Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
В ГОСТЯХ У «ДВ» - НАСТОЯЩИЙ МУЖИК ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН После телесериала «Даль* нобойщики» народный артист Белоруссии Владимир Гостю хин переживает новый виток популярности. Фильмпроката* ли по телеканалам Белорус сии, Украины, дважды в Рос сии - ивсюду согромнымуспе хом. Похоже, зрители соскучи лись по нормальным героям - не суперменам, ментам и бан дитам, а простым работягам, надежным и‘верным вдружбе мужикам... - Владимир Васильевич, вы сыграли в кино б о л е е пятидеся ти ролей , среди них и очень заметные. На З ап аде актеры с именем сериалы избегают. А вы почему согласились - платят хорош о? - В о о бщ е -т о я т ож е к с е р и а л о м о тн ош у сь скептически . А тут п рочи та л с ц е н а р и й первых с е р и й «Д а л ьн о б ойщ и к о в» и п о чув ствовал - мое ! О щ ущ е н и е , что я д а в н о -знаю этих лю д ей , С аш о к и Ф е д о р - они живые, у зн а в а е м ы е . Я никогд а не б е русь з а то , что м н е н е н р а в и т ся Д аж е и з - з а д ен е г , хотя они лишними н е бы ваю т . П р о с ты е наш и с о г р а ж д а н е , к о т о ры е тя ж ело д о бы в аю т свой хл еб , с о в с ем исче зли с э к р а н а . А таких лю д ей - норм альны х , с о в е с т л и вых, нр авств енны х , с л а в а Богу, в России б ол ьш ин ство . Я б о ялс я , что м о е и зо дня в д ен ь м е л ь к а н и е н а э к р а н е з р и теля утомит. Н о это го , говорят , н е случилось , з а что с п а с и б о м о ем у г е р ою Ф е д о р у : он в р о д е полож ительный , но н е хо дульный. - Но кино сегодня - это п р е жде все го бизнес. Потому с о вестливость, нравственность на экран е - что-то наподобие прошлогоднего снега... • А ко гд а зр и т е лю н а в я зы в а ют н и зм е н н о е , з а в я з а н н о е на инстинктах , н а с а м о м живот ном , что е с т ь в ч е л о в е к е , - это какой сн е г ? Я п р и д ерж и в аю с ь той точки зр ен и я , что русском у ч е л о в е к у н е а б с о лю т н а я с в о б о д а нуж на , а отсу т стви е н е воли . С в о б о д а в искусстве о т в е т с т в ен н а , д а ж е для больших художников . Вот фильм С оку р о в а о Л е н и н е . Т ам так см ак у е т ся фи зический р а сп а д . . . Т ак ая с в о б о д а б е з н р а в с т в е н н а , п о т ом у что лю б о в а т ь с я п р е д см е р т н о й а го н и е й - грех. Где вы с е й ч а с услышите х о р о ш е е п р о Р о ссию , п р о лю д ей , к о т о ры е живут н о р м а л ь н о ? А ведь кто -то ходит в ц е р ковь , в о с с т а н а в л и в а е т р а з р у ш енны е храмы , с а ж а е т л е с , ч то -то у м е е т и д е л а е т . Н о по чему -то с ч и т а е т ся , что э то «не с в о б о д а » , н е и н т е р е с н о , нико му н е н а д о . У н а с о тн им аю т в о лю к ж и зн и , н а с а ж д а ю т с т р а х и н е у в е р е н н о с т ь в з а в т р аш н е м д н е , вы би ваю т почву и з -под ног. П о этом у д а ж е т а кие б е с х и т р о с т н ы е фильмы , в р о д е «Д а л ьн о б ойщ и ко в» , - как глоток чистой воды. - Вы часто играете мужиков, выбравших самую тяжелую р а боту. В «Дальнобойщиках»г на пример, лихо водите огромную фуру. Откуда опыт? - Ну, п одъ ех ать , о тъ ех ать - это я научился . Т р ен и р о в а л с я н а «МА Зе» п е р е д съемкам и . Н о водить , как это д е л аю т в о д и т е л и -п р оф е с с и о н а лы , кон еч но , н е могу. Хотя н а веку п е р е и гр ал р а зны х во ди те лей - в «Урге», в «Случайных п а с с а ж и р ах» , д а е сл и при см о тр е ть ся , чуть ли н е в каж дой к а р ти н е я з а рул ем . А в жизни у м еня и м аш ины -то с в о е й никогда не было . К ак -то получил с р а з у д ве прем ии п о д р я д - . как лучший а к т е р з а картины «Н аш б р о н е п о е зд » и «С м и р е н н о е к л адби ще». О тл ож и л их н а м аш ину - у м еня как р а з о ч е р е д ь подхо д и л а - и у е х а л н а съемку. П ри е зж аю , л еж и т з а в е т н а я откры т ка , а н а п о р о г е г а й д а р о в с к а я р е ф о р м а . . . М аш и н а с т о и л а 16 тысяч р у б л ей , а с т а л а - 3 0 0 тысяч. Я н а свои с б е р еж е н и я см ог купить эл е к т р о д р е л ь , о н а как р а з н а 16 тысяч потянула . Так что ту м ою м аш ин у , м ож н о считать , у к р ал Егор Тимурович. Только с е й ч а с я купил стары й «жигуленок», учусь водить по- н а сто ящ ем у . - Ваш не очень молодой ге рой не на шутку влюбился и готов был все бросить к ногам бойкой провинциальной кра сотки. Вы одобряете такую несолидность? - А д у м а е т е , т ак в жизни не б ы в а е т ? У меня ско л ько р а з с л у ч а ло с ь , я ч е л о в е к влю бчи вый. О т лю б ви никто н е з а с т р а х о в а н , но н е каждый с п о с о б е н вс е б р о си т ь и н а ч а т ь с н а ч а л а . М ой Ф е д о р Иваныч так и н е смог , хотя поры в был. П о -ч ел о в еч е ски это у б е д и т е л ь но. Н орм ал ьны й , зд о р о вы й му жик, сохрй н и л в с е б е пылкость, н е см о тр я н а седину... - А мужская дружба, надеж ность, верность - это только в кино осталось? . - Как у кого. Я в с е г д а был в е р е н своим дру зьям , как и они м н е . С е й ч а с м уж ск а я д р у ж б а , - п овод для ю м о р а . В о тн ош ен и ях вер х б е р е т р а с четливость . М н е эти з аконы не по нутру. Я с ю ности в е рю в идеалы мужской друж бы , когда спин а к спине ... Я п р ош е л все в м о е м р о д н о м С в е р д л о в с к е : улицу, хулиганство , д в о р о вы е д р а к и . Я и с е й ч а с уб еж д ен : б е з этих « уни вер си тетов» н а с т о я щим мужиком вы р асти трудно . - Ваши работы в кино, з а мешанные на такой вот прямо линейности, вызывают упреки критиков: жизнь все-таки не столь романтична, в ней много полутонов... • Я д а в н о никак н е отнош усь к критике. Вот м еня в третий р а з выдвигаю т н а «Нику» з а р о л ь г е н е р а л а в к а р ти н е «С ка з п р о Ф е д о т а - с т р е л ь ц а » . М еня уж е выдвигали з а «С м и р ен н о е кл адбищ е» , з а «Ургу» - н е д а ли. Н е д ад у т и н а этот р а з . «С тр ел ец» - это фильм как р а з о пр ям о л и н ей н ой русской ду ш е , к о т о р а я м ож е т уп асть ни ж е некуд а и о ч е н ь вы соко по д няться. - Откуда такая мрачная у в е ренность. А вдруг дадут? - Н е д ад у т , т а м сво я ту с о в ка. Я в н е е н е вписываю сь . Н о м еня э то и не о с о б е н н о волну ет . О ц е н и в а е т з р и т е л ь , е г о м н ен и е для меня с а м о е в аж н о е . С к о р о н а экр аны выйдет фильм и зв е с тн о го б е л о р у с с к о го р е ж и с с е р а В а л е ри я Ры ба - р е в а . К а р ти н а , д ум аю , б уд е т р а з д р а ж а т ь ещ е б о л ьш е - т ам п о к а з а н а ц ел ьно сть русско го ч е л о в е к а , е г о п р и в е рж ен н о с т ь н а ц и о н а л ь н ы м т р а д и ц и ям . П р а в д а , н е с о в р е м е н н а я т р а к т о в к а ? Я нисколько не и д е а л и зирую р у с ск о го ч е л о в е к а , в нем м н о го чего п о н а м еш а н о , в том числе гр я зн о го , мутного. Н о е с т ь гл а в н о е - ц ельность и д о с т о и н с т в о , к о т о ры е помогли выжить н аш ем у н а р о д у . - Кого вы играете в этом фильме? - М ой ге р ой - бывший к а д ровый оф и ц е р , п р ош е л Аф ган , в 9 0 - е годы п оп ал в излом . П е р ем ены б о л ь н о у д ари л и , он уш ел в о тш ел ьн и ч е с т во , в нику д а . Н о однаж ды в е г о жизни появляется д е в уш к а , б л а г о д а р я к о т о р о й он как бы п р о сы п а е т ся о т тяж ел о го с н а . . . П р е м ь е р а - ч е р е з н е д е лю в П и т е р е . «П рикованны й» - с о вм е с тн а я р а б о т а россий ских и б е л о р у с ских к и н ем а т о гр аф и с т о в , снят н а деньги Госкино РФ н а «Лен- ф ильм е» при уча стии «Б е ла - ру сьф ильм а» . - Владимир Васильевич, н е сколько лет назад вы сняли свою первую картину «Ботани ческий сад», которая была от мечена на VI Международном ‘естивале «Золотой витязь». Ъчему вдруг решили встать по ту сторону камеры. - Д а в с е по той же причине. Э т о бы ло вр ем я , когд а руш и лись в се ц енно сти , в к и н о т е а т р а х ш ла о д н а грязь и м е р зо ст ь . М н е з а х о т е л о с ь п о к а з а т ь что -то с в е т л о е , ч е л о в е ч н о е . Т еп ер ь вот у м еня готов п р о е к т ф и льм а «Ч ерны е б е р е ты» о см утном н а ч а л е 90-х. С ц е н а р и й Н и ко л ая И в а н о в а , он военный ж у рн ал и с т и п и с а тель , с а м п р ош е л А ф ган , ч е ченский плен . В к а р ти н е и с то рия двух мужчин, которы х судь б а своди т у Б е л о г о д о м а в а в густе. З а н я т т е а т р а л ьны м и п р о е к тами . П о с т а ви л д в а сп ектакля по п ь е с ам М и х аил а В а р ф о л о м е е в а - «Миленький ты мой» (его н е д а в н о п о к а з а л и по. к а н ал у «Культура») и «Голоса» . П о сл едний - п р е м ь е р а , е е уж е видели м и нч ан е , а н а днях в е з е м «Г олоса» в ту р н е по Д а л ь нем у Востоку - В л ади во сток , Х а б а р о в с к , П е т р о п а в л о в с к - Камчатский . О б а сп ектакля - с о в р е м е н н ы е истории о лю б ви . П о -с в о ем у о ч е н ь ром ан ти чны е . - У вас ведь тоже была своя романтическая история, из-за которой вы бросили М оскву и переехали в Минск? - Д а , я ' у ех ал из М осквы , влю бивш ись н а съ ем к ах к а р т и ны «Волки» в худож ника -грим е - р а . Мы прож или с ней м но го л ет , были счастливы , но жизнь н а с все -таки р а з в е л а . О б а п о к а зы в ал и с в ою с а м о д о с т а т о ч ность , что в конц е концов и р а з р уш и л о лю б о в ь . - А дети у ва с есть? - Д в е дочки . С т а рш е й 2 8 л е т , о н а ж и в е т в М о с к в е . М л а дш ей , м и нч ан к е , 20 . О б е к т е а т р у и кино н и к ако го о т н о ш ения н е им ею т , видимо , я не см о г з а р а з и т ь . С т а рш а я р а б о т а е т в т о р г о в л е , как моя м а м а , а м л а дш а я п о к а в поиске . Я х о чу пом очь , н о н е з н аю чем . У м еня в жизни в с е гд а была , цель, хотя н е в с е . с р а з у с к л а ды в а ло сь . Я че ты р е го д а р о б о т а л в Т е а т р е С о в е т с к о й Армии м е б ел ьщ и к ом , т а с к а л р ек ви зи т по с ц е н е - ж д ал с в о е г о ч а с а . А они , чувствую , ж д ать не хотят... А в ш тат т е а т р а м еня взяли , ко гд а я сы гр ал в «В о схож д е нии» у Л а р и сы Ш епи тько , это моя к р е с тн а я м а т ь в кино. • - В пьесе «Миленький ты мой» вы показываете историю с очень нашенским сюжетом: герой проходит ч ер е з пагуб ную страсть к алкоголю , из этой ямы е го вытаскивает жен щина. Вы это знаете по своем у опыту - извините з а вопрос... - Ч е р е з э то прош ли м но ги е м ои д р у з ь я -а к т е р ы / н е в с е су м ели выстоять в том п о еди н к е , многих я п о т ер я л . А с ам . . . Бог х р анил . Я всю жизнь з а н и м а л с я с п о р т о м , го в о р я т , д а ж е н а д еж ды п о д а в а л в л егкой а т л е т и к е и б о к с е . Я и с е й ч а с р е г у л я р н о по п о л т о р а ч а с а колочу грушу в т р е н а ж е р н о м з а л е . И, к он еч но , б а н я . П ож ал уй , э то м о е с а м о е лю б и м о е уд о во л ь с тви е . У н а с н а студии « Б е л а р у с ь - фильм» с во я п а р н а я . - А после баньки? - Только пиво , я кр еп ки е н а питки п о с л е д н е е вр ем я н е у п о т р е б л яю . Я и курить б р о с и л уж е ч е ты р е м е с я ц а . - На экран е вы всегда с у р о вы, малоулыбчивы, а в жизни? - Д а , с виду я жесткий му жик, н о это н е п р а в д а . Внутри в м ам у , а о н а о ч е н ь д о б ры й , мягкий ч е л о в е к . М н е 5 6 л е т , я ничего н е нажил . П е р в о й ж ен е о с т а в и л к в а р ти р у в М о с к в е , в то р о й - в М инске . С е й ч а с жи ву в о б щ а г е при студии. С т р ою т р е т ью к в а р ти р у , с о б с тв ен н ую . Я м н о го сн им ал ся , получал х о р ош и е деньги . Жил н а ш и р о кую ногу, д р у з е й водил в р е с т о р а н ы , м н е х о т е л о с ь с д е л а т ь при ятн о е . Деньги для м еня ни ко гд а н е были ф е тиш ем . В этом я а б с о л ю т н о русский . Беседовала Нелли ПРОТОРСКАЯ. М ИНСК - МОСКВА . СЮЖЕТЫ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ - ДЕЛО ВЫГОДНОЕ Житель Тулы Н и кол ай М а т в е е в п о к а з а л п р и м е р то го , как принципиальност ь м ож е т о б е р нуться дополни тел ьным з а р а б о тком . Н е д а в н о о н выиграл иск проти в м е с тн ой т е л е р а д и о ком пании . Граж д анин М а т в е е в счел н а р уш ен и ем своих п о т р е бительских п р а в з а м е н у з а я в л е н н о г о в т е л е п р о г р а м м е ф и льм а «Н е буди те спящ ую с о б аку» н а кон ц ер т Аллы П у г ач е вой в подд ерж ку о д н о г о из с о п ерн и ко в Василия С т а р о д у б ц е ва в б о р ь б е з а г у б е р н а т о р с к о е к р е с л о . Как за я ви л туляк, и з - з а т ак ой н е р а в н о ц е н н о й зам ены он испытал «сильнейш ие н р а в ственны е с тр ад ан и я» . Их-то суд и оц ен и л в 7 0 0 р у б л ей , к о т о ры е т е л е к а н а л выплатит М а т в е е в у в к а ч е с т в е у щ е р б а . Плю с к этом у г у б е р н а т о р В а си лий С т а р о д у б ц е в , о ц ен и в ж ест , при гласил Н и колая М а т в е е в а н а р а б о т у в о б л а с т н ую а д м и ни стр ацию . А ещ е го в о р ят , з а принципы с т р а д аю т . . . Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. АРТИСТА ОБИДЕТЬ ЛЮ БО Й МОЖЕТ Ч р е з в ы ч а й н о е п р о и сш е с т вие н а р уш и л о ц и р к о в о е п р е д с т а в л е н и е , к о т о р о е д а в а л и в Б е л г о р о д е з а е з ж и е ар ти с ты . Когда н а а р е н у выш ла группа м е д в е д е й , н е ож и д а н н о у п а л а м е т а л л и ч е с к а я конструкция . С испуга к о с о л а п а я а р т и с т к а п о т е р я л а о р и ен т ац ию и б р о с и л а с ь в з а л , вы зв ав настоящ ий п е р е п о л о х в с т а н е зр и т е л е й . П о с л е т а к о г о с т р е с с а п р о д о л жить выступление а р т и с т к а не см о гл а , д а и зри т е ли п р е д п о чли р а з о й т и с ь , н е дож и д ая с ь к онц а п р ед с т авл ен и я . Виталий МУХИН. БЕЛГОРОД . «СЕРПАСТЫЙ» НЕ ГОРИТ П о всей России м ен яю т п а с п о р т а , и зб а вл яя н а с е л е н и е от н а сл еди я с о в е т с к о й эпохи . А куда д е в а ю т с т а р ы е д о к ум ен ты? Ваш р о стовс ки й к о р р е с п о н д е н т л и ч н о п о б ы в а л н а п р о ц е д у р е сжи гания к р а с н о к о жих книжиц. 3 0 -кило гр ам м овы й м еш о к с о стары ми п а с п о р т ам и приш ло сь п ер ево д и т ь в пепел полдня: р а з л ож е н н ы е н а м а н галах документы д аж е п о л и в а ли б ен зи н ом : с о в е т с к и е д о к у менты гор ят о ч ен ь плохо . Хачик ХУТЛУБЯН. РО С ТО В -н а -ДОНУ . ПОЧТИ ПО БУЛГАКОВУ Н Е С О Б А Ч Ь Е С Е Р Д Ц Е ДОЛЖНА ЛИ СОБАКА СЛУЖИТЬ НАУКЕ? СПОР МЕЖДУ МЕДИКАМИ И ЗАЩИТНИКАМИ ЖИВОТНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - И НЕТ В НЕМ ПРАВЫХ И ВИНОВАТЫХ... Эту собаку приручили более года назад. Обаятельная двор няга обитала сначала во дворе, а затем перекочевала в парад ное. У нее была лежанка под лестницей и приличное питание - ей всегда доставались плошка супа, сосиски или мясная косточ ка. Платой за человеческое рас положение стала такая искрен няя, всепобеждающая собачья любовь, что наши соседи реши ли забрать пса к себе домой. Не без колебаний - собака с явны ми признаками бойцовской по роды, вольная, выросшая на улице. Как поведет себя за за пертой дверью? В конце концов решились, но... Утром пес исчез. Ночью бы л а о б л а в а на соб а к , и всех, кто попался под руку, погрузили в машину спец транса и увезли. . При мысли о б этом учреж д е нии любой собачник содро гн ет ся. Ведь бригады по отлову с о б а к , ор гани зованны е ещ е в с о ветские в р ем ен а , со зд аны з а тем , чтобы убивоть. Л ю б о е жи вотное , найд енное н а улице или в подъезде б е з сопровож дения хозяина , считалось б е з н а д з о р ным и подлеж ало уничтожению! • Из 18 р або т авш их в П и тере б ри гад о стал о с ь две , которы е к тому же вынухедены выезжать в пригород . Считается , что нынче с о б а к усыпляют н а врем я , хотя найдется сотня свидетелей того, как несчастных заб и в ал и п а л к а ми или д аж е р асст р ел и в ал и н а глазах у детей . Ну, допустим, «спецы» все-таки потратились на уколы, каждый из которых стоит 9 9 0 рублей (!). П редположим также, что псы выжили (для м ел ких и средних с о б а к утверж ден ная д о з а детинола смертельна) . Что потом? Для убитых или недобитых о р гани зован крем аторий н а го р о д ской в етерин арной станции. Ко гда н ад соседними дом ами с т е лется черный дым, жильцы явст венно слышат истошные вопли и лай . Для чудом выживших сущ е ствует два пути. Их могут приво лочь но так называемый «пункт передержки городской станции по б о р ь б е с болезнями , живот ных», откуда многих вышвырива ют Обратно на улицу, а н еко то рых отдаю т в д о бры е руки. Если, конечно , придет кто-то, кто по ж а л е е т б ед ола г . А вот второй путь - самый страшный. Рискну ск а з а т ь - с т р аш н е е крем атория . С н а ч а л а их кормят. Потом лечат . Ну а потом... «На узком операционном столе лежал, раскинувшись, пес Шарик, и голова его беспомощ но колотилась о белую клеенча тую подушку... - Иван Арнольдович, самый важный момент... Впрочем, для него и так никакого шанса нету, - он помолчал, прищуря, глаз, з а глянул в кок бы насмешливо по луприкрытый глаз пса и добавил: - А, знаете, жалко его. Пред ставьте, я привык к нему...» Э то отрывок из «С об ачьего сердца» Булгакова. И эта сц ена повторяется в жизни чуть ли не еж едн евно з а тем исключением, что сотрудники научных л а б о р а торий не успеваю т ни пожалеть, ни привыкнуть к своим подопыт ным. З а четыре м есяца у них бы в а е т три п ри во за по 15 -20 штук в каждом . П робл ем с п о с т ав к а ми нет, ведь б ри гад ам по отлову едино , куда везти пойманных с о б ак . Но иногда животные все же «кончаю тся» , и то гда медики п ро сто выскакивают на улицу и хватаю т первых встречных. И в том и в другом случае п о п а д а ются самы е спокойные, л а с к о вые псы, д оверчи во идущие на зо в человека . Л а б о р а т о р и ю при П ервом медицинском институте - трех этаж но е , н ек а зис то е зд ан и е - всегда о с аж д аю т защитники жи вотных, бол ьш ин ство 'и з которых ищут своих, сорвавшихся с по водка и пропавших питомцев. Зд е сь заблудиться н ево зм ож но - из окон вивария несутся вопли, дикий л ай , протяжные стоны. Случайные прохожие стараю тс я п обы стр ее миновать это жуткое место . В нескольких комнатах в т е с ных клетках томятся будущие подопытные. Н екоторы е из них захлебы ваю тся в яростном лое , другие б е зучастно л еж а т на к а ф е л е , третьи друж елю бно машут хвостом и норовят лизнуть каж дого , кто подходит к вольеру. Врачом б е з разницы , что с о б а к а л а ск о в а я , породистая , ухожен ная и с ошейником , но котором Не всем так повезло, как «космонавтам» Белке и Стрелке: и науке послужили, и в живых остались. порой напи сан тел еф он вла - ловеч еск ая . Так что уходите по дельца . Но этих псов ещ е в принципе можно спасти. Если хозяин будет настойчив, р а зы щ ет сво е го потеряшку и з а п л а тит око л о 2 0 0 рублей - «за уход и сод ерж ани е» , то ему отдадут его овчарку , колли, б о к с е р а или преданную дворнягу.’ Иногда, не отыскав свою , люди выводят чу жую собаку . А вот в посл еоп ер ационную вход, как правило ', з а к а з а н , д а же если точно зн а е т е , где ваш Ш арик . Зд е сь леж ат и скр ом с ан ные, и зр е з ан ны е , и стекающ ие кровью , шитые-перешитые псы. П ер е го р аж и в а я путь плачущим: «С об аки ничем не хуже, а м о жет, и лучше нос. У них есть ум, душ а и сердце!» или р а з ъ я р е н ным, готовым пустить в ход кула ки хо зя евам начальник л а б о р а тории кричит: - Д а , мы ставили, ставим и будем ставить опыты н а с о б а ках. А что, прикаж ете р е з а т ь лю дей ? Между прочим, в наш ем институте была п р о в е д е н а п е р вая- оп ер аци я по а о р т о к о р о н а р ному ш унтированию . П ациен т выжил, он зд оров . Но' для этого пришлось о т р а б о т а т ь методику но псах - у них а о р т а почти че- д о б р у по здорову! Мне р а б о тать н адо . А вот в л а б о р а т о р и и В оенно медицинской н а с о б а к а х п р о в е ряют методики по лечению о гн е стрельных или взрывных р а н е ний. Для этого нескольким псам про стр ели ваю т , наприм ер ; л а пы, подры ваю т н а мине, привя зываю т к спине шашку с троти лом ... Тех, кто выживет, лечат. О б е з б о л и в аю щ е го после о п е рации обычно не д аю т - говорят, у животных ниже б о л ево й порог , д а и з аж и в а е т н а них... правиль но , как н а со б а к ах . «Ток свезло мне, так свезло, - думал Шарик. - Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхож дении нечисто. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть». Увы... в отличие о т булгаков ского Ш ари к а подопытным м е дицинских л а б о р а т о р и й ничего т а к о е не. светит. Все они уже при го во р ены . Д аж е вылечив, изувечат сн о в а . Не пом рет с в о ей смертью - усыпят; А куда их? Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Я Н О И Д О М , О С Т Ы В Ш Е Е П Е Р О ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР, НАЧАТЫЙ В «ДВ» 9 АПРЕЛЯ: КАКИМ БЫТЬ УЧЕБНИКУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «Милосердия отверзи нам...» двери Молитва. М но ги е годы п р е п о д а в а н и я о т е ч е с т в е н н о й и с т о р и и как п р е д м е т а т ем н о го , з а п у т а н н о го, п е р ем ен ч и в о г о п ри водя т п о р о й к убийственны м р е з у л ь т а там . Ш кольники , р о в н о д уш н о п р о л и с т а вш и е скучны е у ч е б н и ки, ст ан о в я т с я в зро с лы м и , пи шут с ам и и учот других. И это ч ащ е вс е го н е р а змыш л ен и я н а д д р ам а ти ч е с к и м и событиями п р ош л о го , а суд - скоры й и б е с пощ адный . П р ош ен и я о пом и л о в ан и и зд е с ь н е приним аю тся . П ричем в се это п р е к р а с н о с о ч е т а е т с я с р а з г о в о р а м и о т о л е р ан тн о с ти и прочих глубоких м атери ях . В н е д а в н е м н о м е р е с е р ь е з н о го м о с к о в с к о г о ж у р н а л а , чьим у ч р е д и т е л ем является М и н и с т ер с т во культуры РФ и С о ю з к и н ем а т о г р аф и с т о в , в р е цен зии н а фильм Г л еб а П а н ф и л о в а , пом им о х а м с т в а , в а д р е с р е ж и с с е р а м ож н о п р о чи та ть о с ем ь е п о с л е д н е г о р у с ск о го ц а ря: «Дочки, кок и в с е п р и н ц е с сы, были дуры . О н и о б о ж а л и у с т р а и в а т ь коллективный плоч и спевки ... Все с е м е й с т в о жило с ч а с т л и в о , хоть и н е слиш ком д о л го , и у м е р л о в один день» . О русских г е н е р а л а х П е р в о й м и р о в о й с к а з а н о , что они «ум е ли то л ько усы пушить». Хочется сп р о си т ь , а слыш ал ли а в т о р ч т о -т о о С а м с о н о в е , г е р о и ч е ски с р аж а вш е м с я в окруж ении , о Б р у сил о в е , чей зн ам ени ты й п р о р ы в с п а с о т р а з г р о м а итальянскую а р м и ю и выручил з ащ и тн и к о в В е р д е н а ? . . Послед*, няя ф р а з а из этой стат ьи , н ап и с а н н о й м олодым и о ч е н ь м о д ным кинокри тиком , - б уд то из б о л ьш е в и с т с к о й ли стовки в о с е м н а д ц а т о г о год а : «Н е с т р а н е п е р е д к е с а р е м каяться - н а о б о рот» . Коллеги н е п р е м е н н о з ам е т я т м н е , что я вы ры ваю из кон тек с т а , не п он им аю в сей тонкости и р о н и ч е с к о г о п р и е м а . Н о о с т аю с ь с у б еж д ен и ем , что есть эбь т а к и е со ы тия в жизни н а р о д а , к ко торы м нель зя п ри к а с а т ь с я п р о с т о т а к , р а д и к р а с н о г о с л о в ц о , р а д и то го , чтобы п о б о л ь н е е о т х л е с т а т ь р е ж и с с е р а н еп о н р о в и вш е го с я т е б е ф иль м а . В спом инаю тся с л о в а р у с ско го м у д р е ц а , с о з д а т е л я «Ф и л о с оф и и о бщ е г о д е л а » Н и колая Ф е д о р о в а , с к а з а н н ы е им с то л е т н а з а д : «Критика как о суж д е н и е есть кощ унство ... О н а о т зы в а е т с я в а р в а р с т в о м д а ж е по о тн ош ен ию к живущим и уж е с о в е р ш е н н о н е п р и л о ж и м а к ум ерш им ...» О н ж е п и с ал , что и стория - это н е тол ько с р а ж е ния, битвы , и с т р е б л е н и е , но и « п о м и н о в е н и е , о п л а к и в а н и е , р а с к а я н и е . . .» Н а с т о ящ а я истори я н е в о з м ож н а б е з положительны х ге р о е в , б е з т р е п е т а , лю б ви и с о с т р а д а н и я к О т е ч е с т в у , б е з р а с с к а з а о том , что, к р о м е п о литиков , п о л к о в о д ц е в и т е р р о ри с то в , были н а Руси подвиж ни ки д о б р о и м и л о с е р д и я . Был нр авс тв ен ны й подвиг , который , как го в о рил Восилий О си п о в и ч Ключевский, н а ч и н а я р о в н о сто л е т н а з а д читать свой з н а м е н и тый курс лекций по ру с ской и с т о ри и , « в сегд а о с т а н е т с я луч шим с т р о и т е л е м о бщ е с т в а . . .» Была истори я с о п р о ти в л ен и я . И стори к А л е к с а н д р Д а н и э л ь пишет: .«С о п р о ти в л е н и е д и к т а ту р е ни ко гд а , д а ж е в с ам ы е черны е годы, н е п р е к р ащ а л о с ь . И м ен н о и с то ри я с о п р о т и в л е ния, о к о т о р о й з а б ы в а ю т в ш кол е , п р и д а е т и с тории выжи вания нр ав с тв ен ны й смысл . Б е з н е е н аш а и стори я с т ан о ви т с я а б с о лю т н о б е з н р а в с т в е н н о й . . . .» И как , го в о р я о тр а г и ч е с к о м для Ро ссии н а ч а л е XX в е к а , не р а с с к а з а т ь д е т ям о вел и кой княгине Е л и з а в е т е Ф е д о р о в н е и с о з д а н н о й ею М а р ф о -М а р и и н - ской о б и т е л и , о движ ении с е с т е р м и ло с ер д и я . О б уди ви тел ь ном г е н е р а л е , п о п е ч и т е л е го с пи тал ей и тю р е м А л е к с а н д р е В л ад им и р о ви ч е Ж и р к е в и ч е , ко т о р о г о с о в р ем ен н и к и с р а в н и вали с д о к т о р о м Г а а з о м . О Ев докии . Р у к авиш ни ковой , постро-- ивш ей в к онц е д е в я т н а д ц а т о г о в е к а м о як н а мы с е с в я то го Ильи, где н аходи тс я о д н о из с а мых оп а сны х м е с т для к о р а б л е й но Ч е р н о м м о р е , - это т м а я к д о сих п о р св е ти т м о р я к ам . О б е с с т р аш н о м В л ад им и р е Г ал ак ти о н ови че К о р о л ен к о , с п а с а в ш е м лю д ей о т р а с п р а в ы в с ам ы е с т р аш н ы е дни Г р аж д а н с к о й войны. О п а т р и а р х е Тихоне , пы тавш ем ся всеми си л ам и о б р а зум и т ь властвующ их , о с т а н о вить о з в е р е вш и х , утеш ить о с и р о т е вш и х , н а к о р м и т ь г о л о д ных... А ско л ько д о б ры х , б л а г о р о д ных лю д ей , е ж е ч а с н о с о в е р ш авш их подвиги м и л о с е р д и я и лю б ви , т а к и о с т а л и с ь для н а с б е з в е с тны м и . Русский ф и л о с о ф Евгений Т р уб ец кой в сп ом и н ал , как вм е с т е с другими б е ж е н ц а ми п р о б и р а л с я из М осквы н а юг Ро ссии и, о к а з а вш и с ь в м а л ен ь к ом г о р о д к е Клинцы б е з н о ч л е г а , вдруг уви д ел о д н о этажный д о м «в че ты р е о к н а по улице ... Я почуял , что тут н айду приют ... Тогда как в других м е с т ах и н а с , и других б еж е н ц е в о б д и р а л и , как м огли , зд е с ь , но- о б о р о т , х о з я е в а о п а с а л и с ь взять с н а с л иш н е е . С р е д и в с е о б щ е г о р а з л о ж е н и я , м е р з о с т и , в о р о в с т в а , эк сп л у а т ац и и и вся че ской нечистоты вдруг это т у голок .., с о х р а н и вш и й Божий м ир и Бож ью б л а г о д а т ь . И к а ж ется , в с е б у д ущ е е Р оссии з а висит о т то го , м н о го или м а л о в ней у ц е л е л о таких невед омы х людям , но Богу ведомых у гол ков...» Этих одиноких лю д ей не вм е щ а е т ж е л е з н а я л о ги к а собы тий . О н и н е п р е д у см о тр ены той с х е м ой , где д ей ствую т «м ассы» , п о д е л ен н ы е н а «л агер я» . Б л а г о р о д с т в о и п о движ ничество п о с р е д и подло сти , п р е д а т е л ь с т в а и х а о с а - э то в с е г д а з а г а д к а . А з а г а д о к наш и учебники не л ю бят. О н и хотят в с е объ ясни ть и по том у вс е н е о б ъ я с н и м о е п р о с т о о т б р а сы в аю т . Н о б е з т е п л ой веры в ч у д е сн о е , в н е о б ъ яс н им о е р а ц и о н а л ь н о - почти в с е в р у сской и с т о р и и т ем н о и б е с см ы с л ен н о . Василий А н д р е е ви ч Ж уков ский , великий русский поэт и о д н о в р е м е н н о з а м е ч а т е л ь н ы й п е д а г о г , н а с т а в н и к б у д ущ е г о и м п е р а т о р а А л е к с а н д р а I!, счи т а л , что и стория «долж н а быть гл ав ною н аукою ... И сто ри я , о с в ящ ен н ая р ел и ги ей , в о с п л а м е нит... лю б о в ь к вели ком у , с т р е м л е н и е к б л а г о т в о р н о й с л а в е , у в аж е н и е к чело в еч е с т ву . . .» « О с в я щ е н н а я р е л и г и е й » - э то с к а з а н о н е то л ь к о лиш ь о связи истории с П р о в и д е н и ем , с Божиим П р ом ы сл ом , н о о поч ти тел ьном и с о с т р а д а т е л ь н о м о тн ош ен и и к с т р а н и ц а м л е т о п и сей . Ведь н а них, как го в о рил Г ерцен , з а п е к л а с ь кровь с о б ы тий, к р о в ь м учени ков и г е р о е в . Н е ск о л ь к о л е т н а з а д в и з д а те л ь с тв е «Н а у к а » выш ла з а м е ч а т е л ь н а я книга «Р у с ско е п о д вижничество» . С р е д и е е а в т о ров . т а к и е учены е , как С е р г е й А в е р и н ц е в и В алентин Янин, Б о р и с Р ы б а к о в и С и гу р д Шмидт, Б о р и с Е горов и М ихаил Г а с п а р о в . А п о с в ящ е н а книга тем , кто , как с к а з а н о в п р е д и сл о ви и , «не склонился п е р е д т р е б о в а н и я м и в л а с т и , п е р е д оф и ц и а л ь н о й и д ео л о ги е й , кто б е з з а в е т н о и б е с к о ры с т н о тр у дился н а ниве р у сской культуры, науки , п р о с в ещ ен и я . . .» Н о кни га и з д а н а м ал ен ьким , почти с е кретным т и р аж о м - 7 5 0 э к з е м п л я р о в , н е х в а т а е т то л ько гр иф а «для с л уж е б н о го п о л ь зо в ан и я» . А ведь т а к а я с т р о г о н а у ч н а я и в то ж е вр ем я у в л е к а т е л ь н а я книга м о гл а бы быть н е з а м е н и мым п о с о б и е м для ш кольников с т а рш и х к л а с с о в , с т у д е н т о в , учи телей . Э т о ж е почти готовый учебни к , который м ож н о бы ло бы т а к и н а з в а т ь - «Р у с ско е подвиж ничество» . Н о п о к а наш и и зд а т е л и го нят многотысячными ти р аж ам ! п с е в д о и с т о р и ч е с к и е сочин ени Г.В. Н о с о в с к о го , А.Т. Ф оменкс и Ко, спекулируя н а в о л н е инте р е с а к и с то ри и , н а лю д ской д о в ер ч и в о с ти , п р е в р ащ а я науку ! п о д о б и е к а р т о ч н о г о шулерстве и д о в е р ш а я « р а зр у х у в голо вах» каким -то уж е сю р р е а л и стическим х а о с о м . Р у сский м ы с л и т е л ь С е м е 1 Лю дви гович Ф р а н к в 1 924 год' с к а з а л с л о в а , к о т о ры е могл! бы с т а т ь э п и г р аф о м к том ' у чебни ку и с тории О т е ч е с т в а ко торы й , вери т с я , о б я з а т ел ьн с б у д е т н ап и с ан : «Мы понимаеА н аш у о бщ ую гр е х о в н о с т ь п ер е ; р о д и н о й . . , мы полны лю б ви I ж ал о с ти . . . Мы б л а г о д а р н ы Б о г з а в е с ь п ройд енны й нами путь как бы тяжек он ни был ... Вели кая м и р о в а я см ута н аш е г о в р е м ени ...есть н е б ес смы сл ен н о е н а г р о м о ж д е н и е б е с ц е л ьны : з в е р с т в , м е р з о с т е й и с т р а д а ний. Э т о е с т ь тяжкий путь чисти лищ а ...» Дмитрий ШЕВАРОВ ОТ РЕДАКЦИИ В одном из ближайших вы пусков «ДВ» мы опубликуем очерк об удивительной судьбе патриарха Тихона. О каких ма лоизвестных фигурах русское истории вам бы хотелось про читать? Мыждем ваших писем УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано МинистерствомРФпо делам печати, телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ЛИ№ 77-7161. Распространяетсявкачестве приложениякгазетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: ФСизый- Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж B. Симонов. Телефон для справок: (095) 257 -37 -92 . А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Т елефон /факс отдела рекламы: (095) 257 -37 -83 . C. Заворотный, В-КачУРИН, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: ЬПр://Ыогп 1 .асК.го. Е-таН: *огтк@асЛ.ги © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. [Ч е Т я б и н с к ^ (КаЗОНЬ)' «Севееный кУРьеР» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень/ «Челябинский рабочие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz