Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Выпуск подготовил Виктор МАНАЕНКОВ при участии спе­ циалистов Комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка. Наприм ер, в есьма жаркие деб аты были вокруг того, что стационарная торговля в Лип ецке и обла сти стала в последнее вр емя сда вать свои позиции рынку . Если такая т енденция буд ет продолжаться и дальше, то это грозит «поглощением» рынком нашей торговой сети, недополу­ чением в бюджеты и сокращением рабочих мест. По мнению президента Торгово-промышленной компа­ нии «Торгсервис» Александра Павлова, оптово-розничные рынки и магазины должны не конкурировать между со­ бой, а развивать свой бизнес в разных направлениях. А для этого нужно не только предоставлять всем равные ус­ ловия для торговли, но и вырабатывать местным органам власти совместную стратегическую бизнес-политику. О ее необходимости высказались на этой встрече сразу несколько городских предпринимателей. Факт, на наш взгляд, симптоматичный. С одной стороны, он говорит о том, что наши деловые люди давно уже вышли из чисто лотошных интересов и хотят знать, как будет развиваться инфраструктура города и какое место в ней может занять тот или иной бизнес. А с другой стороны, факт подчерки­ вает то обстоятельство, что взаимовыгодное сотрудниче­ ство между властью и предпринимателями следует уже поднимать на совершенно иной уровень. В чем это, в частности, может выражаться? Многие липецкие предприниматели не знают, где им, скажем, луч­ ше размещать магазины, парикмахерские или кафе через год-другой. В центре Липецка это уже практически невоз­ можно сделать. Перспективней всего развивать свое дело в новых микрорайонах. Но для этого нужна информация о городской строительной программе и о возможности уча­ ствовать в ней. То есть здесь без единой стратегической политики никак не обойтись. А пока же, сделал вывод известный в Липецке предприниматель Александр Наза­ ров, взаимосвязь между бизнесом и властью развита не­ достаточно, и нужно менять характер их отношений. Общественные слушания коснулись и такой важней­ шей для нашего предпринимательства темы, как инвести­ рование. Денег из областного и городского бюджетов на поддержку и развитие малого бизнеса не хватает. Как ска­ зал руководитель ООО «Липецкпродукт» Валерий Ерохин, когда из огромного числа наших малых предприятий все­ го лишь 21 получает кредиты на выгодных для них усло­ виях, это ненормально. Начальник управления экономики администрации об­ ласти Татьяна Глуховкина по этому поводу заявила, что, учитывая возросшее в 2002 году число участников бизнес- проектов и трудности с формированием бюджета, предсто­ ит в дальнейшем внести некоторые изменения в админис­ тративную финансовую политику. Субсидирование процен­ тных ставок по банковским кредитам — это лишь одно из направлений в поддержке малого бизнеса. Предполагается, в частности, создание и у нас так на­ зываемых бизнес-инкубаторов. Во всяком случае, предло­ жения такие уже есть. Сами липецкие предприниматели, судя по всему, к бизнес-инкубаторам относятся по-разно­ му. Одни считают их вовсе необязательными, другие, как, например, Виктор Дибров, находящийся под большим впе­ чатлением от зарубежной поездки, совершенно противо­ положного мнения. Тем более что в Липецке, по его сло­ вам, много еще брошенных производственных площадок, где реально разместить целый технопарк и успешно при­ менять новую бизнес-модель. При всех проблемах с новой системой налогообложе­ ния в малом бизнесе, тем не менее, результаты его работы в этом году настраивают на оптимистический лад. По ста­ тистическим данным, за три первых месяца нынешнего года налоговые отчисления от этой сферы в бюджеты уве­ личились на 37 процентов, а число индивидуальных пред­ принимателей по-прежнему возрастает на 2-3 тысячи каж­ дый год. Это свидетельство того, что наш малый бизнес по-прежнему находится на подъеме. Виктор ТАМБОВЦЕВ. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. — Как р а зв и в а ет ся м а ­ лый б и з н е с в с ф е р е услуг? Наши пр едп ри н им атели по- прежнему приоритетным для с еб я считают комм ерцию ? —Последние 5 лет бытовое обслуживание населения раз­ вивалось устойчиво с ежегод­ ным 5-8-процентным ростом. Так, в прошлом году оказано услуг на 848,6 миллиона рублей, и из них40 процентов приходит­ ся на долю малых предприятий. Постоянно увеличивается сеть подразделений и приемных пун­ ктов. И в основном —за счет средств предпринимателей. Они все охотнее открывают па­ рикмахерские, мастерские по ремонту обуви, автостоянки, па­ вильоны по ремонту и техничес­ кому обслуживанию автотранс­ порта, то есть разрабатывают те виды деятельности, где не­ значительны материальные зат­ раты на организацию производ­ ства и быстра их окупаемость. — З н а ч и т , с и т у а ц и я з д е с ь в п о с л е д н е е время и з­ м е н и л а с ь ? К а к и х -н и б у д ь д в а -т р и го д а н а за д г о р о д с ­ кие предприним атели о б и з ­ н е с е в с ф е р е услуг и дум ать не х о т ел и ... —Тем не менее, нынешний предприниматель стал выби­ рать в бизнесе и иной, чем тор­ говля, путь. На мой взгляд, свя­ зано это с некоторым улучшени­ ем материального положения липчан и увеличением спроса на услуги, в том числе на бытовые. Деловые люди сразу же среа­ гировали на эти перемены и на­ чали вкладывать средства в развитие этой сферы. Причем одни стали ориентироваться на клиентов со скромным достат­ ком, другие—на состоятельных. Недавно в Липецке открылась немецкая химчистка «Беве- Файт», на которой установлено оборудование последних поко­ лений ведущих немецких фирм. Директор химчистки Е. Сушко- ва уверена, что огромные сред­ ства, вложенные в производ­ ство, обязательно окупятся, и в В О П Р О С - Щ ОТВЕТ ВМЕСТО «ЮБИЛЕЙНОГО» - Я живу в Липецке на улице Плеханова. Раньше всегда ходил за продук­ тами в магазин «Юби­ лейный». Но он давно уже на ремонте, и мы до сих пор не знаем, когда же его наконец откроют. Гово­ рят, что это будет та­ кой же супермаркет, как и «Калинка». Но тогда для меня, как и для мно­ гих других горожан, ма­ газин станет фактичес­ ки недоступным из-за высоких цен на продук­ ты. Г . -р. Мне бы хотелось через «Липецкую газету» уз­ нать о том, каким пред­ станет бывший « Юби­ лейный» перед нашими покупателями. С уважением Сергей СОЛОВЬЕВ, пенсионер. г. Липецк. Чтобы получить ответ на письмо липецкого пен­ сионера, мы обратились к руководству этого магази­ на. И вот что мы узнали. — Известный в городе магазин «Юбилейный» на улице Плеханова сменит свое название на «Корзин­ ку» с подзаголовком «Универсам экономичес­ кого класса». Режим ра­ боты — самообслужива­ ние. Особенность нового ма­ газина состоит в том, что цены здесь на основные продукты питания будут снижены примерно на 5-10 процентов и фактически приближены к рыночным. Снижения намечено до­ биться за счет подписания договоров на льготную по­ ставку продукции с това­ ропроизводителями из Ли­ пецкой области и других регионов. Такого класса магази­ на, рассчитанного на по­ купателя со средним дос­ татком, в Липецкой обла­ сти до сих пор не было. По­ добные комм ерческие предприятия широко прак­ тикую тся, например в Москве, и являются серь­ езным конкурентом про­ довольственным рынкам: при тех же ценах на товар здесь несравненно выше уровень обслуживания клиентов. Получается и в самом деле взаимовыгод­ ная и экономичная торгов­ ля: одни приобретают в ци­ вилизованных условиях продукты по рыночным це­ нам, другие — реализуют их в гораздо большем объеме. Магазин «Корзинка» на улице Плеханова откро­ ется в начале июня — точ­ ная дата пока неизвестна. Здесь полностью заменено торговое оборудование, персонал подготовлен к работе. В перспективе плани­ руется открыть в Липецке целую сеть .(не менее 10) универсамов экономичес­ кого класса. По сути, это будет означать, что наша торговля в ближайшем бу­ дущем пойдет по новому бизнес-направлению — оптимизации расходов и повышению культуры об­ служивания. БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ И н к у б а т о р л & л ( у 6 ^ с х П р о п п о в В конце мая в областной Торгово-промышленной палате состоялись общественные слушания, в кото­ рых участвовали представили областной и городс­ кой администраций, общественных организаций и группа липецких предпринимателей. Предполагался таким образом непринужденный деловой разговор по различным проблемам в сфере малого бизнеса. В частности, по единому социальному налогу, инвести­ ционной поддержке и кредитной политике. Однако, как выяснилось в ходе общественных слу­ шаний, обмен мнениями за «круглым столом» вышел далеко за круг очерченных тем. С О Ц И А Л Ь Н Ы Й НАЛОГ Н а ш с е г о д н я ш н и й с о б е с е д н и к Т а т ь я ­ н а М а х о в а и м е е т б о л ь ш о й о п ы т р а б о т ы в с ф е р е у с л у г , а и м е н н о з д е с ь в п о с л е д н е е в р е м я о б о з н а ч и ­ л и с ь н а и б о л е е о с т р о , н а н а ш в з г л я д , у с п е х и и п р о б л е м ы м а л о г о б и з н е с а . выигрыше будут все. Скоро от­ кроется еще и еврохимчистка «Сана-Липецк». Можно смело говорить, что в нашем городе сформировалась достаточно развитая сервисная структура. Появилась уверен­ ность, что за сферой услуг —бу­ дущее. Некоторые предпринима­ тели открыли уже несколько предприятий. — Есть ли в эт о м у с п е х е какая-то роль администрации го р о д а ? Какую реальную п о д ­ д ерж к у м а л ом у б и з н е с у о к а ­ зы в а е т с е г о д н я г о р о д с к а я власть? —Чтобы стимулировать ра­ боту субъектов малого предпри­ нимательства в сфере услуг, ад­ министрация города предостав­ ляет льготы по арендной плате за использование нежилых помеще­ ний муниципальной собственно­ сти, а также проводит зачет сумм, затраченных на капитальный ре­ монт арендуемых зданий и поме­ щений, в счет арендной платы. Преимущества тут очевидны: ежемесячная арендная плата со­ ставила 6 рублей за 1 квадрат­ ный метр, тогда как для осталь­ ных предпринимателей, занятых в других секторах экономики, это обходилось в 8 с лишним раз до­ роже. Несмотря на то, что с 15 мая нынешнего года арендная плата увеличена, тем не менее в сфере услуг она составляет все­ го 25 процентов от утвержденной базовой ставки. Вцелом по Липецку более 100 предприятий различных форм собственности в сфере бытового обслуживания занимают свыше 15 тысяч квадратных метров. Дол­ жна заметить: в других регионах, например, в Воронеже и Курске, малые предприятия и предприни­ матели находятся, в отличие от нас, в более жестких условиях— льготы по арендной плате там не предусмотрены. Считаем, что го­ род только выигрывает от такого льготного режима в сфере быто­ вых услуг: будут открываться но­ вые предприятия и организовы­ ваться новые рабочие места. — А н е м ож ет получиться так, что муниципальны х п л о ­ щ а д ей в с ем п р ед п р и н и м а т е­ лям , захотевш им реали зовать с е б я н е на к ом м ер ч еск ом п о ­ п р ищ е, а на со ц и а л ь н о -бы т о ­ в о м , н е б у д е т х в а т а т ь ? То е с т ь , говоря рыночным я зы ­ ком , с п р о с в д а н н ом сл у ч а е б у д е т о п ер еж а т ь п р е д л о ж е ­ ния? —Пока запас муниципальных площадей, которые могут быть от­ даны в аренду, все-таки есть. Надо лишь вовремя обращаться в комитет по управлению муници­ пальным имуществом. Появи­ лись, например, свободные пло­ щади в МУПКП «Рембыттехника» по улице Октябрьской, и более 400 квадратных метров были пре­ доставлены предпринимателю Сушковой для организации евро­ химчистки. Но малый бизнес в сфере ус­ луг развивается не только на му­ ниципальных площадях. Есть при­ меры, когда предприниматель вкладывает средства в строи­ тельство новых помещений для организации парикмахерских, фотостудий, косметических сало- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ нов, павильонов по ремонту ав­ тотранспортных средств и так далее. — С начала го д а малый б и зн е с в с ф е р е бытового о б ­ сл уж и вани я, к р ом е уплаты ед и н о г о н ал ога на в м е н е н ­ ный д о х о д , упл ачи в ает ещ е и единый социальный налог. Как э т о повлияло на р а зв и ­ т и е м ал ого б и зн е с а ? — Введение социального налога стало для всех предпри­ ятий бытового обслуживания и предпринимателей по сути гу­ бительным. Если в 2001 году почти на всех предприятиях была получена прибыль, то за 3 месяца 2002 года практически везде получены убытки. Общая налоговая нагрузка для всех возросла в 3 и более раз и ма­ лые предприятия и предприни­ матели просто не в состоянии уплатить все налоги и обяза­ тельные платежи, которые тоже растут. Некоторые предприятия вынуждены пойти на уменьше­ ние заработной платы. Кроме того, предприниматели уходят в «тень» —это тоже наша реаль­ ность. Происходит рост неуч­ тенного наличного оборота, со­ крытие реального фонда опла­ ты труда. В результате —нико­ му от нововведений лучше не стало и поступлений от налогов ни прибавилось. Если в ближайшее время государственная политика по налогообложению малого и среднего бизнеса не изменит­ ся, то это может окончательно «подрезать» малый бизнес. Из­ вестно, что правительство по поручению президента вносит определенные изменения в на­ логообложение малого и сред­ него бизнеса в Государствен­ нуюДуму. Надеемся, что они по­ зволят создать нормальные для предпринимателей условия. Интервью подготовил Виктор МАНАЕНКОВ. Владимир УЛЬЯНЧЕВ. директор 0 0 0 «Владой»: «НАЧИНАТЬ ПРИШЛОСЬ КОММЕРЦИЕЙ.,,» ЛИДЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА Идея создания небольшого производства по гарантийному обслуживанию оытовой тех­ ники ведущих фирм-производителей возник­ ла у меня в 1995 году, когда на наш рынок буквально хлынула импортная аппаратура. Опыта к тому времени было достаточно — я проработал много лет в сфере бытового об­ служивания. Не было самого главного —обо ­ ротных средств на расчетном счете. Без этого нельзя было купить запасные части, чинить технику и тем более выходить на иностран­ ных производителей для гаранти» живания их фирменных товаров. ф - Ь С Л У - Как и многим тогда начинающим предпри­ нимателям, пришлось на первых порах занять­ ся коммерцией. Признаюсь, хотя к торгаше­ ству душа никогда не лежала, но именно с его помощью удалось скопить необходимый стартовый капитал. Первый договор ООО «Вла­ дой» заключило с фирмой «Сони». Дело это оказалось долгим и не­ простым—целыхдва года я зво­ нил в ее представительство в Москве, ездил туда не один раз, пока наконец не добился своего. Известную во всем мире фирму не смущало, что мы арендуем не­ большое помещение, что унас все­ го 2 мастера имы не государствен­ ная структура. «Сони» выдвинула, •тем не менее, к нам свое требова­ ние: обязательное наличие у нас компьютера, факса и оборудован­ ных рабочих мест. Лишь после вы­ полнения этих условий мы начали сотрудничать с фирмой. Вследую­ щем годууже заключили договор с «Шарпом». Администрация города поддер­ жала нашу инициативу, и комитет по управлению муниципальным имуществом выделил нужные нам площади для развития так необхо­ димого населению города вида ус­ луг. Далее развивать свой бизнес в этом направлении стало проще: ведущие иностранные компании, производящие электробытовую технику, нас уже достаточно хоро­ шо знали, приглашали на свои кон­ ференции вМоскву. Расширять круг деловых знакомств стало не такпро­ блематично, как раньше. Для зак­ лючения контракта со многими из нихдостаточно было нашей заявки и рекомендации уже имеющихся партнеров. Сегодня ООО «Владон» имеет право на гарантийное обслужива­ ние теле- и радиоаппаратуры, сти­ ральных машин, СВЧ-печей, конди­ ционеров идругой бытовой техни­ ки многих зарубежных и российс­ кихфирм. Среди нихтакие извест­ ные как «Эл Джи», «Самсунг», «Сони», «Панасоник», «Джи Ви Си» и российские «Рубин», «Рекорд», «Сокол», «Ролсен» и другие. Они поставляют нам комплектующие, обеспечивают необходимой тех­ ническойдокументацией, оказыва­ юттехническуюподдержку и обу­ чают наш персонал. Достаточно сказать, 18 раз наши работники посещали семинары по повыше­ нию своего профессионального мастерства. На областной конференции «Малый бизнес-2002» наше пред­ приятие было награждено почет­ ной грамотой за значительный вклад в развитие предпринима­ тельства в сфере услуг. Вуспехах ООО «Владон» никаких секретов нет: мыдаем возможность своим мастерам максимально раскрыть потенциал, работая по сдельной системе оплаты труда. Унекото­ рых из нихдействительно непло­ хо получается—ихсредний зара­ боток достигает 6,5 тысячи руб­ лей в месяц. Но совсем недавно нас изрядно «подкосило» введе­ ние единого социального налога. Вместе с единым налогом на вме­ ненный доход он стал для нас об­ ременительным. Надо ведьучиты­ вать и то обстоятельство, что у нас, кроме основных специалис­ тов, есть еще и директор, и сто­ рож, и уборщица, и другой пер­ сонал, на которых надо тоже пла­ тить единый налог на вмененный доход как за специалистов. Разумеется, чтобы компенси­ ровать затраты, пришлось повы­ шать прейскуранты. Очередной налоговый эксперимент отразил­ ся в итоге и на малых предприя­ тиях, и на нашем и без того бед­ ном населении. Как имногие малые предпри­ ятия, мы сталкиваемся с тем, что у нас нет своего помещения, а раз нет постоянного угла, то и нетуве­ ренности в завтрашнем дне. ООО «Владон» не можетсейчас вклады­ вать без оглядки деньги в модер­ низацию своего оборудования, так как нет гарантии того, что че­ рез годнаше место не займет кто- то другой. Ведь договор аренды заключается даже не на год, а до 29декабря. Мыне можем, по сути, развивать свой нелегкий бизнес, постоянно сидя на чемоданах. По моему мнению, с теми, кто занят в сфере услуг и связан дол­ госрочными обязательствами пе­ ред заказчиками, надо заключать договора не на год, а сразу на пять. Только тогда можно думать о перспективе, создании дополни­ тельных рабочих мест и реализа­ ции интересных бизнес-проектов. Городская администрация предо­ ставляет намльготы за аренду по­ мещений, и за это мы благодар­ ны ей. Тем не менее хотелось бы более твердых гарантий и более четко обозначенной по отношению кмалому бизнесу административ­ ной политики. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВЛИЦЕНЗИРОВАНИИ о тд ел ьны х видов д еятельно сти С 10 февраля этого года вступил в силу новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Закон в це­ лом сократил их число и упростил процедуру получения лицензии. Если раньше под лицензирование попадало 208 видов деятельности, то теперь лицензируются немногим более ста видов. Сократилось и число видов деятельности с 28 до 18, которые лицензируются субъектами РФ. Сегодня уже мож­ но без лицензии заниматься реализацией минеральной и питьевой воды, семян сельскохозяйственных растений, ра­ ботой по социальному обслуживанию населения и содей­ ствию занятости населения и т.д. Вместе с тем, наиболее социально значимый для населе­ ния бизнес будет лицензироваться по-прежнему, в том чис­ ле: медицинская деятельность, фармацевтическая, реализа­ ция алкогольной продукции, строительная, перевозка пас­ сажиров и другие Новый закон более довери­ тельно относится ктем предпри­ нимателям и организациям, ко­ торые уже имели лицензию и решили продлить срок ее дей­ ствия. Продление срока дей­ ствия лицензии будет прово­ диться по упрощенной схеме, с предоставлением меньшего ко­ личества документов, чем при ее получении, что позволит пред­ принимателям экономить время и средства. Переоформление лицензии должно быть проведе­ но не более чем за 10 дней. По видам деятельности, названным в законе, срок, на который выда­ ется лицензия, составляет пять лет. Наряду с мерами по созда­ нию более благоприятных усло­ вий для соискателей лицензий вновь принятый закон повышает роль и ответственность лицензи­ рующих органов по надзору за ис­ полнением лицензионных условий и требований предприятиями, организациями и предпринимате­ лями. Мы обязаны больше внима­ ния уделять квалификации специ­ алистов, занимающихся лицензи­ руемым видом деятельности, пото­ му что соответствующая работа или услуга должны выполняться работником, имеющим необходи­ мую профессиональную подготов­ ку. Некоторые виды деятельности будут находиться под особым кон­ тролем лицензирующих органов. Так, например, проектом положе­ ния по лицензированиюфармацев­ тическойдеятельности предусмот­ рено, что организации, осуществ­ ляющие реализацию лекарств и изделий медицинского назначе­ ния, должны проверяться по испол­ нению лицензионных условий не реже 1 раза в год. Более тщательно должны изу­ чаться документы, представлен­ ные соискателем лицензии. В связи с этим срок рассмотрения документов увеличен с 30 до 60 дней. Вслучае, если владелец ли­ цензии, осуществляя свою дея­ тельность, грубо нарушил дей­ ствующее законодательство и действие его лицензии приоста­ новлено, то возобновляется она лишь после проверки устранения нарушений с выездом на место. Большой проблемой для ли­ цензионных органов была рабо­ та с предприятиями, осуществ­ ляющими своюдеятельность без лицензии. Практически никаких мер к таким нарушителям зако­ на раньше мы принять не могли. В лучшем случае направлялась информация в милицию, налого­ вую полицию или инспекцию. С введением в действие новой ре­ дакции Кодекса об администра­ тивных правонарушениях лицен­ зирующие органы будут иметь право составлять протоколы об административных правонару­ шениях за работу без лицензии и за нарушение лицензионных требований и условий и направ­ лять их в суд для наложения штрафа. Мы считаем, что четкое ис­ полнение вновь принятых законо­ дательных актов в области ли­ цензирования позволит наряду с упрощением процедуры получе­ ния лицензий повысить качество выпускаемой продукции и услуг, оказываемых нашему населению. Геннадий БОГДАНОВ, зам . начальника управления лицензирования администрации области. БИЗНЕС-АФИША ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ в нюне 2002 1 . * АВТО И СЕРВИС-2002. Спец иализированная выставка транспорта и автосервиса. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня с.г. г. Красноярск. * ЭКВАТЕК-2002. Международная выставка и конгресс «Вода: экология и технология». Дата и место проведения: с 4 по 7 июня с.г. г. Москва, выставочный комплекс «Гостиныи двор». * СИТИ-СЕРВИС-2002. Специализированная выставка мебели, офисного и торгового обору­ дования. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. г. Омск. * БИЗНЕС XX1-2002. 9-я межрегиональная специализированная выставка. Бизнес. Эконо­ мика. Финансы. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. Выставочный комплекс в г. Самара. * Н1ТЕСН-2002. Высокие технологии. Инновации. Инвестиции. 7-я международная вы­ ставка-конгресс. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. г. Санкт-Петербург. * ЛЕТО -2002. Одежда. Обувь. Украшения. Галантерея. Косметика. Выставка потре­ бительских товаров. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня, г. Тюмень. * МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ-2002. Международный форум. Дата и место проведения: с 5 по 8 июня. Москва. ВВЦ. * ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОДУКТЫ. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ-2002. Международный форум. ^ Дата и место проведения: с 5 по 8 июня. г. Москва. ВВЦ, павильон № * РОССИЙСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ВЫСТАВКА-2002. Выставка-конгресс инвестиционных проектов в сфере недвижимости. Дата и место проведения: с 5 по 7 июня, г. Санкт-Петербург * ЧИСТОТА-2002. Специализированная выставка бытовой химии и услуг населению. Дата и место проведения: с с 5 по 8 июня. г. Санкт-Петербург. * КОНСУМ-2002. Выставка одежды и обуви. Продукция легкой и текстильной промыш­ ленности. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня. г. Ростов-на-Дону. * СОЛНЫШКО-2002. Выставка-ярмарка товаров для детей. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня, г. Ростов-на-Дону. * МИР ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ. 3-я Международная выставка. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня. г. Рязань. * МИР ТЕКСТИЛЯ-2002. Специализированная выставка. Дата и место проведения: 6 по 8 июня, г. Тверь. Информация предоставлена ЗАО «Межрегиональный Маркетинговый Центр» Липецк — Москва». Конт. тел. 77-07-35.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz