Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

17 мая 2002 г., № 93 (21721) ШШШ& , . : Ш \ 'Щ ШИПЕЦКАЯ •'Я газета (•> с? Ю р и й ТЕРНОВЫХ : У КОГО ИАУТАЕЛА т ш ш щ ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш щ щ ТОЧКА ЗРЕНИЯ «ГОРДОСТЬ ЗА СВОЮ ПРОФЕССИЮ ДОЛЖНА БЫТЬ У КАЖДОГО РАБОЧЕГО» Полгод а н а за д в ел ец к ом ОАО «ПроМеТеИ» в о ч ер едн ой р а з поменялось руководство, и кресло дир ек тор а , н еож и д ан н о для многих, занял человек , дал екий от производства. И д а ж е н е из Ельца. Липчанин Юрий Терновых — вы ход ец из правоохранительной системы, — б о л е е двадцати лет он отработал в следствии, окончив сл уж б у в звании подполковника юстиции. Два года был зам естителем главного су д ебн о го пристава Липецкой области . Словом , вся жизнь его прош ла на го судар евой сл уж б е, из которой , по утверж д ению х ор ош о знающ их Юрия Владимировича лю д ей , личной выгоды он не извлекал и богатства не нажил. А вот чем , действительно, богат он , так это настоящими друзьями, д р уж б у с которыми всегда строил на в заимном дов ери и . И в нем сам ом лю ди тож е ценили и ценят надежность и ответственность. Вот поч ем у в октябре прошлого года нынешние собственники предприятия дов ерили руководство з а в о д а им енно ем у , Терновых. С Юрием Владимировичем встретился наш елецкий корреспондент. — Юрий Владимирович, до вас на «ПроМеТеИ» за год сменилось три директора, а сам завод за последние де­ сять лет не раз переходил от одних хозяев к другим. Все это, конечно, сказыва­ лось на работе предприятия: в бюджеты в сех уровней 'ыло недоплачено 26 милли­ онов рублей, задолженность по зарплате превышала 7 миллионов рублей, люди ме­ сяцами не видели зарплату. И в более благополучные времена бывший завод ме­ дицинского оборудования считался сложным. Сюда на окраину города да еще на тя­ желую и мало оплачивае­ мую работу шли люди не очень охотно. Поэтому на­ чальство держалось за каж­ дого, часто закрывая глаза на бракоделов, прогульщи­ ков, нарушителей трудовой дисциплины. В цехе была даже «традиция» — без бу­ тылки в обед за стол не са­ диться. Порой после смены некоторых через проходную на,ру^ах выносили. Горррят, онр ^-7 эта «традиция» — сохранилась и под вывеской акционерного общества, и вроде никто на «святое» не посягал. А тут вдруг вы, под­ полковник юстиции, как снег на голову свалились. Можно себе представить реакцию любителей «погудеть». — Наслышан! Конечно, когда десять лет подряд при­ ходили временщики и тяну­ ли одеяло на себя, не отве­ чая за происходящее на про­ изводстве, то, безусловно, ничего кроме состояния без­ надеги и неуверенности в зав­ трашнем дне коллектив ис­ пытывать не мог. Многие ломались, а кого-то, напро­ тив, такая обстановка, позво­ лявшая пить и тащить, что под руку попадало, устраива­ ла. Поэтому новое руковод-' ство фирмы начало с наведе­ ния элементарного порядка на производстве. Провели ревизию основных средств, сырья и материалов, проана­ лизировали свои возможно­ сти. Отказались от дорого­ стоящих материалов и со­ мнительных сделок. Зачем, скажем, покупать трубы по 120 тысяч рублей за тонну через посредников, если их можно взять напрямую, зап­ латив 100 тысяч рублей. Ду­ мается, без криминала здесь не обходилось... — Рыночная экономика с криминальным оттенком? Уж кому-кому, а вам, быв­ шему «сыщику», это хорошо знаком о, (р^годня, Юрий . Владимирович, вы больше , кем .себя, чувствуете в кол­ лективе, своим или чужим? Как приняли вас? — Не знаю, искренне или нет, но мне кажется, что меня приняли на заводе доб­ рожелательно. Я стараюсь к каждому работнику подхо­ дить не с позиции директо­ ра-чиновника, а человека. Вот станочник работает в грязной спецодежде, а у нас есть для этого своя прачеч­ ная — это значит, что недо­ рабатывает начальник цеха. Но и рабочий должен знать: выточил деталь, убери струж­ ку, присыпь опилками мас­ ляные подтеки, не копи горы пресс-форм. То есть я доби­ ваюсь, чтобы человек рабо­ тал в нормальных условиях, а это тоже элемент дисцип­ лины труда. — Н едавно на зав од е прошли большие сокраще­ ния. Чем они вызваны? — Мы более разумно по­ дошли к штатному расписа­ нию, расстановке рабочих кадров. Зачем держать, на­ пример, «начальника ксерок­ са»? Людей, не делающих по­ годы на предприятии, набра­ лось человек триста. С ними мы и расстались. — Удалось ли за полгода добиться перемен в экономи­ ке, и особенно в производ­ стве медизделий? — Уже через два месяца мы сократили наши долги, полностью погасили задол­ женность по зарплате, и те­ перь люди получают ее в срок. Разработали новую учетную политику шжестко контролируем! графикплате­ жей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. За­ работала реклама, начаты глубокие маркетинговые ис­ следования. Что касается цеха медицинской техники, то я бы не сказал, что за пос­ ледние годы все здесь было мрачно. Основу коллектива составляли и составляют на­ стоящие профессионалы, а это немало. Мы выровняли ценовую политику — от квар­ тального перешли на месяч­ ное планирование. Так что времени на раскачку больше нет: если положено выдать сто операционных столов — извольте, а осталось время — делайте запас заготовок. Вместе с тем производство у нас, действительно, слож­ ное. И раньше, и сегодня все комплектующие для своих изделий мы делали сами. Для примера скажу, что толь­ ко на универсальный опера­ ционный стол идет две тыся­ чи деталей. Цех выпускает 25 наименований медицинского оборудования, в том числе кресло гинекологическое, столики офтальмологичес­ кий, инструментальный и процедурный, несколько ви­ дов внутрибольничных теле­ жек и другую технику. — Все-таки на фоне изо­ билия западного медицинс­ кого оборудования не просто пробиться на рынок. Если бы в здравоохранении было в достатке денег, вряд ли за­ купались бы не очень совер­ шенные отечественные ап­ параты, инструменты и мно­ гое другое. Так, по крайней мере, доводилось мне слы­ шать. В чем же мы проиг­ рываем Западу? И наоборот, где наши плюсы? Что дела­ ет завод, чтобы повысить конкурентоспособность про­ дукции? — Импортная техника ос­ нащ ена эл ек тр он и к ой , а наша полностью работает на гидравлике. Хорошо это или плохо? С какой стороны по­ смотреть! При нынешних пе­ ребоях с электричеством, ду­ маю, больные предпочтут оперироваться на елецком операционном столе, потому что он, простите, от Чубайса не зависит. Елецкая техника к тому же дешевле. Мы заметно про­ игрываем в ди зайне. Для здравоохранения, где в ос­ новном работают женщины, все должно быть более удоб­ ным и красивым. Если это тележка для перевозки боль­ ных, она должна легко ка­ титься. А перевязочный стол не 'должен оставлять следов подтекающего масла. Мы уходим от традицион­ ных серых тонов, оживляем цветовую гамму и, конечно же, совершенствуем продук­ цию. Стараемся смотреть на изделия глазами потребите­ ля, а если нам предъявляют претензии, то рассматриваем их на Днях качества и очень серьезно разбираемся. — За последние десять лет в стране развалена сис­ тема научно-исследователь­ ских институтов. Кто сегод­ ня помогает вам разрабаты­ вать документацию и вне­ дрять новую продукцию, на что ориентируетесь в своих поисках? — Теперь эта титаничес­ кая работа легла на плечи на­ ших конструкторов и техно­ логов, которые все свои уси­ лия направили на улучшение потребительских свойств и дизайна продукции. Безусловно, мы прислу­ шиваемся к мнению тех, кто работает на нашем оборудо­ вании. В феврале на завод приезжал главный хирург области. У него глаза заго­ релись от разнообразия новой техники —- врачи уже отвык­ ли работать на ней. Прежде всего, он посмотрел наш уни­ версальный стол, за который нам краснеть не пришлось, потому что подобного в Рос­ сии никто не выпускает. В 2001 году ему, а также гам­ ме шприцев однократного применения был присвоен российский золотой Знак ♦ Качество XXI века». Кстати, и по итогам тра­ диционного конкурса по ка­ честву, объявленного облас­ тным губернатором, наш кол­ лектив в 2001 году стал по­ беди т ел ем в н ом инации «Промышленное предприя­ тие» и получил премию 100 тысяч рублей. — Слушая вас, вот о чем подумала: по всей стране больницы работают на ста­ ром оборудовании, а, оказы­ вается, ваши склады завале­ ны новой техникой. В апре­ ле ее скопилось на 12 мил­ лионов рублей. Из-за чего и цеха остановились. Что про­ исходит, Юрий Владимиро­ вич? — Для меня это больной вопрос. Мы вошли в четкий рабочий ритм, не пропуска­ ем ни одной ярмарки, в кон­ це апреля, кстати, выставля­ лись в Москве, но столкну­ лись с проблемой отнюдь не заводской... Суть в том, что российскому здравоохране­ нию не на что покупать но­ вую технику, в которой оно очень нуждается. Недавно провели марке­ тинговые исследования и выяснили, что только в Ли­ пецкой области, по самым скромным подсчетам, лечеб­ ным учреждениям необходи­ мо медицинского оборудова­ ния на 9 миллионов рублей. — Стучите, и вам откро­ ют двери. Не пробовали? — У нас тесные контакты с руководством управления здравоохранения области. Уверен, что там хотели бы, чтобы попавший на лечение пациент лежал в больнице не на старой кушетке, а на удоб­ ной многофункциональной кровати. Но кровати, увы, лежат на складе. О причинах мы говорили выше. — Кроме липецкого ре­ гиона, куда еще отправляе­ те свою продукцию? — Работаем практически на всю Россию. В этом году выиграли тендер на 3 мил­ лиона рублей на поставку в Санкт-Петербург кресел ото- риноларингологических и внутрибольничных тележек для п ер ев о зки т яж елы х больных. Привлекли потре­ бителей надежной и доступ­ ной в цене продукцией. Много внимания уделяем производству одноразовых шприцев — элитному, так сказать, на «ПроМеТеИ». Оно составляет семьдесят процентов в объеме всей вы­ пускаемой нами продукции. В месяц производим 16 мил­ лионов шприцев емкостью 5 и 10 «кубиков» — для обыч­ ных инъекций, а также ин­ сулиновые и туберкулиновые «единички». Мы давно выш­ ли на российский рынок и спрос превышает предложе­ ние. Благодаря чему нам уда­ ется решать многое на пред­ приятии. Сам же цех по производ­ ству шприцев уникальный, он был вторым, построенным в нашей стране. Но пришло время расширять и это про­ изводство. Собираемся поста­ вить новую линию для вы­ пуска так называемых двух­ граммовых шприцев, в кото­ рых есть большая потреб­ ность. Намерены освоить и выпуск игл, потому что за­ купка их на стороне нас больше не устраивает. В раз­ работке этого инвестицион­ ного проекта, в котором бу­ дут участвовать итальянцы, нам активно помогает управ­ ление по инвестициям и меж­ дународным связям админи­ страции области. Сейчас го­ товим помещение для разме­ щения нового участка. Что же касается «элитно- г го» (Ыйфицы) и «чумазого» цехов (медтехника), то я ста­ раюсь этот барьер поломать. Гордость за свою профессию должна быть на каждом ра­ бочем месте. А когда чело­ век чувствует к себе уваже­ ние, он будет уважать свой завод, свой город, свою стра­ ну. Интервью вела Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». Фото Владимира ДУРНЕВА. П родолжаем разговор МУНИЦИПАЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ Многочисленные публикации п осл едн его врем ени в липецких СМИ, посвящ енные городском у пассажирском у транспорту, страдаю т, как правило, одним недостатком . Их авторы р ед к о удосуж иваю тся дать слово проф ессионал ам — тем , кто н е понаслышке знает о сущ ествующих п р о бл ем а х . В сегодняшнем н ом ер е «ЛГ» н ам ер ен а исправить этот п р о б ел , предлагая читателям запись б еседы с п р е д се д а т ел ем профком а автоколонны № 1415 Анатолием МАРКОВИНЫМ. — В Липецке, — считает Ана­ толий Михайлович, —с огромным трудом удалось сохранить муни­ ципальный транспорт. Об эффек­ тивности его работы свидетель­ ствует такой факт: в благополуч­ ные времена наше предприятие ежегодно получало 80 и более но­ выхавтобусов, сейчас—только 15. Кроме того, по 50-60 автобусов проходили капитальный ремонт на авторемзаводах. Там же ремонти­ ровались агрегаты —двигатели, мосты, коробки передач... Теперь же все эти работы предприятие производит собственными сила­ ми. Мало того, мы обеспечиваем перевозки на том же уровне, что и в старые добрые времена. Иэто при том, что 80 процентов авто­ бусов выработали свой ресурс и подлежат списанию! Но сегодня горячие головы из числа депутатов Липецкого горсо­ вета предлагают, акционировав автотранспортные предприятия, ввести платный проезд. При этом «реформаторы» ссылаются на опыт соседних городов—там, дес­ кать, транспорт, работая рента­ бельно, денег из казны не просит. О том, что это за «опыт», недву­ смысленно говорит простой при­ мер: тамбовский ОМОН, чтобы выехать в командировку в Чечню был вынужден заказать автобусы в Липецке. А для нормализации работы общественного транспор­ та в Ростове-на-Дону потребовал­ ся многомиллионный кредит, взя­ тый администрацией области в коммерческих банках под внуши­ тельные проценты. Сторонники акционирования любят порассуждать и о том, что муниципальные предприятия не­ эффективно расходуют выделен­ ные из бюджета деньги. На одной из последних сессий горсовета, да и в некоторых СМИ прозвучала информация о нецелевом исполь­ зовании средств автоколонной № 1415. Но вот что удивительно: шума было много, но толком так никто и не объяснил, а в чем же заключается это «нецелевое ис­ пользование»? Адело вот в чем: автоколонне № 1415 из-за хронического недо­ финансирования пришлось за­ быть о прибыли. А раз так — от­ числения в фонды экономическо­ го стимулирования (фонд матери­ ального поощрения, фонд соци­ ального развития, фонд развития производства) в последнее вре­ мя не производились. Но нам надо же содержать общежитие, где живут наши работники. А как оставить детей без отдыха в оз­ доровительном лагере «Солнеч­ ный»? А как обойтись без мате­ риального поощрения лучших ра­ ботников? Вот и полу­ чилось, что отчисления вфонды эко­ номического стимулирования не производились, а деньги по этим статьям расходовались. (Иного выбора просто не было)! Это и есть то самое «нецелевое исполь­ зование». Важное уточнение: по этим статьям было израсходова­ но 720 тысяч рублей, а уж никак не 42 миллиона рублей, как пишут некоторые СМИ. Частник, конечно же, на лет­ ний отдых детей тратиться бы не стал. Азаодно вместе с социаль­ ной сферой он скинул бы, точнее, отправил в металлолом те 80 про­ центов автобусов, которые полно­ стью отработали свой ресурс. Ведь обслуживать их экономичес­ ки невыгодно. Именно по такой схеме стали разваливаться пос­ ле акционирования автотранс­ портные предприятия, занимав­ шиеся грузовыми перевозками. Однако списать отслужившие свой век автобусы —дело нехит­ рое. Сложнее другое — найти деньги, чтобы закупить новую тех­ нику. Ведь мировой опыт свиде­ тельствует: городской пассажир­ ский транспорт приносит одни лишь убытки. В Советском Союзе в 80-е годы пассажирские пере­ возки дотировались на 29 процен­ тов, во Франции —на 60, в Кана­ д е —на 40. А раз нет прибыли — не будет и инвестиций. Большинство специалистов вообще сомневается: а смогут ли транспортники получить хоть ко­ пейку от введения платного про­ езда. Сегодня кто может, тот уже пользуется «маршрутками». А кто не платит, тот и платить не будет. Ведь в настоящее время в Липец­ кой области свыше 70 процентов жителей имеют право на льготы. Амеханизма, как компенсировать транспортникам расходы на их об­ служивание, просто не существу­ ет! Если какие-то «лишние» день­ ги и можно будет собрать, то их «съедят» армия контролеров, а также расходы на создание сети по реализации билетной продук­ ции. Введение платного проезда, таким образом, обернется лишь обременительными расходами для части горожан. Итолько. С реформаторами я согласен в одном: перемены нужны. Но не разваливать надо муниципальные предприятия, а, наоборот, все­ мерно их укреплять. Ведь все эти годы бесперебойные пассажирс­ кие перевозки обеспечивались предельной мобилизацией ресур­ сов, увеличением нагрузки на во­ дителей и ремонтников. Но сей­ час силы у транспортников на ис­ ходе. Поясню свою мысль. Автоко­ лонна № 1415 всегда была кузни­ цей кадров. За те 63 года, что су­ ществует наше предприятие, здесь выросли целые трудовые династии. Практика показывает: молодому водителю, чтобы стать полноценным автобусником, тре­ буется 4-5 лет. Несколько лет на­ зад, в пору массового «вымира­ ния» грузового автотранспорта, к нам немало приходило водителей первого и второго класса с при­ личным стажем работы, но счи­ танные единицы из них закрепи­ лись за рулем автобусов. Не каж­ дому дано выдержать огромные физические и психические на­ грузки, связанные со сложным графиком работы, огромной от­ ветственностью за жизнь пасса­ жиров. Как правило, за рулем зак­ репляется 30-40 процентов вновь принятых водителей. В советские времена возможность отбора луч­ ших обеспечивалась высокой за­ работной платой. В те годы во­ дитель получал наравне со ста­ леваром и доменщиком. Средняя заработная плата по предприя­ тию была процентов на 50 выше общегородской. В настоящее время соотношение, увы, обрат­ ное, о чем, кстати, говорилось на депутатских слушаниях, посвя­ щенных городскому пассажирс­ кому транспорту. Водитель го­ родского автобуса в среднем по­ лучает немногим больше трех тысяч рублей. Не будь сверхуроч­ ных—его зарплата была бы и того меньше. Ну а о заработках дру­ гих категорий наших работников я даже не говорю. По этой при­ чине уходят от нас лучшие кад­ ры, которых с охотой берут те, кто способен платить больше. На повышение заработной платы в нынешнем году работни­ ки автотранспортных предприя­ тий уже не надеются. А потому продолжается массовый «исход» кадров, растет социальная напря­ женность. Ине стоит думать, что «ГАЗе- ли», принадлежащие частнику, могут стать серьезной альтерна­ тивой муниципальному транспор­ ту. Уже сегодня водители столк­ нулись с такой проблемой, как транспортные пробки в час пик. Проспект Победы и Петровский мост — вот, пожалуй, самые не­ благополучные участки. Атеперь давайте подсчитаем: чтобы заме­ нить один «Икарус», требуется КЗ- 15 «ГАЗелей». Иесли политика по вытеснению автобусов большой вместимости будет продолжена, транспортная сеть в городе будет просто парализована. Нужно учесть и другое обсто­ ятельство — «Икарус» на 100 ки­ лометров расходует около 35 лит­ ров «солярки», десять «ГАЗелей» «съедят» 150 литров бензина. (Бензин ктому же гораздо токсич­ нее «дизтоплива»). Нетрудно убе­ диться, что отказ от автобусов большой вместимости приведет к резкому ухудшению экологичес­ кой ситуации. Важен и демографический аспект проблемы. По прогнозу Министерства труда и социально­ го развития, уже в ближайшее время нас ждет серьезный дефи­ цит рабочих кадров. Получается, что и здесь «ГАЗель» «Икарусу» не конкурент. Одним словом, альтернативы муниципальному транспорту нет и быть не может. Ичем раньше мы это поймем, тем будет лучше. Записал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. КТО РАСКАЧАЕТ МАЯТНИК? Как известно, Президент России Владимир Путин крайне негативно оценил подготовленные правитель­ ством планы экономическо­ го развития страны на бли­ жайшие годы. И такая его оценка не случайна. Мно­ гие аналитики уже на про­ тяжении нескольких меся­ цев говорят о том, что воз­ можности нынешнего роста экономики России исчерпа­ ны и надо искать для этого другие пути. Сам Путин на встрече с научной элитой в Новосибирске сказал: «У нас нет универсального средства для прорыва. И самого прорыва в прямом смысле этого слова не су­ ществует». Однако следует зам е­ тить, что если президент и экономисты в правитель­ стве пока не видят выхода из создавшегося полож е­ ния, то это вовсе не означа­ ет, что его нет. Ведь эконо­ мика — это не хаос, как те­ перь представляют многим, а точнейшая наука, близ­ кая к математике. И зна­ чит, каждая задача в этой сфере также должна иметь своё оптимальное решение. Вот только настоящих, хоть сколько-нибудь ярких эко­ номистов у правительства действительно нет или, по крайней мере, нет в поле зрения... Как нет, соответ­ ственно, дерзких идей про­ рыва. А причины экономичес­ кого кризиса — элементар­ ны. И чтобы понять, в чём они, достаточно выяснить, сколько налоговых плате­ жей заключено в ценах рос­ сийских товаров. На первый взгляд, это НДС — 20 процентов от сто­ имости плюс 5 процентов — налог с продаж. Итого — 25. Но ведь нет никакой раз­ ницы: платить ли эти сбо­ ры, как сейчас, в виде над­ бавки к цене товара или от­ дать их несколько раньше вместе с подоходным нало­ гом. Так, например, если вы хотите что-то купить за 125 рублей, из которых 25 — это НДС плюс налог с продаж, то ничего не изме­ нится, если вы эти 25 руб­ лей выплатите вместе с по­ доходным налогом, а товар затем купите за 100 рублей. Таким образом, сегодня в кошельках каждого рос­ сиянина четверть всех ку­ пюр — это не что иное, как НДС и налог с продаж. Но в ценах товаров фискаль­ ной нагрузки ещё больше. Ведь также, как и в случае с НДС, нет разницы, в ка­ кой момент будут изъяты у рабочих 13 процентов подо­ ходного и 36 процентов со­ циального налогов. То есть эти сборы могут выплачи­ ваться в нынешнем поряд­ ке, а могут вполне быть приплюсованы и к НДС. Это одно и то же. Сложив все названные величины, мы получаем цифру «изъятия» — 74 процента. Но к ней добавляются ещё налоги на прибыль, со­ держание милиции, пользо­ вателей автомобильных до­ рог и т.д. В результате вы­ ходит, что производитель после продажи своей про­ дукции с каждого зарабо­ танного рубля получает не более 10 копеек. То есть, предлагая рынку товаров на рубль, он сам обеспечивает спрос, или может купить из них лишь десятую часть. И хотя некоторые из отобран­ ных у предприятий средств всё-таки возвращаются на­ селению в виде зарплаты бюджетников, различных пособий и льгот, экономи­ ческую картину в стране это не меняет. А значит, из всего вы­ шесказанного следует, что мы имеем у себя сегодня не что иное, как типичный и хорошо знакомый нам ещё по школьным учебникам специфический (по Грефу) кризис перепроизводства. Сегодня прои зводить больше, чем можешь про­ дать, — бессмысленно. А потому промышленность всё время сокращается, из­ бавляясь от — ставших лишними в новых услови­ ях — рабочих мест. При этом снижаются доходы граждан, из-за чего умень­ шается спрос. Раз так, сно­ ва падает предложение. За­ тем спрос, потом опять п р едл ож ен и е. И так до нуля. Затухающие колеба­ ния... В таких условиях рос­ сийская промышленность уже давно была бы останов­ лена, если бы не приток ва­ люты извне — от экспорта нефти, газа, металлов и т.д. Он-то и даёт, периодически, некоторые импульсы для роста. Экономическое положе­ ние страны сегодня опреде­ ляется как стагнация. Ког­ да цены на экспортные то­ вары растут, рублёвая мас­ са в стране увеличивается. Это повышает спрос. За ним несколько подтягивается товаропроизводящий сек­ тор. Но как только цены на экспорт падают, денег в обороте оказывается мень­ ше, спрос уменьшается, и промышленность, вслед за этим, сворачивается. И так может продол­ жаться долго. Интересно, что правительство, когда на­ чинается рост, всегда при­ писывает его появление соб­ ственным заслугам, а ког­ да возникает спад — объяс­ няет его объективными трудностями. Но в этом про­ зябании есть один сущ е­ ственный недостаток. И он в том, что при таком под­ ходе нормально развивать­ ся российская экономика не сможет никогда. Вот и выходит, что прак­ тически все наши современ­ ные товаропроизводители с некоторых пор очень напо­ минают боксёров, которые раз за разом проигрывают поединки с более конкурен­ тоспособными западными противниками. Но не пото­ му, что их техника хуже или они недостаточно умны. А из-за того, что их накреп­ ко сковали по рукам и но­ гам. Да ещё и обвиняют то в лени, а то в неумении драться. В такой ситуации у нас действительно не может быть никакого прорыва. Однако, если всё-таки осво­ бодить экономику от и з­ лишних пут, сделать так, чтобы спрос мог опережать предложение, долгождан­ ный прорыв не заставит себя ждать. Ведь тогда про­ мышленность неизбежно будет стремиться за спро­ сом. А чтобы этого добить­ ся, надо вернуться к нор­ мальной налоговой систе­ ме. Хотя бы к той, которая была д о ’Гайдара при Гор­ бачёве, или к нынешней американской или любой другой. То есть стимулиру ющей! Ведь совсем не зря правительство США в пос­ ледние годы только и дела­ ет, что снижает у себя на­ логи. Шаг этот нужен вовсе не для того, чтобы только под­ держать производителей, пусть и важных, или какой либо бизнес. А для того, чтобы вернуть стране кон­ к ур ентоспособность . Но опять же, снижение нало­ гового брем ени долж н о быть умным. Тогда ни бюд­ жеты, ни граждане не толь ко не потеряют, но приоб ретут. А экономика в целом вырастет. Методики эффективного повышения спроса извест­ ны и отчасти уже применя­ лись, в том числе и в Рос­ сии, но, естественно, не в последнее десятилетие. Од­ нако нынешнее правитель ство, как видим, всё ещё путается даже в причинах кризиса. А если что-то и делает, то лишь без конца перетасовывая налоговую колоду туда-сюда, или уп­ рямо пытаясь исполнить бессмыслицу, зародившую ся в СПС, по переносу фис кальной нагрузки с произ водства на потребление. Для жизни россиян та кая перестановка ничего ровным счётом не даёт. Так как все налоги, независимо от их базы, всегда входят в цену товара. Напротив, эк спортёрам, которым напле вать на внутренний спрос, — это выгодно. Но ведь не для одного только экспор­ та мы живём и работаем. Если правительству до сих пор неизвестно эффек­ тивное средство для проры­ ва, то вместо того, чтобы врать народу и президенту по части того, что такого средства вовсе не существу­ ет, не честнее ли было бы нынешним российским ми­ нистрам (всем кабинетом^ отправиться в отставку? Сергей ЛАНИН • • • ШЕЛ ПО УЛИЦЕ ТРАМВАИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) По словам водителей, некоторые машины ждут ремонта по два-три месяца, так как нет нужных деталей, другие ремонтируют наспех и вы­ пускают на линию, потому что надо на чем-то возить пассажиров. —На ремонт трамвайного парка требуется примерно 34 миллиона, а из городского бюджета на этот год нам выделили только 5 миллионов, —продолжает Александр Малинин. —Мы посчитали, что через четыре года все трамваи самортизируются, и их нужно будет списывать. А ведь этот вид транспорта перевозит большое число горожан. Требуют капитального ремонта и трамвайные пути: из ста километ­ ров его дожидаются 48. Критическая ситуация сложилась на участках линий по улицам Гагарина—от кольца трубного завода до железнодо­ рожного вокзала, Плеханова, Циолковского, Московской, по проспекту Мира. Словом, надо отменять практически все маршруты. Но что толку: средств на замену линий нет. Поэтому пока трамваи курсируют по ста­ рым изношенным путям, подвергая пассажиров опасности и риску. ...Говорят, свидетели того пожара после ЧП напрочь отказались от поездок на злополучных трамваях. Их можно понять: страшно вновь ока­ заться в полыхающем вагоне. А вдруг на беду еще и заклинит двери! Все больше достается от недовольных пассажиров городским властям: мол, коль трамваи не отменяете, так обеспечьте людям хотя бы безо­ пасность поездок. Упрек правомерен. Где только выход из этой ситуации? Николай РОЩУПКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz