Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЙНМШМШШМ 15 мая 2002 г., № 91 (21719) ВСЕ ДЕТИ — НАШИ ЛИПЕЦКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ. П О С Л Е С ЛО В И Е тжтжтшщ «Чехов и мировой театр» — так масштабно (и оттого изначально необъятно) был обозначен девиз очередных майских Липецких театральных встреч (ЛТВ). Но столь серьезная тема ни в коем случае, как и ранее , не настраивала на некий педантич­ ный поиск истины в последней инстанции. Собравшиеся в Липецком академичес­ ком театре драмы имени Л.Н. Толстого сразу же решили считать свою встречу не научно-практической конференцией с обстоятельными докладами , а «круглым сто­ лом», беседой, общением в свободной форме... В итоге же получилось своего рода непринужденное интеллектуальное соревно­ вание. Ибо собрались-то настоящие знатоки театрального дела , большие умницы, и среди них такие известные столичные деятели культуры, как Татьяна Шах-Азизо- ва, Алевтина Кузичева, Лев Аннинский, Алексей Зверев, Александр Шерель. От хо­ зяев ЛТВ представительствовали замглавы областной администрации Людмила Ку- р ак ова и руководитель нашей труппы Владимир Пахомов. Стиль встречи стал стилем и обобщающих, и локального порядка сообщений, и определенной полеми­ ки, когда порой на какой-то довод одного находился контрдовод другого. Оказывается, такое мироощу­ щение зыбкого равновесия — типично галльское, образец коего дал Франсуа Рабле. Всвязи с тем, что на афи­ ше нашего театра отныне — редчайший для российских трупп факт —уже две пьесы Генрика Ибсена, особое вни­ мание вызвало на ЛТВ сооб­ щение А. Зверева о взаимо- откликах Ибсена и Чехова. Странное дело: норвежец, ро­ дившийся раньше Антона Павловичаинадва года умер­ ший позже его, русского ав­ тора словно бы совсем не за­ мечал. Никаких сохранив­ шихся свидетельств этого, во всяком случае, нет. Зато Че­ хов об Ибсене отзывался не раз —и всегда неодобритель­ но. Мол, тот лишь приблизи­ тельно знает о происходящем вокруг него ипьесысочинять не умеет. Столь досадный па­ радокс объясним несхо­ жестьюих творческих техник и—шире —их миропонима­ ние Пафосный, ортодоксаль­ ный Ибсен писал о трагедии ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ «МЕТАЛЛУРГА» пость , взять которую наши футболисты так и не см огли . В итоге — 0 : 0 . Нулевой ж е ничьей зав ерш ил ась и встреча м еж ду ФК «Елец» и ко­ мандой и з Орла. Следующий матч «Металлург» проводил в П одоль ск е , г д е местный «Витязь» ок а зал ся си л ьн е е . Итог поединка 2 : 1 . П одмосковны е футболисты набрали 11 очков и возглавили тур­ нирную таблицу . Липчане отстают на д в а очка и занимаю т третье м е ст о . Результаты остальных встреч: «Локомотив» (Лс) — «Коломна» —0 :2 , «Спартак» (Тб) —«Спар­ так (Лх) — 4 :1 , «Салют-Энергия» — «Динамо» (Бк) — 1 :2 , «Орел» — «Авангард» — 1 :0 , «Мос- трансгаз» —ФК «Елец» — 3 :1 , «Космос» — «Фа- бус» — 2 :0 , «Титан» —«Спартак-Орехово» —0 :1 . Эжен Ионеско, Фридрих Дюррематт, Славомир Миро- жек и т.д. Чехов близок им именно необычностью, спон­ танностью отдельных дейст­ вий своих героев. Конечно, от Чехова иног­ да уходят произвольно, неоп­ равданно далеко. Так, в од­ ной недавней постановке ♦Вишневого сада* Лопахин был показан вполне нынеш­ ним думским депутатом. Но подобная непроявленность, недоясненность того, где же Чехов, а где мы, вконце кон­ цов, понятна, извинительна, раз его пьесыи поныне явля­ ются одними из самых репер­ туарных в мире. *Прелесть» драматурга, по мнениюкруп­ нейших режиссеров, не в его словах — между ними, по­ верх, внутри их. Чехов — воплотитель и вечности, имгновения. Впос­ леднем смысле речь идет о драматическом, манящем, «основополагающем», неиз­ бежном балансировании между жизнью и смертью. Очень-оченьмногое вэтих монологах с диалогами ока­ залось одновременно очевид­ ным и неожиданным, све­ жим, острым по мысли и от­ личавшимся той —впрочем, понятной — «неопределен­ ностью», которая есть непре­ менное качествочеховской эс­ тетики. Сразу же была заяв­ лена столь важная для сегод­ няшнего восприятия Чехова мысль, что он как линия го­ ризонта: чем ближе к нему вроде бы подходишь, тем дальше он от тебя становит­ ся. Основная загадка Чехова кроется в его попытках разо­ браться в загадочности чело­ века вообще, его души, по­ ступков. Загадочны же, то есть дают возможность для массы споров и сценических интерпретаций, тексты этого гениального автора, несмот­ ря на их вроде быочевидней­ шую прозрачность. Так, реализм Чехова — воистину искусство без бере­ гов. Не зря его считают сво­ им предтечей «абсурдисты» человека в жизни. Иронич­ ный, незашоренный Чехов — о трагедиичеловеческойжиз­ ни. Чувствуете разницу? В ходе встреч гостям по­ казали новую работу липчан —«Привидения». Официаль­ ной ее премьерой наш театр откроет осенью свой новый сезон, и тогда «ЛГ» постара­ ется подробно о ней расска­ зать. Пока же нельзя не по­ делиться «предварительны­ ми» впечатлениями об этом спектакле. Не обессудьте за тавтоло­ гию, но он впечатляет. Изыс­ канностьюоформления всти­ ле модерн художников Оль­ ги Твардовской, Владимира Макушенко. Эффектной ма­ териализацией означенных привидений (которые в пьесе имеют, конечно же, лишь «моральное свойство»). От­ лично выверенным упругим ритмом постановки. Разумеется, невозможно в нескольких фразах объяс­ нить, о чем же спектакль, почему вслед за ибсеновской «Норой» театр обратился именно к его же «Привиде­ ниям» ичемони могут сегод­ ня оказаться важными, «на­ сущными» для зрителя. Ог­ раничусь минимальным. Спектакль—орасплате, при­ ходящей к его героине, сыг­ ранной Ольгой Овчиннико­ вой, за иллюзии в прошлом инапрасные, необоснованные надежды на будущее. Отом, что показное благополучие, построенное налжи, на забве­ нии ошибок прошлого (а та­ кое прошлое имеет свойство мстить), — рано ли, поздно ли, но неизбежно рушится. КонстантинКЛЮТКИН. На снимке: Лев Аннинс­ кий и Татьяна Шах-Азизова в гостях у липчан Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Даш а М. День рождения у Дашеньки летом. Она родилась в 1989 году 19 авгус­ та. Отзывчива на добро и ласку, хотя порой бывает немного упряма. Но это скорее воз­ растное, а не недостатки характера. Самая большая ее мечта —найти маму и брата и встретиться с ними. СОКОЛЬЦЫ СТАНОВЯТСЯ ЕДИНОЛИЧНЫМ ЛИДЕРОМ Сыгран третий тур чемпионата о бл а сти по ф утбол у с р е д и команд первой группы. О д ер ­ жав п о б е д у на св о ем пол е н а д «Гидравликом» и з Грязей с о счетом 3 :1 , прошлогодний п о б е ­ ди т ел ь первенства «С окол -Ц ем завод» с д е ­ вятью очками стал единоличным л и д ер ом р о ­ зыгрыша. По с ем ь очков им ею т «Кожевник» (Елец), липецкие динамовцы и «Усмань-Табак». Остальные встречи п р ош едш его тура з а ­ кончились так: ФК «Лебедянь» — ФК «Елец» — 2 :0 , «Спартак» (Казинка) — ФК «Металлург» — 1 :0 , «Усмань-Табак» — «Университет» (Липецк) — 1 :1 , «Авангард» (Чаплыгин) — «Динамо» (Ли­ пецк) — 1 :2, «Кристалл» (Добринка) —ФК «Дан­ ков» — 2 :0 , «Кожевник» — «В одник -Б ур евест ­ ник» (Липецк) — 1 :1 . ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА 15 МАЯ 1. Сокол-Цемзавод (Липецк) 2. Кожевник (Елец) 3. Динамо (Липецк) 4. Усмань-Табак (Усмань) 5. Кристалл (Добринка) 6. Спартак (Казинка) 7. ФКЛебедянь (Лебедянь) 8. Авангард (Чаплыгин) 9. Университет (Липецк) 10. ФКДанков (Данков) 11. Водник-Буревестник (Липецк) 12. Гидравлик (Грязи) 13. ФК Елец (Елец) 14. ФК. Металлург (Липецк) ПРОИСШЕСТВИЯ Лена Ц. Лене в конце этого года испол­ нится двенадцать лет, но горя она уже по­ знала немало. Видимо, потому так отзывчи­ ва на просьбы о помощи. Она очень много читает. Из писателей самый любимый — Пушкин. Но девочка не только любит книги в руках держать. Она может быстро и чисто помыть полы, посуду... Одним словом, тру­ долюбия ей не занимать. На днях трамвай марш­ рута № 11, как обычно, подъезжал к остановке «горгаз». Вдруг раздался страшныйтреск, из кабины водителя посыпалисьискры и повалил черный дым. По­ пытка вагоновожатого от­ крыть двери успехом не увенчалась и пассажирам пришлось своими силами выдавить среднююдверь. К счастью, вагон былполупу­ стой, и люди без особой па­ ники смогли выбраться из загоревшегося трамвая. С ближайшей автозап­ равочной станции сразу же вызвали пожарных. Однако прибыли они лишь через полчаса. Тушить к тому времени было уже нечего: трамвай выгорел дотла. Корреспондент «ЛГ» по­ пытался переговоритьо слу­ чившемся сдиректоромЛи­ пецкого предприятия гор- электротранспорта Алек­ сандром Малининым. Но он, сославшись на заня­ тость, от комментариев от­ казался. Однако и без это­ го ясно: трамвайный парк в Липецке не обновляется с девяностых годов — нет средств. Обидно только, что на строительство оздорови­ тельного комплекса на ме­ сте бывшего ПАТП-2 транс­ портникиденьги находят, а вот для обеспечения безо­ пасности пассажиров их, увы, нет. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. Для Панкратова это был осо-1 бый, долгожданный, волнующий | день. На его отнюдь не клубном ! пиджаке звенели фронтовые! медали, а за улыбкой угадыва-: лась тревога: как оценят еде-1 ланное, что скажут коллеги, пуб-1 лика? Между тем за плечами Панкратова десятки лет твор­ ческой работы. Среди его пей­ зажей и натюрмортов затаи­ лась скромная вырезка с воен­ ными зарисовками, опублико­ ванными еще во времена, ког­ да не отгремели залпы. Апотом он учился и учил. Среди воспи­ танников Виктора Дмитриевича, пришедших к нему детьми, се­ годня 120 профессиональных художников. И, конечно, сам он тоже не выпускал из рук кисть и карандаш. Они до сих пор вер­ но служат ему, не уставшему го­ ворить с нами о том, что ему все­ го дороже и важнее на свете. ...На открытии в выставоч­ ном зале присутствовали не все авторы. Кто-то болен, а Шевчен­ ко, Колесникова, Даньшина уже нет в живых. Остались картины, созданные ими. И—осталась Россия, которую они защитили и спасли. И. НЕВЕРОВ. ПО СТОЛУ В гор о д е Электроугли Московской области прошел открытый чемпионат страны ср е ди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппара­ та по настольному теннису , в котором приня­ ли участие б о л е е ста человек и з Р о ссии и Б е ­ лоруссии . Успешно выступили спортсмены на­ шей области . Мужская команда в со ст а в е Вла­ димира Евсюкова и Юрия Старых, обыграв в р еш ающ ем поединке с о сч етом 3:1 с о п е р н и ­ ков и з Челябинска, зав о ев ал а звани е ч емпио ­ нов Р оссии — причем уж е в третий р а з з а п о с ­ л е д н и е пять лет! Д о финала д ош ла и женская команда (Лю­ бовь Д р о з д о в а , Марина Чижова), но проигра ­ ла спортсм енкам и з Пензы с результатом 2 :3 и стала серебряным при зер ом . Проводились на турнире и личные с о р е в ­ нования. Представители нашей области в своих классах зав о ев али звания чемпионов Лю дми ­ ла Архипова — в д е с я т ом , Юрий Старых — в д ев я том , а Любовь Д р о зд о в а в ш естом клас­ с е заняла второ е м е ст о . Если уж солдат выжил на войне и вернулся домой, то ни­ какие ранения не были для него помехой, чтобы самореализо­ ваться, добиться того, о чем мечталось в окопах, землянках, на госпитальных койках. Эти восемь фронтовиков хотели стать художниками и стали ими —Н. Звонарев, В. Слушник, Н. Кравченко, В. Шевченко, В. Силин, И. Колесников, Н. Дань- шин, В. Панкратов. Очень раз­ ными, как будто бы ни в чем не похожими друг на друга. Что общего, казалось бы, между строгими, наследующими тра­ диции сурового и правдивого русского передвижничества холстами Виктора Слушника и яркими, бесстрашно преобра­ жающими реальность картина­ ми Василия Шевченко, явно ощущавшего свою связь с по­ эзией народного украинского искусства? И тем не менее у всех у них—у кого явственно, у кого подспудно—пронзитель­ ное чувство тишины, мира, ра­ дости от самых простых вещей, пейзажей, цветов, лиц женщин или детей. ••••••у Настя М. У Насти есть брат, который, тоже живет в интернате. Так что вместе им не так грустно. Насте 12 лет, учится хорошо. Занимается в разных кружках, хорошо иг­ рает в теннис. БК «ЛИПЕЦК»: ПОХОД В «ВЫСШИМ СВЕТ» ОКАЗАЛСЯ НЕУДАЧНЫМ Собственно, это наблюдение не ново. Но всякий раз, всматри­ ваясь в их полотна, зритель не головой, а сердцем остро пони­ мает, что значит для солдата воз­ вращение из пекла. Наверное,об этом опять задумались и на от­ крытии в канун 9 мая экспозиции произведений ветеранов войны многие липчане. Она развернута в областном выставочном зале. Семеро из восьми представили по нескольку работ. А Виктор Дмитриевич Панкратов показал около восьмидесяти своих вещей —такая вот персональная выс­ тавка внутри выставки коллектив­ ной. Большую часть ее составля­ ют опять-таки пейзажи. Ато, что сохранилось в памяти от гранди­ озных сражений, допустим под Прохоровкой, воплотилось бук­ вально в двух-трех произведени­ ях. Один и з участников экспо зиции Виктор Слушник п ер е д а л в «ЛГ» свои зам етки -в о сп ом ин ания . Нам каж ется , они могут стать хорош им д оп о л н ен и ем к уви д ен ом у липчанами на вы­ ставке ветеран ов -фронтовик ов . ИЗ В О СПОМИНАНИИ Х У ДОЖНИ К А КНИЖНАЯ ПОЛ КА Право, не знаю, почему нас, фронтовиков, да и художников чуть помоложе, не успевших на передовую, но сполна хлебнув­ ших горя и боли в голодном, хо­ лодном тылу, гораздо сильнее притягивали мирные сюжеты и мотивы, нежели батальные. По крайней мере, в Липецке это было именно так. Вот тут недавно в «Липец­ кой газете» поэт Владислав Зо­ рин вспоминал о творческих де­ сантах литераторов и живопис­ цев на стройплощадки и в цехи Липецкой Магнитки. Он точно подметил: для нас это была не казенная обязаловка, а потреб­ ность, живой, неподдельный интерес клюдям огромного за­ вода. Нам, израненным, конту­ женным, но все равно таким еще молодым, хотелось подаль­ ше спрятать свои инвалидские удостоверения и чувствовать себя равными этим сильным, красивым доменщикам, литей­ щикам, строителям, чьи лица обожжены жаром металла или солнечными лучами, обветрены на зимних сквозняках. Если современные, иногда чересчур скептичные или цинич­ ные читатели и зрители решат, что это все скучная производ­ ственная материя, а мы просто- напросто выполняли «социаль­ ный заказ», они будут не пра­ вы. На войне мы так ждали мира, так мечтали о нем. Ами­ ром для нас были и тихие де­ ревенские пейзажи без сгорев­ ших изб, без бомбовых воро­ нок, и народившиеся уже пос­ ле Победы детишки, и эти ги­ гантские цеховые пролеты Но­ волипецкого металлургическо­ го или «Свободного сокола». Так что, если угодно, в нашем пристрастии к такого рода мо­ тивам пусть косвенно, «от про- Васильевич Колесников. Так сло­ жилось, что ему не пришлось овладевать профессией худож­ ника в училище или академии, но отпущено ему было немало. Пом­ ножив способности на упорство, он вскоре начал выставляться в весьма престижных залах. Его пейзажи и портреты трогают и заставляют всматриваться в них, угадывая самобытность ав­ тора. Что касается Николая Павло­ вича Звонарева, то он как раз привез с фронта массу интерес­ нейших зарисовок. Думаю, их достоверность до сих пор не ут­ ратила ценности. А сам он, ис­ пытанный самым строгим и же­ стоким экзаменатором—войной, в послевоенной жизни оказался скромным до нерешительности. Боюсь, что это помешало ему добиться большей известности в искусстве. Арядом с ними были худож­ ники совсем молодые. На откры­ тии нашей нынешней майской выставки я слушал добрые сло­ ва давно седого Вилена Дмитри­ евича Дворянчикова, который в годы войны был еще мальчиш­ кой. Такие, как он, тоже стояли у истоков Союза художников. Ска­ жем, Виктор Королев — один из самых одаренных и колоритных в нашей тогдашней компании. Он исколесил вдоль и поперек всю страну, но сердцем так и не оторвался от родной провинции, любил людей русской чернозем­ ной деревни и даже коллекцио­ нировал самовары. Художник он был милостью Божьей... Кстати, многие из нас так или иначе были связаны с Ель­ цом. ИИван Мишин, и Маша Сап­ рыкина, и Климов. Как встреча­ ли они нас, липчан, на любимой ими елецкой земле! Я понимаю: возьмись я на­ тивного», проявлялся солдатс­ кий, военный, трагический опыт. Как сказал один хороший поэт: да, мы не пишем о войне, но пи­ шем войною. То есть мы писали свои вещи, отталкиваясь от пе­ режитого, мы смотрели на стра­ ну, на свой Липецк глазами, в ко­ торых еще не угасли отсветы боев. Наверное, нам еще и просто повезло. В середине пятидеся­ тыхЛипецк был совсем молодым областным центром, и мы вмес­ те со всеми жили будущим, ко­ торое казалось прекрасным. Инаше отделение Союза ху­ дожников, которое в этом году отметило 45-летие, было тогда самым молодым в России. И, признаюсь, обидно, когда име­ на тех, кто его создавал, стира­ ются из памяти, не знакомы ны­ нешним поклонникам изобрази­ тельного искусства. Потому и спешу хотя бы назвать их: Дань- шин, Звонарев, Золотов, Дроз­ дов. Не каждому художнику дано достичь высот, сопоставимых с творчеством великих. Не каждый оставляет в культуре такое на­ следие, как, допустим, Виктор Семенович Сорокин. Но любой честный, не лишенный дара, упорно овладевающий ремеслом живописец или скульптор спосо­ бен задеть зрителя искреннос­ тью, преданностью своему при­ званию, точностью, с какой ки­ стью или резцом передает дух времени, реалии жизни. Неудивительно, что зритель и сейчас ощущает нежность Коли Даньшина, чьи пейзажи увиде­ ны человеком, для которого при­ рода была спасением, целите­ лем, музой. Он считал себя за­ ядлым рыбаком, но на берегу его встречали не столько с удоч­ кой, сколько с этюдником. Дру­ гой художник—фронтовик Иван звать всех, кто причастен к ста­ новлению и затем расцвету на­ шего художнического товари­ щества, и мои заметки превра­ тятся в сплошной перечень имен. Тем паче, Юля П. Мама Юли умерла, но слава Богу, что она осталась на этой земле не одна. Унее два брата и сестра, которые уже нача­ ли работать. Как сложится дальнейшая жизнь Юли, пока неизвестно. Вот если бы была мама... А пока девочка активно занимается спортом, особенно легкой атлетикой. Умеет плавать. По характеру не обидчивая, успе­ хи в школе —средние. Еще Юля очень лю­ бит апельсины и надеется купить их на свои первые заработанные деньги столько, что­ бы наесться досыта. Представление новой книги — это всегда событие, и чем талантливее, духовнее , неординарнее ее автор, тем больший общественный резонанс она вызывает. ОтецГеннадий (Рязанцев) человек и вовсе необыкновенный. И не пото­ му только, что он, священник, осме­ лился в своей книге на такое само- обнажение и открытость души, на ко­ торые рискнет далеко не каждый, считающий себя.поэтом, стихотворец. Поражает его редкостная способ­ ность сочетать в себе служение лю­ дям в самых разных ипостасях: пра­ вославного священника, руководите­ ля воскресной школы, поэта, рас­ сказчика, философа, публициста, патриота России и просто хорошего человека и верного друга, к которо­ му тянутся люди и которого любят дети. Книга, изданная на средства це­ нителей и почитателей его творчест­ ва и таланта, высокого литературно­ го мастерства (а Геннадий Рязанцев закончил в свое время Литературный институт и является членом Со­ юза писателей России), как раз и свидетельствует о большом уваже­ нии к нему людей, посчитавших сво­ им долгом оказать ему финансовую поддержку в таком важном и нуж­ ном деле. А главным меценатом издания выступило липецкое ООО «Центр- книга*. В зале этого магазина и со­ стоялось представление сборника отца Геннадия под названием «День, ниспосланный Тобой», включающе­ го в себя стихи, повесть «Рожде­ ственские загары», рассказы и ста­ тьи проповеднического, духовного содержания, в которых сегодня так нуждаемся мы все, уставшие от суе­ ты и мирских забот о хлебе насущ­ ном. Представление книги, именуемое что место в творческом цехе подчас опреде­ ляют не только ранги и звания. Разумеется, мы страшно горди­ лись, когда двое из нас —Вик­ тор Семенович Сорокин и Юрий Дмитриевич Гришко — были удостоены титула народных ху­ дожников. Но в братстве нашем очень заметную роль играли и другие их коллеги, друзья, на­ стоящие мастера — Евгений шие. Ябы о каждом с радостью и признательностью мог бы рас­ сказать, даже о людях, которые вроде бы оставались на втором плане, хотя и не были обделены талантом. Но это не для газетной за­ метки. Быть может, когда-ни­ будь появятся и хроника наше­ го творческого объединения, и хорошие альбомы липецких ху­ дожников, где всем будет воз­ дано по заслугам, никого не за­ будут. Ая попытался лишь на­ помнить о том, как все начина­ лось в годы, когда фронтовики были молоды и особенно жадно запечатлевали мирную жизнь, ради которой и шел «смертный бой не ради славы»... сейчас модным словом «презента­ ция», вылилось в доверительное и творческое общение отца Геннадия с интеллигенцией города, принадлеж­ ность к которой определяется нали­ чием чувствующего и отзывчивого сердца. Конечно, далеко не всем уда­ лось побывать на встрече с автором книги, но зато теперь есть сама эта книга, прекрасно оформленная и очень глубокая, тихая, нежная по со­ держанию... А появление новой книги, как известно, всегда событие. Особенно когда она о душе и для души. Эмма МЕНЬШИКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Яна 3 . В доме-интернате с пяти лет. Старший брата, а ему уже 45, тоже здесь. Все эти годы Яна мечтает о собаке, кото­ рая стала бы ее настоящим другом. Пока же она занимается в кружке «Умелые руки», ухаживает за цветами. Мечтает стать пова- ром-кондитером. Виктор СЛУШНИК, член Сою за художников Р о ссии . В е д у щ а я р у б р и к и Г а л и н а КОЖ УХ А РЬ . Ф о т о О л ь г и Б Е Л Я К О В О Й .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz