Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
п о д ы т о ж и м ? ТОНКАЯ НАСТ РОЙКА ИЛИ ПРОРЫВ В ПОР ТУ ГАЛИЮ Ч ТО СТОИТ ЗА ВОЗНИКШИМ ВД РУГ КАК ЧЕР Т ИЗ ТАБАКЕ РКИ ПРЕ МЬЕ РО М С «СОБСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ»? Президе нт России в сво ем послании, а за т ем в целом ряде выступл ений че т ко обозначил свои полити ческие при ори теты - административная реформа и резкое ускорение темпов роста эконо мики. Премьер-министр (не просто пуб лично, а прямо с трибуны Госдумы) твердо и недвусмысленно указал пре зиденту на нереальность его амбиций. Таким образом, была спровоцирова на обстановка политического скандала. И не только по российским, но и по ми ровым меркам. Влюбой стране, не сто ящей на пороге государственного пе реворота, премьер, не согласный даже по более мелким вопросам с президен том, контролирующим парламент, дол жен сам подать в отставку. Российская, ну очень молодая демократия этого уразуметь не может. В своей суперуп равляемости она дошла до абсурда, нарушила законы жанра, что дает ос нования предположить некий сговор между администрацией президента и главой правительства. Схема - добрый царь и злые бояре или вельможи - разыгрывалась на Руси неоднократно. Но чтобы в нее повери ли те, ради которых она раскручивает ся, необходимо более или менее прав доподобно сымитировать некое проти востояние. Помните, как «царь» Борис пристраивал юношу Сережу Кириенко на премьерский пост? Думцы упира лись, а он им: «Разгоню к чертовой ма тери!» Драматургия, понимаешь. А нын че смех и слезы: полностью пропрези дентская Дума выслушала обидчика своего любимца и даже не поставила вопроса о его неполном служебном со ответствии. Видимо, инструкций сверху не получила. А где же интрига? Милые бранятся - только тешатся... Похоже, вырисовывается стратегиче ская линия будущей избирательной кампании нынешнего президента. Он за народ. За военнослужащих, за учи телей и ученых, за бездомных детей и пенсионеров. Но бюрократы, засевшие в правительстве, повязали народолюби вого президента по рукам и ногам! Что ни провозгласи, о ком ни позаботься, ни на что денег у чиновников нет. А правительство президенту не подвласт но, поскольку за спиной министров сплошь олигархи и кланы. Приструнить их, конечно, можно, но только после всенародного подтверждения мандата доверия, то есть после избрания на второй срок. Скажете, примитивно? Безусловно. Но что делать, если коммунисты стали совсем «пушистыми» и в качестве пред выборной страшилки совсем не годят ся? Карта фашизма и терроризма для будущей избирательной кампании явно не козырная, поскольку ошеломляющих успехов на этих фронтах не достигнуто (это особенно контрастирует на фоне операции по ликвидации талибов в Аф ганистане). И вот Россия опять попадает в при вычную для себя ситуацию - ее эконо мика не источник благосостояния насе ления, а орудие политической борьбы, интриг и демагогии. Но сколько же мож но бегать по кругу и ловить свой собст венный хвост? Нужны ли высокие темпы экономиче ского роста? Отрицать их необходи мость после стольких лет падения и стагнации может только специалист с извращенной психикой или дилетант, никогда не слышавший слов «экономи ка», «темп роста». Но темпы эти нужны не для того, чтобы «догнать Португа лию», а для выхода сначала на те па раметры уровня жизни, которые у все го населения (а не только у новых рус ских) были в дореформенной России, а затем и превзойти их, хотя бы для того, чтобы доказать самим себе - жертвы были не напрасны. Другой вопрос: достижимы ли высо кие темпы роста в современной Рос сии? Ответ Касьянова категоричен: ни какого прорыва в этой области быть не может... потому, что не может быть. Президент тоже ведет странную линию: «Хочу темпов в 8-10 процентов ежегод но!» Хотеть не запретишь. Но, уважае мый президент, где ресурсы, каковы Г (кс Михаил Касьянов публично возразил президенту по принципиальнейшему вопросу. Неужели сам придумал? факторы роста? Ответ: а вот пусть пра вительство станет более амбициозным - как я, например... Все это называется «выработкой стратегии экономического развития России». А правительство не захотело быть амбициозным, мол, денег нет, чтобы разгуляться на 8 процентов. Ну нет, так нет; президент и сам «обманываться рад». Тем более что рядом с его ухом советник, который то шепчет, что Рос сия не может «переварить» большие объемы инвестиций, то подсказывает необходимость высоких темпов роста. А откуда возьмутся эти темпы роста без перевариваемых инвестиций? Такова квадратура круга имени Илларионова. Пока наша исполнительная власть сама с собой «ботает по фене», воз никшей за десять последних лет как смесь эмвээфовского с нижегородским и коррумпированного с криминальным, ской экономики стерилизуются астри руются), накапливаются в золотовалют ном резерве Центробанка (40 милли ардов долларов!), в укромных местах российских граждан (60 миллиардов долларов!!), в офшорах западного мира (200 миллиардов долларов!!!) и т.д. Пра вительство, двухлетие которого некото рые политические деятели и СМИ на вязчиво отмечают, не видит этих потен циальных ресурсов для инвестирования в российскую экономику, палец о палец не ударило, чтобы активизировать по литику привлечения этих средств в ре альный сектор экономики. То, что сей час предлагает правительство народу и президенту, - политика инерции и само тека. Народ как всегда безмолвствует, а президент? Николай ПЕТРАКОВ, академик. ПОЧЕМУ? ТУЧИ НАД ЯСНОЙ п о л я н о й Под гром литавр и тихий ше лест газетных дифирамбов груп па специалистов голландской фирмы ДСМ провела под Тулой разведку боем: готовится ре конструкция завода «Химволок- но». В результате производство полиамида вырастет в 4 раза! Радоваться бы надо, но... Рядом - Ясная Поляна, запо ведник мирового значения, жемчужина русской культуры, которую вот уже который год, словно Брестскую крепость, защищают от химиков-загряз- нителей. Когда-то принимались правительственные постанов ления, существенно ограничи вающие выпуск химической продукции у границ охранной территории Ясной Поляны, был создан республиканский Коми тет по спасению Ясной Поля ны. Но кто в наши малороман тические времена вспоминает о таких «тонких материях»? Владислав АНИКЕЕВ, председатель общественного Комитета России по спасению Ясной Поляны. ТУЛА. РЖАВЕЕТ ДАЖЕ ЗОЛОТО В Северо-Восточном комп лексном научно-исследователь ском институте РАН состоялись чтения, приуроченные ко дню рождения известного геолога профессора Николая Дикова. Ученые-геологи говорили не только о сугубо научных проб лемах, но и о судьбе региона. Сегодня ученых-геологов не может не волновать происходя щее в золотодобывающей от расли Центральной Колымы: брошенные горняцкие поселки и пустующие производствен ные объекты. Даже золото ржавеет от равнодушия... Елена ЗИНИНА. МАГАДАН. Э К О - Н О В О С Т И с а м ы й д л и н н ы м к о р и д о р Международная конферен- коридора. Сейчас экспресс из ция ных по развитию контейнер- перевозок пройдет во Владивостоке и Находке сов местно с представителями эко номической и социальной ко миссий ООН для стран Азии и Тихого океана. На столь пред ставительной конференции бу дут обсуждаться перспективы развития самого длинного, бы строго и дешевого в мире кон тейнерного транссибирского порта Восточный проходит 10.000 километров до Бреста за 9 суток. С модернизацией подвижного состава, электри фикации главного хода транс портный коридор Восток - За пад станет еще более привле кательным для грузоотправи телей. Вячеслав СУКАЧЕВ. ХАБАРОВСК. ТИТАН С СЕВЕРНОЙ ПРОПИСКОЙ В Коми появится горно-хи мический комбинат по перера ботке нефтетитановой руды. Разработкой проекта, который оценивается почти в 500 мил лионов долларов, занимались несколько отечественных НИИ во главе со Всероссийским алюминиево-магниевым инсти- «АРХАНГЕЛЬСК» НАЧАЛ В норвежском порту Кирке- несе торжественно спущен на воду рыболовецкий траулер «Архангельск». Это уже второй траулер, построенный на «Звездочке», еще три судна аналогичной серии заложены. на стапелях завода. «Архан гельск» успешно прошел на тутом. Предприятие будет еже годно перерабатывать около 1,2 миллиона тонн нефти и 1,2 миллиона тонн титановой ру ды, добытой на Яреге. Владимир ОВЧИННИКОВ. СЫКТЫВКАР. ПЛАВАНИЕ родине все ходовые и шварто вые испытания, после чего его отшвартовали в Киркенес, но верфь «Кимек», где он был до оборудован двигателем и ры боперерабатывающим цехом. Даниил ТЫХУН. АРХАНГЕЛЬСК. I конкурс: ПЕРЛЫшки ЧЕМ КРЫТЬ, КОГДА КРЫТЬ НЕЧЕМ I Бывший офицер КГБ, а ныне заслуженный деятель сельского! ■хозяйства и лидер депутатов-аграриев Николай ХАРИТОНОВ! •точно знает, что он против распродажи родной земли, но не" | знает, как отвечать на конкретные вопросы избирателей: «Меня схватил за руку ветеран. Он сказал: «11 лет нашу зе-1 | млю топчут демократы-оккупанты, а вы в Думе только живо- _ ты отпустили!» И мне крыть нечем...» Р.5. Кройте матом, Николай Михайлович! Обычно на Руси\ ^ гак и поступают, когда больше нечем крыть. Ж И З Н Ь И КОШЕЛЕК ДОБРАТЬСЯ ДО ТРАПА С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ ТРУДНЕЕ ПОПАСТЬ В СТОЛИЧНЫЕ АЭРОПОРТЫ Не то, что транзитные провинциалы, но даже москвичи, купив билет на самолет и рассчитав время, сегодня по старой памяти отправляются на городской аэровокзал. Думают, как раньше: зарегистрируюсь, сдам багаж - и в комфорта бельном автобусе по пути в аэропорт еще по глазею на столицу. Но не тут-то было. Страх опоздать на самолет рождается уже при подходе к аэровокзалу. На привокзальной площади ни автобусов, ни маршрутных такси. Только у легковых машин кучкуются приставучие мужики: сорок долларов - и успеете к началу ре гистрации хоть в Домодедово, хоть во Внуково. Сервис! Если есть время поразмышлять, можно зайти в здание аэровокзала. Раньше двери эти мы от крывали со вздохом облегчения: сюда успел - самолет без тебя уже не улетит. Сейчас же ос танавливаешься в недоумении. Там, где были пункты предполетного досмотра и регистрации, билетные кассы, места для пассажиров, теперь - торговые павильоны. Спорттовары, кожгаланте рея, ювелирные изделия... На кого рассчитан этот товар, неизвестно. В тишине и полумраке (экономия электричества!) бродят одинокие поку патели. Авиапассажиров здесь единицы. - Раньше обслуживали до 700 пассажиров в час, - говорят скучающие сотрудники аэровокза ла. - А теперь аэропорты отняли у нас работу. Живем арендой помещений. Регистрируем и от правляем на автобусе в Домодедово только тех, кто летит в Сибирь или на Дальний Восток. Ос тальным разве что можем объяснить, как дое хать. Лучше всего до стации метро Домодедов ская, а там - на маршрутке. А еще можно доб раться на электричке от Павелецкого вокзала. От нас полтора часа ходу. На Павелецком вокзале нельзя без жалости смотреть, как авиапассажиры с тяжелыми чемо данами и детьми на руках спешат на элетропо- езд «Аэропорт», следующий до станции Авиаци онная. В пути он делает всего две-три останов ки, и через 50 минут вы можете быть у цели. Но ходит экспресс с большими перерывами. Да еще часто отменяется. И тогда люди попадают и во все в отчаянное положение. Запыхавшись, они выскакивают обратно на привокзальную пло щадь. Но маршруток от вокзала нет. Только та кси. А это от пятисот до тысячи рублей. Пассажиры, вылетающие из Шереметьево, минуя аэровокзал, едут теперь до Речного вокза ла. И попадают в транспортный омут. Машин на тесной площади - не протиснуться. Но удобного транспорта до самого близкого столичного аэро порта 'нет. Еще недавно на выезде к Ленинград скому шоссе в ряд стояли синие автобусы «Экс пресс». Отменили. Остался 851-й городской ав тобус да маршрутка, отправляющаяся по запол нению. Опаздывающих «бомбят» назойливые та ксисты. В аэропорту «Шереметьево-1» поражает уны лый вид пассажиров в зале ожидания. Мамаши потчуют детей припасенной снедью. А что де лать? Чай с лимоном - 35 рублей. Сарделька - 60 рублей. Ценников нет. Соблазнишься, возь мешь товар в руки, а когда скажут, сколько сто ит, неудобно отказываться. Даже газеты в два- три раза дороже, чем в городе. Одним словом, дорогое удовольствие* воз душного путешествия сегодня омрачается раз личными невзгодами авиапассажиров на земле. Схема удобного и быстрого сообщения аэро портов со столицей порушена. И масса людей, гонимых страхом опоздать на самолет, застре вает в водовороте общих транспортных потоков. А что же авиаперевозчики? Они, наверное, много теряют от этих транспортных неурядиц? Ан нет. По словам зам. начальника управления аэропортовой деятельности Государственной службы гражданской авиации Анатолия Челина, только выигрывают. - Увеличившийся поток автомобилей на мос ковских дорогах сделал проблематичной регист рацию на центральном аэровокзале. Вероят ность того, что автобус придет в срок, невелика. Если он опаздывает, то надо задерживать с вы летом воздушное судно. Иначе возникает воз можность судебных исков со стороны тех пасса жиров, которые зарегистрировались непосредст венно в аэропорту. Когда же человек сам едет к месту вылета от конечного метро, то это уже его проблема... К тому же, если аэропорт передает аэровок залу часть своих функций по регистрации, дос мотру багажа, доставке пассажиров к воздушно му судну, то он должен делиться с ним дохода ми. Резона в этом нет. Самим хочется зарабо тать. Даже ценой снижения качества обслуживания авиапассажиров на земле. Ситуацию, сложившуюся с доставкой пасса жиров в аэропорты, генеральный директор ОАО «Аэрофлот. Российские авиалинии» Валерий Окулов в беседе с корреспондентом «ДВ» оце нил самокритично двумя словами. И оба эти сло ва плохие. Относительно того, как должно быть, тоже выразился очень категорично. - Путь для нас один: преобразование авиа компании в транспортную компанию. Перевоз чик должен обеспечивать доставку в аэропорт своих пассажиров, пассажиров своих партне ров. И не только в Москве, но и в тех’пунктах, куда он летает. Поэтому в Москве мы приступи ли к проекту взаимодействия нашей компании с железнодорожным транспортом. К 2004 году предполагается проложить ско ростную железную дорогу от Ленинградского вокзала к строящемуся терминалу «Шереметье- во-3». А в будущем соединить Шереметьево с Внуково и Домодедово через Московскую коль цевую автодорогу. Аэропортовый комплекс «Домодедово» наме рился в этом году закончить реконструкцию жез- нодорожной станции Авиационная. Поезда бу дут прибывать непосредственно в здание аэро порта, а на Павелецком вокзале начнут прово дить регистрацию авиапассажиров и досмотр багажа. Евгений СПИРИДОНОВ. КСТАТИ По сведениям агентства «Эксперт-РА», в Рос сии на душу населения приходится лишь 0,2 по лета в год (уровень бедных развивающихся стран). В Европе - от0,8 до 1,5, в США и Канаде - 3. Сегодня цена билета на средний рейс выше среднемесячной зарплаты. Тогда как в СССР она составляла отнее не более 20 процентов. Кок представишь себе путь в аэропорт, сразу хочется распаковать вещи... ПЕРЕКЛИЧКА ГОРЕК СУХАРЬ Недавно Госдума РФ об ратилась к председателю правительства с запросом: склады сельхозпроизводите лей затоварены миллионами тонн хлеба, который они не в состоянии реализовать по справедливой цене. А ведь из федерального бюджета были выделены 2 миллиарда руб лей - так называемый «стаби лизационный фонд». Куда же делись эти деньги? КУБАНЬ Ни один из кубанских про изводителей зерна так и не смог воспользоваться стаби лизационном фондом. Хотя идед, правительства страны казалась благой: сохранить хлеб, пока цена на него не вырастет. Был объявлен тендер на хранение. Однако главных производителей пшеницы продовольственных сортов - кубанцев - на него даже не допустили: дескать, на полча са опоздали с подачей доку ментов. В итоге тендер выиг рали несколько крупных фирм, среди них уже извест ные на Кубани Русагро и Раз гуляй. И вот они, не произве дя на практике и колоска пшеницы, скупили зерно у крестьян, а затем перепрода ли его государству. Цена хле ба упала нынче донельзя: всего 2.200 рублей дают за тонну (в предыдущем сезоне - 3.900 рубликов). Такой ока залась помощь правительства страны хлеборобам. А ведь хотели, как лучше... Татьяна ЖУРБЕНКО. СТАВРОПОЛЬ В прошлую жатву Ставро польский край собрал почти 5 миллионов тонн пшеницы, 70 процентов из них - высо коклассных сортов. Достиже ние! А дальше - горькая арифметика. Самому населе нию нужно всего 350-400 ты сяч тонн. Животноводство в крае разрушено до основа ния, так что в фураже край не нуждается. А куда девать остальное? Затраты по про изводству за год подпрыгнули на 17 процентов, а цена ре ализации - лишь на 8. Про давать по такой цене аграри ям - себе в убыток. Нынче на элеваторах края затоварива ние: 600 тысяч тонн зерна по запрошлогоднего урожая, да еще 700 тысяч тонн прошло годнего. За рубеж удалось продать 47,5 тысячи тонн. Это больше обычного, но все равно капля в море. Борис ПРОХОРОВ. АЛТАЙ Алтай собрал в прошлом году 5,2 млн. тонн зерна. По ловина урожая идет на внут реннее потребление, осталь ное - на рынок. Однако кол хозы и совхозы края на сего дня затоварились зерном. И вот почему. В начале уборки цену прогнозировали от 3,5 до 4 тысяч рублей за тонну. Однако никем и ничем не ре гулируемый рынок опрокинул все надежды. Из двух милли ардов рублей, направленных правительством на централи зованный закуп зерна, реги он не получил ни копейки. Да и сумма эта для формиро вания госрезерва смехотвор на. Виктор САПОВ. ПОЛ ЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТК | ( ...СВОЕЙ м о з о л и с т о й РУКОЙ ГОСДОТАЦИИ ФЕРМЕРУ НА ОДИН ГЕКТАР ЗЕМЛИ СОСТАВЛЯЮТ В КАНАДЕ 83 ДОЛЛАРА, В СТРАНАХ ЕС - 9 4 3 , А В РОССИИ - 6 ДОЛЛАРОВ... Николай Бердяев в «Фило софии неравенства» писал: «Собственность по природе сво ей есть начало духовное, а не материальное. Она предпола гает не только потребление благ, но и более устойчивую преемственную духовную жизнь личности в семье и ро да»... Спрашивается, способен ли наш будущий собственник зем ли сразу усвоить те моральные ограничения, которые харак терны для тех, кто думает о бу дущем? Вряд ли. И об этом сви детельствует первый опыт тех бывших колхозников,. которые, получив свой земельный пай от ликвидированного колхоза, за нялись самостоятельным освое нием его. В частности, социоло гическое исследование, прове денное Л.Тимофеевым и И.Клямкиным, обнаружило не приглядную картину на земле, отданной в частную собствен ность. Вот Ростовская область. Наблюдая жизнь, местный фер мер замечает: «Главная проб лема в том, что арендаторы землю «убивают», из года в год сажают там подсолнечник или бахчу. Люди, которые им землю передали, конечно, понимают, что их землю так по-варварски используют, но жадность не по зволяет им отказаться от сдачи земли в аренду этим арендато рам». Социологи изучают дру гой регион - Новгородская об ласть. Здешний фермер говорит о том же, что и его ростовский коллега: «Земли запущены. Почву дождями промыло на полтора метра в глубину. Уро жай не вырастишь нормальный. Так что, если сверху не будет никаких программ, не будет га рантий от правительства, если сохранится диспаритет цен, ничего не будет от сельского хозяйства». И такое тревожное положе ние с использованием земли, переданной в частную собст венность, можно наблюдать во многих других местах. У частни ка нет ни сил, ни средств, ни знаний, чтобы грамотно хозяй ствовать на земле. Но в этом виноват не институт частной собственности, а нынешние ус ловия, в которых ему приходит ся существовать. Земля как предмет оборота - товар исключительной осо бенности. Если велосипед, ма шину, даже здание можно быст ро заменить однородным това ром, то земля в этом смысле уникальна. Вот почему общест во, государство и в условиях денационализации земли не могут оставаться нейтральными по поводу ее использования. Частная собственность в этой области должна быть законода тельно ограничена так, чтобы плодородие не убывало, а уве личивалось. В ряде скандинавских стран мне довелось наблюдать, до ка ких «жутких» ограничений пра во частной собственности дохо дит тут. Например, если живот новодческая ферма построена по нормам в расчете на 12 ко ров, а хозяин за счет уплотне ния разместит здесь 14, то его штрафуют. Если обнаружат, что хозяин скрывает заболевшее животное, то его строго нака зывают. Время от времени гос- комиссия проверяет сохран ность гумусного слоя, и тоже не от праздного любопытства. У нерадивого хозяина землю при нудительно изымают и пускают в оборот, компенсируя бывше го собственника из выручки. Наши сторонники привати зации земли пока никск не за думываются о том, чтобы про писать на государственном уровне обязанности собствен ника земли за ее сохранность. Так же, как не задумываются они и о том, чтобы облегчить заботы частника о сохранности общественного богатства, ка ковым является земля. Показа тельно, что в капстранах, где частная собственность является святыней, государство берет на себя значительную часть забот фермера о земле, финансируя его расходы, по мелиорации. Так, в странах ЕС государст венные субсидии в доходах фермеров составляют 49 про центов, в Финляндии - 71, в Норвегии - 77, в Швеции - 59, в Японии - 66 процентов. В 1996 г. госдотации в расчете на 1 га земли в США составля ли 69 долларов, в Канаде - 83, в странах ЕС - 943, в Швейца рии - 4.214 долларов, тогда как в России всего... 6 долларов. Еще одна мощная преграда на пути приватизации земли - это родное российское чинов ничество, консолидировавшее ся в советское время во все сильный джилсовский «новый класс». Все мы прекрасно зна ем, что не закон, не открытая конкуренция формируют ряды новых собственников, а нефор мальные связи с чиновниками, «мохнатая лапа». Надо пони мать, что чиновничество не только не заинтересовано в та кой приватизации земли, кото рая хозяином сделает крестья нина, но и справедливо счита ет, что в этом случае возникнет смертельная опасность для его существования. И это действи тельно так, потому что всеси лие чиновника держится на ни щете и бесправии людей. А крестьянин самый обделенный из них. Крестьянин-собственник не будет так общественно апати чен и аполитичен, как сейчас. Его трудно будет организовать на выборы таких отпетых мо шенников, как Мавроди, на всенародное избрание сомни тельных претендентов на выс шую должность в стране, втя нуть в другие авантюры. Трудно будет и изъять произведенную им продукцию. Во всяком слу чае не так, как из колхозно совхозного амбара. Придется поломать голову над созданием справедливого паритета цен на сельскую и городскую продук цию, т.е. над созданием равно правных отношений между го родом и деревней, чего никогда не было в России ни в царские, ни в советские времена. Наш нынешний чиновник ге нетически не готов к решению таких сложных социальных про блем. Поэтому он попытается передать землю таким же оли гархам, каких он уже насадил в городе. И это не досужий домы сел. Уже есть примеры того, как олигархи прибирают к рукам сотни и тысячи гектаров самой лучшей земли, хотя законода тельно приватизация земли еще окончательно не оформлена. Но у олигархов есть куча денег и огромная неформальная власть, чтобы своевольничать. У крестьян, способных самостоя тельно работать на земле, нет ни того, ни другого. А как из вестно, против лома нет прие ма. Поэтому приватизация зем ли пойдет, видимо, по пути воз рождения латифундистов и рос та числа бесправных батраков, работающих на них. Такая со циальная поляризация на селе ведет, очевидно, к созданию все более благоприятных усло вий для повторения событий ти па октябрьской революции 1917 года. Но беда российских чиновников и буржуазии, как царской, так и нынешней, со стоит в том, что они не знают ни в чем меры, живут только се годняшним днем и не способны задуматься даже о собственной безопасности. И вновь винова той окажется в социальных по трясениях не сама по себе ча стная собственность, а неуме ние приспособить ее к требо ваниям современности. Что касается приватизации земли, то для ее спокойного проведения, на мой взгляд, нуж но изъять из рук чиновничества сам процесс и передать все де ла в ведение специальных об щественных комитетов, состав ленных из авторитетных лиц, свободных от всякого рода за висимости. Они должны выра ботать критерии выбора тех, кому доверяется земля. Причем финансовые возможности выку па земли должны быть на са мом последнем месте в числе их, поскольку за счет крестьян была проведена индустриали зация, в первую очередь солда ты-крестьяне отстояли свою зе млю в годы Отечественной вой ны, крестьяне же и спасали страну от голода своим бес платным трудом в колхозах. Свою землю они выкупили три жды. Поэтому при выборе соб ственника земли нужны лишь доказательства того, что пре тендент на частное владение землей способен организовать на ней современное производ ство. А это очень высокое тре бование. Передача же общест венным комитетам права зани маться приватизацией земли стала бы первым практическим шагом на пути развития само управления, о чем так часто, но попусту говорят власти. И, наконец, еще одна труд ность, с которой придется столкнуться в ходе приватиза ции земли. Это организацион ная незащищенность крестьян- собственников. Мелкий собст венник, каковым является фер мер, не может выжить в рыноч ной стихии в одиночку. Поэтому он инстинктивно создает свою защитную систему. Таковой яв ляется кооперация. В развитых капиталистических странах та кого рода кооперация получи ла широкое развитие. В доре волюционной России она тоже продемонстрировала свою эф фективность. В годы нэпа про изошло ее возрождение после Гражданской войны и «военно го коммунизма». В ходе ре форм после 1990 года была фактически уничтожена и эта последняя отдушина. Сейчас в стране осталось всего лишь около 90 тысяч кооперативных магазинов, т.е. половина от то го, что было до 1990 года. Как правило, это примитивные тор говые точки, не приспособлен ные ни для хранения и перера ботки сельского сырья, ни для привлечения интереса ферме ров к тому, чтобы пользоваться их услугами. В результате доля потребкооперации в рознич ном товарообороте страны снизилась за последнее десяти летие с 22 до 3 процентов, в то время как во многих зарубеж ных странах с развитой рыноч ной экономикой она устойчиво сохраняется на уровне 20-30 процентов. Приватизация земли должна идти параллельно восстановле нию и развитию кооперации во всех многочисленных ее фор мах. К сожалению, пока это не происходит. Поэтому крестья нин-собственник не может стать конкурентоспособным на оте чественном рынке и, следова тельно, с этой стороны тоже ус пех в приватизации земли ока зывается весьма сомнительным. А неуспех ее может иметь те же последствия, что и при сплошной коллективизации - го лод и разруху. Геннадий ЛИСИЧКИН, профессор. 21 МАЯ 2002 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz