Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц К А Я • г а з е т а : М / ' '' л' ЩЖтшщшт ...... . .............. . ■ ОДНОЭТАЖНАЯ РОССИЯ : ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ К А К Я К О Р О В У П О К У П А Л . . . Н е та^ давно пришлось мне уча­ ствовать в покупке... коровы. Помогал свояченице деньгами. И показалось мне, что я ее прежде и не знал вовсе. Не корову, конечно, свояченицу. Глаза ее горели неуга­ симым огнем, движения были поры­ вистыми, а голос звонким, как на пи­ онерском сборе. И то — нужно было во что бы то ни стало опередить кон­ курентов, которые хоть и не собрали нужной суммы, но ошивались возле двора с приглянувшейся буренкой. Стоила та семнадцать тысяч: отлич­ ный экстерьер, подающее надежды вымя, жирность молока за четыре процента... Овчинка стоила выделки, а коро­ ва — таких денег. Двадцать верст из далекой деревни моя свояченица шла домой со своей отрадой — отрада была на сносях и транспортировке не подлежала. А у свояченицы был в это время гипертонический криз, и она, после уколов, шла по льду, па­ дала, поднималась, но ни разу не вы­ пустила веревки из рук. Как хотите, а что-то героическое было в том пе­ реходе. Вечером, усталые, но довольные, они задушевно общались-знакоми- лись: хозяйка и корова. Женщина об­ нимала ее за могучую шею и дол­ го говорила про то, как хорошо те­ перь они будут жить. Та поддакивала и согласно кивала головой... — Понимаешь, — философство­ вала позже хозяйка за накрытым по случаю пополнения столом, —это че­ ловек может предать, подставить, обидеть, а скотина — никогда! А ко­ рова для нас — как член семьи. Железная логика и горькая прав­ да были в этих словах. И еще я вспомнил когда-то услышанное вы­ ражение: «Скот жиреет от взгляда хо­ зяина». За здоровье приобретенной корввы я был спокоен -г- родствен­ ники не сводили с нее глаз. Домашние животные в жизни кре­ стьянского ребятенка появляются го­ раздо раньше, чем на картинках в школьной «Зоологии». Причем все они для него — члены семьи. Однаж­ ды я слышал, как отвечал на вопро­ сы приставучих взрослых трехлетний малец: «Как зовут вашу коровку?» — « Рябка Баева». — « А собачку?» — «Шарик Баев». Мой племянник, ма­ лышом еще, слышал, как ревел за- ч е л о в е к о м , ни р а з у Ж ' , н е д о и вш и м к о р о в у , ^ ■Р с е л я н и н у г о в о р и т ь н е о ч е м . То е с т ь , к о н е ч н о , о п о г о д е , и н д е к с е Д о у Д ж о н с о н а и ц е н а х н а М а р с е — это п о ж а л у й с т а . Но « з а ж и зн ь » — н е т , н е п о л у ч и т с я . Л ю д и в д е р е в н е в о о б щ е д е л я т с я н а о б ы ч н ы х и т е х , у к о г о есть с к о т и н а . П р и ч ем н е п р о с т о к о ш к а - с о б а к а д а к у р о ч к а Р я б а , а б ы ч о к к о р о в а , т е л у ш к а , о в е ч к а . . . Ш шммШШ жтШ шШШ /Ш резанный отцом боров. За печенкой раз­ веселившиеся (как это всегда бывает после такого непростого дела) взрослые задавали с подковыркой свои вопросы: — И что же, кричал поросенок-то? — Кричал, — вздыхал Игорек. — И что он кричал? — «Помогите!» В далеком моем детстве тоже были и коровы, и овцы, и шипящие гуси (на этих я до сих пор оглядываюсь — мало ли...). Помню, посреди зимы всегда слу­ чался праздник — в натопленную избу вносили в рогожке мокрое дрожащее су­ щество с обязательной белой звездоч­ кой на лбу. Ему стелили солому на «суд- няшке», неподалеку от печки, и давали бутылочку с соской. Теленок как-то быс­ тро становился на ноги, сначала раско­ ряченные и дрожащие, а потом твердые и прямые, шерсть его подсыхала и куче­ рявилась, и он уже вовсю жевал зана­ веску. А потом он вдруг становился ко­ ровой, к которой почему-то не велено было подходить. А однажды она пропала прямо из сарая —увели ночью недобрые люди. И мой дед на целый месяц исчез из дома. И нашел! Правда, новый хозяин божился, что это его буренка. И тогда участковый провел эксперимент: вывел ее из стойла и стал ждать, к кому она направится. С ревом Красавка кинулась кдеду! О том, чем была для крестьянина ко­ рова, написано много. Как выручала се­ мью в голодуху, как «обобществлялась» в колхозах, как позволяла пахать на себе в войну... как надеялись на нее и как мо­ лились. У нашего земляка М. Пришвина в «Мирской чаше» есть такие строчки: «Он, бородатый мужик, думает, будто просто от быка причинает корова телуш­ ку, не зная, что бабушка перед этим про­ шептала все свои молитвы на воду в бутылку и обрызгала этой водой корову, в Светлое Христово Воскресенье с пер­ вой с ней похристосовалась и дала ей, как человеку, съесть красное, освящен­ ное яйцо. Все это кажется пустяки, но ведь от этого телушка входит в челове­ ческий мир, как своя...» И другой наш земляк А. Платонов написал рассказ про корову, у которой отняли теленка, из-за чего она, не перенеся горя, бросилась под поезд. Но мы плохо читали наших земляков и потому за последние годы вырезали тысячи голов из обществен­ ного стада. И неужели может иметь хоть какое-то значение факт принадлежнос­ ти скотины к «общественному», а не лич­ ному гурту — разве детдомовские дети отличаются от «домашних»? В пик этой вселенской резни в бывшем задонском сельхозкооперативе «Нива» зоотехнику пробили голову. Бунт подняли доярки от­ деления, из которого местное руковод­ ство пыталось забрать скот. Голову зоо­ технику забинтовали, головы начальни­ кам, увы, поправить не сумели. Разные времена переживала дерев­ ня , но даже в самые крутые она держа­ лась за счет подворья. И теперь, когда приходят на нашу горемычную зем ­ лю очередные вожди, с грохотом во­ лоча за собой революции, реформы и дефолты, глубинная Россия спо­ койна. Это в городе возникают пот­ ные о череди, давка у прилавков, «обменников», микрофонов, город капризно топает ножкой и требует от­ вета: «Так ожидается у нас голод в этом году или нет?» А в селе в это время спокойно гремят ведрами и шуруют вилами в закуте, а в погре­ бах — ломятся от запасов дубовые полки... Если по правде, в перестроечные годы наша мясо-молочная перера­ ботка и не рухнула-то окончательно (и стоит до сих пор!) благодаря кре­ стьянскому двору. Да за его счет еще и жирела, накручивая на свои услуги неслыханные проценты. Это и преж­ де называлось: битый небитого ве­ зет... Хотя и тут имеется странность: с какой такой радости, несмотря на даденную волю и рыночные сквозня­ ки, собирать то же молоко на местах по старой райкомовской привычке заставляют... сельские администра­ ции? Которым, если грубо и по чес­ ти, на фиг это надо, поскольку доход от этой затеи получает исключитель­ но маслозавод со всеми вытекаю­ щими... Конечно, власть всегда «держа­ ла» в уме сельское подворье. Несмот­ ря на дурь партийных уложений (вро­ де запрета иметь мужику в собствен­ ности лошадь). Даже неуемный Хру­ щев с его дурацкими налогами на всякий куст смородины и каждый ове­ чий хвост что-то знал о потенциале деревни. И даже вел свои подсчеты. На пленуме ЦК в 1958 году он выдал с трибуны: «На наших прудах можно выращивать 250-300 миллионов уток, получать более 400 тысяч тонн ути­ ного мяса». Примерно так считали (и продолжают считать сегодня) коров- овец-быков и хрюшек в мясном по­ тенциале страны наши чиновники. Но в какие бы дали туманные ни уводи­ ла нас эта арифметика, я точно знаю: продовольственная безопасность страны зависит прежде всего от моей свояченицы, простой русской женщины, которая знает, что можно сказать своей корове и что нужно сделать для родной Державы. Александр КОСЯКИН. ш а | ттшж щ жж жжшщяж шшшшшшшМЁШШШШШжШШШжшШШШМйшёШШШШШмшШШШШШ ПОСЛЕСЛОВИЕ К СМОТ РУ ДУШЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОЧЕТСЯ ПРАЗДНИКА,. Сегодня даж е в самом глухом уголке у культработников возникает соблазн устроить что-нибудь эдакое, подражая развлекательным шоу-программам на ТВ. Не будем осуждать эти попытки провести в скромном сельском клубе какой-нибудь там конкурс тинейджеров, всякие «Мини-мисс» или бодибилдинги. Даже если порою иной организатор, не говоря уже о публике, с трудом объяснит, что означают все эти заграничные слова. Люд ям, особенно молодым, хочется праздника. И откладывать его на потом, когда жизнь станет стабильнее, богаче, невозможно. Пожалуй, нет ничего худо­ го, если в глубинке собираются на не­ притязательную, б е з всяких особых сверхзадач, дискотеку. В конце концов танцы есть танцы, они были всегда и везде. Другое дело, когда в клубном деле чересчур жестко разделяются, так ска­ зать, праздники для души, с выплеском молодой энергии, с современными рит­ мами, и «идейные мероприятия», в кото­ рых гражданские, патриотические моти­ вы превращаются в скучный казенный довесок все к тем же танцам или просто реанимируется дух застойного официо­ за. Нередко это случается, к примеру, даже с Днем призывника, хотя уж тут-то есть масса возможностей органично со­ единит, пафос, эмоциональность, зр е­ лищность. Вот почему, на мой взгляд, област­ ной смотр клубных учреждений по рабо­ те с молодежью оказался как нельзя более своевременным. Он подстегнул творческий поиск, помог разобраться, что и как можно и нужно делать, дабы моло­ дежные вечера, действительно, были не дежурным блюдом в клубном меню, а по- настоящему интересными, привлекатель­ ными, не утопая при этом в абсолютной бездумности. В смотре участвовали всего десять районов. Конечно, составить це-- лостную картину клубной жизни в регио­ нах было трудно. А главное — огорчал сам факт отсутствия посланцев ряда тер­ риторий, коим, получается, вообще не­ чего было предъявить... Но и то, что мы увидели, заслужива­ ет внимания. Многие участники развея­ ли устойчивое представление, что ничего интересного для молодежи в районах нет. Скажем, долгоруковцы настойчиво пыта­ ются найти средства для утверждения здорового образа жизни. Их вечера под девизами «Сумей сказать «нет», «Мас­ карад вредных привычек», «Стоп, нарко­ тик!» соединяют агитационную броскость с притягивающими молодых чисто раз­ влекательными фрагментами. По тому же пути идут и, допустим, в Сергиевском СДК, что в Краснинском районе. Пред­ ставление «Молодежь — зеркало време­ ни» было построено актерами местного экспресс-театра так, чтобы предложен­ ный ими диалог с залом не оставил зри­ телей равнодушными, побуждал пораз­ мыслить о времени и о себе. У каждого свое и по-своему. В Ли­ пецком районе, например, на семинаре по патриотическому воспитанию было показано пусть не эталонное, но твор­ чески придуманное празднество в честь призывников. А добринцы на вечере под названием «Шкатулка жизни» заговори­ ли с юношами и девушками о семье, о предстоящей их родительской миссии. Главное — стремление уйти от сте­ реотипа, единообразия, безликости. Если в Становлянском районе удались дис­ путы — об экологии, о связи поколений, вечер встречи со знатными земляками — генералами Российской Армии, то в Тербунском центре культуры и досуга ад­ ресно работают с «трудными» подрост­ ками, допустим, приглашают их на кон­ курс-встречу за чашкой чая «Мужской разговор». Понятно, возможности повсюду раз­ ные. В Елецком районе 228 кружков для любителей творчества, в них занимают­ ся три тысячи человек. Здесь проходят и тематические дискотеки, и целые спек­ такли, и передвижные выставки. Где-то условия поскромнее, но и там неравно­ душные профессиональные люди спо­ собны многое сделать. Очень суще­ ственно, если клубный работник не чув­ ствует себя одним в поле воином. Если в Чаплыгинском районе реализуется се­ рьезная программа по работе с подро­ стками и молодежью и ее выполняют рука об руку и клубы , и роно, и спортивные организации, и правоохранительные, и медики, и сотрудники отдела по делам молодежи. В начале я от досады написала, что иным районам, не включившимся в смотр, нечего было показать. Ну, разу­ меется, это не так. Усманцы, грязинцы, данковчане, воловцы, добровцы облада­ ют солидным потенциалом. Но вот что помешало им его продемонстрировать — вопрос. Неужто недооценка воспита­ тельной роли клуба? Нина КА РПИЙ , методист областного Дома народного творчества. «ОКТЯБРЬ» В МАЕ В марте в Москве состоялся очередной, 50-й, Меж­ государственный кинотелевидеорынок. Как обыч­ но, он проходил в киноконцертном зале «Измайло­ во». Приобретенные на нем Липецкоблкинофондом фильмы и составили основу майского репертуара киноконцертного зал а «Октябрь». Прежде всего, это отечественный фильм «Звезда», создан­ ный «Мосфильмом». Картина с таким названием, как известно, впервые была создана в 1949 году на «Ленфильме» режиссе­ ром Александром Ивановым по повести писателя-фронтовика Эммануила Казакевича «Звезда». В ней тогда снялись моло­ дые актеры Анатолий Вербицкий, Ирина Ра дченко, а также Ни­ колай Крючков, Олег Жаков и Василий Меркурьев. Однако этот интересный талантливый фильм о героизме советских разведчиков в годы Велшщй Отечественной войны вышел на экраны лишь через четыре года, став в 1953 году одним из лидеров отечественного проката. Одной из причин «задержки» было заключение высоких кинематографических инстанций, в котором утверждалось, что действия советских разведчиков не всегда находятся в полном соответствии с тре­ бованиями боевого устава. Новая экранизация повести Казакевича осуществлена ре­ жиссером Николаем Лебедевым с участием молодых актеров Игоря Петренко, Алексея Панина и Екатерины Вуличенко. Пе­ ред зрителем предстает война, как нелегкий труд, требующий постоянного, ежеминутного мужества, солдаты, делающие свое опасное дело без позы и громких слов. Такая деталь —для ветеранов вход на фильм «Звезда» сво­ бодный (по предъявлению удостоверения). Американский фантастический триллер «Пришелец» расска­ зывает о событиях 2079 года. Десять лет жители Земли ведут войну с инопланетянами. Молодой талантливый ученый Спен­ сер создает уникальное оружие для борьбы с ними. Но однаж­ ды его самого объявляют пришельцем и начинают на него широкомасштабную охоту. В ситуации, когда Спенсера ищут все спецслужбы страны, ученый должен доказать свою неви­ новность... Исполнитель роли Спенсера актер Гэри Синиз знаком зри­ телям по фильмам «Азартные игры» и «Зеленая миля». Любопытен и творческий путь исполнительницы глав­ ной женской роли актрисы Мэделин Стоу, которая не так давно сыграла главную роль в фильме «Генеральская дочь». Как утверждают некоторые критики, пишущие о кино, иногда и в Голливуде трогается лёд — актрисы третьего плана выходят на первый, после чего им всё « З В Е З Д А » : Н О В А Я В Е РСИ Я время приходится доказывать свою состоятельность. Так было и с Мэделин Стоу, которая вначале играла в посредственных телевизионных фильмах. Но однажды режис­ сер Майкл Аптед предложил ей сыграть в триллере «Мерца­ ние», отличавшемся четко проработанной психологией персо­ нажей... Майская программа «Октября» для детей представлена созданной в 1959 году на киностудии «Беларусьфильм» ре­ жиссером Львом Голубом киноповестью «Девочка ищет отца»: о борьбе белорусских партизан в годы Великой Отечествен­ ной войны. В нем свою первую роль сыграла известная ныне актриса Анна Каменкова. Будут также показаны три зарубежных фильма: «Титан после гибели Земли», «Дар — владыке зверей» (оба произ­ водства США) и «Лебединое озеро» (Германия). Продолжится показ киноверсии знаменитой сказочно-фан­ тастической эпопеи Дж. Р. Толкиена «Властелин колец». Пока только первой ее части — «Братство Кольца». Стремление новозеландского режиссера Питера Джексона (он же автор сценария и продюсер фильма) следовать первоисточнику — качество похвальное. Ведь у книг Толкиена миллионы читате­ лей во всем мире. Книга эта словно создана для того, чтобы по ней снима­ лись фильмы для подростков. По профессии Толкиен — фи­ лолог, профессор англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете. В своей книге он населил приду­ манное им Средиземье эльфами, троллями, драконами, гно­ мами — известными персонажами европейского фольклора. Есть в книге, а следовательно и в фильме, рожденные его собственной фантазией невысокие толстенькие человечки- хоббиты. Одному из них, хоббиту по имени Фродо, предназ­ начена решающая роль в борьбе со Злом. В роли Фродо — 20-летний американский актер Иллайджа Вуд, который дебю­ тировал в кино в 1990 году в фильме «Внутреннее расследо­ вание». Наиболее известные роли сыграны им в фильмах, шедших на наших экранах, — «Факультет» и «Столкновение с бездной». «Этот фильм, — рассказывает актер, — изменил что-то во мне самом. Мне трудно сформулировать, что именно, но за время съемок я стал другим. Я никогда не испытывал такой ответственности, не играл героя, заранее зная, что за каж­ дым моим словом и жестом будут ревниво следить миллионы фанатов Толкиена...» Обзор подготовил Юрий Р АЗУМОВСКИЙ. ГАСТРОЛЬНАЯ АФИША МАЯ БЛИЖЕ К ЛЕТУ - БОЛЬШЕШОУ-«ЗВЕЗД» Прежде всего следует упомянуть такие традиционно-майСкие события, как проведение Дня города и отчетных, за­ вершающих музыкальный сезон, выс­ туплений липецких профессиональных и любительских коллективов. Эти собы­ тия «ЛГ» постарается, по возможности, осветить самым подробным образом. Пока же лишь скажем, что Липецк нын­ че будет отмечать свое 299-летие, и до супермасштабного празднования его трехвекового юбилея осталось ждать еще год, а серию творческих отчетов начнет второго мая в областном Дворце культуры известный ансамбль э с т ­ радного танца « Ритм». Следующим ве чером в санатории «Липецк» — концерт Национального академич еского оркестра н ар о д ­ ных инструментов Украины (руко­ водитель — народный артист Украины Виктор Гуцал). Всемирно известный ки­ евский коллектив — подлинная лабо­ ратория музыки, ему подвластны прак­ тически любые формы музицирования, от крупных симфонических до мини­ атюрных инструментальных пьес. С оркестром сотрудничают лучшие как ме­ стные, так и российские, белорусские, польские композиторы, а в числе его солистов — прима-вокалисты Нацио­ нальной оперы. Выступление украинс­ ких артистов пройдет под эгидой Рос­ сийской государственной концертной компании «Содружество»; вход в кон­ цертный зал санатория — свободный. Только, разумеется, наличием у нас нескольких дистрибьюторско-прокатных организаций можно объяснить ту явно «несбалансированную» ситуацию, что возникнет почти через двадцать дней. С однодневным промежутком на пло­ щадках дворцов спорта «Юбилейный» и «Звездный» состоятся концерты шоу-групп «Би-2», «Земфира» и п е­ вицы Алсу. Зрители окажутся перед нелегкой даже не дилеммой, а «три- леммой» выбора. Каждый из исполнителей — попу­ лярен, «раскручен». «Би-2», едва отдох­ нув от прошлогоднего, на редкость дли­ тельного, гастрольного тура, решили отправиться, как видим, в следующий. Девушка, которая молчала чуть ли не три месяца, представит композиции из своего наконец-то вышедшего альбо­ ма «14 недель тишины». Что же каса­ ется Алсу, то она, в отличие от «Би-2» и Земфиры, впервые приезжает в Ли­ пецк. Думается, данное обстоятельство вполне способно сыграть ей на руку. Мима Александра Андреева, когда- то работавшего в Липецкой государ­ ственной филармонии, в общем-то, не нужно особо представлять нашей пуб­ лике. Однако уже успело вырасти но­ вое поколение зрителей, не знающих, кто такой мистер А (псевдоним артис­ та), предпочитающий жить в Германии и выступать на фоне стильных круиз- но-лайнерных интерьеров. Так вот, 21 мая, после значительного перерыва, А. Андреев вновь должен появиться на сцене Академического театра дра­ мы со своей уже во многом «импорт­ ной» программой. Хотя искусство пан­ томимы особенно не признает никаких границ и барьеров. Кроме того, ближе к концу месяца Липецкая филармония проведет вечер памяти композитора Александра Тимошенко, у которого в Воронежс­ кой академии искусств учились участ­ ники нашего знаменитого трио баяни­ стов. Намечен и бен еф и с народного артиста России Анатолия Б е з д е ­ нежного, приуроченный к40-летию его творческой деятельности, — с пригла­ шением ряда ведущих столичных ис­ полнителей. Константин ВАСИЛЬЕВ. ТЕАТ Р АЛЬНЫ Е НЕВЕРОЯТНОЕ СОБЫТИЕ.,. Бывают ж е совпаденья! Буквально сразу после спектакля «Женитьба» елецкого театра «Бенефис» на случайно открытой журнальной странице я прочел: режиссер «...играет с нашими представлениями о том, как выглядит на сцене любовь, с нашей неготовностью резко переключаться с веселья, почти клоунады на почти логический серьез... Где человеческая комедия, «цирк», каким порой представляется вся жизнь, становится человеческой драмой?» Цитата —совсем не о елецком спектакле и его постановщике Владимире Назарове, а получается, что и о них тоже. Как ни странно, «Женить­ бу» Н.В. Гоголя, в отличие от « Ревизора» , ставят мало. Потому, наверное, что при кажущейся простоте «Же­ нитьба» —трудноистолковы- ваемая пьеса, словно усколь­ зающая от конкретных, чет­ ких режиссерских объясне­ ний, не поддающаяся им. Почему всё-таки некто Коч- карев столь озабочивается непременно обженить своего друга Подколесина? Почему Подколесин в самый послед­ ний и решительный момент, когда невеста, Агафья Тихо­ новна, против которой он ни­ чего не имеет и которая ему «подана на блюдечке», вы­ прыгивает из окна невести­ ного дома? Нет раз и навсег­ да данного, определенного ответа. Однако отвечать, если уж взялись за «Женитьбу», придется. В. Назаров прологом и эпилогом из выбранных гого­ левских мест очерчивает не­ что вроде контекстуального круга, куда и предлагает вой­ ти зрителям, чтобы вместе разобраться в феномене пье­ сы. Ее авторское жанровое определение хрестоматийно известно: совершенно неве­ роятное событие в двух дей­ ствиях. Невероятное — то, что находится за граньюобы­ денного. Например, сон (вспомним героя повести «ИванФедоровичШпонька и его тетушка»). Или «Запис­ ки сумасшедшего». Коро­ тенькие фрагменты из них и обрамляют спектакль. Они выполняютфункции указую­ щих перстов: тема новой ра­ боты «Бенефиса» —знамени­ тая гоголевская тема «ма­ ленького человека», его ко­ ловращений в замкнуто-же­ стокомчиновничьеми патри­ архально-обывательском мире. Для начала В. Назаров припас зрителям несколько эффектных новаций. Первую можно озаглавить так: «Ка­ ким путем сныоборачивают­ ся явью». Шпоньке, находя­ щемуся ваналогичной с Под- колесиным ситуации, снятся три жены —и все с гусины­ ми лицами. Эти «лица» изоб­ ражены... сапогами, которые жены поднимают носами вниз. Далее Шпоньке вдруг снится, «...что жена вовсе не человек, а какая-то шерстя­ ная материя». Возникает, точно по Гоголю, «жид-порт­ ной», уверяющий: это дур­ ная материя. Проснувшись, Шпонька-Подколесин видит один из снившихся лиц-са- пог лежащим на столе в его комнате, а слуга Степан об­ лачает его в халат из той са­ мой «женоматерии». Реакция героя из-за такого «перебро­ са» предметов , естественно, недоумевающая. Реакция зрителей по поводу эти х мет­ ких режиссерских находок— одобрительная. При появлении Кочкаре- ва и свахи Феклы Ивановны выясняется пикантная под­ робность, каковая впрежних версиях пьесыотсутствовала. Кочкарев явно пользовался интимными услугами свахи — уж больно свойскую позу принимают они на спальном месте, составленном из пу­ фов. Далее подобных ситуа­ ционных заострений стано­ вится поменьше. Спектакль отчетливо делится на как бы процитированные эпизоди­ ческие смешные и основа­ тельно серьезные части. На редкость серьезна, немного­ словна Арина Пантелеймо­ новна (артистка Ирина Про- няшкина), тетка невесты. В общем, нешаржированно иг­ рает Агафью Тихоновну Та­ тьяна Гришина. Ее героиня, несмотря на свои 27, вполне еще ребенок. Для наглядно­ сти сего тезиса в руках неве­ сты оказывается подаренная Кочкаревым кукла. Агафье хочется замуж, чего ж тут может быть слишком смеш­ ного? Оправдана «недопрояв- ленность» образа свахи (Ва­ лентинаМалявская). Она до­ вольно-таки легко уступает Кочкареву поле предбрачной «битвы», хорошо зная, что напору прежнего ее кавале­ ра сложно противостоять, а его переквалификация в «сва­ ха» вряд ли приведет к же­ лаемому результату. Сочувственные интонации превалируют в отношении к моряку Жевакину (Сергей Бельский) и отставному пехо­ тинцу Анучкину (Андрей Скоров). Их идефиксы — межконтинентальные плава­ ния и желание иметь жену, непременно говорящую по- французски, —подаются ак­ терами почти нейтрально, как данность, как «пункти­ ки», хоть чем-то, пусть таки­ ми малостями, определяю­ щие их непохожесть на ос­ тальных. Зато уже вгротеск­ ной степени не схож с дру­ гими женихами экзекутор Яичница (Алешей Праслов). Стройный по жизни, актер играет своего экзекутора тол- стяком наподобие борца сумо. А. Праслов сполна убеждает нас: у его героя есть резон потешно подпры­ гивать, проверяя, действи­ тельно ли пол невестиного дома соответствует каменно­ му фундаменту, указанному в приданом. А отказ Агафьи Тихоновны означает глубо­ чайший, неизбывный крах всех надежд Яичницы. «Маленькие люди» гого­ левского невероятного собы­ тия очень и очень «вероят­ ны». Если не обращать слишком много внимания на их «пунктики», на одну, но пламенную страсть обрести наконец-то подругу дней хо- лостяцки-суровых, они—ря­ довые, негеройские персона­ жи на все времена. Они — персонажи в отсутствии под­ линных любви и внутренне­ го мира. Эти качества у них подменены, если можно так выразиться, эмоциональным косноязычием. В нравствен­ но-интеллектуальном плане персонажи «Женитьбы» — недоросли. Они —не лично­ сти. Они — «неполны» и от­ того взаимозаменяемы. По­ мимо сна Подколесина- Шпоньки, В. Назаров по-сво­ ему материализует и класси­ ческое высказывание Агафьи Тихоновнынасчет идеальных черт жениха. Только вместо носов, губ и т.д. режиссер однажды меняет верхнюю одежду соискателей руки и сердца героини. Что тот сюр-^— ч тук, что этот (и соответствен­ но, соискатель) —принципи­ ального значения не имеет. Найдено объяснение и «феномену» Кочкарева с Подколесиным. ВиталийПет­ ров играет Кочкарева не столько сверхдеятельным «заводилой» женитьбы и уж совсем не чертом из табакер­ ки, сколько человеком, ис­ кренне ратующим за семей­ ное счастие приятеля. Муж­ чине положено жениться, положено вкушать супружес­ кие радости и хоть в них, за неимением иного, обретать смысл жизни — вот смысл кочкаревских поступков. Ге­ рой В. Петрова —отличный тактик и стратег. Ради дру­ га он готов на все , и не его вина, чтр Подколесин никак ^ не желает соответствовать своему новому, брачному, статусу. Окончательное правоПод­ колесина (ВладимирГромови- ков) выпрыгнуть из окна обусловлено наконец появив­ шимся у этого нерешитель­ ного персонажа шансом на исключительно собственный выбор. На протяжении спек­ такля В. Громовиков показы­ вал процесс «раздвоения» жениха на байбака —гонча­ ровского Обломова и неврас­ теника —чеховского Ивано­ ва. И вдруг на Подколесина, оставшегося в одиночестве, находит прозрение, озарение, причем —в совершенно спо­ койном, раздумчивом тоне. Дальше —никакого выбора, никаких вариантов не будет. Супружеское блаженство блаженством, да ведь «уж после... ничего, ничего—все кончено, все сделано». Луч­ ше уж остаться таким, как есть, «неполным», без семей­ ной половины, «незавершен­ ным» и всегда иметь шанс «завершиться» когда угодно. Лишь быне сразу, не сейчас. Казалось, все в елецкой «Женитьбе» предполагало счастливый финал. Иоснова­ тельные, обоснованные наме­ рения Агафьи Тихоновны с Кочкаревым. И декорации художника ВладимираЛуни­ на. По бокам сцены —нечто вроде больших передвижных будуаров (один — женской, другой —мужской «внешно­ сти»). В центре — подобие ^ дирижабля с корзино-коляс- кой: вот-вот воспарит к райс­ ким облакам супружества. Увы, не воспарит. Гоголя — не перепишешь. Разве что дополнишь —им же самим. Его Поприщиным, сочиняю­ щим «Записки сумасшедше­ го». Тот —случаются же со­ впадения! — тоже мечтает о женитьбе, правда, не на куп­ чихе, а на благородной Софи. Весьма кстати — и текст из «Записок»: «Был в театре. Играли русского дурака Фи- латку. Очень смеялся... Очень забавные вещи пишут нынче сочинители. Я люблю бывать в театре». Ну и что, что затем — слова про мол­ чание, темноту и прочее? Мы-то — в театре, мы-то — смеялись. Да и молчание и темнота обязательно насту­ пят, когда «забавная вещь» закончится, разведя артистов и публику вразные стороны, оставляя заними выбор: стать участниками или свидетеля­ ми следующих то ли неверо­ ятных, то ли вполне возмож­ ных сценических событий... Константин КЛЮТКИН. На снимке: сцена из спектакля «Женитьба». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz