Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ ЛИЦА Е е кар тины л е гко воскр еша ю тся в памяти . Ст епные в есенние дали с одинокой фигуркой пас туха . Де ти, кр ес тьянки, бал ери ны - вс е по груж енные в с ебя, за думчи вы е, тихи е. С тары й д о м , где сч астье х о дит н а цыпочках. Д в о р , уви ден ный из откры того ок н а. В е е карти н ах ч а ст о видны расп ахн уты е ок н а. А там , где н е видны, есть о щ у щ ен и е откры того ок н а. З а ним - св еж есть м о л о до й листвы, веян и е цветущ ей ли пы, п ерекличка ребя ч еск и х гол о со в и далек и х п ар ов озн ы х свист ков... В се р о д н о е . С е р е б р я к о в у и здавал и и в сов етск и е годы, н о д о ста ть е е а л ь б о м бы ло немы слим о. В о вся ком сл у ч а е у м о ег о дедуш ки Л е о н и д а , выпускника м он ум ен тал ь н о -ф р еск о в о г о отдел ен и я инсти тута искусств, с ю н ости вл ю б л ен н о го в р а б о т ы С е р е б р я к о вой , - у н его были только о т крытки с реп родук ц и ям и, о т п еч а танны е л ен и н гр адск ой ти п огр а ф и ей им ени И в а н а Ф е д о р о в а в н а ч а л е 3 0 -х годов. О д н а из них, «Д евуш ка с о св еч о й » , всегда стояла в р а м к е н а дедуш к и н ом с ек р е т е р е . О за р е н н а я св еч ой дев уш к а в ночной со р о ч к е - для н а с с с е с т рен к ой о н а бы ла н е р еп р о д у к цией картины из с о б р а н и я Рус ск ого м у зея , а п о р т р ет о м кого- то из близких. М н ого лет п р ош л о. Н ед а в н о в М о ск в е и здал и н еб о л ь ш о й а л ь б о м С ер е б р я к о в о й . Т еп ерь, когда м н е н едуж ится, см о т р ю на сер еб р я к о в ск и х д ет ей , крестья нок, б а л е р и н - и силы отк уда-то притекаю т... Р оди л ась З и н а и д а С е р е б р я кова в Н ескуч н ом , в курском имении о т ц а Евгения А л ек са н д р о в и ч а Л а н с е р е . М л адш ая в б о л ь ш ой с ем ь е, где р о с л о ш ес т е р о д ет ей . Р о д Л а н с е р е - и сст а ри худож ествен ны й . П р а д е д и д е д - архи тек торы , о т ец - скульп т о р , м ать - п ор тр ети стк а и м а с т ер и ц а п о ф а р ф о р у , дяди - з н а менитый глава «М и р а искусства» А л ек са н д р Б ен у а и ак в ар ел и ст А л ь бер т Б ен у а , б р а т Евгений - а в т о р первы х и лучших иллю ст рац и й к «Х адж и-М урат^»... Р а н н ее си р о т ст в о . З и н е бы ло д в а го д а , к огда у м ер отец . Ху денькая д ев о ч к а , бы страя в дви ж ениях, н о б о л е зн е н н о за с т е н чивая, м олч али вая, о н а л ю би л а у ед и н ен и е в р о д н о м д о м е , стены к о т о р о го пом нили и от ц а , и д е д а , и п р а д е д а . Э т о бы ла д е р е вянная, ек атери н и н ск и х в р ем ен с а д ь б а с вы сокими потолкам и. 1 та к и е дали откры вались з а о к нам и ... С е р е б р я к о в а в сегда чу р а л а с ь го р о д а , модны х сал о н о в , всякой пы ш ности и б л еска. К р а са в и ц е й н е бы л а , н о о б а я н и е в н ей бы ло н е о т р а зи м о е , истинно д ев и ч еск о е. Будто о н ей Т ургенев н ап и сал : «И зящ ный ум сказы вался в п рек расны х гл азах...» Н е сл уч ай н о п ер в ую сл ав у д в адц ати п я ти л етн ей худ о ж н и ц е п р и н ес и м ен н о а в т о п о р т р ет . О н был п о к а за н н а вы ставке С о ю за русских худож ников в П е т е р б у р ге и в 1 9 1 0 году п р и о б р е т е н для Т ретьяковской г а л ер еи . О том , как появился этот а в т о п о р т р ет («За туалетом »), З и н а и д а Евгень ев н а всп ом и н ала: «Я р еш и л а о с таться с детьм и в Н ескуч н ом , н о н а х у т о р е, где д о м был м а л ен ь кий, и ег о м о ж н о бы ло п р о т о пить зи м ой легч е, ч ем бо л ь ш и е вы сокие комнаты ... М ой муж Б о р и с А натольевич был в к ом ан ди р ов к е, зи м а в этот год н а сту п а ла ранняя, в се бы ло з а н е с е н о сн его м - наш с а д , поля вокруг, всю ду сугробы , выйти нельзя. Н о в д о м е н а х у т о р е т еп л о и ую тн о, и я н а ч а л а р и сов ать с еб я в з е р кале...» Ей бы ло дев ятн адц ать, когда о н а н а п и са л а п о р т р ет л ю б и м о го - Б о р и са А н атол ьеви ч а С е р е б ряк ова. О н служ ил и н ж ен ер о м п о в едом ству путей со о б щ ен и я . В углу п о р т р ет а м о ж н о п р и м е тить ав тор ск ую пометку: «Б ор еч - ка, Н еск уч н ое, н оябр ь...» О н и п озн ак ом и л и сь в Н ескуч н ом - д о м С ер ебр я к ов ы х о к а за л ся н еп о д а л ек у о т д о м а Л а н с е р е . Взгляд синих, как сев ер н ы е о з е р а , глаз Б о р и са С е р е б р я к о в а п ол он н еж ности,, за б о т ы , о б е щ а ния н ер азл уч н ости ... Может б ыть, судьбу и переспорю, Сбудется веселая дорого, Отплывем весной туда, где жарко, И покормим голубей Сан-Марко, Поплывем вдоль Золотого Рога К голубому ласковому морю... Ю ная чета С ер ебр я к ов ы х о т п р ав и л ась в с в а д е б н о е п утеш е ствие в Европу. А п отом сн о в а д ер ев н я , Н еск уч н ое, стары й д о м с высокими ок н ам и . И вот у ж е д в о е д ет ей в сем ь е, д в а м альчи ка - Ш ура и Ж еня. И при этом ей так м н ого и сч астл и в о р а б о талось! В е е хол стах с тех п о р и н а всегда п о сел и л о сь со л н ц е - кур с к о е , ю ж н о р у с с к о е . В п р о ч ем критики находили в с е р е б р я к о в ских картинах отзвуки д а л ек о го ю га, итальянского к в атр оч ен то. О н а и п р а в д а л ю б и л а И талию , где бы в ал а в д ет ст в е и ю ности в м ест е с дядей А л ек са н д р о м Б е н уа. Зинаида С еребряко ва . А втопортр е т с дочкам и. ...Н аш ел в н о в о м а л ь б о м е и зн а к о м у ю с д ет ст в а «Девуш ку с о св еч ой ». Э тот а в т о п о р т р ет , н а писанны й в 1 911 году, выдвинул двадц ати п яти летн ю ю худож ницу в первы й ряд русских худож н и ков. Х руп к ость, б е зза щ и т н а я н еж н ость и б еск о н еч н а я ж ен ст вен н ость в сех тогда п ор ази л и . М о д а бы ла с о в с е м н а д р у го е - на и зл ом ан н ость , вы чурность и о т к р о в ен н у ю чувствен н ость. А т о, что н а п о р т р е т е з а спиной девуш ки стоя л а ночь, тьм а, это как-то с о в п а л о с общ и м и тяж е лыми предчувствиям и. В сего ч е р е з ш есть л ет сем ьи Л а н с е р е и С ер ебр я к ов ы х, как миллионы других русских сем ей , б удут р азби ты см утой . Д о м в Н е скучном в м ест е с би б л и о тек о й , м н о ж ест в о м ри сун к ов и холстов сож гут к рестьяне. (Н е те ли, для которы х С ер еб р я к о в ы у с т а и в а ли н о в о го д н и е елки?). В 1 9 1 9 го ду н а руках у С ер еб р я к о в о й у м и р а ет о т сы пного ти ф а муж. Ч ет в ер о м аленьких д ет ей , с т а ренькая м а м а Е к атери н а Н ико л а ев н а - в се т еп ер ь н а н ей . Го л од. Скитания от Х арькова д о П ет р о гр а д а . С ов р ем ен н и к в сп о м инает: «К оллекционеры з а д а р о м , з а продукты и п он ош ен н ы е вещ и об и л ь н о б р а л и е е п р о и з ведения...» В 1 9 2 4 году А л ек са н д р Б ен уа п о м о га ет плем яннице уехать в П ари ж . О н а н а д еет ся там у с т р о ить св о ю выставку, п о д р а б о т а т ь и вернуться. П оэтом у д ет ей о с тавляет с б а б у ш к о й . Никаких д е нег П ари ж н е п р и н ес, н о С е р е б р я к о в а р е ш а е т о ст а ть ся во Ф р ан ц и и , вы зы вает к с е б е с е мью . Д ет ей и б а б у ш к у власти н е вы пускаю т. Только с п ом ощ ью К р а сн о го К р еста уд ается п е р е править ч е р е з границу сы на С а ш у и доч ь К атю . Ж еня и Таня о с тались с о сл еп н ущ ей б а б у ш к о й . С ер е б р я к о в а стуч ал ась во в се д в ер и , н о их так и н е выпустили. З а что худож н и ц е так ж ест о к о и п о сл ед о в а т ел ь н о м стили?.. З и н а и д а Е вгеньевна у в и д е л ась с Евгением и Татьяной лишь ч е р е з 3 6 . лет п о сл е разлук и - в 1 9 6 0 году! Б абуш к а Е к атери н а Н и к ол аев н а у м ер л а в 1 9 3 3 году, так и н е дож давш и сь встречи ни с д о ч ер ь ю , ни с о старш и м сы н ом Н и к олаем . Б рат Зинаиды С ер е б р я к о в о й , ар хи тек тор и п р о ф е с с о р ж и в о писи Н иколай Л а н с е р е был а р е стов ан вм есте с ж ен о й и д о ч е рью в есн о й 1931 го д а , п о сути, з а о д н у лишь их ф р ан ц узск ую ф ам и ли ю . Ж ен у и доч ь ч е р е з н е сколько м еся ц ев выпустили, а Н иколай Евгеньевич четы ре года п робы л в лагерях. В 3 8 году п о вторны й а р е с т и высылка п о эт а пу в Воркуту, отк уда Н иколай Л а н с е р е н е вернулся. Э м играция с п а сл а С е р е б р я кову, н о счастья у ж е н е бы ло. Были лиш ь минуты за б в е н и я с в о е г о несчастья в р а б о т е . К «рыночным» отн ош ен и я м о н а так и н е п р и сп о со б и л а сь . Д руж и в ший с С е р е б р я к о в о й худож ник К онстантин С о м о в писал в д н ев нике: «В ч ер а видел Зи ну. З а к а зо в нет. О д н а н ищ ета... И у н е е, как в сегда , дв адц ать д в а н е сч а стья. Н а днях п о т ер я л а п о с л ед н ие 5 0 0 ф ран к ов ...» П ер в ая п ер со н а л ь н а я вы став ка С ер еб р я к о в о й в П а р и ж е с о стоял ась (в р о сси й ск о м п о со л ь стве) лишь в 1 9 9 5 году - почти ч е р е з тридцать лет п о сл е е е уп ок оен и я н а к л адби щ е С ен -Ж е- н ев ь ев -де-Б уа. Н а этой вы ставке, п одготов л ен н ой д о ч ер ь ю Татья н ой , бы ла с о б р а н а лишь н еб о л ь ш ая часть р а б о т , написанны х С ер еб р я к о в о й в эм играции, но всем стал оч ев и д ен и огром ны й труд, и в ер н ость с в о ем у св ет л о му гению . Д р уги е худож ники ря дом с ней кажутся б ездом н ы м и . А о н а д а ж е в изгнании хр ан и л а ую т и к п п г п т у гя п е б п я к п в гк о гп по м п, где, как у Ростовы х в «В ой н е и м и р е», в се чуть-чуть влю блены друг в друга. В п о сл ед н и е годы цены н а картины С ер еб р я к о в о й взлетели на З а п а д е б а с н о сл о в н о . З а г о л о вок в га зет е: « С е р е б р я к о в а на С о т б и с: абсол ю тн ы й р ек о р д » . « С ер еб р я к о в а , н е со м н ен н о , с о л и р о в а л а в это ут р о на Н ью - Б онд-стрит. В се сем ь е е п о л о тен о к а за л и сь п роданны м и, в се - с тор гов л ей , - п ер ед а в а л к о р р е с п он ден т из Л о н д о н а . - С амы й д о р о г о й л от дня - п о л о тн о С е р е бр я к овой «Русская б ан я » - был п р о д а н з а 5 6 7 .8 4 0 д о л л а р о в ... С е р е б р я к о в с к а я « К о р зи н а с сар ди н ам и » уш ла з а 1 4 2 тысячи, почти в ш ест ер о выше ст а р т а . Э то абсолю тны й р е к о р д для р у с ск ого н ат ю р м о р т а ... Н а ф о н е этих с у п е р п р о д а ж о с т а л ь н о е м ер кн ет... О тк уда вдруг такой сн огсш и бательны й усп ех? М а ст ер ст в о , к он ечн о. Н о м а ст ер ст в о - о н о у м ногих. Ч и стота ж е, н а д м и р - н ость, с в е т о за р н о с т ь о б р а з о в С ер еб р я к о в о й - редк ость вели кая. О ч ев и д н о , в се эт о т еп ер ь о б р е л о св о ю ц ен у н а З а п а д е . Радоваться н уж но у сп ех у р у сск о го искусства. А вот п оч ем у-то нет р а д о ст и . С тот п е р е д глазам и б ед н а я З и н а и д а Е вгеньевна и е е полуголодны е дети ... Н е д е р ж а ла о н а в руках и тысячной доли тех д ен ег, что т еп ер ь с легкостью вы клады вают з а е е картины а н о нимны е коллекционеры . Ч еловек , пок а ж ива у н его д у ш а, тянется к тон к ой сол ом и н к е св ета . Н о глупо о п а са ть ся , что кто-то п ерек упи т у тебя эту с о л о минку. С м еш н о трясти кош ель ком и б егать п о аук ц и он ам . Для счастья и н огда д о в о л ь н о р е п р о дукции, в ы р езан н ой из ж ур н а л а . Или п р о с т о б л и к ов л е т н е г о ролн ц а н а д ер ев я н н о м полу. Дми трий ШЕВА РОВ. ВМЕСТОПОСЛЕСЛОВИЯ Почему- то мечтается, чтобы альбом Зинаиды Евгеньевны Сереб ряковой вовремя попал на глаза русским девочкам-подросткам ведь каждый ее эскиз - очевидный, чистейший образец вечной жен ственности. После такой книги (хочется верить!) вряд ли возьмешь в р уки «Соо1-д'1г1» или отбойный «Молоток». Впрочем, можно л и что- то другое увидеть в киосках и на газетных развалах? Разве что в Петербурге, где с недавних пор выходит журнал «Ав тобус». Он не имеет отношения к автотранспорту, просто издается он туристическим центром, который возит детей и взрослых на ав тобусные экскурсии. Этотжурнал по искусству, адресованный под росткам с 11 д о 14 лет, четвертый год выходит в Северной столице при поддержке Российского центра по проблемам м узейной педа гогики (Русский музей). Увлекательное, веселое и при этом по-пе тербургски умное и изысканное издание. Жаль, что в других горо д а х России его и в библиотеках не найти. СЮЖЕТЫ КАК МИША И МАША ПОПАЛИ В МИЛИЦИЮ С н ек о т о р ы х п о р и з к ам ер ы п р е д в а р и т е л ь н о г о зак л ю ч ен и я С о в е т с к о г о Р О В Д К р а с н о я р ск а ст а л и д о н о си т ь с я р ы ч ан и е и н е ш у т о ч н а я в о зн я . К о гд а деж у р н ы й загл я н ул в о к о ш к о , о н чуть в о б м о р о к н е уп ал : н а н а р а х в о в с ю р е зв и л и с ь д в а м е д в е ж о н к а . К ак в ы я сн и лось , М и ш а и М а ш а п о п а л и в м и л и ц и ю п о ч и стой сл у ч а й н о ст и . П р о в о д я п р о в е р к у о д н о г о и з р а й о н о в , деж у р н ы й н а р я д н атк н улся н а м е д в е ж а т , б е з з а б о т н о и гр а в ш их н а о б о ч и н е . П опы тки вы явить их в л а д ел ь ц ев ни к ч ем у н е п р и в ел и - и з -з а н е о б ы ч а й н о т еп л о й зимы м н о г и е з в е р и с т а ли л егк ой д о б ы ч ей б р а к о н ь е р о в , что и п р и в е л о к п е р е н а с е л е н и ю м е д в е ж а т а м и в сех и м е ю щ ихся в г о р о д е «живы х у г о л к ов» и з о о п а р к а . В о т и п р и ш л о сь « п о са д и т ь » м алы ш ей в К П З. К стати , с а м и м е д в е ж а т а л е г ко о с в о и л и сь в н е в о л е: о н и о х о т н о и гр а ю т с д еж у р н ы м и , хотя п р и с л у ч а е м о гу т п р о д е м о н с т р и р о в а т ь и коготки - у ж е м н о г и е м и л и ц и о н ер ы в С о в е т ск о м Р О В Д х о д я т с п ласты рям и н а р у к а х , а т о и б и н т а м и . Н о вот как д о л г о о н и з а д е р ж а т с я в к а м е р е - сам ы й б о л ь н о й в о п р о с : т р е б у е т с я о с в о б о д и т ь н ары для л ю д е й . С е й ч а с м и л и ц е й с к о е р у к о в о д с т в о и щ ет о р г а н и за ц и ю , к о т о р а я м о гл а бы взять « а р е с т а н т о в н а п орук и ». Виталий ПЫ РХ. К Р А С Н О Я Р С К . И КТО Е ГО ЗНАЕ Т, ЧЕ ГО ОН ЛЕ ТАЕТ М н о г о за г а д о к з а д а л у к р а инским и рум ы н ск и м п о гр а н и ч н и к ам с а м о л е т А н -2 , с о в е р ш авш и й п о с л е р е м о н т а в И в а н о -Ф р а н к о в с к е п л ан овы й п е р е л е т в р а й ц е н т р К о с о в о . К о м а н д и р эк и п а ж а п о ч е м у -т о н е выш ел н а связь с д и с п е т ч е р а м и. Л иш ь ч е р е з 2 ,5 ч а с а п о г р а ничники с о о б щ и л и , что ви дел и н а рум ы н ск ой т е р р и т о р и и А н -2 и с ем е р ы х ч е л о в ек в о з л е н его . О б ъ я с н е н и я л етч и к а сб и в ч и вы: т о , м о л , о т к а за л д в и гател ь , т о якобы с б и л и с ь с к у р са . П р о в ер я ет ся в ер си я о п е р е п р а в к е з а гр а н и ц у пятеры х н е л ег а л о в п о в о зд у х у , что в ходи т в м о д у . З а э т о т прибы льны й б и з н е с р а зж а л о в а н ы и п р и го в о р ен ы к р а зл и ч н ы м с р о к а м л и ш ен и я с в о б о д ы н е ск о л ь к о о ф и ц е р о в , д о с т а в л я в ш и е м и г р а н т о в в П о л ь ш у н а в е р т о л е т а х б е з о п о зн а в а т е л ь н ы х зн а к о в . Юрий КИ РИЛЛОВ. И В А Н О -Ф Р А Н К О В С К . . . . И Т У Т П О Д О С П Е Л Д Р У Г А Н В О Т С Т А К И М И Б И Ц Е П С А М И ! ПЛАТИ 170 У .Е. В МЕСЯЦ - И ЗА ТЕБЯ ЕСТЬ КОМУ ВСТУПИТЬСЯ В Т РУДНУЮ МИНУТУ К классич ескому ин т елли г ен ту «в шляп е» прис тали два молодца явно н е офисного происхо ждения: мол, е го «Оп ель» запер их «Ни ву» - и т еперь они опоздали на встр е чу, гд е решался крупный фи нансовый вопрос . Всю сумму они, конечно, требовать с «чайника» не станут, но вот 400 баксов в качестве компен сации вытрясут обязательно. Бедолага в шляпе покорно ки вал, вот достал мобильник... А через 10 минут подкатил не приметный авто со спортивно го вида людьми - и молодцов на «Ниве» как ветром сдуло. О б ы ч н а я б л а т н а я р а з б о р ка? Д а н ет, н е с о в с е м . З а п о с л е д н е е в р ем я п ояви л и сь о х р а н ны е ф и р м ы , к о т о р ы е з а ден ьги п р е д л а г а ю т в с е м ж е л а ю щ и м за щ и т у о т н е сп р а в ед л и в о с т и . «К рыш у», д р уги м и с л о в а м и . И н е в а ж н о , п р а в кли ен т или н ет. С п р о с н а п о д о б н ы е услуги (н а зы в а ем ы е п о ч е м у -т о « эк ст р ен н о й л и н и ей ») р а с т е т д ен ь о т о дня. С т а т и ст и к а , л ю б е з н о п р е д о с т а в л е н н а я о д н о й и з таких о х р а н н ы х ф и р м , у б е д и т е л ь н о э т о д о к а зы в а ет : з а го д к о л и ч е ст в о за к л ю ч а ем ы х в м еся ц д о г о в о р о в у в ел и ч и л о сь п очти в ч еты р е раз^а. - А что вы у д и в л я ет есь ? Ж и зн ь так ая! - с н е д о у м е н и е м с м о т р и т н а м ен я со т р у д н и к м о с к о в с к о й о х р а н н о й ф и р м ы «БА Я РД » А н д р е й С т ел ь м у х о в . - Где гар ан ти я т о г о , что за в т р а у в а с в с е п р о й д е т гл а д к о , б е з всяких ЧП и и н ц и д ен т о в ? А мы и ест ь гар ан ти я . П р и в о зн и к н о в ен и и н е п р и ятных си ту а ц и й к ли ен т с о о б щ а е т о с в о е й п р о б л е м е о п е р а т и в н о м у д еж у р н о м у . Тут ж е н а м е с т о п р о и сш ест в и я в ы езж а е т гр уп п а б ы с т р о г о р е а г и р о в а ния. П р а в д а , с н а ч а л а с п е ц и а ли ст д а с т к ли ен ту со в ет ы , н о есл и « п а х н ет ж а р ен ы м » - н а м е с т о п о м ч и т ся м о б и л ь н а я б р и г а д а . - Пять л е т н а з а д я отк р ы ла с в о ю к о с м е т и ч е ск у ю ф и р м у . Т ольк о б и з н е с ст а л н а л а ж и ваться, тут ж е ко м н е ст а л и н а веды ваться б а н д и ты , - р а с с к а зы в а е т 3 7 -л е т н я я м о ск в и ч к а Т атьяна Ш а ф а р е н к о , к о т о р а я п р и ш л а в о ф и с о х р а н н о г о а г е н т с т в а п р о д л е в а т ь к о н т рак т. - Я о т к а з а л а с ь им п л а тить. А в с к о р е з а м е ч а ю , что з а м о е й м а ш и н о й с л е д у е т о д и н и т о т ж е а в т о м о б и л ь . Тут ж е я н а б р а л а н о м е р «Э к с т р е н н о й л и н и и ». М н е с к а за л и , чтобы я с п о к о й н о е х а л а д о м о й , °У. П. п о м о щ ь . I Ю дъ ехал а, тут м о и п р е с л е д о в а т ел и вы ск оч и ли из м а ш и н ы и п о п ы т а л и сь н а м ен я н а п асть. И п о п а л и в р у ки о х р а н н и к о в . Т е их з а д е р ж а л и , а п о т о м с д а л и в м или ц и ю . М н о г о и ст о р и й с в я з а н о п р о и с ш е с т в и я м и н а д о р о г е . П р и ДТП (н е в а ж н о , п р а в или в и н о в а т к лиент) п о д ъ е з ж а ю т со т р у д н и к и ф и рм ы и п о м о г а ю т « р а з р у л и т ь » с и т у а ц и ю б е з л и ш н ей н е р в о т р е п к и , о б щ а ю т ся с со т р у д н и к а м и ГИ БДД. С р е д и у сл у г-н о в и н о к о х р а н н о г о ры нка - р а з б о р к и с го р о д ск и м и или к ом м ун альны м и с л у ж б а м и . - М о ж е т е м н е н е в ер и ть , н о я т е п е р ь горя н е з н а ю , - в о с т о р г а е т с я м о ск в и ч А л е к с е й Г ер м а н о в и ч . - С е й ч а с , к огд а в м о е м д о м е ч т о -н и б у д ь с л у ч а е т ся, к о м м у н а л ь н ы е сл уж бы п р и е з ж а ю т б у к в а л ь н о ч е р е з пять м инут. В от что зн а ч и т д р е с с и р о в к а ! Я, п р а в д а , н е с п еш у р а з д е лить э т о т в о с т о р г . Ч то ж е э т о п о л у ч а ет ся , у ж е и с л е с а р я -с а н тех н и к а н а д о пугать «к ры ш ей », за ст у п н и к а м и с б о л ь ш и м и б и ц е п са м и ? П о л у ч а е т с я , мы п е р е д е л ы в а е м ж и зн ь н а к а к о й -т о у р к а га н ск и й м а н е р : «стр ел к и », р а з б о р к и , «кры ш а». - Вы то л ь к о н е д у м а й т е , что мы к а к и е-т о бан ди ты ! - п р е д о с т е р е г а ю т м ен я в о ф и с е д р у го й о х р а н н о й ф и рм ы «М иг». - Мы з н а е м за к о н ы ... и м е е м л и ц ен зи ю ... В п р о ч е м , н а л и ч и е л и ц ен зи и е щ е н и ч его н е зн а ч и т . Н е д а в н о п о д р а зд е л е н и я м и М В Д б ы л а п р о в е д е н а п р о в е р к а ч а ст ных о х р а н н ы х ф и р м . В р а м к а х о п е р а ц и и б ы л о п р о в е р е н о 6 .4 0 0 к о м м ер ч еск и х о р г а н и з а ций, 8 .6 0 0 о х р а н н ы х п р е д п р и - Ш 'I 1 ф БИЗНЕСКАРТА “Экстреннаялиния** И & «ШЙШР ЖМШВ СЖ&Ш II На ОИШ* ® 1 »918*18*81 «к»1 Ышшт ш .ЦЦ И»ан Обладатель такой карты (на снимке) может в любой момент пожаловаться дяде. ятий, 5 .8 0 0 с л у ж б б е з о п а с н о - у ж е с т о ч а т т р е б о в а н и я к сти , ю р и ди ч еск и х ли ц и 3 0 0 п о д р а з д е л е н и й В О Х Р а . К ак вы я сн и л о сь , п о д вы веск ой о х р а н ных ф и р м ч а ст ен ь к о прячутся гр у п п и р о в к и , с п е ц и а л и з и р у ю щ и еся н а «вы би в ан и и » д о л г о в и др уги х дел и к атн ы х усл у га х . В М В Д н а д ею т ся , что п а р л а м е н т а р и и в н есу т и зм ен ен и я в З а к о н « О ч а ст н о й д ет ек т и в н о й и о х р а н н о й д ея т ел ь н о ст и » , п р о ф е с с и и ч а с т н о г о о х р а н н и к а , а т а к ж е к и с п о л ь зо в а н и ю о р у ж ия. О д н о т о л ь к о н а д о учесть: с п р о с н а д р у з е й с б о л ь ш и м и б и ц е п с а м и р о ж д а е т с я т а м , где н и ч ем н е м огут п о м о ч ь л ю ди в о б ы к н о в ен н ы х м и л и ц ей ск и х п о го н а х . Сергей ВИНОКУРОВ. ПРИМЕТАВРЕМЕНИ М Ы С Е Б Я П О Д Л Е Н И Н Ы М К О Р М И М НОВЫЕ РУССКИЕ РЕСТОРАНЫ ЗАПЕЛИ ВДРУГ «СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ» Удивительно, но факт: пре сытившуюся ресторанную публику потонуло отложить палочки для суши и съесть что-то вроде резинового хо лодца или непонятной рыбы хек времен выполнения и пе ревыполнения Продовольст венной программы. Эту гас трономическую ностальгию чутко уловили рестораторы - и принялись соответственно погружать свои заведения в сладкосонную атмосферу за стоя. Как это выглядит? Н а с а м о м д е л е в с о в е т с к о м Л е н и н г р а д е т а к и х з а в е д е н и й н и к о гд а н е б ы л о . И м ел и с ь , е с ли п о м н и т е , р е с т о р а н ы с пыш ны м б е зв к у с н ы м у б р а н с т в о м и п р о л е т а р с к и е ст о л о в к и с за б р ы зг а н н ы м и б о р щ о м с т о л а м и и п л а к а т а м и в р о д е : « П о е л - у б е р и з а с о б о й ! » И хотя х о з я е в а с о в р е м е н н ы х к а б а к о в б о ж а т с я , ч т о их и н т е р ь е р ы с т и л и зо в а н ы п о д п р ед п р и я т и я о б щ е с т в е н н о г о п и тан и я 2 0 -х , 5 0 -х и 7 0 -х г о д о в , о н и н а п о м и н а ю т с к о р е е л е н и н с к и е к о м н а ты или угол к и о т д ы х а в о б к о м е К П С С . П р а в д а , к л и ен т а м т а ких з а в е д е н и й н е д о т о н к о с т е й . П р и в и д е п о р т р е т а Л е н и н а , б ю с т а Д з е р ж и н с к о г о , т о м и к а М а р к с а и в ы м п е л а « П о б е д и т е л ю с о ц и а л и с т и ч е с к о г о с о р е в н о в а н и я » их с е р д ц а см я гч а ю т ся , а в з о р т у м а н и тся б л а г о д а р н о й с л е з о й : э т о ж е н а ш а б е з з а б о т н а я ю н о ст ь ! Б е з и зы ск о в , н о и б е з з а б о т . П ер в ы й т а к о й к а б а ч о к я о б н а р у ж и л а н а р ы н к е н е д а л е к о о т с о б с т в е н н о г о д о м а . Э т а м а л е н ь к а я з а б е г а л о в к а п р и в л е к л а д о м а ш н и м и , о ч е н ь вк усны м и б л и н а м и и с в о и м ст р а н н ы м о б л и к о м . Н а с т е н е в и си т к а р т и н а « Х о д о к и у Л е н и н а » , а п п а р а т для р а з л и в а п и в а п е р е в я з а н п и о н е р с к и м га л ст у к о м , а п ы ш н о гр у д а я о ф и ц и а н т к а б л и с т а е т з н а ч к о м « У д а р н и к к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а » , п р и к р е п л е н н ы м к з а м е н я ю щ е й л и ф в е р е в о ч к е . С а м ж е х о зя и н щ е г о л я е т п о ч е м у -т о в ф о р м е о ф и ц е р а ц а р с к о й а р м и и . О к а з а л о с ь , ч т о т а к о е у б р а н с т в о - п о с л е д н и й п и ск м о ды и ч т о с е г о д н я п о л -П и т е р а т у с у ет с я в « и д е о л о г и ч е с к и вы д е р ж а н н ы х » р е с т о р а н а х . О д и н и з са м ы х д о р о г и х - « Р у сск и й китч». М р а м о р , б р о н з а , б а р х а т , м ягк и е д и в а н ы , р а с п и с н ы е п о т о л к и - н а с о ч е т а н и е эти х, п о о т д е л ь н о с т и н е п л о х и х , д е т а л е й б о л ь н о и с т р а ш н о с м о т р ет ь . Л у ч ш е за гл я н у т ь в м е н ю , а к к у р а т н о в л о ж е н н о е в М ар к с о в « К а п и т а л » , и з а к а з а т ь б л ю д а т и п а д е с е р т а « С о в х о з ны й», со л я н к и « О к т я б р ь с к о е п о х м е л ь е » и х л е б н у т ь г о р ь к о й , н а с т о я н н о й н а ... к о м а н д и р ск и х ч а с а х . Е щ е б о л е е э к з о т и ч е с к у ю е д у и н ап и тк и вы н а й д е т е в ' Г « М а н х э т т е н а » , « Р о зы в е т р о в » , « Ц и н и к а » (з д е с ь , н а т у а л ет н ы х д в е р я х м о ж н о б е с п л а т н о н а п и са т ь в ся к ую п о х а б щ и н у ) и в с е х п р о ч и х н о с т а л ь г и р у ю щ и х п о с о в е т с к и м в р е м е н а м р е с т о р а н о в . В м е с т е с т е м ц ены в эти х з а в е д ен и я х о т н ю д ь н е с о в е т с к и е , а в н е к о т о р ы х - о т к р о в е н н о а н т и к о м м у н и с т и ч е с к и е . Н у с к а - с и д е т ь п о д п о р т р е т о м Ж е л е з н о г о Ф е л и к с а : 5 0 г р а м м о в в о д к и в ст а н у т в 1 5 , а к р уж к а п и в а - в 3 0 р у б л е й . П о д а ю т з д е с ь н е т о л ь к о ч л е н а м , н о и к а н д и д а т а м в чл ен ы , и д а ж е к а н д и д а т а м в к а н д и д а т ы . К р о м е « П о л и т б ю р о » е ст ь е щ е и С м ол ь н ы й ! Н е р е с т о р а н , а т о т са м ы й н а с т о я щ и й ш т а б р е в о л ю ц и и , г д е н ы н е Пример удачного советского китча - московский ресторан «Место встречи изменить нельзя». Здесь все пропитано духом Глеба Жеглова: и официантки, и меню, и интерьер. р е « И д и о т » , г д е и м е е т с я б о л ь ш о й в ы б о р с п и р т о с о д е р ж а щ и х к о к т ей л ей . Н а п р и м е р , « К р и т и ч е с к и е д н и А в р о р ы » (для ч л е н о в К П С С - б е с п л а т н о ), «Д ля у ж е п р е д о х р а н я ю щ и х с я или у ж е п р о с т у ж е н н ы х » , « П и л ю л ю и д и о т а , или П ...ц б а ц и л л е » . Н е м е н е е и з о б р е т а т е л ь н ы в б а р е « П о л и т б ю р о » , с м е л о н а з в а в ш и е с в о и я ст в а «К ры льям и Р о д и н ы » , « С в е р л о м » и « С о ц и а л и з м о м с ч е л о в е ч е с к и м л и ц о м » . З а з в а н и е л у ч ш е г о р а ц и о н а л и з а т о р а т а к ж е а к т и в н о б ь ю т с я п о в а р а и з « П р о п а г а н ды », « Ш е с т о г о у гл а » , « Д р о в » , ж и т е, к а к о й л е н и н е ц , т е м б о л е е в ер н ы й , с п о с о б е н в ы л о ж ить ш ест ь б а к с о в з а п о л -л и т р а п и в а и ч ет ы р е д о л л а р а - з а ст о п к у в о д к и ? О б у т ы л к е б у р ж у й с к о г о в и н а с т о и м о с т ь ю в т р и с п о л о в и н о й ты сячи р у б л е й и г о в о р и т ь с м е ш н о . Т о л ь к о б е с п а р т и й н ы е - с р е д и к л и ен т о в п р е о б л а д а ю т « н о в ы е р у с с к и е» - с т а н у т пить т а к у ю г а д о с т ь , к ом м ун и сты ж е в л у ч ш ем с л у ч а е п л ю н у т в л и ц о б у р ж у ю - х о зя и н у , так и зв р а т и в ш е м у св я т у ю и д е ю р а в е н с т в а и б р а т с т в а . П о ж а л у й , лиш ь в « П о л и т б ю р о » м о ж н о п о -б о ж е с к и п о - б б и т а е т а д м и н и с т р а ц и я С а н к т - П е т е р б у р г а . Т о л ь к о з д е с ь в о б щ е й и о т д е л ь н о й (гу б е р н а т о р с к о й ) с т о л о в к а х вы и н а й д е т е и ст и н н ы е п р и м ет ы с о в ет ск и х в р е м е н . О в а л ь н ы й з а л , г д е о б е д а е т г о р о д с к о е р у к о в о д с т в о , б о л ь ш о е , с т р о г о е п о м е щ е н и е , п о ч т и н е и з м е н и в ш е е с я з а п р о ш е д ш и е д е с я т и л е т и я . С т о л , п ок р ы ты й б е л о й с к а т е р т ь ю , с е р в и р о в а н п р о с т о , н о с о вку с о м . М е л ь х и о р о в ы е п р и б о р ы , ст ек л я н н ы е б о к а л ы , н е с к о л ь к о б у т ы л о к м и н е р а л к и . Н и к ак и х п о р т р е т о в ни Л е н и н а , ни П у т и н а , тут н ет . 1 л а в н о е д о с т о и н с т в о м е с т н о г о п и щ е б л о к а - р а з н о о б р а з и е б л ю д и щ а д я щ и е ц ен ы . Т ак , н а п р и м е р , у в е си сты й к у со к ж а р е н о г о с у д а к а о б о й д е т с я в 2 2 р у б л я 5 0 к о п е е к , м я с о с ч е р н о с л и в о м и ку р а г о й - в 2 5 , а св и н а я ш ей к а - в с е г о в 2 7 ц ел к о в ы х . П о р ц и я п р и г о т о в л е н н ы х в р у ч н у ю п е л ь м е ш е к с у д и в и т е л ь н о вк усн ы м , со ч н ы м ф а р ш е м - 1 9 .5 0 , с е л е д к а с м а р и н о в а н н ы м л у к о м и п о м и д о р а м и - 1 0 .3 0 , п о р ц и я ж а р е н о й к а р т о ш к и или п ю р е , а т а к ж е к л ю к вен н ы й м о р с - 5 .3 0 . Н е м е н е е у д и в и т ел ь н ы ц ен ы н а вы пивку, (с т о г р а м м о в в о д к и с т о я т 1 7 , ви ск и «К атти С а р к » - 4 7 р у б л е й . В о т э т о и е с т ь п о д л и н н ы й с о в е т с к и й сти л ь , б е з в с я к о г о китча: п р о с т о , с о в к у с о м и з а с и м в о л и ч е ск у ю ц е н у (для св о и х ). Ч т о ж е к а с а е т с я вы п еч к и, т о з д е с ь с р а б о т н и к а м п р а в и т е л ь с т в е н н о й с т о л о в о й м о гу т с о п е р н и ч а т ь л и ш ь п о в а р а и з о б л ю б о в а н н о г о п р е з и д е н т о м р е с т о р а н а « П о д в о р ь е » (г о в о ря т, в и ц е -п р е м ь е р И лья К л е б а н о в с п е ц и а л ь н о п р и е з ж а е т с ю д а ск у ш а т ь п и р о ж к о в с л и в е р о м ). С м о л ь н и н с к а я с д о б а т а к ж е х о р о ш а и - ч т о о с о б е н н о п р и я т н о - д о с т у п н а , к ак и вся о с т а л ь н а я е д а . Н о , р а з у м е е т с я , н е к а ж д о м у . Т ак , е с л и вы п о м н и т е , б ы л о и п р и с о ц и а л и з м е . И в з а с т о й н ы е , и в г о л о д н ы е годы п ер в ы х р е ф о р м л ю д и , в о л е й или н е в о л е й п о п а в ш и е в о б к о м К П С С , с т а р а л и сь н е у п у ст и т ь ш а н с а , ч т о б ы н а л о п а т ь с я в с т о л о в к е . « П о -'- е ш ь т е п о к а » , - б л а г о с к л о н н о г о в о р и л з а г р у ж е н н ы й .б у м а г а м и п а р т и й н ы й ф у н к ц и о н е р . «Вы у ж е о б е д а л и ? О ч е н ь р е к о м е н д у ю !» - п р е д л а г а е т с е г о д н я ш н и й ч и н о в н и к С м о л ь н о г о . Э т и за к р ы т ы е п и щ е б л о к и (н а р я д у с о с п е ц р а с п р е д е л и т е л я - м и , с л у ж е б н ы м и д а ч а м и и м а ш и н а м и ) бы л и и о с т а ю т с я н а с т о я щ и м « с о ц и а л и з м о м с ч е л о в е ч е с к и м л и ц о м » . И н е н а д о е м у н и к а к и х п о р т р е т о в , г а л с т у к о в , в ы м п е л о в , т о м о в с к л а с с и к о й м а р к с и з м а -л е н и н и з м а и п р о ч е й м и ш у р ы . Х отя, п о п р а в д е с к а з а т ь , н е к о т о р ы й и д е о л о г и ч е с к и й ш т р и х и з д е с ь и м е е т с я . Э т о - о ч а р о в а т е л ь н ы й , о ч е н ь п о п у л я р н ы й в С м о л ь н о м т о р т и к « Б у р ж у й » , у в е ш а н н ы й ш о к о л а д н ы м и д о л л а р а м и . Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФпо делам печати, телерадиовещание и средств массовых коммуникаций Рег. ПИN977-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, «.Сорокин. Интернет-сайт: НИр://шГогт.асН.ги. Е-таН: уЕогтк@асИ.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав©на перепечатку ииспользование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятский край» (Киров), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «На смену!» (Екатеринбург), «Нижегородские новости» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий путь» (Смоленск), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Республика Татарстан» (Казань), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz