Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Ч -V. \% * «.'%*•.......Ч 'V •* V •* У'- ХКУ. / АУ/ «У< июня 2002 г ., № 106-107(21734-21735 ) ШИПЕЦКАЯ •'Ж газ е та *'Л' $ .ЧНГ'ЗЗ ЧТО ДУМАЮТ НАШИ ДЕТИ П РЕДИ СЛОВИЕ ПЕДА ГОГА Т и п о в о е н а ч а л о м н о г и х а н е к д о т о в : «Встречаются н ем ец , ф ранц у з и русский...». Попросите кого у го дн о развить и сходную си т у ац ию : н е м е ц б у д е т п ун к ту ал ь ны м , ~р анцуз — обходительным и галантным... русский? В лю б ом случае не обойдётся б е з наших «авось», «небось» д а «как-ни будь». Ч ерез наш фольклор и историю крас ной нитью п р оходи т мечта о «халявном» счастье. Но о д н о д е л о , когда н а д собственными особенностями или слабостями смеёмся мы сами. Совсем иначе это выглядит, если это д ел аю т европейцы . П очему-то становится о б и д н о , получается, что они — цивилизо ванные и «правильные», а мы — странные, н ел епы е, «неправильные». Но Бог с ней , с Европой. Сами-то мы ощ ущ а ем себя каки ми? Смеяться н ад со б ой уметь н а д о , это при знак умных и тонких натур, но есть и в этом п р ед ел . В конце концов, речь идет о н ар о д е , который сумел п р еодол еть такие труд ности, победить таких врагов, что ни о ка кой ущ ербности н е м ож ет быть и речи. Униженная, вечно осмеиваемая нация ни когда н е смож ет подняться с колен . Если мы н е только говорим , но и искренне стремим ся к в о зр ож д ен ию страны, то пора вспом нить о лучш их кач ествах н аци он альн о го х а р ак т ер а . Пора ответить самим с е б е на вопрос: «Русские — кто мы, какие мы, что в нас достойно ув аж ения , восхищ ения, п о д ражания?». Ответить на эти вопросы важно о с о б е н но сейчас. Бритоголовые парни , прикрыва ясь националистическими и расистскими л о зунгами, ведут себя все б о л е е развя зно и агрессивно. Они хотят выглядеть в гл азах лю д ей борцам и «за чистоту крови», поиск «врагов русского н ар о д а » ведут по н ацио нальному признаку. Когда их «активность» была бы о б р ащ е н а , ск аж ем , на ам ерикан цев , то ещ е м ож н о было бы попытаться их понять. Лю б о го , д а ж е здр ав омы слящ его ч ел ов ека р а зд р аж а ет стр емление США р ас ширить сф еру «национальных интересов» д о масш табов планеты . Но, обр ащ енн ая не во внешний мир (что т ож е опасно), а вовнутрь м ногон аци он альн ой России , эта н етерпи мость и экстремизм могут обернуться б е д о й . Так как ж е ответить на вопрос: кто мы? Протопоп Аввакум и патриарх Никон были м ордвинами , Багратион — грузином , Пуш кин был «из ар ап ов » , Куприн — татарин. О кудж ава, на песнях которого выросло ц е л о е пок ол ени е, он — кто? Разв е м ож н о их оторвать от р усской культуры? Б ез этих имен представить наш у культуру и историю н ево зм ож н о . Этнонациональное сознани е — это то, кем о со зн а ет себя сам ч еловек . Нра вится это ком у-то или нет. Понятие «рус ский» представляет со б ой такой генеалоги ческий коктейль, что лю бы е попытки д и л е тантов анализировать «чистоту крови» о б речены на провал . В нас см еш ан а кровь разны х плем ен и н а р о д о в , и это о д н а из наших национальных особ енн о ст ей . Маль чишки, отм ечающ и е д ен ь рож д ения Гитле ра в стране, п о б едивш ей ф аш и зм , это наша вина. Если мы хотим вырастить п околени е достойных и ув аж ающ их себя сильных лю д е й , то с малых лет н а д о объяснять детям: кто мы такие и откуда . А главное, каковы лучш ие качества наш его н а р о д а , чем мы м ож ем гордиться, ч ем у п о др аж а ть и что чтить. „ ‘ V Об этом сегодц^ р сдоуж даю т мои уч ени ки. Галина ИВАНОВА, учитель истории и общ ествознания липецкой школы № 3. Какие мы — русские? Как уживаются и как умещаются в наших душах абсолютно разно именные представления и качества характера? С одной стороны, «власть тьмы*, вековых пред рассудков й бескультурья. Взорванные храмы и постоянное унижение культурного слоя русско го общества — интеллигенции. Пренебрежитель ное, иногда преступное отношение к талантам, которые и поныне продолжаем выталкивать за границу. Сдругой стороны, гордость за «наших*, когда мир рукоплещет прекрасному пианисту Николаю Петрову, ослепительному дару Майи души народа рождается культура, которой мы гордимся. Русская душа — «широкая*, она от крыта людям и всему миру. Русский человек по природе своей настроен на доброту, искренность, сопереживание, взаимопомощь. После Великой Отечественной войны от многих городов оста лись одни развалины. Мои дедушка и бабушка начали строить дом. Им помогали в этом все бывшие соседи. Люди, которым самим негде было жить. Потом они по очереди стали возво дить дома, один за другим. Так выросла целая новая улица, и все они снова стали не «бывши Плисецкой, золотому голосу Николая Баскова, мятежной виолончели Мстислава Растропови ча. И церкви, которые восстанавливаются и воз водятся на деньги небогатого нашего народа. Страна великой нравственности, которая все гда была могучей державой, превратилась в ни щенку, просящую подаяние у Запада. Поток без дарных «ужастиков* и боевиков, хлынувший на нас с экранов, казалось бы, должен был до кон ца разрушить и задушить национальную куль- ТУРУ> уничтожить теплоту русского патриотиз ма. Однако материальные трудности и оголте лая пропаганда западного образа жизни не смог ли уничтожить в нашем народе божественного триединства — Веру, Надежду, Любовь. Если мы еще живы духовно, то только благодаря тому, что далеко от столиц простые люди хранят в сердцах эти вечные ценности. Плачет, страдает русская душа. Но «надежда умирает после дней*... Родники народной мудрости и таланта превратятся в могучие реки, не дадут сгинуть нашему народу. И превратить нас в роботов не позволят. • . У 1 У 1 -- .м •(.. Анастасия ПЕРЦЕВА. * * * Душа народа — это продолжение души каж дого человека, жившего раньше и живущего рядом со мной. Это история, традиции, вера. Из ми*, а настоящими соседями — людьми, живу щими рядом, делящими беды и радости. Сейчас такого нет. За «спасибо* никто не будет тру диться и помогать другому. Но я не верю, что взаимопомощь и стремление помогать людям навсегда ушли из нашей жизни. Русский чело век по самой своей сути не может быть одиноч кой. Он не может жить без заботы и пережива ний о других, без плеча друга и краюхи хлеба пополам с товарищем. Надо почаще вспоминать о «бабушкиных* традициях, не отмахиваться от советов и воспоминаний наших стариков. Да и сами по себе русские бабушки с их самоотвер женностью и любовью к внукам до отречения от собственной жизни, они — национальная наша особенность и достояние страны. Анастасия КАПЦОВА. * * * Кто мы, русские? Мы есть мы, незачем нам бесконечно сравнивать себя с другими. Я точно знаю, что никогда не смогу уехать из России, потому что нигде больше нет такого народа. Да, у нас все слишком, все сверх меры: суеверия, веселья, упрямства. Но уж если у. нас празд ник, то мы веселимся до упаду, поем и пляшем, душе просто не терпится вырваться наружу. Сей час все снова любят смотреть старые фильмы. «Кавказская пленница», «Девчата*, «Джентль мены удачи* я смотрела сто раз. Но такие филь мы можно смотреть бесконечно: мы узнаем себя в героях, с ними вместе грустим, радуемся, по беждаем трудности. Оказывается, герои филь мов прошлых лет и мы, жующие жвачки и «сни- керсы*, по сути, одинаковые. Как бы ни «вос питывал* нас Запад, мы — другие. Может быть, когда-нибудь люди всей планеты поймут, что без русского народа, со всей его непредсказуемос тью и непохожестью, мир был бы другим: более серым, будничным, скучным. Кира БОКОВА. * * * Никогда раньше не задумывался над тем, какая она, душа моего народа. Да и не только я, многие об этом не думают вообще. А думать надо. Как иначе можно вернуть самим себе чув ство достоинства, самоуважения? То, без чего не может быть сильной и гордой России. Заме чательный кинорежиссер Никита Михалков сво им фильмом «Сибирский цирюльник», по мое му мнению, пытается решать именно эту зада чу. Героиня фильма, американка Джейн, под ходя к русским с западными мерками, совер шает ошибки, за которые ей приходится пла тить всю оставшуюся жизнь. Она не зна ла, что для русского офицера дружба, то варищество, честь любимой женщины важнее карьеры, золота и наград. Важнее самой жизни. Всё это она поймёт позже, когда в её сыне-американце «проснутся» русские гены. И он ни за что на свете не • захочет «поступиться принципами» и про изнести: «Моцарт — ... такой-то». Убежде ния дороже комфорта. У европейцев иное отношение друг к другу, иные ценности. У них нет наших со-участия, со-причастности к чу жой жизни, судьбе. Они, замкнувшись в мире вещей, задыхаются от одиночества и разобщен ности. Мы, со всеми нашими недостатками, теп лее, человечнее, духовнее. Времена меняются, мы стали более открыты миру. Но радикально изменить наш менталитет невозможно. Думаю, что из «русской России» мы никогда не превра тимся в «Россию западную». Да это нам и не нужно. Нужно осознать, вспомнить наши луч шие качества и традиции, хранить и развивать именно это. Хочется сохранить своеобразие на шего народа и не поддаваться давлению извне. Николай ДРОТЬЕВ. * * * До недавнего времени мы усиленно прокла дывали магистрали, возводили заводы, осваива ли новые месторождения, пытались сделать жизнь лучше и надежнее. В нескончаемом «грохоте бу- ден» мы забыли о строительстве души. Или не придавали этому значения, полагая, что матери альный достаток сам обеспечит покой и здоровье духа. Сытость и соблазн материальными блага ми не сделали многих из нас лучше. Кто в этом виноват? Мы все. Мы слишком заботимся о лег кой жизни и забываем о главном — во имя чего дана жизнь? Куда исчезают нравственные прави ла, без которых Россия немыслима? Русский на род сильный и стойкий. За многие столетия нич то и никто не сломили его. Это зависело от силы духа людей, живущих в стране. Россию и сейчас считают сильным противником. Поэтому всяки ми способами пытаются разрушить нацию. Аме рика запустила своеобразного червяка, который постепенно поедает и разрушает привычные пред ставления о жизни, сформированные целыми поколениями. Это не только традиции и обычаи, но и вера в добро, надежда на лучшее будущее. Американцы, как мне кажется, хитрые и расчет ливые люди. Они все заранее продумали и спла нировали, каждый свой шаг. Тем более, что и у нас есть люди, которые живут как у Христа за пазухой. Ради своего благосостояния они и нас продадут не задумываясь. А уж наши души их не волнуют совсем. Обидно и стыдно. И начинает надоедать. Я думаю, что люду^живущие в Рос сии и-не собирающиеся никуда уезжать, должны думать о будущем. Скоро они осознают и начнут решать проблемы, которые могут погубить нашу страну и нашу жизнь. Мария ДАНИЛОВА. 8Г- НА ЖИ ТЕЙСКИХ ПЕ РЕКРЕ СТКАХ П РЕ ССА БЕЗ СТ РЕ ССА оссказать н емудреную ис торию, в которой ес ть и любовь, и разлука, и доброта . Ис торию о ж енщине, с тавш ей ма т ерью пя т ерых чужих де т ей Илья был парень бедовый да непутевый. С Дарьей Иванни ковой они были одногодками. Многие парни на нее погляды вали, симпатичную да работя щую. А она любила гармонис та Илью, и ничего не могла с собою поделать. Поссорились они из-за пустяка. И Илюшка то ли в отместку, то ли по лег комыслию начал ухаживать за скромницей Клавой и взял ее замуж. Дарья тосковала, но виду не показывала. На ферме колхоз ной так работала, что в руках у нее все горело. За то и про звали ее на селе Огнянкой. А как пела Огнянка — аж душа замирала... У Ильи же как-то все напе рекосяк пошло. Клавдия стала ему терпеливой женой. Детей ему народила. Двое в Илью — черноволосые, кудрявые, улыб чивые, трое — белокурые, ти хие — в нее. Здоровье у Клавы было не ахти, но все хозяйство на ней держалось. Илья шофе рил да иногда на свадьбах гар монью подрабатывал. Выручен ные за музыку деньги пропи вал. Клавдия не роптала. «Зар плату я тебе отдаю — и будет», — говорил он ей. Так и жили. Без особой ра дости, но уж как получалось. Только однажды... Приехала соседская дочка- студентка к своим на новый год, вошла в избу и увидела пя терых соседских ребятишек. «Отец, небось, по пьянке выг нал*, — решила. Но тут мать ей рассказала, какая беда при ключилась. Илья, в привычном подпитии, закрыл трубу, когда в печке еще уголья тлели. А утром во дворе Власовых мычала недоенная корова, виз жали поросята. Обеспокоенная соседка пошла узнать, что стряслось. Дверь заперта. Дол го стучала — бесполезно. Про бравшись, наконец, в дом, уви дела, что хозяева лежат кто где, а девятимесячный Витюш- ка скатился с дивана на пол. Три дня врачи боролись за жизнь семьи. Всех отка чали, а вот Клавдия умерла — легкие оказа лись слабые. Детям о смерти матери не сразу сказали, но они как чув ствовали беду. Сидя у со седей, жались друг к дру гу, на елку и не смотре ли. Люди жалели их всех, особенно двухлет нюю белокурую Оленьку да малыша Витюшку... А чем поможешь-то? Разве что накормишь... На следующий день хоронили Клавдию. Хриплым голосом при читала ее 78-летняя мать. Илья, в окруже нии детей, исподлобья смотрел на мертвую ж ену . Соседи ахали: «Бедная Клава, всего 35 лет, жить бы да жить. Что будет с детьми?..* За стеной надрывался от плача Витюшка. После похорон Илья запил втемную. Мать Клавдии занемогла. Дети с грехом по полам управлялись с хозяй ством, топили печку. Ну забе гали соседи, помогали. Та са мая студентка по субботам го товила сиротам еду, стирала, из крохотной стипендии выкраи вала на кулечек конфет и пря ников... Вскоре Илья решил четве рых детей отправить в детский дом — сам справиться не наде ялся, а теща старая и хворая. Старшего, тринадцатилетнего Алешку, решено было оставить дома. Дети плакали, уезжая из дома, отец, не глядя им в гла за, успокаивал: «Там вам бу дет хорошо...* Шло время. Однажды теща пришла проведать внучка, а тот шепотом поведал ей тайну: «Папка хочет жениться*. Илья в это время сидел на кухне и под гармошку пел с надрывом: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду я один*. — Илюша, — сказала ста руха, — жениться тебе и вправ ду надо. Клаву теперь не под нять. — Да вот, — признался он, — решил с Дарьей сойтись. С той самой, Огнянкой. Зарегистрировались Илья с Огнянкой скромно, без шума. Огнянка принялась за дело. Выбелила потолки, поклеила с Ильей обои, сменила зана вески, принесла горшки с цве тами. Помолодевший, ух о женный Илья вроде бы и пить перестал, по хозяйству Огнян- ке помогал и Алешку застав лял. Огнянка по-доброму относи лась к Алеше. И мальчик к ней привязался. А еще напечет Ог нянка пышек, пирожков, наку пит конфет, яблок, и едут они с Ильей других детей проведать. Сердце замирало у Дарьи от жа лости, когда она видела, с ка кой жадностью те набрасыва лись на гостинцы. А Илья стал частенько за думываться. Однажды, взяв си гарету, вышел он вечером на крыльцо. Долго сидел, вспоми нал, как ухаживал за Клавди ей, про всю жизнь свою непу тевую, про детей, что без него растут. Дарья помыла посуду, по гладила белье. Мужа все не было. Хотела с Алешкой поиг рать в шашки, но вышла к Илье. — Ну, что ты приуныл? Мы их заберем, — сразу угадав, по чему он такой смурной, сказа ла она. — Я давно этого хочу. Продам свой дом, купим теле визор, одежду для детей... — Это правда? — радостно воскликнул Алешка, каким-то образом оказавшийся рядом. Он страшно скучал по сестрен кам, брату. ...Было это много лет назад. Дети Огнянки выросли, разъе хались, но частенько навеща ют с внучатами свою старень кую маму, которая согрела добротой и лаской своей их души. Зоя БОБРОВСКИХ. с. Дубовое, Добринский р-н. ж 1111 Д О 1 6 РАЗРЕШАЕ ТСЯ И РЕКО М ЕНДУ ЕТСЯ ... Как и миллионы д ет ей советского врем ени , я выросла на «Пионерской пр ав д е» , «Мурзилке», «Пионере», «Юном натуралисте», прош ла ш колу до бры х детских р а д и о - и те л еп ер ед а ч . А на чем воспитывается большинство сегодняш них д ет ей и подростков? На глянцевых ж ур н ал а х , призы вающих «избавиться от предра ссудк ов» , «вкусить все п р е лести жизни», и сер и ал а х «про это». Но, слава Богу, н е все. Есть умны е, н еэпатаж ны е, нестрессовые детские и м о л о д еж ны е газеты , выпуски, странички, которы е, говоря сл о вами Януша Корчака, «учат см ело доказывать свои у б е ж дения , выводят на трибуну тех сосредоточ енны х, кто у м е ет высказываться в тиши с п ер ом в р уке, но которых п е р е кричат в ш умном спор е». В Липецкой области этому придается о с о б о е зн ач ени е. Вспомним: областны е газеты «Золотой ключик» и «Моло дежный вестник», детски е странички в «р ай он к а х » ... Боль ш е того: находятся энтузиасты, которые на общ ественны х н ач ал а х со здаю т клубы , объ единения юных ж урналистов. Такие есть в Добринском и Л ебедянском р ай он а х . А в Хлев- ном вот у ж е несколько лет успеш но функционирует ю н о ш еское и нф орм аци онн о е агентство, к о тор о е совместно с Сою зом пионерских и детских организаций региона вы пускает газету «Новая линия». Короче, детская пресса у нас живет, развивается, привлекает все новых сторонни ков. Что ж е он а д а е т общ еству? Об этом говорит р едактор ж урн ал а «Время колокольчиков» Детского о р д е н а м ило сердия М еж дун ар одн ой ф ед ер ац и и детских организаций Ольга ВАСИЛЬЕВА. — У ребят должна быть своя трибуна. Как славно, когда можно свободно высказывать свои мысли, полемизировать, не боясь получить за это «не ту» оценку в школьный журнал. Где как не в детском издании ребенок может выразить себя? Острые вопросы, всплеск эмоций, крик души... Кроме того, в руках уме лого организатора — а руководители таких изданий, как прави ло, люди с педагогической жилкой, острым чувством тревоги за нынешнее поколение — оно превращается в мощный инстру мент воспитания личности. Мне не раз приходилось бывать на международных фестива лях детской прессы, где юнкоры озабоченно говорят о состоянии «взрослых* СМИ, мечтают вырасти и стать честными, правди выми журналистами, делать нормальные газеты, радио- и теле передачи. Есть даже такой термин — «медиаобразование». Он предполагает обучение детей уже со школьной скамьи азам жур налистики. Им прививается вкус к этому виду деятельности, воспитывается требовательное, критическое отношение к масс- медиа. Несколько слов о нашем журнале, который выходит с 1992 года. Он объединяет ребятишек со слабым здоровьем и тех, кто рядом с ними. Мы не делаем акцент на болезнях, не проливаем ненужных слез. Мы просто рассказываем, как эти дети живут, как умеют не чувствовать себя обделенными, ущербными. Мы самыми первыми начали вести рубрику «Уроки оригами», когда в стране еще и книжек-то об этом не было. Дети так увлеклись! А в рубрике «Игротека» знакомим с такими играми, которые подходят и ребятам с разными заболеваниями, и здоровым. Вот скажите, во что можно играть с глухим ребенком? А у нас такие игры есть! И вот я стала замечать, что номера нашего журнала не уста ревают. У нас даже не журнал получается, а альманах. Говорю — получается, потому что очень надеюсь, что он и дальше будет выходить. Хотя проблем все больше. Главная, вы догадывае тесь, недостаток, а вернее, полное отсутствие финансов. Прихо дится искать спонсоров. А ведь наш журнал — бесплатный. Его ждут тысячи ребятишек, которые хотят быть услышанными и хотят слышать и слушать других. Записала Елена ТАРАВКОВА. В СЕ ДЕТИ — НАШИ НАЙДИ МЕНЯ, МАМА! > 'л' / \ 'ШШ} ? ^ || ЩЩ' | т§ | щШш Ваня К . Его умение рисовать иначе как талантом не назовешь. Ихотя работы не д е монстрируются на особых выставках, свер стники говорят, что он художник. Но мальчик скромен. Ваня серьезно относится кучебе, поручениям взрослых. Любит близких — у него три младшие сестренки и одна стар шая. Побывал в Италии, где его, как и дру гих ребят-сирот, встречали очень тепло. Та теплая страна осталась далеко, он —в Рос сии. ИВаня понимает, что это его родина. На таша А . Она мечтает о красивом пла тье и красивом городе, в котором будет жить. Что ж, вполне нормально для ее-то возрас та: Наташе тринадцать лет. Учится на «хоро шо» и «отлично». Занимается в музыкальной школе по классу фортепиано, участвует в выставке рисунков. Глаза у Наташи голубые, ^волосы—русые. шшшшш Люда П. В доме-интернате эта скром-1 ная девочка уже семь лет. Очень любит слу-1 шать музыку, и классическую—тоже. Девоч- | ка успешно занимается в музыкальной шко-1 ле. Среди сверстников пользуется уважени- ~ ем. В классе занимает ответственный пост § старосты. Глаза у Люды серые, волосы ру-1 сые. В конце лета ей исполнится 14 лет. .. .. зттк - Надя П. Э то сестренка Люды, которую вы видите на снимке выше. Она закончила третий класс. Правда, не на пятерки, но к знаниям стремится. Надя —подвижный, ве селый ребенок. Любит читать и рисовать. А еще эта девочка рукодельница. Так что стар- . шей сестре за нее не стыдно. Таня Л . Играет на кларнете. Считает, что если быть храбрым и честным, то многого можно добиться в жизни. Танюша очень лю бит смотреть индийские фильмы, потому что в них, как в сказке, добро побеждает зло и много танцев и музыки. Ей 13 лет. У Тани две сестры и два брата, о которых она ни- . когда не забывает. "'-т 4 - . ' " ' м в ш ш а н а я ш щ Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ... 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz