Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ВЫСТАВКИ КРЫЛЬЯ БАБОЧКИ, ДЕРЕВЯНАЯСОАВ ЗОЛОТЫЕ КИ «МАСТЕР - ЗОЛОТЫЕ РУКИ»- ТАКНАЗЫВАЛАСЬ ЕЖЕГОДНАЯ, ТРЕТЬЯПОСЧЕТУ, ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ВЫСТАВКАРАБОТ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОХОДИВШАЯ В СТЕНАХ ГИМНАЗИИ № 12 / мая 2002 г, Ш* - I V Ш */ № 8 8 ( 2 1 7 1 6 ) ЖИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК ИванЗАВРАЖИН «БЛАГОАДРЮПОСМЕРТНЫЙЧАС...» * * * Л ю б л ю бы л и ны . С т а ры й , книжный , с м е ю с ь я , н о ч и н а п р о л е т , — Горы ны ч — с п и т . Н а с т р о я с ь т р и ж ды , Р а з б о й н и к -С о л о в е й п о е т . Я р а д , ч т о о д о л е в к о в а р с т в а , Ж а р -П т и ц е й , к л а д е н ц о м , ж е н о й , к о н ем и в о л к ом , м е д о м , ц а р с т в о м , в с е м т р и д е с я т ы м г о с у д а р с т в о м И ван в л а д е е т — т е з к а м о й . Р о д н о й ф о л ь к л о р ! С в я т о й , чуть пьяный ! С т в о е ю ч аш ею с т о ю , в с о п р о в о ж д е н и и б а я н а ч а ст уш к у м у д р у ю п ою . Я и Б о я н а — л и ч н о з н а ю . Мы з а в т р а б у д е м н а л у гу п е т ь , р а с т е к а л с я , в зм ы в а я , к ц а р е в у р а з у м у в зы в а я , в л е т с л о в е с а с о п о с т а в л я я . С т о ты сяч и х — у н а с в м о з г у . ★ ★ ★ — О й , г о р а , г о р а а п о д г о р о й р е к а . . Т екут п о Т е р е к у ч е ты р е о б л а к а . П о з а р а с т е т г о р а т р а в ою -в е н и к о м . К ом у т у д а п о р а — к ав к а з ск им п л е н н и к ом ? — О й , ты г о р а , г о р а , г о р а вы сок а я , а п о д г о р о й л е ж а т ч е ты р е с о к о л а . С ы р а , с е р а щ ек а с т у м а н а Сизова. Л ю б и л а м аль ч ик а е щ е д о п р и зы в а . Л ю б и л а б о я з н о м альч иш к у с м е л о г о . М о л ю с ь у о б р а з а — д о ж д а т ь с я ц е л о г о . Д о ж д а т ь с я ц е л о г о . . . или у в е ч н о г о . Б е з В е ч н о г о о гн я , б е з к ам н я в е ч н о г о . ОДЕССА-АЛЕКСАНДРИЯ В ч е р е д о в а н ь е каю т , н е вы х о д я к о б е д у , Б и т о в , А с т а ф ь е в , К у р а е в н е п ью т , ч е р е з Б о с ф о р -Д а р д а н е л л ы плывут, Г о г о л я с л е т у ч и т аю т и чтут , т у р о к и г р е к о в н е в и д я , в е д у т , с м е х о м в з р ы в а я с ь , б е с е д у . Д о л г о п р е б у д у т п у с ть , к р а с и в ы е п о ф а к т у р е , в е д а ю щ и е н а и з у с т ь д в у х в е к о в у ю г р у с т ь в р у с с к о й л и т е р а т у р е . ГЕФСИМАНСКИЙ САД У ч ен и к ов р о д н ы е л и ц а я в и ж у в ч е р е д е п о т е р ь . И в р о д е н а д о о б ъ я с н и т ь с я , — в д р у г н е у с п е е т с я т е п е р ь . З а в аш и б е д н ы е и н т р и г и , н о ч н о г о у г р ы з е н ь я с п а с , з а з в о н ц е п и , з а г р у з в е р и г и б л а г о д а р ю п о с м е р т н ы й ч а с . * * * В.В. Пономареву Так н а с з а р я о б ъ е д и н и л а . Чуть р а с с в е т е т , — б р ы л я с т и м и л , В ел и к и й с е н б е р н а р Д а н и л а м е н я и з д о м а вы в о д и л . И в л е с о п а р к е , в и г р а х б р а в ы х о н чуть т ол к н ет , и я — в кусты о т с т а в е с е л ы х к и л о г р а м м о в е г о с о б а ч е й к р а с о ты . Мы ж и л и ж и з н ь , д р у г д р у г о м — п о н я т . М ой н е н а г л я д ны й , с о щ е н к а — е щ е м о и к о л е н а п ом н я т т в о и п р и л ь н у вш и е б о к а . Как н а б р я к а л а , как в и с е л а в т в о и х -м о и х зр а ч к а х с л е з а , как с к в о з ь с л е з у у м в у м г л я д е л а т в о я д у ш а в м о и г л а з а ! . . .С ы н п р о в о д и л е г о . М альчиш ки , в з я в о д е я л о з а углы , п о д х в ою , п о д л и с т в у , п о д ш ишки п о х о р о н и л и , как с м о г л и . . . . . .Н е п р о я в л я я и н т е р е с а к п с а м , н а с е л я ю щ и м м а рш р у т , И в ан с Д а н и л о й м и м о л е с а с т е п е н н ы е — и д у т , и д у т . * * * Л г и , п р е д а в а й , х и т р и , л о в ч и л а ! Ты с а м с е б е — п о д л е ц и т а т ь . М ужик с л о п а т о й с к аж е т : б ы л о л ь ч е м у о т т е л а о т л е т а т ь ? Как ты з а р е б р а м и т о м и л а с ь ! К аким з а р о к о м ж и з н ь — ж и л а ! Как п о м ы т а р с т в а м н е с г у б и л а с ь , д у ш а — л е г к а и т я ж е л а ! Вы нь н е в о д и в п е н е зы б к о й н е в е р ь , ч т о т е б е п о п а л а с ь в с л е з а х з о л о т а я ры бк а , ц е н о й д о р о г о й о т к у п а л а с ь . В е с ь т в о й у л о в , д о с т а в ш и й с я о т С е в е р н о г о Л е д о в и т о г о — в о т б а б к а н е п о с т и р а в ш а я с я , в о т х и ж и н а , в о т к оры т о . ★ * * Н е п р е т е р п я о б и д у , т р а в л е н н ы й к р и в д о й , — я в ч и с т о е п о л е вы й ду . К уц а кольчуж ка м о я . — М илы й , ‘ у й м и с ь , н е с у й с я , г и б е л и н е з о в и , к р и в д о й — н е и н т е р е с у й с я , с п р я ч ь с я , ж и в о й — ж и в и . — О п а с а я с ь и з в е с т и й с п о л я — о т в о р о н ь я , ты н е п о й э т у п е с н ю , з а б о т л и в а я м о я . --------- СЕМИНАРЫ и позволь ДРУГОМУвыть ДРУГИМ.. Как силами б и б л и о тек, в творческом сою з е со школой и общ еств ен ностью , привить нашим детям терпимость к чу ж ом у м н ению , др у гом у о б р а з у жизни? Оо этом речь ш ла на с ем и н а р е «Ф о р м и р о в а н и е т о л е рантности п одрастающ е го поколения как о бщ е ственная потребность» в областной детской б и б лиотек е . М о д а на и н о я зы ч ны е т е р м и ны п р и х о д и т и у х о д и т , а п р о б л е м а м и р н о г о с о с у щ е с т в о в а н и я н а р о д о в и о т д ел ь н ы х л и ч н о с т е й о с т а е т с я . А с е г о д н я о н а как н и к о г д а о с т р а . И п о з а м е ч а н и ю д о к л а д ч и к а , з а в е д у ю щ е й о т д е л о м и с к у с с т в б и б л и о т е к и М а р и ны Т р а с к о в с к о й , п р о й д я ч е р е з в е к а , т р а д и ц и я т е р п и м о с т и о т кликн улась и бы л а з а к р е п л е н а в т в о р ч е с т в е в ел и к и х р у с с к и х пи - с а т е л е й - г у м а н и с т о в , х у д о ж н и к ов , д е я т е л е й и с к у с с т в . . . О п ы т о м м н о г о л е т н е й к ул ь т у р н о -в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы с д е т ь м и - и н в а л и д а м и п о д е л и л и с ь н а с е м и н а р е з а в . Т е р б у н с - кой д е т с к о й б и б л и о т е к о й З о я Р е д ь к и н а и м е т о д и с т и з Ч аплы ги н а И р и н а Р ощ у п к и н а . П р и н я л а у ч а с т и е в д и а л о г е и з а в . к а ф е д р о й п е д а г о г и к и и п с и х о л о гии Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о и н с т и т у т а ^ у с о в е р ш е н с т в о в а ния у ч и т е л е й Т а т ь я н а Т у ч к о в а . О н а с р а з у п о с т а в и л а в о п р о с р е б р о м , з а я в и в , ч т о н е х о т е л а бы , ч т о бы р о д н а я д о ч ь о т н о с и л а с ь к н е й « т о л е р а н т н о » . «Я х о т е л а бы р а с с ч и ты в а т ь , — с к а з а л а Т а тья н а У с т и н о в н а , — н а л ю б о в ь и л и , п о к р а й н е й м е р е , н а у в а ж е н и е . . .» Т о е с т ь в н еш н е й т е р п и м о с ти д о л ж н о с о п у т с т в о в а т ь р а с т у щ е е п о н и м а н и е д р у г о г о ч е л о в е ка , г о т о в н о с т ь п р и н я т ь е г о т а ким , к ак ов о н е с т ь . Е с т е с т в е н н о , о д н а к о , ч т о т е р п и м о с т ь н е о з н а ч а е т р а в н о д уш и я . М ож н о ли « т о л е р а н т н о » о т н о с и т ь с я к н а с и л ь н и к у и л и с п о к о й н о в и д е т ь , как о б л и в а ю т с я г р я з ь ю т р а д и ц и и и ц е н н о с т и т в о и х п р е д к о в ? Что ж е д е л а т ь ? П р е ж д е в с е г о — н а д о у к р е п и т ь в р е б е н к е н р а в с т в е н н ы й с т е р ж е н ь , с п о с о б н о с т ь к с а м о с т о я т е л ь н о м у к р и т и ч е с к о м у с у ж д е н и ю . И н ач е в м е с т о т о л ер ан т ны х г р аж д а н мы п о л у ч и м ф о н в и з и н с к и х н е д о р о с л е й . В о б щ е м , в б и б л и о т е к е ш ел и н т е р е с н ы й , п о л е з н ы й и , з а м е чу, в о в с е н е т е о р е т и ч е с к и й р а з г о в о р . А в з а к л ю ч е н и е у ч а с т н и ки с е м и н а р а п о л у ч и л и т и р а ж и р о в а н ны е к ом п ью т ерны м с п о с о б о м м е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и , к о т о р ы е п о м о г у т и м в р а б о т е . Александра ТАМБОВСКАЯ. О н а в н о в ь п о к а з а л а : с р е д и п е д а г о г о в о б л а с т н о г о ц е н т р а м н о г о л ю д е й т а л а н т л и вы х , т в о р ч е с к и х , с п о с о б н ы х п р е в р а т и т ь п р о с т о й к у сок глины или в о р о х р а з н о ц в е т н ы х л о с к у т к о в в н а с т о я щ е е п р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а . Ч е г о тут т о л ь к о н е бы л о ! Р е з ь б а п о д е р е в у , выш ивка , и з д е л и я и з к е р а м и к и , п р и р о д н ы х м а т е р и а л о в . . . Что к а с а е т с я п о с л е д н и х , т о в х о д ш л о а б с о л ю т н о в с е , н а ч и н а я с б е р е с т ы и с о л о м к и и з а к анчи вая ш е л к о в о й н а к р а х м а л е н н о й тк ан ью и л у к о вичн ой ш е л у х о й . . . Т акой ф а н т а з и и м о ж н о п о з а в и д о вать ! П р иш л о ж е , к п р и м е р у , в г о л о в у у ч и т е л ю и з 6 9 - й ш колы Е л е н е Г риш ко купить н е с к о л ь к о м е т р о в г о л у б о г о ш и ф о н а , р а с п и с а т ь е г о р уч ны м с п о с о б о м в с т и л е «батик» так , ч то п о л у ч и л о с ь н е ч т о н е в о о б р а з и м о е — в о з д у ш н о е , р а д у ж н о е , с л о в н о кры лья б а бочки . А з а т е м м а т е р и а л и з о в а т ь э т о н еч т о в э ф ф е к т ный ж е н с к и й к о с тю м п о д р о м а н т и ч е с к и м н а з в а н и е м «Ию ль » . К с т а т и , э т о н е е д и н с т в е н н а я е е р а б о т а н а вы с т а в к е . Г р иш к о в е л и к о л е п н о в л а д е е т к рю ч к ом , с п и ц а м и , з н а е т т е х н и к у м а к р а м е , б л а г о д а р я э т о м у о н а и с о з д а л а с в о е г о р о д а « т р и п т и х » — т р и в и д а о д е ж д ы д л я п р е д с т а в и т е л ь н и ц п р е к р а с н о г о п о л а на в е с ь л е т н и й с е з о н . У д о б н о , п р а к т и ч н о и о ч е н ь к р а с и в о ! А Г ен н а д и й П авл ов и з ш колы № 3 3 с в о и м и рук а м и с м а с т е р и л у д и в и т е л ь н ую « Л е с н ую с к а з к у »— д е р евя нн ую с о в у (ч асы с эл е к т р о н н о й «начинкой»). У д а л и с ь и д р у г и е е г о и з д е л и я — з е р к а л о в р е з н о й о п р а в е , ч ек ан к и . Д а ж е б а н а л ь н ы е р а з д е л о ч н ы е д о с к и в и с п о л н е н и и П а в л о в а в ы г л я д е л и н а р е д к о с т ь п р и в л е к а т е л ь н о и п р и ш л и с ь бы п о в к у с у и с а м о й в з ы с к а т ел ь н о й д о м о х о з я й к е . К ст а т и , Г е н н а д и й А л е к с е е - Наверняка и у тебя , читатель, возникало ощ ущ ени е , что чем выше власть, тем дальш е он а от н а р о д а , тем меньш е он а представляет р еальную ситуацию , п р о б л е мы и беды лю д ей . Жизнь из окна роскошного п ер со нального автомобиля , жизнь сквозь р о зовы е импорт ные ж алю зи , жизнь , ограж денная от постороннего вм е шательства ревностной и н еум олим ой секретарш ей , — согласитесь, это сов ерш енно другая жи знь , для нас в чем -то виртуальная. Но им енно в этих высоких каби нетах творится политика, в соответствии с которой все мы и должны существовать, а точнее — выживать. Б о л ь ш е д е с я т и л е т н а з а д в с е р е ф о р м ы з а р о ж д а л и с ь в у м а х в ы с о к о л о б ы х х о з я е в «высоких» к абин ет ов . Т ам он и р ож д а ю т с я и п о н ы н е . В о з м о ж н о , и м е н н о в э т о м и к о р е н ь в с е х н е п р и я т н о с т е й . Ч итаю и н т ер в ью з а м е с т и т е л я м и н и с т р а о б р а з о в а ния , к о т о р о е о н д а е т «Л и т ер а т у р н о й г а з е т е » п о п о в о д у в в е д е н и я е д и н о г о г о с у д а р с т в е н н о г о э к з а м е н а . С р а з у в и д н о , з а м м и н и с т р а — ч е л о в е к н е р а в н о д уш н ы й , и с к р ен н е п е р еж и в аю щ и й з а о б р а з о - в а н и е , ж а ж д у щ и й о б л е г ч и т ь у ч а с т ь « п р о с т о г о н а р о д а » . Ему бы чу т ок п о л у ч ш е у з н а т ь п р о б л е м ы э т о г о н а р о д а , и с о в с е м х о р ош о бы бы л о . А т о , в о л я в аш а , уж б о л ь н о н аи вн о вы глядят р а с с у ж д е н и я вы с о к о г о чин овник а . Г лавны й а р г у м е н т в п о л ь з у ЕГЭ — в о зм о ж н о с т ь с д а т ь в с т у п и т е л ь н ы е э к з а м е н ы в л ю б о й в у з с т р а н ы , н е в ы е зж а я и з р о д н о г о с е л а ( у л у с а , а у л а ) . З а м м и н и с т р а ту г п р о я в л я е т т р о г а т е л ь н ую з а б о ту: « Б о л ьш и н с т в о с е м е й и з д р у ги х р е г и о н о в п р и н ы н еш н е й с т о и м о с т и б и л е т о в п р о с т о н е м о ж е т о тп р ави ть с в о е г о р е б е н к а с д а в а т ь э к з а м е н ы в с т о л и ц у » . О к а зы в а е т с я , в с е д е л о в о д н о м : д е н е г н а б и л е т н е т . М ож н о п о д у м а т ь , чт о , е с л и бы р о д и т е л и э т и д е н ь г и н а с к р е б л и , т о с м о г л и бы п о т о м с о д е р ж а т ь с в о е ч а д о пять л е т в М о с кве . Г о с п о д и н Б о л о т о в , вы о ч е м ? Вы х о т ь з н а е т е , ч т о д а л е к о н е в о в с е х м о ск о в с к и х в у з а х о бщ еж и т и е п р е д о с т а в л я е т с я п р я м о с п е р в о г о к у р с а ? Как п р а в и л о — с о в т о р о г о , а т о и с т р е т ь е г о . Д а е с л и б и п р е д о с т а в л я л о с ь . Вы з н а е т е , что в с т о л и ч ны х о бщ е ж и т и я х т в о р и т с я ? Или вы т а м н е бы в а л и ? Н е ск ольк о л е т н а з а д п р о ф е с с о р Гне- с и н с к о й а к а д е м и и н а с т о й ч и в о у г о в а р и в а л м е н я о т п р а в и т ь д о ч ь у ч и т ь ся в л и ц е й п р и а к а д е м и и . При э т о м у сп о к а и в а л : «Вы н е в о л н у й т е с ь , у н а с б е с п л а т н ы й и н т е р н ат» . Я з а д а л а в о п р о с в л о б : «А е с л и бы вы бы л и о т ц о м д в е н а д ц а т и л е т н е й д е в о ч к и , вы бы е е о т п р а в и л и в э т о т и н т е р н а т ? » П р о ф е с с о р с е к у н д у п о д у м а л и о т в е тил : « Д а ни в к о е м с л у ч а е ! » И ны м и с л о в а м и , е с л и о т п р а в л я т ь р е б е н к а у ч и т ь ся в с т о л и ц у — н а д о с н и м а т ь к в а р т и р у , с о д е р ж а т ь е г о п о д п р и с м о т р о м в з р о с л ы х . Вы п р е д с т а в л я е т е , в к аки е с ум м ы э т о в ы л и в а е т с я ? Тут н е о б и л е т а х н а п о е з д р е ч ь . . . Н асколько я м о г у понять , гл ав н ая з а д а ч а ЕГЭ — э т о п р е с л о в у т о е « с т и р а н и е г р а н е й м е ж д у г о р о д о м и д е р е в н е й » . Ч то ж , в к о м м у н и с т и ч е с к о й и д е о л о г и и б ы л о н е м а л о в е р н ы х п о с т у л а т о в . В о т т о л ь к о н е х у д о бы з н а т ь , к а к о в о с е й ч а с п о л о ж е н и е в д е р е в н е с п е д а г о г и ч е с к и м и к а д р а м и . Н е з н аю , н а к ак ом о с н о в а н и и г о с п о д а ч и новники так у б е ж д е н ы , ч то с е л ь с к и е у ч и т е л я с у м е ю т п о д г о т о в и т ь р е б я т и ш е к к п р е д с т о я щ е м у т е с т и р о в а н ию . Ч тобы п р е п о д а в а т ь — в д е р е в н ю р и н у л и с ь м о л о д ы е т а л а н т л и в ы е к а д ры , и м н а д о п л а т и ть с о о т в е т с т в е н н о . Д а и п о ж и лы х опы тны х у ч и т е л е й н е п л о х о бы м а т е р и а л ь н о п р о с т и м у л и р о в а т ь , д а б ы о н и к о р е н н ы м о б р а з о м п е р е с т р о и л и с ь , го т овя выпускников . Д а что гов ор и ть п р о д е р е в н ю ! Как- т о в с т о л и ц е я б ы л а с в и д е т е л ь н и ц ей т а к о г о р а з г о в о р а . М о л о д а я ж е н щ и н а с п р а ш и в а е т ш к ол ьн и ц : «Д е в о ч к и , у в а с х о р ош а я ш к ол а?» — «П рик ольн ая !» — «А э т о как?» — « Д а в д е с я т о м к л а с с е у н а с н е т у р о к о в м а т е м а т и к и , х и м и и и а н г л и й с к о г о . У ч и т е л я - т о р а б о т а т ь в ш к о л у н е и д у т » . — «А как ж е в ам о ц е н к и вы ст а вя т ? » — « Д а н а р и с у ют». В М о ск в е , м е ж д у п р о ч им , у с т р о и т ь с я н а р а б о т у в ш к о л у— н е т п р о б л е м . М о ск в и ч и н е х о т я т з а т а к и е г р о ш и в к а л ы в а т ь . М о е й п р и я т е л ь н и ц е -ф и л о л о г у б у к в а л ь н о н а в я з а л и в е с т и у р о к и а н г л и й с к о г о в с т а р ш и х (! ) к л а с с а х . О н а , б е д н а я , бы л а вы н уж дн а п ой ти п о л у ч а т ь п л а т н о в т о р о е о б р а з о в а н и е . Г о сп о д и н з а м м и н и с т р а , как ж е в э т и х ш к ол ах б у д у т ЕГЭ с д а в а т ь ? П р е ж д е ч ем о д е р е в н е р а д е т ь , вы бы в с т о л и ч н ы е к л а с сы з а г л я н у л и . К р о м е п р о ч е г о , в и н т е р в ь ю и д е т р е ч ь о н е о б ъ е к т и в н о с т и ш кольны х о ц е н о к . Д е с к а т ь , п я т е р ки — д а л е к о н е в с е г д а п я т е р к и . М еж д у п р о ч и м , н а р о д э т о п о н я л д а в н ы м - д а в н о . П о т о м у и н а н и м а е т р е п е т и т о р о в п е р е д п о с т у п л е н и е м в в у з , э к о н о м я и о т к л а ды в а я каж д ую к оп ейк у . Н е так д а в н о м и н и с т р о б р а з о в а н и я Ф и л и п п о в з а я в ил , ч т о ЕГЭ п о м о ж е т п ок он ч и ть с п о р о ч н о й п р ак тик ой р е п е т и т о р с т в а . Х о т е л о с ь бы м н е з н а т ь как. Е го с о б с т в е н н ы й з а м е с т и т е л ь ч е с т н о в и н т ер в ью с о о б щ а е т : «В ц е л о м ж е к о н т р о л ь н о - и з м е р и т е л ь ный м а т е р и а л п р о е к т и р у е т с я т а ким о б р а з о м , ч т о бы т о л ь к о о д и н р е б е н о к и з ты сячи м о г вы п олни ть з а три ч а с а в е с ь о б ъ е м з а д а н и й » . Как г о в о р и т с я , к о н е ц ц и т а ты . И к о н е ц в с е м н а м , р о д и т е л я м . Вы х о т и т е , ч т о бы в аш р е б е н о к с т а л э т и м « о д н и м и з ты с я ч и » ? В о т и н а н и м а й т е р е п е т и т о р а , к о т оры й в эти х т е с т а х п о д н а т о р е л . П рич ем н е о д н о г о , а н е с к о л ь к и х— п о п р о ф и л и р ующ им э к з а м е н а м . С п р аш и в а е т с я , ч т о ж е и з м е н и т с я с в в е д е н и ем ЕГЭ? Н е л у чш е ли з а д у м а т ь ся : как и п о ч е м у о б р а з о в а л а с ь т а кая п р о п а с т ь м е ж д у у р о в н е м ш к ольны х з н а н и й и т р е б о в а н и я м и н а в с т у п и т е л ь н ы х э к з а м е н а х ? М ож ет , к т о -т о н е д о р а б а т ы в а е т ? А м ож е т , кто -то с о з н а т е л ь н о п о д т а л к и в а е т к р е п е т и т о р с т в у ? Т о л ь к о в е д ь с и т у а ц и я э т а в с е р а в н о с о х р а н и т с я , п о к а у н а с в с и с т е м е о б р а з о в а н и я т а к и е з а р п л а т ы . П ок а у н а с д л я т о г о , ч т о бы п о л у ч а ть 6 0 0 р у б л е й в м е с я ц , н а д о пять л е т о т уч и ть ся в в у з е . Так что , н а м о й н е п р о с в е щ е н н ы й в з г л я д , ЕГЭ — э т о п р о с т о о г р о м н ы е д о п о л н и т е л ь н ы е с р е д с т в а , к о т о р ы е л у чш е бы л о бы п о т р а т и т ь н а з а р платы т е м ж е у ч и т е л я м и п р е п о д а в а т е л я м . Но р а з в е р а з г л я д и ш ь в с е э т о и з «вы сок и х» к а б и н е т о в ? Т ам с и д я т к р у п ны е т е о р е т и к и , н е ч е т а н а м , с м е р т н ы м . Т е п е р ь в о т з а т е в аю т р е ф о р м у р у с с к о г о я зы к а . В р о д е как сл иш к ом уж о н в еликий и м о г у ч и й , д а л е к о н е к а ж д о м у п о с и л а м . Ч то з а р е ф о р м а ? И з в е с т н о , ч т о МГУ и ЛГУ — п р о т и в . На м е с т а х п р о с т о т о л к о м н и ч е г о н е и з в е с т н о . С к ем с о в е т о в а л и с ь , с к ем о б с у ж д а л и ? Г д е - т о т а м , п р о м е ж с е б я . У з н а е м у ж е в г о т о в о м в и д е « р е к о м е н д а ц и и к д е й с т в и ю » . Г ов о р я т , в с е б у д е т н а п р а в л е н о на у п р ощ е н и е . Ну, т о е с т ь новы й р у с ск и й — д л я «н овы х р у с с к и х » . С л о в а « б р ош ю р а » и « п а р аш ю т » — ч е р е з «у». Ч тобы л иш н и х о ш и б о к н е д е л а т ь . И в о о б щ е , никаких м н о г о ч и с л е н н ы х и с к лю ч е н и й . Как с л ы ш и т ся , так и п и ш е т с я . Я бы л и ч н о о т с е б я п р е д л о ж и л а л е г а л и з о в а т ь с л о в о «ложу» в м е с т о «кладу» . А з а ч ем м учиться и п е р е у ч и в а т ь ся ? Д а и у д а р е н и е в с л о в е « с т а к а ны » на п о с л е д н и й с л о г д а в н о у ж е с т а л о п р и в ы ч н ы м . В о з н и к а е т т о л ь к о о д н а н е б о л ьш а я н е у в я зо ч к а : а ч то д е л а т ь с б и б л и о т е к а м и ? Ч т о д е л а т ь с « д о р е ф о р м е н н ы м и » т и р а ж а м и книг? И зы м а т ь ? Или о б ъ я с нять р е б е н к у , ч т о с л о в о « с т ек л я н ный» — у с т а р е в ш е е и т е п е р ь д о л ж н о п и с а т ь с я с о д н и м «н»? А у ч е б ники в ш к о л ьны х б и б л и о т е к а х — их т о ж е в с е п р и д е т с я з а м е н и т ь на « н о в о р у с с к и е » , ч т о бы и з б е ж а т ь п у т ан и цы и с у м я т и ц ы в д е т с к и х г о л о в а х ? И н т е р е с н о , к т о - н и б у д ь и з и н и ц и а т о р о в о ч е р е д н о й р е ф о р м ы о б э т о м в с е р ь е з п о д у м а л ? Или и м н е п р и х о д и т в г о л о в у , ч т о «н епр одвин у ты й » н а р о д п о к о л ен и я м и с о б и р а л д о м а ш н и е б и б л и о т е к и , ч т о е щ е о с т а л и с ь д е т и , к о т о р ы е в с в о б о д н о е в р е м я л ю б я т чи т а ть , а н е « о т т я г и в а т ь ся «К лин - ск и м » ? Я п о н и м аю : г л у п о ж д а т ь , ч т о в л а с т ь н а ч н е т с о в е т о в а т ь с я с н а р о д о м , з а т е в а я е щ е о д н о п р е о б р а з о в а н и е . Н о н е у ж е л и « н а в ы с ш их этаж ах» н е п он им аю т , ч то е с л и э т и п р е о б р а з о в а н и я н е б у д у т п о няты и п р и н я ты « в н и з у » , т о н е ч е г о н а д е я т ь с я н а р е з у л ь т а т ? Н е у ж е л и н е я сны п ри ч и ны н а ш е г о н е и з м е н н о г о « х о т е л и как л у чш е , а п о л у ч и л о с ь как в с е г д а » ? П о р а уж е с п у с т и т ь с я н а н е с к о л ь к о э т а ж е й п о н и ж е , ч т о бы м о ж н о б ы л о р а з г л я д е т ь л ю д е й , с п еш а щ и х п о н е о т л ож ны м д е л а м , о з а б о ч е н н ы х н е р а з р еш и м ы м и п р о б л е м а м и . П о р а у ж е п р и с л уш а т ь с я к т о м у , ч т о о н и г о в о р я т и д у м а ю т о т е х , кто о т г о р о д и л с я о т н и х д у б о в ы м и д в е р я м и с п о з о л о ч е н н ы м и т а б л и ч к ам и . Елена БРЕДИС. вич ч а с т е н ь к о б е р е т и н д и в и д у а л ь н ы е з а к а зы , н о н е в у щ е р б ш к ольны м з а н я т и я м . В е д ь е г о г л а в н а я о б я з а н н о с т ь — п р и в и т ь р е б я т а м л ю б о в ь к т р у д у , з а ж е ч ь в н и х и с к о р к у т в о р ч е с т в а . Как опы т ны й п е д а г о г , о н п о д б и р а е т д л я к а ж д о г о с в о й «ключик». А п а р а л л е л ь н о у к р а ш а е т т в о р е н ь я м и с в о и х рук р о д н у ю а ! т а т а 1 е г . По с л о в а м м е т о д и с т а УМЦ г о р о д с к о г о у п р а в л е н и я о б р а з о в а н и я Л ю б о в и А с а н о в о й , з а г о ды р а б о ты П а в л о в а ш к ол а № 3 3 з а м е т н о п о х о р о ш е л а . И э т о н е е д и н и ч н ы й т а к о й п р и м е р . П р ак т и ч е ск и в к а ж д о м у ч е б н о м з а в е д е н и и Л и п е ц к а е с т ь « д е р е вянных и п р о ч и х д е л м а с т е р » , ко торы й в м е с т е с о с в о и м и ю ны м и п о м о щ н и к а м и т в о р и т н а у р о к а х т р у д а ч у д е с а ! В с е г о ж е н а вы с т а в к е п о к а з а н ы р а б о т ы п е д а г о г о в и з 21 ш к олы . Н е л е г к о п р и ш л о с ь ж ю р и , з а ч а р о в а н н о м у м н о г о о б р а з и е м к р а с о к , ф о р м и з д е л и й , о г р о м н ы м т р у д о л ю б и е м и вы д у м к о й и х а в т о р о в . И в с е ж е н а д о б ы л о вы б и р а т ь . В и т о г е « л у чш им и и з л учш и х» бы л и п р и з н а ны ш е с т ь п р е п о д а в а т е л е й т е х н о л о г и и . Э т о Е л ен а Г р иш к о (ш к о л а № 6 9 ) , Т а т ь я н а П е т р о в а ( г и м н а з и я № 1 2 ) , Е л е н а Г л е б о в а (ш к о л а № 7 0 ) , С е р г е й Ш и би н (ш к о л а № 6 1 ) , Г е н н а д и й П а в л о в (ш к ол а № 3 3 ) и Вик т о р Д о л г и х ( г и м н а з и я № 1 2 ) . Е щ е д в е н а д ц а т ь с т а л и п о б е д и т е л я м и в н о м и н а ц и я х з а в о з р о ж д е н и е н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а , в ы с о к о е м а с т е р с т в о и о р и г и н а л ь н о с т ь . О с т а л ь н ы е — л а у р е а т а м и . К о р о ч е , н и к т о н е о с т а л с я н е з а м е ч е н н ы м . Д а и н е з а м е т и т ь т аких м а с т е р о в п р о с т о н е в о з м о ж н о ! Елена ТАРАВКОВА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. АКТУАЛЬНО! «ШКОЛАЗДОРОВЬЯ»: надежный СТАРТВБУДУЩЕЕ С а н и т а р н о - э п и д е м и о л о г и ч е с к а я и д е м о г р а ф и ч е с к а я о б с т а н о в к а в Д о л г о р у к о в с к ом р а й о н е вы зы в а е т б о л ьш у ю т р е в о г у . З а б о л е в а е м о с т ь д е т е й з д е с ь вы ш е , ч е м в с р е д н е м п о о б л а с ти , п р и ч ем е е у р о в ен ь е ж е г о д н о у в е л и ч и в а е т с я н а 2 0 - 2 5 п р о ц е н т о в . С м е р т н о с т ь в р а й о н е б о л е е ч ем в тр и р а з а п р е в ы ш а е т р о ж д а е м о с т ь . С т р е м и т е л ь н а я у бы л ь н а с е л е н и я г р о з и т с е р ь е з н ы м к а д р о вы м д е ф и ц и т о м , р е з к и м с о к р а щ е н и е м д е т е й в в о с п и т а т е л ь н о о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и ях . В и д я с т о л ь с л ож н ую с и т у а ц и ю , в р а й о н е п р и н ял и м е с т н ы й в а р и а н т п р о г р а м м ы « З д о р о в ы й р е б е н о к » . В н е м п е д а г о г и , в р а ч и , р а б о т н и к и к уль туры и с п о р т и в н ы х о р г а н и з а ц и й п р е д у с м о т р е л и к о м п л е к с м е р , н а п р а в л е н н ы х на о х р а н у з д о р о в ь я д е т е й . Г л ав н о й з а д а ч е й с т а л а п р о п а г а н д а з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и в н о в о м , с а м о м ш и р о к о м е г о п о н и м а н и и . О т бы л о г о м и т и н г о в а н и я и л о з у н г о в п о э т о м у п о в о д у п е р еш л и к п р а к т и ч е с ким д е л а м . П р е ж д е в с е г о н а ч а л и с м е д и ц и н с к о г о о б с л е д о в а н и я д е т с к о г о н а с ел е н и я . Р е зу л ь т а т п о л у ч и л с я п е ч а л ь н ы м . У р о в е н ь о б щ е й з а б о л е в а е м о с т и д е т е й о к а з а л с я к р а й н е т р е в о ж н ы м . О с о б е н н о в р а ч е й б е с п о к о и т с о с т о я н и е з д о р о вья м а л ы ш е й п е р в о г о г о д а ж и з н и , у к о т о ры х з а м е т н о р а с т е т з а б о л е в а е м о с т ь о р г а н о в д ы х а н и я , п и щ е в а р е н и я , б о л е з н и к р о в и . А м е д о с м о т р ы ш к ол ьн и к ов п о к а зы в аю т р о с т у них н а р уш е н и й о п о р н о - д в и г а т е л ь н о г о а п п а р а т а , с и с т ем ы к р о в о о б р ащ е н и я , н е р в н о й с и с т ем ы . Х р он и ч е ск и е з а б о л е в а н и я у п о д р о с т к о в с т а н о в я т с я • д л я н и х с е р ь е з н ы м .п р е п я л м с т а н е м в в ы б о р е п р о ф е с с и и , с л у ж б е в а рм и и . В ч ем ж е к р о ю т ся г л авны е причины к р и зи - кколо года действует областная целевая прогрс (Здоровый ребенок» . На самом е е старте «Лг» опубликовала ряд комментариев к ней специалистов- >амма Г разработчиков проекта. Они с тревогой утверждали, что появление такой программы обусловлено критическим состоянием здоровья детей и подростков. По данным медиков, бол е е половины из них страдают серьезными недугами. Наиболее распространены близорукость, нервно-психические и аллергические заболевания , хронические болезни органов пищеварения, понижение слуха, дефекты речи и другие хвори. Более того, здоровье детского населения имеет стойкую тенденцию к дальнейшему ухудшению . Промедление и бездействие в этом направлении грозит не только потерей нынешнего, но и ряда последующих поколений. Словом, назрела необходимость принятия самых срочных и кардинальных мер , что и предусматривает программа «Здоровый ребенок» . Что же сделано на первом этапе е е реализации? За ответом на этот вопрос наш корреспондент отправился в Долгоруковский район. с а д е т с к о г о з д о р о в ь я ? П о м н е н и ю з а м е с т и т е л я г л а вы а д м и н и с т р а ц и и Д о л г о р у к о в с к о го р а й о н а А н а т о л и я К ор нук ов а , п р е ж д е в с е г о с к а з а л о с ь с н и ж е н и е у р о в н я ж и з н и б о л ьш и н с т в а н а с е л е н и я . Л ю д и с т а л и х у ж е п и т а т ь с я , у ч а с т и л и с ь с т р е с с о в ы е с и т у а ц и и , с в я з а н н ы е с б е з р а б о т и ц е й , с т р а х о м п е р е д б у д у щ и м , к о н ф ликты н а п о ч в е п ь я н с тв а и н а р к о м а н и и . В с е э т о т р о е к р а т н о о т р а ж а е т с я н а д е т я х . — К э т о м у д о б а в л я е т с я и н е д о с т а т о ч н о е м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е ш кол , — с ч и т а е т з а в е д у ю щ а я р ай он ны м о т д е л о м о б р а з о в а н и я В а л ен т и н а К он д р а т о в а , — ч р е зм е р н а я у ч ебн а я н а гр у з к а , н е п р о д у м а н н о е ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е . — О с т р о с к а зы в а е т с я р а с п р о с т р а н е н и е с р е д и д е т е й и п о д р о с тков к ур ени я , а л к о г о л и зм а , н а р к о м а н и и , — д о б а в л я е т главный врач р а й о н н о й бол ьницы В л а д и м и р Т о к а р е в . — Н е га т и в н ую р о л ь и г р а е т и н и зк а я г р а м о т н о с т ь р о д и т е л е й , п е д а г о г о в п о о х р а н е и ук р еп л ен ию з д о р о в ь я д е т е й , н е д о с т а т о ч н ы й у р о в е н ь г и г и е н и ч е с к о г о в о с п и т а ния и ф о р м и р о в а н и я навыков з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и у ш к о л ьн и ков . В э т о м п л а н е р а б о ты д л я в с е х н а с — н еп о ч а ты й край . Н а и б о л е е ц е н е н з д е с ь опы т ш к ол , г д е р а б о т а п о ф о р м и р о в а н ию у р е б я т з д о р о в о г о о б р а з а ж и зн и в е д е т с я и з д а в н а и п о -н а с т о ящ ем у . В К р асоты н ов ск ой с р е д н е й ш к ол е ф и з и ч е с к о м у в о сп и т ан ию и з а б о т е о з д о р о в ь е р е б я т у д е л я ю т о с о б о е в н и м а н и е . — Ф и з и ч е с к и н е п о л н о ц е н н ы й р е б е н о к н е с м о ж е т д о с т а т о ч н о х о р ош о у св а и в а т ь у ч е б ны е зн ан и я , — сч и т а е т д и р е к т о р Ольга З а в о л ож и - на . — П о э т ом у с п е р в о г о к л а с са мы с т р е м и м с я п р и о б щ и т ь р е б я т к ф и з к у л ь т у р е и т р у д у . А ктивно в э т о м н ап р а в л ен и и мы р а б о т а е м н е т о л ьк о с д е т ь м и , н о и с их р о д и т е лям и . Н е с л у ч а й н о в ш к о л е е с т ь н е м а л о с п о р т с м е н о в , п р о сл а в и вш и х е е д а ж е з а п р е д е л а м и р ай он а : э т о л е г к о а т л е т к а Н а с т я Т о р г аш о в а , ги р еви к и А л е к с а н д р и О л е г Ф о к и ны, лыжник М аксим Н еч а ев . .. А учи т е л ь ф и зк у л ь т у ры ш колы В ик тор Д у б о в о й п р и з н а н л учш им в р а й о н е . — В с е д е т и п и т аю т ся в ш к ол е , — г о в о р и т школьный п о в а р В а л ен т и н а Ж д а н о в а . — О б я з а т е л ь н о в м е н ю в к лю ч а ем г о р я ч и е б л ю д а , о в ощ и , ф рукты . Ни р е б я т а , ни р о д и т е л и н а п и т а н и е н е ж а л ую т ся . Н о н а э т о м в К р а с о ты н о в ск о й ш к о л е н е о с т а н а в л и в аю т с я . З д е с ь в с е р ь е з з а н я л и с ь с о з д а н и е м н а с т о я щ е й ш колы з д о р о в ь я . В н е й , п о с л о в а м д и р е к т о р а , с м о г у т з а н и м а т ь с я и д е т и , и в з р о с л ы е ж и т е л и с е л а . С п е ц и а л и с т ы б у д у т учить и х п р а в и л ь н ом у р еж и м у д н я , р а ц и о н а л ь н о м у п и т а н и ю , з а н и м а т ь с я ф и з к у л ь т у р о й и с п о р т о м . З д о р о в ы й о б р а з д о л ж е н с т а ть д л я них ж и зн е н н о й п о т р е б н о с т ью , с ч и т а е т З а в о л ож и н а . — Школы з д о р о в ь я с о в р е м е н е м б у д у т р а б о т а т ь в о в с е х о б р а зо в а т е л ь н ы х у ч р еж д е н и я х р а й о н а , — г о в о р и т В а л ен т и н а К о н д р а т о в а . — У с л о в и я д л я э т о г о е с т ь , а г л а в н о е — с у щ е с т в у е т о с т р а я н е о б х о д и м о с т ь в н и х . Н а ч а л ь н ы й о п ы т т р е б у е т д а л ь н е й ш е г о р а с п р о с т р а н е н и я . —О с о б о е в н и м а н и е — п и т а н и ю д е т е й , — п р о д о л ж а е т К о н д р а т о в а . — Н а п р и м е р , н а м е с т н о м м о л о к о з а в о д е н а ч и н а е м вы п у ск в и т а м и н и з и р о в а н н о г о к е ф и р а , й о г у р т о в , д р у г о й п р о д у к ц и и . Н о гл а вн а я б е д а з а к л ю ч а е т с я в т о м , ч т о в с е л а х р а й о н а с т а н о в и т с я в с е м е н ь ш е и м е н ь ш е д е т е й . Т о л ьк о в п р о ш л ом у ч е б н о м г о д у к олич еств о ш к о л ьн и к о в с о к р а т и л о с ь н а 1 2 3 ч ел о в ек а . В р я д е школ уж е н е н а б и р а ю т н е с к о л ь к и х кл а с с -к ом п л ек т ов , т о е с т ь в о т д е л ь н ы х к л а с с а х н е т ни о д н о г о у ч е н и к а . Е сл и так п о й д е т и д а л ь ш е , т о ч е р е з д е с я т о к л е т м н о г и е д о л г о р у к о в с к и е п е д а гоги р и с к ую т о с т а т ь с я б е з р а б о ты . П о э т о м у в ш к о л а х п е р вы ми з а б и л и п о э т о м у п о в о д у т р е в о г у , р е з у л ь т а т о м ч е г о и с т а л а п р о г р а м м а « З д о р о в ы й р е б е н о к » . А вот к а к к о м м е н т и р у е т е е в ы п о л н е н и е з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а у п р а в л е н и я з д р а в о о х р а н е н и я а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и Н и н а С ЕМ Е Р И К О В А : — П р о г р а м м а п о с т е п е н н о н а б и р а е т о б о р о т ы . П ер вы й г о д с т а л п е р и о д о м е е о с м ы с л е н и я и к о р р ек т и р о в к и . К о н е ч н о , с д е р ж и в а е т д е ф и ц и т с р е д с т в , в е д ь п р о г р а м м а п оч ти п о л н о с т ь ю ф и н а н с и р у е т с я и з о б л а с т н о г о б ю д ж е т а . Т ем н е м е н е е е с т ь п е р в ы е р е з у л ь т а ты . Н а п р и м е р , п о в с е м е с т н о с о з д а ю т с я о з д о р о в и т е л ь н ы е ц ен тры , о т к ры в а е т с я о б л а с т н о й ц е н т р м е д и ц и н с к о й п р о ф и л а к т и к и , т р а д и ц и о н н ы м и с т а н о в я т с я «Д н и з д о р о в ь я » в ш к о л а х , у ч и л ищ а х , в у з а х , н а п р е д п р и я т и я х . . . Г ов ор я о м е д и ц и н с к о м о б е с п е ч е н и и п р о г р а м м ы , с л е д у е т з а м е т и т ь , ч т о р а с ш и р и л о с ь м е д о б с л е д о в а н и е д е т е й в д е т с а д а х и ш к о л а х , а п о л у ч е н ны е д а н н ы е и з у ч аю т ся и с т а н о в я т с я б а з о й д л я при н я ти я с о о т в е т с т в ую щ и х м е р . С о г л а с н о и с с л е д о в а н и я м и а н к е т и р о в а н и ю н е с о в е р ш е н н о л е т н и х , вы я в л е н о , ч то 4 3 п р о ц е н т а р е б я т курят , 11 — з л о у п о т р е б л я ю т а л к о г о л е м , 2 8 — п р о б о в а л и или у п о т р е б л я ю т н а р к о т и к и . П о д о б н а я к а р т и н а т р е в о ж и т и с т р аш и т м е д и к о в , п е д а г о г о в , р о д и т е л е й , п о э т о м у мы р а з р а б а т ы в а е м п р о г р а м м у с о в м е с т н ы х д е й с т в и й с т е м , ч т о бы у в е с т и , о т - в л е ч ь - д е д е ^ р т п а г у бны х з а н я т и й , п е р е к лю ч и т ь их в н и м а н и е н а п о л е з - з д Я ^ з к у л ы у р у и с п о р т , кружки п о и н т е р е е э ^ и р к у < 2 ство> .. ч » п р о г р а м м е , нач а т к апитальны й р е м о н т У см а н с к о г о д е т с к о го п $ ё т и в о т у б е р к у л е з н о г о с а н а т о р и я , п о п о л н я е т с я о б о р у д о в а н и е м о б л а с т н а я д е т с к а я б о л ь н и ц а , о б л н а р к о д и с п а н с е р , о б л а с т н о й ц е н т р п о п р о ф и л а к т и к е и б о р ь б е с о С П И Д и и н ф е к ц и о н н ы м и з а б о л е в а н и я м и . С о в м е с т н о с п е д а г о г а м и с о з д а н а э к с п е р и м е н т а л ь н а я «Ш кола з д о - 1 р о в ь я » в К у й м а н ск о й с р е д н е й ш к о л е Л е б е д я н с к о г о р а й о н а . В н е й в н е д р я ю т с я з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е т е х н о л о г и и в в о с п и т а н и и и о б у ч е н и и ш к о л ьн и к о в , и н т е н с и в н о р а з в и в а е т с я ф и з к у л ь т у р а и с п о р т , д е й с т в у е т в с е о б у ч п о з д о р о в о м у о б р а з у ж и з н и д л я д е т е й , п е д а г о г о в и р о д и т е л е й . П р и л а г а е м у с и л и я д л я о тк ры ти я п р о т и в о т у б е р к у л е з н о г о с т а ц и о н а р а д л я д е т е й и п о д р о с т к о в в Л и п е ц к е , п ы т а е м с я р еш и т ь в о п р о с и п о д н е в н о м у с т а ц и о н а р у д л я о к а з а н и я п с и х о - н е в р о л о г и ч е с кой п о м о щ и д е т я м в о б л а с т н о м ц е н т р е . А к ти ви зи р у е т ся р а б о т а п о о х р а н е з д о р о в ь я м а т е р е й . В е д ь и м е н н о н а э т о й с т а д и и м о ж н о п р е д о т в р а т и т ь м н о г и е д е т с к и е н е д у г и . Б о л ьш а я р а б о т а в е д е т с я и п о у л у чш ен ию п и т ан и я д е т е й , п о с т е п е н н о р еш а е т с я к а д р о в а я п р о б л е м а м е д р а б о т н и к о в в л е ч е б н о - п р о ф и л а к т и ч е ск и х у ч р еж д е н и я х , ш к о л а х и д е т с а д а х . О д н а к о в с е э т о , п о в т о р я ю , л иш ь н а ч а л о д л и т е л ь н о й м н о г о п л а н о в о й р а б о т ы п о о з д о - „ р о в л е н и ю д е т с к о г о н а с е л е н и я о б л а с т и . Г л а в н о е — е щ е в п е р е д и . ^ 3 / . Ф 2 Л 1 ^ и е н а д еж д ы в э т о й р а б о т е с п е ц и а л и с т ы с в я зы в аю т с ф е д е р а л ь н о й п р о г р а м м о й « З д о р о в ы й р е б е н о к » , к о т о р а я , п о д а н н ы м М и н з д р а в а , с т а р т у е т п о с т р а н е в 2 0 0 3 г о д у . Подготовил Николай РОЩУПКИН. Л и п е ц к — Д о л г о р у к о в о . ЧЕГОНЕВИДНО СКВОЗЬИМПОРТ ЖАЛЮЗИОФИСО ОБРАЗОВАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz