Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
( ? Ш И П Е Ц К А Я • ' В г а з е т а ■ ш а и в и 6 и ю н я 2 0 0 2 г . , № 1 1 0 - 1 1 1 ( 2 1 7 3 8 - 2 1 7 3 9 ) З А Г А Д О Ч Н Ы Й РЕПОРТАЖ ПОРТНЯЖНОГОДЕЛА КОЛДУНЫ, Козьма Прутков говорил: «Глядя на мир, нельзя не удивляться». Такой он, стало быть, гармоничный и мно гогранный. Но удивляться можно и по другим поводам. Допустим тому, как закрываются детские сады и шко лы, зато как грибы после дождя растут коммерческие павильоны и палатки. Кинотеатры переделываются под ночные клубы, дома детского творчества —под загсы. Однако мне недавно пришлось столкнуться на ниве про свещения с таким, что вызывает уже не удивление, а остолбенение. ИЛИ 0 ТОМ , КА К ПОД КРЫШЕЙ ОБЫКНОВЕННОГО ПРОФУЧИЛИЩА ОБОСНОВАЛИСЬ НАСТОЯЩИЕ МАГИ Позвонила женщина. Она не захотела называть своего имени, но сообщила: с недав них пор, дескать, влипецком профучилище № 28, где го товят в основном мастеров портняжного дела, обоснова лись... маги и колдуны. Если верить моей заочной собесед нице, собираются они по оп ределенным дням и часам, когда нет основных занятий, в учительской и оставляют после себя непонятные зна ки и символы на доске, му ляжи человеческого тела и бутылки с водой. По словам обеспокоенной дамы, внедре ние «потусторонних сил* плохо отразилось на детях: они стали хуже спать, сни зилась успеваемость, возрос ла агрессивность. Недолго думая (дело-то ведь серьезное!), я связалась по телефону с директором училища Виктором Горшко вым. Тот подтвердил: да, за нятия, не предусмотренные расписанием, действительно, проходят. Только не с мага ми и колдунами, а студента ми Воронежского филиала института менеджмента, мар кетинга ифинансов, который заключил с училищем офи циальный договор на аренду помещения. А что касается звонка вредакцию, то это все происки недоброжелателей, им, видите ли, не нравится, что училище зарабатывает себе на жизнь лишнюю ко пейку —вот и путают мате матические формулыс маги ческими знаками. Я порадо валась за предприимчивого директора, но при случае все- таки решила заглянуть в училище. Первая попытка обнару жить хоть какие-то следы новоявленных Кашпировс ких и чумаков ничего не дала. Субботним днем я обо шла все здание (вход —сво бодный) и натолкнулась лишь на дремавшего сторо жа да пару-тройку неради вых ребят, пытавшихся «об рубить» сессионные «хвос ты». Никто из них ницего такого не замечал. Но вот во время следую щей вечерней прогулки по мрачноватыми пустымкори дорам училища (и куда толь ко сторож подевался?) я ус лышала какие-то странные звуки. Они то усиливались, то ослабевали. Ничего обще го со стукомшвейных маши нок они явно не имели. Я направилась к двери с таб личкой «учительская», ибо звуки исходили оттуда. Те перь можно было уже отчет ливо разобрать слова. Прон зительный женский голос, как заклинание, повторял одну и ту же фразу: «Замк ните потоки энергии верхних инижних чакр, иввашвнут ренний мир больше не вме шается никто. Никогда! Вы станете недоступныи свобод ны!» По правде говоря, мне стало немного не по себе, но любопытство взяло верх, и рука сама потянулась к двер ной ручке... Закрыто. Я пе ревела дух и решила выйти на свежий воздух — обду мать план дальнейших дей ствий. Может, вернуться, постучать, представиться, например, учительницей, ус тавшейотшкольных перегру зок и решившей замкнуть потоки энергии вышеупомя нутых чакр, дабы стать не доступной и свободной? Или уж лучше дождаться конца сеанса, а потом выяснить, кто и зачем заперся в учи тельской? И тут я увидела технич ку. Она спросила, что я тут делаю. Я уже знала, что ей ответить, поэтому разговор пошел в нужном русле. А через пять минут открылась тайна училища № 28... —Да, училкой нынче не просто работать, — рассуж дала моя новая знакомая. — Дети-то какие пошли — всю душу вытянут! А вы походите, походите к нам на занятия, глядишь, полегча ет. Я сама чуть было не за писалась. А потом передума ла. Все-таки возраст уже не тот, чтобывсем этим премуд ростям учиться. — Каким? — осторожно поинтересовалась я. —Ну, там энергию орга низма правильно расходо вать, от сглаза, порчи и про чих напастей избавляться, а если получится, то и судьбой своей управлять... Мне вот ихний директор книжечку дал почитать, там про это все подробно написано. —Какой директор? —Известно какой—шко лы ДЭИР. А полностью — школа дальнейшего энерго информационного развития. В нашем училище ее филиал работает, а центр —вСанкт- Петербурге. —И давно ее открыли? —Кажется, еще до ново го года. —Кто же сюда ходит? — А всякие — и моло дежь, и кто постарше, и со всем пожилые. Ходят и здо ровые, и хворые. Даже на инвалидных колясках приво зят... —И что, помогает? —Да что вы все спраши ваете и спрашиваете! Сами попробуйте —узнаете. Хоти те, я вас с «главным» сведу? Сейчас как раз перерыв бу дет. Двадцать минут ожида ния —и передо мной появил ся опрятно одетый мужчина средних лет. Налацкане пид жака — значок с символи кой ДЭИР, а взгляд такой пронзительный, что аж дух захватывает. Спрашиваю, могу ли я записаться в шко лу и что для этого нужно. Выясняется, что ничего, кро ме 35 долларов — столько стоит первая ступень обуче ния (вводная лекция —бес платно). Всего ступеней — пять. Освоив начальную, оказывается, можно научить ся регулировать собственную энергию, защищаться от не гативных внешних воздей ствий, корректировать свое здоровье, короче, стать сво бодным, независимым и сча стливым человеком. Дальше — больше. На пятой ступе ни реально... программиро вать окружающих, подтал кивать их на нужные тебе действия, кодировать мыс лью и словом. Для убеди тельности гражданин со значком достал из кармана маленькую штуковину, на поминающую брелок, с дву мя глазками — красным и синим. — Вот так, — он нажал на красный, — можно под ключиться к коллективной энергии, послать человеку нужную команду. А так, — нажал на синию, — отклю читься. Как говорится, коммента рии излишни. Впрочем, один существенный комментарий все же необходим. Когда я спросила, как сочетается ус тав дэировцев с христиански ми заповедями, да и гиппок- ратовским «не навреди», ди ректор заявил, что никакой морально-этической ответ ственности школа на себя не берет! —Наша задача —воору жить людей знаниями. (Кста ти, как потом я выяснила, методикаДЭИР разрабатыва лась в нашей стране в конце 80-х годов по особому зака зу высшего партийного руко водства, в режиме строгой секретности, и лишь в пос ледние годы стала доступна простым смертным). А уж как ими распорядиться — дело совести каждого. Любопытная установка, особенно в стенах училища, где занимаются дети и навер няка масса разговоров о вос питании! Как все-таки отра зятся на их психике подоб ные опыты, даже если сами они в них не участвуют? Хотя последнее, в принципе, не исключено —школа пред лагает скидки... старше классникам и студентам. Что это значит? А то, что обита тели училища (и не только) могут быть запросто втяну ты в «энергетические» сети. Я, конечно, не психолог, но смеюпредположить, что дело это не столь уж безобидное. Это взрослый человек сам и ответственно решает, к кому ему обращаться за помощью —врачу, священнику или эк страсенсу, а тут ведь подрост ки, которые еще не разобра лись в себе... Они в большей степени подвержены влия нию, как губка впитают все, чем пожелают «снабдить» их маги XXI века. Нет, я не отвергаю на прочь возможность эффек тивности и даже положи тельного воздействия на ду ховное и физическое здоро вье нетрадиционных мето дик, подходов, систем. Вкон це концов, существование энергоинформационного поля уже научно доказано. С ним сегодня работают не только доморощенные цели тели, но и солидные ученые. И все же, согласитесь, учи лище, равно как и любое другое учебное заведение, — не место для «отработки» та кого рода методик. Зачем сталкивать детей, родителей, да и педагогов с подобного рода экспериментами? Звонившая в редакцию женщина выдвинула, кстати, свою версию. По ее инфор мации, всписках слушателей липецкого филиала школы ДЭИР значится... сам дирек тор профучилища■№28!.. А ну, как он освоит высшую ступень, научится направ лять в нужное русло мысли своих подопечных? Так, на всякий случай, чтобы не за давали лишних вопросов... Елена ТАРАВКОВА. ......................... О Д Н О Э Т А Ж Н А Я Р О С С И Я : Ж И ЗН Ь К А К О Н А ЕСТЬ « БЕРИК ЖИЛ В МДОНСКЕ... Мне повезло — в детстве я лично был знаком со многими знаменитостями. Например, с Берией. Да что там —в нашем маленьком городке родился и провел лучшие свои годы «Ленин» — бывший штангист, ре цидивист и пылкий любовник. Кличку он получил по делу. Уголовному. Выпивал как-то с ребятами в скве рике, разложив у ног Ильича (гипсового) закусон, а потом, когда разобрало, толкнул шутя вождя своим могучим плечом —тот и завалился. Никакой полити ческой подоплеки в том инциденте не было, были просто семидесятые годы, когда КГБ ел свой хлеб не даром. Тем более, что в те времена памятники у нас просто так не громили. Так что Сибирь по Ильичу (прав да, по другому) долго не плакала, и кликуху на зоне зэку дали соотвествующую. В общем, один Ленин упал, другой поднялся... Берия жил в нашем дворе. Он имел вполне ху лиганский вид (кепка, фикса, папиросочка во рту), водил голубей и дружбу с сомнительными пацанами. Хороводиться с ним было строго запреще но, и потому дружбы с ним добивались отчаянно. Он был великодушен и даже прощал дразнилку, с которой какой-нибудь от верженный выступал с бе зопасного третьего этажа: «Берия-Берия — потерял !доверие». Был конец пяти- I десятых, страна остывала от очередных разоблачений врагов народа, и, чтобы заслужить такое прозви ще, надо было очень поста раться. Как-то так само собой выходило, что главной со ставительницей всяких разных прозвищбылашко ла. Одурев от теорем, фор мул и пестиков с тычинка ми, школьная вольница отрывалась на учителях. И «Глобус» навсегда оста вался «Глобусом», а «Ин фузория» — «Инфузори ей». И ничего с этим нельзя было поделать, по тому что новые имена по коления школьников пере давали от старшего млад шему, как пионерское зна мя на сборах. Вообще прозвища — это какой-то особый (и весьма значительнный) пласт или жанр фолькло ра, к сожалению, наукой не восстребованный и язы коведами толком не храни мый. Ведь клички, по-ста рорусски «рекла», — из древле давались не просто так, а чаще всего со смыс лом, отмечая какую-либо характерную особенность или черту характера чело века. В сущности, от про звищ, если уж вдаваться в историю, и произошли наши фамилии. Иногда ос- | трый на язык русский му- | жик, не умея удержаться, просто «надсмешки стро ил» над своим же соседом или даже родственником. Но порой возникала и практическая надобность как-то обозначать рядом живущих. У нас в провин ции, вдеревенской России, эта надобность всегда ощу щалась особо. Возьмите ус- манский телефонный спра вочник —в глазах пестрит от Душкиных, Алтуховых, Прибытковых, Китаевых... В задонском селе Нижнее Казачье живут сплошь Пендюрины, в Уткино — Перегудовы, в Тюнино — Рублевы с Числовыми —по пробуй тут отличить одного от другого. Вот на выручку и приходят вторые, «улич ные фамилии». «Ксюша ма ленькая», «Ксюша боль шая», «Иван-переросток» и далее: «Голышиха», «Ви цин», «Славчук» и даже эк зотическое «Хламида». Если квалифицировать клички по, так сказать, фун кциональному признаку, то нашим филологам, доцен там с кандидатами, хватит работы на большой кусок хлеба с маслом. Тут и при вязки к роду занятий, и к фактурной внешности чело века, и к приметам образа жизни, и к национальности, и «ко всяким случаям»... Конечно, живя на берегу Дона, мои земляки просто не могли не «идентифициро вать» отдельные личности с разными видами рыб и, будь те уверены, прозвища впол не соответствуют повадкам холоднокровных. Вот толь ко те, что вспомнились: «Са зан» , «Окунь», «Бирюк», «Налим», «Силява», «Ка рась». Немало «фамилий» и от пернатых: «Соловей», «Кенарь», «Сорока», «Во рон» (этих даже несколько). Однако в этом ряду попада ются мужики, получившие свои новые имена какими-то замысловатыми, во всяком случае, мне неведомыми пу тями. Например, «Лебедь» — мастеровой, настоящий работяга, за центнер веса, с пудовыми кулаками и доб рой душой. Знал я и «Орла» — откуда «залетела» эта кличка — Бог весть, но об ладатель ее был щупл, чу маз и крепко выпивающ, так что с горделивой птицей (особенно когда его несли вечером домой собутыльни ки) никак не ассоциировал ся. Разумеется, есть клички неблагозвучные, обидные, но от этого, увы, никуда не ис чезающие и не теряющие своей «актуальности». Рус ские писатели всласть попо- тешались над этой загогули ной отечественного фолькло ра. Помните: Неуважай-Ко- рыто и Держиморда у Гого ля, Елдырин у Чехова, Ва- сисуалий Лоханкин у И. Ильфа и Е. Петрова... Ко нечно, бывает, когда «про звание» принимают за ос корбление и бросаются на обидчика с кулаками, но это случается в основном в дет стве. Потом к нему привы кают, кличка приживается, заживается, как ссадина на разбитой коленке. В возрас те ко «второму имени» от носятся уже как к приоб ретенной лысине: ну че по- делаешь-то? Встречаются, конечно, уникальные, про сто образчики устного на родного творчества, перлы. Ну разве не шедевр — «Замри сердце»? И разве не прелесть —«Клепом го лова»? А как вам «Чисто барыня»? Между прочим, это последнее было приду мано этой «барыней», счи тай, для самой себя. Сама придумщица, если все по лучалось и крутилось воз ле нее, говорила о своих ощущениях: «Ну чисто ба рыня!» Однажды я сидел за од ним столом с этой роскош ной, как сама природа, женщиной и понимал: без нее этот стол был бы не полный. Веселая, дород ная (раньше писали дебе лая), краснощекая — кровь с молоком (Кустоди ев ходил бы за ней по пя там!), песни, забористые частушки поет — закача ешься! По ней вообще, как по камертону, настраива лась компания — ну чис то барыня! Впрочем, это ис ключение, в деревне чаще всего за тебя стараются другие. Хоть сам себя Джорджем Бушем назы вай, все равно как был с детства «Сквозняком», «Торчком» или «Зану дой», так с тем и будешь жить до посинения. Вдвадцатые годывчис ле прочих эпохальных про изошло и такое событие: новая власть от щедрот со циалистических разрешила менять по своему усмотре нию имена и даже фами лии на любые другие. Ра зумеется, была подсказка: в молодой стране Советов так много всего нового... Так вместо Авдотьи иФек лыпоявились Искра иСта лина, вместо Кузьмы — Владлен, вместо Гундосо- ва — Родина. С тех пор много водыутекло, и «вто рые фамилии» кое-где на прочь вытеснили первые — впору снова «амнистию» для имен собственных объявлять. Хотя... Процесс этот бесконечный и по-на стоящему творческий, как сама жизнь. Чистосердечное призна ние от автора. В детстве меня дразнили по-всяко му, при этом самой милой кличкой была «Косой». Не скажу, что это мне очень нравилось, но ведь выжил. И даже не окривел... Александр КОСЯКИН. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ: ПРОГРАММА НЕ РАБОТАЕТ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Надепутатских комиссиях накануне сессии были прора ботаны и другие актуальные для липчан вопросы: возмож ность приватизации жилых помещений гражданами, про живающими в домах, пере данных ОАО «НЛМК» горо ду; оплата за лифт жильцами вторых этажей; рациональное использование бюджетных средствдля организации рабо тыпассажирского транспорта. Депутатынастоялинапризна нии договоров аренды жило го помещения граждан, про живающих в домах, передан ных комбинатомгороду, дого ворами социального найма жилых помещений с их пос ледующей приватизацией. Расширился список «льготни ков» при оплате за пользова ние лифтом. С докладом же об испол нениирешения горсоветаора циональном использовании бюджетных средств на транс порте выступил зам. началь никапрофильногоуправления горадминистрацииСергейМа линин. Внастоящее время, по егословам, налинииежеднев но выходят 60 трамваев, 70 троллейбусов, 400 автобусов. Но эти цифры отнюдь не ус покаивают и не дают основа ний для оптимизма, ибо из нос транспортастановится уг рожающим, на эксплуатаци онный ремонт остаются кро хисредств, хроническине хва тает водителей. Многие участники сессии с изумлением узнали, что до второго квартала этого года платное таксидотировалосьиз бюджета! Никак не укладыва лась в голове простая мысль: «До второго квартала были убыточны, а со второго, скач ком, стали рентабельными?» Для «развязки» тяжелой ситуации с перевозками пас сажиров привлекаются част ники. Сейчас работает 128 та ких водителей, предполагает ся, что вближайшее время их числоувеличится. Кроме того, на насыщенных маршрутах будут работать платные авто бусы большой вместимости. К сожалению, заметил Сергей Малинин, увеличение количества транспортных средствограниченомалойпро пускной способностью улиц старой частиЛипецка. Смех взале вызвалоутвер ждение выступающего, чтопо давляющее большинство пас сажиров не хотят брать биле ты (речь шла о системе конт роля за работой платных так си). Несомненно, замордован ному долгим ожиданием пас сажирского транспорталипча нину некогда думать о билете —лишь быуспеть на работу, добраться хоть на подножке, втолкнуться втакси и стоять, согнувшись втри погибели. На вопрос председателя городского Совета депутатов Михаила Булевского «Как ра ботает программа по разви тию городского транспорта?» поступилунылыйответ: «Раз вития нет, программа не ра ботает...» На сессии прозвучала и тревожная информация о со стоянии преступности и пра вонарушений среди несовер шеннолетних, рассмотрены вопросы о муниципальной собственности, об обращении предприятий, организаций и частных лиц по налоговым льготам. При обсуждении многих вопросов депутаты проявили глубокую заинтересованность инастойчивость, стараясьсле довать принципу: «Мухи от дельно, а котлеты отдельно*. Михаил КОРОЛЬКОВ. Н Е Н У Ж Е Н Говорят, что особо состоятель ные граждане ради удоволь ствий и острых ощущений ездят на сафари в Африку или на ту рецкие пляжи Средиземноморья. Это по средствам немногим, но есть альтернатива. Адреналина не меньше, чем на охоте на чер ном континенте, можно получить и значительно дешевле, и гораз до ближе... Можно первым же автобусом уехать на Матыру и встретить ту манный рассвет уже на воде. Ощущение не менее острое: клюнет или не клюнет? Удоволь ствие —умиротворение и в и на воде, д о чего ная наша природа от перышка на зеркале воды до утопающей в тумане березовой рощицы! Да, альтернатива, выбор у нас есть всегда: можно взять удочку, а можно и просто фото аппарат. Как сделал это наш по стоянный автор Николай Ткачен ко (фото). ГА1АУГ^ «я»! Н А М Б Е Р Е Г Т У Р Е Ц К И М . . . А Л Л О , М Ы И Щ Е М ТА ЛА Н ТЫ ! можно ли С ТА Т Ь У Ч Е Н Ы М В Ш К О Л Е ? Да, если это специали зированная школа «Эври ка», чьи педагоги вот уже более двух десятков лет ищут — и находят! — на территории нашей облас тимолодые таланты. Втом числе и с помощью рос сийской научно-социаль ной программы для моло дежи ишкольников «Шаг в будущее», которая включает олимпиады, вы ставки, конференции раз личного уровня. Напри мер, на четвертой регио нальной молодежной на учной и инженерной выс тавке «Шаг в будущее. Центральная Россия», проходившей вЛипецком техническомуниверситете, было представлено не сколько десятков работ в области математики, фи зики, техники, экологии, биологии, информатики, социологии и так далее. Их авторы—учащиеся общеобразо вательных школ Липецка и области, воспитанники городско го центра технического творчества, елецкой станции юных техников, областной станции юных натуралистов, школы «Эв рика», студентытого же университета. Нелегко пришлось конкурсному жюри, в состав которого входили известные ученые —Михаил Куприянов, Юрий Фи- лоненко, Виктор Мещеряков, Семен Блюмин, Сергей Климов и другие. Ведь каждый из участников выставки проявил на ходчивость и изобретательность. Например, Тимур Корхов из Казацкой средней школы Елецкого района создал защитную систему для 1ВМ-РС совместимых компьютеров. А Дмитрий Филатов из липецкого лицея № 66 разработал модель про мышленного вакуумного фильтра для удаления частиц и ок сидов серы. И все же надо было выбирать. В результате опре делились 21 лауреат первой и 15 лауреатов второй премий. Двум подающим большие надежды молодым исследователям —Михаилу Поваляеву (станция юных техников г. Ельца) и Михаилу Шаршакову (липецкий лицей № 44) назначены именные стипендии предприятия «Развитие». А еще 13 на ших юных земляков получили право на внеконкурсное за числение по избранной специальности в липецкие техничес кий и педагогический университеты. (Соб. инф.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz