Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ЙНМШМШШМ 15 мая 2002 г., № 91 (21719) ВСЕ ДЕТИ — НАШИ ЛИПЕЦКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ. П О С Л Е С ЛО В И Е т жт жт шщ «Чехов и мировой театр» — так масштабно (и оттого изначально необъятно) был обозначен девиз очередных майских Липецких театральных встреч (ЛТВ). Но столь серьезная тема ни в коем случае, как и ранее, не настраивала на некий педантич ный поиск истины в последней инстанции. Собравшиеся в Липецком академичес ком театре драмы имени Л.Н. Толстого сразу же решили считать свою встречу не научно-практической конференцией с обстоятельными докладами , а «круглым сто лом», беседой, общением в свободной форме... В итоге же получилось своего рода непринужденное интеллектуальное соревно вание. Ибо собрались-то настоящие знатоки театрального дела, большие умницы, и среди них такие известные столичные деятели культуры, как Татьяна Шах-Азизо- ва, Алевтина Кузичева, Лев Аннинский, Алексей Зверев, Александр Шерель. От хо зяев ЛТВ представительствовали замглавы областной администрации Людмила Ку- р ак ова и руководитель нашей труппы Владимир Пахомов. Стиль встречи стал стилем и обобщающих, и локального порядка сообщений, и определенной полеми ки, когда порой на какой-то довод одного находился контрдовод другого. Оказывается, такое мироощу щение зыбкого равновесия — типично галльское, образец коего дал Франсуа Рабле. Всвязи с тем , что на афи ше нашего театра отныне — редчайший для российских трупп факт —уже две пьесы Генрика Ибсена, особое вни мание вызвало на ЛТВ сооб щение А. Зверева о взаимо- откликах Ибсена и Че хова. Странное дело: норвежец, ро дившийся раньше Антона Павловича инадва года умер ший позже его, русского ав тора словно бы совсем не за мечал. Никаких сохранив шихся свидетельств этого, во всяком случае, нет. Зато Че хов об Ибсене отзывался не раз —и всегда неодобритель но. Мол, тот лишь приблизи тельно знает о происходящем вокруг него ипьесысочинять не умеет. Столь досадный па радокс объясним несхо жестьюих творческих техник и—шире —их миропонима ние Пафосный, ортодоксаль ный Ибсен писал о трагедии П Е Р В О Е П О РАЖ Е Н И Е «М ЕТАЛЛУ РГА » пость, взять которую наши ф утболисты так и не см огли. В итоге — 0 :0 . Нулевой ж е ничьей заверш ил ась и встреча м еж ду ФК «Елец» и ко м андой из Орла. Следующий матч «Металлург» проводил в П одольске, гд е местный «Витязь» ок азал ся си л ь н ее. Итог поединка 2 :1 . П одмосковны е футболисты набрали 11 очков и возглавили тур нирную таблицу. Липчане отстаю т на д в а очка и заним аю т третье м ест о . Результаты остальны х встреч: «Локомотив» (Лс) — «Коломна» —0:2, «Спартак» (Тб) —«Спар так (Лх) — 4 :1 , «Салют-Энергия» — «Динамо» (Бк) — 1:2, «Орел» — «Авангард» — 1 :0 , «Мос- трансгаз» —ФК «Елец» — 3 :1 , «Космос» — «Фа- бус» — 2:0, «Титан» —«Спартак-Орехово» —0:1. Эжен Ионеско, Фридрих Дюррематт, Славомир Миро- жек и т.д. Че хов близок им именно необычностью, спон танностью отдельных дейст вий своих героев. Конечно, от Че хова иног да уходят произвольно, неоп равданно далеко. Так, в од ной недавней постановке ♦Вишневого сада* Лопахин был показан вполне нынеш ним думским депутатом. Но подобная непроявленность, недоясненность того, где же Че хов, а где мы, вконце кон цов, понятна, извинительна, раз его пьесыи поныне явля ются одними из самых репер туарных в мире. *Прелесть» драматурга, по мнениюкруп нейших режиссеров, не в его словах — между ними, по верх, внутри их. Че хов — воплотитель и вечности, имгновения. Впос леднем смысле речь идет о драматическом, манящем, «основополагающем», неиз бежном балансировании между жизнью и смертью. Очень-оченьмногое вэтих монологах с диалогами ока залось одновременно очевид ным и неожиданным, све жим, острым по мысли и от личавшимся той —впрочем, понятной — «неопределен ностью», которая есть непре менное качествочеховской эс тетики. Сразу же была заяв лена столь важная для сегод няшнего восприятия Че хова мысль, что он как линия го ризонта: чем ближе к нему вроде бы подходишь, тем дальше он от тебя становит ся. Основная загадка Че хова кроется в его попытках разо браться в загадочности чело века вообще, его души, по ступков. Загадочны же, то есть дают возможность для массы споров и сценических интерпретаций, тексты этого гениального автора, несмот ря на их вроде быочевидней шую прозрачность. Так, реализм Че хова — воистину искусство без бере гов. Не зря его считают сво им предтечей «абсурдисты» человека в жизни. Иронич ный, незашоренный Че хов — о трагедиичеловеческой жиз ни. Чувствуете разницу? В ходе встреч гостям по казали новую работу липчан —«Привидения». Официаль ной ее премьерой наш театр откроет осенью свой новый сезон, и тогда «ЛГ» постара ется подробно о ней расска зать. Пока же нельзя не по делиться «предварительны ми» впечатлениями об этом спектакле. Не обессудьте за тавтоло гию, но он впечатляет. Изыс канностьюоформления всти ле модерн художников Оль ги Твардовской, Владимира Макушенко. Эффектной ма териализацией означенных привидений (которые в пьесе имеют, конечно же, лишь «моральное свойство»). От лично выверенным упругим ритмом постановки. Разумеется , невозможно в нескольких фразах объяс нить, о чем же спектакль, почему вслед за ибсеновской «Норой» театр обратился именно к его же «Привиде ниям» ичемони могут сегод ня оказаться важными, «на сущными» для зрителя. Ог раничусь минимальным. Спектакль—орасплате, при ходящей к его героине, сыг ранной Ольгой Овчиннико вой, за иллюзии в прошлом инапрасные, необоснованные надежды на будущее. Отом, что показное благополучие, построенное налжи, на забве нии ошибок прошлого (а та кое прошлое имеет свойство мстить), — рано ли, поздно ли, но неизбежно рушится. КонстантинКЛЮТКИН. На снимке: Лев Аннинс кий и Татьяна Шах-Азизова в гостях у липчан Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Даш а М. День рождения у Дашеньки летом. Она родилась в 1989 году 19 авгус та. Отзывчива на добро и ласку, хотя порой бывает немного упряма. Но это скорее воз растное, а не недостатки характера. Самая большая ее мечта —найти маму и брата и встретиться с ними. С О К О Л Ь Ц Ы С ТА Н О ВЯ ТСЯ Е Д И Н О Л И Ч Н Ы М Л И Д Е Р О М Сыгран третий тур чемпионата обл асти по ф утбол у с р е д и ком анд первой группы. О д ер жав п о б ед у на св о ем пол е н ад «Гидравликом» из Грязей со счетом 3 :1 , прошлогодний п о б е ди тел ь первенства «С окол-Ц ем завод» с д е вятью очками стал единоличным л и д ер ом р о зыгрыша. По сем ь очков им ею т «Кожевник» (Елец), липецкие динамовцы и «Усмань-Табак». Остальные встречи п р ош едш его тура з а кончились так: ФК «Лебедянь» — ФК «Елец» — 2 :0 , «Спартак» (Казинка) — ФК «Металлург» — 1:0, «Усмань-Табак» — «Университет» (Липецк) — 1:1, «Авангард» ( Чаплыгин) — «Динамо» (Ли пецк) — 1 :2 , «Кристалл» (Добринка) —ФК «Дан ков» — 2 :0 , «Кожевник» — «В одник-Б уревест ник» (Липецк) — 1:1. ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА 15 МАЯ 1. Сокол-Цемзавод (Липецк) 2. Кожевник (Елец) 3. Динамо (Липецк) 4. Усмань-Табак (Усмань) 5. Кристалл (Добринка) 6. Спартак (Казинка) 7. ФКЛебедянь (Лебедянь) 8. Авангард (Чаплыгин) 9. Университет (Липецк) 10. ФКДанков (Данков) 11. Водник-Буревестник (Липецк) 12. Гидравлик (Грязи) 13. ФК Елец (Елец) 14. ФК. Металлург (Липецк) П Р О И С Ш Е С Т В И Я Лена Ц. Лене в конце этого года испол нится двенадцать лет, но горя она уже по знала немало. Видимо, потому так отзывчи ва на просьбы о помощи. Она очень много читает. Из писателей самый любимый — Пушкин. Но девочка не только любит книги в руках держать. Она может быстро и чисто помыть полы, посуду... Одним словом, тру долюбия ей не занимать. На днях трамвай марш рута № 11, как обычно, подъезжал к остановке «горгаз». Вдруг раздался страшныйтреск, из кабины водителя посыпалисьискры и повалил черный дым. По пытка вагоновожатого от крыть двери успехом не увенчалась и пассажирам пришлось своими силами выдавить среднююдверь. К счастью, вагон был полупу стой, и люди без особой па ники смогли выбраться из загоревшегося трамвая. С ближайшей автозап равочной станции сразу же вызвали пожарных. Однако прибыли они лишь через полчаса. Тушить к тому времени было уже нечего: трамвай выгорел дотла. Корреспондент «ЛГ» по пытался переговорить о слу чившемся сдиректоромЛи пецкого предприятия гор- электротранспорта Алек сандром Малининым. Но он, сославшись на заня тость, от комментариев от казался. Однако и без это го ясно: трамвайный парк в Липецке не обновляется с девяностых годов — нет средств. Обидно только, что на строительство оздорови тельного комплекса на ме сте бывшего ПАТП-2 транс портникиденьги находят, а вот для обеспечения безо пасности пассажиров их, увы, нет. Сергей КИБАЛЬНИ Ч ЕНКО. Для Панкратова это был осо-1 бый, долгожданный, волнующий | день. На его отнюдь не клубном ! пиджаке звенели фронтовые! медали, а за улыбкой угадыва-: лась тревога: как оценят еде-1 ланное, что скажут коллеги, пуб-1 лика? Между тем за плечами Панкратова десятки лет твор ческой работы. Среди его пей зажей и натюрмортов затаи лась скромная вырезка с воен ными зарисовками, опублико ванными еще во времена, ког да не отгремели залпы. Апотом он учился и учил. Среди воспи танников Виктора Дмитриевича, пришедших к нему детьми, се годня 120 профессиональных художников. И, конечно, сам он тоже не выпускал из рук кисть и карандаш. Они до сих пор вер но служат ему, не уставшему го ворить с нами о том, что ему все го дороже и важнее на свете. ...На открытии в выставоч ном зале присутствовали не все авторы. Кто-то болен, а Шевчен ко, Колесникова, Даньшина уже нет в живых. Остались картины, созданные ими. И—осталась Россия, которую они защитили и спасли. И. НЕВЕ РОВ. ПО С ТО ЛУ В гор оде Электроугли Московской области прошел открытый чемпионат страны ср еди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппара та по настольному теннису, в котором приня ли участие б о л е е ста человек из Р оссии и Б е лоруссии. Успешно выступили спортсмены на шей области. Мужская команда в со ста в е Вла димира Евсюкова и Юрия Старых, обыграв в реш ающ ем поединке с о счетом 3:1 с о п ер н и ков из Челябинска , зав оев ал а зван и е ч емпио нов Р оссии — при чем уж е в третий р аз за п о с л ед н и е пять лет! Д о финала дош л а и женская ком анда (Лю бовь Д р о зд о в а , Марина Чижова) , но проигра ла спортсм енкам и з Пензы с результатом 2:3 и стала серебряным при зер ом . Проводились на турнире и личные с о р е в нования. Представители нашей области в своих классах зав оев али звания чемпионов Лю дми ла Архипова — в д ес я т о м , Юрий Старых — в д ев я том , а Любовь Д р о зд о в а в ш естом клас с е заняла второе м ест о . Если уж солдат выжил на войне и вернулся домой, то ни какие ранения не были для него помехой, чтобы самореализо ваться, добиться того, о чем мечталось в окопах, землянках, на госпитальных койках. Эти восемь фронтовиков хотели стать художниками и стали ими —Н. Звонарев, В. Слушник, Н. Кравченко, В. Шевченко, В. Силин, И. Колесников, Н. Дань- шин, В. Панкратов. Очень раз ными, как будто бы ни в чем не похожими друг на друга. Что общего, казалось бы, между строгими, наследующими тра диции сурового и правдивого русского передвижничества холстами Виктора Слушника и яркими, бесстрашно преобра жающими реальность картина ми Василия Шевченко, явно ощущавшего свою связь с по эзией народного украинского искусства? И тем не менее у всех у них—у кого явственно, у кого подспудно—пронзитель ное чувство тишины, мира, ра дости от самых простых вещей, пейзажей, цветов, лиц женщин или детей. ••••••у Настя М. У Насти есть брат, который, тоже живет в интернате. Так что вместе им не так грустно. Насте 12 лет, учится хорошо. Занимается в разных кружках, хорошо иг рает в теннис. Б К «Л И П Е Ц К » : П О Х О Д В «ВЫ СШ ИМ СВ Е Т » О К А ЗА Л С Я Н ЕУДАЧНЫМ Собственно, это наблюдение не ново. Но всякий раз, всматри ваясь в их полотна, зритель не головой, а сердцем остро пони мает, что значит для солдата воз вращение из пекла. Наверное,об этом опять задумались и на от крытии в канун 9 мая экспозиции произведений ветеранов войны многие липчане. Она развернута в областном выставочном зале. Семеро из восьми представили по нескольку работ. А Виктор Дмитриевич Панкратов показал около восьмидесяти своих вещей —такая вот персональная выс тавка внутри выставки коллектив ной. Большую часть ее составля ют опять-таки пейзажи. Ато, что сохранилось в памяти от гранди озных сражений, допустим под Прохоровкой, воплотилось бук вально в двух-трех произведени ях. Один из участников экспозиции Виктор Слушник п ер ед а л в «ЛГ» свои зам етки -в осп ом ин ани я . Нам каж ется, они могут стать хорош им д о п о л н ен и ем к уви ден ом у липчанами на вы ставке ветеран ов-фронтовик ов. ИЗ В О СПОМИНАНИИ Х У ДОЖНИ К А КНИЖНАЯ ПОЛ КА Право, не знаю, почему нас, фронтовиков, да и художников чуть помоложе, не успевших на передовую, но сполна хлебнув ших горя и боли в голодном, хо лодном тылу, гораздо сильнее притягивали мирные сюжеты и мотивы, нежели батальные. По крайней мере, в Липецке это было именно так. Вот тут недавно в «Липец кой газете» поэт Владислав Зо рин вспоминал о творческих де сантах литераторов и живопис цев на стройплощадки и в цехи Липецкой Магнитки. Он точно подметил: для нас это была не казенная обязаловка, а потреб ность, живой, неподдельный интерес клюдям огромного за вода. Нам, израненным, конту женным, но все равно таким еще молодым, хотелось подаль ше спрятать свои инвалидские удостоверения и чувствовать себя равными этим сильным, красивым доменщикам, литей щикам, строителям, чьи лица обожжены жаром металла или солнечными лучами, обветрены на зимних сквозняках. Если современные, иногда чересчур скептичные или цинич ные читатели и зрители решат, что это все скучная производ ственная материя, а мы просто- напросто выполняли «социаль ный заказ», они будут не пра вы. На войне мы так ждали мира, так мечтали о нем. Ами ром для нас были и тихие де ревенские пейзажи без сгорев ших изб, без бомбовых воро нок, и народившиеся уже пос ле Победы детишки, и эти ги гантские цеховые пролеты Но волипецкого металлургическо го или «Свободного сокола». Так что, если угодно, в нашем пристрастии к такого рода мо тивам пусть косвенно, «от про- Васильевич Колесников. Так сло жилось, что ему не пришлось овладевать профессией худож ника в училище или академии, но отпущено ему было немало. Пом ножив способности на упорство, он вскоре начал выставляться в весьма престижных залах. Его пейзажи и портреты трогают и заставляют всматриваться в них, угадывая самобытность ав тора. Что касается Николая Павло вича Звонарева, то он как раз привез с фронта массу интерес нейших зарисовок. Думаю, их достоверность до сих пор не ут ратила ценности. А сам он, ис пытанный самым строгим и же стоким экзаменатором—войной, в послевоенной жизни оказался скромным до нерешительности. Боюсь, что это помешало ему добиться большей известности в искусстве. Арядом с ними были худож ники совсем молодые. На откры тии нашей нынешней майской выставки я слушал добрые сло ва давно седого Вилена Дмитри евича Дворянчикова, который в годы войны был еще мальчиш кой. Такие, как он, тоже стояли у истоков Союза художников. Ска жем, Виктор Королев — один из самых одаренных и колоритных в нашей тогдашней компании. Он исколесил вдоль и поперек всю страну, но сердцем так и не оторвался от родной провинции, любил людей русской чернозем ной деревни и даже коллекцио нировал самовары. Художник он был милостью Божьей... Кстати, многие из нас так или иначе были связаны с Ель цом. ИИван Мишин, и Маша Сап рыкина, и Климов. Как встреча ли они нас, липчан, на любимой ими елецкой земле! Я понимаю: возьмись я на тивного», проявлялся солдатс кий, военный, трагический опыт. Как сказал один хороший поэт: да, мы не пишем о войне, но пи шем войною. То есть мы писали свои вещи, отталкиваясь от пе режитого, мы смотрели на стра ну, на свой Липецк глазами, в ко торых еще не угасли отсветы боев. Наверное, нам еще и просто повезло. В середине пятидеся тыхЛипецк был совсем молодым областным центром, и мы вмес те со всеми жили будущим, ко торое казалось прекрасным. Инаше отделение Союза ху дожников, которое в этом году отметило 45-летие, было тогда самым молодым в России. И, признаюсь, обидно, когда име на тех, кто его создавал, стира ются из памяти, не знакомы ны нешним поклонникам изобрази тельного искусства. Потому и спешу хотя бы назвать их: Дань- шин, Звонарев, Золотов, Дроз дов. Не каждому художнику дано достичь высот, сопоставимых с творчеством великих. Не каждый оставляет в культуре такое на следие, как, допустим, Виктор Семенович Сорокин. Но любой честный, не лишенный дара, упорно овладевающий ремеслом живописец или скульптор спосо бен задеть зрителя искреннос тью, преданностью своему при званию, точностью, с какой ки стью или резцом передает дух времени, реалии жизни. Неудивительно, что зритель и сейчас ощущает нежность Коли Даньшина, чьи пейзажи увиде ны человеком, для которого при рода была спасением, целите лем, музой. Он считал себя за ядлым рыбаком, но на берегу его встречали не столько с удоч кой, сколько с этюдником. Дру гой художник—фронтовик Иван звать всех, кто причастен к ста новлению и затем расцвету на шего художнического товари щества, и мои заметки превра тятся в сплошной перечень имен. Тем паче, Юля П. Мама Юли умерла, но слава Богу, что она осталась на этой земле не одна. Унее два брата и сестра, которые уже нача ли работать. Как сложится дальнейшая жизнь Юли, пока неизвестно. Вот если бы была мама... А пока девочка активно занимается спортом, особенно легкой атлетикой. Умеет плавать. По характеру не обидчивая, успе хи в школе —средние. Еще Юля очень лю бит апельсины и надеется купить их на свои первые заработанные деньги столько, что бы наесться досыта. Представление новой книги — это всегда событие, и чем талантливее, духовнее, неординарнее ее автор, тем больший общественный резонанс она вызывает. Отец Геннадий ( Рязанцев) человек и вовсе необыкновенный. И не пото му только, что он, священник, осме лился в своей книге на такое само- обнажение и открытость души, на ко торые рискнет далеко не каждый, считающий себя.поэтом, стихотворец. Поражает его редкостная способ ность сочетать в себе служение лю дям в самых разных ипостасях: пра вославного священника, руководите ля воскресной школы, поэта, рас сказчика, философа, публициста, патриота России и просто хорошего человека и верного друга, к которо му тянутся люди и которого любят дети. Книга, изданная на средства це нителей и почитателей его творчест ва и таланта, высокого литературно го мастерства (а Геннадий Рязанцев закон чил в свое время Литературный институт и является членом Со юза писателей России) , как раз и свидетельствует о большом уваже нии к нему людей, посчитавших сво им долгом оказать ему финансовую поддержку в таком важном и нуж ном деле. А главным меценатом издания выступило липецкое ООО «Центр- книга*. В зале этого магазина и со стоялось представление сборника отца Геннадия под названием «День, ниспосланный Тобой», включающе го в себя стихи, повесть «Рожде ственские загары» , рассказы и ста тьи проповеднического, духовного содержания, в которых сегодня так нуждаемся мы все, уставшие от суе ты и мирских забот о хлебе насущ ном. Представление книги, именуемое что место в творческом цехе подчас опреде ляют не только ранги и звания. Разумеется, мы страшно горди лись, когда двое из нас —Вик тор Семенович Сорокин и Юрий Дмитриевич Гришко — были удостоены титула народных ху дожников. Но в братстве нашем очень заметную роль играли и другие их коллеги, друзья, на стоящие мастера — Евгений шие. Ябы о каждом с радостью и признательностью мог бы рас сказать, даже о людях, которые вроде бы оставались на втором плане, хотя и не были обделены талантом. Но это не для газетной за метки. Быть может, когда-ни будь появятся и хроника наше го творческого объединения, и хорошие альбомы липецких ху дожников, где всем будет воз дано по заслугам, никого не за будут. Ая попытался лишь на помнить о том, как все начина лось в годы, когда фронтовики были молоды и особенно жадно запечатлевали мирную жизнь, ради которой и шел «смертный бой не ради славы»... сейчас модным словом «презента ция», вылилось в доверительное и творческое общение отца Геннадия с интеллигенцией города, принадлеж ность к которой определяется нали чием чувствующего и отзывчивого сердца. Конечно, далеко не всем уда лось побывать на встрече с автором книги, но зато теперь есть сама эта книга, прекрасно оформленная и очень глубокая, тихая, нежная по со держанию... А появление новой книги, как известно, всегда событие. Особенно когда она о душе и для души. Эмма МЕНЬШИКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. Яна 3 . В доме-интернате с пяти лет. Старший брата, а ему уже 45, тоже здесь. Все эти годы Яна мечтает о собаке, кото рая стала бы ее настоящим другом. Пока же она занимается в кружке «Умелые руки», ухаживает за цветами. Мечтает стать пова- ром-кондитером. Виктор СЛУШНИК, член С ою за художников Р оссии . В е д у щ а я р у б р и к и Г а л и н а КОЖ УХ А РЬ . Ф о то О л ь г и Б Е Л Я К О В О Й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz