Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц К А Я • г а з е т а : М / ' '' л' ЩЖтшщшт ...... . .............. . ■ ОДНОЭТАЖНАЯ РОССИЯ : ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ К А К Я К О Р О В У П О К У П А Л . . . Н е та^ давно пришлось мне уча ствовать в покупке... коровы. Помогал свояченице деньгами. И показалось мне, что я ее прежде и не знал вовсе. Не корову, конечно, свояченицу. Глаза ее горели неуга симым огнем, движения были поры вистыми, а голос звонким, как на пи онерском сборе. И то — нужно было во что бы то ни стало опередить кон курентов, которые хоть и не собрали нужной суммы, но ошивались возле двора с приглянувшейся буренкой. Стоила та семнадцать тысяч: отлич ный экстерьер, подающее надежды вымя, жирность молока за четыре процента... Овчинка стоила выделки, а коро ва — таких денег. Двадцать верст из далекой деревни моя свояченица шла домой со своей отрадой — отрада была на сносях и транспортировке не подлежала. А у свояченицы был в это время гипертонический криз, и она, после уколов, шла по льду, па дала, поднималась, но ни разу не вы пустила веревки из рук. Как хотите, а что-то героическое было в том пе реходе. Вечером, усталые, но довольные, они задушевно общались-знакоми- лись: хозяйка и корова. Женщина об нимала ее за могучую шею и дол го говорила про то, как хорошо те перь они будут жить. Та поддакивала и согласно кивала головой... — Понимаешь, — философство вала позже хозяйка за накрытым по случаю пополнения столом, —это че ловек может предать, подставить, обидеть, а скотина — никогда! А ко рова для нас — как член семьи. Железная логика и горькая прав да были в этих словах. И еще я вспомнил когда-то услышанное вы ражение: «Скот жиреет от взгляда хо зяина». За здоровье приобретенной корввы я был спокоен -г- родствен ники не сводили с нее глаз. Домашние животные в жизни кре стьянского ребятенка появляются го раздо раньше, чем на картинках в школьной «Зоологии». Причем все они для него — члены семьи. Однаж ды я слышал, как отвечал на вопро сы приставучих взрослых трехлетний малец: «Как зовут вашу коровку?» — « Рябка Баева». — « А собачку?» — «Шарик Баев». Мой племянник, ма лышом еще, слышал, как ревел за- ч е л о в е к о м , ни р а з у Ж ' , н е д о и вш и м к о р о в у , ^ ■Р с е л я н и н у г о в о р и т ь н е о ч е м . То е с т ь , к о н е ч н о , о п о г о д е , и н д е к с е Д о у Д ж о н с о н а и ц е н а х н а М а р с е — это п о ж а л у й с т а . Но « з а ж и зн ь » — н е т , н е п о л у ч и т с я . Л ю д и в д е р е в н е в о о б щ е д е л я т с я н а о б ы ч н ы х и т е х , у к о г о есть с к о т и н а . П р и ч ем н е п р о с т о к о ш к а - с о б а к а д а к у р о ч к а Р я б а , а б ы ч о к к о р о в а , т е л у ш к а , о в е ч к а . . . Ш шммШШ жтШ шШШ /Ш резанный отцом боров. За печенкой раз веселившиеся (как это всегда бывает после такого непростого дела) взрослые задавали с подковыркой свои вопросы: — И что же, кричал поросенок-то? — Кричал, — вздыхал Игорек. — И что он кричал? — «Помогите!» В далеком моем детстве тоже были и коровы, и овцы, и шипящие гуси (на этих я до сих пор оглядываюсь — мало ли...). Помню, посреди зимы всегда слу чался праздник — в натопленную избу вносили в рогожке мокрое дрожащее су щество с обязательной белой звездоч кой на лбу. Ему стелили солому на «суд- няшке», неподалеку от печки, и давали бутылочку с соской. Теленок как-то быс тро становился на ноги, сначала раско ряченные и дрожащие, а потом твердые и прямые, шерсть его подсыхала и куче рявилась, и он уже вовсю жевал зана веску. А потом он вдруг становился ко ровой, к которой почему-то не велено было подходить. А однажды она пропала прямо из сарая —увели ночью недобрые люди. И мой дед на целый месяц исчез из дома. И нашел! Правда, новый хозяин божился, что это его буренка. И тогда участковый провел эксперимент: вывел ее из стойла и стал ждать, к кому она направится. С ревом Красавка кинулась кдеду! О том, чем была для крестьянина ко рова, написано много. Как выручала се мью в голодуху, как «обобществлялась» в колхозах, как позволяла пахать на себе в войну... как надеялись на нее и как мо лились. У нашего земляка М. Пришвина в «Мирской чаше» есть такие строчки: «Он, бородатый мужик, думает, будто просто от быка причинает корова телуш ку, не зная, что бабушка перед этим про шептала все свои молитвы на воду в бутылку и обрызгала этой водой корову, в Светлое Христово Воскресенье с пер вой с ней похристосовалась и дала ей, как человеку, съесть красное, освящен ное яйцо. Все это кажется пустяки, но ведь от этого телушка входит в челове ческий мир, как своя...» И другой наш земляк А. Платонов написал рассказ про корову, у которой отняли теленка, из-за чего она, не перенеся горя, бросилась под поезд. Но мы плохо читали наших земляков и потому за последние годы вырезали тысячи голов из обществен ного стада. И неужели может иметь хоть какое-то значение факт принадлежнос ти скотины к «общественному», а не лич ному гурту — разве детдомовские дети отличаются от «домашних»? В пик этой вселенской резни в бывшем задонском сельхозкооперативе «Нива» зоотехнику пробили голову. Бунт подняли доярки от деления, из которого местное руковод ство пыталось забрать скот. Голову зоо технику забинтовали, головы начальни кам, увы, поправить не сумели. Разные времена переживала дерев ня , но даже в самые крутые она держа лась за счет подворья. И теперь, когда приходят на нашу горемычную зем лю очередные вожди, с грохотом во лоча за собой революции, реформы и дефолты, глубинная Россия спо койна. Это в городе возникают пот ные о череди, давка у прилавков, «обменников», микрофонов, город капризно топает ножкой и требует от вета: «Так ожидается у нас голод в этом году или нет?» А в селе в это время спокойно гремят ведрами и шуруют вилами в закуте, а в погре бах — ломятся от запасов дубовые полки... Если по правде, в перестроечные годы наша мясо-молочная перера ботка и не рухнула-то окончательно (и стоит до сих пор!) благодаря кре стьянскому двору. Да за его счет еще и жирела, накручивая на свои услуги неслыханные проценты. Это и преж де называлось: битый небитого ве зет... Хотя и тут имеется странность: с какой такой радости, несмотря на даденную волю и рыночные сквозня ки, собирать то же молоко на местах по старой райкомовской привычке заставляют... сельские администра ции? Которым, если грубо и по чес ти, на фиг это надо, поскольку доход от этой затеи получает исключитель но маслозавод со всеми вытекаю щими... Конечно, власть всегда «держа ла» в уме сельское подворье. Несмот ря на дурь партийных уложений (вро де запрета иметь мужику в собствен ности лошадь). Даже неуемный Хру щев с его дурацкими налогами на всякий куст смородины и каждый ове чий хвост что-то знал о потенциале деревни. И даже вел свои подсчеты. На пленуме ЦК в 1958 году он выдал с трибуны: «На наших прудах можно выращивать 250-300 миллионов уток, получать более 400 тысяч тонн ути ного мяса». Примерно так считали (и продолжают считать сегодня) коров- овец-быков и хрюшек в мясном по тенциале страны наши чиновники. Но в какие бы дали туманные ни уводи ла нас эта арифметика, я точно знаю: продовольственная безопасность страны зависит прежде всего от моей свояченицы, простой русской женщины, которая знает, что можно сказать своей корове и что нужно сделать для родной Державы. Александр КОСЯКИН. ш а | ттшж щ жж жжшщяж шшшшшшшМЁШШШШШжШШШжшШШШМйшёШШШШШмшШШШШШ ПОСЛЕСЛОВИЕ К СМОТ РУ ДУШЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОЧЕТСЯ ПРАЗДНИКА,. Сегодня даж е в самом глухом уголке у культработников возникает соблазн устроить что-нибудь эдакое, подражая развлекательным шоу-программам на ТВ. Не будем осуждать эти попытки провести в скромном сельском клубе какой-нибудь там конкурс тинейджеров, всякие «Мини-мисс» или бодибилдинги. Даже если порою иной организатор, не говоря уже о публике, с трудом объяснит, что означают все эти заграничные слова. Люд ям, особенно молодым, хочется праздника. И откладывать его на потом, когда жизнь станет стабильнее, богаче, невозможно. Пожалуй, нет ничего худо го, если в глубинке собираются на не притязательную, б е з всяких особых сверхзадач, дискотеку. В конце концов танцы есть танцы, они были всегда и везде. Другое дело, когда в клубном деле чересчур жестко разделяются, так ска зать, праздники для души, с выплеском молодой энергии, с современными рит мами, и «идейные мероприятия», в кото рых гражданские, патриотические моти вы превращаются в скучный казенный довесок все к тем же танцам или просто реанимируется дух застойного официо за. Нередко это случается, к примеру, даже с Днем призывника, хотя уж тут-то есть масса возможностей органично со единит, пафос, эмоциональность, зр е лищность. Вот почему, на мой взгляд, област ной смотр клубных учреждений по рабо те с молодежью оказался как нельзя более своевременным. Он подстегнул творческий поиск, помог разобраться, что и как можно и нужно делать, дабы моло дежные вечера, действительно, были не дежурным блюдом в клубном меню, а по- настоящему интересными, привлекатель ными, не утопая при этом в абсолютной бездумности. В смотре участвовали всего десять районов. Конечно, составить це-- лостную картину клубной жизни в регио нах было трудно. А главное — огорчал сам факт отсутствия посланцев ряда тер риторий, коим, получается, вообще не чего было предъявить... Но и то, что мы увидели, заслужива ет внимания. Многие участники развея ли устойчивое представление, что ничего интересного для молодежи в районах нет. Скажем, долгоруковцы настойчиво пыта ются найти средства для утверждения здорового образа жизни. Их вечера под девизами «Сумей сказать «нет», «Мас карад вредных привычек», «Стоп, нарко тик!» соединяют агитационную броскость с притягивающими молодых чисто раз влекательными фрагментами. По тому же пути идут и, допустим, в Сергиевском СДК, что в Краснинском районе. Пред ставление «Молодежь — зеркало време ни» было построено актерами местного экспресс-театра так, чтобы предложен ный ими диалог с залом не оставил зри телей равнодушными, побуждал пораз мыслить о времени и о себе. У каждого свое и по-своему. В Ли пецком районе, например, на семинаре по патриотическому воспитанию было показано пусть не эталонное, но твор чески придуманное празднество в честь призывников. А добринцы на вечере под названием «Шкатулка жизни» заговори ли с юношами и девушками о семье, о предстоящей их родительской миссии. Главное — стремление уйти от сте реотипа, единообразия, безликости. Если в Становлянском районе удались дис путы — об экологии, о связи поколений, вечер встречи со знатными земляками — генералами Российской Армии, то в Тербунском центре культуры и досуга ад ресно работают с «трудными» подрост ками, допустим, приглашают их на кон курс-встречу за чашкой чая «Мужской разговор». Понятно, возможности повсюду раз ные. В Елецком районе 228 кружков для любителей творчества, в них занимают ся три тысячи человек. Здесь проходят и тематические дискотеки, и целые спек такли, и передвижные выставки. Где-то условия поскромнее, но и там неравно душные профессиональные люди спо собны многое сделать. Очень суще ственно, если клубный работник не чув ствует себя одним в поле воином. Если в Чаплыгинском районе реализуется се рьезная программа по работе с подро стками и молодежью и ее выполняют рука об руку и клубы , и роно, и спортивные организации, и правоохранительные, и медики, и сотрудники отдела по делам молодежи. В начале я от досады написала, что иным районам, не включившимся в смотр, нечего было показать. Ну, разу меется, это не так. Усманцы, грязинцы, данковчане, воловцы, добровцы облада ют солидным потенциалом. Но вот что помешало им его продемонстрировать — вопрос. Неужто недооценка воспита тельной роли клуба? Нина КА РПИЙ , методист областного Дома народного творчества. «ОКТЯБРЬ» В МАЕ В марте в Москве состоялся очередной, 50-й, Меж государственный кинотелевидеорынок. Как обыч но, он проходил в киноконцертном зале «Измайло во». Приобретенные на нем Липецкоблкинофондом фильмы и составили основу майского репертуара киноконцертного зал а «Октябрь». Прежде всего, это отечественный фильм «Звезда», создан ный «Мосфильмом». Картина с таким названием, как известно, впервые была создана в 1949 году на «Ленфильме» режиссе ром Александром Ивановым по повести писателя-фронтовика Эммануила Казакевича «Звезда». В ней тогда снялись моло дые актеры Анатолий Вербицкий, Ирина Ра дченко, а также Ни колай Крючков, Олег Жаков и Василий Меркурьев. Однако этот интересный талантливый фильм о героизме советских разведчиков в годы Велшщй Отечественной войны вышел на экраны лишь через четыре года, став в 1953 году одним из лидеров отечественного проката. Одной из причин «задержки» было заключение высоких кинематографических инстанций, в котором утверждалось, что действия советских разведчиков не всегда находятся в полном соответствии с тре бованиями боевого устава. Новая экранизация повести Казакевича осуществлена ре жиссером Николаем Лебедевым с участием молодых актеров Игоря Петренко, Алексея Панина и Екатерины Вуличенко. Пе ред зрителем предстает война, как нелегкий труд, требующий постоянного, ежеминутного мужества, солдаты, делающие свое опасное дело без позы и громких слов. Такая деталь —для ветеранов вход на фильм «Звезда» сво бодный (по предъявлению удостоверения). Американский фантастический триллер «Пришелец» расска зывает о событиях 2079 года. Десять лет жители Земли ведут войну с инопланетянами. Молодой талантливый ученый Спен сер создает уникальное оружие для борьбы с ними. Но однаж ды его самого объявляют пришельцем и начинают на него широкомасштабную охоту. В ситуации, когда Спенсера ищут все спецслужбы страны, ученый должен доказать свою неви новность... Исполнитель роли Спенсера актер Гэри Синиз знаком зри телям по фильмам «Азартные игры» и «Зеленая миля». Любопытен и творческий путь исполнительницы глав ной женской роли актрисы Мэделин Стоу, которая не так давно сыграла главную роль в фильме «Генеральская дочь». Как утверждают некоторые критики, пишущие о кино, иногда и в Голливуде трогается лёд — актрисы третьего плана выходят на первый, после чего им всё « З В Е З Д А » : Н О В А Я В Е РСИ Я время приходится доказывать свою состоятельность. Так было и с Мэделин Стоу, которая вначале играла в посредственных телевизионных фильмах. Но однажды режис сер Майкл Аптед предложил ей сыграть в триллере «Мерца ние», отличавшемся четко проработанной психологией персо нажей... Майская программа «Октября» для детей представлена созданной в 1959 году на киностудии «Беларусьфильм» ре жиссером Львом Голубом киноповестью «Девочка ищет отца»: о борьбе белорусских партизан в годы Великой Отечествен ной войны. В нем свою первую роль сыграла известная ныне актриса Анна Каменкова. Будут также показаны три зарубежных фильма: «Титан после гибели Земли», «Дар — владыке зверей» (оба произ водства США) и «Лебединое озеро» (Германия). Продолжится показ киноверсии знаменитой сказочно-фан тастической эпопеи Дж. Р. Толкиена «Властелин колец». Пока только первой ее части — «Братство Кольца». Стремление новозеландского режиссера Питера Джексона (он же автор сценария и продюсер фильма) следовать первоисточнику — качество похвальное. Ведь у книг Толкиена миллионы читате лей во всем мире. Книга эта словно создана для того, чтобы по ней снима лись фильмы для подростков. По профессии Толкиен — фи лолог, профессор англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете. В своей книге он населил приду манное им Средиземье эльфами, троллями, драконами, гно мами — известными персонажами европейского фольклора. Есть в книге, а следовательно и в фильме, рожденные его собственной фантазией невысокие толстенькие человечки- хоббиты. Одному из них, хоббиту по имени Фродо, предназ начена решающая роль в борьбе со Злом. В роли Фродо — 20-летний американский актер Иллайджа Вуд, который дебю тировал в кино в 1990 году в фильме «Внутреннее расследо вание». Наиболее известные роли сыграны им в фильмах, шедших на наших экранах, — «Факультет» и «Столкновение с бездной». «Этот фильм, — рассказывает актер, — изменил что-то во мне самом. Мне трудно сформулировать, что именно, но за время съемок я стал другим. Я никогда не испытывал такой ответственности, не играл героя, заранее зная, что за каж дым моим словом и жестом будут ревниво следить миллионы фанатов Толкиена...» Обзор подготовил Юрий Р АЗУМОВСКИЙ. ГАСТРОЛЬНАЯ АФИША МАЯ БЛИЖЕ К ЛЕТУ - БОЛЬШЕШОУ-«ЗВЕЗД» Прежде всего следует упомянуть такие традиционно-майСкие события, как проведение Дня города и отчетных, за вершающих музыкальный сезон, выс туплений липецких профессиональных и любительских коллективов. Эти собы тия «ЛГ» постарается, по возможности, осветить самым подробным образом. Пока же лишь скажем, что Липецк нын че будет отмечать свое 299-летие, и до супермасштабного празднования его трехвекового юбилея осталось ждать еще год, а серию творческих отчетов начнет второго мая в областном Дворце культуры известный ансамбль э с т радного танца « Ритм». Следующим ве чером в санатории «Липецк» — концерт Национального академич еского оркестра н ар о д ных инструментов Украины (руко водитель — народный артист Украины Виктор Гуцал). Всемирно известный ки евский коллектив — подлинная лабо ратория музыки, ему подвластны прак тически любые формы музицирования, от крупных симфонических до мини атюрных инструментальных пьес. С оркестром сотрудничают лучшие как ме стные, так и российские, белорусские, польские композиторы, а в числе его солистов — прима-вокалисты Нацио нальной оперы. Выступление украинс ких артистов пройдет под эгидой Рос сийской государственной концертной компании «Содружество»; вход в кон цертный зал санатория — свободный. Только, разумеется, наличием у нас нескольких дистрибьюторско-прокатных организаций можно объяснить ту явно «несбалансированную» ситуацию, что возникнет почти через двадцать дней. С однодневным промежутком на пло щадках дворцов спорта «Юбилейный» и «Звездный» состоятся концерты шоу-групп «Би-2», «Земфира» и п е вицы Алсу. Зрители окажутся перед нелегкой даже не дилеммой, а «три- леммой» выбора. Каждый из исполнителей — попу лярен, «раскручен». «Би-2», едва отдох нув от прошлогоднего, на редкость дли тельного, гастрольного тура, решили отправиться, как видим, в следующий. Девушка, которая молчала чуть ли не три месяца, представит композиции из своего наконец-то вышедшего альбо ма «14 недель тишины». Что же каса ется Алсу, то она, в отличие от «Би-2» и Земфиры, впервые приезжает в Ли пецк. Думается, данное обстоятельство вполне способно сыграть ей на руку. Мима Александра Андреева, когда- то работавшего в Липецкой государ ственной филармонии, в общем-то, не нужно особо представлять нашей пуб лике. Однако уже успело вырасти но вое поколение зрителей, не знающих, кто такой мистер А (псевдоним артис та), предпочитающий жить в Германии и выступать на фоне стильных круиз- но-лайнерных интерьеров. Так вот, 21 мая, после значительного перерыва, А. Андреев вновь должен появиться на сцене Академического театра дра мы со своей уже во многом «импорт ной» программой. Хотя искусство пан томимы особенно не признает никаких границ и барьеров. Кроме того, ближе к концу месяца Липецкая филармония проведет вечер памяти композитора Александра Тимошенко, у которого в Воронежс кой академии искусств учились участ ники нашего знаменитого трио баяни стов. Намечен и бен еф и с народного артиста России Анатолия Б е з д е нежного, приуроченный к40-летию его творческой деятельности, — с пригла шением ряда ведущих столичных ис полнителей. Константин ВАСИЛЬЕВ. ТЕАТ Р АЛЬНЫ Е НЕВЕРОЯТНОЕ СОБЫТИЕ.,. Бывают ж е совпаденья! Буквально сразу после спектакля «Женитьба» елецкого театра «Бенефис» на случайно открытой журнальной странице я прочел: режиссер «...играет с нашими представлениями о том, как выглядит на сцене любовь, с нашей неготовностью резко переключаться с веселья, почти клоунады на почти логический серьез... Где человеческая комедия, «цирк», каким порой представляется вся жизнь, становится человеческой драмой?» Цитата —совсем не о елецком спектакле и его постановщике Владимире Назарове, а получается, что и о них тоже. Как ни странно, «Женить бу» Н.В. Гоголя, в отличие от « Ревизора» , ставят мало. Потому, наверное, что при кажущейся простоте «Же нитьба» —трудноистолковы- ваемая пьеса, словно усколь зающая от конкретных, чет ких режиссерских объясне ний, не поддающаяся им. Почему всё-таки некто Коч- карев столь озабочивается непременно обженить своего друга Подколесина? Почему Подколесин в самый послед ний и решительный момент, когда невеста, Агафья Тихо новна, против которой он ни чего не имеет и которая ему «подана на блюдечке», вы прыгивает из окна невести ного дома? Нет раз и навсег да данного, определенного ответа. Однако отвечать, если уж взялись за «Женитьбу», придется. В. Назаров прологом и эпилогом из выбранных гого левских мест очерчивает не что вроде контекстуального круга, куда и предлагает вой ти зрителям, чтобы вместе разобраться в феномене пье сы. Ее авторское жанровое определение хрестоматийно известно: совершенно неве роятное событие в двух дей ствиях. Невероятное — то, что находится за граньюобы денного. Например, сон (вспомним героя повести «ИванФедоровичШпонька и его тетушка»). Или «Запис ки сумасшедшего». Коро тенькие фрагменты из них и обрамляют спектакль. Они выполняютфункции указую щих перстов: тема новой ра боты «Бенефиса» —знамени тая гоголевская тема «ма ленького человека», его ко ловращений в замкнуто-же стокомчиновничьеми патри архально-обывательском мире. Для начала В. Назаров припас зрителям несколько эффектных новаций. Первую можно озаглавить так: «Ка ким путем сныоборачивают ся явью». Шпоньке, находя щемуся ваналогичной с Под- колесиным ситуации, снятся три жены —и все с гусины ми лицами. Эти «лица» изоб ражены... сапогами, которые жены поднимают носами вниз. Далее Шпоньке вдруг снится, «...что жена вовсе не человек, а какая-то шерстя ная материя». Возникает, точно по Гоголю, «жид-порт ной», уверяющий: это дур ная материя. Проснувшись, Шпонька-Подколесин видит один из снившихся лиц-са- пог лежащим на столе в его комнате, а слуга Степан об лачает его в халат из той са мой «женоматерии». Реакция героя из-за такого «перебро са» предметов , естественно, недоумевающая. Реакция зрителей по поводу эти х мет ких режиссерских находок— одобрительная. При появлении Кочкаре- ва и свахи Феклы Ивановны выясняется пикантная под робность, каковая впрежних версиях пьесыотсутствовала. Кочкарев явно пользовался интимными услугами свахи — уж больно свойскую позу принимают они на спальном месте, составленном из пу фов. Далее подобных ситуа ционных заострений стано вится поменьше. Спектакль отчетливо делится на как бы процитированные эпизоди ческие смешные и основа тельно серьезные части. На редкость серьезна, немного словна Арина Пантелеймо новна (артистка Ирина Про- няшкина), тетка невесты. В общем, нешаржированно иг рает Агафью Тихоновну Та тьяна Гришина. Ее героиня, несмотря на свои 27, вполне еще ребенок. Для наглядно сти сего тезиса в руках неве сты оказывается подаренная Кочкаревым кукла. Агафье хочется замуж, чего ж тут может быть слишком смеш ного? Оправдана «недопрояв- ленность» образа свахи (Ва лентинаМалявская). Она до вольно-таки легко уступает Кочкареву поле предбрачной «битвы», хорошо зная, что напору прежнего ее кавале ра сложно противостоять, а его переквалификация в «сва ха» вряд ли приведет к же лаемому результату. Сочувственные интонации превалируют в отношении к моряку Жевакину (Сергей Бельский) и отставному пехо тинцу Анучкину (Андрей Скоров). Их идефиксы — межконтинентальные плава ния и желание иметь жену, непременно говорящую по- французски, —подаются ак терами почти нейтрально, как данность, как «пункти ки», хоть чем-то, пусть таки ми малостями, определяю щие их непохожесть на ос тальных. Зато уже вгротеск ной степени не схож с дру гими женихами экзекутор Яичница (Алешей Праслов). Стройный по жизни, актер играет своего экзекутора тол- стяком наподобие борца сумо. А. Праслов сполна убеждает нас: у его героя есть резон потешно подпры гивать, проверяя, действи тельно ли пол невестиного дома соответствует каменно му фундаменту, указанному в приданом. А отказ Агафьи Тихоновны означает глубо чайший, неизбывный крах всех надежд Яичницы. «Маленькие люди» гого левского невероятного собы тия очень и очень «вероят ны». Если не обращать слишком много внимания на их «пунктики», на одну, но пламенную страсть обрести наконец-то подругу дней хо- лостяцки-суровых, они—ря довые, негеройские персона жи на все времена. Они — персонажи в отсутствии под линных любви и внутренне го мира. Эти качества у них подменены, если можно так выразиться, эмоциональным косноязычием. В нравствен но-интеллектуальном плане персонажи «Женитьбы» — недоросли. Они —не лично сти. Они — «неполны» и от того взаимозаменяемы. По мимо сна Подколесина- Шпоньки, В. Назаров по-сво ему материализует и класси ческое высказывание Агафьи Тихоновнынасчет идеальных черт жениха. Только вместо носов, губ и т.д. режиссер однажды меняет верхнюю одежду соискателей руки и сердца героини. Что тот сюр-^— ч тук, что этот (и соответствен но, соискатель) —принципи ального значения не имеет. Найдено объяснение и «феномену» Кочкарева с Подколесиным. ВиталийПет ров играет Кочкарева не столько сверхдеятельным «заводилой» женитьбы и уж совсем не чертом из табакер ки, сколько человеком, ис кренне ратующим за семей ное счастие приятеля. Муж чине положено жениться, положено вкушать супружес кие радости и хоть в них, за неимением иного, обретать смысл жизни — вот смысл кочкаревских поступков. Ге рой В. Петрова —отличный тактик и стратег. Ради дру га он готов на все , и не его вина, чтр Подколесин никак ^ не желает соответствовать своему новому, брачному, статусу. Окончательное правоПод колесина (ВладимирГромови- ков) выпрыгнуть из окна обусловлено наконец появив шимся у этого нерешитель ного персонажа шансом на исключительно собственный выбор. На протяжении спек такля В. Громовиков показы вал процесс «раздвоения» жениха на байбака —гонча ровского Обломова и неврас теника —чеховского Ивано ва. И вдруг на Подколесина, оставшегося в одиночестве, находит прозрение, озарение, причем —в совершенно спо койном, раздумчивом тоне. Дальше —никакого выбора, никаких вариантов не будет. Супружеское блаженство блаженством, да ведь «уж после... ничего, ничего—все кончено, все сделано». Луч ше уж остаться таким, как есть, «неполным», без семей ной половины, «незавершен ным» и всегда иметь шанс «завершиться» когда угодно. Лишь быне сразу, не сейчас. Казалось, все в елецкой «Женитьбе» предполагало счастливый финал. Иоснова тельные, обоснованные наме рения Агафьи Тихоновны с Кочкаревым. И декорации художника ВладимираЛуни на. По бокам сцены —нечто вроде больших передвижных будуаров (один — женской, другой —мужской «внешно сти»). В центре — подобие ^ дирижабля с корзино-коляс- кой: вот-вот воспарит к райс ким облакам супружества. Увы, не воспарит. Гоголя — не перепишешь. Разве что дополнишь —им же самим. Его Поприщиным, сочиняю щим «Записки сумасшедше го». Тот —случаются же со впадения! — тоже мечтает о женитьбе, правда, не на куп чихе, а на благородной Софи. Весьма кстати — и текст из «Записок»: «Был в театре. Играли русского дурака Фи- латку. Очень смеялся... Очень забавные вещи пишут нынче сочинители. Я люблю бывать в театре». Ну и что, что затем — слова про мол чание, темноту и прочее? Мы-то — в театре, мы-то — смеялись. Да и молчание и темнота обязательно насту пят, когда «забавная вещь» закончится, разведя артистов и публику вразные стороны, оставляя заними выбор: стать участниками или свидетеля ми следующих то ли неверо ятных, то ли вполне возмож ных сценических событий... Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из спектакля «Женитьба». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz