Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

17 января 2002 г., № 10 (21638) ТЖИПЕЦКАЯ • М газета ДИАЛОГИ «ЛГ» №BNUia I годным истомм Т еперь у нас зим а . Правда, не та, прежняя, русская — с непоказушными метелями, вся б ел ая б е з копоти и пыли. Но все ж е . Есть ещ е к о е-гд е чистые, как помыслы м л а д е н ­ ца , зап ов едны е уголки... Вот так и в политике. Среди шума партийных баталий и гама за бр он зов евш и х б о н з живет с е б е , наприм ер , Партия н а ­ р одного согласия (ПНС). Немного странная — на взгляд п ер е ­ кормленного политикой обывателя: не шумит, не дер ется , к микроф онам не л е зе т ... В то время как др уги е и здаю т сум ас­ ш едшими тиражами «нетленку» —труды своих в ож д ей (то ли м ем уары , то ли детективы впер ем еш ку с фантастикой), ПНС печатает ... ду х о вн ую литературу. И тож е большими тир аж а ­ ми. И — вот ещ е новость! — р а зд а ет е е бесплатно школам , церковным п ри х о дам , воинским частям, сельским би бли от е­ кам ... И ли д ер партии — Николай МАСЛОВ никак не походит на раскрученных говорунов от политики. Он больш е д е л а е т , меньш е говорит. Тому есть объяснение. Николай Васильевич — православный ученый, кандидат богословских наук , а к а ­ дем ик . Но кром е этого — чиновник в ранге министра: первый заместитель пр ед седателя Госстроя России. Таким лю дям н е ­ когда ходить по телестудиям д а р едакциям газет... Липчане знакомы с Масловым — интервью с ним было опубликовано в «Липецкой газете» в сентябре прошлого года. И вот — новая встреча. Б еседу с ним ведет наш о б о зр ев а т ел ь Александр КОСЯКИН. —Однажды в интервью нашей газете вы, Николай Васильевич, высказали та­ кую мысль: было бы хоро­ шо, если бы каждая партия кроме прочих своих устав­ ных задач взяла бы на себя решение хотя бы одной кон­ кретной, общегосударствен­ ного значения проблемы. Очевидно, для Партии на­ родного согласия —это все­ мерное возрождение свято­ отеческих традиций в хри­ стианской педагогике. По­ чему вы решили потянуть именно эту ниточку из ог­ ромного клубка государ­ ственных проблем? —Да потому, что духов- ное наследие предков, прежде всего святых отцов, представляет собой уни­ кальную энциклопедию тон­ чайших состояний челове­ ческой души. Между тем в русской душе, как говорил протоиерей Г. Флоровский, всегда была опасность к вся- ким перевоплощениям, слишком часто она заболе­ вала мистическим непосто­ янством. Как это мы чув­ ствуем сейчас! Как аукает­ ся теперь России это непос­ тоянство... — Но ведь ситуация, кажется, выправляется. В городах и весях сегодня раздаются малиновые зво­ ны, люди потянулись к ал­ тарям, да и государство с .©со православныад, «рези­ дентом явно занимает про­ текционистскую позицию по отношению к Церкви Христовой. — Вы хотите сказать о поголовном прозрении? Но так не бывает. И «окаянные дни» для России еще, к со­ жалению, не кончились. Если смотреть правде в гла­ за, то массовый приток на­ рода в храмы сегодня ско­ рее свидетельствует не о вере, а об отсутствии опоры в жизни, о вдруг ушедшей почве из-под ног. Многие теперь идут в храм не ка­ яться, а оправдываться — улавливаете разницу? Дру­ гие, действительно, надеют­ ся на спасение, но спасение — в этой жизни (но что она в сравнении с Вечностью?!). То есть спасение «здесь и сейчас», как говорилось в одной популярной телепере­ даче. В Церковь часто бегут за «скорой помощью»: по­ лучил и снова забыл о сво­ их духовных болячках. ДУ М(ежду тем в нашем про­ шлом были не одни только революции, громкие победы и треск знамен на ветру. Были еще: тихая молитва в каждом доме (а не только в храме), родительское благо- словление, без которого и шага отрок не делал, была праведная, у мира на виду, жизнь святых отцов и их вы­ сокая педагогика. При этом они твердо знали, что у всех у нас один, как говорит Евангелие, Учитель —Хри­ стос. Вот те традиции, ко­ торые должны быть востре­ бованы сегодня. Святитель Феофан Затворник сравнива­ ет святоотеческое наследие с теплицей, попав в кото­ рую, человек ощущает осо­ бую живоносную атмосферу, где он дышит оживляющим духовным воздухом. Посте­ пенно такой человек начи­ нает понимать, что все, о чем пишут святые отцы, несмот­ ря на кажущуюся «пра­ вильность» его собственной жизни, имеет прямое отно­ шение к нему, что путь, на который они указывают, это и его путь. И в нем креп­ нет желание идти вперед, совершенствоваться, наби­ раться опыта духовной жиз­ ни. — Вы не сказали еще о такой традиции, как связь образования старой России с Православием, с христи­ анской культурой. Правда, тут мы уже видим следы преемственности: всюду от­ крываются воскресные школы, да и православное образование у нас получи­ ло гражданские права. — Но что значит «всю­ ду»? Вот сколько у вас в Ли­ пецкой области воскресных школ? Десять? Двадцать? А ведь до революции, в нача­ ле прошлого века, в России существовало 35 тысяч цер­ ковно-приходских школ и школ грамоты, в которых проходили обучение свыше одного миллиона ста тысяч учащихся — почти треть всех учеников Российской империи. Но ведь, кроме это­ го, во всех начальных, сред­ них и высших школах обяза­ тельно преподавался Закон Божий. К тому же была струк­ тура образования, — светско­ го и духовного: вслед за цер­ ковно-приходскими школами следовали городские и духо­ вые училища, затем шли гим­ назии, реальные училища, се­ минарии и, наконец, универ­ ситеты и духовные академии. Духовное образование находи­ лось в ведении Синода, но и светское было православно ориентировано. — Но вынужден напом­ нить, Николаи Васильевич, что эту благостную картину может разрушить... русская литература —например, зна­ менитые «Очерки бурсы» Николая Помяловского (муштра, зуботычины, зуб­ режка...). lie верить класси­ ку нельзя — над гробом его современники произнесли высокие слова: «честный пи­ сатель». Как со всем этим быть? — К сказанному еще могу добавить, что были в России и так называемые семинарс­ кие бунты, когда духовные школы и даже женские епар­ хиальные училища закрыва­ лись одна за другой. Свою озабоченность ситуацией выс­ казывал даже Поместный со­ бор семнадцатого года. Очем все это говорит? Да о том, что надвигалась, реформа в этой отрасли, многое в методике и практике преподавания обвет­ шало. По этому поводу была сказана такая фраза: «В ду­ ховно-учебном ведомстве пе­ ремену костюма педагогов должно признать самою круп­ ною реформою за последние 20 лет». Но ведь никто не собира­ ется бездумно копировать модель дореволюционной школы, об этом и речи нет! Я же говорил о том благодатном фоне, на котором христианс­ кая мораль, жития русских святых и подвижников благо­ честия выглядели ес-тес- твен-но. Сегодня такого фона нет, а есть разве что дымка на горизонте. Между тем не­ преложной остается истина: детей нужно прежде всего на­ учить Вере, а уж потом всем другим наукам. Вообще на эту проблему следует смотреть шире и речь вести не только об образова­ нии, но и о воспитании, ибо плохое воспитание есть нача­ ло злу, которое от поколения к поколению возрастает. При­ чем, здесь сфера не только пе­ дагогики в узком смысле сло­ ва — школьной, вузовской и т д., но и разных обществен­ ных институтов и структур. Разве не актуальна она, эта проблема, для трудовых кол­ лективов, воинских частей, наконец, для тюрем, колоний? Там ростки православия — надо отдавать себе в этом от­ чет — только-только набира­ ют силу и важно помочь это­ му непростому процессу. Но эта работа не для одиночек. Кстати, одним из первых на­ ших шагов на пути решения проблемы явилось создание при патриотическом обществе « Наследники Александра Невского» Союза православ­ ных педагогов. Его цель — объединить усилия по духов­ но-нравственному просвеще­ нию народа. А стержнем дея­ тельности самого общества «Наследники Александра Не­ вского* является формирова­ ние национально-патриоти­ ческого сознания граждан России, которым так необхо­ димы нравственные идеалы. Бообще создание обществен­ ного идеала, основанного на святоотеческих традициях, — задача и Партии народного согласия, и общества «На­ следники Александра Невско­ го*. —Если вернуться к совре­ менной педагогике, то в ней- то как раз «перемена костю­ мов», о которой вы говорили выше, идет просто устраша­ ющими темпами. «Телик», «видик», рок, попса, фри­ вольные журнальчики — вот теперешние учителя молоде­ жи. Не новость и персональ­ ный компьютер в средней семье. А тут и сам президент перед телекамерой пообещал каждой сельской школе по компьютерному классу... — В обычаях президента держать данное слово. Да ведь не к логарифмической линейке нам возвращаться! Но проблема есть, и она — в альтернативе тому же компь­ ютеру или телевизору. Недав­ но Институт молодежи про­ вел исследования досуга де­ тей и подростков. Результа­ ты впечатляют. Только 27 процентов детей любят читать книги (шесть лет назад их было 47 процентов). Показа­ телен и выбор литературы: на первом месте фантастика, на втором — «лав стори», на тре­ тьем — детективы. Лидиру­ ющее место в сердцах подро­ стков занял телевизор, каж­ дый третий из них свой до­ суг проводит за компьютер­ ными играми. У молодых сни­ жается доверие к старшим, растут эгоизм и погоня за материальным. Прибавим к этому деятельность распло­ дившихся деструктивных сект, в которые вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, и мы получим очень и очень серьезную проблему в деле духовно-нравственного обра­ зования. — У нас в Липецке не­ сколько казино и возле каж­ дого на специальной под­ ставке красуется новехонь­ кое авто. Реклама намекает: стоит только положиться на случай и... — Мы в Москве по этому поводу намерены обратиться к Юрию Лужкову: разве не логично, разве не справедли­ во по отношению к абсолют­ ному большинству жителей столицы будет вынести эти, с позволения'сказать спецза- ведения (по сути настоящие питомники греховных страс­ тей) куда-нибудь за пределы столицы? Чтобы они своим су­ ществованием (вполне безбед­ ным) не унижали русскую душу. Для любителей рулет­ ки — семь верст не околица, доберутся куда нужно. А ведь кроме Лас-Ёегасов провинци­ ального розлива есть еще и агрессивная реклама, подра­ стающее поколение воспиты­ вается на чуждых и чужих традициях, именах и обрядах, заимствованных в краях за­ морских. Все это ведет к мар­ гинализации молодежи. Вся эта шелуха обостряет сегодня интерес общества к проблемам воспитания, растет понимание того, что необхо­ димо возобновление традици­ онных начал русской жизни, прежде всего через обраще­ ние к святоотеческому насле­ дию учителей Церкви. — Однако нет ли у вас ощущения, что спохватились мы поздновато? Вот что имею в виду. С одной сторо­ ны, доступ, если так можно выразиться, к опыту пред­ ков, святильников Веры нын­ че свободный, с другой — само общество убежало еще дальше от отчих корней и родных порогов. На заре пе­ рестройки наша газета, на­ пример, первой в регионе стала печатать из номера в номер Библию. Тогда это было не только внове, но и оправдано —книга являлась истинным раритетом, а денег купить ее у простых граждан не было. Сегодня к нашим услугам не только церковные лавки, но и уличные лотки, и книжные развалы. А руки у людей тянутся к другой ли­ тературе... Вернее сказать — к макулатуре... — Неточно формулируете. Макулатура — это подшивки старых газет, стопки книг, изъеденных мышами, что приносили пионеры в свои школьные дворы. А здесь мы имеем дело с тем, что востре­ бовано, что порой становится бестселлером и имеет ажио­ тажный спрос. С этим как минимум надо считаться, как максимум — противостоять этому злу. Опаздываем ли мы? Ну что тут сказать... Ко­ нечно, проблему надо было решать, как говорится, еще вчера. Но это вовсе не озна­ чает, что ее не надо решать сегодня! И наша партия че­ рез Общество «Наследники Александра Невского* ее ре­ шает. Только за последнее время силами своего изда­ тельства мы подготовили де­ сятки тысяч комплектов (по сто наименований в каждом) учебной, исторической и ду­ ховной литературы, которую передали бесплатно библиоте­ кам, вузам, гимназиям и ли­ цеям страны. Учреждены (опять в виде комплектов ду­ ховной литературы) ежеквар­ тальные стипендии, тысячи ценных подарков направлены воинам. Весьма показательно, что спрос на эти издания растет очень высокими темпами. Причем, среди тех, кто обра­ щается к нам за помощью, есть и церковные иерархи, например архиепископ Рязан­ ский и Касимовский Симон, епископ Красноярский и Ени­ сейский Антоний, епископ Архангельский и Холмогорс­ кий Тихон, митрополит Кур­ ский и Рыльский Иувеналии, есть и простые миряне —учи­ теля сельских школ, библио­ текари... Отом же, что мы находим­ ся на правильных, держав­ ных позициях, говорит факт безусловной поддержки на­ ших начинаний госструктура­ ми, в частности' администра­ цией президента. Именно по предложению администрации в рамках федеральной про­ граммы книгоиздания был выпущен фундаментальный t Ис труд отца оанна (Маслова) «Симфония по творениям Свя­ тителя Тихона Задонского», которому на основании заклю­ чения экспертного совета Ми­ нистерства образования при­ своен гриф «Книга для учи­ телей по духовно-нравствен­ ному воспитанию». Двумя ти­ ражами вышло подготовлен­ ное участниками Глинских чтений совместо с Министер­ ством образования пособие «Святоотеческое наследие в общеобразовательной шко­ ле». Эта и другая духовная литература по заявкам быст­ ро разошлась по России, стра­ нам.СНГ и.даже зарубежья, от Российской государствен­ ной библиотеки до полкового храма святого благоверного князя Александра Невского в деревне Куркино под Моск­ вой. А заявки все идут и иду1г. Все книги, повторюсь, мы от­ даем бесплатно. Конечно, хо­ телось бы, чтобы к этой рабо­ те подключились и в регио­ нах, где, собственно, и фор­ мируется спрос. И потом нельзя таким серьезным про­ цессом, как духовно-нрав­ ственное воспитание, зани­ маться только в столице! Рос­ сия велика, и она во многом, тут я согласен, возродится с провинции, где незамутнены еще источники, не вытопта­ ны до конца тропинки отчич и дедич. Да и засилье «глян­ цевой литературы» проявля­ ется здесь не так агрессивно. Вообще хочу сказать, что ни одна из литератур христи­ анской Европы, несмотря на их неоспоримое художествен­ ное богатство, не поднималась на такую духовно-нравствен­ ную высоту, какая стала дос­ тупной литературе русской, основанной на православных ценностях, питавших рус­ скую жизнь многие столе­ тия... — Вот вы сейчас говори­ ли, а я «видел» усмешку чи­ тателя: значит, опять мы — самые-самые, значит, Рос­ сия — родина слонов? — Напрасно! Ерничать бу­ дет тот, кто не знает отече­ ственной литературы, разуме­ ется, не только той, что «про­ ходили в школе». А если глуб­ же, то и истории нашего го­ сударства. Ведь нравствен­ ные ценности были у нас сформированы еще в дохрис­ тианский период (любовь к Земле, к матери, почитание хлеба, родителей...), именно они стали определяющими в воспитании молодого поколе­ ния, содействовали утвержде­ нию христианской морали на Руси, которая, по утвержде­ нию святых отцов, есть под-, ножие Престола Господня. Так вот о литературе. Она начиналась письменами лето­ писцев и монастырскими книжными школами. Соответ­ ствующими и уникальными по мировым меркам были и жанры —,жития святых, па­ терики, поучения, слова и так далее. Еще первые русские писа­ тели — святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, преподобный Никон Великии, преподобный Не­ стор, Сильвестр — все они об­ ращались к образам великой княгини Ольги и князя Вла­ димира, святых благоверных князей Бориса и Глеба. Так, еще преподобный Епифаний Премудрый составлял житие святителя Стефана Пермско­ го. А почитайте «Письмо к Олегу» Владимира Мономаха или переписку-полемику Иоанна Грозного с Андреем Курбским — это же настоя­ щая публицистика! А посла­ ния патриарха Гермогена, а проповеди святого Кирилла Туровского? А памятник ми­ ровой литературы «Слово о полку Игореве»? Наконец, сколько можно черпать и чер­ пать из духовного колодца — трудов святителя Тихона За­ донского, творчество которо­ го питало Федора Достоевско­ го, Николая Гоголя, Николая Лескова, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и других на­ ших великих светских, но глубоко верующих писате­ лен^ Да и вообще, если про­ блему рассматривать шире, то вся нынешняя культура — это всего лишь ветвь на мо­ гучем дереве культуры хри­ стианской. Чрезвычайно важно, что традиции духовных сочините­ лей имеют продолжение в наши дни. Я имею в виду прежде всего труды схиархи- мандрита Иоанна (Маслова), который не просто продол­ жил лучшие древнерусские традиции литературы, но и тактично адаптировал стиль и манеру христианских класси­ ков к современному восприя­ тию. Не случайно труды именно этого пастыря пользу­ ются сегодня таким спросом у богословов, православных педагогов, просто верующих. — А можно ли считать, что для вас, Николай Васи­ льевич, творческое наследие пастыря явилось еще и свое­ образным наследством, ведь отец Иоанн был вашим дя­ дей и духовным отцом? — Ну разве что на чисто бытовом ,уравце„„, Хотя для , меня все гораздо выше и глуб­ же. Отец Иоанн был"ипродол­ жает оставаться для меня не­ пререкаемым авторитетом христианского поведения, путеводной звездой. И все, что я делаю в жизни хороше­ го, происходит по его духов­ ным заветам, потому что он постоянно несет за меня моль­ бы перед Господом. Но это — личное. Однако есть еще объективная оценка подвиж­ нической деятельности стар­ ца. Чрезвычайно высок его ав­ торитет в христианском мире. Три года подряд в Московс­ кой Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре (где отец Иоанн преподавал и был духовником педагогов и сту­ дентов) проходят «Глинские чтения» (батюшка был после­ дним старцем Глинской пус­ тыни, вплоть до ее закрытия), на которые собираются педа­ гоги, священнослужители, военачальники, ученые, пред­ ставители светской власти. В работе последнего (июль 2001 г.) форума, например, уча­ ствовали около тысячи чело­ век из 53 регионов Росиии и 11 стран ближнего и дальне­ го зарубежья. Но важнее все­ го, что по молитвам отца Иоанна «Глинские чтения» подвигнули руководителей регионов и епархий на прове­ дение подобных мероприятий у себя «дома». Ведь по боль­ шому счету эти беседы явля­ ются духовно-нравственным импульсом в деле укрепления российской государственнос­ ти, в деле воспитания высо­ ких христианских устоев, ко­ торыми всегда и славился наш народ. —Хочу уточнить. Говоря о продвижении идеи «Глинс­ ких чтений» в регионы, вы, очевидно, имеете в виду опо­ ру на святоотеческие тради­ ции именно того края, где такие конференции и прово­ дятся? и— Именно так. В Липец­ кой области по благословле- нию митрополита Воронеж­ ского и Липецкого Мефодия могут состояться Тихоновс­ кие чтения и, конечно, под по­ кровом Богородицкого мона­ стыря, где покоятся святые мощи Тихона Задонского. К слову. Рекомендованная Министерством образования России всем учебным заведе­ ниям страны работа отца Иоанна «Симфония по творе­ ниям святителя Тихона За­ донского», по мнению докто­ ра филологических наук про­ фессора В. Троицкого, «мо­ жет быть признана фундамен­ том развития современной пе­ дагогики, фундаментом пре­ подавания и литературы, и языка, и нравственности. Эта книга объединяет вечное...» Богословский труд получил прекрасные рецензии Мос­ ковского Патриархата, Рос­ сийской Академии наук, Ми­ нистерства образования, веду­ щих вузов страны, иерархов Церкви, просто вдумчивых читателей. Заявки на эту кни­ гу пришли от десятков юри­ дических лиц. Среди них и Го­ сударственная Дума, и Мини­ стерство обороны, и Союз писателей России, и МВД, и посольство Югославии, и Союз славянских журнали­ стов, и Росийское земское движение, и Союз каза­ ков, и государственные му­ зеи, и различные фонды и вузы страны. Никому не было отказано. Есть, меж­ ду прочим, в том длинном списке Липецкий госпеду- ниверситет, Липецкий коо­ перативный техникум, ли­ пецкая школа № 70. Я так подробно говорю об этом, чтобы подчерк­ нуть, каким авторитетом в христианском мире пользу­ ется Угодник Божий Тихон Задонский и как повезло вам, липчанам, ведь вы име­ ете на своей земле, в мона­ стыре Задонска, такой све­ точ духовный! — Во время своего не­ давнего визита в нашу об­ ласть министр образования РФ В. Филиппов поддер­ жал два научных проекта Елецкого госуниверситета, связанных со святоотечес­ кими традициями. И здесь, кроме всего прочего, важ­ на, по-моему, смена при­ оритетов: раньше-то похва­ ла министра коснулась бы чего-нибудь другого... — Я уже приводил при­ меры того, как это важней­ шее в деле преобразования общества министерство раз­ ворачивается в сторону пра­ вославного просвещения. С министром Филипповым у нас постоянные деловые кон­ такты, а сам он публично на «Глинских чтениях» при­ знал, что многие десятиле­ тия важнейшая для просве­ щения и нравственного здо­ ровья ветвь творческого бы­ тия — церковная — остава­ лась для большинства неве­ домым миром. Более того, как уже говорилось, экспер­ тный совет министерства ре­ комендовал книги отца Иоанна «Симфония по тво- § ениям святителя Тихона адонского» и «Глинская пустынь» для использова­ ния в средней и высшей школе. То есть произошел принципиально важный по­ ворот государства в лице его структур к традициям хри­ стианской педагогики, оно, государство, наконец захо­ тело слушать живой диалог Вечности и Времени, как го­ ворили старцы, огненную и печалующуюся речь Церк­ ви, обращенной к ртраждуv щему миру. В этом поворо­ те, кстати говоря, мы усмат­ риваем и результат просве­ тительской деятельности Партии народного согласия. Что же касается похва­ лы министра... Интерес ва­ ших педагогов к святооте­ ческому наследию — един­ ственно верный путь в деле воспитания молодежи. И это делает честь елецкому, липецкому учительству. Вообще педагоги липец­ ких школ и вузов активно сотрудничают с обществом «Наследники Александра Невского». Доктор педаго­ гических наук 3. Видякова, кандидат наук О. Миляева, педагог Г. Сошина и дру­ гие — постоянные участни­ ки «Глинских чтений», бо­ лее того, их методические разработки занимают дос­ тойное место в сборниках православной педагогики. В Ельце, я знаю, наби­ рает силу педагогический университет, где святооте­ ческие традиции становят­ ся стержнем учебно-воспи­ тательного процесса. Ус­ пешно действует право­ славная гимназия имени святителя Тихона Задонско­ го. И все это только начало духовного возрождения края. И зн а ет е, было бы странным, если бы на ли­ пецкой земле, где есть ду­ ховный магнит — мощи высокочтимого на Руси святого, все было иначе. Ничто не происходит слу­ чайно, помимо воли Божи­ ей. Воти в истории право­ славной педагогики есть особые, я бы сказал, со­ кровенные отношения между событиями и людь­ ми разных эпох и поколе­ ний. Верующим понять и принять это проще. Вот смотрите: святитель Тихон Задонский и схиархиман- дрит Иоанн разминулись в веках, но своим творче­ ством и сегодня восстанав­ ливают мостки между про­ шлым и настоящим, уст­ ремляя их в будущее. Они напоминают нам о вечных связях, о Симфонии в мире Божием. Или вот о Ельце. Ведь именно здесь доживали свой век некоторые стар­ цы Глинской пустыни пос­ ле ее разгрома. Это они сказали при закрытии оби­ тели: «Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глине- кие иноки были для всех маяками духовной жиз­ ни». Думаю, этот факт — факт пребывания в старин­ ном православном Ельце глинских затворников — ещё не раз скажется на духовном устроении ваше­ го края, который есть ча­ стичка России... А возрождать Отече­ ство нам, в нем живущим, и тут важно помнить завет глинского старца Порфи- рия: «Нравственное воспи­ тание — залог процвета­ ния государства». ВСЕ АЕТИ — НАШИ НАИДИ МЕНЯ, МАМА! Игорь В. Открытый, общительный парень. Успехи в школе средние, но он трудолюбив. Всегда честен. Занимается спортом. Каждое лето гостит у бабушки. Игорю сейчас тринадцать. 1 ж Ш 1 4 4 Слава К. Мальчик родился 25 мая 1988 года. Общитель­ ный, конфликтов со сверстниками не допускает. Он очень до- 1 1 верчив. Верит в то, что каждый человек может сам бороться со своими^ недостаткам и. Слава — очень хозяйственный, тру- 1|> долюбивый. Всегда найдет, чем ему заняться. Евгений Л. Живет в детском доме с самого открытия. Характер у мальчика сложный, порой может нагрубить. Но отзывчив на доброту и ласку. Воспитанием Жени, как и двух ^других его братьев, занимался только отец. . . ■ ■ ' Лена А. Родилась 13 сентября 1987 года. Ее сестры рос­ ли и воспитывались в детском доме. Старшая уже учится в педколледже в г. Усмани. Младшая, Полина, пока рядом с 1 Леной. Вместе с ней минувшим летом они отдыхали в Италии. Лена немного упрямая, но к мнению старших всегда прислу­ шивается. Добрая, внимательная, но немного застенчивая. Подготовила Галина КОЖУХАРЬ. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz