Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

& . -г. шжжштшт щш Ш И П Е Ц К А Я « I г а з е т а Шш ЩШш ' % ЩЩ; 7 м ая 2002 г., ■ ш и О ткроем одну маленькую внутриредакционную тайну. Время от времени на наших планерках одни журналисты по-дружески критикуют других журналистов: «Что-то вы, коллеги, перебарщиваете по части культуры да образования. Не многовато ли «XIГ» об этом пишет? У народа голова болит о хлебе насущном, а вы ему все о хлебе духовном. Может, спуститесь на землю?» Наверное, есть в этом доля правды. Но полностью переключиться на хлеб насущный никак не удается. И мешают такому «приземлению»... ваши письма, любезные читатели. Во-первых, они свидетельствуют: вы с интересом, сопереживая, то соглашаясь, то полемизируя с авторами публикаций, читаете то, что печатается о воспитании, образовании, творчестве, о тревожных коллизиях в нравственной сфере нашей жизни. Во-вторых, сами размышляете о судьбе традиций, родного языка, о том, почему у нас сегодня можно безнаказанно пропагандировать пошлость, разврат, агрессивность. В-третьих, охотно вступаете в диалог и с журналистами, и друг с другом, и отнюдь не только когда речь идет о росте тарифов на коммунальные услуги или об очередных выборах. Причем особенно остро и жарко читатели включаются в разговор о молодежи. Редакционная почта свидетельствует, что молодые, по мнению многих, в большой опасности, нынешняя жизнь для них вся — «зона риска». Именно из таких ваших раздумий и откликов на предыдущие публикации и составлен очередной выпуск «Хочу быть услышанным!» По-видимому, никуда не денешься от этой темы. В конце концов, если у нас не будет хлеба духовного и новое поколение окончательно привыкнет питаться духовными суррогатами, то и насущный хлеб окажется некому выращивать. П одписавшийся не полной фамилией читатель не согласен с позицией журналиста «ЛГ». Журналист считает передачу «Моя семья» образцом пошлости, копанием в чужом грязном белье, а модные среди нынешних тинейджеров словечки вроде «типа», «чисто», «я торчу» и т. д. —тревожным признаком бескультурья. Григорий Овс-ов уверяет, что тревога газетчика беспочвенна. Пафос письма, похоже, сводится к призыву не навязывать поколению пех* чуждых ему ценностей и не проявлять о нем особой обеспокоенности: дескать, перемелется, мука будет. Однако естественно полюбопытствовать: а как долго будет перемалываться? И не слишком ли дорого заплатят за этот помол общество, государство, да и сами молодые люди? В статье «О культуре сквозь замочную скважину», разумеется, речь шла не обо всем поколении поголовно, как решил Григорий Овс-ов, но все же о весьма значительной его части. Так стоит ли тревожиться об этих подростках? Может, они, действительно, всего лишь повторяют путь, свойственный в период «психосексуального развития» всем и во все времена? Может, и правда ничего страшного с ними не происходит? Нам кажется, ответы на эти вопросы в какой-то мере дают публикуемые сегодня на этой же странице «заметки судьи». Прочитал статью Елены Бредис «О культуре сквозь замочную скважину» в «ЛГ* № 75 и снова утвер­ дился в мысли, что у вас в газете много ностальгии по Союзу, по тому укладу и жизни, и государства. Но дело не в том, что носталь­ гия. Дело в том, что эта но­ стальгия по всему: и по хо­ рошему, и по плохому. «Пусть будет все так, лишь бы хуже не было», —такие выражения можно услы­ шать довольномчаете; Кто это произносит? Люди, воз­ раст которых перевалил со­ рокалетний рубеж. Они Р Е ЗО Н А Н С — НЕ ДУМАЙТЕ О СЛЕНГЕ СВЫСОКА... жили тогда, они жили луч­ ше. Но как быть молодежи, которая тогда не жила? По­ вторять то же самое за стар­ шими? Увольте. Вы вот упоминаете пере­ дачу «Моя семья». Да, есть такая. Да, ее смотрят. Но вы никогда не задумывались, по­ чему? Неужели только пото­ му, чтобы позлорадствовать над чужим горем? Людям интересны другие люди. А особенно интересно то, что знать как бы и не положено. Помните про «запретный плод»? Это врожденное. Иго­ ворить о том, что это нужно сдерживать, —бессмысленно. Еще мне интересно ваше мнение о воспитании. Неуже­ ли вы думаете, что всех не­ обходимо воспитывать одина­ ково? Неужели всем нужно давать лишь то, что кто-то назвал «великохудожествен­ ным» и «великонравстве­ нным»? О русском языке всегда много рассуждали. Всегда возмущались сленгом моло­ дых. Правда, потом не заме­ чали, как жаргонизмы вхо­ дили в обыденный лексикон, а дальше и вовсе никтО не вспоминал, откуда эти-СЛОва взялись. Русский язык — живой язык. А значит, нельзя составить словарь даже из миллиона слов и ска­ зать, чтобы говорили только по нему. Сленг, в том числе и мо­ лодежный, не уйдет никогда, т. к. является необходимой частью психического разви­ тия. А вот человек со време­ нем от жаргона отказывает­ ся. По мере взросления. А вы знаете, зачем вообще подро­ стки общаются именно на «загадочном» языке? Не из- за того, что хотят «насолить» русскому языку. А затем, чтобы: а) быть непонятными взрослым, поскольку в этом возрасте развивается недове­ рие к родителям и прочим взрослым; б) быть понятны­ ми внутри группыи непонят­ ными посторонним, посколь­ ку группы в этом возрасте чрезвычайно дифференциро- ванны. Это нормальное пси­ хосексуальное созревание, и ничего патологического в этом нет. И нельзя утверждать, что ♦они имыслят, как говорят», т. е. примитивно, грубо. Раз­ мышления автора статьи ненау чны и статистически недостоверны. Выводы рас­ пространять на все поколе­ ние пех1 нельзя. Журналист выдернул пару-тройку при­ меров из жизни, забыв, что людей много больше, и все они не похожи друг на дру­ га. Даже научное экспери­ ментирование чрезвычайно рисковано, когда выводы распространяются на всю популяцию. Не говоря уже о наблюдениях. А в конце хочу сказать: критиковать легко, особен­ но в газете. Но давайте сде­ лаем лучше или скорректи­ руем своюпозицию. Посмот­ рим на мир глазами тех, кто не жил, когда было лучше. Вспомним себя в этом воз­ расте. Вспомним, что мыде­ лали тогда. Не нужно смот­ реть только с высоты накШ 1 - |у ленного опыта. Ну^кйоЪощг^|Н мать и тех, у кого 'е^о ,г&щё ' п нет. С уважением Григорий ОВС-ОВ. Р О Д Н О Й я з ы к н а м Д О Ф Е Н И ? Е сли вы внимательно слушали Послание Президен­ та РФ Федеральному Собранию, то наверняка об­ ратили внимание, что в этом программном доку­ менте упор сделан на экономику как основу благососто­ яния и политической стабильности нашей страны. Акак же образование, которое совсем недавно государство объявило приоритетом номер один? Лично меня очень волнует русский язык, который стал жертвой примити­ визма, шаблона, массовой речевой беспомощности. (По­ мните, как у Маяковского: «... улица корчится безъязы­ кая»?). Специалисты подсчитали: в повседневной речи мы обычно используем стандартный набор слов и фраз —не более полутора тысяч. Это, конечно, больше, чем у Эллочки-людоедки, однако ушли мы от нее недалеко, пользуясь лишь сотой долей доставшегося нам богат­ ства! Вотличие, например, от французов, чей язык бед­ нее, однако они относятся кнему куда бережнее. По этому поводу Генрих Гейне писал: «Французский язык, в сущ­ ности, беден, но французы умеют использовать все, что в нем имеется в интересах разговорной речи». Амы не умеем или не хотим. Иначе как объяснить тот факт, что к скудости нашего словарного запаса добавляются еще и такие вещи, как сленг, жаргон и даже мат? Как объяс­ нить, что речевой цинизм, воровская феня стали нормой среди известных людей—актеров, режиссеров, журна­ листов? Но это еще цветочки! По-настоящему поражает вот что. Всем хорошо известен однотомный «Толковый словарь» Ожегова. Так вот, в последнее его издание член- корреспондент РАН, доктор филологических наук Шве­ дова взяла и включила несколько нецензурных слов — видимо, для разнообразия. Боюсь, автор словаря это бы не одобрил. Как не одобрил бы языковых манипуляций, без которых не обходится ни одна политическая кампа­ ния и которые приносят пиарщикам баснословные гоно­ рары. Чего стоят набившие оскомину призывы типа «Го­ лосуй сердцем!» (другими словами, голосуй, не размыш­ ляя), «Голосуй или проиграешь» (шантаж, который дол­ жен породить беспокойство). Кстати, на последнем при­ еме строятся многие рекламные ролики. Самой «удач­ ной», вероятно, следует считать заповедь налоговиков народу: «Заплати налоги и спи спокойно!». Перечень при­ меров легко продолжить. Неужели наши высокопоставленные руководители и чиновники этого не замечают? Всвязи с этим мне вспо­ минаются слова Владимира Даля: «Русской речи пред­ стоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, об- разумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы». Какой путь вы­ берет Россия —сегодня не менее важно, чем рост эко­ номических показателей и приток инвестиций. С языко­ вой политики следует начинать, если мы хотим восста новить достоинство нашей страны и не опозорить ее окон чательно. С принятия на уровне Президента РФ нацио нальной доктрины развития русского языка. С обучения школьников не столько орфографии и пунктуации, сколько речевой культуре и речетворчеству, умению свободно пользоваться родным языком. Дмитрий ШАТАЛОВ, выпускник липецкой школы № 6 9 , призер в сер осси й ск и х олим пи ад по русском у языку. , р О Ф ЕНЕ Б о та Е т Е , с э р р О ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВСЕ ХУДОЖНИКИ РОДОМ ИЗ Д ЕТСТВА... Есть такое, ставшее банальностью, утверждение: все дети талантливы. Но это кажется банальностью только человеку, который не причастен к педагогике. Директор детской художественной школы, член Союза художников России Виталий Миронов за тридцать с лишним лет работы убедился: среди детей, действительно, нет бездарей . Талантливого ребенка найти нетрудно. Гораздо труднее сберечь и развить его способности. Впрочем, Виталий Иванович отнюдь не уверен , что любой ученик его школы непременно должен стать Коровиным, Пикассо или Сорокиным. В конечном счете Божий д ар может проявиться в любой другой сфере. Но годы у мольберта все равно дадут человеку столько замечательных качеств и навыков, что их ему хватит на всю жизнь. К тому ж е Миронов любит подчеркнуть: за время существования школы ни один е е ученик не оказался в дурной компании, не совершил никакого правонарушения, независимо от общероссийских и региональных тенденций к росту подростковой преступности. Вот почему письмо, переданное художником-педагогом в нашу газету, стоит прочитать пристально и серьезно. Не сочтите меня завистни­ ком, хотя я, признаюсь, се­ годня завидую. Завидую моим коллегам и их воспи­ танникам, которые выбрали музыкальную стезю. У них есть множество возможнос­ тей продемонстрировать свои достижения —на конкурсах, смотрах, фестивалях. Чего стоит одинИгумновский кон­ курс пианистов! Он набирает силу , проведение его стано­ вится событием и в границах области, и в России , о нем пишут, о нем знают даже да­ лекие от музыки люди. На мой взгляд, даже выставки художников-классиков не вызывают такого резонанса, не говоря уже об экспозици­ ях молодых живописцев и графиков или одаренных де­ тей из художественных школ, студий, кружков. Я знаю, у музыкантов свои проблемы и сложности. Но сейчас им все равно уде­ ляется больше внимания, чем художникам. Я радуюсь за них, потому что мы все собратья по искусству. Я ап­ лодирую победам наших юных земляков на солидных творческих конкурсах. И вместе с тем считаю, что и «цех», в котором я служу десятки лет, достоин не меньшей поддержки. Тем более, что кисть и карандаш берут в руки сотни, тысячи детей и в городе, и в самой глухой деревеньке. А вот ка­ ков будет результат, не ос­ тынут ли они к своему увле­ чению, которое воспитывает не только глаз, но и душу, сердце, зависит от взрослых. Сейчас в области много интересных художников- профессионалов. В «ЛГ» уже писали, и совершенно спра­ ведливо, о настоящем худо­ жественном «буме», выдви­ нувшем нас на весьма замет­ ное место даже среди таких старинных губернских горо­ дов, как Воронеж, Тамбов, Орел. В Липецке работают две художественные школы, есть художественное отделе­ ние в школе искусств, детей учат члены Союза художни­ ков России. Есть свои «ко­ зыри» по этой части и в рай­ онах, допустим, на творчес­ кой родине Виктора Семено­ вича Сорокина в Ельце. То есть существуют предпосыл­ ки, чтобы сделать новый ка­ чественный рывок. Что для этого нужно? Вот мои предложения , продиктованные опытом. Полагаю, при Липецком го­ родском управлении культу­ рыследует создать городской координационный центр, чьи специалисты могли быкури­ ровать деятельность художе­ ственных школ. Необходи­ мы школы нашего профиля с восьмилетним обучением, где бы дети получали подго­ товку на уровне отделения станковой живописи худо­ жественного училища. В идеале нужна школа-интер­ нат, где занимались бы дети из районов. Далее. Организация еже­ годных выездов на пленэр учащихся и преподавателей с последующей отчетной выставкой, допустим, в му­ зее нашей школы. Проведе­ ние городских, районных и областных конкурсов по спецдисциплинам (рисунок, живопись, скульптура, ком­ позиция, история искусства, народное творчество). Разви­ тие связей школ с дошколь­ ными у чреждениями — это была бы одна из задач коор­ динационного центра. Орга­ низация поездок наших уча­ щихся по культурным и ис­ торическим местам России. Укрепление материальной базы художественных школ, начиная с ремонта, мебели и кончая приобретением спец- оборудования, ксероксов, компьютеров, технических средств обучения. Стоит, я думаю, вспом­ нить и о педагогах. Я не со­ мневаюсь: разбудить худож­ ника вребенке под силулишь художнику, мастеру. А мас­ теру надо помочь с мастерс­ кими, городские власти дол­ жны бы об этом подумать. И еще. Многие мои профессио­ нальные, одаренные коллеги практически нигде не выстав­ ляются, хотя им есть что по­ казать. И здесь тоже нужны помощь и содействие. Да, все это сопряжено с расходами, что-то обойдется совсем недорого, что-то по­ требует сумм немаленьких. Но, право же, лучше тратить деньги на все это, чем на новые колонии для несовер­ шеннолетних или на лечение подростков-наркоманов. Беды детей начинаются с пустоты вдушах, с ничем не занятого времени. А затра­ ты на художественную шко­ лу — это очень надежная профилактика против такой опустошенности. Виталий МИ РОНОВ , директор детской художественной школы № 2, член Союза художников России. г. Липецк. ЗАМЕТКИ С У Д ЬИ ПОЧ ЕМУ ПОД РОСТКИ ХВАТАЮТСЯ ЗА КОЛЬЯ? ЕЖЕГОДНО В ОБЛАСТИ БОЛЕЕ ВОСЬМИСОТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ. ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО С НИМИ? ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ВСЕМИ НАМИ? ...На одной из городских окраин в садоводческом то­ вариществе «Студеновское» зимнюю тишину нарушили голоса подростков, звон стекол, скрежет срываемых с петель дверей. Они врывались в садовые домики и ша­ лили. В одном, все перевернув, развели костер, в дру­ гом перебили банки, сломали стулья, в третьем расколо­ тили окна. Знакомая история. И началась она тоже вполне зна­ комо: четыре бутылки вина на шестерых. Потом они взяли в руки колья. Почему-то не клюшки, а колья. Такие способны не только на погром в садовых доми­ ках. За последние два года в области несовершеннолет­ ние совершили 1766 преступлений. Втом числе 12 умыш­ ленных убийств, 102 грабежа, 1105 краж... 769 раз «по­ шалили» школьники и питомцы профучилищ. 127 раз — студенты. 246 уже до того имели судимости. Один случай из учтенных этой горькой статистикой. Петр Пастухов. Шестнадцать лет. В руке у него был не кол, а нож. Им он и ударил во время ссоры другого пар­ ня, на пару лет его старше. В Октябрьском райсуде го­ рода Липецка, где рассматривалось дело Пастухова, он сидел за железной решеткой. И сквозь ее прутья на него из первого ряда смотрели красные от слез глаза матери. Наверняка эта сорокалетняя женщина безмолвно спра­ шивала себя, почему такая страшная беда стряслась с ее сыном. Тот же вопрос задает себе вся Россия, узнавая об оче­ редных «шалостях» мальчиков и девочек из поколения пех*. Ответ на него как будто бы известен, многократно повторен. Но отчего, уже зная его, мы пока так и не остановили детей с кольями или ножами, мы так и не вложили вместо оружия в их руки книгу или хоккейную клюшку? Значит, надо вновь подумать над происходя­ щим с ними, а может, в первую очередь, с нами. И не бояться опять повторить знакомое, даже элементарное. «ДВОЙКА» ДЕТЯМ ИДИ ВЗРОСЛЫМ? Я полагаю, не стоит утешаться тем, что пре­ ступность среди молодежи была всегда. Такой, как сейчас, не было. Подрост­ ковая агрессия нарастает. Раз рыв, непонимание между отцами и детьми, то есть между поколения­ ми, усиливаются. Все больше детей не хотят учиться. Причем их коли­ чество увеличивается по мере того, как они стано­ вятся старше. Опасность, что именно эти ребята на­ рушат закон, очевидна. Социологи выяснили: сре­ ди второгодников пре­ ступления совершаются в 20 раз чаще, чем среди ос­ тальных учащихся. Хочу понять: отчего так быстро угасает вдетях присущая им жажда по­ знавать? И не вижу иной причины, кроме несовер­ шенства нашего школьно­ го дела. Говорим, говорим об индивидуальной рабо­ те с учениками, прежде всего, с «трудными», но все преимущественно раз­ говорами, теоретическими пожеланиями и кончает­ ся. Талантливые педагоги в дефиците. Сейчас — в особенности. Чего уж скрывать: престиж про­ фессии напрямую связан с материальным благосо­ стоянием. А каково, про­ стите, «благосостояние» учителя, не секрет. Хуже того: даже хороший пре­ подаватель вынужден под- рабатывать репетитор­ ством. И на главное —на школу, на детей в классе —уже не остается сил. Формальное, казенное обучение убивает у детей интерес. «Двойки» или «тройки* формируют комплексы, обиды, обора­ чиваются замкнутостью, отчуждением. Обиженные ищут контакта с обижен­ ными. Энергия самоутвер­ ждения, компенсирующе­ го школьные неудачи, на­ ходит себе выход в дворо­ вой компании, на улице. Что может случиться дальше —вызнаете. «На­ ставники* на улице под­ ростку найдутся. Там «де­ фицита кадров» нет. Индивидуальный под­ ход должен быть стерж­ нем реформы.Нельзя ода­ ренного в гуманитарной области человека бить «не­ удами» за слабую успева­ емость в химии или физи­ ке. Инаоборот. Но под гул рассуждений о перестрой­ ке школыименно это иде­ лается. Плюс учтем: дети не слепые, они видят, что да­ леко не самые одаренные и знающие правят бал в стране, достигают успеха. То есть мотивация к уче­ бе ослабляется со всех сто­ рон. Когда деньги, а не знания решают, кто полу­ чит вузовский диплом, по­ пробуй заставь подростка Ивот масса правонару­ шений происходит имен­ но на улицах между 19 и 23 часами компаниями, где в порядке вещей вино, а то и наркотики, нецен­ зурщина, секс... На это у нас, конечно, имеется го­ товый рецепт: надо вовле­ кать подростков в круж­ ки, клубы по интересам. Однако все не так просто. Несмотря на огромный на­ учно-технический потен­ циал Липецка, мы опять- таки чаще всего не может предложить молодежи на­ стоящее дело, требующее самостоятельности, твор­ чества, если угодно —рис­ ка. В немногочисленных технических кружках, до­ пустим, нет главного, что привлекает мальчишек: прямой возможности сесть в кабину настояще­ го автомобиля, встать к сложному современному станку. А это единствен­ ное, что их может увлечь. Значит, необходимо, не­ смотря на финансовые трудности, менять поло­ жение. Отдача, несомнен­ но, будет... И , Н А КОН ЕЦ , О С ПИ Р ТНОМ И Н АР КО ТИ КАХ тянуться за пятерками. Ста­ ло быть, здесь тоже нужна корректировка, нужны иные правила игры, зависящие от государственной политики. М О Л О Д Ы Е НЕ У Д Е Л Ну, хорошо. Не идет уче­ ба, пусть парень попробует что-то делать руками. По- моему, принятый тридцать лет назад Закон о всеобщем среднем образовании был ошибкой. Сегодня он просто изжил себя. Неслучайно в последние годы за его испол­ нением, по сути, нет ника­ кого контроля. Зачем чело­ веку с умелыми руками не­ пременное доскональное зна­ ние истории Древней Греции или астрономии? Между тем возможность трудиться подросткам наше общество многие десятиле­ тия не давало. Берегло, ви­ дите ли, от физического пе­ реутомления. А жизнь тре­ бовала и требует, чтобы они не играли в работу на уро­ ках труда, а действительно работали и получали за это обязательное материальное и моральное вознаграждение. Такой труд — мощное сред­ ство социально-нравственно­ го развития личности. И не напрасно Междуна­ родная конвенция еще в 1973 году разрешила прием на работу лиц с 13 лет.Одна­ ко многие в нашей стране и не ведали, да и сейчас не ве­ дают об этой конвенции. Наши законы не допускали, как правило, чтобы ребята моложе 16 лет работали. Но вот наконец пробита первая брешь. Новый Трудовой ко­ декс Р Фразрешает это детям с 14 лет при согласии роди­ телей. Но теперь дело за фор­ мированием трудовой прак­ тики. Какой она станет, за­ висит не только и не столько от самих подростков, сколь­ ко от работодателей и, разу­ меется, от государства. ВКитае, кстати, давно ус­ тановлено: все подростки — подчеркиваю, ежедневно, а не эпизодически —должны трудиться по пять часов. В школах созданы мастерские, цехи, есть сырье, реализует­ ся готовая продукция, пре­ дусмотрено материальное по­ ощрение. Если бы в России пошли по тому же пути , я глубоко убежден: значитель­ ная часть проблем, связан­ ных с преступностью несо­ вершеннолетних, была бы решена. ПО Д РО С ТО К НА У Л И Ц Е Еще одна цифра: свыше 90 процентов преступлений совершаемых подростками связано с улицей. Они мота ются по улицам иподъездам не умея распорядиться сво бодным временем. Истоки этого — бездуховность, от­ сутствие положительных ориентиров. Они ведь и сами себе пороюне интересны, эти подростки. Но многое упи­ рается и ворганизационные, материальные факторы. Боюсь, что здесь все начинается не с детей. В позапрошлом столе­ тииАлексеи Константино­ вич Толстой написал страшные стихи: С тучат и расходятся чарки, Рекою бушует вино. Уносит деревни и села И Русь заполняет оно. Дерутся и режутся братья, И мать дочерей продает, Плач, песни и вой, и проклятья. Питейное дело растет. Когда писались эти строки, в России на душу населения при ходилось 11 ‘бутылок водки. Сегодня каждая «душа» потребля­ ет 25 литров спиртного в год. Питейное дело растет, дух и тело народные ума­ ляются и хиреют. Тупико­ вая ситуация? Еще в 1993 году по ко­ личеству употребляемого спиртного Россия заняла первое место в мире. Рез­ ко возросла смертность от цирроза пе чени. Это при­ вело к тому, что мужчи­ ны в мирные дни стали гибнуть, как на войне. В настоящее время в стране мужчин на 12 миллионов 500 тысяч меньше, чем женщин. Продолжитель­ ность их жизни упала до 56,8 года, и по этому по­ казателю страна оказалась на 71 месте в мире. Если в 1975 году в на­ шей области было 15 ты­ сяч хронических алкого­ ликов, то теперь их уже насчитывается свыше 33 тысяч. Из них более 3 ты­ сяч — женщины-матери. Можно только предста­ вить, в каком климате ра­ стут дети в «пьяных» се­ мьях. И о каком воспита­ нии там можно вести раз­ говор... А тут еще и но­ вый удар обрушился на нас: наркомания. С экранов телевизоров утверждают: в России на­ считывается около 10 миллионов наркоманов. Если в 1987 году на каж­ дые 100 тысяч населения россиян приходилось 8 преступлений на почве употребления наркотиков, то в 1999 г. — уже 1472 преступления. Онаркомании я прочи­ тал пять книг: американ­ скую, немецкую, польскую и две наши. Все авторы—люди компетен­ тные, ученые. На разных языках они утверждают: наркотики — это своего рода рак воли. Они кале­ чат души и убивают тело. Если подросток начал употреблять наркотики, то век его длится 25-28 лет. Я пришел к простому выводу: никто —ни здра­ воохранение, ни все госу­ дарство не остановят пьян­ ство и наркоманию. Спас­ ти наших сыновей и вну­ ков способны только мы сами. Прежде всего мате­ ри. Им надо объединить­ ся, как объединились ма­ тери мальчиков, которые воевали в Че чне. ...Я дописываю свои заметки и опять думаю о матери Петра Пастухова. Почему с моим мальчиком случилась «такая беда? — читалось в ее глазах. По­ чему? Ответы, вобщем-то, известны. Но знать ответ — это лишь полдела. Николай УСИК, член Союза журналистов России , почетный гражданин города Липецка. ■'V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz