Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

( ? Ш И П Е Ц К А Я • ' В г а з е т а ■ ш а и в и 6 и ю н я 2 0 0 2 г . , № 1 1 0 - 1 1 1 ( 2 1 7 3 8 - 2 1 7 3 9 ) З А Г А Д О Ч Н Ы Й РЕПОРТАЖ ПОРТНЯЖНОГОДЕЛА КОЛДУНЫ, Козьма Прутков говорил: «Глядя на мир, нельзя не удивляться». Такой он, стало быть, гармоничный и мно­ гогранный. Но удивляться можно и по другим поводам. Допустим тому, как закрываются детские сады и шко­ лы, зато как грибы после дождя растут коммерческие павильоны и палатки. Кинотеатры переделываются под ночные клубы, дома детского творчества —под загсы. Однако мне недавно пришлось столкнуться на ниве про­ свещения с таким, что вызывает уже не удивление, а остолбенение. ИЛИ 0 ТОМ , КА К ПОД КРЫШЕЙ ОБЫКНОВЕННОГО ПРОФУЧИЛИЩА ОБОСНОВАЛИСЬ НАСТОЯЩИЕ МАГИ Позвонила женщина. Она не захотела называть своего имени, но сообщила: с недав­ них пор, дескать, влипецком профучилище № 28, где го­ товят в основном мастеров портняжного дела, обоснова­ лись... маги и колдуны. Если верить моей заочной собесед­ нице, собираются они по оп­ ределенным дням и часам, когда нет основных занятий, в учительской и оставляют после себя непонятные зна­ ки и символы на доске, му­ ляжи человеческого тела и бутылки с водой. По словам обеспокоенной дамы, внедре­ ние «потусторонних сил* плохо отразилось на детях: они стали хуже спать, сни­ зилась успеваемость, возрос­ ла агрессивность. Недолго думая (дело-то ведь серьезное!), я связалась по телефону с директором училища Виктором Горшко­ вым. Тот подтвердил: да, за­ нятия, не предусмотренные расписанием, действительно, проходят. Только не с мага­ ми и колдунами, а студента­ ми Воронежского филиала института менеджмента, мар­ кетинга ифинансов, который заключил с училищем офи­ циальный договор на аренду помещения. А что касается звонка вредакцию, то это все происки недоброжелателей, им, видите ли, не нравится, что училище зарабатывает себе на жизнь лишнюю ко­ пейку —вот и путают мате­ матические формулыс маги­ ческими знаками. Я порадо­ валась за предприимчивого директора, но при случае все- таки решила заглянуть в училище. Первая попытка обнару­ жить хоть какие-то следы новоявленных Кашпировс­ ких и чумаков ничего не дала. Субботним днем я обо­ шла все здание (вход —сво­ бодный) и натолкнулась лишь на дремавшего сторо­ жа да пару-тройку неради­ вых ребят, пытавшихся «об­ рубить» сессионные «хвос­ ты». Никто из них ницего такого не замечал. Но вот во время следую­ щей вечерней прогулки по мрачноватыми пустымкори­ дорам училища (и куда толь­ ко сторож подевался?) я ус­ лышала какие-то странные звуки. Они то усиливались, то ослабевали. Ничего обще­ го со стукомшвейных маши­ нок они явно не имели. Я направилась к двери с таб­ личкой «учительская», ибо звуки исходили оттуда. Те­ перь можно было уже отчет­ ливо разобрать слова. Прон­ зительный женский голос, как заклинание, повторял одну и ту же фразу: «Замк­ ните потоки энергии верхних инижних чакр, иввашвнут­ ренний мир больше не вме­ шается никто. Никогда! Вы станете недоступныи свобод­ ны!» По правде говоря, мне стало немного не по себе, но любопытство взяло верх, и рука сама потянулась к двер­ ной ручке... Закрыто. Я пе­ ревела дух и решила выйти на свежий воздух — обду­ мать план дальнейших дей­ ствий. Может, вернуться, постучать, представиться, например, учительницей, ус­ тавшейотшкольных перегру­ зок и решившей замкнуть потоки энергии вышеупомя­ нутых чакр, дабы стать не­ доступной и свободной? Или уж лучше дождаться конца сеанса, а потом выяснить, кто и зачем заперся в учи­ тельской? И тут я увидела технич­ ку. Она спросила, что я тут делаю. Я уже знала, что ей ответить, поэтому разговор пошел в нужном русле. А через пять минут открылась тайна училища № 28... —Да, училкой нынче не­ просто работать, — рассуж­ дала моя новая знакомая. — Дети-то какие пошли — всю душу вытянут! А вы походите, походите к нам на занятия, глядишь, полегча­ ет. Я сама чуть было не за­ писалась. А потом передума­ ла. Все-таки возраст уже не тот, чтобывсем этим премуд­ ростям учиться. — Каким? — осторожно поинтересовалась я. —Ну, там энергию орга­ низма правильно расходо­ вать, от сглаза, порчи и про­ чих напастей избавляться, а если получится, то и судьбой своей управлять... Мне вот ихний директор книжечку дал почитать, там про это все подробно написано. —Какой директор? —Известно какой—шко­ лы ДЭИР. А полностью — школа дальнейшего энерго­ информационного развития. В нашем училище ее филиал работает, а центр —вСанкт- Петербурге. —И давно ее открыли? —Кажется, еще до ново­ го года. —Кто же сюда ходит? — А всякие — и моло­ дежь, и кто постарше, и со­ всем пожилые. Ходят и здо­ ровые, и хворые. Даже на инвалидных колясках приво­ зят... —И что, помогает? —Да что вы все спраши­ ваете и спрашиваете! Сами попробуйте —узнаете. Хоти­ те, я вас с «главным» сведу? Сейчас как раз перерыв бу­ дет. Двадцать минут ожида­ ния —и передо мной появил­ ся опрятно одетый мужчина средних лет. Налацкане пид­ жака — значок с символи­ кой ДЭИР, а взгляд такой пронзительный, что аж дух захватывает. Спрашиваю, могу ли я записаться в шко­ лу и что для этого нужно. Выясняется, что ничего, кро­ ме 35 долларов — столько стоит первая ступень обуче­ ния (вводная лекция —бес­ платно). Всего ступеней — пять. Освоив начальную, оказывается, можно научить­ ся регулировать собственную энергию, защищаться от не­ гативных внешних воздей­ ствий, корректировать свое здоровье, короче, стать сво­ бодным, независимым и сча­ стливым человеком. Дальше — больше. На пятой ступе­ ни реально... программиро­ вать окружающих, подтал­ кивать их на нужные тебе действия, кодировать мыс­ лью и словом. Для убеди­ тельности гражданин со значком достал из кармана маленькую штуковину, на­ поминающую брелок, с дву­ мя глазками — красным и синим. — Вот так, — он нажал на красный, — можно под­ ключиться к коллективной энергии, послать человеку нужную команду. А так, — нажал на синию, — отклю­ читься. Как говорится, коммента­ рии излишни. Впрочем, один существенный комментарий все же необходим. Когда я спросила, как сочетается ус­ тав дэировцев с христиански­ ми заповедями, да и гиппок- ратовским «не навреди», ди­ ректор заявил, что никакой морально-этической ответ­ ственности школа на себя не берет! —Наша задача —воору­ жить людей знаниями. (Кста­ ти, как потом я выяснила, методикаДЭИР разрабатыва­ лась в нашей стране в конце 80-х годов по особому зака­ зу высшего партийного руко­ водства, в режиме строгой секретности, и лишь в пос­ ледние годы стала доступна простым смертным). А уж как ими распорядиться — дело совести каждого. Любопытная установка, особенно в стенах училища, где занимаются дети и навер­ няка масса разговоров о вос­ питании! Как все-таки отра­ зятся на их психике подоб­ ные опыты, даже если сами они в них не участвуют? Хотя последнее, в принципе, не исключено —школа пред­ лагает скидки... старше­ классникам и студентам. Что это значит? А то, что обита­ тели училища (и не только) могут быть запросто втяну­ ты в «энергетические» сети. Я, конечно, не психолог, но смеюпредположить, что дело это не столь уж безобидное. Это взрослый человек сам и ответственно решает, к кому ему обращаться за помощью —врачу, священнику или эк­ страсенсу, а тут ведь подрост­ ки, которые еще не разобра­ лись в себе... Они в большей степени подвержены влия­ нию, как губка впитают все, чем пожелают «снабдить» их маги XXI века. Нет, я не отвергаю на­ прочь возможность эффек­ тивности и даже положи­ тельного воздействия на ду­ ховное и физическое здоро­ вье нетрадиционных мето­ дик, подходов, систем. Вкон­ це концов, существование энергоинформационного поля уже научно доказано. С ним сегодня работают не только доморощенные цели­ тели, но и солидные ученые. И все же, согласитесь, учи­ лище, равно как и любое другое учебное заведение, — не место для «отработки» та­ кого рода методик. Зачем сталкивать детей, родителей, да и педагогов с подобного рода экспериментами? Звонившая в редакцию женщина выдвинула, кстати, свою версию. По ее инфор­ мации, всписках слушателей липецкого филиала школы ДЭИР значится... сам дирек­ тор профучилища■№28!.. А ну, как он освоит высшую ступень, научится направ­ лять в нужное русло мысли своих подопечных? Так, на всякий случай, чтобы не за­ давали лишних вопросов... Елена ТАРАВКОВА. ......................... О Д Н О Э Т А Ж Н А Я Р О С С И Я : Ж И ЗН Ь К А К О Н А ЕСТЬ « БЕРИК ЖИЛ В МДОНСКЕ... Мне повезло — в детстве я лично был знаком со многими знаменитостями. Например, с Берией. Да что там —в нашем маленьком городке родился и провел лучшие свои годы «Ленин» — бывший штангист, ре­ цидивист и пылкий любовник. Кличку он получил по делу. Уголовному. Выпивал как-то с ребятами в скве­ рике, разложив у ног Ильича (гипсового) закусон, а потом, когда разобрало, толкнул шутя вождя своим могучим плечом —тот и завалился. Никакой полити­ ческой подоплеки в том инциденте не было, были просто семидесятые годы, когда КГБ ел свой хлеб не даром. Тем более, что в те времена памятники у нас просто так не громили. Так что Сибирь по Ильичу (прав­ да, по другому) долго не плакала, и кликуху на зоне зэку дали соотвествующую. В общем, один Ленин упал, другой поднялся... Берия жил в нашем дворе. Он имел вполне ху­ лиганский вид (кепка, фикса, папиросочка во рту), водил голубей и дружбу с сомнительными пацанами. Хороводиться с ним было строго запреще­ но, и потому дружбы с ним добивались отчаянно. Он был великодушен и даже прощал дразнилку, с которой какой-нибудь от­ верженный выступал с бе­ зопасного третьего этажа: «Берия-Берия — потерял !доверие». Был конец пяти- I десятых, страна остывала от очередных разоблачений врагов народа, и, чтобы заслужить такое прозви­ ще, надо было очень поста­ раться. Как-то так само собой выходило, что главной со­ ставительницей всяких разных прозвищбылашко­ ла. Одурев от теорем, фор­ мул и пестиков с тычинка­ ми, школьная вольница отрывалась на учителях. И «Глобус» навсегда оста­ вался «Глобусом», а «Ин­ фузория» — «Инфузори­ ей». И ничего с этим нельзя было поделать, по­ тому что новые имена по­ коления школьников пере­ давали от старшего млад­ шему, как пионерское зна­ мя на сборах. Вообще прозвища — это какой-то особый (и весьма значительнный) пласт или жанр фолькло­ ра, к сожалению, наукой не восстребованный и язы­ коведами толком не храни­ мый. Ведь клички, по-ста­ рорусски «рекла», — из­ древле давались не просто так, а чаще всего со смыс­ лом, отмечая какую-либо характерную особенность или черту характера чело­ века. В сущности, от про­ звищ, если уж вдаваться в историю, и произошли наши фамилии. Иногда ос- | трый на язык русский му- | жик, не умея удержаться, просто «надсмешки стро­ ил» над своим же соседом или даже родственником. Но порой возникала и практическая надобность как-то обозначать рядом живущих. У нас в провин­ ции, вдеревенской России, эта надобность всегда ощу­ щалась особо. Возьмите ус- манский телефонный спра­ вочник —в глазах пестрит от Душкиных, Алтуховых, Прибытковых, Китаевых... В задонском селе Нижнее Казачье живут сплошь Пендюрины, в Уткино — Перегудовы, в Тюнино — Рублевы с Числовыми —по­ пробуй тут отличить одного от другого. Вот на выручку и приходят вторые, «улич­ ные фамилии». «Ксюша ма­ ленькая», «Ксюша боль­ шая», «Иван-переросток» и далее: «Голышиха», «Ви­ цин», «Славчук» и даже эк­ зотическое «Хламида». Если квалифицировать клички по, так сказать, фун­ кциональному признаку, то нашим филологам, доцен­ там с кандидатами, хватит работы на большой кусок хлеба с маслом. Тут и при­ вязки к роду занятий, и к фактурной внешности чело­ века, и к приметам образа жизни, и к национальности, и «ко всяким случаям»... Конечно, живя на берегу Дона, мои земляки просто не могли не «идентифициро­ вать» отдельные личности с разными видами рыб и, будь­ те уверены, прозвища впол­ не соответствуют повадкам холоднокровных. Вот толь­ ко те, что вспомнились: «Са­ зан» , «Окунь», «Бирюк», «Налим», «Силява», «Ка­ рась». Немало «фамилий» и от пернатых: «Соловей», «Кенарь», «Сорока», «Во­ рон» (этих даже несколько). Однако в этом ряду попада­ ются мужики, получившие свои новые имена какими-то замысловатыми, во всяком случае, мне неведомыми пу­ тями. Например, «Лебедь» — мастеровой, настоящий работяга, за центнер веса, с пудовыми кулаками и доб­ рой душой. Знал я и «Орла» — откуда «залетела» эта кличка — Бог весть, но об­ ладатель ее был щупл, чу­ маз и крепко выпивающ, так что с горделивой птицей (особенно когда его несли вечером домой собутыльни­ ки) никак не ассоциировал­ ся. Разумеется, есть клички неблагозвучные, обидные, но от этого, увы, никуда не ис­ чезающие и не теряющие своей «актуальности». Рус­ ские писатели всласть попо- тешались над этой загогули­ ной отечественного фолькло­ ра. Помните: Неуважай-Ко- рыто и Держиморда у Гого­ ля, Елдырин у Чехова, Ва- сисуалий Лоханкин у И. Ильфа и Е. Петрова... Ко­ нечно, бывает, когда «про­ звание» принимают за ос­ корбление и бросаются на обидчика с кулаками, но это случается в основном в дет­ стве. Потом к нему привы­ кают, кличка приживается, заживается, как ссадина на разбитой коленке. В возрас­ те ко «второму имени» от­ носятся уже как к приоб­ ретенной лысине: ну че по- делаешь-то? Встречаются, конечно, уникальные, про­ сто образчики устного на­ родного творчества, перлы. Ну разве не шедевр — «Замри сердце»? И разве не прелесть —«Клепом го­ лова»? А как вам «Чисто барыня»? Между прочим, это последнее было приду­ мано этой «барыней», счи­ тай, для самой себя. Сама придумщица, если все по­ лучалось и крутилось воз­ ле нее, говорила о своих ощущениях: «Ну чисто ба­ рыня!» Однажды я сидел за од­ ним столом с этой роскош­ ной, как сама природа, женщиной и понимал: без нее этот стол был бы не­ полный. Веселая, дород­ ная (раньше писали дебе­ лая), краснощекая — кровь с молоком (Кустоди­ ев ходил бы за ней по пя­ там!), песни, забористые частушки поет — закача­ ешься! По ней вообще, как по камертону, настраива­ лась компания — ну чис­ то барыня! Впрочем, это ис­ ключение, в деревне чаще всего за тебя стараются другие. Хоть сам себя Джорджем Бушем назы­ вай, все равно как был с детства «Сквозняком», «Торчком» или «Зану­ дой», так с тем и будешь жить до посинения. Вдвадцатые годывчис­ ле прочих эпохальных про­ изошло и такое событие: новая власть от щедрот со­ циалистических разрешила менять по своему усмотре­ нию имена и даже фами­ лии на любые другие. Ра­ зумеется, была подсказка: в молодой стране Советов так много всего нового... Так вместо Авдотьи иФек­ лыпоявились Искра иСта­ лина, вместо Кузьмы — Владлен, вместо Гундосо- ва — Родина. С тех пор много водыутекло, и «вто­ рые фамилии» кое-где на­ прочь вытеснили первые — впору снова «амнистию» для имен собственных объявлять. Хотя... Процесс этот бесконечный и по-на­ стоящему творческий, как сама жизнь. Чистосердечное призна­ ние от автора. В детстве меня дразнили по-всяко­ му, при этом самой милой кличкой была «Косой». Не скажу, что это мне очень нравилось, но ведь выжил. И даже не окривел... Александр КОСЯКИН. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ: ПРОГРАММА НЕ РАБОТАЕТ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Надепутатских комиссиях накануне сессии были прора­ ботаны и другие актуальные для липчан вопросы: возмож­ ность приватизации жилых помещений гражданами, про­ живающими в домах, пере­ данных ОАО «НЛМК» горо­ ду; оплата за лифт жильцами вторых этажей; рациональное использование бюджетных средствдля организации рабо­ тыпассажирского транспорта. Депутатынастоялинапризна­ нии договоров аренды жило­ го помещения граждан, про­ живающих в домах, передан­ ных комбинатомгороду, дого­ ворами социального найма жилых помещений с их пос­ ледующей приватизацией. Расширился список «льготни­ ков» при оплате за пользова­ ние лифтом. С докладом же об испол­ нениирешения горсоветаора­ циональном использовании бюджетных средств на транс­ порте выступил зам. началь­ никапрофильногоуправления горадминистрацииСергейМа­ линин. Внастоящее время, по егословам, налинииежеднев­ но выходят 60 трамваев, 70 троллейбусов, 400 автобусов. Но эти цифры отнюдь не ус­ покаивают и не дают основа­ ний для оптимизма, ибо из­ нос транспортастановится уг­ рожающим, на эксплуатаци­ онный ремонт остаются кро­ хисредств, хроническине хва­ тает водителей. Многие участники сессии с изумлением узнали, что до второго квартала этого года платное таксидотировалосьиз бюджета! Никак не укладыва­ лась в голове простая мысль: «До второго квартала были убыточны, а со второго, скач­ ком, стали рентабельными?» Для «развязки» тяжелой ситуации с перевозками пас­ сажиров привлекаются част­ ники. Сейчас работает 128 та­ ких водителей, предполагает­ ся, что вближайшее время их числоувеличится. Кроме того, на насыщенных маршрутах будут работать платные авто­ бусы большой вместимости. К сожалению, заметил Сергей Малинин, увеличение количества транспортных средствограниченомалойпро­ пускной способностью улиц старой частиЛипецка. Смех взале вызвалоутвер­ ждение выступающего, чтопо­ давляющее большинство пас­ сажиров не хотят брать биле­ ты (речь шла о системе конт­ роля за работой платных так­ си). Несомненно, замордован­ ному долгим ожиданием пас­ сажирского транспорталипча­ нину некогда думать о билете —лишь быуспеть на работу, добраться хоть на подножке, втолкнуться втакси и стоять, согнувшись втри погибели. На вопрос председателя городского Совета депутатов Михаила Булевского «Как ра­ ботает программа по разви­ тию городского транспорта?» поступилунылыйответ: «Раз­ вития нет, программа не ра­ ботает...» На сессии прозвучала и тревожная информация о со­ стоянии преступности и пра­ вонарушений среди несовер­ шеннолетних, рассмотрены вопросы о муниципальной собственности, об обращении предприятий, организаций и частных лиц по налоговым льготам. При обсуждении многих вопросов депутаты проявили глубокую заинтересованность инастойчивость, стараясьсле­ довать принципу: «Мухи от­ дельно, а котлеты отдельно*. Михаил КОРОЛЬКОВ. Н Е Н У Ж Е Н Говорят, что особо состоятель­ ные граждане ради удоволь­ ствий и острых ощущений ездят на сафари в Африку или на ту­ рецкие пляжи Средиземноморья. Это по средствам немногим, но есть альтернатива. Адреналина не меньше, чем на охоте на чер­ ном континенте, можно получить и значительно дешевле, и гораз­ до ближе... Можно первым же автобусом уехать на Матыру и встретить ту­ манный рассвет уже на воде. Ощущение не менее острое: клюнет или не клюнет? Удоволь­ ствие —умиротворение и в и на воде, д о чего ная наша природа от перышка на зеркале воды до утопающей в тумане березовой рощицы! Да, альтернатива, выбор у нас есть всегда: можно взять удочку, а можно и просто фото­ аппарат. Как сделал это наш по­ стоянный автор Николай Ткачен­ ко (фото). ГА1АУГ^ «я»! Н А М Б Е Р Е Г Т У Р Е Ц К И М . . . А Л Л О , М Ы И Щ Е М ТА ЛА Н ТЫ ! можно ли С ТА Т Ь У Ч Е Н Ы М В Ш К О Л Е ? Да, если это специали­ зированная школа «Эври­ ка», чьи педагоги вот уже более двух десятков лет ищут — и находят! — на территории нашей облас­ тимолодые таланты. Втом числе и с помощью рос­ сийской научно-социаль­ ной программы для моло­ дежи ишкольников «Шаг в будущее», которая включает олимпиады, вы­ ставки, конференции раз­ личного уровня. Напри­ мер, на четвертой регио­ нальной молодежной на­ учной и инженерной выс­ тавке «Шаг в будущее. Центральная Россия», проходившей вЛипецком техническомуниверситете, было представлено не­ сколько десятков работ в области математики, фи­ зики, техники, экологии, биологии, информатики, социологии и так далее. Их авторы—учащиеся общеобразо­ вательных школ Липецка и области, воспитанники городско­ го центра технического творчества, елецкой станции юных техников, областной станции юных натуралистов, школы «Эв­ рика», студентытого же университета. Нелегко пришлось конкурсному жюри, в состав которого входили известные ученые —Михаил Куприянов, Юрий Фи- лоненко, Виктор Мещеряков, Семен Блюмин, Сергей Климов и другие. Ведь каждый из участников выставки проявил на­ ходчивость и изобретательность. Например, Тимур Корхов из Казацкой средней школы Елецкого района создал защитную систему для 1ВМ-РС совместимых компьютеров. А Дмитрий Филатов из липецкого лицея № 66 разработал модель про­ мышленного вакуумного фильтра для удаления частиц и ок­ сидов серы. И все же надо было выбирать. В результате опре­ делились 21 лауреат первой и 15 лауреатов второй премий. Двум подающим большие надежды молодым исследователям —Михаилу Поваляеву (станция юных техников г. Ельца) и Михаилу Шаршакову (липецкий лицей № 44) назначены именные стипендии предприятия «Развитие». А еще 13 на­ ших юных земляков получили право на внеконкурсное за­ числение по избранной специальности в липецкие техничес­ кий и педагогический университеты. (Соб. инф.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz