Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

5 июня 2002 г., № 109 (21737) « ш * * * :Х' Наконец-то свершилось: председатель Совета Ф еде­ рации Сергей Миронов однозначно и резко высказал­ ся против реформирования школьного образования в том виде, в каком оно намечено. Так и заявил: «Преж­ д е всего: меньше экспериментирования!» Он напомнил, что советское образование, наука и культура всегда очень высоко котировались, а псевдо­ реформаторы не удосужились подумать о том, что нуж­ дается в бережном сохранении. Особенно гневно Сер­ гей Миронов высказался против 12-летнего обра зова ­ ния, назвав его новшеством, не имеющим никакого се­ рьезного обоснования, зато требующим колоссальных затрат. Лично мне очень хочется надеяться, что министр образования Владимир Филиппов примет на свой счет выражения «зуд псевдореформаторства» и «имитация бурной деятельности». И выступление председателя Со­ вета Федерации будет не только услышано в Мини­ стерстве образования, но и принято как руководство к действию. ОБ РАЗОВАНИЕ метрией и логарифмами? За­ чем решать сложные уравне­ ния по химии? Но у нас все остается в полном объеме. Зато добавляются часы по выбранному профилю. Зато со следующего учебного года в училищах искусств снова введут алгебру, физику, хи­ мию. И все это, опять же, забота о будущих музыкан­ тах — министр решил, что они, бедняжки, неполноцен­ ные дипломы получают. Куда же будущему Рихтеру или Башмету без тригономет­ рии? Воистину, реформатор­ ский зуд — это как болезнь, как чесотка в мозгах: что бы Щ я В к ш ш у д И З Д ■ м Трудно утверждать, что Сергей Миронов открыл нам глаза: по поводу «реформа­ торского зуда» в системе об­ разования пресса писала дав­ но и много. Но у нас ведь как? Мнение народа, выска­ зывания специалистов, пуб­ ликации в газетах — это все из рубрики «Лай собачки на ветру». Уж сколько возмуще­ ния было в связи с «вариа­ тивностью» в преподавании истории, когда учитель мо­ жет выбрать учебник, соот­ ветствующий его политичес­ ким взглядам и, мягко гово­ ря, необъективно отражаю­ щий исторический путь на­ шей страны. Возмущались, писали, протестовали... Но «всеобщее прозрение» насту­ пило лишь после того, как президент в эти учебники за­ глянул. Так может после вы­ ступления Миронова чинов­ ники от образования тоже на­ конец прозреют? Чиновникам, конечно, не­ легко: откуда им знать объек­ тивную картину? Школы бо­ рются за успеваемость, а зна­ чит, стараются «наштампо­ вать» побольше медалистов. Открытые уроки? Так к ним и сам учитель особо готовит­ ся, и учеников муштрует. Что же касается публикаций в прессе... У меня все отчетли­ вее впечатление, что наши чиновники газет не читают. Во всяком случае, практичес­ ки ни на одну критическую о т Ч и н о в н и ч ь е й И БД ? публикацию в «ЛГ» мы офи­ циального ответа не получи­ ли. О проблемных статьях уж и не говорю. А зря. Эти публикации помогают соста­ вить более реальное представ­ ление о школьной жизни. Например, вряд ли «вер­ хи» в курсе, что в самой обычной липецкой школе обычный шестой класс пишет итоговый диктант по русско­ му языку почти исключитель­ но на двойки. Господа чинов­ ники, вам это о чем-нибудь говорит? Вам не кажется, что это закономерный результат неуклонного сокращения ча­ сов на литературу и русский? Зато дети тратят время на граждановедение и ОБЖ. А в эти учебники вы, господа, заглядывали? Или будем ждать, когда президент заин­ тересуется тем же граждано­ ведением и обяжет членов правительства прочитать эту ахинею? В том-то и беда, что в набат бьют все, кроме чи­ новников.. А последние, сто­ ящие как выше, так и ниже, не слышат никакого набата. Вот и не доходит он до каби­ нетов Министерства, до депу­ татов Госдумы, до членов правительства. Хоть обзво- нись тут. У нас в России как-то по­ велось считать, что чиновник — это синоним равнодушия. А школьное образование — это же прежде всего дети. Живые, разные, со своими проблемами, конфликтами, болезнями. Как можно ста­ вить на них эксперименты? О чем думал господин Фи­ липпов, сочиняя или одобряя очередную реформу? О том, чтобы дети росли более раз­ витыми, читающими? Чтобы школа позволяла и помога­ ла раскрыться дарованию каждого ученика? Нет, глав­ ной задачей было сделать наш аттестат приемлемым для Запада, в связи с чем и возникла идея двенадцати- летки. Спрашивается, зачем? Почему министр так заботит­ ся о том, чтобы лучшие моз­ ги могли пораньше «утечь» за рубеж? В прежние време­ на такую «заботу» назвали бы просто диверсией. Впро­ чем, за последние десять лет стало ясно, что большинство наших реформ выглядят как диверсии. А творится это все, как известно, с молчаливого согласия равнодушных. До­ бавили в школьные програм­ мы ОБЖ — родители молчат, чиновники — тем более, их дело — под козырек взять. Заставляют покупать втридо­ рога маразматический учеб­ ник по граждановедению — все опять же молчат. А на­ верху в то же время разда­ ются стенания: кошмар, дети перегружены, они уроки за полночь делают, болеть ста­ ли чаще! Надо им это удо­ вольствие еще на годик рас­ тянуть. Вместо того, чтобы отделить зерна от плевел, понять, наконец, что безгра­ мотное, нечитающее поколе­ ние не изменит будущее Рос­ сии к лучшему. Почему до сих пор нико­ му не пришло в голову, что уж если мы говорим о ран­ ней специализации, то в про­ фильных классах надо мак­ симально облегчать и сокра­ щать все «побочные» предме­ ты? Зачем в гуманитарном классе корпеть над тригоно- еще такое сочинить, чтобы видно было, что не зря хлеб едим? Сергей Миронов лече­ ние от этой болезни сформу­ лировал предельно четко: «Радикально сократить и оп­ тимизировать бюрократичес­ кие структуры, руководящие этой сферой. Ведь чем боль­ ше инстанций и их сотрудни­ ков, тем больше у них жела­ ния что-нибудь переформиро­ вать, дабы показать свою значимость». Так сказать, имитация бурной деятельно­ сти — ИБД без всякого КПД. Может, после его выступле­ ния наступит очередное все­ общее прозрение? Хочется верить. Елена БРЕДИС. РЕФОР МА ЯЗЫКА: «ЗА» И «П РО ТИВ» СКОЛЬКО «С» В СЛОВЕ « РО ССИЯ»? Идея реформы русского языка зародилась в умах ученых пятнадцать лет назад и стала осуществляться в эпоху перестройки. Особенно актуальна эта тема сейчас в связи с активной деятельностью Орфографи­ ческой комиссии при РАН, которая недавно опубли­ ковала брошюру (а может быть, брошуру?) под инт­ ригующим названием «Свод правил русского право­ писания. Орфография. Пунктуация. Орфографические изменения с комментариями». Главный аргумент сто­ ронников изменений —новые языковые явления д ол ­ жны быть отражены в новом «Своде...» Россиян успо­ каивают тем, что правила останутся те ж е, но оудут значительно детализированы. Уверяют, что пунктуация станет даж е легче, потому что предлагается большая вариативность в употреблении знаков препинания. Однако народ против. Людмила Путина считает «не­ своевременной» реформу русского языка. Александр Солженицын прислал гневное письмо в Академию наук — стране сейчас и других забот хватает. Но, пожалуй, яснее всех выразилась Татьяна Толстая: «Надо заколо­ тить двери Академии наук, где заседают эти придур­ ки!» Кому верить? Кто стоит за нашумевшим проектом реформы? А может быть, никто и не собирается р е ­ формировать русский язык? Какизвестью, голос народа — глас Божий. Он — зеркало про­ исходящих в обществе процес­ сов. Лишнее подтверждение тому —письмо тревожного содержа­ ния, пришедшее в информаци­ онное агентство «Пресс-центр.- Ру» и адресованное членам Ор­ фографической комиссии: «Осо­ знаете ли вы, что принятие попра­ вок к«Правилам русского право­ писания» принесет больше вре­ да, чем пользы? Выотбираете то немногое, практически един­ ственное, что осталось у русских людей в России, где в наши дни попирается все истинно русское. Вот и вы не остались в стороне. Что заставляет вас идти напере­ кор мнению ижеланию большин­ ства русских людей? Равнодуш­ но к этому вопросу относятся только так называемые «русско­ язычные» граждане, а тем, кто любит и ценит родной русский язык, выпринесли боль... Может, еще не поздно оставить все как есть?» Но тут возникает встречный вопрос: а знаем ли мы, какимен­ но оно — есть? Наверное, мало кто знает, что в конце 2000 года специальным тиражом был издан и разослан с пометкой «для слу­ жебного пользования» по универ­ ситетам и средним учебным за­ ведениям проект «Свода правил орфографии и пунктуации рус­ ского языка». Результат был оше­ ломляющим—95% отзывов ока­ зались положительными! Учите­ ля в хор умоляют Министерство образования какможно скорее ут­ вердить предложения Орфогра­ фической комиссии. Кому как не преподавателям лучше знать, нужны изменения или нет. Тогда еще один вопрос: по­ чему разделились мнения, поче­ му продолжают приходить такие вот письма? Ответ на самом деле очень прост и заключается в том, что учителя, которым был при­ слан проект, ознакомились с его содержанием, а все остальные россияне И ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕ­ ЮТ, о чем там говорится. Яубе­ дился в этом сам, когда на Все­ российской олимпиаде по рус­ скому языку, проходившей в Ряза­ ни и собравшей представителей всех регионов России, юноша из Иркутской области начал читать реферат «О реформе русского языка»... Только начал, потому что сразу же был прерван председа­ телем олимпиады, академиком РАН Николаем Максимовичем Шанским, который с негодовани­ ем спросил: «О какой собственно реформе, молодой человек, выве­ дете речь? Вы читали статью про­ фессора Лопатина?» После того, как выяснилось, что статью некое­ го профессора Лопатина не читал НИКТО, стало понятно, что рефе­ рат был провален. Кто же такой Владимир Вла­ димирович Лопатин? Совсем не­ давно на горизонте наших СМИ появилась эта фигура. Дело в том, что в течение нескольких лет ра­ бота над проектом «Свода орфо­ графических и пунктуационных пра­ вил» шла за закрытыми дверями, и только совсем недавно доктор филологических наук, председа­ тель Орфографической комиссии В.В. Лопатин решил «рассекре­ титься». Когда очередной журна­ лист в пятисотый раз спрашивает его о «реформе» русского языка, Владимир Владимирович устало, но с пониманием своего долга разъяснить общественности, вчем суть дела, объясняет: «Сейчас ко­ миссия занимается, во-первых, не языком, а во-вторых, не рефор­ мой». Необходимо разграничивать язык и написание. Можно запре­ тить слово, например, по цензур­ ным соображениям, но все знают, что оно существует, отменить его нельзя. Язык нельзя изменить. А вот орфографию можно. Всего Ор­ фографическая комиссия подгото­ вила около 20 поправок к «Своду правил» 1956 года. Во-первых, ста­ рый «Свод...» давно стал библио­ графической редкостью. Вместо него издавались различные спра­ вочники и пособия, например справочник Дитмара Эльяшевича Розенталя. Поэтому очень часто случались разночтения. Во-вто­ рых, правила 1956 года изначаль­ но были неполными. Владимир Владимирович приводит следую­ щие примеры. В тех правилах ни­ чего не говорится о том, как пи­ сать названия жителей: ньюйорк­ цы, алмаатинцы, ореховозуевцы? Может быть, через дефис, ведь мы пишем Нью-Йорк, Алма-Ата, Оре- хово-Зуево? Орфографическая ко­ миссия предлагает дефисное на­ писание, чтобы в обоих случаях оно было одинаковым. Илидругой при­ мер: женское имя Алла. Однако уменьшительное от него все уже давно пишутАлка—с одной л. Ав старом «Своде...» утверждается, что удвоенный согласный перед суффиксом сохраняется. Следова­ тельно, зти правила нуждаются в корректировке. Наконец, в-треть­ их, правила 1956 года безнадеж­ но устарели. Дело в том, что пра­ вописание требует регулярного, примерно раз в тридцать лет, об­ новления. Такая практика уже дав­ но существует во Франции. Ау нас даже академический орфографи­ ческий словарь выходил стерео­ типным изданием с семидесятых годов. Это значит, что ни одно из миллионов новых слов не было в нем зафиксировано! Как писать: медиа-холдинг или медиахолдинг? Предлагается слитное написание, потому что новый элемент «медиа» очень напоминает часть «авиа»- авиамоделирование, авиапочта, авиасалон. Кроме того, в связи с активным использованием Интер­ нета появляются новые слова, та­ кие как оффлайн. А может быть, офлайн? Или офф-лайн, или оф­ лайн? На эти вопросы ответит но­ вый « Р у с с к и й орфографический словарь» на 160 тысяч слов, кото­ рый сейчас готовится Орфографи­ ческой комиссией. Ну а что касается реформы... Вообще-то это термин папарацци, стремящихся выдавить какую-ни­ будь сенсацию. Постарались и «жириновцы». Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов — один из авторов постановления Нижней па­ латы под названием «О недопус­ тимости реформы русского язы­ ка». Прицепились думцы к слову парашют, которое Орфографичес­ кая комиссия предлагала в соот­ ветствии с произношением писать через «у». «Пожалуйста, —отвеча­ ет им Владимир Владимирович Лопатин, —если для среднего гра­ мотного человека это нацио­ нальная гордость, что он заучил тройку парашют-жюри-брошюра, то мы и не настаиваем на написа­ нии слова парашют через у». Тут всех успокоила Валентина Матви­ енко, которая правильно подчерк­ нула, что реформу русского языка никто не собирается проводить, будет лишь корректировка некото­ рых правил, какуже упоминалось, всего двадцать поправок. Нужно четко запомнить, что языковых реформ было всего две. Первая — при Петре Первом, ко­ торая проходила в 1707-1710 го­ дах. Царь своей властью отменил устаревшие и дублирующие друг друга буквы: от, омега и пси. Кро­ ме того, был введен гражданский шрифт, который противопостав­ лялся церковному. Это была ре­ форма графики. В связи с этим выглядит странной аргументация декана факультета журналистики МГУЯсена Засурского, сказавше­ го, что «новая реформа —занятие пустопорожнее». Он утверждает, будто реформа языка таит в себе опасность изменения смысла слов. Профессор Засурский напомнил, что слово «мир» в современном на­ писании имеет два значения — мир как отсутствие войны и мир как Вселенная, общество. Назва­ ние романа Толстого «Война и мир» из-за потери I («и» с точкой), по мнению Засурского, часто воспри­ нимается неверно —как «война и окончание войны», а не как«война и общество». Все это, конечно, очень интересно, но никто сейчас не собирается отменять буквы. Из­ менения предполагаются не в гра­ фике, как это было в 18 веке, а в орфографии, написании слов. Из­ менения не упростят или усложнят правила, а всего лишь упорядочат их. Что касается второй реформы, то она есть не что иное, какдекре­ ты Советской власти, первый из которых был подписан 23 декабря 1917 года. Окончательно реформа была утверждена в 1918 году Со­ ветом Народных Комиссаров. Мат­ росы ходили по типографиям и изымали наборные литеры: ять, фиту, и десятеричное, ер(Ъ) и ерь(Ь). Справедливости ради следует сказать, что большеви­ ки воспользовались уже подго­ товленным Императорской ко­ миссией проектом реформы. В нее входили ученые с мировым именем: Фортунатов, Шахматов, Бодуэн де Куртенэ. Это благода­ ря их усилиям удалось за десять лет превратить поголовно без­ грамотную страну в поголовно грамотную. После революции о реформах забыли на полвека. И только в 1964 году была осуще­ ствлена попытка реформировать орфографию. Снова была созда­ на Орфографическая комиссия под председательством В.В. Ви­ ноградова. Но этой реформе не суждено было состояться. Во- первых, она была чересчур ради­ кальна. Предлагались такие уп­ рощения: ноч, мыш, заец, огур- ци. Писатель и академик Леонид Леонов сказал: «Я не стану есть таких огурцей». Во-вторых, про­ ект реформы был опубликован в «Известиях», общедоступной га­ зете. Потом в газете в течение полугода публиковались отрица­ тельные отклики, в основном ин­ теллигенции. В-третьих, повли­ ял уход Хрущева. О реформе на некоторое время забыли. Хотя в годы застоя тоже существовала Орфографическая комиссия, ко­ торая предложила свои, значи­ тельно более скромные измене­ ния в орфографии. Эти измене­ ния были переданы в Президи­ ум Академии наук и там... пропа­ ли. И вот теперь мы стоим на пороге новой... Нет, не реформы русского языка. Мы наблюдаем совершенно новую стадию в его развитии. Когда человек силой своего разума укрепит не язык, потому что никто не властен над ним, но пошатнувшиеся устои орфографии. Мыне одни. На Ук­ раине и в Белоруссии также со­ зданы Орфографические комис­ сии. На Украине преобразова ния, вполне возможно, коснутся графики (например, авдитория, вместо аудитория) и даже грам­ матики (слово «пальто» станет склоняемым—без папьта, паль- ту, в папьте). Изменения же в нашей орфографии будут сведе ныдо минимума, поскольку глав­ ная задача —не менять, а упоря дочить написание слов. Ведь од­ нажды Ожегова спросили: «Сер­ гей Иванович, какписать это ело во?» На что Ожегов ответил: «По смотрите в словарь». То же са­ мое читаем в «Своде правил» 1956 года: «В случаях затрудне­ ний в правописании следует об ращаться к орфографическому словарю». Сейчас нам предос тавляется удивительная возмож­ ность —чтобы человек стал но­ сителем орфографических норм, а не словарь. А всем псевдолю­ бителям русского языка советую открыть словарь Владимира Ивановича Даля, который наста­ ивал на изменении орфографии «Буквы р, с не сдваиваются в языке, какъдовольно твердыя по себе, почему и пишу: касиръ, и даже руский и Росия»! Уж кому какне ему, посвятившему 54 года жизни «христарадничанию за словом», лучше было знать по­ требности языка? Дмитрий ШАТАЛОВ выпускник ш колы № 69 г . Л ипецка ТПШ ЕЦКАЯ газ е та ь шш о Ш И К У Ю СПА Р ТАКИАДЫ ША ГАЮ Т ПО РО ССИИ + В к он ц е м ая в В ор о н еж е п р ош л а п е р ­ в а я С п а р та к и а д а н а р о д о в Р о с с и и по в о ен н о ­ при кладны м в и дам сп орта, ор ган и зато р ом ко­ то р о й с та л Ц ен тральны й С ов е т РО СТО . В соре вн ован и ях по пул е вой с тр е л ь б е п ри­ н ял а у ч а с ти е к о м ан д а сп о р тк л у б а «Лип ецкий м е талл ург», п о д го то вл ен н ая в К он ь-К ол од ез- ской специализиро ванной ДЮСШ заслуж енным т р е н е р о м с тр ан ы А л ек сан д р о м Н икулиным . Л учш е го р е зу л ь т а т а и з е го в о сп и тан н и к о в в личном п ер в ен с тв е д о б и л ся А лександр Н екра­ с о в , ставш и й ч ем п и он ом в с т р е л ь б е и з о л и м ­ пийско го п и сто л е та . Ш е с тн ад ц ати л е тн яя Анна И сак ова при н а ­ граж д ен и и получила с р а зу три зо л о ты х ж е т о ­ н а, п р и ч ем то льк о в ю н ош еск ом ту р н и р е . В со ре вн ован и ях ср ед и в зрослы х сн ай п ер о в она п о п о лн и л а сво й п р и зо в о й к ом п л ек т е щ е д в у ­ м я с ер е б р я н ы м и м е д а л я м и . « С еребро» и в а к ­ ти в е м а с т е р а сп о р та м еж д у н ар о д н о го к л а с с а Лю дм илы С ерико вой и Ивана С тукач е ва . Б рон­ зо вы м п р и з е р о м с тал П ав ел Л е б е д е в . В о бщ ек ом ан д н ом за ч е т е наш и с п о р т с м е ­ ны зан ял и тр е ть е м ес то , пропустив в п е р е д ч е ­ л я б и н ц е в и б е л го р о д ц е в . П ричем с о с е д я м по Ч е р н о зем н о м у ре ги он у с б о р н а я л и п ч ан усту ­ п и ла в с е г о о д н о очко . «ГАЗОВИК» ДЕРЖИ Т МА РКУ + В чем п и он а т е с траны по ф утболу с р ед и к о м ан д т р е т ь е го д и в и зи о н а в зо н е «Ч ер н о зе­ м ье» сы граны о ч е р е д н ы е м а тчи . Д уб леры л и ­ пецко го «М е таллурга» в стр еч ал и сь в Ж е л езн о ­ го р ск е с м ес тны м клубом «Магнит» и п о т ер п е ­ ли п о р аж ен и е с о сч е том 0 :2 . У наш их с п о р т ­ с м е н о в ш ес ть очков, и они за н и м аю т лиш ь восьм ую строчку в турнирной таб л и ц е. А ли д и ­ руе т с 18 очками « Газо вик» и з О строгож ска Во­ рон еж ской облас ти, поб еди вш ий на с во ем поле м орш анский « Строит ель» с р езу л ь татом 1 :0 . Стопроц ен тный р езул ь тат и м е е т «Т екс тиль­ щик» и з Камышина, од ерж а вш и й ч е ты р е п о б е­ ды п о д р я д . В п о с л ед н ем тур е в о л го гр ад ск и е с п о р тсм ен ы вы играли у а у т с а й д е р а — к о м ан ­ ды «Оскол» ( С тарый О скол ) с о сч е том 3 :0 . В ос тальны х встр ечах сед ьм о го тура заф и к ­ си рованы так и е резул ь таты : «Т ехнохим» ( Т ам ­ бов ) — « Магнит» — 2 :0 , «ВАТИ» (В олж ский ) — « Торп едо» ( Скопин ) — 0 :0 , «Ро тор-2» (В олго­ гр ад ) — «Динамо» (Р оссош ь) — 0 :3 . Очередной ма тч «М е таллург-2» буд е т играть восьм ого июня в М орш анск е со « Строит елем». ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА5 ИЮНЯ 1. Газовик(Острогожск) 2. Торпедо (Скопин) 3. Технохим (Тамбов) 4. Текстильщик (Камышин) 5. Магнит (Железногорск) 6. ВАТИ(Волжский) 7. Динамо (Россошь) 8. Металлург-2 (Липецк) 9. Строитель (Моршанск) 10. Салют-Энергия-2 (Белгород) 11. Кристалл-СКАМВ0 (Смоленск) 12. Воронеж-2 (Воронеж) 13. Ротор-2 (Волгоград) 14. Оскол (Старый Оскол) И В Н П Р-М 0 7 6 0 1 15-5 18 6 5 1 0 11-2 16 7 4 1 2 9-6 13 4 4 0 0 11-2 12 6 4 0 2 9-8 12 4 2 2 0 8-2 8 6 2 2 2 12-8 8 5 2 0 3 4-9 6 6 1 3 2 7-5 6 6 1 3 2 8-10 6 4 1 1 2 2-5 4 6 0 1 5 1-6 1 6 0 1 5 2-14 1 7 0 1 6 1-18 1 «ДИН АМО» НЕ ОТСТАЕТ ОТ ЛИДЕ РА + Сыграны о ч ер ед н ы е м а тчи ч ем пион а та области по ф утболу ср ед и ком ан д пер вой груп­ пы . Прошло годним поб еди т ель п ер в ен с тва «Со- кол-Ц ем за вод» приним ал на сво ем поле чаплы- гинский «Авангард» и забил три б езо тв е тных мяча в ворота соп ернико в . Сокольцы с 16 очками про­ долж аю т ув еренн о возглавл ять турнирную т а б ­ лицу . П ер во е п ораж ен и е п о т ерп ел елец к и й «Ко­ же вник» на лип ецком с тади он е «Динамо» о т хо­ зя е в п оля . Единс тв енный мяч заб и л Ар тур Шам- рин . Динам о вцы по-пр еж нему о тстаю т от л и д е ­ ра на д в а очка . П оп ра вля е т с в о е турнирно е п о­ л ож ен и е «В одник-Буре в ес тник», од ерж а вш и й тр е тью п об еду п о д р яд . На э то т р а з на в ы е зд е н ад липецким «Уни в ерси т е том» —1:0 . С ам ой и н т е р ес н о й и н ап ряж ен н ой бы л а в стр еча в Л еб ед ян и , гд е м ес тны е ф утболисты принимали спартаковц е в Казинки . Вм ес т е с т ем сче т в м атч е так и н е бы л о ткры т —0 :0 . О с тальны е поединки ш ес того тура закончи­ л и сь так: « Гидра влик» ( Грязи) —ФК «Данко в» — 4 :0 , «М е таллург» (Лип ецк) — «Колос» (Добрин- ка) — 3 : 2 , ФК «Ел ец» — «Усмань- табак» — 3 :0 . ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ + Ш ес тьд еся т л е т н а за д в р ай о н е п ан си о ­ на та д л я д е т е й -с и р о т , располож ен но го в п о ­ с е л к е В торы е Т ероуны , шли ж ес ток и е, к ро во­ пролитны е бои . В д в ад ц ати килом е трах от пан­ си о н ата на вы сокой насы пи установл ен п ам я т­ ник в ч ес ть т ех, к то защ ищ ал нашу Родину. О тсю да на дн ях в е т ераны липецкой ле гкой атл е тики участник ч ем пиона тов м ира и Европы Юрий Сокол, при з еры пер в ен с тв Р оссии, Б ел о ­ руссии и Украины В алерий Апа тов, А л ександр Быко в и Евг ений Р азм ол оди н со в ерш и л и п е р е ­ ход по м ес т а м минувших 60 л е т н а за д ож ес то ­ ч енных б о е в . Финиш сос тоял ся на п лощ ад и Ге­ р о е в в Л ип ецке, гд е они бы ли т еп л о встр ечены общ ес тв еннос тью областного ц ен тра . ПодготовилЮрий КУЛИНИЧ. ------------------------------- НОУ-ХАУ? - ВЗРЫВЧА ТКУИНА РКО ТИКИ ИЩУТ ... ПЧЕЛЫ Более тысячи служебных собак, обученных для об­ наружения взрывчатых веществ, приобрел Израиль в США. В течение нескольких месяцев эти собаки по­ ступят на службу в подразделения израильской поли­ ции и армии. В то же время, как отмечают израильские СМИ, в США в настоящий момент проходят «обкатку» пчелы- «саперы», после чего они смогут находить бомбы и взрывчатку. Ученым из Пентагона, по имеющейся информации, удалось заставить рой пчел вместо своего привычно­ го занятия —добывания меда —упорно упражняться в розыске взрывчатых веществ. Как известно, пчелы наделены крайне высокой чувствительностью кзапа­ хам, распознавая их на молекулярном уровне. При этом они без устали постоянно облетают свою территорию в поисках пищи. Пчелиные ульи со «специально обученными мини­ саперами» планируют располагать вблизи важнейших стратегических объектов для их охраны от возможных вторжений террористов. Систему обнаружения с по­ мощью пчелиного роя можно также применять при по­ иске заминированных автомобилей. В качестве поощрения за хорошую работу пчелы получают подслащенную воду. При этом они показы­ вают исключительно высокие результаты — находят взрывчатку в 99 случаях из 100. После того как одна из пчел обучится «брать» определенный запах, она пере­ дает свои знания сначала своему рою, а иногда и пче­ лам из соседних роев. В ближайшее время будет испытан специальный радиопередатчик для слежения за передвижением роя, напавшего на след взрывчатки или отдельных частей бомбы. При этом пчелы могут «навести» полицию даже на подпольную лабораторию. Маленькие крылатые саперы могут также искать наркотики. Тем не менее и у этого «супероружия» в борьбе с терроризмом и наркомафией есть свои не­ достатки: так, пчелы ни за что не будут работать вдождь или в холодную погоду. (И ТА Р- ТАСС ). В СЕ АЕТИ— НАШИ НАЙДИ МЕНЯ, МАМА! М ихаил Щ . Десятилетний симпатич­ ный мальчуган успешно закончил третий класс. Уважает точные науки, любит читать, заниматься техническим творчеством. С удовольствием посещает музыкальную школу по классу кларнета. УМиши—четы­ ре младших братика-погодка. $№ I1 Ж М ария Г. Активная, общительная д е ­ вочка. Очень хозяйственная —первая по­ мощница у воспитателей и старших ребят. Любит играть в мягкие игрушки, в свобод­ ное от учебы время занимается в кружке рисования. Машеньке 10 лет, и у нее есть старшая сестра, которая уже замужем. 4 Т атьян а К . Четвертый класс Таню- ша закончила «хорошисткой». Из школь­ ных предметов больше всего любит ма­ тематику. Учится играть на фортепиано, поет в хоре, неплохо танцует и вообще девочка талантливая и общительная. Утемноволосой и кареглазой девчуш­ ки два старших брата и сестренка. — ВДВ В ален ти н а Р. Очень серьезная и от­ ветственная девочка. В учебе старательна и напориста. Любит кропотливую и высо­ коточную работу, поэтому в кружке «Умелые ручки», который Валя посещает уже не­ сколько лет, она в числе лучших. В этом году Валюша закончила шестой класс, сестренка — восьмой, а брат про­ должает обучение в профтехучилище. Н иколай П. Коля родился 7 мая 1989 года. Любознателен, трудолюбив, со свер­ стниками дружен, не задирист. Кпоруче­ ниям относится добросовестно и ответ­ ственно, всегда придет на помощь. Увле­ кается спортом, входит в состав сборной школы по футболу. Т е к с т и О л ь г и Б Е Л Я К О от о ОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz