Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Так сл у ч и л о сь, что е с т ь в м и р е п о л м и л л и о н а л и п чан (не сч и т ая бы вш и х и б уд ущ и х ). О б ъ е д и н я е т н ас в с е х м е с т о на з е м л е с п о э ти ч ны м и м е н е м «Липецк», и, вы х о д и т, в с е м ы м о ж ем н а зы в а т ь д р у г д р у г а з е м л я к а м и то л ь к о б л а г о д а р я го р о д у Л ип ецку. А е щ е мы з д е с ь ж и в е м , р а б о т а е м , лю б и м и р а с ти м д е т е й , о г о р ч а е м с я и р а д у е м с я ... У к аж д о го е с т ь сво и с о к р о в е н н ы е в о сп о м и н а н и я , с в я з а н н ы е с у го л к о м г о р о д а — д е т с а д , г д е н а у ч и л с я в ы го в а р и в а т ь б у к в у *р», т а н ц п л о щ а д к а в Н иж н ем п а р к е , г д е в с т р е т и л с в ою лю б о в ь, лыж н я в К ам ен н ом л о гу ... У к аж д о го св о й в зг л я д на Л и п ец к , на с в о й , н а наш Лип ецко Д е н ь го р о д а — эт о п р а зд н и к и к аж д о го л и п ч ан и н а , м а л о й части ч к и Л и п е ц к а . Ф о то Н и колая ТКАЧЕНКО . РАКУР С Александр КОРОБЕЙНИКОВ: из ПЕ РВЫХ РУК С п е ц п р о е к т « Л и п е ц к о й г а з е т ы » : Т РАН СПО Р Т: П РОДОЛЖАЕ М РАЗГОВОР СОБО РНА Я МИНИАТЮРА ОТГОРОЖАНИНА, ВЛЮБЛЕННОГО ВЛИПЕЦК Столетиями для храмов во славу Господню на Руси престольно выбиралось осо бое светлое место. Слову бы с тайной обняться и «Мес та* ясную ауру понять, ка ким стоянием природы, те кущим из глубин, искатель ство магнитом к горе при влекалось? Многим уже не петь, с лозой обнявшись, но кто воспел однажды алли луйя для храмовой высоты, тот в холмистой памяти ос тался навсегда. Ангельским молитвен ником аромат божничнос- ти над горой струится и шлёт златые заповеди в души наши обнищалые. По откосам крылами зелёнки шелковисто стелется ни спосланная миру благо дать. Возрадуемся близос ти тайны, нам доставшей ся. На столе горы не то свет ( рассеянный, не то мрак развеянный. Небо ли такое, даль заречья ли по-особо му струится, солнечной плетёнкой ли по тропин кам благодать земная сеет- ся-кружится? А по округе дух неведомый блуждает и ландшафтными изгибами всё вихрится и веется. Ан гел ли явился, из глубин взметнувшись, и соборнос ти крестом одиноко в высь пролился? В небе тёмно-го лубом полоса следа его яви лась и в блеске над горой надолго затаилась. «Шорох крыл заоблачного стража*, затрепетав в душевной стрёме, всё зовёт-зовёт в неведомый полёт. Фавор судьбы, гора- — творение природы, у н и кальностью вознесшись, духоборчеством прослави- | ла Липград. Судьбою ли предназначено, что на од ном столе два столпа: храм духовный и храм властный рядом расположились? Ко лонн ли стройность, цвето вой колер ли общий, ус- | тремленность ли единая, но соединилось божественное и административное в об щую Липецкую орбиту. Ко ролевским храмом колон наду в центре стола никак не назовёшь, но зато есть свой «Король* по фамилии наречённый. А немалая до сталась им вместе с архи мандритом доля: сколько же жестоких оголений и в душах, и по жизни ещё так и не закрыто. Когда дума ми и делами человеколю бия запестрят обновления, то просветлеет личностями мир Липграда. Наградой будут люди спокойные, лица сосредоточенные, мо лодёжь увлечённая,специ алисты уверенные, руково дители озабоченные и все вместе в делах на благо ус тремлённые. А когда с Надмирою, считая сто шестнадцать раз, взойдёшь по лестнице на светлый стол горы: тай на прошлой памяти заще мит в груди. Когда-то по откосам бурлила древнос ти вода. И теперь с нежной кротостью в память быв шей здесь плескучести пристав, помолимся на проступающий в закате лик креста. Поблагодарим мы рельефа и жизни созда теля, погрустим о совсем близких небесах, и только здесь, и только раз душа «не здешних нив жилица* ощутит близости простор. Неразгаданная мгла си ней над горою млечностью «полюбилась как родитель ский очаг*. Там всё «благос тно и свято, всё тревожно и светло* и сетка небосклона светит ярким перламут ром. Только здесь понят ны мысли жизни, в звёз дах затаённые. И только Здесь тайна мироздания... Духовитою зелёнкой кличут ветки косогора, просят встать цепочкою по кольцу стола и, взявшись вместе, руки вскинуть 300 раз и ломаной гармоникой прославить дату Липецка. А потом, в два лихих при топа от бедра, танец древ ности закаруселить с ази атским ритмом «Тра-та-та* и воздать славицу Липгра- ду навсегда! А в час полуночный все разом обернёмся к сонми щу небес. Может нам удас тся получить звезду в на граду и поджечь зарницу с цифрой «300* на лету, и под шум ветвистости на тропинках кольцевых Ака фист пропеть Всевышнему и Петру-творцу, и всему граду сущему. Иван ГУЗЕНКО, профессор. ИЗ ПОЧТЫ щ ГУ ничего, даже на капиталь ный ремонт обычного дома не хватит. А для организа ции скромного, но насыщен ного мероприятиями Дня города — достаточно. Мы просто не имеем права нару шить традицию и забыть о нашем общем празднике. — Но ведь на Руси из древле была традиция про водить праздники после за вершения каких-то кампа ний, сезонных работ. К при меру, Праздник урожая про ходил после того, как все выращенное помещалось в закрома. Город-то сегодня особыми заслугами не бле щет... — Не могу согласиться с таким выводом. Непростое исполнение бюджета — ре зультат воздействия на него субъективных факторов, но не реального положения в экономике. Напротив, хо зяйство города динамично развивается в последние годы. В большинстве отрас лей идет рост объемов про изводства. В прошлом году в целом по городу он соста вил 46,6 миллиарда рублей — почти вдвое больше, чем в 1998 году. Высокие темпы сохранились и в текущем году. Радует, что уверенно возрождается металлурги ческая компания «Свобод ный сокол». Не только ус пешно работают, но и ведут техническое перевооружение Новолипецкий комбинат, «Липецкцемент», «Липецк- хлебмакаронпром», «Липец кий хладокомбинат», «Строй- деталь», завод изделий домо строения и другие. Все уве реннее заявляют о себе пред приятия малого бизнеса. Активно развивается сеть предприятий торговли и об щепита. Не проходит и ме сяца, чтобы в Липецке не появился бы новый магазин, кафе или ресторан. Что осо бенно радует — растут реаль ные доходы населения. В минувшем году, в частности, они увеличились на 8 про центов. Все позитивные измене ния в нашем городе проис ходят благодаря людям. Сво им трудом они производят материальные ценности, раз вивают сферу услуг, созда ют ту среду обитания, в ко торой комфортно жить. Лип чане умеют хорошо работать и организовывать полноцен ный отдых. День города — еще одна возможность интересно про вести выходной в кругу дру зей, родных, знакомых, про никнуться уважением к ис тории Липецка, узнать но вые факты из жизни наших земляков. Это особенно важ но, ведь в будущем году го род будет отмечать свое 300- летие, и мы должны достой но подойти к юбилею. Беседовал Геннадий ВИКТОРОВ. Праздники, помимо всего прочего, это ещ е и п ов о д подвести итоги прод ел ан н ой работы , поразмышлять о б у д ущ ем . А в канун Дня гор о да лучш его со б еседн и к а , чем его м эр , не найти. Несмотря на предпраздничны е хлопоты , Александр К оробейников выкроил время для встречи с к орр еспонд ентом «Липецкой газеты». ный» на гала-концерт и фей ерверк. — Вы верно заметили: сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас праздничные мероприятия воспринимает по-своему. А какой смысл вы вкладыва ете в слово «праздник»? — Вопрос философский. А подход к нему может быть творческий. Для кого-то праздник — бутылка водки с огурцом, для кого-то — по купка иномарки. Мы исхо дим из того, что праздник — это любое полезное дело для города и его жителей, от ко торого радуется душа. Для нас праздник, когда Липецк становится чистым, уютным и ухоженным. С этой целью мы провели двухмесячник по благоустройству и сани тарной очистке. Для нас, и думаю для многих любите лей книги, праздник — от крытие городской библиоте ки, которое мы приурочили ко Дню города. «День семьи» — это праздник для тех, кто 25 мая в торжественной об становке вступит в брак или отметит «золотую» свадьбу. А для многих школьников праздник — это участие в выставке с собственными поделками, которыми будут любоваться липчане и гости города. Праздник — это по беда в футбольном турнире среди команд подростковых клубов, и так далее. Вот эти маленькие радости, вливаясь в общий поток мероприятий, и создают тот самый торжес твенный настрой праздника. Больших денежных средств для его поддержания, как я уже сказал, не требуется. — И все-таки, в какую сумму обойдется бюджету нынешний День города? — Я отвечал на этот во прос в телевизионном эфире — 700 тысяч рублей. Теле зрительница интересовалась, что на эту сумму можно по строить полезного для горо да? По нынешним меркам — — Александр Сергеевич, позвольте для начала не очень праздничный вопрос. Не секрет, что бюджет Ли пецка текущего года испол няется тяжело, многие от расли городского хозяйства испытывают недостаток средств. Проблем у городс кой администрации хватает, а тут праздничные меропри ятия... — Хотите спросить: не лучше ли деньги, предусмот ренные на организацию этих мероприятий, направить на какие-то другие цели? Подо бная постановка вопроса в том или ином варианте воз никала всякий раз, когда мы отмечали День города. Сколько людей — столько и мнений. Я считаю, что в ра зумных пределах средства нужно выделять не только на программы экономичес кого, социального плана, но и на спорт, организацию до суга, праздники. Безусловно, нужно, как говорится, по одежке протягивать ножки. В последние годы мы стали предусматривать на мероприятия, п о с в ящ ен ны е Дню города, де нег в 3-4 раза меньше, чем пре жде. Отказались от дорогостоя щих проектов, п р и гл аш е н и я с т о л и ч н ы х «звезд». Стара емся обходиться собств енным и силами, благо творческих кол лективов, талантливых ис полнителей в Липецке хва тает. Оргкомитет праздника предусматривает разнообраз ную программу, которая была бы интересна и ветера нам, и молодежи, и людям среднего поколения. Одни отправятся в парк послушать духовой оркестр, другие на стадион поболеть за юных футболистов, третьи — на выставку современных лег ковых автомобилей, многие, я знаю, собираются пойти к Дворцу спорта «Юбилей «В ЗАКОНЫ АДАМА (МИТА НЕ СЛЕДУЕТ П РИ МЕШИВАТЬ ПОЛИ ТИКУ ...» Мнение читателей всегда было тем ком пасом , по котором у «Липецкая газета» сверяла свой курс. Начатый нами разговор о п р о б л ем а х городского пассажирского транспорта (см. «ЛГ» за 7 и 17 мая) ср а зу ж е п ор оди л множ ество откликов и звонков. Вот п оч ем у гостем сегодняшнего н ом ер а стал начальник Липецкого муниципального унитарного предприятия «Автоколонна № 1415» Владимир ИВАНОВ. — Нашу беседу, — ска зал Владимир Николаевич, — мне хотелось бы предварить цитатой из местной прессы. «Неиссякаемый поток денег из казны вряд ли стимулиру ет инициативу предприятий по поиску дополнительных источников дохода». Так один городской депутат представ ляет себе работу транспортни ков. Одно название его статьи чего стоит — «Городской транспорт хромает на все че тыре колеса»! Вот мне и хочется пока зать размеры этой «неиссяка емости» и назвать истинную причину «хромоты». Мне воооще-то непонятно, почему некоторые лица, обле ченные властными полномо чиями, расценивают бюджет ные дотации транспортникам как какое-то «барское благо деяние»? Почему наши закон ные требования оплатить вы полненную работу они счита ют иждивенчеством? Специ ально для них необходим краткий экскурс в экономи ческую науку. По своей сути, хоть по Марксу, хоть по Адаму Сми ту, она проста. Заказчик то вара или услуги договарива ется с производителем о вза имоприемлемой цене и объ емах поставок. При этом оба понимают, что реальная цена должна обеспечивать достойную зарплату работников, разум ный уровень аморти заций и прибыли для обновления основных фондов и расширенно го воспроизводства. Иначе поставки пре кратятся очень быст ро. За невыполнение взаимных договорных обязательств стороны несут ответственность по закону. В нашем случае заказчи ком перевозок выступает го родская власть, муниципали тет. Его статус в отношении перевозчиков двояк. Чтобы обеспечить социально значи мые, но заведомо нерентабель ные перевозки на каких-то маршрутах, чтобы поездка была доступна каждому горо жанину, муниципалитет ут верждает маршрутную сеть, устанавливает плату за про езд (может быть, освобожда ет от нее какие-то категории граждан). Кстати, во всех го родах мира стоимость соци ально значимой поездки для пассажира меньше ее реаль ной цены, при чем кое-где — более чем в два раза. Здесь му ниципалитет выступает в роли властного органа, его ре шения обязательны для тран спортника. Но при заключении дого вора о перевозках местные власти выступают уже в роли обыкновенного делового парт нера. Они принимают на себя обязательства по компенсации транспортнику доходов, недо полученных при выполнении властных решений, по реаль ной цене с учетом прибыли, в соответствии со статьями 309, 310 и 790 ГК РФ. Таковы нор мальные партнерские отноше ния в нормальной экономике. У нас же многие считают, что если предприятие находится в муниципальной собствен ности, оно должно безогово рочно выполнять все указа ния муниципалитета, в том числе экономически невыгод ные. Напоминаю этим людям статью 113 ГК РФ, где прямо сказано: «Унитарное предпри ятие не несет ответственнос ти по обязательствам со бственника его имущества». Вообще транспорт — это от расль, где доход не создает ся. Он получает его в резуль тате перераспределения из сферы материального произ водства. Это тоже азы эконо мики. Далее мне не обойтись без «скучных» цифр. В 2001 году расходы предприятия по го родским перевозкам состави ли около 138 миллионов руб лей. Около 35 миллионов мы покрыли собственными дохо дами — от платных перево зок, других видов деятельнос ти. 102 миллиона мы получи ли из бюджета. Как видите, «неиссякаемый поток» на миллион рублей не перекрыл даже прямые убытки, не го воря уже об амортизации и прибыли. И после этого от нас ждут какого-то чуда? А мо жет, таким образом простиму лировали инициативу, кото рой, как считает депутат, нам так не хватает? В наступившем году «не иссякаемый поток* превра тился вообще в какой-то «пульсирующий родничок*. По первому кварталу непок- ? ытые убытки составили уже (!) миллионов. Мы должны поставщикам горючего, запчастей, зарпла та наших работников уже дав но не обеспечивает прожиточ ного минимума их семьям. Резко возрос дефицит кадров по всем профессиям, возросла их текучесть. Уходят лучшие, уходит молодежь, предпри ятие стареет. Если 15 лет на зад средний возраст водителя составлял у нас 33 года, то сейчас уже 42, то есть основ ной кадровый костяк — это люди предпенсионного и пен сионного возраста. Напомню: из-за огромных психофизио логических нагрузок водитель городского автобуса уходит на пенсию в 55 лет. И все-таки, вопреки эко номической логике, предпри ятие живет и достойно выпол няет свои задачи в таких вот экстремальных условиях. Как нам это удается? Расскажу. Автоколонна № 1415 — ста рейшее автопредприятие горо да, которое всегда славилось своими трудовыми традиция ми. Главная из них общее для всех чувство высочайшей ответственности за свое дело. «Мы возим людей», — эти слова с гордостью произносят водители, ремонтники, специ алисты. Это чувство сопричас тности к общему делу, это осознание того, что от работы каждого зависит безопасность пассажиров, живет в предпри ятии с незапамятных времен. У нас в ходу шутка: «Работ ник пассажирского транспор та это не профессия — диаг ноз». А иначе чем объяснить, что человек приходит на ра боту в свой выходной день, в праздник, ночью, не получая часто за это дополнительную оплату? Необходимо отдать должное и тем руководите лям, которые в пору разруши тельных реформ сумели со хранить в городе «поголовье» автобусов, чего не удалось сде лать в большинстве регионов России. Этим они сберегли коллектив предприятия, сбе регли его традиции. Чтобы выжить, мы посто янно ищем источники допол нительных доходов, ввели жесточайший режим эконо мии. Только от использования собственных автомобилей- топливозаправщиков пред приятие за квартал экономит почти полтора миллиона руб лей. Почти в 10 раз больше экономим при конкурсных за купках запчастей, материа лов. Мы на четверть увеличи ли срок службы авторезины, освоив нарезку на ней изно шенного протектора: органи зовали производство и ка чественное восстановление запчастей на своей производ ственной базе, ремонтируем автоагрегаты для транспорт ных предприятий своей и со седних областей. Казалось бы, зачем автобусному парку со держать платные парковки и стоянки — это лишняя голов ная боль, лишний круг обя занностей и забот при невели ких, в общем-то, доходах. Но в нашем положении никакой копейкой пренебрегать не приходится: Экономим даже на канцтоварах — очень час то черновые проекты каких- то документов поступают ко мне написанными на обороте ранее использованных блан ков. Познакомиться с работой нашего предприятия часто приезжают транспортники из других областей. В прошлом году мой коллега из Белгоро да, главной целью посещения которого был наш цех по кап ремонту автобусов, щэи рас ставании сказал: «Ребята, да почему же вы до сих пор име нуетесь автоколонной/ Вас можно звать авторемзаводом. А с учетом всей многопро фильной деятельности вы имеете все основания имено ваться комбинатом». Это шут ка, конечно, но в то же время и правда. Нас иногда упрекают: вы, дескать, продолжаете содер жать общежитие, спортком плекс, оборудуете еще какой- то оздоровительный комплекс — несете дополнительные рас ходы. Ну что на это ответить? Если передать общежитие на баланс ЖКХ, от этого что, денег в городском бюджете прибавится? А логическим продолжением упреков в со держании спортивно-оздоро вительных объектов должны, видимо, последовать упреки в расходах на охрану труда... Но к настоящему времени все резервы нашей внутренней экономии исчерпаны. Богато го «дядю-инвестора» на заве домо убыточное предприятие не заманишь. По нашему мнению, реаль ную помощь автоколонна мог ла бы получить от нашего «флагмана индустрии» — НЛМК, причем на взаимовы годных условиях. Мы готовы организовать экспрессные рейсы, спецрейсы между ком бинатом и районами компак тного проживания новолип- чан по льготной цене. В свою очередь, мы хотели бы полу чать металл тоже по льготным ценам, ведь в 70-80 годы ком бинат отпускал нам его по се бестоимости. А сейчас его про дукция обходится предпри ятию дороже, чем автозаво дам. Но предложения тран спортников отвергнуты руко водством комбината, не на шли мы поддержки и у депу- татов-новолипчан — именно тех, кто призывает к эконо мии бюджетных средств. Кстати, мы готовы сотрудни чать со всеми, кто ради удоб ства своих работников готов понести символические расхо ды. В заключение хотелось бы сказать о наболевшем и очень обидном. Определенные лица стараются сформировать у го рожан мнение, что транспор тники работают из рук вон плохо, что они безалаберно растрачивают бюджетные средства, что они вовсю при писывают рейсы на маршру тах, чтобы получать громад ные премии, и т.д. и т.п. О том, что нецелевого ис пользования бюджетных мил лионов не было и в помине, «ЛГ» уже писала в номере от 17 мая. Расскажу и о якобы приписанных рейсах. Цити рую акт ревизии: «...за пери од с 1 по 14 апреля 2000 г. ...за 30 апреля... необоснован но отражено 723 рейса, кото рые включены в показатели для премирования общего ру ководства а/к 1415, общий размер премии увеличен на 0,2 процента, или 168 руб лей». Напоминаю читателям (авторы заказных публикаций об этом и без того знают), что с 1 по 14 апреля 2000 года продолжалась забастовка ра ботников электротранспорта, а наши автобусы частично от влекались со своих маршру тов и обслуживали троллей бусные. 30 апреля была Пас ха, и автобусы использовались для перевозки огромного по тока горожан на кладбища. Транспортная работа по вре менным маршрутам в том и другом случае оплачивалась водителям в пересчете на рей сы по основному маршруту. Временные маршруты не вхо дят в систему «Вектор», где компьютер автоматически учитывает выполненные рей сы, а работники пассажирско го эксплуатационного пред приятия не смогли организо вать их достоверный визуаль ный учет. Вот и получилась эта раз ница. Подумайте сами — ну кто пойдет на серьезный до лжностной подлог, чтобы уве личить общий размер премии на 168 рублей, что составля ет менее одного рубля на че ловека? Очень грустно, когда об этом говорят на полном серьезе вроде бы ответствен ные люди. Вот только зачем им это нужно?.. Записал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz