Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
& . -г. шжжштшт щш Ш И П Е Ц К А Я « I г а з е т а Шш ЩШш ' % ЩЩ; 7 м ая 2002 г., ■ ш и О ткроем одну маленькую внутриредакционную тайну. Время от времени на наших планерках одни журналисты по-дружески критикуют других журналистов: «Что-то вы, коллеги, перебарщиваете по части культуры да образования. Не многовато ли «XIГ» об этом пишет? У народа голова болит о хлебе насущном, а вы ему все о хлебе духовном. Может, спуститесь на землю?» Наверное, есть в этом доля правды. Но полностью переключиться на хлеб насущный никак не удается. И мешают такому «приземлению»... ваши письма, любезные читатели. Во-первых, они свидетельствуют: вы с интересом, сопереживая, то соглашаясь, то полемизируя с авторами публикаций, читаете то, что печатается о воспитании, образовании, творчестве, о тревожных коллизиях в нравственной сфере нашей жизни. Во-вторых, сами размышляете о судьбе традиций, родного языка, о том, почему у нас сегодня можно безнаказанно пропагандировать пошлость, разврат, агрессивность. В-третьих, охотно вступаете в диалог и с журналистами, и друг с другом, и отнюдь не только когда речь идет о росте тарифов на коммунальные услуги или об очередных выборах. Причем особенно остро и жарко читатели включаются в разговор о молодежи. Редакционная почта свидетельствует, что молодые, по мнению многих, в большой опасности, нынешняя жизнь для них вся — «зона риска». Именно из таких ваших раздумий и откликов на предыдущие публикации и составлен очередной выпуск «Хочу быть услышанным!» По-видимому, никуда не денешься от этой темы. В конце концов, если у нас не будет хлеба духовного и новое поколение окончательно привыкнет питаться духовными суррогатами, то и насущный хлеб окажется некому выращивать. П одписавшийся не полной фамилией читатель не согласен с позицией журналиста «ЛГ». Журналист считает передачу «Моя семья» образцом пошлости, копанием в чужом грязном белье, а модные среди нынешних тинейджеров словечки вроде «типа», «чисто», «я торчу» и т. д. —тревожным признаком бескультурья. Григорий Овс-ов уверяет, что тревога газетчика беспочвенна. Пафос письма, похоже, сводится к призыву не навязывать поколению пех* чуждых ему ценностей и не проявлять о нем особой обеспокоенности: дескать, перемелется, мука будет. Однако естественно полюбопытствовать: а как долго будет перемалываться? И не слишком ли дорого заплатят за этот помол общество, государство, да и сами молодые люди? В статье «О культуре сквозь замочную скважину», разумеется, речь шла не обо всем поколении поголовно, как решил Григорий Овс-ов, но все же о весьма значительной его части. Так стоит ли тревожиться об этих подростках? Может, они, действительно, всего лишь повторяют путь, свойственный в период «психосексуального развития» всем и во все времена? Может, и правда ничего страшного с ними не происходит? Нам кажется, ответы на эти вопросы в какой-то мере дают публикуемые сегодня на этой же странице «заметки судьи». Прочитал статью Елены Бредис «О культуре сквозь замочную скважину» в «ЛГ* № 75 и снова утвер дился в мысли, что у вас в газете много ностальгии по Союзу, по тому укладу и жизни, и государства. Но дело не в том, что носталь гия. Дело в том, что эта но стальгия по всему: и по хо рошему, и по плохому. «Пусть будет все так, лишь бы хуже не было», —такие выражения можно услы шать довольномчаете; Кто это произносит? Люди, воз раст которых перевалил со рокалетний рубеж. Они Р Е ЗО Н А Н С — НЕ ДУМАЙТЕ О СЛЕНГЕ СВЫСОКА... жили тогда, они жили луч ше. Но как быть молодежи, которая тогда не жила? По вторять то же самое за стар шими? Увольте. Вы вот упоминаете пере дачу «Моя семья». Да, есть такая. Да, ее смотрят. Но вы никогда не задумывались, по чему? Неужели только пото му, чтобы позлорадствовать над чужим горем? Людям интересны другие люди. А особенно интересно то, что знать как бы и не положено. Помните про «запретный плод»? Это врожденное. Иго ворить о том, что это нужно сдерживать, —бессмысленно. Еще мне интересно ваше мнение о воспитании. Неуже ли вы думаете, что всех не обходимо воспитывать одина ково? Неужели всем нужно давать лишь то, что кто-то назвал «великохудожествен ным» и «великонравстве нным»? О русском языке всегда много рассуждали. Всегда возмущались сленгом моло дых. Правда, потом не заме чали, как жаргонизмы вхо дили в обыденный лексикон, а дальше и вовсе никтО не вспоминал, откуда эти-СЛОва взялись. Русский язык — живой язык. А значит, нельзя составить словарь даже из миллиона слов и ска зать, чтобы говорили только по нему. Сленг, в том числе и мо лодежный, не уйдет никогда, т. к. является необходимой частью психического разви тия. А вот человек со време нем от жаргона отказывает ся. По мере взросления. А вы знаете, зачем вообще подро стки общаются именно на «загадочном» языке? Не из- за того, что хотят «насолить» русскому языку. А затем, чтобы: а) быть непонятными взрослым, поскольку в этом возрасте развивается недове рие к родителям и прочим взрослым; б) быть понятны ми внутри группыи непонят ными посторонним, посколь ку группы в этом возрасте чрезвычайно дифференциро- ванны. Это нормальное пси хосексуальное созревание, и ничего патологического в этом нет. И нельзя утверждать, что ♦они имыслят, как говорят», т. е. примитивно, грубо. Раз мышления автора статьи ненау чны и статистически недостоверны. Выводы рас пространять на все поколе ние пех1 нельзя. Журналист выдернул пару-тройку при меров из жизни, забыв, что людей много больше, и все они не похожи друг на дру га. Даже научное экспери ментирование чрезвычайно рисковано, когда выводы распространяются на всю популяцию. Не говоря уже о наблюдениях. А в конце хочу сказать: критиковать легко, особен но в газете. Но давайте сде лаем лучше или скорректи руем своюпозицию. Посмот рим на мир глазами тех, кто не жил, когда было лучше. Вспомним себя в этом воз расте. Вспомним, что мыде лали тогда. Не нужно смот реть только с высоты накШ 1 - |у ленного опыта. Ну^кйоЪощг^|Н мать и тех, у кого 'е^о ,г&щё ' п нет. С уважением Григорий ОВС-ОВ. Р О Д Н О Й я з ы к н а м Д О Ф Е Н И ? Е сли вы внимательно слушали Послание Президен та РФ Федеральному Собранию, то наверняка об ратили внимание, что в этом программном доку менте упор сделан на экономику как основу благососто яния и политической стабильности нашей страны. Акак же образование, которое совсем недавно государство объявило приоритетом номер один? Лично меня очень волнует русский язык, который стал жертвой примити визма, шаблона, массовой речевой беспомощности. (По мните, как у Маяковского: «... улица корчится безъязы кая»?). Специалисты подсчитали: в повседневной речи мы обычно используем стандартный набор слов и фраз —не более полутора тысяч. Это, конечно, больше, чем у Эллочки-людоедки, однако ушли мы от нее недалеко, пользуясь лишь сотой долей доставшегося нам богат ства! Вотличие, например, от французов, чей язык бед нее, однако они относятся кнему куда бережнее. По этому поводу Генрих Гейне писал: «Французский язык, в сущ ности, беден, но французы умеют использовать все, что в нем имеется в интересах разговорной речи». Амы не умеем или не хотим. Иначе как объяснить тот факт, что к скудости нашего словарного запаса добавляются еще и такие вещи, как сленг, жаргон и даже мат? Как объяс нить, что речевой цинизм, воровская феня стали нормой среди известных людей—актеров, режиссеров, журна листов? Но это еще цветочки! По-настоящему поражает вот что. Всем хорошо известен однотомный «Толковый словарь» Ожегова. Так вот, в последнее его издание член- корреспондент РАН, доктор филологических наук Шве дова взяла и включила несколько нецензурных слов — видимо, для разнообразия. Боюсь, автор словаря это бы не одобрил. Как не одобрил бы языковых манипуляций, без которых не обходится ни одна политическая кампа ния и которые приносят пиарщикам баснословные гоно рары. Чего стоят набившие оскомину призывы типа «Го лосуй сердцем!» (другими словами, голосуй, не размыш ляя), «Голосуй или проиграешь» (шантаж, который дол жен породить беспокойство). Кстати, на последнем при еме строятся многие рекламные ролики. Самой «удач ной», вероятно, следует считать заповедь налоговиков народу: «Заплати налоги и спи спокойно!». Перечень при меров легко продолжить. Неужели наши высокопоставленные руководители и чиновники этого не замечают? Всвязи с этим мне вспо минаются слова Владимира Даля: «Русской речи пред стоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, об- разумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы». Какой путь вы берет Россия —сегодня не менее важно, чем рост эко номических показателей и приток инвестиций. С языко вой политики следует начинать, если мы хотим восста новить достоинство нашей страны и не опозорить ее окон чательно. С принятия на уровне Президента РФ нацио нальной доктрины развития русского языка. С обучения школьников не столько орфографии и пунктуации, сколько речевой культуре и речетворчеству, умению свободно пользоваться родным языком. Дмитрий ШАТАЛОВ, выпускник липецкой школы № 6 9 , призер в сер осси й ск и х олим пи ад по русском у языку. , р О Ф ЕНЕ Б о та Е т Е , с э р р О ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВСЕ ХУДОЖНИКИ РОДОМ ИЗ Д ЕТСТВА... Есть такое, ставшее банальностью, утверждение: все дети талантливы. Но это кажется банальностью только человеку, который не причастен к педагогике. Директор детской художественной школы, член Союза художников России Виталий Миронов за тридцать с лишним лет работы убедился: среди детей, действительно, нет бездарей . Талантливого ребенка найти нетрудно. Гораздо труднее сберечь и развить его способности. Впрочем, Виталий Иванович отнюдь не уверен , что любой ученик его школы непременно должен стать Коровиным, Пикассо или Сорокиным. В конечном счете Божий д ар может проявиться в любой другой сфере. Но годы у мольберта все равно дадут человеку столько замечательных качеств и навыков, что их ему хватит на всю жизнь. К тому ж е Миронов любит подчеркнуть: за время существования школы ни один е е ученик не оказался в дурной компании, не совершил никакого правонарушения, независимо от общероссийских и региональных тенденций к росту подростковой преступности. Вот почему письмо, переданное художником-педагогом в нашу газету, стоит прочитать пристально и серьезно. Не сочтите меня завистни ком, хотя я, признаюсь, се годня завидую. Завидую моим коллегам и их воспи танникам, которые выбрали музыкальную стезю. У них есть множество возможнос тей продемонстрировать свои достижения —на конкурсах, смотрах, фестивалях. Чего стоит одинИгумновский кон курс пианистов! Он набирает силу , проведение его стано вится событием и в границах области, и в России , о нем пишут, о нем знают даже да лекие от музыки люди. На мой взгляд, даже выставки художников-классиков не вызывают такого резонанса, не говоря уже об экспозици ях молодых живописцев и графиков или одаренных де тей из художественных школ, студий, кружков. Я знаю, у музыкантов свои проблемы и сложности. Но сейчас им все равно уде ляется больше внимания, чем художникам. Я радуюсь за них, потому что мы все собратья по искусству. Я ап лодирую победам наших юных земляков на солидных творческих конкурсах. И вместе с тем считаю, что и «цех», в котором я служу десятки лет, достоин не меньшей поддержки. Тем более, что кисть и карандаш берут в руки сотни, тысячи детей и в городе, и в самой глухой деревеньке. А вот ка ков будет результат, не ос тынут ли они к своему увле чению, которое воспитывает не только глаз, но и душу, сердце, зависит от взрослых. Сейчас в области много интересных художников- профессионалов. В «ЛГ» уже писали, и совершенно спра ведливо, о настоящем худо жественном «буме», выдви нувшем нас на весьма замет ное место даже среди таких старинных губернских горо дов, как Воронеж, Тамбов, Орел. В Липецке работают две художественные школы, есть художественное отделе ние в школе искусств, детей учат члены Союза художни ков России. Есть свои «ко зыри» по этой части и в рай онах, допустим, на творчес кой родине Виктора Семено вича Сорокина в Ельце. То есть существуют предпосыл ки, чтобы сделать новый ка чественный рывок. Что для этого нужно? Вот мои предложения , продиктованные опытом. Полагаю, при Липецком го родском управлении культу рыследует создать городской координационный центр, чьи специалисты могли быкури ровать деятельность художе ственных школ. Необходи мы школы нашего профиля с восьмилетним обучением, где бы дети получали подго товку на уровне отделения станковой живописи худо жественного училища. В идеале нужна школа-интер нат, где занимались бы дети из районов. Далее. Организация еже годных выездов на пленэр учащихся и преподавателей с последующей отчетной выставкой, допустим, в му зее нашей школы. Проведе ние городских, районных и областных конкурсов по спецдисциплинам (рисунок, живопись, скульптура, ком позиция, история искусства, народное творчество). Разви тие связей школ с дошколь ными у чреждениями — это была бы одна из задач коор динационного центра. Орга низация поездок наших уча щихся по культурным и ис торическим местам России. Укрепление материальной базы художественных школ, начиная с ремонта, мебели и кончая приобретением спец- оборудования, ксероксов, компьютеров, технических средств обучения. Стоит, я думаю, вспом нить и о педагогах. Я не со мневаюсь: разбудить худож ника вребенке под силулишь художнику, мастеру. А мас теру надо помочь с мастерс кими, городские власти дол жны бы об этом подумать. И еще. Многие мои профессио нальные, одаренные коллеги практически нигде не выстав ляются, хотя им есть что по казать. И здесь тоже нужны помощь и содействие. Да, все это сопряжено с расходами, что-то обойдется совсем недорого, что-то по требует сумм немаленьких. Но, право же, лучше тратить деньги на все это, чем на новые колонии для несовер шеннолетних или на лечение подростков-наркоманов. Беды детей начинаются с пустоты вдушах, с ничем не занятого времени. А затра ты на художественную шко лу — это очень надежная профилактика против такой опустошенности. Виталий МИ РОНОВ , директор детской художественной школы № 2, член Союза художников России. г. Липецк. ЗАМЕТКИ С У Д ЬИ ПОЧ ЕМУ ПОД РОСТКИ ХВАТАЮТСЯ ЗА КОЛЬЯ? ЕЖЕГОДНО В ОБЛАСТИ БОЛЕЕ ВОСЬМИСОТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ. ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО С НИМИ? ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ВСЕМИ НАМИ? ...На одной из городских окраин в садоводческом то вариществе «Студеновское» зимнюю тишину нарушили голоса подростков, звон стекол, скрежет срываемых с петель дверей. Они врывались в садовые домики и ша лили. В одном, все перевернув, развели костер, в дру гом перебили банки, сломали стулья, в третьем расколо тили окна. Знакомая история. И началась она тоже вполне зна комо: четыре бутылки вина на шестерых. Потом они взяли в руки колья. Почему-то не клюшки, а колья. Такие способны не только на погром в садовых доми ках. За последние два года в области несовершеннолет ние совершили 1766 преступлений. Втом числе 12 умыш ленных убийств, 102 грабежа, 1105 краж... 769 раз «по шалили» школьники и питомцы профучилищ. 127 раз — студенты. 246 уже до того имели судимости. Один случай из учтенных этой горькой статистикой. Петр Пастухов. Шестнадцать лет. В руке у него был не кол, а нож. Им он и ударил во время ссоры другого пар ня, на пару лет его старше. В Октябрьском райсуде го рода Липецка, где рассматривалось дело Пастухова, он сидел за железной решеткой. И сквозь ее прутья на него из первого ряда смотрели красные от слез глаза матери. Наверняка эта сорокалетняя женщина безмолвно спра шивала себя, почему такая страшная беда стряслась с ее сыном. Тот же вопрос задает себе вся Россия, узнавая об оче редных «шалостях» мальчиков и девочек из поколения пех*. Ответ на него как будто бы известен, многократно повторен. Но отчего, уже зная его, мы пока так и не остановили детей с кольями или ножами, мы так и не вложили вместо оружия в их руки книгу или хоккейную клюшку? Значит, надо вновь подумать над происходя щим с ними, а может, в первую очередь, с нами. И не бояться опять повторить знакомое, даже элементарное. «ДВОЙКА» ДЕТЯМ ИДИ ВЗРОСЛЫМ? Я полагаю, не стоит утешаться тем, что пре ступность среди молодежи была всегда. Такой, как сейчас, не было. Подрост ковая агрессия нарастает. Раз рыв, непонимание между отцами и детьми, то есть между поколения ми, усиливаются. Все больше детей не хотят учиться. Причем их коли чество увеличивается по мере того, как они стано вятся старше. Опасность, что именно эти ребята на рушат закон, очевидна. Социологи выяснили: сре ди второгодников пре ступления совершаются в 20 раз чаще, чем среди ос тальных учащихся. Хочу понять: отчего так быстро угасает вдетях присущая им жажда по знавать? И не вижу иной причины, кроме несовер шенства нашего школьно го дела. Говорим, говорим об индивидуальной рабо те с учениками, прежде всего, с «трудными», но все преимущественно раз говорами, теоретическими пожеланиями и кончает ся. Талантливые педагоги в дефиците. Сейчас — в особенности. Чего уж скрывать: престиж про фессии напрямую связан с материальным благосо стоянием. А каково, про стите, «благосостояние» учителя, не секрет. Хуже того: даже хороший пре подаватель вынужден под- рабатывать репетитор ством. И на главное —на школу, на детей в классе —уже не остается сил. Формальное, казенное обучение убивает у детей интерес. «Двойки» или «тройки* формируют комплексы, обиды, обора чиваются замкнутостью, отчуждением. Обиженные ищут контакта с обижен ными. Энергия самоутвер ждения, компенсирующе го школьные неудачи, на ходит себе выход в дворо вой компании, на улице. Что может случиться дальше —вызнаете. «На ставники* на улице под ростку найдутся. Там «де фицита кадров» нет. Индивидуальный под ход должен быть стерж нем реформы.Нельзя ода ренного в гуманитарной области человека бить «не удами» за слабую успева емость в химии или физи ке. Инаоборот. Но под гул рассуждений о перестрой ке школыименно это иде лается. Плюс учтем: дети не слепые, они видят, что да леко не самые одаренные и знающие правят бал в стране, достигают успеха. То есть мотивация к уче бе ослабляется со всех сто рон. Когда деньги, а не знания решают, кто полу чит вузовский диплом, по пробуй заставь подростка Ивот масса правонару шений происходит имен но на улицах между 19 и 23 часами компаниями, где в порядке вещей вино, а то и наркотики, нецен зурщина, секс... На это у нас, конечно, имеется го товый рецепт: надо вовле кать подростков в круж ки, клубы по интересам. Однако все не так просто. Несмотря на огромный на учно-технический потен циал Липецка, мы опять- таки чаще всего не может предложить молодежи на стоящее дело, требующее самостоятельности, твор чества, если угодно —рис ка. В немногочисленных технических кружках, до пустим, нет главного, что привлекает мальчишек: прямой возможности сесть в кабину настояще го автомобиля, встать к сложному современному станку. А это единствен ное, что их может увлечь. Значит, необходимо, не смотря на финансовые трудности, менять поло жение. Отдача, несомнен но, будет... И , Н А КОН ЕЦ , О С ПИ Р ТНОМ И Н АР КО ТИ КАХ тянуться за пятерками. Ста ло быть, здесь тоже нужна корректировка, нужны иные правила игры, зависящие от государственной политики. М О Л О Д Ы Е НЕ У Д Е Л Ну, хорошо. Не идет уче ба, пусть парень попробует что-то делать руками. По- моему, принятый тридцать лет назад Закон о всеобщем среднем образовании был ошибкой. Сегодня он просто изжил себя. Неслучайно в последние годы за его испол нением, по сути, нет ника кого контроля. Зачем чело веку с умелыми руками не пременное доскональное зна ние истории Древней Греции или астрономии? Между тем возможность трудиться подросткам наше общество многие десятиле тия не давало. Берегло, ви дите ли, от физического пе реутомления. А жизнь тре бовала и требует, чтобы они не играли в работу на уро ках труда, а действительно работали и получали за это обязательное материальное и моральное вознаграждение. Такой труд — мощное сред ство социально-нравственно го развития личности. И не напрасно Междуна родная конвенция еще в 1973 году разрешила прием на работу лиц с 13 лет.Одна ко многие в нашей стране и не ведали, да и сейчас не ве дают об этой конвенции. Наши законы не допускали, как правило, чтобы ребята моложе 16 лет работали. Но вот наконец пробита первая брешь. Новый Трудовой ко декс Р Фразрешает это детям с 14 лет при согласии роди телей. Но теперь дело за фор мированием трудовой прак тики. Какой она станет, за висит не только и не столько от самих подростков, сколь ко от работодателей и, разу меется, от государства. ВКитае, кстати, давно ус тановлено: все подростки — подчеркиваю, ежедневно, а не эпизодически —должны трудиться по пять часов. В школах созданы мастерские, цехи, есть сырье, реализует ся готовая продукция, пре дусмотрено материальное по ощрение. Если бы в России пошли по тому же пути , я глубоко убежден: значитель ная часть проблем, связан ных с преступностью несо вершеннолетних, была бы решена. ПО Д РО С ТО К НА У Л И Ц Е Еще одна цифра: свыше 90 процентов преступлений совершаемых подростками связано с улицей. Они мота ются по улицам иподъездам не умея распорядиться сво бодным временем. Истоки этого — бездуховность, от сутствие положительных ориентиров. Они ведь и сами себе пороюне интересны, эти подростки. Но многое упи рается и ворганизационные, материальные факторы. Боюсь, что здесь все начинается не с детей. В позапрошлом столе тииАлексеи Константино вич Толстой написал страшные стихи: С тучат и расходятся чарки, Рекою бушует вино. Уносит деревни и села И Русь заполняет оно. Дерутся и режутся братья, И мать дочерей продает, Плач, песни и вой, и проклятья. Питейное дело растет. Когда писались эти строки, в России на душу населения при ходилось 11 ‘бутылок водки. Сегодня каждая «душа» потребля ет 25 литров спиртного в год. Питейное дело растет, дух и тело народные ума ляются и хиреют. Тупико вая ситуация? Еще в 1993 году по ко личеству употребляемого спиртного Россия заняла первое место в мире. Рез ко возросла смертность от цирроза пе чени. Это при вело к тому, что мужчи ны в мирные дни стали гибнуть, как на войне. В настоящее время в стране мужчин на 12 миллионов 500 тысяч меньше, чем женщин. Продолжитель ность их жизни упала до 56,8 года, и по этому по казателю страна оказалась на 71 месте в мире. Если в 1975 году в на шей области было 15 ты сяч хронических алкого ликов, то теперь их уже насчитывается свыше 33 тысяч. Из них более 3 ты сяч — женщины-матери. Можно только предста вить, в каком климате ра стут дети в «пьяных» се мьях. И о каком воспита нии там можно вести раз говор... А тут еще и но вый удар обрушился на нас: наркомания. С экранов телевизоров утверждают: в России на считывается около 10 миллионов наркоманов. Если в 1987 году на каж дые 100 тысяч населения россиян приходилось 8 преступлений на почве употребления наркотиков, то в 1999 г. — уже 1472 преступления. Онаркомании я прочи тал пять книг: американ скую, немецкую, польскую и две наши. Все авторы—люди компетен тные, ученые. На разных языках они утверждают: наркотики — это своего рода рак воли. Они кале чат души и убивают тело. Если подросток начал употреблять наркотики, то век его длится 25-28 лет. Я пришел к простому выводу: никто —ни здра воохранение, ни все госу дарство не остановят пьян ство и наркоманию. Спас ти наших сыновей и вну ков способны только мы сами. Прежде всего мате ри. Им надо объединить ся, как объединились ма тери мальчиков, которые воевали в Че чне. ...Я дописываю свои заметки и опять думаю о матери Петра Пастухова. Почему с моим мальчиком случилась «такая беда? — читалось в ее глазах. По чему? Ответы, вобщем-то, известны. Но знать ответ — это лишь полдела. Николай УСИК, член Союза журналистов России , почетный гражданин города Липецка. ■'V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz