философским содержа нием. И показать его собира ются на очередном областном фестивале «Театральная вес на». Пожелаем режиссеру и его коллективу удачи! Как и прошлой весной. К слову, официальная до лжность Виктора Ивановича Зайцева — педагог дополни тельного образования. Наде ется аттестоваться на вы сшую учительскую катего рию. И все бы хорошо... Но настала пора сказать и о грустном. О невостребован - ности творчества ребят и ре жиссера. Ту же тепло приня тую в Москве и Липецке «Вифлеемскую звезду» из- малковцы видели всего лишь... дважды! И гастролей [СЦЕНЕ с ней по району не было. В прошедшие рождественские дни — тоже. Похоже, в боль шем почете у местного педа гогического начальства детс кие утренники и проведение тех самых «рутинных» праз дничных календарных мероп риятий. — Мне говорят — нет ав тобуса, нет бензина, — сету ет Виктор Иванович. — А с каким удовольствием посмот рели бы спектакль бабушки нашей сельской глубинки! Да и детворе была бы радость! Неужели к депутату обра щаться надо, чтобы автобус выделил? Но это же смешно! Обидно за юных артистов, что их творчество не доходит до зрителей. Что не могут почув ствовать себя артистами. Ко торых принимают, которым аплодируют. Коль не находится денег на автобус и бензин, нет их и на большее, надобное студии, носящей звание образцового детского театрального кол лектива. На магнитофон, на пример. Уж на это-то могли найтись средства в измалков ском роно — не ему ли гор диться и опекать коллектив, отмеченный по линии Минис терства народного образова ния России! Да драмколлек- тиву с таким титулом видео камера нужна! Чтобы снимать свои постановки. И это не блажь. Сегодня видеозаписи спектаклей требуют для пред варительного просмотра ус троители театральных фести валей. А еще бы позаботить ся о реквизите, костюмах. Пока же все делается и шьет ся собственными руками. ...Посему, под занавес — ремарка-пожелание: пусть свет «Вифлеемской звезды» на измалковской земле не за тухнет для детского коллек тива Виктора Зайцева! И кому должно — помогут руководи телю и его воспитанникам в педагогическом и творческом процессе. Чтобы в самой от даленной деревушке у юных артистов был полный аншлаг! Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Измалковский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz