Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ТЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета н 1 н | | мая 2002 г., № 93 (21721) — На мой взгляд, жиз­ нестойкость, продемонстри­ рованная российской куль­ турой, обусловлена, сколько бы ни твердили об остаточ­ ном принципе финансирова­ ния, определенными вложе­ ниями в нее на рубеже де­ вяностых годов. Но всего важнее, что остались лично­ сти, не изменившие себе, не пожелавшие переквалифи­ цироваться ни в «челночни­ ков», ни в пропагандистов попсы. Они и продолжали сберегать и создавать, пока­ зывая пример нам всем. Так что, используя сегодня лю­ бую возможность, чтобы под­ держать творческих, ода­ ренных людей, реализуя соответствующие областные программы, проводя конкур­ сы, дни культуры в городах и районах, мы видим в этих энтузиастах опору и пони­ маем, что средства, изыски­ ваемые в бюджете, не про­ падут даром. Особое внима­ ние — профессиональному искусству. Это как в спорте: есть чемпионы, есть силь­ ные команды, значит, будут последователи, будут дети, которые возьмут клюшки или футбольные мячи, будет массовый спорт. Професси­ ональное творчество — кор­ ни дерева. А любительское, самодеятельное — цветы, плоды, крона, питающиеся от этих корней. — А может, корни — учебные заведения, где го­ товят будущих профессиона­ лов сцены , музыкантов, танцоров, художников, пе­ дагогов, культработников? Училище искусств, музы ­ кальные школы, спецшко­ ла искусств, а в перспекти­ ве, наверное, и институт, академия... — Вы правы, задавая вопрос обо всем этом в ком­ плексе. И решать его мы тоже стараемся комплексно. До сего момента у нас были отдельные звенья подготов­ ки таких специалистов, про­ сто эстетически развитых людей. А прочной цепи пока что нет. Да и сами звенья не­ обходимо укреплять. Чем мы и занимаемся. Регион созрел для этого. Еще несколько лет назад сама мысль о при­ оритете культуры и образо­ вания вряд ли встретила бы I понимание. Помню, как в свое время один из канди­ д а т ов в депутаты заявлял: I зачем расходовать скудный | бюджет на какой-то там | пушкинский юбилей, что, у \ нас нет более насущных, | неотложных нужд? Другого \ остро интересовало, кто в I администрации так уж лю- | бит искусство. Теперь, наде- \ юсь, и для них очевидно: | забота об искусстве и куль­ туре —дело самое что ни на есть насущное. Хотя бы уже потому, что слой культра­ ботников, особенно на селе, стал чересчур тонок. Не случайно задонцы забили тревогу насчет возвращения им училища. Что конкретно предпри­ нимается? Естественно, ук­ репляем материальную ос­ нову областного училища искусств. Еще два-три года назад туда стыдно было при­ глашать крупных музыкан­ тов на игумновский конкурс. Сейчас обстановка совсем иная. Задача номер один — расселить, разделить, нако­ нец, училище и спецшколу искусств, которая ютится под его крышей. Чтобы оба учебных заведения могли нормально работать и разви­ ваться. — Но что касается спец­ школы, то она ведь пока не является полноценной, по­ скольку там нет общеобра­ зовательного цикла. Это по­ рождает прямо-таки экстре­ мальные условия для юных пианистов или скрипачей. Они мечутся между спец­ школой и обыкновенной школой, теряют понапрасну время, силы, которые нуж­ ны им для главного. На сей счет с беспокойством упре­ кал своих земляков Тихон Николаевич Хренников. — Его упрек справедлив. Но пока, учитывая наши возможности и сравнитель­ но небольшие размеры горо­ да Липецка, мы усилия на­ правим на укрепление мате­ риальной базы школы — здание, инструменты, ком­ пьютеры и так далее. Мы уже помогаем талантливым детям областными стипен­ диями, частичной оплатой учебы в Москве, поездок на конкурсы и фестивали. — Мы ведем с вами речь о первых двух ступе­ нях обучения музыкантов, художников, хореографов. Но третья-то ступень — это вуз... — Будем реалистами. Академия искусств сопря­ жена с огромными расхода­ ми. И завтра она не появит­ ся. Тем более что при созда­ нии ее на финансирование из федерального бюджета на­ деяться не приходится, все ляжет на областной бюджет. А ведь даже приобретение хороших музыкальных ин­ струментов, как говорится, влетает в копеечку. Слава Богу, в области есть теперь два прекрасных рояля. Но надо бы, конечно, не два, а больш е. Плюс духовы е, струнные — все страшно дорого. Но мы постараемся их приобрести. Вернемся к вопросу о вузе. Помещение, включая | общежитие. Инструменты. | Профессура. Это подразуме- | вает достаточно серьезную и I длительную подготовку. Но * - : С О Б Е С Е Д Н И К «ЛГ» I КУЛЬТУРА. КАК РЕВОЛЮЦИЯ Д О Л Ж Н А У М Е Т Ь С Е Б Я З А Щ И Щ А Т Ь . . . Не откладывайте культуру на потом , ина­ че никакого «потом» у России в о о бщ е не буг д ет . Лет десять потр ебовалось , чтобы это пр е­ д о с т ер еж ен и е витающих в о б л а к а х «лири­ ков» услышали прочно упирающ иеся в зем ­ лю лю ди д ел а и политики. «Д озр ели», — н е­ сколько р а з повторила в наш ем р а згов ор е о п ер ем ен а х на культурном фронте заместитель главы обла стн ой адм ини страции Лю дмила КУРАКОВА. Теперь уж е такая крупная фир­ м а , как ЮКОС, считает н еобходимы м принять участие в устройстве выставки из ф он дов Эр­ м итаж а, а скромный хозяйственник, казалось бы , целиком занятый привесами , н адоям и , вспаханными или невспаханными гектарами, начинает испытывать неловкость при ви д е замка на сельском клубе или пустоватых стел­ л аж ей в библиотек е. Еще сравнительно н е­ д авн о в Задон ск е на редкость безр а зли чн о отделались от своего культпросветучилища, п ер ед ан н о го по к ом ан д е тогдашней р егио­ нальной власти в областной центр, а факти­ чески ли к ви ди р ов ан н о го . Ну п о б ун тов ал и оставшиеся б е з работы педагоги . Ну ж ур н а ­ лист «ЛГ» пр едупр едил о последствиях оч е­ р едн ой «сильной рокировочки». И все. Боль­ ш е эксцессов н е бы ло. А сейчас вдруг встрепенулись: верните Задон ск у училище! Без него жизнь в р ай он е стала б е д н е е , а главное — глубинка н е досчиталась м о л о ­ ды х хорм ей стеров и би бли от ек ар ей , кои , ра зум еется , н е слишком рвутся из Липец­ ка в д ер евню . Л ед тронулся, господа. То ли у ж е и самые практичные прагматики заметили , что бескультурье топит экономику, то ли забеспокоили сь о д ет я х , н е знающ их не толь­ ко родны х п есен , но и р о дн о го языка, то ли сказывается м едл ен н а я , а все ж е стаби­ лизация. Четыре года н а за д мы копали огороды и ж д ал и возвращ ения долгов по зарплатам и пенсиям. Сегодня вспомнили о других д ол г а х и е д е м на выставку того ж е Эрмитажа или н а ск р еб а ем деньги на приличный баян для р еб ен к а . П п ------------------------ ------------- ' --------------------------------- - " — Если роцесс, как говорится, пош ел и бла годаря политике областного руководства, п губернатор, вопреки всем дискуссиям и сопротивлению , добивается открытия экспозиции из Санкт-Петербурга, если находятся средства на конкурс пианистов им е­ ни Игумнова или фестиваль памяти Мистюкова, а 2 0 0 2 год отнюдь не р ади предвы ­ борны х рекламных фокусов объявляется Годом культуры, то в р ай он а х хоч еш ь -н е хоч еш ь , д а вынуждены менять отнош ение к культуре и шить этой Золуш к е б ал ь н о е платье. Однако все это, п ож ал уй , у ж е не причины, а следствия. Сперва культура сам а себя умудрилась защитить и спасти — тем , что выжила, когда страна обанкроти ­ лась, встали заводы , р ухнул о в пропасть, вырытую р еф орм ам и , сел о . А эта эф ем ер ­ ная, хрупкая, нищая сф ера все-таки сохранилась. Ее вытеснили с эстрадных п о дм о ­ стков столицы, с телеэкранов , из кинотеатров, превратившихся в ночные клубы или д а ж е бани , а он а , как армия Кутузова п в д ед Н ап ол еон ом , отступила в тишину х у ­ дож ественны х мастерских, в м у зеи , в любительские кружки и народны е театры. И подтвердила слова одн ой старой книги о Моцарте: р а з уж искусство, существуя на гроши, не погибло, значит, он о вечно. ш р | Кстати, сам п овод ди ало га с Людмилой ВсГО&нТиновной Кураковой был зн ам е ­ нательным. Мы условились о встрече с н ею , увидевшись на в ерни саж е р абот Викто­ ра Сорокина в Д ом е Мастера. Первые посетители всматривались в холсты уш е дш е ­ го от нас живописца, заряжаясь энергией жи знелю бия его свободны х, д ер зк и х м а з­ ков, а откуда-то доносилась старинная музыка — клавесин, флейта, гобой , фагот, скрипка, чьи строгие гармонии странно совпадали с совр ем енной раскованностью сорокинских п ей заж ей и натюрмортов. Это играл только что возникший ансамбль — любитель-ский, о д н а к о состоящий из м узыкантов -проф ессионалов . Их о б ъ е д и ­ нила страсть к Вивальди и П ерселлу, они репетировали , н е заботясь о том, б у д у т ли когда-нибудь выступать п е р е д публикой , а просто утоляли ж аж д у в х ор ош ей музы ­ ке. И только потом возникла идея о б о бр етении статуса, допустим , ансамбля при Ж а ев едч еск ом м у зе е . Об этом я и успел рассказать Лю дмиле Валентиновне в Д ом е к тер а . Она согласилась, что такой ансам бль в м узейны х за л а х был бы весьма ум естен , и тут ж е п р едл ож и л а встретиться для р а згов ор а о состоянии культуры в наш ем р еги он е... специалисты с высшим обра­ зованием нужны уже сего­ дня. И выход найден. Руко­ водство области стало союзни­ ком Липецкого педагогичес­ кого университета, открыва­ ющего музыкально-педагоги­ ческий факультет... Причем, имея статус университета, можно готовить не только пе­ дагогов, но и специалистов для учреждений культуры. Работа в этом направлении уже ведется. А худ граф в этом вузе уже есть. — К слову, Людмила Ва­ лентиновна, — о художни­ ках. Насколько я в курсе, об отделении изобразительного искусства мечтают и в спец­ школе, да и в игумновском училище. А в «Липецкой га­ зете* напечатано письмо ди­ ректора второй х у д о ж е ­ ственной школы Виталия Ивановича Миронова. Там есть предложения, призван­ ные уравнять юных худож ­ ников с музыкантами, кото­ рым, как представляется Миронову, уделяют больше внимания. — Я бы с Виталием Ива­ новичем не совсем согласи­ лась. Для юных художников есть областная премия име­ ни Виктора Сорокина, рабо­ ты ребят экспонируются на всероссийских и междуна­ родных конкурсах. Разумеет­ ся, можно и должно делать больше. Но тут уж грех по­ полам с Союзом художников. Странная вещь получается: у музыкантов в области нет своей творческой организа­ ции, а живут они и вправду ярче, насыщеннее, чем тот же Союз художников. Я не хочу углубляться в анализ деятельности наших творчес­ ких союзов, они самостоя­ тельные общественные орга­ низации со своими уставами. Но инициативы, стремления включиться в реализацию се­ рьезных планов им, по-мое­ му, недостает. Между тем власти поддержат самые раз­ ные интересные начинания. Вот вы сказали о худож е­ ственном отделении в учили­ ще. Но перед нами эту зада­ чу никто из специалистов пока не ставил. Не дозрели? Или дает о себе знать при­ вычка к культурному про­ жектерству вместо, еще раз подчеркну, перспективного видения и планирования? Эта привычка весьма сильна. Та­ кие люди, как Вилен Дмит­ риевич Дворянчиков, чьими стараниями появился в Ли­ пецке Дом Мастера, а теперь идет подготовка к открытию областной картинной гале­ реи, к сожалению, редкость. А потребность в личностях, органически сочетающ их дар творца и организатора, огромная. И мы всегда ищем их, чтобы работать сообща. К примеру, после многих лет стагнации начались переме­ ны в областной филармонии. И в этом, по-моему,.большую роль играет новый ее руко­ водитель Наталья Мекаева. — Когда говорят о фи­ лармонии, непременно поми­ нают об отсутствии филар­ монического зала... — Могу вам сказать, что мы поддерживаем предложе­ ние нового директора о том, чтобы купить для артистов филармонии камерный кон­ цертный зал, под который переоборудовано здание быв­ шего ресторана «Чайка*. Приобретаются и новый ав­ тобус, и микроавтобус. Да­ вайте начистоту: бюджет не резиновый. А стало быть, первыми помощь получают самые энергичные, те, кто хочет и умеет работать, тво­ рить, убеждать, находить со­ юзников. И не только слова­ ми убедить, не только под­ стерегая меня с раннего утра у входа в администрацию, чтобы опять и опять пожало­ ваться на отсутствие автобу­ са, инструмента, костюмов или денег на гастрольную поездку. Хотя и эта настой­ чивость отнюдь не бесполез­ на. Одно дело, если руково­ дитель напишет раз в два года бумагу с перечислени­ ем, что нужно его учрежде­ нию (без единой цифры, лишь одни желания). И другое, когда он стучится во все две­ ри, когда у него имеются ва­ рианты решения вопроса, все просчитано, изысканы вне­ бюджетные источники, ког­ да он не боится быть настыр­ ным, неудобным. Но еще су­ щественнее, что именно эти лидеры выдвигают идеи , смотрят вперед, тревожатся и заставляют тревожиться нас до того, как окончатель­ но развалится изношенный автомобиль или обрушится лепнина сто лет не ремонти­ ровавшегося потолка. У той же филармонии солидный план, предусматривающий проведение крупных фести­ валей, конкурсов, концертов. Теперь в ее коллективе, кро­ ме липчан, яркие певцы из Воронежа, Санкт-Петербур­ га. Ведущие исполнители уже не ограничиваются не­ сколькими номерами для вы­ ездов в район, а выступают с большими сольными концер­ тами. То есть коллектив на­ чинает жить полнокровно, поистине творчески. Как же ему не помогать? — Но в тех же автобусах нуждаются не только филар­ мония или известный ан­ самбль «Казаки России», а и, допустим, театр кукол или народный хореографический ансамбль «Раздолье»... — Я ценю и мастеров ку­ кольного театра, и то же «Раздолье* с его замечатель­ ной детской студией «Родни­ чок*. И на произвол судьбы мы их не бросали и не бро­ сим. Но ансамбль «Раздолье* не является самостоятель­ ным творческим коллекти­ вом, а входит в структуру областного ДК. Мне не раз приходилось упрекать руко­ водство ДК, мягко говоря, в излишней «скромности*. Лидерство сейчас требует не только художественного та­ ланта и опыта, но и деловой хватки, управленческого уме­ ния. — В редакционной почте много вопросов, связанных с культурой. Читатели, осо­ бенно из районов, в частно­ сти, интересуются, что пред­ принимается для сохране­ ния и восстановления памят­ ных мест, домов и усадеб, связанных с жизнью выда­ ющихся наших земляков. Спрашивают, например, о музее Замятина в Лебедя­ ни... — Да, по историческим памятникам разработана про­ грамма. Но опять-таки я при­ зываю и вас, и ваших чита­ телей посмотреть на вещи реально. Из федерального бюджета финансирования недостаточно, и вряд ли оно будет больше. Между тем в области около ста историчес­ ких памятников федерально­ го значения плюс пятьсот местного. Да, хорошо бы все отреставрировать, отстроить. Но это утопия. К тому же музей-усадьба без турист­ ской тропы, музей, который посещает раз в год какая- нибудь почетная делегация, вряд ли может считаться музеем в подлинном смыс ле слова. Значит, опять же надо все взвешивать, проду мывать, учитывать, что по лезнее предпринять в пер­ воочередном порядке. И здесь я могу повторить уже сказанное: все начинается с инициатора, забойщ ика. Любое дело персонифициру­ ется в конкретном,энергич­ ном человеке, специалисте, знатоке и организаторе или заинтересованном учрежде­ нии, организации. Есть они — будем вместе работать. А если их нет? Если средства вложим, кого-то обделив, а построенный под музей дом сожгут жители тамошнего села , посаж енный возле него яблоневый сад переко­ чует в их огороды, деревья засохнут или будут изъеде­ ны животными? Увы, такие факты есть. Не поймите меня превратно. Сберечь то ценное, что осталось от про­ шлого, мы стараемся. Вот, например, реконструирова­ ли памятник Петру I, кон­ цертный зал областного учи­ лища искусств в Ельце, за­ канчиваю тся работы по § ому Белкина в Липецке. о культура защищается лишь деяниями людей. И тот, кто видит свою миссию в создании замятинского музея, не должен сидеть сложа руки в надежде, что власти все сделают, на все отыщут средства. Деньги хоть государство, хоть меце­ наты дают под идею, кото­ рая имеет лицо, под челове­ ка, способного эту идею эф­ фективно реализовать. Отвлечемся от музеев. Было бы замечательно, по­ явись у наших ведущих творческих учреждений и коллективов постоянные спонсоры, попечительские советы. Но кто их будет ини­ циировать? Ко мне часто об­ ращаются директора, ре­ жиссеры, музыканты: Люд­ мила Валентиновна, найди­ те нам спонсора. Позвольте, разве это моя забота? Разве вы сами не руководители, которые должны уметь за­ интересовать меценатов, найти союзников в своём творчестве? Я готова под­ держать ходатайство, засви­ детельствовать, что, д ей ­ ствительно, ансамбль, театр, музей, конкретный человек заслуживают помощи. Но искать ее вместо вас... Меня на это не хватит. Надо на­ ходить сторонников своего дела, убеждать и вовлекать в свой творческий процесс. Бывают и случаи, к счастью, редкие, что к спонсорам или меценатам относятся как к своим наемным работникам. Какая уж тут добровольная помощь, любовь, уважение и так далее! - 0 7 опшо.ш Поймите: я не отмахива­ юсь, не отхожу в сторону. Бывают масштабные проек­ ты, когда мы берем на себя функцию лидера. Эрмитаж­ ная выставка, игумновский конкурс... — А вам не кажется, что целесообразно бы создать о б л а с тн о й сп он с ор ск и й фонд, из которого, на осно­ ве планов или реш ений спонсорского совета, можно будет финансировать какие- то ключевые проекты? — В принципе мысль здравая и далеко не новая. Но здесь нужна опять же инициатива общественнос­ ти, может быть, творческих союзов, самих потенциаль­ ных понсоров. Распоряже­ ния .лавы или постановле­ ния облсобрания депутатов эффекта не дадут. Извини­ те, но я приведу простой при­ мер. У нас есть клуб дело­ вых женщин. Я его прези­ дент. И мы прорабатываем план устройства фонда под­ держки талантливых детей. Мы сами этого хотим. Без чьей-либо указки или коман­ ды. Общественный фонд. Ищем сторонников и уже находим. Есть десятки обще­ ственных фондов, которые без всякой помпы занимают­ ся благотворительностью. Со многими мы сотруднича­ ем. — Последний вопрос, Людмила Валентиновна, хотя у меня их в «запасни­ ках» еще немало. Но этот давно беспокоит читателей. Областная научная библио­ тека уже много лет назад «переросла» свое старое здание на Кузнечной. Мож­ но ли ожидать, что она по­ лучит новое или дополни­ тельное помещение? — Это уже не назрев­ шая, а перезревшая пробле­ ма. Удалось, слава Богу, решить вопрос о здании об­ ластной детской библиоте­ ки. Теперь пора взяться за главную библиотеку регио­ на. Мое мнение: надо стро­ ить. Полагаю, что это обла-; сти по силам. — Два слова о Годе куль-! туры. Как, по-вашему, он начался? — По-моему, весьма впе-1 чатляюще. Вызывавшая по-1 началу столько споров экс­ п о зи ц и я из Эрмитажа! пользуется прямо-таки фе­ номенальным успехом. Она! так популярна, что мы до-1 говорились продлить ее до! осени. Прибавьте к этому масштабные дни культуры городов и районов, стимули­ ровавшие народное творче­ ство, кинофестиваль «Стал­ кер», значительно обогатив­ шуюся концертную афи­ шу... Короче, Год культуры отнюдь не декларация, не красивая вывеска, а боль­ шая и многоплановая рабо­ та. И она продолжается. Записал ! И. НЕВЕРОВ.! УРОКИ В ПУТИ НА РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ ЗАСОХШИХВЕТВЕЙНЕ БЫВАЕТ В одном старом фильме учительница пришла познакомиться с семьей своего трудного ученика и догадалась, что у подростка нет доверия к его ро­ дителям. А люди-то как будто умные, интелли­ гентные. В квартире репродукции картин модных художников, портрет архитектора-авангардиста Ле Корбюзье. «А почему у вас не висит фотография дедушки? —спросила учительница. —Ваш сын рас­ сказывал мне, что он был героем войны, брал Бер­ лин. Может быть, такой портрет в д ом е для маль­ чика нужнее, чем изображение Ле Корбюзье? Он бы почувствовал, что отцу с матерью небезразлич­ ны жизнь д е д а , его подвиг, память о нём». Не знаю, есть ли в кварти­ ре, где живет ученица липецкой гимназии № 12 Ирина Антошев- ская, портреты' ее деда, праде­ да, прапрадеда. Но что они ни для нее, ни для ее близких вов­ се не бесплотные тени, чьи име­ на и то забыты, я не сомнева­ юсь. Ведь не случайно Ирина постаралась узнать о них по­ больше и даже выяснила, что ее прапрадед А.Ф. Бубырь был петербургским архитектором. А Лена Ефимова из села Вязовое, что в Долгоруковском районе, сделала свое открытие. Оказы­ вается, ее прадед Г.М. Ефимов был ученым рисовальщиком и основал в Вязовом худож е­ ственно-ремесленную учебно­ ткацкую мастерскую. Еще одна девочка, на сей раз из хлевенс- кого села Синдякино, Ольга Попова тоже обратилась к с е ­ мейной родословной и добра­ лась до своего дальнего пред­ ка, представьте себе, немецко­ го промышленника Гюстава фон Берга... Что уж кривить душой: урок истории знакомит школьника с какими-то фактами, личностями, которые чаще всего затрагива­ ют душу не более, чем алгеб­ раическая формула или хими­ ческая реакция. Другое дело, если ты вдруг осознаешь, что твои кровные предки были при­ частны к событиям, менявшим облик и жизнь родного села или города. А ты их наследник, зве­ но в бесконечной цепочке, тебе отведено свое место в эпохе, которая завтра тоже станет ис­ торией. Наверное, поэтому пат­ риотизм, интерес ксвоему краю, его минувшей судьбе нельзя пробудить в соответствии со школьным расписанием. И для мудрых педагогов, не по званию, а по призванию, это очевидно. Вот они и стараются выйти за рамки школьной обязаловки, поощряя питомцев отправлять­ ся в походы, экспедиции, даль­ ние и близкие путешествия. Иногда это путешествия в про­ странстве — по земле, на кото­ рой живешь, а иногда во вре­ мени — по страницам старых книг, по архивам, музеям. Рбзульт#гыц}тих трудов еже­ годно1подытоживаются на об­ ластных конференциях турист­ ско-краеведческого движения «Отечество». Интерес наших юных земляков к краеведению все заметнее. Многие их иссле­ дования, как уже понял читатель, связаны с семейной генеалоги­ ей. Документы, воспоминания родственников, какие-то домаш­ ние реликвии делают ушедшие КОНКУРС! СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ В России стартовал III Всероссийский конкурс «Рос­ сийская организация высо­ кой социальной эффективно­ сти». В нем могут участво­ вать большие и малые орга­ низации, зарегистрирован­ ные в РФ, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности. Организаторы конкурса — Минэкономразвития Рос­ сии, Минтруд России с учас­ тием заинтересованных орга­ нов исполнительной власти, общероссийских объедине­ ний профсоюзов — проводят его в целях привлечения вни­ мания к реш ению с о ц и ­ альных вопросов. И, есте­ ственно, демонстрации на примере лучших организа­ ций (победителей конкурса) высокой эффективности этой работы, широкого распрост­ ранения и поощрения поло­ жительного опыта, имеюще­ гося в той или иной сфере. Председателем организа­ ционного комитета утвержде­ на заместитель председателя правительства РФ Валентина Матвиенко. В 2001 году в конкурсе участвовали около 1000 орга­ низаций, в том числе и из Липецкой области. Три пред­ приятия вышли в число по­ б е д и т ел ей . Это ОАО «НЛМК», АООТ «Липецк- хл е бм а к а р о н п р ом *, ГУП «Подгоренский мукомольный завод*. Все они получили заслуженные награды. В Липецке и области есть и другие коллективы, кото­ рые могли бы рассказать не только об успехах в производ­ ственной деятельности, но и поделиться опытом решения различных социальных воп­ росов, таких как повышение уровня знаний работающих, как охрана и оплата труда. Необходимый пакет доку­ ментов в жюри конкурса нуж­ но направить до 1 июня 2002 года (105203, г. Москва, ул. 15-я Парковая, д. 8, тел. 464- 33-33). Справки по вопросам уча­ стия в конкурсе можно полу­ чить в управлении труда и занятости населения админи­ страции области по тел. 48- 47-51. (Соб. инф.) десятилетия и века ближе, ощутимее, материальнее. Но, разумеется, краеведы не ограни­ чиваются лишь с е ­ мейной историей. В школах области идет большая работа по региональным про­ граммам «Возвра­ щенные имена», «Фронтовое письмо», «Дети и война», «Па­ мятники войны» и другим. Осо­ бенно активны здесь ребята из сел Ильино Липецкого и Сред­ ней Лукавки Грязинского райо­ нов, из чернавской школы № 1 Измалковского района и многих других. А что им это дает, они луч­ ше всего объясняют сами. К примеру, Юлия Суворова из села Тупки Чаплыгинского рай­ она написала следующее: «Я видела страшные кадры о вой­ не в фильмах, немало узнала из книг. Но ярче всего я предста­ вила весь ужас пережитого, от­ вагу и героизм своих земляков в годы войны, обобщая мате­ риалы районного этапа област­ ной операции «Дети и война», слушая рассказы моих одно­ сельчан. ... Сейчас они — пожи­ лые люди. Пока в силах, нетер­ пеливо ищут собеседников, спе­ ша рассказать о том, что хра­ нят в памяти и в сердце. Эти люди заслуживают куда боль­ шего, чем дала им Родина. Да­ вайте сделаем все возможное, чтобы дети войны не ощущали себя пасынками!» Юные наши земляки успеш­ но участвуют во всероссийском конкурсе исследовательских кра­ еведческих работ, а самые ув­ леченные становятся делегата­ ми уже всероссийских конфе­ ренций «Отечества» и, как пра­ вило, удостаиваются там звания лауреатов. Так, восьмиклассни­ ца Ильинской школы Липецкого района Оксана Комаричева по­ лучила диплом первой степени на проходившей в апреле в Мос­ кве десятой конференции крае­ ведов. Она давно изучает исто­ рию дворянской усадьбы в род­ ном селе. Благодаря- областно­ му госархиву Оксана установи^ ла, что в первой половине XIX века усадьба принадлежала ба­ рину Д.И. Голеновскому, собра­ ла массу сведений о людях, ко­ торые владели ею в разные годы. Работа получила высокую оценку членов жюри секции «Культурное наследие». Они даже признались, что впервые присваивают столь высокую на­ граду совсем юному исследова­ телю, ведь на конференцию при­ езжают в основном ребята по­ старше. Дипломы победителей полу­ чили также Наташа Ямщикова — она учится в той же школе, что и Оксана, — за исследование по истории дворянской семьи Кох- левских и Люба Селиванова, выпускница липецкой школы № 14, изучившая род Лодыгиных в Тамбовской губернии. А Антон Соколиков из села Средняя Лу- кавка Грязинского района при­ вез из столицы диплом второй степени и грамоту за участие в конкурсе экскурсоводов. Он бле­ стяще провел заочную экскур­ сию по своему школьному му­ зею. А работа его, кстати, на­ зывалась «Семеновы-Тяншан- ские и село Петровка Грязин­ ского района». «Исследование, безусловно, имеет ценность не только для краеведения, но и для отечественной истории в целом/' — такое заключение дал стар ший научный сотрудник Инсти­ тута славяноведения РАН, член правления Историко-Родослов­ ного общества в Москве Б.Н. Морозов. Ни больше ни мень­ ше. Конечно же, за всем этим стоят учителя, педагоги допол­ нительного образования. Назову хотя бы немногих, кто вносит свою лепту в движение «Отече­ ство»: Зоя Слепнева и Раиса Целищева (Липецкий район), Виктор Елисеев и Татьяна По­ номаренко (Добринский район), Серафим Соколиков (Грязинс- кий район), Вячеслав Душичкин (Елецкий район), Сергей Винь- ков (Хлевенский район), Татья­ на Золотарева, Александр Кло­ ков, Юлия Касилова, Ольга Ох­ ват (г. Липецк). Они понимают и делом доказывают: история— V не унылый свод хронологии, не скудные абзацы учебника. На родословных российских дере­ вах нет засохших ветвей, пожух­ лых листьев. Если ты, конечно, сам не сухой и не равнодушный человек. Нина БЕЗЗУБЦЕВА, м е то д и с т обл астн о го Ц ентра д е тс ко го и ю нош еско го ту ри зм а. РАКУРС МАИ. ПОРА ЦВЕТЕНИЯ... Фото А л ек сан дра РЫБАКОВА. ПРОЕКТ ГОДА КНИЖНАЯПОЛКАНЕМОЖЕТБЫТЬ ПУСТОЙ... НОВЫЕ РАБОТЫ ЛИПЕЦКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПОКА ПЫЛЯТСЯ НА СКЛАДАХ Как мы уже сообщали, с прошлого года в области начата реа­ лизация постановления областного Совета депутатов о целевой финансовой поддержке местных писателей — издание их произве­ дений на конкурсной основе. Несмотря на некоторую задержку орга­ низационного порядка, запланированные книги писателей, прошед­ ших отбор в 2001 году, увидят свет уже до середины текущего года. Липецким же издательством уже изданы сборники прозы Н. Смольянинова (посмертно), А. Тамбовской, М. Кондратьевой, сти­ хотворения Л. Парщиковой. На подходе — поэтические и прозаи­ ческие произведения других авторов. Всего по первому конкурсно­ му отбору должны быть изданы книги одиннадцати авторов. Сейчас в областной писательской организации готовы необхо­ димые предложения для конкурса уже текущего года. Однако возникают и некоторые трудности. Первая — финанси­ рование изданий этого года определено в объеме прошлого, одна­ ко с принятием известного правительственного постановления зат­ раты на печатную продукцию значительно возррсли, что естествен­ но сужает число авторов на издание новых книг. Законодательная поправка здесь, думается, была бы справедливой. Другая проблема — чисто организационная, но не менее важ­ ная. Суть ее в том, что до сих пор неясно: кто и каким образом будет осуществлять получение и перераспределение книг наших писателей в библиотеки городов и районов области, в школьные библиотеки? А ведь это звено — ключевое в издательском процес­ се: дойдут ли книги писателей до читателей? До земляков? Пока новые книги занимают складские площади издательства... В л а д и м и р ПЕТРОВ, с о п р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о й о р г а н и за ц и и С о ю за п и с а т а л е й Р о с с и и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz