Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

30 МАЯ 2002 ЧЕТВЕ РГ № 21 (73 ) 1]_ _ _ _ С 0 | 0 3 Б е л а р у с ь —Р о с с и я * Р ы ч а г д л я э к о н о м и к и Окончание. Начало на стр. I Здесь, например, приступили кпрактическому решениювоп­ роса особственности наземлю. Белорусская же экономика, не имеющая достаточно развитой «подушки» мелких и средних предприятий, не способна, мол, эффективно воспринимать ин­ вестиции, втомчисле зарубеж­ ные. Междутеммерывэтомна­ правлениинепредпринимаются, адолямалого бизнеса вВВПне достигает встране и10 процен­ тов. Последнее обстоятельство, очевидно, иопределяет вольно пессимистические выводымно­ гих экономистов, называющих себя свободными. Они предре­ каютинфляциюза год в60—70 процентоввместо22—27 плано­ выхиснижениеростаВВПдо3,5 процента. Выполнить же прог­ нозные показатели, мол,невоз­ можноуже потому, чтоониизна­ чально были завышены. Но и драматизировать это обстоя­ тельство не стоит, увереныбо­ лее умеренные специалисты. Запасапрочностихватит, чтобы закончитьгодспокойно. Нетрудно заметить, что эта позиция существенно отличает­ сяотофициальной. Нодаже ес­ ли истина лежит где-то между крайнихточекзрения, очевидно, чтоситуациявэкономикетребу­ ет неких фундаментальных ре­ шений. Вчастности, иво власт­ ных структурах немало тех, кто настаиваетнаразвитиичастного предпринимательства. Несколь­ комесяцев назад был разрабо­ тан проект Декрета о сокраще­ ниичислалицензируемыхвидов деятельности хотя бы до 42-х. Этотвопросчетыреразарассма­ тривалПрезидиумСоветамини­ стров. Ноотраслевые министер­ ства нежелаютрасставаться со своими административными полномочиями. Пример, увы, ти­ пичный. Взамороженномсосто­ яниизаконодательныйактобуп­ рощенной системе налогообло­ жения предпринимателей (по российскомуобразцу), аМинфин иМинэкономики не могут дого­ воритьсяоединойставке налога для малого бизнеса. Беларусь осталась, пожалуй, единствен­ ной страной СНГ, где сохрани­ ласьархаичная система регист­ рациисубъектовхозяйствования поразрешительномупринципу, к тому же чрезвычайно громозд­ кая. Апока Президент Беларуси потребовалотпремьер-минист­ раГеннадияНовицкогодойтидо каждогопредприятия, нообеспе­ читьзапланированныйрост. Как сработает административный рычаг, станет ясно уже по ре­ зультатам работы белорусской экономикивпервомполугодии. О с н о в н ы е р е з у л ь т а т ы э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я Р о с с и и , Б е л а р у с и и У к р аи ны Индекс потребительских цен 1—Россия, 2—Беларусь, 3—Украина Х и м и к и г о в о р я т н а о д н о м я з ы к е З а в е р ш е н а п е р в а я с о ю з н а я п р о г р а м м а в о б л а с т и х и м и ч е с к о г о м аш и н о с т р о е н и я Е лена Е рм и че в а МОСКВА ПОДВЕДЕНИЮитоговреализа­ ции программы «Организация серийного производства обору­ дования для выпуска химиче­ ских волокон» былипосвящены заседание совета управляющих Межгосударственннойпромыш­ ленно-финансовой группы «Формаш» иобщеегодовое соб­ рание акционеров центральной компаниигруппы. Неслучайно в зале присутствовалипредстави­ тели Постоянного комитетаСо­ юзного государства, аппарата правительства Республики Бе­ ларусь, ряда министерств иве­ домствстран-соседей. Сегодня «Формаш» —свое­ образная визитнаякарточкаСо­ юзного государства. Созданная по инициативе машинострои­ тельных заводов, НИИ, атакже объединений по производству химволоконРоссии, Беларуси и Украиныс цельюизготовления высококачественного и конку­ рентоспособного оборудования для производства химических нитей, волоконитоваровнарод­ ного потребления, группаявля­ ется одной из наиболее успеш­ ныхпромышленно-финансовых структурнапостсоветскомпро­ странстве. В 2001 году группа «Фор­ маш» продолжалаработыпоре­ ализации одной из важнейших программ Союза Беларуси и России—«Организации серий­ ного производства оборудова­ ниядля выпускахимическихво­ локон». Государственными за­ казчикамипрограммывыступа­ ют Минпромнауки Российской Федерации и государственный концернпонефтиихимии «Бел- нефтехим». По словам генерального ди­ ректора «Формаша» Владисла­ ва Демтирова, технические и экономические показатели ма­ шин делают их конкурентоспо­ собными на мировом рынке. В рамках союзной программы в 1998—2001 годахмодернизиро­ ванагрегатдляполучениявысо­ копрочного шинного корда. Та­ кие агрегаты необходимы для реконструкции Кемеровского, Барнаульского, Курского, Волж­ ского, Щекинскогопредприятий химических волокон в России, ЧерниговскоговУкраинеиГрод­ ненского —вБеларуси. Специалисты научно-иссле­ довательских центров промыш­ леннойгруппыпроанализирова­ лисостояние дел с производст­ вом специальных химических волоконнапредприятияхРоссии иБеларуси. Врезультате были предложеныпроектыновых на­ учно-техническихпрограммСо­ юзного государства. Ход реализации союзных программвобласти химическо­ го машиностроения комменти­ рует консультант отдела безо­ пасности и правоохранитель­ нойдеятельностиДепартамен­ таПостоянногокомитетаСоюза Беларуси и России Михаил ОСИПОВ. — К а к и е в ы год ы с у л и т с о т ­ р у д н и ч е с т в о х и м и к о в Р о с с и и и Б е л а р у с и ? Ч т о у ж е с д е л а н о , ч то в б л и ж а й ш и х п л а н а х ? —Первое соглашение о сот­ рудничествеРоссии, Беларуси и Украинывобласти создания хи­ мических волокониоборудова­ ниядляихвыпуска былоподпи­ санов1994году. Позднее —уже в1998—1999 годах—была соз­ дана межгосударственная фи­ нансово-промышленная группа «Формаш», которая сегодня за­ нимается реализацией союзных программвобласти химическо­ го машиностроения. Говоря об итогаходнойизтакихпрограмм, приятносообщить, чтопрограм­ ма «Организация серийного производстваоборудованиядля выпуска химических волокон» практическивыполнена. Теперь слово за теми, радикоговсе бы­ ло организовано. 17—24 июняв Гродно будут принимать обору­ дование, созданное на россий­ скихпредприятияхдля нужд Бе­ ларуси врамках этой програм­ мы. А24—28 августа подобная акцияпройдетвСветлогорске. Однаиз основныхцелей про­ граммы—добитьсямаксималь­ но высокогоэкологического эф­ фекта. Наши специалистысоз­ дали замкнутыйциклпроизвод­ ства—разработалитехнологию сокращения вредных выбросов химических элементов в атмо­ сферуиводоемы. Иприэтомдо­ билисьснижения энергоемкости изатрат. Отнынемыможемпро­ изводить более дешевую, каче­ ственнуюпродукцию, конкурен­ тоспособнуюнамировомрынке. Ещеодинважныймомент, ко­ торыйподталкиваетироссиян, и белорусов кболее тесному сот­ рудничеству, — импортозаме- щение и модернизация произ­ водства. Всвое времядляБела­ русибыло закуплено несколько линий импортного оборудова­ ния, которое сегодня требует большихзатратнаремонтиэкс­ плуатацию. Наше оборудование позволяетпридовольно низких энергозатратах производитька­ чественнуюпродукцию. Еслиговоритьотом, выгодно ли участие в союзных програм­ мах российским ибелорусским химикам, то хочу напомнить: в Беларусипостроеныидействуют тримощныхпредприятия—Мо- гилевское, Светлргорское и Гродненское ПО«Химволокно». Все ониболее чемна90процен­ товоснащеныроссийскимобору­ дованием, котороенадежно, от­ носительно недорого и эффек­ тивно. Всвоюочередьпроизвод­ ствоединицымассыхимических волоконнатерриторииБеларуси обходится дешевле, чем в Рос­ сии, из-заразницывсебестоимо­ сти. Такчто выгода очевидна и дляодной, идлядругойстороны. ■ Еще недавно Транссиб считался важнейшим международным транзитным путем. П а в е л Б о р о д и н : М ы с т р о и м д л я н а ш и х н а р о д о в , а н е д л я ч и н о в н и к о в Окончание. Начало на стр. I Ведь Союзное государство прежде всегостроитсядляповы­ шенияжизненного уровнянаро­ дов РоссиииБеларуси, а не для чиновников. 4 июня в Москве состоится очередноезаседаниеСоветаМи­ нистров Союзного государства. ВчерамывПостоянномкомитете обсуждали повесткуднязаседа­ нияСовмина, вней 17вопросов. Апотомобсуждалиповесткуза­ седания следующего, сентябрь­ скогозаседанияСовмина.Таквот тамподномером11 значилсяво­ прос о торгово-экономическом сотрудничестве БеларусииРос­ сии. Яхочу сказать, что некото­ рые предлагали исключить этот вопрос, но вконце концов было принято решение поставить его на первое место вповестке дня заседания сентябрьскогоСовми­ на. Другое, не менее актуальное направление союзного строи­ тельства, —формирование об­ щегонормативно-правовогопро­ странства. Занескольколет, осо­ бенно за последниедва года, мы заключилиогромноеколичество соглашений потарифной, тамо­ женнойиценовойполитике. Пра­ ктически выстраивается единое экономическоеиправовое поле, на котором будут действовать единые законы. Мыподходим к единойвалюте. Итретийблокзадач—собст­ венно государственное строи­ тельство. Еслиеще два года на­ зад Высший Государственный СоветСоюзногогосударствасо­ биралсяразвгод, тотеперьтакие заседания проходятза годтриж­ ды. АктивноработаетСоветМи­ нистров, Парламентское собра­ ние Союза. Государственное строительствовыходитнановый уровень. Так, подготовленцелый ряд проектов Конституционного АктаСоюзногогосударства. — А в о т з д е с ь х о т е л о с ь бы с п р о с и т ь , к о г д а в с е -т а к и б у ­ д е т п р и н я т К о н с т и т у ц и о н н ы й А к т , к о г д а р е а л ь н о м о г у т с о ­ с т о я т ь с я в ы б о р ы в с о ю з н ы й п а р л а м ен т ? —СегоднянадпроектомКон­ ституционногоАктаоченьактив­ ноработаютАдминистрацияПре­ зидента Республики Беларусь, Министерство юстиции России, Постоянныйкомитет, ряднаучно- исследовательских институтов государства и права. 11 июня в Санкт-Петербурге президенты Беларуси и России намерены рассмотреть вопрососостоянии готовностиКонституционногоАк­ та, о выборах союзного парла­ мента. Словом, мывполне спо­ собны в ноябре —декабре ны­ нешнего года вынести проект КонституционногоАктанарефе­ рендум. Вначале будущего года возможно проведение референ­ дума, азатемивыбороввпарла­ ментСоюзногогосударства. — И в Р о с с и и , и в Б е л а р у с и м н о г и е с л ы ш а л и о т о м , ч т о « П а в е л Б о р о д и н з а т е в а е т с у ­ п е р с т р о й к у — с о з д а н и е м о щ ­ н о г о т р а н с п о р т н о г о к о р и д о р а и з З а п а д н о й Е в р о п ы ч е р е з Б е л а р у с ь и Р о с с и ю в Ю г о - В о с т о ч н у ю А зи ю » . Р а с с к а ж и ­ т е , п о ж а л у й с т а , ч и т а т е л я м г а зе т ы « С О Ю З » п о д р о б н е е о б э т о м в а ш е м г р а н д и о зн о м п р о ек т е. —Идея транспортного евра­ зийскогокоридора—-идеянено­ вая, ейнесколькотысячлет. Гео­ графическиигеополитическиБе­ ларусьзанимаетуникальное по­ ложение —своеобразный мост между ЕвропойиАзией. Это са­ мый центр Европы. Идея строи­ тельстватранспортногокоридора изЕвропывАзиючерез Беларусь иРоссию—одна из самыхздра­ вых идей. Ведь сегодня товаро­ оборот между Европой иАзией составляет около 600 миллиар­ довдоллароввгод. Объемгрузо­ потока только между Западной ЕвропойистранамиЮго-Восточ­ нойАзии—более 248 миллиар­ довдолларовежегодно. Этомил­ лиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским пу­ тем(через Индийскийокеан, Су­ эцкий канал иСредиземное мо­ ре). Причемтоварооборотпосто­ янноувеличиваетсяи, попрогно­ замспециалистов, будетидаль­ ше возрастать. Однакопропуск­ наяспособностьСуэцкогоканала ограничена. Вообще морской транспорт имеет некий предел грузоперевозок (по количеству судов, потоннажу). Аведьпутьиз АзиивЕвропучерез РоссиюиБе­ ларусьнамногобыстрееидешев­ ле, чем по морю. Так, скажем, контейнеризТокиодо Роттерда­ маморем(черезСуэц) доставля­ етсяза 35 суток. ИзТокиодо Ган­ новера тотже самый контейнер — если его отправить через Транссиб с перевалкой в порту «Восточный»—дойдетза 15су­ ток! — А в ед ь Т р а н с с и б и гр ал в а ж ­ н ую р ол ь в о в р ем ен а С С С Р ... —Да, Транссибирскаямагист­ ральбылаважнейшиммеждуна­ родным транзитным путем, во времена расцвета японского «экономического чуда» именно поТранссибу возилась львиная доля продукции японской про­ мышленностивЗападнуюЕвро­ пу. Однакопосле распадаСовет­ скогоСоюза ипоявления неста­ бильностинапостсоветскомпро­ странствезарубежныегрузыста­ лиобходитьнасстороной. Авре­ зультате, скажем, тайваньская иликорейскаяэлектроникапопа­ даетвМосквунепороссийскому Транссибуачерез... Финляндию, кудакружнымморскимпутемдо­ ставляетсянаяпонскихсудах. По­ нятно, дешевлеотэтоговмосков­ ских магазинах тайваньские то­ варынестановятся. Иливозьмемтелекоммуника­ ции. Сегоднявсе основныемиро­ выетелекоммуникационные сис­ темы проходят по дну океанов, что чрезвычайно дорого. Ведь там, надне, непоставишьуплот­ няющие станции, которыедолж­ ныбытьнакаждомчетырехсотом километреэтихсвязей. Анасуше —вБеларусииРоссии—сколько угодно. Отсюда, кстати, выйдет существеннаяэкономиянаодних только проводах. Поэтому серь­ езныйзападныйбизнес оченьза­ интересованвстроительствеЕв­ разийскоготранспортного кори­ дора. — В С М И б ы л и с о о б щ е н и я о в а ш и х в с т р е ч а х с к р у п н ы м и за п а д н ы м и б и з н е с м е н а м и . В р е з у л ь т а т е п о д п и с а н ы к а к и е - т о д о к у м е н т ы и л и п о к а в с е о с т а е т с я н а у р о в н е п е р е г о в о ­ р ов ? — Зарубежные бизнесмены готовы дать деньги для строи­ тельства. Со мной встречались представители крупнейших французских, итальянскихигер­ манских компаний, в том числе концерна «Ферросталь»икомпа­ нии «Дюмест». Был подписан протоколонамеренияхпопроек­ тустроительстватранспортного коридора на участке Брест — Минск—Москва (коридор№2). Его, кстати, подписали министр путейсообщения России, генди­ ректор Российского дорожного агентства, министр РФпо атом­ нойэнергии, вице-премьерБела­ руси, директорБелорусскойже­ лезнойдорогиидругие. Предпо­ лагается, чтоэтотпроектстоимо­ стью20миллиардовдолларовбу­ детполностьюфинансироваться зарубежными инвесторами: ни копейки бюджетных средств не понадобится! — И к а к о в п р а к т и ч е с к и й р е ­ зу л ь та т ? —Даникакого. Понятьнемогу —даютденьги, амыихнеберем! Немогупонять, почемумыникак не можемначать строитьтранс­ портныйкоридор. Ведьмыпосле­ довательно иуверенно интегри­ руемсясевропейскойимировой экономическими системами, а здесь без созданиятранспортно­ гокоридора не обойтись. Ктому жеунасестьвозможность полу­ чатьколоссальныеденьгиотпе­ реброски грузов. Россия в пос­ леднее времяежегоднополучает оттранзитапоее территорииза­ рубежных товаров один милли­ арддолларов. Многоэто илима­ ло?Суммавроде бывнушитель­ ная, однако ежегодные транзит­ ные доходы Советского Союза составляли 15 миллиардов дол­ ларов. Другими словами, иРос­ сия, иБеларусьмогутзначитель­ но увеличить свои транзитные доходы. К тому же надо помнить: транспортный коридор—это не простоавтодорогаилижелезно­ дорожная ветка. В наше время транспортныйкоридор—это со­ вокупностьцелойсетииавтомо­ бильных, ижелезныхдорог, или­ нийэлектропередач, игазопрово­ дов, ивсейсопутствующейинф­ раструктуры — заправочные станции, автомастерские, терми­ налы, гостиницы, пунктыпитания ит.п. Это вконце концов целые поселкиигорода. Помните, уОстровского есть пьеса, гдедва купцаразмышля­ ют, кудавыгоднее вложитьдень­ ги при постройке «чугунки» — железной дороги. В конце дис­ куссии один купец резюмирует: «Ябывот капиталомкакрассу­ дил—строитьтрактирыидворы постоялые, атоидомадоходные вдоль дороги-то. Люд чугункой кормитьсябудет, оседатьпоней, иместь, питьиспатьгдей-тона- дыть. Вон в Верхнем Низовске какчугункустроитьстали, такод­ нихмастеровыхпятьтыщнагна­ ли. Акаквагонытуда-сюдапого­ нят, такнародуеще больше ста­ нет»... Ведь все у нас есть—строи­ тельные машины, самосвалы, люди, причемпрекрасные специ­ алисты. Строительство транс­ портного коридора—этодолго­ временнаяпрограммазанятости для сотентысяччеловеквБела­ русииРоссии! Транспортныйко­ ридорможетстатьлокомотивом белорусско-российскойинтегра­ ции. — П а в е л П а в л о в и ч , и з в е с т н о , ч т о вы р о д и л и с ь в Н и ж е г о ­ р о д с к о й о б л а с т и , а з а т е м с р о д и т е л я м и п е р е е х а л и в С и ­ б и р ь . И м н о г о л е т ж и л и и р а ­ б о т а л и в А з и и , п р и ч ем в с а ­ м о м , м о ж н о с к а з а т ь , е е с е р д ­ ц е — в Т у в е и Я к у т и и . А к а к вы о т н о с и т е с ь к е в р а зи й с т в у , к е г о ц е н т р а л ь н о й и д е е о н е ­ р азр ы в н о й к у л ь т у р н о й , п о л и ­ т и ч е с к о й и э к о н о м и ч е с к о й с в я зи н а р о д о в Р о с с и и и А зи и , о т о м , ч т о м ы ж и в е м в н у тр и у н и к а л ь н о й и с а м о б ы т н о й ц и ­ в и л и за ц и и — е в р а зи й ск о й ? —Любимаямояшутка: япро­ жил16летвТуве, 20летвЯкутии, 5летвУльяновске, где основная нация — чумотары (чуваши, мордва, татары), так что мне с русскимитяжело. Аеще ялюблю выражение—потрилюбого рус­ ского, наружу вылезет татарин. Что яхочу сказать: мыдействи­ тельноодинбольшойнарод, унас единствовкрови. Многимненра­ витсяслово«обречены», ноясчи­ таю: мыименно обреченыжить вместе. Вглубиннойосновекуль­ турмногочисленныхнародовЕв­ разиилежитединаяевразийская культура. Мы на генетическом уровне обречены быть вместе. Поэтому, конечно, ясимпатизи­ руюевразийским идеям идаже являюсьчленомнаблюдательно­ го совета Евразийской партии России. Но должен заметить —дело не только вкультуре ипсихоло­ гии. Дело еще и в объективной экономической необходимости. Американские экономистыпод­ считали: современный внутрен­ нийрынокдолженсостоятьпри­ мерно из 300 миллионов потре­ бителей. Толькотогдарынокэф­ фективно работает, а промыш­ ленностьустойчиворазвивается. Вот, кстати, одна из основных причинобъединенияЕвропы, вот почему между США и Канадой фактическинетграниц. Была, значит, экономическая целесообразность существова­ нияиСССР. Поэтомуновыенеза­ висимыегосударствапостсовет­ ского пространства неизбежно будут, покрайнеймере экономи­ чески, объединяться. Могут ос­ татьсяпрезиденты,гербы, гимны, флаги, резиденции, другие атри­ бутысуверенности, но экономи­ ческое единствопостсоветского пространства, скорее всего, бу­ дет восстановлено. Экономика властно диктует свои правила, тутужполитикамникуданедеть­ ся. Аеслиобъединениятребуюти люди... — Н е д а в н о п р и н я т о р е ш е н и е о п р и с у ж д е н и и п р ем и й С о ю з ­ н о г о г о с у д а р с т в а в о б л а с т и л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а . К а к вы с ч и т а е т е , м о ж е т б ы т ь , с т о и т у ч р е д и т ь е щ е п р е м и и д л я т е х , к т о а к т и в н о р а б о т а е т н а н а ш С о ю з и в д р у г и х с ф е ­ р а х — в н а у к е , т е х н и к е , о б р а ­ зо в а н и и и Т.Д.? —Считаю, такбудетсправед­ ливоиправильно. Обэтомужего­ ворили, вчастности, ученые, име­ ющиезаслугипередСоюзнымго­ сударством. Конечно, надопоощ­ рять всех, кто искренне предан идее братства.наших народов и вкладываетсвойтрудвсоюзное строительство. — П а в е л П а в л о в и ч ! Е сл и п о ­ з в о л и т е , н е с к о л ь к о л и ч н ы х в о п р о с о в . Г о т о в я с ь к и н т е р ­ в ь ю , м ы п р о с м о т р е л и м н о г о ­ ч и с л е н н ы е в а р и а н т ы в а ш е й б и о г р а ф и и , о п у б л и к о в а н н ы е в И н т е р н е т е , н о н е н а ш л и и н ­ ф о р м а ц и и о в аш и х р о д и т е л я х . Р а с с к а ж и т е , п о ж а л у й с т а , о н и х , о с в о и х б л и з к и х , о с в о е м д е т с т в е . —Мой отец Бородин Павел Федорович, 1907 годарождения, строитель, окончилОмскийстро­ ительный институт. Мой родной дядя, старшийбратотца, Никита ФедоровичБородин, всвое вре­ мябылдругомВорошилова, Бу­ денного. Оба прошли Великую Отечественную войну, а потом сталинские репрессии. В1950-х годахбылиоправданы, восстано­ вленыввоинскихзваниях. В1964 годуотецумер. МатьДубровина ЛинаИвановна, экономист. Мама жива, ей88летвэтомгодубудет, живет сейчас в Москве с млад­ шейсестрой. Бородины родом из Орла, а Дубровины—изТамбовскойоб­ ласти. Аяпоявилсянасветвго­ родеШахуньяГорьковскойобла­ сти25 октября 1946 года. Впро­ чем, таммыпрожилинедолго— отец был репрессирован, и мы переехалисначалаподОмск, по­ том в город Кызыл Тувинской республики. ВТуве япрожилдо 17 лет, в 1964 году поступил в Московскийинститутхимическо­ го машиностроения. Работать, кстати, яначал в6лет—еще в школу не ходил, но устроился в подсобное хозяйство, пропалы­ вал грядки. Работал ившколь­ ные годы, ивстуденческие груз­ чиком, водителем. Затеминсти­ тут. Меняединственного из 650 выпускниковоставили работать преподавателем экономическо­ го факультета. Днем препода­ вал, вечеромразгружал вагоны. Такчтоидетство, июностьуме­ ня, можно сказать, трудовые. Жилитрудно, ивдетстве кусок сахарабылдляменяглавнымла­ комством. — С г о д а м и в к у сы м е н я ю т с я , а с ег о д н я в а ш е л ю б и м о е б л ю ­ д о ? —Да я и сегодня не гурман, люблюсвежие овощи, особенно помидорыиогурцы, неоткажусь отрыбы. — А л ю б и м ы й в аш п р а зд н и к ? —Воскресенье. Прихожу до­ мой, собираютсядети, внуки, на­ чинаетсяшум, гам, потасовки, де­ ление велосипедов... Семейная атмосфера—вотчтоялюблю. — В р я д л и к о м у -т о н е и з в е с т ­ н о , ч т о П а в е л Б о р о д и н — а за р т н ы й ф у т б о л и с т , и г р а ю ­ щ и й н а м е с т е ц е н т р а л ь н о г о н а п а д а ю щ е г о . М е н е е и з в е с т ­ н о , ч т о вы в м о л о д о с т и а к ­ т и в н о и гр а л и в б а с к е т б о л . Н е м о гл и б ы вы р а с с к а за т ь о в а ­ ш и х с п о р т и в н ы х п р и с т р а с т и ­ я х . —Да, явмолодостимногоиг­ ралвбаскетбол, вчастности, иг­ рал за Московский институт хи­ мического машиностроения в 1964—1967годах.Тренеромунас былАнатолийМихайлов, главный тренер подмосковного «Спарта­ ка», мыиграливвысшейгруппе класса «А» вузовгородаМосквы —дваразазанималивтороемес­ то, двараза—третье. Авфутбол по-настоящему я началигратьв1993году, в46лет. За это время на большом фут­ больномполеязабил2585голов! Вмоемвозрасте некоторые ипо полю-тофутбольному бегатькак следует не могут, а я вот заби­ ваю... И, кслову, «Спартаку» я забил пять голов, «Арарату» — шесть. Причемяихсамзабиваю игоржусь этим. Для сравнения: Пеле забил только 1252 гола. Я люблю футбол. А еще люблю бокс—это мужскойвид спорта. Вот недавно по инициативе из­ вестного российского боксера Виктора Рыбакова создана Фе­ дерация бокса Союзного госу­ дарства—яэтоделоподдержал, таккаксчитаю: ивспорте бело­ русы и россияне должны быть вместе. Беседовали АлександрБАТЫГИН, АркадийМЕДВЕДЕВ. Мы с т о б о й д в а б е р е г а . . . коллеги Лилия Хлыстун МИНСК ВБЕЛОРУССКОММИДеподпи­ саномежправительственноесог­ лашение о сотрудничестве воб­ ласти охраны и рационального использования трансграничных водныхобъектов. Документосно­ вываетсянапринципах «Конвен­ ции об охране и использовании трансграничныхводотоковиме­ ждународныхозер», принятой10 летназадвХельсинки. Пословам заместителя министра природ­ ных ресурсов РФИриныОсоки­ ной, онстал «абсолютнопракти­ ческимшагом вреализации со­ юзногодоговора». Это—не первый документ о сотрудничествевприродоохран­ ной сфере двух государств. Ра­ нее былоподписаноещедва, ка­ сающиеся концептуальных на­ правленийвобласти охраныок­ ружающейсредыирационально­ гоприродопользования, атакже изучениянедрнатрансграничных территориях. Вчисле общих на­ работоктакжесовместноепрове­ дение коллегий природоохран­ ныхведомств двух стран, на од­ ном из которых и был одобрен проектэтогосоглашения. ОтнынеБеларусьиРоссияна­ мереныобъединитьсвоиусилия поосуществлениюводохозяйст­ венныхиводоохранныхмеропри­ ятий, научных исследований, а такжеунификациииразработке нормативов, методов оценки и классификациикачества водыи источников загрязнения и т.д. Двустороннее сотрудничество позволитстранамрациональнее использоватьводные богатства. Вближайшее времябудутсозда­ нысовместная комиссияирабо­ чиегруппыпорешению«водных» проблем. Ведьпомимотрехкруп­ ныхрек, связывающихнашигосу­ дарства, — Западной Двины, Днепра и Сожа, в совместном пользованииимеется еще около 60 более мелких водных объек­ тов—речушек, ручьев, каналови озер. Несмотря на то что в пос­ ледние 5 лет экологическое со­ стояниеихулучшилось, природо­ охранныеслужбытревожитповы­ шенное содержание вводе азота ижелеза. Сбелорусскойстороны основнымизагрязнителямиявля­ ютсясельскохозяйственные объ­ екты, с российской —промыш­ ленныепредприятия. Вуменьше­ нииихнегативноговлияниянаок­ ружающуюсреду заинтересова­ ныобе стороны(тольковБелару­ си сейчас строится около сотни очистныхсооружений), носовме­ стныедействияпозволятрешать проблемыбыстрее икачествен­ нее. Поэтому первыми общими шагамипосле подписаниясогла­ шения, очевидно, станутинвента­ ризация наиболее значимых за­ грязнителей вприграничной по­ лосе, организация совместных наблюдений за состоянием вод, установление общих критериев ихкачества, реализацияинннова- ционных проектов и обмен ин­ формацией. Чтокасаетсяпослед­ негопункта, то, какрассказалми­ нистр природных ресурсов иох­ раныокружающейсредыБелару­ сиЛеонтийХоружик, понемупод­ готовленоотдельноесоглашение «Об обмене экологической ин­ формацией», чтодолжно гармо­ низировать отношения двух странвэтойсфере. Н о о с ф е р а п р о с в е т и т о б щ е с т в о ? ресурсы Евгений Писарев ТАМБОВ ВТАМБОВСКОЙобластипрошла 4-ямеждународнаяконференция «В.И. Вернадский:ноосферология иобразование». Вконференции принялиучастие свыше 500 уче­ ныхиспециалистовиз35субъек­ товРоссийскойФедерации, атак­ жепредставителиБеларуси,Укра­ ины, Германии. «Царствие моих идей впере­ ди»—этисловавеликогорусско­ гоученогоВладимираВернадско­ го оказались пророческими, как, впрочем, и его идеи. Экология, глобализация—этисовременные понятиятакилииначе связаныс учениемВ. Вернадскогооноосфе­ ре, сформулированнымимещев 20-егодыпрошлоговека. Профессор, академик РАЕН АнатолийНазаров, выступивший на конференции с докладом, за­ метил: судьба формирования идейвеликогоученогонаТамбов­ скойземлемалоизучена. Именно поэтому конференция прошла в Тамбовеивселе ВернадовкаПи- чаевскогорайона—родовомиме­ нииученого. Идеиученого, связанныесгло­ бальными процессами развития природыиобщества, на нынеш­ немэтапе неотделимыот эконо­ мики.Устойчивоеразвитиеприус­ ловиищадящего воздействия на окружающуюсредупотребуетно­ вых технологий, нового уровня экологическогообразования. Участникиконференциипола­ гают: творчество В. Вернадско­ го—одинизсамыхсущественных культурно-духовных факторов развития не только России, но и другихстранпередглобальными угрозами, авыводыученогодолж­ ныстатьаксиомойдлявыработки стратегииитактикигосударствен­ ногоразвития. Могут остаться президенты, гербы, гимны, флаги, резиденции, другие атрибуты суверенности, но экономическое единство постсоветского пространства, скорее всего, будет восстановлено.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz