Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Выпуск подготовил Виктор МАНАЕНКОВ при участии спе циалистов Комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка. Наприм ер, в есьма жаркие деб аты были вокруг того, что стационарная торговля в Лип ецке и обла сти стала в последнее вр емя сда вать свои позиции рынку . Если такая т енденция буд ет продолжаться и дальше, то это грозит «поглощением» рынком нашей торговой сети, недополу чением в бюджеты и сокращением рабочих мест. По мнению президента Торгово-промышленной компа нии «Торгсервис» Александра Павлова, оптово-розничные рынки и магазины должны не конкурировать между со бой, а развивать свой бизнес в разных направлениях. А для этого нужно не только предоставлять всем равные ус ловия для торговли, но и вырабатывать местным органам власти совместную стратегическую бизнес-политику. О ее необходимости высказались на этой встрече сразу несколько городских предпринимателей. Факт, на наш взгляд, симптоматичный. С одной стороны, он говорит о том, что наши деловые люди давно уже вышли из чисто лотошных интересов и хотят знать, как будет развиваться инфраструктура города и какое место в ней может занять тот или иной бизнес. А с другой стороны, факт подчерки вает то обстоятельство, что взаимовыгодное сотрудниче ство между властью и предпринимателями следует уже поднимать на совершенно иной уровень. В чем это, в частности, может выражаться? Многие липецкие предприниматели не знают, где им, скажем, луч ше размещать магазины, парикмахерские или кафе через год-другой. В центре Липецка это уже практически невоз можно сделать. Перспективней всего развивать свое дело в новых микрорайонах. Но для этого нужна информация о городской строительной программе и о возможности уча ствовать в ней. То есть здесь без единой стратегической политики никак не обойтись. А пока же, сделал вывод известный в Липецке предприниматель Александр Наза ров, взаимосвязь между бизнесом и властью развита не достаточно, и нужно менять характер их отношений. Общественные слушания коснулись и такой важней шей для нашего предпринимательства темы, как инвести рование. Денег из областного и городского бюджетов на поддержку и развитие малого бизнеса не хватает. Как ска зал руководитель ООО «Липецкпродукт» Валерий Ерохин, когда из огромного числа наших малых предприятий все го лишь 21 получает кредиты на выгодных для них усло виях, это ненормально. Начальник управления экономики администрации об ласти Татьяна Глуховкина по этому поводу заявила, что, учитывая возросшее в 2002 году число участников бизнес- проектов и трудности с формированием бюджета, предсто ит в дальнейшем внести некоторые изменения в админис тративную финансовую политику. Субсидирование процен тных ставок по банковским кредитам — это лишь одно из направлений в поддержке малого бизнеса. Предполагается, в частности, создание и у нас так на зываемых бизнес-инкубаторов. Во всяком случае, предло жения такие уже есть. Сами липецкие предприниматели, судя по всему, к бизнес-инкубаторам относятся по-разно му. Одни считают их вовсе необязательными, другие, как, например, Виктор Дибров, находящийся под большим впе чатлением от зарубежной поездки, совершенно противо положного мнения. Тем более что в Липецке, по его сло вам, много еще брошенных производственных площадок, где реально разместить целый технопарк и успешно при менять новую бизнес-модель. При всех проблемах с новой системой налогообложе ния в малом бизнесе, тем не менее, результаты его работы в этом году настраивают на оптимистический лад. По ста тистическим данным, за три первых месяца нынешнего года налоговые отчисления от этой сферы в бюджеты уве личились на 37 процентов, а число индивидуальных пред принимателей по-прежнему возрастает на 2-3 тысячи каж дый год. Это свидетельство того, что наш малый бизнес по-прежнему находится на подъеме. Виктор ТАМБОВЦЕВ. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. — Как р а зв и в а ет ся м а лый б и з н е с в с ф е р е услуг? Наши пр едп ри н им атели по- прежнему приоритетным для с еб я считают комм ерцию ? —Последние 5 лет бытовое обслуживание населения раз вивалось устойчиво с ежегод ным 5-8-процентным ростом. Так, в прошлом году оказано услуг на 848,6 миллиона рублей, и из них40 процентов приходит ся на долю малых предприятий. Постоянно увеличивается сеть подразделений и приемных пун ктов. И в основном —за счет средств предпринимателей. Они все охотнее открывают па рикмахерские, мастерские по ремонту обуви, автостоянки, па вильоны по ремонту и техничес кому обслуживанию автотранс порта, то есть разрабатывают те виды деятельности, где не значительны материальные зат раты на организацию производ ства и быстра их окупаемость. — З н а ч и т , с и т у а ц и я з д е с ь в п о с л е д н е е время и з м е н и л а с ь ? К а к и х -н и б у д ь д в а -т р и го д а н а за д г о р о д с кие предприним атели о б и з н е с е в с ф е р е услуг и дум ать не х о т ел и ... —Тем не менее, нынешний предприниматель стал выби рать в бизнесе и иной, чем тор говля, путь. На мой взгляд, свя зано это с некоторым улучшени ем материального положения липчан и увеличением спроса на услуги, в том числе на бытовые. Деловые люди сразу же среа гировали на эти перемены и на чали вкладывать средства в развитие этой сферы. Причем одни стали ориентироваться на клиентов со скромным достат ком, другие—на состоятельных. Недавно в Липецке открылась немецкая химчистка «Беве- Файт», на которой установлено оборудование последних поко лений ведущих немецких фирм. Директор химчистки Е. Сушко- ва уверена, что огромные сред ства, вложенные в производ ство, обязательно окупятся, и в В О П Р О С - Щ ОТВЕТ ВМЕСТО «ЮБИЛЕЙНОГО» - Я живу в Липецке на улице Плеханова. Раньше всегда ходил за продук тами в магазин «Юби лейный». Но он давно уже на ремонте, и мы до сих пор не знаем, когда же его наконец откроют. Гово рят, что это будет та кой же супермаркет, как и «Калинка». Но тогда для меня, как и для мно гих других горожан, ма газин станет фактичес ки недоступным из-за высоких цен на продук ты. Г . -р. Мне бы хотелось через «Липецкую газету» уз нать о том, каким пред станет бывший « Юби лейный» перед нашими покупателями. С уважением Сергей СОЛОВЬЕВ, пенсионер. г. Липецк. Чтобы получить ответ на письмо липецкого пен сионера, мы обратились к руководству этого магази на. И вот что мы узнали. — Известный в городе магазин «Юбилейный» на улице Плеханова сменит свое название на «Корзин ку» с подзаголовком «Универсам экономичес кого класса». Режим ра боты — самообслужива ние. Особенность нового ма газина состоит в том, что цены здесь на основные продукты питания будут снижены примерно на 5-10 процентов и фактически приближены к рыночным. Снижения намечено до биться за счет подписания договоров на льготную по ставку продукции с това ропроизводителями из Ли пецкой области и других регионов. Такого класса магази на, рассчитанного на по купателя со средним дос татком, в Липецкой обла сти до сих пор не было. По добные комм ерческие предприятия широко прак тикую тся, например в Москве, и являются серь езным конкурентом про довольственным рынкам: при тех же ценах на товар здесь несравненно выше уровень обслуживания клиентов. Получается и в самом деле взаимовыгод ная и экономичная торгов ля: одни приобретают в ци вилизованных условиях продукты по рыночным це нам, другие — реализуют их в гораздо большем объеме. Магазин «Корзинка» на улице Плеханова откро ется в начале июня — точ ная дата пока неизвестна. Здесь полностью заменено торговое оборудование, персонал подготовлен к работе. В перспективе плани руется открыть в Липецке целую сеть .(не менее 10) универсамов экономичес кого класса. По сути, это будет означать, что наша торговля в ближайшем бу дущем пойдет по новому бизнес-направлению — оптимизации расходов и повышению культуры об служивания. БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ И н к у б а т о р л & л ( у 6 ^ с х П р о п п о в В конце мая в областной Торгово-промышленной палате состоялись общественные слушания, в кото рых участвовали представили областной и городс кой администраций, общественных организаций и группа липецких предпринимателей. Предполагался таким образом непринужденный деловой разговор по различным проблемам в сфере малого бизнеса. В частности, по единому социальному налогу, инвести ционной поддержке и кредитной политике. Однако, как выяснилось в ходе общественных слу шаний, обмен мнениями за «круглым столом» вышел далеко за круг очерченных тем. С О Ц И А Л Ь Н Ы Й НАЛОГ Н а ш с е г о д н я ш н и й с о б е с е д н и к Т а т ь я н а М а х о в а и м е е т б о л ь ш о й о п ы т р а б о т ы в с ф е р е у с л у г , а и м е н н о з д е с ь в п о с л е д н е е в р е м я о б о з н а ч и л и с ь н а и б о л е е о с т р о , н а н а ш в з г л я д , у с п е х и и п р о б л е м ы м а л о г о б и з н е с а . выигрыше будут все. Скоро от кроется еще и еврохимчистка «Сана-Липецк». Можно смело говорить, что в нашем городе сформировалась достаточно развитая сервисная структура. Появилась уверен ность, что за сферой услуг —бу дущее. Некоторые предпринима тели открыли уже несколько предприятий. — Есть ли в эт о м у с п е х е какая-то роль администрации го р о д а ? Какую реальную п о д д ерж к у м а л ом у б и з н е с у о к а зы в а е т с е г о д н я г о р о д с к а я власть? —Чтобы стимулировать ра боту субъектов малого предпри нимательства в сфере услуг, ад министрация города предостав ляет льготы по арендной плате за использование нежилых помеще ний муниципальной собственно сти, а также проводит зачет сумм, затраченных на капитальный ре монт арендуемых зданий и поме щений, в счет арендной платы. Преимущества тут очевидны: ежемесячная арендная плата со ставила 6 рублей за 1 квадрат ный метр, тогда как для осталь ных предпринимателей, занятых в других секторах экономики, это обходилось в 8 с лишним раз до роже. Несмотря на то, что с 15 мая нынешнего года арендная плата увеличена, тем не менее в сфере услуг она составляет все го 25 процентов от утвержденной базовой ставки. Вцелом по Липецку более 100 предприятий различных форм собственности в сфере бытового обслуживания занимают свыше 15 тысяч квадратных метров. Дол жна заметить: в других регионах, например, в Воронеже и Курске, малые предприятия и предприни матели находятся, в отличие от нас, в более жестких условиях— льготы по арендной плате там не предусмотрены. Считаем, что го род только выигрывает от такого льготного режима в сфере быто вых услуг: будут открываться но вые предприятия и организовы ваться новые рабочие места. — А н е м ож ет получиться так, что муниципальны х п л о щ а д ей в с ем п р ед п р и н и м а т е лям , захотевш им реали зовать с е б я н е на к ом м ер ч еск ом п о п р ищ е, а на со ц и а л ь н о -бы т о в о м , н е б у д е т х в а т а т ь ? То е с т ь , говоря рыночным я зы ком , с п р о с в д а н н ом сл у ч а е б у д е т о п ер еж а т ь п р е д л о ж е ния? —Пока запас муниципальных площадей, которые могут быть от даны в аренду, все-таки есть. Надо лишь вовремя обращаться в комитет по управлению муници пальным имуществом. Появи лись, например, свободные пло щади в МУПКП «Рембыттехника» по улице Октябрьской, и более 400 квадратных метров были пре доставлены предпринимателю Сушковой для организации евро химчистки. Но малый бизнес в сфере ус луг развивается не только на му ниципальных площадях. Есть при меры, когда предприниматель вкладывает средства в строи тельство новых помещений для организации парикмахерских, фотостудий, косметических сало- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ нов, павильонов по ремонту ав тотранспортных средств и так далее. — С начала го д а малый б и зн е с в с ф е р е бытового о б сл уж и вани я, к р ом е уплаты ед и н о г о н ал ога на в м е н е н ный д о х о д , упл ачи в ает ещ е и единый социальный налог. Как э т о повлияло на р а зв и т и е м ал ого б и зн е с а ? — Введение социального налога стало для всех предпри ятий бытового обслуживания и предпринимателей по сути гу бительным. Если в 2001 году почти на всех предприятиях была получена прибыль, то за 3 месяца 2002 года практически везде получены убытки. Общая налоговая нагрузка для всех возросла в 3 и более раз и ма лые предприятия и предприни матели просто не в состоянии уплатить все налоги и обяза тельные платежи, которые тоже растут. Некоторые предприятия вынуждены пойти на уменьше ние заработной платы. Кроме того, предприниматели уходят в «тень» —это тоже наша реаль ность. Происходит рост неуч тенного наличного оборота, со крытие реального фонда опла ты труда. В результате —нико му от нововведений лучше не стало и поступлений от налогов ни прибавилось. Если в ближайшее время государственная политика по налогообложению малого и среднего бизнеса не изменит ся, то это может окончательно «подрезать» малый бизнес. Из вестно, что правительство по поручению президента вносит определенные изменения в на логообложение малого и сред него бизнеса в Государствен нуюДуму. Надеемся, что они по зволят создать нормальные для предпринимателей условия. Интервью подготовил Виктор МАНАЕНКОВ. Владимир УЛЬЯНЧЕВ. директор 0 0 0 «Владой»: «НАЧИНАТЬ ПРИШЛОСЬ КОММЕРЦИЕЙ.,,» ЛИДЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА Идея создания небольшого производства по гарантийному обслуживанию оытовой тех ники ведущих фирм-производителей возник ла у меня в 1995 году, когда на наш рынок буквально хлынула импортная аппаратура. Опыта к тому времени было достаточно — я проработал много лет в сфере бытового об служивания. Не было самого главного —обо ротных средств на расчетном счете. Без этого нельзя было купить запасные части, чинить технику и тем более выходить на иностран ных производителей для гаранти» живания их фирменных товаров. ф - Ь С Л У - Как и многим тогда начинающим предпри нимателям, пришлось на первых порах занять ся коммерцией. Признаюсь, хотя к торгаше ству душа никогда не лежала, но именно с его помощью удалось скопить необходимый стартовый капитал. Первый договор ООО «Вла дой» заключило с фирмой «Сони». Дело это оказалось долгим и не простым—целыхдва года я зво нил в ее представительство в Москве, ездил туда не один раз, пока наконец не добился своего. Известную во всем мире фирму не смущало, что мы арендуем не большое помещение, что унас все го 2 мастера имы не государствен ная структура. «Сони» выдвинула, •тем не менее, к нам свое требова ние: обязательное наличие у нас компьютера, факса и оборудован ных рабочих мест. Лишь после вы полнения этих условий мы начали сотрудничать с фирмой. Вследую щем годууже заключили договор с «Шарпом». Администрация города поддер жала нашу инициативу, и комитет по управлению муниципальным имуществом выделил нужные нам площади для развития так необхо димого населению города вида ус луг. Далее развивать свой бизнес в этом направлении стало проще: ведущие иностранные компании, производящие электробытовую технику, нас уже достаточно хоро шо знали, приглашали на свои кон ференции вМоскву. Расширять круг деловых знакомств стало не такпро блематично, как раньше. Для зак лючения контракта со многими из нихдостаточно было нашей заявки и рекомендации уже имеющихся партнеров. Сегодня ООО «Владон» имеет право на гарантийное обслужива ние теле- и радиоаппаратуры, сти ральных машин, СВЧ-печей, конди ционеров идругой бытовой техни ки многих зарубежных и российс кихфирм. Среди нихтакие извест ные как «Эл Джи», «Самсунг», «Сони», «Панасоник», «Джи Ви Си» и российские «Рубин», «Рекорд», «Сокол», «Ролсен» и другие. Они поставляют нам комплектующие, обеспечивают необходимой тех ническойдокументацией, оказыва юттехническуюподдержку и обу чают наш персонал. Достаточно сказать, 18 раз наши работники посещали семинары по повыше нию своего профессионального мастерства. На областной конференции «Малый бизнес-2002» наше пред приятие было награждено почет ной грамотой за значительный вклад в развитие предпринима тельства в сфере услуг. Вуспехах ООО «Владон» никаких секретов нет: мыдаем возможность своим мастерам максимально раскрыть потенциал, работая по сдельной системе оплаты труда. Унекото рых из нихдействительно непло хо получается—ихсредний зара боток достигает 6,5 тысячи руб лей в месяц. Но совсем недавно нас изрядно «подкосило» введе ние единого социального налога. Вместе с единым налогом на вме ненный доход он стал для нас об ременительным. Надо ведьучиты вать и то обстоятельство, что у нас, кроме основных специалис тов, есть еще и директор, и сто рож, и уборщица, и другой пер сонал, на которых надо тоже пла тить единый налог на вмененный доход как за специалистов. Разумеется, чтобы компенси ровать затраты, пришлось повы шать прейскуранты. Очередной налоговый эксперимент отразил ся в итоге и на малых предприя тиях, и на нашем и без того бед ном населении. Как имногие малые предпри ятия, мы сталкиваемся с тем, что у нас нет своего помещения, а раз нет постоянного угла, то и нетуве ренности в завтрашнем дне. ООО «Владон» не можетсейчас вклады вать без оглядки деньги в модер низацию своего оборудования, так как нет гарантии того, что че рез годнаше место не займет кто- то другой. Ведь договор аренды заключается даже не на год, а до 29декабря. Мыне можем, по сути, развивать свой нелегкий бизнес, постоянно сидя на чемоданах. По моему мнению, с теми, кто занят в сфере услуг и связан дол госрочными обязательствами пе ред заказчиками, надо заключать договора не на год, а сразу на пять. Только тогда можно думать о перспективе, создании дополни тельных рабочих мест и реализа ции интересных бизнес-проектов. Городская администрация предо ставляет намльготы за аренду по мещений, и за это мы благодар ны ей. Тем не менее хотелось бы более твердых гарантий и более четко обозначенной по отношению кмалому бизнесу административ ной политики. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВЛИЦЕНЗИРОВАНИИ о тд ел ьны х видов д еятельно сти С 10 февраля этого года вступил в силу новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Закон в це лом сократил их число и упростил процедуру получения лицензии. Если раньше под лицензирование попадало 208 видов деятельности, то теперь лицензируются немногим более ста видов. Сократилось и число видов деятельности с 28 до 18, которые лицензируются субъектами РФ. Сегодня уже мож но без лицензии заниматься реализацией минеральной и питьевой воды, семян сельскохозяйственных растений, ра ботой по социальному обслуживанию населения и содей ствию занятости населения и т.д. Вместе с тем, наиболее социально значимый для населе ния бизнес будет лицензироваться по-прежнему, в том чис ле: медицинская деятельность, фармацевтическая, реализа ция алкогольной продукции, строительная, перевозка пас сажиров и другие Новый закон более довери тельно относится ктем предпри нимателям и организациям, ко торые уже имели лицензию и решили продлить срок ее дей ствия. Продление срока дей ствия лицензии будет прово диться по упрощенной схеме, с предоставлением меньшего ко личества документов, чем при ее получении, что позволит пред принимателям экономить время и средства. Переоформление лицензии должно быть проведе но не более чем за 10 дней. По видам деятельности, названным в законе, срок, на который выда ется лицензия, составляет пять лет. Наряду с мерами по созда нию более благоприятных усло вий для соискателей лицензий вновь принятый закон повышает роль и ответственность лицензи рующих органов по надзору за ис полнением лицензионных условий и требований предприятиями, организациями и предпринимате лями. Мы обязаны больше внима ния уделять квалификации специ алистов, занимающихся лицензи руемым видом деятельности, пото му что соответствующая работа или услуга должны выполняться работником, имеющим необходи мую профессиональную подготов ку. Некоторые виды деятельности будут находиться под особым кон тролем лицензирующих органов. Так, например, проектом положе ния по лицензированиюфармацев тическойдеятельности предусмот рено, что организации, осуществ ляющие реализацию лекарств и изделий медицинского назначе ния, должны проверяться по испол нению лицензионных условий не реже 1 раза в год. Более тщательно должны изу чаться документы, представлен ные соискателем лицензии. В связи с этим срок рассмотрения документов увеличен с 30 до 60 дней. Вслучае, если владелец ли цензии, осуществляя свою дея тельность, грубо нарушил дей ствующее законодательство и действие его лицензии приоста новлено, то возобновляется она лишь после проверки устранения нарушений с выездом на место. Большой проблемой для ли цензионных органов была рабо та с предприятиями, осуществ ляющими своюдеятельность без лицензии. Практически никаких мер к таким нарушителям зако на раньше мы принять не могли. В лучшем случае направлялась информация в милицию, налого вую полицию или инспекцию. С введением в действие новой ре дакции Кодекса об администра тивных правонарушениях лицен зирующие органы будут иметь право составлять протоколы об административных правонару шениях за работу без лицензии и за нарушение лицензионных требований и условий и направ лять их в суд для наложения штрафа. Мы считаем, что четкое ис полнение вновь принятых законо дательных актов в области ли цензирования позволит наряду с упрощением процедуры получе ния лицензий повысить качество выпускаемой продукции и услуг, оказываемых нашему населению. Геннадий БОГДАНОВ, зам . начальника управления лицензирования администрации области. БИЗНЕС-АФИША ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ в нюне 2002 1 . * АВТО И СЕРВИС-2002. Спец иализированная выставка транспорта и автосервиса. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня с.г. г. Красноярск. * ЭКВАТЕК-2002. Международная выставка и конгресс «Вода: экология и технология». Дата и место проведения: с 4 по 7 июня с.г. г. Москва, выставочный комплекс «Гостиныи двор». * СИТИ-СЕРВИС-2002. Специализированная выставка мебели, офисного и торгового обору дования. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. г. Омск. * БИЗНЕС XX1-2002. 9-я межрегиональная специализированная выставка. Бизнес. Эконо мика. Финансы. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. Выставочный комплекс в г. Самара. * Н1ТЕСН-2002. Высокие технологии. Инновации. Инвестиции. 7-я международная вы ставка-конгресс. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня. г. Санкт-Петербург. * ЛЕТО -2002. Одежда. Обувь. Украшения. Галантерея. Косметика. Выставка потре бительских товаров. Дата и место проведения: с 4 по 7 июня, г. Тюмень. * МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ-2002. Международный форум. Дата и место проведения: с 5 по 8 июня. Москва. ВВЦ. * ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОДУКТЫ. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ-2002. Международный форум. ^ Дата и место проведения: с 5 по 8 июня. г. Москва. ВВЦ, павильон № * РОССИЙСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ВЫСТАВКА-2002. Выставка-конгресс инвестиционных проектов в сфере недвижимости. Дата и место проведения: с 5 по 7 июня, г. Санкт-Петербург * ЧИСТОТА-2002. Специализированная выставка бытовой химии и услуг населению. Дата и место проведения: с с 5 по 8 июня. г. Санкт-Петербург. * КОНСУМ-2002. Выставка одежды и обуви. Продукция легкой и текстильной промыш ленности. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня. г. Ростов-на-Дону. * СОЛНЫШКО-2002. Выставка-ярмарка товаров для детей. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня, г. Ростов-на-Дону. * МИР ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ. 3-я Международная выставка. Дата и место проведения: с 6 по 8 июня. г. Рязань. * МИР ТЕКСТИЛЯ-2002. Специализированная выставка. Дата и место проведения: 6 по 8 июня, г. Тверь. Информация предоставлена ЗАО «Межрегиональный Маркетинговый Центр» Липецк — Москва». Конт. тел. 77-07-35.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz