Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ВЫСТАВКИ К РЫЛЬЯ Б АБО ЧКИ , ДЕ Р ЕВЯННАЯ СОВА ЗОЛОТЫЕ КИ «МАСТЕР - ЗОЛОТЫЕ РУКИ»- ТАКНАЗЫВАЛАСЬ ЕЖЕГОДНАЯ, ТРЕТЬЯПОСЧЕТУ, ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ВЫСТАВКАРАБОТ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОХОДИВШАЯ В СТЕНАХ ГИМНАЗИИ № 12 / мая 2002 г, Ш* - I V Ш */ № 8 8 ( 2 1 7 1 6 ) ЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета ПОЭТИЧЕСКИЙ ОСТРОВОК ИванЗАВРАЖИН «БЛАГОДАРЮ ПО СМЕРТНЫЙ ЧАС...» * * * Л ю бл ю бы лины . С тары й, книжны й, с м е ю с ь я, ночи н а п р о л ет , — Горы ны ч — сп и т. Н а ст р о я сь тр и ж ды , Р а зб о й н и к -С о л о в ей п оет. Я р а д , что о д о л е в к ов ар ств а, Ж ар -П ти ц ей , к ладен ц ом , ж ен ой , к он ем и волком , м е д о м , ц а р ст в о м , в с е м тр и д еся ты м го с у д а р ст в о м И ван в л а д е е т — т езк а м о й . Р о д н о й ф ольк лор ! С вятой , чуть пьяный! С т в о е ю ч а ш ею ст о ю , в с о п р о в о ж д е н и и б а я н а частуш ку м у др у ю пою . Я и Б оя н а — л и ч н о зн а ю . Мы за в т р а б у д е м на лугу петь, р а с т е к а л с я , взм ы в ая , к ц а р е в у р а зу м у взы вая, в л ет с л о в е с а со п о ст а в л я я . С то ты сяч и х — у н а с в м о зг у . ★ ★ ★ — О й , го р а , г о р а а п о д го р о й р е к а .. Текут п о Т ер ек у четы р е обл ак а. П о за р а ст е т го р а тр ав ою -в ен и к ом . К ом у т у д а п о р а — кавказским п ленн и к ом ? — О й, ты го р а , г о р а , го р а вы сокая, а п о д го р о й л еж а т четы р е сок ол а. С ы ра, с е р а щ ек а с т ум ан а Сизова. Л ю б и л а м альчика е щ е д о п р и зы в а. Л ю би л а б о я з н о мальчиш ку с м е л о г о . М ол ю сь у о б р а з а — д о ж д а т ь с я ц ел о го . Д о ж д а т ь ся ц е л о г о ... или ув еч н ого. Б е з В еч н о го огня, б е з камня веч н ого. ОДЕССА-АЛЕКСАНДРИЯ В ч е р е д о в а н ь е каю т, н е вы ходя к о б е д у , Б итов, А ста ф ь ев , К ур аев н е пью т, ч е р е з Б о сф о р -Д а р д а н ел л ы плывут, Г оголя сл ет у ч и таю т и чтут, тур ок и гр ек о в н е в и дя , в едут, с м е х о м взр ы в ая сь, б е с е д у . Д о л г о п р еб у д у т п усть, к р аси в ы е п о ф а к т у р е, в е д а ю щ и е н а и зу ст ь дв у х в ек о в у ю грусть в р у сск о й л и т ер а т у р е. ГЕФСИМАНСКИЙ САД У чеников р о д н ы е л и ц а я ви ж у в ч е р е д е п о т ер ь . И в р о д е н а д о о б ъ я сн и т ь ся , — в д р у г н е у с п е е т с я т еп ер ь . З а ваш и б е д н ы е и н три ги , н о ч н о го угр ы зен ья с п а с , з а зв о н ц еп и , з а гр у з в ер и ги б л а г о д а р ю п о см ер т н ы й ч ас. * * * В.В. Пономареву Так н а с за р я о б ъ е д и н и л а . Чуть р а с с в е т е т , — б р ы л я ст и м ил, В ели к и й с е н б е р н а р Д а н и л а м ен я и з д о м а вы в оди л . И в л е со п а р к е , в и гр а х бр ав ы х он чуть толкнет, и я — в кусты о т ст а в есел ы х к и л огр ам м ов е г о с о б а ч е й к расоты . Мы ж или ж и зн ь , д р у г д р у г о м — п он ят. М ой н ен агля дны й , с о щ ен к а — е щ е м о и к ол ен а п ом н ят твои п р и л ь н увш и е бо к а . Как н абр я к ал а, как в и сел а в т в о и х -м о и х зр ач к ах с л е з а , как ск в о зь с л е з у у м в ум гл я д ел а т в о я д у ш а в м о и гл аза! ...С ы н п р о в о д и л его . М альчиш ки, в зя в о д е я л о з а углы, п о д х в ою , п о д ли ств у, п о д ш ишки п о х о р о н и л и , как см о гл и ... ...Н е п роя вляя и н т ер ес а к п са м , н а сел я ю щ и м м арш рут, И ван с Д а н и л о й м и м о л е с а с т еп ен н ы е — и д у т , и дут. * * * Л ги , п р е д а в а й ,х и т р и , ловчи ла! Ты с а м с е б е — п о д л е ц и тать. М ужик с л о п а т о й скаж ет: б ы л о ль ч ем у о т т е л а отл етать? Как ты з а р е б р а м и т о м и л а сь ! Каким за р о к о м ж и зн ь — ж и ла! Как п о м ы тар ств ам н е сгу б и л а сь , д у ш а — л егк а и тяж ел а! Вы нь н е в о д и в п е н е зы б к о й н е в ер ь , что т е б е п о п а л а сь в с л е з а х зо л о т а я ры бка, ц ен о й д о р о г о й отк уп алась. В е с ь тв ой ул ов , д о ст а в ш и й с я о т С е в ер н о г о Л ед о в и т о г о — в о т б а б к а н еп о ст и р а в ш а я ся , в о т хи ж и н а, в о т коры то. ★ * * Н е п р ет ер п я о б и д у , т р а в л ен н ы й к р и в д о й , — я в ч и с т о е п о л е вы йду. К уца кольчуж ка м оя. — М илы й, ‘ у й м и сь , н е су й ся , г и б е л и н е зо в и , к р и в д о й — н е и н т ер ес у й с я , сп р я ч ься , ж и в о й — ж и ви . — О п а с а я с ь и зв е с т и й с п ол я — о т вор он ь я , ты н е п ой эт у п есн ю , за б о т л и в а я м оя. --------- СЕМИНАРЫ и позволь ДРУГОМУвыть ДРУГИМ... Как силами б и б л и о тек, в творческом сою зе со школой и общ еств ен ностью , привить нашим детям терпимость к чу ж ом у м н ению , др у гом у о б р а з у жизни? Оо этом речь ш ла на с ем и н а р е «Ф о р м и р о в а н и е т о л е рантности п одра стающ е го поколения как о бщ е ственная потребность» в областной д етской б и б лиотек е. М ода на иноязы чны е т ер м и ны п р и ходи т и уходи т, а п р о б л е м а м и р н о го с о су щ е с т в о в а н и я н а р о д о в и отдел ьн ы х л и ч н остей о с т а ет с я . А с е г о д н я о н а как н и к огд а о с т р а . И п о за м еч а н и ю док л а дч и к а , з а в е д у ю щ е й о т д е л ом иск усств би б л и о тек и М ари ны Т р а ск о в ск о й , п р о й д я ч е р е з век а, т р а д и ц и я т е р п и м о с т и о т кликнулась и бы ла за к р еп л ен а в т в о р ч ест в е великих р усск и х пи- с а т е л е й -г у м а н и с т о в , х у д о ж н и ков, д е я т е л е й и ск у сст в ... О п ы том м н о г о л е т н е й куль т ур н о-в осп и тател ь н ой р а б о ты с д е т ь м и -и н в а л и д а м и п о д е л и л и сь н а с е м и н а р е за в . Т ер б у н с- кой д е т с к о й б и б л и о т ек о й З о я Р едь к и н а и м ет о д и ст и з Ч аплы ги н а И ри н а Рощ уп к и н а. П ри н я л а у ч а с т и е в д и а л о г е и за в . ка ф е д р о й п ед а го ги к и и п с и х о л о гии Л и п ец к ого го с у д а р ст в ен н о го и н сти тута ^ у со в ер ш ен ст в о в а ния у ч и т ел ей Т атьян а Т учкова. О н а с р а з у п о с т а в и л а в о п р о с р е б р о м , за я в и в , что н е х о т е л а бы , ч тобы р о д н а я д о ч ь о т н о с и л а сь к н ей «тол ер а н т н о » . «Я х о т ел а бы р ассчи ты вать, — с к а за л а Т атьяна У сти н овн а, — на л ю б о в ь и ли , п о к р ай н ей м е р е , н а у в а ж ен и е...» Т о е с т ь в н еш н ей т е р п и м о с ти д о л ж н о соп у тств о в а ть р а ст у щ е е п он и м ан и е д р у го го ч е л о в е ка, го т о в н о ст ь п р и н ять е г о т а ким , каков о н е с т ь . Е с т е с т в е н н о , о д н а к о , что т е р п и м о с т ь н е о зн а ч а ет равнодуш ия. М ож но ли « т о л ер а н т н о » о т н о си т ь ся к н а си л ьн и к у или с п о к о й н о в и д еть , как о б л и в а ю т с я гр я зь ю т р а д и ции и ц ен н о ст и т в о и х п р ед к о в ? Что ж е д ел а т ь ? П р еж д е в с е го — н а д о ук р еп и ть в р е б е н к е н р а в ст в ен н ы й с т е р ж е н ь , с п о с о б н о с т ь к с а м о с т о я т е л ь н о м у к ри ти ческом у су ж д ен и ю . И наче в м ест о толерантны х гр аж дан мы п ол уч и м ф о н в и зи н с к и х н е д о р о с л е й . В о б щ е м , в б и б л и о т ек е ш ел и н т ер есн ы й , п ол езн ы й и, з а м е чу, в о в с е н е т ео р ети ч еск и й р а з гов ор . А в за к л ю ч ен и е у ч а ст н и ки с е м и н а р а п олучи ли т и р а ж и р ованны е ком пью терны м с п о с о б о м м е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и , к о т о р ы е п о м о гу т и м в р а б о т е. Александра ТАМБОВСКАЯ. О на вновь п ок азал а: с р е д и п ед а го го в о б л а с т н о го ц ен т р а м н о го л ю д е й талан тли вы х, т в о р ч еск и х , с п о со б н ы х п р ев р ати ть п р о ст о й кусок глины или в о р о х р а зн о ц в ет н ы х лоск утк ов в н а с т о я щ ее п р о и з в е д е н и е и ск усства. Ч его тут только н е бы ло! Р е зь б а п о д е р е в у , выш ивка, и зд е л и я и з к ерам и к и , п р и р одн ы х м а т ер и а л о в ... Что к а са ет ся п о сл ед н и х , то в х о д ш ло а б с о л ю т н о в с е , н ачи н ая с б е р е с т ы и со л о м к и и з а канчивая ш ел к ов ой н ак р а х м а л ен н о й тканью и л ук о вичной ш ел у х о й ... Т акой ф а н т а зи и м ож н о п о за в и д о вать! П риш ло ж е, к п р и м ер у , в го л о в у уч и тел ю и з 6 9 -й ш колы Е л ен е Гриш ко купить н еск ол ь к о м ет р о в го л у б о го ш и ф о н а , р а сп и са т ь е г о ручны м с п о с о б о м в ст и л е «батик» так, что п ол уч и л ось н ечто н е в о о б р а з и м о е — в о зд у ш н о е , р а д у ж н о е , с л о в н о кры лья б а бочки. А за т ем м а тер и а л и зо в а ть э т о нечто в эф ф ек т ный ж ен ски й к остю м п о д р ом ан ти ч еск и м н а зв а н и ем «Ию ль». К стати , э т о н е е д и н с т в е н н а я е е р а б о т а на вы ставк е. Гриш ко в ел и к о л еп н о в л а д е е т крю чком , сп и ц а м и , з н а е т техн и к у м а к р а м е , б л а г о д а р я эт о м у о н а и с о з д а л а с в о е г о р о д а «триптих» — тр и в и д а о д еж д ы д л я п р ед ст а в и т ел ь н и ц п р ек р а сн о го п ол а на в е с ь л етн и й с е з о н . У д о б н о , п рак ти чн о и о ч ен ь к ра си в о! А Г ен н ади й П авлов и з ш колы № 3 3 св о и м и рука м и с м а с т е р и л у ди в и тел ь н ую «Л есн ую ск а зк у »— д е ревянную с о в у (часы с эл ек трон н ой «начинкой»). У да л и сь и д р у г и е е г о и зд е л и я — зе р к а л о в р е зн о й о п р а в е, чеканки. Д а ж е ба н а л ь н ы е р а зд е л о ч н ы е д о ск и в и сп о л н ен и и П авл ова в ы гл я дел и на р ед к о ст ь п р и вл ек ател ь н о и п р и ш л и сь бы п о вкусу и с а м о й в зы с к ательн ой д о м о х о зя й к е. К стати, Г ен н ади й А л е к с е е - Наверняка и у тебя, читатель, возникало ощ ущ ен и е, что чем выше власть, тем дальш е он а от н а р о д а , тем меньш е он а представляет р еальную ситуацию , п р о б л е мы и б еды лю д ей . Жизнь из окна роскошного п ер со нального автомобиля, жизнь сквозь р о зовы е импорт ные ж алю зи , жизнь, о граж денная от постороннего вм е шательства ревностной и н еум олим ой секретарш ей , — согласитесь, это сов ерш енно другая жи знь, для нас в чем -то виртуальная. Но им енно в этих высоких каби нетах творится политика, в соответствии с которой все мы и должны существовать, а точнее — выживать. Б о л ь ш е д е с я т и л е т н а з а д в с е р е ф о р м ы з а р о ж д а л и с ь в у м а х в ы со к о л о б ы х х о зя е в «высоких» кабинетов. Там они рож д а ю т с я и п о н ы н е . В о з м о ж н о , и м ен н о в э т о м и к о р ен ь в с е х н е п р и ятн остей . Ч итаю ин тер вью з а м ест и т ел я м и н и ст р а о б р а з о в а ния , к о т о р о е он д а е т «Л и тер атур н ой г а зе т е » п о п о в о д у в в ед ен и я е д и н о г о г о с у д а р с т в е н н о г о э к з а м ен а . С р а зу в и д н о , за м м и н и ст р а — ч ел о в ек н ер а в н о д у ш н ы й , и с к ренне п ереж и ваю щ и й з а о б р а з о - в а н и е , ж а ж д у щ и й о б л е г ч и т ь участь «п р о сто го н ар о д а » . Ему бы чуток п ол уч ш е у зн а т ь п р о б л ем ы это го н ар ода, и с о в с ем х о р ош о бы бы л о. А т о, воля ваш а, уж б о л ь н о наивно вы глядят р а ссу ж д ен и я вы со к о го чиновника. Главны й а р г у м ен т в п о л ь зу ЕГЭ — в о зм о ж н о ст ь сд а т ь вступ и тел ь н ы е эк за м ен ы в л ю б о й в уз стран ы , н е в ы езж а я и з р о д н о г о с е л а (у л у са , а у л а ). З а м м и н и с т р а туг п роя вляет трогательн ую з а б о ту: « Б ол ь ш и н ств о с е м е й и з д р у гих р е г и о н о в п ри н ы н еш н ей с т о и м о ст и б и л е т о в п р о ст о н е м о ж ет отправить с в о е г о р еб ен к а сдав ать эк за м ен ы в столи ц у». О к азы вает ся , в с е д е л о в о д н о м : д е н е г на б и л е т н ет. М ож н о п о д у м а т ь , что, е с л и бы р о д и т ел и эт и д ен ь ги н а ск р еб л и , т о см о гл и бы п о то м с о д ер ж ать с в о е ч адо пять л ет в М ос кве. Г о сп оди н Б ол отов , вы о ч ем ? Вы хоть з н а е т е , что д а л е к о н е во в сех м оск овск и х вузах о б щ еж и ти е п р е д о ст а в л я ет с я п р я м о с п е р в о го к ур са? Как п р а в и л о — с о в то р о го , а то и с т р ет ь ег о . Д а е сл и б и п р едоставл я л ось. Вы зн а ет е, что в столи чны х о б щ еж и ти я х тв о р и т с я ? Или вы там н е бы в а л и ? Н е сколько л ет н а за д п р о ф е с с о р Гне- с и н с к о й а к а д е м и и н а с т о й ч и в о у го в а р и в а л м ен я от п р а в и т ь д о ч ь учиться в л и ц ей п ри а к а д ем и и . При эт о м усп ок аивал: «Вы н е в ол н уй тесь, у н а с бесп л атн ы й и н т ер нат». Я з а д а л а в о п р о с в л о б : «А е с л и бы вы бы ли о т ц о м д в е н а д ц ати л етн ей д ев о ч к и , вы бы е е о т п р ави л и в э т о т и н т ер н а т? » П р о ф е с с о р с ек у н д у п о д у м а л и о т в е тил: «Д а ни в к о ем сл у ч а е!» И ны м и сл о в а м и , е с л и отп равл я ть р е б ен к а учиться в ст о л и ц у — н а д о сн и м а т ь квартиру, с о д е р ж а т ь е г о п о д п р и с м о т р о м в зр о сл ы х . Вы п р ед ст а в л я ет е, в какие сум м ы эт о в ы л и в а ет ся ? Тут н е о б и л е т а х на п о е з д р еч ь ... Н асколько я м огу понять, глав ная за д а ч а ЕГЭ — э т о п р е с л о в у т о е « ст и р а н и е гр а н ей м е ж д у г о р о д о м и д е р е в н е й » . Что ж , в к ом м у н и ст и ч еск о й и д е о л о г и и б ы л о н е м а л о в ер н ы х п о сту л а т о в . В от тол ьк о н е х у д о бы зн а т ь , к ак ово сей ч а с п о л о ж ен и е в д е р е в н е с п е дагоги ч еск и м и к адрам и . Н е зн аю , на каком о с н о в а н и и г о с п о д а ч и новники так у б еж д ен ы , что с е л ь с к и е учи теля с у м е ю т п о д го т о в и т ь р еб я т и ш ек к п р е д с т о я щ е м у т е с ти рован и ю . Ч тобы п р еп о д а в а т ь — в д е р е в н ю р и н ул и сь м о л о д ы е т а л ан тл и в ы е к адры , и м н а д о п л а тить с о о т в е т с т в е н н о . Д а и п о ж и лы х опытны х уч и тел ей н еп лохо бы м а т ер и а л ь н о п р о ст и м у л и р о в а ть , д а б ы он и к ор ен н ы м о б р а з о м п е р естр о и л и сь , готовя вы пускников. Д а что говорить п р о дер ев н ю ! Как- то в с т о л и ц е я б ы л а с в и д е т е л ь н и ц ей так ого р а зго в о р а . М ол одая ж ен щ и н а сп р а ш и в а ет ш кольниц: «Д евочк и, у в а с х о р о ш а я ш кола?» — «П рикольная!» — «А эт о как?» — «Д а в д е с я т о м к л а с с е у н а с н ет ур о к о в м а тем ати к и , хи м и и и а н г л и й ск о го . У ч и тел я -то р а б о т а т ь в ш колу н е и дут». — «А как ж е вам оц ен к и вы ставят?» — «Д а н а р и су ют». В М оск в е, м еж д у прочим , у с тр ои ться на р а б о т у в ш к ол у— н ет п р о б л е м . М оск вич и н е хотя т за т а к и е гр о ш и вк ал ы в ать. М о ей п р и я т ел ь н и ц е-ф и л о л о гу бук валь н о н а в я за л и в е с т и ур ок и а н гл и й ск о го в ст а р ш и х (!) к л а сса х . О н а, б ед н а я , бы ла вы нуж дна пойти п о лучать п л атн о в т о р о е о б р а з о в а н ие. Г осп оди н зам м и н и стр а, как ж е в эти х ш колах б у д у т ЕГЭ сда в а т ь ? П р еж д е ч ем о д е р е в н е р а д ет ь , вы бы в сто л и ч н ы е к л ассы за гл я н у ли. К р о м е п р о ч его , в и н тер в ь ю и д е т р е ч ь о н е о б ъ е к т и в н о с т и ш кольных оц ен ок . Д еск ать, п я тер ки — д а л е к о н е в с е г д а п ятерк и . М еж ду п р о ч и м , н а р о д э т о п он ял д а в н ы м -д а в н о . П отом у и н а н и м а е т р еп ети тор ов п е р е д п оступ лен и е м в в у з, эк о н о м я и отк л ады вая каж дую копейку. Н е так д а в н о м и ни стр о б р а зо в а н и я Ф и ли п п ов з а явил, что ЕГЭ п о м о ж ет покончить с п ор оч н ой практикой р еп ет и т о р ств а. Х о т ел о с ь бы м н е зн а т ь как. Его со б ст в ен н ы й за м ес т и т е л ь ч е ст н о в ин тер вью с о о б щ а ет : «В ц е л о м ж е к о н т р о л ь н о -и зм ер и т е л ь ный м а т ер и а л п р о ек т и р у ет ся т а ким о б р а з о м , чтобы тол ьк о о д и н р еб ен о к и з ты сячи м о г вы полнить з а три ч а са в е с ь о б ъ е м за д а н и й » . Как го в о р и т ся , к о н ец ц итаты . И к о н ец в с е м н а м , р о д и т е л я м . Вы х о т и т е, ч тобы ваш р е б е н о к ст а л эт и м « о д н и м и з ты сяч и »? В о т и н ан и м ай те р еп ети т о р а , которы й в этих тестах п одн атор ел . П ричем н е о д н о го , а н еск ол ьк и х— п о п р о ф и лирующ им эк за м ен а м . С праш ива ет ся , что ж е и зм ен и т с я с в в е д е н и ем ЕГЭ? Н е лучш е ли за д у м а т ь ся: как и п о ч ем у о б р а зо в а л а с ь т а кая п р о п а с т ь м е ж д у у р о в н е м ш кольны х зн а н и й и т р е б о в а н и я м и на вступ и тел ьн ы х э к за м е н а х ? М ож ет, кто-то н ед о р а б а т ы в а ет ? А м ож ет, кто-то со зн а тел ь н о п одтал к и вает к р еп е т и т о р ст в у ? Т ольк о в е д ь си ту а ц и я э т а в с е р а в н о с о х р а н и т ся , п ок а у н а с в с и с т е м е о б р а з о в а н и я т а к и е за р п л а т ы . П ока у н а с д л я т о г о , ч тобы п о л у чать 6 0 0 р у б л е й в м ес я ц , н а д о пять л ет отучиться в в у зе. Так что, н а м о й н е п р о с в ещ е н н ы й в згл я д , ЕГЭ — э т о п р о с т о о г р о м н ы е д о п ол н и тел ьн ы е с р е д с т в а , к отор ы е лучш е бы л о бы п отрати ть н а з а р платы т ем ж е уч и тел я м и п р е п о д а в а т ел я м . Но р а з в е р а згл я д и ш ь в с е э т о и з «вы соких» к а б и н ет о в ? Т ам с и д я т к рупны е т е о р е т и к и , н е ч ета н ам , см ер т н ы м . Т еп ер ь вот з а т е ваю т р е ф о р м у р у с с к о г о язы к а. В р о д е как слиш к ом уж он великий и м огучи й , д а л е к о н е к а ж д о м у п о си л а м . Что з а р е ф о р м а ? И зв е с т н о , что МГУ и ЛГУ — п р оти в . На м ес т а х п р о с т о тол к ом н и ч его н е и зв е с т н о . С к ем с о в е т о в а л и с ь , с к ем о б с у ж д а л и ? Г д е -т о та м , п р о м еж с е б я . У зн а ем у ж е в г о т о в о м в и д е «р ек ом ен д ац и и к д ей ст в и ю » . Говорят, в с е б у д е т н а п р а в л ен о на у п р ощ ен и е. Ну, то ест ь новы й р у с ский — д л я «новы х р усск и х». С л о ва «бр ош ю р а» и «п араш ю т» — ч е р е з «у». Ч тобы лиш ни х о ш и б о к н е д ел а т ь . И в о о б щ е, никаких м н о го ч и сл ен н ы х и ск лю ч ен и й . Как сл ы ш ится, так и п и ш ется . Я бы ли чн о о т с е б я п р ед л о ж и л а л ега л и зо в а т ь сл о в о «ложу» в м ест о «кладу». А з а ч ем мучиться и п ереучи ваться ? Д а и у д а р е н и е в с л о в е «стаканы » на п о с л е д н и й с л о г д а в н о у ж е с т а л о п р и в ы ч н ы м . В о з н и к а е т т о л ь к о о д н а н ебол ьш ая н еувязочка: а что д е л а т ь с б и б л и о т ек а м и ? Ч то д е л а ть с « д о р е ф о р м ен н ы м и » т и р а ж ам и книг? И зы м ать? И ли о б ъ я с нять р еб ен к у , что с л о в о «стек лян ный» — у с т а р е в ш ее и т е п е р ь д о л ж н о п и саться с од н и м «н»? А у ч е б ники в ш кольны х б и б л и о т ек а х — их т о ж е в с е п р и д ется за м ен и т ь на « н о в о р у сск и е» , чтобы и зб е ж а т ь п утаницы и сум я ти ц ы в д ет с к и х го л о в а х ? И н т е р е сн о , к т о -н и б у д ь и з и н и ц и а т о р о в о ч е р е д н о й р е ф ор м ы о б эт о м в с е р ь е з п о д у м а л ? Или и м н е п р и х о д и т в го л ов у, что «непродвинуты й» н а р о д п ок олен и я м и с о б и р а л д о м а ш н и е б и б л и о тек и , что е щ е о с т а л и с ь д е т и , к о т о р ы е в с в о б о д н о е в р ем я л ю б я т читать, а н е «оттяги ваться «К лин- ск и м »? Я п он и м аю : гл уп о ж д а т ь , что в л асть н ач н ет с о в е т о в а т ь с я с н а р о д о м , за т е в а я е щ е о д н о п р е о б р а з о в а н и е . Н о н еу ж ел и «на в ы с ш их этажах» н е поним аю т, что есл и эти п р е о б р а зо в а н и я н е б у д у т п о няты и приняты «вн и зу», т о н е ч е го н а д ея т ь ся н а р езу л ь т а т ? Н е у ж ел и н е ясны причины н а ш его н еи зм ен н о го «хотели как л учш е, а п олучи лось как в сегд а » ? П ора уж е сп у ст и т ь ся н а н еск о л ь к о э т а ж е й п о н и ж е, ч тобы м о ж н о б ы л о р а з глядеть л ю д ей , сп еш а щ и х п о н е о тлож ны м д е л а м , о за б о ч ен н ы х н е р азр еш и м ы м и п р о б л ем а м и . П ора у ж е п р и сл уш аться к том у, что он и го в ор я т и д у м а ю т о тех , кто о т г о р о д и л с я о т них д у б о в ы м и д в е р я м и с п озо л о ч ен н ы м и табли чк ам и . Елена БРЕДИС. вич ч а ст ен ь к о б е р е т и н д и в и д у а л ь н ы е за к а зы , н о н е в у щ е р б ш кольны м зан я ти я м . В ед ь е г о главная о б я за н н о ст ь — привить р еб я т а м л ю б о в ь к тр уду, за ж еч ь в них и ск ор к у т в о р ч ест в а . Как опы тны й п е д а г о г , он п о д б и р а е т д л я к аж дого св о й «ключик». А п а р а л л ел ь н о у к р а ш а ет т в о р ен ь я м и с в о и х рук р о д н у ю а ! т а т а 1 ег. По с л о в а м м ет о д и ст а УМЦ г о р о д с к о г о у п р а в л ен и я о б р а з о в а н и я Л ю б о в и А са н о в о й , з а годы р а боты П авлова ш кола № 3 3 за м ет н о п о х о р о ш ел а . И э т о н е еди н и ч н ы й так ой п р и м ер . П рактически в к а ж д о м у ч е б н о м з а в е д е н и и Л и п ец к а е с т ь « д е р е вянных и прочих д е л м астер », которы й в м ест е с о с в о и м и ю ны м и п о м о щ н и к а м и т в о р и т на у р о к а х т р у д а ч у д е са ! В с е г о ж е н а вы став к е п о к азан ы р а б о т ы п е д а г о г о в и з 21 ш колы . Н ел егк о п р и ш л о сь ж ю ри , за ч а р о в а н н о м у м н о го о б р а з и е м к р а со к , ф о р м и зд е л и й , огр о м н ы м т р у д о л ю б и е м и вы дум к ой и х а в т о р о в . И в с е ж е н а д о б ы л о вы би р ать . В и т о г е «лучш им и и з лучш их» бы л и п р и зн аны ш ест ь п р е п о д а в а т ел е й т ехн ол оги и . Э то Е лен а Гриш ко (ш к ол а № 6 9 ), Т атьян а П ет р о в а (ги м н а зи я № 12 ), Е л ен а Г л еб о в а (ш к ола № 7 0 ), С ер г ей Ш ибин (ш кола № 6 1 ), Г ен н ади й П авлов (ш кола № 3 3 ) и Вик т о р Д о л ги х (ги м н а зи я № 12 ). Е щ е д в е н а д ц а т ь ст а л и п о б ед и т ел я м и в н ом и н ац и я х з а в о зр о ж д ен и е н а р о д н о го т в о р ч ес т в а , в ы со к о е м а с т е р с т в о и о р и ги н а л ь н о сть . О ст а л ь н ы е — л а у р е а т а м и . К о р о ч е, никто н е о ст а л ся н е за м еч ен н ы м . Д а и н е за м ет и т ь таких м а с т е р о в п р о ст о н ев о зм о ж н о ! Елена ТАРАВКОВА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. АКТУАЛЬНО! «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»: н а д е ж н ы й СТАРТ В БУДУЩЕЕ С а н и т а р н о -э п и д е м и о л о ги ч еск ая и д е м о г р а ф и ч е с к а я о б с т а н о в к а в Д олгорук овском р ай он е вы зы в а ет б о л ь ш ую т р ев о гу . З а б о л е в а е м о с т ь д е т е й з д е с ь вы ш е, ч ем в с р е д н е м п о о б ласти, причем е е уров ен ь е ж е го д н о увел и ч и вается на 2 0 -2 5 п р оц ен тов. С м ер тн ость в р ай о н е б о л е е ч ем в три р а за п р е в ы ш ает р о ж д а е м о ст ь . С т р е м и тел ь н а я убы л ь н а сел ен и я гр о зи т с е р ь е зн ы м к адр овы м д еф и ц и т о м , р езк и м со к р а щ е н и ем д е т е й в в о сп и т а т ел ь н о о б р а зо в а т ел ь н ы х у ч р еж д ен и ях. В и дя стол ь слож н ую си ту а ц и ю , в р а й о н е приняли м е с тн ы й в а р и а н т п р о г р а м м ы « З д о р о в ы й р еб ен о к » . В н ем п е д а г о г и , врачи , р а б о т н и к и культуры и сп ор ти в н ы х о р г а н и за ц и й п р е д у см о т р е л и к ом п л ек с м е р , н ап р ав л ен н ы х на о х р а н у зд о р о в ь я д е т е й . Глав н ой за д а ч е й с т а л а п р о п а га н д а зд о р о в о г о о б р а з а ж и зн и в н о в о м , с а м о м ш и р ок ом е г о п он и м ан и и . О т бы лого м ити н гов ан и я и л о зу н г о в п о эт о м у п о в о д у п ер еш л и к п р ак ти ч ес ким д е л а м . П р е ж д е в с е г о н ач ал и с м ед и ц и н ск о г о о б с л е д о в а н и я д ет ск о го н асел ен и я. Результат п о л у ч и л ся п еч ал ьн ы м . У р о в ен ь о б щ е й з а б о л е в а е м о с т и д е т е й о к а за л с я к р ай н е т р е в о ж н ы м . О с о б е н н о в р а ч е й б е с п о к о и т с о с т о я н и е з д о р о вья м а л ы ш ей п е р в о г о г о д а ж и зн и , у которы х за м ет н о р а с т ет з а б о л е в а е м о с т ь ор га н о в д ы х а н и я , п и щ ев а р ен и я , б о л е зн и к рови . А м ед о с м о т р ы ш кольников пок азы ваю т р о ст у них н ар уш ен и й о п о р н о -д в и гательн ого ап п арата, си стем ы к р ов ообр ащ ен и я , н ервн ой с и стем ы . Х ронические за б о л е в а н ия у п о д р о с т к о в ст а н о в я т ся • д л я них с е р ь е зн ы м .п р еп я л м с т а н е м в в ы б о р е п р о ф е с с и и , сл у ж б е в арм и и . В ч ем ж е кро ю тся главны е причины кризи- кколо года действует областная целевая прогрс (Здоровый ребенок». На самом е е старте «Лг» опубликовала ряд комментариев к ней специалистов- >амма Г разработчиков проекта. Они с тревогой утверждали, что появление такой программы обусловлено критическим состоянием здоровья детей и подростков. По данным медиков, бол ее половины из них страдают серьезными недугами. Наиболее распространены близорукость, нервно-психические и аллергические заболевания, хронические болезни органов пищеварения, понижение слуха, дефекты речи и другие хвори. Более того, здоровье детского населения имеет стойкую тенденцию к дальнейшему ухудшению . Промедление и бездействие в этом направлении грозит не только потерей нынешнего, но и ряда последующих поколений. Словом, назрела необходимость принятия самых срочных и кардинальных мер, что и предусматривает программа «Здоровый ребенок». Что же сделано на первом этапе е е реализации? За ответом на этот вопрос наш корреспондент отправился в Долгоруковский район. с а д е т с к о г о зд о р о в ь я ? П о м н ен и ю за м е с т и т е л я гл а вы а д м и н и ст р а ц и и Д о л г о р у к о в с кого р а й о н а А натолия К орнукова, п р еж д е в сего ск а за л о сь сн и ж ен и е уров ня ж и зн и б о л ь ш и н ств а н а с е л ен и я . Л ю ди стал и х у ж е п и тать ся , у ч а ст и л и сь с т р е с с о в ы е с и т у ац и и , св я зан н ы е с б е зр а б о т и ц е й , с т р а х о м п е р е д б у д у щ и м , к о н ф ликты на п оч ве п ьянства и н ар к о м ан и и . В с е э т о т р о ек р а т н о о т р а ж а ет ся н а д ет я х . — К эт о м у д о б а в л я е т ся и н е д о ст а т о ч н о е м а тер и а л ь н о -т ех н и ч е ск о е о б е с п е ч е н и е ш кол, — сч и т а ет за в ед у ю щ а я районны м о т д е л о м о б р а зо в а н и я В ален ти н а К он дратова, — чр езм ерн ая учебная на грузка, н еп р о д у м а н н о е ф и зи ч е с кое восп и тан и е. — О ст р о ск азы в ается р а с п р о ст р а н ен и е с р е д и д е т е й и п о д р о с тков курения, алк оголи зм а, нарко м ани и , — д о б а в л я ет главны й врач рай он н ой больницы В лади м и р Т о к ар ев. — Н егативную р ол ь и гр ает и н изкая гр ам отн ость р о д и т ел ей , п едагогов по охр ан е и укреплению зд о р о в ь я д е т е й , н едо ст а т о ч н ы й у р о в ен ь ги ги ен и ч еск ого в о сп и т а ния и ф ор м и р ов ан и я навыков з д о р о в о го о б р а з а ж и зн и у ш кольни ков. В эт о м п лан е работы дл я в сех н а с — н епочаты й край. Н а и б о л е е ц ен ен з д е с ь опы т ш кол, г д е р а б о т а п о ф о р м и р о в а нию у р е б я т зд о р о в о г о о б р а з а ж изни в ед ется и здавн а и п о-н асто ящ ем у. В К расоты новской ср ед н ей ш коле ф и зи ч еск о м у воспитанию и з а б о т е о зд о р о в ь е р еб я т у д ел я ю т о с о б о е вн и м ани е. — Ф и зи ч еск и н еп олн оц ен н ы й р еб ен о к н е см о ж ет д о статоч н о х о р ош о усваивать учебны е знания, — счи тает д и р ек тор Ольга Заволож и - на. — П оэтом у с п ервого к ласса мы с т р е м и м с я п р и о б щ и т ь р е б я т к ф и зк у л ь ту р е и тр уду. А ктивно в этом направлении мы р а б о т а ем н е только с д ет ь м и , н о и с их р о д и т е лям и. Н е сл у ч а й н о в ш к оле е ст ь н е м ало сп о р т см ен о в , прославивш их е е д а ж е з а п р ед ел а м и района: эт о л егк о а тл ет к а Н астя Т о р га ш о в а , гиревики А л ек сан др и О лег Ф ок и ны, лыжник М аксим Н ечаев... А учи т ел ь ф и зк ультуры ш колы В иктор Д у б о в о й п р и зн ан лучш им в р а й о не. — В с е д ет и питаю тся в ш коле, — говор ит школьный п овар В ал ен ти н а Ж да н о в а . — О б я за т ел ь н о в м ен ю вк лю ч аем го р я ч и е б л ю д а , о в ощ и , фрукты . Ни р еб я т а , ни р о д и т ел и на п и тан и е н е ж алую тся. Н о на эт о м в К р асоты н овск ой ш коле н е останав ли ваю тся. З д е с ь в с е р ь е з за н я л и сь с о з д а н и е м н а ст о я щ ей ш колы зд о р о в ь я . В н ей , п о сл о в а м д и р ек т о р а , см о гу т з а н и м аться и д е т и , и в зр о сл ы е ж и т ел и с е л а . С п ец и а л и ст ы б у д у т учить их п равильном у реж и м у дн я, р а ц и о н а л ь н о м у п и тан и ю , з а н и м аться ф и зк ул ьтур ой и с п о р т о м . З до р о в ы й о б р а з д о л ж ен стать дл я них ж и зн ен н ой п отребн остью , счи т а ет З ав ол ож и н а. — Школы зд о р о в ь я с о в р е м е н ем б у д у т р а б о т а т ь в о в сех о б р а зовательн ы х уч р еж ден и ях рай он а, — гов ор и т В ален ти н а К он дратова. — У слови я д л я э т о г о е ст ь , а гл ав н о е — су щ ест в у ет о ст р а я н е о б х о д и м о с т ь в н и х. Н ачальн ы й о п ы т т р е б у е т д а л ь н е й ш е г о р а сп р о ст р а н ен и я . —О с о б о е вн и м ан и е — п и тан и ю д е т е й , — п р о д о л ж а ет К о н д р а то в а . — Н а п р и м ер , на м ес т н о м м о л о к о за в о д е н ачи н а е м вы пуск в и т а м и н и зи р о в а н н о г о к е ф и р а , й о г у р т о в , д р у г о й п родук ц и и . Н о главная б е д а зак л ю ч а ет ся в то м , что в с ел а х р ай он а с т а н о в и т с я в с е м е н ь ш е и м ен ь ш е д е т е й . Т олько в п р о ш лом у ч ебн ом году количество ш к ольн и к ов со к р а т и л о сь на 123 человек а. В р я д е школ уж е н е н а б и р а ю т н е с к о л ь к и х класс-ком плектов, то ест ь в от дел ь н ы х к л а сса х н ет ни о д н о го учен и к а. Е сли так п о й д ет и д а л ь ш е, т о ч е р е з д е с я т о к л е т м н о ги е д о л го р у к о в ск и е п е д а гоги ри ск ую т остать ся б е з р а боты . П о эт о м у в ш к олах п е р вы ми за б и л и п о эт о м у п о в о д у тр ев о гу , р е зу л ь т а т о м ч его и ст а л а п р о гр а м м а « З д о р о в ы й р ебен ок ». А вот к а к к о м м е н т и р у е т е е в ы п о л н е н и е з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а у п р а в л е н и я з д р а в о о х р а н е н и я а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и Н и н а С ЕМ Е Р И К О В А : — П р о гр а м м а п о с т е п е н н о н а б и р а е т о б о р о т ы . П ервы й г о д стал п е р и о д о м е е о см ы сл ен и я и к орр ек ти ровк и . К он ечн о, с д е р ж и в а е т д е ф и цит с р е д с т в , в е д ь п р о гр а м м а почти п о л н о ст ь ю ф и н а н си р у ет с я и з о б л а с т н о г о б ю д ж ет а . Т ем н е м е н е е е ст ь п ер в ы е р езул ь таты . Н а п р и м ер , п о в с е м е ст н о с о зд а ю т с я о зд о р о в и т ел ь н ы е центры , отк ры вается о б л а с тн ой ц ен т р м ед и ц и н ск о й п роф и л ак ти к и , т р а д и ц и о н н ы м и ст а н о в я т ся «Д ни зд о р о в ь я » в ш колах, учи лищ ах, в узах, н а п р ед п р и я т и я х ... Г оворя о м ед и ц и н ск о м о б е сп е ч е н и и п рогр ам м ы , с л е д у е т зам ети ть , что р а с ш и р и л о сь м е д о б с л е д о в а н и е д е т е й в д е т с а д а х и ш колах, а п о лучен ны е да н н ы е и зучаю тся и стан ов я тся б а з о й д л я принятия с о о т в е т ствую щ и х м ер . С о гл а сн о и с сл е д о в а н и я м и а н к ети р о в а н и ю н е со в ер ш е н н о л ет н и х , вы явлен о, что 4 3 п р о ц ен т а р е б я т курят, 11 — зл о у п о т р е б л я ю т а л к о го л е м , 2 8 — п р о б о в а л и или у п о т р еб л я ю т н арк оти к и . П о д о б н а я к арти н а тр ев о ж и т и стр аш и т м ед и к о в , п ед а го го в , р о д и т е л е й , п о эт о м у мы р а з р а б а т ы в а ем п р огр ам м у со в м ест н ы х д ей с т в и й с т ем , чтобы ув ести , от- в л е ч ь -д е д е ^ р т п агубны х зан яти й , п ерек лю чи ть их в н и м а н и е на п о л е з- з д Я ^ з к у л ы у р у и сп о р т , кружки п о и н т е р е е э ^ и р к у < 2 ство>.. ч » п р о гр а м м е, начат капитальны й р е м о н т У см ан ск ого д е т с кого п $ ё т и в о т у б е р к у л е зн о г о са н а то р и я , п о п о л н я ет ся о б о р у д о в а н и е м о б л а стн а я д ет ск а я б о л ь н и ц а, о б л н а р к о д и сп а н сер , о б л а ст н о й ц ен тр п о п р оф и л ак ти к е и б о р ь б е с о С П И Д и и н ф ек ц и о н н ы м и за б о л е в а н и я м и . С о в м ест н о с п ед а го га м и с о з д а н а эк сп ер и м ен т а л ь н а я «Ш кола зд о -1 ровья» в К уй м ан ск ой с р е д н е й ш к ол е Л е б е д я н с к о г о р а й о н а . В н ей в н едр я ю тся зд о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е техн ол оги и в в осп и тан и и и о б у ч ен и и ш к ольников, и н т ен си в н о р а зв и в а ет ся ф и зк у л ь ту р а и с п о р т , д е й с т в у е т в с е о б у ч п о зд о р о в о м у о б р а з у ж и зн и д л я д е т е й , п е д а г о гов и р о д и т е л е й . П р и л а га ем у си л и я д л я откры тия п р о т и в о т у б е р к у л е зн о г о с т а ц и о н а р а д л я д е т е й и п о д р о ст к о в в Л и п ец к е, п ы таем ся р еш и ть в о п р о с и п о д н е в н о м у ст а ц и о н а р у д л я о к а за н и я п с и х о -н е в р о л о г и ч е с кой п о м о щ и д ет я м в о б л а с т н о м ц ен тр е. А ктивизируется р а б о т а по о х р а н е зд о р о в ь я м а тер ей . В ед ь и м ен но на э т о й с т а д и и м о ж н о п р ед о т в р а т и т ь м н о г и е д е т с к и е н ед у ги . Б ольш ая р а б о т а в е д ет с я и п о улучш ению питания д е т е й , п о с т е п е н но р еш а ет ся к адр овая п р о б л ем а м ед р а б о т н и к о в в л е ч е б н о -п р о ф и л ак ти ческ и х у ч р еж ден и я х , ш колах и д е т с а д а х . О дн ак о в с е эт о , п о вторя ю , лиш ь н ач ал о д л и тел ь н о й м н о го п л а н о в о й р а б о т ы п о о з д о - „ р о в л ен и ю д ет с к о г о н а сел ен и я о б л а с т и . Г л ав н ое — е щ е в п е р е д и . ^ 3 / .Ф 2 Л 1 ^ и е н ад еж ды в этой р а б о т е сп ец и а л и сты связы ваю т с ф е д ер а л ь н о й п р о гр а м м о й « З д о р о в ы й р еб ен о к » , к отор ая , п о дан н ы м М и н зд р а в а , ст а р т у ет по с т р а н е в 2 0 0 3 го д у . Подготовил Николай РОЩУПКИН. Л и п ец к — Д о л го р у к о в о . Ч ЕГОНЕВИДНО СКВОЗЬ ИМПО РТ ЖАЛЮЗИ ОФИСО ОБРАЗОВАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz