Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
17 января 2002 г., № 10 (21638) ТЖИПЕЦКАЯ • М газета ДИАЛОГИ «ЛГ» №BNUia I годным истомм Т еперь у нас зим а . Правда, не та, прежняя, русская — с непоказушными метелями, вся б ел ая б е з копоти и пыли. Но все ж е . Есть ещ е к о е-гд е чистые, как помыслы м л а д е н ца , зап ов едны е уголки... Вот так и в политике. Среди шума партийных баталий и гама за бр он зов евш и х б о н з живет с е б е , наприм ер , Партия н а р одного согласия (ПНС). Немного странная — на взгляд п ер е кормленного политикой обывателя: не шумит, не дер ется , к микроф онам не л е зе т ... В то время как др уги е и здаю т сум ас ш едшими тиражами «нетленку» —труды своих в ож д ей (то ли м ем уары , то ли детективы впер ем еш ку с фантастикой), ПНС печатает ... ду х о вн ую литературу. И тож е большими тир аж а ми. И — вот ещ е новость! — р а зд а ет е е бесплатно школам , церковным п ри х о дам , воинским частям, сельским би бли от е кам ... И ли д ер партии — Николай МАСЛОВ никак не походит на раскрученных говорунов от политики. Он больш е д е л а е т , меньш е говорит. Тому есть объяснение. Николай Васильевич — православный ученый, кандидат богословских наук , а к а дем ик . Но кром е этого — чиновник в ранге министра: первый заместитель пр ед седателя Госстроя России. Таким лю дям н е когда ходить по телестудиям д а р едакциям газет... Липчане знакомы с Масловым — интервью с ним было опубликовано в «Липецкой газете» в сентябре прошлого года. И вот — новая встреча. Б еседу с ним ведет наш о б о зр ев а т ел ь Александр КОСЯКИН. —Однажды в интервью нашей газете вы, Николай Васильевич, высказали та кую мысль: было бы хоро шо, если бы каждая партия кроме прочих своих устав ных задач взяла бы на себя решение хотя бы одной кон кретной, общегосударствен ного значения проблемы. Очевидно, для Партии на родного согласия —это все мерное возрождение свято отеческих традиций в хри стианской педагогике. По чему вы решили потянуть именно эту ниточку из ог ромного клубка государ ственных проблем? —Да потому, что духов- ное наследие предков, прежде всего святых отцов, представляет собой уни кальную энциклопедию тон чайших состояний челове ческой души. Между тем в русской душе, как говорил протоиерей Г. Флоровский, всегда была опасность к вся- ким перевоплощениям, слишком часто она заболе вала мистическим непосто янством. Как это мы чув ствуем сейчас! Как аукает ся теперь России это непос тоянство... — Но ведь ситуация, кажется, выправляется. В городах и весях сегодня раздаются малиновые зво ны, люди потянулись к ал тарям, да и государство с .©со православныад, «рези дентом явно занимает про текционистскую позицию по отношению к Церкви Христовой. — Вы хотите сказать о поголовном прозрении? Но так не бывает. И «окаянные дни» для России еще, к со жалению, не кончились. Если смотреть правде в гла за, то массовый приток на рода в храмы сегодня ско рее свидетельствует не о вере, а об отсутствии опоры в жизни, о вдруг ушедшей почве из-под ног. Многие теперь идут в храм не ка яться, а оправдываться — улавливаете разницу? Дру гие, действительно, надеют ся на спасение, но спасение — в этой жизни (но что она в сравнении с Вечностью?!). То есть спасение «здесь и сейчас», как говорилось в одной популярной телепере даче. В Церковь часто бегут за «скорой помощью»: по лучил и снова забыл о сво их духовных болячках. ДУ М(ежду тем в нашем про шлом были не одни только революции, громкие победы и треск знамен на ветру. Были еще: тихая молитва в каждом доме (а не только в храме), родительское благо- словление, без которого и шага отрок не делал, была праведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их вы сокая педагогика. При этом они твердо знали, что у всех у нас один, как говорит Евангелие, Учитель —Хри стос. Вот те традиции, ко торые должны быть востре бованы сегодня. Святитель Феофан Затворник сравнива ет святоотеческое наследие с теплицей, попав в кото рую, человек ощущает осо бую живоносную атмосферу, где он дышит оживляющим духовным воздухом. Посте пенно такой человек начи нает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмот ря на кажущуюся «пра вильность» его собственной жизни, имеет прямое отно шение к нему, что путь, на который они указывают, это и его путь. И в нем креп нет желание идти вперед, совершенствоваться, наби раться опыта духовной жиз ни. — Вы не сказали еще о такой традиции, как связь образования старой России с Православием, с христи анской культурой. Правда, тут мы уже видим следы преемственности: всюду от крываются воскресные школы, да и православное образование у нас получи ло гражданские права. — Но что значит «всю ду»? Вот сколько у вас в Ли пецкой области воскресных школ? Десять? Двадцать? А ведь до революции, в нача ле прошлого века, в России существовало 35 тысяч цер ковно-приходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников Российской империи. Но ведь, кроме это го, во всех начальных, сред них и высших школах обяза тельно преподавался Закон Божий. К тому же была струк тура образования, — светско го и духовного: вслед за цер ковно-приходскими школами следовали городские и духо вые училища, затем шли гим назии, реальные училища, се минарии и, наконец, универ ситеты и духовные академии. Духовное образование находи лось в ведении Синода, но и светское было православно ориентировано. — Но вынужден напом нить, Николаи Васильевич, что эту благостную картину может разрушить... русская литература —например, зна менитые «Очерки бурсы» Николая Помяловского (муштра, зуботычины, зуб режка...). lie верить класси ку нельзя — над гробом его современники произнесли высокие слова: «честный пи сатель». Как со всем этим быть? — К сказанному еще могу добавить, что были в России и так называемые семинарс кие бунты, когда духовные школы и даже женские епар хиальные училища закрыва лись одна за другой. Свою озабоченность ситуацией выс казывал даже Поместный со бор семнадцатого года. Очем все это говорит? Да о том, что надвигалась, реформа в этой отрасли, многое в методике и практике преподавания обвет шало. По этому поводу была сказана такая фраза: «В ду ховно-учебном ведомстве пе ремену костюма педагогов должно признать самою круп ною реформою за последние 20 лет». Но ведь никто не собира ется бездумно копировать модель дореволюционной школы, об этом и речи нет! Я же говорил о том благодатном фоне, на котором христианс кая мораль, жития русских святых и подвижников благо честия выглядели ес-тес- твен-но. Сегодня такого фона нет, а есть разве что дымка на горизонте. Между тем не преложной остается истина: детей нужно прежде всего на учить Вере, а уж потом всем другим наукам. Вообще на эту проблему следует смотреть шире и речь вести не только об образова нии, но и о воспитании, ибо плохое воспитание есть нача ло злу, которое от поколения к поколению возрастает. При чем, здесь сфера не только пе дагогики в узком смысле сло ва — школьной, вузовской и т д., но и разных обществен ных институтов и структур. Разве не актуальна она, эта проблема, для трудовых кол лективов, воинских частей, наконец, для тюрем, колоний? Там ростки православия — надо отдавать себе в этом от чет — только-только набира ют силу и важно помочь это му непростому процессу. Но эта работа не для одиночек. Кстати, одним из первых на ших шагов на пути решения проблемы явилось создание при патриотическом обществе « Наследники Александра Невского» Союза православ ных педагогов. Его цель — объединить усилия по духов но-нравственному просвеще нию народа. А стержнем дея тельности самого общества «Наследники Александра Не вского* является формирова ние национально-патриоти ческого сознания граждан России, которым так необхо димы нравственные идеалы. Бообще создание обществен ного идеала, основанного на святоотеческих традициях, — задача и Партии народного согласия, и общества «На следники Александра Невско го*. —Если вернуться к совре менной педагогике, то в ней- то как раз «перемена костю мов», о которой вы говорили выше, идет просто устраша ющими темпами. «Телик», «видик», рок, попса, фри вольные журнальчики — вот теперешние учителя молоде жи. Не новость и персональ ный компьютер в средней семье. А тут и сам президент перед телекамерой пообещал каждой сельской школе по компьютерному классу... — В обычаях президента держать данное слово. Да ведь не к логарифмической линейке нам возвращаться! Но проблема есть, и она — в альтернативе тому же компь ютеру или телевизору. Недав но Институт молодежи про вел исследования досуга де тей и подростков. Результа ты впечатляют. Только 27 процентов детей любят читать книги (шесть лет назад их было 47 процентов). Показа телен и выбор литературы: на первом месте фантастика, на втором — «лав стори», на тре тьем — детективы. Лидиру ющее место в сердцах подро стков занял телевизор, каж дый третий из них свой до суг проводит за компьютер ными играми. У молодых сни жается доверие к старшим, растут эгоизм и погоня за материальным. Прибавим к этому деятельность распло дившихся деструктивных сект, в которые вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, и мы получим очень и очень серьезную проблему в деле духовно-нравственного обра зования. — У нас в Липецке не сколько казино и возле каж дого на специальной под ставке красуется новехонь кое авто. Реклама намекает: стоит только положиться на случай и... — Мы в Москве по этому поводу намерены обратиться к Юрию Лужкову: разве не логично, разве не справедли во по отношению к абсолют ному большинству жителей столицы будет вынести эти, с позволения'сказать спецза- ведения (по сути настоящие питомники греховных страс тей) куда-нибудь за пределы столицы? Чтобы они своим су ществованием (вполне безбед ным) не унижали русскую душу. Для любителей рулет ки — семь верст не околица, доберутся куда нужно. А ведь кроме Лас-Ёегасов провинци ального розлива есть еще и агрессивная реклама, подра стающее поколение воспиты вается на чуждых и чужих традициях, именах и обрядах, заимствованных в краях за морских. Все это ведет к мар гинализации молодежи. Вся эта шелуха обостряет сегодня интерес общества к проблемам воспитания, растет понимание того, что необхо димо возобновление традици онных начал русской жизни, прежде всего через обраще ние к святоотеческому насле дию учителей Церкви. — Однако нет ли у вас ощущения, что спохватились мы поздновато? Вот что имею в виду. С одной сторо ны, доступ, если так можно выразиться, к опыту пред ков, святильников Веры нын че свободный, с другой — само общество убежало еще дальше от отчих корней и родных порогов. На заре пе рестройки наша газета, на пример, первой в регионе стала печатать из номера в номер Библию. Тогда это было не только внове, но и оправдано —книга являлась истинным раритетом, а денег купить ее у простых граждан не было. Сегодня к нашим услугам не только церковные лавки, но и уличные лотки, и книжные развалы. А руки у людей тянутся к другой ли тературе... Вернее сказать — к макулатуре... — Неточно формулируете. Макулатура — это подшивки старых газет, стопки книг, изъеденных мышами, что приносили пионеры в свои школьные дворы. А здесь мы имеем дело с тем, что востре бовано, что порой становится бестселлером и имеет ажио тажный спрос. С этим как минимум надо считаться, как максимум — противостоять этому злу. Опаздываем ли мы? Ну что тут сказать... Ко нечно, проблему надо было решать, как говорится, еще вчера. Но это вовсе не озна чает, что ее не надо решать сегодня! И наша партия че рез Общество «Наследники Александра Невского* ее ре шает. Только за последнее время силами своего изда тельства мы подготовили де сятки тысяч комплектов (по сто наименований в каждом) учебной, исторической и ду ховной литературы, которую передали бесплатно библиоте кам, вузам, гимназиям и ли цеям страны. Учреждены (опять в виде комплектов ду ховной литературы) ежеквар тальные стипендии, тысячи ценных подарков направлены воинам. Весьма показательно, что спрос на эти издания растет очень высокими темпами. Причем, среди тех, кто обра щается к нам за помощью, есть и церковные иерархи, например архиепископ Рязан ский и Касимовский Симон, епископ Красноярский и Ени сейский Антоний, епископ Архангельский и Холмогорс кий Тихон, митрополит Кур ский и Рыльский Иувеналии, есть и простые миряне —учи теля сельских школ, библио текари... Отом же, что мы находим ся на правильных, держав ных позициях, говорит факт безусловной поддержки на ших начинаний госструктура ми, в частности' администра цией президента. Именно по предложению администрации в рамках федеральной про граммы книгоиздания был выпущен фундаментальный t Ис труд отца оанна (Маслова) «Симфония по творениям Свя тителя Тихона Задонского», которому на основании заклю чения экспертного совета Ми нистерства образования при своен гриф «Книга для учи телей по духовно-нравствен ному воспитанию». Двумя ти ражами вышло подготовлен ное участниками Глинских чтений совместо с Министер ством образования пособие «Святоотеческое наследие в общеобразовательной шко ле». Эта и другая духовная литература по заявкам быст ро разошлась по России, стра нам.СНГ и.даже зарубежья, от Российской государствен ной библиотеки до полкового храма святого благоверного князя Александра Невского в деревне Куркино под Моск вой. А заявки все идут и иду1г. Все книги, повторюсь, мы от даем бесплатно. Конечно, хо телось бы, чтобы к этой рабо те подключились и в регио нах, где, собственно, и фор мируется спрос. И потом нельзя таким серьезным про цессом, как духовно-нрав ственное воспитание, зани маться только в столице! Рос сия велика, и она во многом, тут я согласен, возродится с провинции, где незамутнены еще источники, не вытопта ны до конца тропинки отчич и дедич. Да и засилье «глян цевой литературы» проявля ется здесь не так агрессивно. Вообще хочу сказать, что ни одна из литератур христи анской Европы, несмотря на их неоспоримое художествен ное богатство, не поднималась на такую духовно-нравствен ную высоту, какая стала дос тупной литературе русской, основанной на православных ценностях, питавших рус скую жизнь многие столе тия... — Вот вы сейчас говори ли, а я «видел» усмешку чи тателя: значит, опять мы — самые-самые, значит, Рос сия — родина слонов? — Напрасно! Ерничать бу дет тот, кто не знает отече ственной литературы, разуме ется, не только той, что «про ходили в школе». А если глуб же, то и истории нашего го сударства. Ведь нравствен ные ценности были у нас сформированы еще в дохрис тианский период (любовь к Земле, к матери, почитание хлеба, родителей...), именно они стали определяющими в воспитании молодого поколе ния, содействовали утвержде нию христианской морали на Руси, которая, по утвержде нию святых отцов, есть под-, ножие Престола Господня. Так вот о литературе. Она начиналась письменами лето писцев и монастырскими книжными школами. Соответ ствующими и уникальными по мировым меркам были и жанры —,жития святых, па терики, поучения, слова и так далее. Еще первые русские писа тели — святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, преподобный Никон Великии, преподобный Не стор, Сильвестр — все они об ращались к образам великой княгини Ольги и князя Вла димира, святых благоверных князей Бориса и Глеба. Так, еще преподобный Епифаний Премудрый составлял житие святителя Стефана Пермско го. А почитайте «Письмо к Олегу» Владимира Мономаха или переписку-полемику Иоанна Грозного с Андреем Курбским — это же настоя щая публицистика! А посла ния патриарха Гермогена, а проповеди святого Кирилла Туровского? А памятник ми ровой литературы «Слово о полку Игореве»? Наконец, сколько можно черпать и чер пать из духовного колодца — трудов святителя Тихона За донского, творчество которо го питало Федора Достоевско го, Николая Гоголя, Николая Лескова, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и других на ших великих светских, но глубоко верующих писате лен^ Да и вообще, если про блему рассматривать шире, то вся нынешняя культура — это всего лишь ветвь на мо гучем дереве культуры хри стианской. Чрезвычайно важно, что традиции духовных сочините лей имеют продолжение в наши дни. Я имею в виду прежде всего труды схиархи- мандрита Иоанна (Маслова), который не просто продол жил лучшие древнерусские традиции литературы, но и тактично адаптировал стиль и манеру христианских класси ков к современному восприя тию. Не случайно труды именно этого пастыря пользу ются сегодня таким спросом у богословов, православных педагогов, просто верующих. — А можно ли считать, что для вас, Николай Васи льевич, творческое наследие пастыря явилось еще и свое образным наследством, ведь отец Иоанн был вашим дя дей и духовным отцом? — Ну разве что на чисто бытовом ,уравце„„, Хотя для , меня все гораздо выше и глуб же. Отец Иоанн был"ипродол жает оставаться для меня не пререкаемым авторитетом христианского поведения, путеводной звездой. И все, что я делаю в жизни хороше го, происходит по его духов ным заветам, потому что он постоянно несет за меня моль бы перед Господом. Но это — личное. Однако есть еще объективная оценка подвиж нической деятельности стар ца. Чрезвычайно высок его ав торитет в христианском мире. Три года подряд в Московс кой Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре (где отец Иоанн преподавал и был духовником педагогов и сту дентов) проходят «Глинские чтения» (батюшка был после дним старцем Глинской пус тыни, вплоть до ее закрытия), на которые собираются педа гоги, священнослужители, военачальники, ученые, пред ставители светской власти. В работе последнего (июль 2001 г.) форума, например, уча ствовали около тысячи чело век из 53 регионов Росиии и 11 стран ближнего и дальне го зарубежья. Но важнее все го, что по молитвам отца Иоанна «Глинские чтения» подвигнули руководителей регионов и епархий на прове дение подобных мероприятий у себя «дома». Ведь по боль шому счету эти беседы явля ются духовно-нравственным импульсом в деле укрепления российской государственнос ти, в деле воспитания высо ких христианских устоев, ко торыми всегда и славился наш народ. —Хочу уточнить. Говоря о продвижении идеи «Глинс ких чтений» в регионы, вы, очевидно, имеете в виду опо ру на святоотеческие тради ции именно того края, где такие конференции и прово дятся? и— Именно так. В Липец кой области по благословле- нию митрополита Воронеж ского и Липецкого Мефодия могут состояться Тихоновс кие чтения и, конечно, под по кровом Богородицкого мона стыря, где покоятся святые мощи Тихона Задонского. К слову. Рекомендованная Министерством образования России всем учебным заведе ниям страны работа отца Иоанна «Симфония по творе ниям святителя Тихона За донского», по мнению докто ра филологических наук про фессора В. Троицкого, «мо жет быть признана фундамен том развития современной пе дагогики, фундаментом пре подавания и литературы, и языка, и нравственности. Эта книга объединяет вечное...» Богословский труд получил прекрасные рецензии Мос ковского Патриархата, Рос сийской Академии наук, Ми нистерства образования, веду щих вузов страны, иерархов Церкви, просто вдумчивых читателей. Заявки на эту кни гу пришли от десятков юри дических лиц. Среди них и Го сударственная Дума, и Мини стерство обороны, и Союз писателей России, и МВД, и посольство Югославии, и Союз славянских журнали стов, и Росийское земское движение, и Союз каза ков, и государственные му зеи, и различные фонды и вузы страны. Никому не было отказано. Есть, меж ду прочим, в том длинном списке Липецкий госпеду- ниверситет, Липецкий коо перативный техникум, ли пецкая школа № 70. Я так подробно говорю об этом, чтобы подчерк нуть, каким авторитетом в христианском мире пользу ется Угодник Божий Тихон Задонский и как повезло вам, липчанам, ведь вы име ете на своей земле, в мона стыре Задонска, такой све точ духовный! — Во время своего не давнего визита в нашу об ласть министр образования РФ В. Филиппов поддер жал два научных проекта Елецкого госуниверситета, связанных со святоотечес кими традициями. И здесь, кроме всего прочего, важ на, по-моему, смена при оритетов: раньше-то похва ла министра коснулась бы чего-нибудь другого... — Я уже приводил при меры того, как это важней шее в деле преобразования общества министерство раз ворачивается в сторону пра вославного просвещения. С министром Филипповым у нас постоянные деловые кон такты, а сам он публично на «Глинских чтениях» при знал, что многие десятиле тия важнейшая для просве щения и нравственного здо ровья ветвь творческого бы тия — церковная — остава лась для большинства неве домым миром. Более того, как уже говорилось, экспер тный совет министерства ре комендовал книги отца Иоанна «Симфония по тво- § ениям святителя Тихона адонского» и «Глинская пустынь» для использова ния в средней и высшей школе. То есть произошел принципиально важный по ворот государства в лице его структур к традициям хри стианской педагогики, оно, государство, наконец захо тело слушать живой диалог Вечности и Времени, как го ворили старцы, огненную и печалующуюся речь Церк ви, обращенной к ртраждуv щему миру. В этом поворо те, кстати говоря, мы усмат риваем и результат просве тительской деятельности Партии народного согласия. Что же касается похва лы министра... Интерес ва ших педагогов к святооте ческому наследию — един ственно верный путь в деле воспитания молодежи. И это делает честь елецкому, липецкому учительству. Вообще педагоги липец ких школ и вузов активно сотрудничают с обществом «Наследники Александра Невского». Доктор педаго гических наук 3. Видякова, кандидат наук О. Миляева, педагог Г. Сошина и дру гие — постоянные участни ки «Глинских чтений», бо лее того, их методические разработки занимают дос тойное место в сборниках православной педагогики. В Ельце, я знаю, наби рает силу педагогический университет, где святооте ческие традиции становят ся стержнем учебно-воспи тательного процесса. Ус пешно действует право славная гимназия имени святителя Тихона Задонско го. И все это только начало духовного возрождения края. И зн а ет е, было бы странным, если бы на ли пецкой земле, где есть ду ховный магнит — мощи высокочтимого на Руси святого, все было иначе. Ничто не происходит слу чайно, помимо воли Божи ей. Воти в истории право славной педагогики есть особые, я бы сказал, со кровенные отношения между событиями и людь ми разных эпох и поколе ний. Верующим понять и принять это проще. Вот смотрите: святитель Тихон Задонский и схиархиман- дрит Иоанн разминулись в веках, но своим творче ством и сегодня восстанав ливают мостки между про шлым и настоящим, уст ремляя их в будущее. Они напоминают нам о вечных связях, о Симфонии в мире Божием. Или вот о Ельце. Ведь именно здесь доживали свой век некоторые стар цы Глинской пустыни пос ле ее разгрома. Это они сказали при закрытии оби тели: «Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глине- кие иноки были для всех маяками духовной жиз ни». Думаю, этот факт — факт пребывания в старин ном православном Ельце глинских затворников — ещё не раз скажется на духовном устроении ваше го края, который есть ча стичка России... А возрождать Отече ство нам, в нем живущим, и тут важно помнить завет глинского старца Порфи- рия: «Нравственное воспи тание — залог процвета ния государства». ВСЕ АЕТИ — НАШИ НАИДИ МЕНЯ, МАМА! Игорь В. Открытый, общительный парень. Успехи в школе средние, но он трудолюбив. Всегда честен. Занимается спортом. Каждое лето гостит у бабушки. Игорю сейчас тринадцать. 1 ж Ш 1 4 4 Слава К. Мальчик родился 25 мая 1988 года. Общитель ный, конфликтов со сверстниками не допускает. Он очень до- 1 1 верчив. Верит в то, что каждый человек может сам бороться со своими^ недостаткам и. Слава — очень хозяйственный, тру- 1|> долюбивый. Всегда найдет, чем ему заняться. Евгений Л. Живет в детском доме с самого открытия. Характер у мальчика сложный, порой может нагрубить. Но отзывчив на доброту и ласку. Воспитанием Жени, как и двух ^других его братьев, занимался только отец. . . ■ ■ ' Лена А. Родилась 13 сентября 1987 года. Ее сестры рос ли и воспитывались в детском доме. Старшая уже учится в педколледже в г. Усмани. Младшая, Полина, пока рядом с 1 Леной. Вместе с ней минувшим летом они отдыхали в Италии. Лена немного упрямая, но к мнению старших всегда прислу шивается. Добрая, внимательная, но немного застенчивая. Подготовила Галина КОЖУХАРЬ. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz