Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я 6 ИЮНЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 22 (74) Г е о р г и й В а с и л е в и ч : П о ш л и к П уш к и н у ! Д и р е к т о р м у з е я - з а п о в е д н и к а п о э т а — г о с т ь р е д а к ц и и АФИША В Ы С Т А В К А М и н с к и й м у з е й и с т о р и и к и н о п р и г л а ш а е т п о с е т и т е л е й н а в ы с т а в к у « И с т о р и я б е л о р у с с к о г о к и н о » . Т Е А Т Р К о н ц е р т н ы й з а л « М и н с к » п р и г л а ш а е т м и н ч а н и г о с т е й б е л о р у с с к о й с т о л и ц ы 7 и ю н я н а с п е к т а к л ь к л о у н - м и м т е а т р а « Л и ц е д е и » « С е м ь я н ю к и » . С 7 п о 1 4 и ю н я в к л у б е и м . Д з е р ж и н с к о г о п р о й д у т г а с т р о л и С а н к т - П е т е р б у р г с к о г о а к а д е м и ч е с к о г о д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а и м . В .Ф .К о м и с с а р ж е в с к о й . 7 , 8 и ю н я — Ш е к с п и р « Б у р я » , 9 , 1 0 — Э д у а р д о д е Ф и л и п п о « В о р в р а ю » , 1 1 ,1 2 — С . Б у р а н о в « У т о л и м о и п е ч а л и . . .» , 1 3 и 1 4 — А .Н и к о л а и « Б у л ь в а р н а я и с т о р и я » . К О Н Ц Е Р Т 9 и ю н я в к и н о к о н ц е р т н о м з а л е « М и н с к » в р а м к а х « Ш к о л ы К В Н С Н Г » с о с т о и т с я г а л а - к о н ц е р т с б о р н о й к о м а н д ы К В Н Ч е л я б и н с к а и М а г н и т о г о р с к а « У е з д н ы й г о р о д » . 11 и ю н я в о Д в о р ц е р е с п у б л и к и с с о л ь н о й п р о г р а м м о й « П о л е з в и ю л ю б в и » в ы с т у п а е т з в е з д а р о с с и й с к о й э с т р а д ы И р и н а А л л е г р о в а . ОТМЕТИМ СООБЩА Царь-новатор , пивной фестиваль и певец Арбата деньпоэзии — К а к п о л у ч и л о с ь , ч т о П у ш к и нск ий м у зей -за п о в ед н и к вы д в и н у т н а Г о с п р е м и ю Р о с с и и с р а з у п о д в у м н о м и н а ц и я м — р ес т а в р а ц и о н н ы е р а б о т ы и п р о св е т и т е л ь ск а я д е я т е л ь н ость ? Э т о зн ак в аш и х о со б ы х с в я з е й в М и н и с т е р с т в е к у л ь т ур ы ? Э т о н е п о с с о р и т в а с с к олл егам и ? — Отвечаю кратко, но опреде ленно. В Министерство за награ дами мы не ездили и ездить не со бираемся. Отношение с Минкуль- том у нас сугубо деловые и праг матичные. А отношение с колле гами теплые и уважительные. По лагаю, ничто не в состоянии их ис портить, даже выдвижение на Гос премию России. — Ч т о в эт о м году б у д е т 6 и ю ня в М и ха й л ов ск о м ? — Пушкинский праздник нач нется в первое воскресенье июня. Ашестого июня— это всероссий ский Пушкинский день. Из наибо лее заметных событий будет ве чер, который собирает очень раз ных людей в научном центре. Ожидается выступление ансамб ля Дмитрия Покровского. — К т о с е г о д н я п р и е зж а е т в М и х а й л о в с к о е? И за ч ем ? — Сложный вопрос. Очень ра дует то, что помимо автобусных экскурсий, которые поставляют процентов 60 всех посетителей наших мест, очень возрос прежде не существовавший семейный ту ризм, это, как правило, семья на собственном автомобиле. Иплюс кэтому люди, которые хотят здесь просто отдохнуть, пожить, что на зывается. Ипостепенно растет ту ризм весьма своеобразный: лю ди, которые едут сюда порабо тать, над книгой, например. Ну и традиционные доброхоты остают ся. Около 2—3 тысяч в год. Напом ню, что доброхоты— это бескоры стные помощники заповедника, которые приезжают сюда траву косить, дорожки отсыпать, кусты стричь, изгороди чинить... Кое-кто приезжает сюда в отпуск, порабо тать над книгой, прочесть лекции. Благо есть гостевые дома, где можно остановиться. Но основная масса по-прежнему туристы авто бусные, массовые. Это большей частьюдети. Есть, впрочем, и необычные, нестандартные туристы. Скажем, один из наиболее любопытных случаев — это наш земляк, педа гог, который с детьми ходит пеш ком в разные страны: по Польше, по Болгарии, по Белоруссии... И каждый год на протяжении пос ледних восьми лет они к праздни ку поэзии приходят к нам. Зовут его Николай Николаевич Игнатик. Есть совершенно замечательные люди, которые приезжают к нам уже четырнадцатый год из Ивано- Франковска. Яначинал работать с первой группой этих доброхотов. Это было в 87-м году. Потом они стали педагогами, преподают в Ивано-Франковском университе те русскую литературу. Исегодня несколько человек из этой первой группы во главе с Ярославом Мельником приезжают к нам. По ним видно, что они долго ждали эту поездку, зарабатывали целый год... Почему сюда приезжают снова и снова? Потому что это место удивительно живое, потому что на самом деле описать его как заповедник, это одновременно сказать все и не сказать ничего. По волшебству и метафизич ности это место сродни тому, ко торое показал в своем «Сталке ре» Андрей Тарковский. Это мес то, где нет прямых путей, место, которое меняется вместе с тобой. Иему есть аналог в виде земного творчества, и это прежде всего творчество Пушкина. То есть это место, где во всей полноте уже ре ализовано Слово. Это очень свое образная точка Вселенной. — Ч т о е щ е в х о д и т в п о н я т и е « П у ш к и н ск и й за п о в ед н и к » к р о м е М и х а й л о в с к о г о , Т р и - гор ск ого и П ет р о в ск о го ? — Этоединственная в России территория, где существует од новременно комплекс русских усадеб. Пушкин навещал там своих друзей. Хотя это отчасти виртуальный музей. Начать с то го, что в 18-м году было уничто жено, сожжено Михайловское. А еще до того сын Пушкина, насле довавший усадьбу, перестроил дом. Он собирался быть нормаль ным хозяином нормальной, при носящей доход усадьбы. И всту пив в наследство, начал там жить. Иэто было правильно, поскольку русская дворянская усадьба не могла оставаться просто музеем. Чтобы сохраниться, она должна была жить нормальной жизнью. К сожалению, не все и не всегда это понимали. Можно сказать, что начиная с Семена Степановича Гейченко музей начал жить. Он догадался, что постройки, существующие в подлинной своей среде, какими бы хрупкими ни были, живут дольше. В этой ландшафтной среде, тем более если она опло дотворена словом, даже когда исчезают постройки, удается со хранить некое идеальное про странство. Если ландшафт под линный, возможно создать ощу щение полноты за счет возвра щения на место прежних дета лей, старых архитектурных по строек. Они приживаются, и это было первое, что он сделал. Аза тем он начал создавать музей. И ему удалось различными средст вами создать ощущение того, что Пушкин там жил. Вот это бы ло настоящее творческое дости жение. И в этом пространстве стало привольно пушкинскому слову. Пушкинские строки там живут, они бегают, дышат. Мы сегодня пытаемся найти средст ва для того, чтобы музей не утра тил своей живости. —Уваснеттакогоощущения, чтовнедрахПушкинскогоза поведника начинают возни катьсвоималенькие заповед- нички, например Довлатова, Гейченко. Это замечательные люди, они жили и работали здесь. Но все-таки это Пуш кинскийзаповедник... — Нет, думаю вы не правы. Мне думается, что Пушкин гораз до сильнее присутствует там. Ес ли вы ищете Пушкина, вы его не пременно находите. Но если вы ищете Довлатова, можно и его найти. —Избадовлатовскаяживадо сихпор? —Пока еще стоит. Музей Дов латова, возможно, будет, но что это будет за музей, я не знаю. В любом случае, мне думается, что это не подмена музея Пушкинско го. —Какживутсотрудникизапо ведника: сколько денег полу чают?ПомогаетливамМин- культуры, какие-тоблаготво рительныефонды, меценаты? — На 99 процентов мы зави сим от государственного финан сирования. Вэтом пока инаше до стоинство, и самый большой не достаток. Фонды и частные меце наты практически не участвуют в проектах музея. Могу назвать три организации, которые вложили средства в музей к 200-летию Пушкина. Это «Сургутнефтегаз», они выделили 500 тысяч рублей на подготовку праздника. Это фонд Сороса, выделив ший 100 тысяч долларов, на что мы оснастились компьютерами, вошли в Интернет и создали сайт. И третья организация — ЮНЕ СКО, которая целевым порядком выделила средства на работу с парками. Если говорить о пожерт вованиях—все. За последние де сять лет на этом все и закончи лось. Дальше идут доброхоты, ко торые своим трудом помогают, а все остальное—государственное финансирование как реставраци онных работ, так и текущего со держания музея. Музей зараба тывает сегодня примерно двадца туючасть того, что он получает от государства. Это уже хорошо, по тому что раньше было совсем ма ло. То есть, если случится что-то с госфинансированием, музей встанет перед массой проблем. Добавьте кэтому ито, что он нахо дится в регионе, который не толь копомочь не может, а сам в значи тельной мере зависит от музея. И в этом смысле мы, решая свои проблемы, пытаемся решать про блемы того трудоспособного на селения, которое составляет в на шем районе 6тысяч человек. Впо селке Пушкинские Горы2,5 тыся чи человек зависят от музея. Это либо работающие у нас, либо об служивающие музей сезонно. Большая удаленность — 420 ки лометров от Петербурга и почти 700 километров от Москвы—это то расстояние, которое невозмож но ежедневно преодолевать на автомобиле. Поэтому специали сты, которые нам нужны, живут в Заповеднике. Это 60 человек по 40 специальностям. Но мы хотим прийти к тому, что это место, именно в силу уда ленности, наиболее удобно для временной работы научных кол лективов. И пытаемся восполь зоваться своими силами и сила ми наших партнеров для того, чтобы найти средства для орга низации такой работы. Это по стоянно действующая парковая школа или школа ландшафтных искусств. Это все, что связано с филологией и с литературным переводом. Нам бы очень хоте лось, чтобы в течение всего года у нас хотя бы часть занятий про ходила как занятия высокого класса общения между маститы ми профессорами и студентами. То есть, мы пытаемся привлечь внимание тех людей, которые, временно приезжая и временно работая у нас, могли бы помочь музею в решении тех проблем, на которые у нас не хватает ни сил, ни образования, потому что с кадрами действительно слож но. И если говорить о том, что у нас изменилось принципиально по сравнению с музеем 70—80-х годов, то надо сказать, что тогда упор делался на специалистов, получивших образование в Мо скве и Петербурге, живших там, то есть приезжих. Сегодня мы пытаемся растить своих собст венных будущих работников из школьников. У нас есть неболь шой фонд на то, чтобы отправить на учебу, чтобы выплачивать за очникам деньги на жизнь. Что получают сотрудники му зея-заповедника? Зарплата у них на 10 процентов ниже, чем уменя. Уменя зарплата контрактная—9 тысяч рублей. Если говорить о мо лодых и о тех, кто занимается не традиционной для музея деятель ностью, скажем парковым искус ством, тотам совсем худо. Потому что специалист с техническим об разованием, без которого музей сегодня не проживет, получает 1200—1500 рублей. Это если есть стаж, образование высшее. Если человек приходит в музей и начи нает работать втомже лесопарко вом отделе, он получает 400 руб лей. —На вашвзгляд, ландшафт наяархитектура вРоссии се годняможетбытьвозрождена или это практически невоз можно? — 14 мая мы завершили вто рую конференцию по ландшафт ному искусству. Одна из задач, ко торую перед собой ставит музей, — вернуться к возможности до вольно широкой ландшафтно парковой работы. Специалисты у нас замечательные. Причем мно гие из них перестали работать в стол, и выяснилось, что они были не только неплохими теоретика ми, выяснилось, что они неплохие практики. Сегодня в некоторых вузах появляется ландшафтно парковая специальность, но беда в том, что учиться ей нужно все время. Поскольку она требует универсального образования, по тому что ландшафтный архитек тор без художественного образо вания неполноценен. Без архитек турного, без биологическоготоже. То есть специалист по ландшафт но-парковой архитектуре —спе циалист синтетический,сочетаю щий в себе знания из разных сфер деятельности человека. Не все сегодня в российском ландшафтно-парковом хозяйст ве утрачено. Какие-то парки уце лели. Но для того чтобы с ними работать, необходима общая культура. Если до революции земство в отдельных случаях по зволяло учителям на 2—3 месяца уезжать за границу, не просто, чтобы перенять опыт ипривезти к себе, а чтобы знать, как выглядит то, что сделано хорошо. Сегодня для большинства ландшафтни- ков не хватает того, что есть уже в Мариинке и в Большом для ста жеров —они имеют право учить ся и получать стипендии для оз накомления с опытом своих кол лег за рубежом. Для большинст ва наших специалистов это пока недоступно, а это крайне необхо димо. Поэтому предлагаем такой вариант: я думаю, с этого года бу дем пытаться ежегодно предос тавлять в качестве базы практи ки место для работы хотя бы не которым практикантам у себя в заповеднике, в подмосковных и питерских дворцовых усадьбах, где работа уже сделана, где мож но ознакомиться для начала с тем, что мы смогли удержать, со хранить. Такпостепенно мыперестанем быть изгоями в своей собствен ной культуре. Ведь даже размер нашего дыхания выстроен по раз мерам нашего ландшафта. Утра чивая ландшафт, мы утрачиваем самих себя. Вэтом я убежден аб солютно, на собственном опыте. Михайловское сформировало ме ня, как имногихдо меня. Ия знаю, чтотакое размер нормальной рус ской усадьбы, который не обгры зают с разных сторон стоящие в несколько этажей дома. Это раз мер нашего дыхания — это, как чистая вода, свежий воздух, это просто необходимо, чтобы мы бы ли самими собой. Тогда мы инте ресныдругим. Если этого не будет —мы никто. Это и есть часть того ■ Памятные уголки Пушкиногорья. наследия, которое хранит наш му зей, и в этом тоже его специфика. Михайловское, Тригорское, Петровское. У нас три усадьбы вместе. Три разных места, кото рые позволяют показать, что каж дый хозяин находил какое-то иде альное золотое сечение для своей усадьбы. Это было, и, по счастью, пока это еще существует у нас в заповеднике. —Обостримбеседуипроцити руемписьмо, пришедшееизза поведника. Пишет научный сотрудник Д.А. Елисеева: «УВасилевича тогоотношениякреставрируе момупамятнику, наличие ко торого у реставратора обяза тельно, небыло. Онитакиго ворили: «У вас был маразм. Мывамсделаемкакнадо». И в Георгий Василевич отвечает на вопросы читателей. сделали. Нечто невероят ное»... Ясно, чтоотношениекрестав рационнымработамвзаповед никеразное—отвыдвижения на госпремиюдо такого рода писем. Какбывыпрокоммен тировалитакоемнение? — Насчет «маразма» — это слова авторские, не мои. Насчет всего остального скажу так: рань ше, при Семене Степановиче Гей ченко, музей был талантливым произведением искусства, кото рое, к сожалению, ушло вместе с художником, его создавшим. Ушел человек, вместе с ним ушло время, эпоха. Мир изменился. И нам уже приходилось исходить из вещей скучных, но жизненно не обходимых. Прежде всего 0ыла проблема с самими постройками. То есть они не отвечали не только условиям хранения экспонатов, по своей ветхости не отвечали элементарным условиям сохран ности коллекции в них, невозмож но было принимать людей, потому что в музеях зимой, например, был лютый холод. Температура и влажность, которые влияли на ве щи ина людей, были выше нормы. Фактически музей разваливался на глазах. Поэтому за дело с вели чайшей осторожностью и береж ностью, согласуя каждый шаг с историческими документами, взя лись строители иреставраторы. На сегодняшний день работа сделана. Сегодня это уже наш мир, в который мы вошли и кото рый мыдолжны возводить таким, каким он идолжен быть—живым, пушкинскимиабсолютно притяга тельным для всех, кто туда прихо дит. Ощущение беззаботной жиз ни, которое было у большинства наших нынешних оппонентов, прошло. Нахлынула новая жизнь с новыми, неотложными заботами. Надо уметь достойно отвечать на вызовы нового времени, одновре менно сохраняя верность. —Естьливзаповедникемемо риальныевещи? — Для нашего музея они не имеют того значения, которое имеют, скажем, для Русского му зея или для Эрмитажа. Наши под линники — это пейзаж, который сохранился здесь в своих основ ныхпропорциях. Он—подлинный пушкинский современник, кото рыйживет ипо сей день. —Кто охраняет использова ниеимениПушкинанетолько вдуховной, ноикоммерческой жизни? —Никто. Унас была пара пре цедентов, когда мы пытались по- тавитъ вопрос отом, что использо вание имени Пушкина должно все же быть контролируемым органа ми культуры, а не коммерсантами. На что коммерсанты нам отвеча ли: «У вас есть хорошие адвока ты, у вас есть деньги, чтобы выиг рать суд с нами? Тогда давайте посудимся, посмотрим, кто вый дет победителем». — Д а в а й т е о т и м ен и г о с у д а р с т в а Р о с с и й с к о г о п р и д у м а ем а к ц и ю п о за щ и т е и м ен и П у ш к и на. —Отличная идея! — Ч т о сего д н я н а д о д и р ек т о р у за п о в ед н и к а, к р ом е д ен ег ? — Прежде всего люди, кото рые приходили бы в музей. Музей живет этим ибудетжить, покуда к нам будут идти иприезжать. — М ы п р о б о в а л и го в о р и т ь п о п о в од у в ол он тер ов и п о м о щ н и к ов . К т о с ег о д н я п о м о г а ет м у з е ю , к р о м е г о су д а р с т в а ? Н а с к ол ь к о го су д а р ств о в ы п о л н я ет св о и о бя зат ел ь ст в а ? —Государство является глав ным организатором всех работ в музее. Вэтом смысле у нас совер шенно уникальная ситуация, по скольку, несмотря на то, что тор жества 200-летия поэта закончи лись, государство (при советской власти этого не было) считает сво им долгом выполнять свои обяза тельства максимально и по сей день. — В аш и в за и м о о т н о ш е н и я с м естн ы м и властям и ? —Хорошие. Мы начали наше сотрудничество с земли. Так полу чилось, что специалисты, которые собрались в заповеднике в 94—95 году, при поддержке министерст ва и при поддержке Правительст ва смогли отстоять землю, и пер вое, с чего начали, —с восстанов ления границ. Мы сегодня в пре делах охранных зон, в пределах границмузея-заповедника можем работать с нашими партнерами. Мыдалеко от Москвы и Петербур га, поэтому крупного капитала у нас там не водится. Деревни су ществуют уже давно, заселены неким элитным составом — ху дожники, инженеры и прочие творческие люди, которые пони мают, что значит это место в их судьбе, и пытаются помочь, на сколько могут, сохранить его от грубого вторжения со стороны вновь прибывающих. Унас нет по ка такого сильного наката желаю щих построить многоэтажные до ма напротив Михайловского, Три- горского, Петровского. Пока есть только один случай—это в дерев не Дедовцы. Мы пытаемся упре дить ситуацию, пытаемся рабо тать с юристами, чтобы знать, как грамотно поступить, потому что законодательство крайне несо вершенно, не гарантирует в слу чае грубого архитектурного втор жения защиты заповедника. — Ч и т а т е л ь ск и й в о п р о с . М и х а й л о в с к о е н е д а в н о б ы л о р е к он стр уи р ов ан о. Ч е м бы л о вы зв а н о с т о л ь с у щ е с т в е н н о е и з м е н е н и е в к о л о р и с т и ч е с к о м р еш ен и и о ф о р м л е н и я ф а с а д о в ? Д о м п р о и зв о д и т в п е ч а т л ен и е н о в о д ел а . —Сразу могу сказать, что мы использовали только натураль ные материалы. Есть, правда, со временная краска. Во-вторых, чтобы сделать дома теплыми—а это важно идля экспонатов, идля людей, необходима была тепло изоляция современная, но нераз личимая глазом. Если говорить о том, почему усадебные постройки заповедника напоминают совре менные европейские дома, то на добно знать, что в Пушкинскую пору все эти усадьбы строились (если это были мелкопоместные дома) по каталогам, как правило, французским или английским, так же, как и сегодня. Это были евро стандарты того времени. Мы пы тались вернуться ктем нормам и правилам, когда узнали, как дом был выкрашен. Нынешний цвет дома в Михайловском—был ха рактерен для помещичьих постро ек России того времени. — Ч т о н у ж н о с д е л а т ь ч е л о в е к у , к о т о р ы й х о ч е т п р и е х а т ь к в ам п о р а б о т а т ь , п о м о ч ь м у зею ? —Сначала посчитать—сколь ко стоит проезд, сможет ли он се бе это позволить. Самый щадя щий билет из Москвы—это руб лей 800. Дальше начинается воп рос, где остановиться и как жить. Вмузее 50 мест, часть из которых должны приносить доход, чтобы мы могли принимать на льготных условиях наших постоянных науч ных сотрудников. Значит, самое дешевое жилье обойдется в 50 рублей в сутки, а стандартное — от 150 до 200. Это без питания. Считайте. Если вы готовы ставить палатки, как делают большинство доброхотов, готовить еду на кост ре, везти тушенку в рюкзаках — пожалуйста. — Н а д о л и в ам п р е д в а р и т е л ь н о п и са ть , зв он и ть . —Лучше всего звонить по те лефону: 8-811-46-22-321 для тех, кто просто приезжает. Это экскур сионное бюро. Если говорить одо брохотах, то четыре последние цифры 17-62. Подготовил Юрий ЛЕПСКИЙ Сегодня —Пушкинский день России. 6 июня —день рожде ния великого русского поэта. 203 года минуло, но по-прежне му, говоря словами Константи на Ваншенкина, Упамятника Пушкину — толпа. Так прежде было только в юбилеи. Не заросла народная тропа, А новые добавились аллеи. В 1921 году в июне в Минске был открыт первый в Беларуси рабочий факультет (рабфак). А в Москве на Красной площади в 1671 году 6 июня был казнен ка зак, вождь народного бунта Сте пан Разин. По какому календарю мы жи вем? Правильно, по григориан- « Петр I. скому. А завтра, 7 июня, испол няется 500 лет со дня рождения человека, который этот кален дарь подарил человечеству 420 лет назад. Речь — о Папе Рим ском Григории XIII. И две даты, связанные с ус пехами в развитии авиации тог да еще общей нашей страны. 90 лет назад начался первый даль ний перелет российского летчи ка А. Дыбовского по маршруту Севастополь —Харьков —Мо сква —Петербург. В 1947 году в этот день советская летчица О. Ямщикова первой в мире среди женщин-пилотов совершила ис пытательный полет на реактив ном самолете-истребителе. 8 июня в России —День со циального работника, учреж денный Указом Президента в 2000 году. В этот день в 1700 го ду Петр I подписал закон о соз дании первой государственной богадельни в Гатчине под Санкт-Петербургом. Сегодня в России около шести тысяч соци альных учреждений различного профиля. Вних оказывается по мощь престарелым, инвалидам, ветеранам, женщинам и детям, нуждающимся в опеке государ ства. До полумиллиона петер буржцев и гостей северной сто лицы России, как ожидается, примут участие в шестом Петер бургском пивном фестивале, ко торый пройдет 8 июня на самых красивых площадях города. Присоединяйтесь, хотя бы заоч но. Пива нынче всем и везде хватает. Коль речь зашла о фестива лях, можно вспомнить, что сорок лет назад, 9 июня 1962 года, от крылся 13-й Международный кинофестиваль в Карловых Ва рах. На нем советский фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года» получил большую премию фестиваля — «Хру стальный глобус». Как мы гор дились сообща!.. 9 июня 1960 года в Минске создан Центральный государст венный архив литературы и ис кусства. С 1993 года это Бело русский государственный архив —музей литературы и искусст ва. В этот день исполняется 330 лет со дня рождения Петра I Ве ликого, русского царя с 1682 го да, а с 1721 года — российского императора, младшего сына Алексея Михайловича, основа теля Санкт-Петербурга. Исто рик Ключевский в лекции о Пет ре заметил: «Совместные дей ствия деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и до селе не разрешенная». И через три века тоже, остается доба вить сегодня. Поздравим в этот день тех, кто нас одевает, обувает, изго тавливает удобные и красивые вещи, которые украшают наш быт. В воскресенье —День ра ботников текстильной и легкой промышленности. День интронизации (восше ствия на престол) в 1990 году Святейшего Патриарха Москов ского и всея Руси Алексия I от метим 10 июня. 95 лет назад в этот день ро дился А. Бусыгин, кузнец Горь ковского автозавода, один из зачинателей стахановского дви жения в автомобильной про мышленности. В сентябре 1935 года добился рекордной произ водительности труда, отковав за смену 966 коленчатых валов при норме 675. Впоследствии довел выработку до 1146 валов. Столько автомобилей в день ГАЗ, конечно, не выпускал. А 20 лет назад в этот день умерла Е. Дьяконова, знамени тая Гала, русская жена, фран цузского поэта Поля Элюара, а затем — мэтра сюрреализма Сальвадора Дали, более 50 лет вдохновлявшая его в творче ских поисках. Дата скорбная. 11 июня 1937 года Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР в закрытом заседании рассмотрело дело по обвине нию так называемой Антисо ветской троцкистской военной организации в Красной Армии в измене родине. Приговорены к высшей мере наказания и кон фискации имущества, лише нию воинских званий и 12 июня расстреляны М.Н. Тухачевский, бывший заместитель наркома обороны СССР, Маршал Совет ского Союза; А.И. Корк, быв ший начальник Академии им. Фрунзе, командарм 2 ранга; И.Э. Якир, бывший командую щий войсками Киевского воен ного округа, командарм 1 ран- ■ Булат Окуджава. га; И.П. Уборевич, бывший ко мандующий войсками Белорус ского военного округа, коман дарм 1 ранга; В.К. Путна, быв ший военный атташе СССР в Великобритании, комкор. Опре делением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 31 ян варя 1957 г. приговор отменен, и уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступле ния. В 50—60-е годы были реа билитированы и другие из 408 военных, осужденных по делу. Государственный праздник Российской Федерации —День принятия Декларации о государ ственном суверенитете (День России) —отметим 12 июня. 60 лет назад в этот день были опубликованы советско-британ ское и советско-американское коммюнике о договоренности открыть второй фронт в Европе в 1942 году. Открыли только 6 июня 1944-го. Скоро сказка ска зывается, да не скоро дело де лается. Поставьте лучше пластинку с песнями Булата Окуджавы. Или откройте том его прозы. В этот день 5 лет назад замечательно го барда, поэта и писателя не стало. НедавнЪ в Москве ему на Арбате открыли памятник. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати,телерадиовещания исредств массовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации 10марта2000года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ:483687 ЪюажпоРБ-286861 Типаж«ППЮЗя Г рпяпуп , Рпггия» в рст и рк - г г п ч л л Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) Первыйзаместитель шеф-редактора А.М. Таранда(Минск) •СОЮЗБелаотсь- Россия»печатаетсявАпханг Адресредакции «СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Адресредакции газеты«Советская Белоруссия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Телефон: 257-5787Факс:257-5787Е-таН: )игау1еуа@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 | Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДом печати. ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется повсемподписныминдексам: I Пографику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz