Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ТЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета н 1 н | | мая 2002 г., № 93 (21721) — На мой взгляд, жиз нестойкость, продемонстри рованная российской куль турой, обусловлена, сколько бы ни твердили об остаточ ном принципе финансирова ния, определенными вложе ниями в нее на рубеже де вяностых годов. Но всего важнее, что остались лично сти, не изменившие себе, не пожелавшие переквалифи цироваться ни в «челночни ков», ни в пропагандистов попсы. Они и продолжали сберегать и создавать, пока зывая пример нам всем. Так что, используя сегодня лю бую возможность, чтобы под держать творческих, ода ренных людей, реализуя соответствующие областные программы, проводя конкур сы, дни культуры в городах и районах, мы видим в этих энтузиастах опору и пони маем, что средства, изыски ваемые в бюджете, не про падут даром. Особое внима ние — профессиональному искусству. Это как в спорте: есть чемпионы, есть силь ные команды, значит, будут последователи, будут дети, которые возьмут клюшки или футбольные мячи, будет массовый спорт. Професси ональное творчество — кор ни дерева. А любительское, самодеятельное — цветы, плоды, крона, питающиеся от этих корней. — А может, корни — учебные заведения, где го товят будущих профессиона лов сцены , музыкантов, танцоров, художников, пе дагогов, культработников? Училище искусств, музы кальные школы, спецшко ла искусств, а в перспекти ве, наверное, и институт, академия... — Вы правы, задавая вопрос обо всем этом в ком плексе. И решать его мы тоже стараемся комплексно. До сего момента у нас были отдельные звенья подготов ки таких специалистов, про сто эстетически развитых людей. А прочной цепи пока что нет. Да и сами звенья не обходимо укреплять. Чем мы и занимаемся. Регион созрел для этого. Еще несколько лет назад сама мысль о при оритете культуры и образо вания вряд ли встретила бы I понимание. Помню, как в свое время один из канди д а т ов в депутаты заявлял: I зачем расходовать скудный | бюджет на какой-то там | пушкинский юбилей, что, у \ нас нет более насущных, | неотложных нужд? Другого \ остро интересовало, кто в I администрации так уж лю- | бит искусство. Теперь, наде- \ юсь, и для них очевидно: | забота об искусстве и куль туре —дело самое что ни на есть насущное. Хотя бы уже потому, что слой культра ботников, особенно на селе, стал чересчур тонок. Не случайно задонцы забили тревогу насчет возвращения им училища. Что конкретно предпри нимается? Естественно, ук репляем материальную ос нову областного училища искусств. Еще два-три года назад туда стыдно было при глашать крупных музыкан тов на игумновский конкурс. Сейчас обстановка совсем иная. Задача номер один — расселить, разделить, нако нец, училище и спецшколу искусств, которая ютится под его крышей. Чтобы оба учебных заведения могли нормально работать и разви ваться. — Но что касается спец школы, то она ведь пока не является полноценной, по скольку там нет общеобра зовательного цикла. Это по рождает прямо-таки экстре мальные условия для юных пианистов или скрипачей. Они мечутся между спец школой и обыкновенной школой, теряют понапрасну время, силы, которые нуж ны им для главного. На сей счет с беспокойством упре кал своих земляков Тихон Николаевич Хренников. — Его упрек справедлив. Но пока, учитывая наши возможности и сравнитель но небольшие размеры горо да Липецка, мы усилия на правим на укрепление мате риальной базы школы — здание, инструменты, ком пьютеры и так далее. Мы уже помогаем талантливым детям областными стипен диями, частичной оплатой учебы в Москве, поездок на конкурсы и фестивали. — Мы ведем с вами речь о первых двух ступе нях обучения музыкантов, художников, хореографов. Но третья-то ступень — это вуз... — Будем реалистами. Академия искусств сопря жена с огромными расхода ми. И завтра она не появит ся. Тем более что при созда нии ее на финансирование из федерального бюджета на деяться не приходится, все ляжет на областной бюджет. А ведь даже приобретение хороших музыкальных ин струментов, как говорится, влетает в копеечку. Слава Богу, в области есть теперь два прекрасных рояля. Но надо бы, конечно, не два, а больш е. Плюс духовы е, струнные — все страшно дорого. Но мы постараемся их приобрести. Вернемся к вопросу о вузе. Помещение, включая | общежитие. Инструменты. | Профессура. Это подразуме- | вает достаточно серьезную и I длительную подготовку. Но * - : С О Б Е С Е Д Н И К «ЛГ» I КУЛЬТУРА. КАК РЕВОЛЮЦИЯ Д О Л Ж Н А У М Е Т Ь С Е Б Я З А Щ И Щ А Т Ь . . . Не откладывайте культуру на потом , ина че никакого «потом» у России в о о бщ е не буг д ет . Лет десять потр ебовалось , чтобы это пр е д о с т ер еж ен и е витающих в о б л а к а х «лири ков» услышали прочно упирающ иеся в зем лю лю ди д ел а и политики. «Д озр ели», — н е сколько р а з повторила в наш ем р а згов ор е о п ер ем ен а х на культурном фронте заместитель главы обла стн ой адм ини страции Лю дмила КУРАКОВА. Теперь уж е такая крупная фир м а , как ЮКОС, считает н еобходимы м принять участие в устройстве выставки из ф он дов Эр м итаж а, а скромный хозяйственник, казалось бы , целиком занятый привесами , н адоям и , вспаханными или невспаханными гектарами, начинает испытывать неловкость при ви д е замка на сельском клубе или пустоватых стел л аж ей в библиотек е. Еще сравнительно н е д авн о в Задон ск е на редкость безр а зли чн о отделались от своего культпросветучилища, п ер ед ан н о го по к ом ан д е тогдашней р егио нальной власти в областной центр, а факти чески ли к ви ди р ов ан н о го . Ну п о б ун тов ал и оставшиеся б е з работы педагоги . Ну ж ур н а лист «ЛГ» пр едупр едил о последствиях оч е р едн ой «сильной рокировочки». И все. Боль ш е эксцессов н е бы ло. А сейчас вдруг встрепенулись: верните Задон ск у училище! Без него жизнь в р ай он е стала б е д н е е , а главное — глубинка н е досчиталась м о л о ды х хорм ей стеров и би бли от ек ар ей , кои , ра зум еется , н е слишком рвутся из Липец ка в д ер евню . Л ед тронулся, господа. То ли у ж е и самые практичные прагматики заметили , что бескультурье топит экономику, то ли забеспокоили сь о д ет я х , н е знающ их не толь ко родны х п есен , но и р о дн о го языка, то ли сказывается м едл ен н а я , а все ж е стаби лизация. Четыре года н а за д мы копали огороды и ж д ал и возвращ ения долгов по зарплатам и пенсиям. Сегодня вспомнили о других д ол г а х и е д е м на выставку того ж е Эрмитажа или н а ск р еб а ем деньги на приличный баян для р еб ен к а . П п ------------------------ ------------- ' --------------------------------- - " — Если роцесс, как говорится, пош ел и бла годаря политике областного руководства, п губернатор, вопреки всем дискуссиям и сопротивлению , добивается открытия экспозиции из Санкт-Петербурга, если находятся средства на конкурс пианистов им е ни Игумнова или фестиваль памяти Мистюкова, а 2 0 0 2 год отнюдь не р ади предвы борны х рекламных фокусов объявляется Годом культуры, то в р ай он а х хоч еш ь -н е хоч еш ь , д а вынуждены менять отнош ение к культуре и шить этой Золуш к е б ал ь н о е платье. Однако все это, п ож ал уй , у ж е не причины, а следствия. Сперва культура сам а себя умудрилась защитить и спасти — тем , что выжила, когда страна обанкроти лась, встали заводы , р ухнул о в пропасть, вырытую р еф орм ам и , сел о . А эта эф ем ер ная, хрупкая, нищая сф ера все-таки сохранилась. Ее вытеснили с эстрадных п о дм о стков столицы, с телеэкранов , из кинотеатров, превратившихся в ночные клубы или д а ж е бани , а он а , как армия Кутузова п в д ед Н ап ол еон ом , отступила в тишину х у дож ественны х мастерских, в м у зеи , в любительские кружки и народны е театры. И подтвердила слова одн ой старой книги о Моцарте: р а з уж искусство, существуя на гроши, не погибло, значит, он о вечно. ш р | Кстати, сам п овод ди ало га с Людмилой ВсГО&нТиновной Кураковой был зн ам е нательным. Мы условились о встрече с н ею , увидевшись на в ерни саж е р абот Викто ра Сорокина в Д ом е Мастера. Первые посетители всматривались в холсты уш е дш е го от нас живописца, заряжаясь энергией жи знелю бия его свободны х, д ер зк и х м а з ков, а откуда-то доносилась старинная музыка — клавесин, флейта, гобой , фагот, скрипка, чьи строгие гармонии странно совпадали с совр ем енной раскованностью сорокинских п ей заж ей и натюрмортов. Это играл только что возникший ансамбль — любитель-ский, о д н а к о состоящий из м узыкантов -проф ессионалов . Их о б ъ е д и нила страсть к Вивальди и П ерселлу, они репетировали , н е заботясь о том, б у д у т ли когда-нибудь выступать п е р е д публикой , а просто утоляли ж аж д у в х ор ош ей музы ке. И только потом возникла идея о б о бр етении статуса, допустим , ансамбля при Ж а ев едч еск ом м у зе е . Об этом я и успел рассказать Лю дмиле Валентиновне в Д ом е к тер а . Она согласилась, что такой ансам бль в м узейны х за л а х был бы весьма ум естен , и тут ж е п р едл ож и л а встретиться для р а згов ор а о состоянии культуры в наш ем р еги он е... специалисты с высшим обра зованием нужны уже сего дня. И выход найден. Руко водство области стало союзни ком Липецкого педагогичес кого университета, открыва ющего музыкально-педагоги ческий факультет... Причем, имея статус университета, можно готовить не только пе дагогов, но и специалистов для учреждений культуры. Работа в этом направлении уже ведется. А худ граф в этом вузе уже есть. — К слову, Людмила Ва лентиновна, — о художни ках. Насколько я в курсе, об отделении изобразительного искусства мечтают и в спец школе, да и в игумновском училище. А в «Липецкой га зете* напечатано письмо ди ректора второй х у д о ж е ственной школы Виталия Ивановича Миронова. Там есть предложения, призван ные уравнять юных худож ников с музыкантами, кото рым, как представляется Миронову, уделяют больше внимания. — Я бы с Виталием Ива новичем не совсем согласи лась. Для юных художников есть областная премия име ни Виктора Сорокина, рабо ты ребят экспонируются на всероссийских и междуна родных конкурсах. Разумеет ся, можно и должно делать больше. Но тут уж грех по полам с Союзом художников. Странная вещь получается: у музыкантов в области нет своей творческой организа ции, а живут они и вправду ярче, насыщеннее, чем тот же Союз художников. Я не хочу углубляться в анализ деятельности наших творчес ких союзов, они самостоя тельные общественные орга низации со своими уставами. Но инициативы, стремления включиться в реализацию се рьезных планов им, по-мое му, недостает. Между тем власти поддержат самые раз ные интересные начинания. Вот вы сказали о худож е ственном отделении в учили ще. Но перед нами эту зада чу никто из специалистов пока не ставил. Не дозрели? Или дает о себе знать при вычка к культурному про жектерству вместо, еще раз подчеркну, перспективного видения и планирования? Эта привычка весьма сильна. Та кие люди, как Вилен Дмит риевич Дворянчиков, чьими стараниями появился в Ли пецке Дом Мастера, а теперь идет подготовка к открытию областной картинной гале реи, к сожалению, редкость. А потребность в личностях, органически сочетающ их дар творца и организатора, огромная. И мы всегда ищем их, чтобы работать сообща. К примеру, после многих лет стагнации начались переме ны в областной филармонии. И в этом, по-моему,.большую роль играет новый ее руко водитель Наталья Мекаева. — Когда говорят о фи лармонии, непременно поми нают об отсутствии филар монического зала... — Могу вам сказать, что мы поддерживаем предложе ние нового директора о том, чтобы купить для артистов филармонии камерный кон цертный зал, под который переоборудовано здание быв шего ресторана «Чайка*. Приобретаются и новый ав тобус, и микроавтобус. Да вайте начистоту: бюджет не резиновый. А стало быть, первыми помощь получают самые энергичные, те, кто хочет и умеет работать, тво рить, убеждать, находить со юзников. И не только слова ми убедить, не только под стерегая меня с раннего утра у входа в администрацию, чтобы опять и опять пожало ваться на отсутствие автобу са, инструмента, костюмов или денег на гастрольную поездку. Хотя и эта настой чивость отнюдь не бесполез на. Одно дело, если руково дитель напишет раз в два года бумагу с перечислени ем, что нужно его учрежде нию (без единой цифры, лишь одни желания). И другое, когда он стучится во все две ри, когда у него имеются ва рианты решения вопроса, все просчитано, изысканы вне бюджетные источники, ког да он не боится быть настыр ным, неудобным. Но еще су щественнее, что именно эти лидеры выдвигают идеи , смотрят вперед, тревожатся и заставляют тревожиться нас до того, как окончатель но развалится изношенный автомобиль или обрушится лепнина сто лет не ремонти ровавшегося потолка. У той же филармонии солидный план, предусматривающий проведение крупных фести валей, конкурсов, концертов. Теперь в ее коллективе, кро ме липчан, яркие певцы из Воронежа, Санкт-Петербур га. Ведущие исполнители уже не ограничиваются не сколькими номерами для вы ездов в район, а выступают с большими сольными концер тами. То есть коллектив на чинает жить полнокровно, поистине творчески. Как же ему не помогать? — Но в тех же автобусах нуждаются не только филар мония или известный ан самбль «Казаки России», а и, допустим, театр кукол или народный хореографический ансамбль «Раздолье»... — Я ценю и мастеров ку кольного театра, и то же «Раздолье* с его замечатель ной детской студией «Родни чок*. И на произвол судьбы мы их не бросали и не бро сим. Но ансамбль «Раздолье* не является самостоятель ным творческим коллекти вом, а входит в структуру областного ДК. Мне не раз приходилось упрекать руко водство ДК, мягко говоря, в излишней «скромности*. Лидерство сейчас требует не только художественного та ланта и опыта, но и деловой хватки, управленческого уме ния. — В редакционной почте много вопросов, связанных с культурой. Читатели, осо бенно из районов, в частно сти, интересуются, что пред принимается для сохране ния и восстановления памят ных мест, домов и усадеб, связанных с жизнью выда ющихся наших земляков. Спрашивают, например, о музее Замятина в Лебедя ни... — Да, по историческим памятникам разработана про грамма. Но опять-таки я при зываю и вас, и ваших чита телей посмотреть на вещи реально. Из федерального бюджета финансирования недостаточно, и вряд ли оно будет больше. Между тем в области около ста историчес ких памятников федерально го значения плюс пятьсот местного. Да, хорошо бы все отреставрировать, отстроить. Но это утопия. К тому же музей-усадьба без турист ской тропы, музей, который посещает раз в год какая- нибудь почетная делегация, вряд ли может считаться музеем в подлинном смыс ле слова. Значит, опять же надо все взвешивать, проду мывать, учитывать, что по лезнее предпринять в пер воочередном порядке. И здесь я могу повторить уже сказанное: все начинается с инициатора, забойщ ика. Любое дело персонифициру ется в конкретном,энергич ном человеке, специалисте, знатоке и организаторе или заинтересованном учрежде нии, организации. Есть они — будем вместе работать. А если их нет? Если средства вложим, кого-то обделив, а построенный под музей дом сожгут жители тамошнего села , посаж енный возле него яблоневый сад переко чует в их огороды, деревья засохнут или будут изъеде ны животными? Увы, такие факты есть. Не поймите меня превратно. Сберечь то ценное, что осталось от про шлого, мы стараемся. Вот, например, реконструирова ли памятник Петру I, кон цертный зал областного учи лища искусств в Ельце, за канчиваю тся работы по § ому Белкина в Липецке. о культура защищается лишь деяниями людей. И тот, кто видит свою миссию в создании замятинского музея, не должен сидеть сложа руки в надежде, что власти все сделают, на все отыщут средства. Деньги хоть государство, хоть меце наты дают под идею, кото рая имеет лицо, под челове ка, способного эту идею эф фективно реализовать. Отвлечемся от музеев. Было бы замечательно, по явись у наших ведущих творческих учреждений и коллективов постоянные спонсоры, попечительские советы. Но кто их будет ини циировать? Ко мне часто об ращаются директора, ре жиссеры, музыканты: Люд мила Валентиновна, найди те нам спонсора. Позвольте, разве это моя забота? Разве вы сами не руководители, которые должны уметь за интересовать меценатов, найти союзников в своём творчестве? Я готова под держать ходатайство, засви детельствовать, что, д ей ствительно, ансамбль, театр, музей, конкретный человек заслуживают помощи. Но искать ее вместо вас... Меня на это не хватит. Надо на ходить сторонников своего дела, убеждать и вовлекать в свой творческий процесс. Бывают и случаи, к счастью, редкие, что к спонсорам или меценатам относятся как к своим наемным работникам. Какая уж тут добровольная помощь, любовь, уважение и так далее! - 0 7 опшо.ш Поймите: я не отмахива юсь, не отхожу в сторону. Бывают масштабные проек ты, когда мы берем на себя функцию лидера. Эрмитаж ная выставка, игумновский конкурс... — А вам не кажется, что целесообразно бы создать о б л а с тн о й сп он с ор ск и й фонд, из которого, на осно ве планов или реш ений спонсорского совета, можно будет финансировать какие- то ключевые проекты? — В принципе мысль здравая и далеко не новая. Но здесь нужна опять же инициатива общественнос ти, может быть, творческих союзов, самих потенциаль ных понсоров. Распоряже ния .лавы или постановле ния облсобрания депутатов эффекта не дадут. Извини те, но я приведу простой при мер. У нас есть клуб дело вых женщин. Я его прези дент. И мы прорабатываем план устройства фонда под держки талантливых детей. Мы сами этого хотим. Без чьей-либо указки или коман ды. Общественный фонд. Ищем сторонников и уже находим. Есть десятки обще ственных фондов, которые без всякой помпы занимают ся благотворительностью. Со многими мы сотруднича ем. — Последний вопрос, Людмила Валентиновна, хотя у меня их в «запасни ках» еще немало. Но этот давно беспокоит читателей. Областная научная библио тека уже много лет назад «переросла» свое старое здание на Кузнечной. Мож но ли ожидать, что она по лучит новое или дополни тельное помещение? — Это уже не назрев шая, а перезревшая пробле ма. Удалось, слава Богу, решить вопрос о здании об ластной детской библиоте ки. Теперь пора взяться за главную библиотеку регио на. Мое мнение: надо стро ить. Полагаю, что это обла-; сти по силам. — Два слова о Годе куль-! туры. Как, по-вашему, он начался? — По-моему, весьма впе-1 чатляюще. Вызывавшая по-1 началу столько споров экс п о зи ц и я из Эрмитажа! пользуется прямо-таки фе номенальным успехом. Она! так популярна, что мы до-1 говорились продлить ее до! осени. Прибавьте к этому масштабные дни культуры городов и районов, стимули ровавшие народное творче ство, кинофестиваль «Стал кер», значительно обогатив шуюся концертную афи шу... Короче, Год культуры отнюдь не декларация, не красивая вывеска, а боль шая и многоплановая рабо та. И она продолжается. Записал ! И. НЕВЕРОВ.! УРОКИ В ПУТИ НА РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ ЗАСОХШИХВЕТВЕЙНЕ БЫВАЕТ В одном старом фильме учительница пришла познакомиться с семьей своего трудного ученика и догадалась, что у подростка нет доверия к его ро дителям. А люди-то как будто умные, интелли гентные. В квартире репродукции картин модных художников, портрет архитектора-авангардиста Ле Корбюзье. «А почему у вас не висит фотография дедушки? —спросила учительница. —Ваш сын рас сказывал мне, что он был героем войны, брал Бер лин. Может быть, такой портрет в д ом е для маль чика нужнее, чем изображение Ле Корбюзье? Он бы почувствовал, что отцу с матерью небезразлич ны жизнь д е д а , его подвиг, память о нём». Не знаю, есть ли в кварти ре, где живет ученица липецкой гимназии № 12 Ирина Антошев- ская, портреты' ее деда, праде да, прапрадеда. Но что они ни для нее, ни для ее близких вов се не бесплотные тени, чьи име на и то забыты, я не сомнева юсь. Ведь не случайно Ирина постаралась узнать о них по больше и даже выяснила, что ее прапрадед А.Ф. Бубырь был петербургским архитектором. А Лена Ефимова из села Вязовое, что в Долгоруковском районе, сделала свое открытие. Оказы вается, ее прадед Г.М. Ефимов был ученым рисовальщиком и основал в Вязовом худож е ственно-ремесленную учебно ткацкую мастерскую. Еще одна девочка, на сей раз из хлевенс- кого села Синдякино, Ольга Попова тоже обратилась к с е мейной родословной и добра лась до своего дальнего пред ка, представьте себе, немецко го промышленника Гюстава фон Берга... Что уж кривить душой: урок истории знакомит школьника с какими-то фактами, личностями, которые чаще всего затрагива ют душу не более, чем алгеб раическая формула или хими ческая реакция. Другое дело, если ты вдруг осознаешь, что твои кровные предки были при частны к событиям, менявшим облик и жизнь родного села или города. А ты их наследник, зве но в бесконечной цепочке, тебе отведено свое место в эпохе, которая завтра тоже станет ис торией. Наверное, поэтому пат риотизм, интерес ксвоему краю, его минувшей судьбе нельзя пробудить в соответствии со школьным расписанием. И для мудрых педагогов, не по званию, а по призванию, это очевидно. Вот они и стараются выйти за рамки школьной обязаловки, поощряя питомцев отправлять ся в походы, экспедиции, даль ние и близкие путешествия. Иногда это путешествия в про странстве — по земле, на кото рой живешь, а иногда во вре мени — по страницам старых книг, по архивам, музеям. Рбзульт#гыц}тих трудов еже годно1подытоживаются на об ластных конференциях турист ско-краеведческого движения «Отечество». Интерес наших юных земляков к краеведению все заметнее. Многие их иссле дования, как уже понял читатель, связаны с семейной генеалоги ей. Документы, воспоминания родственников, какие-то домаш ние реликвии делают ушедшие КОНКУРС! СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ В России стартовал III Всероссийский конкурс «Рос сийская организация высо кой социальной эффективно сти». В нем могут участво вать большие и малые орга низации, зарегистрирован ные в РФ, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности. Организаторы конкурса — Минэкономразвития Рос сии, Минтруд России с учас тием заинтересованных орга нов исполнительной власти, общероссийских объедине ний профсоюзов — проводят его в целях привлечения вни мания к реш ению с о ц и альных вопросов. И, есте ственно, демонстрации на примере лучших организа ций (победителей конкурса) высокой эффективности этой работы, широкого распрост ранения и поощрения поло жительного опыта, имеюще гося в той или иной сфере. Председателем организа ционного комитета утвержде на заместитель председателя правительства РФ Валентина Матвиенко. В 2001 году в конкурсе участвовали около 1000 орга низаций, в том числе и из Липецкой области. Три пред приятия вышли в число по б е д и т ел ей . Это ОАО «НЛМК», АООТ «Липецк- хл е бм а к а р о н п р ом *, ГУП «Подгоренский мукомольный завод*. Все они получили заслуженные награды. В Липецке и области есть и другие коллективы, кото рые могли бы рассказать не только об успехах в производ ственной деятельности, но и поделиться опытом решения различных социальных воп росов, таких как повышение уровня знаний работающих, как охрана и оплата труда. Необходимый пакет доку ментов в жюри конкурса нуж но направить до 1 июня 2002 года (105203, г. Москва, ул. 15-я Парковая, д. 8, тел. 464- 33-33). Справки по вопросам уча стия в конкурсе можно полу чить в управлении труда и занятости населения админи страции области по тел. 48- 47-51. (Соб. инф.) десятилетия и века ближе, ощутимее, материальнее. Но, разумеется, краеведы не ограни чиваются лишь с е мейной историей. В школах области идет большая работа по региональным про граммам «Возвра щенные имена», «Фронтовое письмо», «Дети и война», «Па мятники войны» и другим. Осо бенно активны здесь ребята из сел Ильино Липецкого и Сред ней Лукавки Грязинского райо нов, из чернавской школы № 1 Измалковского района и многих других. А что им это дает, они луч ше всего объясняют сами. К примеру, Юлия Суворова из села Тупки Чаплыгинского рай она написала следующее: «Я видела страшные кадры о вой не в фильмах, немало узнала из книг. Но ярче всего я предста вила весь ужас пережитого, от вагу и героизм своих земляков в годы войны, обобщая мате риалы районного этапа област ной операции «Дети и война», слушая рассказы моих одно сельчан. ... Сейчас они — пожи лые люди. Пока в силах, нетер пеливо ищут собеседников, спе ша рассказать о том, что хра нят в памяти и в сердце. Эти люди заслуживают куда боль шего, чем дала им Родина. Да вайте сделаем все возможное, чтобы дети войны не ощущали себя пасынками!» Юные наши земляки успеш но участвуют во всероссийском конкурсе исследовательских кра еведческих работ, а самые ув леченные становятся делегата ми уже всероссийских конфе ренций «Отечества» и, как пра вило, удостаиваются там звания лауреатов. Так, восьмиклассни ца Ильинской школы Липецкого района Оксана Комаричева по лучила диплом первой степени на проходившей в апреле в Мос кве десятой конференции крае ведов. Она давно изучает исто рию дворянской усадьбы в род ном селе. Благодаря- областно му госархиву Оксана установи^ ла, что в первой половине XIX века усадьба принадлежала ба рину Д.И. Голеновскому, собра ла массу сведений о людях, ко торые владели ею в разные годы. Работа получила высокую оценку членов жюри секции «Культурное наследие». Они даже признались, что впервые присваивают столь высокую на граду совсем юному исследова телю, ведь на конференцию при езжают в основном ребята по старше. Дипломы победителей полу чили также Наташа Ямщикова — она учится в той же школе, что и Оксана, — за исследование по истории дворянской семьи Кох- левских и Люба Селиванова, выпускница липецкой школы № 14, изучившая род Лодыгиных в Тамбовской губернии. А Антон Соколиков из села Средняя Лу- кавка Грязинского района при вез из столицы диплом второй степени и грамоту за участие в конкурсе экскурсоводов. Он бле стяще провел заочную экскур сию по своему школьному му зею. А работа его, кстати, на зывалась «Семеновы-Тяншан- ские и село Петровка Грязин ского района». «Исследование, безусловно, имеет ценность не только для краеведения, но и для отечественной истории в целом/' — такое заключение дал стар ший научный сотрудник Инсти тута славяноведения РАН, член правления Историко-Родослов ного общества в Москве Б.Н. Морозов. Ни больше ни мень ше. Конечно же, за всем этим стоят учителя, педагоги допол нительного образования. Назову хотя бы немногих, кто вносит свою лепту в движение «Отече ство»: Зоя Слепнева и Раиса Целищева (Липецкий район), Виктор Елисеев и Татьяна По номаренко (Добринский район), Серафим Соколиков (Грязинс- кий район), Вячеслав Душичкин (Елецкий район), Сергей Винь- ков (Хлевенский район), Татья на Золотарева, Александр Кло ков, Юлия Касилова, Ольга Ох ват (г. Липецк). Они понимают и делом доказывают: история— V не унылый свод хронологии, не скудные абзацы учебника. На родословных российских дере вах нет засохших ветвей, пожух лых листьев. Если ты, конечно, сам не сухой и не равнодушный человек. Нина БЕЗЗУБЦЕВА, м е то д и с т обл астн о го Ц ентра д е тс ко го и ю нош еско го ту ри зм а. РАКУРС МАИ. ПОРА ЦВЕТЕНИЯ... Фото А л ек сан дра РЫБАКОВА. ПРОЕКТ ГОДА КНИЖНАЯПОЛКАНЕМОЖЕТБЫТЬ ПУСТОЙ... НОВЫЕ РАБОТЫ ЛИПЕЦКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПОКА ПЫЛЯТСЯ НА СКЛАДАХ Как мы уже сообщали, с прошлого года в области начата реа лизация постановления областного Совета депутатов о целевой финансовой поддержке местных писателей — издание их произве дений на конкурсной основе. Несмотря на некоторую задержку орга низационного порядка, запланированные книги писателей, прошед ших отбор в 2001 году, увидят свет уже до середины текущего года. Липецким же издательством уже изданы сборники прозы Н. Смольянинова (посмертно), А. Тамбовской, М. Кондратьевой, сти хотворения Л. Парщиковой. На подходе — поэтические и прозаи ческие произведения других авторов. Всего по первому конкурсно му отбору должны быть изданы книги одиннадцати авторов. Сейчас в областной писательской организации готовы необхо димые предложения для конкурса уже текущего года. Однако возникают и некоторые трудности. Первая — финанси рование изданий этого года определено в объеме прошлого, одна ко с принятием известного правительственного постановления зат раты на печатную продукцию значительно возррсли, что естествен но сужает число авторов на издание новых книг. Законодательная поправка здесь, думается, была бы справедливой. Другая проблема — чисто организационная, но не менее важ ная. Суть ее в том, что до сих пор неясно: кто и каким образом будет осуществлять получение и перераспределение книг наших писателей в библиотеки городов и районов области, в школьные библиотеки? А ведь это звено — ключевое в издательском процес се: дойдут ли книги писателей до читателей? До земляков? Пока новые книги занимают складские площади издательства... В л а д и м и р ПЕТРОВ, с о п р е д с е д а т е л ь о б л а с т н о й о р г а н и за ц и и С о ю за п и с а т а л е й Р о с с и и .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz