Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
В ГОСТЯХ У «ДВ» - НАСТОЯЩИЙ М УЖ И К ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН После телесериала «Даль* нобойщики» народный артист Белоруссии Владимир Гостю хин переживает новый виток популярности. Фильмпроката* ли по телеканалам Белорус сии, Украины, дважды в Рос сии - ивсюду согромнымуспе хом. Похоже, зрители соскучи лись по нормальным героям - не суперменам, ментам и бан дитам, а простым работягам, надежным и‘верным вдружбе мужикам... - Владимир Васильевич, вы сыграли в кино б о л ее пятидеся ти ролей, среди них и очень заметные. На Зап аде актеры с именем сериалы избегают. А вы почему согласились - платят хорош о? - В ообщ е-то я тож е к с е р и ал о м отнош усь скептически. А тут прочитал сц ен ар и й первых сери й «Д альнобойщ иков» и п о чувствовал - мое! О щ ущ ен и е, что я д ав н о -знаю этих лю дей, С аш о к и Ф е д о р - они живые, у зн аваем ы е. Я никогда не б е русь за то, что м не не н р ави т ся Д аж е и з-за ден ег, хотя они лишними не бы ваю т. П росты е наш и со гр аж д ан е, которы е тя ж ело добы ваю т свой хлеб, с о всем исчезли с эк р ан а. А таких лю дей - норм альны х, со вестл и вых, нравственны х, с л а в а Богу, в России больш инство. Я боялся, что м о е и зо дня в день м елькан и е на эк р ан е зр и теля утомит. Н о этого, говорят, не случилось, з а что сп аси б о м о ем у гер ою Ф едо р у : он в р о д е полож ительный, но не хо дульный. - Но кино сегодня - это п ре жде всего бизнес. Потому со вестливость, нравственность на экране - что-то наподобие прошлогоднего снега... • А когда зри телю н авязы ва ют н и зм ен н о е, за в я за н н о е на инстинктах, на сам о м живот ном , что есть в чело веке, - это какой снег? Я п ри держ иваю сь той точки зрен и я, что русском у человеку не аб со лю тн ая св о б о д а нуж на, а отсутствие н е воли. С в о б о д а в искусстве от ветствен н а, д аж е для больших художников. Вот фильм С оку р о в а о Л ен и н е. Т ам так см акуется физический р асп ад ... Т акая с в о б о д а б е зн р а в с тв е н н а, п отом у что лю б о ваться п р ед см ер тн о й агони ей - грех. Где вы с ей ч ас услышите хо р о ш е е п р о Р оссию , п р о лю дей, ко то ры е живут н о р м ал ь н о? А ведь кто-то ходит в ц ер ковь, в о с ст ан ав л и в ает р а з р у ш енны е храмы , с а ж а е т лес, что-то у м еет и д ел ае т. Н о по чему-то считается, что это «не св о б о д а» , н еи н тер есн о , нико му не н адо . У н ас отним аю т волю к ж и зни, н а с а ж д а ю т страх и н еу вер ен н о сть в зав т р аш н ем дн е, вы биваю т почву из-под ног. П оэтом у д аж е т а кие б ес х и т р о стн ы е фильмы , в р о д е «Д альнобойщ иков», - как глоток чистой воды. - Вы часто играете мужиков, выбравших самую тяжелую р а боту. В «Дальнобойщиках»г на пример, лихо водите огромную фуру. Откуда опыт? - Ну, п одъехать, отъехать - это я научился. Т рен и ровался на «МА Зе» п ер ед съемкам и. Н о водить, как это д ел аю т во ди тел и -п р оф есси о н алы , конеч но, н е могу. Хотя н а веку п е р е играл разны х водителей - в «Урге», в «Случайных п ассаж и рах», д а если присм отреться, чуть ли не в каж дой карти н е я за рулем . А в жизни у м еня и м аш ины -то св о ей никогда не было. К ак-то получил с р а з у две прем ии подряд - . как лучший ак т е р з а картины «Н аш б р о н е поезд» и «С м и р ен н о е кладби ще». О тлож и л их н а м аш ину - у м еня как р а з о ч е р ед ь подхо ди ла - и уехал н а съемку. П ри езж аю , леж ит за в е тн а я откры т ка, а н а п о р о ге гай д ар о вск ая р е ф о р м а ... М аш и н а сто и л а 16 тысяч ру бл ей , а с т а л а - 3 0 0 тысяч. Я н а свои сб ер еж ен и я см ог купить электр о д р ел ь, о н а как р а з н а 16 тысяч потянула. Так что ту м ою м аш ину, м ож но считать, украл Егор Тимурович. Только сей ч ас я купил стары й «жигуленок», учусь водить по- н астоящ ем у. - Ваш не очень молодой ге рой не на шутку влюбился и готов был все бросить к ногам бойкой провинциальной кра сотки. Вы одобряете такую несолидность? - А д у м аете, так в жизни не б ы вает? У меня сколько р а з случалось, я человек влю бчи вый. О т лю бви никто не з а стр ах о в ан , но не каждый сп о со б е н все бр о си ть и н ачать сн а ч а л а . М ой Ф е д о р Иваныч так и не смог, хотя поры в был. П о-человечески это у беди тель но. Н орм альны й, зд оровы й му жик, сохрйнил в с е б е пылкость, н есм отря на седину... - А мужская дружба, надеж ность, верность - это только в кино осталось? . - Как у кого. Я всегда был вер ен своим друзьям , как и они м не. С е й ч а с м уж ская д р у ж б а, - повод для ю м о р а. В отнош ениях верх б е р е т р а с четливость. М не эти законы не по нутру. Я с ю ности верю в идеалы мужской друж бы , когда спина к спине... Я п рош ел все в м о ем родн о м С вердловске: улицу, хулиганство, дво р о вы е драки . Я и сей ч ас убеж ден: б е з этих «университетов» н асто я щим мужиком вы расти трудно. - Ваши работы в кино, з а мешанные на такой вот прямо линейности, вызывают упреки критиков: жизнь все-таки не столь романтична, в ней много полутонов... • Я д а в н о никак н е отнош усь к критике. Вот м еня в третий р а з выдвигаю т на «Нику» за роль ге н е р а л а в кар ти н е «С каз п ро Ф ед о та-стр ел ь ц а» . М еня уж е выдвигали з а «С м и рен н ое кладбищ е», з а «Ургу» - н е д а ли. Н е дадут и н а этот р аз. «С трелец» - это фильм как р а з о прям олинейной русской ду ш е, к о то р ая м ож ет упасть ни ж е некуда и очень вы соко под няться. - Откуда такая мрачная у ве ренность. А вдруг дадут? - Н е дадут, там своя тусов ка. Я в н ее не вписываю сь. Н о м еня это и не о с о б е н н о волну ет. О ц е н и в а е т зр и тель, его м н ен ие для меня с а м о е важ н ое. С к о р о н а экраны выйдет фильм и звестн ого б ел о р у сс к о го р еж и с с е р а В алерия Ры ба- р е в а . К арти н а, дум аю , будет р азд р а ж а т ь ещ е б о л ьш е - там п о к а за н а цельность русского чел о в ек а, его п ри верж ен н ость н ац и о н ал ьн ы м трад иц и ям . П р а в д а , н есо в р ем ен н ая т р а к то вк а? Я нисколько не и деал и зирую русского ч ело в ек а, в нем м ного чего п о н ам еш ан о , в том числе грязного, мутного. Н о есть гл авн о е - цельность и достоин ство, которы е помогли выжить н аш ем у н ароду. - Кого вы играете в этом фильме? - М ой герой - бывший кад ровый оф и ц ер , п рош ел Аф ган, в 9 0 -е годы п опал в излом. П е рем ены б о л ьн о удари ли , он уш ел в отш ельничество, в нику да. Н о однаж ды в его жизни появляется девуш ка, б л аго д ар я ко то р о й он как бы п р о сы п ает ся о т тяж елого сн а... П р ем ь ер а - ч е р е з н ед елю в П и тер е. «П рикованны й» - со вм естн ая р а б о т а российских и б е л о р у с ских к и н ем ато гр аф и сто в, снят на деньги Госкино РФ на «Лен- ф ильме» при участии «Бела- русьф ильм а». - Владимир Васильевич, не сколько лет назад вы сняли свою первую картину «Ботани ческий сад», которая была от мечена на VI Международном ‘естивале «Золотой витязь». Ъчему вдруг решили встать по ту сторону камеры. - Д а все по той же причине. Э то бы ло врем я, когда руш и лись все ценности, в к и н о теа тр ах ш ла о д н а грязь и м е р зость. М не зах о тел о сь п о к а зать что-то светло е, чел о в еч н ое. Т еперь вот у м еня готов п роект ф ильм а «Ч ерны е б е р е ты» о см утном н а ч а л е 90-х. С ц ен ар и й Н иколая И в а н о в а , он военный ж урн али ст и п и са тель, са м п рош ел А ф ган, ч е ченский плен. В к ар ти н е и сто рия двух мужчин, которы х судь б а сводит у Б елого д о м а в а в густе. З ан я т театральны м и п р о ек там и. П оставил д ва спектакля по п ьесам М ихаила В а р ф о л о м е е в а - «Миленький ты мой» (его н ед ав н о п о к азал и по. к а н алу «Культура») и «Голоса». П оследний - п р е м ь е р а , е е уж е видели м и нчане, а н а днях в е зем «Г олоса» в турн е по Д ал ь нем у Востоку - В ладивосток, Х а б а р о в с к , П е т р о п а в л о в с к - Камчатский. О б а спектакля - со вр ем ен н ы е истории о лю бви. П о-своем у очень ром античны е. - У вас ведь тоже была своя романтическая история, из-за которой вы бросили М оскву и переехали в Минск? - Д а, я ' уехал из М осквы, влю бивш ись н а съем ках к ар ти ны «Волки» в худож ника-грим е- р а. Мы прож или с ней м ного лет, были счастливы , но жизнь н ас все-таки р а зв е л а . О б а п о казы вали свою са м о д о с та то ч ность, что в конце концов и р азр уш и л о лю бовь. - А дети у вас есть? - Д ве дочки. С тарш ей 28 л ет, о н а ж и вет в М о ск ве. М ладш ей , м инчанке, 20. О б е к теат р у и кино никакого о тн о ш ения н е им ею т, видимо, я не см ог зар а зи ть . С тарш ая р а б о т а е т в то р го вл е, как моя м ам а, а м ладш ая п ока в поиске. Я хо чу пом очь, н о не зн аю чем. У м еня в жизни всегда была, цель, хотя не в с е . с р а з у ск л ады ва лось. Я четы ре года р о б о т а л в Т еатр е С о ветск о й Армии м е бельщ и ком , таск а л реквизит по сц ен е - ж дал сво его ч а са. А они, чувствую , ж дать не хотят... А в ш тат т е а т р а м еня взяли, когда я сы грал в «В осхож де нии» у Л ар и сы Ш епитько, это моя к р естн ая м ать в кино. • - В пьесе «Миленький ты мой» вы показываете историю с очень нашенским сюжетом: герой проходит через пагуб ную страсть к алкоголю, из этой ямы его вытаскивает жен щина. Вы это знаете по своем у опыту - извините за вопрос... - Ч е р е з это прош ли м ногие м ои д р у зья -ак тер ы / не все су м ели выстоять в том поединке, многих я п отерял. А сам ... Бог хранил. Я всю жизнь зан и м ал ся сп о р то м , говорят, д а ж е н ад еж ды п о д ав а л в легкой атлети ке и б о к се. Я и с ей ч ас регулярн о по п о л то р а ч а с а колочу грушу в т р ен аж ер н о м за л е . И, кон еч но, бан я. П ож алуй, это м о е с а м о е лю б и м о е удовольствие. У н а с н а студии « Б е л а р у сь - фильм» своя п ар н ая . - А после баньки? - Только пиво, я крепкие н а питки п о сл ед н ее врем я не у п о тр еб ляю . Я и курить б р о си л уж е четы ре м есяц а. - На экране вы всегда с ур о вы, малоулыбчивы, а в жизни? - Д а, с виду я жесткий му жик, н о это н еп р ав д а . Внутри в м ам у, а о н а очен ь добры й, мягкий человек. М не 5 6 лет, я ничего н е нажил. П ер во й ж ене о стави л квар ти р у в М оскве, второй - в М инске. С е й ч ас жи ву в о б щ а г е при студии. С тр ою третью кварти ру, собствен н ую . Я м ного сн им ался, получал х о р ош и е деньги. Жил н а ш и р о кую ногу, д р у зей водил в р е с то р ан ы , м н е хо тел о сь сделать приятное. Деньги для м еня ни когда не были ф етиш ем . В этом я аб с о л ю тн о русский. Беседовала Нелли П РОТОРСК АЯ. М ИНСК - МОСКВА . СЮЖЕТЫ П Р И Н Ц И П И А Л Ь Н О С Т Ь - Д Е ЛО ВЫ ГОДНО Е Житель Тулы Н иколай М ат веев п о к аза л п р и м ер того, как принципиальность м ож ет о б е р нуться дополнительным з а р а ботком . Н ед авн о он выиграл иск против м естной т е л е р а д и о ком пании. Граж данин М атвеев счел н ар уш ен и ем своих п о тр е бительских п р ав зам ен у за я в л ен н о го в т е л е п р о г р а м м е ф ильм а «Н е будите спящ ую с о баку» на концерт Аллы П угаче вой в поддерж ку о дн ого из с о перников Василия С т а р о д у б ц е ва в б о р ь б е за гу б ер н ато р ск о е к ресло. Как заявил туляк, и з-за такой н ер авн о ц ен н о й зам ены он испытал «сильнейш ие н р а в ственны е страдан и я». Их-то суд и оценил в 7 0 0 ру бл ей , кото ры е тел ек ан а л выплатит М ат веев у в к а ч е с тв е у щ е р б а . Плю с к этом у гу б ер н ато р В аси лий С тар о д у б ц ев, оц ен и в ж ест, пригласил Н иколая М а тв еев а на р аб о т у в о бл астн ую ад м и нистрацию . А ещ е говорят, за принципы страд аю т... Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. АРТИСТА ОБИДЕТЬ Л Ю Б О Й МОЖ ЕТ Ч р е зв ы ч а й н о е п р о и сш е с т вие н аруш и ло ц и р к о во е п р ед ставлен и е, к о то р о е д ав а л и в Б е л го р о д е за е зж и е артисты . Когда н а а р е н у выш ла группа м едведей , н еож и дан н о у п ал а м еталли ческая конструкция. С испуга к о со л ап ая ар ти стк а п о тер я л а о р и ен тац ию и б р о с и л ась в за л , вы звав настоящ ий п ер еп о л о х в стан е зр и телей . П о сл е такого с тр е с с а п р о д о л жить выступление ар ти стк а не см огла, д а и зри тели п р ед п о чли р азо й ти сь, не дож идаясь конца п редставлен и я. Виталий МУХИН. БЕЛГОРОД. «СЕРПАСТЫЙ» НЕ ГОРИТ П о всей России м еняю т п а с п о р та, избавляя н асел ен и е от н аследия советской эпохи. А куда д ев а ю т стар ы е докум ен ты? Ваш ростовский к о р р е с п о н ден т ли чн о п о б ы в ал н а п р о ц ед у р е сжигания к р асн о к о жих книжиц. 30-килограм м овы й м еш ок со стары м и п асп о р там и приш лось п ереводить в пепел полдня: р азл ож ен н ы е н а м а н галах документы д аж е п о л и ва ли бен зи ном : советски е доку менты горят очень плохо. Хачик ХУТЛУБЯН. РО С ТО В -на-ДОНУ . ПОЧТИ ПО БУЛГАКОВУ Н Е С О Б А Ч Ь Е С Е Р Д Ц Е ДОЛЖ НА ЛИ СОБАКА СЛУЖИТЬ НАУКЕ? СПОР М ЕЖ ДУ М Е Д И КАМ И И ЗАЩ И ТН И К АМ И ЖИВОТНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - И НЕТ В НЕМ ПРАВЫХ И ВИНОВАТЫХ... Эту собаку приручили более года назад. Обаятельная двор няга обитала сначала во дворе, а затем перекочевала в парад ное. У нее была лежанка под лестницей и приличное питание - ей всегда доставались плошка супа, сосиски или мясная косточ ка. Платой за человеческое рас положение стала такая искрен няя, всепобеждающая собачья любовь, что наши соседи реши ли забрать пса к себе домой. Не без колебаний - собака с явны ми признаками бойцовской по роды, вольная, выросшая на улице. Как поведет себя за за пертой дверью? В конце концов решились, но... Утром пес исчез. Ночью бы л а о б л ава на собак, и всех, кто попался под руку, погрузили в машину спецтранса и увезли. . При мысли о б этом учреж де нии любой собачник содрогнет ся. Ведь бригады по отлову с о бак, организованны е ещ е в с о ветские врем ен а, созданы з а тем, чтобы убивоть. Л ю бое жи вотное, найденное на улице или в подъезде б ез сопровож дения хозяина, считалось б е зн а д зо р ным и подлеж ало уничтожению! • Из 18 работавш их в П итере бригад осталось две, которы е к тому же вынухедены выезжать в пригород. Считается, что нынче со б ак усыпляют на время, хотя найдется сотня свидетелей того, как несчастных заби вали п ал ка ми или даж е расстреливали на глазах у детей. Ну, допустим, «спецы» все-таки потратились на уколы, каждый из которых стоит 9 9 0 рублей (!). П редположим также, что псы выжили (для м ел ких и средних со бак утверж ден ная д о за детинола смертельна). Что потом? Для убитых или недобитых о р ганизован крем аторий н а город ской ветеринарной станции. Ко гда над соседними дом ам и сте лется черный дым, жильцы явст венно слышат истошные вопли и лай. Для чудом выживших сущ е ствует два пути. Их могут приво лочь но так называемый «пункт передержки городской станции по б о р ьбе с болезнями, живот ных», откуда многих вышвырива ют Обратно на улицу, а некото рых отдаю т в добры е руки. Если, конечно, придет кто-то, кто по ж алеет бедолаг. А вот второй путь - самый страшный. Рискну сказать - страш н ее крем атория. С н ач ал а их кормят. Потом лечат. Ну а потом... «На узком операционном столе лежал, раскинувшись, пес Шарик, и голова его беспомощ но колотилась о белую клеенча тую подушку... - Иван Арнольдович, самый важный момент... Впрочем, для него и так никакого шанса нету, - он помолчал, прищуря, глаз, за глянул в кок бы насмешливо по луприкрытый глаз пса и добавил: - А, знаете, жалко его. Пред ставьте, я привык к нему...» Это отрывок из «С обачьего сердца» Булгакова. И эта сцена повторяется в жизни чуть ли не еж едневно за тем исключением, что сотрудники научных л а б о р а торий не успеваю т ни пожалеть, ни привыкнуть к своим подопыт ным. З а четыре м есяца у них бы вает три п ривоза по 15-20 штук в каждом. П роблем с поставка ми нет, ведь бригадам по отлову едино, куда везти пойманных со бак. Но иногда животные все же «кончаю тся», и тогда медики просто выскакивают на улицу и хватаю т первых встречных. И в том и в другом случае п о п ада ются самы е спокойные, л аско вые псы, доверчиво идущие на зов человека. Л аб о р ато р и ю при П ервом медицинском институте - трех этаж ное, неказистое здание - всегда осаж даю т защитники жи вотных, больш инство'из которых ищут своих, сорвавшихся с по водка и пропавших питомцев. Здесь заблудиться невозм ож но - из окон вивария несутся вопли, дикий лай , протяжные стоны. Случайные прохожие стараю тся побы стрее миновать это жуткое место. В нескольких комнатах в тес ных клетках томятся будущие подопытные. Н екоторы е из них захлебы ваю тся в яростном лое, другие безучастно леж ат на ка ф ел е, третьи друж елю бно машут хвостом и норовят лизнуть каж дого, кто подходит к вольеру. Врачом б ез разницы, что со б а к а ласковая, породистая, ухожен ная и с ошейником, но котором Не всем так повезло, как «космонавтам» Белке и Стрелке: и науке послужили, и в живых остались. порой написан телеф он вла- ловеческая. Так что уходите по дельца. Но этих псов ещ е в принципе можно спасти. Если хозяин будет настойчив, р азы щ ет своего потеряшку и за п л а тит около 200 рублей - «за уход и содерж ание», то ему отдадут его овчарку, колли, б о к се р а или преданную дворнягу.’ Иногда, не отыскав свою , люди выводят чу жую собаку. А вот в послеоперационную вход, как правило', зак а зан , д а же если точно зн аете, где ваш Ш арик. Здесь леж ат искром сан ные, и зрезанны е, истекающ ие кровью , шитые-перешитые псы. П ерегораж ивая путь плачущим: «С обаки ничем не хуже, а м о жет, и лучше нос. У них есть ум, душ а и сердце!» или р азъ яр ен ным, готовым пустить в ход кула ки хозяевам начальник л а б о р а тории кричит: - Д а, мы ставили, ставим и будем ставить опыты на с о б а ках. А что, прикаж ете р езать лю дей? Между прочим, в наш ем институте была п роведена п ер вая- операция по ао р т о к о р о н а р ному ш унтированию . П ациент выжил, он здоров. Но' для этого пришлось о тр аб о тать методику но псах - у них а о р т а почти че- д обру по здорову! Мне р а б о тать надо. А вот в л аб о р ато р и и В оенно медицинской на со баках п р о ве ряют методики по лечению огне стрельных или взрывных р а н е ний. Для этого нескольким псам простреливаю т, наприм ер; л а пы, подры ваю т н а мине, привя зываю т к спине шашку с троти лом... Тех, кто выживет, лечат. О безбо л и ваю щ его после о п е рации обычно не даю т - говорят, у животных ниже болевой порог, д а и заж и вает на них... правиль но, как н а собаках. «Ток свезло мне, так свезло, - думал Шарик. - Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхож дении нечисто. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть». Увы... в отличие от булгаков ского Ш арика подопытным м е дицинских л аб о р ато р и й ничего такое не. светит. Все они уже приговорены . Д аж е вылечив, изувечат снова. Не пом рет сво ей смертью - усыпят; А куда их? Ирина КЕД РОВ А. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Я Н О И Д О М , О С Т Ы В Ш Е Е П Е Р О ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР, НАЧАТЫЙ В «ДВ» 9 АПРЕЛЯ: К А К И М БЫТЬ УЧЕБНИКУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «Милосердия отверзи нам...» двери Молитва. М ногие годы п р еп о д аван и я о те ч е с тв е н н о й и сто р и и как п р ед м ета тем н ого, зап у т ан н о го, п ер ем ен чи во го приводят п о рой к убийственны м р езу л ь та там . Ш кольники, ровн одуш н о п роли ставш и е скучные учебн и ки, становятся взрослы м и, пи шут сам и и учот других. И это ч ащ е всего не размыш ления н ад драм ати ч ески м и событиями прош лого, а суд - скоры й и б е с пощ адный. П рош ен и я о пом и л ован и и зд есь н е принимаю тся. П ричем все это п р е к р а с н о с о четается с р а зг о в о р а м и о то л е ран тн ости и прочих глубоких м атериях. В н ед ав н ем н о м е р е с е р ь е з н о го м о с к о в с к о го ж у р н а л а , чьим учреди телем является М и н и стерство культуры РФ и С о ю з ки н ем ато гр аф и сто в, в р е цензии на фильм Г леба П ан ф и л о в а , пом им о х ам ства, в а д р е с р е ж и с с е р а м ож н о прочитать о сем ье п оследн его русского ц а ря: «Дочки, кок и все при н ц ес сы, были дуры. О н и о б о ж ал и у стр аи вать коллективный плоч и спевки... Все сем ей ство жило счастли во, хоть и не слиш ком долго, и у м ер л о в один день». О русских ге н е р ал ах П ер во й м и р о во й с к а за н о , что они «ум е ли только усы пушить». Хочется сп роси ть, а слыш ал ли а в т о р что-то о С а м с о н о в е , гер о и ч е ски ср аж авш ем ся в окруж ении, о Б русилове, чей знам ениты й п р о р ы в с п а с о т р а з г р о м а итальянскую ар м и ю и выручил защ итников В ер ден а?.. Послед*, няя ф р а з а из этой статьи, н ап и сан н о й м олодым и очень м о д ным кинокритиком , - будто из больш еви стской листовки в о сем н ад ц ато го года: «Н е стр а н е п ер ед к е с а р е м каяться - н а о б о рот». Коллеги н еп р ем ен н о зам етят м не, что я вы ры ваю из контек ста, не поним аю всей тонкости и рон и ческого п р и ем а. Н о о с таю сь с убеж ден и ем , что есть эбь так и е со ы тия в жизни н а р о д а , к которы м нельзя при касаться п р о с т о так , р а д и к р а с н о г о словц о, р ади того, чтобы п о б о л ь н ее отхлестать р еж и с с е р а н еп он рови вш егося т е б е ф иль м а. В спом инаю тся сл о в а рус ского м у д р ец а, со зд ател я «Ф и л о соф и и о бщ его д ел а» Н иколая Ф е д о р о в а , ск азан н ы е им сто л ет н азад : «Критика как осуж д ен и е есть кощ унство... О н а о т зы вается в а р в а р с т в о м д аж е по отн ош ен ию к живущим и уж е с о в е р ш е н н о н еп р и л о ж и м а к ум ерш им ...» О н ж е писал, что история - это не только с р а ж е ния, битвы, и стр еб л ен и е, но и « п о м и н о в е н и е , о п л а к и в а н и е , раскаян и е...» Н асто ящ ая история н е в о з м ож н а б е з положительны х ге р о е в , б е з тр е п е т а , лю бви и с о стр ад ан и я к О теч еству , б е з р а с с к а з а о том , что, к р о м е п о литиков, п олководц ев и т е р р о ристов, были на Руси подвиж ни ки д о б р о и м и лосерди я. Был нравственны й подвиг, который, как говорил Восилий О си п ови ч Ключевский, н ачи н ая р о в н о сто лет н а за д читать свой зн ам ен и тый курс лекций по русской ис тории, «всегда о стан ется луч шим стр о и тел ем о бщ еств а...» Была история соп роти влен и я. И сторик А л ек сан д р Д ан иэль пишет: .«С о п р о ти влен и е ди кта туре никогда, д а ж е в сам ы е черны е годы, не п р ек р ащ ал о сь . И м ен н о история с о п р о ти в л е ния, о кото р о й за б ы в а ю т в ш коле, п р и д ает истории выжи вания нравственны й смысл. Без н ее н аш а история стан ови тся аб с о лю тн о б езн р авствен н о й ....» И как, говоря о тр аги ческо м для России н а ч а л е XX век а, не р а с с к а з а т ь детям о великой княгине Е ли завете Ф е д о р о в н е и со зд ан н о й ею М ар ф о -М а р и и н - ской оби тели , о движ ении с е с т е р м и лосерди я. О б удивитель ном ге н е р а л е , п оп ечи теле гос питалей и тю р ем А л ек сан д р е В ладим ировиче Ж и ркеви че, ко то р о го со вр ем ен н и ки с р а в н и вали с д о к то р о м Г аазо м . О Ев докии. Р укавиш никовой, постро-- ивш ей в конце д евятн ад ц ато го века м ояк н а мы се святого Ильи, где находится о д н о из с а мых опасны х м ест для к о р а б л е й но Ч ер н о м м о р е , - этот м аяк до сих п о р светит м о р як ам . О б е с стр аш н о м В ладим ире Г алакти о н овиче К ор о л ен ко , с п асав ш е м лю дей о т р асп р ав ы в сам ы е с тр аш н ы е дни Г р аж д ан ск о й войны. О п а тр и а р х е Тихоне, пы тавш ем ся всем и силам и о б разум ить властвующ их, о с т а н о вить о звер евш и х , утеш ить о с и р о тевш и х , н ак о р м и ть го л о д ных... А сколько добры х, б л а г о р о д ных лю дей, е ж е ч а с н о с о в е р ш авш их подвиги м и лосерди я и лю бви, так и о стал и сь для н ас безвестны м и . Русский ф и л о со ф Евгений Т рубецкой всп ом и н ал, как вм есте с другими б е ж е н ц а ми п р о б и р ал ся из М осквы на юг России и, о к аза вш и с ь в м а леньком го р о д к е Клинцы б е з н о чл ега, вдруг увидел о д н о этажный до м «в четы ре о к н а по улице... Я почуял, что тут найду приют... Тогда как в других м е с тах и н ас, и других беж ен ц ев о б д и р а л и , как м огли, зд есь, но- о б о р о т , х о зя е в а о п а с а л и с ь взять с н а с л иш н ее. С р еди в се о б щ его р азл о ж ен и я, м ер зо сти , во р о в ст в а, эксплуатации и вся ческой нечистоты вдруг этот уголок.., сох р ан и вш и й Божий м ир и Бож ью б л аго д ать. И к а ж ется, все будущ ее России з а висит о т того, м н ого или м а л о в ней у ц ел ел о таких неведомы х людям, но Богу ведомых угол ков...» Этих одиноких лю дей не вм е щ ает ж ел езн ая логика собы тий. О н и не предусм отрены той сх е м ой, где действую т «м ассы», п о д ел ен н ы е на «лагеря». Б л аго ро дство и подвиж ничество п о сред и подлости, п р ед ател ьства и х а о с а - это всегда загад к а. А загад о к наш и учебники не л ю бят. О н и хотят все объяснить и потом у все н ео б ъ ясн и м о е п р о сто о тб р асы ваю т. Н о б е з теп лой веры в ч у д есн о е, в н ео б ъ ясним ое р ац и о н ал ь н о - почти все в русской и стори и тем н о и бессм ы слен н о. Василий А н дрееви ч Ж уков ский, великий русский поэт и о д н о в р е м е н н о зам еч ател ь н ы й п едаго г, н аставн и к бу дущ его и м п е р а т о р а А л ек сан д р а I!, счи тал , что история «долж на быть главною наукою ... И стория, о с вящ енная религией, в о сп л ам е нит... лю б о вь к великом у, с т р е м лен ие к б л аго тв о р н о й с л ав е, у важ ен и е к человечеству...» « О с в я щ е н н а я р ел и ги ей » - это с к а з а н о не только лиш ь о связи истории с П р о ви ден и ем , с Божиим П ром ы слом , н о о поч тительном и со стр а д ател ь н о м отн ош ен и и к стр ан и ц ам л ето п и сей. Ведь н а них, как говорил Герцен, за п е к л а с ь кровь со б ы тий, кровь м учеников и гер о ев. Н есколько л ет н а з а д в и зд а тельстве «Н аука» выш ла з а м е чател ьн ая книга «Р усское п од вижничество». С р еди е е а в т о ров. так и е учены е, как С ер гей А вери н ц ев и Валентин Янин, Б о р и с Р ы б ак о в и С игурд Шмидт, Б о р и с Е горов и М ихаил Г асп ар о в. А п о свящ ен а книга тем , кто, как с к а з а н о в п р еди словии, «не склонился п ер ед т р е б о в а н и я м и вл асти , п е р е д оф и ц и альн ой идеологией , кто б е з з а в е т н о и б еск о ры стн о тру дился на ниве русской культуры, науки, п росвещ ен и я...» Н о кни га и зд а н а м аленьким , почти с е кретным ти р аж о м - 7 5 0 эк зем п л яр о в, н е х в ата ет только гриф а «для сл уж ебн ого п ользования». А ведь так ая стр о го н аучн ая и в то ж е врем я увл ек ательн ая книга м огла бы быть н е за м е н и мым п о со б и ем для ш кольников старш и х к л а с с о в , сту д ен то в, учителей. Э то ж е почти готовый учебник, который м ож н о бы ло бы так и н азв а ть - «Р усское подвиж ничество». Н о пока наш и и здатели го нят многотысячными тираж ам ! п севд о и сто р и ческ и е сочинени Г.В. Н о со вск о го , А.Т. Ф оменкс и Ко, спекулируя н а волн е инте р е с а к истории, на лю дской до верчи вости , п р е в р ащ а я науку ! п о д о б и е к ар то ч н о го шулерстве и д о в е р ш а я «р азр у х у в голо вах» каким -то уж е сю р р еал и стическим х ао со м . Русский м ы сли тель С е м е 1 Лю двигович Ф р а н к в 1924 год' с к а за л сл о в а , ко то ры е могл! бы стать эп и гр аф о м к том ' учебнику истории О теч еств а которы й, верится, обязательн с будет н ап и сан : «Мы понимаеА наш у общ ую греховн ость п ере; роди н ой .., мы полны лю бви I ж алости... Мы б л аго д ар н ы Б о г з а весь пройденны й нам и путь как бы тяжек он ни был... Вели кая м и р о в ая см ута н аш его вре м ени ...есть не бессмы сленное н а гр о м о ж д е н и е бесцельны : звер ств, м е р зо стей и с т р а д а ний. Э то есть тяжкий путь чисти лищ а...» Дмитрий ШЕВА РОВ ОТ РЕДАКЦИИ В одном из ближайши х вы пусков «ДВ» мы опубликуем очерк об удивительной судьбе патриарха Тихона. О каких ма лоизвестных фигурах русское истории вам бы хотелось про читать? Мыждем ваших писем УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано МинистерствомРФпо делам печати, телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ЛИ№ 77-7161. Распространяетсявкачестве приложениякгазетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: ФСизый- Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж B. Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C. Заворотный, В-КачУРИН, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: ЬПр://Ыогп 1 .асК.го. Е-таН: *огтк@асЛ.ги © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. [Ч е Т я б и н с к ^ (КаЗОНЬ)' «Севееный кУРьеР» (Петрозаводск), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень/ «Челябинский рабочие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz