Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Так сл у ч и л о сь, что е с т ь в м и р е п о л м и л л и о н а л и п ­ чан (не сч и т ая бы вш и х и б уд ущ и х ). О б ъ е д и н я е т н ас в с е х м е с т о на з е м л е с п о э ти ч ны м и м е н е м «Липецк», и, вы х о д и т, в с е м ы м о ж ем н а зы в а т ь д р у г д р у г а з е м ­ л я к а м и то л ь к о б л а г о д а р я го р о д у Л ип ецку. А е щ е мы з д е с ь ж и в е м , р а б о т а е м , лю б и м и р а с ­ ти м д е т е й , о г о р ч а е м с я и р а д у е м с я ... У к аж д о го е с т ь сво и с о к р о в е н н ы е в о сп о м и н а н и я , с в я з а н н ы е с у го л ­ к о м г о р о д а — д е т с а д , г д е н а у ч и л с я в ы го в а р и в а т ь б у к в у *р», т а н ц п л о щ а д к а в Н иж н ем п а р к е , г д е в с т р е т и л с в ою лю б о в ь, лыж н я в К ам ен н ом л о гу ... У к аж д о го св о й в зг л я д на Л и п ец к , на с в о й , н а наш Лип ецко Д е н ь го р о д а — эт о п р а зд н и к и к аж д о ­ го л и п ч ан и н а , м а л о й части ч к и Л и п е ц к а . Ф о то Н и колая ТКАЧЕНКО . РАКУР С Александр КОРОБЕЙНИКОВ: из ПЕ РВЫХ РУК С п е ц п р о е к т « Л и п е ц к о й г а з е т ы » : Т РАН СПО Р Т: П РОДОЛЖАЕ М РАЗГОВОР СОБО РНА Я МИНИАТЮРА ОТГОРОЖАНИНА, ВЛЮБЛЕННОГО ВЛИПЕЦК Столетиями для храмов во славу Господню на Руси престольно выбиралось осо­ бое светлое место. Слову бы с тайной обняться и «Мес­ та* ясную ауру понять, ка­ ким стоянием природы, те­ кущим из глубин, искатель­ ство магнитом к горе при­ влекалось? Многим уже не петь, с лозой обнявшись, но кто воспел однажды алли­ луйя для храмовой высоты, тот в холмистой памяти ос­ тался навсегда. Ангельским молитвен­ ником аромат божничнос- ти над горой струится и шлёт златые заповеди в души наши обнищалые. По откосам крылами зелёнки шелковисто стелется ни­ спосланная миру благо­ дать. Возрадуемся близос­ ти тайны, нам доставшей­ ся. На столе горы не то свет ( рассеянный, не то мрак развеянный. Небо ли такое, даль заречья ли по-особо­ му струится, солнечной плетёнкой ли по тропин­ кам благодать земная сеет- ся-кружится? А по округе дух неведомый блуждает и ландшафтными изгибами всё вихрится и веется. Ан­ гел ли явился, из глубин взметнувшись, и соборнос­ ти крестом одиноко в высь пролился? В небе тёмно-го­ лубом полоса следа его яви­ лась и в блеске над горой надолго затаилась. «Шорох крыл заоблачного стража*, затрепетав в душевной стрёме, всё зовёт-зовёт в неведомый полёт. Фавор судьбы, гора- — творение природы, у н и ­ кальностью вознесшись, духоборчеством прослави- | ла Липград. Судьбою ли предназначено, что на од­ ном столе два столпа: храм духовный и храм властный рядом расположились? Ко­ лонн ли стройность, цвето­ вой колер ли общий, ус- | тремленность ли единая, но соединилось божественное и административное в об­ щую Липецкую орбиту. Ко­ ролевским храмом колон­ наду в центре стола никак не назовёшь, но зато есть свой «Король* по фамилии наречённый. А немалая до­ сталась им вместе с архи­ мандритом доля: сколько же жестоких оголений и в душах, и по жизни ещё так и не закрыто. Когда дума­ ми и делами человеколю­ бия запестрят обновления, то просветлеет личностями мир Липграда. Наградой будут люди спокойные, лица сосредоточенные, мо­ лодёжь увлечённая,специ­ алисты уверенные, руково­ дители озабоченные и все вместе в делах на благо ус­ тремлённые. А когда с Надмирою, считая сто шестнадцать раз, взойдёшь по лестнице на светлый стол горы: тай­ на прошлой памяти заще­ мит в груди. Когда-то по откосам бурлила древнос­ ти вода. И теперь с нежной кротостью в память быв­ шей здесь плескучести пристав, помолимся на проступающий в закате лик креста. Поблагодарим мы рельефа и жизни созда­ теля, погрустим о совсем близких небесах, и только здесь, и только раз душа «не здешних нив жилица* ощутит близости простор. Неразгаданная мгла си­ ней над горою млечностью «полюбилась как родитель­ ский очаг*. Там всё «благос­ тно и свято, всё тревожно и светло* и сетка небосклона светит ярким перламут­ ром. Только здесь понят­ ны мысли жизни, в звёз­ дах затаённые. И только Здесь тайна мироздания... Духовитою зелёнкой кличут ветки косогора, просят встать цепочкою по кольцу стола и, взявшись вместе, руки вскинуть 300 раз и ломаной гармоникой прославить дату Липецка. А потом, в два лихих при­ топа от бедра, танец древ­ ности закаруселить с ази­ атским ритмом «Тра-та-та* и воздать славицу Липгра- ду навсегда! А в час полуночный все разом обернёмся к сонми­ щу небес. Может нам удас­ тся получить звезду в на­ граду и поджечь зарницу с цифрой «300* на лету, и под шум ветвистости на тропинках кольцевых Ака­ фист пропеть Всевышнему и Петру-творцу, и всему граду сущему. Иван ГУЗЕНКО, профессор. ИЗ ПОЧТЫ щ ГУ ничего, даже на капиталь­ ный ремонт обычного дома не хватит. А для организа­ ции скромного, но насыщен­ ного мероприятиями Дня города — достаточно. Мы просто не имеем права нару­ шить традицию и забыть о нашем общем празднике. — Но ведь на Руси из­ древле была традиция про­ водить праздники после за­ вершения каких-то кампа­ ний, сезонных работ. К при­ меру, Праздник урожая про­ ходил после того, как все выращенное помещалось в закрома. Город-то сегодня особыми заслугами не бле­ щет... — Не могу согласиться с таким выводом. Непростое исполнение бюджета — ре­ зультат воздействия на него субъективных факторов, но не реального положения в экономике. Напротив, хо­ зяйство города динамично развивается в последние годы. В большинстве отрас­ лей идет рост объемов про­ изводства. В прошлом году в целом по городу он соста­ вил 46,6 миллиарда рублей — почти вдвое больше, чем в 1998 году. Высокие темпы сохранились и в текущем году. Радует, что уверенно возрождается металлурги­ ческая компания «Свобод­ ный сокол». Не только ус­ пешно работают, но и ведут техническое перевооружение Новолипецкий комбинат, «Липецкцемент», «Липецк- хлебмакаронпром», «Липец­ кий хладокомбинат», «Строй- деталь», завод изделий домо­ строения и другие. Все уве­ реннее заявляют о себе пред­ приятия малого бизнеса. Активно развивается сеть предприятий торговли и об­ щепита. Не проходит и ме­ сяца, чтобы в Липецке не появился бы новый магазин, кафе или ресторан. Что осо­ бенно радует — растут реаль­ ные доходы населения. В минувшем году, в частности, они увеличились на 8 про­ центов. Все позитивные измене­ ния в нашем городе проис­ ходят благодаря людям. Сво­ им трудом они производят материальные ценности, раз­ вивают сферу услуг, созда­ ют ту среду обитания, в ко­ торой комфортно жить. Лип­ чане умеют хорошо работать и организовывать полноцен­ ный отдых. День города — еще одна возможность интересно про­ вести выходной в кругу дру­ зей, родных, знакомых, про­ никнуться уважением к ис­ тории Липецка, узнать но­ вые факты из жизни наших земляков. Это особенно важ­ но, ведь в будущем году го­ род будет отмечать свое 300- летие, и мы должны достой­ но подойти к юбилею. Беседовал Геннадий ВИКТОРОВ. Праздники, помимо всего прочего, это ещ е и п ов о д подвести итоги прод ел ан н ой работы , поразмышлять о б у д ущ ем . А в канун Дня гор о да лучш его со б еседн и к а , чем его м эр , не найти. Несмотря на предпраздничны е хлопоты , Александр К оробейников выкроил время для встречи с к орр еспонд ентом «Липецкой газеты». ный» на гала-концерт и фей­ ерверк. — Вы верно заметили: сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас праздничные мероприятия воспринимает по-своему. А какой смысл вы вкладыва­ ете в слово «праздник»? — Вопрос философский. А подход к нему может быть творческий. Для кого-то праздник — бутылка водки с огурцом, для кого-то — по­ купка иномарки. Мы исхо­ дим из того, что праздник — это любое полезное дело для города и его жителей, от ко­ торого радуется душа. Для нас праздник, когда Липецк становится чистым, уютным и ухоженным. С этой целью мы провели двухмесячник по благоустройству и сани­ тарной очистке. Для нас, и думаю для многих любите­ лей книги, праздник — от­ крытие городской библиоте­ ки, которое мы приурочили ко Дню города. «День семьи» — это праздник для тех, кто 25 мая в торжественной об­ становке вступит в брак или отметит «золотую» свадьбу. А для многих школьников праздник — это участие в выставке с собственными поделками, которыми будут любоваться липчане и гости города. Праздник — это по­ беда в футбольном турнире среди команд подростковых клубов, и так далее. Вот эти маленькие радости, вливаясь в общий поток мероприятий, и создают тот самый торжес­ твенный настрой праздника. Больших денежных средств для его поддержания, как я уже сказал, не требуется. — И все-таки, в какую сумму обойдется бюджету нынешний День города? — Я отвечал на этот во­ прос в телевизионном эфире — 700 тысяч рублей. Теле­ зрительница интересовалась, что на эту сумму можно по­ строить полезного для горо­ да? По нынешним меркам — — Александр Сергеевич, позвольте для начала не очень праздничный вопрос. Не секрет, что бюджет Ли­ пецка текущего года испол­ няется тяжело, многие от­ расли городского хозяйства испытывают недостаток средств. Проблем у городс­ кой администрации хватает, а тут праздничные меропри­ ятия... — Хотите спросить: не лучше ли деньги, предусмот­ ренные на организацию этих мероприятий, направить на какие-то другие цели? Подо­ бная постановка вопроса в том или ином варианте воз­ никала всякий раз, когда мы отмечали День города. Сколько людей — столько и мнений. Я считаю, что в ра­ зумных пределах средства нужно выделять не только на программы экономичес­ кого, социального плана, но и на спорт, организацию до­ суга, праздники. Безусловно, нужно, как говорится, по одежке протягивать ножки. В последние годы мы стали предусматривать на мероприятия, п о с в ящ ен ны е Дню города, де­ нег в 3-4 раза меньше, чем пре­ жде. Отказались от дорогостоя­ щих проектов, п р и гл аш е н и я с т о л и ч н ы х «звезд». Стара­ емся обходиться собств енным и силами, благо творческих кол­ лективов, талантливых ис­ полнителей в Липецке хва­ тает. Оргкомитет праздника предусматривает разнообраз­ ную программу, которая была бы интересна и ветера­ нам, и молодежи, и людям среднего поколения. Одни отправятся в парк послушать духовой оркестр, другие на стадион поболеть за юных футболистов, третьи — на выставку современных лег­ ковых автомобилей, многие, я знаю, собираются пойти к Дворцу спорта «Юбилей­ «В ЗАКОНЫ АДАМА (МИТА НЕ СЛЕДУЕТ П РИ МЕШИВАТЬ ПОЛИ ТИКУ ...» Мнение читателей всегда было тем ком пасом , по котором у «Липецкая газета» сверяла свой курс. Начатый нами разговор о п р о б л ем а х городского пассажирского транспорта (см. «ЛГ» за 7 и 17 мая) ср а зу ж е п ор оди л множ ество откликов и звонков. Вот п оч ем у гостем сегодняшнего н ом ер а стал начальник Липецкого муниципального унитарного предприятия «Автоколонна № 1415» Владимир ИВАНОВ. — Нашу беседу, — ска­ зал Владимир Николаевич, — мне хотелось бы предварить цитатой из местной прессы. «Неиссякаемый поток денег из казны вряд ли стимулиру­ ет инициативу предприятий по поиску дополнительных источников дохода». Так один городской депутат представ­ ляет себе работу транспортни­ ков. Одно название его статьи чего стоит — «Городской транспорт хромает на все че­ тыре колеса»! Вот мне и хочется пока­ зать размеры этой «неиссяка­ емости» и назвать истинную причину «хромоты». Мне воооще-то непонятно, почему некоторые лица, обле­ ченные властными полномо­ чиями, расценивают бюджет­ ные дотации транспортникам как какое-то «барское благо­ деяние»? Почему наши закон­ ные требования оплатить вы­ полненную работу они счита­ ют иждивенчеством? Специ­ ально для них необходим краткий экскурс в экономи­ ческую науку. По своей сути, хоть по Марксу, хоть по Адаму Сми­ ту, она проста. Заказчик то­ вара или услуги договарива­ ется с производителем о вза­ имоприемлемой цене и объ­ емах поставок. При этом оба понимают, что реальная цена должна обеспечивать достойную зарплату работников, разум­ ный уровень аморти­ заций и прибыли для обновления основных фондов и расширенно­ го воспроизводства. Иначе поставки пре­ кратятся очень быст­ ро. За невыполнение взаимных договорных обязательств стороны несут ответственность по закону. В нашем случае заказчи­ ком перевозок выступает го­ родская власть, муниципали­ тет. Его статус в отношении перевозчиков двояк. Чтобы обеспечить социально значи­ мые, но заведомо нерентабель­ ные перевозки на каких-то маршрутах, чтобы поездка была доступна каждому горо­ жанину, муниципалитет ут­ верждает маршрутную сеть, устанавливает плату за про­ езд (может быть, освобожда­ ет от нее какие-то категории граждан). Кстати, во всех го­ родах мира стоимость соци­ ально значимой поездки для пассажира меньше ее реаль­ ной цены, при чем кое-где — более чем в два раза. Здесь му­ ниципалитет выступает в роли властного органа, его ре­ шения обязательны для тран­ спортника. Но при заключении дого­ вора о перевозках местные власти выступают уже в роли обыкновенного делового парт­ нера. Они принимают на себя обязательства по компенсации транспортнику доходов, недо­ полученных при выполнении властных решений, по реаль­ ной цене с учетом прибыли, в соответствии со статьями 309, 310 и 790 ГК РФ. Таковы нор­ мальные партнерские отноше­ ния в нормальной экономике. У нас же многие считают, что если предприятие находится в муниципальной собствен­ ности, оно должно безогово­ рочно выполнять все указа­ ния муниципалитета, в том числе экономически невыгод­ ные. Напоминаю этим людям статью 113 ГК РФ, где прямо сказано: «Унитарное предпри­ ятие не несет ответственнос­ ти по обязательствам со­ бственника его имущества». Вообще транспорт — это от­ расль, где доход не создает­ ся. Он получает его в резуль­ тате перераспределения из сферы материального произ­ водства. Это тоже азы эконо­ мики. Далее мне не обойтись без «скучных» цифр. В 2001 году расходы предприятия по го­ родским перевозкам состави­ ли около 138 миллионов руб­ лей. Около 35 миллионов мы покрыли собственными дохо­ дами — от платных перево­ зок, других видов деятельнос­ ти. 102 миллиона мы получи­ ли из бюджета. Как видите, «неиссякаемый поток» на миллион рублей не перекрыл даже прямые убытки, не го­ воря уже об амортизации и прибыли. И после этого от нас ждут какого-то чуда? А мо­ жет, таким образом простиму­ лировали инициативу, кото­ рой, как считает депутат, нам так не хватает? В наступившем году «не­ иссякаемый поток* превра­ тился вообще в какой-то «пульсирующий родничок*. По первому кварталу непок- ? ытые убытки составили уже (!) миллионов. Мы должны поставщикам горючего, запчастей, зарпла­ та наших работников уже дав­ но не обеспечивает прожиточ­ ного минимума их семьям. Резко возрос дефицит кадров по всем профессиям, возросла их текучесть. Уходят лучшие, уходит молодежь, предпри­ ятие стареет. Если 15 лет на­ зад средний возраст водителя составлял у нас 33 года, то сейчас уже 42, то есть основ­ ной кадровый костяк — это люди предпенсионного и пен­ сионного возраста. Напомню: из-за огромных психофизио­ логических нагрузок водитель городского автобуса уходит на пенсию в 55 лет. И все-таки, вопреки эко­ номической логике, предпри­ ятие живет и достойно выпол­ няет свои задачи в таких вот экстремальных условиях. Как нам это удается? Расскажу. Автоколонна № 1415 — ста­ рейшее автопредприятие горо­ да, которое всегда славилось своими трудовыми традиция­ ми. Главная из них общее для всех чувство высочайшей ответственности за свое дело. «Мы возим людей», — эти слова с гордостью произносят водители, ремонтники, специ­ алисты. Это чувство сопричас­ тности к общему делу, это осознание того, что от работы каждого зависит безопасность пассажиров, живет в предпри­ ятии с незапамятных времен. У нас в ходу шутка: «Работ­ ник пассажирского транспор­ та это не профессия — диаг­ ноз». А иначе чем объяснить, что человек приходит на ра­ боту в свой выходной день, в праздник, ночью, не получая часто за это дополнительную оплату? Необходимо отдать должное и тем руководите­ лям, которые в пору разруши­ тельных реформ сумели со­ хранить в городе «поголовье» автобусов, чего не удалось сде­ лать в большинстве регионов России. Этим они сберегли коллектив предприятия, сбе­ регли его традиции. Чтобы выжить, мы посто­ янно ищем источники допол­ нительных доходов, ввели жесточайший режим эконо­ мии. Только от использования собственных автомобилей- топливозаправщиков пред­ приятие за квартал экономит почти полтора миллиона руб­ лей. Почти в 10 раз больше экономим при конкурсных за­ купках запчастей, материа­ лов. Мы на четверть увеличи­ ли срок службы авторезины, освоив нарезку на ней изно­ шенного протектора: органи­ зовали производство и ка­ чественное восстановление запчастей на своей производ­ ственной базе, ремонтируем автоагрегаты для транспорт­ ных предприятий своей и со­ седних областей. Казалось бы, зачем автобусному парку со­ держать платные парковки и стоянки — это лишняя голов­ ная боль, лишний круг обя­ занностей и забот при невели­ ких, в общем-то, доходах. Но в нашем положении никакой копейкой пренебрегать не приходится: Экономим даже на канцтоварах — очень час­ то черновые проекты каких- то документов поступают ко мне написанными на обороте ранее использованных блан­ ков. Познакомиться с работой нашего предприятия часто приезжают транспортники из других областей. В прошлом году мой коллега из Белгоро­ да, главной целью посещения которого был наш цех по кап­ ремонту автобусов, щэи рас­ ставании сказал: «Ребята, да почему же вы до сих пор име­ нуетесь автоколонной/ Вас можно звать авторемзаводом. А с учетом всей многопро­ фильной деятельности вы имеете все основания имено­ ваться комбинатом». Это шут­ ка, конечно, но в то же время и правда. Нас иногда упрекают: вы, дескать, продолжаете содер­ жать общежитие, спортком­ плекс, оборудуете еще какой- то оздоровительный комплекс — несете дополнительные рас­ ходы. Ну что на это ответить? Если передать общежитие на баланс ЖКХ, от этого что, денег в городском бюджете прибавится? А логическим продолжением упреков в со­ держании спортивно-оздоро­ вительных объектов должны, видимо, последовать упреки в расходах на охрану труда... Но к настоящему времени все резервы нашей внутренней экономии исчерпаны. Богато­ го «дядю-инвестора» на заве­ домо убыточное предприятие не заманишь. По нашему мнению, реаль­ ную помощь автоколонна мог­ ла бы получить от нашего «флагмана индустрии» — НЛМК, причем на взаимовы­ годных условиях. Мы готовы организовать экспрессные рейсы, спецрейсы между ком­ бинатом и районами компак­ тного проживания новолип- чан по льготной цене. В свою очередь, мы хотели бы полу­ чать металл тоже по льготным ценам, ведь в 70-80 годы ком­ бинат отпускал нам его по се­ бестоимости. А сейчас его про­ дукция обходится предпри­ ятию дороже, чем автозаво­ дам. Но предложения тран­ спортников отвергнуты руко­ водством комбината, не на­ шли мы поддержки и у депу- татов-новолипчан — именно тех, кто призывает к эконо­ мии бюджетных средств. Кстати, мы готовы сотрудни­ чать со всеми, кто ради удоб­ ства своих работников готов понести символические расхо­ ды. В заключение хотелось бы сказать о наболевшем и очень обидном. Определенные лица стараются сформировать у го­ рожан мнение, что транспор­ тники работают из рук вон плохо, что они безалаберно растрачивают бюджетные средства, что они вовсю при­ писывают рейсы на маршру­ тах, чтобы получать громад­ ные премии, и т.д. и т.п. О том, что нецелевого ис­ пользования бюджетных мил­ лионов не было и в помине, «ЛГ» уже писала в номере от 17 мая. Расскажу и о якобы приписанных рейсах. Цити­ рую акт ревизии: «...за пери­ од с 1 по 14 апреля 2000 г. ...за 30 апреля... необоснован­ но отражено 723 рейса, кото­ рые включены в показатели для премирования общего ру­ ководства а/к 1415, общий размер премии увеличен на 0,2 процента, или 168 руб­ лей». Напоминаю читателям (авторы заказных публикаций об этом и без того знают), что с 1 по 14 апреля 2000 года продолжалась забастовка ра­ ботников электротранспорта, а наши автобусы частично от­ влекались со своих маршру­ тов и обслуживали троллей­ бусные. 30 апреля была Пас­ ха, и автобусы использовались для перевозки огромного по­ тока горожан на кладбища. Транспортная работа по вре­ менным маршрутам в том и другом случае оплачивалась водителям в пересчете на рей­ сы по основному маршруту. Временные маршруты не вхо­ дят в систему «Вектор», где компьютер автоматически учитывает выполненные рей­ сы, а работники пассажирско­ го эксплуатационного пред­ приятия не смогли организо­ вать их достоверный визуаль­ ный учет. Вот и получилась эта раз­ ница. Подумайте сами — ну кто пойдет на серьезный до­ лжностной подлог, чтобы уве­ личить общий размер премии на 168 рублей, что составля­ ет менее одного рубля на че­ ловека? Очень грустно, когда об этом говорят на полном серьезе вроде бы ответствен­ ные люди. Вот только зачем им это нужно?.. Записал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz