Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
В Ы С Т А В К А . КАКОГО ЦВЕТА НА СТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? ЧУТЬ-ЧУТЬНОСТАЛЬ ГИИИ МНО ГОХОРОШЕГОНА СТ РОЕНИ Я Чем дальше от войны, тем больше шума вокруг отдельных ее страниц. Меж темиз войныоказались вы рванными целые главы, и истинные ее герои —мерт вые и живые —находятся сегодня в глухом забвении, зато вовсю муссируется трагедия жертв, с обяза тельным уже добавлением, применительно к ним, сло ва «холокост». Да, холокост, даже в том конкретном и узурпи рованном его понимании, которое на веру принято мировым сообществом — это^мрачная и очень скорб ная страница в истории Второй мировой войны, но не вся книга о ней. Более того, жертв у этой войны было предостаточно среди самых разных наций и на родов. Однако исход войны ре шили не жертвы, а бунта- рй, воины. Не вславянском характере —покорно идти на заклание, склонив голо ву перед врагом. Именно поэтому славянские наро ды, отнесенные фашис тскими идеологами к ни зшей расе, победили в той войне, внеся наибольший вклад в разгром Германии. Да имогло ли быть ина че, если даже простую нашу деревенскую девчон ку не смогла сломить целая иезуитская машина, кото рая перемалывала ее в сво их жерновах почти три года... В декабре 1942 года фа шисты объявили в их селе Копиевата, что на Украи не, приказ о высылке вГер манию под душераздираю щий плач и крики запер тых втемноте и тесноте мо лодух, увозимых в злуюне волю... Аня Четвертак ехала даже без харчей: мачеха ее не жаловала, а отец пере чить не смел, скупо попро- А Н НЫ щался с дочкой —и расста лись они навсегда. Позднее он погиб на фронте. В Германии сильных крестьянских девушек опре делили на фабрику. Жили в небольшом лагере буквально впроголодь, зато работать заставляли на износ. Но вес ной 1943 года Аня... сбежа ла. —Куда шла, и сейчас не знаю, —вспоминает она. — Просто сил моих не стало терпеть такое издевательст во над собой... Благо, одежда на ней была еще домашняя. Шла, правда, по ночам, но через несколько суток ее обнару жили в риге, где она отсы палась. В конце концов дело обернулось тем, что ее, при думавшую себе новое имя, отправили в деревню —бат рачить. Хозяева попались «добрые»: кормили 3 раза в день и даже деньги какие-то на мелкие расходы давали. Доила коров, дом обихажи вала, вполе помогала, всаду успевала... А узнав, что ее «вычис лили» и собираются вернуть на фабрику, она купила би лет на поезд до ближайшей станции и уехала. Сошла — опять купила билет, до дру гой станции: ей казалось, что так ее дальше не найдут. Однако при проверке доку ментов ее сняли с поезда и доставили... в гестапо. Затем — тюрьма, опять деревня, еще один побег, опять тюрьма —уже в Дюс сельдорфе. Почему-то отту да ее направили работать в немецкую столовую. И тут Аня развернула настоящее подполье: собирала кое-ка кие сведения и еду, а по но чам пробиралась к узникам концлагеря, которые непо далеку ремонтировали доро гу, и передавала им нехит рую снедь, записки со сло вами поддержки и новостя ми с «воли». Чуть п ереиначи вая слова н еко гда популярной п е сенки, можно сказа ть, что эстрада, как и любовь (о которой с эстрады столь охотно поют ), —о громная стра на . И в пр еделах о тд ельно взятого города Лип ецка — тож е. Не случайно Марина Лазуткина и Кирилл Мина е в, в едущие празднично го конц ер та в зал е «Ок тябрь», воспользовались н ехи трым сюж е тным ходом про пу т ешес тви е по э той стран е и о тправились туда на «трам ва е желаний». И поездка, со мно гими приятными ос тановками, кал ейдоскопичной сменой пассажиро в, — удалось на славу . Причем эс традный трамвай явно н е смо г вм ес тить вс ех желающих — например, рок- груп пы . Самых молодых пред ставляли юные танцоры му ниципальных дворцов куль туры, вокалистки «Малень кой орхидеи» из поселка Сырский Рудник и «Брейк- данс шоу» (ДК «Матыра»). Остальных участников кон церта пригласили как испол нителей не обязательно са мых опытных, но уверенно утвердившихся на эстрадных подмостках. И, наверно, за кономерно, что часть их об ратилась к произведениям, проверенным временем, хотя и аранжированным на сегод няшний вкус. Нынешний день внес свои коррективы и в постро ение программы. Когда ее открыл муниципальный эс традный оркестр (дирижер —Леонид Ланг), то подума лось, что он не покинет сце ну и будет аккомпанировать солистам. Ан нет! За исклю чением Евгения Полякова и ансамбля «Забытые мело дии», завершившего кон церт, вокалисты пели под «минусовую» инструмен тальную фонограмму. Само собой, так удобнее, проще, нет надобности вдлительных репетициях. Ивсе-таки, при знаюсь, жаль, что «живой» биг-бэнд поддержал только Е. Полякова с нетленным советским шлягером А. Ба баджаняна «Будь со мной*. Правда, фонограммыотлича лись качеством звучания, а буквально каждый из певцов привносил какую-то ориги нальную «красочку* в об щую палитру дивертисмен та. Отчетливо прослежива лась его ретро-линия. Анна Мещерякова с «Любовью» Р. Паулса, Антон Тищенко с «Ни минутой покоя» В. До брынина, Татьяна Щебалова со «Смятеньем» из альбома Д. Тухманова «По волнам моей памяти», вокальный квартет «Мистер X» с «Пос ле дождя» С. Намина настра ивали публику на чуть нос тальгический лад. Почему 20-30-летних певцов потяну ло, можно сказать, на клас сику жанра? Ответ, по-мое му, следовало искать... в зале. Там собрались зрители всех возрастов. То есть кон церт изначально был ориен тирован на «универсальную» зрительскую аудиторию, ко торая соберется не ради ка кого-то одного или несколь ких однотипных исполните лей. Тем более, что и срав нительно новые эстрадные произведения (в интерпрета ции Татьяны Коростелевой, Андрея Антонова) впрограм ме также присутствовали. Особо стоит отметить со чинения липецких авторов. Вполне достойно, в проник новенном лирико-драмати ческом ключе прозвучали песни «Я не забуду тебя» Стаса Рождественского (квартет «Орхидея») и «Вес на* Виктора Галингера (На талья Ненахова). А вот что касается «Липецка» Игоря Цилина, Геннадия Ковален ко («Мистер X»), то эту ком позицию, как бы этого ни хотелось, трудно принять как «визитную карточку» города. И помеха этому — текст, состоящий из общих фраз. Такие стихи приложи мы к любой местности... Однако, какие могут быть придирки и неразрешимые проблемы в легком жанре? Но даже если они есть, к финалу песенкой про хоро шее настроение они запросто снимаются. Все правильно: «Город — это мы!» (так на зывалось шоу). Липецк — безусловно, эстрадный го род. А эстрада, как илюбовь, —это огромная страна. Имы сюда так охотно еще вернем ся... Константин КЛЮТКИН. На снимке: ансамбль «Забытые мелодии», руко водимый Олегом Семено вым. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Д и р ек т о р л и п ец к ой д ет ск о й х у д о ж ест в ен н о й школы № 2 В и талий М и рон ов сч и тает, что ем у н е о б я з а т е л ь н о бы ть м н о г о ц в ет н ы м , как р а д у г а . П р и м ер т о м у — гр а ф и ч еск и е работы ху д о ж н и к о в и з М оск вы , С анкт- П е т ер б у р г а , В л а д и м и р а , Р о с т о в а -н а -Д о н у и д р у г и х р о с си й ск и х г о р о д о в , э к с п о н и р у е м ы е с е й ч а с в ш к ольн ом м у з е е и зо б р а з и т е л ь н ы х и с к у сс т в в р ам к ах Д н е й культуры Л и п ец ка. В них н ет за в о р а ж и в а ю щ е г о м н о го ц в ет ь я , п р и с у щ ег о ж и в о п и сны м п о л о т н а м , — л иш ь б о р ь б а ч е р н о г о с б ел ы м . Н о он и м анят и п р и тя ги в аю т ничуть н е м ен ь ш е к артин. И х а в тор ы — м а с т е р а , в с о в е р ш е н с т в е в л а д е ю щ и е техн и к ой грав ю ры , л и т о гр а ф и и , о ф о р та, т р а в л е н о г о ш три ха, м ягк ого л ак а, су х о й и гл ы ... Т ем а т и к а р а з н о о б р а з н а , о д н а к о б о л ь ш е в с е г о п е й за ж е й с р е д н е й п о л о сы , т а ких б л и зк и х и п онятны х р у с с к о м у ч ел о в ек у . В с е г о н а в ы ставк е 3 7 р а б о т . Э т о ч а сть к ол л ек ц и и л и п ец к о го х у д о ж н и к а А н атоли я Ж д а н о в а , к о то р а я с о б и р а л а с ь и м н а п р о т я ж ен и и в с е й ж и зн и и бы л а п е р е д а н а в д а р Л и п ец к ой к артинной г а л е р е е . В ы ставк а н авер н як а и н т е р е с н а н е то л ь - со в о с п и т а н н и к а м с у д о ж е с т в е н н ы х л к о л ,н о и р е б я т а м лз п р о ф у ч и л и щ , с т у д е н т а м , в с е м , кто с п о с о б е н у в и д е т ь м н о г о ц в е т ь е ж и зн и д а ж е в с т р о гих к он трастах ч е р н о г о и б е л о г о . Елена ТА РАВКОВА. Фо то Ольги БЕЛЯКОВОЙ. ................................................. '...................................... НАКАНУНЕ П РА ЗДНИКА - СОВЕТЫ СТАРШИХ НИКОГДА НЕ ПОМЕШАЮТ В канун Дня города в администрации Липецка состоялась не совсем обычная встреча. В конференц-зале собрались руководители областного центра разных лет. Глава администрации города Александр Коробейников и председатель гор совета Михаил Гулевский пригласили своих старших коллег, чтобы посовето ваться с ними по вопросам ведения городского хозяйства, выслушать критичес кие замечания в свой адрес. Ведь со стороны лучше видны просчеты в работе, тем более, когда в роли советчиков выступают люди, прошедшие, как говорит ся, огонь, воду и медные трубы. Ветеранам-руководителям, действительно, было о чем вспомнить, что предложить нынешним «отцам города*. Своими соображениями поделились Николай Яхонтов, Сер гей Зверев, Владимир Марков, Евгений Васильчиков, Валерий Сирота и другие авторитет ные руководители разных поколений. Лейтмотивом звучала мысль о том, что город стано вится все краше, благоустроеннее, строятся новые современные здания, и надо в этой ситуации сохранить для будущих поколений липчан традиции созидателей, которые все гда были присущи жителям Липецка. Встреча имела и еще одно, вполне конкретное назначение: высказывания, воспомина ния руководителей записаны и будут использованы во втором томе книги «Созидатели», работа над которым в настоящее время идет полным ходом. На снимке: «отцы города» разных лет собрались вместе. КУЛЬТУРА «В суету городов и в потоки машин воз вращаемся мы, просто некуда деться...» Это Высоцкий. А ведь, правда, куда бы мы ни уезжали по делам или без, в конце концов возвращаемся домой, к себе в Липецк. Мы — липчане. И каждый из нас — час тичка этой суеты. И жизнь каждого — час тичка жизни Липецка. Фото Николая ТКАЧЕНКО. НОВОСТИ НЛМК: ПОРА КИНУТЬ ВЗОР НА ВНУТРЕННИЙ ' р ы н о к ; . ™ В Л и п ец к е с о с т о я л с я д е л о вой с е м и н а р «НЛМК: м и р о в о е к а ч еств о — р о с с и й с к о м у ры н ку», о р га н и зо в а н н ы й Р о с с и й с кой а с с о ц и а ц и е й м ет а л л о т о р - гов ц ев с о в м е с т н о с Н ов ол и п ец ким м ет а л л у р ги ч еск и м к о м б и н а т о м . В е г о р а б о т е п р и н ял и у ч а ст и е б о л е е 1 0 0 р у к о в о д и т е л е й и в е д у щ и х с п е ц и а л и с т о в м ет а л л о т о р го в ы х к о м п а н и й , а так ж е п р е д п р и я т и й -п р о и зв о - д и т е л е й м ет а л л о п р о д у к ц и и и з р азли ч н ы х р е г и о н о в Р о с с и и . О б с у ж д а л ся ш и рок и й круг в о п р о со в , св я зан н ы х с р а зв и т и е м сб ы т о в о й политики НЛМК на в н у тр ен н ем ры нке и у к р еп л ен и е м в за и м о в ы г о д н о г о с о т р у д н и ч еств а с отеч еств ен н ы м и м ет а л л отор гов ы м и и м ет а л л о п е р е р а б а т ы в а ю щ и м и к о м п а н и я м и . П о д ч ер к и в а л о сь , что сб ы т о в а я политика НЛМК н а ц ел ен а , в том ч и сл е, и на д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е с е т и р еги он ал ь н ы х п р о д а ж . З а ч е т ы р е м е с я ц а т е к у щ е г о г о д а о т гр у зк а п р од ук ц и и НЛМК на в н утр ен н и й ры нок с о с т а в и л а 6 6 4 ты с. то н н , или ч ет в ер т ь о т о б щ е г о о б ъ е м а р е а л и за ц и и . «МЫ - ЗА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!» П о д так и м д е в и з о м н а д н я х в п ар к е П о б ед ы г. Л и п ец к а п р о ш ел г о р о д с к о й к он к ур с ю ны х э к о л о г о в , в к о т о р о м п р и н я л и у ч а с т и е д ев ч о н к и и м альчиш ки и з 2 0 ш кол С о в е т ск о г о о к р уга. О ни с о с т я з а л и с ь в у м ен и и р а б о т а т ь с к артой и к о м п а со м , о п р е д е л я т ь п р о с т е й ш и е го р н ы е п о р о д ы и м и н ер а л ы , п р о в о д и т ь ги др ол оги ч еск и е и зм ер ен и я , у з н ав ать п ти ц п о г о л о с а м . В р е зу л ь т а т е п е р в о е м е с т о за н я л и у ч а щ и еся и з 6 0 -й , в т о р о е и т р е т ь е — и з 4 3 -й и 4 9 -й о б щ е о б р а зо в а т ел ь н ы х ш кол. М ест о п р о в е д е н и я к он к ур с а б ы л о в ы б р а н о н е сл у ч а й н о . З ел е н ы й о а з и с н а ш ег о о б л а с т н о г о ц е н т р а , к о и м я в л я е т с я п арк П о б ед ы , в п о с л е д н е е в р е м я п о д в е р г а е т с я в а р в а р с к о м у н а ш ест в и ю с о ст о р о н ы « л ю б и т е л е й п р и р о д ы » . Так, н ак ан ун е со р ев н о в а н и й сотр удн и к и с т а н ц и и ю ны х н а т у р а л и ст о в « Э к о лог» с о в м е с т н о с в о сп и т а н н и кам и л и п ец к о й ш колы № 4 9 о р г а н и зо в а л и з д е с ь с у б б о т н и к , в х о д е к о т о р о г о б ы л о с о б р а н о 3 3 5 б о л ь ш и х п а к ето в м у с о р а — п л а сти к о в ы е буты лки, к о н с ер в н ы е ба н к и , ф ан ти к и о т к он ди т е р с к и х и зд е л и й и д р . В ЗООПАРКЕ - ГОД СОВЫ? Н е б ы в а л о б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о с о в п о я в и л о с ь с р е д и о б и т а т е л е й Л и п ец к о го з о о п а р ка. Т олько з а д в е п о с л е д н и е н е д е л и , п о с л о в а м е г о р а б о т н и ков, с ю д а бы ли д о ст а в л е н ы 1 8 п т ен ц о в . Как п р а в и л о , и х п р и н о ся т д е т и , п о д б и р а ю щ и е п ти ц в л е с о п о л о с а х и д а ж е в г о р о д ск и х м и к р о р а й о н а х . Н а й д е н ы ш е й п о с е л и л и в с п ец и а л ь н о м в о л ь е р е , з а н и м и за б о т л и в о у хаж и в аю т р а б о т н и ки о т д е л а ор н и тол оги и . С о т р у д ники зо о п а р к а н а м ер ен ы с в я за т ь с я с у ч е н ы м и -о р н и т о л о г а - м и , ч т о б ы в ы я сн и ть п р и ч и н у « д е м о г р а ф и ч е с к о г о в зр ы в а » с р е д и с о в . Служба новостей «Липецкой газеты» агентство «Липецк Инфоцентр» ------------------------------------------------------------ ЗЕМЛЯКИ н —Мама, мама! — будили ее по ночам испуганные дети. —Проснись скорее, нам страшно: ты так громко кричишь... Она гладила их мягкие пушистые головки, с тру дом приходя в себя от жутких ночных кошмаров, пре рывистым тихим шепотом успокаивала: — Все, все, не бойтесь... это просто сон... такой страшный... Но лишь закрывала глаза — и за ней опять начи налась погоня... Бешено колотилось сердце, сломя голову неслась она куда-то вперед, во тьму, которая тогда была спа сением, — а сзади, где-то совсем близко, н адры ва лись бегущие по следу овчарки, трещали автоматные очереди и слышалось хриплое настигающее: «Хальт, хальт, руссиш швайне!..» ...Давно выросли и свили свои гнезда дети, и уже никто не будит ее по ночам: муж тоже ушел в иные веси. Но кошмары по-прежнему мучают ее , только в последнее время она все чаще лежит без сна —годы и болезни берут свое. Однако д аж е они отступают перед памятью — и как будто вновь стучат колеса, унося их эшелон в далекую ненавистную Германию... З А Б О Р Однажды кто-то из них подбросил ей письмо с сооб щением о высадке американ ского десанта во Франции, что оказалось замеченным охранниками, — и девушку вновь отправили в гестапо. Только теперь там с неюуже не церемонились, на допро сах избивали... —Я ничего им не сказа ла — ни кто написал, ни о чем. Часть письма я успела проглотить, часть — выбро сила — вот они и свирипе- ли. Очем думала? Лишь бы не упасть, выдержать... Менялись лагеря и тюрь мы, осенью 1944-го привез ли ее вженский лагерь смер ти Равенсбрюк. Она уже мало была похожа на себя прежнюю—сильную, здоро вую, но духом не падала. Увидев же тамошних узниц —изможденных, бритоголо вых, —поняла, что выбрать ся отсюда будет почти невоз можно. Когда их партию повели в душевую, старый худой банщик, заметив смущение некоторых женщин, впервые попавших за колючую про волоку, сказал: «Вы не меня бойтесь, а того, чтобы вам из кранов вместо воды не пус тили газ...» Ией так захоте лось жить! Потом ее опять переводи ли из одного лагеря в дру гой, а уже весной 1945-го, когда из Ораниенбурга под бомбежками наших и союз нических войск гнали в глубь Германии, они с под ругой, тоже Аней, укрылись в соломе, которую фашисты перед отправкой колонны имели обыкновение проты кать вилами, —и оказались- таки на свободе! Правда, весьма относи тельной, поэтому бродили в ожидании своих, стараясь не попадаться на глаза немцам: те были бешеные, в любой момент могли пристрелить. Наконец пришли наши. Девчонки отмылись, смени ли лагерные робына чужие, но все-таки платья, чуть- чуть отъелись—и заспеши ли домой. —Ичто удивительно, — вспоминает далее АннаСпи ридоновна, —ни разу за эти годы никто даже не усом нился, что Советский Союз победит. Все старались хоть чем-нибудь, а приблизить эту победу, ждали ее, на деялись и верили... Сфильтровочного пунк та и допросов сотрудника ми КГБ начался ее путь на Родину. А в Копиевате ма чеха дала ей от ворот пово рот. На работу ее, с клеймом узницы немецких лагерей, не брали, она колесила по всей стране и бралась за что угодно, скрывая по возмож ности свое лагерное про шлое, лишь бы только не оказаться опять в тюрьме или лагере, но уже у своих. Слава Богу, ее миновала эта участь. Она вышла замуж за Николая Заворотнего, роди ла сына и дочь, которые се годня трогательно о ней за ботятся. ВЛипецк приехали с му жем в 1968 году, строили «Центролит», работали на нем. Жизнь почти прошла. — Тяжело на душе, — горько вздыхает прошедшая через все круги ада женщи на. —Вспоминать не хочет ся... А вспоминать надо, ува жаемая Анна Спиридонов на* Чтобы в книгу войны были вписаны и ваши стро ки. Ибо война это война, и выее вели: вас били —а вы не предавали и не падали, вас пугали — а вы не боя лись и помогали другим, вас унижали — а вы остались человеком. Вы победили... Эмма МЕНЬШИКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz