Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

п о д ы т о ж и м ? ТОНКАЯ НАСТ РОЙКА ИЛИ ПРОРЫВ В ПОР ТУ ГАЛИЮ Ч ТО СТОИТ ЗА ВОЗНИКШИМ ВД РУГ КАК ЧЕР Т ИЗ ТАБАКЕ РКИ ПРЕ МЬЕ РО М С «СОБСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ»? Президе нт России в сво ем послании, а за т ем в целом ряде выступл ений че т­ ко обозначил свои полити ческие при­ ори теты - административная реформа и резкое ускорение темпов роста эконо­ мики. Премьер-министр (не просто пуб­ лично, а прямо с трибуны Госдумы) твердо и недвусмысленно указал пре­ зиденту на нереальность его амбиций. Таким образом, была спровоцирова­ на обстановка политического скандала. И не только по российским, но и по ми­ ровым меркам. Влюбой стране, не сто­ ящей на пороге государственного пе­ реворота, премьер, не согласный даже по более мелким вопросам с президен­ том, контролирующим парламент, дол­ жен сам подать в отставку. Российская, ну очень молодая демократия этого уразуметь не может. В своей суперуп­ равляемости она дошла до абсурда, нарушила законы жанра, что дает ос­ нования предположить некий сговор между администрацией президента и главой правительства. Схема - добрый царь и злые бояре или вельможи - разыгрывалась на Руси неоднократно. Но чтобы в нее повери­ ли те, ради которых она раскручивает­ ся, необходимо более или менее прав­ доподобно сымитировать некое проти­ востояние. Помните, как «царь» Борис пристраивал юношу Сережу Кириенко на премьерский пост? Думцы упира­ лись, а он им: «Разгоню к чертовой ма­ тери!» Драматургия, понимаешь. А нын­ че смех и слезы: полностью пропрези­ дентская Дума выслушала обидчика своего любимца и даже не поставила вопроса о его неполном служебном со­ ответствии. Видимо, инструкций сверху не получила. А где же интрига? Милые бранятся - только тешатся... Похоже, вырисовывается стратегиче­ ская линия будущей избирательной кампании нынешнего президента. Он за народ. За военнослужащих, за учи­ телей и ученых, за бездомных детей и пенсионеров. Но бюрократы, засевшие в правительстве, повязали народолюби­ вого президента по рукам и ногам! Что ни провозгласи, о ком ни позаботься, ни на что денег у чиновников нет. А правительство президенту не подвласт­ но, поскольку за спиной министров сплошь олигархи и кланы. Приструнить их, конечно, можно, но только после всенародного подтверждения мандата доверия, то есть после избрания на второй срок. Скажете, примитивно? Безусловно. Но что делать, если коммунисты стали совсем «пушистыми» и в качестве пред­ выборной страшилки совсем не годят­ ся? Карта фашизма и терроризма для будущей избирательной кампании явно не козырная, поскольку ошеломляющих успехов на этих фронтах не достигнуто (это особенно контрастирует на фоне операции по ликвидации талибов в Аф­ ганистане). И вот Россия опять попадает в при­ вычную для себя ситуацию - ее эконо­ мика не источник благосостояния насе­ ления, а орудие политической борьбы, интриг и демагогии. Но сколько же мож­ но бегать по кругу и ловить свой собст­ венный хвост? Нужны ли высокие темпы экономиче­ ского роста? Отрицать их необходи­ мость после стольких лет падения и стагнации может только специалист с извращенной психикой или дилетант, никогда не слышавший слов «экономи­ ка», «темп роста». Но темпы эти нужны не для того, чтобы «догнать Португа­ лию», а для выхода сначала на те па­ раметры уровня жизни, которые у все­ го населения (а не только у новых рус­ ских) были в дореформенной России, а затем и превзойти их, хотя бы для того, чтобы доказать самим себе - жертвы были не напрасны. Другой вопрос: достижимы ли высо­ кие темпы роста в современной Рос­ сии? Ответ Касьянова категоричен: ни­ какого прорыва в этой области быть не может... потому, что не может быть. Президент тоже ведет странную линию: «Хочу темпов в 8-10 процентов ежегод­ но!» Хотеть не запретишь. Но, уважае­ мый президент, где ресурсы, каковы Г (кс Михаил Касьянов публично возразил президенту по принципиальнейшему вопросу. Неужели сам придумал? факторы роста? Ответ: а вот пусть пра­ вительство станет более амбициозным - как я, например... Все это называется «выработкой стратегии экономического развития России». А правительство не захотело быть амбициозным, мол, денег нет, чтобы разгуляться на 8 процентов. Ну нет, так нет; президент и сам «обманываться рад». Тем более что рядом с его ухом советник, который то шепчет, что Рос­ сия не может «переварить» большие объемы инвестиций, то подсказывает необходимость высоких темпов роста. А откуда возьмутся эти темпы роста без перевариваемых инвестиций? Такова квадратура круга имени Илларионова. Пока наша исполнительная власть сама с собой «ботает по фене», воз­ никшей за десять последних лет как смесь эмвээфовского с нижегородским и коррумпированного с криминальным, ской экономики стерилизуются астри руются), накапливаются в золотовалют­ ном резерве Центробанка (40 милли­ ардов долларов!), в укромных местах российских граждан (60 миллиардов долларов!!), в офшорах западного мира (200 миллиардов долларов!!!) и т.д. Пра­ вительство, двухлетие которого некото­ рые политические деятели и СМИ на­ вязчиво отмечают, не видит этих потен­ циальных ресурсов для инвестирования в российскую экономику, палец о палец не ударило, чтобы активизировать по­ литику привлечения этих средств в ре­ альный сектор экономики. То, что сей­ час предлагает правительство народу и президенту, - политика инерции и само­ тека. Народ как всегда безмолвствует, а президент? Николай ПЕТРАКОВ, академик. ПОЧЕМУ? ТУЧИ НАД ЯСНОЙ п о л я н о й Под гром литавр и тихий ше­ лест газетных дифирамбов груп­ па специалистов голландской фирмы ДСМ провела под Тулой разведку боем: готовится ре­ конструкция завода «Химволок- но». В результате производство полиамида вырастет в 4 раза! Радоваться бы надо, но... Рядом - Ясная Поляна, запо­ ведник мирового значения, жемчужина русской культуры, которую вот уже который год, словно Брестскую крепость, защищают от химиков-загряз- нителей. Когда-то принимались правительственные постанов­ ления, существенно ограничи­ вающие выпуск химической продукции у границ охранной территории Ясной Поляны, был создан республиканский Коми­ тет по спасению Ясной Поля­ ны. Но кто в наши малороман­ тические времена вспоминает о таких «тонких материях»? Владислав АНИКЕЕВ, председатель общественного Комитета России по спасению Ясной Поляны. ТУЛА. РЖАВЕЕТ ДАЖЕ ЗОЛОТО В Северо-Восточном комп­ лексном научно-исследователь­ ском институте РАН состоялись чтения, приуроченные ко дню рождения известного геолога профессора Николая Дикова. Ученые-геологи говорили не только о сугубо научных проб­ лемах, но и о судьбе региона. Сегодня ученых-геологов не может не волновать происходя­ щее в золотодобывающей от­ расли Центральной Колымы: брошенные горняцкие поселки и пустующие производствен­ ные объекты. Даже золото ржавеет от равнодушия... Елена ЗИНИНА. МАГАДАН. Э К О - Н О В О С Т И с а м ы й д л и н н ы м к о р и д о р Международная конферен- коридора. Сейчас экспресс из ция ных по развитию контейнер- перевозок пройдет во Владивостоке и Находке сов­ местно с представителями эко­ номической и социальной ко­ миссий ООН для стран Азии и Тихого океана. На столь пред­ ставительной конференции бу­ дут обсуждаться перспективы развития самого длинного, бы­ строго и дешевого в мире кон­ тейнерного транссибирского порта Восточный проходит 10.000 километров до Бреста за 9 суток. С модернизацией подвижного состава, электри­ фикации главного хода транс­ портный коридор Восток - За­ пад станет еще более привле­ кательным для грузоотправи­ телей. Вячеслав СУКАЧЕВ. ХАБАРОВСК. ТИТАН С СЕВЕРНОЙ ПРОПИСКОЙ В Коми появится горно-хи­ мический комбинат по перера­ ботке нефтетитановой руды. Разработкой проекта, который оценивается почти в 500 мил­ лионов долларов, занимались несколько отечественных НИИ во главе со Всероссийским алюминиево-магниевым инсти- «АРХАНГЕЛЬСК» НАЧАЛ В норвежском порту Кирке- несе торжественно спущен на воду рыболовецкий траулер «Архангельск». Это уже второй траулер, построенный на «Звездочке», еще три судна аналогичной серии заложены. на стапелях завода. «Архан­ гельск» успешно прошел на тутом. Предприятие будет еже­ годно перерабатывать около 1,2 миллиона тонн нефти и 1,2 миллиона тонн титановой ру­ ды, добытой на Яреге. Владимир ОВЧИННИКОВ. СЫКТЫВКАР. ПЛАВАНИЕ родине все ходовые и шварто­ вые испытания, после чего его отшвартовали в Киркенес, но верфь «Кимек», где он был до­ оборудован двигателем и ры­ боперерабатывающим цехом. Даниил ТЫХУН. АРХАНГЕЛЬСК. I конкурс: ПЕРЛЫшки ЧЕМ КРЫТЬ, КОГДА КРЫТЬ НЕЧЕМ I Бывший офицер КГБ, а ныне заслуженный деятель сельского! ■хозяйства и лидер депутатов-аграриев Николай ХАРИТОНОВ! •точно знает, что он против распродажи родной земли, но не" | знает, как отвечать на конкретные вопросы избирателей: «Меня схватил за руку ветеран. Он сказал: «11 лет нашу зе-1 | млю топчут демократы-оккупанты, а вы в Думе только живо- _ ты отпустили!» И мне крыть нечем...» Р.5. Кройте матом, Николай Михайлович! Обычно на Руси\ ^ гак и поступают, когда больше нечем крыть. Ж И З Н Ь И КОШЕЛЕК ДОБРАТЬСЯ ДО ТРАПА С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ ТРУДНЕЕ ПОПАСТЬ В СТОЛИЧНЫЕ АЭРОПОРТЫ Не то, что транзитные провинциалы, но даже москвичи, купив билет на самолет и рассчитав время, сегодня по старой памяти отправляются на городской аэровокзал. Думают, как раньше: зарегистрируюсь, сдам багаж - и в комфорта­ бельном автобусе по пути в аэропорт еще по­ глазею на столицу. Но не тут-то было. Страх опоздать на самолет рождается уже при подходе к аэровокзалу. На привокзальной площади ни автобусов, ни маршрутных такси. Только у легковых машин кучкуются приставучие мужики: сорок долларов - и успеете к началу ре­ гистрации хоть в Домодедово, хоть во Внуково. Сервис! Если есть время поразмышлять, можно зайти в здание аэровокзала. Раньше двери эти мы от­ крывали со вздохом облегчения: сюда успел - самолет без тебя уже не улетит. Сейчас же ос­ танавливаешься в недоумении. Там, где были пункты предполетного досмотра и регистрации, билетные кассы, места для пассажиров, теперь - торговые павильоны. Спорттовары, кожгаланте­ рея, ювелирные изделия... На кого рассчитан этот товар, неизвестно. В тишине и полумраке (экономия электричества!) бродят одинокие поку­ патели. Авиапассажиров здесь единицы. - Раньше обслуживали до 700 пассажиров в час, - говорят скучающие сотрудники аэровокза­ ла. - А теперь аэропорты отняли у нас работу. Живем арендой помещений. Регистрируем и от­ правляем на автобусе в Домодедово только тех, кто летит в Сибирь или на Дальний Восток. Ос­ тальным разве что можем объяснить, как дое­ хать. Лучше всего до стации метро Домодедов­ ская, а там - на маршрутке. А еще можно доб­ раться на электричке от Павелецкого вокзала. От нас полтора часа ходу. На Павелецком вокзале нельзя без жалости смотреть, как авиапассажиры с тяжелыми чемо­ данами и детьми на руках спешат на элетропо- езд «Аэропорт», следующий до станции Авиаци­ онная. В пути он делает всего две-три останов­ ки, и через 50 минут вы можете быть у цели. Но ходит экспресс с большими перерывами. Да еще часто отменяется. И тогда люди попадают и во­ все в отчаянное положение. Запыхавшись, они выскакивают обратно на привокзальную пло­ щадь. Но маршруток от вокзала нет. Только та­ кси. А это от пятисот до тысячи рублей. Пассажиры, вылетающие из Шереметьево, минуя аэровокзал, едут теперь до Речного вокза­ ла. И попадают в транспортный омут. Машин на тесной площади - не протиснуться. Но удобного транспорта до самого близкого столичного аэро­ порта 'нет. Еще недавно на выезде к Ленинград­ скому шоссе в ряд стояли синие автобусы «Экс­ пресс». Отменили. Остался 851-й городской ав­ тобус да маршрутка, отправляющаяся по запол­ нению. Опаздывающих «бомбят» назойливые та­ ксисты. В аэропорту «Шереметьево-1» поражает уны­ лый вид пассажиров в зале ожидания. Мамаши потчуют детей припасенной снедью. А что де­ лать? Чай с лимоном - 35 рублей. Сарделька - 60 рублей. Ценников нет. Соблазнишься, возь­ мешь товар в руки, а когда скажут, сколько сто­ ит, неудобно отказываться. Даже газеты в два- три раза дороже, чем в городе. Одним словом, дорогое удовольствие* воз­ душного путешествия сегодня омрачается раз­ личными невзгодами авиапассажиров на земле. Схема удобного и быстрого сообщения аэро­ портов со столицей порушена. И масса людей, гонимых страхом опоздать на самолет, застре­ вает в водовороте общих транспортных потоков. А что же авиаперевозчики? Они, наверное, много теряют от этих транспортных неурядиц? Ан нет. По словам зам. начальника управления аэропортовой деятельности Государственной службы гражданской авиации Анатолия Челина, только выигрывают. - Увеличившийся поток автомобилей на мос­ ковских дорогах сделал проблематичной регист­ рацию на центральном аэровокзале. Вероят­ ность того, что автобус придет в срок, невелика. Если он опаздывает, то надо задерживать с вы­ летом воздушное судно. Иначе возникает воз­ можность судебных исков со стороны тех пасса­ жиров, которые зарегистрировались непосредст­ венно в аэропорту. Когда же человек сам едет к месту вылета от конечного метро, то это уже его проблема... К тому же, если аэропорт передает аэровок­ залу часть своих функций по регистрации, дос­ мотру багажа, доставке пассажиров к воздушно­ му судну, то он должен делиться с ним дохода­ ми. Резона в этом нет. Самим хочется зарабо­ тать. Даже ценой снижения качества обслуживания авиапассажиров на земле. Ситуацию, сложившуюся с доставкой пасса­ жиров в аэропорты, генеральный директор ОАО «Аэрофлот. Российские авиалинии» Валерий Окулов в беседе с корреспондентом «ДВ» оце­ нил самокритично двумя словами. И оба эти сло­ ва плохие. Относительно того, как должно быть, тоже выразился очень категорично. - Путь для нас один: преобразование авиа­ компании в транспортную компанию. Перевоз­ чик должен обеспечивать доставку в аэропорт своих пассажиров, пассажиров своих партне­ ров. И не только в Москве, но и в тех’пунктах, куда он летает. Поэтому в Москве мы приступи­ ли к проекту взаимодействия нашей компании с железнодорожным транспортом. К 2004 году предполагается проложить ско­ ростную железную дорогу от Ленинградского вокзала к строящемуся терминалу «Шереметье- во-3». А в будущем соединить Шереметьево с Внуково и Домодедово через Московскую коль­ цевую автодорогу. Аэропортовый комплекс «Домодедово» наме­ рился в этом году закончить реконструкцию жез- нодорожной станции Авиационная. Поезда бу­ дут прибывать непосредственно в здание аэро­ порта, а на Павелецком вокзале начнут прово­ дить регистрацию авиапассажиров и досмотр багажа. Евгений СПИРИДОНОВ. КСТАТИ По сведениям агентства «Эксперт-РА», в Рос­ сии на душу населения приходится лишь 0,2 по­ лета в год (уровень бедных развивающихся стран). В Европе - от0,8 до 1,5, в США и Канаде - 3. Сегодня цена билета на средний рейс выше среднемесячной зарплаты. Тогда как в СССР она составляла отнее не более 20 процентов. Кок представишь себе путь в аэропорт, сразу хочется распаковать вещи... ПЕРЕКЛИЧКА ГОРЕК СУХАРЬ Недавно Госдума РФ об­ ратилась к председателю правительства с запросом: склады сельхозпроизводите­ лей затоварены миллионами тонн хлеба, который они не в состоянии реализовать по справедливой цене. А ведь из федерального бюджета были выделены 2 миллиарда руб­ лей - так называемый «стаби­ лизационный фонд». Куда же делись эти деньги? КУБАНЬ Ни один из кубанских про­ изводителей зерна так и не смог воспользоваться стаби­ лизационном фондом. Хотя идед, правительства страны казалась благой: сохранить хлеб, пока цена на него не вырастет. Был объявлен тендер на хранение. Однако главных производителей пшеницы продовольственных сортов - кубанцев - на него даже не допустили: дескать, на полча­ са опоздали с подачей доку­ ментов. В итоге тендер выиг­ рали несколько крупных фирм, среди них уже извест­ ные на Кубани Русагро и Раз­ гуляй. И вот они, не произве­ дя на практике и колоска пшеницы, скупили зерно у крестьян, а затем перепрода­ ли его государству. Цена хле­ ба упала нынче донельзя: всего 2.200 рублей дают за тонну (в предыдущем сезоне - 3.900 рубликов). Такой ока­ залась помощь правительства страны хлеборобам. А ведь хотели, как лучше... Татьяна ЖУРБЕНКО. СТАВРОПОЛЬ В прошлую жатву Ставро­ польский край собрал почти 5 миллионов тонн пшеницы, 70 процентов из них - высо­ коклассных сортов. Достиже­ ние! А дальше - горькая арифметика. Самому населе­ нию нужно всего 350-400 ты­ сяч тонн. Животноводство в крае разрушено до основа­ ния, так что в фураже край не нуждается. А куда девать остальное? Затраты по про­ изводству за год подпрыгнули на 17 процентов, а цена ре­ ализации - лишь на 8. Про­ давать по такой цене аграри­ ям - себе в убыток. Нынче на элеваторах края затоварива­ ние: 600 тысяч тонн зерна по­ запрошлогоднего урожая, да еще 700 тысяч тонн прошло­ годнего. За рубеж удалось продать 47,5 тысячи тонн. Это больше обычного, но все равно капля в море. Борис ПРОХОРОВ. АЛТАЙ Алтай собрал в прошлом году 5,2 млн. тонн зерна. По­ ловина урожая идет на внут­ реннее потребление, осталь­ ное - на рынок. Однако кол­ хозы и совхозы края на сего­ дня затоварились зерном. И вот почему. В начале уборки цену прогнозировали от 3,5 до 4 тысяч рублей за тонну. Однако никем и ничем не ре­ гулируемый рынок опрокинул все надежды. Из двух милли­ ардов рублей, направленных правительством на централи­ зованный закуп зерна, реги­ он не получил ни копейки. Да и сумма эта для формиро­ вания госрезерва смехотвор­ на. Виктор САПОВ. ПОЛ ЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТК | ( ...СВОЕЙ м о з о л и с т о й РУКОЙ ГОСДОТАЦИИ ФЕРМЕРУ НА ОДИН ГЕКТАР ЗЕМЛИ СОСТАВЛЯЮТ В КАНАДЕ 83 ДОЛЛАРА, В СТРАНАХ ЕС - 9 4 3 , А В РОССИИ - 6 ДОЛЛАРОВ... Николай Бердяев в «Фило­ софии неравенства» писал: «Собственность по природе сво­ ей есть начало духовное, а не материальное. Она предпола­ гает не только потребление благ, но и более устойчивую преемственную духовную жизнь личности в семье и ро­ да»... Спрашивается, способен ли наш будущий собственник зем­ ли сразу усвоить те моральные ограничения, которые харак­ терны для тех, кто думает о бу­ дущем? Вряд ли. И об этом сви­ детельствует первый опыт тех бывших колхозников,. которые, получив свой земельный пай от ликвидированного колхоза, за­ нялись самостоятельным освое­ нием его. В частности, социоло­ гическое исследование, прове­ денное Л.Тимофеевым и И.Клямкиным, обнаружило не­ приглядную картину на земле, отданной в частную собствен­ ность. Вот Ростовская область. Наблюдая жизнь, местный фер­ мер замечает: «Главная проб­ лема в том, что арендаторы землю «убивают», из года в год сажают там подсолнечник или бахчу. Люди, которые им землю передали, конечно, понимают, что их землю так по-варварски используют, но жадность не по­ зволяет им отказаться от сдачи земли в аренду этим арендато­ рам». Социологи изучают дру­ гой регион - Новгородская об­ ласть. Здешний фермер говорит о том же, что и его ростовский коллега: «Земли запущены. Почву дождями промыло на полтора метра в глубину. Уро­ жай не вырастишь нормальный. Так что, если сверху не будет никаких программ, не будет га­ рантий от правительства, если сохранится диспаритет цен, ничего не будет от сельского хозяйства». И такое тревожное положе­ ние с использованием земли, переданной в частную собст­ венность, можно наблюдать во многих других местах. У частни­ ка нет ни сил, ни средств, ни знаний, чтобы грамотно хозяй­ ствовать на земле. Но в этом виноват не институт частной собственности, а нынешние ус­ ловия, в которых ему приходит­ ся существовать. Земля как предмет оборота - товар исключительной осо­ бенности. Если велосипед, ма­ шину, даже здание можно быст­ ро заменить однородным това­ ром, то земля в этом смысле уникальна. Вот почему общест­ во, государство и в условиях денационализации земли не могут оставаться нейтральными по поводу ее использования. Частная собственность в этой области должна быть законода­ тельно ограничена так, чтобы плодородие не убывало, а уве­ личивалось. В ряде скандинавских стран мне довелось наблюдать, до ка­ ких «жутких» ограничений пра­ во частной собственности дохо­ дит тут. Например, если живот­ новодческая ферма построена по нормам в расчете на 12 ко­ ров, а хозяин за счет уплотне­ ния разместит здесь 14, то его штрафуют. Если обнаружат, что хозяин скрывает заболевшее животное, то его строго нака­ зывают. Время от времени гос- комиссия проверяет сохран­ ность гумусного слоя, и тоже не от праздного любопытства. У нерадивого хозяина землю при­ нудительно изымают и пускают в оборот, компенсируя бывше­ го собственника из выручки. Наши сторонники привати­ зации земли пока никск не за­ думываются о том, чтобы про­ писать на государственном уровне обязанности собствен­ ника земли за ее сохранность. Так же, как не задумываются они и о том, чтобы облегчить заботы частника о сохранности общественного богатства, ка­ ковым является земля. Показа­ тельно, что в капстранах, где частная собственность является святыней, государство берет на себя значительную часть забот фермера о земле, финансируя его расходы, по мелиорации. Так, в странах ЕС государст­ венные субсидии в доходах фермеров составляют 49 про­ центов, в Финляндии - 71, в Норвегии - 77, в Швеции - 59, в Японии - 66 процентов. В 1996 г. госдотации в расчете на 1 га земли в США составля­ ли 69 долларов, в Канаде - 83, в странах ЕС - 943, в Швейца­ рии - 4.214 долларов, тогда как в России всего... 6 долларов. Еще одна мощная преграда на пути приватизации земли - это родное российское чинов­ ничество, консолидировавшее­ ся в советское время во все­ сильный джилсовский «новый класс». Все мы прекрасно зна­ ем, что не закон, не открытая конкуренция формируют ряды новых собственников, а нефор­ мальные связи с чиновниками, «мохнатая лапа». Надо пони­ мать, что чиновничество не только не заинтересовано в та­ кой приватизации земли, кото­ рая хозяином сделает крестья­ нина, но и справедливо счита­ ет, что в этом случае возникнет смертельная опасность для его существования. И это действи­ тельно так, потому что всеси­ лие чиновника держится на ни­ щете и бесправии людей. А крестьянин самый обделенный из них. Крестьянин-собственник не будет так общественно апати­ чен и аполитичен, как сейчас. Его трудно будет организовать на выборы таких отпетых мо­ шенников, как Мавроди, на всенародное избрание сомни­ тельных претендентов на выс­ шую должность в стране, втя­ нуть в другие авантюры. Трудно будет и изъять произведенную им продукцию. Во всяком слу­ чае не так, как из колхозно­ совхозного амбара. Придется поломать голову над созданием справедливого паритета цен на сельскую и городскую продук­ цию, т.е. над созданием равно­ правных отношений между го­ родом и деревней, чего никогда не было в России ни в царские, ни в советские времена. Наш нынешний чиновник ге­ нетически не готов к решению таких сложных социальных про­ блем. Поэтому он попытается передать землю таким же оли­ гархам, каких он уже насадил в городе. И это не досужий домы­ сел. Уже есть примеры того, как олигархи прибирают к рукам сотни и тысячи гектаров самой лучшей земли, хотя законода­ тельно приватизация земли еще окончательно не оформлена. Но у олигархов есть куча денег и огромная неформальная власть, чтобы своевольничать. У крестьян, способных самостоя­ тельно работать на земле, нет ни того, ни другого. А как из­ вестно, против лома нет прие­ ма. Поэтому приватизация зем­ ли пойдет, видимо, по пути воз­ рождения латифундистов и рос­ та числа бесправных батраков, работающих на них. Такая со­ циальная поляризация на селе ведет, очевидно, к созданию все более благоприятных усло­ вий для повторения событий ти­ па октябрьской революции 1917 года. Но беда российских чиновников и буржуазии, как царской, так и нынешней, со­ стоит в том, что они не знают ни в чем меры, живут только се­ годняшним днем и не способны задуматься даже о собственной безопасности. И вновь винова­ той окажется в социальных по­ трясениях не сама по себе ча­ стная собственность, а неуме­ ние приспособить ее к требо­ ваниям современности. Что касается приватизации земли, то для ее спокойного проведения, на мой взгляд, нуж­ но изъять из рук чиновничества сам процесс и передать все де­ ла в ведение специальных об­ щественных комитетов, состав­ ленных из авторитетных лиц, свободных от всякого рода за­ висимости. Они должны выра­ ботать критерии выбора тех, кому доверяется земля. Причем финансовые возможности выку­ па земли должны быть на са­ мом последнем месте в числе их, поскольку за счет крестьян была проведена индустриали­ зация, в первую очередь солда­ ты-крестьяне отстояли свою зе­ млю в годы Отечественной вой­ ны, крестьяне же и спасали страну от голода своим бес­ платным трудом в колхозах. Свою землю они выкупили три­ жды. Поэтому при выборе соб­ ственника земли нужны лишь доказательства того, что пре­ тендент на частное владение землей способен организовать на ней современное производ­ ство. А это очень высокое тре­ бование. Передача же общест­ венным комитетам права зани­ маться приватизацией земли стала бы первым практическим шагом на пути развития само­ управления, о чем так часто, но попусту говорят власти. И, наконец, еще одна труд­ ность, с которой придется столкнуться в ходе приватиза­ ции земли. Это организацион­ ная незащищенность крестьян- собственников. Мелкий собст­ венник, каковым является фер­ мер, не может выжить в рыноч­ ной стихии в одиночку. Поэтому он инстинктивно создает свою защитную систему. Таковой яв­ ляется кооперация. В развитых капиталистических странах та­ кого рода кооперация получи­ ла широкое развитие. В доре­ волюционной России она тоже продемонстрировала свою эф­ фективность. В годы нэпа про­ изошло ее возрождение после Гражданской войны и «военно­ го коммунизма». В ходе ре­ форм после 1990 года была фактически уничтожена и эта последняя отдушина. Сейчас в стране осталось всего лишь около 90 тысяч кооперативных магазинов, т.е. половина от то­ го, что было до 1990 года. Как правило, это примитивные тор­ говые точки, не приспособлен­ ные ни для хранения и перера­ ботки сельского сырья, ни для привлечения интереса ферме­ ров к тому, чтобы пользоваться их услугами. В результате доля потребкооперации в рознич­ ном товарообороте страны снизилась за последнее десяти­ летие с 22 до 3 процентов, в то время как во многих зарубеж­ ных странах с развитой рыноч­ ной экономикой она устойчиво сохраняется на уровне 20-30 процентов. Приватизация земли должна идти параллельно восстановле­ нию и развитию кооперации во всех многочисленных ее фор­ мах. К сожалению, пока это не происходит. Поэтому крестья­ нин-собственник не может стать конкурентоспособным на оте­ чественном рынке и, следова­ тельно, с этой стороны тоже ус­ пех в приватизации земли ока­ зывается весьма сомнительным. А неуспех ее может иметь те же последствия, что и при сплошной коллективизации - го­ лод и разруху. Геннадий ЛИСИЧКИН, профессор. 21 МАЯ 2002 ГОДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz