Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

В ГОСТЯХ У «ДВ» - НАСТОЯЩИЙ М УЖ И К ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН После телесериала «Даль* нобойщики» народный артист Белоруссии Владимир Гостю­ хин переживает новый виток популярности. Фильмпроката* ли по телеканалам Белорус­ сии, Украины, дважды в Рос­ сии - ивсюду согромнымуспе­ хом. Похоже, зрители соскучи­ лись по нормальным героям - не суперменам, ментам и бан­ дитам, а простым работягам, надежным и‘верным вдружбе мужикам... - Владимир Васильевич, вы сыграли в кино б о л ее пятидеся­ ти ролей, среди них и очень заметные. На Зап аде актеры с именем сериалы избегают. А вы почему согласились - платят хорош о? - В ообщ е-то я тож е к с е р и ­ ал о м отнош усь скептически. А тут прочитал сц ен ар и й первых сери й «Д альнобойщ иков» и п о­ чувствовал - мое! О щ ущ ен и е, что я д ав н о -знаю этих лю дей, С аш о к и Ф е д о р - они живые, у зн аваем ы е. Я никогда не б е ­ русь за то, что м не не н р ави т­ ся Д аж е и з-за ден ег, хотя они лишними не бы ваю т. П росты е наш и со гр аж д ан е, которы е тя­ ж ело добы ваю т свой хлеб, с о ­ всем исчезли с эк р ан а. А таких лю дей - норм альны х, со вестл и ­ вых, нравственны х, с л а в а Богу, в России больш инство. Я боялся, что м о е и зо дня в день м елькан и е на эк р ан е зр и ­ теля утомит. Н о этого, говорят, не случилось, з а что сп аси б о м о ем у гер ою Ф едо р у : он в р о ­ д е полож ительный, но не хо­ дульный. - Но кино сегодня - это п ре­ жде всего бизнес. Потому со­ вестливость, нравственность на экране - что-то наподобие прошлогоднего снега... • А когда зри телю н авязы ва­ ют н и зм ен н о е, за в я за н н о е на инстинктах, на сам о м живот­ ном , что есть в чело веке, - это какой снег? Я п ри держ иваю сь той точки зрен и я, что русском у человеку не аб со лю тн ая св о ­ б о д а нуж на, а отсутствие н е­ воли. С в о б о д а в искусстве от­ ветствен н а, д аж е для больших художников. Вот фильм С оку­ р о в а о Л ен и н е. Т ам так см акуется физический р асп ад ... Т акая с в о б о д а б е зн р а в с тв е н ­ н а, п отом у что лю б о ваться п р ед см ер тн о й агони ей - грех. Где вы с ей ч ас услышите хо­ р о ш е е п р о Р оссию , п р о лю ­ дей, ко то ры е живут н о р м ал ь­ н о? А ведь кто-то ходит в ц ер ­ ковь, в о с ст ан ав л и в ает р а з р у ­ ш енны е храмы , с а ж а е т лес, что-то у м еет и д ел ае т. Н о по­ чему-то считается, что это «не­ св о б о д а» , н еи н тер есн о , нико­ му не н адо . У н ас отним аю т волю к ж и зни, н а с а ж д а ю т страх и н еу вер ен н о сть в зав т­ р аш н ем дн е, вы биваю т почву из-под ног. П оэтом у д аж е т а ­ кие б ес х и т р о стн ы е фильмы , в р о д е «Д альнобойщ иков», - как глоток чистой воды. - Вы часто играете мужиков, выбравших самую тяжелую р а ­ боту. В «Дальнобойщиках»г на­ пример, лихо водите огромную фуру. Откуда опыт? - Ну, п одъехать, отъехать - это я научился. Т рен и ровался на «МА Зе» п ер ед съемкам и. Н о водить, как это д ел аю т во­ ди тел и -п р оф есси о н алы , конеч­ но, н е могу. Хотя н а веку п е р е ­ играл разны х водителей - в «Урге», в «Случайных п ассаж и ­ рах», д а если присм отреться, чуть ли не в каж дой карти н е я за рулем . А в жизни у м еня и м аш ины -то св о ей никогда не было. К ак-то получил с р а з у две прем ии подряд - . как лучший ак т е р з а картины «Н аш б р о н е ­ поезд» и «С м и р ен н о е кладби­ ще». О тлож и л их н а м аш ину - у м еня как р а з о ч е р ед ь подхо­ ди ла - и уехал н а съемку. П ри­ езж аю , леж ит за в е тн а я откры т­ ка, а н а п о р о ге гай д ар о вск ая р е ф о р м а ... М аш и н а сто и л а 16 тысяч ру бл ей , а с т а л а - 3 0 0 тысяч. Я н а свои сб ер еж ен и я см ог купить электр о д р ел ь, о н а как р а з н а 16 тысяч потянула. Так что ту м ою м аш ину, м ож но считать, украл Егор Тимурович. Только сей ч ас я купил стары й «жигуленок», учусь водить по- н астоящ ем у. - Ваш не очень молодой ге­ рой не на шутку влюбился и готов был все бросить к ногам бойкой провинциальной кра­ сотки. Вы одобряете такую несолидность? - А д у м аете, так в жизни не б ы вает? У меня сколько р а з случалось, я человек влю бчи­ вый. О т лю бви никто не з а ­ стр ах о в ан , но не каждый сп о ­ со б е н все бр о си ть и н ачать сн а ч а л а . М ой Ф е д о р Иваныч так и не смог, хотя поры в был. П о-человечески это у беди тель­ но. Н орм альны й, зд оровы й му­ жик, сохрйнил в с е б е пылкость, н есм отря на седину... - А мужская дружба, надеж­ ность, верность - это только в кино осталось? . - Как у кого. Я всегда был вер ен своим друзьям , как и они м не. С е й ч а с м уж ская д р у ж б а, - повод для ю м о р а. В отнош ениях верх б е р е т р а с ­ четливость. М не эти законы не по нутру. Я с ю ности верю в идеалы мужской друж бы , когда спина к спине... Я п рош ел все в м о ем родн о м С вердловске: улицу, хулиганство, дво р о вы е драки . Я и сей ч ас убеж ден: б е з этих «университетов» н асто я­ щим мужиком вы расти трудно. - Ваши работы в кино, з а ­ мешанные на такой вот прямо­ линейности, вызывают упреки критиков: жизнь все-таки не столь романтична, в ней много полутонов... • Я д а в н о никак н е отнош усь к критике. Вот м еня в третий р а з выдвигаю т на «Нику» за роль ге н е р а л а в кар ти н е «С каз п ро Ф ед о та-стр ел ь ц а» . М еня уж е выдвигали з а «С м и рен н ое кладбищ е», з а «Ургу» - н е д а ­ ли. Н е дадут и н а этот р аз. «С трелец» - это фильм как р а з о прям олинейной русской ду­ ш е, к о то р ая м ож ет упасть ни­ ж е некуда и очень вы соко под­ няться. - Откуда такая мрачная у ве­ ренность. А вдруг дадут? - Н е дадут, там своя тусов­ ка. Я в н ее не вписываю сь. Н о м еня это и не о с о б е н н о волну­ ет. О ц е н и в а е т зр и тель, его м н ен ие для меня с а м о е важ ­ н ое. С к о р о н а экраны выйдет фильм и звестн ого б ел о р у сс к о ­ го р еж и с с е р а В алерия Ры ба- р е в а . К арти н а, дум аю , будет р азд р а ж а т ь ещ е б о л ьш е - там п о к а за н а цельность русского чел о в ек а, его п ри верж ен н ость н ац и о н ал ьн ы м трад иц и ям . П р а в д а , н есо в р ем ен н ая т р а к ­ то вк а? Я нисколько не и деал и ­ зирую русского ч ело в ек а, в нем м ного чего п о н ам еш ан о , в том числе грязного, мутного. Н о есть гл авн о е - цельность и достоин ство, которы е помогли выжить н аш ем у н ароду. - Кого вы играете в этом фильме? - М ой герой - бывший кад­ ровый оф и ц ер , п рош ел Аф ган, в 9 0 -е годы п опал в излом. П е­ рем ены б о л ьн о удари ли , он уш ел в отш ельничество, в нику­ да. Н о однаж ды в его жизни появляется девуш ка, б л аго д ар я ко то р о й он как бы п р о сы п ает­ ся о т тяж елого сн а... П р ем ь ер а - ч е р е з н ед елю в П и тер е. «П рикованны й» - со вм естн ая р а б о т а российских и б е л о р у с ­ ских к и н ем ато гр аф и сто в, снят на деньги Госкино РФ на «Лен- ф ильме» при участии «Бела- русьф ильм а». - Владимир Васильевич, не­ сколько лет назад вы сняли свою первую картину «Ботани­ ческий сад», которая была от­ мечена на VI Международном ‘естивале «Золотой витязь». Ъчему вдруг решили встать по ту сторону камеры. - Д а все по той же причине. Э то бы ло врем я, когда руш и­ лись все ценности, в к и н о теа­ тр ах ш ла о д н а грязь и м е р ­ зость. М не зах о тел о сь п о к а­ зать что-то светло е, чел о в еч ­ н ое. Т еперь вот у м еня готов п роект ф ильм а «Ч ерны е б е р е ­ ты» о см утном н а ч а л е 90-х. С ц ен ар и й Н иколая И в а н о в а , он военный ж урн али ст и п и са­ тель, са м п рош ел А ф ган, ч е­ ченский плен. В к ар ти н е и сто­ рия двух мужчин, которы х судь­ б а сводит у Б елого д о м а в а в ­ густе. З ан я т театральны м и п р о ек ­ там и. П оставил д ва спектакля по п ьесам М ихаила В а р ф о л о ­ м е е в а - «Миленький ты мой» (его н ед ав н о п о к азал и по. к а ­ н алу «Культура») и «Голоса». П оследний - п р е м ь е р а , е е уж е видели м и нчане, а н а днях в е ­ зем «Г олоса» в турн е по Д ал ь ­ нем у Востоку - В ладивосток, Х а б а р о в с к , П е т р о п а в л о в с к - Камчатский. О б а спектакля - со вр ем ен н ы е истории о лю бви. П о-своем у очень ром античны е. - У вас ведь тоже была своя романтическая история, из-за которой вы бросили М оскву и переехали в Минск? - Д а, я ' уехал из М осквы, влю бивш ись н а съем ках к ар ти ­ ны «Волки» в худож ника-грим е- р а. Мы прож или с ней м ного лет, были счастливы , но жизнь н ас все-таки р а зв е л а . О б а п о ­ казы вали свою са м о д о с та то ч ­ ность, что в конце концов и р азр уш и л о лю бовь. - А дети у вас есть? - Д ве дочки. С тарш ей 28 л ет, о н а ж и вет в М о ск ве. М ладш ей , м инчанке, 20. О б е к теат р у и кино никакого о тн о ­ ш ения н е им ею т, видимо, я не см ог зар а зи ть . С тарш ая р а б о ­ т а е т в то р го вл е, как моя м ам а, а м ладш ая п ока в поиске. Я хо­ чу пом очь, н о не зн аю чем. У м еня в жизни всегда была, цель, хотя не в с е . с р а з у ск л ады ва­ лось. Я четы ре года р о б о т а л в Т еатр е С о ветск о й Армии м е ­ бельщ и ком , таск а л реквизит по сц ен е - ж дал сво его ч а са. А они, чувствую , ж дать не хотят... А в ш тат т е а т р а м еня взяли, когда я сы грал в «В осхож де­ нии» у Л ар и сы Ш епитько, это моя к р естн ая м ать в кино. • - В пьесе «Миленький ты мой» вы показываете историю с очень нашенским сюжетом: герой проходит через пагуб­ ную страсть к алкоголю, из этой ямы его вытаскивает жен­ щина. Вы это знаете по своем у опыту - извините за вопрос... - Ч е р е з это прош ли м ногие м ои д р у зья -ак тер ы / не все су­ м ели выстоять в том поединке, многих я п отерял. А сам ... Бог хранил. Я всю жизнь зан и м ал ся сп о р то м , говорят, д а ж е н ад еж ­ ды п о д ав а л в легкой атлети ке и б о к се. Я и с ей ч ас регулярн о по п о л то р а ч а с а колочу грушу в т р ен аж ер н о м за л е . И, кон еч­ но, бан я. П ож алуй, это м о е с а ­ м о е лю б и м о е удовольствие. У н а с н а студии « Б е л а р у сь - фильм» своя п ар н ая . - А после баньки? - Только пиво, я крепкие н а ­ питки п о сл ед н ее врем я не у п о ­ тр еб ляю . Я и курить б р о си л уж е четы ре м есяц а. - На экране вы всегда с ур о ­ вы, малоулыбчивы, а в жизни? - Д а, с виду я жесткий му­ жик, н о это н еп р ав д а . Внутри в м ам у, а о н а очен ь добры й, мягкий человек. М не 5 6 лет, я ничего н е нажил. П ер во й ж ене о стави л квар ти р у в М оскве, второй - в М инске. С е й ч ас жи­ ву в о б щ а г е при студии. С тр ою третью кварти ру, собствен н ую . Я м ного сн им ался, получал х о ­ р ош и е деньги. Жил н а ш и р о ­ кую ногу, д р у зей водил в р е с ­ то р ан ы , м н е хо тел о сь сделать приятное. Деньги для м еня ни­ когда не были ф етиш ем . В этом я аб с о л ю тн о русский. Беседовала Нелли П РОТОРСК АЯ. М ИНСК - МОСКВА . СЮЖЕТЫ П Р И Н Ц И П И А Л Ь Н О С Т Ь - Д Е ЛО ВЫ ГОДНО Е Житель Тулы Н иколай М ат­ веев п о к аза л п р и м ер того, как принципиальность м ож ет о б е р ­ нуться дополнительным з а р а ­ ботком . Н ед авн о он выиграл иск против м естной т е л е р а д и о ­ ком пании. Граж данин М атвеев счел н ар уш ен и ем своих п о тр е ­ бительских п р ав зам ен у за я в ­ л ен н о го в т е л е п р о г р а м м е ф ильм а «Н е будите спящ ую с о ­ баку» на концерт Аллы П угаче­ вой в поддерж ку о дн ого из с о ­ перников Василия С т а р о д у б ц е ­ ва в б о р ь б е за гу б ер н ато р ск о е к ресло. Как заявил туляк, и з-за такой н ер авн о ц ен н о й зам ены он испытал «сильнейш ие н р а в ­ ственны е страдан и я». Их-то суд и оценил в 7 0 0 ру бл ей , кото­ ры е тел ек ан а л выплатит М ат­ веев у в к а ч е с тв е у щ е р б а . Плю с к этом у гу б ер н ато р В аси­ лий С тар о д у б ц ев, оц ен и в ж ест, пригласил Н иколая М а тв еев а на р аб о т у в о бл астн ую ад м и ­ нистрацию . А ещ е говорят, за принципы страд аю т... Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. АРТИСТА ОБИДЕТЬ Л Ю Б О Й МОЖ ЕТ Ч р е зв ы ч а й н о е п р о и сш е с т ­ вие н аруш и ло ц и р к о во е п р ед ­ ставлен и е, к о то р о е д ав а л и в Б е л го р о д е за е зж и е артисты . Когда н а а р е н у выш ла группа м едведей , н еож и дан н о у п ал а м еталли ческая конструкция. С испуга к о со л ап ая ар ти стк а п о­ тер я л а о р и ен тац ию и б р о с и ­ л ась в за л , вы звав настоящ ий п ер еп о л о х в стан е зр и телей . П о сл е такого с тр е с с а п р о д о л ­ жить выступление ар ти стк а не см огла, д а и зри тели п р ед п о ­ чли р азо й ти сь, не дож идаясь конца п редставлен и я. Виталий МУХИН. БЕЛГОРОД. «СЕРПАСТЫЙ» НЕ ГОРИТ П о всей России м еняю т п а с ­ п о р та, избавляя н асел ен и е от н аследия советской эпохи. А куда д ев а ю т стар ы е докум ен ­ ты? Ваш ростовский к о р р е с ­ п о н ден т ли чн о п о б ы в ал н а п р о ц ед у р е сжигания к р асн о к о ­ жих книжиц. 30-килограм м овы й м еш ок со стары м и п асп о р там и приш лось п ереводить в пепел полдня: р азл ож ен н ы е н а м а н ­ галах документы д аж е п о л и ва­ ли бен зи ном : советски е доку­ менты горят очень плохо. Хачик ХУТЛУБЯН. РО С ТО В -на-ДОНУ . ПОЧТИ ПО БУЛГАКОВУ Н Е С О Б А Ч Ь Е С Е Р Д Ц Е ДОЛЖ НА ЛИ СОБАКА СЛУЖИТЬ НАУКЕ? СПОР М ЕЖ ДУ М Е Д И КАМ И И ЗАЩ И ТН И К АМ И ЖИВОТНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - И НЕТ В НЕМ ПРАВЫХ И ВИНОВАТЫХ... Эту собаку приручили более года назад. Обаятельная двор­ няга обитала сначала во дворе, а затем перекочевала в парад­ ное. У нее была лежанка под лестницей и приличное питание - ей всегда доставались плошка супа, сосиски или мясная косточ­ ка. Платой за человеческое рас­ положение стала такая искрен­ няя, всепобеждающая собачья любовь, что наши соседи реши­ ли забрать пса к себе домой. Не без колебаний - собака с явны­ ми признаками бойцовской по­ роды, вольная, выросшая на улице. Как поведет себя за за­ пертой дверью? В конце концов решились, но... Утром пес исчез. Ночью бы­ л а о б л ава на собак, и всех, кто попался под руку, погрузили в машину спецтранса и увезли. . При мысли о б этом учреж де­ нии любой собачник содрогнет­ ся. Ведь бригады по отлову с о ­ бак, организованны е ещ е в с о ­ ветские врем ен а, созданы з а ­ тем, чтобы убивоть. Л ю бое жи­ вотное, найденное на улице или в подъезде б ез сопровож дения хозяина, считалось б е зн а д зо р ­ ным и подлеж ало уничтожению! • Из 18 работавш их в П итере бригад осталось две, которы е к тому же вынухедены выезжать в пригород. Считается, что нынче со б ак усыпляют на время, хотя найдется сотня свидетелей того, как несчастных заби вали п ал ка­ ми или даж е расстреливали на глазах у детей. Ну, допустим, «спецы» все-таки потратились на уколы, каждый из которых стоит 9 9 0 рублей (!). П редположим также, что псы выжили (для м ел­ ких и средних со бак утверж ден­ ная д о за детинола смертельна). Что потом? Для убитых или недобитых о р ­ ганизован крем аторий н а город­ ской ветеринарной станции. Ко­ гда над соседними дом ам и сте­ лется черный дым, жильцы явст­ венно слышат истошные вопли и лай. Для чудом выживших сущ е­ ствует два пути. Их могут приво­ лочь но так называемый «пункт передержки городской станции по б о р ьбе с болезнями, живот­ ных», откуда многих вышвырива­ ют Обратно на улицу, а некото­ рых отдаю т в добры е руки. Если, конечно, придет кто-то, кто по­ ж алеет бедолаг. А вот второй путь - самый страшный. Рискну сказать - страш н ее крем атория. С н ач ал а их кормят. Потом лечат. Ну а потом... «На узком операционном столе лежал, раскинувшись, пес Шарик, и голова его беспомощ­ но колотилась о белую клеенча­ тую подушку... - Иван Арнольдович, самый важный момент... Впрочем, для него и так никакого шанса нету, - он помолчал, прищуря, глаз, за ­ глянул в кок бы насмешливо по­ луприкрытый глаз пса и добавил: - А, знаете, жалко его. Пред­ ставьте, я привык к нему...» Это отрывок из «С обачьего сердца» Булгакова. И эта сцена повторяется в жизни чуть ли не еж едневно за тем исключением, что сотрудники научных л а б о р а ­ торий не успеваю т ни пожалеть, ни привыкнуть к своим подопыт­ ным. З а четыре м есяца у них бы­ вает три п ривоза по 15-20 штук в каждом. П роблем с поставка­ ми нет, ведь бригадам по отлову едино, куда везти пойманных со ­ бак. Но иногда животные все же «кончаю тся», и тогда медики просто выскакивают на улицу и хватаю т первых встречных. И в том и в другом случае п о п ада­ ются самы е спокойные, л аско ­ вые псы, доверчиво идущие на зов человека. Л аб о р ато р и ю при П ервом медицинском институте - трех­ этаж ное, неказистое здание - всегда осаж даю т защитники жи­ вотных, больш инство'из которых ищут своих, сорвавшихся с по­ водка и пропавших питомцев. Здесь заблудиться невозм ож но - из окон вивария несутся вопли, дикий лай , протяжные стоны. Случайные прохожие стараю тся побы стрее миновать это жуткое место. В нескольких комнатах в тес­ ных клетках томятся будущие подопытные. Н екоторы е из них захлебы ваю тся в яростном лое, другие безучастно леж ат на ка­ ф ел е, третьи друж елю бно машут хвостом и норовят лизнуть каж ­ дого, кто подходит к вольеру. Врачом б ез разницы, что со б а к а ласковая, породистая, ухожен­ ная и с ошейником, но котором Не всем так повезло, как «космонавтам» Белке и Стрелке: и науке послужили, и в живых остались. порой написан телеф он вла- ловеческая. Так что уходите по дельца. Но этих псов ещ е в принципе можно спасти. Если хозяин будет настойчив, р азы ­ щ ет своего потеряшку и за п л а ­ тит около 200 рублей - «за уход и содерж ание», то ему отдадут его овчарку, колли, б о к се р а или преданную дворнягу.’ Иногда, не отыскав свою , люди выводят чу­ жую собаку. А вот в послеоперационную вход, как правило', зак а зан , д а ­ же если точно зн аете, где ваш Ш арик. Здесь леж ат искром сан­ ные, и зрезанны е, истекающ ие кровью , шитые-перешитые псы. П ерегораж ивая путь плачущим: «С обаки ничем не хуже, а м о­ жет, и лучше нос. У них есть ум, душ а и сердце!» или р азъ яр ен ­ ным, готовым пустить в ход кула­ ки хозяевам начальник л а б о р а ­ тории кричит: - Д а, мы ставили, ставим и будем ставить опыты на с о б а ­ ках. А что, прикаж ете р езать лю ­ дей? Между прочим, в наш ем институте была п роведена п ер ­ вая- операция по ао р т о к о р о н а р ­ ному ш унтированию . П ациент выжил, он здоров. Но' для этого пришлось о тр аб о тать методику но псах - у них а о р т а почти че- д обру по здорову! Мне р а б о ­ тать надо. А вот в л аб о р ато р и и В оенно­ медицинской на со баках п р о ве­ ряют методики по лечению огне­ стрельных или взрывных р а н е ­ ний. Для этого нескольким псам простреливаю т, наприм ер; л а ­ пы, подры ваю т н а мине, привя­ зываю т к спине шашку с троти­ лом... Тех, кто выживет, лечат. О безбо л и ваю щ его после о п е­ рации обычно не даю т - говорят, у животных ниже болевой порог, д а и заж и вает на них... правиль­ но, как н а собаках. «Ток свезло мне, так свезло, - думал Шарик. - Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхож­ дении нечисто. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть». Увы... в отличие от булгаков­ ского Ш арика подопытным м е­ дицинских л аб о р ато р и й ничего такое не. светит. Все они уже приговорены . Д аж е вылечив, изувечат снова. Не пом рет сво­ ей смертью - усыпят; А куда их? Ирина КЕД РОВ А. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Я Н О И Д О М , О С Т Ы В Ш Е Е П Е Р О ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР, НАЧАТЫЙ В «ДВ» 9 АПРЕЛЯ: К А К И М БЫТЬ УЧЕБНИКУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «Милосердия отверзи нам...» двери Молитва. М ногие годы п р еп о д аван и я о те ч е с тв е н н о й и сто р и и как п р ед м ета тем н ого, зап у т ан н о ­ го, п ер ем ен чи во го приводят п о ­ рой к убийственны м р езу л ь та­ там . Ш кольники, ровн одуш н о п роли ставш и е скучные учебн и ­ ки, становятся взрослы м и, пи­ шут сам и и учот других. И это ч ащ е всего не размыш ления н ад драм ати ч ески м и событиями прош лого, а суд - скоры й и б е с ­ пощ адный. П рош ен и я о пом и­ л ован и и зд есь н е принимаю тся. П ричем все это п р е к р а с н о с о ­ четается с р а зг о в о р а м и о то л е ­ ран тн ости и прочих глубоких м атериях. В н ед ав н ем н о м е р е с е р ь е з ­ н о го м о с к о в с к о го ж у р н а л а , чьим учреди телем является М и­ н и стерство культуры РФ и С о ­ ю з ки н ем ато гр аф и сто в, в р е ­ цензии на фильм Г леба П ан ф и ­ л о в а , пом им о х ам ства, в а д р е с р е ж и с с е р а м ож н о прочитать о сем ье п оследн его русского ц а ­ ря: «Дочки, кок и все при н ц ес­ сы, были дуры. О н и о б о ж ал и у стр аи вать коллективный плоч и спевки... Все сем ей ство жило счастли во, хоть и не слиш ком долго, и у м ер л о в один день». О русских ге н е р ал ах П ер во й м и р о во й с к а за н о , что они «ум е­ ли только усы пушить». Хочется сп роси ть, а слыш ал ли а в т о р что-то о С а м с о н о в е , гер о и ч е­ ски ср аж авш ем ся в окруж ении, о Б русилове, чей знам ениты й п р о р ы в с п а с о т р а з г р о м а итальянскую ар м и ю и выручил защ итников В ер ден а?.. Послед*, няя ф р а з а из этой статьи, н ап и ­ сан н о й м олодым и очень м о д­ ным кинокритиком , - будто из больш еви стской листовки в о ­ сем н ад ц ато го года: «Н е стр а н е п ер ед к е с а р е м каяться - н а о б о ­ рот». Коллеги н еп р ем ен н о зам етят м не, что я вы ры ваю из контек­ ста, не поним аю всей тонкости и рон и ческого п р и ем а. Н о о с ­ таю сь с убеж ден и ем , что есть эбь так и е со ы тия в жизни н а р о д а , к которы м нельзя при касаться п р о с т о так , р а д и к р а с н о г о словц о, р ади того, чтобы п о­ б о л ь н ее отхлестать р еж и с с е р а н еп он рови вш егося т е б е ф иль­ м а. В спом инаю тся сл о в а рус­ ского м у д р ец а, со зд ател я «Ф и­ л о соф и и о бщ его д ел а» Н иколая Ф е д о р о в а , ск азан н ы е им сто л ет н азад : «Критика как осуж ­ д ен и е есть кощ унство... О н а о т­ зы вается в а р в а р с т в о м д аж е по отн ош ен ию к живущим и уж е с о в е р ш е н н о н еп р и л о ж и м а к ум ерш им ...» О н ж е писал, что история - это не только с р а ж е ­ ния, битвы, и стр еб л ен и е, но и « п о м и н о в е н и е , о п л а к и в а н и е , раскаян и е...» Н асто ящ ая история н е в о з­ м ож н а б е з положительны х ге­ р о е в , б е з тр е п е т а , лю бви и с о ­ стр ад ан и я к О теч еству , б е з р а с с к а з а о том , что, к р о м е п о ­ литиков, п олководц ев и т е р р о ­ ристов, были на Руси подвиж ни­ ки д о б р о и м и лосерди я. Был нравственны й подвиг, который, как говорил Восилий О си п ови ч Ключевский, н ачи н ая р о в н о сто лет н а за д читать свой зн ам ен и ­ тый курс лекций по русской ис­ тории, «всегда о стан ется луч­ шим стр о и тел ем о бщ еств а...» Была история соп роти влен и я. И сторик А л ек сан д р Д ан иэль пишет: .«С о п р о ти влен и е ди кта­ туре никогда, д а ж е в сам ы е черны е годы, не п р ек р ащ ал о сь . И м ен н о история с о п р о ти в л е ­ ния, о кото р о й за б ы в а ю т в ш коле, п р и д ает истории выжи­ вания нравственны й смысл. Без н ее н аш а история стан ови тся аб с о лю тн о б езн р авствен н о й ....» И как, говоря о тр аги ческо м для России н а ч а л е XX век а, не р а с с к а з а т ь детям о великой княгине Е ли завете Ф е д о р о в н е и со зд ан н о й ею М ар ф о -М а р и и н - ской оби тели , о движ ении с е с ­ т е р м и лосерди я. О б удивитель­ ном ге н е р а л е , п оп ечи теле гос­ питалей и тю р ем А л ек сан д р е В ладим ировиче Ж и ркеви че, ко­ то р о го со вр ем ен н и ки с р а в н и ­ вали с д о к то р о м Г аазо м . О Ев­ докии. Р укавиш никовой, постро-- ивш ей в конце д евятн ад ц ато го века м ояк н а мы се святого Ильи, где находится о д н о из с а ­ мых опасны х м ест для к о р а б л е й но Ч ер н о м м о р е , - этот м аяк до сих п о р светит м о р як ам . О б е с ­ стр аш н о м В ладим ире Г алакти о­ н овиче К ор о л ен ко , с п асав ш е м лю дей о т р асп р ав ы в сам ы е с тр аш н ы е дни Г р аж д ан ск о й войны. О п а тр и а р х е Тихоне, пы тавш ем ся всем и силам и о б ­ разум ить властвующ их, о с т а н о ­ вить о звер евш и х , утеш ить о с и ­ р о тевш и х , н ак о р м и ть го л о д ­ ных... А сколько добры х, б л а г о р о д ­ ных лю дей, е ж е ч а с н о с о в е р ­ ш авш их подвиги м и лосерди я и лю бви, так и о стал и сь для н ас безвестны м и . Русский ф и л о со ф Евгений Т рубецкой всп ом и н ал, как вм есте с другими б е ж е н ц а ­ ми п р о б и р ал ся из М осквы на юг России и, о к аза вш и с ь в м а ­ леньком го р о д к е Клинцы б е з н о чл ега, вдруг увидел о д н о ­ этажный до м «в четы ре о к н а по улице... Я почуял, что тут найду приют... Тогда как в других м е с ­ тах и н ас, и других беж ен ц ев о б д и р а л и , как м огли, зд есь, но- о б о р о т , х о зя е в а о п а с а л и с ь взять с н а с л иш н ее. С р еди в се­ о б щ его р азл о ж ен и я, м ер зо сти , во р о в ст в а, эксплуатации и вся­ ческой нечистоты вдруг этот уголок.., сох р ан и вш и й Божий м ир и Бож ью б л аго д ать. И к а ­ ж ется, все будущ ее России з а ­ висит о т того, м н ого или м а л о в ней у ц ел ел о таких неведомы х людям, но Богу ведомых угол­ ков...» Этих одиноких лю дей не вм е­ щ ает ж ел езн ая логика собы тий. О н и не предусм отрены той сх е­ м ой, где действую т «м ассы», п о ­ д ел ен н ы е на «лагеря». Б л аго ­ ро дство и подвиж ничество п о ­ сред и подлости, п р ед ател ьства и х а о с а - это всегда загад к а. А загад о к наш и учебники не л ю ­ бят. О н и хотят все объяснить и потом у все н ео б ъ ясн и м о е п р о ­ сто о тб р асы ваю т. Н о б е з теп ­ лой веры в ч у д есн о е, в н ео б ъ ­ ясним ое р ац и о н ал ь н о - почти все в русской и стори и тем н о и бессм ы слен н о. Василий А н дрееви ч Ж уков­ ский, великий русский поэт и о д н о в р е м е н н о зам еч ател ь н ы й п едаго г, н аставн и к бу дущ его и м п е р а т о р а А л ек сан д р а I!, счи­ тал , что история «долж на быть главною наукою ... И стория, о с ­ вящ енная религией, в о сп л ам е­ нит... лю б о вь к великом у, с т р е ­ м лен ие к б л аго тв о р н о й с л ав е, у важ ен и е к человечеству...» « О с в я щ е н н а я р ел и ги ей » - это с к а з а н о не только лиш ь о связи истории с П р о ви ден и ем , с Божиим П ром ы слом , н о о поч­ тительном и со стр а д ател ь н о м отн ош ен и и к стр ан и ц ам л ето п и ­ сей. Ведь н а них, как говорил Герцен, за п е к л а с ь кровь со б ы ­ тий, кровь м учеников и гер о ев. Н есколько л ет н а з а д в и зд а ­ тельстве «Н аука» выш ла з а м е ­ чател ьн ая книга «Р усское п од­ вижничество». С р еди е е а в т о ­ ров. так и е учены е, как С ер гей А вери н ц ев и Валентин Янин, Б о р и с Р ы б ак о в и С игурд Шмидт, Б о р и с Е горов и М ихаил Г асп ар о в. А п о свящ ен а книга тем , кто, как с к а з а н о в п р еди ­ словии, «не склонился п ер ед т р е б о в а н и я м и вл асти , п е р е д оф и ц и альн ой идеологией , кто б е з з а в е т н о и б еск о ры стн о тру­ дился на ниве русской культуры, науки, п росвещ ен и я...» Н о кни­ га и зд а н а м аленьким , почти с е ­ кретным ти р аж о м - 7 5 0 эк зем п ­ л яр о в, н е х в ата ет только гриф а «для сл уж ебн ого п ользования». А ведь так ая стр о го н аучн ая и в то ж е врем я увл ек ательн ая книга м огла бы быть н е за м е н и ­ мым п о со б и ем для ш кольников старш и х к л а с с о в , сту д ен то в, учителей. Э то ж е почти готовый учебник, который м ож н о бы ло бы так и н азв а ть - «Р усское подвиж ничество». Н о пока наш и и здатели го­ нят многотысячными тираж ам ! п севд о и сто р и ческ и е сочинени Г.В. Н о со вск о го , А.Т. Ф оменкс и Ко, спекулируя н а волн е инте р е с а к истории, на лю дской до верчи вости , п р е в р ащ а я науку ! п о д о б и е к ар то ч н о го шулерстве и д о в е р ш а я «р азр у х у в голо вах» каким -то уж е сю р р еал и стическим х ао со м . Русский м ы сли тель С е м е 1 Лю двигович Ф р а н к в 1924 год' с к а за л сл о в а , ко то ры е могл! бы стать эп и гр аф о м к том ' учебнику истории О теч еств а которы й, верится, обязательн с будет н ап и сан : «Мы понимаеА наш у общ ую греховн ость п ере; роди н ой .., мы полны лю бви I ж алости... Мы б л аго д ар н ы Б о г з а весь пройденны й нам и путь как бы тяжек он ни был... Вели кая м и р о в ая см ута н аш его вре м ени ...есть не бессмы сленное н а гр о м о ж д е н и е бесцельны : звер ств, м е р зо стей и с т р а д а ний. Э то есть тяжкий путь чисти лищ а...» Дмитрий ШЕВА РОВ ОТ РЕДАКЦИИ В одном из ближайши х вы пусков «ДВ» мы опубликуем очерк об удивительной судьбе патриарха Тихона. О каких ма лоизвестных фигурах русское истории вам бы хотелось про читать? Мыждем ваших писем УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано МинистерствомРФпо делам печати, телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ЛИ№ 77-7161. Распространяетсявкачестве приложениякгазетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: ФСизый- Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж B. Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C. Заворотный, В-КачУРИН, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: ЬПр://Ыогп 1 .асК.го. Е-таН: *огтк@асЛ.ги © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. [Ч е Т я б и н с к ^ (КаЗОНЬ)' «Севееный кУРьеР» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень/ «Челябинский рабочие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz