Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

С О Ю З Беларусь—Россия 6 ИЮНЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 22 (74) Георгий Василевич: Пошли к Пушкину! Д и р е к т о р м у з е я - з а п о в е д н и к а п о э т а — г о с т ь р е д а к ц и и АФИША ВЫСТАВКА Минский музей истории кино приглашает посетителей на выставку «История белорусского кино». ТЕАТР Концертный з а л «Минск» приглашает минчан и гостей белорусской столицы 7 июня на спектакль клоун-мим т еа тр а «Лицедеи» «Семьянюки». С 7 по 14 июня в клубе им. Дзержинского пройдут гаст­ роли Санкт-Петербургского академического драм а ти ­ ческого теа тр а им. В.Ф.Комиссаржевской. 7 , 8 июня — Шекспир «Буря», 9 ,1 0 — Эдуардо д е Филиппо «Вор в раю», 11 ,12 — С. Буранов «Утоли мои печали ...» , 13и 1 4— А.Николаи «Бульварная история». К О Н Ц Е Р Т 9 июня в киноконцертном з а л е «Минск» в рамках «Шко­ лы КВН СНГ» состоится гала-концерт сборной команды КВН Челябинска и Магнитогорска «Уездный город». 11 июня во Дворце республики с сольной программой «По лезвию любви» выступает зв е зд а российской эс т ­ рады Ирина Аллегрова. ОТМЕТИМ СООБЩА Царь-новатор, пивной фестиваль и певец Арбата деньпоэзии — Как получилось, что Пуш­ кинский музей-заповедник вы­ двинут на Госпремию России сразу по двум номинациям — реставрационные работы и просветительская деятель­ ность? Это знак ваших особых связей в Министерстве куль­ туры? Это не поссорит вас с коллегами? — Отвечаю кратко, но опреде­ ленно. В Министерство за награ­ дами мы не ездили и ездить не со­ бираемся. Отношение с Минкуль- том у нас сугубо деловые и праг­ матичные. А отношение с колле­ гами теплые и уважительные. По­ лагаю, ничто не в состоянии их ис­ портить, даже выдвижение на Гос­ премию России. —Что в этом году будет 6 ию­ ня в Михайловском? — Пушкинский праздник нач­ нется в первое воскресенье июня. Ашестого июня— это всероссий­ ский Пушкинский день. Из наибо­ лее заметных событий будет ве­ чер, который собирает очень раз­ ных людей в научном центре. Ожидается выступление ансамб­ ля Дмитрия Покровского. — Кто сегодня приезжает в Михайловское? И зачем? — Сложный вопрос. Очень ра­ дует то, что помимо автобусных экскурсий, которые поставляют процентов 60 всех посетителей наших мест, очень возрос прежде не существовавший семейный ту­ ризм, это, как правило, семья на собственном автомобиле. Иплюс кэтому люди, которые хотят здесь просто отдохнуть, пожить, что на­ зывается. Ипостепенно растет ту­ ризм весьма своеобразный: лю­ ди, которые едут сюда порабо­ тать, над книгой, например. Ну и традиционные доброхоты остают­ ся. Около 2—3 тысяч в год. Напом­ ню, что доброхоты— это бескоры­ стные помощники заповедника, которые приезжают сюда траву косить, дорожки отсыпать, кусты стричь, изгороди чинить... Кое-кто приезжает сюда в отпуск, порабо­ тать над книгой, прочесть лекции. Благо есть гостевые дома, где можно остановиться. Но основная масса по-прежнему туристы авто­ бусные, массовые. Это большей частьюдети. Есть, впрочем, и необычные, нестандартные туристы. Скажем, один из наиболее любопытных случаев — это наш земляк, педа­ гог, который с детьми ходит пеш­ ком в разные страны: по Польше, по Болгарии, по Белоруссии... И каждый год на протяжении пос­ ледних восьми лет они кпраздни­ ку поэзии приходят к нам. Зовут его Николай Николаевич Игнатик. Есть совершенно замечательные люди, которые приезжают к нам уже четырнадцатый год из Ивано- Франковска. Яначинал работать с первой группой этих доброхотов. Это было в 87-м году. Потом они стали педагогами, преподают в Ивано-Франковском университе­ те русскую литературу. Исегодня несколько человек из этой первой группы во главе с Ярославом Мельником приезжают кнам. По ним видно, что они долго ждали эту поездку, зарабатывали целый год... Почему сюда приезжают снова и снова? Потому что это место удивительно живое, потому что на самом деле описать его как заповедник, это одновременно сказать все и не сказать ничего. По волшебству и метафизич­ ности это место сродни тому, ко­ торое показал в своем «Сталке­ ре» Андрей Тарковский. Это мес­ то, где нет прямых путей, место, которое меняется вместе с тобой. Иему есть аналог в виде земного творчества, и это прежде всего творчество Пушкина. То есть это место, где во всей полноте уже ре­ ализовано Слово. Это очень свое­ образная точка Вселенной. — Что еще входит в понятие «Пушкинский заповедник» кроме Михайловского, Три- горского и Петровского? — Этоединственная в России территория, где существует од­ новременно комплекс русских усадеб. Пушкин навещал там своих друзей. Хотя это отчасти виртуальный музей. Начать с то­ го, что в 18-м году было уничто­ жено, сожжено Михайловское. А еще до того сын Пушкина, насле­ довавший усадьбу, перестроил дом. Он собирался быть нормаль­ ным хозяином нормальной, при­ носящей доход усадьбы. И всту­ пив в наследство, начал там жить. Иэто было правильно, поскольку русская дворянская усадьба не могла оставаться просто музеем. Чтобы сохраниться, она должна была жить нормальной жизнью. К сожалению, не все и не всегда это понимали. Можно сказать, что начиная с Семена Степановича Гейченко музей начал жить. Он догадался, что постройки, существующие в подлинной своей среде, какими бы хрупкими ни были, живут дольше. В этой ландшафтной среде, тем более если она опло­ дотворена словом, даже когда исчезают постройки, удается со­ хранить некое идеальное про­ странство. Если ландшафт под­ линный, возможно создать ощу­ щение полноты за счет возвра­ щения на место прежних дета­ лей, старых архитектурных по­ строек. Они приживаются, и это было первое, что он сделал. Аза­ тем он начал создавать музей. И ему удалось различными средст­ вами создать ощущение того, что Пушкин там жил. Вот это бы­ ло настоящее творческое дости­ жение. И в этом пространстве стало привольно пушкинскому слову. Пушкинские строки там живут, они бегают, дышат. Мы сегодня пытаемся найти средст­ ва для того, чтобы музей не утра­ тил своей живости. —Уваснеттакогоощущения, чтовнедрахПушкинскогоза­ поведника начинают возни­ катьсвоималенькие заповед- нички, например Довлатова, Гейченко. Это замечательные люди, они жили и работали здесь. Но все-таки это Пуш­ кинскийзаповедник... — Нет, думаю вы не правы. Мне думается, что Пушкин гораз­ до сильнее присутствует там. Ес­ ли вы ищете Пушкина, вы его не­ пременно находите. Но если вы ищете Довлатова, можно и его найти. —Избадовлатовскаяживадо сихпор? —Пока еще стоит. Музей Дов­ латова, возможно, будет, но что это будет за музей, я не знаю. В любом случае, мне думается, что это не подмена музея Пушкинско­ го. —Какживутсотрудникизапо­ ведника: сколько денег полу­ чают?ПомогаетливамМин- культуры, какие-тоблаготво­ рительныефонды, меценаты? — На 99 процентов мы зави­ сим от государственного финан­ сирования. Вэтом пока инаше до­ стоинство, и самый большой не­ достаток. Фонды и частные меце­ наты практически не участвуют в проектах музея. Могу назвать три организации, которые вложили средства в музей к 200-летию Пушкина. Это «Сургутнефтегаз», они выделили 500 тысяч рублей на подготовку праздника. Это фонд Сороса, выделив­ ший 100 тысяч долларов, на что мы оснастились компьютерами, вошли в Интернет и создали сайт. И третья организация — ЮНЕ­ СКО, которая целевым порядком выделила средства на работу с парками. Если говорить о пожерт­ вованиях—все. За последние де­ сять лет на этом все и закончи­ лось. Дальше идут доброхоты, ко­ торые своим трудом помогают, а все остальное—государственное финансирование как реставраци­ онных работ, так и текущего со­ держания музея. Музей зараба­ тывает сегодня примерно двадца­ туючасть того, что он получает от государства. Это уже хорошо, по­ тому что раньше было совсем ма­ ло. То есть, если случится что-то с госфинансированием, музей встанет перед массой проблем. Добавьте кэтому ито, что он нахо­ дится в регионе, который не толь­ копомочь не может, а сам в значи­ тельной мере зависит от музея. И в этом смысле мы, решая свои проблемы, пытаемся решать про­ блемы того трудоспособного на­ селения, которое составляет в на­ шем районе 6тысяч человек. Впо­ селке Пушкинские Горы2,5 тыся­ чи человек зависят от музея. Это либо работающие у нас, либо об­ служивающие музей сезонно. Большая удаленность — 420 ки­ лометров от Петербурга и почти 700 километров от Москвы—это то расстояние, которое невозмож­ но ежедневно преодолевать на автомобиле. Поэтому специали­ сты, которые нам нужны, живут в Заповеднике. Это 60 человек по 40 специальностям. Но мы хотим прийти к тому, что это место, именно в силу уда­ ленности, наиболее удобно для временной работы научных кол­ лективов. И пытаемся восполь­ зоваться своими силами и сила­ ми наших партнеров для того, чтобы найти средства для орга­ низации такой работы. Это по­ стоянно действующая парковая школа или школа ландшафтных искусств. Это все, что связано с филологией и с литературным переводом. Нам бы очень хоте­ лось, чтобы в течение всего года у нас хотя бы часть занятий про­ ходила как занятия высокого класса общения между маститы­ ми профессорами и студентами. То есть, мы пытаемся привлечь внимание тех людей, которые, временно приезжая и временно работая у нас, могли бы помочь музею в решении тех проблем, на которые у нас не хватает ни сил, ни образования, потому что с кадрами действительно слож­ но. И если говорить о том, что у нас изменилось принципиально по сравнению с музеем 70—80-х годов, то надо сказать, что тогда упор делался на специалистов, получивших образование в Мо­ скве и Петербурге, живших там, то есть приезжих. Сегодня мы пытаемся растить своих собст­ венных будущих работников из школьников. У нас есть неболь­ шой фонд на то, чтобы отправить на учебу, чтобы выплачивать за­ очникам деньги на жизнь. Что получают сотрудники му­ зея-заповедника? Зарплата у них на 10 процентов ниже, чем уменя. Уменя зарплата контрактная—9 тысяч рублей. Если говорить о мо­ лодых и о тех, кто занимается не­ традиционной для музея деятель­ ностью, скажем парковым искус­ ством, тотам совсем худо. Потому что специалист с техническим об­ разованием, без которого музей сегодня не проживет, получает 1200—1500 рублей. Это если есть стаж, образование высшее. Если человек приходит в музей и начи­ нает работать втомже лесопарко­ вом отделе, он получает 400 руб­ лей. —На вашвзгляд, ландшафт­ наяархитектура вРоссии се­ годняможетбытьвозрождена или это практически невоз­ можно? — 14 мая мы завершили вто­ рую конференцию по ландшафт­ ному искусству. Одна из задач, ко­ торую перед собой ставит музей, — вернуться к возможности до­ вольно широкой ландшафтно­ парковой работы. Специалисты у нас замечательные. Причем мно­ гие из них перестали работать в стол, и выяснилось, что они были не только неплохими теоретика­ ми, выяснилось, что они неплохие практики. Сегодня в некоторых вузах появляется ландшафтно­ парковая специальность, но беда в том, что учиться ей нужно все время. Поскольку она требует универсального образования, по­ тому что ландшафтный архитек­ тор без художественного образо­ вания неполноценен. Без архитек­ турного, без биологическоготоже. То есть специалист по ландшафт­ но-парковой архитектуре —спе­ циалист синтетический,сочетаю­ щий в себе знания из разных сфер деятельности человека. Не все сегодня в российском ландшафтно-парковом хозяйст­ ве утрачено. Какие-то парки уце­ лели. Но для того чтобы с ними работать, необходима общая культура. Если до революции земство в отдельных случаях по­ зволяло учителям на 2—3 месяца уезжать за границу, не просто, чтобы перенять опыт ипривезти к себе, а чтобы знать, как выглядит то, что сделано хорошо. Сегодня для большинства ландшафтни- ков не хватает того, что есть уже в Мариинке и в Большом для ста­ жеров —они имеют право учить­ ся и получать стипендии для оз­ накомления с опытом своих кол­ лег за рубежом. Для большинст­ ва наших специалистов это пока недоступно, а это крайне необхо­ димо. Поэтому предлагаем такой вариант: я думаю, с этого года бу­ дем пытаться ежегодно предос­ тавлять в качестве базы практи­ ки место для работы хотя бы не­ которым практикантам у себя в заповеднике, в подмосковных и питерских дворцовых усадьбах, где работа уже сделана, где мож­ но ознакомиться для начала с тем, что мы смогли удержать, со­ хранить. Такпостепенно мыперестанем быть изгоями в своей собствен­ ной культуре. Ведь даже размер нашего дыхания выстроен по раз­ мерам нашего ландшафта. Утра­ чивая ландшафт, мы утрачиваем самих себя. Вэтом я убежден аб­ солютно, на собственном опыте. Михайловское сформировало ме­ ня, как имногихдо меня. Ия знаю, чтотакое размер нормальной рус­ ской усадьбы, который не обгры­ зают с разных сторон стоящие в несколько этажей дома. Это раз­ мер нашего дыхания — это, как чистая вода, свежий воздух, это просто необходимо, чтобы мы бы­ ли самими собой. Тогда мы инте­ ресныдругим. Если этого не будет —мы никто. Это и есть часть того ■ Памятные уголки Пушкиногорья. наследия, которое хранит наш му­ зей, и в этом тоже его специфика. Михайловское, Тригорское, Петровское. У нас три усадьбы вместе. Три разных места, кото­ рые позволяют показать, что каж­ дый хозяин находил какое-то иде­ альное золотое сечение для своей усадьбы. Это было, и, по счастью, пока это еще существует у нас в заповеднике. —Обостримбеседуипроцити­ руемписьмо, пришедшееизза­ поведника. Пишет научный сотрудник Д.А. Елисеева: «УВасилевича тогоотношениякреставрируе­ момупамятнику, наличие ко­ торого у реставратора обяза­ тельно, небыло. Онитакиго­ ворили: «У вас был маразм. Мывамсделаемкакнадо». И в Георгий Василевич отвечает на вопросы читателей. сделали. Нечто невероят­ ное»... Ясно, чтоотношениекрестав­ рационнымработамвзаповед­ никеразное—отвыдвижения на госпремиюдо такого рода писем. Какбывыпрокоммен­ тировалитакоемнение? — Насчет «маразма» — это слова авторские, не мои. Насчет всего остального скажу так: рань­ ше, при Семене Степановиче Гей­ ченко, музей был талантливым произведением искусства, кото­ рое, к сожалению, ушло вместе с художником, его создавшим. Ушел человек, вместе с ним ушло время, эпоха. Мир изменился. И нам уже приходилось исходить из вещей скучных, но жизненно не­ обходимых. Прежде всего 0ыла проблема с самими постройками. То есть они не отвечали не только условиям хранения экспонатов, по своей ветхости не отвечали элементарным условиям сохран­ ности коллекции в них, невозмож­ но было принимать людей, потому что в музеях зимой, например, был лютый холод. Температура и влажность, которые влияли на ве­ щи ина людей, были выше нормы. Фактически музей разваливался на глазах. Поэтому за дело с вели­ чайшей осторожностью и береж­ ностью, согласуя каждый шаг с историческими документами, взя­ лись строители иреставраторы. На сегодняшний день работа сделана. Сегодня это уже наш мир, в который мы вошли и кото­ рый мыдолжны возводить таким, каким он идолжен быть—живым, пушкинскимиабсолютно притяга­ тельным для всех, кто туда прихо­ дит. Ощущение беззаботной жиз­ ни, которое было у большинства наших нынешних оппонентов, прошло. Нахлынула новая жизнь с новыми, неотложными заботами. Надо уметь достойно отвечать на вызовы нового времени, одновре­ менно сохраняя верность. —Естьливзаповедникемемо­ риальныевещи? — Для нашего музея они не имеют того значения, которое имеют, скажем, для Русского му­ зея или для Эрмитажа. Наши под­ линники — это пейзаж, который сохранился здесь в своих основ­ ныхпропорциях. Он—подлинный пушкинский современник, кото­ рыйживет ипо сей день. —Кто охраняет использова­ ниеимениПушкинанетолько вдуховной, ноикоммерческой жизни? —Никто. Унас была пара пре­ цедентов, когда мы пытались по- тавитъ вопрос отом, что использо­ вание имени Пушкина должно все же быть контролируемым органа­ ми культуры, а не коммерсантами. На что коммерсанты нам отвеча­ ли: «У вас есть хорошие адвока­ ты, у вас есть деньги, чтобы выиг­ рать суд с нами? Тогда давайте посудимся, посмотрим, кто вый­ дет победителем». —Давайте от имени государ­ ства Российского придумаем акцию по защите имени Пуш­ кина. —Отличная идея! —Что сегодня надо директору заповедника, кроме денег? — Прежде всего люди, кото­ рые приходили бы в музей. Музей живет этим ибудетжить, покуда к нам будут идти иприезжать. — Мы пробовали говорить по поводу волонтеров и помощни­ ков. Кто сегодня помогает му­ зею, кроме государства? Нас­ колько государство выполняет свои обязательства? —Государство является глав­ ным организатором всех работ в музее. Вэтом смысле у нас совер­ шенно уникальная ситуация, по­ скольку, несмотря на то, что тор­ жества 200-летия поэта закончи­ лись, государство (при советской власти этого не было) считает сво­ им долгом выполнять свои обяза­ тельства максимально и по сей день. — Ваши взаимоотношения с местными властями? —Хорошие. Мы начали наше сотрудничество с земли. Так полу­ чилось, что специалисты, которые собрались в заповеднике в 94—95 году, при поддержке министерст­ ва и при поддержке Правительст­ ва смогли отстоять землю, и пер­ вое, с чего начали, —с восстанов­ ления границ. Мы сегодня в пре­ делах охранных зон, в пределах границмузея-заповедника можем работать с нашими партнерами. Мыдалеко от Москвы и Петербур­ га, поэтому крупного капитала у нас там не водится. Деревни су­ ществуют уже давно, заселены неким элитным составом — ху­ дожники, инженеры и прочие творческие люди, которые пони­ мают, что значит это место в их судьбе, и пытаются помочь, на­ сколько могут, сохранить его от грубого вторжения со стороны вновь прибывающих. Унас нет по­ ка такого сильного наката желаю­ щих построить многоэтажные до­ ма напротив Михайловского, Три- горского, Петровского. Пока есть только один случай—это в дерев­ не Дедовцы. Мы пытаемся упре­ дить ситуацию, пытаемся рабо­ тать с юристами, чтобы знать, как грамотно поступить, потому что законодательство крайне несо­ вершенно, не гарантирует в слу­ чае грубого архитектурного втор­ жения защиты заповедника. — Читательский вопрос. Ми­ хайловское недавно было ре­ конструировано. Чем было вы­ звано столь существенное из­ менение в колористическом решении оформления фаса­ дов? Дом производит впечат­ ление новодела. —Сразу могу сказать, что мы использовали только натураль­ ные материалы. Есть, правда, со­ временная краска. Во-вторых, чтобы сделать дома теплыми—а это важно идля экспонатов, идля людей, необходима была тепло­ изоляция современная, но нераз­ личимая глазом. Если говорить о том, почему усадебные постройки заповедника напоминают совре­ менные европейские дома, то на­ добно знать, что в Пушкинскую пору все эти усадьбы строились (если это были мелкопоместные дома) по каталогам, как правило, французским или английским, так же, как и сегодня. Это были евро­ стандарты того времени. Мы пы­ тались вернуться ктем нормам и правилам, когда узнали, как дом был выкрашен. Нынешний цвет дома в Михайловском—был ха­ рактерен для помещичьих постро­ ек России того времени. —Что нужно сделать челове­ ку, который хочет приехать к вам поработать, помочь музею? —Сначала посчитать—сколь­ ко стоит проезд, сможет ли он се­ бе это позволить. Самый щадя­ щий билет из Москвы—это руб­ лей 800. Дальше начинается воп­ рос, где остановиться и как жить. Вмузее 50 мест, часть из которых должны приносить доход, чтобы мы могли принимать на льготных условиях наших постоянных науч­ ных сотрудников. Значит, самое дешевое жилье обойдется в 50 рублей в сутки, а стандартное — от 150 до 200. Это без питания. Считайте. Если вы готовы ставить палатки, как делают большинство доброхотов, готовить еду на кост­ ре, везти тушенку в рюкзаках — пожалуйста. — Надо ли вам предваритель­ но писать, звонить. —Лучше всего звонить по те­ лефону: 8-811-46-22-321 для тех, кто просто приезжает. Это экскур­ сионное бюро. Если говорить одо­ брохотах, то четыре последние цифры 17-62. Подготовил Юрий ЛЕПСКИЙ Сегодня —Пушкинский день России. 6 июня —день рожде­ ния великого русского поэта. 203 года минуло, но по-прежне­ му, говоря словами Константи­ на Ваншенкина, Упамятника Пушкину — толпа. Так прежде было только в юбилеи. Не заросла народная тропа, А новые добавились аллеи. В 1921 году в июне в Минске был открыт первый в Беларуси рабочий факультет (рабфак). А в Москве на Красной площади в 1671 году 6 июня был казнен ка­ зак, вождь народного бунта Сте­ пан Разин. По какому календарю мы жи­ вем? Правильно, по григориан- « Петр I. скому. А завтра, 7 июня, испол­ няется 500 лет со дня рождения человека, который этот кален­ дарь подарил человечеству 420 лет назад. Речь — о Папе Рим­ ском Григории XIII. И две даты, связанные с ус­ пехами в развитии авиации тог­ да еще общей нашей страны. 90 лет назад начался первый даль­ ний перелет российского летчи­ ка А. Дыбовского по маршруту Севастополь —Харьков —Мо­ сква —Петербург. В 1947 году в этот день советская летчица О. Ямщикова первой в мире среди женщин-пилотов совершила ис­ пытательный полет на реактив­ ном самолете-истребителе. 8 июня в России —День со­ циального работника, учреж­ денный Указом Президента в 2000 году. В этот день в 1700 го­ ду Петр I подписал закон о соз­ дании первой государственной богадельни в Гатчине под Санкт-Петербургом. Сегодня в России около шести тысяч соци­ альных учреждений различного профиля. Вних оказывается по­ мощь престарелым, инвалидам, ветеранам, женщинам и детям, нуждающимся в опеке государ­ ства. До полумиллиона петер­ буржцев и гостей северной сто­ лицы России, как ожидается, примут участие в шестом Петер­ бургском пивном фестивале, ко­ торый пройдет 8 июня на самых красивых площадях города. Присоединяйтесь, хотя бы заоч­ но. Пива нынче всем и везде хватает. Коль речь зашла о фестива­ лях, можно вспомнить, что сорок лет назад, 9 июня 1962 года, от­ крылся 13-й Международный кинофестиваль в Карловых Ва­ рах. На нем советский фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года» получил большую премию фестиваля — «Хру­ стальный глобус». Как мы гор­ дились сообща!.. 9 июня 1960 года в Минске создан Центральный государст­ венный архив литературы и ис­ кусства. С 1993 года это Бело­ русский государственный архив —музей литературы и искусст­ ва. В этот день исполняется 330 лет со дня рождения Петра I Ве­ ликого, русского царя с 1682 го­ да, а с 1721 года — российского императора, младшего сына Алексея Михайловича, основа­ теля Санкт-Петербурга. Исто­ рик Ключевский в лекции о Пет­ ре заметил: «Совместные дей­ ствия деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и до­ селе не разрешенная». И через три века тоже, остается доба­ вить сегодня. Поздравим в этот день тех, кто нас одевает, обувает, изго­ тавливает удобные и красивые вещи, которые украшают наш быт. В воскресенье —День ра­ ботников текстильной и легкой промышленности. День интронизации (восше­ ствия на престол) в 1990 году Святейшего Патриарха Москов­ ского и всея Руси Алексия I от­ метим 10 июня. 95 лет назад в этот день ро­ дился А. Бусыгин, кузнец Горь­ ковского автозавода, один из зачинателей стахановского дви­ жения в автомобильной про­ мышленности. В сентябре 1935 года добился рекордной произ­ водительности труда, отковав за смену 966 коленчатых валов при норме 675. Впоследствии довел выработку до 1146 валов. Столько автомобилей в день ГАЗ, конечно, не выпускал. А 20 лет назад в этот день умерла Е. Дьяконова, знамени­ тая Гала, русская жена, фран­ цузского поэта Поля Элюара, а затем — мэтра сюрреализма Сальвадора Дали, более 50 лет вдохновлявшая его в творче­ ских поисках. Дата скорбная. 11 июня 1937 года Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР в закрытом заседании рассмотрело дело по обвине­ нию так называемой Антисо­ ветской троцкистской военной организации в Красной Армии в измене родине. Приговорены к высшей мере наказания и кон­ фискации имущества, лише­ нию воинских званий и 12 июня расстреляны М.Н. Тухачевский, бывший заместитель наркома обороны СССР, Маршал Совет­ ского Союза; А.И. Корк, быв­ ший начальник Академии им. Фрунзе, командарм 2 ранга; И.Э. Якир, бывший командую­ щий войсками Киевского воен­ ного округа, командарм 1 ран- ■ Булат Окуджава. га; И.П. Уборевич, бывший ко­ мандующий войсками Белорус­ ского военного округа, коман­ дарм 1 ранга; В.К. Путна, быв­ ший военный атташе СССР в Великобритании, комкор. Опре­ делением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 31 ян­ варя 1957 г. приговор отменен, и уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступле­ ния. В 50—60-е годы были реа­ билитированы и другие из 408 военных, осужденных по делу. Государственный праздник Российской Федерации —День принятия Декларации о государ­ ственном суверенитете (День России) —отметим 12 июня. 60 лет назад в этот день были опубликованы советско-британ­ ское и советско-американское коммюнике о договоренности открыть второй фронт в Европе в 1942 году. Открыли только 6 июня 1944-го. Скоро сказка ска­ зывается, да не скоро дело де­ лается. Поставьте лучше пластинку с песнями Булата Окуджавы. Или откройте том его прозы. В этот день 5 лет назад замечательно­ го барда, поэта и писателя не стало. НедавнЪ в Москве ему на Арбате открыли памятник. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещания исредств массовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации 10марта2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 483687 ЪюажпоРБ-286861 Типаж«ППЮЗя Г рпяпуп , Рпггия» в рст и рк - ггпчлл Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первыйзаместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) •СОЮЗБелаотсь- Россия»печатаетсявАпханг Адресредакции «СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Адрес редакции газеты«Советская Белоруссия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Телефон: 257-5787Факс:257-5787Е- таН: )игау1еуа@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 | Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДом печати. ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всемподписныминдексам: I Пографику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz