Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
L НУ ЧТО, ПРИЕХАЛИ?.. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Ольга КОЛЕСНИКОВА, предпринима тель: — На реформы в стране я привыкла смот реть тре з во. Конечно, плохо, что и з - з а них нет стабильности и очень трудно вести дело. Каж дый ра з думаешь —конец, прогар, ра з ор! Вот- вот вылетишь в трубу. Теперь, как снег на голо ву, очередное повышение цен на желе з нодорож ные гру з овые и пассажирские перево з ки. Мо жет, с точки з рения реформ, все верно. Но на шему брату-предпринимателю, от этого не лег че. Конечно, кто никуда не е з дит в силу старо сти, фи з ической немощи или бедности, тем все равно. Ачелнокам, мотающимся по стране, вы е зж ающим з а ее пределы, переправляющим ра зл ичные партии гру з а, каково? Мы теперь на перево з ках и перее з дах будем много терять. Значит, чтобы компенсировать транспортные убытки, придется делать наценки на товар. Но его и так все труднее становится реали з овывать: народ беднеет, покупает в основном пропитание, и то самое дешевое, а у нас товар, как правило, импортный, дорогостоящий. Так что, даже з ап латив налоги, спокойно спать не будешь. Константин ДЕМИН, автомеханик: — Недавно, погря з нув в долгах, вынужден был продать свой «жигуль», верой и правдой служивший мне не один год. Конечно, цены на бен з ин тоже кусаются. Но в свя з и с нынешним беспределом, творящимся на желе з нодорожном транспорте, я имею в виду новое повышение цен на 30 процентов, мой «жигуль» еще как бы меня выручал. Теперь же я как бе з рук, точнее, как бе з ног. Похоже, придется поставить самого себя на прикол. То есть з акрепостить в преде лах областного центра, где, слава Богу, ходит пока бесплатный общественный транспорт. Николай МАРАХОВ, бывший механи з а тор: —Есть у нас органы внутренних дел, соц з а щиты, комитеты по з ащите прав потребителей. Есть, наконец, местные и федеральные власти. Но они почему-то ничего не предпринимают, что бы з ащитить свой народ от творящегося бес предела ра з рушительных реформ, от ра з гула дикой преступности, бе зу держной криминали з ации экономики, от неукротимого роста цен, в том числе и на желе з нодорожные перево з ки. Да сколько их можно повышать?! Сколько можно терпеть? Поимейте совесть, господа капитали сты! Как же можно не уважать свой народ, что бы вот так нагло обворовывать его и жестоко и з деваться над ним?! Подготовил Владимир ОСИПОВ. КОММЕНТАРИЙ АНЯ НАС СКОРО ПЕРЕСЧИТАЮТ , Начинается ш ироком асш табная р еклам ная кампания предстоящ ей Всероссийской переписи населения. Она б у д ет проводиться с Ш 1 С ^ и споль зованием У л - а a V всех средств и о • o ' 1' массовой информации и п р еж д е всего — центрального и региональ ного телевидения . -m m т т t t f f f TT ITV В последний ра з население России перепи сывалось 13 лет на з ад—в 19 8 9 году. За минув шее время прои з ошло небывало много поисти не исторических событий: и зме нился статус страны —в ре зуль тате ра з вала Советского Со ю з а Россия обрела гбсударственную не з ависи мость; централи з ованно управляемая экономи ка была трансформирована в рыночную, след ствием чего стала революционная перетряска всей социальной структуры общества; Россия испытала и исход части своего населения в по исках лучшей ж изни за рубеж, и многомиллион ный приток беженцев и переселенцев из сосед них постсоветских республик; не обошли ее сто роной и войны, и вооруженные конфликты. Все эти события отражались в изменениях численности и качества населения страны. Об щую картину таких изменений способен уловить и текущий статистический учет. Картина эта хо рошо известна: с 1992 года в России наблюда ется депопуляция, то есть устойчивое превыше ние смертности над рождаемостью. Причем в таких размерах, что даже многомиллионная вне шняя миграция не способна была восполнить убыль. В результате численность населения Рос сии с 1992 года к 1 октября 2001 года сократи лась на 4,1 миллиона человек и составила 144,2 миллиона человек. По прогнозу Госкомстата РФ, население страны к 2016 году сократится до 134,4 миллиона человек. Но это, действительно, только самая общая картина происходящего, целый ряд существен ных деталей которой может выявить лишь пе репись. Так, например, есть серьезные основа ния полагать, что в стране живет масса никем «неучтенных» людей. Заметно расходятся оцен ки специалистов и относительно того, каков сей час национальный состав населения и, соответ ственно, конфессиональный. Просто до непри личия велик разрыв в оценках реального уров ня жизни россиян... Знания эти необходимы для тех, кто управ ляет страной. К сожалению, последние часто склонны приукрашивать действительность. 24 декабря президент Путин, общаясь с народом в прямом телеэфире, подвел итоги 2001 года и, в частности, сообщил, что год оказался настоль ко удачным, что «привел к определенному пси хологическому перелому. Унас при общей нега тивной демографической ситуации повысилась рождаемость». Увы, президент поторопился в своем утвер ждении о «психологическом переломе». Рост рождаемости объясняется не каким-то взрывом надежд на лучшее будущее, а просто вступле нием в детородный возраст поколения, появив шегося на свет в первой половине 80-х годов — во время «бэби-бума». Рост рождаемости будет наблюдаться еще несколько лет, а потом про изойдет резкий спад. Наиболее болезненной демографической проблемой Россий является не низкая рождае мость, а ужасающе высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень их смерт ности в 4 раза выше, чем женщин, и в 4-6 раз выше аналогичного показателя в развитых стра нах. Разрыв в продолжительности жизни муж чин и женщин у нас достигает тринадцати лет. Ничего подобного нет нигде в мире. А по смер тности от некоторых заболеваний, например от туберкулеза, убыль мужчин в трудоспособном возрасте у нас больше, чем на Западе, в 70-100 раз. С демографической точки зрения Россия — тяжко больное общество. Конечно, Всероссийс кая перепись позволит только уточнить диагноз нашей болезни, выздоровление же зависит от множества политических, экономических и даже природных факторов. Но точный диагноз —все- таки первый шаг к выздоровлению. И его надо сделать. Сергей ХАРЛАМОВ. (ИМА-Пресс). К НАЧА ЛУ ЭКОНОМИЧЕ СКИХ РЕФОРМ ГОТОВЫ? + Спустя десять лет после начала пере ходного периода Белоруссия является стра ной с экономикой, наименее реформирован ной, но кажущейся наиболее жизнестойкой по сравнению с другими странами СНГ. К такому выводу пришли эксперты Всемирного банка, подготовившие аналитический доклад об ито гах экономических реформ в государствах Со дружества и Центральной Европы за десять лет. На пресс-конференции, состоявшейся в среду в минском представительстве банка и посвященной докладу, были отмечены пози тивные моменты в экономике Белоруссии. Но в то же время было обращено внимание на то, что эти успехи заметны лишь на фоне дру гих государств Содружества. Как передает ИТАР-ТАСС, советник представительства Ни колай Лисай сказал, что проводимая в р ес публике политика «помогла Белоруссии и зб е жать тех ошибок, которые были допущены на раннем этапе в других странах, избежать р аз грабления фондов, нецелевого, неэффектив ного их использования». «Но это —результат специфических геополитических отношений с Россией», —добавил он. Вместе с тем эксперты банка считают, что «если бы Белоруссия вступила на путь эконо мических реформ сейчас, то стартовые усло вия были бы гораздо более благоприятными, чем в других странах СНГ в начале 90-х го дов». СНГ ВРУЧЕНА «СТЕ ЛА МИРА» + Содружество Независимых Государств будет и впредь последовательно осуществ лять курс на миротворчество, повышать эф фективность межгосударственного сотрудни чества в целях обеспечения международной безопасности, создания условий для укреп ления дружбы и доверия народов. Это заявил председатель Исполкома СНГ Юрий Яров на церемонии вручения Содружеству «Стелы мира», которая прошла в среду в Минске. Этой наградой Японский фонд мира удос тоил СНГ «за достижения в создании сообщ е ства государств с общими ценностями», а так же за вклад в противодействие международ ному терроризму, передает ИТАР-ТАСС. Как сказал на церемонии президент Фонда Хиро Сайонжи, за десять лет СНГ сумело стать од ной из самых влиятельных региональных орга низаций мира. - БЕЛОРУ ССИИ НЕ НУЖНЫ ПРОТИВОПЕХОТНЫЕ МИНЫ + Б елору сси я, которая находится на седьмом месте в мире по запасам противопе хотных мин —их 4,5 млн., поддерживает ми ровое сообщество в вопросах по их ликвида ции. Об этом заявил в среду, накануне отм е чаемого 21 января Дня инженерных войск Бе лоруссии, начальник инженерных войск Воо руженных Сил —начальник управления Генш таба ВС страны Сергей Лучина. На ликвидацию мин Белоруссии требуется 5-7 млн. долларов США, сказал Сергей Лучи на. Он также сообщил о тесном взаимодей ствии по этому вопросу с Россией и Украи ной, с которыми недавно при участии ЕС под писан протокол о стремлении трех стран при соединиться к Конвенции о ликвидации ППМ. Взаимодействует Белоруссия в этом направ лении и с НАТО, куда направлено обращение о помощи из средств специально созданного в этих целях трастового фонда. Г ЛЯДЯ НА ВО СТОЧНОГО СОСЕДА 'ф' В 2001 году в Беларуси зафиксировано около 500 случаев хищения проводов линий электропередачи и оборудования трансфор маторных подстанций. Сумма ущерба соста вила 624 млн. белорусских рублей. Такие дан ные сообщила БелаПАН пресс-служба концер на «Белэнерго». З а год похищено 130 тонн алюминиевого провода, 39 трансформаторов, 23 опоры ли ний электропередачи. Похищались также счет чики электрической энергии, автоматические выключатели и прочее. При этом сумма воз мещенного ущерба не превысила 1,3 млн. руб лей, или 0,2% от суммы потерь. По информа ции пресс-службы, это связано «с низкой рас крываемостью хищений и, как следствие, б ез наказанностью расхитителей, которые зачас тую подвергают свою жизнь смертельной опас ности». В 2001 году во время совершения про тивоправных действий пять человек погибли и двое получили сильные ожоги. НЕ ЗАПУТАТЬСЯ БЫ В НУ ЛЯХ... ф* Национальный Банк Белоруссии с 21 января вводит в обращение новую купюру д о стоинством 20 тыс. белорусских рублей, что составляет почти 12 долл., сообщ ает радио- (станция «Маяк». Сейчас самой крупной банк нотой является купюра в 10 тыс. руб., а с а мой мелкой —1 руб. Новая банкнота — оливкового цвета, с изображением старинного архитектурного ан самбля в Гомеле. (Информационное агентство «Союз-инфо»). ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ РОССИИ ОЧЕНЬ БОЛЬНА. БЕЗВЕРИЕМ! К ТАКОМУ НЕУТЕШИТЕЛЬНОМУ ВЫВОДУ ПРИШЛИ УЧАСТНИКИ IV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ В ЕЛЬЦЕ Ж В н ач ал е двадцатого века мыслящую Россию буквально потряс н ебольш ой сборник с многозначительным н а звани ем «Вехи». Он объ единил взгляды группы выдающихся мыслителей на важ н ейш ую и больную тем у, волновавш ую то гдаш н ее общ ество: о роли интеллигенции в д ь б а х Отечества, ри этом авторы «Вех» поставили вопрос р еб р ом — вместе ли с Богом цели и пути русской интеллигенции или расходятся радикально — д о иссуш ающ его душ у позитивизма и воинствующего атеистического м атериали зм а? Философы, пережившие вместе с н ародом страшные итоги революции 1905 года, предупреждали: строить русскую жизнь на основах лишь «разумных» представлений о ней — опасно и грозит большой кровью. Предупреждение это было хоть и услышано, но не >вано: Россия двигалась к гражданской войне, пор и д еи , со средоточ енны е в «В ехах» , б о л е е п олув ека оставались п о д сп удом . Вспомнили о них лишь в н ачал е новых российских р еф орм — конца XX в ека. И ок а зал о сь — роковой вопрос о м есте «интеллигенции» п о -п р еж н ем у б о л е зн е н н о актуал ен . Ибо новая постсоветская интеллигенция разош лась не только с Богом (ф орм альное о б р ащ е н и е к Церкви н е в счет — Бога не обманеш ь!), но и с н ар о д ом . История повторяется: м атериали зм наш ей интеллигенции начала прошлого века привел к трагедии , «дем ократи зм» е е , в конц е в ека, обернул ся ф ар сом — якобы в ерующ и е интеллигенты-атеисты ч о х ом пошли в у сл уж ен и е д ен еж ны м м еш к ам ... Осмыслению ф ен ом ен а «интеллигенции», как специфически российского явления, и были посвящены четвертые православны е Рождественские чтения, прош едш и е в святочные дни в Ельце. («ЯГ» вкратце писала о б этом в н ом ер е за 9 января с.г.). Их организаторы — благочинный Елецкого округа настоятель Вознесенского со б о р а протои ер ей о . Василий (Романов) и учены е Елецкого государственного университета во главе с прор ек тором по научной р а б о т е п р оф ессор ом Евгением Б елозерцевым . Тема прош едш их чтений — «Православие и интеллигенция» н е случайна: это попытка осмыслить п р ои сх о дящ ее в стране с позиций вечных ценностей , о бъ единя емы х такими понятиями, как Православие, Отечество, н а р о д . В ч ем ж е заключается миссия русской интеллигенции в наши дни? Как пр еодол еть р оковую б ол езн ь е е — б езв ер и е? Об этом и говорили участники чтений. Прошли они на высоком у р о вн е. Д ухоподъ ем ность выступлений и о бм ен а мнениями были заданы приветственным словом о . Василия и великолепными исполнениями х о р а Вознесенского со б ор а : «С нами Бог!», «Д ок ол е, Господи!», «Иже херувимы», рождественский концерт «Слава Богу в вышних!» Бортнянского — эти и др у ги е ш едевры православных песнопений никого н е оставили равнодуш ными . Ниже мы знакомим читателей «ЛГ» с фрагментами некоторых д ок л а д о в , прозвучавших и представленных участниками Рождественских чтений в Ельце. Протоиерей о. Василий благочинный Н (РОМАНОВ), Елецкого церк р д овного округа, настоятельВознесенского со бора г. Ельца, директор пра вославной гимназии в честь святителя Тихона Задонско го: — Мы затрагиваем сегод ня одну из важнейших тем жизни русского народа — трагический раскол российс кого общества на церковное и околоцерковное, то, кото рое мы называем «интелли генцией». Корень болезни двух пос ледних веков — грех против Церкви. И он привел к рас колу общества. Но надо по мнить: кто остается верен Церкви, тот остается верен и России! Тот, кто называет себя религиозным, но от Цер кви отошел, тот оторвался и от русской почвы, а значит, предает Россию... Характер русского наро да формировался водитель ством Церкви — со дня кре щения Руси. Так было до Петровских реформ, которые насильно отделили часть об щества, смотревшего на За пад и перенимавшего оттуда все, вплоть до презрения к Церкви. И сегодня видим, как ча сто интеллигенция пытается “иктовать Православной Р,еркви свои правила, обви няя ее во всех смертных гре хах: она и консервативна, и не идет на сближение с Ри мом, и не служит обществу, и не живет по законам мира. Но обвинители не пони мают главного: Православ ная Церковь не может жить по законам мира или отдель ных религиозных обществ, потому что живет в народе Божьем и ее задача — про свещать его. Ведь русский народ находится сейчас на грани ’вырождения как ду ховного, так и физического. Все светлое, чистое попрано, отброшены прочь морально духовные идеалы. И сама вера Христова едва теплится Д1 Ц в нас — потому что мы пы таемся устроить свою жизнь без Бога... Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, проректор ЕГУ по науке, доктор педагогических наук, профессор: — Тема «Православие и интеллигенция» выбрана не случайно. О ней много гово рят в обществе, полемизиру ют, отстаивая зачастую диа метрально противоположные точки зрения. Кто они, интел лигенты — народные герои или напротив? А истина, как мы привыкли считать, на сей раз не лежит посредине. В этом сложность нашего сегод няшнего разговора. Обсуждая важную тему, мы как бы об суждаем и самих себя, если, конечно, причисляем себя к «интеллигенции »... АндрейПАВЛЕНКО, кан дидат педагогических наук, старший преподаватель ка федрыфилософии и полито логии: — В обозначенной теме слово «Православие» стоит на первом месте совершенно оправданно, закономерно и сознательно: без Правосла вия не было бы русской ис тории. Важнее крещения Руси при Владимире события нет и быть не может. Исто рия России начинается как история православная, изна чально христианская... Интеллигенция есть рус ская специфика открытия истины во Христе. По сути, та же самая проблема, кото рая в средневековой схолас тике обычно обозначалась как антиномия веры и разу ма. В западной традиции крайним внешним выраже нием этой антиномии была инквизиция. Для России же — это интеллигенция. Это не просто какая-то группа лю дей, объединенных некими общими социальными при знаками. Интеллигенция — это духовный феномен рус ской истории, выражения ее трудного пути. Если Право славие — это историческая судьба России, то интеллиген ция — лишь обозначение од ного из этапов этой судьбы, и причем не самого важно го. Это болезнь, которой Рос сия должна переболеть. Только исторический ра курс позволяет понять и уви деть, что интеллигенция — это не социальная группа, а духовное явление. Увидеть не деятельность людей, осо бенно развитых, а настоя щую духовную проблему. Ключевым оказывается, в данном случае, период так называемой послепетровской эпохи. Именно в восемнадца том веке и состоялась эта са мая экспликация антиномии веры и разума. Почему интеллигенция, как духовная проблема, воз никает именно в восемнадца том веке? Первые признаки надвигающейся болезни слу чились и внутри самой церк ви, когда она переживала времена раскола. Это была страшная национальная тра гедия. Может быть, планетар ного масштаба. Она совпала с приходом Петра. Главное в его реформах, о чем следует сказать, было и создание ус ловий, когда интеллигенция отпала от Йравославия... С реформами Петра дво ряне были обречены на евро пейское образование, которое насаждалось им из-под пал ки. Так возник феномен рус ского дворянства, феномен русского света, который, как знамя, понес европейскую культуру, вынужденно отри цая все свое, русское, что было прежде. Нельзя сказать, что это был полный разрыв с хрис тианской традицией. Божий промысел сказывался и здесь. Разве голос святителя Тихона Задонского был гла сом вопиющего в пустыне? Нет, он находил слушателя, его слышали и знали. Зна чит, он был нужен... То, что происходит сегод ня, каким-то образом близит избавление от страшной бо лезни, которая была у нас и носила название «интелли генция». Наши земляки Пришвин, Бунин, Розанов, каждый по- своему, пытались изжить в себе именно «интеллигента», ориентируясь на Христа и выбирая истину во Христе. Хотим мы этого или нет, но и нам сейчас предстоит де лать то же самое... Ольга МЕЩЕРЯКОВА, заместитель директора шко лы-гимназии г. Ливны, аспи рантка ЕГУ: — В Ельце возрождается духовность как основа Пра вославия: тому нынешние Рождественские чтения под тверждение. Бывая в Ельце, я отмечаю, что здесь все объе динены общей проблемой и эту объединительную миссию успешно выполняет универси тет, вокруг которого собира ется учительство, Петровская Академия наук и искусств, священнослужители... В выступлениях уже про звучала мысль о необходимо сти воцерковления. Думаю, что к этому мы придем обя зательно. И роль православ ной интеллигенции сегодня велика, особенно учителя. Именно через русскую лите ратуру, обращаясь к Пушки ну, Бунину, другим писате лям, будет полнее осознавать ся нравственная, религиозная идея, которая поможет нам выйти из духовного тупика... Николай БЕЛКАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педа гогики: — О роли интеллигенции сейчас рассуждают много. Я бы хотел сослаться на физи ка, ученого и в то же время человека, глубоко верующе го, Николая Васильевича Карлова, который в одной из статей в журнале «Вопросы философии» очень жестко ставит вопрос об историчес- З д о р о в о е общ ество — это, п р еж д е всего, общ ество, сп о с о бн о е помогать со гр аж дан ам , в помощи нуж дающ имся. Чем п олн ее ор гани зован а такая п о д д ерж к а , тем подлинно д ем окр атич ен социальный климат в государстве. Д елам милосердия, христианской заботы о страждущих в России всегда уделялось много внимания: создавались общественные фонды , комитеты, общества поддержки и взаимопомощи. Это в России XIX века. В СССР реабилитация инвалидов была важнейш ей государственной задач ей . В «новой» России, живущей в эпоху капиталистических реформ , о них также не забывают. Правда, степень и качество общественного внимания к проблемам инвалидов чаще зависят от доброй воли меценатов и толщины их кошелька. Тем не м ен е е решать их н а д о , и н е перевелись энтузиасты, которые н е боятся взвалить на свои плечи все трудности важнейш ей социальной за д ач и . В Липецке таким предприя тием является ОАО «Липецкое производственное предприятие реабилитационной техники», коллектив которого трудится над созданием инвалидных колясок. Создано оно летом 1999 года, но даже за столь короткий период сделано, в условиях экономичес ких трудностей, немало. По сути, идея организации серийного производства кресел- колясок, возникшая еще в 1997 году, не только воплотилась, но и превратила город в родину инвалидных колясок нового по коления, аналогов которым в ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА Н А . . . КОСМИЧЕСКОЙ ТЯГ1 мире не существует То, что сумели сделать спе циалисты предприятия, поража ет воображение. Разработки новейших моди фикаций ведутся по всем направ лениям: качество, удобство, эк сплуатационные достоинства. В основе же поисков — примене ние современных конструкций и технологий. Каркас сегодняшних колясок изготавливается пре имущественно из композитных материалов (пластиков), что зна чительно облегчает их вес. Ска жем, кресло-коляска с ручным приводом весит всего 14-15 кг. Особыми достоинствами об ладают коляски с электропри водом, где воплощено сразу пять (!) изобретений мирового уров ня. Двадцатиминутная подза рядка аккумулятора обеспечи вает 30-километровый путь вла дельцу коляски. Причем вес ее в три раза меньше мировых ана логов, а стоимость — в 2-2,5 раза ниже. Характер недугов инвалидов различен, поэтому на предпри ятии изготавливают несколько видов кресел-колясок, отличаю щихся функциональными свой ствами: детские и взрослые, ак тивные и пассивные, компакт ные и прогулочные, с ручным и электрическим движителями. Диапазон индивидуальных на строек также различен и широк. С такой коляской можно пользоваться лифтом, преодоле вать дверные проемы: они лег ки, компактны, просты в разбор ке и сборке. А совсем недавно освоено производство колясок для заня тий.., спортом. То есть реабилитационные возможности липецкой чудо-тех ники поистине велики. Продума на и надежна система поддерж ки высоких эксплуатационных возможностей колясок: дается долговременная гарантия, обес печивается послегарантийное обслуживание, не исключена и индивидуальная комплектация по требованию владельца. Ассортимент реабилитацион ной техники постоянно обнов ляется и растет. С этой целью ОАО «ЛППРТ» объединилось в холдинговую компанию с ЗАО ia предприя- 5, обеспечить «Икар* города Королева и ОАО «Горизонт* Ростова-на-Дону. Теперь в ассортименте продук ции, предлагаемой компанией, имеются удобные кресла-коляс ки для передвижения на доро гах с твердым покрытием — для детей-инвалидов. Основной заказчик и поку патель реабилитационной тех ники — органы соцзащиты. Но коляски можно приобрести и непосредственно на п] тии. К сожалению, всех нуждающихся в чудо-тех нике сейчас невозможно: недо стает средств в бюджетах реги онов, тем более — нет их у са мих инвалидов. Как помочь людям в беде? Путь один — поддержка со сто роны меценатов: предприятий, бизнесменов, благотворитель ных фондов. Лишь тогда инва лиды в каждом конкретном слу чае обретут полноценную обще ственную поддержку и помощь. ^Сейчас в рамках реализуе мой государством Федеральной комплексной программы «Со циальная поддержка ин валидов», ОАО «Липец кое производственное предприятие реабилитаци онной техники* приступи ло к созданию системы техни ческого и бытового обслужива ния инвалидов. Сэтой целью со здается Реабилитационно-тех нический центр, строительство которого уже началось. У инвалидов постоянно воз никают проблемы: как добрать ся самостоятельно, скажем, до поликлиники, если городской общественный транспорт, конст рукции наших зданий совершен но не приспособлены для инва лидных колясок? А уж о спорт зале, массажном кабинете или клубе, где можно общаться на равных, остается только мечтать. В 2003 году Центр планиру ет принять первых посетителей. Расширение сферы оказания технических услуг инвалидам — это комплекс мер по органи зации производства обслужива ния оборудования, инвентаря и предметов быта, автомобиля для кой вине интеллигенции. Он считает, что посколь ку интеллигенция отошла от Православия, то она потеря ла свои исторические корни, стала антипатриотичной и, по существу, завела народ в тупик. И в то же время она обви няет Православную церковь в якобы агрессивности. Звучат даже предостережения — мол, если дадим возможность Православию войти в систе му образования, то она ее якобы разрушит. Вот против таких взглядов мы должны объединять усилия... Татьяна РОМАШИНА, заместитель начальника уп равления образования г. Ельца: — Я очень внимательно слушала доклады. С чем-то можно много спорить, в том числе и с трактовками поня тия «интеллигенция». Ин теллигенция, как мне пред ставляется, это мятежный русский дух. И сами интел лигенты выходили из рус ской жизни, шли от России... В чем причины «бунта ра зума» интеллигенции? Ко нечно, в атеизме, в безверии... Мы только прикоснулись к этой сложной теме, она еще не раскрыта, требует осмыс ления. И в школе тоже. В последнее время мы все боль ше убеждаемся в том, что православное образование необходимо и учителям, и родителям. Планируем про вести с родителями городское собрание, где обязательно будем говорить на эту важ ную тему... ВладимирПЕТРОВ, писа тель, редактор отдела эконо мики «Липецкой газеты»: — Мы снова и снова воз вращаемся к роли и месту в обществе русской интелли генции, к тому, какое же Слово должно быть начерта но на его знамени. Роль разрушителя массо вого сознания частью ее, при поддержке западных благо детелей, она исполнила. На роду нашему «дарованы сво боды без границ», из кото рых он выйдет или полный достоинства, национальной гордости и высокого самосоз нания, либо превратится в историческую пыль под по дошвами других народов, чья история еще не окончена... Какое Слово должна не сти интеллигенция народу? Мифами ли подменять Сло во Господне или же воскре шать его спасительный свет в сознании миллионов? Для русской интеллиген ции ответ, думается, должен быть один. Он ясен. Но что бы вернуться к русским ос новам жизни, надо Сочув ствовать — путь «общества потребления», путь матери ального преуспеяния, как главенствующего фактора бытия, губителен и для са мой России, и для народа.,.1 Интеллигенция должна осознать себя в Слове, кото- ре несет в себе Православие. сказанное выше о «нерве русской мысли», о возмож ности извлечения историчес кого опыта с тем, чтобы вновь и вновь не заблуждать ся обманчивыми мифами, подбрасываемыми в разном обличии «князем мира сего»: все это должно быть осозна но глубоко и сердечно. Лишь только тогда, мо жет быть, мы и сумеем от стоять свою, Русскую Циви лизацию от тлетворного и губительного наступления глобализационного тотали тарного обезличивания. От стоять в пространстве фаль шивых и обманчивых миро воззренческих ценностей саму возможность видеть и чувствовать спасительный свет Православия... * * * Четвертые Рождественс кие чтения завершились «круглым столом» в Возне сенском соборе Ельца. Глав ныйвывод обсуждения таков — истину, которую попыта лись осмыслить участники чтений, надо ежедневно, еже часно утверждать делами, поступками. «ПонежеГосподь не словес красных хочет, а дел наших» —эти слова про топопа Аввакума, какниког да, важны для сегодняшней интеллигенцииРоссии. Тамара ФЕДЮКИНА, Владимир МИХАИЛОВ. Елец — Липецк. п р о е к т ы ■ 6 обеспечения более-менее нор мальной жизнедеятельности, возврату людей к бытовой и про фессиональной деятельности. Инвалидам нужна помощь. Возможность такая есть — наш рассказ тому подтверждение. Но нужны также средства, чтобы замечательная техника шире входила в жизнь обездоленных людей: дать им возможность почувствовать себя полноценны ми гражданами общества. Труженики предприятия на деются —их усилия, их планы и дела будут востребованы. В первую очередь теми, кто не равнодушен к страданиям ближнего и готов помочь лю дям. Конкретной, целевой по мощью — инвалидными крес лами-колясками. Их ждут те, кто живет рядом с нами... Владимир ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz